Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Стресс-факторы в социокультурном пространстве современного большого города

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Архитектурное пространство города. Визуальная среда оказывает серьезное влияние на психику человека, ведь человек очень чутко реагирует на то, что он видит. Изучение взаимодействия человека с визуальной окружающей средой является предметом видеоэкологии. Современная архитектура в огромных количествах производит гомогенную среду, в которой либо совсем отсутствуют видимые элементы, либо число… Читать ещё >

Стресс-факторы в социокультурном пространстве современного большого города (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В статье описаны симптомы и проявления стресса, который характерен для жителей крупного города — синдрома большого города. На основе междисциплинарного анализа выделены стрессогенные факторы в социокультурном пространстве большого города: высокая плотность городского населения, уплотнение информационной среды, архитектурное пространство города, транспорт, изменение биоритмов, экологические стрессоры, шум, городской климат.

Ключевые слова: социокультурное пространство города, стресс, городской стресс, синдром большого города, стресс-факторы.

Современная урбанизация характеризуется формированием и распространением городского образа жизни, городской культуры. Многомерность культуры не может быть определена исключительно в темпоральных характеристиках, поэтому немаловажен анализ городской культуры с точки зрения ее пространственных характеристик. Пространственная парадигма позволяет увидеть культуру и социум как системное единство, обладающее особой структурой и характеристиками.

Городское социокультурное пространство представляет собой среду обитания человека, характеризующуюся специфическими вещно-предметными и социально-коммуникативными особенностями его существования. стресс фактор социокультурный городской И. В. Тулиганова определяет социокультурное пространство города как систему информационно-коммуникативных оснований социальной деятельности, воплощенных в разнообразных знаково-символических продуктах социокультурной практики, локализованных в определенных территориальных границах [8, с. 7].

В силу того, что процесс урбанизации и общественного развития во много раз опережает процесс эволюции человека, адаптационные возможности его организма в современном городском пространстве ограничены.

Следствием давления совокупности факторов городской среды на субъекта является состояние городского стресса — эмоционально-поведенческого комплекса, возникающего вследствие действия определенных факторов городского образа жизни, проявляющегося на когнитивном, конативном и аффективном уровнях [4].

Отдельные проявления городского стресса частично взаимозависимы, поэтому в научной литературе все чаще используется понятие «синдром большого города». В медицине и психологии, термин синдром указывает на ассоциацию некоторого количества симптомов, особенностей, явлений или характеристик, которые часто происходят вместе, таким образом, что наличие одной особенности предупреждает исследователя о присутствии остальных. Синдром не равнозначен болезни как нозологической форме, т.к. причины его могут быть различными.

Используя понятие «синдром большого города», мы имеем в виду, совокупность признаков, имеющих общий механизм возникновения и характеризующих определенное патологическое состояние организма, а междисциплинарный подход позволит интегрировать исследования философов, психологов, социологов, медиков, экологов, архитекторов.

Под стрессом понимают общую реакцию организма на очень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также состояние нервной системы организма, которое нарушает состояние его благополучия. Рассматривая стрессогенные характеристики города мы подразумевали дистрессовое реагирование, как состояние дезорганизующее поведение горожан, негативно влияющее на их здоровье, ситуации когда городская среда приводит к эустрессу мы не затрагивали.

Социальную потребность жить не в хаотичном, а осмысленном и символически организованном пространстве, можно признать одним из древнейших побуждений человека.

Почему же в настоящий момент появилась необходимость управлять процессом, который на протяжении тысячелетий протекал стихийно? Согласно Г. Зиммелю, пространственные формы под воздействием социальных интеракций приобретают качественные характеристики. Каждая часть пространства обладает исключительностью, поскольку социальное взаимодействие между индивидами и группами в обществе привязано к определенной территории, маркированной особым образом.

Архитектурное пространство региона, города, района фиксирует социальные взаимодействия определенного типа пространственными объектами.

Таким образом, прослеживается взаимозависимость между социальными взаимосвязями и архитектурными практиками и чем более комфортным для городского сообщества станет пространственная организация, тем в меньшей степени будут наблюдаться признаки городского стресса у конкретных индивидов.

Городской стресс может быть рассмотрен как разновидность общественного и экологического одновременно, или на наш взгляд, его можно называть социально-экологическим.

Городское сообщество как большая группа людей в условиях города испытывает общественный стресс, связанный с социальными и экономическими проблемами и экологический стресс, обусловленный воздействием неблагоприятных условий окружающей среды, ожиданием такого воздействия или его последствий.

Достаточно перечислить факторы, под давлением которых находятся горожане: потоки избыточной информации, чрезмерное число социальных проблем и контактов, дефицит времени, гиподинамия, эмоциональные перегрузки, вредные привычки, а также загрязнение атмосферы, воды, земельных ресурсов выбросами промышленности и транспорта, электромагнитные поля, вибрация и шум, химизация быта, чтобы понять как тесно переплетаются социальные проблемы с экологическими.

В сознании людей понятие городского стресса соотносится с такими понятиями, как усталость, раздражительность, напряжение, и даже немотивированная ненависть и агрессия к окружающим людям. В основе генеза городского стресса лежат неудовлетворенность средовыми характеристиками города и нагрузки, связанные с негативным влиянием городского образа жизни на психическое, физическое здоровье и эмоциональное благополучие человека.

Для их качественной характеристики вполне возможно обратиться к системе индикаторов, мониторинг которых позволяет диагностировать социальное самочувствие и социальное настроение горожан, при этом социальное самочувствие выступает в качестве некой основы, исходного структурного элемента для формирования социального настроения личности, ее направленности. Н. А. Овчар определяет социальное самочувствие через отношение индивидов к своему месту в системе социальных связей, степень адаптированности к изменениям, отношение к перспективам и факторам изменения своего социального статуса, ощущение комфортности, а социальное настроение, как ощущение себя в качестве выигравшего-проигравшего, общую эмоциональную реакцию на социальные изменения [6, с. 39].

Сами по себе многочисленные стрессоры большого города не являются его причинами, главное здесь то, как человек их воспринимает, относится к ним.

Стрессор (стресс-фактор, стресс-ситуация) это чрезвычайный или патологический раздражитель, значительное по силе и продолжительности неблагоприятное воздействие, вызывающие стресс.

Все по-разному реагируют на происходящее, для кого-то одни стрессоры являются источником сильного стресса, для кого-то другие. Причины возникновения стресса разнообразны, а формы проявления индивидуальны.

Городская среда изобилует факторами, которые вполне можно определить как стрессогенные. В первую очередь, это: высокая плотность населения и, как следствие, более частые вынужденные контакты, интенсификация взаимодействий между людьми; информационные перегрузки за счет высокого развития СМИ и все той же высокой интенсивности социальных взаимодействий; концентрация и интеграция различных сфер и областей деятельности, различных социальных и демографических групп и типов социального поведения на относительно ограниченной территории.

Это и сама пространственная организация территории, включая неблагоприятную визуальную среду. Безусловно, это и различные неблагоприятные экологические стрессоры, кроме того укажем и менее стрессогенные факторы, вклад которых в формирование синдрома большого города не стоит недооценивать — изменение биоритмов горожан и влияние городского климата. Выделим стрессогенные факторы, которые приводят к «синдрому большого города»:

  • 1. Высокая плотность городского населения. Несмотря на то, что Россия имеет очень низкую плотность населения, всего 8,4 чел./кв. км (180 место в мире), плотность населения в крупных городах вполне сопоставима с плотностью населения мировых мегаполисов, например, плотность проживания москвичей составляет 10 588 чел./кв. км (6 место в мире), а петербуржцев 3267 чел./кв. км (17 место в мире) [3]. Если учесть, что городское население России составляет 72%, а удельный вес жителей больших городов (с населением более 100 тыс. человек) возрос до 65,7% городского населения к началу 2009 года, то нехватка жизненного пространства становится все более актуальной для подавляющего большинства россиян [9]. Скопление значительного количества людей на сравнительно маленькой территории: на центральных улицах и площадях города, в жилых массивах многоэтажек, построенных по принципу «окно в окно», в зданиях общественного назначения, в общественном транспорте — для больших городов явление привычное. И если, дома человек находится на маленькой территории с близкими, то во всех прочих местах приходится пускать в свое интимное пространство совершенно посторонних людей. Каждому человеку необходимо свое, персональное пространство, а в городе, особенно крупном, житель часто не располагает даже 1/10 этого нужного личного пространства, что проявляется в ощущении тесноты и раздражения, агрессии в отношении других людей. Скученность людей в городе приводит к эмоциональному равнодушию, незнакомые воспринимаются как неодушевленные предметы. Все чаще бывает, если с кем-то на улице или в общественном месте случится беда — мало кто из прохожих обращает внимание. Невозможность всем дарить свое внимание и то, что такое равнодушие к окружающим аморально, а иногда и преступно — тоже может привести к неврозу.
  • 2. Уплотнение информационной среды. В урбанизированной среде резкое увеличение численности и плотности населения неизбежно приводят к интенсификации информационного обмена и ускорению протекания динамических процессов. Стресс порождает возрастающая конкуренция и ускорение темпа жизни. Если когда-то была одна технология на пять поколений, то с середины прошлого века стало пять технологий на одно поколение и в мегаполисе человеку приходится постоянно обучаться. Чтобы быть быстрее и эффективнее остальных он вынужден постоянно увеличивать и усложнять свои технические арсеналы — сотовые телефоны, ноутбуки, смартфоны. Традиционное противопоставление приватного и публичного пространства в современном городе подрывается, начиная с мобильного телефона, Интернета, СМИ. Уместно говорить об интерактивном информационном пространстве. Новые способы общения: социальные сети, многочисленные форумы и чаты в интернете. Реклама на улицах, в транспорте, в индивидуальных почтовых ящиках, рост мощностей теле-радио-видеоаппаратуры, повсеместные мобильные звонки и переговоры — все это привело к резкому сокращению «зон уединения и покоя» для рядового горожанина. В обществе всерьез обсуждается проблема создания правовых рамок для применения мобильных телефонов и использования блокираторов, «глушилки» сигнала предлагается включать, например, в театрах во время спектаклей или в храмах. В условиях города ставится вопрос выработки новой информационной культуры, которая предполагает — выработку оптимальной реакции на поступающую информацию и адекватное поведение личности; формирование умения действовать в условиях избыточной информации, правильно оценивать качественную сторону информации; выработку навыков защиты личности от информационного шума.
  • 3. Архитектурное пространство города. Визуальная среда оказывает серьезное влияние на психику человека, ведь человек очень чутко реагирует на то, что он видит. Изучение взаимодействия человека с визуальной окружающей средой является предметом видеоэкологии. Современная архитектура в огромных количествах производит гомогенную среду, в которой либо совсем отсутствуют видимые элементы, либо число их резко снижено и агрессивную окружающую среду, в которой человек одномоментно видит большое число одинаковых элементов. В гомогенном поле (огромные плоскости из бетона и стекла, глухие заборы, монотонные подземные переходы, асфальтовые покрытия и т. п.) глазу не за что «зацепиться», от недостатка информации, поступающей в мозг, возникают неприятные ощущения. Опасны и агрессивные поля (ряды одинаковых окон на стенах многоэтажных домов, множество самих однотипных домов в ограниченном пространстве, сетки или перегородки из одинаковых деталей на фасадах, заборах, тротуарах и т. п.), поскольку в мозг поступает избыток однородной информации. Жители новых микрорайонов, окруженные такими полями постоянно, подвержены депрессии. По мнению австрийского архитектора Ф. Хундертвассера, как строгая униформа и затянутый на шее галстук ограничивают свободу и развитие человека, так и однообразность типовых построек и их схематичность наносят вред физическому и психическому здоровью человека: «Все это множество домов, которое мы все терпим в их массе — бесчувственное и неэмоциональное, диктаторское, агрессивное, безбожное, гладкое, стерильное, неприкрашенное, анонимное и до зевоты скучное», — чтобы архитекторы могли вылечить эти больные и отвратительные строения, заключает Ф. Хундертвассер, необходима новая профессия — архитектурный доктор [11]. Психологи считают, что неблагоприятная визуальная среда города одна из важнейших причин возрастания агрессивности людей, особенно подростков. Жители не испытывают душевной привязанности к своему городу — отсюда вытоптанные газоны, запущенные подъезды, мусор на улицах, вандализм.

Архитектурное пространство мегаполисов вызывает у горожан неудовлетворенность с эстетической и информационной точек зрения. Заслуживают внимания рассуждения Г. Зиммеля об укорененности индивидов на месте, как важную характеристику социальных групп, по его мнению, фиксирование точки в пространстве ведет к индивидуализации места. Г. Зиммель отмечал, что использование «имен» домов вместо номеров придает владельцам чувство собственной уникальности и пространственной индивидуальности.

Также Г. Зиммель полагает, что социальные единицы привязаны к определенным пространственным формам и «представлены в повседневной жизни семьей и клубом, воинской частью и университетом, профсоюзом и религиозной общиной, которые имеют фиксированные места, их «дом» [12, р. 611].

Пространственные формы, таким образом, эмоционально окрашены, что делает их «своими» для определенной социальной группы. Г. Зиммель придает архитектурным объектам социальные смыслы и признает их влияние на созерцающего их человека. «Венецианские дворцы представляют собой какую-то напыщенную игру, уже правильностью своих форм маскируя индивидуальные характеры своих людей.

Все люди в Венеции словно ходят по сцене: в их деловитости, которая ничего не созидает, или в их пустой мечтательности, они то и дело появляются откуда-нибудь из-за угла, чтобы тот час же исчезнуть за другим углом, всегда имея при этом в себе нечто от актеров, которые по ту сторону сцену суть ничто" [5, с. 56].

Отсутствие эмоциональных привязок в архитектурном пространстве города ведет к отчуждению человека от его пространственной среды, что негативно влияет на его самоидентификацию, способствует девиантному поведению.

  • 4. Интенсивная автомобилизация и городской транспорт. Эти факторы стресса вызваны необходимостью интенсивных пространственных передвижений, вызванных территориальной разобщенностью (родственников, друзей, культурного центра или работы от мест жительства). Среди наиболее стрессогенных ситуаций необходимо выделить: пробки, необходимость преодолевать достаточно большие расстояния, общественный транспорт, не всегда предоставляющий нужный уровень комфорта. Уплотнение жилой среды приводит к интенсивной автомобилизации, а это в свою очередь к нехватке парковочных мест и как следствие, гаражи во дворах, парковка на тротуарах и газонах, что вызывает ощущение нехватки жизненного пространства.
  • 5. Изменение биоритмов. До появления электричества ритм работы и отдыха человека всецело был подчинен естественным природным ритмам, т. е. световой день человек мог посвящать работе, а ночь, т. е. 9−12 часов в зависимости от времени года — сну. С появлением электричества световой день изменился, появилась «ночная жизнь», жизнь работающих людей стала протекать согласно непрерывным технологическим ритмам и потребностям инфраструктуры города, да и отдых все чаще реализуется в рамках новых культурных стандартов большого города именно ночью, например в ночных клубах или кинотеатрах, предлагающих своим посетителям ночные показы. Российский социолог И.В. Бестужев-Лада считает, что городское население отличается от сельского образом жизни, в качестве критерия использует продолжительность дневного времени деятельности. Если человек ложится спать позже 23 часов, то независимо от его места проживания он причисляется к городскому жителю.
  • 6. Экологические стрессоры. Это те внешние стимулы, которые существуют в физической среде. Наиболее широко изучаемыми экологическими стрессорами являются жара и холод, загрязнение воздуха, воздействие солнечных лучей, люминесцентное освещение, слуховые раздражители, запахи, гравитация, атмосферное давление и влажность. Во всех случаях эти переменные рассматриваются в качестве элементов физического окружения, которые вынуждают организм реагировать на них для поддержания гомеостаза [7]. Особое значение на фоне техногенных аварий (Чернобыль, Фукусима) приобретает радиотоксикация как разновидность экологического стрессора, действие которого не ощутимо физически, но чрезвычайно опасно и для физического и для психического здоровья населения.
  • 7. Техногенный или искусственно созданный шум. Самый комфортный уху человека звук располагается в пределах 35 децибел, этого уровня шума достигают: шелест листвы, журчащая вода, пение птиц. Все, что выше этого уровня может вызвать усталость у индивида, а за ней и раздражение и агрессию. Главным источником шумового загрязнения в городах являются транспортные и индустриальные шумы, формирующие зоны акустического дискомфорта.
  • 8. Городской климат. Этот фактор оказывает воздействие на самочувствие человека, воздействуя на него через погодные факторы. Климатические условия крупного современного города, создаются самим городом, во-первых, городская застройка и дороги нагреваются солнцем сильнее естественной поверхности, а во-вторых, промышленные предприятия, отопительные системы и автотранспорт нагревают воздух над городом и загрязняют его дымом и газообразными продуктами сгорания, тем самым обогащая его ядрами конденсации.

В результате, городской климат характеризуется: повышенной температурой в больших городах (в среднем на 3—5 °С больше, чем в окрестностях); ослаблением солнечной радиации и уменьшением часов солнечного сияния; увеличением облачности и осадков летом, туманов зимой (в городах осадков на 10—15% больше, чем в сельской местности; туманов на 30—100%), понижением относительной влажности. Городской климат может провоцировать метеоневроз — зависимость человека от определенной погоды. Болезнь под таким названием пока не вошла в медицинские учебники, однако, это дело ближайшего будущего. Проявления этого недуга: скука, усталость, апатия — субъективны, не поддаются измерению и плохо изучены и медиками и социологами.

Антропологический подход к рассмотрению города концентрирует свое внимание на проблеме человеческого существования в социокультурном пространстве. Сосредоточение внимания на психологических проблемах горожан способствует становлению теорий, рассматривающих жизнь людей в городе в едином комплексе, как «социокультурное явление». Все выявленные стрессогенные факторы не новы, но их анализ и культурологическая интерпретация позволит, на наш взгляд, иначе посмотреть на необходимость формирования социокультурного пространства современного города, исходя не только из потребностей производства, экономической выгоды или создания символических архитектурных доминант, а подчеркнуть необходимость создания городского пространства комфортного для существования городского сообщества и конкретного индивида.

Библиографический список

  • 1. Бестужев-Лада И. В. Социальное прогнозирование. Курс лекций. Педагогическое общество России, 2002. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий.
  • 2. Большая советская энциклопедия. Городской климат. Википедия — свободная энциклопедия.
  • 3. Городской стресс: что это такое? Социально-психологическое исследование причин возникновения городского стресса.
  • 4. Зиммель Г. Венеция // Логос. 2002. № 3−4.
  • 5. Овчар Н. А. Влияние элементов информационного пространства на социальное самочувствие населения. //Известия ВолгГТУ Серия Проблемы социально-гуманитарного знания. Выпуск 6 № 9 (57). С. 39.
  • 6. Психологическая энциклопедия.
  • 7. Тулиганова И. В. Социокультурное пространство современного города: автореферат дис. … к.ф.н.: 09.00.11. — Саратов, 2009. — 17 с.
  • 8. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) — www.gks.ru, Российский статистический ежегодник. 2009 г.
  • 9. Хундертвассер Ф. Архитектурный доктор, 1990. Опубликовано 12.02.1990 г. в газете AZ (Arbeitter Zeitung).
  • 10. Яницкий О. Н. Россия как экосистема.//Социологические исследования, 2005, № 7.
  • 11. Simmel G. Sociology: inquiries into the construction of social forms / translated and edited by A. Blasi, A. Jacobs, M. Kanjirathinkal; with an introduction by H. Helle. — Leiden-Boston: Brill, 2009.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой