Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Информационная политика органов исполнительной власти современного мегаполиса: особенности ее формирования и реализации: На примере деятельности Правительства Москвы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эффективность информационного процесса на практике определяется аналитическим или экспертным путем, сопоставлением множества элементов и характеристик социальной деятельности, например, с ее целями, включает отношение цели и результата, данные о состоянии общественного мнения, в частности — такой его показатель, как информированность населения о деятельности органов власти. Начиная с 1992 года… Читать ещё >

Содержание

  • I. Введение
  • II. Глава 1. Теоретико-концептуальные аспекты 16 информационной политики органов исполнительной власти

Параграф 1. Информация, социальная 16 информация, политическая коммуникация как основа, предмет и средство информационной политики органов исполнительной власти: основные качественные характеристики и функциональные свойства

Параграф 2. Информационная политика органов 49 исполнительной власти: основные теоретические аспекты.

III.

Глава 2. Информационная политика Правительства 78 Москвы: ее формирование и реализация.

Параграф 1. Принципы, цели, задачи и 78 механизмы информационной политики Правительства Москвы.

Параграф 2. Состояние информационной 106 политики Правительства Москвы.

Параграф 3. Эффективность информационной 149 политики Правительства Москвы.

Информационная политика органов исполнительной власти современного мегаполиса: особенности ее формирования и реализации: На примере деятельности Правительства Москвы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. С изменением политической системы в России существенные перемены претерпела информационная политика органов исполнительной власти страны. На ее формирование значительное воздействие оказывает новая модель отношений государства и общества, новая система законодательства о средствах массовой информации, освободившая их от цензуры и предоставившая им широкие возможности для сбора и распространения информациикогда в стране стало активно формироваться гражданское общество, заявившее о своем желании участвовать в принятии политических решений. Меняется и само лицо власти, провозгласившей своим ведущим принципом в условиях демократии — принцип открытости.

Но все эти позитивные изменения происходят на фоне многих еще нерешенных проблем: продолжающегося социального расслоения и обнищания населенияпоявления новых социальных групп и слоев, имеющих свои специфические информационные интересы и потребностипроизвола властей, привыкших работать в старом режиме закрытостипадения доверия к политико-властным структурамусиления влияния политических партий и различных групп интересов, воздействующих на государственную информационную политику. Несмотря на достижения информационно-коммуникационной революции, развитие технических средств связи, создавших возможность быстрого и беспрепятственного контакта, сокративших информационную дистанцию между властью и обществом, осуществление обратной связи приобрело несколько иллюзорный характер, так как реагирование на сигналы «снизу» остается фактически прежним, а надлежащие меры органами власти принимаются в режиме реального бюрократического времени. Как показывают исследования, проведенные социологами прессы, доступ граждан и журналистов к информации, содержащейся у государственных и муниципальных чиновников, крайне затруднен, власть по-прежнему остается во многом закрытой для контроля «снизу», граждане мало осведомлены о деятельности общественных и политических институтов.1 В результате, несмотря на возрастание уровня информированности общества, не происходит адекватного повышения уровня политического участия граждан. Кроме того, в условиях обретения субъектами Российской Федерации большей экономической и политической самостоятельности возрастает роль управленческих структур регионального уровня, увеличилась степень воздействия местной (городской, окружной и районной) прессы на население. От умения власти налаживать взаимодействие с гражданами при участии региональных (муниципальных) СМИ зависит успешность социально-политических и экономических преобразований как в самом регионе, так и в стране в целом. В этом контексте изучение процессов формирования и осуществления информационной политики на уровне субъектов Федерации, в особенности таких, как города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, является одним из малоизученных и потому приоритетных направлений современной российской политической науки.

Актуальность данного исследования определяется выбором в качестве объекта изучения состояния информационной политики органов исполнительной власти такого мегаполиса, какМосква. Исследования общественного мнения, проведенные в столице, показывают стабильный рост оценки москвичами эффективности существующих в городе коммуникационных каналов, возможностей «достучаться» до властей и быть ими услышанными. Поэтому изучение информационной политики на примере правительства Москвы, добившегося достаточно высокого.

1 Дзялошинский ИМ. Открытость муниципальных органов власти: результаты мониторинга. Политическая коммуникация в постсоветской России. Материалы секции «Политическая коммуникация» Третьего всероссийского конгресса политологов. 28−29 апреля 2003 г./ Под общей ред. Л. Н. Тимофеевой, Е. В. Лобзы. МоскваУлан-Удэ., 2003. уровня эффективности информационного обмена между органами власти и населением города, может принести пользу и позволит распространить этот опыт на другие крупные города России.

Состояние научной разработанности проблемы. В теоретической и прикладной политологии последних двух столетий изучению роли информации в политике, информационного взаимодействия государства и общества уделено значительное внимание. Эти темы разрабатывали У.Дж.Мартин, Дж. Кин, М. Вебер, К. Поппер, Ю. Хабермас1. Коммуникацию, как фактор направленного влияния на массовое сознание, рассматривали Ф. Гольцендорф, С. Московичи, Г. Тард2. Значимые исследования в области массовой коммуникации в современной России принадлежат В. М. Березину, Ю. П. Буданцеву, Л. М. Земляновой, В. П. Конецкой, Г. С. Мельнику, М. М. Назарову, Г. Г. Почепцову, В. П. Терину, Л.Н.Федотовой3 и др. До недавнего времени в отечественной науке исследование проблемы информационного влияния власти на массовое сознание развивалось в рамках изучения общественного мнения, теории пропаганды, при этом прессе отводилась роль инструмента идеологиче.

1 Вебер М. Избранные произведения. Пер. с нем. М., 1990; Кин Дж. Средства массовой информации и демократия. М., 1994; Он же. Демократия и гражданское общество. М., 2001; Мартин У.Дж. Информационное общество. М., 1989; Поппер К Открытое общество и его враги. Т. 1−2. М., 1992; Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность: Московские лекции и интервью. М., 1995; Он же. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2000.

2 Гольцендорф Ф. Роль общественного мнения в государственной жизни. СПб., 1981; Московичи С. Век толп. М, 1999; Тард Г. Общественное мнение и толпа. М., 1992.

3 Березин В. М. Теория массовой коммуникации. М., 1996; Он же. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия М, 2003; Буданцев Ю. П. Парадигма массовой коммуникации. М., 2001; Землянова Л. М. Современная американская коммуникати-вистика: теоретические концепции, проблемы. Прогнозы. М., 1995; Она же. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций. М., 1999; Конецкая В. П. Социология коммуникации. М, 1997; Мельник Г. С. Mass — Media: психологические процессы и эффекты. СПб., 1996; Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 2002; Почепцов Г. Г. Теория и практика коммуникации (от речей президентов до переговоров с террористами). М., 1998; Те-рин В. П. Массовая коммуникация. Социокультурные аспекты политического воздействия. Исследование опыта Запада. М., 1999; Федотова Л. Н. Социология массовой коммуникации: теория и практика. М., 1993. ского воздействия1. Тем не менее, советская наука внесла большой вклад в развитие представлений о феномене информации, социальной информации, ее роли в политике2. Изучению закономерностей усвоения массовой информации, проблем: дезинформации, формирования убеждений, установок и стереотипов был посвящен ряд работ междисциплинарного характера, на стыке политологии, социологии, психологии3. Информационно-коммуникационные процессы в западной политической науке исследовались У. Липпманом, Г. Лассуэллом, П. Лазарсфельдом, Р.-Ж. Шварценбергом, Ж. Блонделем, Б. Гурнеем4. В отечественной литературе эти процессы без акцента на технологических аспектах рассматривались в публикациях Э. М. Андреева, Е. Г. Андрющенко, Б. А. Грушина,.

1 Багдикян Б. Монополия средств массовой информации. М., 1987; Борисов В.1С, Купряшин Г. Л. Реакционная сущность буржуазной «социологической пропаганды». М., 1985; Буржуазная «индустрия сознания». Киев., 1989; Вачнадзе Г. Н. Агрессия против разума. М., 1988; Власов А. И. Политические манипуляции. М., 1982; Критика современной буржуазной концепции манипулирования сознанием молодежи. М., 1986; Федякин И. А. Общественное сознание и массовые коммуникации в буржуазном обществе. М., 1988 и др.

2 Аверин А. Н. Социальная информация и ее роль в управлении. М., 1985; Афанасьев В. Г. Социальная информация и управление обществом. М, 1975; Берг А. И., Черняк Ю. И. Информация и управление. М., 1966; Грушин Б. А. Мнения о мире и мир мнений. М., 1980; Евладов Б. В. Некоторые особенности социальной информации. // О методологических проблемах общественных наук. Вып. 1. Новосибирск, 1969; Журавлев Г. Т. Социальная информация и управление идеологическим процессом. М., 1973; Мутовкин С. И. Официальная информация в печати на первом этапе перестройки. //Опубликование нормативных актов. М., 1978; Суханов А. П. Информация и прогресс. Новосибирск, 1988; Цыдря Ф. Н. Социальная информация. Философский очерк. Кишинев, 1978.

3 Власть и пресса. К истории регулирования отношений. 1700−1917 годы. М., 1999; Готг B.C. Социальная роль информации. М., 1987; Массовые информационные процессы в современной России. М., 2000; Надирашвили Ш. А. Психология пропаганды. Тбилиси, 1978; «Ничего противного закону, правительству и добронравию.» (Взаимоотношения органов государственного управления с печатью дореволюционной России)". М., 1999; Общественное мнение и пропаганда. М., 1980; Основы социального психоанализа. М., 1996; Проблемы медиапсихологии. М., 2002; Проблемы социальной психологии и пропаганды. М., 1971; Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. М., 1974; Рощин С. К. Психология и журналистика. М., 1989; Уледов А. К. Психосоциология как интегральная отрасль научного знания. М., 1995 и др.

4 Блондель Ж. Политическое лидерство. М., 1992; Гурней Б.

Введение

в науку управления. М, 1969; Ласвель Г. Техника пропаганды в мировой войне. М., Л., 1929; Шварценберг Р.-Ж. Политическая социология. В 3-х ч. М., 1992; Lasarfeld Р., Berelson В., Gandet Н. The Peoples Choise. N.Y., 1955; Lasswell H.D. The Structure and Function of Communication in Society // The Communication of Ideas. Ed. Brison — New York, 1948; Lippman W. Public Opinion. London, 1922.

В.С.Комаровского, В. М. Горохова, В. Д. Попова, Л. К. Терещенко, Ю. А. Тихомирова и др1. Исследовательским проблемам в области политической коммуникации посвящены книги и монографии А. Н. Баранова и Ю. Н. Караулова, М. С. Вершинина, А. В. Дмитриева, М. М. Грачева, В. В. Латынова, А. И. Соловьева, А. Т. Хлопьева, а также сборник работ участников секции «Политическая коммуникация» III Всероссийского конгресса политологов и др2.

В последние годы особенно актуально изучение проблем государственной информационной политики, имеющей различные толкования: и как: «совокупность целей, отражающих национальные интересы в информационной сфере», и как «система идей, установок, целей, методов и средств, с помощью которых государство осуществляет регулирование отношений между гражданским обществом и информационной системой», и как «стратегия и тактика управленческих решений и методы их реализации, разрабатываемые и реализуемые государственной властью для регулирования и совершенствования как непосредственно процессов информационного взаимодействия во всехсферах жизнедеятельности общества и государства, так и процессов (в широком смысле) техноло.

1 Андреев Э. М. Средства массовой информации и реформирование России // Социально-политический журнал. 1996. № 4. С. 32−41- Андрющенко Е. Г. Общественное мнение и гласность в системе управления обществом. М, 1988; Грушин Б. А. Массовые информационные процессы — актуальные проблемы. // Массовая коммуникация и развитие социалистического образа жизни. Материалы конференции/ Тарту, 1986; Горохов В. М. Комаровский B.C. Паблик рилейшенз: сущность, функции, тенденции современного развития. М., 1996; Горохов В. М. Средства массовой информации в системе политических коммуникаций. //Концепция современной политологии (введение). М., 1992; Попов В. Д. Социальный психоанализ в России: проблемы и перспективы. М., 1997; Связи с общественностью в политике и государственном управлении / Под общ. ред. д-ра филос. наук, проф. В. С. Комаровского. М., 2001; Терещенко JI.K. Информационное обеспечение органов исполнительной власти. // Исполнительная власть в Российской Федерации. М., 1996.

2 Баранов А. Н., Караулов Ю Н. Русская политическая метафора. М., 1991; Дмитриев А. В., Латынов В. В., Хлопьев А. Т. Неформальная политическая коммуникация. М., 1996; Дмитриев А. В. Социология политического юмора: Очерки. М., 1998; Вершинин М. С. Политическая коммуникация в информационном обществе. СПб., 2001; Разуваев В. В. Политический смех в современной России. М., 2002. гического обеспечения такого взаимодействия" 1. Большой вклад в исследование проблемы развития информационного пространства в России и политики государства в этой сфере сделан исследователями-теоретиками, а также практиками — государственными служащими, работающими в данной предметной области2. Значительное число как научных работ, так и учебных пособий по проблемам государственной информационной политики, по использованию новых информационных технологий в системе государственной службы опубликовано учеными Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации3. Рассмотрение государственной политики в области.

1 Артамонов Г. Т. От информационного обслуживания — к управлению информацией // Межотраслевая информационная служба. 1997. № 1−2. С.3−7- Белов Г. В. От информационной доктрины к информационной политике // Межотраслевая информационная служба. 1996. .№ 2. С.5−8- Костюк В. Н. Информация как социальный и экономический ресурс. М., 1997; Нисневич Ю. А. О необходимости государственной информационной политики. // Межотраслевая информационная служба. 1997. № 1−2. С. 7−10- Он же. Информация и власть // Информационные ресурсы. 1995. .№ 3. С. 1216- Попов В. Д. Информациология и информационная политика. М., 2001; Смолян Г. Л., Черешкин Д. С. От политики информатизации к информационной политике // Межотраслевая информационная служба. 1995. № 2. С.8−12- Сухомлинова Т. П. Государственная информационная политика: понятия и общие закономерности. М., 1997; Терещенко С. С. К разработке государственной информационной политики и программы ее реализации // Научно-техническая информация. Серия 1. Организация и методика информационной работы. 1995. № 9. С. 1−8- Тимофеева Л. Н. «Открытая власть»: информационная деятельность государства в условиях становления демократии" // Массовые информационные процессы в современной России. М., 2002. С.75−101- Титков А. С. Образы регионов в российском массовом сознании // Полис. 1999. № 2. С.61−73- Чичановский А. Средства массовой информации и власть. // Диалог. 1995. № 5 и др.

Батурин Ю. М. Проблемы компьютерного права. М., 1991; Копылов В. А. Информационное законодательство — правовой фундамент информационного общества. // Информ. ресурсы России. 1997. N 1. С. 4−5- Он же. Информационное законодательство и информационное общество. // НТИ. Сер. 1. Организация и методика информ. работы. 1997. N 1. С. 12−14- Он же. Единое информационное пространство в современном информационном обществе: проблемы формирования, функционирования, совершенствования. // НТИ.ВИНИТИ. Сер. 2. Информ. процессы и системы. 1994. № 9. С. 1−20- Мелюхин И. С. Интернет и правовое регулирование. И «ЗиП». 1996. № 12. С. 1−10- Нисневич Ю. А. Информационная политика как комплексная проблема актуализации государственного управления. // НТИ. Сер. 1. 1998. № 1- Райков А. Н. Информационные системы поддержки государственных решений. // Вестник РОИВТ. 1995. N 5. С. 18 — 29 и др/.

3 Василенко В. И., Василенко JI.A. Интернет в системе государственной службы. М., 1998; Государственная служба: управление информационными процессами. М., 1998; Государственное управление и информационная политика. М., 1998; Иларио-нова Т. С. Информационные процессы в современной России. М., 1999; Комаров-ский B.C. Государственная служба и СМИ (Курс лекций). Воронеж, 2003; Попов В. Д. Информациология и информационная политика. М., 2001; Иларионова Т. С., новых информационных технологий в связи с социально-политическими аспектами движения России к информационному обществу связано с работами ряда авторов1.

Однако, несмотря на разнообразие публикаций и обширный спектр теоретических подходов, научную разработанность проблемы формирования и реализации информационной политики органов исполнительной власти нельзя признать достаточной: многие исследователи отмечают, что практика становления государственной информационной политики значительно опережает как законотворческую деятельность в этой сфере, так и уровень ее теоретического осмысления2. Ощутим недостаток комплексных научных исследований информационной политики власти в рамках политологии, в которых учитывались бы новые политические реалии современной России, осуществлялось осмысление опыта информационной политики крупных субъектов власти — городов особого значения. Результат такого анализа для частного случая — изучения информационной политики органов исполнительной власти мегаполиса на примере правительства Москвы — представлен в данной работе. Необходимо отметить, что информационный и управленческий процессы связаны непосредственно. Информационную политику органов исполнительной власти автор понимает как элемент государственного управления, по существу и функционально связанный с системой политического управления, ориентированного на взаимное удовлетворение интересов власти и общества.

Горохов В.М., Дмитриев В. А. и др. Проблемы государственной информационной политики. М., 1997; Шабров О. Ф., Анохин М. Г., Дзлиев М. И. и др. Компьютерное моделирование социально-политических процессов. М., 1994 и др.

1 Концепция государственной информационной политики. М., 1999; Агапов А. Б. Основы государственного управления в сфере информатизации в Российской Федерации. М., 1997; Герман К. Политические перепутья при движении к глобальному информационному обществу. // СОЦИС. 1998. № 2. С. 67−79 и др.

2 Например: Государственная служба России: диалог с обществом. М., 1998; Шевченко А. В. Психологические аспекты процессов формирования государственной информационной политики. Ставрополь, 1999.

В качестве объекта диссертационного исследования выступает состояние информационной политики органов исполнительной власти современного мегаполиса.

Предметом диссертационного исследования является деятельность правительства Москвы по формированию и реализации информационной политики.

Цель исследования — на основе комплексного анализа раскрыть особенности содержания и осуществления информационной политики правительства Москвы, в том числе оценить ее эффект посредством изучения отношения граждан к деятельности власти современного мегаполиса по решению актуальных проблем жителей.

Исходя из обозначенной цели были определены следующие задачи работы:

1. Осуществить анализ основных качественных характеристик и функциональных свойств феноменов «информация», «социальная информация», «политическая коммуникация» как основы, предмета и средства информационной политики органов исполнительной власти.

2. Выявить и проанализировать ведущие элементы и этапы информационной политики органов исполнительной власти.

3. Осмыслить принципы, цели и задачи информационной политики органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе анализа российского законодательства.

4. Исследовать содержание информационной политики правительства Москвы посредством анализа принятых им документов и деятельности специальных структурных подразделений исполнительной власти в условиях современного мегаполиса.

5. Выявить особенности формирования и реализации информационной политики правительства Москвыоценить ее эффективность, рассмотрев организацию системы обратной связи с населением.

Общая рабочая гипотеза. Автор полагает, что открытость информационной политики органов исполнительной власти, возведенная в принцип, обуславливает адекватное понимание гражданами деятельности властных структур, а следовательно — поддержку проводимой ими политики.

Теоретико-методологическая база исследования представляет собой совокупность научных методов, принципов и приемов познания общественных явлений, применяемых в политологии и смежных с ней общественных науках. На разных этапах исследования используются методы системного, сравнительного, диалектического, структурно-функционального, институционального, историко-логического анализа, методы теории управления, что позволяет трактовать информационную политику органов исполнительной власти как сложную целостную развивающуюся систему, действующую в сфере открытых систем и состоящую из подсистем. В работе также используются методы: обобщения, моделирования, восхождения от абстрактного к конкретному, контент-анализ прессы, качественный анализ литературы и документов, методы наблюдения, анкетирования и др.

В качестве теоретической основы используются труды представителей мировой общественной мысли в области политологии, философии, психологии, социологии. Так, при изучении развития моделей понятия «информация» — труды К. Шеннона, А. А. Харкевича и др. При раскрытии взаимосвязи информации и управления используются работы Н. Винера, В. Г. Афанасьева, А. Д. Урсула. Понимание феномена социальной информации и ее видов базируется на работах советских и российских ученых В. Г. Афанасьева, А. Д. Урсула, А. П. Суханова, Б. В. Евладова, В. Е. Полудницына, процессов информационного взаимодействия — на работах Ю. А. Шрейдера, Г. Л. Смоляна, Д. С. Черешкина. Раскрытие понятия «государственная информационная политика» основывается на трудах.

В.С.Комаровского, В. М. Горохова, Л. Н. Тимофеевой, Ю. А. Нисневича, И. С. Мелюхина, Е. П. Тавокина. Понимание регионального аспекта информационной политики связано с работами С. И. Барзилова и А. Г. Чернышова, а осмысление использования конкретных технологий в реализации информационной политики органами власти — с работами И. М. Дзялошинского, ГГ. Почепцова, Е. Б. Шестопал.

Эмпирическую основу диссертационного исследования составил анализ совокупности официальных нормативных документов органов власти Российской Федерации и Москвы, материалов делопроизводства аппарата Правительства Москвы, монографий и публикаций в периодических научных изданиях, информации, полученной по каналам Интернет. А также личный архив, включающий аналитические записки, статистику, научно-аналитические обзоры, мнения экспертов, на основе которых и принимались важные решения в области информационной политики правительства Москвы, а также — итоги социологических исследований, во многом раскрывающих взаимоотношения органов исполнительной власти, общественности и СМИ, за период 1992 — 2003 годы.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Информация, система социальной информации (с подсистемами массовой информации и государственной информации), политическая коммуникация — основа, средство и ресурс осуществления информационной политики органов исполнительной власти современного мегаполиса. Информационная политика органов исполнительной властидеятельность этих органов по достижению целей, отражающих национальные интересы в информационной сферестратегию и тактику управленческих решений и методы их реализации, разрабатываемые и реализуемые для регулирования и совершенствования процессов информационного взаимодействия и их технологического обеспечения во всех сферах жизнедеятельности общества и государства.

2. В современных условиях технология формирования и реализации информационной политики органов исполнительной власти современного мегаполиса имеет свои особенности, но не изменяет своей сути: этодеятельность субъекта в информационной сфере общества, направленная на достижение определенных политических целей. Формирование и реализация информационной политикиорганов исполнительной власти подразумевают осознание, формулирование политических целей в этой сферепрогнозирование изменений информационной средыанализ потенциала органа властивыбор из списка альтернатив стратегии по воздействию на целевую аудиторию в быстро изменяющихся условияхпринятие решениявыполнение планов и программопределение эффективности реализации политики (выбор критериев, построение системы обратной связи, выявление, осмысление и учет общественного мнения) — выбор и проведение корректирующих процедур.

3. Реализация информационной политики органов исполнительной власти современного мегаполиса направлена на: повышение эффективности политического управления, превращение его в гибкий, открытый, демократический процессинформирование населения о деятельности власти по решению проблем жизнеобеспеченияформирование и поддержку положительного имиджа властных структур и политических лидеров у населенияустановление и совершенствование контактов с разноуровневыми СМИ: (федеральными, городскими, муниципальными), формирование системы оперативного взаимодействия с нимиустановление и совершенствование оперативной обратной связи между властью и обществомформирование, изучение и учет общественного мненияпрогноз тенденций развития информационной сферы обществаактивизацию участия граждан в принятии политических решений.

4. Соблюдение требований к формированию и реализации информационной политики органов исполнительной власти современного мегаполиса позволяет предвидеть тенденции развития информационной сферы общества, отслеживать и понимать взаимовлияние самой информационной среды и субъектов, воздействующих на нее, адекватно оценивать и ранжировать виды своей деятельности, фокусируя внимание на насущных проблемах, обеспечивая в долгосрочной перспективе устойчивое сбалансированное развитие общества. В городах особого значения функционирование власти как демократического, «открытого» механизма политического управленияобеспечение ею постоянного сбалансированного диалога с гражданами является необходимым условием создания более широких возможностей для адекватного понимания гражданами деятельности властных структур, а следовательно — поддержки принимаемых политических решений.

Научные результаты, полученные лично автором, их научная новизна:

— проанализировано и уточнено с точки зрения политической науки понятие «информационная политика органов исполнительной власти в условиях современного мегаполиса» на основе предложенной автором концепции, согласно которой информация, социальная информация s и политическая коммуникация являются основой, средством и ресурсом информационной политики органов исполнительной власти;

— изучен алгоритм осуществления информационной политики органов исполнительной власти, предусматривающий определенную последовательность чередования этапов и процедур, и предложен вариант его оптимизации;

— дана развернутая характеристика становления, развития (19 922 001 гг.), современного состояния и способов повышения эффективности информационной политики правительства Москвы;

— доказано, что обеспечение эффективной реализации информационной политики правительства Москвы, повышение уровня «открытоста» органов исполнительной власти, информированности горожан о деятельности власти способствует адекватному пониманию гражданами деятельности властных структур, а следовательно — поддержке проводимой правительством политики;

— на основе анализа результатов социологических исследований выявлена тенденция к демократизации современной информационной политики органов исполнительной власти Москвы;

— обоснованы и сформулированы рекомендации к формированию и осуществлению информационной политики органов исполнительной власти современного мегаполиса.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что автором проанализированы и систематизированы российские и зарубежные научные исследования проблем информации, социальной (массовой и государственной) информации, политической коммуникации, информационной политики в. философии, социологии, психологии, политологииряду концепций даны авторские оценки. В контексте темы исследования введен в научный оборот большой объем публикаций. На основе анализа и обобщения значительного объема теоретических разработок, концепций и эмпирических данных, полученных на базе исследований в рамках столичного мегаполиса, автор предложил собственное видение содержания понятия информационная политика органов исполнительной власти современного мегаполиса, ее места и роли в становлении российского демократического общества, обозначил механизм повышения ее эффективности, что позволяет разрабатывать новые теоретические конструкции в области политических коммуникаций с учетом временных реалий.

Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретический анализ и основные выводы доведены в данной диссертации до уровня конкретных рекомендаций и предложений по совершенствованию механизма повышения эффективности информационной политики органов исполнительной власти современного мегаполиса. Материалы диссертационного исследования, практические рекомендации и выводы могут быть использованы в деятельности субъектов политики, в практике органов исполнительной власти и управления субъектов Российской Федерации при организации деятельности информационно-аналитических центров, пресс-служб, иных структурных информационных подразделений, а также при доработке и совершенствовании нормативных документов и программ в целях повышения эффективности их деятельности. Материалы диссертации могут быть востребованы при чтении курсов по общей и прикладной политологии, социологии, психологии, коммуникативистике, журналистике, в том числе — при организации обучения различных категорий государственных служащих, припреподавании основ информационного менеджмента в высших и средних учебных заведениях.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседаниях проблемной группы и на общем заседании кафедры политологии и политического управления Российской Академии государственной службы при Президенте РФ, а также прошла этап предзащиты с участием ряда членов диссертационного Совета Д. 502.006.12.

Положения и выводы исследования были использованы автором при чтении лекций и проведении практических занятий в системе обучения пресс-служб и отделов по связям с общественностью структурных подразделений правительства Москвы, а также — на семинарских совещаниях руководителей пресс-отделов региональных таможенных управлений Государственного таможенного комитета Российской Федерации. Приобретенные в ходе работы над диссертацией знания позволили автору принимать непосредственное участие в планировании, организации и руководстве работой Отдела периодики и координации информационных мероприятий Управления информационной политики Комитета по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москвы и Информационного центра Правительства Москвы, в разработке и реализации основных информационных кампаний и разработке некоторых нормативных документов столичного правительства.

Основные положения диссертационного исследования изложены в 4-х печатных работах общим объемом 8,2 п.л.:

1. Карасева Е. В. Информационная стратегия Правительства Москвы: принципы, цели, процесс реализации, проблемы / Под общ. ред. к.ист.н., доц. В. И. Тимошенко. М.: Московские учебники — СиДиПресс. 2002. 5,5 п.л.

2. Карасева Е. В. Сущность информационной стратегии: к постановке проблемы. // В кн. Политическое управление: Сб. научных трудов кафедры политологии и политического управления. М.: РАГС. 1998. С.343−345. 0,7 п.л.

3. Карасева Е. В. Структура стратегического управления в информационной сфере общества // Актуальные проблемы политики и политологии в России: Сб. научных статей / Под общ. ред. д.ф.н., проф.

B.С.Комаровского. М.: Изд-во РАГС, 2003. С.231−244. 1 п.л.

4. Карасева Е. В. Сущность информационной стратегии субъектов государственной власти // Актуальные проблемы политики и политологии в России (некоторые исследовательские итоги): Сб. научных статей / Под общ. ред. д.ф.н., проф. В. С. Комаровского. М.: Изд-во РАГС, 2003.

C.297−313. 1 п. л.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного диссертационного исследования можно сформулировать следующие резюмирующие положения.

1. В осмыслении феномена информационной политики органов исполнительной власти автор исходил из того, что субъекты данной политики оперируют таким средством своего властного влияния, как информация, и, прежде всего, информация социальная в таких ее разновидностях как государственная и массовая информация. Изучение научной литературы показало, что содержание понятий («информация», «социальная информация», «политическая коммуникация») не является устоявшимся и трансформируется вследствие разных причин, в том числе — в силу различий базовых моделей, на которые опирались исследователи, сложностью, многоуровневостью самих научных понятий и незавершенностью их формирования. Так, изменение трактовок понятия «информация» происходит в направлении от толкования ее как «сведений» к определению ее как «процесса передачи этих сведений» и его качественных характеристик. Существующие определения информации подчеркивают ее многозначность, общность, применимость во всех отраслях человеческого познания и существования. Большинство используемых в научном обороте терминов «информация» определено посредством перечисления выполняемых ею функций, при этом исследователи почти единодушно относят это понятие к разряду первичных, неопределимых в полной мере. Исходя из того, что исследование информационной политики органов исполнительной власти предполагает достаточно широкое толкование таких фундаментальных понятий современной науки и политики, как «информация» и «социальная информация», автор считает, имея двойственную природу и будучи неразрывно связанной с процессом управления, информация является необходимым компонентом всякой деятельности, указывающим на характер цели, способы определения кратчайшего пути к ней, методы и средства преодоления этого пути, приемы овладения целью. Отмечая связь понятия «информация» с понятиями «коммуникация» и «массовая коммуникация», можно утверждать, что информация — это не только сведения о событиях, но и сам процесс осведомления аудитории об этих событиях — информационное взаимодействие.

Исходя из массива изученных публикаций, под социальной информацией автор понимает содержание, процесс и результат любых взаимодействий людей в обществе (в том числе — политических коммуникаций) — информацию, циркулирующую в обществе (в первую очередь — вырабатываемую и распространяемую органами власти в целях обеспечения стабильности и развития государства и общества (государственную информацию)) и воздействующую на него, предполагающую целенаправленное изменение общества, т. е. — управление. Государственная социальная информация является массовой. Эта подсистема социальной информации выполняет функции ориентации, определенные субъектом управления общественными процессами. Это — такой вид информации, который собирается, накапливается, обрабатывается, передается с помощью СМИ в расчете на массовое потребление. Она организует взаимодействие между любыми социальными процессами в качестве средства, объединяет множество потенциальных источников информации, множество потенциальных ее реципиентов и сложную сеть связей между первыми и вторыми, важность массовой информации объясняется ее всесторонним, вездесущим, «всеведущим» характеромизбирательностью по отношению к содержанию социальной информациитем, что эта избирательность определена целями субъекта социального управления по отношению к объектутем, что с помощью массовой информации субъект управления руководит функционированием системы социальной информации и ее подсистем, т. е. массовая информация оказывает регулирующее воздействие на систему социальной информации. Заметим также, что необходимо помнить об экономических и политических факторах, влияющих на процесс массового распространения в обществе информации. Массовая информация сегодня — это особый товар, распространение которого трудно контролировать. К ней чаще всего обращаются как к средству достижения определенных политических целей. Задача широкого и всестороннего информационного обмена в рамках всего общества решается за счет наличия средств массовой информации, являющихся и каналами передачи информации политической, государственной. СМИ имеют свои общие и специфические функции. В структуре политической системы их принято рассматривать как элемент связи «власть — народ», как политический институт, являющийся узловым в работе механизма «обратной связи». Целям нашего исследования отвечает определение СМИ как совокупности каналов распространения информации, адресованной неограниченному кругу лиц, социальных групп, государств с целью оперативного информирования их относительно событий и явлений в мире, конкретной стране, регионе, а также для выполнения специальной социальной функции, дающее представление о наличиифункций, целей и аудитории СМИ. Следует также отметить, что, на наш взгляд, СМИ не являются самостоятельным субъектом действия. Проблема образования «четвертой власти», растущего влияния СМИ на политику и общество представляет собой проблему организации взаимоотношений их владельцев с другими политическими субъектами, определения целей их информационной политики, поиска оптимальной модели организации СМИ и реализации ими своих социальных функций. Необходимость описания субъектов и объектов государственной информации в процессе ее массового распространения в обществе делает необходимым введение в качестве инструмента исследования понятия «политическая коммуникация». Политическая коммуникация связана с формированием образа власти, ее наличие определяется принадлежностью к сфере политики источника коммуникации, ее содержания или объекта, передачей информации, значимой для функционирования политической системы. Она охватывает коммуникационную деятельность по мобилизации политических партий и движенийполитические кампании, организуемые для получения поддержки или проведения конкретной политики и проводимые посредством воздействия на общественное мнение и поведение гражданвсе процессы, связанные с выражением, измерением, распространением общественного мнения, управление иминформирование общественностинеформальную политическую социализациюформирование и развитие политического сознания. Автор понимает под политической коммуникацией процесс передачи, обмена политической информацией, смыслами, новостями между властью и обществом, политическими акторами с целью достижения понимания и согласия на основе взаимного информирования.

2. Таким образом, такие феномены, как информация, социальная информация и политическая коммуникация, передающие в совокупности значимые ракурсы сущности и роли информации в политической системе, являются основой, предметом и средством информационной политики органов исполнительной власти. По мере развития демократии растет потребность политической системы в непропагандистских видах политической коммуникации. Органы государственной власти, выступая субъектом политической коммуникации, не могут не пропагандировать цели и задачи заявленного и проводимого курса политики, разъясняя последовательность первоочередных и последующих шагов. Их имидж, известность и популярность создаются СМИ. С этой точки зрения понятно, что, хотя легитимная государственная власть и является основным субъектом информационной политики, органам власти крайне важно сохранять «в своих руках» государственные СМИ и искать новые, нетрадиционные формы взаимодействия с «независимыми «масс-медиа. Систему государственного управления (как и общество в целом) можно рассматривать как систему циркуляции информации, установления и поддержания между различными уровнями и органами власти коммуникативных связей, эффективность системы зависит от качества этих связей, установление и коррекция которых должны быть определены государственной информационной политикой'. В диссертации под информационной политикой власти мы понимаем деятельность органов государственной власти по достижению целей, отражающих национальные интересы в информационной сферестратегию и тактику управленческих решений и методы их реализации, разрабатываемые и реализуемые государственной властью для регулирования и совершенствования как непосредственно процессов информационного взаимодействия во всех сферах жизнедеятельности общества и государства, так и процессов (в широком смысле) технологического обеспечения такого взаимодействия. Информационная политика органов власти — информационно-политическая деятельность, направленная на реализацию определенных политических целей, которые ставит перед собой субъект власти.

Государственная информационная политика обеспечивает доступность информации для граждан в нужное время и на удобных для них условиях, поддерживает множественность источников информации, среди которых должны быть как полноправные партнеры органы государственной власти всех уровней, органы местного самоуправления, частный сектор экономики, общественные структуры. Не вызывает сомнений необходимость целенаправленного государственного регулирования j информационной сферы: принимаются необходимые законодательные акты, перестраивается деятельность органов государственной власти, ответственных за формирование и реализацию государственной информационной поли.

1 Формирование и проведение четко сформулированной государственной информационной политики, по нашему мнению, зависит от внедрения достижений политической и смежных с ней наук. Однако сегодня практика становления государственной информационной политики значительно опережает и законотворческую деятельность в этой сфере, и уровень ее теоретического осмысления. тики. Важнейшим аспектом информационной политики любого государства является регулирование рынка информационной продукции и услуг, включая влияние на технологический прогресс, инновационные и инвестиционные процессы, а также процессы приватизации в информационной сфере. Анализ мировой практики регулирования информационной сферы позволяет выделить следующие доминирующие в этом процессе тенденции: поощрение конкуренции и борьба с монополизмомобеспечение прав и технических возможностей доступа к информации и информационным ресурсам для всего населенияконтроль за использованием информационных и телекоммуникационных технологий в структурах государственной власти и местного самоуправлениязащита национального культурного наследия и языка, противостояние культурной экспансииохрана интеллектуальной собственности и борьба с пиратством на рынке информационной продукции и услугобеспечение информационной безопасностиборьба с компьютерными и тому подобными преступлениями.

Информационная политика органов власти рассматривается в рамках структуры ее содержания, включающей в себя совокупность принципов, целей, задач, механизмов реализации, методов и критериев оценки эффективности информационной деятельности в политических коммуникациях, позволяющих провести качественный анализ условий, определить механизмы этой деятельности власти и установить контроль за ее эффективностью, а также приоритеты в отношении методов коммуникационной аргументации, адресатов и носителей информационных сообщений и анализ и проектирование стоимостных характеристик коммуникационных мероприятий. Для определения эффективности используется система обратной связи, включающая выявление и осмысление данных общественного мнения.

В диссертации подробно разбираются принципы и цели информационной политики органов государственной власти в Российской Федерации, зафиксированные в Конституции Российской Федерации, иных федеральных законах и указах Президента Российской Федерации. Разобрана структура информационной политики власти как состоящая из двух взаимодополняющих подсистем: выбора целей и анализа и оперативных действий в реальном масштабе времени. Информационная политика, реализуемая органами власти, включает следующие этапы: 1) определение целей политического субъекта в информационной: сфере общества- 2) анализ: а) «пробелов» — расхождения прогностической картины и целейб) внешних условий (информационной среды), в) «внутренних» возможностей (ресурсов) политического субъекта- 3) формулирование и принятие стратегии: поиск путей использования возможностей (составление списка альтернативных вариантов деятельности) — планирование (выбор из списка альтернатив и принятие решения) — 4) собственно реализация политики, включающая контроль и коррекцию предыдущих этапов.

На первом этапе определяются общие долгосрочные цели деятельности политического субъекта, которые могут быть скорректированы по результатам комплексного анализа внешней информационной среды и внутренних возможностей. Второй этап информационной политики органов власти — этап анализа — подразделяется на стадии: анализа «пробелов» и анализа стратегических факторов (анализа информационной сферы общества и «внутреннего» анализа политического субъекта). Необходимо отметить, что структура «внутреннего» анализа политического субъекта достаточно сложна и включает в себя оценку ресурсного потенциала, определение сильных — слабых сторон политического субъекта, его возможностейопределение стратегического потенциала политического субъекта (инновации, финансовые ресурсы, возможные источники средств, систему управления — структуру, квалификацию управленцев, мотивацию сотрудников, управленческую культуру и традиции и т. д.) — соотнесение целей информационной политики органа власти и запросов общества, формулирование способа использования своего потенциалаанализ издержек. На третьем этапе должен быть сформирован список альтернативных решений, произведена их оценка и выбор стратегии, ориентированной на использование возможностей политического субъекта и защиту от угроз, связанных с изменением информационной среды. Третий этап информационной политики органа власти — формулирование и принятие стратегии. На основе проведенного анализа формируются альтернативные направления деятельности, их оценка и выбор лучшей альтернативы для реализации. Общие критерии такого выбора это — целедостижение и прогноз последствий принятия того или иного варианта стратегии. Четвертый этап — собственно реализация политики, формирующейся через разработку программ, бюджетов и процедур, которые можно рассматривать как среднесрочные и краткосрочные планы. На этом этапе происходят: сбор, анализ, подготовка и предоставление аудитории (населению) информации о деятельности органов власти (информирование), поддержание полноты потока информации, идущего от органов власти, своевременная «загрузка» его информационными материалами, организация информационных поводов, конкретные действия, обеспечивающие быстрое реагирование на изменение состояния информационной среды. В числе целей этапа — налаживание связей, обмен информацией, установление понимания, согласия между партнерами (реальными и потенциальными) в обществе.

Механизмы реализации информационной политики — это действующая на основе норм и подзаконных актов система учреждений, использующая в своем функционировании совокупность приемов, процедур, технологий. Реализация информационной политики органов власти завершается оценкой результатов, осуществлением контроля за деятельностью органа власти в информационной сфере общества с помощью системы обратной связи и корректировкой предыдущих этапов. Для исследования эффективности и корректировки текущей информационной политики органа власти рассматривается комплекс решений, определяющих содержание и средства реализации информационной политики (в том числе — инструменты выбора целевых аудиторий, определение их особенностей, создание, отбор и функционирование аргументов воздействия, средств и режимов передачи информации, реализация функции контроллинга коммуникаций). Другими словами, анализируются внешние условия и эффективность распределения ресурсов, целесообразность предусмотренного финансирования, оценивается эффективность видов коммуникаций. Рассмотрев особенности информационной политики органов власти и проанализировав научные публикации, мы считаем, что она основана на осознании, формулировании политических целей в информационной сфере общества, прогнозировании изменений информационной среды, анализе потенциала органа власти, альтернативном выборе способов деятельности по воздействию на целевую аудиторию в быстро изменяющихся условиях. Информационная политика должна помочь органам государственной власти предвидеть тенденции развития информационной сферы общества, отслеживать и понимать влияние самой информационной среды на процесс воздействия на нее, делать выбор стратегии и реализовы-вать планы, адекватно оценивать и ранжировать различные виды своей деятельности, фокусировать внимание на насущных проблемах и в конечном счете обеспечить устойчивое сбалансированное развитие общества в долгосрочной перспективе.

3. Анализ целей, задач и функций властных структур регионального уровня в информационной сфере на примере правительства Москвы показал, что их деятельность имеет свою специфику и может быть классифицирована как самоорганизующаяся система управления. В качестве основных документов, фиксирующих информационную политику исполнительной власти Москвы, в диссертации подробно проанализированы постановления правительства Москвы «О дополнительных мерах по организации информирования населения о деятельности Мэрии и Правительства Москвы» от 23.08.94 № 703, определяющее основные принципы, цели и задачи информационной политики правительства Москвы, и «О мерах по улучшению информирования населения Москвы о деятельности органов власти территориальными органами управления» от 07.05.96 № 401, корректирующее и уточняющее задачи, предусматривавшее улучшение взаимодействия органов власти с населением, стабилизацию функционирования трехуровневой (город — округ — район) системы информирования москвичей. В этом документе правительство Москвы принимает решение считать работу по информированию населения одним из приоритетных направлений деятельности органов городской исполнительной власти.

Основными принципами информационной политики правительства Москвы являются: обеспечение конституционного принципа информационной открытости, прав граждан на получение информациидоходчивость, адресность и регулярность распространяемой информациипризнание приоритета СМИ в информировании населения. Усиление роли редакций муниципальных газет и студий кабельного телевидениявзаимодействие всех структур управления в обеспечении достоверными и полными сведениями и аналитическими материалами СМИличное участие работников органов исполнительной власти в информационной работе с населениемтесное информационное взаимодействие с Московской городской Думой и органами самоуправленияпоиск нетрадиционных форм информирования населения и создание каналов «обратной связи», развитие стремления у граждан лично участвовать в реализации городских программиспользование современных средств информатизации для передачи оперативных сведений и информирования населения. Некоторые принципы информационной политики исполнительной власти Москвы были обозначены Мэром города Ю. М. Лужковым следующим образом: «Правительство Москвы объявило о деполитизации в своей деятельности. Но нам не безразлично, как складывается политическая палитра общества, с каким из политических направлений наиболее близко соотносится наша стратегия. Решение задач, стоящих перед таким гигантским мегаполисом, каким сегодня является Москва, во многом зависит от политической грамотности кадров всех ветвей государственной власти, политической культуры населения.. Сегодня исключительно важно выработать гуманистические принципы политики, отвечающие ценностным ориентирам демократии и социальной справедливости, человеколюбия и прав личности» 1. Мэром Москвы Ю. М. Лужковым декларируется, что государственное вмешательство в процессы формирования и распространения массовой информации допустимо только если возникает угроза самому существованию государства, здоровью граждан или общественной морали. Органы государственной власти должны создавать и распространять упреждающую, плановую информацию. СМИ должны уделять внимание не только прошлому и настоящему, но и стимулировать размышления о будущем. Общественное мнение должно формироваться не просто на эмоциональной основе, а должно быть надежно обосновано.

Формирование сильного правового государства — цель, которую невозможно решить без успешной реализации информационной политики на уровне субъекта Федерации. Для Москвы, где сосредоточены самые влиятельные российские СМИ, жизненно важно, чтобы их материалы оставались объективным зеркалом социально-экономических и общественно-политических процессов в столице, не подвергались ни цензуре власти, ни цензуре капитала. Правительство Москвы рассматривает обеспечение свободы слова как одно из решающих условий дальнейшего гармоничного развития города, его сбалансированной экономики, выработки.

1 Лужков Ю. М. Приветствие Первому Всероссийскому конгрессу политологов. \ Информационный бюллетень Российской Ассоциации политической науки (РАПН).М. РОССПЭН. 1998 эффективных механизмов социального регулирования, становления нормальных рыночных отношений. Поскольку региональные органы власти не имеют права административного вмешательства в хозяйственную деятельность коммерческих предприятий (которыми стали почти все СМК), идет поиск новых форм и методов регулирования информационной деятельности, выявления реакции общества на подготовку и принятие управленческих решений. Поставленные правительством Москвы задачи выполнялись с разной степенью успешности, текущие планы и должны составляться с учетом внешнего окружения и корректироваться в зависимости от внешних условий. Наряду с чисто субъективными сложностями (нежелание руководителей разного уровня признать приоритет информационной деятельности) существовали и объективные. Необходимо заметить, что и на районном, и на окружном, и на городском уровне администрации столкнулись с кадровой проблемой. При таком объеме задач приходилось срочно изыскивать средства на введение дополнительных ставок, подбирать специалистов высокой квалификации, принимать их на работу с ненормированным рабочим днем и относительно низкой зарплатой. Выбор приоритетных направлений информационной политики органов власти, а также механизмов (средств, методов и технологий) ее реализации совершался в соответствии с декларированными принципами, поставленными целями и задачами. Рассмотрев подробно процесс реализации информационной политики правительства Москвы можно заключить, что:

— ведущее направление информационной политики правительства Москвы — информирование граждан, всех субъектов властной, социально-экономической и иных видов деятельности, функционирующих в столице, о планах, целях, задачах, направлениях и результатах деятельности органов власти. Информационная политика правительства Москвы реализуется в направлениях, соответствующих направлениям деятельности городской администрации по управлению социально-экономической жизнью города. Это означает, что все городские программы и отдельные мероприятия, проходящие под патронажем правительства Москвы, являются информационными поводами для освещения в СМИ. Специальные структурные подразделения Правительства Москвы работают в качестве PR-агентов деятельности администрации города и самого Мэра Москвы. Понимая важность и сложность формирования новой, действительно свободной прессы, правительство Москвы, в меру своих возможностей, помогает органам печати и информации;

— одно из ведущих направлений информационной политики правительства Москвы — формирование положительного образа города, властных структур, Мэра города Ю. М. Лужкова как персонального представителя высшего руководства;

— информационной обеспечение выборов Мэра Москвы, Вице-мэра, депутатов Московской городской Думы, советников районных Собраний, депутатов Государственной Думы от Москвы занимает немаловажное место в деятельности информационных структур правительства Москвы и происходит в соответствии с выборным законодательством: обеспечивается открытость работы Московской городской избирательной комиссии, оказывается содействие ей в информировании населения о сроках и порядке осуществления избирательных действий, ходе избирательной кампании, кандидатах.

В диссертации анализ информационной политики правительства Москвы произведен на основе подробного рассмотрения целей и задач, форм и методов работы одной из структур, созданных для ее воплощения — Комитета по телекоммуникациям и средствам массовой информации. Функции Комитета являются направлениями реализации информационной политики исполнительной власти города. Среди них:

— укрепление сотрудничества с редакциями СМИ, проведение в жизнь политики городских властей по государственной поддержке СМИ, предприятий полиграфии, книгоиздания и распространения полиграфической продукции, обеспечение взаимодействия, сотрудничества с Союзами журналистов Москвы и России;

— информирование редакций СМИ о деятельности правительства столицы. Ежедневно в редакции направляется информация о предстоящих мероприятиях, проходящих под патронажем правительства Москвы, план проведения мероприятий различными структурными подразделениями правительства. Регулярно проводятся? брифинги, пресс-конференции, «круглые столы» с участием социологов, политологов, экспертов, посвященные кардинальным аспектам политики Московского правительства, напрямую затрагивающим судьбы москвичей и города в целом. Организация систематического продвижения материалов о деятельности городской власти в СМИ;

— подготовка и направление всем городским, многим центральным редакциям СМИ, а также структурам исполнительной власти всех уровней, депутатам МГД, депутатам ГД, избранным от Москвы, постояннымпредставительствам субъектов Федерации и стран СНГ в Москве информационно-аналитических. сборников «Правительство — город — люди», «СИМПТОМ» и «Пульс «о ходе проводящихся реформ и выполнении городских программ, предоставляющих возможность для оперативного и доходчивого освещения идущих в Москве процессов и ведения разъяснительной работы представителей властных структур при встречах с населением;

— подготовка и последовательная реализация специальных издательских программ правительства Москвыпостроение гибкой системы проведения информационно-пропагандистских и разъяснительных кампаний, позволяющей реально откликаться на вызовы времени. Система информационного обеспечения деятельности городской администрации наполнилась новыми технологиями, включающими глубокую концептуальную проработку имиджа Москвы, стратегии ведения общественно-политических акций, информационно-пропагандистских и разъяснительных кампаний, направленных, в том числе, и на всероссийскую аудиторию;

— ежедневный анализ выступлений руководителей и специалистов правительства в СМИ, освещения городской тематики, деятельности органов власти Москвы;

— планирование, организация и осуществление изучения общественного мнения, установление обратной связи с горожанами. Ежегодно утверждается план проведения социологических исследований и опросов общественного мнения. Результаты исследований докладываются руководителям города в форме аналитических записок, распространяются через СМИ и сеть Интернет;

— организация помощи в распространении периодических печатных изданий: планомерное решение вопросов дотаций на подписку, помощь городским газетам в проведении подписных кампаний, упорядочивание системы торговли в розницу;

— работа по совершенствованию функционирования городской книжной торговли, организация и проведение книжных базаров в летне-осенний период, распродажи учебной литературы и школьно-письменных принадлежностей, ежегодных международных ярмарок «Деловая книга», «Детская, учебная и развивающая литература», Московских международных книжных ярмарок, заседаний «круглых столов» о проблемах внедрения современных книготорговых технологий;

— организация деятельности Информационного центра Правительства Москвы, ГУЛ «Информзащита», направленной на обеспечение соблюдения законов РФ об авторском праве и защите прав потребителей;

— осуществление городской целевой программы по созданию отечественных телефильмов, предусматривающей формирование фонда таких фильмов, увеличение доли российской телевизионной продукции в эфире и обеспечение работой многочисленных московских киностудий при финансовой поддержке правительства Москвы и ряда московских коммерческих организаций;

— развитие городских телекоммуникационных систем (московской волоконно-оптической сети, единой городской интегрированной телекоммуникационной — сети, единой городской сети кабельного телевидения), городских, окружных и районных студий кабельного телевидения;

— развитие и информационное наполнение официального сайта правительства Москвы, сайта Информационного центра Правительства Москвы, создание сайтов структурных подразделений городских властей в Интернете.

Информационная политика правительства Москвы имеет трехуровневую структуру: за последние годы в Москве в основном сформирована: система информирования населения о деятельности органов власти на окружном и районном уровнях. Организована обратная связь с населением, позволяющая проводить анализ и принимать оперативные управленческие решения. В немалой степени этому способствовало проведение ежегодного смотра префектур административных округов и районных Управ «Информируем из первых рук». В настоящее время созданы основные информационные каналы прямой и обратной связи с населением: окружное и районное вещание по городскому кабельному телевидению, окружная и районная периодическая печать, наглядная информация на территориях районов (информационные стенды и информационные зоны), информационные листки, распространяемые по почтовым ящикам, регулярные «горячие линии» связи с руководителями округов и районов. В рамках системы повышения квалификации обучены специалисты префектур административных округов и районных Управ.

Таким образом, можно отметить, что информационная политика правительства Москвы реализуется в соответствии с заявленными принципами, согласно поставленным целям и задачам, во всех рассмотренных направлениях на трех уровнях — в городе, округе и районе. Хотя, по мнению диссертанта, в настоящее время реализация условий эффективного управления (наличие полноценной информационной базы, использование современных информационных технологий и средств связи и т. п.), в том f числе и на региональном уровне, наталкивается на серьезные трудности не только из-за проблем технического оснащения s инфраструктуры или недостатка кадров, главным тормозом является нерешенность принципиальных вопросов формирования и реализации информационной политики органов исполнительной власти: трудности внедрения на уровне субъектов Федерации новых (стратегических) форм управления в информационной сфере. В частности, сложности с внедрением процедур анализа, как «внешнего», так и «внутреннего», связанного с необходимостью непредвзятого вскрытия многих недостатков, наличествующих в структурах исполнительной власти.

4. Эффективность информационного процесса на практике определяется аналитическим или экспертным путем, сопоставлением множества элементов и характеристик социальной деятельности, например, с ее целями, включает отношение цели и результата, данные о состоянии общественного мнения, в частности — такой его показатель, как информированность населения о деятельности органов власти. Начиная с 1992 года, московское правительство регулярно проводит мониторинг общественного мнения, оценивая информированность горожан о деятельности органов власти Москвы, предпочтения горожан в отношении каналов получения информации, состояние удовлетворенности деятельностью всех уровней власти, состояние самой системы обратной связи. Если в 1992 году был отмечен крайне низкий уровень информированности населения о новых в то время властных структурах, общественная апатия, то проводимые ежегодно в режиме мониторинга исследования показывают, что, начиная с 1997 года, москвичи стабильно, при любых политических ситуациях высказывают свое одобрение работой столичного правительства, растет популярность окружных и районных органов власти, их знают, об их деятельности судят. Один из главных итогов — большинство москвичей позитивно оценивают деятельность правительства столицы в решении острых вопросов городского хозяйства, социальных и общественных проблем. Определяющую роль в насыщении информационной среды сведениями о работе органов власти, о содержании городских программ уверенно играют городские СМИ, в первую очередь — передачи городского телевидения, а также городские газеты, Задача повышения эффективности местных СМИ как определяющих источников информации о деятельности администраций района и округа, реализуемых программах, остается актуальной по сей день, несмотря на все предпринимаемые меры и достижение определенных успехов. Как показывает анализ, популярность личности московского Мэра Ю. М. Лужкова росла постепенно и во многом определилась своевременным и объективным освещением работы городских властей по решению тех или иных проблем, стоящих перед его жителями, реализацией информационной политики правительства Москвы. Несмотря на продолжающиеся экономические трудности, рейтинг Мэра не зависит от социально-экономического положения горожан.

Социологические исследования подтвердили результативность практических мер, предпринятых в 1992;2003 гг. правительством Москвы в решении проблемы качественного информирования москвичей. Выполнение конкретных решений, сформулированных в постановлениях Правительства Москвы, последовательное воплощение в практике управленческой и организационной деятельности информационной политики позволили наладить достаточно эффективную систему информирования населения о деятельности органов власти города. Однако, не все задачи решены полностью. В условиях сильной насыщенности информацией различного уровня — международной, федеральной, городской, отраслевой и др. -информационного поля такого мегаполиса, как Москва, необходим поиск дополнительных способов и каналов донесения до населения местной (районной и окружной) информации, способных привлечь внимание людей, повышение роли окружных и районных периодических изданий и кабельного телевидения, чей вклад в процесс информирования о деятельности органов власти различного уровня, хотя и вырос, но до сих пор не может считаться достаточным, а также — учет общественного мнения при принятии политически важных решений органами исполнительной власти.

Тем не менее, можно констатировать, что информационная политика органов исполнительной власти Москвы реализуется в целом успешно по всем направлениям. Ее коррекция происходит своевременно, а средства и методы достаточно адекватны текущей ситуации. Улучшение информационной деятельности городских и местных органов власти, развитие различных каналов и средств информирования населения способствовали не только повышению социальной активности, улучшению социально-психологического самочувствия жителей, но и определенной консолидации населения по решению актуальных проблем как отдельных районов и административных округов, так и столичного мегаполиса в целом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. 28 сентября.
  2. Конституция Российской Федерации. // Российская газета. 1993. 25 декабря.
  3. Книги, брошюры, главы и статьи из сборников
  4. Е.В. Информация в государственном управлении: Научно-аналитический обзор. М., 1980.
  5. В.Г., Урсул А. Д. О сущности, видах, свойствах и функциях социальной информации. / Научное управление обществом. Вып. 11 / Под ред. В. Г. Афанасьева. М., 1994.
  6. В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. М., 2003.
  7. Е.А. Научные основы пропаганды и методы идеологической работы: Методические указания для студентов-заочников фак. и отделений журналистики гос. ун-тов. М., 1986.
  8. Блэк Сэм. Паблик рилейшнз. Что это такое? М., 1990.
  9. Н.Н. Массовая коммуникация и общение. М., 1988.
  10. Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М., 1991.
  11. А.А., Кочергин А. Н. Информация и психика. Новосибирск, 1977.
  12. Ю.П. Парадигма массовой коммуникации. М., 2001
  13. Власть и пресса. К истории регулирования отношений. 1700−1917 годы. М., 1999.
  14. В.Д., Токарский Г. Д. Информированность как база формирования общественного мнения. / В кн.: Изучение общественного мнения в развитом социалистическом обществе. М. 1980.
  15. JI. Психология политической пропаганды. М. 1981.
  16. Л.Я., Шестопал Е. Б. Политическая психология. Ростов-на -Дону, 1996.
  17. В. М. Комаровский B.C. Связь с общественностью в органах государственной службы: Вводная лекция к курсу. М., 1996.
  18. В.М. СМИ в системе политических коммуникаций (Концепция современной политологии (введение). М., 1993.
  19. .А. Массовые информационные процессы актуальные проблемы. / В кн.: Массовая коммуникация и развитие социалистического образа жизни. Материалы конференции. Тарту. 1986.
  20. Егорова-Гантман Е.В., Плешаков К. В. Политическая реклама. М., 1999.
  21. К.К., Сиволоб Ю. В. Информация, общественные науки, управление: (Философско-экономический анализ). Киев, 1991.
  22. Журналистика в политической структуре общества. Некоторые проблемы организации политической системы средств массовой информации и пропаганды. М. 1975.
  23. И.И. Масс-медиа Второй республики. М., 1999.
  24. А.Б. Коммуникационный менеджмент. СПб, 1997.
  25. Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества. Толковый словарь терминов и концепций. М., 1999
  26. Л.М. Современная американская коммуникативистика: теоретические концепции, проблемы, прогнозы. М., 1995.24^ Идеологические и психологические аспекты исследования массового сознания.: Сборник обзоров. М., 1989.
  27. Т.С. Информационные процессы в современной России. М., 1999.
  28. Информационные технологии в структурах государственной службы: сборник научных трудов. М., 1999.
  29. Ю.В. Психология и политика. М., 1993.
  30. История социалистических идей и стереотипы массового сознания: Сборник обзоров. М, 1990.
  31. Кара-Мурза С. Г. Манипулирование сознанием. М., 2000.
  32. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура/ Пер. с англ. М., 2000.
  33. Кин Дж. Средства массовой информации и демократия. М., 1994.
  34. М.Я. Информационные системы органов государственного управления. М., 1996.
  35. В.П. Социология коммуникации. М., 1997.
  36. Концепция государственной информационной политики. М. 1999.
  37. А.А. Информация и коммуникация. Киев, 1986.
  38. В.Н. Информация как социальный и экономический ресурс. М., 1997.
  39. Н.Н. Роль средств массовой информации в формировании имиджа госслужащих. // Становление государственной службы в России и подготовка высшего административно-управленческого персонала. М., 1998.
  40. А.Н., Коган В. З. Проблемы информационного воздействия в обществе: философско-социологический анализ. М., 1980.
  41. Краткий терминологический политологический словарь./ Колл. авт.: Анохин М. Г., Горохов В. М., Кулинченко В. А., Матвеенко Ю. И., Овчинников B.C., Попов А. П., Решетов П. Н., Смирнов В. В., Тимофеева Л. Н-М., 1994.
  42. В.И. Методологические проблемы системного подхода к информации. М., 1977.
  43. Г. Психология народов и масс. СПб., 1995.
  44. Личность и массовая коммуникация. Тарту, 1996.
  45. Ю.М. Возобновление Истории: Человечество в XXI веке и будущее России. М., 2002.
  46. Ю.М. Образ цели российских реформ и стратегия управления тенденциями социально-эхкономического развития России: Лекции, доклады, выступления, интервью 1994−1997 гг. М., 1998.
  47. У.Дж. Информационное общество. М., 1989.
  48. А.Г. Управление и информация. М., 1975.
  49. В.Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент. Курс лекций. М., Новосибирск, 1999.
  50. Массовые информационные процессы в современной России. М., 2002.
  51. Методологические проблемы изучения средств массовой коммуникации. М., 1985.
  52. Мельник Г. С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. СПб., 1996.
  53. Е.Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии. М., 1999.
  54. Ш. А. Психология пропаганды. Тбилиси, 1978.
  55. М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 1999.
  56. Новейший философский словарь. Минск, 1998.
  57. Основы политологии. Краткий словарь терминов и понятий. М., 1993.
  58. А.С. Глобальное политическое прогнозирование. М., 2000.
  59. Политическая информация: сущность, организация, пути совершенствования. М., 1994.
  60. Политическая коммуникация в постсоветской России. Материалы секции «Политическая коммуникация» Третьего всероссийского конгресса политологов. 28−29 апреля 2003 г./ Под общей ред. Л. Н. Тимофеевой, Е. В. Лобзы. Москва Улан-Удэ, 2003.
  61. Политическая энциклопедия. В 2-х томах. М., 1999.
  62. Политическое управление: Сб. научных трудов кафедры политологии и политического управления. М-, 1998.
  63. Политологический словарь. В 2-х частях. М., 1994.
  64. Политология. Энциклопедический словарь/ Общ. ред. и сост. Ю. И. Аверьянов. М., 1993.
  65. В.Е. Коммуникационная политика российского государства и ее правовое регулирование в первой половине 90-х годов XX века. / Политолог: взгляды на современность. Сб. статей. Вып. 9-й. М., 1996. С. 103−135.
  66. В.Д. Информациология и информационная политика. М., 2001.
  67. Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. М., Киев, 1999.
  68. Правительство город — люди. Информационные сборники Правительства Москвы. М., 1994 — 2003.
  69. Проблемы информационной политики: Метод, материалы для слушателей. М., 2000.
  70. Е.П. Журналистика и демократия. М., 2001.
  71. В.П., Соловьев А. И. Введение в политологию. М., 1998.
  72. В.Е. Связи с общественностью: история, теория, практика. М., 1997.
  73. Д.Я. Может ли Россия построить открытое общество? (историко-культурный аспект). М., 1997.
  74. С.В. Теоретические основы политического управления / Политическое управление. М., 1996.
  75. О.Н. Связи с общественностью в органах регионального управления. Н. Новгород, 1997.
  76. Н.В. Журналистика и политический процесс. Кома-рово, 1998.
  77. Р.А. Общественное мнение и государственное управление. М., 1975.
  78. Связи с общественностью в политике и государственном управлении / Под ред. Комаровского B.C. М., 2001.
  79. В.А. Политики и политическая элита в массовой коммуникации. / Политическая культура средств массовой информации. М., 1994. С.120−146
  80. Симптом. Информационные сборники Правительства Москвы. М., 1994−2003.
  81. Системность в изучении массовых информационных процессов. М., 1986.
  82. В.В. Актуальные проблемы журналистики. Ростов-на-Дону, 2000.
  83. Социологический словарь. Составители А. Н. Елсуков, К. В. Шульга. Минск, 1991.
  84. Средства массовой информации в меняющемся мире. М., 1999.
  85. Средства массовой информации: исследования и материалы. Науч. сборник № 1. М., 1996.
  86. А.П. Информация и прогресс. Новосибирск, 1988.
  87. Т.П. Государственная информационная политика: понятия и общие закономерности. Методическое пособие. М., 1997.
  88. Т.П. Оптимизация взаимодействия госслужбы со СМИ. / Госслужба России: диалог с обществом. М., 1998.
  89. Г. Общественное мнение и толпа. М., 1992.
  90. В.П. Теоретические основы массовой коммуникации / Новое и старое в теоретической социологии. М., 1999. С.183−207.
  91. JI.H. Открытая власть: информационная деятельность государства в условиях становления демократии / Массовые информационные процессы в современной России. М. 2002. С.75−101.
  92. Ю.А. Системы информационной и интеллектуальной поддержки управленческой деятельности в структурах государственной службы. М., 1995.
  93. А.Д. Информация. Методологические аспекты. М., 1971.
  94. Федеральная информационная политика в регионах России. Калининград, 1999.
  95. JI.H. Социология массовой коммуникации: теория и практика. М., 1993.
  96. И.А. Новое политическое мышление и массовые информационно-коммуникационные процессы. / Средства массовой информации и пропаганды. Часть 2-М., 1989. С.5−33.
  97. Философский словарь. Под ред. И. Т. Фролова. М., 1991.
  98. Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М., 1989.
  99. Ю. Демократия. Разум. Нравственность: Московские лекции и интервью. М., 1995.
