Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми в дошкольной образовательной организации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Например, в детском саду с этнокультурным (русским) компонентом, учитывая специфику образовательного процесса, заведующий дошкольным учреждением совместно с методистом составляют план воспитательно-образовательной работы, в котором можно выделить в качестве общей задачи года «Воспитание дошкольников на основе традиционной русской культуры В соответствии с годовым планом работы ДОУ разрабатываются… Читать ещё >

Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми в дошкольной образовательной организации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В работе современного дошкольного учреждения продолжает использоваться традиционное деление на годовое (долгосрочное) и текущее (краткосрочное) планирование. Каждое из них соотносится с моделями образовательного процесса (на год, месяц, неделю и день) и уровнем планирования (стратегическим и тактическим) воспитательно-образовательной работы.

Годовое планирование. План работы дошкольного учреждения на учебный год разрабатывается на основе нормативных документов министерств образования федерального и регионального уровней, примерной общеобразовательной программы для дошкольного образовательного учреждения и программы воспитания и обучения в детском саду, а также на основе анализа работы дошкольного учреждения за истекший период. Он опирается на модель образовательного процесса на год и охватывает все стороны воспитательно-образовательной работы ДОУ, предусматривает ее непрерывность и последовательность.

Структура годового плана работы выглядит следующим образом.

Вводная часть — краткий всесторонний анализ работы дошкольного учреждения за предшествующий период по следующим направлениям:

  • — эффективность работы по охране жизни и укреплению здоровья детей;
  • — уровень и эффективность воспитательно-образовательного процесса и его — - результатов в целом и по возрастным группам, уровень подготовленности детей к школе;
  • — уровень профессиональной квалификации педагогов;
  • — уровень и эффективность работы с родителями и т. д.

Основные задачи работы дошкольного учреждения. В этом разделе определяются ведущие задачи воспитания и обучения, обусловленные уровнем педагогического мастерства воспитателей, типом дошкольного учреждения, состоянием воспитательно-образовательной работы в нем. Намеченные задачи должны быть подтверждены конкретными мероприятиями в разделах годового плана.

Организационно-педагогическая работа. Руководство воспитательно-образовательной работой и контроль за ней. Этот раздел включает работу педсовета, теоретических семинаров, семинаров-практикумов, консультаций, коллективных просмотров образовательного процесса, работу кабинета по изучению, обобщению и распространению передового опыта лучших работников дошкольных учреждений. Здесь же намечаются основные направления контроля, его содержание и виды, указываются сроки и формы подведения итогов.

Работа с кадрами. В этом разделе предполагается подбор и расстановка кадров и повышение уровня профессиональной квалификации педагогов.

Работа с родителями. Планируются совместная работа детского сада с семьями воспитанников, деятельность различных кружков, изучение опыта семейного воспитания, работа с неблагополучными семьями, консультации для родителей по актуальным вопросам семейного воспитания и др.

Административно-хозяйственная работа. Раздел включает мероприятия, направленные на создание наилучших условий для организации жизни, воспитания и обучения дошкольников.

В составлении годового плана принимают участие профсоюзная организация, педагогический коллектив, медицинские работники детского сада. Обсуждается и утверждается годовой план работы на августовском педсовете.

При этом в плане учитываются специфика образовательной программы детского сада и ее региональный компонент.

Например, в детском саду с этнокультурным (русским) компонентом, учитывая специфику образовательного процесса, заведующий дошкольным учреждением совместно с методистом составляют план воспитательно-образовательной работы, в котором можно выделить в качестве общей задачи года «Воспитание дошкольников на основе традиционной русской культуры В соответствии с годовым планом работы ДОУ разрабатываются годовой и перспективный планы работы:

  • — заведующего и старшего воспитателя детского сада;
  • — структурного подразделения, которые составляются руководителем структурного подразделения и утверждаются на педагогическом совете дошкольного учреждения;
  • — специалистов, которые составляют педагоги и специалисты (музыкальный руководитель, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, педагог дополнительного образования) с учетом требований социального партнерства внутри ДОУ и вне его;
  • — воспитателей с конкретной группой детей.

Все названные выше планы работы могут быть представлены в текстовой и графической формах. В первой расписываются все виды деятельности, задачи, методы, и формы образовательной деятельности педагога. Во второй — запланированные мероприятия связываются одной тематикой в течение всей недели. Это может быть сделано в виде:

  • — схемы-сетки, в которой на одной странице отражается список детей среднего и старшего дошкольного возраста, на второй — сетка занятий, на третьей — основные задачи обучения, развития и воспитания (не более 10), которые ставятся в течение всей недели во всех видах деятельности;
  • — блочного планирования — в нем в течение недели обыгрывается один предмет, явление или тема в условиях обеспечения детей раннего и младшего дошкольного возраста содержательной и интересной деятельностью.

Текстовая и графическая формы плана дополняют друг друга. Это связано с тем, что без текстовой формы, по мнению Л. М. Волобуевой, невозможно оценить полноту и глубину, разнообразие и целостность содержания, без графической — проанализировать систематичность деятельности, последовательность, преемственность, плотность мероприятий, нагрузку педагогов в определенный период времени, чтобы оптимально скоординировать мероприятия в пространстве и времени во избежание их «столкновения». [4,37].

Текущее планирование работы ДОУ — вид корректирующего планирования по месяцам и неделям, который используется для конкретизации и корректировки мероприятий, предусмотренных годовым планом. Оно связано с реализацией на практике моделей образовательного процесса на месяц и неделю.

В месячном плане выделяются определенные дни для проведения педагогических советов, теоретических семинаров, методических мероприятий, просмотра открытых занятий, консультаций, проверки календарных планов, мероприятий, проводимых совместно с родителями и школой.

В плане работы на неделю содержание работы еще более конкретизируется, дополняясь мероприятиями по решению конкретных педагогических задач и вопросов организации текущей жизни группы. Основным ориентиром при этом выступает модель, заданная в программе воспитания и обучения. Пример приведен в табл.

В соответствии с ней воспитатели определяют тематику и программное содержание предстоящих занятий, отбирают методы и приемы, которые позволяют решать намеченные задачи, намечают игры, трудовые поручения, дела, обязанности, которые будут предложены детям. При этом основную часть месячного или недельного плана намечают оба воспитателя, работающие в группе, а детали — каждый в отдельности. В некоторых детских садах для создания общих смысловых контекстов их деятельности вводится циклограмм.

Циклограмма примерных видов деятельности на неделю.

День недели.

Вид деятельности.

Понедельник.

Просмотр презентаций, научно-популярных фильмов, фотографий по теме недели.

Вторник.

Продуктивная деятельность по теме недели. Выставка художественной литературы по теме недели.

Среда.

Викторины, конкурсы по теме недели.

Четверг.

Экскурсия, целевые прогулки по теме недели. Встречи с интересными людьми. Совместные мероприятия с другими группами.

Пятница.

Итоговая или обобщающая деятельность. Оформление выставки, стендов творческими работами. Концерты, развлечения. Проведение олимпиад по теме недели.

Обобщая вышесказанное, можно выделить следующие виды планирования. планирование дошкольный воспитатель педагог Оперативное планирование — планирование работы воспитателей на день. Оно опирается на модель образовательного процесса на день и предполагает параллельное осуществление деятельности целеобразования и разработки конкретных мероприятий, повышение роли оперативного контроля. При этом особенное внимание обращается на планирование режимных процессов.

Планирование содержания утреннего отрезка времени включает игровую деятельность, беседы, рассматривание предметов и иллюстраций, наблюдение в природе и явлений общественной жизни, трудовую деятельность и разнообразную избирательную деятельность детей по их желанию и вкусу. Целесообразно планировать в это время индивидуальную работу с детьми по различным видам деятельности.

Фронтальные и групповые формы совместной деятельности педагога и детей касаются, в основном, проведения прогулки и игр-занятий.

При планировании прогулки основная задача воспитателя состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, труда, наблюдений.

При планировании содержания прогулки воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки.

Последовательность и продолжительность разных видов деятельности изменяется с учетом конкретных условий: времени года, погоды, возраста детей и характера их предшествующей деятельности. Содержание вечерних прогулок планируется с учетом всей предшествующей деятельности детей.

Рекомендуется следующая структура прогулки:

  • 1. Сюжетно-ролевые игры.
  • 2. Труд в природе и хозяйственно-бытовой.
  • 3. Наблюдения в природе и окружающей жизни:
    • — кратковременные — за погодой, поведением животных, птиц;
    • — длительные — за развитием растений, сезонными явлениями. Их направленность определяется следующим образом: за живой природой и за явлениями общественной жизни — по 2 раза в неделю, за неживой природой — 1 раз в неделю.
  • 4. Спортивные упражнения (в старшей и подготовительной группах) — спортивные игры (с элементами бадминтона, баскетбола), настольный теннис, футбол, хоккей, городки.
  • 5. Самостоятельная двигательная активность детей.
  • 6. Индивидуальная работа по физкультуре. Это также может быть индивидуальная работа по развитию движений, по подготовке к занятиям (математике, развитию речи) с детьми, которые не усвоили материал (3−7 мин) или с одаренными детьми, а также работа по подготовке к праздникам.
  • 7. Подвижные игры — 4−5 еженедельно, на каждую неделю — 1 новая.

Кроме того, в плане воспитателя обязательно отражаются целевые прогулки:

в младших группах — 1 раз в неделю, на небольшие расстояния;

в старших группах-2 раза в неделю, на более дальние расстояния;

экскурсии — 1 раз в месяц.

Планирование обучения детей на играх-занятиях — планирование содержания, методов и приемов образовательной работы и форм ее организации, соотношения образовательных, воспитательных и коррекционно-развивающих задач на занятиях каждого этапа обучения.

Повышению качества планирования обучения детей способствует: умение качественно выбрать соответствующую уровню детей программу обучения, строить иерархию целей, определять технологичные задачи на каждое занятие, оптимально, в соответствии с целями и задачами данного занятия, подбирать методы и приемы обучения детей и т. д. [3,17].

Перспективное планирование осуществляется воспитателями и предполагает планирование образовательного процесса в конкретной группе на длительный отрезок времени (месяц, квартал, полгода, год) с учетом особенностей конкретной группы детей. При этом важно обращать внимание на то, чтобы коллективные (групповые, фронтальные) формы работы с дошкольниками рационально сочетались с индивидуальной работой с отдельными детьми.

Перспективное месячное планирование начинается с анализа программного материала и уровня его освоения детьми за прошедший период, при этом роль педагогического прогнозирования уменьшается и увеличивается роль опережающего корректирующего и итогового контроля.

Особенностью планирования по кварталам и годового планирования выступает то, что в его основе лежит, напротив, педагогическое прогнозирование, которое направлено на определение возможностей детей в усвоении ими программы в определенные отрезки времени.

Календарное планирование. Данный вид планирования опирается на программу воспитания и обучения в детском саду, в которой задачи и содержание работы воспитателя представлены в двух разделах: «Организация жизни и воспитание детей» и «Организованные формы обучения».

В первом разделе планированию подлежат содержание, методы и приемы воспитания культуры поведения детей и формирования у них культурно-гигиенических навыков; содержание, методы и приемы руководства играми детей; методы и приемы руководства трудом. При этом воспитателю необходимо подобрать оптимальное сочетание коллективных и индивидуальных форм организации жизни и деятельности детей.

Во втором разделе планированию подлежат содержание, методы и приемы образовательной работы и формы ее организации. Так, воспитателю необходимо равномерно распределить программный материал в течение года, предусмотреть постепенное усложнение содержания обучения и воспитания.

Календарный план может быть составлен и на меньший промежуток времени (на месяц, неделю) и предусматривать планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый промежуток времени.

Традиционно компонентами календарного планирования являются.

  • — цель, она направлена на развитие, воспитание, обучение;
  • -содержание (виды действий и задачи), которое определяется программой;
  • — организационно-действенный компонент (формы и методы) должны соответствовать поставленным задачам);
  • -результат (что запланировали в самом начале и что получили, должно совпадать).

По каждому виду образовательной деятельности определяются задачи развития детей — в соответствии с ними указывается, каким личным опытом (знаниями, умениями, навыками, компетенциями) они должны владеть к концу учебного года.

Отбираются диагностические методики, с помощью которых можно оценить уровень развития детей, на их основе разрабатываются модели игровых контрольно-оценочных занятий.

Структурируется содержание деятельности в каждом месяце учебного года с учетом разных видов игр-занятий с детьми. [5,34].

Перспективно-календарное планирование. Такое планирование объединяет в себе описанные виды планирования. В нем общая часть работы планируется на месяц (режимные моменты, развлечения, занятия, игры, труд и др.), а более конкретное содержание — на каждый день (индивидуальная работа, описание некоторых фрагментов работы: утро — вечер).

О.В. Руденко предлагает следующий алгоритм его разработки:

  • — вписать все мероприятия (на месяц, квартал) согласно плану работы детского сада;
  • — определить дни проведения итоговых занятий, бесед, экскурсий, комплексных занятий, ориентируясь на преемственность задач по всем разделам программы определенной возрастной группы;
  • — на основе принципов последовательности и систематичности в решении воспитательных и образовательных задач на месяц осуществить непосредственное планирование: игр-занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, изобразительной деятельности и конструированию, развитию физкультурных, музыкальных, элементарных математических представлений и др.;

провести планирование предварительной работы перед лепкой, рисованием, аппликацией и т. д.;

  • -в соответствии с задачами (воспитательными и образовательными) указать виды и частоту повторений дидактических, сюжетно-ролевых, творческих, подвижных и других игр, а также цель и виды труда;
  • -составить план прогулок с указанием основных моментов наблюдений, труда, видов игр, индивидуальных поручений с учетом планируемых игр и занятий;
  • — спланировать систему индивидуальной работы с конкретными детьми — непосредственно после проведенного занятия, игры, труда;
  • — проанализировать план, проследив взаимосвязь всех его разделов;
  • — предусмотреть, какое оборудование потребуется для педагогической работы в группе;
  • — спланировать работу с родителями;
  • — записать наблюдения в план накануне или в тот же день утром.

Сам годовой план также всегда находится в свободном доступе для всего педагогического коллектива в методическом кабинете ДОО, план работы на месяц должен быть вывешен вблизи методического кабинета.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой