Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методика обучения диалогической речи на уроках осетинского языка в 5-9 классах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Культуросозидательная, социально-воспитательная функции языка закреплены в таких основных документах Министерства образования и науки России, как Национальная доктрина образования Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об образовании», Концепция модернизации структуры и содержания общего образования и др. Активная работа по созданию нормативных документов об образовании ведется… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические основы обучения диалогической речи учащихся 5−9 классов
    • 1. 1. Лингвистические основы обучения диалогической речи
    • 1. 2. Психолого-педагогические основы обучения диалогической речи
    • 1. 3. Диалог как средство обучения речевому этикету
  • Выводы
  • ГЛАВА 2. Состояние обучения диалогической речи на уроках осетинского языка в 5−9 классах
    • 2. 1. Анализ программ и учебников осетинского языка 5−9 классов с точки зрения темы исследования
    • 2. 2. Опыт учителей по обучению учащихся диалогической речи
    • 2. 3. Уровень владения умениями и навыками диалогической речи Результаты констатирующего эксперимента
  • Выводы
  • ГЛАВА 3. Методика обучения диалогу на уроках осетинского языка в 5−9 классах
    • 3. 1. Принципы, методы и приемы обучения диалогической речи
    • 3. 2. Система упражнений для обучения диалогической речи
    • 3. 3. Опытно-экспериментальное обучение диалогу и его результаты
  • Выводы

Методика обучения диалогической речи на уроках осетинского языка в 5-9 классах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Процессы межкультурной интеграции на национальном и международном уровнях обусловили модернизацию содержания языкового образования в России, так как язык выступает как средство познания мира, приобщения к общечеловеческим ценностям. Одновременно язык — это ключ для понимания уникальности и своеобразия народной самобытности.

Культуросозидательная, социально-воспитательная функции языка закреплены в таких основных документах Министерства образования и науки России, как Национальная доктрина образования Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об образовании», Концепция модернизации структуры и содержания общего образования и др. Активная работа по созданию нормативных документов об образовании ведется и в РСО-Алания. Вслед за федеральным законом принят Закон РСО-Алания «Об образовании», реализуются республиканские варианты учебных планов, разрабатываются стандарты региональных компонентов содержания образования по различным дисциплинам.

В республике Северная Осетия-Алания исторически сложилась многонациональная структура населения. Естественно, что в этой ситуации трудно переоценить объединяющую роль русского языка как языка межнационального общения. Осетинский и русский языки являются государственными и в обязательном порядке изучаются в общеобразовательных учреждениях, но в различном объеме — в зависимости от языковой ситуации и особенностей конкретной школы. Исключение составляют несколько школ Моздокского района, где из-за отсутствия педагогических кадров преподавание осетинского языка пока не ведется.

В то же время исторические условия развития языковой ситуации обусловили функциональное доминирование русского языка. Из языка межнационального общения русский язык превратился в язык внутринационального общения этнических меньшинств, в том числе и значительной части осетин. Многие осетинские дети, особенно в городской местности, совершенно не знают родного языка или владеют им очень плохо.

В настоящее время в учебных планах 1−9 классов средних общеобразовательных школ РСО-Алания на изучение осетинского языка и литературы отведено 5 часов в неделю, в 8 и 9 классах изучается традиционная культура осетинского народа, введены уроки по истории и географии Северной Осетии. В 30% учреждений образования преподавание предметов в начальных классах ведется на осетинском языке, причем на двух его диалектах: ирон-ском и дигорском, что также гарантировано Конституцией Республики Северная Осетия-Алания. Разрабатываются и внедряются программы и учебники по осетинскому языку для детей как владеющих, так и невладеющих осетинской речью.

Однако школьное образование в его нынешнем виде не обеспечивает должного уровня владения родным языком. Устарели методики преподавания родного языка, мало учитывается специфика традиционной культуры и быта, современные учебники родного языка тоже не соотвествуют реальной языковой ситуации. Поэтому становится особенно актуальной проблема обновления содержания языкового образования, создания системы обучения родному языку, цели и задачи которой учитывали бы особенности этнолингвистической ситуации в республике и обеспечивали бы возможность освоения учащимися родного языка.

Позитивным изменением в системе языкового образования в РСО-Алания можно считать принятие Правительством РСО-Алания КонцепЦйи национального образования РСО-Алания, основополагающим принципом которой является реализация конституционного права обучения и воспитания учащихся на их родном языке. Концепция нацелена на постоянное воспроизводство и развитие национальной культуры и родного языка как необходимых инструментов социализации подрастающих поколений осетинской нации, а также на создание условий для сохранения и развития сотрудничества всех этнокультурных групп населения, образующих единое социальное, экономическое и политическое сообщество Осетии-Алании.

Значительно возрос интерес родителей к билингвальному образованию, что повлекло за собой открытие экспериментальных классов не только в двух школах г. Владикавказа, но и в районах республики. Успеху обучения осетий-скому языку способствуют и хорошо оформленные файловые варианты учебников нового поколения. Они ориентированы на формирование социокультурной компетенции и овладение языком как средством общения.

Однако наряду с прогрессивными тенденциями в развитии системы языкового образования в РСО-Алания имеется еще много нерешенных проблем, которые препятствуют плодотворной работе по обучению и развитию устной речи учащихся. Так, до настоящего времени в содержании образования по осетинскому языку не определены соответствующим образом вопросы обучения учащихся устной речи, что отрицательно сказывается на постановке вопроса обучения речевой деятельности учащихся.

Официальные проверки состояния обучения осетинскому языку в школах РСО-Алания по действующей программе и наблюдения за диалогической речью учащихся 5−9 классов общеобразовательных школ РСО-Алания показали, что школьники часто овладевают осетинским языком в рамках учебной ситуации и неоправданно переносят ее особенности на другие виды социально-бытовой и деловой коммуникации. Вследствие этого их речь в ситуациях естественного общения неадекватна, неубедительнаучащиеся, как правило, слабо владеют навыками и умениями диалогической речи, крайне редко пользуются формулами речевого этикета. Для диалогов учащихся городских школ характерно большое количество грамматических и речевых ошибок.

Такое положение обусловлено недостаточной практической направленностью обучения осетинскому языку в школе. До сих пор приоритетным критерием успешности обучения осетинскому языку в школе остается усвоение учащимися норм правописания. Процесс овладения диалогической речью во многом затрудняется и из-за неразработанности методики обучения этому виду речевой деятельности на уроках осетинского языка.

Практическая значимость формирования потребности в общении, развития коммуникативных способностей и умений учащихся 5−9 классов на уроках осетинского языка, неразработанность методики обучения диалогической речи на осетинском языке обусловили актуальность исследования.

Объектом данного исследования является процесс обучения родному языку учащихся 5−9 классов, а предметом — методическая система обучения диалогической речи на осетинском языке учащихся 5−9 классов.

Целью исследования является обоснование и разработка методической системы обучения диалогической речи учащихся 5−9 классов.

Гипотеза исследования — эффективное обучение диалогической речи учащихся 5−9 классов возможно только в том случае, если:

— в процессе обучения диалогической речи будет реализована идея функционального подхода к проблеме обучения диалогу, непрерывности формирования и развития коммуникативных умений и навыков при изучении программного материала по фонетике, лексике и грамматике осетинского языка;

— будет использован специальный комплекс упражнений, направленный на формирование устойчивых умений и навыков диалогической речи.

Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:

— изучить лингвистическую, психологическую и методическую литературу по проблеме исследования и определить уровень разработанности интересующей нас темы;

— исследовать состояние обучения диалогической речи в 5−9 классах на уроках осетинского языка с целью выявления уровня владения навыками диалогической речи;

— разработать методическую систему формирования и развития умений диалогической речи учащихся для 5−9 классовпроверить экспериментально эффективность данной методической системы обучения. В процессе работы над диссертацией использованы следующие методы исследования:

— теоретический (анализ лингвистической, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования);

— социолого-педагогический (выявление социальных факторов, влияющих на процесс овладения родной речью детей-осетин, анализ программ и учебно-методических комплексов для 5−9 классов по осетинскому языку в аспекте исследуемой темы, анализ работы учителей осетинского языка 5−9 классов);

— экспериментальный (констатирующий и обучающий эксперименты);

— статистический (обработка результатов экспериментов).

Научная новизна исследования состоит в теоретико-методической разработке системы обучения диалогической речи, в основу которой положена идея функционального подхода к обучению диалогу на уроках осетинского языка, непрерывности формирования и развития коммуникативных умений и навыков с учетом особенностей этикетных формул родного языка.

Практическая значимость исследования заключается в том, что предлагается экспериментально проверенная методическая система по обучению учащихся 5−9 классов диалогической речи. Выводы и основные положения работы могут быть использованы при усовершенствовании программ по осетинскому языку, на курсах повышения квалификации учителей осетинского языка при Республиканском институте повышения квалификации работников образования (РИПКРО), а также при подготовке студентов по специальности «Преподаватель осетинского языка и литературы» филологического факультета Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова и лингвистического факультета Северо-Осетинского государственного педагогического института. Комплекс упражнений может быть использован при доработке имеющихся учебников и при создании учебников нового поколения по осетинскому языку для 5−9 классов.

Апробация работы осуществлялась на региональной и республиканских научно-практических конференциях, на заседаниях кафедры осетинского языка и литературы Республиканского института повышения квалификации работников образования.

Проверка эффективности предложенной методической системы проводилась во время опытно-экспериментального обучения, а также на лекционных и практических занятиях на курсах повышения квалификации учителей осетинского языка и литературы при Республиканском институте повышения квалификации работников образования (РИПКРО). Результаты исследования нашли отражение в опубликованных статьях. Система разработанных автором упражнений по обучению учащихся диалогической речи используется в ряде школ г. Владикавказа, а также Кировского, Ардонского, Пригородного, Алагирского районов РСО-Алания.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Обучение диалогической речи на осетинском языке учащихся 5−9 классов следует рассматривать как непрерывный процесс формирования и развития коммуникативных умений и навыков при изучении программного материала по фонетике, лексике и грамматике.

2. Формирование и развитие коммуникативных умений и навыков необходимо строить на основе функционального подхода к обучению диалогу.

3. Усвоение семантических и грамматических особенностей диалога необходимо осуществлять на материале специально разработанного комплекса упражнений, максимально способствующих речевому развитию учащихся.

Тема, цель и задачи исследования определили структуру работы. Она состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Выводы.

1. В основе обучения осетинскому языку, так же как в основе обучения любому предмету в школе, лежат дидактические принципы, которые определяют стратегию и тактику обучения. Дидактическими принципами обучения являются: научность, доступность, прочность знаний, принцип наглядности и активности.

2. При обучении осетинскому языку происходит не только усвоение знаний о языке, его фонетике, лексике, грамматике, но происходит развитие речевых навыков и умений. Это обстоятельство порождает свои закономерности, которые кладутся в основу методов обучения и становятся тем самым методическими принципами. Ведущим методическим принципом обучения осетинскому языку является принцип коммуникативной направленности.

3. Сущность метода в методике обучения диалогической речи следует понимать как изыскание эффективных путей освоения речевых умений и навыков.

4. Выбор методов и приемов обучения осетинскому языку определяется различными условиями. Особенно существенны следующие: а) цели обученияб) содержание и характер учебного материалав) соотношение родного и русского языковг) уровень общего и речевого развития школьниковд) возраст учащихся и этап обученияе) способность учащихся к активному усвоению материала.

5. Для развития диалогической речи учащихся целесообразнее применять следующие приемы: воображаемая речевая ситуацияролевая играинсценирование на основе прослушанного диалога, рассказа, сказкииспользование иллюстративной наглядности.

6. Для обучения диалогической речи, так же как и для обучения любому другому виду речевой деятельности, необходимы две категории упражнений: условно-речевые, в которых происходит формирование речевых навыков, и речевые, в которых происходит развитие речевого умения.

7. Развитию умений построения диалога способствуют: прочное усвоение правил сочетания и изменения словнавыки составления предложений и их правильного интонационного оформления.

8. Обучение учащихся диалогической речи достигается путем определенного языкового материала и развития на этой основе речевых умений. Отбор необходимого материала определяет характер речевых актов, возможных в речи учащихся. Этот материал можно разделить на две группы: а) речевые образцы, построенные по моделямб) готовые фразы.

9. Повышение активности учебной деятельности каждого учащегося достигается разными формами работы, например:

— работа группы в целом;

— работа в малых группах;

— коллективная работа.

10. Экспериментальное обучение показало эффективность разработанной методики, что проявилось в повышении коммуникативной активности учащихся, в развитии умений и навыков диалогической речи.

Заключение

.

Функционально-грамматическая направленность обучения осетинскому языкупредполагает свободное владение им. Для решения этой задачи важно пересмотреть всю систему обучения связной речи, в частности диалогу как одной из форм речевой деятельности, так как процесс овладения диалогической речью во многом затрудняется из-за неразработанности методики обучения этому виду речевой деятельности. В связи с этим мы перед собой ставили задачу разработки научно-обоснованной методической системы по обучению диалогической речи учащихся на уроках осетинского языка в 5−9 классах.

Работа над диссертацией проводилась в три этапа.

Первый этап (2001/ 2002 учебный год) — изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, выявление уровня развития навыков диалогической речи на осетинском языке у учащихся 5−9 классов, наблюдение за процессом обучения диалогической речи учащихся 5−9 классов, обработка данных констатириущего эксперимента. На данном этапе были сформулированы рабочая гипотеза, разработаны экспериментальные материалы.

Анализ лингвистических, психологических, педагогических исследований показал, что в решении проблемы обучения диалогической речи существенное значение имеет рассмотрение вопросов построения диалога.

Констатирующий эксперимент позволил установить, что на уроках осетинского языка в основном преобладают репродуктивные методы обучениябольшая часть времени уроков отводится работе по объяснению грамматического материала, закреплению правил орфографии и пунктуации. Обучение диалогической речи осуществляется без определенной системы.

Второй этап (2002/ 2003 учебный год) — проведение предварительного ориентировочно-обучающего эксперимента, в ходе которого уточнялась и конкретизировалась рабочая гипотезавыявлялись доступность и эффективность материалов обучения диалогической речи с последующей корректировкой.

Данный этап представлял собой реализацию предлагаемой скоординированной системы заданий и упражнений в виде разработанных поурочных планов, включенных в учебный процесс.

Третий этап (2003/ 2004 учебный год) — проведение обучающего эксперимента. На этом этапе в учебный процесс были включены экспериментальные материалы по всей программе исследования.

Формирование навыков диалогической речи на осетинском языке учащихся 5−9 классов предполагает специальную методику с учетом особенностей познавательной и речевой деятельности школьников, их социально-практического опыта, уровня речепорождения и коммуникативной направленности. С этой целью нами использовались упражнения коммуникативной направленности, построенные на основе создания речевой ситуации, которые способствовали повышению мотивации речи и формирования у учащихся практического применения речевых навыков в соответствии с коммуникативными задачами.

В зависимости от целей и заданий все упражнения были сгруппированы в две группы:

I. Условно-речевые, или доречевые: имитативные, подстановочные, во-просо-ответные.

1. Имитативные, направленные на обогащение и расширение словарного запаса, выработку устойчивого произносительного навыка. При этом выполняются различные речевые действия на восприятие готовых языковых единиц с включением новых слов.

2. Подстановочные, направленные на первичное усвоение грамматических форм. При этом производятся различные подстановки языковых единиц: подстановка, не требующая изменения форм высказыванияподстановка единиц с изменением форм высказыванияподстановка единиц с противоположным значениемподстановка единиц по ключевым словам.

3. Вопросо-ответные упражнения, направленные на усвоение порядка слов в вопросе и ответе, на умение конструировать различные по составу вопросы (с вопросительным словом и без вопросительного слова), на умение отвечать на них неполными и полными развернутыми предложениями.

II. Речевые.

1. Упражнения на воспроизведение слушаемой речи и комментирование отдельных наблюдаемых действий.

2. Вопросо-ответные упражнения, направленные на обучение постановке вопросов, требующих утвердительных или отрицательных ответов (полных или усеченных), подготавливающих к активному диалогу.

3. Упражнения на замену речевых образцов в диалогах и самостоятельное составление диалогов: а) с опорой на источник информации: таблицы с образцами диалогов, ситуативные картинки («У врача», «В магазине») — прочитанные текстыб) без опоры на источник информации, по воображению и личному опыту учащихся (по темам и ситуациям, предложенным учителем).

4. Упражнения на самостоятельное составление связных рассказов, последовательно раскрывающих сюжет изображения, с элементами диалога.

Экспериментальное обучение выявило, что данная система упражнений поддерживает высокий уровень мотивации, обеспечивает коммуникативную направленность обучения, способствует развитию речемыслительной деятельности учащихся, а также позволяет в определенной степени совершенствовать методическую систему обучения учащихся 5−9 классов диалогической речи на осетинском языке.

Обучающий эксперимент, проведенный на основе данного исследования, имел следующую цель: проверить целесообразность предлагаемой системы обучения диалогической речи и совершенствования формирования и развития речевых умений и навыков.

На данном этапе были проверены приобретенные учащимися навыки и умения за период обучающего экспериментапроведено сопоставление результатов контрольных и экспериментальных групппроанализированы результаты итогового среза, обработаны полученные данные, подведены итоги и сформулированы выводы.

Исследование дало возможность прийти к следующим важным выводам:

1. Только строгий и последовательный учет лингвистических, психолого-педагогических и методических условий может способствовать повышению эффективности обучения учащихся 5−9 классов диалогической речи на осетинском языке.

2. Исходя из коммуникативной ориентации обучения при прохождении всех грамматических тем ставится задача проведения работы по формированию умений и навыков диалогической речи.

3. Для управления процессом обучения диалогической речи важно иметь сведения о принципах, методах и приемах обучения.

4. Коммуникативная направленность обучения является настоятельной потребностью практики обучения, так как именно коммуникативная направленность обучения осетинскому языку обеспечивает развитие речевых способностей учащихся.

5. Формированию умений и навыков диалогической речи на осетинском языке способствует использование условно-речевых и речевых упражнений коммуникативной направленности.

6. На современном этапе развития системы образования актуальной задачей является разработка нового поколения программ, учебников и методических пособий, учитывающих последние достижения психологии, психолингвистики, педагогики и методической науки.

Данная методика, проверенная экспериментальным путем, подтвердила эффективность обучения учащихся диалогической речи и предлагается для 5−9 классов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. И. Грамматический очерк осетинского языка. Орджоникидзе, 1959.-168 с.
  2. В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. М.-Л, 1958.-655 с.
  3. В.И. Русско-осетинский словарь. Под ред. М. И. Исаева. М., 1970.-583 с.
  4. В.И. Из осетинского эпоса: 10 нартовских сказаний, текст, перевод, комментарии. М.: Изд-во АН СССР, 1939. 134 с.
  5. Л.Н. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. М.: Педагогика, 1978 144 с.
  6. А.А. Основы овладения устной иностранной речью. М.: Просвещение, 1988. 128 с.
  7. Г. М. Социальная психология. М., 1980. — 240 с.
  8. В.А. Психология обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1969.-279 с.
  9. Ю.Арутюнова Н. Д. Некоторые типы диалогических реакций и «почему"-реплики в русском языке // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. 1970, № 3. С. 44−58.
  10. П.Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. М.: Советская энциклопедия, 1969. 607 с.
  11. Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтак-. сиса. М.: МГУ, 1989.-213 с.
  12. Т.В., Наумов Т. Н. Смысловой и семанитический синтаксис: детская речь и концепция Л. С. Выготского. Психолингвистические проблемы семантики. М.: Наука, 1983. 250 с.
  13. В.В., Максимов Л. Ю. Современный руский язык. Синтаксис. ПунктуациягПросвещение, 1981.—271 с.
  14. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. 208 с. 1 б. Багаев Н. К. Современный осетинский язык. Часть II (синтаксис), Орджоникидзе.: Ир, 1982.-493 с.
  15. М.Т. Методика преподавания русского языка и ее терминология // Русский язык в школе. 1980. № 1. С.3−8.
  16. М.Т. Выбор упражнений для формирования умений и навыков // Русский язык в школе. 1993. № 3. С.36−43.
  17. М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советская Россия, 1979.-318 с.
  18. .В. Метод и психология // Иностранные языки в школе. 1963. № 6.- С. 23−25.
  19. В.Б. Об основном методе и методиках обучения ин. языку // Иностранные языки в школе. 1965. № 3. С.17−20.
  20. .В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. М., 1965.- 180 с.
  21. .В. Психологические основы обучения русскому языку в национальных школах // Русский язык в национальной школе. 1962. № 3.-С. 13−15.
  22. И.М., Бухбиндер В. А. Ситуативность и обучение устной речи // Иностранные языки в школе. 1964. № 5. С. 3−9.
  23. Бим И. Л. Некоторые проблемы обучения диалогической речи // Иностранные языки в школе. 1979. № 5. С. 20−27.
  24. Бим И. Л. Интеграция и дифференциация в школьном обучении иностранным языкам и подготовка учителя иностранного языка // Интеграционные процессы в образовании и роль иностранного языка в подготовке учителя. М., 2001. С.3−10.
  25. Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам и теория школьного учебника. М.: Русский язык, 1977. 288 с.
  26. А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. 271 с.
  27. Е.Е. Паралингвистические средства языка / Культура осетинской речи и ее стилистика. Под ред. Т. А. Гуриева. Владикавказ. 2001. -С. 65−73.
  28. З.В. Вопросы изучения диалога в работах советских лингвистов / Синтаксис текста. Под ред.Г. А. Золотовой. М.: 1979. С.48−92.
  29. И.И. Коммуникативное свойство высказываний в диалоге // Психологический журнал. 1984. Т. 5. № 5. С. 150−154.
  30. Л.А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. Ростов н / Д: Феникс, 2003. 544 с.
  31. Э.Э. К вопросу о некоторых лингвистических особенностях диалогической речи // Иностранные языки в школе. 1966. № 2. С. 11−16.
  32. Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М.: Наука, 1993.-172 с.
  33. К.В. О роли ситуаций при обучении взрослых устной речи // Уч. зап. Моск. гос. пед. ин та им. В. И. Ленина. 1964. № 223. -С. 130−136.
  34. Л.С. Избранные психологические исследования. М.: АПН РФ. 1956.-519 с.
  35. Л.С. Мышление и речь. М., 1934. 315 с.
  36. Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. МЛ., 1935.-134 с.
  37. JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1999. -536 с.
  38. JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк. М.: Просвещение, 1991. 90 с.
  39. JI.C., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения. М.: Педагогика-Пресс, 1993. 224 с.
  40. Л.С. Проблемы развития психики. Собр. Соч. в 6-ти т. М.: Педагогика, 1983. Т.З. 367 с.
  41. Л.С. Детская психология. Собр. Соч. в 6-ти т. М.: Педагогика, 1984. Т. 4. 432 с.
  42. Н.Я. Учебник по осетинскому языку для 6 класса. Владикавказ.: Ир. 2002.
  43. Н.Я. Учебник по осетинскому языку для 7 класса. Владика-ваз.: Ир. 2002.
  44. К.Е. Синтаксис осетинского языка. Орджоникидзе: Северо -Осетинское книжное издательство. 1956. 276 с.
  45. К.Е. Из области стилистики и семантики осетинского языка. Орджоникидзе, 1962. 40 с.
  46. К.Е. К постановке преподавания родного и русского языков в осетинской школе. Вопросы методики, 1960. 9 с.
  47. К.Е. Осетинско-русские грамматические параллели: лексика, фонетика и морфология. Дзауджикау, 1953. 104 с.
  48. Гак В. Г. Высказывание и ситуация // Проблемы структурной лингвистики. М.: Изд-во АН СССР, 1973. 349−372.
  49. Гак В.Г. К типологии функциональных подходов изучения языка // Проблемы функциональной грамматики. М., 1985. С. 5−15.
  50. И.Р. Информативность единиц языка. М., 1974. 175 с.
  51. И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981.-139 с.
  52. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. 476 с.
  53. Гез Н. И. Система упражнений и последовательность развития речевых умений и навыков. // Иностранные языки в школе. 1969, № 6, С. 2940.
  54. .Н. Основы культуры речи. М.: Высшая школа, 1988. 311 с.
  55. В.А. О психологической интерпретации результатов семантической типологии // Теория речевой деятельности. М.: Наука, 1968. С.186−197.
  56. Г. Г. Обучение речи и технические средства. На материале преподавания русского языка студентам-иностранцам. М.: Русский язык, 1979.-206 с.
  57. Грамматика осетинского языка. Под ред. Г. С. Ахвледиани. Т.1. Фонетика и морфология. Орджоникидзе, 1963. 368 с.
  58. Грамматика осетинского языка. Под ред. Г. С. Ахвледиани. Т.2. Синтаксис. Орджоникидзе. 1969. 387 с.
  59. Грамматика русского языка для осетинских школ. Орджоникидзе, 1954. -248 с.
  60. Грамматико-стилистические упражнения при изучении синтаксиса / JI.B. Чернова, В. А. Мызина, В. Ф. Гутенев. М.: Просвещение, 1976. -143 с.
  61. П.Б. Обучение ведению парного и группового диалога в школе // Иностранные языки в школе. 1973. № 5. — С.53−62.
  62. Т.В. Мотивация в обучении русскому языку // Русский язык в школе. 1987. № 6. С. 17−19.
  63. Е.Х. Методические указания к учебнику осетинского языка для 2 класса. Владикавказ.: Ир, 1996 62 с.
  64. К.Ц. Осетинские пословицы. Орджоникидзе.: Ир, 1976. 350 с.
  65. Г. Х., Дзодзикова З. Б. Учебник по осетинскому языку для5 класса. Владикавказ.: Ир, 2002.
  66. Г. Х. Методические указания к урокам осетинского языка в 5 классе. Орджоникидзе.: Ир, 1985. 103 с.
  67. З.Б. Современный осетинский язык. (Морфология). Методические указания. Орджоникидзе. 1985. 38 с.
  68. З.Б. Специфические высказывания осетинской разговорной речи / Лингвистические этюды. Под ред. З. Х. Тедтоевой. Владикавказ.: СОГУ, 1998. С. 95−106.
  69. Э.С. Социально-коммуникативный подход к формированию содержания и методов обучения связной русской речи в национальной школе. Автореф. докт. дис. М., 1991. 38 с.
  70. Х.В., Бесаева Т. З. Этнография детства у осетин. Владикавказ, 1994.-112 с.
  71. Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982. 159 с.
  72. Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. М., 1966. С. 127−129.
  73. И.А. Речь и речевая деятельность в ситуации вербального общения // Речевая ситуативность в преподавании иност. языков в специальном языковом вузе. М., 1973. С.36−38.
  74. И.А. Психологическая характеристика слушания и говорения как видов речевой деятельности // Иностранные языки в школе. 1973. № 4.-С.60−61.
  75. И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1985. 160 с.
  76. И.А. Внешняя и внутренняя наглядность в обучении говорению. Под ред. Г. Г. Городиловой, Л. П. Мухиной. М.: МГУ, 1975. С. 2441.
  77. И.А. Психология обучения неродному языку. М.: Русский язык. 1989.-219 с.
  78. Д. И. Обучение диалогической речи. М.: Русский язык, 1986.-136 с.
  79. С.М. Основы теории упражнений и последовательность развития речевых умений и навыков. М.: Педагогика, 1975. 152 с.
  80. М.И. Очерки по фразеологии осетинского языка. Орджоникидзе, 1964.- 104 с.
  81. М.И. Очерки по истории изучения осетинского языка. Орджоникидзе. 1974. 139 с.
  82. М.И. О вокализме осетинского языка. Труды Инст. языкознания, т. З, М, 1954.-390 с.
  83. Л.А. Методика обучения диалогической речи учащихся на уроках русского языка в 7−8 классах башкирской школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1988. 18 с.
  84. Е.И. Элементы методических приемов и их сочетания // Иностранные языки в школе. 1965, № 3. С. 18−20.
  85. Ц.Д. Некоторые структурно-функциональные характеристики диалога (на материале совр.рус.яз.). Канд. дисс. М., 1975. 171 с.
  86. Ю.Д. Разрыв синтаксических отношений или дистантность частей синтаксических структур в осетинском языке // Известия Юго-Осетинского НИИ, вып.31. Тбилиси, 1987. С. 40−46.
  87. Ю.Д. Место учения A.M. Шегрена о порядке слов в общей парадигме истории лингвистики // Тезисы докладов международной научной конференции по осетиноведению, посвященной 200 летию со дня рождения А. М. Шегрена. Владикавказ, 1994. — С. 61−63.
  88. Ю.Д. Теоретические основания осетинского синтаксиса: проблемы сложного предложения // Лингвистические этюды. Вып.1. Владикавказ, 2003. С. 84−88.
  89. Ю.Д. Синтаксические отношения в осетинском языке. Автореф. дис.док. филол. наук. Москва, 1996. 39 с.
  90. И.В. Карпов и А. А. Миролюбов. Сорок лет советской методике преподавания ин. языков // Иностранные языки в школе. 1957. № 5. -С.42−44.
  91. A.M. Развитие диалогической речи учащихся хакасской начальной школы. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1999. 24 с.
  92. Коллектив. Личность. Общение. Словарь социально-психологических понятий. Под ред. Е. С. Кузьмина и В. И. Семенова. Л.: Лениздат, 1987. -143 с.
  93. И.Ф., Круглов В. П. Уровни абстракции активного (коммуникативного) метода // Проблемы активного метода обучения ин. языкам: Сб. статей / Гл. ред. И. Ф. Комков. Минск, 1970. С.35−37.
  94. З.В. Оптимизация обучения диалогической речи в 4−5 классах средней школы. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1982. -16 с.
  95. А.Ф. О порядке слов в осетинской разговорной речи / Лингвистические этюды. Под ред. З. Х. Тедтоевой. Владикавказ: СОГУ, 1998.-С. 237−243.
  96. А.Ф. О порядке слов научного стиля осетинского языка / Культура осетинской речи и ее стилистика. Под ред. Т. А. Гуриева. Владикавказ, 2001. С. 60−64.
  97. О.Д., Рогова Г. В. Учебное чтение, его содержание и формы. Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия / Сост. А. А. Леонтьев. М.: Русский язык, 1991 (Методика и психология обучения иностранным языкам). 360 с.
  98. Культура осетинской речи и ее стилистика / Научно-популярное издание СОИГСИ. Под ред Т. А. Гуриева. Владикавказ, 2001. 159 с.
  99. Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. М.: Педагогика, 1975.-255 с.
  100. А.А. Язык, речь и речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969.-214 с.
  101. А.А. К определению речевой ситуации // Речевая ситуатив-ность в преподавании иностранных языков в специальном языковом вузе. М., 1973.-С.60−65.
  102. А.А. Теория речевой деятельности на современном этапе и ее значение для обучения иностранцев русскому языку // Русский язык за рубежом. 1977, № 3. С. 57−61.
  103. Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. 685 с.
  104. А.Р. Язык и сознание. М., 1979. 319 с.
  105. А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М.: Наука, 1974.-172 с.
  106. Ю.Львов М. Р., Рамзаева Т. Т., Светловская Н. Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1987.-415 с.
  107. С.И. Язык в речевом общении. М.: Просвещение. 1992 190 с.
  108. М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. М.: Просвещение. 1975. — 176 с.
  109. М.В. О некоторых базисных категориях методики обучения ин. языкам / Общая методика обучения иност. языкам. Хрестоматия. Сост. А. А. Леонтьев М.: Русский язык, 1991- С. 28−37.
  110. А.К. Психология усвоения языка как средства общения. М.: Педагогика, 1974. 175 с.
  111. .Г. Фонетика, графика, орфография и орфоэпия осетинского языка. Цхинвал.: Иристон, 1993. 86 с.
  112. Пб.Мисикова Б. Г. Система работы по изучению словосочетания и простого предложения родного языка в средней школе с опорой на знания по русскому языку. Методические указания. Владикавказ.: СОГУ, 1992.-46 с.
  113. Нартские сказания. Владикавказ.: Аланыстон, 1995. 342 с.
  114. Национальная школа: направления совершенствования структуры и содержания образования / Под ред. М. Н. Кузьмина. М.: Новый учебник, 2003.-240 с.
  115. A.M. Система ситуативных (сюжетных) пособий по развитию русской диалогической речи учащихся 4−6 классов узбекской школы. Автореф. дис. канд. пед. наук. Ташкент, 1983. 22 с.
  116. М.А. К вопросу управления процессом порождения речевого произведения на основе текста // Иностранные языки в школе. 1985. № 2.-С. 21−24.
  117. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского М., 1977. 432 с.
  118. Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Русский язык. 276 с.
  119. Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам. М.: Русский язык, 1977. -216с.'
  120. Е.И. Ситуация, тема, социальный контакт // Общая методика/ Общая методика обучения иност. языкам. Хрестоматия. Сост. А. А. Леонтьев М.: Русский язык, 1991. С. 162−173.
  121. Е.И., Стояновский A.M. Ситуация речевого общения как методическая категория.// Иностранные языки в школе. 1989. № 2. -С. 18−22.
  122. Е.И. Условно-речевые упражнения для формирования грамматических навыков. М.: Просвещение, 1978. 128 с.
  123. Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: Просвещение, 1991.-208 с.
  124. Педагогическое речеведение.: Словарь-справочник. Под ред. Т. А. Ладыженской. Сост. А. А. Князьков, Л. Е. Тумина. М., 1993. 210 с.
  125. Практическая методика обучения русскому языку в средних и старших классах / Е. А. Быстрова, К. З. Закирьянов, Н. Д. Литвинова и др. Под ред. Е. А. Быстровой. Л.: Просвещение, 1988.-271 с.
  126. Принципы классификации конструктивно-синтаксических единиц устной речи // Проблемы речевой коммуникации. 2003. С.235−243.
  127. Г. В. Итоги и перспективы. // Иностранные языки в школе. -1967. № 5. С. 17−19.
  128. Г. В., Рабинович Ф. М., Сахарова Т. Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991. 287 с.
  129. Р.Б. Речевой этикет как важное средство культуры общения. Сб.: Материалы IX Конгресса МАПРЯЛ. Братислава, 1999.
  130. Р.Б. Методика развития связной русской речи в осетинской школе. Орджоникидзе.: Ир, 1979. 136 с.
  131. И.Д. О некоторых методических терминах // Иностранные языки в школе. 1959. № 2. С.8−11.
  132. Т.Е. Проблема ситуации при обучении диалогической речи // Вопросы методики преподавания иностранных языков. Тула.: Тульское областное издательство, 1967. 205 с.
  133. И.П. О некоторых особенностях синтаксиса диалогической речи в современном русском языке. Калуга, 1960. 203 с.
  134. В.Л. Основы обучения устной иноязычной речи. М.: Русский язык, 1981.-С. 47−48.
  135. Словарь руского языка С. И. Ожегова. Под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1989. 928 с.
  136. Я.С. Семья и семейный быт / Культура и быт народов Северного Кавказа (1917−1967 гг.) М.: Наука, 1968. С.155−173.
  137. Содержание обучения иностранным языкам в средней школе / Организация речевой деятельности / М.: Педагогика, 1984. 144 с.
  138. А.К. О некоторых общих вопросах диалога // Вопросы языкознания. 1965, № 6. С. 103−110.
  139. А.П. О речевых механизмах умственной деятельности. М.: Известия АПН РСФСР, вып 81, 1956. 140 с.
  140. Ф.М. Самоучитель осетинского языка. Часть I. Владикавказ.: Мон, 2004. 279 с.
  141. А.В. Методика преподавания русского языка в средней школе. М.: Просвещение, 1980.-414 с.
  142. Теория и практика обучения русскому языку. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Под ред. Р. Б. Сабаткоева. М.: Академия, 2005. 320 с.
  143. Теория функциональной грамматики. Введение. Аспектуальность. Временная локализованность. JL: Таксис, 1987. 350 с.
  144. Х.А. Учебник по осетинскому языку для 8 класса. Владикавказ.: Ир, 2002.
  145. Х.А. Учебник по осетинскому языку для 9 класса. Владикавказ.: Ир, 1984.
  146. УшинскийК.Д. Собр. соч.: в 11 т. М.- Л., 1949. Т. 7.-410 с.
  147. Л.П. Закономерности усвоения родной речи. М.: Просвещение, 1984. 160 с.
  148. Л.П. Принципы обучения русскому языку. М., Просвещение, 1973.-159 с.
  149. Н.И. Употребление русского речевого этикета.- М.: Русский язык, 1982. 120 с.
  150. Н.И. Речевой этикет и культура общения.- М., 1989. -156 с.
  151. Н.И. Спросите, попросите.М.: Русск.яз., 1989. -284 с.
  152. Х.Х. Две тенденции в развитии этнического сознания осетин / Этнические проблемы развития национальных отношений. Владикавказ.: СОГУ, 1992. С.43−50.
  153. А.Х. О некоторых особенностях осетинского традиционного этикета / Этнические проблемы развития национальных отношений. Владикавказ.: СОГУ, 1992.-С.121−127.
  154. Хетагуров K. J1. Особа // Избранное. Орджоникидзе.: Ир., 1989. С. 388−427.
  155. А.Дз., Кулова А. Д. Методика изучения частей речи в 4−6 классах. Орджоникидзе.: Ир, 1983. 104 с.
  156. Р.Г. Вербальное поведение осетин // Социально-этнические проблемы развития национальных отношений на современном этапе. Владикавказ: СОГУ, 1977. С. 89−91.
  157. .Ф. Структурно-функциональные характеристики речевых формул пожелания. Автореф. дис. канд. пед. наук. Владикавказ, 2002.-18 с.
  158. З.А. Планы уроков осетинского языка в 6 классе.
  159. Владикавказ.: 1995.- 121 с.
  160. З.А. Планы уроков осетинского языка в 7 классе.
  161. Владикавказ.: 1996.- 135 с.
  162. З.А. Планы уроков осетинского языка в 8 классе.1. Владикавказ, 2001. 140 с.
  163. Шакирова JI.3., Сабаткоев Р. Б. Методика преподавания русского языка (на материале национальных школ). Пособие для учителя. С-Пб., филиал изд-ва «Просвещение», 2003. 376 с.
  164. A.M., Юрьева Н. М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики. М.: Наука, 1990. С. 8−53.
  165. A.M., Юрьева Н. М. Проблемы психолингвистики. М., 1993.-127 с.
  166. A.M. Осетинская грамматика. С-Пб., 1844. 532 с.
  167. A.M. Осетинские исследования / Под ред. А. А. Магометова. Владикавказ.: СОГУ, 1998.-172 с.
  168. Н. Ю. Очерки по синтаксису русской разговорной речи. М., 1960.-281 с.
  169. Э.П. Основные принципы методики обучения иностранным языкам. М.: Учпедгиз, 1963. 190 с.
  170. JI. В. Восточно-лужицкое наречие. Петроград, 1915. Т.1.-340 с.
  171. JI. В. Избранные работы по языкознанию и фонетике. Л.: ЛГУ, 1958. Т.1.-290 с.
  172. Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе. М., 1947.- 112 с.
  173. А.Н. Аудиовизуальные средства обучения,— М.: Русский язык, 1975.-160 с.
  174. Н.Б. О языке обучения и развития двуязычия учащихся // Русский язык в национальной школе. 1990. № 12. С. 3−6.
  175. Д.Б. Психология игры. М., 1978. 304 с.
  176. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-560 с.
  177. А.П. Развитие структуры предложения в связи с развитием структуры мысли. М.: Наука, 1984. 168 с.
  178. Л.В. Методологические и методические аспекты проблемы языка как культурно-исторической среды // Русский язык в школе.1990. № 4.-С. 41−47.
  179. А.С. К проблеме обучения английской лексики в национальной школе // Лингвометодические заметки: Сб. нач. тр. / Под ред. Р. П. Бибиловой. Владикавказ: СОГУ, 2005. С. 187−194.
  180. JI.П. О диалогической речи. Русская речь. Сборники статей под ред. Л. В. Щербы. Пг.: Издание Фонетического института практического изучения языков, 1923. Т. 1. 330 с.
  181. Л. П. Избранные работы. Язык и его функционирование. Отв.ред. А. А. Леонтьев. М.: Наука, 1986. 207 с.
Заполнить форму текущей работой