Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Здоровьесберегающая технология осуществления образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация работы и внедрение результатов исследования осуществлена в опытно-экспериментальной работе авторачерез внедрение разработанных методических рекомендаций в практику среднепрофессиональных учебных заведенийв процессе участия на научных семинарах кафедры теории и методики педагогического менеджмента УралГУФКна ежегодных научно-практических внутривузовских конференциях «Оптимизация… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 1. 1. Анализ состояния проблемы проектирования здоровьесберегающих технологий в педагогической теории
    • 1. 2. Особенности здоровьесбережения студентов в системе среднего профессионального образования
    • 1. 3. Технология реализации здоровьесбережения в учреждении среднего профессионального образования
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИКЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 2. 1. Цель, задачи и общая схема опытно — экспериментальной работы
    • 2. 2. Реализация здоровьесберегающей технологии образования в условиях учреждения среднего профессионального образования
    • 2. 3. Результаты опытно — экспериментальной работы и их обсуждение
  • Выводы по второй главе

Здоровьесберегающая технология осуществления образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы и темы исследования. Преобразования в системе образования предполагают создание условий для удовлетворения образовательных потребностей личности с учетом ее индивидуальных особенностей, возможностей самореализоваться в обучении для достижения наилучшей его результативности (90, с. З).

Специфика образования на современном этапе предъявляет особые требования к качеству и уровню профессиональной подготовки специалистов, тем самым, вынуждая учебные заведения пересматривать как содержание образования, так и организацию всего образовательного процесса. Государству нужны специалисты высокой квалификации, всестороннее развитые, физически крепкие, здоровые, с хорошим уровнем работоспособности.

В настоящее время прослеживается тенденция к снижению показателей здоровья населения в целом по стране. Особенно сильно она проявляется среди детей, подростков и молодежи (135- 153).

Поэтому исследования состояния здоровья студентов, выявление факторов, оказывающих влияние на их здоровье, определение путей улучшения этого состояния, приобретают особо важное значение.

Практика показывает, что решить данную проблему одной медицине в настоящее время не под силу. Поэтому значительную часть этой работы обязаны взять на себя образовательные учреждения. Однако, усилия, прилагаемые образовательными учреждениями, не достаточно эффективны.

Образовательный процесс осуществляется по привычным, подчас устаревшим канонам, без учета требований, предъявляемых сложившейся на дан.

1 В скобках дается ссылка на источник, подробное название которого указано в библиографическом списке. Первая цифра в скобках означает порядковый номер источника, а вторая цифра после запятой указывает место в источнике (страницу). При ссылке на несколько источников между цифрами ставится точка с запятой. ный момент ситуацией. В результате, меры, предпринимаемые в практике профессионального образования с целью, во что бы то ни стало обеспечить достижение студентами образованности, отвечающей постоянно повышающимися требованиями, оборачиваются угрозой ухудшения здоровья учащейся молодежи.

Безусловно, для того, чтобы осуществлять эффективную деятельность, направленную на развитие образованности при условии сохранения и укрепления здоровья молодежи в практике осуществления образовательных процессов, необходимо опираться на соответствующие научные разработки. В педагогической теории на протяжении длительного времени осуществлялись исследования, посвященные различным аспектам повышения эффективности образования с точки зрения образованности каждого обучающегося. Наиболее актуальны в этом плане, на наш взгляд, теория развивающего обучения, идеи дифференцированного обучения, концепция личностно-ориентированного образования, модульного обучения и другие направления, разрабатываемые в отечественной педагогике в настоящем (3- 4- 31- 33- 38- 54).

Проблема обучения и воспитания здорового человека, создание здоровых условий обучения рассматривались многими представителями педагогической науки. Соответствующие аспекты можно найти в трудах К. А. Гельвеция, Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо и других. Среди классиков отечественной педагогики, уделявших внимание проблеме здоровья, можно отметить К. Д. Ушинского, JI.C. Выготского, В. А. Сухомлинского, П. П. Блонского, Н. Н. Пирогова.

Также серьезное внимание исследованию проблемы сохранения здоровья молодежи уделяется в работах медиков, гигиенистов, физиологов. Соответствующие труды направлены, в основном, на выявление вредных для здоровья студентов факторов, возникающих в образовательных процессах, во взаимосвязи с особенностями их развития. Исходя из этого, обосновываются требования, прежде всего санитарно-гигиенического характера и организации образовательного процесса. Данные требования находят свое отражение и в нормативных документах, регламентирующих гигиенические условия обучения в современных образовательных учреждениях.

Достаточно важное значение в сохранении здоровья учащейся молодежи имеют аспекты, связанные с безопасностью и охраной труда в образовательном учреждении (34- 85- 96- 146- 181).

Здоровьесберегающая направленность образовательного процесса определяется такими нормативными документами, как:

• концепция модернизации российского образования на период до 2010 года;

• закон «Об образовании» Российской Федерации, где вопрос сохранения здоровья участников образовательного процесса является одним из приоритетных направлений развития образования;

• государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;

• федеральная программа развития образования.

Существенное внимание в педагогике уделяется оздоровлению юношества средствами физической культуры. Соответствующие аспекты рассматриваются в работах по теории и методике физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры. Здесь следует отметить исследования, проводимые Б. А. Ашмариным, В. К. Бальсевичем, Е. П. Ильиным, В. И. Кожиным, B.C. Мерлиным, И. Т. Осиповым и другими учеными.

По проблеме здоровьесбережения в образовании существуют научные работы, в которых уделено внимание разработке некоторых вопросов по данному направлению. Однако следует отметить, что разработке педагогических технологий осуществления здоровьесбережения студентов учреждений среднего профессионального образования уделяется недостаточно внимания в существующих научных трудах.

В то же время важно сопоставить задачи повышения уровня профессиональной образованности учащейся молодежи с задачами сохранения их здоровья в образовательных процессах. При этом следовало бы вести речь о единстве образованности и здоровья, о системном использовании всех возможных педагогических средств, способствующих освоению студентами заданного Государственным образовательным стандартом уровня образованности без ущерба для их здоровья.

Таким образом, можно констатировать, что в современных педагогических исследованиях недостаточное внимание уделяется разработке педагогических технологий осуществления здоровьесбережения студентов в образовательных процессах учреждений среднего профессионального образования. В связи со сказанным, проблема исследования состоит в необходимости проектирования здоровьесберегающей технологии осуществления образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования, способствующей достижению паритета образованности и сохранения здоровья учащейся молодежи.

Проблема исследования определяется необходимостью разрешения противоречий практической и теоретической направленности. Первое противоречие следует из практики образования в системе учреждений среднего профессионального образования: между потребностью рынка труда в здоровых работниках, способных к конкуренции, обладающих высокой профессиональной компетентностью и недостаточной разработанностью в практике среднего профессионального образования педагогических подходов к образованию без ущерба для здоровья будущих работников.

Второе противоречие — противоречие между существующими в педагогической теории подходами к разработке здоровьесберегающих технологий в образовании и недостаточной разработанностью аспектов, связанных с проектированием и реализацией данных технологий в условиях среднего профессионального образования.

Необходимость разрешения указанных противоречий и проблема послужили основанием для выбора темы исследования «Здоровьесберегающая технология осуществления образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования».

В работе вводится ограничение: особенности проектирования здоровьес-берегающей технологии осуществления образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования будут рассматриваться на примере профессиональной подготовки техников — программистов.

Диссертация выполнена на стыке специальностей 13.00.01 — «Общая педагогика, история педагогики и образования» и 13.00.08 — «Теория и методика профессионального образования». Это обусловлено тем, что проблема осуществления образовательного процесса без ущерба для здоровья его участников, является общепедагогической, относящейся к специальности 13.00.01. Между тем, исследование технологий осуществления образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования входит в круг проблем, охватываемых специальностью 13.00.08. При этом полученные в нашей работе результаты вносят некоторое приращение научного знания как в развитие проблемы здоровьесбережения участников образования в целом, так и в изучение проблемы проектирования образовательных технологий профессиональной подготовки студентов колледжей и техникумов.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании, проектировании и реализации здоровьесберегающей технологии профессиональной подготовки кадров в условиях учреждений среднего профессионального образования.

Объект исследования — образовательный процесс современного учреждения среднего профессионального образования.

Предмет исследования — технология осуществления образовательного процесса, обеспечивающая достижение паритета образованности и здоровья студентов учреждений среднего профессионального образования.

Гипотеза исследования: В образовательном процессе учреждений среднего профессионального образования возможно достижение паритета образованности и здоровья студентов при обеспечении следующих условий:

— технология осуществления образовательного процесса спроектирована с учетом состояния здоровья и уровня образованности студентов;

— при проектировании здоровьесберегающей технологии обеспечивается системность педагогических средств развития образованности студентов без ущерба для их здоровья;

— осуществляется индивидуализация графиков усвоения учебного материала студентами.

Для достижения цели и доказательства гипотезы исследования нами определены следующие задачи:

1. Выявить состояние разработанности проблемы развития образованности без ущерба для здоровья обучающихся в педагогической теории и практике.

2. Теоретически обосновать положения, являющиеся исходными предпосылками для проектирования здоровьесберегающей технологии в образовательном процессе учреждений среднего профессионального образования.

3. Спроектировать здоровьесберегающую технологию с учетом состояния здоровья и уровня образованности студентов для дальнейшей ее реализации в учреждении среднего профессионального образования;

4. Экспериментально подтвердить эффективность разработанной технологии в условиях учреждения среднего профессионального образования.

Теоретико-методологические основы исследования. В процессе работы над разрешением проблемы педагогического обеспечения сохранения здоровья студентов в их деятельности и взаимодействиях, направленных на развитие профессиональной образованности, мы опирались на следующие научные предпосылки:

1. Философский уровень — диалектическая система познания (Г. Гегель, И. Кант, К. Маркс, Ф. Энгельс).

2. Общенаучный уровень: системный подход (А.Н. Аверьянов, В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Г. Н. Сериков, Э. Г. Юдин и др.) — модульный подход к осуществлению образовательного процесса (Н.В. Бородина, К. Я. Вазина, B.C. Ротенберг, М. А. Чошанов, П. А. Юцявичене и др.) — методология осуществления педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, А. Т. Глазунов, В. И. Загвязинский, И. О. Котлярова, В. В. Краевский, Г. Н. Сериков, В. А. Ядов и др.).

3. Конкретно-научный уровень: индивидуализация образования (Н.А.Алексеев, Э. Ф. Зеер, А. А. Кирсанов, В. В. Сериков, И.Э. Унт) — научные разработки в области проектирования и реализации педагогических технологий (В.П. Беспалько, М. В. Кларин, В. М. Монахов, Г. К. Селевко) — психолого-педагогические подходы к осуществлению здоровьесберегающей направленности образовательных процессов (Ш.А. Амонашвили, Н. В. Бородкина, С. М. Тромбах, Г. К. Зайцев, А. И. Киколов, С. Г. Сериков, С. М Смирнов, R. Scheider) — педагогические и методические основы построения образовательного процесса в учреждениях профессионального образования (Б.С. Гершунский, Г. Т. Грецкая, Н. А. Морева, М. У. Пискунов, Л. Г. Семушина, С.А. Шапоринский).

Опытно-экспериментальная база исследования. Основными опытно-экспериментальными базами исследования служили государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования «Челябинский энергетический колледж имени С.М. Кирова» и «Челябинский юридический колледж». В опытной работе участвовало 186 студентов.

Избранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход теоретического и экспериментального исследования проблемы, которое проводилось в несколько этапов в период 2002 — 2007 гг. На каждом этапе, в зависимости от решаемых задач, применялись различные методы изыскания.

На первом, теоретико-поисковом этапе (2002 — 2003 гг.), изучалось состояние проблемы здоровьесбережения в учреждениях среднего профессионального образования и ее отражение в научно-исследовательских работах.

Уточнялись методологические и теоретические основы исследования, определялся понятийный аппарат исследования. Осуществлялось теоретическое обоснование подходов к проектированию здоровьесберегающей технологии профессиональной подготовки кадров в условиях среднего профессионального образования. Разрабатывались критерии и инструментарий для оценки ее эффективности.

На этом этапе основными методами исследования выступали: теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме, обобщение передового опытапедагогическое наблюдение.

На втором, экспериментальном этапе (2003 — 2006 гг.), проводился констатирующий и формирующий педагогические эксперименты. С опорой на системный подход была разработана здоровьесберегающая технология, в которой на основе диагностики состояния здоровья и уровня образованности студентов осуществлялась индивидуализация графиков усвоения учебного материала, спроектированного как с точки зрения повышения уровня образованности, так и с точки зрения сохранения здоровья обучающихся в процессе профессиональной подготовки.

Основные методы: педагогический эксперимент, психодиагностические методы, педагогическое тестирование, анкетирование, наблюдение, анализ продуктов учебной деятельности, моделирование.

На третьем, аналитическом этапе (2006 — 2007 гг.), проводилась статистическая обработка и качественный анализ результатов опытно-экспериментальной работыобобщение, систематизация полученного материала, его интерпретация с формулированием выводов и практических рекомендацийоформление диссертационного исследования, подготовка автореферата диссертации.

Основные методы этого этапа: анализ теоретических положенийструктурирование эмпирических данныхлогический и математико-статистический анализпедагогическая интерпретация результатов исследования.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ.

1. Обоснованы подходы к проектированию здоровьесберегающей технологии осуществления образовательного процесса в учреждении среднего профессионального образования на основе данных диагностирования уровня образованности и состояния здоровья студентов.

2. Осуществлена систематизация педагогических средств здоровьесбе-режения студентов учреждений среднего профессионального образования на основе обеспечения рационального сочетания умственной деятельности и двигательной активности для студентов с различными показателями уровня профессиональной образованности и состояния здоровья.

3. Разработана здоровьесберегающая технология осуществления образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования, в которой на основе модульного подхода реализована индивидуализация графиков усвоения материала в зависимости от особенностей уровня профессиональной подготовленности и состояния здоровья студентов.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в следующем:

1. Обоснованные в работе подходы к проектированию здоровьесберегающей технологии на основе данных о состоянии здоровья и уровне образованности студентов колледжа дополняют и конкретизируют существующие теоретические положения, раскрывающие сущность здоровьесбережения в образовании.

2. Проведенная в ходе исследования систематизация средств здоровьесбережения, имеющих место в системе среднего профессионального образования, позволяет выявить основные резервы роста уровня профессиональной образованности студентов технических специальностей колледжа без ущерба для их здоровья.

3. Разработанная в диссертации здоровьесберегающая технология осуществления образовательного процесса в колледже вносит вклад в развитие теоретических исследований, посвященных проектированию модульных технологий в профессиональном образовании.

Практическая значимость результатов исследования:

— разработанная в исследовании здоровьесберегающая технология осуществления образовательного процесса в колледже может быть широко использована в системе среднего профессионального образования в целях здоровьес-бережения обучающихся, а также в качестве основы для проектирования авторских технологий, направленных на совершенствование различных аспектов профессиональной подготовки студентов;

— отобранный в работе психолого-педагогический инструментарий для выявления уровня образованности и показателей здоровья студентов колледжа может быть использован как средство педагогической диагностики результативности здоровьесберегающего образовательного процесса в практике среднего профессионального образования.

ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ.

1. При проектировании здоровьесберегающей технологии осуществления образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования отбор содержания, методов и форм образовательного процесса, средств физического и психического восстановления студентов целесообразно производить дифференцированно, на основе данных диагностирования уровня их образованности и состояния здоровья.

2. Педагогические средства здоровьесбережения студентов учреждений среднего профессионального образования следует использовать системно по основанию уровня их образованности и состояния здоровья, с учетом морфологического, структурного, функционального и генетического аспектов развертывания данной системы.

3. В целях обеспечения эффективной реализации здоровьесберегающей технологии осуществления образовательного процесса в колледже целесообразно обеспечить индивидуализацию графиков усвоения учебного материала с опорой на модульный подход, позволяющий учесть в образовательном процессе особенности состояния здоровья и текущего уровня образованности каждого студента.

Личный вклад автора определяется:

— разработкой ведущих положений исследования, общего замысла, методики проведения экспериментальной работы по проблеме исследования;

— разработкой здоровьесберегающей технологии осуществления образовательного процесса в учреждении среднего профессионального образования;

— организацией, руководством и непосредственным участием в экспериментальной работе по апробации и внедрению здоровьесберегающей технологии в образовательном процессе учреждения среднего профессионального образования;

— получением эмпирических данных, теоретических обобщений и интерпретации результатов изыскания.

Достоверность основных положений и обоснованность исследования обеспечивались выполнением исследования на единой методологической основе, в соответствии с системным и модульным подходами к здоровьесберегаю-щему образованиюсогласованностью выводов и результатов с достижениями современной педагогикирепрезентативностью и полнотой выборки респондентовповторяемостью эксперимента и использованием взаимно дополняющих методов, адекватных задачам исследования.

Апробация работы и внедрение результатов исследования осуществлена в опытно-экспериментальной работе авторачерез внедрение разработанных методических рекомендаций в практику среднепрофессиональных учебных заведенийв процессе участия на научных семинарах кафедры теории и методики педагогического менеджмента УралГУФКна ежегодных научно-практических внутривузовских конференциях «Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях физической культуры» (УралГУФК, г. Челябинск, 2002;2006 гг.) — региональных научно-методических конференциях «Проблемы физкультурно-педагогического образования в Уральском регионе» (УралГУФК, г. Челябинск, 2002;2006 гг.) — П-ой Международной научно-практической конференции «Экология: образование, наука, промышленность и здоровье» (БГТУ, г. Белгород, 2004 г.) — 1-ой Всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогические исследования в системе образования» (Москва — Челябинск, 2003 г.) — Ш-ей Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) «Безопасность жизнедеятельности в третьем тысячелетии» (ЮУрГУ, г. Челябинск, 2003 г., 2006 г.) — на региональном конкурсе педагогических технологий «Современные педагогические технологии в среднем профессиональном образовании» (Копейск, 2003 г.) — Краевой научно-практической конференции «Подготовка конкурентоспособного выпускника образовательного учреждения среднего профессионального образования: опыт, проблемы, перспективы» (Барнаул, 2006 г.).

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заканчивающихся выводами, заключения, списка используемой литературы, состоящей из 217 источника, из них 11 на иностранном языке и приложения. Диссертация содержит 9 таблиц, 5 схем, 6 диаграмм.

Выводы по второй главе.

1. Проводимая нами опытно-экспериментальная работа была направлена на исследование эффективности разработанной здоровьесберегающей технологии осуществления образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования. С этой целью соответствующая технология была адаптирована для реализации ее в практике образования, разработаны конкретные мероприятия по повышению уровня образованности без ущерба для здоровья учащейся молодежи, выбраны необходимые методики. Затем была осуществлена ее апробация путем внедрения соответствующих мероприятий в образовательные процессы ГОУ СПО «Челябинский энергетический колледж имени С.М. Кирова», ГОУ СПО «Челябинский юридический колледж».

2. Предварительные исследования состояния здоровья и уровня образованности студентов среднепрофессиональных учебных заведений показали недостаточность их уровня. С целью повышения выделенных двух составляющих образовательного процесса (образованность и здоровье) была проведена систематизация средств здоровьесбережения студентов, а также был осуществлен подбор для каждой выделенной группы студентов соответствующих форм, методов и средств обучения.

3. Результаты констатирующего эксперимента позволили определить исходный уровень образованности и состояния здоровья студентов. Реализация системы педагогических средств, определенных на основе здоровьесберегающей технологии, в экспериментальной группе позволила добиться существенного повышения по всем показателям в сравнении с контрольной группой. Проверка гипотезы и статистическая обработка экспериментальных данных с помощью непараметрического метода Пирсона «хи-квадрат» подтвердили достоверность полученных в эксперименте результатов. Это позволяет сделать вывод о том, что предположение об эффективности здоровьесберегающей технологии осуществления образовательного процесса является доказанным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Изменения, которые происходят в современном образовательном процессе, сопровождаются интенсификацией умственной деятельности, увеличением нагрузки на организм обучающегося. Разработанные в педагогической теории системные признаки образованности во взаимосвязи с педагогически обусловленными свойствами здоровья обосновывают возможность достижения паритета образованности и здоровья учащейся молодежи. Его обеспечение требует разработки системы педагогических средств.

Важным методологическим основанием для этого является системный подход. При этом появляется возможность представить здоровьесбережение в виде развивающейся системы, что обеспечит его стимулирующую роль по отношению к развитию образованности и сохранения здоровья. В связи с этим, с точки зрения здоровьесберегающей деятельности, оптимальным являетчя обучение, обеспечивающее максимальный уровень присвоенной образованности при сохранении благоприятной динамики работоспособности и здоровья обучающихся.

Разработка и обоснование резервов здоровьесбережения в образовании, их реализация и направленность на повышение уровня образованности с учетом сохранения здоровья может выступать теоретической основой для осуществления здоровьесберегающей технологии образовательного процесса.

Результаты проводимого нами исследования позволяют сформулировать некоторые общие выводы:

1. Возрастающая актуальность проблемы исследования определяется процессами обновления образования, усилением значимости здоровьесберегающей педагогики, необходимостью ориентации образовательного процесса на повышение уровня образованности без ущерба для здоровья, а также социальным заказом на здоровых работников. Проведенный в рамках исследования анализ показал недостаточную разработанность этого аспекта в теории и практике образования.

2. Социальную ценность представляют и высокий уровень образованности, и высокий уровень здоровья. Поэтому эти два понятия следует рассматривать в диалектическом единстве. Необходимость равновесия между обязательностью достижения требуемого уровня образованности и сохранения при этом здоровья составляет одно из важнейших оснований проектирования здоровьес-берегающих образовательных технологий.

3. Здоровьесберегающая технология осуществления образовательного процесса в колледже предполагает систематизацию средств здоровьесбережения студентов. Среди них следует выделить упорядочение учебной нагрузки, рациональную организацию учебного труда студентов, сочетание умственной и физической деятельности, а также использование индивидуальных графиков усвоения учебного материала с подбором для каждой выделенной группы студентов соответствующих форм и методов обучения с целью повышения уровня образованности и сохранения здоровья. При этом одним из эффективных путей построения данной технологии является модульный подход, обеспечивающий целенаправленную реализацию индивидуально-ориентированного обучения.

4. Разработанная нами здоровьесберегающая технология охватывает содержательный, процессуально-действенный и организационно-управленческий аспекты образовательного процесса, затрагивая учебное содержание, методы и формы организации обучения. Она обеспечивает продуктивную реализацию принципов дифференциации и индивидуализации учебно-познавательской деятельности студентов на основе широкого использования в образовательном процессе избирательно направленных методов обучения, результативного многоуровневого контроля за усвоением знаний, умений, индивидуального темпа учебной деятельности студентов, обеспечения усиленной мотивации обучения.

5. Представленная в исследовании технология получила экспериментальную проверку через апробацию адаптированного к практике образования варианта ее реализации, который строился с учетом реального состояния здоровья и уровня образованности студентов колледжа. Результаты экспериментальной работы подтвердили эффективность данной технологии, что выражалось в получении достоверных приростов показателей, характеризующих здоровье и образованность студентов в экспериментальных группах.

6. Определяя перспективу исследования мы отмечаем, что не все аспекты нами охвачены и изучены в полной мере. В связи с этим актуальной представляется исследовательская деятельность по разработке как учебных, так и индивидуальных программ здоровьесберегающего образования студентов колледжаопределения роли здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе на различных ступенях профессионального образованияразработке педагогических условий, содействующих обеспечению паритета образованности и здоровья участников образовательного процесса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова Славская К. А. Деятельность и психология личности / К. А. Абульханова — Славская. — М.: Наука, 1980. — 333 с.
  2. А.Н. Системное познание мира : Методологические проблемы / А. Н. Аверьянов. М.: Политиздат, 1985. — 263 с.
  3. Актуальные проблемы дифференцированного обучения / под ред. Л. Н. Рожиной. Минск: Народная асвета, 1992. — 189 с.
  4. Н.А. Педагогические основы проектирования личностно-ориентированного обучения : автореф. дис.. д-ра пед. наук / Н. А. Алексеев. -Екатеринбург, 1997. 42 с.
  5. Ш. А. Педагогика здоровья / Ш. А. Амонашвили, А. Г. Алексин. М.: Педагогика, 1990. — 232 с.
  6. Н.М. Раздумья о здоровье / Н. М. Амосов. М.: Физкультура и спорт, 1987.-64 с.
  7. В.А. Психология здоровья / В. А. Ананьев, И. Н. Гурвич. -СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. 496 с.
  8. К.Л. Привычная физическая активность и здоровье / К. Л. Андерсен. М.: Медицина, 1982. — 199 с.
  9. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн.1 / В. И. Андреев. Казань: Изд-во КГУ, 1996. — 567 с.
  10. М.В. Нормализация учебной нагрузки школьников : экспериментальные физиолого-гигиенические исследования / М. В. Антропова. М.: Педагогика, 1988.- 158 с.
  11. М.В. Обучение с учетом психофизических особенностей подростков / М. В. Антропова, Г. Г. Манке // Педагогика. 1993. — № 6. — С.8 -13.
  12. М.В. Инновации, учебная нагрузка и здоровье детей / М. В. Антропова // Народное образование. М.: АПН СССР, 1985. — 33 с.
  13. И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития / И. А. Аршавский. М.: Наука, 1982. — 235 с.
  14. В.Г. Общество, системность, познание и управление / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1981. — 432 с.
  15. Т.В. Здоровьесберегающие технологии : нейропсихологиче-ский подход / Т. В. Ахутина // Вопросы психологии. 2002. — № 4. — С.101 — 106.
  16. .А. Теория и методика физического воспитания : для фак. физ. культуры пед. ин-тов по спец. 0303 «Физическая культура» / Б. А. Ашмарин, Ю. А Виноградов, З. Н. Вяткина. М.: Просвещение, 1990. — 286 с.
  17. Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. — 558 с.
  18. Ю.К. Интенсификация процесса обучения / Ю. К. Бабанский. М.: Знание, 1987. — 80 с.
  19. В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 1. — С.22 — 26.
  20. М.П. Методические основы развивающегося обучения / М. П. Барболин. -М.: Высшая школа, 1991.-230 с.
  21. А.С. Возрастная педагогика / А. С. Белкин. Екатеринбург: УГППУ, 1999.-271 с.
  22. А.С. Ситуация успеха : книга для учителя / А. С. Белкин. -Екатеринбург: УГППУ, 1997. 185 с.
  23. В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия): учеб.-метод. пособие / В. П. Беспалько. Воронеж: МОДЭК, 2002. — 350 с.
  24. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. М.: Институт развития проф. образования, 1995. — 336 с.
  25. В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспаль-ко. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  26. В.Ф. Педагогические технологии в учебных заведениях профессионального образования: в помощь преподавателю / В. Ф. Бессараб, А. В. Кротов. Челябинск.: Юж. Урал, науч.-образоват. центр РАО, 2001.-31 с.
  27. И.Б. Становление и сущность системного подхода / И. Б. Блауберг, Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1973. — 270 с.
  28. И.В. Системный подход в современной науке / И. В. Блауберг, В. К. Садовский, Э. Г. Юдин // Проблемы методологии системного исследования. М.: Мысль, 1970. — С. 7 — 48.
  29. Большая медицинская энциклопедия. В 29 томах. — М.: Сов. энциклопедия.-С. 1974- 1988.
  30. Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора : Учебное пособие / Н. В. Борисова. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2000. — 146 с.
  31. Н.В. Основы разработки модульной технологии обучения : учеб. пособие / Н. В. Бородина, Н. Е. Эрганова. Екатеринбург: Изд-во Урал, гос. проф.-пед. ун-та, 1994. — 88 с.
  32. Н.В. Подготовка персонала образовательных учреждений к организации процесса модульного обучения : учеб. пособие / Н. В. Бородина, М. В. Горонович. Екатеринбург: изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. — 70 с.
  33. Н.В. Модульные технологии в профессиональном образовании : учеб. пособие / Н. В. Бородина, Е. С. Самойлова. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1998. — 36 с.
  34. Т. Система, сберегающая здоровье школьников : физиоло-го-гигиенические и педагогические аспекты: школьная среда / Т. Брызгалова, О. Кирпичев, В. Федулов, В. Фадеев // Директор школы. 2003. — № 4. — С. 28.
  35. К.Я. Саморазвитие человека и технологическая организация образовательного пространства / К. Я. Вазина. Челябинск, 1997. — 240 с.
  36. В.И. Здоровье человека и окружающей среды : учеб. пособие / В. И. Величковский. М.: Новая школа, 1997. — 240 с.
  37. Р.Б. Уроки дифференцированного обучения / Р.Б. Венд-ровская // Советская педагогика. 1990. — № 11. — С. 78 — 86.
  38. М.А. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами : учеб. пособие / М. А. Волкова. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2003.-79 с.
  39. Ю.Г. Диссертация : подготовка, защита, оформление: практ. пособие / Ю. Г. Волков. М.: Гардарики, 2002. — 157 с.
  40. В.А. Здоровый образ жизни и гигиеническое воспитание подростков и молодежи / В. А. Воскресенский. М.: Знание, 1987. — 128 с.
  41. Выготский J1.C. Педагогическая психология / J1.C. Выготский. М.: Педагогика, 1991. — 479 с.
  42. Выготский J1.C. Развитие высших психических функций / J1.C. Выготский.-М., 1960.-386 с.
  43. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П. Я. Гальперин // Исследование мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. — С. 236 — 277.
  44. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. Психологическая наука в СССР / П. Я. Гальперин. М., 1969. -288 с.
  45. .С. Прогнозирование содержания обучения в техникумах / Б. С. Гершунский. М., 1980. — 143 с.
  46. .С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б. С. Гершунский. -М.: Совершенство, 1998. 608 с.
  47. А.Т. Педагогические исследования: содержание, организация, обработка результатов / А. Т. Глазунов. М.: АПО, 2003. — 41 с.
  48. А.В. Здоровье и образование, или образование здоровья /
  49. A.В. Гордеева // Школа. 2002. — № 2. — С. 40 — 45.
  50. Г. Т. Основы организации и методики проведения производственной практики учащихся средних специальных учебных заведений / Г. Т. Грецкая.-М., 1982.-79 с.
  51. С.М. Школа и психическое здоровье учащихся / С. М. Тромбах. М.: Педагогика, 1988. — 88 с.
  52. В.В. Образовательная технология : от приема до философии /
  53. B.В. Гузеев. М.: Сентябрь, 1996. — 112 с.
  54. И.Н. Психология здоровья / И. Н. Гурвич. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. — 496 с.
  55. В.В. Проблемы развивающего обучения : опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В. В. Давыдов. -М.: Педагогика, 1986. 239 с.
  56. М.А. Психофизиология : учебник для вузов. М.: Аспект-Пресс, 1998.-378 с.
  57. Г. Г. Компьютер и здоровье : факторы риска и системы оздоровления / Г. Г. Демирчоглян. М.: Советский спорт, 1995. — 62 с.
  58. С. Отношение к здоровью и здоровому образу жизни : методика измерения / С. Дерябо, В. Ясвин // Директор школы. 1999. — № 2. — С. 7 -16.
  59. М.И. Психология высшей школы (особенности деятельности студентов и преподавателей вуза) / М. И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович. -Минск: Изд-во БГУ, 1978. 320 с.
  60. А.С. Психофизиология умственного труда / А. С. Егоров, В. П. Загрядский. JI.: Наука, 1973. — 130 с.
  61. Д.Е. Жирная двойка эквивалентна сердечному приступу, или как сделать образование безопасным / Д. Е. Егоров // Учительская газета. 2003. -№ 11.-С. 15−18.
  62. М.И. Совершенствование обучения в техникуме : учеб.-метод. пособие для повышения пед. квалификации преподавателей общетехнических и специальных дисциплин средних спец. учеб. заведений / М. И. Ерецкий. М.: Высшая школа, 1987. — 263 с.
  63. Естественнонаучные основы психологии / под ред. А. А. Смирнова. -М.: Педагогика, 1978. 368 с.
  64. В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, P.M. Атаханов. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 208 с.
  65. Г. К. Время педагогики здравосозидающей / Г. Зайцев // Народное образование. 2002. — № 14. — С. 14.
  66. Г. К. Педагогика здоровья : образовательные программы по ва-леологии / Г. К. Зайцев, В. В. Колбанов, М. Г. Колесникова. СПб.: УПМ, 1994. -78 с.
  67. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 13.01.96 //Вестник образования. 1996. — № 7. — С. З — 57.
  68. JI.B. Дидактика и жизнь / JI.B. Занков. М.: Просвещение, 1968.- 176 с.
  69. Здоровье. Образование. Опыт и перспективы деятельности локальной образовательной системы по созданию здоровьесберегающего образовательного пространства: сб. материалов гор. науч.-практ. конф — Управление по делам образования. Челябинск, 1998. — 80 с.
  70. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе: науч. -практ. сб. инновационного опыта / под ред. Е. З. Путаева, И. Ю. Соколова, И. В. Чепаха. М.: Илеша- Ставрополь: Сервисшкола, 2001. — 400 с.
  71. Здоровье человека в условиях НТР: методологические аспекты: сборник научных трудов «Методологические подходы к „измерению здоровья“». Новосибирск: Изд-ль А. Г. Щедрина, 1989. — С. 26 — 33.
  72. Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное обучение / Э. Ф. Зеер. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1998. — 126 с.
  73. И.А. Педагогическая психология : учеб. пособие / И. А. Зимняя. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 480 с.
  74. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности : учеб. пособие / Е. М. Иванова. М.: МГУ, 1987. — 208 с.
  75. Е.П. От культуры физической к культуре здоровья / Е. П. Ильин // Теория и практика физической культуры. — 1994. — № 7. — С. 46 — 48.
  76. Е.П. Психология физического воспитания : учеб. пособие / Е. П. Ильин. М.: Просвещение, 1987. — 287 с.
  77. Д.Ф. Принцип регулируемого эволюционирования в педагогике / Д. Ф. Ильясов, Г. Н. Сериков. М.: ВЛАДОС, 2003. — 336 с.
  78. И.И. Основы организации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов : учеб.-метод. пособие / И. И. Ильясов, В. Я. Ляудис. -М.: Изд-во МГУ, 1981.-79 с.
  79. Кабанова-Меллер Е. И. Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся / Е.И. Кабанова-Меллер. М.: Просвещение, 1993. — 84 с.
  80. В.П. Основы общей валеологии : учеб. пособие / В. П. Казначеев. Воронеж: МОДЭК, 1997. — 48 с.
  81. З.И. Педагогика гуманизма / З. И. Калмыкова. М.: Знание, 1990.-79 с.
  82. А.И. Обучение и здоровье : метод, пособие / А. И. Киколов. -М, 1988.-93 с.
  83. А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема / А. А. Кирсанов. Казань.: КГУ, 1982. — 224 с.
  84. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе (анализ зарубежного опыта) / М. В. Кларин. М.: Знание, 1989. — 75 с.
  85. В.И. Методика исследования физического развития и физической подготовленности молодежи : учеб. пособие / В. И. Кожин. Ростов-на-Дону, 1995.-26 с.
  86. З.А. Охрана и укрепление здоровья детей в современных образовательных технологиях / З. А. Кокарева // Образование. 2002. — № 5. -С. 92.
  87. В.В. Валеология : основные понятия, термины и определения / В. В. Колбанов. СПб.: ДЕАН, 1998. — 232 с.
  88. И.А. Педагогическая реальность : опыт межпарадиг-мальной рефлексии: курс лекций по философии педагогики / И. А. Колесникова. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. — 288 с.
  89. А.К. Энциклопедия педагогических технологий : пособие для преподавателей / А. К. Колеченко. СПб.: КАРО, 2002. — 368 с.
  90. Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательногопроцесса и управление школой / Ю. А. Конаржевский. М.: Педагогика, 1986. -113 с.
  91. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Стратегия развития образования: основные направления. Краткие комментарии. М.: Издание Государственной Думы, 2002. — 152 с. — С.52−73.
  92. М.Е. Безопасность при работе на ЭВМ / М. Е. Коржова // Вестник Белгородского государственного технологического университета. -№ 8. Серия «Экология: образование, наука, промышленность и здоровье». 2004.-С.131−133.
  93. М.Е. Проблема здоровья учащейся молодежи. Безопасность жизнедеятельности в третьем тысячелетии: сб. материалов Второй всероссийской науч.-практ. конф. / М. Е. Коржова. Челябинск: Изд-во ЗАО «Челябинская межрайонная типография», 2003. — 280 с.
  94. М.Е. Проектирование здоровьесберегающего образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования : уч.-метод. пособие / М. Е. Коржова. Челябинск: ИЦ «Уральская академия», 2006. -28 с.
  95. М.В. Школа как фактор сохранения здоровья учащихся : здоровьесберегающие технологии / М. В. Короткевич // Учитель. 2003. — № 1. -С. 27−31.
  96. И.О. Системное представление об исследовании : учеб. пособие / И. О. Котлярова, Г. Н. Сериков. Челябинск: ЧГТУ, 1996. — 81 с.
  97. В.В. Моделирование в педагогическом исследовании / В. В. Краевский // Введение в научное исследование по педагогике. М.: Просвещение, 1998.-239 с.
  98. В.В. Проблемы научного обоснования обучения : методологический анализ / В. В. Краевский. М.: Педагогика, 1977. — 264 с.
  99. В.А. Психология обучения и воспитания школьников : книга для учителей / В. А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1976. — 303 с.
  100. Г. Ю. Перспективные школьные технологии : учеб.-метод. пособие / Г. Ю. Ксезнова. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 224 с.
  101. JI.M. Некоторые методы психолого-педагогического контроля за здоровьем учащихся / JI.M. Кузнецова. М.: Вита-Пресс, 1996. 96 с.
  102. В.П. Место системного подхода в современном научном познании и марксистской методологии / В. П. Кузьмин // Вопросы философии. -1980. -№ 1.-С. 73 -76.
  103. Н.В. Методы системного педагогического исследования / Н. В. Кузьмина. Л.: ЛГУ, 1980. — 172 с.
  104. Л.М. Анализ и проектирование педагогической деятельности / Л. М. Кустов. Челябинск: ИЦУ, 1991. — 103 с.
  105. Г. И. Основы гигиены труда и производственной санитарии : учеб. пособие для ПТУ / Г. И. Куценко. М.: Высшая школа, 1990. — 127 с.
  106. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1977. 304 с.
  107. А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. Т.2 / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983. — 320 с.
  108. И.Я. Дидактические основы методов обучения / И .Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1981, — 185 с.
  109. М. Исходный приоритет образования здоровье / М. Лу-кацкий, М. Остренкова // Педагогический вестник. — 2001. — № 5. — С. 8 — 10.
  110. Малая медицинская энциклопедия. Т.З. — М.: Сов. энциклопедия, 1966.- 1183 с.
  111. А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М.: Наука, 1996.-228 с.
  112. Масликова Т. В состоянии цейтнота, или как бороться со скрытой интенсификацией учебного процесса / Т. Масликова // Учительская газета. 2003. -№ 11−12. -С. 17−20.
  113. М.Т. Физиология и гигиена детей и подростков : учеб. пособие / М. Т. Матюшонок. Минск: Высшая школа, 1980. — 288 с.
  114. М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1975. — 210 с.
  115. B.C. Дифференциальная психофизиология физического воспитания и спорта / B.C. Мерлин. Л.: ЛГПИ, 1979. — 82 с.
  116. Ю.В. Физиологические основы научной организации труда / Ю. В. Мойкин. М.: Медицина, 1971. — 128 с.
  117. Н.А. Педагогика среднего профессионального образования : учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. 2-е изд., испр. и доп. / Н. А Морева. — М.: Академия, 2001. — 272 с.
  118. В.М. Проектирование и внедрение новых технологий обучения / В. М. Монахов // Советская педагогика. 1990. — № 7. — С. 17 — 22.
  119. С.А. Возможности формирования здоровья субъектов образовательного процесса в рамках обучения / С. А. Нагорных // Методист. -2003.-№ 1.-С. 45.
  120. А.А. Проблема здоровья участников образовательного процесса / А. А. Найн, С. Г. Сериков // Педагогика. 2002. — № 6. — С.53 — 57.
  121. Национальная доктрина образования в Российской федерации // Стратегия развития образования: основные направления. Краткие комментарии. М.: Издание Государственной Думы, 2002. — С. 40 — 46.
  122. Г. С. Психология здоровья : учебник для вузов / Г. С. Никифорова. СПб.: Питер, 2003. — 606 с.
  123. JI.A. Структуры человеческой деятельности : пер. с бол г. / JI.A. Николов- под ред. Л. П. Буевой. М.: Прогресс, 1984. — 176 с.
  124. И.Т. Ступень «Здоровье в движении» / И. Т. Осипов. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 32 с.
  125. Педагогика: учеб. пособие / под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. — 604с.
  126. Педагогическая психология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н. В. Клюевой. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 400 с.
  127. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики / под ред. Н. Н. Тулькибаевой, Л. В. Трубайчук. М.: Издательский дом «Восток», 2003. — 274 с.
  128. В.П. Валеология человека : Здоровье любовь — красота / В. П. Петленко. — СПб.: Петроградский и К0,1996. -Т.1.-301 с.
  129. .В. Человек. Медицина. Жизнь / Б. В. Петровский. М.: Наука, 1995.-384 с.
  130. П.И. Процесс и структура самостоятельной деятельности учащихся в обучении : дис.. д-ра пед. наук / П. И. Пидкасистый. М., 1973.-392 с.
  131. М.У. Организация учебного труда студентов / М. У. Пискунов. Минск: БГУ, 1982. — 142 с.
  132. Е.Б. Простые народные истины и здоровьесбережение в образовательном процессе / Е. Б. Плотникова // Дополнительное образование. -2002.-№ 1.-С. 18−19.
  133. Проблемы формирования профессиональной направленности молодежи. Челябинск: УралГАФК, 2003. — Вып. 10.-89 с.
  134. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. — 512 с.
  135. А.А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. СПб.: Питер, 2000. — 432 с.
  136. К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К.Р. Роджерс- пер. с анго. М. М. Исениной. М.: Прогресс Универс, 1994. — 479 с.
  137. Российская Федерация. Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы: Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.2/2.4.1340−03. М.: ИИЦ Госкомсанэпиднадзора России, 2003. — 64 с.
  138. Российская Федерация. Законы. Об образовании: Закон Российской Федерации. 3-е изд. — М.: ИНФА, 2001. — 52 с.
  139. Российская Федерация. Законы. Об охране здоровья граждан: Основы Законодательства Российской Федерации. М., 1993. — 62 с.
  140. B.C. Мозг. Обучение. Здоровье: книга для учителя / B.C. Ротенберг, С. М. Бондаренко. М.: Просвещение, 1989. — 238 с.
  141. В.Н. Основания общей теории систем / В. Н. Садовский. -М.: Наука, 1976.-279 с.
  142. Р.Г. Гигиена обучения в школе / Р. Г. Сапожникова. -М.: Педагогика, 1974. 192 с.
  143. Г. К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  144. Л.Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях : учеб.-метод. пособие / Л. Г. Семушина, Н.Г. Ярошен-ко. М.: Высшая школа, 1990. — 192 с.
  145. Л.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях : учеб. пособие для преподавателей учреждений среднего профессионального образования / Л. Г. Семушина, Н. Г. Ярошенко. -М.: Мастерство, 2001. 272 с.
  146. В.В. Без привычных канонов / В. В. Сериков // Народное образование. 1997. — № 9. — С.60 — 61.
  147. В.В. Формирование у учащихся готовности к труду / В. В. Сериков. М.: Педагогика, 1988. — 191 с.
  148. В.В. Личностный подход в обучении : от концепции к технологиям / В. В. Сериков // Проблемы обновления содержания общественного развития: сб. науч. тр. Ростов-на-Дону, 1992. — С.25 — 32.
  149. В.В. Личностный подход в образовании : концепция и технологии / В. В. Сериков. Волгоград: Перемена, 1994. — 213 с.
  150. Г. Н. Образование : аспекты системного отражения / Г. Н. Сериков. Курган: Изд-во «Зауралье», 1997. — 464 с.
  151. Г. Н. Здоровьесбережение в гуманном образовании / Г. Н. Сериков, С. Г. Сериков. Екатеринбург — Челябинск: ЧГПУ, 1999. — 242 с.
  152. С.Г. Здоровьесберегающее образование: паритет здоровья и образованности учащихся: монография / С. Г. Сериков. Челябинск: ЧГНОЦ УрО РАО, 2002. — 226 с.
  153. С.Г. Здоровьесбережение учащихся в начальном профессиональном образовании : науч. -метод, пособие / С. Г. Сериков. СПб.: учебно-методический центр Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга, 1999. — 42 с.
  154. И.М. Психология поведения : избранные психологические труды / И. М. Сеченов. Воронеж: МОДЭК, 1995. — 318 с.
  155. М.Н. Проблемы современной дидактики / М. Н. Скаткин. -М.: Педагогика, 1980. 472 с.
  156. Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы / Н. К. Смирнов. М., 2003. — 275 с.
  157. Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н. К. Смирнов. М.: АРКТИ, 2005. — 320 с.
  158. Ю.И. Физическая культура основа здорового образа жизни / Ю. И. Смирнов // Наука и школа. — 1996. — № 1. — С. 34 — 37.
  159. Статистика: учебник / под ред. М. Я. Ефимовой. М.: ИНФРА — М, 2002.-410 с.
  160. М. Как обеспечить безопасное общение с компьютером? / М. Степанова // Народное образование. 2003. — № 2. — С. 145 — 147.
  161. К.В. Системные механизмы эмоционального стресса / К. В. Судаков. М.: Медицина, 1981. — 232 с.
  162. Н.И. Нетрадиционные образовательные технологии / Н. И. Суртаева. Новокузнецк, 2000. — 113 с.
  163. В.А. Избранные произведения. Павлышская средняя школа. Разговор с молодым директором школы / В. А. Сухомлинский. Киев: Рад. школа, 1980.-670 с.
  164. JI.A. Здоровьесберегающие технологии : экология образования / JI.A. Тараканова // Завуч. 2002. — № 2. — С. 120.
  165. Л.Г. Педагогическая валеология : Генезис. Тенденцииоразвития / Л. Г. Татаринкова. СПб.: Петроградский и К, 1995. — 352 с.
  166. Технология обучения: сущность, опыт применения и проблемы развития. М.: НМЦ СПО, 1997. — 157 с.
  167. И.М. Гигиена умственного труда студентов / И. М. Трахтенберг, С. М. Рашман. Киев: Здоровье, 1973. — 171 с.
  168. А.Г. Гигиена и экология человека : учеб. пособие / А. Г. Трушкин, Л. Ю. Трушкина. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. — 448 с.
  169. А.И. Системный подход и общая теория систем / А. И. Уемов. -М.: Мысль, 1978.-272 с.
  170. B.C. Применение технических средств в учебном процессе профтехучилищ/B.C. Уманский.-М., 1979.- 186 с.
  171. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Э. Унт. -М.: Педагогика, 1990. 192 с.
  172. Федеральная программа развития образования. М., 2000. — 89 с.
  173. Философский словарь. М.: Политиздат, 1986. — 932 с.
  174. О.В. Как сохранить психологическое здоровье подростков : пособие для школы / О. В. Хухлаева. М.: Сентябрь, 2003. — 176 с.
  175. И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе : науч. практ. сборник инновационного опыта / И. В. Чепаха, Е. З. Путаева, И. Ю. Соколова. — М.: Илеша, 2001. — 400 с.
  176. Д.В. Технология обучения в высшей школе / Д. В. Чернилевский, O.K. Филатов. М.: Экспедитор, 1996. — 219 с.
  177. М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения : метод, пособие / М. А. Чошанов. М.: Народное образование, 1996. — 160 с.
  178. М.А. Проблемно-модульное проектирование содержания обучения / М. А. Чошанов // Среднее специальное образование. 1991. — № 8. -С.13- 16.
  179. С.А. Вопросы теории производственного обучения : Профпедзгогика / С. А. Шапоринский. М.: Высшая школа 1981. -142 с.
  180. И.В. Теоретико-системный подход к оценке уровня состояния здоровья. Модель здоровья / И. В Шаркевич, А. В. Чоговадзе, Т. Г. Коваленко // Валеология человека: проблемы теории. 2000. — № 1. — С. 2 — 4.
  181. Ю.Ю. Работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках : здоровьесберегающие подходы к обучению / Ю. Ю. Швейкина // Начальная школа. 2003. — № 1. — С. 67 — 69.
  182. Н.И. Основы психологической диагностики : учебник. В 3 ч. Ч. 2 / Н. И. Шевандрин. М.: ВЛАДОС, 2003. — 256 с.
  183. Д.Р. Тренировка зрения для работающих на компьютере / Д. Р. Шнайдер. И.: Интер эксперт, 1997. — 124 с.
  184. Н.Е. Педагогическая технология / Н. Е. Шуркова. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 224 с.
  185. А.Г. Методологические подходы к «измерению здоровья» / А. Г. Щедрина // Здоровье человека в условиях НТР: Методологические апекты: сб. науч. тр. Новосибирск: Наука, 1989. — С. 26 — 33.
  186. И. Наш выбор здоровый образ жизни : здоровьесберегающие технологии / И. Щербо // Директор школы. — 2002. — № 10. — С. 33 — 35.
  187. Э.Г. Системный подход и принципы деятельности : Методологические проблемы современной науки / Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1978. — 391 с.
  188. П.А. Теория и практика модульного обучения / П. А. Юцявичене. Каунас: Швиеса, 1989. — 272 с.
  189. В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов. 7-е изд. — М.: Добросвет, 2003.-596 с.
  190. И.С. Развивающее обучение / Якиманская И. С. М.: Педагогика, 1979. — 144 с.
  191. Anderson С. School Tealth / С. Anderson. St. Louis: Mosby. 1964.551 p.
  192. Astrand P.-O., Rodohl K. Textbook of work physiology. New York. McCraw — Hill, 1977.- 167 p.
  193. Bandura A. Social learning theory of aggression / A. Bandura // The control of aggression: Implications from basic research. Chicago: Aldine Publ., 1973. -67 p.
  194. Scheider R. Methods and materials of health education / R. Scheider-Philadelphia, 1998.-382 p.
  195. Stegemann J. Exercise Physiology. Stuttart New York. Theme, 1981.
  196. Individualining instruction, Thomas, 1985. 41 p.
  197. Flick U. Qualitative Injuries intro Social Representation of Health / U. Flick // Journal of health psychology. July 2000. — Vol. 5. — Number 3.
  198. Kok G. Research in health education and promotion / G. Kok // Hygie.1991.
  199. Kolybine M.J. Education for a better quality of life / M.J. Kolybine // Hygie. 1992.-201 p.
  200. Stam H. Theorising health and illness: subjectivity, bodies and reflexivity / H. Stam // Journal of health psychology. July 2000. — Vol. 5. — Number 3.
  201. The health promoting school an investment in education? Health and Democracy. Conference of the European network of health promoting schools. Greece, 1997.- 114 p.
Заполнить форму текущей работой