Педагогическое понимание культуры и сущность поликультурного образования
Поликультурное образование «…исходит из фундаментального методического принципа, гласящего, что у всех и каждого есть культура как стиль жизни, как совокупность менталитета, традиций, акцента, диалекта, стиля одежды и прически, кухни, правил поведения, песен, напевов, сказаний, литературы, символов, родополовых и физических данных, отношений, нравственных и эстетических ценностей, образования… Читать ещё >
Педагогическое понимание культуры и сущность поликультурного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Рассмотрим каждый из подходов подробнее и выделим в каждом понятие «культура» в педагогическом смысле.
По мнению представителей полиэтнокультурного образования, под культурой понимается совокупность духовных и материальных традиций любого народа, накопленных и передаваемых из поколения в поколение. Носителями культуры признаются большие и малые этносы, специфика которых — обладание собственной культурной самобытностью: духовной — самоназванием, языком, представлениями, обрядами и др., материальной — своеобразной традиционной пищей, одеждой, инструментами и др. Кроме того, этносу свойственно осознание себя подгруппой большого сообщества и ощущение определенного генетического единства. Другими словами, этнос — это «культурная общность; языковая общность; статус национального меньшинства или большинства» .[1] При этом подходе, исходя из того, что большинство авторов главным признаком культуры считают национальный язык, поликультурное образование часто ассоциируют с полилингвальным.
Культура описывается метафорой айсберга, в котором видимая, надводная часть — это национальные изобразительное искусство, литература, драматургия, музыка, народные танцы, игры, кухня, одежда и др.; невидимая подводная часть — представление о скромности; понятие красоты; идеалы в воспитании детей; отношение к животным; модели отношений начальник-подчиненный; определение греха; практика ухаживания; понятие справедливости; стимулы к труду; представления о лидерстве; темп работы; модели группового принятия решений; понятие чистоты; отношение к тем, кто от тебя зависит; теория болезни; подходы к решению проблем; понятие подвижности статуса; распределение ролей по возрасту, иолу, классу, профессии, родству; определение невменяемости; природа дружбы; понятие «сам»; модели визуального восприятия (язык жестов, выражение лица и др.); представления о логике и законности; модели управления эмоциями и ведения разговора в различных социальных контекстах; понятие прошлого и будущего; хронологическое время; предпочтение конкуренции или сотрудничества; нормы социального взаимодействия; представления о юности; организация физического пространства и т. д.
Поликультурное образование заключается в «формировании человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований» .[2]
Под поликультурным образованием понимается образование, включающее приобщение подрастающего поколения к этнической, национальной и мировой культуре, развитие на этой основе планетарного сознания, формирование готовности и умения жить в многонациональной среде.
По мнению А. Н. Джуринского, использующего термин «поликультурное воспитание», оно «имеет немало общих целей с интернациональным: понимание и уважение иных народов, культур, цивилизаций, жизненных ценностей, включая культуру быта; осознание необходимости взаимопонимания между людьми и народами; способность общения; соблюдение не только прав, но и обязанностей в отношении иных национальных групп; понимание необходимости межнациональной солидарности и сотрудничества; готовность участвовать в решении проблем другого сообщества и этноса…» .[3] При этом отличиями поликультурного воспитания от интернационального выступают «акцент на взаимосвязи культур, одна из которых доминирует, предусматривает прежде всего освоение культурно-образовательных ценностей, сосуществование различных культур в общем социальном пространстве, адаптацию с иными культурными ценностями. Соответственно, в и поликультурном воспитании учет национальных особенностей является более важным, нежели в интернациональном воспитании… поликультурное воспитание отвергает консолидацию на базе корпоративной враждебности, противостояния иным цивилизациям и духовным ценностям. Поликультурное воспитание, с одной стороны, отрицает формирование человека вне национальной культуры, с другой — содействует порождению мультиидентичной личности как средоточия и пересечения нескольких культур» .[4]
Целями полиэтнокультурного образования являются:
- 1) подготовка учащихся к активному и полноценному сотрудничеству в современном поликультурном мире, создание условий и технологий адаптации и самореализации личности в современном многонациональном обществе;
- 2) изучение традиций родной культуры, процесса переработки этих традиций в рамках новой культуры, а также оказание помощи и поддержки представителям контактирующих этнических культур, воспитание взаимной открытости, интереса и терпимости;
- 3) обеспечение постоянного сравнения двух и более культур — родной и других для развития способности выделять и критически осмысливать ценности каждой культуры, а также формировать свою собственную культуру;
- 4) формирование активной позиции по отношению к неравенству, развитие способности критически воспринимать стереотипы, относящиеся к другим людям и их культурам;
- 5) утверждение и развитие гармонии в отношениях между школьниками, учениками и учителями, а также между самими педагогами как членами различных этнических групп.
Сущность поликультурного образования в этом подходе заключается в приобщении к культуре собственного и других народов. «Поликультурное образование имеет место, когда определенная личность стремится в общении с людьми другой культуры понять их специфическую систему восприятия, познания, мышления, их систему ценностей и поступков, интегрировать новый опыт в собственную культурную систему и изменить его в соответствии с чужой культурой. Поликультурное образование побуждает наряду с познанием чужой культуры и к анализу системы собственной культуры» .[5]
Полиэтнокультурное образование отражает необходимость доступа лиц, находящихся в неблагоприятном или маргинальном положении, к информации, реализации их прав на равноценное качественное образование, их адаптации в инокультурной среде, а также их участия в межкультурном, межнациональном взаимодействии. Для представителей этнического большинства поликультурное образование есть способ становления толерантности в отношении иных этнокультур, а также непримиримости к дискриминации и расизму.
Не является поликультурным (полиэтнокультурным) образованием такое этнокультурное образование, в котором ценности одной этнической культуры противопоставляются ценностям других, побуждая учащихся изолироваться от межкультурного взаимодействия, воспринимать других как «неправильных», «глупых» или «отсталых» — как «противников» .
В полисоциокультурном образовании культура «трактуется как исторически передаваемая система символов, ценностей и норм, объединяющая людей по определенным признакам (происхождению, этническим характеристикам, социальному классу, гендеру, профессии, политическим взглядам и т. п.)» .[6] Культура рассматривается как совокупность присущих любой социальной группе в обществе отличительных признаков — духовных и материальных, интеллектуальных и эмоциональных, культура динамична и включает набор принятых взглядов и комплекс типичных видов поведения.[7]
По мнению Г. Д. Дмитриева, фраза «Какой ты некультурный!» не только бессмысленна, ибо у каждого индивида есть свой уникальный багаж культуры, но и непродуктивна для человеческих взаимоотношений, так как, во-первых, несет обвинительную нагрузку, во-вторых, оскорбляет или унижает достоинство человека, в-третьих, декультурирует его, т. е. лишает признания за ним какой-либо культуры вообще и приводит, как правило, к ответной агрессивной реакции. «Такой подход к трактовке культуры позволяет отвлечься от многовекового элитарного толкования культурного индивида как человека, знающего литературу, музыку, искусство, правила этикета; от неоправданного и дискриминирующего разделения культуры (и, естественно, ее носителей) на высокую и низкую, цивилизованную и примитивную, полноценную и неполноценную, хорошую и плохую» .[8]
Поликультурное образование «…исходит из фундаментального методического принципа, гласящего, что у всех и каждого есть культура как стиль жизни, как совокупность менталитета, традиций, акцента, диалекта, стиля одежды и прически, кухни, правил поведения, песен, напевов, сказаний, литературы, символов, родополовых и физических данных, отношений, нравственных и эстетических ценностей, образования, трудовых навыков, веры, только она — культура — разная» .[4] В данном аспекте поликультурное образование выходит за рамки полиэтнокультурпого образования, так как принято считать, что причины конфликтов, насилия и нетерпимости лежат не только в области этнических различий, но и субкультурных. Вопросу о границах данного понятия было посвящено множество дискуссий, но до сих пор он остается открытым. Основная проблема здесь — можно ли считать любую субкультуру наделенной равноценным статусом, например, субкультуру гомосексуализма с ее демонстративной эпатажностыо или некоторые фанатичные течения ислама, обосновывающие идеологию терроризма.[10]
Целями полисоциокультурного образования" являются:
- 1) развитие способности к активному и полноценному сотрудничеству в современном поликультурном мире, формирование представления о происходящих в мире разносторонних культурных обменных процессах и многоуровневой структуре каждой культуры, о культуре как социальном конструкте и о разнообразии современных поликультурных сообществ родной страны и других государств;[11]
- 2) культурное самоопределение личности средствами родного и изучаемого языков;[4]
- 3) развитие терпимости по отношению к чужому образу жизни, уважения чужих субкультур, другого образа мышления, развитие способности дифференциации внутри чужой культуры, интеграции элементов других культур в собственную систему мышления.
Сущность поликультурного образования в этом подходе — это приобщение учеников к традициям субкультур, составляющих культурное многообразие собственной страны, формирование многослойной идентичности, а также трансформация доминирующей культуры как базы образования за счет интеграции с иными культурными ценностями. «Особая доля в поликультурном образовании должна отводиться репрезентации вариативности культур родной страны, региона, населенного пункта и т. п. Это может способствовать формированию у обучающихся представлений о культурном разнообразии как норме сосуществования и взаимного развития культур в современных поликультурных сообществах… такая вариативность и разнообразие тематического наполнения учебных программ необходимы для создания обучающимся условий лучше понимать себя в спектре культур — культурного самоопределения личности» .[13]
На примере изучения иностранных языков можно показать, что не является поликультурным (полисоциокультурным) образованием: 1) «…если обучающиеся знакомятся лишь с культурой страны иностранного языка, да и то только определенной группы людей» — без сравнения со своей культурой — без «со-изучения» ;
2) если демонстрация отдельных социокультурных групп страны изучаемого языка не сопровождается показом «мест данной группы в спектре культур страны изучаемого языка, ее вклад в формирование единой системы ценностей и культурно-исторического наследия страны»; 3) если имеет место «…процесс обучения, в ходе которого может сформироваться негативное отношение к какойлибо из культурных групп… ибо оценочные суждения о „другой“ культуре с позиции „собственной“ ставят культуры в иерархический, а не параллельный ряд»; 4) если «не формируется активная жизненная позиция обучающихся и не происходит развитие их критического мышления» .[14]
По мнению представителей политичностнокультурного образования под культурой понимается одновременное полифоническое звучание самостоятельных, не сливающихся друг с другом сознаний и голосов разных субъектов-авторов, при этом «внутренней территории у культуры нет: она вся расположена на границах, границы проходят всюду, через каждый момент ее… И каждый акт существенно живет на границах…» .[15] Культура существует тогда, когда она пересекается в своих горизонтах с другой культурой — на границах этих пересечений становится понятным, в чем самобытность ответов каждой культуры на значимые и сходные для разных культур предельные вопросы о человеке и мире. При этом каждая культура — это постоянно протекающий диалог голосов поэтов-художников и теоретиков, а также внутренних голосов, пронизывающих каждую часть человеческого сознания. «Культура — самоопределяемая реальность, создающая собственное пространство во множестве подвижных границ и собственное время, проявляемое в закономерностях ее исторического развития» .[16] Культура сложна и многомерна — в ней взаимодействует множество самостоятельных субкультур.
Важно, что современная культура получает способность к самопознанию только если вступает в диалог с другой культурой: «Мы ставим чужой культуре новые вопросы, каких она сама себе не ставила, мы ищем в ней ответа на эти вопросы, и чужая культура отвечает нам, открывая перед нами новые свои стороны, новые смысловые глубины… При такой диалогической встрече двух культур они не сливаются и не смешиваются, каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, по они взаимообогащаются» .[17]
Механизмом рождения и способом существования культуры является диалог, как «сочетание неслиянных голосов» (М. М. Бахтин). Здесь для поликультурного образования принципиально понимание каждого человека как уникального мира культуры, вступающего во взаимодействие с другими личностями-культурами, творящего себя в процессе этого взаимодействия. «Поликультурность мыслиться как неотъемлемая характеристика каждой единицы человеческого сознания и деятельности, в том числе и учебной, каждого текста культуры, каждой формы культурного сознания: науки, религии, философии, искусства, и т. д. …основной сферой, в которой осуществляется диалогическое общение самых разных культур, выступает внутренний мир человека, его собственное место в образовательном пространстве» .[18]
В данном подходе поликультурное образование отражает все многообразие культур в их многоплановом, не только внешнем, но и внутреннем диалоге — в качестве носителей культуры определяется не только этнос или иная социальная группа, но и личность. «Многообразие культуры — это прежде всего многообразие личностей, их диалогическое общение на школьном уроке или в большом времени человеческой жизни» .[19]
Целями полиличностнокультурного образования являются:
- 1) человек, познающий и творящий культуру путем диалогичного общения, обменом смыслами, создания «произведений» индивидуального и коллективного творчества, реализующий себя в текстах;[20]
- 2) личностное смысловое развитие учащихся, поддерживающее индивидуальность, единственность и неповторимость каждой личности, ее способность к самоизменению и культурному саморазвитию.[21]
Сущность поликультурного образования в этом подходе заключается в том, что каждый ученик, осваивая культурные пласты, проводя диалог между ними, делает открытия в них и в самом себе, переживая при этом пробуждение новых умственных и душевных сил, соответствующие области культуры становятся «его миром», пространством возможной самореализации. Таким образом, поликультурное образование опирается на междисциплинарный творческий подход и направлено на формирование культурологической рефлексии, в результате которой познающий субъект поднимается над различными этнокультурными парадигмами видения мира и человека.[22]
Таким образом, поликультурное образование — это образование, которое опирается на две и более культурные традиции в их динамическом сопряжении и обеспечивает формирование образов культуры и самого себя как результата творческого межкультурного взаимообогащения. При этом каждый учащийся побуждается и осуществляет культурное самоопределение в мире этносов, государственно-территориальных образований, человечества.
В зависимости от того, кто признается основным субъектом культуры — большая социальная группа-этнос, другая большая или малая социальная группа или отдельная личность, можно выделить такие виды поликультурного образования, как полиэтнокультурное, полисоциокультурное, политичностно-культурное.
- [1] Джурипский А. П. Педагогика межнационального общения: Поликультурное воспитание в России и за рубежом. М.: Сфера. 2007.
- [2] Макаев В. В., Малькова 3. Л., Супрупова Л. Л. Концепция поликультурного образования в современной общеобразовательной школе России. С. 4.
- [3] Джуринский А. Н. Педагогика межнационального общения: Поликультурное воспитание в России и за рубежом. М.: Сфера, 2007. С. 88.
- [4] Там же.
- [5] Thomas Н. nterkulturelles Lernen im Schuleraustausch. Saarbrücken: Fort Lauderdale, 1988. P. 83
- [6] Сысоев П. В. Языковое поликультурное образование в XXI веке // Язык и культура. 2009. № 2(6). С. 109.
- [7] Nieto S. Affirming diversity: The sociopolitical context of multicultural education. N. Y.: White Plains, 1996.
- [8] Дмитриев Г. Д. Миогокультурность как дидактический принцип // Педагогика. 2000. № 10. С. 7.
- [9] Там же.
- [10] Кудлай А. Поликультурное образование. (Об открытости философии и обучении ей)
- [11] Сысоев П. В. Указ. соч.
- [12] Там же.
- [13] Сысоев II. В. Указ. соч.
- [14] Сысоев П. В. Указ. соч. С. 107—108.
- [15] Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Сов. Россия, 1979. С. 14.
- [16] Борисенков В. Н., Гукаленко О. В. Данилюк А. Я. поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования. М.: Ростов н/Д РГПУ, 2004. С. 432.
- [17] Бахтин М. М. Указ. соч. С. 178.
- [18] Борисенков В. П., Гукаяенко О. В., Данилюк Л. Я. Указ. соч. С. 432—433.
- [19] Там же. С. 10.
- [20] Бахтин М. М. Указ. соч. С. 178.
- [21] См.: Борисенков В. Н., Гукаяенко О. В., Данилюк А. Я. Указ. соч.
- [22] Васютепкова И. В. Указ. соч.