Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогическое обеспечение подготовки студентов педколледжа к здоровьесберегающей деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В процессе реализации вышеназванной модели было осуществлено педагогическое содержательное и технологическое обеспечение трех направлений (теоретического, практического, и методического) подготовки будущих педагогов к здоровьесбережению. Для этого в образовательный процесс педагогического колледжа была внедрена разработанная нами дисциплина дополнительной подготовки «Основы оздоровительной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Психолого-педагогические основы здоровьесбережения в образовательном процессе
    • 1. 1. Общие теоретические подходы к проблеме здоровьесбережения в 13 образовательном процессе
    • 1. 2. Педагогические аспекты подготовки студентов 42 к здоровьесберегающей деятельности
    • 1. 3. Модель подготовки студентов к здоровьесберегающей деятельности 69 и педагогическое обеспечение ее реализации
    • 1. 4. Выводы по главе
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по подготовке студентов педагогического колледжа к здоровьесберегающей 90 деятельности в образовательном процессе
    • 2. 1. Анализ исходного состояния подготовки студентов к здоровьесберегающей деятельности
    • 2. 2. Педагогическое обеспечение образовательного процесса, направленного на подготовку студентов к здоровьесберегающей 107 деятельности
    • 2. 3. Итоги экспериментальной работы по подготовке студентов педагогического колледжа к здоровьесберегающей деятельности
    • 2. 4. Выводы по главе 2
  • Заключение
  • Литература
  • Приложение

Педагогическое обеспечение подготовки студентов педколледжа к здоровьесберегающей деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современный этап социального развития характеризуется обращением к гуманистическим ценностям. Потребность общества в педагоге, способном организовать учебную деятельность на основе гуманистических принципов, создает предпосылки для разработки новых подходов к системе обучения студентов педагогических образовательных учреждений, к подготовке специалиста, который способен порождать собственные смыслы педагогической деятельности.

Нарастает социальная необходимость в обучении и воспитании людей, ответственных за состояние своего здоровья, умеющих противостоять неблагоприятным условиям среды, владеющих представлениями о способах ведения здорового образа жизни и его пропаганде. Идея построения здорового общества может быть реализована только при такой системе педагогического образования, которая готовит учителей, заинтересованных в своем здоровьесбережении и несущих этот заряд в общество.

Новая парадигма образования опирается на гуманистическую концепцию, которая признает уникальность, индивидуальность, безусловную ценность каждого единичного человеческого бытия, каждой личности.

Одним из путей гуманизации образовательного процесса выступает в этой связи концентрация педагогических сил на здоровье его субъектов. Смысл гуманизации образования состоит в конструктивном самоизменении людей, «очеловечивании» и гармонизации личности каждого педагога и каждого учащегося, включенных в образовательный процесс (Е.В. Бондаревская, А. Б. Орлов и др.). Ключевым моментом является то, что гуманизация — это процесс, инициатором и субъектом которого может быть лишь сам человек.

Рассматривая человекообразующие функции гуманистической парадигмы личностно ориентированного образования, Е. В. Бондаревская выделяет гуманитарную функцию, которая связана с сохранением и восстановлением экологии человека: его телесного и духовного здоровья, смысла жизни, личной свободы, нравственности. Выполнение этой функции требует адекватных педагогических технологий, владение которыми служит важным показателем готовности будущего педагога к здоровьесберегающей деятельности.

Проблеме гуманизации образовательного процесса в средних и высших учебных заведениях посвящены работы О. М. Железняковой, H.A. Моревой, H.H. Никитина, М. А Петухова, В. А. Сластенина, В. И. Слободчикова и др. Проблемные пункты модернизации психолого-педагогической подготовки будущих педагогов отражены в исследованиях В.А. Кан-Калика, Ю. Н. Кулюткина, JI.M. Митиной, A.A. Орлова и др.

Различные аспекты гуманизации образования и условия ее успешного осуществления с точки зрения здоровьесбережения рассматриваются в трудах Ш. А. Амонашвили, И. А. Зимней, В. А. Сухомлинского, В. В. Хуторского, Р. Штайнера и др.

Отдельные вопросы профессиональной подготовки педагогов со здоровьесберегающей направленностью раскрыты в работах O.A. Ахвердовой, С. Н. Беловой, И. В. Боева, К. С. Гюлушаня, И. Ю. Глиняновой, JI.A. Койсман, М.И. Ми-лехиной, Н. П. Недоспасовой, Н. П. Поповой, О. В. Петрова, И. Г. Резвых, Н. В. Третьяковой, A.A. Федякина и др. Сущность личностного саморазвития как педагогического феномена отражена в исследованиях К.А. Абульхановой-Славской, JI.H. Куликовой, C.B. Кульневича, А. Б. Орлова, Н. Г. Григорьевой.

Особое значение для научного поиска в данном направлении имеют труды авторов, занимающихся исследованием педагогических технологий в русле современных процессов модернизации образования (Е.В. Бондаревская, Е. А. Крюкова, М. М. Левина, Г. К. Селевко, Н. К. Смирнов, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.).

Для теоретико-методологического обоснования необходимости обращения к здоровьесбережению в подготовке будущих педагогов важны системные исследования по андрагогике (С.Г. Вершловский, С. И. Змеев, Е. А. Климов, Е. С. Семенова, Т. В. Шадрина и др.).

Изучение работ названных авторов подтверждает актуальность вопроса подготовки студентов педагогического колледжа к здоровьесберегающей деятельности (ЗСД) с целью гуманизации образовательного процесса подрастающего поколения, который, к сожалению, все более удаляется от природосооб-разности, становясь здоровьезатратным и даже здоровьеразрушающим.

Анализ практики показывает, что в профессиональном образовании предметам здоровьесберегающего цикла отводится второстепенная роль, а в специальных дисциплинах, как правило, здоровьесберегающий компонент не акцентируется, его наличие, в лучшем случае, предполагается как само собой разумеющееся. Вместе с тем, воспитывать здоровьесберегающую и здоровье-формирующую культуру будущих педагогов можно и нужно через реализацию на практике принципов личностно ориентированного обучения, оснащенного проникающими здоровьесберегающими образовательными технологиями.

Значимость проблемы подготовки будущих педагогов к здоровьесбере-жению в образовании актуализируется противоречиями:

— между осознанием большинством педагогов ценностного потенциала здоровья и его сбережения как неотъемлемой части гуманизации образовательного процесса и значительной здоровьезатратностью современного образования;

— между необходимостью специальной подготовки будущего педагога к здоровьесберегающей деятельности, направленной на участников образовательного процесса, и отсутствием содержательной и технологической модели ее педагогического обеспечения в практике учреждений системы среднего профессионального образования.

На основании выявленных противоречий проблема исследования состоит в необходимости разработки педагогического обеспечения образовательного процесса, направленного на эффективную подготовку студентов педагогического колледжа к здоровьесберегающей деятельности.

Актуальность и вместе с тем недостаточная теоретическая и практическая разработанность данной проблемы обусловливают тему исследования: «Педагогическое обеспечение подготовки студентов педколледжа к здоровьесбере-гающей деятельности».

Цель исследования заключается в выявлении, обосновании и экспериментальной проверке педагогических путей и условий, обеспечивающих успешность подготовки студентов педагогического колледжа к здоровьесбереже-нию участников образовательного процесса.

Объект исследования — здоровьесберегающая деятельность в образовательном процессе.

Предмет исследования — процесс подготовки студентов педагогического колледжа к здоровьесберегающей деятельности и его педагогическое обеспечение.

Гипотеза исследования: процесс гуманизации современного образования требует подготовки специалистов, способных осуществлять здоровьесбере-гающую деятельность в образовательном процессе относительно всех его участников. Подготовка студентов педагогического колледжа к здоровьесберегающей деятельности будет успешной, если:

— будут обоснованы и разработаны ведущие направления подготовки студентов к здоровьесберегающей деятельности (теоретическое, практическое и методическое);

— будет разработана модель педагогического обеспечения подготовки студентов педколледжа к здоровьесберегающей деятельности, структура и содержание которой будут опираться принципы здоровьесбережения и учитывать условия личностно ориентированного образовательного процесса;

— в образовательном процессе педколледжа будут реализованы специальные технологии здоровьесбережения его участников;

— процесс реализации модели будет осуществляться поэтапно (мотиваци-онный, исследовательский, прогностический, упреждающе-корректирующий, проектировочный, организационный, рефлексивный этапы);

— будут выделены критерии и разработаны показатели готовности студентов педколледжа к здоровьесберегающей деятельности.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ педагогических концепций гуманизации образования и определить ценностный потенциал здоровьесберегающей деятельности.

2. Разработать и обосновать модель целевого, содержательного и технологического обеспечения подготовки студентов педколледжа к здоровьесберегающей деятельности.

3. Экспериментально проверить названную модель в процессе теоретической и практической подготовки студентов к здоровьесберегающей деятельности.

4. Разработать, экспериментально проверить в образовательном процессе педколледжа методические рекомендации по реализации модели подготовки студентов к здоровьесберегающей деятельности.

Методологическую основу исследования составили следующие положения: признание философского и гносеологического плюрализма как принципа теоретического обоснования педагогических проблем в системе гуманитарного знаниядиалектическая взаимосвязь объективного и субъективногосистемный подход к исследованиямаксиологический подход, признающий человека наивысшей ценностью, учет общих закономерностей деятельности и сознания, физиологических особенностей развития студентов.

Теоретическую основу исследования составили: отечественные и зарубежные концепции гуманизации образовательного процесса на различных уровнях (Ш.А. Амонашвили, А. Г. Асмолов, В. П. Бездухов, М. Н. Берулава, Е. В. Бондаревская, В. А. Караковский, A.C. Косогова, JT.H. Куликова, Л. И. Новикова, H.A. Переломова, E. JL Федотова, Е. А. Ямбург и др.) — философские и психологические теории личностного роста (JT.C. Выготский, А. Маслоу, А. Б. Орлов, К. Роджерс и др.) — современные концепции образования взрослых (С.Г. Вершлов-ский, С. И. Змеев, Ю. Н. Кулюткин, E.H. Шиянов и др.) — исследования в области профессиональной компетентности (В.В. Буткевич, Э. Н. Гусинский, A.K. Mapкова, B.B. Хуторской и др.) — концепции здоровьесбережения в образовании (Л.П. Вашлаева, E.H. Дзятковская, Н. И. Лисовская, Н. М. Полетаева, Н. К. Смирнов, Г. М. Соловьев, Н. Ю. Шумакова и др.).

Для достижения поставленной цели в ходе исследования применялись следующие методы: теоретический и методологический анализ научных и научно-методологических источников, диссертационных и монографических исследований по проблеме гуманизации и гуманитаризации образованияанализ документов (государственные образовательные стандарты, методические рекомендации и др.) — педагогическое наблюдениепрогностическое и диагностическое тестирование преподавателей и студентов с целью изучения их личностно-профессиональных качествсоциологические методы (опрос, анкетирование, беседа) — анализ результатов деятельности студентов при самостоятельной работе и на педагогической практикеметод экспериментального исследования (констатирующий, преобразующий и контрольный этапы эксперимента) — методы обработки и осмысления полученных данных (методологический анализ и математический метод корреляции).

Организация и этапы исследования. Исследование осуществлялось в ГОУ «Иркутский педагогический колледж № 2». В эксперименте приняли участие 95 студентов и 23 преподавателя. Исследование проводилось в течение пяти лет, с 2001 по 2006 год и включали в себя три этапа.

Первый этап — подготовительный (2001;2002 гг.). Изучалось современное состояние исследуемого вопроса в научной литературе и практике. Исследовалась готовность будущих педагогов к здоровьесберегающей деятельности в образовательном процессе, изучалось содержание подготовки студентов в педагогическом колледже (государственные образовательные стандарты педагогических ссузов, реальный учебный процесс). Была обоснована тема, определена методологическая база исследования, разработаны педагогическая концепция и содержание экспериментальной работы.

Второй этап — экспериментальный (2002;2005 гг.). Основное внимание уделялось преобразующему эксперименту. Разрабатывались и проверялись на практике содержательная и технологическая составляющие обоснованной нами модели педагогического обеспечения подготовки студентов к здоровьесбере-гающей деятельности, ориентированные на условия гипотезы. Уточнялись основные теоретические положения. Определялись критерии, показатели и уровни готовности будущих педагогов к здоровьесберегающей деятельности.

Третий этап — контролирующий (2005;2006 гг.) — предполагал осмысление, систематизацию результатов исследования и оформление их в виде диссертации.

Положения, выносимые на защиту:

1. Подготовка выпускников педагогического колледжа к здоровьесберегающей деятельности является одним из путей гуманизации образовательного процесса. Ее основу составляет развитие у студентов мотивации на укрепление здоровья, приобретение знаний, овладение здоровьесберегающими технологиями, ориентированными на участников образовательного процесса.

2. Педагогическое обеспечение — это эффективный способ подготовки педагогов к здоровьесберегающей деятельности. Основными этапами его реализации выступают: мотивационный, исследовательский, прогностический, уп-реждающе-корректирующий, проектировочный, организационный, рефлексивный.

3. Модель педагогического обеспечения подготовки студентов к здоровьесберегающей деятельности представляет собой комплекс взаимосвязанных структурных компонентов, отражающих основные направления ее ступенчатой реализации (теоретическое, практическое и методическое), принципы здоровь-есбережения и условия личностно ориентированного образовательного процесса, а также средства и технологии достижения студентами необходимой готовности.

4. Средствами подготовки студентов к здоровьесберегающей деятельности в представленной модели являются здоровьесберегающие технологии в образовании (медико-профилактические, физкультурно-оздоровительные, технологии обеспечения социально-психологического благополучия, здоровьесбережения педагогов) и здоровьесберегающие образовательные технологии (мастерские, здоровьесберегающее проектирование учебно-воспитательного процесса, индивидуальных здоровьесберегающих траекторийдиагностика здо-ровьесберегающей направленности учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и др.).

5. Степень готовности будущих педагогов к здоровьесберегающей деятельности определяется в соответствии с когнитивным, эмоционально-личностным и деятельностным критериями, показателями которых являются: знания о сохранении и укреплении собственного здоровьязнания для осуществления здоровьесберегающей деятельности в профессиипрофессиональная нравственностьположительная мотивация на осуществление ЗСД в профессии, комплекс эмоционально-личностных свойствопыт осуществления ЗСД в профессии, быту, опыт осуществления самообразовательной деятельности по здо-ровьесбережению.

6. Высокий уровень готовности к здоровьесберегающей деятельности свидетельствует о сформированности основ здровьесберегающей и здоровье-формирующей культуры выпускника педагогического колледжа, что положительно влияет на общий уровень компетентности будущего педагога,' способного продуктивно участвовать в гуманизации образовательного процесса.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в следующем:

— проведен теоретико-методологический анализ педагогических концепций гуманизации образования и определен ценностный потенциал здоровьесберегающей деятельности в решении проблем современного педагогического процесса;

— доказана необходимость целенаправленной подготовки студентов к здоровьесберегающей деятельности и ее усиления;

— уточнены и систематизированы характеристики понятий «здоровьесбе-регающая деятельность», «здоровьесбережение», «готовность специалиста к здоровьесберегающей деятельности», «модель подготовки студента к здоровьесберегающей деятельности в условиях педагогического колледжа», «педагогическое обеспечение» относительно контекста исследования;

— определены сущность и особенности педагогического обеспечения образовательного процесса, направленного на оптимизацию подготовки студентов педколледжа к здоровьесбережению в педагогической деятельности;

— разработана модель содержательного и технологического педагогического обеспечения подготовки студентов к здоровьесберегающей деятельности.

Практическая значимость:

— разработаны критерии и показатели, подобраны диагностические методики определения уровня готовности студентов педагогического колледжа к здоровьесберегающей деятельности;

— апробирована модель педагогического обеспечения подготовки студентов педагогического колледжа к здоровьесбережению в образовательном процессе;

— определены целевые, содержательные и технологические аспекты дисциплины «Основы оздоровительной и профилактической работы с детьми»;

— разработаны и внедрены методические рекомендации по педагогической практике с учетом здоровьесберегающего компонента (блок «Образование и здоровье») для студентов и руководителей-методистов;

— материалы исследования могут быть использованы в организации педагогического процесса учреждений среднего профессионального образования, ориентированного на здоровьесбережение его участников.

Достоверность результатов исследования подтверждается обоснованностью теоретических положений, сочетанием теоретического и практического подходов в исследовании, практическим подтверждением основных положений диссертационного исследования полученными в ходе экспериментальной работы данными, а также положительной динамикой основных показателей развития готовности студентов педколледжа к здоровьесберегающей деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на заседаниях творческой лаборатории, педагогических советах и методических объединениях преподавателей Иркутского педколледжа № 2, а также на научно-практических конференциях и семинарах разного уровня: региональных научно-практических конференциях «Социально-педагогическая деятельность в образовательных учреждениях» (Иркутск, 2002), «Современные задачи в сфере дополнительного образования» (Иркутск, 2003), «Гуманизация и гуманитаризация образования» (Иркутск, 2003, 2004), «Поиск и взаимодействие в исследовательской, опытной и экспериментальной деятельности специалистов ДОУ — колледж — вуз» (Иркутск, 2004), «Компетентность как фактор модернизации образовательного пространства современного развивающего педагогического образования (Иркутск, 2005), «Актуальные проблемы социальной педагогики: опыт, инновации, перспективы» (Иркутск, 2005), международной научно-практической конференции «Личностно развивающее профессиональное образование» (Екатеринбург, 2005) и др.

Структура диссертационной работы: Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений, иллюстрирована рисунками, схемами, таблицами, диаграммами.

Результаты исследования констатирующего этапа, предварительный теоретический анализ и выводы первой главы о состоянии здоровья участников образования и современном характере подготовки будущих педагогов к здоровьесберегающей деятельности подтвердили необходимость внедрения разработанной нами модели дополнительной подготовки студентов педколледжа к здоровьесберегающей деятельности.

В процессе реализации вышеназванной модели было осуществлено педагогическое содержательное и технологическое обеспечение трех направлений (теоретического, практического, и методического) подготовки будущих педагогов к здоровьесбережению. Для этого в образовательный процесс педагогического колледжа была внедрена разработанная нами дисциплина дополнительной подготовки «Основы оздоровительной и профилактической работы с детьми», подготовлены к использованию методические рекомендации для студентов и методистов-руководителей педагогической практики по блоку «Образование и здоровье», организована работа методического объединения «Здоровье в образовании», где в совместную углубляющую и познавательно-развивающую деятельность в области здоровьесбережения были включены педагоги и студенты третьего года обучения. На протяжении всего времени реализации модели студенты экспериментальных групп могли отслеживать динамику развития профессионально-личностных качеств, необходимых для здо-ровьесберегающей деятельности в образовании, что позволило им иметь четкое представление о структуре профессиональной готовности педагога к данной деятельности. В ходе экспериментальной работы удалось на практике убедиться, что спроектированные в нашей модели педагогические условия и реализованные принципы организации здоровьесберегающего образовательного процесса способствовали успешности процесса формирования готовности студентов к здоровьесбережению.

На основании выше изложенного мы пришли к следующему выводу: Оценивая эффективность внедряемой модели педагогического обеспечения дополнительной подготовки студентов педагогического колледжа к здоровьесбе-регающей деятельности необходимо отметить качественные изменения, произошедшие у студентов экспериментальной группы:

— подавляющее большинство студентов проявляли положительное отношение к освоению содержания дисциплиныс интересом выполняли самостоятельные и практические задания, направленные на осознание здоровья как образовательной ценностибыли заинтересованы в получении положительных результатов в процессе подготовки к здоровьесберегающей деятельности;

— многие студенты проявили стремление к самосовершенствованию, как в личностном, так и в профессиональном плане в области здоровьесбережения;

— студенты экспериментальной группы проявляли творчество, активность, самостоятельность и личную ответственность при решении конкретных педагогических ситуаций и проблем в процессе прохождения педагогической практики.

При реализации всех направлений модели педагогического обеспечения подготовки к здоровьесберегающей деятельности, студентам предоставлялась возможность самостоятельной оценки и отслеживания динамики собственного профессионального и личностного развития в вопросах здоровьесбережения, что положительно сказалось на развитии рефлексивных способностей будущих педагогов.

Дополнение здоровьесберегающей направленности в профессионально-педагогической подготовке студентов колледжа способствует обогащению профессионально-личностного развития, повышает эффективность всего образовательного процесса и способствует развитию общей культуры здоровьесбе-режения и здоровьеформирования. Анализ результатов эксперимента (параграф 2.3) позволил сделать выводы о подтверждении выдвинутой нами гипотезы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Изучив основные подходы к гуманизации образования (Ш.А. Амонашви-ли, М. Н. Берулава, Е. В. Бондаревская, Л. С. Выготский, В. А. Караковский, А. Маслоу, А. Б. Орлов, К. Роджерс и др.) мы, опираясь на позиции, в основе которых лежит концепция здоровьесбережения в образовании (А.Г. Асмолов, Л. П. Вашлаева, E.H. Дзятковская, Н. И. Лисовская, Н. М. Полетаева, Н. К. Смирнов, Г. М. Соловьев, Н. Ю. Шумакова и др.) пришли к заключению, что здоровьесбе-режение может рассматриваться в качестве базиса гуманизации образовательного процесса.

Мы убедились, что решение проблемы здоровьесберегающими средствами образования заключает в себе значимый ценностно-смысловой потенциал и является средством конструктивного самоизменения людей и гармонизации личности каждого участника образовательного процесса.

Анализ подходов к преодолению здоровьезатратности в образовании (Г.К. Зайцев, В. В. Колбанов, И. Ю. Глинянова, Н. М. Полетаева, Н. Г. Сериков, Н. М. Татарникова и др.), помог выявить место здоровьесбережения в современном образовательном процессе и позволил доказать, что «здоровье», «здоровый образ жизни», «здоровьесберегающая деятельность» — понятия, имеющие фундаментальный смысл для гуманизации образования, так как обозначаемые ими явления процессы становятся отправной точкой в подготовке будущих педагогов, способных к личностно-ориентированной, здоровьесохра-няющей профессиональной деятельности.

Вместе с тем, нами были выявлены противоречия между осознанием ценностного потенциала здоровья и его сбережения, как неотъемлемой части гуманизации образовательного процесса, и значительной его здоровьезатратностью, а также между недостаточным уровнем содержательной и технологической подготовленности будущего педагога к здоровьесбережению и явной необходимостью обеспечения профессиональной подготовки данного направления в практике ссузов. На основании этого мы установили, значимость и насущную необходимость специального теоретического и технологического обеспечения образовательного процесса, направленного на подготовку студентов к здоровь-есберегающей деятельности и осуществляемого в процессе формирования у студентов конкретных знаний умений, качеств и свойств личности на фоне положительного отношения к этому виду деятельности.

Под здоровьесберегающей деятельностью мы понимаем такую деятельность педагога, которая подразумевает готовность и способность организовывать педагогический процесс, направленный на обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, их продуктивной учебно-познавательной и практической деятельности, основанной на культуре здорового образа жизни личности.

Результатом профессиональной подготовки при таком подходе становится профессиональная готовность будущих специалистов к образовательной деятельности со здоровьесберегающей направленностью.

Проведенное нами исследование показало, что под готовностью студентов к здоровьесберегающей деятельности можно понимать профессиональное свойство педагога, в котором выражается степень усвоения им социального опыта в аспекте здоровьесбережения, направленного на сохранение и укрепление им своего собственного здоровья и здоровья других субъектов образовательного процесса, а также способность пользоваться этим опытом в профессиональной деятельности. Данная готовность будущего педагога, согласно нашему теоретическому исследованию, возникает и совершенствуется в процессе целенаправленной подготовки студентов к здоровьесберегающей деятельности.

В своем теоретическом исследовании мы, обобщив результаты научных поисков, посвященных профессиональной готовности в области проектирования здоровьесберегающего образовательного процесса (B.C. Быков, В.И. Гине-цинский, М. И. Дьяченко, E.H. Дзятковской, K.M. Дурай-Новакова, В. И Жернова, JI.A. Кандыбович, Н. А Катайцева, О. Н Ковалева, Н. В. Кузьмина, Л.Ю. Ми-неева, Г. Н. Серикова, Н. К. Смирнова, Е. Г. Шаина, X. Хакхаузен,) определили ведущие характеристики, компоненты и критерии готовности к здоровьесбере-гающей деятельности. Их соотношение таково: действенность характеризует мотивационно-личностный компонент, который соответствует эмоционально-ценностному критериюосведомленность и сознательность характеризуют теоретический компонент и соответствуют когнитивному критерию, а умелость, является характеристикой практического компонента и определяется деятель-ностным критерием.

Основываясь на позициях H.A. Аминова, С. К. Кондратьева, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, А. Я. Никоновой, JT.M. Митиной, мы определили, что быть готовым к здоровьесберегающей деятельности — это значит: владеть специфическими знаниями, умениями и навыками по проектированию образовательного процесса, сохраняющего здоровье всех его участников.

На основании теоретического анализа современного состояния готовности будущих педагогов к здоровьесберегающей деятельности мы пришли к выводу, что необходимо использовать ресурсы дополнительной профессиональной подготовки.

Нами разработана модель педагогического обеспечения дополнительной подготовки студентов педагогического коллежа к здоровьесберегающей деятельности, которая включает содержательный и технологический компоненты.

Содержательную сторону названной подготовки определяют знания умения и навыки, свидетельствующие о готовности к здоровьесберегающей деятельности. Ими, студенты овладевают в процессе освоения дисциплин, предусмотренных учебным планом в соответствии с государственным стандартом, а также при изучении дисциплины дополнительной подготовки «Основы оздоровительной и профилактической работы с детьми» и прохождении специального блока педагогической практики «Здоровье и образование».

Структурными частями технологической составляющей этой модели являются мотивационный, исследовательский, прогностический, упреждающе-корректирующий, проектирующий, организационный и рефлексивный этапы, которые последовательно осуществляются через три ступени содержательной подготовки. Все это, в конечном итоге, приводит к повышению общего уровня подготовки студента к здоровьесберегающей деятельности, что определяется в соответствии с выделенными нами критериями и показателями данной готовности.

Нами определены характеристики уровней готовности студентов к здоровьесберегающей деятельности. Первому (низкому) уровню соответствует частичная теоретическая готовность. Для второго (среднего) уровня характерна полная сфомированность теоретической и мотивационно-личностной составляющей, а также частичная готовность практического компонента. Третий уровень характеризуется достаточной сформированностью всех трех компонентов готовности к здоровьесберегающей деятельности.

Экспериментальная часть исследования была разделена на три этапа: констатирующий, преобразующий и контрольный. Первый этап эксперимента показал сходную картину готовности студентов экспериментальных и контрольных групп к здоровьесберегающей деятельности. В основном они находились на низком и среднем уровнях, которые характеризуется частичными представлениями о сохранении и укреплении здоровья с полным отсутствием знаний о профессиональных возможностях педагога в сохранении и укреплении здоровья. Незначительный процент студентов на данном этапе продемонстрировал потребность в укреплении собственного здоровья при активной собственной ответственности за него (27%).

В ходе преобразующего этапа, связанного с экспериментальным внедрением в образовательный процесс педагогического колледжа разработанной модели подготовки студентов к здоровьесберегающей деятельности были проверены организационно-педагогические условия реализации всех компонентов модели, отобраны и апробированы диагностические средства определения уровней формируемой готовности, разработаны методические рекомендации по внедрению в практику данной модели.

На контрольном этапе эксперимента выявлена положительная динамика подготовки будущих педагогов к здоровьесберегающей деятельности в экспериментальной группе за счет увеличения числа студентов, показывающих положительные количественные и качественные изменения в мотивационно-личностном, теоретическом и, что является не менее важным в практическом компоненте готовности к здоровьесберегающей деятельности.

На высокий уровень готовности студентов экспериментальной группы вышло: в мотивационно-личностном компоненте — 57,2%, (в контрольной -39,6%), в теоретическом компоненте — 54,2% студентов экспериментальной группы, (в контрольной — 39,6%) — в практическом компоненте — 60,4% экспериментальной группы (в контрольной — 39,%).

Подобный итог можно объяснить тем, что процесс реализации модели подготовки студентов к здоровьесберегающей деятельности и его педагогическое обеспечение действительно влияют на развитие у будущих педагогов, профессионально-личностных качеств влияющих на способность осуществлении здоровьесбережения всех участников образовательного процесса. Данное положение подтверждает выдвинутую гипотезу.

Полученные результаты высокого уровня готовности к здоровьесберегающей деятельности свидетельствует о сформированности основ здровьесбе-регающей и здоровьеформирующей культуры выпускника педагогического колледжа, что будет положительно влиять на общий уровень компетентности будущего педагога, способного продуктивно участвовать в гуманизации образовательного процесса.

Вместе с тем полученные в исследовании выводы не претендуют на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы, накопленный теоретический и практический материал требует дальнейшего развития. Перспективы продолжения исследовательской работы могут быть связаны с рассмотрением взаимосвязи готовности к здоровьесберегающей деятельности педагога с другими видами профессиональной готовности, а также с развитием профессиональной и личностной компетентности будущих специалистов с учетом их направленности на здоровьесбережение всех участников образовательного процесса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ш. А. Педагогика сотрудничества: гуманизация педагогического процесса // Перспективы: вопросы образования. — 1990. — № 4. — С. 147−157.
  2. .Г. Человек как предмет познания. JL, 1968. — 339 с.
  3. .О., Ермолаева М. Г. Педагогическое сопровождение профессионально-личностного становления студента педколледжа (проект «Призвание»). СПб.: Тускарора, 2001. — 152 с.
  4. С.Ф. Направленность структурирования содержания образования на становление готовности студентов дошкольного факультета к аналитической деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1999. -20 с.
  5. И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография.- СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2002. 271 с.
  6. В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: Экспресс-контроль в школе и дома: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2005. — 176 с.
  7. A.C. Основы возрастной педагогики. М.: Академия, 2000. -192 с.
  8. A.C. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М.: Академия, 2000. 192 с.
  9. С.Н. Формирование ценностного отношения к здоровью у девочек подростков: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Курск, 2002. — 16 с.
  10. И.Н., Иевлева О. Н. Здоровье учителя: Снимем стрессы (методические рекомендации по саморегуляции психофизической активности).- Иркутск: Сервико, 2003. 40 с.
  11. М.Н. Гуманизация образования: проблемы и перспективы. -Бийск: НИЦ ВиГПИ, 1995. С. 31−41.
  12. Бим-Бад Б. М. Антропологическое обоснование теории и практики современного образования. М., 1994. — 37 с.
  13. И.Б. Представления о здоровье и болезни в молодежной среде // Вопр. психологии. 2005. — № 3. — С. 90−96.
  14. И.В., Ахвердова О.А, Ерошенко H.H. Индивидуальные проблемы психологического консультирования психологической коррекции подростков располагающихся в различных диапазонах конституционально-континуального пространства. Ставрополь, 2002. — 27 с.
  15. Л.И. Психологические особенности развития личности подростка. М: Знание, 1979. — 139 с.
  16. В.А., Исаев И. Е., Слободчиков В. И., Шайденко H.A. Проектирование профессионального педагогического образования // Педагогика. -1997.-№ 4.-С. 66−72.
  17. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 11−17.
  18. Братченко C. J1. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). М., 1999. — 137 с.
  19. О.С., Филатов Ф. Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 352 с.
  20. Я.С. Гигиена физического воспитания. М, 1986. — 176 с.
  21. Л.П. Формирование здоровьесберегающей стратегии педагога: Монография / Науч. ред. Т. С. Панина. Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2004. -154 с.
  22. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. — М., 1990.-283 с.
  23. Л.А., Огрызков В. М., Салько C.B., Шабарова М. Н. Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе // Среднее профессиональное образование. 2005. -№ 6. — С. 18−21.
  24. Т.А. Формирование у студентов готовности к педагогическому самообразованию в условиях университета: Дисс.. канд. пед. наук. Л., 1986.-280 с.
  25. В.И. Педагогические знания как методологическая и теоретическая проблема: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Л., 1988. — 34 с.
  26. И.Ю. Формирование у студентов педагогического вуза основ готовности к валеологической работе со школьниками: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 1995. — 20 с.
  27. A.B., Морозов В. В. Прикладная реабилитационная педагогика: Учебно-методическое пособие. М.: Академический Проект, 2004. — 176 с.
  28. В.И., Тарасова С. И. Педагогическая деятельность в системе современного человекознания. М.: ИЛЕКСА- Ставрополь: АГРУС, 2005. -186 с.
  29. О.С., Гребенюк Т. Б. Основы педагогики индивидуальности. -Калининград, 2000.
  30. Н.Г. Педагогическое обеспечение саморазвития личности // Специалист. 2000. — № 3. — С. 32−33.
  31. М.Т. Педагогическая деятельность в профессиональном образовании: теория, модели, технологии. М.: НПЦ «Профессионал-Ф», 2001. -115 с.
  32. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1999. -Т. 2.-779 с.
  33. В.А. Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ (опыт создания словаря) // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2005. — № 3 (21). — С. 110−123.
  34. E.H. Здоровьесберегающее образование: вопросы и ответы. Иркутск, 2003. — 55 с.
  35. E.H. Стрессовая педагогика (8 лекций о безопасности, развитии и здоровье школьника). Ангарск, 2004. — 148 с.
  36. E.H. Здоровьесберегающая работа образовательных учреждений. Мониторинг и диагностика Иркутск, 2003. — Часть 2. — 63 с.
  37. E.H., Нодельман В. И., Востротина З. И. Здоровье и образование (теория, диагностика, практика реабилитации). Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 1998. -316 с.
  38. С.Я. Все начинается с детства. М., 1983. — 208 с.
  39. Дурай-Новакова K.M. Основы и закономерности процесса формирования профессиональной готовности к педагогической деятельности. Автореф. дисс.. докт. пед. наук. -М., 1983.-46 с.
  40. Л.Б., Кукушин B.C., Трушин А. Г. Педагогическая валеология: Уч. пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. B.C. Кукушина. -М.: ИКЦ «МарТ" — Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. 528 с. (Серия «Педагогическое образование»).
  41. Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. М., 1990.
  42. М.И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск, 1976. — 175 с.
  43. М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. Минск, 1981.383 с.
  44. H.H. Методика игрового тестирования. // Детский сад. -2004.-№ 24.
  45. В.И. Проблемы формирования профессионально-педагогической направленности личности студента. Магнитогорск, 1995. -111с.
  46. Г. К., Колбанов В. В., Колесникова М. Г. Педагогика здоровья. Образовательные программы по валеологии. СПб., 1994. — 78 с.
  47. И.А., Кукушин B.C., Ларин Г. Г., Румега H.A., Шатохина В. И. Коррекционная педагогика / Под ред. B.C. Кукушина. Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002. — 304 с. (Серия «Педагогическое образование»).
  48. Здоровьесберегающие технологии в системе общего образования Ставропольского края / Под ред. Г. М. Соловьева. Ставрополь: Сервис-школа, 2003.-496 с.
  49. Здоровьеформирующее физическое развитие: Развивающие двигательные программы для детей 5−6 лет: Пособие для педагогов дошк. учреждений. — М.: Владос, 2001. 336 с. — (Здоровьесберегающая педагогика).
  50. Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. 3-е изд., перераб., доп. — М.: Академический Проект- Фонд «Мир», 2005. -336 с.
  51. Э.Ф., Романцев Г. М. Личностно ориентированное профессиональное образование // Педагогика. 2002. — № 3. — С. 16−21.
  52. В.П., Моргунов Е. В. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. — 304 с.
  53. С.И. Основы андрогогики: Учеб. пособие для вузов. М.: Флинта: Наука, 1999.-152 с.
  54. A.B. Культурная педагогическая среда общеобразовательного учреждения как условие развития личности ребенка: Монография. М.: АПК и ППРО, 2005.- 152 с.
  55. Е. И. Косарецкий С.Г., Слободчиков В. И. Становление и развитие профессионального сознания педагога // Вопросы психологии. 2000. — № 3 — С.57−65.
  56. В.М. Организация психолого-педагогического исследования осознанного отношения подростков к собственному здоровью: Методические рекомендации для педагогов-психологов. — М.: АПК и ПРО, 2002. 56 с.
  57. Э.М., Блинова Н. Г., Литвинова H.A. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Владос, 2000. — 192 с.
  58. З.И. Педагогика гуманизма // Новое в жизни, науке, технике. (Педагогика и психология). 1990. — № 6. — С. 79−88.
  59. Н.М., Михайлова H.H., Юсфин С. М., Миркес М. М. и др. Педагогика поддержки. СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2005. — 160 с. (Серия «Школа для всех. Подростковая педагогика»).
  60. H.A. Формирование готовности студентов педагогических вузов к аналитической деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Курган, 1997.-23 с.
  61. О.Н. Личностно ориентированное обучение студентов современных вузов как фактор сохранности здоровья: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ставрополь, 2004. — 23 с.
  62. Г. М., Коджаспирова А. Ю. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2000.-176 с.
  63. Л.А. Педагогические условия подготовки будущего учителя к формированию здорового образа жизни у младших школьников в системе физкультурного образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Комсомольск-на-Амуре, 2001.-19 с.
  64. У.Ф. Вербальные игры как средство повышения профессиональной подготовки будущего учителя: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Якутск, 2002. 18 с.
  65. М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков // Вопр. психологии. 1997. — № 3. — С. 69−73.
  66. JI.B. Теоретические основы воспитания психологической готовности студентов пединститута к профессиональной деятельности: Авто-реф. дисс. докт. пед. наук. М., 1987. — 41 с.
  67. И.О., Циринг P.A. Становление профессионально-педагогической квалификации: Научно-методические рекомендации для руководителей / Под ред. С. А. Репина. Челябинск, 1998. — 72 с.
  68. Е.А. Психология профессионального самоопределения. М., 1996.-258 с.
  69. Е.А. Теоретические основы проектирования и применения личностно-развивающих средств: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 2000. — 24 с.
  70. И.А. Формирование готовности будущего учителя у осуществлению здоровьесберегающего эксперимента: Автореф. дис.. канд. пед. наук Магнитогорск, 2004. — 24 с.
  71. В.Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.-215 с.
  72. Т.Ф. Философия и проблема гуманитаризации образования. -М., 1990.- 136 с.
  73. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. — 119 с.
  74. Л.Н. Саморазвитие личности: психолого-педагогические основы: Учеб. пособие. Хабаровск: Изд-во Хабар, гос. пед. ун-та, 2005. — 320 с.
  75. Т.И. Личностно-ориентированное образование как педагогическая проблема школы: Дисс.. канд. пед. наук. Ростов н/Д, 1997. — 174с.
  76. Ю.Н. Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личности: Ценностно-смысловой анализ. СПб.: СПбГУПМ, 2001. -84 с.
  77. Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопр. психологии. 1986. — № 2. — С. 22.
  78. В.Т. Воспитание студентов вузов Российской Федерации (материалы концепции) // Стратегии воспитания в образовательной системе России / Под общ. ред. И. А. Зимней. М.: Агентство «Издательский сервис», 2004.-С. 168−182.
  79. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1992.
  80. В.И. Педагогическая антропология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М.: Академия, 2001. 208 с.
  81. В.Н. Формирование профессионально-творческой направленности личности учителя. Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1994. — 38 с.
  82. А.Т. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия. -1997.-430 с
  83. И.А. Формирование двигательной культуры студентов (на примере ритмической гимнастики): Автореф. дис.. канд. пед. наук. Саратов, 2002. — 23 с.
  84. Л.Ю. Педагогические условия формирования у студентов готовности к проектированию здоровьесберегающего педагогического процесса. -Шуя, 2001.-213 с.
  85. С.А. Формирование у студентов педагогического колледжа культуры психической саморегуляции: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Казань, 1999.- 19 с.
  86. JI.M. Психология профессионального развития учителя. — М.: Московский психолого-социальный ин-т: Флинта, 1998. 200 с.
  87. JI.M. Психология труда и профессионального развития учителя. М.: Академия, 2004. — 320 с.
  88. Л.М., Асмаковец Е. С. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2001. — 192 с.
  89. Н. А. Педагогика среднего профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Академия, 2001. — 272 с.
  90. О.П. Актуализация ценностно-смысловых аспектов профессиональной деятельности учителя // Педагогика. 2002. — № 1. — С. 61−67.
  91. В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.
  92. Л.С., Татарникова Л. Г. Валеологические основы педагогической деятельности: Учебно-методическое пособие. СПб.: КАРО, 2005. — 272 с.
  93. Н.П. Валеологизация образовательной среды в воспитательно-образовательных учреждениях района: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Кемерово, 1999. — 22 с.
  94. P.C. Психология: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. 3-е изд. — М.: Владос, 1998.-632 с.
  95. P.A. Методологические основы формирования практических умений школьников в процессе решения физических задач: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. -М., 1990. 35 с.
  96. H.H., Железнякова О. М., Петухов M.А. Основы профессионально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. М.: Мастерство, 2002. — 288 с.
  97. Г. С. Психология здоровья: Учеб. пособие. СПб.: Речь, 2002.-256 с.
  98. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А.Е. Петров- Под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 2001. — 272 с.
  99. С.И., Шведов Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: АЗЪ, 1994.-928 с.
  100. Г. Н. Детям об осанке: Учебное пособие. Иркутск, 1997.47 с.
  101. Г. Н. Организация контроля за физическим воспитанием. -Иркутск, 1987. 53 с.
  102. В.Г., Огарев Е. И. Образование взрослых: Междисциплинарный словарь терминологии. СПб. — Воронеж: Б/и, 1995. — 232 с.
  103. Орлов А. Б Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: Учеб. пособие для студ. психол. фак. вузов, М.: Издательский центр «Академия», 2002. -272с. с. 163
  104. Педагогика и психология высшей школы / Под ред. С. И. Самыгина. -Ростов н/Д, 1998.-554 с.
  105. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, E.H. Шиянов и др.- Под ред. С. А. Смирнова. 4-е изд., испр. — М.: Академия, 2000. -512 с.
  106. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. -640 с.
  107. Волков и др. М.: Педагогика, 1990. — 560 с.
  108. В.П., Давиденко Д. Н. Здоровье как человеческая ценность.
  109. СПб.: Балтийская педагогическая академия, 1998. 120 с.
  110. В.О. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя физической культуры: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Карачаевск, 2005.-27 с.
  111. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.-255 с.
  112. Д.Н. Педагогические особенности организации профессионально-прикладной подготовки будущих учителей в процессе физического воспитания: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Якутск, 1999. — 17 с.
  113. О.Л. Становление личности. Актуальные концепции Иркутск: Изд-во Иркут.гос. пед. ун-та, 1997. 132 с.
  114. Л.Р. Повышение квалификации учителя в процессе овладения личностно-ориентированной образовательной технологией: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ростов н/Д, 1999. — 23 с.
  115. Н.М. Мотивация здорового образа жизни в образовании педагога: Монография. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. — 98 с.
  116. К.Н. Психологическое сопровождение подросткового возраста // Вопросы психологии. 1996. — № 1. — С.20−34.
  117. В.М. Словарь по образованию и педагогике. М.: Высш.• шк., 2004.-512 с.
  118. Н.П. Подготовка будущих учителей к валеологической деятельности в школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Хабаровск, 2002. — 17 с.
  119. A.A., Дидур М. Д. Осанка и физическое развитие детей: Программы диагностики и коррекции нарушений. СПб.: Речь, 2001. — 166 с.
  120. Проблемы и перспективы непрерывного образования: Методики социально-педагогических исследований / Под ред. С. Г. Вершловского. СПб., 1996.-86 с.
  121. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной. Екатеринбург, 2000. — 176 с.
  122. И.Г. Урок погружения как здоровьесберегающая форма организации обучения в базовой профессиональной школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Казань, 2003. — 17 с.
  123. Т.М. Охрана здоровья здоровых как современная тенденция воспитательной деятельности ССУЗов // Среднее профессиональное образование. -2005.-№ 6.-С. 15−17.
  124. K.P. Творчество как усиление себя // Вопр. психологии. -1990-№ 1.-С. 164−168
  125. М., Михайлов J1. Обучение студентов педвузов основам ва-леологии // Педагогика. 2002. — № 1. — С. 106−108.
  126. М.Г., Лисовская Н. И. Здоровье как проблема гуманитарного знания. Калининград: Изд-во КГУ, 2004. — 200 с.
  127. H.A. Педагогическая технология здоровьесбережения студентов // Педагогика. 2003. — № 4. — С. 70−74.
  128. С.М. Реализация принципа природосообразности в подготовке будущего учителя: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ижевск, 2005. — 23 с.
  129. Г. К. Образовательные технологии. М., 1998.
  130. Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. — 240 с.
  131. B.B. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М., 1999. — 212 с.
  132. Г. Н. Образование: аспекты системного отражения. Курган, ф 1997.-464 с.
  133. С.Г. Педагогическое обеспечение здоровьесбережения. Челябинск, 1998.-79 с.
  134. И.К., Симанькова C.B. Сохранение здоровья важнейшая составляющая защиты детей // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2005. — № 3 (21). — С. 68−74.
  135. В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов E.H. Педагогика: Учеб. пособие для студ. педагогических учеб. заведений. М.: Школа-Пресс,• 1998.-512 с.
  136. В.А., Мищенко А. И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя // Советская педагогика. 1991. — № 10. — С. 79−84.
  137. В.А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность.-М., 1997.-224 с.
  138. Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК и ПРО, 2002. — 121 с.
  139. Н.К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе. М.: АРКТИ, 2005. — 320 с.
  140. Е.А. Принцип интеграционного согласования в последипломном образовании педагогов // Проблемы организации развивающей среды в постдипломном образовании. СПб.: СПбГУПМ, 2001. — С. 196−201.
  141. Социализация взрослых: Учебное пособие / JI.A. Башарина, JI.B. Бро-дянская, С. Г. Вершловский и др. СПб.: СпецЛит, 2002. — 272 с.
  142. Социология физической культуры и спорта: Учеб. пособие. М.: Академия, 2001.-240 с.
  143. Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая. М.: Российскоеteпедагогическое агентство, 1997. 34 с.
  144. Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. — 368 с.
  145. Н.Д. Педагогические аспекты преодоления негативных последствий учебных факторов риска, отражающихся на здоровье учащихся: Ав-тореф. дис.. канд. пед. наук. Ставрополь, 2003. — 26 с.
  146. Л.Г., Андреева Л. В. Технологии валеологического развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении. СПб.: СПбГУПМ, 2000.- 109 с.
  147. Н.О. Подготовка учителя к просветительской деятельности в области индивидуального здоровья школьников: Автореф.. дис. канд. пед. наук. Ставрополь, 2004. — 25 с.
  148. Н.В. Организационно-педагогические условия здоровьес-берегающей деятельности в учебном заведении: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2005. — 25 с.
  149. З.И. Почему экологическое образование не выполняет свою основную функцию // Народное образование. 2003. — № 2. — С. 50−57.
  150. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. -Тбилиси, 1961.-210 с.
  151. Устав (Конституция) Всемирной Организации здравоохранения // ВОЗ. Основные документы. 39-е изд. / Пер. с англ. — М.: Медицина, 1995, 208с.
  152. К.Д. Собрание сочинений. М., 1960. — Т. 8. — 462 с.
  153. Е.Ф. Признаки направленности содержания самостоятельной работы студентов на становление их готовности на самообразование: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1999. — 20 с.
  154. Е.Л. Педагогические основы взаимодействия учителя и учащихся: Учеб. пособие к спецкурсу. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2003.-80 с.
  155. A.A. Педагогическая коррекция тревожности методами физического тренинга: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Сочи, 2003. — 19 с.
  156. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1998. -576 с.
  157. А.Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации // Вопр. психологии. 1997. — № 2. — С. 88−93.
  158. Формирование здорового образа жизни российских подростков: Учебно-методическое пособие / Под ред. Л. В. Баль, C.B. Барканова. М.: Владос, 2003.- 192 с.
  159. В.В. Управление здоровьесберегающим образовательным процессом в условиях лицея: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 2004. -23 с.
  160. X. Мотивация и деятельность. М., 1986. — 392 с.
  161. A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. — № 2.-С. 58−64.
  162. A.B. Практикум по дидактике и методикам обучения. -СПб.: Питер, 2004. 541 с. (Серия «Учебное пособие»).
  163. Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни // Вопр. психологии. 1997. -№ 2. — С. 3−14.
  164. Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 250 с.
  165. П., Джиттинс Р. К здоровью через движение / Пер. с англ. М. И. Антипина. М.: КРОНПРЕСС, 1995. — 256 с.
  166. .Г. Здоровье: факт, норма, и ценность // Мир психологии -2000.-№ 1 (21).-С. 54−68.
  167. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996. — 96 с.
  168. И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М.: Сентябрь, 2000. — 176 с.
  169. И.С., Рыжухина И. Ю. Предмет анализа субъектный опыт // Директор школы. — 1999. — № 8. — С. 53−60.
Заполнить форму текущей работой