Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми в дошкольной образовательной организации
Например, в детском саду с этнокультурным (русским) компонентом, учитывая специфику образовательного процесса, заведующий дошкольным учреждением совместно с методистом составляют план воспитательно-образовательной работы, в котором можно выделить в качестве общей задачи года «Воспитание дошкольников на основе традиционной русской культуры В соответствии с годовым планом работы ДОУ разрабатываются… Читать ещё >
Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми в дошкольной образовательной организации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В работе современного дошкольного учреждения продолжает использоваться традиционное деление на годовое (долгосрочное) и текущее (краткосрочное) планирование. Каждое из них соотносится с моделями образовательного процесса (на год, месяц, неделю и день) и уровнем планирования (стратегическим и тактическим) воспитательно-образовательной работы.
Годовое планирование. План работы дошкольного учреждения на учебный год разрабатывается на основе нормативных документов министерств образования федерального и регионального уровней, примерной общеобразовательной программы для дошкольного образовательного учреждения и программы воспитания и обучения в детском саду, а также на основе анализа работы дошкольного учреждения за истекший период. Он опирается на модель образовательного процесса на год и охватывает все стороны воспитательно-образовательной работы ДОУ, предусматривает ее непрерывность и последовательность.
Структура годового плана работы выглядит следующим образом.
Вводная часть — краткий всесторонний анализ работы дошкольного учреждения за предшествующий период по следующим направлениям:
- — эффективность работы по охране жизни и укреплению здоровья детей;
- — уровень и эффективность воспитательно-образовательного процесса и его — - результатов в целом и по возрастным группам, уровень подготовленности детей к школе;
- — уровень профессиональной квалификации педагогов;
- — уровень и эффективность работы с родителями и т. д.
Основные задачи работы дошкольного учреждения. В этом разделе определяются ведущие задачи воспитания и обучения, обусловленные уровнем педагогического мастерства воспитателей, типом дошкольного учреждения, состоянием воспитательно-образовательной работы в нем. Намеченные задачи должны быть подтверждены конкретными мероприятиями в разделах годового плана.
Организационно-педагогическая работа. Руководство воспитательно-образовательной работой и контроль за ней. Этот раздел включает работу педсовета, теоретических семинаров, семинаров-практикумов, консультаций, коллективных просмотров образовательного процесса, работу кабинета по изучению, обобщению и распространению передового опыта лучших работников дошкольных учреждений. Здесь же намечаются основные направления контроля, его содержание и виды, указываются сроки и формы подведения итогов.
Работа с кадрами. В этом разделе предполагается подбор и расстановка кадров и повышение уровня профессиональной квалификации педагогов.
Работа с родителями. Планируются совместная работа детского сада с семьями воспитанников, деятельность различных кружков, изучение опыта семейного воспитания, работа с неблагополучными семьями, консультации для родителей по актуальным вопросам семейного воспитания и др.
Административно-хозяйственная работа. Раздел включает мероприятия, направленные на создание наилучших условий для организации жизни, воспитания и обучения дошкольников.
В составлении годового плана принимают участие профсоюзная организация, педагогический коллектив, медицинские работники детского сада. Обсуждается и утверждается годовой план работы на августовском педсовете.
При этом в плане учитываются специфика образовательной программы детского сада и ее региональный компонент.
Например, в детском саду с этнокультурным (русским) компонентом, учитывая специфику образовательного процесса, заведующий дошкольным учреждением совместно с методистом составляют план воспитательно-образовательной работы, в котором можно выделить в качестве общей задачи года «Воспитание дошкольников на основе традиционной русской культуры В соответствии с годовым планом работы ДОУ разрабатываются годовой и перспективный планы работы:
- — заведующего и старшего воспитателя детского сада;
- — структурного подразделения, которые составляются руководителем структурного подразделения и утверждаются на педагогическом совете дошкольного учреждения;
- — специалистов, которые составляют педагоги и специалисты (музыкальный руководитель, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, педагог дополнительного образования) с учетом требований социального партнерства внутри ДОУ и вне его;
- — воспитателей с конкретной группой детей.
Все названные выше планы работы могут быть представлены в текстовой и графической формах. В первой расписываются все виды деятельности, задачи, методы, и формы образовательной деятельности педагога. Во второй — запланированные мероприятия связываются одной тематикой в течение всей недели. Это может быть сделано в виде:
- — схемы-сетки, в которой на одной странице отражается список детей среднего и старшего дошкольного возраста, на второй — сетка занятий, на третьей — основные задачи обучения, развития и воспитания (не более 10), которые ставятся в течение всей недели во всех видах деятельности;
- — блочного планирования — в нем в течение недели обыгрывается один предмет, явление или тема в условиях обеспечения детей раннего и младшего дошкольного возраста содержательной и интересной деятельностью.
Текстовая и графическая формы плана дополняют друг друга. Это связано с тем, что без текстовой формы, по мнению Л. М. Волобуевой, невозможно оценить полноту и глубину, разнообразие и целостность содержания, без графической — проанализировать систематичность деятельности, последовательность, преемственность, плотность мероприятий, нагрузку педагогов в определенный период времени, чтобы оптимально скоординировать мероприятия в пространстве и времени во избежание их «столкновения». [4,37].
Текущее планирование работы ДОУ — вид корректирующего планирования по месяцам и неделям, который используется для конкретизации и корректировки мероприятий, предусмотренных годовым планом. Оно связано с реализацией на практике моделей образовательного процесса на месяц и неделю.
В месячном плане выделяются определенные дни для проведения педагогических советов, теоретических семинаров, методических мероприятий, просмотра открытых занятий, консультаций, проверки календарных планов, мероприятий, проводимых совместно с родителями и школой.
В плане работы на неделю содержание работы еще более конкретизируется, дополняясь мероприятиями по решению конкретных педагогических задач и вопросов организации текущей жизни группы. Основным ориентиром при этом выступает модель, заданная в программе воспитания и обучения. Пример приведен в табл.
В соответствии с ней воспитатели определяют тематику и программное содержание предстоящих занятий, отбирают методы и приемы, которые позволяют решать намеченные задачи, намечают игры, трудовые поручения, дела, обязанности, которые будут предложены детям. При этом основную часть месячного или недельного плана намечают оба воспитателя, работающие в группе, а детали — каждый в отдельности. В некоторых детских садах для создания общих смысловых контекстов их деятельности вводится циклограмм.
Циклограмма примерных видов деятельности на неделю.
День недели. | Вид деятельности. |
Понедельник. | Просмотр презентаций, научно-популярных фильмов, фотографий по теме недели. |
Вторник. | Продуктивная деятельность по теме недели. Выставка художественной литературы по теме недели. |
Среда. | Викторины, конкурсы по теме недели. |
Четверг. | Экскурсия, целевые прогулки по теме недели. Встречи с интересными людьми. Совместные мероприятия с другими группами. |
Пятница. | Итоговая или обобщающая деятельность. Оформление выставки, стендов творческими работами. Концерты, развлечения. Проведение олимпиад по теме недели. |
Обобщая вышесказанное, можно выделить следующие виды планирования. планирование дошкольный воспитатель педагог Оперативное планирование — планирование работы воспитателей на день. Оно опирается на модель образовательного процесса на день и предполагает параллельное осуществление деятельности целеобразования и разработки конкретных мероприятий, повышение роли оперативного контроля. При этом особенное внимание обращается на планирование режимных процессов.
Планирование содержания утреннего отрезка времени включает игровую деятельность, беседы, рассматривание предметов и иллюстраций, наблюдение в природе и явлений общественной жизни, трудовую деятельность и разнообразную избирательную деятельность детей по их желанию и вкусу. Целесообразно планировать в это время индивидуальную работу с детьми по различным видам деятельности.
Фронтальные и групповые формы совместной деятельности педагога и детей касаются, в основном, проведения прогулки и игр-занятий.
При планировании прогулки основная задача воспитателя состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, труда, наблюдений.
При планировании содержания прогулки воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки.
Последовательность и продолжительность разных видов деятельности изменяется с учетом конкретных условий: времени года, погоды, возраста детей и характера их предшествующей деятельности. Содержание вечерних прогулок планируется с учетом всей предшествующей деятельности детей.
Рекомендуется следующая структура прогулки:
- 1. Сюжетно-ролевые игры.
- 2. Труд в природе и хозяйственно-бытовой.
- 3. Наблюдения в природе и окружающей жизни:
- — кратковременные — за погодой, поведением животных, птиц;
- — длительные — за развитием растений, сезонными явлениями. Их направленность определяется следующим образом: за живой природой и за явлениями общественной жизни — по 2 раза в неделю, за неживой природой — 1 раз в неделю.
- 4. Спортивные упражнения (в старшей и подготовительной группах) — спортивные игры (с элементами бадминтона, баскетбола), настольный теннис, футбол, хоккей, городки.
- 5. Самостоятельная двигательная активность детей.
- 6. Индивидуальная работа по физкультуре. Это также может быть индивидуальная работа по развитию движений, по подготовке к занятиям (математике, развитию речи) с детьми, которые не усвоили материал (3−7 мин) или с одаренными детьми, а также работа по подготовке к праздникам.
- 7. Подвижные игры — 4−5 еженедельно, на каждую неделю — 1 новая.
Кроме того, в плане воспитателя обязательно отражаются целевые прогулки:
в младших группах — 1 раз в неделю, на небольшие расстояния;
в старших группах-2 раза в неделю, на более дальние расстояния;
экскурсии — 1 раз в месяц.
Планирование обучения детей на играх-занятиях — планирование содержания, методов и приемов образовательной работы и форм ее организации, соотношения образовательных, воспитательных и коррекционно-развивающих задач на занятиях каждого этапа обучения.
Повышению качества планирования обучения детей способствует: умение качественно выбрать соответствующую уровню детей программу обучения, строить иерархию целей, определять технологичные задачи на каждое занятие, оптимально, в соответствии с целями и задачами данного занятия, подбирать методы и приемы обучения детей и т. д. [3,17].
Перспективное планирование осуществляется воспитателями и предполагает планирование образовательного процесса в конкретной группе на длительный отрезок времени (месяц, квартал, полгода, год) с учетом особенностей конкретной группы детей. При этом важно обращать внимание на то, чтобы коллективные (групповые, фронтальные) формы работы с дошкольниками рационально сочетались с индивидуальной работой с отдельными детьми.
Перспективное месячное планирование начинается с анализа программного материала и уровня его освоения детьми за прошедший период, при этом роль педагогического прогнозирования уменьшается и увеличивается роль опережающего корректирующего и итогового контроля.
Особенностью планирования по кварталам и годового планирования выступает то, что в его основе лежит, напротив, педагогическое прогнозирование, которое направлено на определение возможностей детей в усвоении ими программы в определенные отрезки времени.
Календарное планирование. Данный вид планирования опирается на программу воспитания и обучения в детском саду, в которой задачи и содержание работы воспитателя представлены в двух разделах: «Организация жизни и воспитание детей» и «Организованные формы обучения».
В первом разделе планированию подлежат содержание, методы и приемы воспитания культуры поведения детей и формирования у них культурно-гигиенических навыков; содержание, методы и приемы руководства играми детей; методы и приемы руководства трудом. При этом воспитателю необходимо подобрать оптимальное сочетание коллективных и индивидуальных форм организации жизни и деятельности детей.
Во втором разделе планированию подлежат содержание, методы и приемы образовательной работы и формы ее организации. Так, воспитателю необходимо равномерно распределить программный материал в течение года, предусмотреть постепенное усложнение содержания обучения и воспитания.
Календарный план может быть составлен и на меньший промежуток времени (на месяц, неделю) и предусматривать планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый промежуток времени.
Традиционно компонентами календарного планирования являются.
- — цель, она направлена на развитие, воспитание, обучение;
- -содержание (виды действий и задачи), которое определяется программой;
- — организационно-действенный компонент (формы и методы) должны соответствовать поставленным задачам);
- -результат (что запланировали в самом начале и что получили, должно совпадать).
По каждому виду образовательной деятельности определяются задачи развития детей — в соответствии с ними указывается, каким личным опытом (знаниями, умениями, навыками, компетенциями) они должны владеть к концу учебного года.
Отбираются диагностические методики, с помощью которых можно оценить уровень развития детей, на их основе разрабатываются модели игровых контрольно-оценочных занятий.
Структурируется содержание деятельности в каждом месяце учебного года с учетом разных видов игр-занятий с детьми. [5,34].
Перспективно-календарное планирование. Такое планирование объединяет в себе описанные виды планирования. В нем общая часть работы планируется на месяц (режимные моменты, развлечения, занятия, игры, труд и др.), а более конкретное содержание — на каждый день (индивидуальная работа, описание некоторых фрагментов работы: утро — вечер).
О.В. Руденко предлагает следующий алгоритм его разработки:
- — вписать все мероприятия (на месяц, квартал) согласно плану работы детского сада;
- — определить дни проведения итоговых занятий, бесед, экскурсий, комплексных занятий, ориентируясь на преемственность задач по всем разделам программы определенной возрастной группы;
- — на основе принципов последовательности и систематичности в решении воспитательных и образовательных задач на месяц осуществить непосредственное планирование: игр-занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, изобразительной деятельности и конструированию, развитию физкультурных, музыкальных, элементарных математических представлений и др.;
провести планирование предварительной работы перед лепкой, рисованием, аппликацией и т. д.;
- -в соответствии с задачами (воспитательными и образовательными) указать виды и частоту повторений дидактических, сюжетно-ролевых, творческих, подвижных и других игр, а также цель и виды труда;
- -составить план прогулок с указанием основных моментов наблюдений, труда, видов игр, индивидуальных поручений с учетом планируемых игр и занятий;
- — спланировать систему индивидуальной работы с конкретными детьми — непосредственно после проведенного занятия, игры, труда;
- — проанализировать план, проследив взаимосвязь всех его разделов;
- — предусмотреть, какое оборудование потребуется для педагогической работы в группе;
- — спланировать работу с родителями;
- — записать наблюдения в план накануне или в тот же день утром.
Сам годовой план также всегда находится в свободном доступе для всего педагогического коллектива в методическом кабинете ДОО, план работы на месяц должен быть вывешен вблизи методического кабинета.