Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности организма, психики, социального поведения человека

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В своем поведении, деятельности, общении человек опирается (не всегда осознанно) на культуру общества, ориентируется на нормы и правила, использует язык, знания, технологии, которые возникли в социуме задолго до его появления в нем, были переданы ему и служат фундаментом его индивидуальной жизни. Ориентация человека на нормы общества серьезно влияет на действия конкретных людей… Читать ещё >

Особенности организма, психики, социального поведения человека (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Организм человека принципиально отличается от других живых организмов и своей анатомией, и физиологией, и психикой, и генотипом. Homo sapiens выделяется среди других млекопитающих выпрямленным положением тела. Его мозг отличается количеством извилин коры головного мозга и их глубиной. По сравнению с человекообразными обезьянами размер лобных и теменных долей у человека значительно больше. Кроме того, в ходе филогенеза уменьшилась (в процентном соотношении) площадь проекционных полей (элементарные чувствительные и двигательные функции) и увеличились интеграционные поля (высшие психические функции). Согласно исследованиям Д. Свааба[1], одного из ведущих ученых в области исследований мозга, все особенности нашего поведения и здоровья определяются строением и функциональными особенностями мозга.

Формирование мозга происходит во внутриутробном периоде, таким образом, любые нарушения в период беременности могут предопределить нашу дальнейшую жизнь.

Различия между психикой человека и животного косвенно легли в основу заочного спора двух выдающихся психологов XX в. Л. С. Выготского и Ж. Пиаже. Речь идет о мышлении и речи. Камнем преткновения стала причинноследственная связь между этими качествами психики человека. По Пиаже развитие речи ведет за собой развитие мышления, а по Выготскому все происходит с точностью до наоборот. Как бы то ни было, можно с уверенностью утверждать, что речь и мышление неразрывно связаны друг с другом. Речь человека самая развитая, следовательно, мышление человека значительно превосходит мышление представителей животного мира. Другим выдающимся психологом XX в. С. Л. Рубинштейном была высказана идея, что «психика является продуктом развития органической жизни. Поэтому вопрос о материальных основах психики — это прежде всего вопрос об ее зависимости от материальных основ органической жизни, от ее материального субстрата»[2]. Субстратом в данном случае является центральная нервная система и головной мозг.

Психика человека — это взаимосвязь интеллекта, эмоций, мотивов, воли, характера и пр. Для нее характерны такие уникальные особенности, как пластичность (способность адаптироваться к изменяющимся условиям жизни при сохранении видовых особенностей), активность (способность избирательно реагировать на раздражители, селективно отражать и воспринимать различные воздействия), динамизм (способность изменяться), синергетичность (неравновесность. Его деятельность включает в себя и хаотичные, и упорядоченные процессы: чем организм моложе, тем более хаотичной системой он является, тем более беспорядочно он действует).

Сложность психики человека обусловливает его жизнеспособность как вида и индивида, его конкурентоспособность в животном мире, многообразие его состояний и поведения, его существование в различных пространствах бытия.

Своеобразие природы человека проявляется не только в характеристиках его как живого существа, в особенностях его организма, но и в таком свойстве его природы, как.

социальность, т. е. потребность и способность продуктивно существовать в сообществе себе подобных.

Социальность присуща не только человеку, но и многим животным, которые физически не могут существовать вне своего стада, стаи, семьи и пр. Каждое социальное животное занимает в своем сообществе определенную, часто неизменяемую, позицию; подчиняется общим — биологическим — законам, ориентируется в своем поведении на других членов сообщества и т. д.

Любой человек тоже невозможен без общества, без совместной с другими людьми деятельности и общения. Организм ребенка, его психика с самого рождения (а может быть, задолго до него) нуждаются и готовы к человеческому образу жизни, к человеческим формам бытия, общению с другими людьми, овладению словом и пр. Социальность человека — значительно более сложное образование, чем социальность даже самого высокоразвитого животного.

Значение общества для каждого отдельного человека огромно:

  • • только в обществе человек реализует потенциальные возможности, данные ему Космосом и земной природой. Например, присущую всем живым существам активность человек проявляет еще и как способность к продуктивной социально-значимой деятельности, утверждению своими поступками, решениями общепринятых ценностей, сохранению и созданию культуры. А присущую ему как живому организму пластичность человек проявляет не только как способность приспосабливаться к изменениям климата, разным временам года, природным катаклизмам — он адаптируется и к изменяющимся социокультурным условиям и сам определяет во многом эти изменения;
  • • «Я» конкретного человека не может быть реализовано лишь через отношение к самому себе. (Неслучайно Нарцисс в древнем мифе — несчастное существо.) Человек развивается, только «смотрясь» (К. Маркс) в другого человека. «Первейшее из первых условий жизни человека — это другой человек. Другие люди — центры, вокруг которых организуется мир человека. Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину»[3], — писал С. Л. Рубинштейн. Еще Авиценна утверждал, что человек достигает всего, в чем нуждается, только благодаря обществу: познает в другом то, что есть в нем; удовлетворяет потребность сообщать и получать сообщения; изобретает искусства для удовлетворения духовных потребностей и ир.[4];
  • • только в социокультурной среде потенциальная готовность младенца к восприятию человеческой речи превращается в общительность, в способность к конструктивному диалогу, к обмену идеями, ценностями, опытом, знаниями и пр., а присущие всему живому динамичность и пластичность — в способность ориентироваться па другого, меняться в его присутствии, испытывать эмпатию;
  • • именно в обществе человек научается сохранять свою внутреннюю независимость, автономность, осознавать свою индивидуальность, свои потребности, создавать и защищать свое персональное пространство;
  • • в своем поведении, деятельности, общении человек опирается (не всегда осознанно) на культуру общества, ориентируется на нормы и правила, использует язык, знания, технологии, которые возникли в социуме задолго до его появления в нем, были переданы ему и служат фундаментом его индивидуальной жизни. Ориентация человека на нормы общества серьезно влияет на действия конкретных людей, на их мировосприятие, на их менталитет; обусловливает способность человека совершать осмысленные и ответственные поступки; удовлетворять свои витальные потребности «цивилизованным» способом. Возможно, именно поэтому, если человек интериоризировал культуру конкретного социума, он может более или менее полноценно существовать, даже оказавшись физически вне своего сообщества (политические заключенные), вне человеческого общества вообще (Р. Крузо).
  • [1] См.: Свааб Д. Мы — это наш мозг: от матки до Альцгеймера / пер. с нидерл. Д. В. Сильверстова. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2014. С. 108.
  • [2] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Ч. 2. Гл. 4: Проблемаразвития в психологии.

    Введение

    СПб.: Питер, 2000.

  • [3] Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М., 1957. С. 262—263.
  • [4] См.: Ибн Сипа (Авиценна). Избранные философские произведения.М., 1980. С. 472−478.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой