Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование экологической культуры будущего учителя в процессе обучения в педагогическом университете: На примере естественно-географического факультета

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современное общество пребывает в парадоксальной ситуации. С одной стороны, оно, устремленное в будущее, связывает его с повышением качества жизни, ростом благосостояния. С другой стороны, общество не может не видеть экологических проблем, возникших в результате взаимодействия человека с природой на пути повышения качества жизни. Одной из причин парадоксальной ситуации является то, что в течение… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
    • 1. 1. Мировоззренческие основания решения экологических проблем
    • 1. 2. Содержание понятия «экологическая культура» будущего учителя
    • 1. 3. Система экологического образования будущего учителя
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
    • 2. 1. Подходы к формированию экологической культуры будущего учителя
    • 2. 2. Организация экспериментальной работы по формированию экологической культуры будущего учителя
    • 2. 3. Результативность экспериментальной работы по формированию экологической культуры будущего учителя
  • Выводы по второй главе

Формирование экологической культуры будущего учителя в процессе обучения в педагогическом университете: На примере естественно-географического факультета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Среди глобальных проблем современности, возникших в результате технократического подхода к миру — природе, обществу, человеку, — важнейшее значение приобретают экологические проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды, нарушением равновесия в природе, истощением энергетических и сырьевых ресурсов. «В ситуации, когда опасность экологических катастроф из прогнозов и предостережений превращается в неумолимую реальность, мир заявил о своих правах и потребовал от человека равноправного диалога с нимпотребовал изменить классическое антропоцентрическое представление о мире и поставить вопрос не только о том, что есть Добро и Зло для человека и человечества, но и о том, что есть Добро и Зло для триады «человек — общество — природа» «(Т.В.Мишаткина).

Одним из возможных способов решения экологических проблем является формирование экологической культуры будущего учителя, который в своей последующей деятельности будет воспитывать благоговение учащихся перед жизнью. «Я — жизнь, которая хочет жить <. .> среди жизни, которая хочет жить» (А.Швейцер). Формирование такого отношения студентов (учащихся) к жизни может стать основой для конструктивного диалога человека с природой, который гуманистичен по своей сути и по своему содержанию, ибо осуществляется в контексте мировоззрения сотворчества.

Идея формирования экологической культуры будущего учителя является не просто отображением ведущих тенденций изменяющегося мира, стимулирующих выработку новых стратегий научно-технического и социального развития, стратегий деятельности, обеспечивающей коэволюцию человека и природы. Она исходит из понимания того, что сохранение окружающей среды, избежание экологической катастрофы, гибели природы есть «сохранение человека как биосоциальной структуры» (В.С.Степин), человека, который способен устранять исчерпанность возможностей экстенсивного пути развития человечества.

Насущность поиска способов формирования экологической культуры будущего учителя выдвигает данную проблему на одно из значимых мест в педагогической науке.

Анализ научной литературы по проблеме экологической культуры человека показывает, что у ученых отсутствует единая точка зрения относительно того, является ли экологическая культура человека частью общей культуры (И.П.Сафронов, О.Г.Тавстуха), или она есть основание, базис общей культуры, есть новый тип культуры (И.В.Кристя, Е. В. Никанорова, А.Д.Урсул). Методологическая основа данных исследований общая. В отношении человека к природе он предстает как центр деятельностного взаимодействия: «В таком качестве он представлен одновременно и возмущающим, и регулирующим началом по отношению к природе <.> Здесь проясняется постоянно возобновляемая оппозиция двух указанных функций. В первой нормированный деятельностный опыт выступает противопоставляемым природе. Во второй природа представляется критерием и мерой знаний» (М.Б.Туровский).

В отечественной литературе выделяются культурологический, этический и педагогический уровни исследования экологической культуры личности. На культурологическом уровне экологическая культура как специфическая часть общей культуры, выражающая характер и качественный уровень отношений между человеком, обществом и природой, вписана в мир духовных ценностях, в систему социальных институтов всех видов и результатов человеческой деятельности, непосредственно связанных с познанием, освоением и преобразованием природы в рамках определенной социальной общности (И.П.Сафронов).

В уже известных положениях экологической этики раскрывается мысль, что экологическая культура включает в себя экологическое сознание, безопасную и даже благоприятную для природного равновесия технологию деятельности, а также этические нормы и ценности, навыки поведения, моральные взгляды и чувства людейутверждается, что ядром экологической культуры является преломленное в моральных критериях экологическое сознание, которое отражает ценностно-мировоззренческое отношение людей к природе (Т.В.Мишаткина, Н.Ф.Рей-мерс, Ф.Я.Шипунов).

На педагогическом уровне раскрывается, что экологическая культура учащихся является частью, компонентом общечеловеческой культуры, который интегрирует экогуманистическое мировоззрение, систему экологических знаний, умений, способностей, отношений, ценностных ориентаций, в совокупности формирующих целостную природоориентированную картину мира и проявляющихся в эффективной природои человекосберегающей деятельности (О.Г.Тавстуха).

Для дальнейшего углубления научных представлений об экологической культуре будущего учителя среди многих проблем, возникающих при изучении этого явления, на наш взгляд, необходимо исследовать такие, которые связаны с созданием системы экологического образования и определением подходов к формированию экологической культуры студентов в процессе их обучения в педагогическом университете. Источником этих проблем является противоречие между практической необходимостью системного развития экологической культуры будущего учителя и недостаточностью научно-методического обеспечения ее формирования в условиях переоценки приоритетов взаимодействия человека с природой.

Стремление найти пути разрешения данного противоречия и определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане это проблема разработки системы экологического образования, способствующей формированию экологической культуры будущего учителя. В практическом плане — проблема определения педагогических условий, соблюдение которых позволяет развивать нравственно-понимающее отношение студентов к природе в единстве с их ориентацией на формирование экологической культуры учащихся.

Объект исследования — процесс подготовки будущего учителя к профессионально-педагогической деятельности.

Предмет исследования — формирование экологической культуры будущего учителя как аспект его подготовки к профессионально-педагогической деятельности.

Цель исследования — разработать систему экологического образования, способствующую формированию экологической культуры будущего учителя в процессе его обучения в педагогическом университете.

Гипотеза исследования. Экологическая культура учителя, ядром которой является экологическое сознание, отражающее ценностно-мировоззренческое отношение к природе, к человеку, взаимодействующему с природой, есть единство и взаимосвязь когнитивного, рефлексивно-ценностного и деятельностного компонентов.

Формирование экологической культуры будущего учителя в процессе обучения в педагогическом университете становится возможным тогда, когда педагогическая стратегия базируется на включении студентов в систему отношений «человек — природа», на развитии у них способности к конструктивному взаимодействию с природой, к осмыслению принятых решении и оценке результатов природоохранительной деятельности по критерию «этично — неэтично». Это становится реальностью, если создана такая система экологического образования, реализация направлений которого обеспечивает развитие конкретных компонентов экологической культуры (формирование у студентов экологических представлений и понятий обеспечивает развитие когнитивного компонента экологической культуры, формирование ценностного отношения к природе — рефлексивно-ценностного компонента, формирование опыта взаимодействия с природой — деятельностного компонента экологической культуры). Они содержательно и процессуально дополняют друг друга, благодаря чему обогащаются компоненты экологической культуры будущего учителя.

Формирование экологической культуры будущего учителя будет успешным, если:

— система экологического образования студентов, компонентами которой являются учебный процесс и внеаудиторная работа студентов, синтезирует этико-педагогический, личностно-ориентированный и контекстный подходы к развитию когнитивного, рефлексивно-ценностного и деятельностного компонентов;

— овладение студентами экологическим знанием в различных организационных формах обучения с помощью разнообразных методов обучения осуществляется в единстве с признанием ими экологических запретов, научно обоснованных и предписывающих определенную систему правил и норм взаимодействий, взаимоотношений человека с природой;

— создание в различных организационных формах обучения студентов эколо-го-педагогических ситуаций, выход из которых требует определить направление деятельности, вектором которого являются ценности природы, животного мира, сочетается с развитием оценочного и ценностного отношения к знанию, к опыту охраны природы;

— овладение студентами опытом конструктивного взаимодействия с природой, базирующееся на приращении различного типа научного знания и его практической реализации в период практики, осуществляется под знаком «благоговения перед жизнью», выводящго будущего учителя на понимание единства человека и природы, в котором природа видится как ценность культуры.

Задачи исследования: 1) конкретизировать научное представление о содержании понятия «экологическая культура учителя" — 2) определить подходы к формированию экологической культуры будущего учителя- 3) обосновать содержание процесса формирования экологической культуры будущего учителя- 4) определить результативность опытно-экспериментальной работы по формированию экологической культуры будущего учителя, исходя из выявленных изменений, произошедших в когнитивном, рефлексивно-ценностном и деятельностном ее компонентах.- 5) выявить и экспериментально проверить педагогические условия, соблюдение которых позволяет развивать нравственно-понимающее отношение студентов к природе в единстве с их ориентацией на формирование экологической культуры учащихся.

Новизна исследования:

— конкретизировано научное представление о содержании понятия «экологическая культура учителя», базирующееся на общечеловеческих ценностях и ноо-сферных нормах поведения людей [образующими содержания понятия «экологическая культура учителя» являются экологическое знание (когнитивный компонент), ценности и оценки (рефлексивно-ценностный компонент) и действия (деятельност-ный компонент)];

— определены подходы к формированию экологической культуры будущего учителя (системный подход, синтезирующий учебный процесс и внеаудиторную работу студентов, обеспечивает взаимосвязь этико-педагогического, контекстного и личностно-ориентированного подходов к формирования экологической культуры будущего учителяэтико-педагогический подход, этическая составляющая которого, давая студенту нормативно-ценностные рекомендации, ориентиры во взаимодействии с природой, придает направленность педагогической его составляющей, способствует развитию оценочного и ценностного отношения к природеличностно-ориентированный подход, задавая направленность выбору преподавателем форм и методов формирования экологической культуры будущего учителя, способствует реализации единства содержательного и процессуального в процессе экологического образования студентовконтекстный подход, моделируя эколого-педагогические ситуации, способствует формированию экологической культуры будущего учителя в единстве с его ориентацией на развитие нравственно-понимающего отношения учащихся к природе на основе освоенных ценностей и норм экологической этики);

— обосновано содержание процесса формирования экологической культуры студентов (содержание процесса формирования экологической культуры будущего учителя, раскрываемое в особом методологическом ракурсе — сквозь призму категории «культура», обусловлено содержанием явления «экологическая культура»);

— разработано и апробировано содержание спецкурса «Экологическая культура учителя», включающего следующие разделы: «Экологическая этика», «Место экологических проблем в системе глобальных проблем современности», «Содержание понятия «экологическая культура учителя» «, «Подходы к формированию экологической культуры учащихся», «Содержание и методы формирования экологической культуры учащихся»;

— выявлены и экспериментально проверены педагогические условия, соблюдение которых позволяет развивать нравственно-понимающее отношение студентов к природе в единстве с их ориентацией на формирование экологической культуры учащихся.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты расширяют научные представления о месте и функциях экологической культуры в становлении жизненной философии учителя, то есть образа его мышления, связанного с оценкой действий и поступков по отношению к природе, определением нравственных ориентиров взаимодействия с природой. Раскрытие мировоззренческих оснований экологических проблем позволит на теоретической основе определять содержание экологических императивов в диалоге человека с природой. Обоснование содержания процесса формирования экологической культуры будущего учителя составит основу для широких теоретических представлений о подготовке будущего учителя к педагогической деятельности в аспекте его ориентации на развитие ценностного отношения учащихся к природе, к животному миру и расширит представление о содержании образования в педуниверситете.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты направлены на совершенствование профессионально-педагогической деятельности в аспекте формирования экологической культуры будущего учителя, его ориентации на воспитание учащихся, становящихся способными жить сообразно законам природы. Результаты исследования могут быть положены в основу создания специальных программ повышения педагогической квалификации учителей различного типа образовательных учреждений, а также специальных курсов для студентов педагогических вузов. Вскрыты резервы совершенствования подготовки будущего учителя к профессионально-педагогической деятельности. Разработка и апробация содержания спецкурса «Экологическая культура учителя» позволили оценить его как одну из реальных предпосылок обновления содержания подготовки студентов к профессионально-педагогической деятельности.

Методологической основой исследования являются основополагающие мировоззренческие идеи о месте человека в мире, об отношениях человека к миру, к природе, о смысле жизни человека, философские идеи о роли человека в сохранении жизни на Землеэкологическая этика, исследующая нормы поведения человека как части экосистемы по отношению к окружающей среде.

Источниками исследования являются фундаментальные положения о единстве сознания и деятельности, о рефлексивной природе сознания и мышления человека (Г.В.Акопов, А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, Л. С. Выготский, А. А. Бодалев,.

B.П.Зинченко, Ю. Н. Кулюткин, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн,.

C.Ю.Степанов, В. С. Швырев и др.).

Существенное значение в концептуальном плане имеют:

— теории и концепции культуры, ценностей как аксиологической формы культуры (Б.С.Братусь, В. А. Блюмкин, В. П. Выжлецов, А. А. Гусейнов, М. С. Каган, В. А. Конев, В. Н. Сагатовский, М. Б. Туровский и др.);

— теории и концепции гуманизации и гуманитаризации современной системы образования (И.Ю.Алексашина, Ш. А. Амонашвили, В. П. Бездухов, М. Н. Берулава, Ю. В. Сенько, В. А. Сластенин, Г. С. Сухобская и др.);

— теория системного (В.Г.Афанасьев, Ф. Ф. Королев, Н. В. Кузьмина, К. К. Платонов, В. Д. Шадриков, В. Хубка, У. Эшби, В. А. Якунин и др.) подхода к организации процесса обучения, с опорой на принципы целостности, историзма, конкретности и непрерывности;

— теории и концепции экологического сознания и мышления человека (А.Г.Бусыгин, Э. В. Гирусов, С. Н. Глазычев, С. Д. Дерябо, А. В. Лосев, Т. В. Мишаткина, Н. Н. Моисеев, В. И. Панов, Н. Ф. Реймерс, И. П. Сафронов, А. Д. Урсул, В.А.Ясвин);

— теории и концепции экологического образования учителя, преподавателя вуза и их подготовки к формированию экологического сознания, культуры учащихся, студентов (А.Г.Бусыгин, А. Л. Бусыгина, А. А. Вербицкий, С. Н. Глазычев,.

A.Н.Захлебный, И. Д. Зверев, Т. М. Носова, Л. В. Панфилова, И. Н. Пономарева, И. Т. Суравегина, О. Г. Тавстуха и др.);

— основные положения методологии педагогического исследования и педагогической прогностики (Л.М.Архангельский, В. И. Загвязинский, Н. И. Загузов,.

B.С.Ильин, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, Э. Г. Юдин и др.);

— концепции личностно-ориентированного образования, контекстного обучения (В.И.Андреев, Е. В. Бондаревская, А. А. Вербицкий, Ю. Н. Кулюткин, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.).

Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование осуществлялось на базе естественно-географического факультета Самарского государственного педагогического университета.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (2000;2001 гг.). Выявление устойчивых в историческом аспекте «традиций» взаимодействия человека с природой («традиция управления», «традиция сотрудничества») и неустойчивых традиций («любовь к природе», «общение с природой», «соединение с природой»), сочетавшееся с раскрытием точек соприкосновения данных «традиций» с мировоззрениями насилия, ухода и сотворчества в условиях экологического кризиса, показало важность и необходимость осмысления вопросов формирования экологической культуры будущего учителя. Анализ научной литературы позволил обосновать исходные позиций, проблему, определить объект, предмет и цель исследования, сформулировать гипотезу и задачи. Результатом этого этапа явилось также определение методологии и методов исследования, обоснование его программы.

Второй этап (2002;2004 гг.). В ходе экспериментальной работы проверялась и уточнялась гипотеза исследования, конкретизировались педагогические условия, обеспечивающие достижение цели исследования, анализировались полученные данные. Результатом этого этапа явились разработка системы экологического образования будущих учителей и апробация спецкурса «Экологическая культура учителя».

Третий этап (2005 г.). Теоретическое осмысление результатов экспериментальной работы послужило основой для определения педагогических условий, способствующих развитию когнитивного, рефлексивно-ценностного и деятельно-стного компонентов экологической культуры в их единстве и взаимосвязи. Проведено оформление результатов исследования.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету: анализ философской, этической, психолого-педагогической, методической и специальной литературысоциологические методы (анкетирование, опрос, беседы, интервью) — наблюдениеэкспериментальные методы (констатирующий и формирующий варианты эксперимента) — метод понятийного словаряизучение и обобщение опыта педагогической деятельностистатистические методы исследования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена научной состоятельностью исходных теоретических положенийобоснованностью методологии исследования, ее соответствием поставленной проблемецелостным и системным рассмотрением проблемыприменением комплекса методов, адекватных цели и задачам исследованиярепрезентативностью объема выборки и значимостью экспериментальных данныхвозможностью повторения экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования нашли отражение в 25 публикациях автора. Они обсуждались и получили одобрение на международных, всероссийских, межвузовских научно-практических конференциях (I международная конференция «Одаренность: рабочая концепция», Москва-Самара, 2000 г.- IV международная научно-методическая конференция «Высокие технологии в педагогическом процессе», Нижний Новгород, 2003 г.- Пятая международная научно-практическая конференция «Экономика, экология и общество России в 21-м столетии», Санкт-Петербург, 2003 г.- Межвузовская научно-практическая конференция «Учить учителя», Самара, 2004 г.- Международный форум «Экологическая культура и информация в интересах устойчивого развития», Брянск, 2004 г.). Материалы исследования внедрялись автором в процессе педагогической деятельности на естественно-географическом факультете Самарского государственного педагогического университета.

Положения, выносимые на защиту:

1. Современное общество пребывает в парадоксальной ситуации. С одной стороны, оно, устремленное в будущее, связывает его с повышением качества жизни, ростом благосостояния. С другой стороны, общество не может не видеть экологических проблем, возникших в результате взаимодействия человека с природой на пути повышения качества жизни. Одной из причин парадоксальной ситуации является то, что в течение длительного времени ориентация нашего общества на социальный и технический прогресс, достижению которого способствуют интенсивное хозяйствование и научная деятельность, осуществлялась под лозунгом приспособления природы к человеку, а не перестройки отношения человека ко всему, что его окружает. Как результат — деятельность человека во взаимодействии с природой оценивалась по критерию «выгодно — невыгодно». Между тем критерием полноты взаимодействия человека и природы должен быть критерий «этично — неэтично». Одним из способов решения экологических проблем является формирование экологической культуры будущего учителя, который в своей последующей деятельности будет развивать нравственно-понимающее отношение учащихся к природе. Образующими содержания экологической культуры будущего учителя являются экологическое знание (когнитивный компонент), ценности и оценки (рефлексивно-ценностный компонент) и действия (деятельностный компонент).

2. Формирование экологической культуры будущего учителя, основанное на развитии экологических представлений и понятий о нормах взаимодействия человека с природой, ценностного отношения к природе и на становлении опыта взаимодействия с природой, может быть достигнуто за счет создания такой системы экологического образования, реализация которой знакомит студентов с миром экосистем и сообществ людей, взаимодействующих с экосистемами, моделирует будущее. Такое моделирование осуществляется целенаправленной, сознательной деятельностью преподавателя, если ее целью становится развитие конструктивного отношения будущего учителя к природе, способного к диалогу с природой в контексте мировоззрения сотворчества. Создание системы экологического образования студентов должно осуществляться на основе понимания того, что каждое направление экологического образования, каждый компонент системы (учебный процесс и внеаудиторная работа студентов), будучи относительно самостоятельными, выполняя свои конкретные функции в целостном процессе формирования экологической культуры будущего учителя, оказывая влияние на другие направления и компоненты системы, приводит к их взаимосвязи и взаимодействию, благодаря чему обогащаются все компоненты экологической культуры будущего учителя.

3. Положение о необходимости формирования экологической культуры будущего учителя не может быть лишь дополнено тезисом о важности овладения им конструктивными способами взаимодействия с природой, развития у него способности к оценке деятельности, возмущающей природу, критерием которой (оценки) являлся бы гуманизм человека как форма связи между человеком и природой. В современных условиях требуются такие подходы к формированию экологической культуры студентов, реализация которых не только расширяет и наполняет экологическим содержанием их представления и понятия об экоцентри-ческом сознании, развивает у них нравственно-понимающее отношение к природе как ценности культуры, дает опыт конструктивного диалога с природой, но и содействует становлению у будущих учителей способности формулировать во взаимодействии с субъектами природоохранительной деятельности, с учащимися экологические запреты, составляющие содержание экологического императива. Обоснование таких подходов должно осуществляться на основе понимания того, что отношение человека к природе определяется не полезностью и целесообразностью деятельности человека, а нравственными нормами и принципами, что экологические запреты основаны на законах наук, обращенных и к человеку, и к природе. Такими подходами являются системный, этико-педагогический, контекстный и личностно-ориентированный. Единство, взаимосвязь и взаимодополнительность данных подходов к формированию экологической культуры будущего учителя в единстве с его ориентацией на развитие нравственно-понимающего отношения учащихся к природе достигается за счет реализации принципов единства содержательного и процессуального, межпредметных связей, гуманизма, связи теории с практикой, реальности, рефлексивной направленности педагогического процесса и др., за счет интеграции различного типа научного знания, использования разнообразных методов обучения студентов.

4. Деятельность преподавателя, предполагающая формирование у будущего учителя мировоззрения сотворчества, которое как состояние экоцентрического сознания сообразует цели взаимодействия человека с природой и тенденции развития природы, обеспечивает его диалог с природой и их взаимопринятие в контексте разумного потребления, становится эффективной, если: а) его деятельность, основанная на реализации этико-педагогического, личностно-ориентированного и контекстного подходов к формированию экологической культуры, упорядочивает и приводит в систему различные типы научного знания, на основе и посредством которого студент осуществляет оценку результатов деятельностиб) создание эколого-педагогических ситуаций, выход из которых требует определять направляющее действие ценности природы, животного мира, сочетается с развитием у студента оценочного и ценностного отношения к знанию, к опыту охраны природы, содержательной стороной которого (отношение) становится система ценностей будущего учителя, определяющих его миропонимание как систему знаний о бытии, природе, человекев) овладение студентами опытом конструктивного взаимодействия с природой, базирующееся на практической реализации освоенного знания, способов природоохранительной деятельности в период практики, осуществляется под знаком «благоговения перед жизнью», выводящего будущего учителя на понимание единства человека и природы и воплощаемого в осмысляющем отношении к природе как ценности культуры.

Структура диссертации соответствует логике исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Выводы по второй главе.

1. Определены подходы к формированию экологической культуры будущего учителя и раскрыта их сущность.

Системный подход обеспечивает взаимосвязь этико-педагогического, контекстного и личностно-ориентированного подходов к формированию экологической культуры будущего учителя. Этико-педагогический подход, этическая составляющая которого, давая личности студента нормативно-ценностные рекомендации, ориентиры во взаимодействии с природой, придавая направленность педагогической его составляющей, способствует развитию оценочного и ценностного отношения к природе. Личностно-ориентированный подход, задавая направленность выбору преподавателем форм и методов формирования экологической культуры будущего учителя, способствует реализации единства содержательного и процессуального в процессе экологического образования студентов. Контекстный подход, моделируя эколого-педагогические ситуации, способствует формированию экологической культуры будущего учителя в единстве с его ориентацией на развитие нравственно-понимающего отношения учащихся к природе на основе освоенных ценностей и норм экологической этики.

2. В результате анализа научной литературы выявлены системообразующие факторы, приводящие систему экологического образования студентов к функционированию: цель по созданию системы, понимание идеи ее создания, время и связи, отношения между направлениями экологического образования, компонентами его системы и выполняемыми ими функциями, и осуществлена их педагогическая интерпретация.

3. Исследованием установлено, что единство, взаимосвязь и взаимодополнительность этико-педагогического, личностно-ориентированного и контекстного подходов к формированию экологической культуры студентов в направлении их ориентации на развитие нравственно-понимающего отношения учащихся к природе достигается тогда, когда принципы педагогической деятельности (принципы единства содержательного и процессуальногомежпредметных связейгуманизмадополнительностисвязи теории с практикойреальностирефлексивной направленности педагогического процесса), реализуемые в процессе обучения студентов, становятся принципами деятельности будущего учителя при выборе средств и способов разрешения им проблемных эколого-педагогических ситуаций, выполнения природоохранительных проектов, направленных на приобщение учащихся к ценности природы во время педагогической практики в школе и т. д., когда методы обучения, используемые преподавателем, представая перед студентами в качестве образца, применяются ими при организации ролевых экологических игр учащихся, экскурсий на природу, на промышленные предприятия города и т. д., когда осуществляется интеграция различного типа научного знания.

4. Обосновано и реализовано содержание процесса формирования экологической культуры студентов. Содержание процесса формирования экологической культуры будущего учителя, обусловленное содержанием явления «экологическая культура», реализуется в единстве с ориентацией будущего учителя на развитие у учащихся нравственно-понимающего отношения к природе.

5. Выявлено, что становлению этического отношения студентов к природе способствует использование научно-теоретической, эмпирической и логической аргументаций, которые в силу всепроникающего характера морали (а мы имеем дело с критерием «этично — неэтично», с нравственным отношением человека к природе — экологическая этика), пронизывают все методы формирования экологической культуры.

6. Исследованием установлено, что развитие способности будущих учителей к выражению оценочного и ценностного отношения к природе становится успешным тогда, когда: 1) они осуществляют оценку на основе того знания, каким владеют студенты (рефлексия как работа с фактическим знанием, находящимся в сознании, выявляет, какого знания не хватает будущему учителю) — 2) выявленное студентами несовпадение между оценками становится предметом индивидуального осмысления и коллективного «думания" — 3) при выражении ценностного отношения к природе и к человеку, являющемуся центром взаимодействия с ней, к взглядам ученых-педагогов, студенты обращаются к современному социокультурному экологическому контексту, в котором «работают» ценности (природа, человек, культура, время и т. д.) — 4) сообщения студентов не имеют репродуктивного характераоценка осуществляется с позиции ценностей, с позиции учителя-практика, формирующего экологическую культуру учащихся- 5) научное знание (философское, этическое, экологическое, психологическое, педагогическое), которое используют студенты, является критериальным при осмыслении экологических проблем.

7. В результате сравнения данных, полученных на констатирующем этапе экспериментальной работы, с результатами формирующего его этапа, выявлены изменения в когнитивном, рефлексивно-ценностном и деятельностном компонентах экологической культуры, свидетельствующие о результативности проводимой работы.

У студентов-географов, прошедших экспериментальной обучение, установлено увеличение количества тех, кто полагает, что экологическая культура является частью общей культуры. Они, в большей мере, чем студенты биологического и химического отделений естественно-географического факультета, всей полнотой своего вхождения во взаимодействие с учащимися ориентированы на формирование экологической культуры школьников на основе традиции сотрудничества, на базе которой возникают императивные ее формы (нормы, запреты, призывы, лозунги и т. п.). Они четко осознают логику экологического образования, аргументировано поясняют, какие задачи решают конкретные направления экологического образования в развитии нравственно-понимающего отношения учащихся к природе. Студентам, прошедшим экспериментальное обучение, в большей мере, чем выпускникам, не прошедшим такого обучения, свойственны установки экоцентрического сознания как ядра экологической культуры. Они способны выделять характеристики антропоцентрического и экоцентрического сознания.

Рефлексивно-ценностному компоненту экологической культуры выпускников, прошедших экспериментальное обучение, присуща «своя логика», суть которой заключается в том, что для выпускников географического отделения особое значение имеют этические нормы, которые предписывают, какую информацию о способах взаимодействия с природой им необходимо получать, как проживать в согласии с природой. У выпускников, не прошедших экспериментального обучения, такая «логика» рефлексивно-ценностного компонента экологической культуры отсутствует.

В результате изучения деятельностного (поступочного) компонента экологической культуры с точки зрения интенсивности субъективного отношения студентов к природе установлено, что студенты, прошедшие экспериментальное обучение, в большей мере, чем выпускники отделений биологии и химии, ориентированы на изменение окружающей среды в соответствии со своим субъективным отношением, в основе которого лежат этические нормы. Высокий и средний уровни интенсивности присущи 88,6% будущих учителей, оканчивающих географическое отделение, тогда как подобный уровень интенсивности субъективного отношения студентов-биологов и студентов-химиков присущ 70,6% и 70,8% соответственно.

Таков результат экспериментальной работы по формированию экологической культуры будущего учителя в процессе обучения в педагогическом университете.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема формирования экологической культуры будущего учителя — это важная социально-педагогическая проблема, затрагивающая не только современное образование, но и общество, поскольку его будущее во многом зависит от способности человека разрешать противоречия, которые приобрели общечеловеческие масштабы. Новую ситуацию в образовании, в условиях глобальных проблем современности, можно и следует рассматривать в контексте формирования экологической культуры будущего учителя, которая, являясь своеобразным импульсом в духовно-практическом освоении мира и природы, гармонизируя отношения между обществом, человеком и природой, способствует разрешению экологических противоречий, порожденных взаимодействием человека с природой, по критерию «этично — неэтично».

Суть этого критерия, с нашей точки зрения, заключается в том, что во взаимодействии с природой этично то, что определяет отношение человека к природе не по экономическим или политическим предписаниям, а по нравственным нормам и принципам. Неэтичным является то, что не оценивается по нравственным нормам и принципам. Данный критерий, интерпретируемый нами с позиции гуманистической этики, согласно которой «добро — это то, что утверждает жизнь, а зло — это то, что мешает жизни», раскрывает полноту взаимодействия человека с природой по линии «конструктивно — неконструктивно». Конструктивное взаимодействие с природой этично, неконструктивное взаимодействие — неэтично. По сути, конструктивное взаимодействие — это сохранение жизни на земле, благоговение перед жизнью.

Решение задачи формирования экологической культуры будущего учителя потребовало обратиться к научной литературе, в результате анализа которой выявлены как устойчивые в историческом аспекте «традиции» взаимодействия человека с природой («традиция управления», «традиция сотрудничества»), так и неустойчивые традиции («любовь к природе», «общение с природой», «соединение с природой»), раскрыты точки соприкосновения данных «традиций» с мировоззрениями насилия, ухода и сотворчества, что явилось отправным моментом для осмысления содержания понятия «экологическая культура учителя», разработки системы экологического образования студентов, определения подходов, обоснования содержания и методов формирования экологической культуры будущего учителя.

В результате анализа научной литературы конкретизировано научное представление о содержании понятия «экологическая культура учителя», образующими которого являются когнитивный, рефлексивно-ценностный и деятельностный компоненты, обоснованы формы проявления, каковыми являются экологическое знание, ценности, оценки и действия, раскрыта сущность данных компонентов.

В результате осмысления современных реалий мы пришли к убеждению о необходимости разработки и реализации системы экологического образования, структурными компонентами которой являются учебный процесс и внеаудиторная работа студентов, определения подходов (системный, этико-педагогический, лич-ностно-ориентированный и контекстный) и принципов формирования экологической культуры будущего учителя, обоснования содержания процесса формирования его экологической культуры.

Содержание процесса формирования экологической культуры будущего учителя обусловлено содержанием явления экологической культуры учителя. Содержание когнитивного компонента образует знание, в структуре которого находится и этическое знание, а также «нормативно-ценностный комплекс представлений (знаний) о природных системах и правилах работы с ними», разрабатываемых экологической этикой. Рефлексивно-ценностный компонент включает собственно ценности (ценность природы, ценность человека и т. п.), а также понятия о природе и окружающем мире, о животных, о труде, о нравственности и т. п., обладающие значением ценностей. Деятельностный компонент есть действия студентов, вступающих во взаимодействие с природой опосредованно в различных организационных формах обучения (например, в процессе анализа экологических ситуаций) и непосредственно в период полевой практики или учебно-воспитательной практики с учащимися.

Основной идеей экспериментальной работы по формированию экологической культуры будущего учителя явилась идея о том, что направления экологического образования, обеспечивая развитие конкретного компонента экологической культуры (формирование у студентов экологических представлений и понятий обеспечивает развитие когнитивного компонента, формирование ценностного отношения к природе — рефлексивно-ценностного компонента, формирование опыта взаимодействия с природой — деятельностного компонента экологической культуры), содержательно и процессуально дополняя друг друга, обогащают компоненты экологической культуры будущего учителя.

В исследовании, как на теоретическом, так и на практическом уровне, показано, что благодаря реализации связей взаимодействия, порождения и преобразования, функций учебного процесса и внеаудиторной работы студентов, происходит развитие экологической культуры будущего учителя.

Исследованием установлено, что единство, взаимосвязь и взаимодополнительность этико-педагогического, личностно-ориентированного и контекстного подходов к формированию экологической культуры студентов в направлении их ориентации на развитие нравственно-понимающего отношения учащихся к природе достигается тогда, когда принципы педагогической деятельности, реализуемые в процессе обучения студентов, становятся принципами деятельности будущего учителя при выборе средств и способов разрешения им проблемных эколого-педагогических ситуаций, выполнения природоохранительных проектов, направленных на приобщение учащихся к ценности природы во время педагогической практики в школе и т. д., когда методы обучения, используемые преподавателем, представая перед студентами в качестве образца, применяются ими при организации ролевых экологических игр учащихся, экскурсий на природу, на промышленные предприятия города и т. д.

Для того, чтобы процесс формирования экологической культуры будущего учителя шел успешно, необходимо создавать такие условия, чтобы: система экологического образования студентов, компонентами которой являются учебный процесс и внеаудиторная работа студентов, синтезировала этико-педагогический, личностно-ориентированный и контекстный подходы к развитию когнитивного, рефлексивно-ценностного и деятельностного компонентововладение студентами экологическим знанием в различных организационных формах обучения с помощью разнообразных методов обучения осуществлялось в единстве с признанием ими экологических запретов, научно обоснованных и предписывающих определенную систему правил и норм взаимодействий, взаимоотношений человека с природойсоздание в различных организационных формах обучения студентов эколого-педагогических ситуаций, выход из которых требует определить направление деятельности, вектором которого являются ценности природы, животного мира, сочеталось с развитием у них оценочного и ценностного отношения к знанию, к опыту охраны природыовладение студентами опытом конструктивного взаимодействия с природой, базирующееся на приращении различного типа научного знания и его практической реализации в период практики, осуществлялось под знаком «благоговения перед жизнью», выводящим будущего учителя на понимание единства человека и природы, в котором природа видится как ценность культуры.

В результате экспериментальной работы было установлено, что процесс формирования экологической культуры будущего учителя в единстве с его ориентацией на развитие нравственно-понимающего отношения учащихся к природе, становится успешным при соблюдении следующих педагогических условий:

— когда стратегия деятельности преподавателя базируется на включении студентов в систему отношений человек — природа, на развитии у них способности к конструктивному взаимодействию с природой, к осмыслению принятых решении и оценке результатов природоохранительной деятельности по критерию «этично — неэтично»;

— когда создана такая система экологического образования, содержание направлений которого, с одной стороны, формируется на соотнесении с содержанием компонентов экологической культурыс другой стороны, реализуется оно (содержание) таким образом, что каждое из направлений дополняет другие направления, благодаря чему обогащаются компоненты экологической культуры в целом;

— когда в процессе формирования когнитивного компонента экологической культуры будущего учителя знание «доводится» до стадии освоенности, воспроизводимости и использования в контексте сообразования целей взаимодействия человека с природой и тенденций развития самой природы (мировоззрение сотворчества) — в процессе формирования рефлексивно-ценностного компонента экологической культуры будущего учителя область оценки студентом результатов взаимодействия с природой и самооценки, выявляющей его выраженность в мире, природе, смещается из сферы социальной детерминации в сферу нравственных норм и принципов, в мир личностного долженствования по отношению к природе;

— в процессе формирования деятельностного компонента экологической культуры будущего учителя, осваиваемые им способы природоохранительной деятельности реализуются в экологических программах, оценка которых осуществляется на основе различного типа научного знания по критерию «этично — неэтично».

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы. — М.: Политиздат, 1985. — 263с.
  2. Н.А., Торшин В. И. Экология человека: Избранные лекции. М.: Экоцентр, 1994. — 225с.
  3. И.Ю. Тенденции гуманизации и гуманитаризации в научном и учебном познании в области естествознания // Гуманизация образования. Теория. Практика. СПб.: Крисмас+, 1994. — С. 62−68.
  4. И.Ю. Учитель и новые ориентиры образования (Гуманизация образования как предмет теоретической рефлексии и практического освоения учителем). Монография. СПб. 1997. — 153с.
  5. С.В. Признаки и критерии глобальных проблем современности // Научные чтения в Самарском филиале Университета РАО: Сборник научных трудов. В 3-х частях. Ч. 1. М.: Изд-во УРАО, 2003. — С. 77−81.
  6. С.В. Содержание понятия «экологическая культура» будущего учителя // Учить учителя: Материалы конференции. Самара: Изд-во СГПУ, 2004.-С. 184−193.
  7. С.В. Особенности и специфика формирования экологической культуры личности будущего педагога. Сборник научно-методических работ. Самара: СГППК, 2004. — С. 416−424.
  8. С.В. Применение информационных и коммуникационных технологий в изучении экологии и географии // Ученые записки ИИО РАО. Выпуск 13.-М.: ИИО РАО, 2004. С. 52−54.
  9. В.А. Географический фактор в развитии общества. М.: Мысль, 1982.-334с.
  10. Д.М., Джафарли Т. Этические категории // Предмет и система этики. Москва-София, 1973.-С. 152−178.
  11. А.В. История принципов физического эксперимента (от античности до XVII в.). -М., 1976. С. 162.
  12. И.В. Глобальные проблемы современности: сущность, причины возникновения / Политология. Курс лекций. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1995.
  13. В.Р., Большаков А. В. Национальные, региональные и глобальные уровни экологической проблемы // Философия и экологические проблемы. -М., 1990.-С 37−42.
  14. В.П. Формирование гуманистической направленности студента -будущего учителя как социально-педагогическая проблема: Диссертация на соиск. уч. ст. докт. пед. наук. Спб.: Ин-т ОВ РАО, 1995. — 397с.
  15. В.П. Система подготовки студентов к нравственному воспитанию школьников. Куйбышев: КГПИ, 1990. — 84с.
  16. В.П., Бездухов А. В. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности студента-будущего учителя. — Самара: Изд-во СамГПУ, 2000. 185с.
  17. В.П., Гусаров В. И. Формирование гуманистических взглядов учащихся в деятельности классного руководителя. Самара: СамГПУ, 2000. -163с.
  18. И.В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Философский принцип системности и системный подход // Вопросы философии. 1978. № 8. С. 39−52.
  19. И.В. О целостности восприятия глобальных проблем. М., 1986.
  20. И.В. Проблема целостности и системный подход. М.: Эдиториал УРССД997. — 448с.
  21. В.Н., Безель В. Ф., Таршис Г. И., Таршис Л. Г. Региональная экология: С. Пособие для учителей. Екатеринбург: Изд-во «Сократ», 1998. -176с.
  22. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика, 1994, № 4. С. 11−17.
  23. Л.П. Человек, культура и образование в кризисном социуме // Философия образования. М., 1996. — С. 76−90.
  24. А.Г. Педагогика глобальной экологии. Ульяновск: «Симбирская книга», 1996. — 192с.
  25. А.Г. Десмоэкология или теория образования для устойчивого развития. Книга первая. 2-е изд., испр., доп. Ульяновск: «Симбирская книга», 2003.-216с.
  26. А.Г., Бусыгина Т. А. Десмоэкологический подход к постановке вузовской лекции // Известия РАО, 2004. № 3−4. С. 128−143.
  27. А.Г., Бусыгина A.JI. Спираль потребностей как философия здоровья здорового человека // Труды членов Российского философского общества, 2004, Вып. 8.-С. 397−420.
  28. A.JI. Профессор профессия. — Самара: СамГПУ, 1999. — 276с.
  29. Вахрушев А. А- Пасечник В. В., Трофимова О. В. Экологическое образование в развитых капиталистических странах // Проблемы экологического образования в педвузе и школе: Межвуз. сб. науч. тр. М.: МПУ, 1992. — 115с.
  30. Введение в социальную экологию. В 2-х ч. / Ред. А. Д. Урсул. М., 1993−1994. -Ч. 1 -312с.- Ч. 2.-256с.
  31. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. -М.: Высшая кола, 1991. 204с.
  32. А.А. Основные принципы концепции непрерывного экологического образования // Просвещение: проблемы и перспективы. Спец. вып. Экология. Пенза. — 1997 — № 2 (7). — С. 4−5.
  33. Н.Ф. Теория и методика изучения глобальных экологических проблем на основе геоэкологического подхода в школьной географии: Авто-реф. дисс. докт. пед. наук. М., 2000. — 41с.
  34. Г. А. Региональный экологический компонент образования. Системный подход // Наука и школа. 1997. — № 3. — С. 32−33.
  35. Вуд Дж. Солнце, Луна и древние камни. М., 1981.
  36. Г. П. Аксиология культуры. СПб.: ЛГУ, 1996. — 152с.
  37. А.В. Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания. М.: МГППИ, 2000. — 232с.
  38. Ю.Ю., Степанова С. А. Экологическое образование в США: Сб. документов / Сост. и перев. С. В. Куров. М.: РЭФИА, МНЭПУ, 1996.- 43 с.
  39. Д.М. Материалистическая диалектика философская основа системных исследований // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник — 1979. — М.: Наука, 1980. — С. 7−28
  40. Н.А. Сущность экологической культуры // Социальная экология и устойчивое развитие. Вып. И. — М.: Изд-во РАГС, 1997. — С. 56−72.
  41. Э. Мировые загадки. М., 1935. — С. 336.
  42. .С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) — М.: Изд-во «Совершенство», 1998. 608с.
  43. Э.В. Система «общество-природа» (проблемы социальной экологии). М.: Изд-во МГУ, 1976. — 167с.
  44. Э.В., Мамедов Н. М. Экологическая культура // Культура: теории и проблемы. М., 1995. — 274с.
  45. Ю.В. Глобалистика: истоки становления, географическая интерпретация // Известия РГО. № 2, 1993. С. 13−29.
  46. С.Н., Каленская Е. В., Каленская В. П. Введение в экологию: уроки творческого развития. М.: Горизонт, 1998. — 120с.
  47. С.Н., Мамедов Н. М. Концепция устойчивого развития и экологическое образование: опыт Германии и России.- М., 1999.- С. 38−51.
  48. С.Н. Экологическая культура и образование в меняющемся мире // Экологическая культура и образование: опыт России и Югославии (сер. ЭКОС: Россия + Европа). М.: ТЭКО Центр, 1998. — С. 364.
  49. С.Н. Экологическая культура, образование и цивилизационный выбор России // Экологическое образование: опыт России и Германии. М.: Горизонт, 1997.-С. 12−37.
  50. С.Н. Экологическая культура учителя: Исследования и разработки экогуманитарной парадигмы. М.: «Современный писатель», 1998. — 432с.
  51. Е.Ю. К вопросу о понятии экологической культуры / История взаимодействия общества и природы: факты и концепции: Матер, конф. -Ч.1.-М.1990.- С. 74.
  52. В.Г., Кондратьев К. Я., Лосев К. С. Если взять в союзники мудрость матери-природы // Вестник РАН. № 2. М., 1996.
  53. В.Г. Физические и биологические основы устойчивости жизни. — М.: ВИНИТИ, 1995.
  54. Р. Загрязнение воздушной среды. М.: Мир, 1979. — 200с.
  55. Р. Основы экологии. М.: Прогресс, 1975. — 415с.
  56. Г. Р. Эстетическое отношение в экологической культуре. Дис.. к.филос.наук. -Уфа: УГНТУ, 1997.
  57. Данилов-Данильян В.И., Лосев К. С. Экологический вызов и устойчивое развитие. Учебное пособие. М.: Прогресс-Традиция, 2000.
  58. С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. М. — Московский психолого-социальный институт, 1999. — 310с.
  59. С.Д., Левин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону — Издательство «Феникс», 1996. — 480с.
  60. В.В. Мифы о вселенной /В.В. Евсюков- Отв. Ред. В.Е. Ларичев- АН СССР. Сиб. отд-ние. Новосибирск: Наука, 1988. — 177с.
  61. Д., Зверев И., Суравегина. Учимся решать экологические проблемы. Методическое пособие для учителя. — М.: Школьная пресса, 2002. — 112с.
  62. В.И. Подготовка будущих учителей к формированию у школьников гуманистического отношения к природе. Автореф. дисс. канд. пед. наук.- Москва, 2000. 22с.
  63. А.Н., Зверев И. Д., Суравегина И. Т. Охрана природы в школьном курсе биологии. М.: Просвещение, 1977. 207с.
  64. А.Н. Школа и проблемы охраны природы. М.: Педагогика, 1991.- 184с.
  65. И.Д. О приоритетах экологического образования // Экологическое образование в России: теоретические аспекты. М.: Ассоциация «Экология идиалектика», 1995.-С. 37−51.
  66. И.Д. Экологическое образование и воспитание- узловые вопросы // Экологическое образование: концепции и технологии: Сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 1996. — С. 72−84.
  67. И.Д. Экологическое образование в школе: Концепция.-М., 1994.-32с.
  68. В.А. Формирование готовности будущих воспитателей к эколого-гуманистическому образованию дошкольников. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Оренбург, 2000. — 22с.
  69. В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. -1991, № 2. -С. 15−36.
  70. Н. Культурные смыслы науки. -М., 1997. 288с.
  71. А.В. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте. М.: МГУ, 1982. 343с.
  72. Н.К. Организационно-педагогические условия формирования здорового образа жизни школьников. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Самара, 2000.
  73. Ю.А., Цыбань А. В. Антропогенная экология океана. Л., 1991.
  74. А.Г. Введение в экологическую географию. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. — 192с.
  75. А.В. Экологические аспекты использования агроресурсного потенциала (на основе концепции сельскохозяйственной эконологии) Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1996. — 220с.
  76. Д.Н. Природа: от охраны к заботе // Знание — сила. 1990.
  77. М.С. Философская теория ценности / СПбГУ, Акад. гуманитар, наук. -СПб., 1997.-204с.
  78. М.С. Философия культуры. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. -416с.
  79. В.П. Очерки теории и практики экологии человека. М.: Наука, 1983.-258с.
  80. В.П., Каленская Е. В. Введение в экологию. М.: Картгеоцентр-1. Геодезиздат, 1997. 102с.
  81. А.А. Экологическое образование. Проблемы и перспективы // Прикладная психология. № 1. М.: Изд-во Магистр, 2002. — С. 23−33.
  82. Р.С., Лисеев И. К., Огурцов А. П. Философия природы: коэволю-ционная стратегия. М.: Интерпракс, 1995. — 350с.
  83. А.А. Контекстное образование: наука и мировоззрение. Н. Новгород, 1996.-184с.
  84. Ф.Х. К истокам греческой мысли. — М.: Изд-во Алетейя, 2001.
  85. В.П. Этическое сознание. Историко-теоретический очерк взаимодействия морального сознания и этических воззрений. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.-222с.
  86. В.А., Башкин В. Н., Керженцев А. С., Калевич А. Е. Биосферные и экологические исследования в ИПФС за 25 лет. Препринт. Пущино, 1991. — 28с.
  87. В.А. Опыт и методы экологического мониторинга. Пущино, 1978. -179с.
  88. В.И. Этническая экология: становление дисциплины и история проблемы.-М, 1994.-230с.
  89. Т.А., Мягкова А. Н., Сонин Н. И. Экология России. Дидактические материалы. М.: АО МДС, 1995. — Ч. 1. — 88 с. Ч. 2. — 111с.
  90. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании» / Отв. ред. В. И. Шкатулла. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001. — 778с.
  91. К.Я., Донченко В. К., Лосев К. С. Экология. Экономика. Политика // Зеленый мир. М. — 1995. — № 27. — С. 7−11.
  92. В.А. Курс «Философия образования» (культуроантропологический аспект)". Вып. 6. Самара: СИПКРО, 1996. — 92с.
  93. В.А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь 1992 года). Информ. обзор. Новосибирск, 1993. — 63с.
  94. .И., Винокурова Н. Ф. Программа курса «Основы геоэкологии» // География в школе. 2002. — № 3.
  95. В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара, 1994. — 165с.
  96. В.В. Проблемы научного обоснования обучения (Методологический анализ). М., 1977. — 264с.
  97. И.В. Формирование экологической культуры в процессе образования и воспитания: теоретико-методологический аспект. Дис.. к. социол. наук. -М., 1997. 144с.
  98. А.А. Экологическая культура социалистического природопользования. Автореф.дис.к.филос.н. -Л., 1984. -16с.
  99. Ю.Н. Личностно-ориентированное обучение и его педагогический смысл // Современные ориентиры в образовании педагогов. СПб. — Иркутск, 1998. — С. 9 — 24.
  100. Ю.Н. От идеи к решению // Мышление учителя. М.: Педагогика, 1990. С. 40−54.
  101. Ю.Н. Психологические особенности деятельности учителя // Мышление учителя. -М.: Педагогика, 1990. С. 7−26.
  102. Ю.Н. Интеграция знаний учителя как психологическая проблема // Проблемы интеграции и дифференциации подготовки и повышения квалификации педагогических кадров: Сб. научных статей. Самара: СГПИ, 1993, -С. 10−17
  103. Ю.Н., Бездухов В. П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. Самара: Изд-во СамГПУ, 2002. — 400с.
  104. Ю.Н., Сухобская Г. С. Исследование познавательной деятельности учащихся вечерней школы. Самоорганизация познавательной активности личности как основа готовности к самообразованию. — М.: Педагогика, 1977.-152с.
  105. Т.В. Экологическое образование учащихся в обучении географии. -М., 1990.- 165с.
  106. С.Б., Каледин Н. В. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны. М.: Изд-во «Гардарики», 2002.
  107. А.О. Экологическая культура как фактор устойчивого развития общества. Автореф.дис.кандидата культурологи. Краснодар, 2001.
  108. Т.С. Проблемы индивидуальной нравственности // Мораль и этическая теория. М., 1974. — С. 106−143.
  109. И.Д. Социально-философские аспекты взаимодействия общества и природы. — М.: Знание, 1975. 76с.
  110. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994.
  111. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994. С. 287−288.
  112. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981. — 186с.
  113. .Т. Структура экологической культуры личности и педагогические основы ее формирования // Экологическое образование: опыт Германии и России. М., 1999.-С. 65−80.
  114. .Т. Философия воспитания. М., 1995. — 282с.
  115. Д.С. Экология культуры: Памятник отечества. Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. М., 1980. — № 2. -С. 10−16.
  116. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды. / Сост.: Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. — Спб.: Ин-т обр-ния взрослых, 1996. 175с.
  117. К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества // Знание-Сила, 1991. № 1.-С. 1−11.
  118. А.В., Провадкин Г. Г. Социальная экология. М., 1998.
  119. А.Ф. Диалектика мифа // Из ранних произведений. М., 1990. С. 484, 574.
  120. К.С., Горшков В. Г., Кондратьев К. Я. и др. Проблемы экологии России.-М., 1993.-326с.
  121. .Н. Экологические проблемы: Земля, Россия, Алтай: Учеб. пособие. Бийск- Науч.-изд. центр Бийск. гос. пед. ин-та, 1995. — 42с.
  122. Н.А. Экологическое образование как средство развития экологического сознания личности студентов технического вуза. Автореф. Дис.. к.пед.н. -Таганрог, 1998. -20с.
  123. Л.В. Когнитивизм как парадигма гуманитарно-философской мысли.-М.: РОССПЭН, 2003.- 160с.
  124. Н.М. Концептуальные основы экологического образования // Экологическое образование: опыт. России и Германии. М.: Горизонт, 1997. — С. 207−214.
  125. Н.М. Культура, экология, образование. -М.: РЭФИА, 1996.-51 с.
  126. Н.М. Философская рефлексия эволюции взаимоотношения общества и природы // Философия и экологическая проблема. М., 1990. — С. 87−101.
  127. Э.С. Очерки теории культуры. Ереван: АН Арм. ССР, 1969. -228с.
  128. Ю.Г. Социальная экология. Новосибирск: Наука, 1986. — 174с.
  129. Д.Ж. Социальная экология. М.: Просвещение, 1991. — 186с.
  130. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42. — М., 1964.
  131. Г. И., Кондратьев К .Я. Проблемы глобальной экологии. М.: Наука, 1992.-264с.
  132. В.И., Алдашева А. А. Экологическое сознание: Учебное пособие. -М.: Логос, 2001.-376с.
  133. Т.В. Этика: Практикум, М.: ТетраСистемс, 2003. — 320с.
  134. Т.В. Экологическая этика // Этика: учеб. пособие. — М.: Новое знание, 2002. С. 273 — 303.
  135. Л.В., Колтунова И. Р. О взаимосвязи структурных компонентов экологического отношения у дошкольников и младших школьников // Повышение эффективности воспитания детей дошкольного возраста: Тез. докл. и сообщ. Шадринск, 1992. — С. 92−93.
  136. JT.B. Региональное экологическое образование: теория и практика: Автореф. дисс. докт. пед. наук. Екатеринбург, 1997. — 46с.
  137. Н.Н. Восхождение к разуму. М., 1993.
  138. Н.Н. Историческое развитие и экологическое образование. М.: Изд-во МНЭПУ, 1995.-54с.
  139. Н.Н. Универсум. Информация. Общество. М.: Устойчивый мир, 2001.-200с.
  140. Н.Н. Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия, 1990. 351с.
  141. В.Н. Психология отношений. Москва-Воронеж, 1995. — 356с.
  142. В.М. Система непрерывного экологического образования в средней и высшей школе: (химический аспект образования): Автореф. дисс.. докт. пед. наук. М., 1994.-39с.
  143. Национально-региональные особенности экологического образования и воспитания: Тез. докл. межрегион., науч.-практ. конф., 14−16 марта 1995 г. -Улан-Удэ: ТОО «Олзон», 1995.-177с.
  144. . Наука об окружающей среде: Как устроен мир: В 2-х т. Т. 1 424 е.- Т. 2. — 336с.-М.: Мир, 1993.
  145. В.В. Теоретические основы формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к природе в процессе обучения географии: Автореф. дисс. докт. пед. наук. СПб., 1999.-47с.
  146. Е.В. Экологическая культура и факторы ее формирования: фи-лософско-социологический аспект проблемы: Дис.. докт.филос.наук -М., 1994.
  147. Новые педагогические и информационные технологии / Под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 2002. — 272с.
  148. Т.М. Система методической подготовки учителя начальных классов к экологическому образованию. Автореф. дисс.. докт. пед. наук. Самара, 1998.-39с.
  149. Ю.П., Никанорова Е. В. Экологический импульс: Проблемы формирования экологической культуры молодежи. М.: Молодая гвардия, 1990. -271с.
  150. Е.В. Коэволюционный подход в формировании экологической культуры школьников. Дис. канд. пед. наук. -М., 1997.
  151. С.В. Формирование профессионально-экологической ответственности у студентов колледжа. Автореф. дисс.канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2004. — 25с.
  152. JI.B. Формирование экологической компетентности в процессе профессиональной подготовки учителя химии: Учебное пособие. — Самара: СГПУ, 2004. 224с.
  153. А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1980. — 302с.
  154. O.K. Гуманистическая позиция студента — будущего учителя (Теория и практика). Самара: Изд-во СГПУ, 2001. — 191с.
  155. О.В. Ориентация учащихся на ценность образования: теория и практика. — Самара: Изд-во СамГПУ, 2001. 166с.
  156. Прикладная этика: Учеб. пособие / Под ред. И. Л. Зеленковой и др. М.: Тет-раСистемс, 2002. — 208с.
  157. Природопользование: Учебник. Под ред. Э. А. Арустамова. 2-е изд. М.: Издательский Дом «Дашков и К0», 2000. — 284с.
  158. Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 12 500 — География: Для педагогических университетов и институтов. — М.: Флинта: Наука, 2000. 368с.
  159. Проект концепции экологической безопасности Российской Федерации // Зеленый мир. 1994. — № 1. — С. 6−9.
  160. Проект федерального закона «Об экологической культуре» № 90 060 840−3. -М., 2000.
  161. В.М. Природопользование. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003.-296с.
  162. Ф. Основы прикладной экологии (воздействие человека на биосферу).- Л.: Гидрометеоиздат, 1981. 543с.
  163. В.Г. Социальная экология (теоретические и прикладные аспекты): Учебное пособие. Кемерово, 1996. — 135с.
  164. П., Ревелль Ч. Среда нашего обитания: В 4-х кн. / Пер. с англ. М.: Мир, 1994. — Кн. 1. — 340с.- 1995. — Кн. 2. — 296с.
  165. Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология. М.: «Россия молодая», 1992. -С.146−151.
  166. Н.Ф. Природопользование. Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990.
  167. Н.Ф. Экологизация. Введение в экологическую проблематику //Учеб. пособие. М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1994. -100с.
  168. Н.Ф. Экология (теории, законы, правила принципы и гипотезы) М.- // «Россия Молодая», 1994. 367с.
  169. Россия в окружающем мире: 1998 (Аналитический ежегодник) / Под ред. Н. Н. Моисеева. М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. — 316с.
  170. О.В. Интеграция содержания образования как системообразующий фактор становления экологической культуры личности. Дис.. канд. пед. наук. Самара, 2000.
  171. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании // Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1.-М., 1981.-656с.
  172. В.Н. Философия развивающейся гармонии: философские основы мировоззрения. В 3 ч. 4.1: Введение: философия и жизнь. СПбГУ, 1997.- 224 с.
  173. В.Н. Философия развивающейся гармонии: философские основы мировоззрения. В 3 ч. Ч. З: Антропология. СПб.: «Петрополис», 1999. -224 с.
  174. В.Н. Системный подход и общая теория систем: статус, основные проблемы и перспективы развития. М.: Наука, 1980.
  175. Л.П. Опыт экологического воспитания младших школьников // Начальная школа. 1991. № 4. С. 24−27.
  176. Л.П. О содержании экологического образования в начальной школе // Начальная школа. 1993. № 9. С. 4−6.
  177. И.П. Экологическая культура общества: проблема развития // Аспекты развития. Оренбург, 1993. Вып. 1. — С. 28−32.
  178. И.П. Формирование экологической культуры учителя. Дис.. канд. фил. наук М., 1991. — 157с.
  179. Сборник примерных программ педагогических и психологических дисциплин / Под ред. В. И. Жог и др. М.-Волгоград: Перемена, 2002. — 158с.
  180. Ю.И. Как возникло человечество. Ред. Аверкиева Ю. П., Дебец Г. -М.: Наука, 1966.-576с.
  181. Ю.В., Тамарин В. Э. Обучение и жизненный опыт учащихся. М., 1989.
  182. В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика, 1994, № 5. С. 16−21.
  183. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем. М.: Логос, 1999. — 272с.
  184. В.В., Данильчук В. И. Личностный подход в системе принципов экологизации естественно-научного образования // Экологическое образование: концепции и технологии: Сб. научн. тр. Волгоград: Перемена, 1996. -С. 8491.
  185. Т.И. Формирование экологического сознания студентов педагогического университета небиологических специальностей. Дис. канд.пед.наук. Самара, 2000. — 218с.
  186. Ю.В., Симонова Т. И. Формирование экологического сознания студентов педагогического университета: Монография. — Самара: Изд-во СГПУ, 2002.-232с.
  187. В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика. Учебное пособие для студентов педвузов. М.: Школа-Пресс, 1997. — 512с.
  188. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. -М., 1976. 160с.
  189. Словарь русского языка: В 4-х т. Т. 3. — М.: Русский язык, 1987. — 750с.
  190. Совершенствование процесса повышения квалификации педагогов-воспитателей. Методические рекомендации / Сост. Н. Н. Лобанова и другие. -Л.: НИИ общего образования взрослых АПН СССР, 1998. 72с.
  191. С.Н. Взаимодействие общества и природы. Философские проблемы.-М.: Мысль, 1983.-251с.
  192. B.C. Научное познание и ценности техногенной цивилизации / Вопросы философии. 1989.-№ 10. — С.3−18.
  193. Р.В. Подготовка учителя к экологическому воспитанию младших школьников в условиях многоуровневого педагогического образования. Дис.. к.пед.наук. Владимир, 1998. -262с.
  194. И.Т. Интеграция разных областей знания как проблема общего среднего экологического образования. 4.1.-СПб., 1994.- С. 44−46.
  195. В.А. Павлышская средняя школа: Обобщение опыта учебно-воспитательной работы в сельской средней школе. — 2-е изд. М.: Просвещение, 1979.-393с.
  196. О.Г. Педагогические основы развития экологической культуры учащихся в процессе дополнительного образования. Автореф. дисс.. докт. пед. наук. Оренбург, 2001.-3 8с.
  197. Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.
  198. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В. В. Краевского, И.Я. Лернера- НИИ общей педагогики АПН СССР. М.: педагогика, 1989.-320с.
  199. Тимофеев-Ресовский Н. В. Биосфера и человечество // Науч. труды Обнинского отд-ния геогр. о-ва СССР, 1968. С. 3−12.
  200. Тимофеев-Ресовский Н.В., Воронцов Н. Н., Яблоков А. В. Краткий очерк теории эволюции. 2-е изд. М.: Наука, 1978. — 407с.
  201. М.Б. Философские основания культурологии. М.: РОССПЭН, 1997.-440с.
  202. А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978. -272с.
  203. Р.Х. Сообщества и экосистемы. М.: Прогресс, 1980. 326с.
  204. А.Д. Стратегия устойчивого развития и переход к опережающему образованию 11 Экологическое образование: опыт Германии и России. М., 1997.-С. 52−64.
  205. А.Д. Путь в ноосферу: Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации.-М., 1993.
  206. А.Д. Становление ноосферного интеллекта и опережающее образование //Синергетика и образование-М., 1997.
  207. К.Д. Материалы для «Педагогической антропологии» // Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 3. СПб., 1908.
  208. К.Д. Три элемента школы // Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1. — М., 1998. — С. 177−193.
  209. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Республика, 2001.-719с.
  210. Дж. Золотая ветвь. М., 1987. — С. 54−55.
  211. Х.Ф. За чистоту воздуха / XX век: последние 10 лет. М.: Прогресс, 1992.-91с.
  212. Э. Психоанализ и этика. -М.: Республика, 1993. -416с.
  213. Э. Человек: Кто это такой (или Кто есть человек)? // О человеке. Вып. 1: (Пространство и время, люди и вера в его жизнь): Сб. М.: Знание, 1991. — 64с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Философия и жизнь». № 12).
  214. З.И. Системный подход к организации экологического образования и просвещения населения в крупном научно-промышленном центре. Дис.. канд. пед. наук. Самара, 2000.
  215. В.Ф. Основы философии. От классики до современности. Изд. 2-е, дополненное. М.: Изд-во ФАИР, 2001.
  216. А.П. Диалектический метод познания. М.: Политиздат, 1983. — 320с.
  217. К.И. Понятие экологической культуры. В кн.: Экология и культура: методологические аспекты. Ставрополь: СГПИ, 1982.-С.45−54.
  218. Ю.А. Этика. М.: Текст, 1998. — 271с.
  219. Экологическая культура и образование: опыт России и Югославии. Под ред. В.И. Данилов-Данильян, С. Н. Глазачев, Данило Ж. Маркович. М.: Горизонт, 1998. -325с.
  220. Экологическое образование в России: Теоретические аспекты. М.: Асе. «Экология и диалектика», 1995. — 344с.
  221. Экологическое образование: концепции и технологии: Сб. науч. тр. / Под ред. проф. С. Н. Глазачева. Волгоград: Перемена, 1996. — 282с.
  222. Экологическое образование: теория и практика. Региональная конференция: Матер, конф. Иркутск, 1996. — 243с.
  223. Экология, охрана природы, экологическая безопасность / Под общей ред. А. Т. Никитина, С. А. Степанова. М.: МНЭПУ, 2000. — 648с.
  224. Экология, региональные аспекты. Брест: Изд-во БГПИ, 1990. — Ч. 2.-94 с.
  225. М. Миф о вечном возвращении. Серия «Избранные сочинения». — М.: Ладомир, 2000.-414с.
  226. Ф. Диалектика природы. М., 1987. — С. 217.
  227. Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М.: Эдиториал УРСС, 1997.-445с.
  228. Г., Третьякова Л. Проблемы экологического образования // Вестник высшей школы. 1991. № 3. С. 38−45.
  229. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. -М.: Сентябрь, 1996. 95с.
  230. М.А. Регионализация экологического образования в средней общеобразовательной школе: теория и практика: Монография. Саранск: Морд, кн. изд-во, 2002. — 346с.
  231. Яншин A. JL, Будыко М. И., Израэль Ю. А. Глобальное потепление и его последствия // Метеорология и гидрология. 1991. № 12. — С. 5−10.
  232. A.JI. Человек как объект экологии // Вестник АН СССР. 1991. № 6. — С. 98−107.
  233. A.JI. Экологические проблемы локальные и глобальные // Глобальные экологические проблемы на пороге XXI века. М.: Наука, 1998. — С. 5−10.1. ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ
Заполнить форму текущей работой