Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организационно-педагогические условия начальной профессиональной подготовки специалистов художественно-строительного профиля

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Этапы исследования. Исследование состояло из трех основных этапов, проводившихся в течение 2000 — 2010 годов и различавшихся по характеру решаемых задач и методам их решения. На первом, подготовительном, этапе исследования (2000 — 2002 г. г.) осуществлялось теоретическое осмысление и изучение проблемы исследования, анализ педагогической практики художественного образования. Результатом первого… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИНАЛЬНОЙ «ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ В
  • ХУДОЖЕСТВЕННО-СТРОИТЕЛЬНОМ Л1ЩЕЕ
    • 1. 1. Исторйко-педагогический экскурс становления и развития художе-ственного-образования и его традиций
    • 1. 2. Теоретико-педагогические условия и принципы начальной профессиональной подготовки специалистов художественно-. строительного профиля.. .—. ¦
    • 1. 3. Этапы и методы начальной профессиональной подготовки будущего квалифицированного специалиста .
  • Г.4- Выводы: пошервой главен
  • ГЛАВА 2. МОДЕЛИРОВАНИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ (¦¦
  • ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССРЮНАЛЫ-ЮЙ 1 ПОДГОТОВКИ СПЕЩ^АЛИСТОВ РАБОЧЕЙ ПРОФЕССИИ
  • 2- 1. Подходы к построению структуры профессиональной подготовки ' кадров рабочей профессии художественно-строительного профиля
    • 2. 2. Модель профессиональной подготовки кадров рабочей профессии художественно-строительного профиля
    • 2. 3. Опыт реализации экспериментальной модели в образовательном процессе художественно-строительного лицея
    • 2. 4. Выводы по второй главе

Организационно-педагогические условия начальной профессиональной подготовки специалистов художественно-строительного профиля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и постановка проблемы исследования. В настоящее время обостряется потребность общества в непрерывном совершенствовании систем образования и, в частности, начальной профессиональной подготовки специалистов художественно-строительной направленности с развитыми художественно-творческими способностями, обладающих профессиональными умениями и навыками, широкой эрудицией, способных к творческой трудовой деятельности. Возрастающий спрос на таких специалистов всех уровней — от рабочего, до имеющего высшее образование, — актуализировал потребность в реорганизации учреждений начального профессионального образования (НПО) художественно-строительного профиля посредством построения новой системы непрерывного профессионального образования, активизирующей развитие художественно-творческих способностей учащихся и повышающей уровень профессиональной подготовки рабочих различных профессий для строительных организаций. Уже сложившаяся практика деятельности НПО является результатом перестроечных процессов не только в обществе в целом, но и в профессиональной подготовке специалистов художественно-строительного профиля, которые проходят зачастую стихийно, без достаточного научно-педагогического обоснования изменений с учётом новых социально-экономических условий, нередко в отрыве от производства, с недостаточным использованием традиций и самобытности национального художественного искусства.

Степень разработанности проблемы. Становление и развитие начальной профессиональной подготовки художественно-строительной направленности в настоящее время является одной из важных проблем отечественной системы профессионального образования (Мухаметзянова Г. В., 1998; Осоргин E. JL, 2000; Решетников О. П., 2008; Рогов Е. И., 2003; Соколова М. С., 2002 и др.), поскольку возникают принципиально новые требования к качеству и эстетике строительства. Основные направления совершенствования системы начального профессионального образования находят свое отражение в научных исследованиях: философов (Еерасимов Г. И., 2005; Попов В. В., 2006; Щеглов B.C., 2006), психологов (Асмолов А.Г., 2005; Крылов A.A., 2005; Максимов JI.K., 2003; Талызина Н. Ф" 2003), раскрывающих механизмы овладения знаниями, умениямии навыкамипедагогов (Бабанский Ю.К., 1999; Батышев С. Я., 1999; Сергеева Н. К., 2006; Сериков В'.В,'2007), дающих теоретико-методологическое обоснование образовательной^деятельности обучающихсяученых, представляющих педагогическое направление начальной профессиональной подготовки (Давыдкина В. В'., 2004; Данилина P.A., 2001; Логинов В. М., 2000 и др.), рассматривающих различные аспекты подготовки кадров рабочих профессий. Показано, что основными факторами начальной профессиональной подготовки специалистов и организации профессиональной деятельности являются: привитие норм трудовой деятельности, как важного компонента в профессиональном становлении будущего квалифицированного рабочегоизучение форм организации и методов проведения образовательной деятельности учащихсязанятия в учреждениях дополнительного образованияактивное участие обучаемых в, общественно-образовательных и культурно-массовых мероприятиях, в конкурсах на1 лучшую профессию. Это известные факторы обеспечения успешности НПО, но их реализация затрудняется следующими противоречиями.

С одной стороны, повышаются требования к качественной подготовке выпускников НПО с художественно-эстетическим профилем в контексте которых разрабатываются: государственный образовательный стандарт НПО, сквозные учебные планы и учебные программы, альтернативные учебники по I предметам НПО художественно-эстетического цикла, а с другой стороны, явно ощущается недостаток преподавательских кадров, особенно с художественным образованием, имеющих опыт практической деятельности на предприятиях строительного производства. Кроме того, следует отметить, что в период перестроечных процессов в стране большинство профессионально-технических училищ были ликвидированы, опытные кадры педагогов ушли на работу в других сферах, материально-техническая база учебных заведений утрачена: Это в значительной степени снижает качество подготовки молодых специалистов и эффективность работы учебно-воспитательных заведений НПО. Развитию художественно-творческих спосббностей учащихся в немалой степени препятствуют и разрушение прежних обычаев, традицийхудожественных ценностей, и крайне медленное создание новых.

Профессиональная подготовка специалистов с развитыми художественно-творческими способностями — длительный процесс, который начинается с раннего детства-и продолжается вплоть до получения высшего профессионального образования, напрактике же все ещё не отработана преемственность между ступенямисистемы, образования. Сама же система непрерывного профессионального^ образования^ (школа с. углубленным: изучением прикладного искусства" — лицейНПО) недостаточно интегрирована с производством.

Еще недавно профессиональная подготовка специалистов определялась, госзаказом государственных предприятий ж организаций. С изменениемсоциального и экономического курса страны (государственного и негосударственного сектора экономики) возникла потребность-в диверсификации системы образования, что противоречит задачам повышения качества подготовки, отвлекая от них внимание всего персонала НПО. Поэтому при подготовке специалиста, наряду с реализацией необходимых качественных нововведений, возникла необходимость реализации экономической составляющей рыночных отношений и учёта новых потребностей рынка труда.

Вышеуказанные противоречия* и необходимость их разрешения, непосредственно определяют проблему исследования, заключающуюся в научно-обоснованном поиске организационно-педагогических условий, форм, методов, средств и методик подготовки в современных социальных условиях квалифицированных рабочих кадров, способных выполнять сложную техническую, художественную работу, обладающих соответствующими’развитыми творческими способностями, ориентированных на сохранение историко-культурного наследия страны, как вектора общественного развития.

Решение этой проблемысоставляет цель, исследования.

Объе1сг исследования — начальная профессиональная-подготовка специалистовхудожественно-строительногопрофиля в новых социально-экономических условиях.

Предмет: исследования — организационно-педагогические условия совершенствования начальной профессиональной подготовки. специалистов художественно-строительного профиля;

Гипотеза-! исследования: уровень, профессиональной подготовки кадров с рабочими профессиями художествённо-строительного профиля заметно повыситсяесли:. ,. '.

—, будут. определенытеоретико-педагогические предпосылки совершенствования системы начальной* профессиональнойподготовки специалистов с развитыми художественно-творческими! способностями- (сущность, структурафункции, условия);

— будет разработана, модель начальной профессиональной, подготовки специалистоврабочих профессий, ориентированная на развитие профессиональных художественно-творческих способностей посредством реализации, содержания образования (учебные планы, учебные программы) на основе выполнения государственного стандарта образования НПО и с учетом саморазвития, самосовершенствования учащихся, и отвечающая требованиям комплексности, целостности, преемственности и непрерывности обучения и воспитания учащихся;

— будут выявлены, обоснованы и реализованы организационно-педагогические условия экспериментальной апробации, совершенствования и реализации разработанной модели. ,.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования для доказательства выдвинутой гипотезы были сформулированы задачи исследования.

Теоретические задачи: .

— на основе’анализа существующих педагогических исследований^ области построения и совершенствования систем НПО разработать теоретико-педагогическое обоснование путей совершенствования начальной профессиональной подготовки специалистов в современных социально-экономических условиях с учётом^ необходимости" использования непрерывного художественно-строительного профессионал ьногообразования;

— выявить совокупность художественно-творческих способностей. личности, обеспечивающих возможность профессиональной художественно-строительной ориентации будущего специалиста- :

— подобрать методику, определяющую структурно-функциональные и информационно-содержательные связи между различными формами занятий,. обеспечивающих последовательность формирования у будущих" квалифицированных рабочих. умений: и> навыков профессиональнойтрудовой. деятельности-: — ¦ ,.

— разработать и теоретически обосновать модель начальной профессиональной подготовки специалиста художественно-строительного профиля- .

— разработать критерии определения эффективности модели начальной профессиональной подготовки квалифицированных кадров рабочей профессии.

Эмпирические задачи:

— апробировать разработанную модель начальной профессиональной подготовки специалиста художественно-строительного профиля- - опираясь на результаты исследования разработать практические рекомендации повышения эффективности начальной профессиональной подготовки специалиста в художественно-строительном лицее;

— осуществить сравнительный анализ функционированияновой модели начальной профессиональной подготовки специалистов и традиционной-.

Методологическая основа исследования:

— философские теории познания и деятельности (Г.И. Герасимов, В. В. Попов, Б. С. Щеглов и др.);

— системно-целостный подход к развитию личности, формирующей свои художественно-творческие способности на основе идей современной дидактики развивающего обучения (J1.B. Занков, В. В. Давыдов, Я.Б. Элько-нин, Л. П. Саксонова, О. Г. Радомская и др.);

— личностно-деятельностный подход (Е.В. Бондаревская, М. А. Данилов, В. И. Загвязинский, М. Н. Скаткин, В. А. Сластенин, З. И. Равкин, E.H. Шия-нов);

— системно-структурный подход построения и функционирования учебно-воспитательной системы художественного образования в интеграции с производством (A.A. Андреева, В. М. Логинов, Н. М. Таланчук, Ю. А. Кустов, В. Н. Мещеряков, Е. М. Торшилова и др.);

— концепции профессиональной подготовки квалифицированных рабочих кадров художественного профиля (С.Я.Батышев, Г. В. Мухаметзянова, О. А. Ковалева и др.).

Теоретическую основу исследования составили:

— теоретические положения общей и социальной педагогики, педагогической психологии, по проблемам начального профессионального образования, предпрофильной и профильной подготовки учащихся в средней школе (А.Г. Асмолов, А. Н. Леонтьев, Н. Ф. Талызина и др.);

— педагогические разработки проблемы художественного воспитания (Г.В. Лабунская, Б. П. Юсов, A.A. Мелик-Пашаев, Е. М. Торшилова, A.A. Дмитриева, H.A. Кушаев и др.);

— теоретические основания начальной профессиональной подготовки специалиста в сфере НПО (Г.В. Мухаметзянова, A.M. Новиков, В.М. Логинов) и развития творческих способностей в процессе гуманитарно-художественного воспитания и обучения (И.В.Марченко, В. В. Давыдкина, Р. А. Данилина и др.);

— теоретические обоснования инновационных технологий обучения учащихся по специальным дисциплинам НПО и изобразительному искусству (B.C. Кузин, H.H. Ростовцев, JI.B. Школяр, Л. Г. Савенкова и др.).

Методы* и. методики исследования: теоретический анализ источников информации, анализ и синтез теоретического и опытно-экспериментального материала, изучение и обобщение опыта преподавательской работыанкетирование, наблюдение, беседы, опытно-экспериментальная работа, констатирующий и формирующий эксперименты, анализ их результатовапробация опытно-экспериментальных материалов, обеспечивающих на практике эффективность модели начальной профессиональной" подготовки специалиста, методы математической статистики и современных информационных технологий.

Экспериментальная" база исследования и, контингент испытуемых: художественно-строительный лицей № 5 п. Иноземцево, Ставропольского края, гимназия' № 1 п. Иноземцево, Иноземцевская средняя" общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикланаучным исследованием охвачено 148 педагогов, мастеров ПО и 652'человека из контингента обучаемых.

Этапы исследования. Исследование состояло из трех основных этапов, проводившихся в течение 2000 — 2010 годов и различавшихся по характеру решаемых задач и методам их решения. На первом, подготовительном, этапе исследования (2000 — 2002 г. г.) осуществлялось теоретическое осмысление и изучение проблемы исследования, анализ педагогической практики художественного образования. Результатом первого этапа исследования была разработка методологических положений — актуальность, цели, задачи, гипотеза, объект, предмет исследования. Составление рабочей программы и выбор методов экспериментальной работы. На втором, основном, этапе (2003 -2007г.г.) осуществлялась следующая экспериментально-исследовательская работа. Проводился констатирующий эксперимент с целью изучения сложившейся педагогической теории и практики художественного образования учащихся. По результатам исследования была разработана модель системы непрерывного художественного образования, её программное обеспечение, создан план и проведен" формирующий эксперимент, направленный на совершенствование и выявление эффективности разработанной модели’начальной профессиональной подготовки^ посредством развития художественно-творческих способностей" учащихся, оценивания результативности роста мастерства и условий< сопряжения с производством. На третьем, заключительном, этапе исследования (2008 — 2010 г.г.) осуществлялась корректирование педагогического обеспечения развития «художественного творчества учащихся, всистеме художественно-строительного образования, апробацияшолучен-ных данных, обработка результатовэкспериментальной, работы, внедрение полученных результатов в-практику, оформление. диссертационной работы. В. процессе исследования^ диссертант выступал в ролиорганизатора учебно-воспитательного процесса-и. педагога — непосредственного-участника начальной профессиональной подготовки-квалифицированных' рабочих кадров. художественно-строительного профиля.

Теоретическая значимость, результатов исследования состоит: в развитии теоретических основформирования^ начальных профессиональных навыков специалистов художественно-строительного профиля на основе интеграции общепрофессиональных, специальных дисциплин и производственных (профессиональных) практикв определении критериев и уровней-сфор-мированности навыков профессиональной деятельности у выпускников учреждения НПО.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

— определены и научно обоснованы организационно-педагогические условия, совершенствования начальнойпрофессиональной подготовки специалиста. в художественно-строительном лицее и развития, художественно-творческих способностей учащихся-в системе непрерывного художественного образования- 11 ' ¦ ¦ /, ¦. V- «.

— разработана и апробирована модель, раскрывающая этапы 1 гачальной профессиональной! подготовки, специалистов" и развитияхудожественно-творческих способностей"! учащихся ' в системе: «средняя, школа — лицей ¦НПО"-» '" ••:' '.¦•¦:'¦¦

— разработана двухуровневая система непрерывного профессионального образования, средняя"школа-(профильная: подготовка)*- лицейНПО (начальная, профессиональная подготовкаспециалистов^ рабочих профессий) — ориентированная, на развитие художественно-творческих способностей? учащихся-, основанная? на принципе инновационногоопережающего ^ образования в подготовке рабочих кадров;

— разработаны методические материалы и рекомендации-. по развитию художественно-творческих способностей учащихся в. условиях непрерывного образования-" инте]фации1С производством— ¦'.-:

Существенность-отличий! шновизненаучных, положений’от результат товполученных другими-авторами^ заключается?^следующем, — обоснована возможность, создания организационно-педагогических условий совершенствования начальной профессиональной подготовки специалиста. в художественно-строительном лицее и развития • художественно-творческих способностей* учащихся в системе непрерывного художественного образования;

— в качестве структуры организации совершенствования начальной профессиональной подготовки специалиста в художественно-строительном лицее предложена проблемно-ориентированная модель, раскрывающая’этапы начальной профессиональной подготовки специалистов и развитияхудожественно-творческих способностей учащихся в системе «средняя школа — лицей НПО»;

— разработаны конкретные методики достижения цел ей, доставленных, в исследовании.. — .,.

Практическая значимость исследования — определяется тем-, что содержащиеся в нем теоретико-педагогические положения и разработанные научно обоснованные рекомендации функционирования учебно-воспитательного комплекса системы непрерывного художественного образования обеспечивают начальную профессиональную подготовку и развитие художественно-творческих способностей учащихся посредством интеграции содержания, форм и методов обучения со строительным производством и рынком труда.

Достоверность полученных результатов и выводов обеспечивается: научной обоснованностью исходных теоретических положений (по философии, педагогике, психологии, теории профессионально-художественного образования) и их непротиворечивостьюадекватностью используемых методов целям и задачам исследованиясогласованностью теоретических положений и выводов с экспериментальными данными и результатами диагностического исследованиярепрезентативностью эмпирического материала исследованиякорректностью математической и статистической обработки экспериментальных данныхвнедрением полученных результатов в практику работы художественно-строительного лицея НПО и средней школы.

На защиту выносится следующие положения:

1. Высокое качество профессиональной подготовки квалифицированных рабочих обеспечивается наиболее эффективно в условиях непрерывной системы начального профессионального образования целенаправленным педагогическим воздействием в русле его исторических традиций и ценностей, в оптимальном сочетании теоретической и практической подготовки на учебно-производственной базе учебного заведения НПО и строительного производства при совместной и комплексной деятельности педагогов, художников-наставников, мастеров художественно-производственного обучения.

2. Содержательное и структурно-функциональное сопряжение учебных планов, учебных программ, учебно-методических пособий и материалов и организации учебного процесса в интеграции с производством обеспечивают повышение качества профессиональной подготовки специалистов в НПО посредством целостности, непрерывности, вариативности и целенаправленности педагогического воздействия.

3. Модель реализации организационно-педагогических условий начальной профессиональной подготовки специалистов, состоящая из логически связанных между собой функционально-дидактических компонентов, обеспечивает успешность начального профессионального образования художественно-строительного профиля и отвечает требованиям комплексности, целостности, преемственности и непрерывности подготовки квалифицированных рабочих кадров, способствуют становлению их профессиональной компетентности.

4. Эффективность начальной профессиональной подготовки специалиста обеспечивается следующими организационно-педагогическими условиями:

— использование двухуровневой модели системы непрерывного профессионального образования средняя школа (профильная подготовка) — лицей НПО (начальная профессиональная подготовка);

— установление структурно-функциональных и информационно-содержательных связей между учебным художественно-строительным заведением и строительной организацией;

— ориентацией системы непрерывного профессионального образования на созидательную творческую трудовую деятельность и развитие художественно-творческих способностей посредством реализации содержания общепрофессиональных, специальных дисциплин и производственно-профессиональных практик, государственного стандарта образовании НПО, применения профессионально-деятельностного подхода с учетом самосовершенствования и саморазвития учащихся лицея;

— обеспечением синтеза знаний, практических умений и навыков, направленных, на реализацию субъектно-объектного взаимодействия преподавателей, мастеров ПО, с учащимися и специалистами — наставниками строительного производства, осуществляемого в контексте органического сопряжения учебных планов, учебных программ, учебно-методических пособий' и материалов;

— организацией учебного процесса на* основе интеграции с художественно-строительным производством;

— выявлением* приоритетности общепрофессиональных функций (теоретической и практической), обеспечивающих успешность реализации педагогических принципов: открытости, доступности, интегративности и вариативности, которые способствуют профессиональному и жизненному самоопределению личности будущего специалиста.

Личный вклад автора в разработку теоретической и реализацию’экспериментальной, части исследования заключается в. том, что:

— сформирована теоретико-методологическая база-исследования, опирающаяся < на философские теории познания и деятельности, системно-целостный подход к развитию личности, личностно-деятельностный' подход, системно-структурный подход построения и функционирования учебно-воспитательной системы художественного образования, концепции^ профессиональной подготовки квалифицированных рабочих кадров художественного профиля;

— теоретически обоснованы и разработаны организационно-педагогические условия совершенствования начальной профессиональной подготовки специалиста в художественно-строительном лицее и развития художественно-творческих способностей учащихся в системе непрерывного художественного образования;

— определены этапы и базы экспериментального исследования, последовательность исследовательских процедур;

— экспериментальным путем, на основе разработанной модели, раскрывающей этапы начальной профессиональной подготовки специалистов и развития художественно-творческих способностей учащихся в системе «средняя школа — лицей НПО», доказана эффективность разработанных организационно-педагогических условий;

— дана научная интерпретация полученным экспериментальным результатам, сформулированы ключевые выводы исследования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается^ соблюдением общенаучных и конкретно-методологических принципов педагогического исследования, многообразием, источников информации, использованием теоретических и эмпирических методов, адекватных цели, задачам и логике исследования, длительной экспериментальной апробацией и проверкой выдвинутых гипотез, большим личным организационно-педагогическим опытом.

Публикации. По теме диссертационного исследования’опубликовано 12 научных-статей, из них. две в журналах, рекомендованных ВАК РФ-для публикации результатовкандидатских диссертаций, и* учебно-методическое пособие по спецкурсу «Технология*художественной электросварки» — общим авторским объемом’в 6,56 усл. п.л.

Апробацияивнедрение результатов^исследования" .

Основные идеи, результаты и выводы исследования, были представлены на ежегодных научно-практических конференциях Таганрогского государственного педагогического института (2006;2009г.г.) — Второй' Международной научно-практической конференции 24−27 ноября 2006 г., «Таганрогская гимназия в истории России: к 200-летию со дня основания, г. Таганрог, Россиямежвузовской научно-практической конференции «Социализация и воспитание студенческой молодежи» 20−22 октября 2007 г., г. Ростов-на/ДонуВсероссийской научно-практической конференции «Муниципальное воспитательное пространство в парадигме личностно-ориентированного образования» 28−29 ноября 2008 г., г. Таганрогпервой Международной научно-практической Интернет-конференции «Воспитательная деятельность педагогического вуза: проблемы и перспективы развития» 14−28 февраля 2008 г., г. Таганрогвыступлениях автора по проблематике диссертационного исследования на городских и районных педагогических семинарах-совещаниях учителей (г. Железноводска, Ставропольского края). Внедрение результатов осуществлено в учреждениях НПО, использованных в качестве базы исследования.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введениядвух главзаключения, включающего выводы, практические рекомендации к использованию основных результатов диссертации и перспективы дальнейшего изучения проблемысписка использованной литературы из 144 источников (из которых 5 — на немецком языке) — 8-ми приложений. Работа иллюстрирована 14-ю таблицами и 8-ю рисунками. Основной объем диссертации составляет 149 стр.

2.4. Выводы, но второй главе.

Анализ педагогической литературы показывает, чтосоставление тестов определения, художественно-творческих способностей^ предполагает выявление уровня задатков, как природных особенностей учащихся [108]. В опытно-экспериментальной работе диагностирования художественно-творческих способностей мы придерживались положений направленных на выявление задатков, потенциальной предрасположенности-к эстетической деятельности учащихся. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы, показывает,. что реализация намеченной программы нашего исследования, определение педагогических условий, без создания которых, по нашему мнению, было сложно, а порой и невозможно осуществлять развитие художественно-творческихспособностей учащихсяосуществлялась в рамках теоретико-методологического обоснования проблематики.

Построенная модель начальной профессиональной подготовки квалифицированных рабочих с развития художественно-творческих способностями представляет собой трехуровневую систему:

— первый уровень включает в себя социально-профилирующую подготовку учащихся. Он охватывает период школьного образования с художественным уклоном, общего среднего (9 летнего) образования или среднего (полного) общего образования с изучением предметов художественно-эстетического цикла;

— второй уровень — включает в себя начальную профессиональную подготовку специалистов НПО художественно-эстетического профиля;

— третий уровень — включает в себя уровень начальной профессиональной подготовки специалиста НПО, переподготовки и повышение квалификации.

Работы учащихся по лепке, живописи, рисунку оценивались на ежегодных творческих отчетах, лучшие работы учащихся участвовали в выставках «Юные мастера России», Ставропольского края и фестивалях ЮФО. Тесты на понимание художественного произведения включал картины, написанные разными по уровню профессиональной подготовки и исполнительского мастерства авторами. Отобранные картины группой экспертов подбирались близкие по сюжету, равных размеров. Испытуемому предлагалось выбрать ту или иную картину и обосновать свой выбор по определенным критериям: композиции, цветности, перспективы, соотношения частей изображения.

Основными средствами диагностики начальной профессиональной подготовки рабочих кадров и развития художественно-творческих способностей учащихся в нашем исследовании являлись:

— методика педагогического консилиума реальных учебных возможностей учащегося (Ю.К. Бабанский);

— метод экспертных оценок опытных художников, преподавателей художественно-эстетического цикла средних школ, детских художественных школ и студий" ИЗО, лицея (ИХСЛ) Вспомогательными средствами диагностики развития художественно-творческих способностей учащихся являлись:

— анкетирование учащихся средних общеобразовательных школ, сту-дентов-колледжа и института;

— собеседование с преподавателями художественно-эстетического цикла, художниками, мастерами производственного художественного обучения;

— оценки художественных изделий, работ учащихся представленных на выставках специалистами и, общественностью.

Для психолого-педагогического изучения учащихся" использовались следующие методы: анализ документованкетированиеиндивидуальное собеседование с учащимся.

Результаты психолого-педагогического «изучения учитывались наряду с данными психологического и, психофизиологического исследования привнесении педагогического корректирования путей* и способов развития, художественно-творческих способностей школьника.

К числу признаков, свидетельствующих о наличии общих и специальных художественно-творческих способностей у школьника, можно отнести:

— высокую, успеваемость ученика и особенно по художественно-эстетическим предметам;

— трудолюбие и прилежание ученика;

— высокий уровень культурного и эстетического развития;

— мотивация к художественно-эстетическому искусству, увлечение рисованием, лепкой;

— быстрое усвоение учебного материала и реализация воспринятой информации в рисунке, чертеже;

— наличие хорошего глазомера, различения цветности.

Анализ результатов экспериментальных данных свидетельствует о высоком уровне развития художественно-творческих способностей учащихся в условиях целенаправленной работы начальной профессиональной подготовки специалистов рабочих профессий.

В экспериментальных исследованиях принимали участие учителя^Ино-земцевской школы с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла «Майолика» (1−11 класс) В.П. ШелеповE.H. Левкина, Н. В. Ванчуркина, №А. Савина;

Народные художественные промыслы" с учащимися 5 -7 классов учителя Г. Г. Середин, Е. А. Борисова;

Изобразительное искусство" с учащимися 1−11 классов E.H. Левкина, H.MS. Туляшева, Е. В. Хватова.

Анализируя результаты внедрения региональной модели непрерывного профессионального образования, эксперты отмечают необходимость поиска эффективных, оригинальных и надежных способов, обучения и воспитания^ молодежи. Заслуженный' учитель Российской Федерации, преподаватель Иноземцевского (Художественно-строительного лицея>В. Сивов отмечает, что для сохранения^ традиций народного" промысла, его дальнейшего развития и реализации модели непрерывного* профессионального образования* необходимо, чтобы процесс дальнейшей, разработки такой региональной модели осуществлялся с преимущественной опорой, на собственные ресурсы, традиции, возможности.

Как показывают приведенные выше данные, проводимой нами опытно-экспериментальной работы, результативность достаточно высока. В течение последних трех лет все учащиеся, которые обучались в системе непрерывного образования на разных уровнях, построенной на теоретико-методологической базе по развитию художественно-творческих способностей учащихся, показывали высокую профессиональную художественную подготовку. Это свидетельствует о педагогической валидности теоретических расчетных данных и полученных результатов на практике, а также о высокой результативности рекомендованной системы непрерывного образования, как фактора развития художественно-творческих способностей учащихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Педагогическая направленность начальной профессиональной подготовки специалистов рабочих профессий и развития художественно-творческих способностей учащихся обеспечивается, с одной) стороны, теоретико-педагогическим обоснованием форм, методом, средств и методикой художественного воспитания, с другой, потребностью производства, рынка труда в специалистах с художественным образованием. Эффективность развития художественно-творческих способностей учащихся обеспечивается в системе непрерывного образования посредством выбора типа" учебного заведения, содержания обучения, применением современных инновационных технологий:

Формирование художественно-творческих способностей' осуществляется на основе индивидуальных природных задатков и с учетом индивидуальных особенностей психофизиологического развития учащихся.

Организация учебно-воспитательного процесса строится"в системе непрерывного начального профессионального образования с учетом принципов соответствия потребностей учащихся в развитии художественно-творческих способностей и возможностей теоретической и практической^ реализации, обусловленных постепенным переходом от простого к сложному, от репродуктивной деятельности к продуктивной и творческой деятельности.

Успешность начальной профессиональной подготовки будущих специалистов и развитие художественно-творческих способностей осуществляется успешно при условии формирования положительной мотивации школьников, органического сочетания теоретической подготовки с практической самостоятельной работой и получением конечного положительного результата. Это достигается посредством трудолюбия, усидчивости, работоспособности учащихся в выполнении заданий оптимальной трудности, дозированием с высоким уровнем творческих требований со стороны педагога-.

Таким образом, разработанные в исследовании педагогические условия развития художественно-творческих способностей учащихся представляют собой как целостную совокупность мотивационно-целевого, содержательного, процессуального и результативно-оценочного компонентов системы непрерывного образования, охватывающие данный образовательный процесс от целевых установок до сформированной с профессиональными художественными умениями и навыками и творчески развитой личности студента. Следовательно, данная технология является концептуальной, эффективной, системной, комплексной, что подтверждается результатами опытно-экспериментальной работы.

Данное диссертационное исследование не может претендовать, на завершенное научное описание всех аспектов такого сложного и многогранного процесса начальной профессиональной подготовки рабочих кадров с развитыми художественно-творческими способностями учащихся в условиях непрерывного образования. К важнейшим проблемам, требующим* дальнейших исследований, следует отнести разработку теоретико-педагогических основ технического рисунка, живописи, композиции, архитектуры в развитии художественно-творческих способностей учащихсяразработке диагностических методик и критериев определения художественных и творческих способностей учащихсяприменения современных инновационных технологий совершенствования учебно-воспитательного^ процесса художественно-эстетического цикларазработке путей создания сквозных, интегративных учебных планов и учебных программ всех уровней системы непрерывного художественного образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. П.В., Панин A.B. Философия: 3-е изд., перераб. и доп. -М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. — 608 с.
  2. И.В., Ермаков П. Н., Рудакова И. А. Смыслоцентризм в педагогике: новое понимание дидактических методов. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2006. — 256 с.
  3. H.A. Диагностика педагогических способностей. /Под ред. М. Р. Гинзбурга. М. — Воронеж, МОДЭК, 1997. — 80 с.
  4. К. Учителя и инновации. М.: Просвещение, 1991. — 156с.
  5. Апполон Изобразительное и декоративное искусство, архитектура. /Под ред. А. М. Кантора. -М.: Эллис Лак, 1997. 775 с.
  6. А.Г. Психология личности: культурно историческое понимание развития человека. М.: Смысл: Академия, 2007. — 528 с.
  7. В.В., Волковысский И. В., Кадария, Ф.Д., Шепелев Е. М. Управление персоналом. Ростов-на-Дону.: Феникс, 2004. 448 с.
  8. Актуальные проблемы социальной работы, экономики, образования и культуры. /Под ред. B.C. Кукушина. Ростов-на-Дону: Новый бизнес, 2004. -264 с.
  9. Ю.К. Избр. пед. труды. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  10. А. Измерение умственных способностей. Пер. с фр./А. Бине. -СПб.: Союз. 2006.-431 с.
  11. Большой, психологический словарь./Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В.Зинченко. СПб, Прайм-Еврознак, 2003. — 672 с.15: Борытко? Н: М:. Диагностическая деятельность педагога. М-:. Академия, 2006. 288 с.
  12. Н.К. Развитие-творческих способностей учащихся М.: Центр «Под. поиск», 1999. — 144 с.
  13. Витрувий: Десять. книг об архитектуре, под. ред: А. К. Габричевского- М-гВсесоюзш, академ-.архитек1уры.Т.:г. 1936ь—332'.с:. •
  14. Выгодский Л- С. Психология искусства. 3-е изд. — М.: Искусство, 1986. — 573 с. ¦ 'л-! ' ¦•¦.¦¦¦.'."
  15. Вульфсон С. И: Уроки, профессионального творчества. М.: Академия, 19 991−160х. ' '. —, ' «'.'¦».: •
  16. Т. Логические игры,.тесты, упражнения для-усиления концентрации внимания, — увеличения объема памяти^ развития пространственного воображения, повышения скорости- мышления, расширения-, творческого потенциала. М.: Эксмо, 2003. — 296 с.
  17. Гарантии качества образования. /Под общ. ред. Ф. Д. Демидова, М-Ф. Королева. М.: РАГС, 2006. — 237 с.
  18. О.С., Гребешок Т. Б. Теория- обучения. М.: Владос-Пресс, 2003. — 384 с:
  19. Э.Н., Турчанинова Ю. И. Современные образовательные теории. М.: Университетская книга, 2004. — 256 с.
  20. Г. И. Трансформация образования социокультурный потенциал развития российского образования. — М.: Изд-во Соц.-гум: знания, 2005.-311 с.
  21. В.В. Художественные знания, умения и навыки в профессиональной деятельности педагога искусства. Автореферат канд. дисс. -М.: ИХО РАО, 2004.
  22. P.A. Гуманитарно-художественное воспитание" как приоритетное направление современной образовательной школы. Автореферат канд. дисс. М.: ИХО РАО, 2001.
  23. А. IT. Развитие образования в современном мире. М.: Владос, 1999.-200 с.
  24. А.Н. История образования и педагогической мысли. — М.: Владос-Пресс, 2004. 400 с.
  25. Жуков В'.И. Российские реформы: социология, экономика, политика. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2002. — 508 с.
  26. JI.B. Избр. педагогические труды. М.: Педагогика, 1990.424с.
  27. В.В. Комплексная информатизация общего среднего и среднего профессионального образования в городском социуме. — Казань, Автореф. канд. дисс. 2004. 18 с.
  28. Инновационные технологии образовательной области «Искусство»: Материалы пед. чтений «Интеграция в художественной педагогике: методология, методы, технологии» (Москва 4−9 февраля 2002г) /ред.-составитель Л. Г. Савенкова. М.: ИХО РАО, 2002. — 356 с. •
  29. Искусство в условиях модернизации школьного образования и воспитания. Материалы Межд. конф. «Искусство и дети: Проблемы и перспективы развития культуры мира в XXI веке». Ред.-составитель Л. Г. Савенкова. М.: ИХО РАО, 2003. 275 с.". ¦ 1415 ¦
  30. История художественного образования в России XX века (в лицах, фактах, событиях, произведениях художественного, творчества детей и подростков). Т. 1.-М.: Педагогика, 2002^ 474 с.
  31. История художественного-образования, в России (проблема культуры XX века). Под ред. Н. Н-ФоминойШ: Изд. дом PAOj 2003.-445 с.
  32. История русского искусства: в 3-х томах. Т.1. /Под ред., MiM. Раковой и И. В. Рязанцева. — М: Изобразительное искусство, 1991. 508 с.
  33. Я.А. Избр. пед соч.: в 2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1989.-656с. ' ' 7.
  34. B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. -М.: 1977.. ¦43- Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. М.: Просвещение, 1984. — 319 с., ил.
  35. В.И. Принципы активной педагогики. Что и как преподавать в современной школе. М.: Академия, 2001. — 120 с.
  36. Ю.А. Преемственность профессионально-технической, и высшей школы. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та- 1990. — 120 с.
  37. Красная книга культуры./Сост.В. Л. Рабинович. М.: Искусство, 1989. -423 с.
  38. В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. Мн.: Харвест, 1999.- 384 с.
  39. В.М. Психология и педагогика. — М-: Высшая школа- 2001. —319 с.
  40. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года М.: АПК и ПРО, 2002. — 24 с.
  41. O.A. Формирование художественного мышления подростков в условиях общеэстетического отделения ДШИ. Автореферат канд. дисс. М.: НИИ эстетического воспитания РАО, 1995.
  42. А.Н. История фаянса. Берлин: Госизд-во РСФСР, 1923. — 128с.
  43. B.C. Системное развитие школы. — М.: Пед. общество России, 2002.-304 с.
  44. Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли. М.: Гардарики, 2003. — 603 с.
  45. O.E. Управление образовательными системами. — М.: Университетская книга, 2004. 136 с.
  46. B.C. Непрерывное образование: структура и содержание. -М.: АПН СССР, 1988. 203 с.
  47. B.C. Содержание образования. М.: Высш. школа, 1989.360 с.
  48. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975.-305 с.
  49. Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. -М.: МОДЭК, 2003.-463 с.
  50. В.И. Совершенствование управления территориальной образовательной системой: Организационно-экономические и информационные аспекты. М.: Академия, 2003. — 368 с.
  51. К. Акварель. Первые шаги. М.: Апрель ACT, 2004. — 35с.
  52. В., Скальский Ю. И ваши дни благословенны. ./Из истории российской керамики. М.: Алгоритм, 2001. — 336 с.•¦•-.. ' •¦•¦.¦. .143. .-¦•'.¦''¦¦•'•.¦¦"' '
  53. А.В. Социальнаяшедагогикаи--М-: Академия- 2007. 224"с.
  54. Музыка 0- А: Ценностно-оценочный фактор в- контексте-, социоси-. нергетической парадигмы.- Ростов-н/Д: Изд-во Рост, ун-та^ 2006. 40 с.
  55. О.А., Попов В-В: Н6стнеклассичёская- наука: концепции современного естествознания. Таганрог, Изд-во Таганроге- гос. педv ингта→-376с.. ^ ¦'. '•.':'.¦- '' ¦¦ ¦•'.
  56. Г. В. Методология проектирования и развития сисг темы среднего: профессионального- образования- в ре
  57. Методика обучения рисованию в восьмилетней школе. Под ред А. П. Фомичева. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. — 361 с.
  58. A.M. Методология образования М., Педагогика, 2002.-320 с. .71'. Образование, которое мы можем потерять. Сб. статей. Под ред. В. А. Садовничего. М.: МГУ 2002. -288 с.
  59. К.В. Изобразительное искусство в начальной! школе. 2-е изд. — М.: Флинта-Наука, 2002. — 88 с.
  60. Педагогические основы проектирования, образовательных систем нового типа. /Под ред. А. П. Тряпицыной. СПб- Образование, 1995. — 171 с.
  61. Педагогический энциклопедический словарь. /Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. — М.: Большая Российская Энциклопедия, 2002. 530 с.
  62. Перспективы развития системы непрерывного образования. /Под ред. Б. С. Гершунского, М.: Педагогика, 1990'. — 224 с:
  63. Проблемы непрерывного' профессионального образования: региональный аспект: Материалы региональной научно-практической' конференции.-М., 1997.-224 с.
  64. О.С. Русская^ народная керамика. Гжель. Скопин. Дымково. М.: Всесоюзн. кооперат. изд., 1957. — 131 с.
  65. В .В., Щеглов Б.С.Теория рациональности (неклассический* и постнеклассический подходы). Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2006: — 320 с.
  66. Приобщение детей и юношества к истокам традиционной народной культуры как эффективное средство их воспитания и адаптации в социальной среде. Сб.статей. Архангельск: АО ИППК РО, 2001. — 120 с.
  67. Ф. Теория гештальттерапии. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — 384 с.
  68. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной* психологии. Под общей ред. A.A. Крылова- С. А. Маничева. СПб, Питер, 2004. — 560 с.
  69. Программы факультативных занятий для средней-школы с углубленным изучением изобразительного искусства (7−10-е классы). М.: НИИ художественного воспитания АПН СССР, 1985. — 16 с.
  70. Педагогика. Под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002. — 576с.
  71. Педагогика. Под ред. П. И. Пидкаеистого. М.: Пед. общество России, 2003.-608 с.
  72. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. /Под ред. С. А. Смирнов, И. Б. Котова, E.H. Шиянов, М.: Академия, 1998. — 512 с.
  73. A.C., Триселев A.B. Методика работы над натюрмортом. -М.: Просвещение, 1982. 160 е., ил.
  74. Пути модернизации лицейского образования: воспитательное* взаимодействие в-образовательном процессе (Материалы пед. чтений 11 апреля 2003 г.) /Под. ред. В. В. Зайцева. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2003. — 212 с.
  75. О.И. Повышение профессионального мастерства учителя изобразительного искусства в процессе применения интегрированных технологий. Автореферат канд. дисс. М.: ИХОР АО, 2004.
  76. JI.A. Русская художественная культура. М.: Владос, 1 1998.-607 с.
  77. Е.И. Настольная книга практического психолога. — М.: Владос, 2004.-480 с.
  78. Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала. — М.: Владос-Пресс, 2003. 333 с.
  79. H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1980. — 239 е., ил.
  80. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. /Под ред. A.M. Прохорова. Т.1. -М.: Большая Российская Энциклопедия, 1999. 670 с.
  81. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. /Под ред. A.M. Прохорова. Т.2. ~М.: Большая Российская Энциклопедия, 1999. 675 с:
  82. Е.Г., Зязюн И. А. Гуманист. Мыслитель. Педагог. Об идеалах В. А. Сухомлинского. -М.: Педагогика, 1991. 112 с.
  83. С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. М.: Апрель-Пресс, 2004. — 224 с.
  84. Рубинштейн JI.C.Основы общей психологии: в 2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1989.-488 с.
  85. Л.П. Профессионализация художественного образования студентов отделения начальных классов педагогического колледжа. Ав-тореф. канд. дисс. Тольятти, 1997.
  86. Сафонцев-С.А. Образовательная квалиметрия в-системе повышения квалификации. Ростов-н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2003. — 160 с.
  87. А.Э. Развитие способностей к интеллектуальному творчеству у младших школьников. М.: МОДЭК, 2003. — 271 с.
  88. Советский фарфор. Под ред. A.B. Луначарского * и др. М.: Мос-ковск .худ. изд-во, 1927. — 48 с.
  89. В.А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию М.: Академия, 2003. — 192 с.
  90. В.А. Педагогика. М.: Академия, 2004. — 576 с.
  91. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Академия, 2001. — 304с.
  92. Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  93. A.A. Учебный натюрморт. М.: Искусство, 1955. — 64 с.
  94. Н.М. Изобразительное искусство. Основы композиции. Ч. З. Обнинск, 2001. — 80 е.: цв. ил.
  95. Управление- инновационной? деятельностью! ю опытно-экспериментальной* работой' в муниципальной- системе образования Рамен-ского района. Сб. метод.-управл. материалов. /Под ред. Т. А. Сергеевой, Н. М. Уваровой. Раменское, методкабинет, 2001. — 96 с.
  96. Тестирование детей. /Автор-сост. В.Богомолов. Ростов н/Д: Феникс. 2005.-352 с.
  97. К.Д. Ушинский и русская школа: Беседы о великом педагоге. /Под общей ред. Е. Белозерцева. -М.: Роман-газета, 1994. 192 с.
  98. К.Д. Избр. педагогические сочинения в 2-х*, т. /Под ред. А. И. Пискунова. Т.2. Педагогика, 1974.-438 с.
  99. С.А., Семенова М. Н. Изобразительное искусство. IV класс. М.: Просвещение, 1970. — 160 с.
  100. Э. Бегство от свободы. Человек для самого себя. М.: Изида, 2004. — 339 с.
  101. Шамова Т.И.,. Давыденко: Т.М., Шибанова Г. Н. Управление обра-зовательными-системами- М: Академия- 2002. — 384 с. .128- Шадриков ВЩ- Деятельность! и? способности- — М.: «Логос», 1994. -320 с.. ' «.. , — ' ' '
  102. В .Д., Черемошкина Л. В. Мнемические способности: развитие и диагностика. -Ml: Педагогика- 1990. 176-с:
  103. В.Б. Практическая психология: Инструментарий, — Ростов н/Д: Феникс, 2004. 768 с., • ' - -
  104. Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. -М-, 1999. 288 с. '-Wv • ' «.
  105. Школа и учитель в зеркале модернизации образования. Сб: науч-но-метод- работ: /Под ред., В-В: :Сёрикова- ТВ. Черниковой. М.: Межд. пед. академия, 2003. -320 с.. , —
  106. B.C. Изобразительное искусство:Обучение и творчест-, во.-М.: Просвещение, 1969. -272 с. ' .
  107. Е.А. Становление индивидуальности школьника в: поликультурной образовательной среде. Автореф. дисс. доктора пед. наук Киров, 2006. — 42 с.
  108. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х/г. / Под ред. С. Я- Батышева: Т.2 М-, АЛО, 19Я9. — 4 • .
  109. Энциклопедия профессионального образования: в 3-х т. /Под-ред. С. Я. Багышева. Т.З. М.: АГЮ, 1999. — 490 с. ••
  110. И.С. Личностно-ориентированное обучение ^в-совре-менной.школе.-М.: /Сентябрь, 1996:-96-с. /138- Яподский Б. Г. Основы технического творчества: Тольятти, Форум, 1996. — 152 с.'
  111. Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Флинта, 1997. — 224 с.
  112. Arbeitsgruppe Bildungsbericht: Das Bildungswesen in der Bundesrepublik Deutschland. Ein biberblick fi>r Eltern, Lehrer und Schbler. Vollstandig bberarb. Und erweiterte Neuausgabe, Reinbek bei Hamburg (Rowohlt) 1990.
  113. Klingberg, Lothar: Lehrende und Lernende im Unterricht. Zu Didaktischen Aspekten ihrer Positionen im UnterrichtsprozeB (bberarb. Fassung von Klingberg 1987) Berlin (Volk und Wissen) 1990 (Klingberg 1990).
  114. Klingberg, Lothar: Diesterweg bber Unterrichtsmethode. In: Pfldagogik und Schulalltag, 45. Jg., 9/1990, S. 705−718 (Klingberg 1990).
  115. Roth, Leo (Hrsg.): Pedagogik. Handbuch fbr Studium und Praxis. Mbnchen (Ehrenwirth) 1991.
  116. Wallrabenstein, Wulf: Offene Schule Offener Unterricht. Ratgeber fi>r Eltern und Lehrer. Reinbek bei Hamburg (Rowohlt) 1991.
Заполнить форму текущей работой