Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Нарушение словообразования у детей с ОНР

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вместе с тем, исследования словообразования прилагательных у детей с ОНР старшего дошкольного и младшего школьного возраста (С.Ф. Иваненко С. Ф. и др.) выявляют значительное различие уровней сформированности навыков словообразования у детей с ОНР и у детей с нормальным развитием речи, а также своеобразие этого процесса у детей с общим недоразвитием речи Иваненко С. Ф. Формирование восприятия речи… Читать ещё >

Нарушение словообразования у детей с ОНР (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Формирование механизмов словообразования тесно связано с развитием морфологической системы языка, а также с функционированием механизмов, обеспечивающих усвоение лексики и синтаксиса речи. Этот процесс основывается также на способности обобщать и дифференцировать языковые единицы.

Усвоение словообразования предполагает достаточную сформированность процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, умения определять сходство и различие в значении и формально-языковых признаках слов, а также сохранность психических функций: мышления, восприятия, памяти, внимания и др. Лалаева Р. И. и др. Нарушения речи и коррекция у детей с задержкой психического развития. — М.: ВЛАДОС, 2004, с. 87.

В связи с недоразвитием познавательной деятельности, в том числе и процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, у детей обнаруживаются и особенности процессов словообразования Негневицкая Е. О., Шахнарович О. М. Язык и дети. — М., 1984. .

Исследования словообразования показывают, что у детей с ОНР процесс словообразования задерживается, затягивается во времени и имеет качественное своеобразие.

Одним из характерных признаков уровня сформированности словообразования является, по мнению А. М. Шахнаровича Шахнарович Л. М. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. — М., 1979. детское «словотворчество». Оно возникает в тот период, когда ребенок начинает выделять словообразовательные морфемы, обобщать их в соответствии со значениями, однако еще недостаточно дифференцирует с учетом норм языка См. Демьянов Ю. Г. О речевых нарушениях у детей//Дефектология. Герценовские чтения. — Л.: Наука, 1977, с. 293. .

Значительное количество неологизмов при словообразовании свидетельствует о том, что данный процесс находится у этих детей в стадии формирования. Кроме того, случайный и немотивированный характер словообразовательных неологизмов говорит о том, что у старших дошкольников с ОНР недостаточно усвоены даже продуктивные модели словообразования.

В усвоении правил грамматики, особенно на начальном этапе развития речи, большую роль играет «чувство языка». Именно оно помогает ребенку практически отличать правильные языковые формы от неправильных. В процессе восприятия и порождения речи происходит сравнение речи с имеющимися у ребенка эталонами. Если речевой факт совпадает с речевым эталоном, то он воспринимается «чувством языка» как правильный. В случае несовпадения у ребенка возникает чувство неправильности данной речевой формы. Таким образом, достаточный уровень сформированности «чувства языка» является важнейшим условием как правильной речи ребенка в целом, так и успешности овладения грамматикой родного языка.

У дошкольников с ОНР «чувство языковой нормы» находится на низком уровне. Следует отметить, что спонтанный процесс его развития осуществляется у этих детей довольно медленно.

Таким образом, нарушения речи у детей отражаются на словообразовании и протекании периода детского словотворчества, оказывают отрицательное влияние на формирование процессов выделения, обобщения и продуцирования словообразовательных моделей.

Анализ нарушений морфологической системы языка (словообразования и словоизменения) свидетельствует о том, что в процессе дифференциации грамматических форм как в плане семантики, так и в плане выражения у детей с ОНР выявляются тенденции двух типов, выражающие как общие закономерности, так и специфические особенности Визель Т. Г. Аномалии речевого развития ребенка. — М.: Педагогика, 1979. .

К общим тенденциям, характерным как для детей с ОНР, так и для детей с нормальным речевым развитием, но более раннего возраста, следует отнести следующиеДошкольная логопедическая служба: из опыта работы. Книга 1/Под ред. Степанова О. А. — М.: ТЦ Сфера, 2006. :

  • 1) тенденция «выравнивания основы», укрепления тождества корня (основы). У детей с ОНР, однако, эта тенденция носит диффузный характер: в речи этих детей при словоизменении и словообразовании часто отсутствуют чередования, изменение ударения, консонантизация гласного основы, нарушение основы, супплетивизм, как формообразовательный, так и словообразовательный;
  • 2) переход от простого к сложному как в плане семантики, так и в плане языкового оформления;
  • 3) унификация флексий и других морфем;
  • 4) замена непродуктивных морфем формообразования и словообразования продуктивными, нулевых окончаний — ненулевыми.

Однако в целом проявления этих тенденций усвоения морфологической системы языка у детей с ОНР отмечаются в более поздние сроки, чем у детей с нормальным речевым развитием.

Специфические особенности в усвоении морфологических закономерностей парадигмы формообразования и словообразования, характерные только для детей с ОНР:

  • 1) преобладание немотивированного (случайного) формообразования и словообразования с использованием морфем, существующих в языке;
  • 2) использование морфем, не представленных в языке;
  • 3) большое количество замен морфем, семантически далеких, не входящих в парадигму морфем данного значения;
  • 4) отсутствие при словообразовании механизма переосмысления связей слов (по типу «народной этимологии»);
  • 5) в процессе словоизменения и словообразования детей с ОНР слабо представлена генерализация (или сверхгенерализация), т. е. выявление правил и закономерностей функционирования языковых единиц и их обобщение в процессе продуцирования речи;
  • 6) для процессов словоизменения и словообразования дошкольников с ОНР характерна языковая асимметрия, т. е. ярко выраженное отступление от регулярности, единообразия в строении и функционировании языковых знаков.

Таким образом, у детей с ОНР имеется нарушение как в дифференциации грамматических и деривационных значений (на уровне семантики), так и в соотнесении значений с определенным языковым оформлением (на формально-языковом уровне). Однако ведущими являются нарушения на семантическом уровне, трудности дифференциации грамматических и деривационных значений.

Грамматические и деривационные значения являются более отвлеченными, абстрактными, чем лексические значения. Они не имеют четко выраженной связи с предметами, действиями, признаками. Усвоение грамматических и деривационных значений и оперирование ими предполагает определенную сформированность процессов анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования. В связи с этим, при овладении грамматическим строем речи у детей с ОНР возникают существенные трудности, прежде всего, в усвоении и дифференциации грамматических и деривационных значений.

Анализ словообразования прилагательных у детей с ОНР свидетельствует о том, что некоторые общие закономерности речевого онтогенеза характерны и для этой категории детей. Так, среди форм словообразования прилагательных наиболее усвоенными детей с ОНР являются притяжательные прилагательные, а наименее усвоенными — относительные прилагательные.

Вместе с тем, исследования словообразования прилагательных у детей с ОНР старшего дошкольного и младшего школьного возраста (С.Ф. Иваненко С. Ф. и др.) выявляют значительное различие уровней сформированности навыков словообразования у детей с ОНР и у детей с нормальным развитием речи, а также своеобразие этого процесса у детей с общим недоразвитием речи Иваненко С. Ф. Формирование восприятия речи у детей с тяжелыми нарушениями произношения. — М.: Просвещение, 1984, с. 77. .

У детей с ОНР даже в старшем дошкольном возрасте выявляется большое количество неправильных (окказиональных) форм словообразования прилагательных. При этом дети с ОНР часто воспроизводят несколько словообразовательных вариантов (сад — садашный, садиный, садовый). В большинстве случаев дети с ОНР не дифференцируют и в импрессивной речи правильный и неправильный словообразовательный вариант.

Среди окказиональных словообразований прилагательных можно выделить следующие группы нарушений:

  • 1) замена суффиксов (волкин, хитровая, морозовый, метальные, соломная, пухное, шерстовая, фарфорная, шерстевая, яблокевый);
  • 2) нарушение чередования вследствие сохранения основы мотивирующего слова (снегная, бумагная, черникный, яблокный);
  • 3) неправильное употребление суффикса одновременно с отсутствием чередования (снеговая, бумаговая, яблоковый, черниковый);
  • 4) неправильное использование производной основы (путовое, фарфовая, картновый, древная, яблчный);
  • 5) воспроизведение усеченной формы прилагательного (шелковы, кирпична, кленовы, соснова, железно);
  • 6) употребление прилагательного иного лексического значения, близкого по семантике или по звучанию (шерстяная — теплая, пуховое — пушистое, металлические — железные, черничный — ягодный, грибной — лесной);
  • 7) употребление окказиональных суффиксов, иногда с искажением основы (шелконы, фарфона, фарфостная); отсутствие суффикса (трусый);
  • 8) наложение суффиксов (шелковный, фарфоростная, шерстяновая, пуховное, вишневное, грушновое, фарфорован-ная, жадностный);
  • 9) нарушение акцентуации:
    • а) сохранение ударения, характерного для начальной формы (грибной, кленовый, пуховое). Этот вид ошибок характерен и для детей с нормальным развитием;
    • б) использование произвольного ударения (ситцевые, пуховое, кожаная). Следует отметить, что дети с ОНР иногда затрудняются даже повторить свой неологизм в условиях интерференции. Это, возможно, связано с тем, что у них не сформирована словообразовательная модель, словообразование носит случайный характер, морфемы не имеют конкретного значения, нарушена и слуховая память;
  • 10) замена словообразования воспроизведением слова (существительного).

Дошкольники с ОНР часто просто повторяют последнее слово данного словосочетания в именительном падеже (лист клена — клен; иголка сосны — сосна; коробка из бумаги — бумага), изменяют один или оба компонента словосочетания, образуя уменьшительно-ласкательную форму, множественное число или другой падеж (суп из грибов — грибы; крыша из кирпича — кирпичики; ветка осины — осинка; горка из снега — снегу);

  • 11) нарушение согласования прилагательного с существительным в роде и числе (бабушкина фартук, бумажный коробка, шерстяная варежки);
  • 12) неправильный выбор основы мотивирующего слова при словообразовании; эти специфические ошибки характерны только для детей с ОНР (варенье из вишни — вареновое, джем из черники — джемовый, горка из снега — горная, иголка сосны — игольчатая, лапа медведя — лапочная).

Анализ словообразования прилагательных показывает, что дети используют при словообразовании ограниченное число суффиксов. Самая высокая словообразовательная активность наблюдается у суффиксов — н-, — ов, — ев-. Вместе с тем, дети с ОНР реже образуют «привычные» неологизмы, так как нарушение речевого развития снижает способности детей к усвоению значений морфем русского языка, что делает невозможным комбинирование морфем с их точным значением в процессе овладения грамматическим строем речи Туманова Т. В. К проблеме развития процессов словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи // Дефектология. — 2004. — № 5. — С. 34−41. .

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой