Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Образование как фактор реабилитации детей и подростков в условиях приюта

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Механизм социальной реабилитации дезадаптированных детей анализировался многими исследователями. До сих пор сохраняют актуальность работы, обобщившие передовую практику 20-х — 30-х годов и заложившие теоретические основы зарождавшейся новой отрасли наукисоциальной педагогики (И.А. Арямов, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. Б. Залкинд, В. П. Кащенко, М. В. Крупенина, Н. К. Крупская, Е. С. Лифшиц… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Процесс реабилитации дезадаптированного подростка как социально-педагогическая проблема
    • 1. Социальная дезадаптация как следствие экстремальной жизненной ситуации
      • 1. 1. Экстремальная ситуация
      • 1. 2. Дезадаптация личности
    • 2. Социально-педагогические факторы дезадаптации подростков
      • 2. 1. Макросоциальные факторы дезадаптации
      • 2. 2. Семья и школа как факторы социальной дезадаптации подростка
      • 2. 3. Кризисность подросткового возраста
    • 3. Реабилитационный и образовательные процессы: специфика и взаимодействие.,.,
      • 3. 1. Реабилитационный процесс как развитие субъектности подростка
      • 3. 2. Специфика организации образовательного пространства в условиях процесса реабилитации подростков в приюте
  • ГЛАВА 2. Приют как образовательное пространство
    • 1. Реабилитационные учреждения для подростков в современных условиях
  • История становления, современное состояние)
    • 1. 1. Государственные социально-реабилитационные учреждения
    • 1. 2. Учреждения, созданные по инициативе частных лиц и финансируемые спонсорами
    • 1. 3. Общественные социально-реабилитационные организации
    • 1. 4. Социально-реабилитационные социумы семейного типа
    • 2. Социальная ситуация приюта как фактор развития реабилитационного процесса
    • 3. Образовательный процесс в условиях приюта и опекунской семьи
    • 3. 1. Организация образовательного процесса в условиях приюта
    • 3. 2. Организация образовательного процесса в условиях опекунской семьи
    • 4. Социальный педагог как организатор процесса реабилитации подростков в приюте
    • 4. 1. Социально педагогическая деятельность педагога в условиях приюта
    • 4. 2. Развитие профессионально-личностной позиции педагога приюта как условие эффективности процесса социальной реабилитации подростков

Образование как фактор реабилитации детей и подростков в условиях приюта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Обострение внимания исследователей и педагогов-практиков к проблемам социальной поддержки и реабилитации детей и подростков обусловлено резким увеличением за последние годы количества детей, попадающих в экстремальные жизненные ситуации (распад семей, лишение родительского попечительства, преследование криминогенными структурами, вынужденная миграция и т. п.), неизбежным следствием которых является их социальная дезадаптация. Источник этой дезадаптации — в противоречии между детским опытом, возрастными возможностями и реально складывающейся социальной ситуацией. Такие дети составляют основной контингент воспитанников детских социально-реабилитационных учреждений, в частности, приютов.

Механизм социальной реабилитации дезадаптированных детей анализировался многими исследователями. До сих пор сохраняют актуальность работы, обобщившие передовую практику 20-х — 30-х годов и заложившие теоретические основы зарождавшейся новой отрасли наукисоциальной педагогики (И.А. Арямов, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. Б. Залкинд, В. П. Кащенко, М. В. Крупенина, Н. К. Крупская, Е. С. Лифшиц, А. В. Луначарский, А. С. Макаренко, А. А. Фидлер, С. Т. Шацкий, В. Н. Шульгин и др.). Как явствует из исследований последних лет, проблема социальной реабилитации подростков имеет ярко выраженный междисциплинарный характер. В педагогической науке и практике она рассматривается обычно в логике коррекционной педагогики — с позиций медицины и психологии (С.А. Беличева, М. И. Буянов, Г. М. Иващенко, Г. И. Камаева, М. М. Плоткин и др.), или социальной педагогики (Б.М. Бим-Бад, В. Г. Бочарова, С. Г. Вершловский, Л. Н. Лесохина, А. В. Мудрик, Н. М. Платонова, С. А. Расчетина, В. Д. Семенов и др.).

Необходимость/специальных исследований диктуется еще и тем, что проблему реабилитации социально дезадаптированных детей и подростков явно не удается решить в рамках традиционных реабилитационных средств и методик. К тому же организация реабилитационного процесса в условиях специализированных детских учреждений сегодня находится по существу на этапе опытно-экспериментальной работы и характеризуется недостаточной научной обоснованностью и структурированностью. Как таковая система реабилитационных учреждений еще не сложилась и не вписалась должным образом в общую систему детских (реабилитационных) учреждений, реабилитационные учреждения типа приюта плохо состыкованы с системой общего образования. Это существенно осложняет сам реабилитационный процесс.

Организация реабилитационного процесса в условиях специализированных детских учреждений требует дальнейшего научного обоснования с учетом современного положения. Деятельность этих учреждений в настоящее время ориентирована скорее на адаптацию детей и подростков к новым условиям, чем на их социальную реабилитациюпедагоги готовы скорее опекать и защищать детей, чем развивать их самостоятельность и сопротивляемость негативному влиянию среды.

Фактически нет исследований, комплексно рассматривающих проблему нейтрализации негативного социального опыта и перестройки личностной позиции дезадаптированных подростков. Малоэффективно используются возможности образовательного потенциала конкретных реабилитационных учреждений, в то время как анализ реабилитационного процесса в образовательном контексте позволяет увидеть конструктивные возможности социально-педагогического решения проблемы реабилитации дезадаптированных подростков и вооружить практиков новыми «инструментами» педагогического воздействия. Хотя проблема решения социальных вопросов образовательными средствами в современной социальной педагогике находится в стадии активного становления, вопросы взаимосвязи и взаимовлияния образовательного и реабилитационного процессов практически не исследуютсяотсутствуют научно обоснованные реабилитационные программы для разных кон-тингентов детей, что заставляет практику идти трудным путем проб и ошибок.

Деятельность педагогического коллектива в условиях приюта осложняется сегодня недостаточной подготовленностью педагогов к работе в сложных, психологически травмирующих условиях реабилитационного учреждения.

Цель исследования — определить условия, при которых образование становится фактором социально-педагогической реабилитации дезадаптированных подростков в приюте.

Объект исследования — процесс социальной реабилитации подростков в приюте.

Предмет исследования — социально-педагогические условия организации образовательного процесса как фактора реабилитации дезадаптированных подростков в приюте.

Гипотеза: Результативность образовательной деятельности в процессе социальной реабилитации воспитанников приюта определяется, как можно предполагать, развитием у подростков позиции активного субъекта деятельности, способного к выбору целей жизни и деятельности, к ответственности в их достижении и к саморегуляции.

Образование становится фактором реабилитации, если оно сопровождает все основные виды деятельности подростков в приютеработа руководителей и педагогов приюта направлена на расширение социального опыта подростковпедагогически поддерживаются такие виды деятельности подростков, где они могут добиться реального успеха, что способствует их самоутверждению, необходимому для включения в иные виды деятельностиобеспечивается возможность индивидуального выбора подростками образовательных программ и маршрутовподростки получают помощь в формировании собственной («авторской»), проектной деятельности в образовательном процессеоказывается целенаправленная поддержка процесса формирования у подростков реального позитивного образа их будущего.

Задачи исследования.

1. Изучить сущность процесса дезадаптации подростка в условиях экстремальной ситуации и факторы, его обусловливающие.

2. Выявить механизмы социальной реабилитации дезадаптированного подростка.

3. Изучить опыт организации образовательной деятельности реабилитационных учреждений в аспекте социально-психологической реабилитации подростка.

4. Определить образовательный потенциал приюта и возможности его развития с позиции поставленных целей.

5. Выявить основную направленность и специфику социально-педагогической деятельности коллектива педагогов в условиях приюта.

6. Определить основные принципы и условия профессионализации социального педагога, работающего в приюте.

Теоретико-методологическую основу исследования составил системный лич-ностно-ориентированный подход к решению проблем социальной реабилитации детей и подростков, опирающийся на исследования механизмов возникновения и развития конфликтной, кризисной, экстремальной ситуации (А. Гостюшин, Э. Дюркгейм, А. Г. Здравомыслов, Э.Э. Линчевский) — механизмов социализации и социальной адаптации подростков (Г.М. Андреева, Л. И. Божович, С. Г. Вершловский, Л. С. Выготский, С. Н. Иконникова, И. С. Кон, Т. Е. Конникова, А. Н. Леонтьев, В. Т. Лисовский, Л. С. Славина, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин и др.) — социальной дезадаптации, в том числе воспитанников учреждений интернатного типа (Б.Н. Алмазов, B.C. Афанасьев, С. А. Беличева, М. И. Буянов, П. В. Ганушкин, Я. И. Гилинский, И. В. Дубровина, А. И. Захаров, Й. Лангмей-ер, А. Е. Личко, Н. В. Малярова, З. Матейчик, B.C. Мухина, М. И. Несмеянова, В. А. Попов, А. Г. Рузская, Л. С. Славина, В. Г. Степанов, Т. И. Юферева и др.) — механизмов социальной реабилитации дезадаптированных детей и подростков (В.К. Андриенко, С. А. Бадмаев, А. С. Белкин, Н. П. Вайзман, Т. А. Власова, Ю. В. Гербеев, Г. М. Иващенко, В. И. Лубовский, И. Ф. Марковская, И. А. Невский, В. В. Нестеров, Р. В. Овчарова, Д. П. Патронг, М. С. Певзнер, М. М. Плоткин, Б. П. Пузанов, С. Я. Рубинштейн, JI.E. Федкулина, И.А. Цы-пина, Т. В. Шадрина, С. Г. Шуман, В. П. Шуман и др.) — механизмов саморегуляции поведения человека, в том числе в экстремальной ситуации (Б.Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова, А. В. Брушлинский, С. Г. Вершловский, Л. С. Выготский, Л. Г. Дикая, М. Г. Ермолаева, Е. К. Завьялова, Е. Ю Коржова, С. В. Кривцова, Ю. Н. Кулюткин, А. Н. Леонтьев, Л. Н. Лесохина, Б. М. Мастеров, Е. А. Мухаматулина, А. К. Осницкий, В. А. Петровский, С. Т. Посохова, С. Л. Рубинштейн, Г. С. Сухобская, М. Тышкова, Г. А. Цукерман, В. А. Ядов, И.С. Якиманская) — в области теории и практики личностно-ориентированного, гуманистического образования (Ш.А. Амонашвили, Е. В. Бондаревская, Д.М. Зембиц-кий, Ю. Н. Кулюткин, Л. Н. Лесохина, В. И. Максимова, С. Г. Махненко, К. Роджерс, В. В. Сериков, Е. А. Соколовская, В.Н. Сорока-Россинский, Г. С. Сухобская, В. А. Сухомлинский, И. С. Якиманская, и др.) — личностных аспектов в деятельности педагогов (И.Г. Абрамова, А. А. Баранов, Т. Г. Браже, З. И. Васильева, С. Г. Вершловский, В. И. Журавлев, Н. В. Кузьмина, Н. Н. Лобанова, О. Н. Лукашонок, Ю. Л. Львова, Л. Г. Петряевская, А. А. Реан, Е. П. Тонконогая, Т. В. Форманюк, Т. А. Чистякова, А. И. Щербаков, Н. Е. Щуркова и др.) — исследования, связанные с разработкой проблем прогнозного проектирования (И.В.Бестужев-Лада, Т. М. Дридзе, Е.С. ЗаирБек, Е. И. Казакова, О. Г. Прикот, А.П. Тряпицына) и теории авторской проектной деятельности (К.Н. Поливанова).

В исследовании были использованы следующие методы: теоретический анализ проблеммонографическое изучение и обобщение опыта деятельности приюта как реабилитационного учреждениябиографический метод социально-педагоги-ческий «анамнез», анализ документации, пролонгированная беседа, «естественный эксперимент») — включенное наблюдениеопытно-экспериментальная работа в приюте и опекунской семье.

Научная новизна и теоретическая значимость.

Проведенное комплексное социально-педагогическое исследование значимо для решения (на теоретическом и прикладном уровне) центральной проблемы социально-реабилитационных учреждений: перестройки личностной позиции дезадаптированных подростков (переосмысление ими своего личного опыта социального взаимодействия, формирование социально позитивной модели поведения и образа будущего).

На основе проведенного исследования выделены критерии, по которым оценивается эффективность процесса социальной реабилитации подростка средствами образования: внутренняя активность в самостоятельном выборе целей деятельности, позитивные нравственные категории и ценности, реальный опыт саморегуляции деятельности, повышение самооценки (опыт успеха в значимой деятельности), позитивный опыт социального взаимодействия.

Выявлены социально-педагогические условия, активизирующие образовательный потенциал реабилитационного учреждения: направленность реабилитационного процесса на развитие нравственно позитивной активности подросткацеленаправленное расширение системы деятельности подростка для максимального создания возможностей выбора и самореализацииформирование социально значимых жизненных ценностей, моделей социально-позитивного поведения и деятельности подросткацеленаправленная подготовка подростка к планированию, проектированию своей будущей жизнедеятельности, к формированию реального позитивного образа личного будущегосовершенствование профессионального мастерства педагога приюта.

Практическая значимость исследования.

Разработана концепция развития образовательного потенциала приютаапробирована программа социально-педагогической деятельности педагога приюта, ориентированная на социально-психологическую реабилитацию дезадаптированного подросткаразработаны методические рекомендации для педагогов о содержании и технологии образовательной деятельности в условиях приюта.

Достоверность результатов исследования обеспечивается системным подходом к изучению предмета исследованияиспользованием методов, адекватных задачам исследованияопорой на практическую деятельность (включенное наблюдение в процессе организации реабилитационного процесса подростков в течение 4-х лет) — специальным анализом биографий (более чем тридцати подростков), экспертными оценками хода и результатов исследования.

Базой исследования были:

1) Ульяновский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних с приютом, где подробно наблюдалась группа воспитанников.

2) Опекунская семья гр. К-ой г. Димитровграда Ульяновской области (мать-опекун, трое родных детей и пятеро приемных).

Апробация материалов и результатов исследования.

Основные материалы и результаты исследования были доложены и обсуждены: на заседаниях методических объединений педагогов приютана заседании кафедры педагогики Ульяновского госуниверситета (1998), на научном семинаре Ульяновского государственного университета (1999), на Первой НПК экспериментальных учреждений Ульяновской области (1998) — на научно-практических конференциях: «Кадры сферы образования взрослых: социально-педагогические проблемы» (Санкт-Петербург, 1996 г.) — «Педагогические училища в системе непрерывного образования: опыт, проблемы, перспективы» (СанктПетербург, 1996 г.) — «Образование инвалидов как средство их социальной адаптации: опыт и перспективы» (СанктПетербург, 1998 г.) — «Непрерывное образование педагога: вероятностный прогноз и новые проекты», (СанктПетербург, 1998 г.) — «Образование как фактор интеграции инвалидов в общество: теория, практика, перспективы» (СанктПетербург, 1999 г.).

Материалы диссертационного исследования представлены на выставке научно-методических работ при ИПК ПРО Ульяновской области, на постоянной выставке Ульяновского Центра образования взрослых. Положения, выносимые на защиту.

1. Образование рассматривается как фактор общей системы социальной реабилитации дезадаптированных подростков, поскольку оно, как показывают исследования, предоставляет им возможность освоения такого социального опыта, который содействует развитию механизмов саморегуляции деятельности и нравственного поведения, становлению социально-позитивной системы ценностей, формированию устойчивой положительной самооценки.

2. Социально-педагогическая деятельность в процессе реабилитации подростков, направлена на развитие у них позиции активного субъекта деятельности (субъектности), которая проявляется в самостоятельном выборе целей и задач в разных видах деятельности, в том числе в сфере образованияв освоении новых нравственных категорий и ценностейв развитии реального опыта саморегуляции действия, переживании успеха в значимой деятельностипозитивном опыте социального взаимодействия.

3. Эффективность деятельности социально-реабилитационного учреждения (приюта) усиливается при использовании развивающего потенциала формального, неформального и информального образования на разных этапах реабилитациипри внутреннем принятии педагогом значимости любого вида деятельности для развития подросткапри ориентации педагога на использование в процессе взаимодействия с подростками собственных творческих ресурсов (образовательных, художественных, спортивных, технических и т. п.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Наше исследование выполнено в контексте современных идей гуманистической педагогики, причем главным направлением работы являлся индивидуально-личностный подход. На основе этого подхода был переориентирован обычный стиль взаимодействия педагога и воспитанниковне «опека и защита», а стимулирование самостоятельности, ответственности подростка за свои действия и деятельность.

Ведущим фактором реабилитации дезадаптированного подростка в приюте стало образование, понимаемое в широком смысле, как организация и освоение нового социального опыта. Образование являлось фактором, связывающим все виды реабилитации, одним из системообразующих элементов этого процесса.

Исследование показало, что ведущим способом организации социальной реабилитации подростков является создание и расширение в приюте особого образовательного пространства, направленного на обогащение позитивного социального опыта и сфер деятельности подростков, коррекцию эффектов прежнего социального опыта.

Было установлено, что на разных этапах социальной реабилитации воспитанников различные формы образования играют особую роль. На этапе «адаптации» к ситуации в приюте, на первый план выдвигается процесс информального образования (освоение системы взаимоотношений, включение в традиционные формы организации жизнедеятельности, усвоение норм и ценностей, характерных для данного коллектива). На этапе «осознания и идентификации себя в новом социуме» образовательные процессы приобретают неформальный характер (организация занятий по труду, музыке, физкультуре, психологические тренинги и т. д., в которых присутствуют элементы сознательного выбора вида и форм образовательной деятельности воспитанниками.) На третьем, более продвинутом этапе — этапе «домашней школы», воспитанники наряду с освоением информальных и неформальных образовательных средств включались уже в реальную учебную деятельность по школьным программам, выбирая индивидуальный образовательный маршрут (в соответствии со своими способностями и возможностями).

В специально организованном целостном образовательном процессе критериями реабилитации подростка становятся: принятие им позитивных нравственных категорий и ценностей, развитие субъектности (внутренняя активность в самостоятельном выборе целей, задач), повышение самооценки (опыт успеха в значимой деятельности), позитивный опыт социального взаимодействия, реальный опыт саморегуляции авторского действия.

Педагог в ситуации приюта, являясь организатором образовательного и реабилитационного процессов, создает условия для реализации информаль-ного, неформального и информального образования. Как показало наше исследование, по мере приобретения опыта работы в этой системе, у педагога вырабатывается особая профессионально-личностная позиция, которая находит свое выражение в принятии подростка как личности, в организации деятельности воспитанников на гуманистических основаниях, в стремлении сформировать мотивы саморазвития в различных видах деятельности и особенно в образовательной, создать ситуацию успеха. С этой целью педагог организует условия для расширения системы деятельности подростков, что создает возможность выбора и самореализации, развивает у подростка позитивный образ своей личности, своего «Я», готовит подростков к планированию и проектированию своей будущей жизнедеятельности на основе социально значимых жизненных ценностей.

Исследование показало, что позиция педагога влияет не только на процесс реабилитации конкретной личности, но и на суть работы всего реабилитационного учреждения (на содержание его педагогической концепции). Поэтому эффективность реабилитационного процесса во многом зависит от продуктивности соответствующей работы с педагогом. С помощью образования педагога можно расширить образовательный потенциал ситуации, обогащать образовательное пространство реабилитационного учреждения, что в итоге позволяет позитивно влиять на подростка и повышает эффективность реабилитационного процесса, а значит и деятельности всей организации.

Таким образом, основные гипотезы, выдвинутые в исследовании, были подтверждены и конструктивно развиты.

К сожалению, необходимые для педагога, работающего в приюте, профессионально-личностные качества в настоящее время развиваются спонтанно, в самой деятельности. А специальная подготовка социального педагога для работы в конкретных реабилитационных учреждениях только начинает складываться. В таком же положении находится и система повышения квалификации и переподготовки педагогов реабилитационных учреждений.

Наша работа позволила выявить и ряд других важных проблем, требующих дальнейшего специального исследования. К их числу, например, относятся: условия изменения и развития профессионально-личностной позиции педагога и педагогического коллектива приютасопряженность содержания и методов деятельности педагога в приюте с его индивидуально-личностными характеристиками и особенностями педагогической позиции.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.Г. Теория педагогического риска.: Дис. на соиск. учен. степ, докто-ра пед. наук. СПб., 1996.
  2. А. Беспризорные дети.: Praxis und Theorie der Individualpsychologie.
  3. Frankfurt am Main, 1974. S. 326−336.
  4. M. Обратим ли эффект депривации?: Deprivation of Maternal Care: A
  5. Reasessraent of its Effects. Geneva, 1962. — P. 151−155.
  6. .Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. -Свердловск, 1986 г.
  7. .Н. Становление личности и средовая адаптация. // Социальная педагогика. Свердловск, 1989 г.
  8. .Н. Об организационных принципах программы педагогической реабилитации в системе народного образования // Дети с девиантным поведением: психолого-педагогическая реабилитация и коррекция. М., 1992.
  9. .Н. О социальном пространстве реабилитационной педагогики. // Проблемы семьи и детства в современной России. Ч. П. — М., 1992.
  10. А. Как строить образование // Директор школы. 1996. — N 6.
  11. А.Г., Тихоненко В. А., Бергельсон JI.JI. Социально-психологическаядезадаптация личности и профилактика суицида // Вопросы психологии 1982 г. — N 3.
  12. Ш. А. Здравствуйте дети! М., 1983.
  13. И. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
  14. Г. М. Социальная психология. М.: Наука, 1994.
  15. А. Г. Назмутдинов В .Я. Краткий словарь педагога практика. -Казань, 1996.
  16. В.К., Гербеев Ю. В., Невский И. А. Система перевоспитания в условиях спецшколы. М., 1990.
  17. Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования. // Психологический журнал. 1992. — № 5.
  18. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита.// Психологический журнал.-Т. 15.- 1994. № 1.-С. 3−18.
  19. Л.И. Системный подход в психологии личности. // Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Наука, 1990.
  20. И.А. Изучение ребенка в детском доме // Детский дом.- 1928.-№ 1.-С. 35−39.
  21. А.Г. Деятельность и установка. М., 1979.
  22. В.Г. Социальная информация и управление обществом. М., 1975.
  23. К.В. Как научить детей учиться. М.: Просвещение, 1987.
  24. С.А. Основы превентивной психологии. М.: Консорциум, 1994.
  25. С.А. Психолого-педагогическая поддержка детей и подростков группы риска II Дети с девиантным поведением: психолого-педагогическая реабилитация и коррекция. М., 1992.
  26. А.С. «Ситуация успеха, как ее создать». М.: Просвещение, 1991.
  27. А. С. Бродский Ю.С. Матюнин Б. Г. Совершенствование работы с педагогически запущенными детьми II Советская педагогика. 1987. — N7.
  28. П.Г. Исследование эмоциональной сферы несовершеннолетних, отклоняющихся от нормы в своем поведении. М.: Юридическое изд-во Нарком-проса РСФСР, 1924.
  29. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
  30. Бестужев-Лада И. В. Поисковое социальное прогнозировании: перспективные проблемы общества. М.: Наука, 1984.
  31. В.М. Нервная заболеваемость детского возраста и организация специальных учреждений для нервнобольных детей II Детская дефективность, преступность, беспризорность. М., 1920.
  32. Бим Бад Б. М. Образование в контексте социализации II Педагогика. — 1996. -№ 1. — С. 3−8.
  33. В.М., Крук И. В., Боков С. Н. Практическая патопсихология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
  34. П.П. Избранные психологические произведения. М.: Просвещение, 1964.
  35. М.И. Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.
  36. А.А. Личность и общение. М., 1983.
  37. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  38. Л.И. Отношение к учителю как психологическая проблема // Известия АПН РСФСР. 1951. — Вып. 36.
  39. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. — № 4.
  40. В.В. Гуманитарная парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1997. — N 4.
  41. В.Г. Педагогика социальной работы. М., 1994.
  42. Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: нормы и отклонения. М.: Педагогика, 1990.
  43. А.В. Проблема субъекта в психологической науке. // Психологически журнал- 1991 г. Т. 12. -№ 6- 1992 г. -Т.13. -№ 6- 1993 Т. 14. -№ 6. -М.: Просвещение, 1988.
  44. Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. М: МГУ, 1 990.
  45. М.И. Беседы о детской психиатрии. М.: Просвещение, 1986.
  46. М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра. -М.: Просвещение, 1988.
  47. К. Жить с агрессивными детьми. М.: Педагогика, 1991.
  48. Н.П. Психомоторика детей-олигофренов. М.: Педагогика, 1976.
  49. Н. Реабилитационная педагогика: Психология и реабилитация. М.: Аграф, 1996.
  50. К.В., Кондратьева С. В. Понимание А.С. Макаренко своих воспитанников как эталон педагогической социальной перцепции // Вопросы психологии. 1990. — № 2.
  51. В.Н. Домашнее воспитание. Чебоксары: КЛИО, 1998.
  52. С.Г. Прогноз развития последипломного образования взрослых II Информационный бюллетень. Проблемы непрерывного образования: педагогические кадры. 1997. — № 9.
  53. Т.А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Педагогика, 1973.
  54. Л.С. Педология подростка. Л.: Учпедгиз, 1931.
  55. Л.С. Собрание сочинений в 6 т. М., 1983.
  56. Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. М.: Издание экспериментального дефектологического института, 1936.
  57. Т.П. О типичных ошибках родителей в воспитании детей // Вопросы психологии. 1984. -N1.
  58. Л.Н. Проблема социальной изоляции детей // Вопросы психологии. 1996. -№ 3.
  59. П.Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика. М., 1933.
  60. Ю.В. Профилактика нарушений в детской среде // Советская педагогика. 1989.-N7.
  61. Я.И., Афанасьев B.C. Социология девиантного поведения. М., 1992.
  62. Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // Социологические исследования. 1991. — № 4.
  63. М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. 1988. — № 2.
  64. Уильям Глассер Школы без неудачников. М.: Прогресс, 1991.
  65. А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. М.: Зеркало, 1994.
  66. Н.В. Психология социальных ситуаций // Вопросы психологии 1997 -№ 1.
  67. Л.А., Алмазов Б. Н. Побег из дома и бродяжничество. Свердловск: Уральский ун-т, 1986.
  68. И.А. «Изобразительная деятельность во вспомогательной школе». -М.: Просвещение, 1982.
  69. В. Язык и философия культуры. М., 1985.
  70. К.М., Акимова М. К., Борисова Е. М. и др. Психологическая коррекция умственного развития учащихся // Советская педагогика. 1989. — N12.
  71. Г. А. Организация социально-педагогической поддержки несовершеннолетних с отклоняющимся поведением. // Социальная педагогика. Свердловск: Уральский ун-т, 1989.
  72. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.
  73. Декроли Жан-Овид // Перспективы. Вопросы образования. / Ред. Загул Морей -1994. (85−86) № 1/ 2. — Мыслители образования — Том 1.
  74. Демина Л, Д., Кайгородова Н. З., Супрун А. П. Психическая адаптация к умственному труду в условиях нервно-эмоционального напряжения. Барнаул, 1993.
  75. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В.И. Лубов-ского, И. А. Цыпиной. М.: Педагогика, 1984.
  76. Дефектология. Словарь -справочник / Под ред. Б. П. Пузанова. М.: Новая школа, 1996.
  77. Диалог на лестнице успеха / Под ред. Е. И. Казаковой, А. П. Тряпицыной. -СПб.: XXI век, 1998.
  78. Л.Г. Становление новой системы психической регуляции в экстремальных условиях деятельности // Принцип системности в психологических исследованиях. М: Наука, 1990. С. 103−114.
  79. Л. Г. Махнач А.В. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы его формирования. // Психологический журнал Т. 17 -1996. -№ 3. — С. 137−148.
  80. С.А. Наш дом. 2-е изд., доп. — М., 1987.
  81. Т.В. Психологический анализ оценки поступков подростками // Вопросы психологии личности школьника. М.: АПН РСФСР, 1961.
  82. И.Д. Центр социально-психологической помощи подросткам как образовательное учреждение: Цели, задачи, особенности организации, некоторые итоги работы // Мир психологии. 1998. — № 1. — С. 260−276.
  83. М.Г. Реализация субъектной активности студентов педагогического колледжа. (Материалы научно практической конференции «Студенты педучилищ (колледжей): профессиональное и личностное саморазвитие», Иркутск. -СПб, Часть 1. — 1997. — С. 26 — 30.
  84. В.И. Основы педагогической конфликтологии. М.: Российское педагогическое агенство, 1995.
  85. Н.В. Учителю о практике психологической помощи. М.: Просвещение, 1988.
  86. Е.К. Завьялова, С. Т. Посохова Активная стратегия адаптации и предпринимательский потенциал // Психические проблемы саморегуляции личности. / Под ред А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб: Изд-во СПб университета, 1998. -С. 212- 225.
  87. Заир-Бек Е. С. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. докт. пед. наук. СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 1995.
  88. Заир-Бек Е.С., Казакова Е. И. Педагогические ориентиры успеха. СПб.: РГПУ, 1995.
  89. А.Б. Трудные дети и методы работы с ними. // Детская беспризорность и детский дом / Под ред. С. С. Тизанова, В. Л. Швейцер. М., 1926.
  90. А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., 1982 г.
  91. А.И. Неврозы у детей. С-Пб.: Дельта, 1996.
  92. А.Г. Социология конфликта. М.: А. О. Аспект Пресс, 1994.
  93. В.В. Понимание асоциальными подростками ситуаций насилия и унижения человеческого достоинства. // Вопросы психологии. -1990. N 1.
  94. А.И., Кряжева И. К. Методы исследования социально-психологических аспектов адаптации личности // Методология и методы социальной психологии. М., 1977.
  95. Г. М., Мирсагатова М. Н., Камаева Г. И. Организация социальной реабилитации несовершеннолетних в специализированных учреждениях системы социальной защиты // Вестник психосоциальной и коррекциолнно- реабилитационной работы. 1995. — N 1.
  96. С.Н., Лисовский В. Т. Молодежь о себе, о своих сверстниках: Социологическое исследование. -Л., 1969.
  97. В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации. // Вопросы психологии. 1984. -N 4.
  98. Е.Р., Ильичева В. И. Адаптация или развитие: выбор психотерапевтической стратегии // Психологический журнал. 1995. — № 1.
  99. В.П. Педагогическая коррекция . М.: Просвещение, 1994.
  100. Н. Влияние семейной атмосферы на отношение учеников 10−14 лет к учебе и работе.: Материалы 18 Международного съезда психологов, 30 симпозиум. М., 1968.
  101. Кон И.С. В поисках себя. М., 1984.
  102. Кон И. С. Открытие Я. М., 1978.
  103. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989 г.
  104. Кон И. С. Социология личности. М., 1967.
  105. Т.Е. Формирование общественной направленности школьника как педагогическая проблема / О нравственном воспитании школьников. Уч. зап. ЛГПИ. — т. 341. — Л., 1968.
  106. А.Ф. Индивидуальное психологическое консультирование в контексте семейной психотерапии // Вопросы психологии. 1986. — N 4.
  107. Коржова Е. Ю Жизненные ситуации и стратегии поведения // Психические проблемы саморегуляции личности / Под ред. А. А. Крылова, Л.А. Коростыле-вой СПб.: Изд-во СПб университета, 1998. — С. 75−88.
  108. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. / Под ред. Б. П. Пузанова, 2-е изд. М.: Academ А, 1999.
  109. Я. Как любить ребенка // Избр. пед. произв. М., 1979. — С. 27−264.
  110. Кривцова С.В.,. Мухаматулина Е. А Тренинг. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. М.: Генезис, 1997.
  111. Криминология / Под ред. Н. Ф. Кузнецова, Г. М. Миньковский. М., 1994.
  112. И.П. Личностные особенности в связи с процессом алкоголизации у подростков и юношей.: Проблемы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности / Под ред. B.C. Мухиной. М., 1986. — С. 87 -101.
  113. Н.К. К вопросу о детдомах // На путях к новой школе. 1924. — № 6. -С. 6−7.
  114. Н.К. К вопросу о детдомах // На путях к новой школе. 1924. — № 7. -С. 10−13.
  115. В.А. Основы педагогической психологии. М, 1972.
  116. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970.
  117. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967.
  118. Джозеф Кэмпбелл Мифы, которыми следует жить. М., 1998.
  119. Й., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте. -Прага, 1984.
  120. К.С., Райская М. М., Грибанова Г. В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. Клинико-психологическая характеристика «трудных» подростков. М.: Педагогика 1988.
  121. А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. — М.: МГУ, 1981.
  122. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  123. Л.Н. К обществу образованных людей./ Теория и практика образования взрослых. СПб.: ИОВ РАО, «Тускарора», 1998.
  124. Л.Н. Образование в структуре человеческой деятельности // Вопросы философии. 1984. — N 12, — С. 3−13.
  125. Л.Н. Образование в структуре человеческой деятельности / Автореф. На соиск. учен. степ. докт. пед. наук. СПб., 1991.
  126. И.Л. Работа с морально-дефективными подростками в условиях настоящего времени // Детская дефективность, преступность, безнадзорность. -М., 1920.
  127. Э.Э. Психологический климат туристской группы. М.: Физкультура и спорт, 1981.
  128. В.Т. Ключевые принципы социальной защиты молодежи // Социальная работа. 1994. — N 1.- С. 57−59.
  129. Е.С. Основные принципы работы с беспризорными подростками //Детская беспризорность и детский дом / Под ред. С. С. Тизанова, В. Л. Швейцер, В. М. Васильевой: Отдел социально-правовой охраны несовершеннолетних, М., 1926.
  130. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. изд. 2-е доп. и перераб. — Л. Медицина, 1983.
  131. А.Е. Подростковая психиатрия. Л.: Медицина, 1985.
  132. А.Е., Рубина Л. П. Организационные формы реабилитационной работы с подростками, страдающими психическими заболеваниями // 4 Международный симпозиум по реабилитации психически больных. Л., 1974. — С. 174−177.
  133. Личность. Ценности. Изменяющийся мир / Под ред. Ю. Н. Кулюткина СПб: ИОВ РАО, 1998 .
  134. З.В. Конструирование. М.: Педагогика, 1989
  135. Н.Н., Косарев В. В., Крючатов А. П. Профессиональная компетентность педагога. Самара — СПб., 1997.
  136. О.Н., Щуркова Н. Е. Конфликтологический этюд для учителя. М., 1998.
  137. М.И. «Трудные» дети. Способы эффективного взаимодействия. -Ульяновск: ИПК, 1993.
  138. А.В. О детских домах и беспризорности // Народное просвещение. 1927. -№ 4. — С. 51−54.
  139. Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. Л., 1980.
  140. А.С. Марш тридцатого года. // Собр. соч. в 7 т. М., 1957. — Т.2 -С. 5- 149.
  141. А.С. Педагогическая поэма. М.: Правда, 1988.
  142. Н.Ю. О склонности подростков к аддиктивному поведению. // Психологический журнал. Т. 17. — 1996. — № 3. — с. 149−152.
  143. И.Ю. Психологические знания как фактор формирования ценностных образований личности // Психологический журнал. 1994. — № 4 .
  144. Н. В. Несмеянова М.И. Социальная защита детства: концептуальный подход. // Социологические исследования. 1991. — N4.
  145. И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропси-хологическая диагностика. М., 1990.
  146. А.Ю. Адаптация подростков, лишенных родительского попечительства, в структуре АЛБД.: Особенности развития личности ребенка, лишенного родительского попечительства. Дети с отклоняющимся поведением / Под ред. B.C. Мухиной М., 1989.- С. 91−95.
  147. B.C. Взаимоотношения в социальной группе и свойства личности // Социальная психология личности. М., 1979.
  148. Ю.А. Саморегуляция личности и склонность к употреблению алкоголя у учащихся. // Психологические проблемы антиалкогольного воспитания детей, подростков, юношества. М., 1987.
  149. Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя. / Под ред. Ю.Н. Ку-люткина и Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981.
  150. Московский городской Рукавишниковский приют. М.: Типография А. Н. Мамонтова, 1891.
  151. А.В. Виктимология. // Магистр. 1992. — N5.
  152. B.C. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа. // Вопросы психологии. 1989. — № 1. — С. 32−39.
  153. B.C. Дети детских домов и школ-интернатов о себе (ретроспективная рефлексия, обращенность в настоящее и будущее): Лишенные родительского попечительства / под ред. B.C. Мухиной. -М.: Просвещение 1991.
  154. Мышление учителя: личностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Ю. Н. Кулютаина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1990.
  155. Т.С., Шаповаленко B.C. Основы безопасности жизнедеятельности и проблема экстремальных ситуаций // Педагогика. 1995. — № 6.
  156. Образование в жизни взрослого человека. Материалы науч.-практ. конф. В 3 ч. / Под ред. В. Г. Онушкина, Н. Н. Лобановой, Е. А. Соколовской. СПб., 1997.
  157. Образование взрослых: реальности, проблемы, прогноз / Под ред. С.Г. Вер-шловского. СПб ИОВ РАО, ГУПМ, — 1988.
  158. Образование и идеология // Педагогика. 1995.- № 6.
  159. Образовательная программа маршрут ученика. / Под ред. А. П. Тряпицыной. -СПб., 1998.
  160. Обучение детей с ЗПР: пособие для учителей / Под ред. В. И. Лубовского. -Смоленск, 1994.
  161. В.Г., Огарев Е. И. Образование взрослых. Междисциплинарный терминологический словарь. СПб., Воронеж: РАО ИОВ, 1995.
  162. О положении детей в Российской федерации: Государственный доклад 1994 год. -М., 1995.
  163. А.К. Проблемы исследования субъектной активности. // Вопросы психологии 1996. — № 1.
  164. А.К. Психология самостоятельности: методы исследования и диагностики. М., Нальчик: «Эльфа», 1996.
  165. А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активности личности. М.: Знание, 1986.
  166. А.К. Умения саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся. // Вопросы психологии. 1992. — № 1−2.
  167. Отклоняющееся поведение молодежи. Словарь-справочник / Под ред. В. А. Попова, С. А. Завражина. Владимир, 1994.
  168. Охранно-защитная концепция социальной профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних. М., 1991.
  169. Патохарактерологические исследования у подростков / Ред. А. Е. Личко, Н. Я. Иванов. Л.: Изд. психоневрологического инст. им. Бехтерова, 1981.
  170. Д. Профилактика социальной дезадаптации учащихся // Советская педагогика. 1990. — N 9,12.104. Патронг Д. П. Профилактика социальной дезадаптации учащихся. // Советская педагогика. 1990 г. -N12.
  171. А.С. Макаренко: какой она видится в конце XX столетия? II Педагогика- 1996. -№ 1 с.61−68.
  172. Педагогическая энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1964.
  173. В.А. Психология неадаптивной активности. М., 1992.
  174. В.А. Феномен субъектности в психологии личности. М., 1994.
  175. Л.Г. Непрерывное образование как условие преодоления кризисов профессионального развития учителя: Автореф. на соиск. учен. степ. дис. канд. пед. наук. С-Пб, 1994.
  176. Н.М. Основы социальной педагогики. СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1997.
  177. М.М. Педагогические условия социальной реабилитации подростков. // Педагогика. 1994. — № 3. — С. 36−39.
  178. М.М., Камаева Г. И. Педагогические аспекты социальной реабилитации детей с девиантным поведением // Семья в России. 1995. — N 1−2.
  179. Н.Н., Сохина Ф. А. Умственное воспитание детей. М.: Педагогика, 1988.
  180. . К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста. // Вопросы психологии. 1996. — № 1 — С.20−33.
  181. О.Г. Проектирование развития школы на дальнейшую перспективу. -СПб, 1998.
  182. Прогнозное социальное проектирование: Методологические и методические проблемы / Под ред. Т. М. Дридзе. М.: Наука, 1998.
  183. Психическое развитие воспитанников детского дома. / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. М.: Педагогика, 1990.
  184. Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979.
  185. Психология. Словарь. / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского / 2-е изд., М.: Политиздат, 1990.
  186. Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б.Д. Парыги-на. СПб.: СКФ «Россия-Нева», 1994.
  187. Психология современного подростка. / под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Педагогика, 1987 .
  188. Психопатические расстройства у подростков / Ред.: А. Е. Личко, Ю. В. Попов. -Л.: Изд. психоневрологического инст. им. Бехтерова, 1987.
  189. Работа учителя по самообразованию / Сост. М. Н. Скаткин Орел.: Орловская правда, 1949.
  190. Рабочая книга школьного психолога. / под ред. Дубровиной И. В. М.: Просвещение 1991.
  191. З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры // Педагогика. 1995. — № 5.
  192. Разработка индивидуальной комплексной программы реабилитации для детей с отклонениями в умственном и физическом развитии. С-Пб.: Мин. соц. защиты РФ, НИИ экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов, 1995 .
  193. С.А. Социальная педагогика развивающаяся область образования. -Псков, 1998.
  194. М. Помощь трудным детям М.: Прогресс, 1987.
  195. А.А., Баранов А. А. Факторы стрессоустойчивости учителей. // Вопросы психологии. 1997. -№ 1 .
  196. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М: ВЛАДОС, 1995.
  197. К. К науке о личности // История зарубежной психологии. М., 1986.
  198. О.Л., Иванникова И. В. Опыт применения программы профилактики отклоняющегося поведения для психологической коррекции «трудного» класса // Вопросы психологии. 1994. — № 6. — С. 45−48.
  199. Российская энциклопедия социальной работы, в 2-х томах М., 1997.
  200. С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946.
  201. С .Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение, 1979.
  202. Е. М. Положение детей в России // Педагогика. 1994. — № 6.
  203. Саморазрушающее поведение у подростков / Ред.: А. Е. Личко, Ю. В. Попов. -Л.: Изд. психоневрологического инст. им. Бехтерова, 1991.
  204. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. Л., 1979.
  205. В.Д. Педагогика среды. Екатеринбург, 1993.
  206. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технология: Монография. Волгоград: Перемена, 1994.
  207. Л.С. Дети с аффективным поведением. М.: Просвещение, 1966.
  208. В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М., 1994.
  209. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. 2-е изд. -М.: Советская энциклопедия, 1983.
  210. Сорока-Росинский В. Н. Школа Достоевского. М.: Знание, 1978.
  211. Социальная помощь семье и детям // Минсоцзащиты населения РФ. / под ред Г. М. Иващенко, М. М. Плоткина, М., 1994. — Вып.1.
  212. Социальная помощь семье и детям. // Минсоцзащиты населения РФ. / под ред Иващенко Г. М., Плоткина М. М., М., 1994. — Вып.2.
  213. Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированном учреждении. М.: НИИ семьи Минсоцзащиты России, 1996.
  214. Социальная философия. М.: Культура и спорт «ЮНИТИ», 1995.
  215. Социальное здоровье: психолого-педагогические аспекты защиты детей. -СПб.: ГУПМ, 1998.
  216. Социально реабилитационные центры для несовершеннолетних в Ставропольском крае. — Кисловодск, 1994.
  217. Социологический журнал. 1995. — N 2 .
  218. Социология молодежи: Учебник / Под ред. проф. В. Т. Лисовского. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1996.
  219. Справка о работе центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи с безнадзорными детьми. // Образование в документах. 1998.
  220. В.Г. Психология трудных школьников. М.: Academ А, 1996.
  221. В.В. Некоторые общие принципы психологического консультирова-Ния//Семья и личность: Тез. докл. всесоюзной конференции в г. Гродно. М., 1981.
  222. Э. Психо-педагогика. М.: Педагогика, 1984.
  223. Г. С. Образование как фактор социально-психологической защиты подростка //Открытая школа. 1998. — N 3.
  224. В.А. Разговор с молодым директором школы. М., 1982.
  225. В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1973.
  226. С чем войдем в 21 век? // Народное образование 1992. — № 6.
  227. В.О. Субъект психической активности: поиск новой парадигмы. // Психологический журнал. 1995. — № 3.
  228. Теория и практика личностно-ориентированного образования. // Педагогика. -1996.- № 5. С.72−80.
  229. Н.Н., Кулаков С. А. Изучение мотивации подростков, имеющих пагубные привычки. // Вопросы психологии. 1989. — N 2.
  230. Трудные судьбы подростков Кто виноват? — М., 1991.
  231. Майе Туулик Оценивание как социально-воспитательное явление. Таллинн: Валгус, 1989.
  232. М. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях // Вопросы психологии 1987.- N1.
  233. Д.Н. Экспериментальные основы исследования установки // Психологические исследования. М., 1966.
  234. С.Ф. Межличностные отношения трудных подростков // Вопросы психологии. 1984. — N 1.
  235. Е. И. Асмолов А.Г. Культурно-историческая концепция и возможности использования невербальной коммуникации в восстановительном воспитании личности // Вопросы психологии. 1994. — № 6. — С.74−79.
  236. Д.И. Психологические закономерности социального становления ребенка // Советская педагогика. 1989. — N 5.
  237. Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии 1988 — № 6.
  238. А.А. О мерах борьбы с детской преступностью. М.: Типография О. Л. Сомовой, 1905.
  239. Л.Б. Психологические способы выявления скрываемого обстоятельства. -М.: МГУ, 1979.
  240. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.
  241. М.И. Образование в России: философия, идеология, политика // Педагогика 1994. — № 6. — С 17−23.
  242. Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя//Вопросы психологии. 1994.-№ 6.- С.57−64.
  243. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. /Под ред. Дубровиной И. В. М.: Педагогика, 1987.
  244. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1990.
  245. И.Д., Эльконин Д. Б. Образовательное пространство как пространство развития. // Вопросы психологии. 1993. — № 1.
  246. А.А. Решение проблемы дисциплины в детских домах США.: Особенности развития личности ребенка, лишенного родительского попечительства. Дети с отклоняющимся поведением / Под ред. Мухиной B.C. М., 1989. — С. 81−90.
  247. Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1997.
  248. Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М.: Интерпракс, 1995.
  249. Т.А. Социально- педагогические условия совершенствования подготовки молодого учителя к поведению в сложных воспитательных ситуациях.: Дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Ленинград, 1985.
  250. В.Э. К проблеме соотношения «внешнего» и «внутреннего» в психологии // Психологический журнал. 1993. — Т. 14. — № 5. — С.3−12.
  251. Т.В. Социально-педагогические условия формирования и перестройки учебного опыта рабочей молодежи: Дис. на соиск. канд. пед. наук. Л., 1977.
  252. В.Ф. Педагогическая проза. М.: Педагогика, 1980.
  253. Н.И. Социальная психология в образовании. Часть 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. / Под ред. А.Д. Алферова-М.: ВЛАДОС, 1995.
  254. Школа для социально незащищенных / Под ред. С. Г. Вершловского. СПб: ИОВ РАО, 1998.
  255. Д.Л. О проблемах социальной защиты детей оставшихся без попечения родителей.: Социально педагогические проблемы непрерывного образования инвалидов / СПб.: РАО ИОВ, 1997.
  256. С.Г. Опыт организации психолого-педагогической консультации // Вопросы психологии. 1983. — N 3.
  257. П.Г. Очерки по философии образования. М., 1993.
  258. Ю. Трудный подросток. М.: Знание, 1979.
  259. А.И. Волевые процессы и свойства личности. (Природа и формирование). -Л.: ЛГПИ, 1963.
  260. Д.Б. Введение в психологию развития. М.: Наука, 1994.
  261. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1979.
  262. Т.И. Особенности формирования психологического пола у подростков, воспитывающихся в семье и интернате.: Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И. В. Дубровиной, М. И. Лисиной. М., 1982. -С. 122−187.
  263. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.
  264. И.С. Требование к учебным программам, ориентированным на личностно развитие школьников // Вопросы психологии. 1994. — № 2 — С. 64−76.
  265. Alexander F. Psychosomatic medicine: its principles and applications. N.Y.: Norton. 1980.270. «Social Issues Affecting Children». The Uniting church in Australia The Joint Board of Christian Education, 1989.
  266. R. A. Depue, S. M. Monroe Conceptualization and Measurement of Human Disorder in Life Stress Research: The Problem of Chronic Disturbance // Psychol. Bull. 1989. V. 99. № 1.
Заполнить форму текущей работой