Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организационная модель деятельности психолого-педагогической службы профессионального колледжа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретические основы профконсультирования профессиональной деятельности и психологии труда представлены Е. А. Климовыммодель профессионального консультирования разработана Ю. Ф. Гейжанопыт использования игровых технологий в групповом консультировании описан в исследовании Н. С. Пряжниковапсихологический анализ динамики профессионального самоопределения личности проведен Т. В. Кудрявцевой, М. С… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы организации деятельности психологопедагогической службы учреждений профессионального образования
    • 1. 1. Теоретический анализ организации деятельности служб психолого-педагогического сопровождения в России и за рубежом

    1.2. Сравнительный анализ функционирования психолого-педагогической службы в условиях общеобразовательной школы и учреждений профессионального образования. $ 1.3. Формирование системы принципов психолого-педагогического сопровождения разносоциальных и разнофункциональных групп уча-Ф щихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

    Выводы по первой главе.

    Глава 2. Реализация организационной модели деятельности психолого-педагогической службы колледжа.

    2.1. Разработка организационной структуры психологопедагогической службы колледжа. ф

    2.2. Комплексное методическое обеспечение деятельности психологопедагогической службы колледжа.

    2.3 Мониторинг эффективности деятельности психологопедагогической службы колледжа.

    Выводы по второй главе.

Организационная модель деятельности психолого-педагогической службы профессионального колледжа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современная ситуация развития рынка труда предъявляет все новые требования к профессиональной подготовке кадров. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, Постановлениями Правительства Москвы о городских целевых программах «Модернизация московского образования (Столичное образование-4)» и «Развитие учреждений начального и среднего профессионального образования на 2005;2007 годы» отмечается необходимость повышения качества профессиональной подготовки специалистов в соответствии с социальными и экономическими потребностями общества.

Особенностью развития столичного профессионального образования на современном этапе является структурно-содержательная модернизация сети учреждений, которая предполагает качественное укрупнение образовательных единиц путем создания образовательных комплексов непрерывного профессионального образования для опережающего удовлетворения потребностей рынка труда московского региона в квалифицированных рабочих кадрах.

Важными принципами обновления профессионального образования являются его доступность и открытость, предполагающие возможность включения в образовательный процесс как социально активного населения, так и социально незащищенных категорий молодежи: учащихся-сирот, различных категорий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Профессиональное образование этих учащихся требует нестандартных подходов к организации психолого-педагогической службы, обеспечивающих сопровождение учащихся на всем протяжении профессионального обучения (от поступления до окончания колледжа и трудоустройства). Основные понятия, использованные в исследовании: — организационная модель — система, отображающая существующую или проектируемую организационную структуру, содержательные аспекты деятельности, ее элементов и организацию процесса, обеспечивающего их реализацию;

— психолого-педагогическая служба в составе которого имеются группы разносоциальной и разнофункциональной направленности, представляет собой организационную структуру, которая укомплектовывается специалистами психологического, социального, медицинского и педагогического профилей, чья деятельность направлена на содействие психическому, психофизическому и личностному развитию, профессиональному самоопределению, социальной и трудовой адаптации обучаемых;

— психолого-педагогическое сопровождение — это взаимодействие психолого-педагогической службы и различных субъектов образовательного процесса: учащихся, педагогических работников, администрации во время осуществления основных видов деятельности службы — профилактика, диагностика, развитие, коррекция и консультирование — с целью принятия субъектами оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора;

— разносоциалъный (разнофункциональный) состав — контингент обучающихся, отличающийся по своему социальному статусу (из полных и неполных семей, сироты), интеллектуальным и физическим возможностям (с нормой развития, с ограниченными возможностями здоровья).

Актуальность темы

исследования обусловлена проблемами и противоречиями между:

— существующими подходами к деятельности педагога-психолога и психолого-педагогической службы в образовательном учреждении и отсутствием эффективных организационных структур функционирования службы в условиях модернизации учреждений системы профессионального образования, осуществляющих сопровождение всех субъектов образовательного процесса;

— нормативной численностью педагогов-психологов в образовательном учреждении (один специалист на 500 учащихся) и потребностью в привлечении специалистов (социальных педагоговдефектологовпедагогов, имеющих психологическое образованиемедицинских работников) для решения комплекса задач, стоящих перед психолого-педагогической службой колледжа с разносоциальным и разнофункциональным составом обучаемых;

— необходимостью обработки большого количества психологической информации и отсутствием инструментария, разработанного с использованием информационных технологий, позволяющего выполнять аналитическую и управленческую деятельность в условиях укрупнения и модернизации сети учреждений образования.

Реформированию профессионального образования и способам его адаптации к условиям рынка, а также изменению организационных, содержательных и методических компонентов, социальных целей и управления посвящены работы Е. Я. Бутко, З. Г. Даниловой, В. А. Малышевой, М. В. Никитина, П. Н. Новикова, Е. А. Рыковой и др.

Исследования организационных структур управления учреждениями начального и среднего профессионального образования раскрыты в работах В. Н. Аверкина, А. П. Беляевой, В. А. Буслова, A.A. Власенко, В. М. Демина, В. Г. Казакова, A.A. Малахова, Г. В. Мухаметзяновой и др.

Вопросами профессиональной адаптации учащихся лицеев и колледжей занимались Т. Н. Вершинина, О. В. Глинкина, О. И. Зотова, A.A. Кириль-цева, И. К. Кряжева, С. М. Петропавловская и др.

Теоретические основы профконсультирования профессиональной деятельности и психологии труда представлены Е. А. Климовыммодель профессионального консультирования разработана Ю. Ф. Гейжанопыт использования игровых технологий в групповом консультировании описан в исследовании Н. С. Пряжниковапсихологический анализ динамики профессионального самоопределения личности проведен Т. В. Кудрявцевой, М. С. Савиной и В. Ю. Шегуровойпроцедура принятия решения в выборе профессии рассматривается в работах И. В. Кузнецовойвопросы мотивации выбора профессий раскрыты Е. М. Павлютенковымроль саморегуляции в формировании профессионального самоопределения личности показана в работах А. К. Осницкогоструктура профессионального самоопределения и факторы, влияющие на него выявлены в исследовании Б. А. Шавира и др.

В основу форм и методов обучения заложены деятельностный и развивающий подходы, раскрытые в трудах Н. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, Н. Г. Салминой, Н. Ф. Талызиной и др., которые предполагают максимально возможное включение учащихся в различные виды самостоятельной познавательной деятельности через систему заданий с помощью специально созданных средств обучения.

Проблемы организации деятельности психологической службы в образовательных учреждениях исследованы Г. В. Безюлевой, И. В. Дубровиной, В. А. Иванниковым, Ю. В. Шарониным и др.

Изучению психолого-педагогического сопровождения учащихся-сирот с нарушениями в интеллектуальном развитии и инвалидов старшего подросткого возраста посвящены работы A.A. Александрова, В.Ф. Барабано-ва, И. М. Бражноковой, С. Б. Думова, Д. Н. Исаева, Е. И. Казаковой, В. Г. Петрова, Б. П. Пузанова, Н. П. Шабалиной и др.

Характеристика старшего подросткового и юношеского возрастов представлена в работах психологов: Л. С. Выготского, И. С. Кона, X. Рем-шмидта, Е. Ф. Рыбалко, Д. И. Фельдштейна и др.

Несмотря на многочисленные исследования в области психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, работ детально рассматривавшие деятельность психолого-педагогической службы в учреждениях профессионального образования явно недостаточно, что обусловливает актуальность выбранной темы исследования.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в теоретической разработке и экспериментальной апробации организационной модели деятельности психолого-педагогической службы колледжа, направленной на личностное и профессиональное самоопределение обучаемых, подготовки их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ — образовательный процесс в колледже.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ — организационная модель деятельности психолого-педагогической службы колледжа.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: психолого-педагогическая служба колледжа будет эффективна и результаты ее деятельности обеспечат личностное и профессиональное самоопределение и трудовую адаптацию обучаемых, если:

— проведен сравнительный анализ существующих моделей психологических служб и деятельности педагога-психолога в образовательных учреждениях различного типа и уровня образования;

— разработана организационная структура, выработаны функции и определено содержание, деятельности психолого-педагогической службы, ориентированной на личностное и профессиональное самоопределение учащихся, социальную и трудовую адаптацию;

— обосновано и разработано комплексное обеспечение, включающее информационные, организационно-технические, методические, кадровые и правовые аспекты;

— проведен мониторинг эффективности функционирования психолого-педагогической службы в образовательном процессе колледжа.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. На основе анализа современной теории и практики деятельности психологических служб в системе образования России и за рубежом выделить организационные и содержательные аспекты психолого-педагогической службы колледжа.

2. Разработать, апробировать организационную модель и выявить критерии функционирования психолого-педагогической службы в образовательном процессе колледжа.

3. Обосновать комплексное обеспечение деятельности психолого-педагогической службы колледжа, позволяющее эффективно осуществлять сопровождение учащихся в образовательном процессе и подготовку к трудовой деятельности.

4. Экспериментально проверить эффективность предложенной организационной модели психолого-педагогической службы колледжа с разносо-циальным и разнофункциональным составом обучаемых.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ:

— теория управления социальными (образовательными) организациями (А.Т. Глазунов, И. П. Смирнов, Е. В. Ткаченко и др.) как открытой, социально-ориентированной системы со стратегической ориентацией на запросы личности (А.Г. Асмолов, М. Р. Битянова, И. В. Дубровина и др.);

— научные основы оптимизации образовательного процесса, деятель-ностный (Н.Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев и др.), компетентностный подходы (Э.Ф. Зеер, А. Н. Лейбович и др.);

— концепции демократизации и гуманизации образования, развивающий, личностно-ориентированный подход в реализации психолого-педагогического сопровождения учащихся (Г.В. Семья, Т. И. Шульга, Л. М. Щипицына и др.).

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В ходе исследования в соответствии с целями и задачами применялись теоретические и эмпирические методы: изучение и анализ научной литературы по психолого-педагогическому сопровождению учащихся с нормой интеллекта и с отклонениями в интеллектуальном развитии, реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, нормативных правовых документов по вопросам организации деятельности педагога-психолога;

— изучение и обобщение опыта деятельности психологов в образовательных учреждениях различного типа и уровня;

— моделирование процесса функционирования службы;

— анкетирование, тестирование, статистический и математический анализы;

— теория принятия решений.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Диссертационное исследование осуществлялось в три этапа.

Первый этап (2000 — 2002 гг.) — теоретический анализ проблемы, определение цели, объекта, предмета, гипотезы и задач исследования, изучение и анализ научной литературы, публикаций, касающихся вопросов функционирования психологической службы в системе образования России и за рубежом.

Второй этап (2002 — 2003 гг.) — изучение опыта служб психологического сопровождения учащихсяанализ требований к психолого-педагогическому сопровождению разносоциальных и разнофункциональных групп учащихся применительно к условиям колледжаустановление связей с коррекционными и реабилитационными учреждениями для сирот с нарушениями интеллектуального развития и инвалидов старшего подросткового возрастаразработка структуры психолого-педагогической службы колледжа и формирование ее первоначального варианта для сопровождения разносо-циального и разнофункционального состава обучаемыхсбор методического инструментария для осуществления диагностических процедур, материалов для проведения коррекционных и развивающих программ.

Третий этап (2003 — 2005 гг.) — проведение формирующего эксперимента, оценка эффективности разработанной организационной модели психолого-педагогической службы в образовательном процессе колледжа, подведение итогов экспериментальной работы, обобщение, обработка и систематизация полученных результатов, внесение корректив в организационную структуру службы, создание методического, организационно-технического, кадрового, информационного и правового обеспечения функционирования психолого-педагогической службы колледжа, подготовка выводов и рекомендаций.

ДОСТОВЕРНОСТЬ И ОБОСНОВАННОСТЬ научных положений, выводов и результатов исследования обеспечены методологической позицией автораиспользованием комплекса теоретических и экспериментальных методов, адекватных цели, задачам и этапам научного исследованиярепрезентативностью экспериментальной базыапробацией теоретических разработок на практикестатистической обработкой и математическим анализом результатов.

В формирующем эксперименте приняло участие 114 человек Колледжа бытового обслуживания (КБО) № 23 г. Москвы из них: 20 педагогических работника- 83 учащихся (38 учащихся, проживающих в семьях, 15 учащихся-сирот с нормой развития 18 учащихся-инвалидов, слабослышащие, слабовидящие, с нарушением опорно-двигательного аппарата, 12 учащихся-сирот с отклонениями в умственном развитии- 4 педагога Центра поддержки «Женщины и дети прежде всего" — 4 педагога Центра «Здоровье», 3 педагога Центра подростковой культуры «Поколение «Next»». В констатирующем эксперименте приняло участие 97 учащихся различных категорий.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА H ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. Разработана организационная модель психолого-педагогической службы колледжа, включающая противоречия, цель, принципы, функции, структуру, направления деятельности.

2. В результате сравнительного анализа существующих моделей психологических служб в образовательных учреждениях различного типа выявлена система научных принципов функционирования психолого-педагогической службы колледжа: педагогического оптимизма, коррекци-онно-компенсирующий, профессионально и социально-адаптирующей направленности, развивающего, деятельностного и компетентностного подходов, которые конкретизируются в зависимости от индивидуально-психологических и физических возможностей субъектов сопровождения.

3. Обосновано комплексное обеспечение деятельности психолого-педагогической службы колледжа, включающее информационное, методическое, организационно-техническое, кадровое и правовое.

4. Выявлены критерии и показатели деятельности психолого-педагогической службы, сгруппированные по трем основаниям: готовность учащихся разных социальных групп и функциональных возможностей к обучению в колледже, самостоятельной жизни и профессиональной деятельностиготовность и способность педагогических работников колледжа к осуществлению деятельности с разносоциальным составом обучаемыхэффективность деятельности психолого-педагогической службы колледжа в целом.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ определяется тем, что:

— внедрена в практику работы Колледжа бытового обслуживания № 23 г. Москвы организационная модель психолого-педагогической службы, которая может быть реализована в учреждениях начального и среднего профессионального образования;

— выявлены критерии и структурированы показатели эффективности функционирования психолого-педагогической службы колледжа, которые могут использоваться администрацией образовательных учреждений и экспертами различных уровней в целях осуществления мониторинга деятельности службы;

— создан информационно-аналитический комплекс в виде компьютерной базы данных и пакета прикладных программразработан диагностический материалпредложена зонально-территориальная система размещения объектов службы, которые позволяют решать задачи комплексного психолого-педагогического сопровождения учащихся в образовательных учреждениях различного типа;

— подготовлен проект Положения о психолого-педагогической службе колледжа, регламентирующее деятельность службы в условиях профессионального обучения учащихся;

— разработаны и апробированы авторские программы тренинговых занятий «Развитие эмоционально-волевой сферы личности», «Приобретение уверенности в себе», «Умейте управлять собой», которые могут использоваться педагогами-психологами, социальными педагогами и педагогическими работниками (классными руководителями, кураторами) в профессиональных училищах, общеобразовательных школах при работе со старшеклассниками;

— разработаны спецкурсы «Планирование и контрасты карьеры», «Технология поиска работы», которые могут использоваться специалистами служб занятости для личностного и профессионального самоопределения граждан.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ:

1. Организационная модель деятельности психолого-педагогической службы профессионального колледжа, включающая два уровня (оказания помощи и поддержки, психологического сопровождения развития учащихся) и четыре блока (организационную структуру службы, содержание деятельности подразделений, комплексное обеспечение, мониторинг эффективности ее деятельности и взаимодействие сотрудников колледжа и специалистов центров.

2. Комплексное обеспечение деятельности психолого-педагогической службы включающее: информационное, организационно-техническое, методическое, кадровое, правовое и их особенности.

3. Мониторинг эффективности деятельности психолого-педагогической службы колледжа на основе конкретизированных критериев и показателей, отражающих ее специфику.

АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. Материалы и результаты исследования внедрены в практику работы ГОУ Колледжа бытового обслуживания № 23 г. Москвы (2003;2005 гг.). Апробация осуществлялась в процессе практической работы, обсуждения на методических и педагогических советах (2001;2005 гг.) и заседаниях участников экспериментальной площадки по проблеме «Мониторинг качества профессионального образования» — в ходе выступлений на конференциях по проблеме «Адаптация европейской модели качества к формированию профессиональной компетенции колледжа» (2004 г., 2005 г.) — участия автора в конкурсах «Учитель года» (2003 г., 2004 г) — на курсах повышения квалификации педагогов-психологов учреждений начального и среднего профессионального образования, осуществляемых кафедрой практической психологии Института развития профессионального образования (2003;2004 гг.) — в опубликованных статьях и методических рекомендациях.

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы (190 источников) и 14 приложений.

Выводы по второй главе.

1. Существующий штат педагогов-психологов профессионального колледжа, имеющего разный по социальному и функциональному составу контингент обучаемых, способен лишь частично обеспечить решение психолого-педагогических задач для достижения поставленных администрацией и нормативно-правовыми документами целей.

2. Являясь структурным подразделением профессионального колледжа, психолого-педагогическая служба обладает необходимыми свойствами, характерными для системы управления. Использование в исследованиях системно-целевого и функционально-технологического подходов позволило поэтапно обосновать требуемую организационно-штатную структуру психолого-педагогической службы, отвечающей решаемым задачам, разработанной концепции ее создания и развития.

3. Эффективное функционирование службы возможно только в условиях одновременного развития всех видов обеспечения ее деятельности: информационного, методического, организационно-технического, правового и кадрового. При этом в части информационного обеспечения приоритет отдается информационным технологиям (единая база данных по текущей деятельности службынеобходимое для проведения диагностики программное обеспечениеэлектронные формы отчетной документации).

Для рационального использования методического и организационно-технического потенциала колледжа предложена зонально-территориальная система размещения объектов службы, учитывающая специфику их деятельности.

В целях регламентации деятельности службы в правовом аспекте разработан проект «Положения о психолого-педагогической службе профессионального колледжа с разносоциальным и разнофункциональным составом обучаемых».

4. Исследование эффективности разработанной модели деятельности психолого-педагогической службы в профессиональном колледже проведено дифференцировано по каждой представленной в учебном заведении социальной группе.

Выбранные критерии и показатели эффективности психолого-педагогического процесса отражают готовность учащихся разных социальных групп к обучению в колледже, самостоятельной жизни и профессиональной деятельностиготовность и способность педагогических работников колледжа к осуществлению деятельности с разным составом обучаемыхэффективность деятельности психолого-педагогической службы колледжа в целом.

Полученные результаты исследования эффективности деятельности службы, позволяют сделать вывод о положительной тенденции в обеспечении психического здоровья обучаемых и позитивности процесса создания в колледже благоприятного нравственно-психологического климата.

Заключение

.

1. Происходящие социальные изменения в обществе ставят перед учреждениями начального и среднего профессионального образования России новые задачи: ориентироваться на профессиональное обучение учащихся принадлежащим различным социальным группам, при заданном качестве образования. В этих условиях особую значимость приобретают вопросы связанные с адаптацией разносоциалы-юго составом обучаемых в учебном процессе профессионального колледжа, формированием у них адекватной оценки своего места и роли в современной обществе.

Новизна данного исследования заключается в том, что разработана организационная модель функционирования психолого-педагогической службы колледжа с разносоциальным составом обучаемых, отвечающая требованиям по назначению, кадровому составу, информационному, организационно-техническому и нормативно-правовому обеспечению. Научно-теоретическими основами формирования организационной модели функционирования психолого-педагогической службы в учебном процессе профессионального колледжа являются положения науки об управлении образованием как области научного знания, исследующей деятельность интегратив-ной группы людей, совместно решающей ту или иную проблему.

2. Анализ современной теории и практики деятельности психологических служб в системе образования России и за рубежом показал, что психологическая служба в образовательных учреждениях различного типа функционирует как отдельное подразделение, так и в качестве составляющей единой системы комплексного психолого-медико-социального сопровождения обучаемых. Основные направления деятельности службы колледжа включают психологическую профилактику, диагностику, коррекцию, просвещение, консультации, конкретизированные для системы начального и среднего профессионального образования. Задачами деятельности психолого-педагогической службы являются социальная, педагогическая, психологичеекая, профессиональная адаптация и профессиональное самоопределение учащихся.

3. Определены принципы функционирования психолого-педагогической службы колледжа с разносоциальным и разнофункциональ-ным составом обучаемых: педагогического оптимизма, коррекционно-компенсирующей направленности, профессионально и социально адаптирующей направленности, деятельностного, развивающего и компетентност-ного подходов.

4. Разработана организационная модель деятельности психолого-педагогической службы колледжа, включающая четыре блока: организационную структуру службы, содержание деятельности подразделений службы, комплексное обеспечение службы, мониторинг эффективности деятельности службы.

5. Сформирована структура психолого-педагогической службы колледжа в составе информационно-аналитической группы, группы профилактической работы, группы консультативно-развивающей работы и центра профориентации. Определены содержательные аспекты деятельности подразделений службы на различных этапах обучения.

6. Обосновано комплексное обеспечение деятельности психолого-педагогической службы колледжа, включающее информационные, организационно-технические, методические, кадровые и правовые аспекты.

7. Разработана локальная система информационного обеспечения деятельности психолого-педагогической службы с программным обеспечением в виде «Информационно-аналитического комплекса», которая предназначена для обработки результатов индивидуального и группового диагностического обследования, ведения документов психолого-педагогического сопровождения, выполнения запросов и подготовки отчетных материалов, обеспечения необходимой сохранности информации.

8. Обосновано содержание методического обеспечения деятельности службы, включающего диагностические материалы, учитывающие разные уровни развития обучаемыхпрограммы коррекционных и развивающих занятий и тренингов.

9. Разработан проект «Положения о психолого-педагогической службе колледжа», который регламентирует правовой аспект деятельности службы в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

10. Проведена оценка эффективности разработанной модели деятельности психолого-педагогической службы колледжа на основе соотнесения результатов констатирующего и формирующего экспериментов. Выявлены критерии эффективности функционирования службы: готовность учащихся разных социальных групп к обучению в колледже, самостоятельной жизни и профессиональной деятельностиготовность и способность педагогических работников колледжа к работе с разносоциальным и разнофункциональным составом обучаемыхэффективность деятельность психолого-педагогической службы колледжа в целом. Содержание критериев и показателей эффективности психолого-педагогического процесса обусловлено комплексом целей и задач, решаемых специалистами службы.

10. Выявлена положительная динамика изменения показателей с 2003 г. по 2005 г., позволяющая констатировать эффективность функционирования психолого-педагогической службы колледжа в условиях модернизации учреждений профессионального образования московского региона.

Теоретический анализ и проведенное экспериментальное исследование позволили предположить, что разработанная организационная модель деятельности психолого-педагогической службы колледжа может использоваться в учреждениях начального и среднего профессионального образования, осуществляющих сопровождение профессионального обучения учащихся и студентов различных социальных и функциональных групп.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Практическая психология: Учеб. для студ. вузов. -4-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург: Деловая книга, 1999. — 512с.
  2. М.М. Полноценная жизнь инвалида. Перевод. М.: Педагогика, 1991, — 112. с.
  3. .Г. Человек как предмет познания. Л.:Изд-во ЛГУ, 1969.-339 с.
  4. Аникеева Н П. Учителю о психологическом климате в коллективе. -М.: Просвещение, 1983. 96 с.
  5. В.В., Грохольская О. Г., Радов В. П. Принципы развития современного профессионального лицея. М.: Изд-во Института общего образования, 2004. — 106 с.
  6. Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности // Психол. журн.- 1981. № 2-С. 8—18.
  7. A.A. Обеспечение рациональной занятости населения посредством профессиональной ориентации и обучения. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. -М., 2004, 150 с.
  8. В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 214 с.
  9. Г. Д. Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности / Г. Д. Бабушкин. -Омск: ОГИФКД990. 186 с.
  10. В.Ф. Педологическая служба в советской школе 2030-х гг. // Вопр. психол. 1987. № 8. С. 100- 112.
  11. ИМ. Психология умственно отсталого школьника. -М.: Просвещение, 1990. 153 с.
  12. Г. В. Особенности работы психолога в колледже. //Материалы VI Ежегодной Всероссийской научно-практической конференции «Психология в школе: практический психолог — профессия нового века» — СПб, ГП «Иматон», 2001. С. 25−29.
  13. Г. В. Психологическая служба профессионального образования: содержание, проблемы, перспективы. // Преподаватель, № 2, 2001. С. 40−44.
  14. Г. В., Малышева В. А., Паншина И. А. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью. Методические рекомендации. -М.:Издательский центр НОУ ПСОМ, 2003. 136 с.
  15. М.Г. Обучение и воспитание учащихся с девиантным поведением в специальных учреждениях профессионального образования. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. -М., 1999, -24 с.
  16. М.Р. Организационно-содержательные модели деятельности школьного психолога. // Школьный психолог, № 32, 2003. С. 1925.
  17. В.А. Психология профессиональной пригодности: Учеб. пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2001. — 511 с.
  18. Л. И. Проблемы формирования личности. //Избранные психологические труды М.: МПСИ, 2001. — 349 с.
  19. А.К., Макарова И. В. Прикладная психология. М.: Аспект Пресс, 2001.-383 с.
  20. А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. -М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2000. 368 с.
  21. .С. Психологические особенности уровня притязаний выбора целей при психопатии // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 1976, № 12,-с. 1825−1828.
  22. Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989. 200 с.
  23. Е.Я. Методологические основы эффективного профессионального образования, обеспечение социальной адаптации и занятостимолодежи: Сборник докладов международного конгресса занятости 2000. -М., 1996.-29 с.
  24. Т.М. Процесс обучения как диалог между профессиональным и личностным становлением / Т. М. Буякас // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2001. — № 2. — С. 69−70.
  25. М.И. Беседы о детской психиатрии: Кн. для учителей и родителей. М.: Просвещение, 1992. — 255 с.
  26. A.B., Шульга Т. П. Психологическая служба в учреждениях социально-педагогической поддержки детей и подростков. М.: Изд-во УРАО, 2001.- 100с.
  27. В.Н., Денисов A.A. Основы теории систем и системного анализа: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Системный анализ и управление». Изд. 2-е, перераб. и доп. СПб.:Изд-во СПбГТУ, 2001.-512 с.
  28. JI.C. Педология и психотехника // Психотехника и психофизиология труда. 1931. № 2−3.
  29. JI.C. Собр. соч.: в 6 т. Т. 5. Основы дефектологии/ Под ред. A.B. Запорожец -М.: Педагогика, 1982. — 369 с.
  30. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопр. психологии. 1994. — № 3. — С. 43−52.
  31. А.Т. Педагогические технологии и педагогический профессионализм. // Новые исследования в профессиональном образовании: сб. научных статей. -Москва-Ноябрьск, 1998 с. 6−9.
  32. А.Т. Педагогическое исследование: организация, проведение, оценка. М. 2003. — 50 с.
  33. О.В. Реализация модели социально-профессиональной адаптации учащихся к условиям обучения в средних специальных учебных заведениях медицинского профиля. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. -М., 2003, 20с.
  34. . Что такое психология. В 2 т. Перевод с фр. Под ред. Г. Г. Аракелова. М: Мир, 1992.-491 с.
  35. Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев.: Наукова думка, 1988 — 345 с.
  36. Л.А. Психология становления субъекта деятельности в периоды юности и взрослости: Автореф. дис. д-ра психол. наук. СПб., 1996.-48 с.
  37. Городская целевая программа «Модернизация московского образования (Столичное образование-3)».
  38. Городская целевая программа «Развитие учреждений начального и среднего профессионального образования на 2005−2007 годы».
  39. Государственный образовательный стандарт профессионального образования. Классификатор специальностей среднего профессионального образования- утвержден Постановлением Госкомвуза России от 25 мая 1994 года № 4 и дополнениями к ним от 1 августа 1998 г.
  40. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования- утвержден постановлением Правительства РФ от 18.08.1995 № 821.
  41. Гражданский Кодекс Российской Федерации: М.: Контракт, 1995.-176 с.
  42. З.Г. Организационно-педагогические основы управления профессиональным колледжем. Диссертация на соискание степени кандидата педагогических наук. -М., 2001, 180 с.
  43. Т.П. Психологическое сопровождение профессионально-личностного становления, обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях. М.: Изд-во МПСИ, 2005. — 112 с.
  44. Д.П. Психическое здоровье и социальная адаптация в подростковом возрасте и управление ими в условиях социально-экономических перемен. Тверь, 1998. — 96 с.
  45. Дефектология: Словарь-справочник / Авт.-сост. С.С.Степанов- Под ред. Б. П. Пузанова. -М.: Новая школа, 1996 77 с.
  46. И. В. Школьная психологическая служба. М.: Педагогика, 1991.-230 с.
  47. И.В. Теоретические основы и прикладные аспекты развития школьной психологической службы: Дис.. д-ра психол. наук. -М., 1988.-360 с.
  48. С.Б. Совместная деятельность образовательных и социально-педагогических учреждений по преодолению отклоняющегося поведения подростков. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. -М., 1996, 30 с.
  49. Европейская социальная хартия (вступила в силу в 1965 году).
  50. Г. А. Психологические особенности формирования готовности детей сирот к труду в условиях профессионального лицея. — М.: Изд-во Центр НОУ ИСОМ, 2004. — 124 с.
  51. С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. -М.: Педагогика, 1990. 55 с.
  52. Закон Российской Федерации «Об образовании», принят 10 июля 1992 г.: М.: МП Новая школа, 1992. -30 с.
  53. Х.С. История олигофренопедагогики М.: Просвещение, 1980. 398 с.
  54. Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера-педагога. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1988. — 120 с.
  55. .В. Личность и патология деятельности. М.: Изд-во МГУ 1986 -286 с.
  56. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. 208 с.
  57. Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. СПб: Речь, 2003.-389 с.
  58. А.Б. Рождение специалиста: профессиональное становление студента. Минск: Изд-во БГУ, 1983. — 111 с.
  59. Е.И., Тряпицына А. П. Диалог на лестнице успеха (Школа на пороге нового века). СПб: «Санкт-Петербург-XXI век», совместно с ЗАО «Пресс-Атташе», 1997. 246 с.
  60. Г. Г. Социально-профессиональная адаптация учащихся учреждений НПО к условиям рынка на селе. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. -М., 2003, 150 с.
  61. У. В., Раудик В. В. Психологическая служба в школе. М.: Знание, 1986.-79 с.
  62. Л.В. Психологическое сопровождение становления профессионального самосозналия молодых педагогов // Мир психологии. -1999.-№ 2. -С. 216−219.
  63. А.В. Психология на службе воспитательного процесса //Профессиональное образование, 1999. № 7. С.14−15.
  64. В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1994.-222 с.
  65. Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. М.: Педагогика, 1991. 171 с.
  66. Е.А. Пути в профессионализм. М.: МПСИ: Флинта, 2003.-318 с.
  67. A.M. Психологическая служба как фактор повышения эффективности профессионального образования // Профессиональное образование, 1998. № 4. С. 8−9.
  68. А.К. Психологическое обеспечение педагогического Процесса в школе. СПб., 1998. — 378 с.
  69. Л.С. Возрастные возможности и особенности становления психологической культуры учащихся: Автореф. дис. д-ра психол. наук/ Л. С. Колмогорова. М., 2001. — 45 с.
  70. E.H. Возможности социально-психологического тренинга в процессе повышения эмоциональной устойчивости учащихся профессиональной школы // Мир психологии, 1994. № 4. — С. 364−370.
  71. Н.В. Формирование профессиональных понятий на основе использования комплекса учебных заданий в профессиональном лицее. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.-М., 2004, 150 с.
  72. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / Под науч. ред. JIM. Шипицыной и Е. И. Казаковой. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000.-108 с.
  73. Кон И. С. Психология ранней юности. М., Просвещение, 1 989 254 с.
  74. Конвенция прав ребенка (вступила в силу в 1959 году).
  75. Конвенция ЮНЕСКО о техническом и профессиональном образовании (вступила в силу в 1989 году).
  76. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
  77. Ю.А. Активизация и развитие трудовой профессиональной направленности личности старшеклассников // Журн. приклад, психологии. -2001. -№ 4. С. 28−37.
  78. А. А., Коростылева JI.A. Психологические проблемы самореализации личности. СПб.: Изд-во ОПТУ, 1997. -240 с.
  79. И.Ю. Психологические особенности профессионального самоопределения личности в разнотипных профессиях: Дис.. канд. пси-хол. наук. М.: Изд-во МГУ, 2000. — 312 с.
  80. И.В. и др. Психологическое консультирование инвалидов. -Ярославль: Центр «Ресурс», 1996. 170 е.
  81. В.А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1991. — 250 е.
  82. Л.В. Активные методы обучения как средство профессионального самоопределения студентов УСПО. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. -М., 2001, 20с.
  83. Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопр. психологии. 2001. — № 1. — С. 57−65.
  84. В.А. Организационно-правовое и методическое обеспечение развития начального профессионального образования: Учебное пособие для системы профессионального образования. М.: ИРПО, 2000. — 104 с.
  85. А.К. О сотрудничестве учителя и школьного психолога // Педагогика. 1994. — № 6. — С. 67−76.
  86. А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. 1995. — № 6. — С. 14−18.
  87. А. И. Противоправное поведение несовершеннолетних: генезис и ранняя профилактика. Киев: Наукова думка, 1985. — 150 с.
  88. .З., Евенко Л. И., Рапопорт B.C. Системный подход к организации управления. М.: Экономика, 1983. — 224 с.
  89. А. В. О воспитании старшеклассников. М., Просвещение, 1981. — 176 с.
  90. И. Моя система для детей. Необходимое руководство для родителей и воспитателей. М., 1911. — 77 с.
  91. К. Г. Время выбора,— М.: Политиздат, 1991. 251 с.
  92. В.Н. Проблема отношений и ее место в психологии // Личность и неврозы. Л., 1960. — С. 209−230.
  93. A.A. Очередные вопросы практической педологии // Педология. 1931. № 4.
  94. Е.П. Феномен человеческого самоутверждения. СПб.: Алетейя, 2000.-224 с.
  95. М.В. Модернизация управления развитием образовательных организаций: Монография. -М.: Издат. центр АПО. 2001.-221 с.
  96. В.В. Личность в условиях хронического соматического заболевания. Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. М., 1992, 353 с.
  97. H.H. Психологическая культура взаимных отношений. -Л., 1986.- 150 с.
  98. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (олигофренопедагогика) / Б. П. Пузанов, Н. П. Коняева, Б. Б. Горскин и Др. Под ред. Б. П. Пузанова. -М.: Издательский центр «Академия», 2001. 86 с.
  99. Общая психодиагностика. Под. ред Бодалева A.A., Столина В. В. Спб.: Речь, 2000.-43 с. 117.0лиференко Л.Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 256 с.
  100. И. А. Педагогическое сопровождение социально-профессиональной адаптации учащихся. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. -М, 2004, 22 с.
  101. Е.Е. Педагогические условия развития творческих качеств личности в профессе профессионального самоопределения. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. -М., 2000, 150 с.
  102. М.С., Лубовский В. И. Динамика развития детей-олигофренов. М.: Изд во Акад. пед. наук РСФСР, 1963. — 223 с.
  103. Педагогическая наука и практика региону. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Ставрополь: CHUGBL 2001 .246 с.
  104. Л. Стрессовые состояния у людей, потерявших работу // Психологический журнал, 1992, т. 13, № 1, с. 126−130.
  105. В.Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 159 с.
  106. С.М. Социально-педагогическая адаптация учащихся профессионального лицея. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. -М, 2003, 150 с.
  107. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.-255 с.
  108. Постановление ЦК ВКП (б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов» // Народное образование в СССР: Сб. документов. М., 1974. С. 28−36.
  109. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. М.: ТЦ «Сфера», 2000. — 528 с.
  110. Проблемы профессиональной социализации личности: Коллективная монография / Под ред. JT. М. Митиной. Кемерово, 1996. — 159 с.
  111. Программы для 5−9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сборник 2. М.: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 2000. -77с.
  112. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью М.: Изд во НЦЭНАС, 2003 .- 118 с.
  113. Профессиональное образование инвалидов М.: Интеллект -центр, 2003.- 191 с.
  114. Профессиональная ориентация инвалидов / Под ред. И.К. Сырни-кова. М.: Изд-во «Логос», 1996.-258 с.
  115. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО „МОДЭК“, 1996.-256 с.
  116. Психологическая служба в школе (круглый стол) // Вопр. психол. 1982. № 3. С. 62- 93- № 4, С. 75−103.
  117. Психологические тесты / Под ред. A.A. Карелина: В 2 т. -М.:Гуманит. изд. центр Владос, 2001. Т.2. -248 с.
  118. Рабочая книга школьного психолога /Под ред. И.В.Дубровиной-М.: Просвещение, 1991.-303 с.
  119. А. А. Психология познания педагогом личности учащихся. -М.: Высшая школа, 1990. 80 с.
  120. Рекомендации по организации деятельности психологической службы в среднем специальном учебном заведении / Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 28 октября 2003 г. № 18−52−1044ин/18−28.
  121. X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М.: Мир, 1994. — 319 с.
  122. Е. С. Психология профессионального становления: Ав-тореф. дис. д-ра психол. наук/ Е. С. Романова. -М., 1992. 31 с.
  123. В.Ф., Клименко З. Г., Егоров В. И. Модель социально-педагогической адаптации обучающихся в учреждении начального профессионального образования. -М.: Изд. центр АПО», 2001. 46 с.
  124. С.Л. Основы общей психологии. -М.: Просвещение, 1946.-701 с.
  125. С.Я. Психология умственно отсталого школьника. -М.: Просвещение, 1986. 192 с.
  126. Нб.Рувинский Л. И., Соловьева А. Е. Психология. М.: Просвещение, 1982. — 143 с.
  127. Е.А. Профессиональная подготовка школьников: опыт, проблемы // Школа и производство. 2004. -№ 1. С. 66−71.
  128. Н.У. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях совместной учебной деятельности. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Волгоград, 1996. -21 с.
  129. JI. Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технология обучения в средних специальных учебных заведениях. -М.: Мастерство, 2001. -272 с.
  130. Системный анализ структуры управления. Под ред. В. Г. Шорина -М.: Знание, 1975.-303 с.
  131. .И. Организационно-педагогические аспекты модернизации образовательного процесса в профессиональном лицее. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. -М., 2004, -150 с.
  132. И.П. Человек образование — профессия — личность: Монография. — М.: УМИЦ «Граф -Пресс», 2002. — 420 с.
  133. И.П., Поляков В. А., Ткаченко Е. В. Новые принципы организации начального профессионального образования: Переход к открытой системе в условиях рынка труда. М.: Аспект, 2004 — 31с.
  134. Д. Курс выживания для подростков. М.: Горизонт 1995.-206 с.
  135. Совершенствование психолого-педагогической подготовки студентов педвуза: Сб. науч. тр. М.: МГПИ им. Ленина, 1985. — 143 с.
  136. Е.М. Профессиональное образование инвалидов: состояние и проблемы // Профессиональное образование, 1999. № 6. С. 16−17.
  137. А. М. Общая и профессиональная психология: Учеб. пособие для средних профессиональных учебных заведений. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 382 с.
  138. И.Л. Педологическая практика в школах // Педология. 1928. Кн. 2.
  139. Э.Э. Психология профессионально обусловленных кризисов. М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004.-320с.
  140. Танеев А, Д., Лифинцева Н. И., Ялпаева Н. В. Основы коррекцион-ной педагогики: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений /Под ред. В. А. Сластенина. -М.: Издательский центр «Академия», 2002. 128 с.
  141. Е.В. Приоритеты российского начального образования. // Педагогика, № 2, 1979, 224 с.
  142. Е.В. Реформирование образования в России. Некоторые итоги, проблемы, задачи. М.: Из во Респ. ин-та повышения квалификации работников образования, 1995. — 161 с.
  143. Е.В. Современные проблемы профессионального образования в условиях рыночной экономики // Образование и наука. Известия УРО РАО. 2004. — № 1 (25). — С. 70−78.
  144. Управление образовательными системами. Учебное пособие /Под ред. В. С. Кукушина. -М.:ИКЦ «МарТ" — Ростов н/Д:ИЦ «МарТ», 2003. 464 с.
  145. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. — М.: Педагогика, 1989. 208 с.
  146. Флэйк-Хобсон Кэрол и др. Мир входящему.: Развитие ребенка и его отношений с окружающими М.: Центр общечеловеческих ценностей: Республика, 1992.-510 с.
  147. А. Р. Профессиональная деятельность как смысл жизни и акме профессионала // Мир психологии. 2001. — № 2-С. 104−109.
  148. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987. -181с.
  149. Формирование личности старшеклассника / Под ред. И. В. Дубровиной. -М.: Педагогика, 1989. 169 с.
  150. Хаутиева 3. М. Развитие познавательной самостоятельности учащихся профессионального лицея. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 2000. 22 с.
  151. М. Учителя и умственно отсталые лица. Прага, 1988.83 с.
  152. М.А. Формирование коммуникативных качеств учащихся профессионального лицея. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. -М., 2001, 25 с.
  153. И.В. Управление качеством подготовки специалистов в учреждении среднего профессионального образования. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. -М., 2003. 150 с.
  154. Н.Б., Андреева О. С., Знакова Т. А. Основные задачи, организация и методы работы психолога в реабилитационных учреждениях социальной защиты населения. М.:Фонд «Социальный партнер», 2000. — 60 с.
  155. П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. -М.: Педагогика, 1981. 123 с.
  156. В.Д. Проблемы профессиональных способностей // Психол. журн. 1982. — Т. 5, № 5. — С. 13−26.
  157. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. — 56 с.
  158. Ю.В., Безюлева Г. В. Положение о службе психолого-педагогической поддержки учебно-воспитательного процесса ВУЗА. -М.: ИОО, 1998.- 12 с.
  159. И. Диагностика психического развития. Прага, 1978.-185 с.
  160. С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты. Метод, пособие для учителя. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001. — 136 с.
  161. Г. М. Деловая культура и психология общения. -М.:ПрофОбрИздат, 2002. 128 с.
  162. Э.Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. JL: Медицина, 1990.- 187 с.
  163. Э. Идентичность: юность и кризис. М., Изд-во Группа «Прогресс». 1996.-340 с.
  164. Е.Ю. Трудоспособность как одна из категорий ограничений жизнедеятельности при-олигофрении в зависимости от типа дефекта. //Медико-социальная экспертиза и реабилитация, 1999. № 3. С.27−30.
  165. Н.Г. Проблемы проектирования содержания среднего профессионального образования в условиях введения нового поколения ГОС СПО // Среднее профессиональное образование, 2004. № 2. С. 2−6.
  166. Ф.С. Профессиональная адаптация выпускников УНПО с ограниченными возможностями здоровья // Профессиональное образование, 2003. № 9. С. 32.
  167. Binet A., Vaschide N. La psychologie a l’ecole primaire // Z’Annee Psychologique. 1897.-#4.
  168. Guillemard G. E. School Psychology in France// International Perspectives on Psychology in the School. New Jersey, 1989, p. 39−60
  169. Reynolds C. R. et al., 1984.
Заполнить форму текущей работой