Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проектирование и реализация практикоориентированной подготовки специалиста к управленческой деятельности в системе среднего профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По окончании среднего специального учебного заведения выпускник получает квалификацию техника, которая предусматривает как знания по специальности, так и в области экономико-управленческой подготовки. Требования к специалисту в условиях переходной экономики во многом пересматриваются. Они изменяются в зависимости от его функциональных обязанностей на предприятии, масштаба самого предприятия, форм… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические основы практикоориентированной подготовки специалиста к управленческой деятельности в системе среднего
    • 1. 1. Ретроспективный анализ становления и развития управления в
    • 1. 2. Анализ системы подготовки специалиста к управленческой деятельности в системе среднего профессионального образования
    • 1. 3. Методологические основы проектирования и реализации содержания практикоориентированной подготовки специалиста к управленческой деятельности в системе среднего профессионального образования
  • Выводы
  • 2. Моделирование и реализация практикоориентированной подготовки линейного персонала в системе среднего профессионального образования
    • 2. 1. Квалификационная структура специалиста в области управления производственным подразделением
    • 2. 2. Модель практикоориентированной подготовки специалиста к управленческой деятельности в системе среднего профессионального образования
    • 2. 3. Проектирование и реализация содержания практикоориентированной подготовки специалиста к управленческой деятельности в системе среднего профессионального образования
    • 2. 4. Опытно-экспериментальная апробация работы по внедрению технологии формирования составляющих квалификационной структуры специалиста в системе среднего профессионального образования
  • Выводы. профессионального образования
  • России

Проектирование и реализация практикоориентированной подготовки специалиста к управленческой деятельности в системе среднего профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Формирование в России рыночных отношений, реализация экономических реформ, создание новых организационно-правовых форм предпринимательской деятельности обуславливают необходимость углубления знаний специалиста об управлении, предпринимательстве. В связи с этим изучение дисциплин экономического профиля приобретает исключительно важную практическую значимость при подготовке будущих руководителей производства.

Профессиональное эффективное управление производственными подразделениями предопределяет успех организации в целом. Многие промышленные предприятия испытывают серьезные трудности из-за профессиональной некомпетентности их руководителей работать в условиях рынка. Их мышление, стиль и методы управления не отвечают современным динамичным требованиям социально-экономического развития общества.

С целью повышения эффективности руководства организациями в системах управления происходит делегирование полномочий с верхних уровней на нижние, что повышает требования к профессиональным знаниям управленцев низового звена.

Подготовка руководителей низового звена осуществляется в системе среднего профессионального образования. Однако при всей практической значимости воспроизводства руководителей низового звена для успешного решения социально-экономических задач общества разработка научных основ подготовки специалиста к управленческой деятельности в области конкретных дисциплин является одной из малоисследованных проблем. Поэтому решение теоретических и практических вопросов формирования практикоориентированной подготовки специалиста к управленческой деятельности в рамках дисциплин экономического профиля, а также изучение специфики знаний и умений, необходимых для осуществления данного процесса, должно быть своевременным.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» отмечено, что для достижения нового качества профессионального образования будет осуществляться углубление интеграционных и междисциплинарных программ. Определяющее значение для будущего страны имеет решение задачи коренного улучшения системы профессионального образования, качества подготовки работников в тесной взаимосвязи с развитием фундаментальной и прикладной науки.

По окончании среднего специального учебного заведения выпускник получает квалификацию техника, которая предусматривает как знания по специальности, так и в области экономико-управленческой подготовки. Требования к специалисту в условиях переходной экономики во многом пересматриваются. Они изменяются в зависимости от его функциональных обязанностей на предприятии, масштаба самого предприятия, форм собственности, типа производства, характера выполняемой работы, организационно-технического уровня, наличия информационных связей, системы управления. В процессе развития экономической действительности изменяется и общая совокупность принципов, подходов к управлению, вызвавших необходимость интеграции функциональных обязанностей в профессиональной деятельности, внедрения систем управления, в частности систем управления качеством, экологической и промышленной безопасностью предприятия, что предполагает появление у руководителей различного уровня качественно новых управленческих функций.

Организационная структура предприятия в зависимости от его масштаба, характера деятельности, численности персонала может складываться из нескольких уровней. Увеличение количества уровней иерархии организации влечет рост управленческих функций, передаваемых на более низкий уровень управления — технический уровень (бригадир, мастер, начальник участка). Технический уровень управления (управление низового звена) представляет управленческое звено — линейный персонал. Единый тарифно-квалификационный справочник предусматривает общий уровень подготовки линейного персонала в системе среднего профессионального образования, который не в полной мере соответствует требованиям современного общества, социального партнера, а именно не выделяет приоритет формирования управленческой деятельности будущего специалиста. В связи с этим резко повышаются требования к подготовке в системе среднего профессионального образования специалиста в области управления производственными подразделениями.

При анализе требований подготовки студентов к управленческой деятельности со стороны социального партнера и соотнесения их с содержанием образования в рамках дисциплин экономического профиля в системе среднего профессионального образования был выявлен ряд существенных недостатков:

• подготовка специалиста к управленческой деятельности (теоретическая и практическая) не соответствует требованиям, предъявляемым к линейному персоналу со стороны социального партнера;

• отсутствие практикоориентированного обучения в подготовке специалиста к управленческой деятельности, учитывающего специфику профессиональной деятельности, что является основой для формирования содержания и методов обучения в системе среднего профессионального образования;

• не сформирована оценочно-диагностическая система, позволяющая проводить мониторинг и определять эффективность процесса подготовки специалиста к управленческой деятельности в системе среднего профессионального образования (дать оценку его конкурентоспособности).

Таким образом, на современном этапе возникает потребность переосмысления подходов к определению целей, задач, отбору содержания и методов реализации образования в области управления производственными подразделениями в системе среднего профессионального образования.

Обозначим несколько основных противоречий, сложившихся в теории и практике подготовки специалиста к управленческой деятельности:

• между требованиями со стороны социальных партнеров к уровню подготовки специалистов с учетом их профессионального роста и слабо представленной управленческой составляющей в методологических и содержательных основах обучения в системе среднего профессионального образования;

• едиными требованиями Государственных образовательных стандартов направлений подготовки дипломированного специалиста к уровню управленческой подготовки в системе среднего профессионального образования и набором реальных практик в области управления производственными подразделениями.

Вышеизложенные недостатки и противоречия позволили сформулировать проблему исследования: какие дидактические подходы и принципы, а также организационно-методические условия могут быть использованы для проектирования и реализации практикоориентированной подготовки специалиста к управленческой деятельности в системе среднего профессионального образования.

Актуальность проблемы, ее социопедагогическая значимость для системы среднего профессионального образования, недостаточная разработанность теоретических и технологических основ этого процесса определили тему настоящего исследования: «Проектирование и реализация практикоориентированной подготовки специалиста к управленческой деятельности в системе среднего профессионального образования».

Цель исследования: повышение качества подготовки специалиста к управленческой деятельности в системе среднего профессионального образования путем внедрения практикоориентированных методов обучения, учитывающих специфику и особенности профессиональной деятельности специалиста в области управления производственным подразделением.

Объект исследования: процесс подготовки специалиста к управлению производственным подразделением в системе среднего профессионального образования на основе интеграции содержания учебных курсов «Основы экономики», «Экономика отрасли» и «Менеджмент».

Предмет исследования: практикоориентированная подготовка специалиста к управленческой деятельности в системе среднего профессионального образования.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс проектирования и реализации практикоориентированной подготовки специалиста к управленческой деятельности в системе среднего профессионального образования будет эффективен, если:

• при проектировании и реализации содержания образования в области управления производственными подразделениями будут использованы следующие методологические принципы и подходы: системный подход, принцип гуманитаризации, личностно-деятельностный подход, формирование исследовательской деятельности студентов, рефлексивный подход, модульный подход, принцип нормативности, квалитативный подход, логистический подход;

• определена квалификационная структура специалиста в области управления производственным подразделением и уровни сформированное&tradeее структурных составляющих;

• сформирована модель практикоориентированной подготовки специалиста к управленческой деятельности в системе среднего профессионального образования в рамках дисциплин экономического профиля;

• при реализации содержания учебных дисциплин «Основы экономики», «Экономика отрасли» и «Менеджмент» разработать и внедрить практикоориетированные методы, направленные на формирование составляющих квалификационной структуры специалиста в области управления производственным подразделением;

• разработать систему дифференциальных и интегральных показателей и осуществить педагогический мониторинг сформированности составляющих квалификационной структуры специалиста в области управления производственным подразделением на основе системной диагностики с использованием объективных и валидных методик.

Для достижения поставленных целей и проверки выдвинутой гипотезы потребовалось решить следующие задачи:

1) проанализировать состояние проблемы становления и развития управленческой подготовки в системе среднего профессионального образования и обосновать потребность и необходимость управленческой деятельности как доминирующей составляющей профессиональной деятельности линейного руководителя;

2) определить организационно-методологические подходы и принципы к проектированию и реализации содержания образования специалиста в области управления производственным подразделением;

3) разработать квалификационную структуру руководителей производственных подразделений, состоящую из набора характеристик и обеспечивающую качественную подготовку специалиста к профессиональной деятельности;

4) спроектировать содержание образования по учебным курсам: «Основы экономики», «Экономика отрасли» и «Менеджмент» специалиста в области управления производственным подразделением на основе модульного подхода с учетом интегративного подхода и преемственности содержания дисциплин экономического профиля для подготовки специалиста в области управления производственным подразделением и разработать практикоориентированные методы его реализации в системе среднего профессионального образования;

5) разработать систему педагогического мониторинга, включающего методы контроля, оценки и коррекции сформированности функциональных составляющих квалификационной структуры специалиста в области управления и провести опытно-экспериментальную апробацию структурированного содержания образования по учебным курсам «Основы экономики», «Экономика отрасли» и «Менеджмент», форм и методов его реализации, направленных на формирование структурных составляющих квалификационной структуры специалиста в области управления производственными подразделениями.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

• фундаментальные философские, экономические, управленческие, правовые теории человеческой деятельности, отраженные в работах отечественных учёных (JI.C. Выготский, А. Н. Аверьянов, Г. Н. Александров, В. Г Алиев, О. С. Виханский, А. И. Наумов, П. К. Анохин, Б. А. Аникина, В. Н. Новиков, JI.H. Ланда, P.A. Фатхутдинов, и др.), а также в работах зарубежных исследователей (М. Мескон, Д. Дьюи, А. Файоль, П. Друкер);

• психолого-педагогические теории: а) личностно-деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, К. К. Платонов, И. А. Зимняя, B.C. Мерлин) — б) рефлексивного подхода (О.В. Долженко, Э. В. Ильенкова,.

В.Я. Лехциер) — в) квалитативного подхода (В.В. Щипанов, И. В. Блаумберг, Д. Деминг, стандарты ИСО 9001 и ИСО 14 001, «Концепция всеобщего управления качеством» и др.);

• методологические теории: а) теория системного подхода при проектировании и организации учебно-воспитательного процесса (В.Г. Афанасьев, JI. Берталанфи, Н. В. Кузьмина, В. Н. Садовский, Д.М. Мехонцева) — б) модульный подход при проектировании содержания образования (Ю.К. Балашов, В. А. Рыжов и др.) — в) принцип гуманитаризации учебного процесса (А. Г. Маслоу, В. Хакер, А. Уайтхед и др.);

• концепция моделирования и конструирования педагогического процесса: формирование исследовательской деятельности у студентов, принцип нормативности, логистический подход (С.А. Архангельский, В. П. Беспалько, B.C. Безрукова, Н. Ф. Талызина, Ю. К. Чернова, Л.Н. Горина);

• теория проектирования педагогической деятельности и содержания образования (Ю.К. Бабанский, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, В. И. Андреев, В. М. Монахов, «Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г.», законы Российской федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13.01.1996 г., Государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования, директивы, постановления, паспорт специальности 140 613 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования» и др.).

В диссертации используются следующие методы исследования: 1) аналитический (изучение и анализ литературы по теме исследования, по психологии, педагогике, экономике, управлению, методике преподаваниясравнение и интерпретация новых факторов и конкретных проявлений объекта исследования, моделирование учебного процессаобобщение независимых характеристик);

2) наблюдение и обобщение эмпирического материала (включенное наблюдение за педагогическим процессом и явлениями, изучение продуктов деятельности, тестирование, экспертная оценка и самооценка, мониторинг);

3) опытно-экспериментальный (проведение педагогического эксперимента, статистическая обработка данных).

Исследование состояло из трех этапов.

На первом этапе (2003;2004 гг.) — проблемно-поисковомосуществлялась теоретическая разработка проблемы на основе изучения философской, нормативно-правовой, научно-технической, психолого-педагогической, экономико-управленческой и методической литературы по проблеме исследования.

На втором этапе (2005;2006 гг.) — теоретико-проектировочномопределялись теоретико-методологические основы проектирования содержания образования специалистов в области управления производственными подразделениями (линейных руководителей), направленного на формирование квалификационной структуры специалиста, уточнялась исходная гипотеза исследования, формировалась модель практикоориентированной подготовки специалиста к управленческой деятельности в системе среднего профессионального образования, прорабатывались цель, структура, содержание, методы обучения в соответствии с требованиями обеспечения педагогических условий по успешному формированию составляющих квалификационной структуры специалиста в области управления производственным подразделением.

На третьем этапе (2007;2008 гг.) — опытно-экспериментальномвносились коррективы в содержание образования, в выбор форм, методов, средств реализации содержания образования специалиста в области управления производственными подразделениями, направленного на формирование квалификационных составляющих управленческой деятельности специалиста. На данном этапе проводилась экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы исследования и эффективности структурированного содержания образования на основе учебных курсов («Основы экономики», «Экономика отрасли» и «Менеджмент») и модульного подхода с учетом интегративного подхода и преемственности содержания дисциплин экономического профиля для подготовки специалиста в области управления производственным подразделением, внедрение практикоориентированных методов обучения, опытно-экспериментальная апробация и оценка результатов обучения. В течение этого периода публиковались материалы исследования, проводилось обобщение итогов экспериментальной работы и велось оформление диссертационной работы.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

• определены и обоснованы психолого-педагогические условия, методологические принципы и подходы (системный подход, модульный подход, принцип гуманитаризации, личностно-деятельностный подход, рефлексивный подход, квалитативный подход, формирование исследовательской деятельности у студентов, принцип нормативности, логистический подход), направленные на проектирование и реализацию практикоориентированной подготовки специалиста к управленческой деятельности в системе среднего профессионального образования;

• разработана квалификационная структура специалиста в области управления производственным подразделением, которая включает следующие характеристики: профессиональную пригодность, организаторские навыки, нормативность, планировочные функции (прогностицизм), контролирующие функции, корпоративность;

• спроектирована модель практикоориентированной подготовки специалиста к управленческой деятельности в системе среднего профессионального образования;

• структурировано содержание образования учебных курсов («Основы экономики», «Экономика отрасли» и «Менеджмент») на основе модульного подхода с учетом интегративного подхода и преемственности содержания дисциплин экономического профиля для подготовки специалиста в области управления производственным подразделением;

• разработаны практикоориентированные методы реализации содержания образования специалиста в области управления производственным подразделением, включающие специализированные практикумы, проектную деятельность и научно-исследовательскую работу студентов;

• спроектирована система педагогического мониторинга определения уровней сформированности составляющих квалификационной структуры специалиста в области управления производственным подразделением.

Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании методологических принципов и подходов для проектирования и реализации практикоориентированной подготовки специалиста к управленческой деятельности, уточнении понятия «управленческая деятельность» относительно работы линейных руководителей, разработке авторской квалификационной структуры специалиста в области управления производственным подразделением, формировании модели практикоориентированной подготовки специалиста к управленческой деятельности в системе среднего профессионального образования, в определении и обосновании уровней сформированности составляющих квалификационной структуры специалиста в области управления производственным подразделением.

Практическая значимость исследования заключается в разработке модулей содержания образования специалиста в области управления производственными подразделениями на основе модульного подхода с учетом интегративного подхода и преемственности содержания дисциплин экономического профиля, направленного на формирование практикоориентированной подготовки специалиста к управленческой деятельности в системе среднего профессионального образования.

Практическое значение имеют практикоориентированные методы реализации содержания образования, включающие специализированные практикумы, проектную деятельность, научно-исследовательскую работу студентов на основе заданий, направленных на формирование составляющих квалификационной структуры специалистов в области управления производственными подразделениями, в рамках курсов «Основы экономики» (разработана рабочая программа по дисциплине, методика проведения проекта «Создание электронного учебника" — составлены методические указания к выполнению практических работ) — «Экономика отрасли» (разработана рабочая программа по дисциплине, методика проведения проекта «Инновационное проектирование" — составлены методические указания к выполнению практических работ, курсовой работы) — «Менеджмент» (разработана рабочая программа по дисциплине, методика проведения проекта «Формирование системы менеджмента качества на предприятии», методические указания к проведению семинаров и самостоятельной работы студентов). Разработана система мониторинга по каждому из курсов, используются инновационные подходы к организации учебного процесса, позволяющие интенсифицировать и активизировать деятельность учащихся и преподавателей.

Структурированное содержание образования специалистов в области управления производственными подразделениями (линейных руководителей) и практикоориентированные методы его реализации, направленные на формирование составляющих квалификационной структуры, могут быть использованы в образовательных учреждениях среднего профессионального образования при подготовке специалиста к управленческой деятельности.

Достоверность и обоснованность результатов исследования определялось глубоким анализом теоретического и практического материала по исследуемой проблеме, опорой на модульный подход, системный подход, принцип гуманитаризации, личностно-деятельностный, рефлексивный, квалитативный подходы, формирование исследовательской деятельности у студентов, принцип нормативности, логистический подход, что обеспечивало программно-целевую направленность в реализации поставленных задач, а также пролонгированным характером опытно-экспериментальной работы, значимостью опытно-экспериментальных данных, возможностью репродукции опытно-экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментального обучения студентов II, III и IV курсов специальностей 140 613 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»,.

151 001 «Технология машиностроения», 190 604 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» Тольяттинского машиностроительного техникума в процессе изучения дисциплин «Основы экономики», «Экономика отрасли» и «Менеджмент" — в докладах на Международных и Всероссийских конференциях, в том числе «Проблемы университетского образования: содержание и технологии» -(Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти, 2004), «Инновационные технологии управления, обеспечения и воспитания студентов в многоуровневом профессиональном и профессионально-педагогическом образовании», «Проблемы и перспективы современного социального партнерства в России».

Международный независимый эколого-политологический университет, г. МоскваПензенский филиал международного независимого эколого-политологического университета, г. Пенза, 2006), «Экономика, экология и общество России в 21-м столетии» — (Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, г. Санкт-Петербург, 2006), «Инновационные технологии организации обучения в техническом вузе: на пути к новому качеству образования» — (Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, г. Пенза, 2006), «Экономика, экология и общество России в 21-м столетии» — (Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, г. Санкт-Петербург, 2007), «Проблемы университетского образования: компетентностный подход в образовании» — (Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти, 2007), «Безопасность. Технологии. Управление» — (Известия самарского научного центра Российской академии наук, г. Самара 2007), «Проектирование управленческой подготовки в системе среднего профессионального образования» (журнал среднего профессионального образования, 2008) — в научно-исследовательских проектах и публикациях студентов на городских, региональных и Международных конференциях: II городская конференция студентов начального и среднего профессионального образования, (2007) — диплом лауреата- «Наукапромышленности и сервису» — (Тольяттинский государственный университет сервиса, 2007) — диплом за лучший доклад- «Перспективы развития современного производства» — (Тольяттинский машиностроительный техникум, 2007) — диплом 1-й и 2-й степениIII городская конференция студентов начального и среднего профессионального образования (г. Тольятти, 2008) — диплом 1-й и 2-й степени.

На защиту выносятся:

1) квалификационная структура специалиста в области управления производственными подразделениями, включающая следующие характеристики: профессиональную пригодность, организаторские навыки, нормативность, планировочные функции (прогностицизм), контролирующие функции и корпоративность;

2) модель реализации практикоориентированной подготовки специалиста к управленческой деятельности в системе среднего профессионального образования;

3) структурированное содержание образования по учебным курсам «Основы экономики», «Экономика отрасли» и «Менеджмент» на основе модульного подхода с учетом интегративного подхода и преемственности содержания дисциплин экономического профиля для подготовки специалиста в области управления производственным подразделением;

4) практикоориентированные методы реализации содержания образования специалиста в области управления производственным подразделением, включающие специализированные практикумы, проектную деятельность и научно-исследовательскую работу студентов;

5) педагогический мониторинг сформированности составляющих квалификационной структуры специалиста в области управления производственными подразделениями, включающий систему критериев, показателей и методик оценки.

Структура диссертации обусловлена логикой и последовательностью изложения результатов решения задач исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 151 наименование. Объем работы составляет 268 страниц машинописного текста, содержит 21 рисунок, 14 таблиц, 5 приложений.

ВЫВОДЫ.

1. Сформированность составляющих квалификационной структуры у выпускников техникума определяется с помощью критериев, которые численно выражают уровень решения управленческих задач. В качестве таких критериев могут быть предложены коэффициенты управленческой деятельности: профессиональная пригодность, организаторские навыки, нормативность, планировочные функции (прогностицизм), контролирующие функции, корпоративность.

2. Модульный подход является основным условием успешной практикоориентированной подготовки специалистов в области управления производственными подразделениями в системе среднего профессионального образования.

3. Реализация содержания образования при подготовке специалистов в системе среднего профессионального образования в области управления осуществлялась посредством системы методов, включающих подсистему специализированных практикумов, проектную деятельность, научно-исследовательскую работу студентов.

4. Структурированное содержание практикоориентированной подготовки линейного персонала в системе среднего профессионального образования решает задачи по формированию у него составляющих квалификационной структуры, необходимых для выполнения управленческих функций специалиста, что подтверждено в процессе опытно-экспериментальной работы. Подготовка по новому структурированному содержанию привела к достижению гарантированного результата, выраженного в высоких уровнях формируемых характеристик, а именно сформированное&tradeпрофессиональной пригодности, организаторских навыков, нормативности, способности выполнения планировочных функций (прогностицизм), способности выполнения контролирующих функции,.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А.Н. Система: философская категория и реальность /
  2. A.Н. Аверьянов. -М.: Мысль, 1976.
  3. , Г. Н. Основы дидактики высшей школы : курс лекций / Г. Н.
  4. Александров — под ред. В. М. Гареева. Уфа, 1973. — Ч. 1. — 105 с.
  5. , Л.П. Тезаурус государственных образовательных стандартов ипрограмм / Л. П. Алексеева, Н. С. Шаблыгин. М., 2000. — 48 с.
  6. , B.C. Введение в Российский менеджмент : учеб. пособие /
  7. B.C. Алексеевский. Калуга: Манускрипт, 2001.
  8. , В.Г. Теория организации / В. Г. Алиев. М.: ЗАО Изд-во1. Экономика", 2003.
  9. , В.И. Конкурентология : учеб. курс для творческогосаморазвития конкурентоспособности / В. И. Андреев. — Казань: Центр инновационных технологий, 2004. — 468 с.
  10. , В.И. Педагогика творческого саморазвития : инновационныйкурс / В. И. Андреев. Казань: Изд-во Казанского университета, 1998. -Кн. 2.
  11. , В.И. Педагогика : учеб. курс для творческого саморазвития /
  12. В.И. Андреев. 3-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2003. — 608 с.
  13. , Б.А. Логистика : учебник / Б. А. Аникина. 2-е изд., перераб. идоп. М.: ИНФРА-М, 2000. Ю. Анохин, П. К. Философские аспекты теории функциональной системы /
  14. П.К. Анохин // Избр. труды. М., 1978. П. Анискин, Ю. П. Организация и управление малым бизнесом. / Ю. П. Анискин — М.: Финансы и статистика, 2001.
  15. , С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе / С. И. Архангельский. М.: Высш. шк., 1974. — 384 с.
  16. , В.Г. Системность и общество / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1980. — 162 с.
  17. М.Бабанский, Ю. А. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю. А. Бабанский. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  18. , Н.П. Теория и практика реализации многоуровневой системы профессионального образования : монография / Н. П. Бахарев. -Тольятти: Центр медиообразования, 2000. 205 с.
  19. , В.И. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса / В. И. Байденко, Б. Оскарссон // Профессиональное образование и формирование личности специалиста: науч.-метод. сб. — М., 2002. — 176 с.
  20. , B.C. Педагогика. Проективная педагогика: учеб. пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов / B.C. Безрукова. Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», 1996.-344 с.
  21. , JI. Общая теория системы: критический обзор / JI. Берталанфи // Исследования по общей теории систем. М.: Прогресс, 1969.
  22. , Б.И. Действие: психологические механизмы визуального мышления / Б. И. Беспалов. М.: Изд-во МГУ, 1984.
  23. , Б.А. Эффективность управления: наука и практика / Б. А. Бинкин, В. И. Черяк. М.: Наука, 1982.
  24. Бир, Ст. Наука управления / Ст. Бир — пер. с англ. М.: Энергия, 1971.
  25. , И.В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Т. Юдин. -М.: Наука, 1973.
  26. , В.В. Состояние условий и охраны труда в Самарской области и основные направления их улучшения / В. В. Бобров, Г. Н. Яговкин. — Тольятти, 2005. 363с.
  27. Болыпой энциклопедический словарь, по ред. A.M. Прохорова 2-е изд., перераб. и доп. — М.: «Большая Российская энциклопедия" — СПб.: «Норинт», 2000. — 1456 с.
  28. , И.К. Компетентностная модель профессиональной подготовки 4 специалиста в условиях колледжа / И. К. Будник // Мониторинг образования. 2007. — № 4.
  29. , O.A. Организация и нормирования труда / O.A. Бычин. М.: Наука, 1975.
  30. Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. Сер. «Профессиональное образование». Вып. 2. Тольятти: Изд-во ВУиТ, 2004. — 322 с.
  31. О.Вербицкий, A.A. Компетентностный подход и теория контекстного обучения / A.A. Вербицкий // Материалы к четвертому заседанию методологического семинара. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 84 с.
  32. , О.С. Менеджмент / О. С. Виханский, А. И. Наумов. М.: Гардарика, 1996.
  33. , О.С. Практикум по курсу «Менеджмент» / О. С. Виханский, А. И. Наумов — под ред. А. И. Наумова. М.: Гардарика, 1999. — 288 с.
  34. , JI.C. Собрание сочинений : в 6 т. / JI.C. Выготский — под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1982. — 504 с.
  35. Высшее техническое образование: взгляд на перестройку: науч.-теор. пособие / В. Е. Шукшунов и др. М.: Высш. шк., 1990. — 119 с.
  36. , P.B. Моделирование в познавательной деятельности студентов : монография / Р. В. Габдреев. Казань: Изд-во Казанского университета, 1983.
  37. , О.П. Всеобщее управление качеством : учебник для вузов / О. П. Глудкин и др. — под ред. О. П. Глудкина. М.: Радио и связь, 1999. — 600 с.
  38. , В.Е. Теория вероятности и математическая статистика / В. Е. Гмурман. М.: Высш. шк., 1977. — 479 с.
  39. , В.А. Технология научных исследований — методы, модели, оценки : учеб. пособие / В. А. Гоберман, JI.A. Гоберман. 2-е изд., стер. -М.: МГУЛ, 2002. — 390 с.
  40. , A.A. Экология : учеб. пособие для вузов / A.A. Горелов. М.: Юрайт-М, 2002.
  41. , Л.Н. Культура безопасности жизнедеятельности: методологический и технологический аспекты: монография / Л. Н. Горина — под ред. Ю. К. Черновой. Тольятти: ТГУ, 2001. — 223 с.
  42. , Л.Н. Проектирование интерактивной педагогической технологии подготовки специалистов по безопасности жизнедеятельности : монография / Л. Н. Горина. Тольятти: ТолПИ, 1999. — 165 с.
  43. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 140 613 «Техническая эксплуатация иобслуживание электрическогои электромеханического оборудования». М.5 2002.
  44. ГОСТ Р ИСО 9001:2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.5 2000.
  45. , М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. М.: Педагогика, 1997. — 136 с.
  46. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1−3. (по сост. на 10 февраля 2006 г.). М.: Юнайт-Издат, 2006. — 480 с.
  47. , Н.Е. Проектирование и реализация практикоориентированного содержания образования специалистов для опасных производственных объектов : монография / Н. Е. Данилина. 2006.
  48. , О.В. Современные методы и технология обучения в техническом вузе : метод. пособие / О. В. Долженко, B.JI. Шатуновский. — М.: Высш. шк., 1990. — 191 с.
  49. Должностная инструкция «Мастер цеха по ремонту оборудования» ОАО «АВТОВАЗ».51 .Должностные обязанности мастера ОАО «АВТОВАЗ».
  50. Драчев, E. J1. Менеджмент / E.JI. Драчев, Л. И. Юликов. М.: Изд. центр «Академия», 2004.
  51. , М.И. Психология высшей школы : учеб. пособие для вузов / М. И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович. 2-е изд., перераб. и доп. — Минск: Изд-во БГУ, 1981. — 383 с.
  52. Deming, W.E. Out of crisis / W.E. Deming. Cambridge: Cambridge University Press, 1986.
  53. , Б.С. Социальная культурология : пособие для студентов высш. учеб. заведений: в 2 ч. / Б. С. Ерасов. М.: АО «Аспект-Пресс», 1994. — Ч. 1.-384 с.
  54. , В.И. «Менеджмент» как учебная дисциплина: опыт преподавания и взгляд в будущее // Среднее профессиональное образование. 1990. — № 6.
  55. , И.П. Новые педагогические технологии — основа практической подготовки специалиста / И. П. Жукова // Среднее профессиональное образование. — 2003. — № 4.
  56. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / под ред. Л. Н. Оголевой. М.: Инфра-М, 2003. — 338 с.
  57. , Н.И. Основы менеджмента : учеб. пособие / Н. И. Кабушкин. Минск: Новое знание, 2003.
  58. , А.К. Практический менеджмент: в деловых играх, хозяйственных ситуациях, задачах и тестах: учеб. пособие /
  59. A.К. Казанцев, В. И. Подлесных, Л. С. Серова. М.: ИНФРА-М, 2000. -367 с.
  60. Квалификационный единый справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. М.: Изд-во «Приор», 2002. — 256 с.
  61. , М.В. Управленческая подготовка в системе среднего профессионального образования Текст. / М. В. Кравцова // Среднее профессиональное образование: ежемесячный теоретический и науч.-практ. журнал. — 2008. № 3. — С. 24−25.
  62. , М.В. Экономика отрасли : метод, указания к выполнению практических работ для студентов техникума Текст. / М. В. Кравцова. — Тольятти: ТМТ, 2006. 49 с.
  63. , М.В. Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Экономика отрасли» для студентов спец. 151 001 «Технология машиностроения» Текст. / М. В. Кравцова. — Тольятти: ТМТ, 2006. 27 с.
  64. , М.В. Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Экономика отрасли» для студентов спец. 190 604 «ТО и ремонт автомобильного транспорта» Текст. / М. В. Кравцова. Тольятти: ТМТ, 2006. — 30 с.
  65. , М.В. Менеджмент : рабочая программа Текст. / М. В. Кравцова. Тольятти: ТМТ, 2006. — 24 с.
  66. , М.В. Из опыта моделирования профессиограммы конкурентоспособного специалиста Текст. / М. В. Кравцова // Проблемы университетского образования: содержание и технологии: сб. трудов I
  67. Всероссийской науч.-метод. конф. Тольятти, 2004. -С. 63−65.
  68. , М.В. Качество как основа развития образования в России Текст. / М. В. Кравцова // Экономика, экология и общество России в 21-м столетии: труды VIII Международной науч.-практ. конф. СПб., 2006. — С. 546−548.
  69. , М.В. Социальное партнерство как один из способов формирования профессиональных компетентностей Текст. / М. В. Кравцова // Сборник статей Всероссийской науч.-практ. конф. — Пенза, 2006. С. 23−25.
  70. , М.В. Модель управленческой подготовки в системе среднего профессионального образования Текст. / М. В. Кравцова // Экономика, экология и общество России в 21-м столетии: труды IX Международной науч.-практ. конф. СПб., 2008. — С. 2.
  71. , М.В. Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Экономика отрасли» для студентов спец. «Автоматизация производства» Текст. / М. В. Кравцова. -Тольятти: ТМТ, 2006. 24 с.
  72. , Н.В. Методы исследования педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1970. -115 с.
  73. , Ю.А. Преемственность в системе непрерывного образования : учеб. пособие / Ю. А. Кустов, Н. П. Бахарев, В. Н. Воронин. — Тольятти: ТолПИ — Волжский университет им. В. Н. Татищева, 1999. 220 с.
  74. , Л.Н. Алгоритмизация в обучении / Л. Н. Ланда. — М., 1966.
  75. , A.A. Педагогическое общение / A.A. Леонтьев. 2-е изд., перераб. и доп. — М.-Нальчик, 1996.
  76. , К.Т. Развивающая система подготовки специалистов / К. Т. Марквардт. М.: Знание, 1981. — 36 с.
  77. , H.A. Основы менеджмента : учеб. пособие для студентов неэкон. спец. / H.A. Масилевич. Минск: ИВЦ Минфина, 2004.
  78. , А.Г. Дальние пределы человеческой психики / А. Г. Маслоу — пер. с англ. A.M. Татлыбаевой — науч. ред., вступ. статья и комментарии H.H. Акулиной. СПб.: Евразия, 1999. — 432 с.
  79. , М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. — М., 1998.
  80. Методологический и технологический аспекты: монография / под ред. Ю. К. Черновой. Тольятти: ТГУ, 2001. — 223 с.
  81. Менеджмент организации: современные технологии / под ред. Н. Г. Кузнецова, И. Ю. Солдатовой. Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 480 с. -(Сер. «Учебники и учебные пособия».)
  82. , Б.З. Теория организаций / Б. З. Мильнер. М., 1998.
  83. , В.М. Педагогические объекты Педагогическое проектирование. KNOW NOW технологии: учеб. пособие. / В. М. Монахов и др. -Тольятти: Волжский университет им. В. Н. Татищева, 2004. — 38 с.
  84. , В.М. Методология педагогической технологии академика / В. М. Монахов. М.-Михайловка, 1997. — 46 с.
  85. , В.И. Методология исследования систем управления / В. И. Мухин. Новогорск: АГЗ, 1997.
  86. , А.И. Предпринимательство : учебник / А. И. Муравьев, A.M. Игнатьев, А. Б. Крутик. СПб.: Изд-во «Лань», 2001.
  87. , К. Применение теории систем к проблеме управления / К. Негойце — пер с анг. В. Б. Таржова — под ред. С. А. Орловского. М.: Мир, 1981.
  88. , Э.Г. Исследовательская деятельность студентов педагогического колледжа / Э. Г. Нуриева // Мониторинг образования. -2007.- № 4.
  89. Практическое руководство по менеджменту: Международный опыт достижения успеха / Пер. с англ. O.A. Волмянская, Э. И. Волмянский. -Мн.: ООО «Новое знание», 1998
  90. , Ф.И. Введение в системный анализ : учеб. пособие для вузов / Ф. И. Перегудов, Ф. П. Тарасенко. М.: Высш. шк., 1989. — 376 с.
  91. , Т. В поисках эффективного управления / Т. Питере, Р. Уотерман. -М.: Прогресс, 1986.
  92. , К.К. Личностный подход как принцип психологии / К. К. Платонов // Методологические и теоретические проблемы психологии / под ред. Е. В. Шороховой. — М., 1969.
  93. Практикум по экономике организации (предприятия): учеб. пособие / под ред. П. В. Тальминовой и Е. В. Чернецовой. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 464 с.
  94. Практическое руководство по работе линейных руководителей / H.A. Калигин и др. Тольятти, 2002.
  95. ПО.Радченко, Я. В. Теория организации: конспект лекций / Я. В. Радченко. -М.: Изд-во ГАУ, 1998. Ч. 1.
  96. Ш. Рапопорт, В. Ш. Диагностика управления: практический опыт и рекомендации / В. Ш. Рапопорт. М.: Экономика, 1987.
  97. , С.Д. Организационно-управленческая культура студента -инновационный подход / С. Д. Резник // Высшее образование сегодня. — 2003. -№ 10.-С. 3−35.
  98. ПЗ.Розин, В. М. Философия техники: учебник для вузов / В. М. Розин. — M.: Nota bene, 2001.
  99. , Н.С. Методологические принципы ценностного прогнозирования образования / Н. С. Розов // Социально-философские проблемы образования. — М., 1992.
  100. , C.JI. Основы общей психологии : в 2 т. / СЛ. Рубинштейн. М., 1989.
  101. Руководство по применению стандарта ИСО 9001:2000 в области образования и обучения / пер. с англ. A.JI. Раскина. — М.: РИА «Стандарты и качество», 2002. 126 с.
  102. , О.Н. Безопасность жизнедеятельности : учеб. пособие / О. Н. Русак, K.P. Малаян, Н. Г. Занько — под ред. О. Н. Русака. 6-е изд., стер. — СПб.: Изд-во «Лань», 2003. — 448 с.
  103. , В.Н. Основы общей теории систем / В. Н. Садовский. М.: Наука, 1978.
  104. , Т.А. История управления качеством : учеб. пособие / Т. А. Салимова, Н. Ш. Ватолкина. М.: КНОРУС, 2005. — 256 с.
  105. , М.И. Основы функциональной теории организации / М. И. Сетров. Л.: Наука, 1972.
  106. Системный подход к обеспечению качества высшего образования: сб. тр. Всероссийской науч.-метод. конф. Тольятти: ТолПИ, 2000.
  107. , В.А. Педагогика : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, E.H. Шиянов — под ред. В. А. Сластенина. 2-е изд., стер. — М.: Изд. центр «Академия», 2003. — 576 с.
  108. , Э.А. Основы теории организации / Э. А. Смирнов. М.: Аудит, 2002.
  109. , Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. М.: Изд-во МГУ, 1975. — 343 с.
  110. Теория прогнозирования и принятия решений: учеб. пособие / под ред. С. А. Саркисяна. М.: Высш. шк., 1997.
  111. , А.Г. Развитие систем управления : монография / А. Г. Теслинов. -М.: РВСН, 1997.
  112. Трудовой кодекс Российской федерации (с изменениями и дополнениями от 2 октября 2006 г.). -М.: ЭКСМО, 2006. 320 с.
  113. , B.JI. Теория организации / B.JI. Долбаев. М.: Институт молодежи, 1995.
  114. Управление организацией / под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, H.A. Саломатина. М., 1999.
  115. , P.A. Инновационный менеджмент : учебник для вузов / P.A. Фатхутдинов. 5-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 448 с.
  116. , P.A. Производственный менеджмент : учебник для вузов / P.A. Фатхутдинов. 5-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с.
  117. , P.A. Организация производства : практикум / P.A. Фатхутдинов. М.: ИНФРА-М, 2001. — 156 с.
  118. . А. Общее и промышленное управление / А. Файоль. М., 1989.
  119. Формирование личности будущего специалиста в условиях ускорения научно-технического прогресса: сб. науч. тр. — М.: НИИ ВШ, 1988.
  120. , Э. Психоанализ и этика / Э. Фромм. М., 1992. g)
  121. , M. Вопрос о технике / М. Хайдеггер // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.
  122. , И.Ф. Педагогика : учеб. пособие / И. Ф. Харламов. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2003. — 519 с.
  123. , Л.Д. Определение понятия системы. Исследования по общей теории систем / Л. Д. Холл, P.E. Фейджин. М., 1996.
  124. , Ю.А. Менеджмент / Ю. А. Цыпкин, А. Н. Люкшанов, Н. Д. Эриашвили. М., 2001. — 439 с.
  125. , Т.В. Три стратегии подготовки специалистов / Т. В. Черникова // Высшее образование сегодня. 2003. — № 2. -С. 9−12.
  126. , Ю.К. Квалитативные технологии обучения : монография / Ю. К. Чернова. — Тольятти: Изд-во Фонда «Развитие через образование», 1998. — 149 с.
  127. , В.Н. Человек в энергетике / В. Н. Чернышев, А. П. Двинин. -СПб.: Энергоатомиздат — Ленинградское отделение, 1993. -264 с.
  128. , Ю.И. Системный анализ в управлении экономикой / Ю. И. Черняк. -М.: Экономика, 1975.
  129. П1илейко, A.B. Введение в информационную теорию систем / A.B. Шилейко, В. Ф. Кочнев, Ф. Ф. Химушин. М.: Радио и связь, 1985.
  130. , В.Г. Основы управленческой деятельности / В. Г. Шипунов, E.H. Кишель. — М., 1999.
  131. , Г. П. Очерки по философии образования / Г. П. Щедровицкий. М.: Наука, 1993. — 117 с.
  132. Экономическая теория. Хрестоматия. 2-е изд. — М.: Высшая школа, 2000.
  133. , Р. Управленческое консультирование: теория и практика / Р. Юксвярав, М. Хабакук, Я. Лейман. -М.: Экономика, 1988.
  134. , В.А. Социологическое исследование: методология, программа методы / В. А. Ядов. Самара: Изд-во Сам. гос. университета, 1998.
Заполнить форму текущей работой