Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Системно-структурный подход к определению целей и содержания лингводидактической подготовки бакалавра педагогического образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В результате интенсивных научных поисков в лингводидактике создана целостная система подготовки будущих учителей иностранных языков: в общих чертах определены цели, задачи и содержание профессионального обучения, разработаны принципы, методы и приёмы их профессионального становления. Однако, как показывает анализ литературы, в имеющихся исследованиях не отражены во всей полноте актуальные… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ЦЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПОЗИЦИЙ СИСТЕМНО-СТРУКТУРНОГО ПОДХОДА
    • 1. 1. Специфика целей профессиональной подготовки бакалавра педагогического образования
    • 1. 2. Динамика целей профессиональной подготовки учителя иностранного языка
    • 1. 3. Роль и место лингводидактической компетенции в структуре целей подготовки бакалавра педагогического образования (профиль «Иностранный язык»)
  • Выводы по главе 1
  • ГЛАВА II. ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (профиль «Иностранный язык»)
    • 2. 1. Характеристики и особенности лингводидактической компетенции бакалавра педагогического образования
    • 2. 2. Структура лингводидактической компетенции как цели подготовки бакалавра педагогического образования
    • 2. 3. Содержание лингводидактической подготовки бакалавра педагогического образования
  • Выводы по главе II

Системно-структурный подход к определению целей и содержания лингводидактической подготовки бакалавра педагогического образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность диссертационного исследования обусловлена необходимостью реализации новых Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, в частности, обеспечения основных образовательных программ подготовки бакалавров, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» и специализирующихся в области иностранного языка.

Российская система образования функционирует сегодня в стремительно изменяющемся социально-экономическом пространстве, характеризующемся глобализацией интеграционных процессов, расширением масштабов межкультурного взаимодействия, ростом международной конкуренции во всех сферах общественной жизни.

Перечисленные реалии оказывают закономерное влияние на сущность требований, которые государство и общество предъявляют к свойствам личности образованного человека. Одним из обязательных требований являются «знания <.> на уровне функциональной грамотности как минимум одного иностранного языка» [Концепция модернизации., электронный ресурсhttp://www.edu.ru/db/mo/Data/d02/393.html], выступающего сегодня в качестве инструмента успешной жизнедеятельности человека в поликультурном мире.

Изменение статуса иностранного языка в обществе влечёт за собой рост требований к качеству подготовки учителя иностранного языка, который рассматривается как «ретранслятор» инокультурного опыта, способный приобщить обучающихся к диалогу культур. В связи с этим наиболее актуальными становятся вопросы профессионально-направленной подготовки учителя иностранного языка, приоритетом которой является оснащение выпускника компетенциями, позволяющими на высоком уровне осуществлять иноязычное образование.

Проблема совершенствования процесса профессиональной подготовки учителя иностранного языка вызывает постоянный интерес учёных (К.И. Саломатов, С. Ф. Шатилов, 1977, 1988; Н. В. Языкова, 1977, 1994, 1999; К.И. Салома-тов, 1984; A. JL Бердичевский, 1990; Е. И. Пассов и др., 1993; Ж. Л. Витлин, 1993; A.A. Миролюбов и др., 1995; O.E. Ломакина, 1998; E.H. Соловова, В. В. Сафонова, К. С. Махмурян, 2001; J. Edge, 1988; M.J. Wallace, 1991; Н. Brosh, 1996; S. Brown, Ph. Race, 1996; N. Bartels, 2005; S. Borg, 2006; A. Swennen, 2008).

В результате интенсивных научных поисков в лингводидактике создана целостная система подготовки будущих учителей иностранных языков: в общих чертах определены цели, задачи и содержание профессионального обучения, разработаны принципы, методы и приёмы их профессионального становления. Однако, как показывает анализ литературы, в имеющихся исследованиях не отражены во всей полноте актуальные тенденции, связанные с интеграцией научных знаний и субъектного опыта в процессе лингвопедагогического образования. Наиболее привлекательными для исследователей были и остаются вопросы методической подготовки будущих учителей иностранных языковформирования у них методической компентенции (Н.В. Языкова, 1994, 1999; Л. А. Брызгалова, 1981; А. Н. Мозговой, 1983; Н. И. Шляпина, 1987; К.И. Сало-матов, С. Ф. Шатилов, 1988; Т. Н. Устьянцева, 1992; Е. И. Пассов и др., 1993; Н. Г. Соколова, 1999; С. Н. Татарницева, 2003; E.H. Соловова, 2004; И. А. Бредихина, 2004; S. Andrews, 2007; Е. Gatbonton, 2008). Аспекты, касающиеся сущности, специфики лингводидактической компетенции профессионалов, находятся лишь в начале своего рассмотрения.

Изучение трудов учёных, исследовавших лингводидактическую компетенцию (компетентность) (A.B. Задорожная, 2004; A.M. Тевелевич, 2005; Я. В. Шульга, 2006; И. А. Лобырева, 2006; Е. Ю. Варламова, 2006; Е. Г. Тарева, 2007, 2008; Е. С. Глазырина, 2007; К. Э. Безукладников, 2009 и др.), показывает наличие существенных разногласий в понимании целей и содержания лингводидактической подготовки учителя иностранного языка. Кроме того, данные исследования осуществлены применительно к традиционной моноуровневой системе профессионального языкового образования. В сфере подготовки учителя ино (странного языка с квалификацией бакалавра вопрос о формировании лингводи-дактической компетенции остается неисследованным.

Вышеизложенное свидетельствует о наличии ряда противоречий, влияющих на качество подготовки бакалавра педагогического образованияучителя иностранного языка. Это противоречия:

— между необходимостью повышения качества профессионально-направленной лингводидактической подготовки учителей иностранных языков и отсутствием единой целеустанавливающей и содержательно конкретизированной модели этой подготовки;

— между необходимостью внедрения многоуровневой системы профессионального образования и полным отсутствием подходов к системно-структурной интерпретации целей и содержания лингводидактической подготовки бакалавров педагогического образования (профиль «Иностранный язык»);

— между актуализируемым в научных исследованиях потенциалом лингводидактической компетенции для эффективной подготовки учителя иностранного языка и отсутствием оценки статуса, системно-структурных особенностей этой компетенции в действующих государственных образовательных стандартах многоуровневого педагогического образования, в частности — для бакалавра педагогического образования.

Поиск путей разрешения данных противоречий обусловил выбор темы диссертационного исследования — «Системно-структурный подход к определению целей и содержания лингводидактической подготовки бакалавра педагогического образования (профиль „Иностранный язык“)».

Объектом исследования выступает процесс профессиональной подготовки бакалавра педагогического образования по профилю «Иностранный язык».

Предмет исследования составляет моделирование целей и содержания лингводидактической подготовки бакалавра педагогического образования — учителя иностранного языка с позиций системно-структурного подхода.

Цель исследования состоит в разработке научно обоснованной системно-структурно заданной многоуровневой и интегративной модели лингводи-дактической компетенции, параметры которой определяют цели и содержание лингводидактической подготовки учителя иностранного языка с квалификацией «Бакалавр педагогического образования».

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что обучение бакалавров по направлению «Педагогическое образование» качественно улучшится в случае создания модели лингводидактической компетенции, характеристика которой позволит выявить научно обоснованные цели и содержание лингводидактической подготовки такого профессионала. Это будет достижимым, если:

— определена специфика профессиональной подготовки бакалавра педагогического образования;

— осуществлён системно-структурный анализ профессиональной компетентности учителя иностранного языка с квалификацией бакалавра педагогического образования и определён статус лингводидактической компетенции в структуре этой компетентности;

— определена системная специфика и исследована структура лингводидактической компетенции как интегративной цели подготовки бакалавра педагогического образования — учителя иностранного языка;

— выявлены задачи и на этой основе определено содержание лингводидактической подготовки бакалавра педагогического образования.

Цель и гипотеза исследования предусматривают решение следующих задач:

1. Выявить специфику профессиональной подготовки бакалавра педагогического образования.

2. С позиций системно-структурного подхода охарактеризовать динамику целей профессиональной подготовки учителя иностранного языка.

3. Определить компонентный состав профессиональной компетентности как цели подготовки бакалавра педагогического образования по профилю «Иностранный язык».

4. Обосновать статус лингводидактической компетенции в структуре профессиональной компетентности учителя иностранного языка — бакалавра педагогического образования.

5. Выявить сущность лингводидактической компетенции бакалавра педагогического образования как системы и исследовать структуру данной компетенции.

6. Определить содержание лингводидактической подготовки бакалавра педагогического образования по профилю «Иностранный язык». Теоретическую и методологическую основу исследования составили: положения личностно-деятельностного подхода (JI.C. Выготский, П. Я. Гальперин, C.JI. Рубинштейн, A.A. Леонтьев) — исследования в области компетентност-ного подхода к целеполаганию в общем и профессиональном образовании (Н.И. Алмазова, В. И. Байденко, Т. М. Балыхина, И. А. Зимняя, A.B. Хуторской, В. В. Краевский, Ю. Г. Татур, Г. Б. Голуб) — положения общей теории систем и системного анализа, теории моделирования, а также системные исследования в педагогике (М.А. Гайдес, Ю. Г. Марков, В. Н. Спицнадель, А. Г. Кузнецова, H.H. Нечаев, В. И. Загвязинский, В. П. Беспалько, И.Л. Бим) — исследования многоуровневого высшего образования, в том числе многоуровневой подготовки педагогических кадров (А.И. Гретченко, В. И. Байденко, Л. А. Вербицкая, Л.С. Греб-нев, Г. А. Спицкая, В. А. Кузнецова, Л. А. Трубина, Н. Ф. Радионова, А.П. Тряпи-цына, A.M. Митяева) — основные отечественные и зарубежные концепции профессиональной подготовки учителей (Н.В. Кузьмина, В. А. Сластенин, А. К. Маркова, Л. М. Митина, В. А. Адольф, L.S. Shulman), а также учителей иностранных языков (К.И. Саломатов, С. Ф. Шатилов, Е. И. Пассов, Н. В. Языкова, A.A. Миролюбов, А. Л. Бердичевский, E.H. Соловова, В. В. Сафонова, К. С. Махмурян, Е. Г. Тарева, М. А. Ариян, A.M. Тевелевич, S. Borg, М. Randall, S. Andrews).

Для решения поставленных задач использовались теоретические (теоретического анализа и синтезаабстрагирования и конкретизациимоделирования) и эмпирические методы (изучение психолого-педагогической, методической литературы, нормативных документов высшего образования, характеризующих историю и современное состояние изучаемого предметаэкспертное оцениваниеанкетирование учителей иностранных языковметоды количественной (определение центральной тенденции, ранжирование) и качественной обработки статистических данных).

Выбор особой совокупности методов исследования определяется сугубо теоретическим характером работы. Он обусловлен рядом факторов. Во-первых, отсутствует опыт подготовки бакалавров педагогического образования (направление подготовки утверждено приказом Министерства, образования и науки 22 декабря 2009 г. (№ 788)), что делает невозможной систематизацию накопленных данных. Во-вторых, для опытной проверки выдвигаемых положений необходимы а) разработка целостной, системы преподавания дисциплины «Теория и методика преподавания иностранного языка» и б) создание ряда учебных пособий. Эти условия (а, б) могут быть реализованы только в случае первоначального научного обоснования целеустанавливающих параметров педагогического процесса. Именно рассмотрению этих параметров,. первичных по отношению к другим составляющим, значимым для! подготовки бакалавра педагогического образования, посвящена данная работа.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые:

— на основе системно-структурного анализа целей профессиональной подготовки бакалавра по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Иностранный язык») выявлен статус лингводидактической компетенции в контексте этой подготовки;

— установлена сущность лингводидактической компетенции бакалавра педагогического образования, — учителя иностранного языка как системы;

— теоретически обоснованы цели, задачи и содержание лингводидактической подготовки бакалавра педагогического образования.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нём: выявлены теоретические положения, обусловливающие определение целей подготовки бакалавров педагогического образованияопределены сущность и статус лингводидактической компетенции в системе профессиональных компетенций бакалавра педагогического образования — учителя иностранного языка и благодаря этому конкретизированы цели подготовки таких профессионаловустановлена структура лингводидактической компетенции, позволяющая выявить компоненты содержания лингводидактической подготовки бакалавров педагогического образования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что модель лингводидактической компетенции бакалавра педагогического образования определяет специфику технологии формирования лингводидактической компетенции. Разработанная модель может также послужить основой для создания технологий формирования лингводидактической компетенции будущих учителей иностранных языков — бакалавров, обучающихся по иным направлениям: «Лингвистика», «Филология». Созданную модель можно использовать при разработке учебных пособий и материалов по дисциплине «Теория и методика преподавания иностранного языка». Параметры лингводидактической компетенции могут послужить базой для определения квалификационных характеристик профессионала, для дескрипторного описания параметров модели выпускника — бакалавра. Это позволит объективировать а) требования к конечному уровню подготовленности и обученности выпускников, предъявляемые в учебных программах дисциплин профессионального образования, б) требования к уровню профессиональной квалификации действующих учителей иностранных языков. Поэтому результаты исследования могут быть полезны для учреждений профессиональной переподготовки учительских кадров, повышения квалификации учителей иностранных языков.

Апробация промежуточных результатов научного исследования осуществлялась:

— на заседаниях кафедры методики преподавания иностранных языков Иркутского государственного лингвистического университета;

— на VIII Всероссийской научно-практической конференции «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования» (г. Челябинск, 2009 г.);

— на XI Всероссийской научно-практической конференции «Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров» (г. Челябинск, 2010 г.);

— на Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в языковом образовании: обучение иноязычному общению в различных типах учебных заведений в контексте компетентностного подхода» (г. Иркутск, 2010 г.);

— на IV Всероссийской (с международным участием) конференции «Современные модели в преподавании иностранных языков и культур в контексте менеджмента качества образования» (г. Москва, 2010 г.);

— на Неделе науки в Иркутском государственном лингвистическом университете (г. Иркутск, 2010 г.).

Организация и этапы исследования:

На первом этапе (2007 — 2008 гг.) проводилось изучение и анализ научно-методической литературы по исследуемой проблеме, определялись теоретические предпосылки, методологические основания, выявлялось современное состояние проблемы, разрабатывался понятийно-терминологический аппарат, цель, задачи и структура исследования.

На втором этапе (2008 — 2009 гг.) в ходе дальнейшего исследования были уточнены и скорректированы цель, задачи, предмет и объект исследования, определена специфика целеполагания в профессиональной подготовке бакалавров педагогического образования, с позиций системно-структурного подхода охарактеризованы цели и задачи их профессиональной подготовки, определен статус лингводидактической компетенции в структуре профессиональной компетентности учителя иностранного языка — бакалавра педагогического образования.

На третьем этапе (2009 — 2010 гг.) выявлены характеристики и особенности лингводидактической компетенции, изучена специфика целей лингводи-дактической подготовки бакалавра педагогического образования по профилю «Иностранный язык», исследованы сущность и содержание компетенций, на формирование которых направлена лингводидактическая подготовка бакалавров педагогического образования, создана модель подготовки учителя иностранного языка — бакалавра педагогического образования, сформулированы выводы, оформлено диссертационное исследование.

На защиту выносятся следующие положения: •.

1. Профессиональная компетентность учителя иностранного языка с квалификацией бакалавра педагогического образования — это комплексная характеристика личности, основанная на совокупности сформированных на базовом уровне профессиональных способностей (компетенций) и проявляющаяся в готовности осуществлять процесс обучения иностранному языку в начальной и основной общеобразовательной школе, а также продолжить образование в магистратуре по направлению «Педагогическое образование» или по одному из смежных направлений. Особенности профессиональной компетентности обусловливают иерархическую структуру (систему) целей и задач подготовки бакалавра педагогического образования.

2. Лингводидактическая компетенция представляет собой ключевой компонент профессиональной компетентности, обеспечивающий целостность подготовки учителя иностранного языка — бакалавра педагогического образования. Лингводидактическая компетенция интегрирует научные знания и субъектный опыт такого профессионала и проявляется в сформированной на базовом уровне готовности осуществлять процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции у учащихся начальной и основной общеобразовательной школы.

3. Цели лингводидактической подготовки бакалавра педагогического образования заключаются в формировании методической компетенции, социокультурной компетенции, компетенции саморазвития, каждая из которых обладает собственной спецификой. Приоритетная роль в этой системе отводится компетенции саморазвития, являющейся необходимым условием личностного и профессионального роста учителя иностранного языка — бакалавра.

4. Лингводидактическая подготовка бакалавра педагогического образования предусматривает решение ряда задач, которые состоят в формировании гностической, проектировочной, организаторской, коммуникативно-обучающей, рефлексивной, межкультурной, лингвокультурологической, социолингвистической, самообразовательной, креативной, исследовательской компетенций. Каждая из компетенций представляет собой единство мотивационно-ценностного (мотивы, отношения, ценности), когнитивного (знания) и опера-ционно-деятельностного (умения) компонентов, которые в своей совокупности составляют основу для разработки содержания лингводидактической подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «Иностранный язык».

Цель и задачи исследования

обусловили структуру и содержание диссертации, состоящей из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Во введении обозначена актуальность темы исследования, определены объект и предмет исследования, поставлена цель, сформулированы задачи, определены методологическая основа и методы исследования, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, указаны формы апробации результатов исследования, обозначены положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Цели профессиональной подготовки бакалавра педагогического образования с позиций системно-структурного подхода» определены особенности профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования, получающих профиль «Иностранный язык» (п. 1.1), на системно-структурной основе рассмотрена динамика целей профессиональной подготовки учителя иностранного языка (п. 1.2), определён компонентный состав профессионалыюй компетентности учителя иностранного языка — бакалавра педагогического образования, установлена иерархия компонентов (п. 1.3).

Во второй главе «Цели и содержание лингводидактической подготовки бакалавра педагогического образования (профиль „Иностранный язык“)» выявлены характеристики и особенности лингводидактической компетенции как цели подготовки бакалавра педагогического образования (п. 2.1), исследована системная специфика лингводидактической компетенции учителя иностранного языка — бакалавра педагогического образования, охарактеризована структура целей и задач лингводидактической подготовки такого профессионала (п. 2.2), определено содержание лингводидактической подготовки, представлена модель лингводидактической компетенции бакалавра педагогического образования — учителя иностранного языка (п. 2.3).

В заключении подведены итоги проведённой работы, сформулированы выводы, намечены перспективы дальнейшего исследования.

Выводы по главе II.

Изучение сущности лингводидактической компетенции бакалавра в области педагогического образования мы начали с исследования генезиса этой категории в теории лингвопедагогического образования. Данное исследование базировалось на том факте, что для обозначения компетенции надпредметной области, обеспечивающей эффективность преподавания иностранного языка, ранее в науке использовался термин «методическая компетенция».

В результате удалось установить, что методическая компетенция с позиций современного подхода к языковому образованию требует пересмотра с позиций смены её статуса в структуре специальных компетенций учителя иностранного языка — бакалавра. Содержание, адекватное интегрированному и субъектному характеру компетенции как цели лингводидактической подготовки такого бакалавра, вкладывается сегодня в понятие «лингводидактическая компетенция».

Рассмотрение специфики лингводидактической подготовки учителя иностранного языка с квалификацией «Бакалавр педагогического образования» позволило нам прийти к выводу о том, что с курсом подготовки выпускника этой квалификации соотносится базовый уровень сформированности лингводидактической компетенции.

Синтезировав полученные данные, мы представили следующее толкование лингводидактической компетенции учителя иностранного языка — бакалавра педагогического образования: это ключевой компонент профессиональной компетентности, интегрирующий научные знания и субъектный опыт такого профессионала и проявляющийся в сформированной на базовом уровне готовности осуществлять процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции у учащихся начальной и основной общеобразовательной школы.

Системно-структурный анализ лингводидактической компетенции позволил нам установить, что в её состав входят три взаимосвязанных компонента (методическая компетенция, социокультурная компетенция, компетенция саморазвития), в формировании которых состоят цели лингводидактической подготовки бакалавра педагогического образования. Каждая из указанных целей обладает собственной спецификой. Доминирующим целевым компонентом лингводидактической подготовки учителя иностранного языка — бакалавра педагогического образования является компетенция саморазвития, которая представляет собой необходимое условие личностного и профессионального роста такого профессионала.

Было установлено, что задачи лингводидактической подготовки бакалавра педагогического образования заключаются в формировании следующих компетенций: гностической, проектировочной, организаторской, коммуникативно-обучающей, рефлексивной, межкультурной, лингвокультурологической, социолингвистической, самообразовательной, креативной, исследовательской.

Определив задачи, мы приступили к моделированию содержания лингводидактической подготовки бакалавра педагогического образования. При этом мы руководствовались рядом принципов, согласующихся со спецификой ком-петентностного подхода к образованию: адекватности содержания целям и задачам лингводидактической подготовкиуровневой дифференциации содержания лингводидактической подготовкиединства внутренней и внешней сторон содержания лингводидактической подготовкиличностной обусловленности содержания лингводидактической подготовки.

Было установлено, что искомое содержание представлено тремя компонентами: мотивационно-ценностным (мотивы, отношения, ценности), когнитивным (знания), операционно-деятельностным (умения), каждый из которых подвергнут а) тщательному теоретическому анализу, б) экспертной оценке со стороны действующих учителей иностранных языков, в) осмыслению в ходе анкетирования.

Результатом проведённого системно-структурного исследования явилось представление компетентностной модели лингводидактической компетенции бакалавра педагогического образования — учителя иностранного языка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведённое исследование посвящено системно-структурному рассмотрению целей и содержания лингводидактической подготовки студентов — бакалавров, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Иностранный язык»). Итоги проделанного! теоретического анализа позволяют заключить следующее.

Процессы международной интеграции во всех сферах жизнедеятельности человека обусловливают рост интереса к иностранному: языку как средству межкультурного общения. В связи с этим особую актуальность, приобретают вопросы, подготовки учителей иностранных языков. Вместе с тем, актуализируемый в научных, исследованиях, потенциал лингводидактической компетенции для? эффективнойпрофессиональной деятельности учителя иностранного, языка вступает в противоречие с отсутствием оценки? статуса этой компетенции в действующих государственных, образовательных стандартах подготовки бакалавра.. '.

В ходе исследования определены специфические особенности целей подготовки учителя иностранного языка с квалификацией: «Бакалавр педагогического образования». Было установлено, что такойвыпускник. обладает базовым уровнем^ профессиональной компетентности, позволяющим решать задачи обучения? иностранному языку в начальной и основной общеобразовательной-школе, а также продолжить обучение в магистратуре по направлению «Педагогическое образование» или по одному из смежных направлений. Согласно сделанным выводам, учитель иностранного языка — бакалавр должен обладать готовностью к непрерывному образованию, мобильностью на рынке труда.

Ретроспективный анализ взглядов на профессиональные требования к учителю иностранного языка позволил определить сущность целей профессиональной подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование»: ключевых профессиональных компетенций, базовых компетенций учителя, специальных компетенций учителя иностранного языка. Было установлено^ что эти цели тесно взаимосвязаны и представляют собой компоненты целостной иерархически выстроенной системы. Специальные компетенции обладают особым статусом в структуре системы «профессиональная компетентность бакалавра педагогического образования» — статусом интегрирующего компонента, которому принадлежит ведущая роль в обеспечении целостности подготовки выпускника данной квалификации.

С целью определения спектра задач профессиональной подготовки бакалавра педагогического образования была исследована внутренняя структура трёх компонентов цели. В результате доказано, что наивысший уровень в иерархии задач отводится формированию лингводидактической компетенции, которая является интегрированным результатом подготовки такого профессионала.

На основе анализа методической литературы установлено, что лингводи-дактическая компетенция является общей целью и результатом лингводидактической подготовки учителя иностранного языка — бакалавра педагогического образования. Эта компетенция интегрирует научные знания и субъектный опыт такого профессионала и проявляется в сформированной на базовом уровне готовности осуществлять процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции у учащихся начальной и основной общеобразовательной школы.

Изучив особенности внутренней структуры лингводидактической компетенции, мы установили, что она включает в себя три взаимосвязанных компонента: методическую компетенцию, социокультурную компетенцию, компетенцию саморазвития. Приоритетная роль в лингводидактической подготовке бакалавра педагогического образования принадлежит компетенции саморазвития, которая является необходимым условием личностного и профессионального роста выпускника этой квалификации.

Дальнейшая структуризация лингводидактической компетенции позволила установить, что задачи лингводидактической подготовки учителя — бакалавра состоят в формировании гностической, проектировочной, организаторской, коммуникативно-обучающей, рефлексивной, межкультурной, лингвокультурологической, социолингвистической, самообразовательной, креативной, исследовательской компетенций. Содержание каждой из компетенций представлено совокупностью мотивационно-ценностного, когнитивного, операционно-деятельностного компонентов.

Для подтверждения значимости отобранных в результате изучения литературы содержательных компонентов лингводидактической компетенции было проведено их экспертное оценивание, а также анкетирование учителей общеобразовательных школ. Результаты, полученные путем количественной и качественной обработки статистических данных, наряду с выводами, к которым мы пришли в ходе анализа литературы, позволили сформировать содержание лингводидактической подготовки бакалавра педагогического образования — учителя иностранного языка. Результаты исследования представлены в виде компе-тентностной модели лингводидактической компетенции выпускника вуза данной квалификации.

Теоретические положения диссертации могут быть положены в основу дальнейшего исследования проблемы лингводидактической подготовки бакалавра педагогического образования. Для развития разработанной проблематики в перспективе целесообразно:

— создание и апробация методики формирования лингводидактической компетенции студентов бакалавриата, обучающихся по направлению «Педагогическое образование»;

— разработка курса лекций, содержания семинарских и практических занятий, самостоятельной работы студентов по дисциплине «Теория и методика преподавания иностранного языка» в русле предложенной компетентност-ной модели;

— разработка программ элективных курсов для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению «Педагогическое образование»;

— создание методических рекомендаций для преподавателей вуза, осуществляющих подготовку учителей иностранного языка — бакалавров по направлению «Педагогическое образование».

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В. А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя Текст.: дис. д-ра пед. наук: 13.00.01 / В. А. Адольф.-М., 1998.-357 с.
  2. , Э. Г. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков) Текст. / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. СПб.: «Златоуст», 1999. — С. 264.
  3. , С. С. Методическая система обучения основам научных исследований бакалавров технологического образования Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / С. С. Акимов. СПб., 2006. — 227 с.
  4. , Н. И. Когнитивные аспекты формирования межкультурной компетентности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02 / Н. И. Алмазова. -СПб., 2003. 47 с.
  5. Антология по истории педагогики в России 2й половины XIX начала XX века Текст.: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / Сост. П. А. Лебедев. — М.: Педагогика, 1990. — 608 с.
  6. , Е. В. Методика формирования учебного умения самостоятельно активизировать языковой материал (начальный этап языкового вуза) Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Е. В. Апанович. Иркутск, 2003. — 192 с.
  7. , М. А. Пути совершенствования профессиональной компетенции учителя иностранного языка Текст. / М. А. Ариян // Иностранные языки в школе.- 2003. -№ 1.-СС. 86−90.
  8. , Е. П. Формирование иноязычной коммуникативной компетентности у будущих учителей иностранного языка на основе социокультурного подхода Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Е. П. Артамонова. Магнитогорск, 2004. — 173 с.
  9. , Ю. К. Оптимизация педагогического процесса (в вопросах и ответах) Текст. / Ю. К. Бабанский, M. М. Поташник. 2-е изд. перераб. и доп. — Киев: Радяньска школа, 1983. — 287 с.
  10. , В. И. Компетенции в профессиональном образовании (К ос. воению- компетентностного: подхода) Текст. / В. И. Байденко // Высшееобразование в России. 2004. — № 11. — СС. 3−13.
  11. , В. И. Образовательный- стандарт, теоретические и концептуальные основы (опыт системного исследования) Текст.:: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00:01 / В. И. Байденко. М., 1999. — 38 с.
  12. , Т. М. Структура и содержание- профессиональной! компетенции филолога- : Методологические проблемы, обучения/ русскому языку Текст.: автореф: дис:. д-ра пед. наук: 13.00.02 / Т. М. Балыхина. — М., 2000. 476 с.
  13. , С. В. Профессионально-личностное развитие будущего учителя-бакалавра Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / С. В. Барлева: — Казань, 2003−208 с.
  14. , Т. Н. Формирование субъектности младших школьников j в условиях педагогического взаимодействия Текст.,: автореф. дис.канд.пед. наук: 13.00.01 / Т. Н: Башкова. -М., 2009. -26 с.
  15. , М. Н. Формирование коммуникативной компетентности будущего учителя-бакалавра Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / М.Н. Бая-ни. -Альметьевск, 2006. 188 с
  16. , К. Э. Формирование лингводидактических компетенций будущего учителя иностранного языка: концепция и методика Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / К. Э. Безукладников. Нижний Новгород, 2009. — 39 с.
  17. , А. Л. Концепция подготовки учителя иностранного языка Текст. / А. Л. Бердичевский // Иностранные языки в школе. 1990. — № 4. — СС. 94−100.
  18. , В. П. Основы теории педагогических систем Текст. / В. П. Беспалько. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 1977. — 304 с.
  19. , А. А. Психология думающего учителя : педагогическая рефлексия Текст. / А. А. Бизяева. Псков: ПГПИ им. С. М. Кирова, 2004. — 216 с.
  20. Бим, И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника Текст. / И. Л. Бим. М.: Русский язык, 1977. -288 с.
  21. , О. М. Ключевые компетенции профессионала: взгляд работодателей Текст. / О. М. Бобиенко // Образовательная политика. 2007. -№ 1.-СС. 10−15.
  22. , И. А. Формирование лингвосамообразовательной компетентности будущего учителя в процессе профессионально-педагогической подготовки Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / И. А. Бобыкина. -Челябинск, 2003. 184 с.
  23. , Г. И. Современная лингводидактика Текст.: учеб. пособие / Г. И. Богин. -Калинин: КГУ, 1980.-61 с.
  24. , Т. В. Лингводидактические основы профессионального общения при подготовке специалистов (Иностранные языки) Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Т. В. Боева. Воронеж, 2002. — 166 с.
  25. Большая советская энциклопедия Электронный ресурс. — Режим доступа: http://з1оуап.уап0ех.ги/~книги/БСЭ/Цель/. Дата доступа: 01.07.2010.
  26. Большой психологический словарь Электронный ресурс. / Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. Л. Зинченко. СПб.: ПРАЙМ-Еврознак, 2004. — Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotekBuks/Psihol/dict/04.php. — Дата доступа: 10.07.2010.
  27. , Л. А. Организация и проведение практических занятий по курсу методики преподавания иностранных языков Текст.: автореф. дис.. канд пед. наук: 13.00.02 / Л. А. Брызгалова. М., 1981. — 16 с.
  28. В России с сентября 2007 года вводятся уровни высшего образования: бакалавриат, магистратура Электронный ресурс.- — Режим доступа: http://www.newsru.coni/russia/09mar2007/bak.html. — Дата доступа: 03.10.2009.
  29. , Е. Ю. Формирование лингводидактической компетентности будущих учителей иностранного языка как второй специальности Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Е. Ю. Варламова. Чебоксары, 2005. -202 с.
  30. , Л. А. О модернизации Российской высшей школы : сегодняшние проблемы и возможные решения Текст. / Л. А. Вербицкая, В. Б. Касевич // Вопросы образования. 2004. — № 4. — СС. 10−22.
  31. , Ж. Л. Развитие общей и профессиональной культуры учителей иностранного языка Текст. / Ж. Л. Витлин // Иностранные языки в школе. 1993. -№ 6. — СС.50−53.
  32. , Е. Н. Субъектность педагога: теория и практика Текст.: авто-реф. дис. д-ра психол. наук: 19.00.07 / Е. Н. Волкова. М., 1998. — 42 с.
  33. , Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте : Психол. очерк Текст.: Кн. для учителя / Л. С. Выготский. — 3-е изд. М.: Просвещение, 1991. — 93 с.
  34. , Л. С. Педагогическая психология Текст. / Л. С. Выготский, ред. В. В. Давыдов. -М.: Педагогика-Пресс, 1991. 480 с.
  35. , М. А. Общая теория систем. (Системы и системный анализ) Текст. / М. А. Гайдес. Винница: Глобус-пресс, 2005. — 201 с.
  36. , Ю. Н. Теория и практика системной профессиональной подготовки социальных педагогов Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / Ю. Н. Галагузова. М., 2001. — 373 с.
  37. , П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий Текст. / П. Я. Гальперин // Исследования мышления в советской психологии: Сб. научн. трудов. — М.: Наука, 1966.-СС. 236−277.
  38. , Дж. Дж. Об этнографическом аспекте языковых изменений Текст. / Дж. Дж. Гамперц // Новое в лингвистике. Выпуск VII. Социолингвистика. М., 1975. — СС. 299−319.
  39. , С. И. Основы педагогики : Введение в прикладную философию Текст.: Учеб. пособие для вузов / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: «Школа-Пресс», 1995.-448 е.
  40. , Р. Д. Формирование профессионально-педагогической направленности студентов средствами иностранного языка в многоуровневой системе высшего образования Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Р. Д. Гиниятуллина. Казань, 2006. — 190 с.
  41. , Е. С. Формирование лингводидактической компетентности будущих учителей Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Е. С. Глазырина. Челябинск, 2007. -196 с.
  42. , Г. Б. Оценка уровня сформированности ключевых профессиональных компетентностей выпускников УНПО : Подходы и процедуры Текст. / Г. Б. Голуб, Е. Я. Коган, И. С. Фишман // Вопросы образования. 2008. — № 2. — СС. 161−184.
  43. , Г. Б. Парадигма актуального образования Текст. / Г. Б. Голуб, Е. Я. Коган, В. А. Прудникова // Вопросы образования. 2007. — № 2. — СС. 20−42.
  44. , О. В. Формирование мотивации младших школьников к изучению иностранного языка Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / О. В. Горбушина. Курган, 2007. — 199 с.
  45. , В. И. Гуманитаризация образования и профессиональная культура специалиста Текст. / В. И. Горовая, С. И. Уляев. М.: Народное образование- Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2004. — 132 с.
  46. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: перспективы развития Текст.: Монография / Колл. авт. под ред. Я. И. Кузьминова, Д. В. Пузанкова, И. Б. Федорова, В. Д. Шад-рикова. М.: Логос, 2004. — 328 с.
  47. , Л. С. Федеральный образовательный стандарт : от Перечня направлений (специальностей) к Классификатору образовательных программ Текст. / Л. С. Гребнев // Высшее образование в России. — 2007. — № 3. — СС. 36−49-
  48. , А. И. Болонский процесс : интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство Текст. / А. И. Гретченко, А. А. Гретченко. М.: КНОРУС, 2009. — 432 с.
  49. , О. С. Влияние психологической компетентности на профессионально-личностный рост учителя иностранного языка Текст.: дис.. канд. псих, наук: 19.00.07 / О. С. Гришечко. Ростов н / Д, 1999. — 124 с.
  50. , Е. А. Принципы отбора содержания образования в разработке блочно-модульной программы обучения педагогов (На примере Ханты-Мансийского округа) Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. А. Гутовская. Екатеринбург, 1998. — 209 с.
  51. , О. Б. Самообразование учителя как условие его личностного и профессионального развития Текст. / О. Б. Даутова, С. В. Христофоров //
  52. Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия «Symposium». — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. Выпуск 29. — СС. 309−317.
  53. , С. А. Системный подход к изучению психологического феномена профессионализма человека Текст. / С. А. Дружилов // Вестник ТГПУ. Выпуск 1 (45). Серия: Психология. Томск: Изд-во ТГПУ, 2005. -СС. 51−55.
  54. Дурай-Новакова, К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / К. М. Дурай-Новакова. М., 1983. — 32 с.
  55. , А. В. История зарубежной педагогики и философия образования Текст.: Для студентов вузов / А. В. Духавнева, JL Д. Столяренко. -Ростов н / Д: Феникс, 2000. 480 с.
  56. , М. И. Психологические проблемы готовности к деятельности Текст. / М. И. Дьяченко, JI. А. Кандыбович. Минск: БГУ, 1976. — 176 с.
  57. , Ю. В. Теоретические основы профессионально-коммуникативной подготовки будущего учителя в условиях педагогического университета : Предметная область, иностранный язык Текст.: дис. д-ра пед. наук: 13.00.08 / Ю. В. Еремин. СПб., 2001. — 322 с.
  58. , В. M. Формирование коммуникативной компетенции будущего учителя в контексте поликультурного образования : На примере изучения иностранных языков Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / В. М. Ерёмина. Чита, 2005. — 230 с.
  59. , Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте Текст.: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. Д. Железняк. М.: Издательский центр «Академия», 2001.-264 с.
  60. , В. И. Исследование движущих сил учебного процесса Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / В. И. Загвязинский. — М., 1973. 449 с.
  61. , А. В. Формирование профессиональной компетентности будущих преподавателей-лингвистов в условиях современного вузовского образования Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / А. В. Задорожная. Ставрополь, 2004. — 176 с.
  62. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266−1 Электронный ресурс. — Режим доступа: http://wvvrw.consultant.ru/popular/edu/432.html. -Дата доступа: 19.07.2010.
  63. , О. В. Особенности содержания дидактической подготовки будущих учителей иностранного языка в лингвистическом институте
  64. Текст. / О. В. Записных // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. — № 11 (89). — СС. 44−47.
  65. , О. Ю. Развитие управленческой компетентности учителя в системе многоуровневой подготовки в области методики обучения информатике Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02 / О. Ю. Заславская. -М., 2008.-443 с.
  66. , Э. Ф. Компетентностный подход к образованию Текст. / Э. Ф. Зеер // Образование и наука: Известия Уральского отделения Российской академии образования. 2005. — № 3 (33). — СС. 27−35
  67. , И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия Текст. / И. А. Зимняя. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 42 с.
  68. , О. В. Подготовка студентов педвуза к научно-исследовательской деятельности В(условиях многоуровневой системы высшего образования Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / О. В. Ибрянова. Барнаул, 2003. — 185 с.
  69. , JI. Ф. Интегративная модель развития профессиональной компетентности учителя иностранного языка в системе повышения квалификации Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / JI. Ф. Иванова. Казань, 2002. — 200 с.
  70. , О. В. Формирование информационной компетентности будущихучителей иностранного языка' на основе личностно-ориентированногоподхода Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / О. В. Иванова. Иош-кар-Ола, 2009. — 223 с.
  71. , Т. В. Компетентностный подход к разработке стандартов для 11-летней школы : анализ, проблемы, выводы Текст. / Т. В. Иванова // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. — № 1. — СС. 16−20.
  72. , Т. Е. Моделирование профессиональной компетентности педагога дошкольного образования Текст. / Т. Е. Иванова // Педагогическое образование и наука. 2008. — № 9. — СС. 54−57.
  73. Избранные педагогические труды Текст. / Ю. К. Бабанский- Авт. вступ. ст. Г. Н. Филонов и др. М.: Педагогика, 1989. — 558 с.
  74. , И. А. Обучение межкультурной коммуникации будущих учителей иностранного языка Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.02 / И. А. Изместьева. Якутск, 2002. — 149 с.
  75. , Т. А. Системно-структурный подход к организации обучения. Вып. 1 Текст. / Т. А. Ильина. -М.: Знание, 1972. 72 с.
  76. , JI. П. Формирование готовности студентов педвуза к профессиональной деятельности средствами иностранного языка Текст.: дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. П. Кадченко. Харьков, 1992. — 173 с.
  77. , Н. Г. Эволюция высшего педагогического образования в русле международных процессов Текст. / Н. Г. Калинникова // Философия образования. 2007. — № 2. — СС. 11−22.
  78. Каптерев Текст. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. — 224 с. — (Антология гуманной педагогики).
  79. , А. С. Развитие умений педагогического общения у будущих учителей иностранного языка в процессе само- и взаимообучения Текст.: автореф. дис.. канд пед. наук: 13.00.02 / А. С. Карпов. -М., 1984. 16 с.
  80. , Ю. Ю. Формирование методической компетенции будущего учителя иностранного языка как второго иностранного : На базе немецкого языка как первого иностранного Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Ю. Ю. Ковалева. Томск, 2003. — 307 с.
  81. , И. А. Теоретико-методологические основы современного процесса воспитания Текст. / И. А. Колесникова. Л.: ЛГПУ, 1988. — 82 с.
  82. , Я. А. Избранные педагогические сочинения Текст.: В 2-х т.: Т. 1 / Я. А. Коменский. М.: Педагогика, 1982. — 656 с.
  83. Коннова, 3. И. Развитие профессиональной иноязычной компетенции будущего специалиста при многоуровневом обучении в современном вузе Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / 3. И. Коннова. Тула, 2003. -355 с.
  84. Конфуций и его школа Текст. М.: Издательский Дом Шалвы Амона-швили, 1996. -176 с. — (Антология гуманной педагогики).
  85. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 № 393 Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d02/393.html. — Дата доступа: 22.05.2008.
  86. , Н. Найдется ли бакалавру место в школе, или Молодые учителя ждут помощи Текст. / Н. Коптюг // Учительская газета. — 14 октября 2008.-№ 42 (10 227).
  87. , Н. Я. Педагогическое целеполагание в современной школе как объект управления Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. Я. Коростылева. СПб., 2002. — 224 с.
  88. , В. И. Совершенствование профессиональной компетенции учителей иностранного языка в системе повышения квалификации (наматериале английского языка) Текст.: дис.. канд пед. наук: 13.00.02 / В. И. Кошелева. Волгоград, 2006. — 192 с.
  89. , В. В. Основы обучения. Дидактика и методика Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 352 с.
  90. , А. Г. Развитие методологии системного подхода в отечественной педагогике Текст.: Монография / А. Г. Кузнецова. Хабаровск: Изд-во ХК ИППК ПК, 2003. — 152 с.
  91. , В. А. Теория и практика многоуровневого университетского педагогического образования Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / В. А. Кузнецова. — Ярославль, 1996. 417 с.
  92. , Н. В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся Текст. / Н. В. Кузьмина // Вопросы психологии. 1984. — № 1. — СС. 20−25.
  93. , Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения Текст. / Н. В. Кузьмина. — М.: Высшая школа, 1990. -119 с.
  94. , Н. С. Формирование ключевых квалификаций будущего учителя иностранного языка на основе компетентностного подхода Текст.: дис,. канд. пед. наук: 13.00.08 / Н. С. Курникова. Чебоксары, 2008. -203 с.
  95. , О. А. Введение в педагогическую деятельность: Шаги к профессии Текст.: Учеб. пособие / О. А. Лапина, Н. Н. Пядушкина. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2003. — 156 с.
  96. Лао-Цзы Текст. -М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. -224 с. (Антология гуманной педагогики).
  97. , В. В. Структурирование компетенций перспективное направление в решении проблем образования Текст. / В. В. Лебедев // Школьные технологии. — 2007. — № 2. — СС. 97−104.
  98. , А. А. Деятельность, сознание, личность Текст. / А. А. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  99. , Б. Т. Педагогика : Курс лекций Текст.: Учебное пособие / Б. Т. Лихачев. -М.: Прометей, 1992. 528 с.
  100. , О. Е. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя иностранных языков Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / О. Е. Ломакина. Волгоград, 1998. — 255 с.
  101. , Г. А. Формирование профессионально-методических умений на начальном этапе в языковом вузе (немецкий язык) Текст.: автореф. дис.. канд пед. наук: 13.00.08 / Г. А. Максимова. М., 1988. — 23 с.
  102. , Ю. Г. Функциональный подход в современном научном познании Текст. / Ю. Г. Марков- Отв. ред. А. Н. Кочергин, М. В. Глазырин. -Новосибирск: Наука: Сиб. отд-ние, 1982. 255 с.
  103. , А. К. Психология профессионализма Текст. / А. К. Маркова. -М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. — 308 с.
  104. , А. А. К проблеме аттестации учителей иностранного языка Текст. / А. А. Миролюбов [и др.] // Иностранные языки в школе. 1995. — № 6. — СС. 2−9.
  105. , Л. М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога Текст.: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. М. Митина, Г. В. Митин, О. А. Анисимова. М.: Издательский центр «Академия», 2005.-368 с.
  106. , А. М. Содержание многоуровневого высшего образования в условиях реализации компетентностной модели Текст. / А. М. Митяева. — Педагогика. 2008. — № 8. — СС. 57−64.
  107. , И. И. Лингводидактические аспекты обогащения терминологической речи студентов языковых вузов : На материале терминов методики преподавания английскому языку Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02/И. И. Михалевская.-М., 2001.-253 с.
  108. , О. М. Формирование у студентов технического вуза готовности к профессиональному общению Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / О. М. Мутовкина. Волгоград, 1999. — 214 с.
  109. , Р. С. Психология Текст.: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. 4е изд. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
  110. , H. H. Деятельностный подход как основа системного построения модели специалиста Текст. / H. Н. Нечаев // Содержание подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием. — М.: НИИВШ, 1989. С. 7−19.
  111. , Г. В. Педагогические условия развития ключевых профессиональных компетенций будущего учителя в педагогическом колледже Текст.: автореф. дис.. канд пед. наук: 13.00.01 / Г. В. Никитина. Иркутск, 2005. -19 с.
  112. , С. М. У истоков советской методики обучения иностранным языкам Текст. / С. М. Никонова. М.: Высшая школа, 1969. — 104 с.
  113. Новейший философский словарь Электронный ресурс. / Сост. А. А. Грицанов. Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1999. — Режим доступа: http://bookz.ru/authors/gricanov-aa/gricanov03.html. — Дата доступа 25.07.2010.
  114. Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку: 2−11 классы. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2004. — 448 с.
  115. , А. В. Развитие профессиональной компетентности учителя иностранного языка в процессе дополнительного педагогического образования Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / А. В. Овчинникова. — М., 2008. 140 с.
  116. , Е. И. Русское слово в методике как путь в Мир русского Слова или Есть ли у методики будущее? Текст. / Е. И. Пассов. СПб.: МИРС, 2008. — 60 с.
  117. , Е. И. Урок иностранного языка Текст. / Е. И. Пассов, H. Е. Ку-зовлева. Ростов н / Д: Феникс- М.: Глосса-Пресс, 2010. — 640 с. — (Настольная книга преподавателя иностранного языка)
  118. , Е. И. Учитель иностранного языка: Мастерство и личность Текст. / Е. И. Пассов, В. П. Кузовлев, В. Б. Царькова. М.: Просвещение, 1993.-159 с.
  119. , В. А. Социальная психология : словарь Электронный ресурс. — Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/dict/psychlex4/article/PS4 /ps4−0176.htm. Дата доступа: 15.02.2010.
  120. Платон. Государство. Законы. Политик Текст. / Предисл. Е. И. Темнова. М.: Мысль, 1998. — 798 с.
  121. Полунина, JL Н. Подготовка учителей в Европейских странах: национальные приоритеты и интеграция в контексте Болонского процесса Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / JI. Н. Полунина. Тула, 2006. -202 с.
  122. , Е. Н. Инновационно-креативная компетентность в структуре профессиональной деятельности преподавателя Текст. / Е. Н. Пономарева // Высшее образование сегодня. 2010. — № 2. — СС. 42−48.
  123. , Я. В. Развитие коммуникативно-языковой компетентности будущего учителя иностранного языка на основе проектно-культурологического подхода Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Я. В. Попова. Магнитогорск, 2008. — 23 с.
  124. Пояснительная записка к комплексам ФГОС ВПО и учебным планам по направлению «Педагогическое образование» Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.iporao.ru/poyaszapped.doc. Дата доступа: 22.01.2010.
  125. Профессиограмма учителя иностранного языка (рекомендации) Текст. / Сост. С. Ф. Шатилов, К. И. Саломатов, Е. С. Рабунский. JI.: ЛГПИ, 1985.-25 с.
  126. , М. П. Педагогические основы развития социокультурной компетенции будущего учителя : В процессе изучения иностранного языка
  127. Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / М. П. Пушкова. Иркутск, 2001.-185 с.
  128. Российская педагогическая энциклопедия Текст.: В 2 тт. Т., 2 / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — С. 374.
  129. , С. JI. Основы общей психологии Текст. / С. JI. Рубинштейн. Санкт-Петербург: Питер Ком, 1999. — 720 с.
  130. , Л. А. Формирование социокультурной компетентности будущего учителя иностранных языков Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Л. А. Рыченкова. Волгоград, 2008. — 24 с.
  131. , К. И. Методика профессионально-направленного обучения иностранному языку как педагогической специальности Текст. / К. И. Саломатов. Куйбышев: Изд-во Куйбышевского пединститута им. В. В. Куйбышева, 1984. — 92 с.
  132. , К. И. Некоторые теоретические вопросы методической подготовки студентов языкового педагогического вуза Текст. / К. И. Саломатов, С. Ф. Шатилов // Иностранные языки в школе. — 1977. № 5. — СС. 77−86.
  133. , К. И. Совершенствование профессионально-методической подготовки будущих учителей Текст. / К. И. Саломатов, С. Ф. Шатилов // Иностранные языки в школе. — 1988. № 1. — СС. 15−20.
  134. , Р. Д. Психологические механизмы формирования готовности человека к деятельности Текст.: автореф. дис.. д-ра психол. наук: 19.00.01 / Р. Д. Санжаева. Новосибирск, 1997. — 40 с.
  135. , В. В. Билингвальные образовательные программы как инструмент обновления содержания языкового школьного образования Текст. / В. В. Сафонова, Н. И. Марченко // Иностранные языки в школе. 2010. -№ 3. — СС. 2−14.
  136. , В. В. Формирование профессионально-педагогической компетентности учителя в системе непрерывного образования Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / В. В. Семенова. Якутск, 2007. -18 с.
  137. , Е. С. Формирование профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка на основе контекстного подхода Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Е. С. Семенова. Чебоксары, 2007.-222 с.
  138. , О. А. Лингводидактическая среда как фактор формирования готовности студентов к межкультурной коммуникации : на примере факультета лингвистики Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / О. А. Симонова. Сургут, 2008. — 118 с.
  139. , В. А. Педагогика Текст.: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин [и др.]. М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
  140. , В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки Текст. / В. А. Сластенин. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
  141. Сластёнин Текст. М.: Издательский дом МАГИСТР ПРЕСС, 2000. -485 с.
  142. Словарь общественных наук / Авторы-составители: Е. А. Подольская, Д. Е. Погорелый, В. Д. Лихвар. Ростов н / Д: Феникс, 2006. — с. 350−351.
  143. , Н. Г. Билингвальные аспекты методической подготовки студентов педагогического колледжа к межкультурному профессионально-ориентированнному общению Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Н. Г. Соколова. -М., 1999. 184 с.
  144. , Е. Н. Аттестация преподавателей иностранного языка в контексте развития системы непрерывного педагогического образования (полная средняя и высшая школа) Текст. / Е. Н. Соловова, В. В. Сафонова, К. С. Махмурян. М.: Еврошкола, 2001. — 24 с.
  145. , Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций Текст.: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е. Н. Соловова. 4-е изд. — М.: Просвещение, 2006. — 239 с.
  146. , Е. Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка : интегративно-рефлексивный подход Текст.: Монография / Е. Н. Соловова. М.: ГЛОССА-ПРЕСС, 2004. — 336 с.
  147. , Э. Б. Формирование профессиональной коммуникативной компетентности будущего учителя иностранного языка Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Э. Б. Соловьева. Магнитогорск, 2001. — 156 с.
  148. , Г. В. Методический портфель студента-практиканта как способ формирования профессиональной компетентности будущего учителя иностранных языков Текст. / Г. В. Сороковых, И. В. Шумова // Иностранные языки в школе. 2007. — № 1. — СС. 54−58.
  149. , В. Н. Основы системного анализа Текст.: Учебное пособие / В. Н. Спицнадель. СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2000. — 326 с. — Режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/archive/osnovisistemnogo analisa/. — Дата доступа: 22.05.2009.
  150. , Н. А. Формирование исследовательской компетенции будущего учителя иностранного языка Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Н. А. Сухина. Барнаул, 2006. — 161 с.
  151. , О. В. Средства и методы профессиональной лингводидактической подготовки преподавателя иностранных языков и культур Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02- 13.00.08 / О. В. Сухих. Пятигорск, 2005. -367 с.
  152. , Е. Е. Особенности трансформации систем высшего образования Германии и России в контексте Болонского процесса Текст.: дис.. канд. социол. наук: 22.00.06 / Е. Е. Сухова. — Смоленск, 2006. 240 с.
  153. , Е. Г. Классификатор лингводидактических компетенций инструмент оценки качества подготовки преподавателя иностранных языков Текст. / Е. Г. Тарева // Инновации в языковом образовании: сборник научных статей. — Иркутск: ИГЛУ, 2008. — СС. 6−13.
  154. , С. Н. Методическая компетенция учителя и ее формирование в процессе самостоятельной работы студентов Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / С. Н. Татарницева. Тольятти, 2003. — 319 с.
  155. , Ю. Г. Высшее образование : методология и опыт проектирования. Учебно-методическое пособие Текст. / Ю. Г. Татур. М.: Университетская книга- Логос, 2006. — 256 с.
  156. , А. М. Формирование лингводидактической компетенции студентов при изучении дисциплины «Теория обучения иностранным языкам» Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / А. М. Тевелевич. Екатеринбург, 2005. — 192 с.
  157. Теоретические вопросы процесса обучения в советской школе Текст. / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1989. — 316 с.
  158. Тер-Минасова, С. Г. Язык и межкультурная коммуникация Текст.: (Учеб. пособие) / С. Г. Тер-Минасова. М.: Слово / Slovo, 2000. — 624 с.
  159. , О. М. Развитие профессионального уровня информационной компетентности будущего учителя иностранного языка в процессе подготовки в области информатики и ИКТ Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / О. М. Толстых. Омск, 2006. — 181 с.
  160. , С. М. Модернизация образования и развитие профессиональных качеств педагога (на материале школ Кабардино-Балкарской республики) Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / С. М. Тохова. Пятигорск, 2006. — 33 с.
  161. , JI. А. «А бакалавр это кто такой?». Каким будет третье поколение стандартов? Текст. / JI. А. Трубина. — Учительская газета. — 2003. -№ 48.-С. 21.
  162. , И. В. Создание условий для формирования профессионально-педагогической компетентности студентов Текст. / И. В. Тухман // Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование». 2007. -№ 4. — СС. 3−15.
  163. , С. Ю. Формирование целостности и связности профессиональной речи будущего бакалавра филологического образования Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08, 13.00.02 / С. Ю. Умеренков. Курск, 2008.-204 с.
  164. , Т. И. Применение обучающих программ в методической подготовке студентов языкового педагогического вуза Текст.: автореф. дис.. канд пед. наук: 13.00.02 / Т. И. Устьянцева. М., 1992. — 26 с.
  165. Ушинский Текст. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1998. -224 с. — (Антология гуманной педагогики).
  166. , Р. Р. Формирование речевой компетенции как основы профессиональной деятельности будущих учителей иностранного языка Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Р. Р. Фатхуллина. Ульяновск, 2004. — 233 с.
  167. , И. Б. Структура подготовки в высшей школе: анализ изменений в законодательстве Российской Федерации Текст. / И. Б. Федоров, С. В. Коршунов, Е. В. Караваева // Высшее образование в России. 2009. — № 5.-СС. 3−14.
  168. Философский словарь Текст. / Под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд., пере-раб. и доп. — М.: Политиздат, 1991. — 560 с.
  169. , Г. М. Использование ситуаций ролевого общения для профессионально-методической подготовки студентов (английский язык, языковой вуз) Текст.: автореф. дис.. канд пед. наук: 13.00.02 / Г. М. Фролова.-М., 1987.-25 с.
  170. , М. Новое понимание реформ в образовании Текст. / М. Фуллан- пер. Е. Л. Фулминой- Моск. высш. шк. социал. и экон. наук. — М.: Просвещение, 2006. — 272 с.
  171. , И. Ф. Педагогика Текст.: Учеб. пособие / И. Ф. Харламов. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1990. — 576 с.
  172. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики Текст. / Сост. и авт. вводных статей А. И. Пискунов. М.: Просвещение, 1971. — 560 с.
  173. , А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения Текст. / А. В. Хуторской. — М.: Изд-во МГУ, 2003. -416 с.
  174. , А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций Электронный ресурс. / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. — 12 декабря. Режим доступа: http://www.eidos.ru/joumal/2005/1212.htm. — Дата доступа: 19.02.2008.
  175. Что должны знать учителя: знания, умения и нравственные ценности хорошего педагога Текст.: сборник статей: Пер. с англ./ Под ред. Д. Дилла.- М.: Прогресс — Традиция, 2001. 336 с.
  176. , О. О. Развитие ключевых компетенций будущего учителя иностранного языка в условиях гуманитарного вуза Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / О. О. Шаламова. Хабаровск, 2007. — 202 с.
  177. , Н. М. Методика преподавания русского языка: достижения и проблемы Текст. / Н. М. Шанский // Русский язык в национальной школе. 1982. -№ 6. — СС.4−8.
  178. , А. Д. К проблеме социальной дифференциации языка Электронный ресурс. / А. Д. Швейцер // Вопросы языкознания. — 1982. № 5.- СС. 39−48. Режим доступа: http://www.philology.ru/linguisticsl/ БЬуе^ег -82.htm. — Дата доступа: 11.07.2010.
  179. , Н. И. Формирование профессиональных умений учителя иностранного языка в курсе методики с помощью учебного телевидения Текст.: автореф. дис.. канд пед. наук: 13.00.02 / Н. И. Шляпина. М., 1987.-25 с.
  180. , Я. В. Подготовка преподавателей-лингвистов к инновационной деятельности в рамках формирования лингводидактической компетенции (технологический аспект) Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Я. В. Шульга. Ставрополь, 2006. — 180 с.
  181. Я. А. Коменский Текст. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. — 224 с. — (Антология гуманной педагогики).
  182. , Н. В. К проблеме построения учебного курса «Методика обучения иностранным языкам в общеобразовательных учреждениях» Текст. / Н. В. Языкова // Иностранные языки в школе. 1999. — № 5. — СС. 63−67.
  183. , Н. В. Сборник задач и заданий по методике преподавания иностранного языка Текст. Пособие для студентов пед. ин-тов / Н. В. Языкова. Л.: Просвещение, 1977. — 264 с.
  184. , Н. В. Формирование профессионально-методической деятельности студентов Текст. / Н. В. Языкова. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1994. — 238 с.
  185. Andrews, S. Teacher language awareness Text. / S. Andrews. Cambridge University Press, 2007. — 232 p.
  186. Bartels, N. Applied linguistics and language teacher education: what we know / N. Bartels // Applied linguistics and language teacher education. New York: Springer, 2005. — PP. 405−424.
  187. Borg, S. The distinctive characteristics of foreign language teachers Text. / S. Borg // Language Teaching Research. 2006. — 10.1. — PP. 3−31.
  188. Brown, S. Access your own teaching quality Text. / S. Brown, Ph. Race. -London, Philadelphia: Kogan Page, 1996. 139 p.
  189. Byram, M. Source disciplines for language teacher. education Text. / M. By-ram I I Theory in language teacher education / Edited by H. Trappes-Lomax and I. McGrath. Harlow: Pearson Education Ltd, 1999. — PP. 70−81.
  190. Cheng, P.W.D. Meta-learning ability — a crucial component for professional development of teachers in a changing context Text. / P.W.D. Cheng // Teacher Development. 2008. — 1: 12. — PP. 85−95.
  191. Girard, D. Motivation: the responsibility of the teacher Text. / D: Girard// ELT Journal.- 1977.-31.-PP. 97−102:
  192. Grenfell, M. Training teachers in practice Text. / M. Grenfell. Clevedon, Philadelphia, etc.: Multilingual Matters Ltd, 1998. — 187 p.
  193. Hales, T. Exploring data-driven language awareness Text. / T. Hales // ELT Journal. 1997. — 51 (3). — PP. 217−223.
  194. Marks, R. Pedagogical content knowledge: From a mathematical case to a modified conception Text. / R. Marks // Journal of teacher education. 1990. -41.-PP. 3−11.
  195. Mishra, P. Technological pedagogical content knowledge: a framework for teacher knowledge Text. / P. Mishra, M. J. Koehler // Teachers College Record. -2006.- 108 (6).-PP. 1017−1054.
  196. Randall, M. Advising and supporting teachers Text. / M. Randall, B. Tornton. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. — 286 p.
  197. Shulman, L. S. Knowledge and teaching: foundations of the new reform Text. / L. S. Shulman // Harvard Educational Review. 1987. — 57. — PP. 1−22.
  198. Swennen, A. Becoming a teacher educator Text. / A. Swennen, M. van der Klink. Dordrecht: Springer Publishers, 2008. — 270 p.
  199. Thornbury, S. About language: Tasks for teachers of English Text. / S. Thornbury. Cambridge: Cambridge University Press, 1997. — 287 p.
Заполнить форму текущей работой