  100. Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. С.-Петербург, 2000.
  101. Ф.Н. Социальная информация. Философский очерк. Кишинев, 1978.
  102. А.А. Проблемы взаимодействия государства и средств массовой информации. / Государственная служба Российской Федерации и межнациональные отношения. М., 1995.
  103. А.В. Психологические аспекты процессов формирования государственной информационной политики. Ставрополь, 1999.
  104. Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973.
  105. Шиллер Герберт. Манипуляторы сознанием. М., 1980.
  106. Энциклопедический социологический словарь / Под общей редакцией академика РАН Г. В. Осипова. М., 1995.
  107. С.И., Чернышов А. Г. Новые номенклатурные кланы. (Реальности провинциальной политики). // Свободная мысль. 1999. № 5. С.23−32.
  108. Е., Лайдинен Н. Имидж политика: особенности восприятия. // Власть. 2000. № 8. С.63−65.
  109. Г. В. От информационной доктрины к информационной политике. // Межотраслевая информационная служба. 1996. № 2.
  110. Л.А. Власть и пресса. Безопасность городов и доступность информации для населения. // Власть. 1996. № 6. С.44−49.
  111. И.М. Политик интерпретатор и его слово. // Полис. 2000. № 2. С.152−155.
  112. А.Ф. Власть и общество: от монолога к диалогу. // Советник. 1999. № 7. С.38−39.
  113. Ю. Информация как средство организации и дезорганизации. //Социально-политический журнал. 1994. № 3−6. С.194−209.
  114. Е.В. Влияние региональных правящих элит на массовое политическое сознание (основные подходы к изучению) // Вестник
  115. МГУ им. М. В. Ломоносова им. М. В. Ломоносова. Сер. 12. Политические науки. 2001. № 4. С.43−59.
  116. Д.М. «Образ» политического лидера и возможности его изменения. // Полис. 2000. № 2. С.138−151.
  117. Я.Н. Информационная безопасность: развитие доступа к информации. // Вестник МГУ им. М. В. Ломоносова им. М. В. Ломоносова. Сер. 10. Журналистика. 1998. № 2. с.3−7.
  118. А. Пресса как оружие власти. // Россия XXI. 1995. № 1112. С.68−86.
  119. Информационно-издательская деятельность правительств ряда зарубежных стран. // Бюллетень почтовой информации ТАСС. М., 1989. 6 мая.
  120. Кейд Линда Ли, Хольтц-Баха Кристина. Политическая реклама: сравнение средств массовой информации и характеристика политических систем стран Запада. // Вестник МГУ им. М. В. Ломоносова. Сер. 10. Журналистика. 1996. № 6. С. 63.
  121. Кин Дж. Демократия и средства массовой информации // Международный журнал социальных наук: Новый взгляд на демократию. М., 1991. № 2.
  122. Н.А., Мусхелишвили Н. Л., Шрейдер Ю. А. Информационное взаимодействие как объект научного исследования. // Вопросы философии. 1999. № 1. С.77−87.
  123. Е. Российские СМИ и региональные выборы: репетиция оркестра. // Лаборатория. 1999. № 1. С. 14−16.
  124. И.Д. Актуальные проблемы формирования государственной информационной политики. // Ежегодник'98. М. 1999. С.257−265.
  125. О.А. Политическая коммуникация. // Полис. 2000. № 2. С.99−101.
  126. В., Незнакомов В. Средства массовой информации какорудие политики. //Власть. 1997. № 12. С.73−79.
  127. Ю.А. О необходимости государственной информационной политики. // Межотраслевая информационная служба. 1997. № 12. С.7−10.
  128. Ю.А. Информационная политика как комплексная проблема актуализации государственного управления. // НТИ. Серия 1. Организация и методика информационной работы. 1998. № 1. С.10−16.
  129. А.Н. Средства массовой информации и демократия (экономические предпосылки независимости электронных СМИ). // Политая: Вестник Фонда «Российский общественно-политический центр». 1997. № 2:
  130. М.Ю. Новые информационные технологии в современном политическом процессе. // Власть. 2000. № 8. С.38−43.
  131. И.Н. Информационная война XXI века: готова ли к ней Россия?//Власть. 2000. № 2. С.100−106.
  132. А.В., Белов В. П. Структура государственной информационной политики. // Научные доклады'99. М. 1999. Вып.1. С.236−244.
  133. О.Ф. Социология массовых коммуникаций. // Социс. 2000. № 8. С.65−73.
  134. Т.Н. Барьеры восприятия публичного образа политика. // Полис. 2000. № 4, С.132−134.
  135. Г. Г. «Спиндоктор» как средство создания благоприятного имиджа власти. // Лаборатория. 1999 № 1. С. 10−13.
  136. Л.А. Структура личностного восприятия политической власти. // Полис. 2000. № 4. С.135−136.
  137. В.П. Информационная власть и демократия. // Общественные науки и современность. 1999. № 4. С.65−77.
  138. В.П. Средства массовой информации в современном политическом процессе. // Вестник МГУ им. М. В. Ломоносова. Сер. 12. Политические науки. 1995. № 5. С. 12−15.
  139. Г. Л., Черешкин Д. С. От политики информатизации к информационной политике. // Межотраслевая информационная служба. 1995. № 2.
  140. А.И., Решетов К. И. Политическая реклама в коммуникативной стратегии государства. // Вестник МГУ им. М. В. Ломоносова. Сер.12. Политические науки. 1999. № 3. С.62−78.
  141. Л.А. Чиновник в фокусе прессы. // Государственная служба. М. РАГС. 1998. № 1−2. С.130−135.
  142. Е.П., Колесников А. Н., Сафонова Т. Е. Информация, управление, безопасность (социологическое исследование). // Безопасность. Информационный сборник Фонда национальной и международной безопасности. 1997. № 7−9. С.35−38.
  143. С.С. К разработке государственной информационной политики и программы ее реализации. // НТИ. Серия 1. Организация и методика информационной работы. 1995. № 9. С. 1−8.
  144. А.С. Образы регионов в российском массовом сознании // Полис. М. 1999. № 3. С.61−73.
  145. Ю.И. Правительство и пресса: пути и принципы взаимодействия. // Вестник МГУ им. М. В. Ломоносова. Серия 10. Журналистика. 1990. № 6.
  146. А.И. Средства массовой информации и государственное управление. // Россия XXI. 1996. №№ 3,4,5,6.
  147. А. Средства массовой информации и власть. // Диалог. 1995. № 5.
  148. Е.Б. Оценка гражданами личности лидера. // Полис. 1997. № 6. С.57−72.
  149. Е.Б., Новикова-Грунд М.В. Восприятие образов двенадцати ведущих российских политиков (Психологический и лингвистический анализ). // Полис. 1996. № 5.С.14−20.
  150. Е.Б. Восприятие образов власти: политико-психологический анализ. // Полис. 1995. № 4.С.20−27. Диссертации и авторефераты
  151. В.А. Информационная политика в системе властных отношений: региональный аспект: дисс. канд. полит, наук. М. 2001.
  152. О.В. «Паблик рилейшенз» в системе политического управления современной России: тенденции развития: диссертация канд. полит, наук. М., 1997.
  153. О.А. Коммуникативные технологии формирования и продвижения имиджа муниципальной власти (политологический анализ): автореферат дисс. канд полит, наук. М., 2002.
  154. М.А. Региональная печать и власть: приоритеты взаимодействия в условиях современной России: дисс. канд. полит, наук: М, 1999.
  155. А.Ф. Связь с общественностью исполнительной власти современной России: особенности, механизмы и проблемы функционирования: дисс. канд. полит, наук. М., 2000.
  156. М.С. Информационно-коммуникативное воздействие на политические процессы в современной России: сущность, особенности, технологии: дисс. канд. полит, наук. М., 2001.
  157. Э.Б. Совершенствование деятельности служб по связям с общественностью региональных органов власти РФ в процессевыработки политико-административных решений: дисс. канд. полит, наук. М., 2001.
  158. Е.В. Роль средств массовой информации в освещении властных отношений современного российского общества (на примере периодической печати): дисс. канд. полит, наук. М., 2001.
  159. Г. А. Политический дискурс в современной России: проблемы достижения общественного согласия. Автореф. дисс. канд полит- наук. М., 2001.
  160. Ю.А. Информационная политика как фактор демократизации и оптимизации государственного управления в России. Автореферат дисс. докт. полит, наук. М., 2000.
  161. Е.А. Формирование позитивного имиджа государственного деятеля (социально-психологический аспект): дисс. канд. псих, наук. М., 1997.
  162. В.Е. Государственная информация как важный фактор управления политическими процессами в условиях модернизации российского общества. Дисс. канд. полит, наук. М., 1996.
  163. Р.Ф. Формирование и функционирование имиджа политического лидера. Дисс. канд. псих. наук. М., 1995.
  164. О.Н. Власть и общество: деятельность служб по связям с общественностью в российских региональных органах управления. Дисс. в виде науч. доклада докт. полит, наук. М., 1998.
  165. С.И. Психологические условия формирования авторитета власти в общественном сознании: автореферат дисс. канд. псих. наук. М., 1997.
  166. А.А. Взаимодействие средств массовой информации и властных структур в условиях идейно-политической модернизации российского общества (Политологический анализ): дисс. в форме научного доклада докт. полит, наук. М., 1995.
  167. С.А. Средства массовой информации в системегосударственной политики современной России: дисс. канд. полит, наук. М., 2001.
  168. De Fleur М., Ball-Rokeach S. Theories of mass communication. N.Y., 1977.
  169. Deutsch K.W. The nerves of government. Models of political communications and control. N.Y., 1963.
  170. Lasswell H.P. Structure and Function of Communication in Society. // The Process and Effect of Mass Communication. Chicago, 1971.
  171. Lasarfeld P., Berelson В., Gandet H. The Peoples Choise. N.Y.: Free Press, 1955.
  172. Lippman W. Public Opinion. London, 1922.
  173. Lyon David. The information society: ussuas and illusions. Cambridge: Polity Press- etc., 1998, XII
  174. McQuail D. Mass Communication and Public Interest: Towards Social Theory for Media Structure and Perfomance // Crowley D., Mitchell D. Communication Theory Today. Polity Press, Oxford, 1994.
  175. Windhal S. and McQuail D. Communication Models. For the Study of Mass Communication. L., N.Y., 1993.
Заполнить форму текущей работой