Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Основное содержание работы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ходе решения задачи по организации самоуправляемого обучения, разработан и внедрен в практику работы образовательных учреждений «учебный организатор (органайзер)», в апробации которого приняли участие 8 образовательных учреждений г. Москвы, Московской области, Ставропольского края, Ханты-Мансийского автономного округа. «Учебный организатор (органайзер)» — электронный учебный документ, с помощью… Читать ещё >

Основное содержание работы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Во введении обоснована актуальность исследования, определены цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы, научная новизна и практическая значимость исследования, сформулированы основные положения, выносимые на защиту, показаны достоверность и результаты исследовательской работы.

В первой главе «Организация образовательного процесса в условиях реализации ФГОС НПО и СПО» определена роль модульно-компетентностного подхода в структурной и технологической модернизации профессионального образования РФ на основе ретроспективного анализа международного и отечественного опыта стандартизации профессионального образования.

Анализ международного опыта стандартизации профессионального образования (Германия, Великобритания, Нидерланды, ФРГ и др.) показал, что реализация модульных программ, основанных на компетенциях, является национальной стратегией развития систем профессионального образования многих стран. В ходе исследования выявлено, что главное отличие модульной системы обучения от традиционной заключается в системном подходе к комплексному изучению конкретной профессиональной деятельности.

В России модульное обучение активно реализуется в системе дополнительного профессионального обучения. Анализ содержания профессионального обучения (на примере системы непрерывного фирменного профессионального образования ОАО «Газпром», Корпоративного учебного центра ЗАО КорпусГрупп) показал, что процесс проектирования и реализации модульных технологий обучения состоит из двух компонентов: проектирование модульной программы и организация модульного обучения. Модульные программы структурируются на междисциплинарной основе, что позволяет сократить сроки обучения за счет интеграции содержания нескольких дисциплин и самостоятельного изучения учебного материала; в программу включены производственные задания, разрабатываемые с учетом специфики конкретного предприятия (организации). Реализация модульных программ предполагает формирование и развитие технико-технологических, организационно-технологических и ключевых компетенций рабочих и специалистов в условиях предприятия или организации. В результате анализа выявлены инвариантные составляющие модуля: цели и задачи, содержание учебного материала, руководство по реализации модуля, контроль и оценка результатов модуля.

С переходом на федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования НПО, СПО и ВПО «модуль» стал основным понятием, ключевой единицей основных профессиональных образовательных программ. В ходе исследования проанализированы федеральные государственные образовательные стандарты начального, среднего профессионального образования и высшего образования РФ, выявлены характерные отличительные особенности модуля (ВПО) и профессионального модуля (НПО и СПО). В высшей школе под модулем понимается часть дисциплины, учебная дисциплина или цикл учебных дисциплин.

Модульно — компетентностный подход в начальном и среднем профессиональном образовании представляет собой концепцию организации образовательного процесса, в которой в качестве цели образования выступает совокупность общих (универсальных) и профессиональных компетенций обучающегося, в качестве средства ее достижения — модульное построение содержания и структуры профессионального обучения.

Введение

профессиональных модулей в основную профессиональную образовательную программу НПО и СПО обусловили необходимость разработки педагогических условий их реализации, принципов проектирования и организации образовательного процесса с учетом требований, предъявляемых к результатам освоения основных профессиональных образовательных программ ФГОС НПО и СПО. Поэтому, в ходе исследования, профессиональный модуль рассматривался как самостоятельный объект проектирования. На первом этапе, проанализированы цели профессионального модуля с позиций дидактических функций:

  • -реализация познавательных целей обеспечивается теоретическим содержанием учебного материала профессионального модуля;
  • -реализация операционных целей обеспечивается практической составляющей профессионального модуля и предполагает формирование практических умений и приобретение опыта.

Выявлены основные дидактические принципы, отражающие характерные особенности реализации профессионального модуля: вариативности, систематичности, последовательности и преемственности, реализации обратной связи, структуризации, связи теории с практикой, содержательной и структурной гибкости, ориентированности на потребности и запросы рынка труда, прозрачности и открытости, творческой активности и самостоятельности, прочности результатов усвоения и технологичности.

В соответствии с концептуальными основами разработки ФГОС НПО и СПО, одним из факторов реализации профессионального модуля является процесс постоянного выявления изменений, происходящих в технологии производства и организации труда, определение в рамках профессионального модуля необходимых для региона дополнительных общих и профессиональных компетенции в конкретной области профессиональной деятельности. Поэтому, характерной особенностью разработки содержания профессионального модуля, особенно вариативной его части, является определение и постановка целей и задач с учетом современных требований производственных и бизнес-процессов, регионального рынка труда и отдельных работодателей.

На этапе проектирования профессионального модуля, обоснован принцип структурирования содержания профессионального модуля от практических умений к теоретическим дидактическим единицам, необходимым и достаточным для выполнения определенного вида профессиональной деятельности.

Построение основных профессиональных образовательных программ НПО и СПО по профессиям и специальностям таково, что в реализации одного профессионального модуля принимают участие несколько педагогических работников. Следовательно, основными субъектами взаимодействия при реализации профессионального модуля являются:

  • -руководитель — координатор совместного взаимодействия, отвечающий за результаты освоения модуля;
  • -участники реализации модуля — объединившиеся в один коллектив преподаватели, мастера производственного обучения, руководители практики с целью совместной образовательной деятельности по реализации профессионального модуля;
  • -представители предприятий/организаций, участвующие в организации учебной и производственной практики, предусмотренной в ходе реализации профессионального модуля.

Система взаимодействия педагогов, участвующих в реализации профессионального модуля, основана на принципах согласованных совместных действий, системности и непрерывности, открытости и прозрачности, технологичности и динамического развития и совершенствования педагогического мастерства с учетом диверсификации промышленного производства и сферы услуг и постоянно изменяющихся производственных технологий.

Обоснованы факторы, способствующие созданию практико-ориентированной среды обучения в рамках реализации профессионального модуля, одним из которых является взаимодействие образовательного учреждения и работодателей (бизнес-сообщества), направленное на интеграцию производственного и образовательного процессов. При этом взаимодействие сферы труда и системы образования основывается на принципах взаимовыгодного сотрудничества и экономической целесообразности.

В диссертационной работе на основе сравнительного анализа оценивания традиционного обучения и обучения на модульнокомпетентностной основе определена целесообразность интегративного оценивания результатов обучения — знаний, умений, практического опыта, сформированности общих и профессиональных компетенций, основанного на принципах: независимости — внешняя оценка со стороны представителей профессионального сообщества (работодателей) и объективности — создание системы единых показателей и критериев оценивания результатов обучения.

Во второй главе «Условия реализации образовательного процесса в рамках профессионального модуля» представлено исследование по проектированию и организации образовательного процесса в колледже при освоении профессионального модуля в условиях внедрения ФГОС НПО и СПО и определению педагогических условий его реализации.

Построение структурно-содержательной модели организации образовательного процесса в рамках профессионального модуля (схема 1) осуществлялась с учетом того, что целями и задачами освоения профессионального модуля является достижение заданных в нем результатов, содержание инвариантной части модуля определено ФГОСами НПО и СПО, необходимы логические связи профессионального модуля с дисциплинами и другими модулями ОПОП и взаимодействие с работодателями с целью определения содержания вариативной части модуля и организации практического обучения в рамках профессионального модуля.

Разработанная модель представлена в виде двух взаимосвязанных структурных компонентов: концептуального и процессуальносодержательного. Концептуальный компонент отражает современные требования к подготовке рабочих кадров и специалистов, которые в последующем трансформируются в результаты обучения в виде перечня профессиональных и общих компетенций, необходимых для выполнения основных видов профессиональной деятельности. В основу предлагаемой модели положены методологические подходы и дидактические принципы организации образовательного процесса в ходе реализации профессионального модуля.

Процессуально — содержательный компонент модели отражает организационные составляющие образовательного процесса при освоении профессионального модуля: цели, содержание, формы и методы организации обучения, контроль и оценку результатов освоения модуля:

  • -структурирование содержания профессионального модуля: от основного вида профессиональной деятельности к практическим умениям, от практических умений к теоретическим знаниям, необходимым и достаточным для формирования готовности обучающихся к выполнению основного вида профессиональной деятельности;
  • -создание практикоориентированной среды обучения, способствующей формированию профессиональных и общих компетенций обучающихся в ходе реализации профессионального модуля;
  • -контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля, диагностирующие готовность обучающегося к выполнению определенного вида профессиональной деятельности, основанные на принципах независимости (внешняя сертификация) и объективности (единые показатели и критерии результативности обучения).

В ходе опытно-экспериментальной работы проведен анализ содержательной составляющей основной профессиональной образовательной программы в рамках ФГОС НПО профессии 260 807.01Повар, кондитер и ФГОС СПО специальности 260 807 Технология продукции общественного питания, требований профессиональных стандартов, запросов и потребностей региональных рынков труда и отдельных работодателей.

В соответствии с предложенной схемой структурированного отбора содержания профессионального модуля разработаны примерные (рабочие) программы профессиональных модулей по профессии 260 807.01 Повар, кондитер (Регистрационный номер рецензии № 169 от 17 июня 2011 г. ФГУ «ФИРО») и специальности 260 807 Технология продукции общественного питания (Регистрационный номер рецензии № 335 от 20 октября 2011 г. ФГАУ «ФИРО»). Примерные программы апробированы в 24 образовательных учреждениях г. Москвы и 16 регионов РФ и получены положительные отзывы о качестве учебно-программной документации.

В результате структурирования интегрированного содержания ОПОП разработан перечень лабораторных работ и практических занятий, а также сформирован банк тестовых заданий, предназначенных для контроля и оценки знаний и умений обучающихся.

В ходе разработки практикоориентированного учебно-методического обеспечения для освоения профессионального модуля в соответствии с требованиями ФГОС НПО и СПО необходимо следующее:

  • -ориентация целевых и программных регламентов на требования работодателей и регионального рынка труда;
  • -доминирование самостоятельной учебно-познавательной и практической деятельности обучающихся;
  • -адаптивность методических материалов к компетентностно-ориентированным образовательным технологиям;
  • -изменение соотношения теоретической и практической части, в сторону увеличения практической составляющей;
  • -ориентация на структурированный отбор необходимых знаний и умений в содержательной составляющей профессионального модуля;
  • -развитие рефлексивной деятельности обучающихся в процессе их профессиональной деятельности;
  • -практико-ориентированный характер учебных материалов для решения конкретных и реальных проблем в производственной деятельности;
  • -внедрение механизмов самообучения, самоконтроля и самооценивания обучающихся;
  • -диалоговый характер, создание ситуации непрерывного внутреннего и внешнего диалога, общения, обмена мнениями всех субъектов образовательного процесса.

Таким образом, в ходе экспериментальной деятельности рабочей группой ГБОУ СПО Колледжа сферы услуг № 3 г. Москвы разработано 13 учебно-методических комплексов по профессиональным модулям и учебным дисциплинам профессии 260 807.01 Повар, кондитер и 10 по специальности 260 807 Технология продукции общественного питания. Данное учебно-методическое обеспечение в условиях реализации ФГОС НПО и СПО апробировано в 8 образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования г. Москвы и других регионов РФ, получены положительные отзывы о качестве разработанной учебно-методической документации.

Процесс формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся — это комплексная задача, которая не может быть решена в рамках одного профессионального модуля. Для решения данной задачи, в рамках диссертационного исследования, пределен механизм формирования компетенций обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС НПО и СПО, реализуемый посредством организации процесса обучения, включающего основные три взаимосвязанных компонента:

  • 1)мотивационный — основанный на предъявлении в ходе определенных этапов реализации профессионального модуля реального продукта как результата деятельности обучающегося, способствующего повышению его учебно-профессиональной мотивации;
  • 2)организационно-процессуальный — обеспечивающий переход на обучение с элементами самоуправления, направленного на развитие учебной самостоятельности и профессиональной активности, выбор и построение индивидуальной профессиональной траектории обучающегося;
  • 3)содержательный — ориентированный на опережающее формирование практических умений обучающихся в ходе реализации профессионального модуля, с последующим усвоением необходимых теоретических знаний для успешной подготовки к выполнению определенного вида профессиональной деятельности (ОПОП НПО).

В ходе решения задачи по организации самоуправляемого обучения, разработан и внедрен в практику работы образовательных учреждений «учебный организатор (органайзер)», в апробации которого приняли участие 8 образовательных учреждений г. Москвы, Московской области, Ставропольского края, Ханты-Мансийского автономного округа. «Учебный организатор (органайзер)» — электронный учебный документ, с помощью которого обучающийся самостоятельно (полностью или частично) обучается, управляет своим процессом обучения, двигаясь по индивидуальной образовательной траектории в рамках одного учебного занятия, отдельной темы, раздела, модуля или дисциплины. Оценка эффективности использования организатора представлена на рис. 2, в ней участвовали 558 обучающихся. Наибольшее количество обучающихся -93% отметили возможность оценивать свою работу на каждом этапе обучения, 92% - сравнивать свои результаты с эталоном. Наименьшее количество обучающихся — 72% отметили возможность увидеть свои результаты на каждом этапе обучения и 78% - возможность вносить свои предложения и замечания по организации обучения В обучении, основанном на компетенциях, оценка представляет собой процесс создания и сбора свидетельств деятельности обучающегося в течение всего периода обучения. В разработанной системе оценивания свидетельствами, подтверждающими сформированность компетенций, являются:

  • — наличие готовой продукции (изделий), соответствующей определенным критериям качества (образцу, эталону);
  • — учебная деятельность обучающегося, оцениваемая экспертами по заданным критериям, а также контролируемая и оцениваемая самим обучающимся;
  • — результаты выполненных заданий в рамках теоретического курса, лабораторного практикума, практики и пр.;
  • — результаты проектных работ;
  • — результаты экзамена по междисциплинарному курсу;
  • — результаты экзамена (квалификационного);
  • — результаты экспертизы индивидуальных образовательных достижений обучающегося (портфолио). Учитывая интегративный характер сформированности компетенций в рамках профессионального модуля, создана целостная система оценивания и контроля, включающая предмет, объект, формы и методы, критериальные показатели по каждой группе компетенций, балльно-рейтинговую оценку индивидуальных образовательных достижений, структурную матрицу комплексной оценки.

С помощью анкетирования внешних (независимых) экспертов, в ходе исследования определены наиболее важные компетенции, оказывающие существенное влияние на подготовку квалифицированного работника той или иной профессии/специальности. По каждой из этих компетенций определен процент допустимого искажения, как максимально допустимый размер ошибки в освоении профессионального модуля, который позволяет эксперту сделать вывод об освоении или неосвоении соответствующего вида профессиональной деятельности. Процент допустимого искажения устанавливается на основании профессионального мнения экспертов, чем важнее та или иная компетенция для подготовки специалиста, тем более низкий процент допустимого искажения (таблица 5), а следовательно более высокий процент существенности по каждой группе компетенций (Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 4 «Существенность в аудите» Постановление Правительства РФ № 696 от 23.09.02.). В результате определен минимальный уровень выраженности компетенций, если количество баллов меньше данного показателя, то считается, что компетенция не сформирована, если больше — компетенция сформирована.

Формула (3) позволяет определить минимальный балл, характеризующий степень выраженности каждой компетенции, по формуле (4) вычисляется минимальный балл, определяющей степень выраженности (сформированности) всей совокупности общих и профессиональных компетенций, позволяющий экспертам сформировать мнения об освоении профессионального модуля.

(3).

(3).

(4).

(4).

Для суммирования различных показателей разработана и апробирована структурная матрица комплексной оценки, позволяющая суммировать показатели на каждом из этапов экспертного наблюдения и оценки, средний показатель по каждому столбцу определяет степень выраженности (сформированности) компетенций обучающегося.

Разработанный в процессе исследования полный цикл реализации профессионального модуля: от целеполагания до констатации наличия профессиональной квалификации или ее части, позволяет выстраивать обучение в соответствии с требованиями ФГОС НПО и СПО, направленное на качественную подготовку квалифицированного работника, адекватного современным требованиям потенциальных потребителей образовательных услуг.

Таким образом, результаты теоретического анализа и педагогического эксперимента подтвердили гипотезу, и позволяют сделать вывод, что цель исследования достигнута, а поставленные задачи решены.

В заключении сформулированы выводы исследования, подтверждающие гипотезу и положения, выносимые на защиту, изложены практические рекомендации по организации образовательного процесса на модульно-компетентностной основе в учреждениях НПО и СПО.

Основные теоретические и практические результаты исследования:

  • 1. Определены педагогические условия реализации профессионального модуля, включающие цели, интегрированное содержание, механизм формирования компетенций обучающихся, интегративное оценивание результатов обучения, формы взаимодействия участников образовательного процесса, учебно-методическое обеспечение и материально-техническое оснащение;
  • 2. Разработана и обоснована структурно-содержательная модель организации образовательного процесса при реализации профессионального модуля в соответствии с ФГОС НПО и СПО, позволяющая образовательному учреждению выстроить обучение по конкретной профессии (специальности), отвечающее требованиям региональных работодателей и рынка образовательных услуг;
  • 3. Определены особенности учебно-методического обеспечения (УМО), разработано и апробировано УМО профессионального модуля (по профессии 260 807.01 «Повар, кондитер» и специальности 260 807 «Технология продукции общественного питания») на компетентностной основе, позволяющее образовательным учреждениям организовывать процесс обучения в соответствии с требованиями ФГОС НПО и СПО;
  • 4. На основе международного и отечественного опыта в области реализации модульных программ разработана и апробирована система оценивания и контроля в рамках реализации профессионального модуля, позволяющая диагностировать сформированность компетенций обучающихся учреждений НПО и СПО;
  • 5. Разработаны примерные программы профессиональных модулей и учебных дисциплин, с использованием схемы структурированного отбора учебных единиц, необходимых для формирования практических умений и выполнения профессиональных функций (по профессии 260 807.01 «Повар, кондитер» и специальности 260 807 «Технология продукции общественного питания»), апробированы в 24 образовательных учреждениях НПО и СПО г. Москвы и 16 регионов РФ;
  • 6. Тринадцать разработанных учебно-методических комплексов по профессии 260 807.01 «Повар, кондитер» и 10- по специальности 260 807 «Технология продукции общественного питания» апробированы в 8 образовательных учреждениях НПО и СПО;

Основные результаты диссертационного исследования отражены в 18 публикациях автора общим объемом 7 п.л.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой