Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Новаторские идеи в педагогике в середине XIX века. 
Свободное образование

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Стремясь к опрощению, писатель стремился жить крестьянской жизнью, отказался от удобств барского бытия, работал на поле, одевался в простую одежду, стал вегетарианцем. Отвергая пошлое социальное деление на «простой народ» и «образованное сословие», писатель выступает с требованием жить трудом рук своих на земле, единственным средством спасения он провозглашает всеобщий отказ от насилия… Читать ещё >

Новаторские идеи в педагогике в середине XIX века. Свободное образование (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой (1828—1910) после освобождения крестьян стал мировым посредником. Он сам назвал это временем «трехлетнего страстного увлечения… педагогическим делом» (1859—1862). Толстой открыл школу для крестьянских детей в своем поместье и содействовал организации более 20 начальных школ в Тульской губернии. Его начинание стадо выдающимся экспериментом свободного образования. Отрицая формализм и казенщину, Толстой решительно отказался от шаблонности в школьном обучении: «лучшая система — не иметь никакой системы» в педагогике. По Толстому, «Воспитание не есть предмет педагогики, но одно из явлений, на которое педагогика не может не обратить внимания; предметом же педагогики должно и может быть только образование. Образование в обширном смысле, по нашему убеждению, составляет совокупность всех тех влияний, которые развивают человека, дают ему более обширное миросозерцание, дают ему новые сведения. Детские игры, страдания, наказания родителей, книги, работы, учение насильственное и свободное, искусства, науки, жизнь — все образовывает»[1]. Полностью отрицая построенную на шаблонах и циркулярных письмах трафаретную дидактику, Толстой утверждал, что образование строится на свободном общении личностей — учителя и учеников. Писатель дал полную свободу своим ученикам в Яснополянской школе, предвосхитив самые смелые педагогические проекты будущего. Отказавшись от самодовлеющей учебной программы, Лев Николаевич своей главной целью поставил сохранить главное в обучении — живой интерес ребенка. Его свободное обучение как по волшебству превращало, казалось бы, тривиальные школьные занятия в великолепные, проникновенные беседы педагога с детьми. Отрицая всякую фальшь и показную дисциплину в школе, Толстой сумел создать истинный процесс обучения, построенный на главной аксиологии — свободе личности в образовании. Пригласив нескольких учителей, а также и нескольких ближайших знакомых и приезжих, писатель предоставил детям в школе полную свободу заниматься обучением согласно своим личностным интересам. Вместо соблюдения казенных требований программы, он организовал свободное преподавание при полной заинтересованности учеников, эффективность обучения становилась максимальной, «…так как дело преподавания есть искусство, то оконченность и совершенство недостижимы, а развитие и совершенствование бесконечны», — писал Толстой[2]. Чтобы распространить свой опыт, Толстой издавал журнал «Ясная Поляна», где сам писал статьи и рассказы для детей, которые обожала вся российская читающая публика. Он написал «Азбуку» — серию из четырех книг учебных пособий для начальной школы, в которых имелись методические указания (1872). Затем вышли — «Арифметика» (1874), «Новая Азбука» (1875), «Русские книги для чтения» (1875). Толстой обобщил свой опыт в программной статье «О народном образовании» (1874), он утверждал: «Призвание учителя есть призвание высокое и благородное. Но не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию»[3].

Стремясь к опрощению, писатель стремился жить крестьянской жизнью, отказался от удобств барского бытия, работал на поле, одевался в простую одежду, стал вегетарианцем. Отвергая пошлое социальное деление на «простой народ» и «образованное сословие», писатель выступает с требованием жить трудом рук своих на земле, единственным средством спасения он провозглашает всеобщий отказ от насилия, непротивление злу силой. Во время жесточайшего голода в России в 1891 г. Толстой активно участвовал в оказании помощи нуждающимся. Со всех сторон света на его имя присылали большие пожертвования, потому что ни правительству, ни, тем более, чиновничеству, не доверяли. Писатель образовал множество общественных столовых, которые спасали людей от голода. Толстой продолжал работать над педагогическими трудами: издал пособия «Круг чтения», «Мысли мудрых людей на каждый день». В журнале «Свободное воспитание» в 1908 г. опубликованы его «Беседы с детьми по нравственным вопросам», «Учение Христа, изложенное для детей». В статье «Не могу молчать» в 1908 г. протестует против публичных казней при подавлении крестьянских восстаний. Па 83-м году жизни он лично пожелал «отойти от зла» и в 1910 г. тайно от семьи покинул родную Ясную Поляну. В пути заболел и сошел с поезда на станции Астапово и через семь дней великий русский писатель скончался. Весь мир в XX в. изменен учением Толстого о непротивлении злу силой, лишь только на родине этого учения не заметили. В первой половине XX в. народы Индии были освобождены от британского колониального гнета благодаря проповеди ученика и последователя Толстого, лидера индийского национально-освободительного движения Махатмы Ганди. США во второй половине XX в. освободились от расизма благодаря проповеди ученика Толстого и Ганди — Мартина Лютера Кинга[4].

Николай Иванович Пирогов (1810—1881) — выдающийся врач, ученый и педагог. Пирогов был избран профессором Дерптского университета с 1836 г. и Медико-хирургической академии в Петербурге с 1841 г. Публикация статьи «Вопросы жизни» в «Морском Сборнике» (1856), главная идея которой — общечеловеческое образование, вызвала оживленную дискуссию в педагогической общественности. Отрицая сословность в обучении, Пирогов предложил проект единой школьной системы, считая ее основанием начальную школу, открывающую всем доступ в прогимназию, а за пей — гимназию. Университет завершает эту систему, реальной школе он предпочитал классическую. Пирогов был назначен на пост попечителя одесского с 1856 г., а затем киевского учебного округа с 1858 г. «К чему Вы готовите вашего сына? — Быть человеком», — писал Пирогов[5]. Выступая против сословной дискриминации, за демократизацию системы народного просвещения, ученый утверждал, что начальная средняя и высшая школа должны находиться в тесной взаимосвязи. Ученый полагал, что знание обладает не только образовательными, но и воспитательными ценностями. Отличавшийся веротерпимостью Пирогов заботился об уважительном отношении к правам представителей разных вероисповеданий. Разработав концепцию гуманной педагогики, Пирогов призывал уважать человеческое достоинство в ученике и не прибегать к телесным наказаниям. Ученый оставил должность попечителя, когда преподаватели не согласились на отмену телесных наказаний учащихся. Увольнение Пирогова — это «одно из мерзейших дел России дураков против России развивающейся»[6], — написал А. И. Герцен. Н. И. Пирогов утверждал, что общество видно в университете, как в зеркале и перспективе. «Университеты есть и лучший барометр общества. Если он показывает такое время, которое не нравится, то за это его нельзя разбивать или прятать — лучше всего смотреть и, смотря по времени, действовать. Этот взгляд на университеты подтверждает история. Где политическая жизнь общества качается ровно, как часовой маятник, где политические страсти из высших сфер не доходят до незрелого поколения, там, в университете выступает на первый план его прямое назначение — научная деятельность. Для организации студенчества в правильную корпорацию нам недостает двух главных условий: предания — организующего изнутри — и нравственной супрематии организаторов, которая могла бы „организовать извне“»[7]. В условиях начавшейся реформы высшей школы Пирогов предложил системообразующий фактор «свободы преподавания и учения», разработал концепцию высшего образования, содержавшую десять принципов:

  • 1) важнейшая цель университета — развитие науки;
  • 2) свобода научных занятий и в отношении профессоров и студентов — единственное средство для достижения этой цели;
  • 3) отказ от излишних обязательств и привилегий с обеих сторон, т. е. студенчества и профессуры;
  • 4) отказ от соединения ученой степени с чином и службой: если ученая степень и должна давать служебные права, то пусть это будет делом государства, а не университета. Пирогов «только по необходимости» оставлял экзамен на должность в стенах университета;
  • 5) кафедра не должна быть для профессоров казенной синекурой, в связи с чем перебаллотировка профессоров должна производиться не через 25 лет, а уже через 12,5 года;
  • 6) отказ от «непотизма», т. е. кумовства и застоя, профессорской корпорации. Пирогов считал, что «автономический» университет немыслим без общественного мнения и конкуренции;
  • 7) гласность в университетских делах, например публичные конкурсы при занятии кафедр;
  • 8) для поддержки рвения в стареющих профессорах, нужна конкуренция молодых сил: нужно открыть доступ к чтению лекций начинающим работникам — создать в России институт приват-доцентов;
  • 9) необходимо предоставить студентам свободу выбора лекций и преподавателей;
  • 10) для вознаграждения приват-доцентов надо изменить систему платы за лекции и вместо однообразного взноса в казну ввести гонорар по числу часов.

По распоряжению министра народного просвещения А. В. Головнина Пирогов был направлен в Гейдельберг для руководства занятиями молодых русских ученых (1862—1866). При министре гр. Д. А. Толстом Пирогов оставил педагогическую деятельность и поселился в своем имении Вишня Подольской губернии. В конце жизни Пирогов был занят своим дневником, опубликованным вскоре после его смерти под заглавием: «Вопросы жизни; дневник старого врача» (1887), научное и философское завещание великого русского ученого. Умер Н. И. Пирогов в 1881 г. и погребен в мавзолее в с. Вишня под Винницей.

Владимир Яковлевич Стоюнин (1826—1888) служил инспектором сначала московского Николаевского сиротского института (1871 — 1874), а затем — инспектором частной женской гимназии (1881 — 1884), открытой его женой Марией Николаевной. Преподавал в Мариинском училище, и в Мариинском институте. Высоко оценивая идею всесословной женской гимназии, он не выступал за равноправие полов в системе народного просвещения, что было весьма актуально в XIX в. Ратовал за создание русской педагогики, способной вобрать в себя историю и психологию народа. Им созданы уникальные пособия для учителей, синтезирующие методику преподавания родного языка и словесности: «Высший курс грамматики» (1855), «О преподавании русской литературы» (1864), «Руководство для исторического изучения русской литературы» (1869), «Руководство для теоретического изучения литературы» (1870), «Русская классная хрестоматия для низших классов», и «Руководством для преподавателей» (1876).

Петр Георгиевич Редкий (1808—1891) читал лекции по философии права и государства, служил ректором Московском университета (1873—1876). С 1843 г. издавал «Библиотеку для воспитания», где печатались его статьи по вопросам воспитания. Редкий — один из основателей Педагогического общества, открытого в 1869 г. в Петербурге, имевшего целью «содействовать развитию и совершенствованию воспитательно-учебной практики». После критического доклада профессора В. И. Модестова о классической системе образования последовала реакция министра народного просвещения Д. А. Толстого, который «исходатайствовал высочайшее повеление» о закрытии Педагогического общества в 1879 г.

Василий Иванович Водовозов (1825—1886) — педагог и методист русской словесности, по приглашению К. Д. Ушинского преподавал словесность и литературу в Смольном институте (1860—1862), в женской учительской семинарии (1863), на Аларчинских женских курсах (1870). Водовозов отстаивал непосредственное изучение неадаптированных литературных произведений в школе, призывал усилить изучение русской словесности, естествознания и математики, литературы, истории, географии. В отместку за протест против насаждаемого министром Д. А. Толстым классицизма Водовозова уволили из Первой Петербургской гимназии. Водовозов выступал с публичными чтениями, давал частные уроки, занимался написанием литературных трудов, руководил учительскими курсами, переводил произведения древних и европейских авторов, что, впрочем, нс давало необходимых средств к существованию. Водовозов — автор «Книги для первоначального чтения в народных школах» (1871), которая способствовала развитию у детей воображения, эстетического и этического чувства. В 1879 г. он опубликовал вторую часть «Книги для первоначального чтения» и пособие «Книга для учителей». Водовозов — автор учебников «Древняя русская литература» (1872), «Новая русская литература» (1908), «Методика обучения грамоте, арифметике и другим предметам» (1873), «Очерков из русской истории XVIII века с приложением очерков из древнерусской жизни и из истории допетровского переходного времени» (1882) — одного популярных сочинений по истории России XVIII в.

Детская писательница, педагог Елизавета Николаевна Водовозова, урожденная Цевловская, по второму мужу Семевская (1844—1923), ученица и последовательница К. Д. Ушинского и В. И. Водовозова, за которого вышла замуж. В конце 1860-х гг. изучала в Германии и Швейцарии опыт детских садов Ф. Фребеля. Сама разработала систему дошкольного воспитания с использованием русских народных песен, игр, сказок, утверждая их главной основой дошкольного воспитания, по такой программе в 1876 г. издала книгу «Одноголосые детские песни и подвижные игры с русскими народными мелодиями». В 1881 г. Водовозова написала ставшие весьма популярными книги: «Жизнь европейских народов» в трех томах. Ее очерки «К. Д. Ушинский и В. И. Водовозов. Из воспоминаний институтки» (1887) — ценный источник по истории образования. Она — автор блистательных мемуаров: «На заре жизни и другие воспоминания» в двух томах (1934), «История одного детства» (1939)[8].

Выдающийся деятель дошкольного образования Аделаида Семеновна Симонович (1840—1933). Вместе с мужем Яковом Мироновичем Симоновичем они создали в Петербурге первый детский сад (1863), начали издавать один из первых в России журнал «Детский сад»[9], посвященный дошкольному воспитанию образования. Они создали детский сад в Тифлисе (1870— 1876). Симонович разработала и успешно применила на практике новый методический подход к организации дошкольного воспитания. Утверждая, что до трех лет ребенка должна воспитывать мать в семье, а дальнейшее воспитание должно проходить в детском саду, ибо дети нуждаются в сверстниках для игр и занятий. Ценность педагогики детских садов в эффективном умственном, нравственном и физическом развитии дошкольников, в подготовке их к школе. Симонович особенно много внимания уделяла личностно-ценностному подходу к подготовке «садовниц» — воспитателей детских садов.

Известный русский педагог Виктор Петрович Острогорский (1840— 1902) участвовал в организации первой в России воскресной школы, а затем работал в Петербургском комитете грамотности, выступал за равноправие женщин в образовании. Острогорский — автор наставления для преподавателей и юношества «Руководство к чтению поэтических сочинений» (1877), а также «Беседы о преподавании словесности» (1886), «Русские писатели, как воспитательный и образовательный материал для занятий с детьми и для чтения народу» (1885). Острогорский разработал уникальную методику «толкового чтения» классических произведений русской и иностранной литературы. При изучении произведений литературы он придавал большое значение обучению «словесному рисованию» — выразительному чтению школьников. Совместно с Д. Д. Семеновым в 1887 г. написаны «Русские педагогические деятели: Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский и Н. А. Корф». Организовал на свои деньги школу и библиотеку для крестьян на Валдае.

Педагог и методист Дмитрий Дмитриевич Семенов (1834—1902) за 14 лет работы на Кавказе профессионально подготовил многих народных учителей и учительниц, организовав несколько учительских семинарий: Кубанской в 1873 г. и Закавказской в 1878 г. При содействии общественности Семенов открыл Женскую прогимназию и учительскую семинарию в г. Гори. Семенов — автор учебного пособия «Отечествоведение» в шести томах и многих методических трудов. Семенов редактировал журнал «Детское Чтение» (1888−1891).

Выдающийся деятель народного просвещения Илья Николаевич Ульянов (1831 — 1886) преподавал естественные науки в дворянских институтах Пензы (1855—1863) и Нижнего Новгорода (1864—1869). Ульянов получил назначение сначала инспектором (1869—1874), а затем директором народных училищ Симбирской губернии (1874—1886). Инспекция народных училищ показала их плачевное состояние: вместо указанных в списке 421 школы действовали только 89. За время деятельности Ульянова число народных училищ в Симбирской губернии достигло 450, число учащихся удвоилось, создана сеть школ для мордовского и татарского народов. Вместе с просветителем чувашей И. Я. Яковлевым Илья Николаевич организовал чувашскую учительскую школу. Энергичная деятельность Ульянова стала известна всей стране как подвижническое служение идее народного просвещения как русского, так и других народов России.

Александр Васильевич Никитенко (1804—1877) — историк литературы, цензор, профессор по кафедре русской словесности Петербургского университета (1834—1864). Никитенко служил редактором «Журнала Министерства народного просвещения» (1856—1861). Он автор «Дневника», ценнейшего исторического источника[10].

Федор Федорович Резенер (1825—1881) — педагог и писатель, работал в Петербургском педагогическом обществе и Комитете грамотности при Вольном экономическом обществе с 1859 г. Затем стал руководителем Василеостровского бесплатного училища для бедных детей (1860—1866), созданного студентами-энтузиастами. Резенер придавал учебно-воспитательному процессу новые научные основы: в училище отсутствовал дух казенщины, отменены экзамены, оценки, наказания за непослушание и т. п. В этом училище преподавали: А. Я. Герд, Л. Н. Модзалевский, В. И. и А. Н. Острогорские, А. Н. Страннолюбский и другие выдающиеся педагоги. Резенер работал директором ремесленного исправительного приюта под Петербургом (1870—1873). Последовательно внедряя идеи гуманного отношения к детям и свободного воспитания, директор постоянно находился в приюте, достигая положительных педагогических результатов. Он был не только самоотверженным воспитателем, но и коллегой, собеседником, из своих средств покупал детям подарки. Резенер — автор книг: «Букварь» (1876), «Что окружает нас» (1876), «Буквы-картинки"(1879), «Руководство к обучению грамоте по звуковому способу» (1869). Он работал воспитателем в другом приюте, преподавал в Тверской учительской женской семинарии. Тяжкий душевный недуг привел педагога к ранней смерти.

Александр Яковлевич Герд (1841 — 1888) вместе с Ф. Ф. Резенером служил в исправительной колонии для несовершеннолетних преступников.

(1871 — 1874). Разделенные на группы колонисты жили в отдельных домах, получали начальное образование и занимались сельскохозяйственным трудом. Герд обосновал эволюционно-биологическое направление в преподавании естествознания, выпустив учебники: «Краткий курс естествоведения» (1878); «Первые уроки минералогии» (1888); «Учебник зоологии» (1877—1883); «Учебник географии» (1887—1889); «Краткий курс всеобщей географии» (1889). Герд отстаивал необходимость лабораторного и экскурсионного изучения природы в школе.

В конце XIX в. бурное развитие промышленности в России потребовало решительной перестройки устаревшей и неэффективной системы технического образования. Основной вклад в создание системы производственного обучения принадлежит инженеру и педагогу Виктору Карловичу Делла-Восу (1829—1890). Он преподавал в Петровско-Разумовской академии (1864—1871), работал директором ремесленного училища, по его инициативе преобразованного в Императорское московское техническое училище (1868). При училище создали опытный завод для практической подготовки, дабы будущие инженеры изучали все необходимые приемы мастерства. Делла-Вос руководил созданием признанной во всем мире «русской школы обучения инженеров», сочетавшей университетское образование с практической подготовкой. Дмитрий Константинович Советкин (1838—1912) работал в училище в должности инженер-механика и начальника мастерских. Советкин — один из создателей «операционной системы» обучения «механическим искусствам»: слесарного, токарного, кузнечного, столярного дела. Система предполагала не только теоретическую, но и практическую подготовку техников, владеющих мастерством. Поддерживал «русский метод обучения», который в историографии часто называют методом В. К. Делла-Воса или в советской историографии — Д. К. Советкина. Системой производственного обучения занимались Г. Ю. Гессе, С. А. Владимирский и др. «Русская система» производственного обучения оценена за рубежом и широко применялась в технических школах всего мира.

Николай Федорович Бунаков (1837—1904) способствовал становлению и развитию земского народного просвещения, организовал и руководил И учительскими съездами (1872—1884), где обсуждались различные актуальные учебно-воспитательные проблемы. За 30 лет общественно-педагогической деятельности на съездах и на курсах Бунаков провел обучение тысячи учителей[11]. В с. Петине Воронежской губернии Бунаков на свои средства построил начальную, а также общеобразовательную школу для взрослых, где преподавал с 1884 г. Школьная библиотека превратилась в просветительский центр, где проходили литературные вечера. В 1888 г. Бунаков организовал крестьянский театр и драматический кружок, где ставили произведения русской и зарубежной классики, трансформировал школу в среднюю общеобразовательную. В 1900 г. Бунаков руководил курсами для народных учителей в Ярославле и в Одессе. После заявления о неотложной необходимости новых свободных форм общественной и государственной жизни и заявления о том, что надо вернуться к реформам Александра II, министр внутренних дел В. К. Плеве приказал сослать Бунакова на север. В 1902 г. его арестовали, доставили в Петербург и после дознания выслали. Лекционную деятельность педагога запретили, полиция закрыла школу и театр, лишив права заниматься педагогической и общественной деятельностью, 66-летний педагог попал под надзор полиции. В 1904 г. Н. Ф. Бунаков скончался.

Анна Михайловна Дараган (1806—1877) — педагог, детская писательница, дочь М. А. Балугьянского. Работала директором московского Елизаветинского училища, Николаевского сиротского института в Петербурге (1850—1856). Дараган составила иллюстрированный букварь для домашнего обучения «Елка. Подарок на Рождество» (1846), книги «Руководство к детским садам по методе Фр. Фребеля» (1862) и «Метода Фребеля» (1862), где рассказала о воспитании детей в детских садах.

Карл Карлович Сент-Илер (1834—1901) — русский зоолог, педагог, директор Петербургского учительского института (1877—1898). СентИлер преобразовал его в одно из лучших в системе педагогического образования России. Его учебник «Элементарный кз’рс зоологии» выдержал 13 изданий.

  • [1] Толстой Л. II. Воспитание и образование. Собр. соч.: в 22 т. Т. 16. М.: Художественнаялитература, 1983. С. 32.
  • [2] Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989. С. 88—89.
  • [3] Там же. С. 399.
  • [4] Князев Е. А. Россия: реформ к революции (1861 — 1917). С. 124—130.
  • [5] Пирогов Н. Я. Вопросы жизни //Избранные педагогические произведения. М., 1953.С. 47.
  • [6] Герцен А. И. Колокол, 1861. № 100; факсим. изд. М., 1962. Вып. IV. С. 842.
  • [7] Пирогов Н. И. Университетский вопрос // Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1985. С. 377.
  • [8] Водовозова Е. И. Царство свободного ребенка. Избранные статьи о воспитании. М. :Карапуз, 2010.
  • [9] Организация детского сада в XIX в. // Статьи из первого российского дошкольного журнала / сост. А. С. Русаков. М.: ТЦ Сфера, 2014; Детский сад: прошлое в настоящем. Статьииз первого российского дошкольного журнала / сост. А. С. Русаков. М.: ТЦ Сфера, 2014.
  • [10] Никитенко Л. В. Записки и дневник: в 3 т. М.: Захаров, 2005.
  • [11] Бунаков Н. Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Издательство АПН, 1953.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой