Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Разработка организационно-экономического механизма регулирования инновационной деятельности в регионе на основе кластерного подхода

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация результатов исследования. Положения научной работы используются в учебном процессе ГОУ ВПО «Брянская государственная инженерно-технологическая академия», при проведении лекционных и практических занятий по дисциплинам «Региональная экономика», «Инновационный менеджмент». Основные положения диссертационного исследования обсуждались и получили положительную оценку на конференциях: 2-я… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы регулирования инновационной деятельности в регионе на основе кластерного подхода
    • 1. 1. Концептуальные аспекты регулирования инновационной деятельности на региональном уровне
    • 1. 2. Теоретические основы реализации кластерного подхода к региональному развитию
    • 1. 3. Теоретическое обоснование реализации кластерной политики с позиций институционального подхода
  • Глава 2. Экономико-статистический анализ инновационной активности региональных инновационных систем
    • 2. 1. Методика экономико-статистического исследования инновационной активности региональных инновационных систем
    • 2. 2. Расчет индекса инновационной активности в регионах РФ и его анализ на примере Брянской области
    • 2. 3. Основные проблемы и тенденции развития региональной инновационной системы Брянской области
  • Глава 3. Основы совершенствования организационноэкономического механизма регулирования инновационной деятельности в регионе
    • 3. 1. Совершенствование региональной инновационной политики на основе принципов кластерного подхода
    • 3. 2. Модель организационно-экономического механизма регулирования инновационной деятельности на основе кластерного подхода
    • 3. 3. Методические рекомендации по совершенствованию организационно-экономического регулирования инновационной деятельности
  • Выводы

Разработка организационно-экономического механизма регулирования инновационной деятельности в регионе на основе кластерного подхода (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. На сегодняшний день конкурентоспособность национальных экономик зависит не только от развитости рыночных отношений, не от того, насколько национальные экономики способны воспринять отдельные инновационные проекты, а от того, могут ли они обеспечить их системное освоение. Тормозом системного освоения инновационных проектов в России является слабость экономического интереса со стороны инвесторов к инновациям. На фоне очевидного увеличения денежной массы в государственном и частном секторах экономики страны статистика фиксирует недопустимо низкий уровень финансирования инновационных проектов. Такое положение дел объяснимо: менее рискованные сферы бизнеса для частных инвесторов всегда предпочтительнее сфер более рискованных. Однако ясность причин сложившейся ситуации не означает ее социально-экономическую оправданность. Выход из положения видится многим в использовании инструментов бюджетного финансирования и льготирования отдельных отраслей и проектов. Вместе с тем мировой опыт доказывает, что использование этих инструментов не всегда приводит к ожидаемому результату: эффективность дополнительных затрат непосредственно связана с направленностью и конкретными механизмами структурных преобразований как всей системы экономических отношений, так и институциональной структуры общества.

В названных преобразованиях, безусловно, особая роль принадлежит государству. Но эта роль не обусловлена механическим расширением сфер экономики, куда оно проникает. Подобный прямолинейный подход ошибочен. Государство, в соответствии с общим принципом субсидиарное&trade-, участвует в развитии только тех сфер, где частный сектор не может эффективно функционировать. Это могут быть инфраструктурные проекты, формирование особых экономических зон, «прорывные» инновационные программы и т. п.

Для нашей страны, где социально-экономические различия между регионами не имеют аналогов в мире, эта сторона проблемы имеет принципиальное значение. Нельзя также забывать, что Россия — это федеративное государство. Следовательно, инновационная направленность развития ее экономики практически (а не теоретически) встав на повестку дня, требует разработки совокупности мер, учитывающих не только национальные интересы страны, но и интересы образующих ее субъектов.

Никакого инновационного прорыва не произойдет, пока экономическая политика будет ограничиваться формированием системы межотраслевых взаимосвязей на макроуровне. Пока на деле не будет обеспечена ее «привязка» к экономико-географическому, этнокультурному и прочим составляющим экономического пространства страны. Один из возможных способов решения задачи состоит в группировке субъектов Федерации по их инвестиционной привлекательности с последующим выделением типов региональных инновационных систем и формированием многоуровневой пространственной инновационной политики. Только на местах можно разработать и реализовать стратегию, при которой вложения в региональную инновационную систему будут продуктивными. Реализация крупных инновационных проектов должна быть привязана к общим программам развития производственного и инфраструктурного комплекса региона или муниципалитетов.

Продуктивность инвестиций тесно связана с инновационной активностью субъектов региональной инновационной системы, которая в свою очередь является предметом региональной инновационной политики. Региональная инновационная политика, в рамках системы регулирования инновационной деятельности, определяет механизмы регулирования инновационной деятельности в регионе. По своему содержанию и сущности, региональная инновационная политика — это инновационный срез промышленной, инвестиционной, научно-технической политики, политики поддержки малого и среднего бизнеса. Данное обстоятельство определяет необходимость методологической основы, способной обеспечить комплементарность представленных отраслей государственной политики на региональном уровне.

Всестороннее рассмотрение проблемы регулирования инновационной деятельности в регионе, определило необходимость совершенствования методологической основы разработки и реализации региональной инновационной политики с целью обеспечения инновационного развития территорий необходимыми механизмами.

Решение данной проблемы целесообразно и возможно путем формирования механизма разработки и реализации региональной инновационной политики на основе принципов кластерного подхода к региональному развитию и совершенствования организационно-экономического механизма регулирования инновационной деятельности в соответствии с обновленной инновационной политикой, что предопределило актуальность и выбор темы данного диссертационного исследования.

Основное содержание исследования соответствует паспорту специальности ВАК — 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями): п. 2.1. Развитие теоретических и методологических положений инновационной деятельностисовершенствование форм и способов исследования инновационных процессов в экономических системах, п. 2.2. Разработка методологии и методов оценки, анализа, моделирования и прогнозирования инновационной деятельности в экономических системах, п. 2.11. Определение направлений, форм и способов перспективного развития инновационной инфраструктуры. Принципы проектирования и организации функционирования инновационных инфраструктур на микро-, мезои макроуровнях, п. 2.13. Разработка и совершенствование институциональных форм, структур и систем управления инновационной деятельностью. Оценка эффективности инновационной деятельности.

Состояние изученности проблемы. Концептуальные вопросы сущности инноваций, их типология и видовые характеристики рассматривались Анчишкиным А., Багриновским К., Бенедиктовым Е., Бугаяном И., Варшавским В., Глазьевым С., Голиченко О., Гохбергом Л., Дагаевым А., Дежиной И., Дынкиным А., Ивановой Н., Иващенко Н., Кузыком Б., Пригожиным А., Хрусталевым И., Яковцом Ю. В., Кристенсеном К., Санто Б., Янсеном Ф., Н. И. Завлиным, Э. А. Уткиным, Г. И. Морозовой, И. Т. Балабановым, Д. В. Соколовым, М. М. Шабановой, Д. А. Ендовицким, И. Д. Коменденко и др.

Теория развития национальных инновационных систем базируется на теоретико-методологических подходах инноватики, сформулированных в работах Й. Шумпетера, Н. Д. Кондратьева, и развитых П. Друкером, М. Портером, Хайеком, М. Кастельсом. Основоположниками теории НИС считают Б. А. Лундвалла, К. Фримена и Р. Нельсона. В России исследования в области формирования и развития НИС начались во второй половине 90-х годов группами исследователей под руководством О. Г. Голиченко, A.A. Дынкина, Н. И. Ивановой и В. В. Иванова. Различные аспекты формирования и развития инновационных систем исследовались в работах А. И. Агеева, Г. Б. Клейнера, Б. Н. Кузыка, Л. Э. Миндели, В. Л. Макарова, А. Н. Фоломьёва и др.

Теоретико-методологические исследования инновационного развития регионов проводились П. Я. Баклановым, С. Д. Валентеем, А. Д. Викторовым, М. В. Глазыриным, А. Г. Гранбергом, Л. К. Гуриевой, В. И. Дуженковым, В. В. Кулешовым, Е. А. Монастырным, К. И. Плетневым, И. С. Цыпиным и др.

Методологические и организационно-экономические проблемы формирования и развития экономических кластеров нашли свое решение в трудах зарубежных экономистов: Т. Роенальда, С. Кзамански, Л. Абласа, М. Портера, М. Энрайта, М. Дельгадо, Р. Брайдена, К. Кетельса, Р. Брауна, О. Сольвела, Н. Хирнисниеми, М. Ламми, Ж. Линквиста и др. Методология образования и развития кластеров освещена в трудах российских ученых: М. П.

Войнаренко, Р. И. Гайнутдинова, Р. К. Газимагомедова, В. Е. Емельянова, А. И. Кибиткина, С. В. Лозинского, Л. С. Маркова, И. В. Пилипенко, В. П. Третьяка, М. А. Ягольницера и др.

Основные положения современной институционально-эволюционной теории, изложены в трудах зарубежных (Д. Белл, Дж. Гелбрейт, Р. Коуз, Д. Норт, Дж. Стиглиц, М. Олсон, П. Самуэльсон, О. Уильямсон и др.) и отечественных (Л. И. Абалкин, Р. М. Нуреев, Д. С. Львов, А. Н. Олейник, А. Е. Шаститко и др.) авторов.

Целью диссертационного исследования является развитие существующих и разработка новых теоретических, методических и практических положений организационно-экономического регулирования инновационной деятельности в регионе на основе кластерного подхода.

Достижение поставленной цели диссертационной работы предопределило необходимость системного решения следующих исследовательских задач, среди которых:

• исследование теоретико-методических аспектов регулирования инновационной деятельности в регионе и реализации кластерного подхода к региональному развитию;

• выявление целесообразности совершенствования организационно-экономического регулирования инновационной деятельности на региональном уровне, в целях повышения инновационной активности субъектов региональной инновационной системы;

• разработка методики сравнительной оценки и анализа инновационной активности региональных инновационных систем;

• проведение, на основе разработанной методики, сравнительной оценки и анализа уровня инновационной активности субъектов РФ, выявление основных проблем и тенденций развития региональной инновационной системы Брянской области;

• разработка организационно-управленческой модели разработки и реализации региональной инновационной политики на методологической основе принципов кластерного подхода;

• разработка модели организационно-экономического механизма регулирования инновационной деятельности в регионе на основе кластерного подхода;

• разработка методических рекомендаций по совершенствованию организационно-экономического механизма регулирования инновационной деятельности в Брянской области.

Объектом исследования выступает процесс формирования и организации эффективного функционирования региональной инновационной системы.

Предметом диссертационного исследования является организационно-экономический механизм регулирования инновационной деятельности в регионе.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых по актуальным проблемам экономики, в том числе ее отраслевым, региональным и территориальным аспектам, законодательные акты и нормативные документы Российской Федерации и субъектов РФ, определяющие экономическую стратегию инновационного развития экономики. В ходе исследования были использованы методы структурного, статистического, логического, общенаучного и экономического анализа, а также комплексного и системного подходов.

Информационную базу исследования составили официальная статистическая отчетность и результаты выборочных обследований, проводимых Федеральной службой государственной статистикиматериалы исследований в области инноваций.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

1. Систематизированы макро и микро институты, составляющие институциональную среду экономического кластера, что позволяет определять институциональные условия и идентифицировать ограничения реализации кластерной модели развития территорий.

2. Разработана методика сравнительной оценки и анализа инновационной активности субъектов РФ, включающая расчет индексов интенсивности и эффективности инновационной деятельности. Методика позволяет выявлять основные тенденции и проблемы инновационного развития регионов как на основе диагностики инновационного потенциала территории, так и за счет анализа эффективности использования имеющихся ресурсов.

3. Предложена организационно-управленческая модель разработки и реализации региональной инновационной политики на основе принципов кластерного подхода, способная обеспечить совершенствование институциональных форм, структур и систем управления инновационной деятельностью на региональном уровне.

4. Разработана модель организационно-экономического механизма регулирования инновационной деятельности в регионе на основе кластерного подхода, позволяющая повысить инновационную активность субъектов региональных инновационных систем. Модель разработана с учетом изменения механизма разработки и реализации региональной инновационной политики, основу которой составляет методология кластерного развития территорий.

Достоверность полученных результатов. Достоверность содержания диссертационной работы, полученных в ней результатов, выводов и рекомендаций подтверждается применением современных экономических методов исследования, использованием достижений отечественной и зарубежной науки, а также анализом нормативных, статистических и иных документов.

Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что:

• региональные органы власти и управления получают методическую базу для совершенствования организационно-экономического регулирования инновационной деятельности на закрепленных территориях;

• на основе разработанной методики сравнительной оценки и анализа инновационной активности субъектов РФ мо1ут определяться территории, на которых инвестиции в инновационную деятельность возможны с большей отдачей;

• бизнес получает методическую основу построения эффективных взаимодействий с региональными органами власти, с целью активного участия в разработке и реализации организационно-экономических мер по регулированию инновационной деятельности;

• формируется учебно-методическая база для обучения и повышения квалификации специалистов в области управления инновационной деятельностью.

Апробация результатов исследования. Положения научной работы используются в учебном процессе ГОУ ВПО «Брянская государственная инженерно-технологическая академия», при проведении лекционных и практических занятий по дисциплинам «Региональная экономика», «Инновационный менеджмент». Основные положения диссертационного исследования обсуждались и получили положительную оценку на конференциях: 2-я международная научно-практическая конференция «Проблемы инновационного биосферно-совместимого социально-экономического развития в строительном, жилищно-коммунальном и дорожном комплексах» г. Брянск, XIV Международная научно-техническая конференция «Экономика и эффективность организации производства — 2010» г. Брянск. Практическое применение результатов диссертационного исследования планируется в деятельности Департамента экономического развития Брянской области. Апробация результатов диссертационной работы подтверждены соответствующим актом внедрения.

Публикации. По результатам выполненных исследований опубликовано 8 научных работ общим объемом 4,42 п.л., четыре из которых объемом 2,59 п.л. опубликованы в изданиях, рекомендованных ВАК.

Структура диссертации определяется логикой и содержанием проведенного исследования. Диссертационная работа включает введение, три главы, выводы, список литературы из 148 наименований.

7. Результаты работы внедрены в учебный процесс Брянской государственной инженерно-технологической академии при чтении курсов: «Инновационный менеджмент», «Региональная экономика».

Показать весь текст

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2 Электронный ресурс.: Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений Электронный ресурс.: Федеральный закон от 25.02.1999 г. № Э9-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. Об инвестиционной деятельности, налоговых льготах и гарантиях инвесторам на территории Брянской области Электронный ресурс.: Закон Брянской области от 19.08.1996 г. № 29−3. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  4. Об участии Брянской области в государственно-частном партнерстве Электронный ресурс.: Закон Брянской области от 5 августа 2011 года № 77−3. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  5. Об инновационной деятельности в Брянской области Электронный ресурс.: Закон Брянской области от 7 декабря 2010 года № 106−3. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  6. Об инновационной деятельности в Брянской области Электронный ресурс.: Закон Брянской области от 15 июня 2007 года № 83−3. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  7. О внесении изменений в долгосрочную целевую программу «Развитие научной деятельности в Брянской области» Электронный ресурс.: Постановление администрации области от 26 августа 2010 г. № 881. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  8. О создании государственного автономного учреждения «Агентство по сопровождению инвестиционных проектов» Электронный ресурс.: Постановление администрации Брянской области от 11 октября 2010 г. № 1023. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  9. Об утверждении плана мероприятий по развитию инновационной инфраструктуры Брянской области на 2010 год Электронный ресурс.: Распоряжение от 13 января 2010 г. № 5-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  10. Стратегия социально-экономического развития Брянской области до 2025 года Электронный ресурс.: утверждена постановлением администрации Брянской области № 604 от 20 июня 2008 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  11. И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989. 519 с.
  12. В. М. Дагаев A.A. Инновационный менеджмент: Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития: Учеб. пособие. М.: Дело, 2006. 584 с.
  13. В. М. Филин С.А. Менеджмент инвестиций и инноваций в малом и венчурном бизнесе. Учеб. пособие. М.: «Анкил», 2003. 360 с.
  14. Ю., Архипов И, Барыкин А. Модель инновационного развития // Предпринимательство № 6/2006. С. 137−139.
  15. А.И., Рогова Е. М., Ткаченко Е. А. Инновационная активность российских предприятий: проблемы измерения и условия роста. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, 2010. 207 с.
  16. С.Н. Региональные кластеры как способ управления внешнеэкономическим комплексом региона // Вестник СевКавГТУ, Серия «Экономика». 2004. № 2 (13). С. 112−134.
  17. С. Контринновационная среда российской экономики // Вопросы экономики. 2005. № 10. С. 132−147.
  18. О. В. Стратегии развития инновационных компаний // Регион: экономика и социол. 2007. С. 196−207.
  19. ПЛ. Оценка эффективности инвестиционных проектов: теория и практика, М.: Дело. 2004. 888 с.
  20. О.С. Стратегическое управление: Учебник. М.: Гардарика, 1998. 161 с.
  21. М. В. Правовое регулирование инновационной деятельности: проблемы теории. М.: Аспект Пресс, 2007. 192 с.
  22. М.В. Инновационное законодательство России. М.: Аспект Пресс, 2005. 239 с.
  23. М.В. Правовая сущность термина «инновация» // Инновации. 2006. № 1(88). С. 64−69.
  24. А. И. Региональная экономика и управление: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 239 с.
  25. О.Г. Национальная инновационная система России: состояние и пути развития. М.: Наука, 2006. 396 с.
  26. C.B. Изменение пространственной структуры промышленного производства в России в период экономического подъема, 1997−2004 годы // Современная конкуренция. 2008. № 5. С. 58−72.
  27. А.И. Инновационная составляющая системы регулирования экономических процессов в регионе. М.: Рос.экон. акад., 2003. 56 с.
  28. Л.П., Арутюнов Ю. А. Инновационная политика. Учебник для Вузов. М.: КноРус, 2009. 352 с.
  29. Горизонты инновационной экономики в России: Право, институты, модели / В. Л. Макаров и др. М.: ЛЕНАНД, 2010. 240 с.
  30. Г. Г. Развитие регионов на основе финансовой интеграции. М.: Финансы и статистика, 2006. 288 с.
  31. A.A., Пушкин A.B., Джапаридзе P.M. Государственно-частное партнерство: Механизмы реализации. М.: Альпина Паблишерз, 2010. 196 с.
  32. Государственно-частное партнерство: теория и практика / В. Г. Варнавский и др. М.: Изд. дом Гос. ун-та Высшей школы экономики, 2010. 287 с.
  33. , А. Г. Основы региональной экономики. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. 495 с.
  34. И. Б. Инновационное развитие и конкурентоспособность. Очерки развития российских предприятий. М.: ТЕИС, 2003. 235 с.
  35. Г. В., Мироедов A.A., Федин C.B. Управление региональной экономикой. М.: Финансы и Статистика, 2002. 176 с.
  36. A.A. Рычаги инновационного роста // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 5. С. 70−76.
  37. А.Г., Валентей С. Д. Движение регионов России к инновационной экономике. М.: Наука, 2006. 402 с.
  38. М. В. Метод инновационного позиционирования региона // Регион, экономика: теория и практика. 2007. С. 61−65.
  39. В. А. Интегрированные хозяйственные структуры и их формирование в наукоёмких отраслях экономики России. Пенза: ПТУ, 2007. 116с.
  40. Д.А., Коменденко С. Н. Организация анализа и контроля инновационной деятельности хозяйствующего субъекта. М.: Финансы и статистика, 2004. 272 с.
  41. В.И. Кооперативные игры при неопределенности и их приложения. М.: Эдиториал УРСС, 1999. 336 с.
  42. И.В., Миндели Л. Э., Постникова И. Е. Инновации в России. М.: Наука, 2006. 254 с.
  43. В.В. Национальные инновационные системы: опыт формирования и перспективы развития // Инновации. 2002. № 4. С.31−37.
  44. H.A. Сопоставление мировых и российских тенденций развития науки и инновационной деятельности // Инновации. 2003. № 4. С. 6976.
  45. К.И. Инновации и экономический рост. М: Наука, 2002. 376 с.
  46. В. М. Инновации и экономическое развитие. М: Изд-во РУДН, 2006. 346 с.
  47. А.Н. Инновации: теория, механизм, государственное регулирование. М.: РАГС, 2000. 236 с.
  48. Инновационная деятельность высокотехнологичных предприятий / А. Ю. Шатраков и др. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. 174 с.
  49. Дынкин А. А Иванова Н. И. Инновационная экономика. М.: Наука, 2004. 352 с.
  50. C.B. Инновационные кластеры и структурные изменения // Сайт подкомитета по развитию субконтрактации и кластерных технологий. 2010. URL: http://promcluster.ru/index.php/publications-cls.html (дата обращения: 03.01.2010).
  51. С. Д. Инновационный менеджмент. М.: Юнити, 1997.311 с.
  52. В.П. Инновационный путь развития для новой России. М.: Наука, 2005. 343 с.
  53. О.С. Институциональная теория и экономическая политика: К новой теории передаточного механизма в макроэкономике. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. 1328 с.
  54. А.Н. Институциональная экономика. М.: ИНФРА-М, 2007.704 с.
  55. А.К. Основы инновационного менеджмента: теория и практика: Учеб. для студентов вузов. М.: Экономика, 2004. 517 с.
  56. А. А. Царёв В. В. Модели и методы оптимизации портфеля венчурных инновационных проектов // Вестн. ИНЖЭКОНа. Сер. Экономика. 2007. Вып. 2. С. 121−126.
  57. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Организация, ориентированная на стратегию. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004. 416 с.
  58. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2008. 320 с.
  59. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. 512 с.
  60. В.А. Инновационные механизмы предпринимательских систем. М.: Изд-во Рос. Экон. акад., 2001. 288 с.
  61. Конкурентоспособность и стратегические направления развития региона / Новоселов A.C. и др. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2008. 528 с
  62. Р. Фирма, рынок и право. М.: Дело ЛТД, 1993. 192 с.
  63. Кара-Мурза С.Г., Батчиков С. А., Глазьев С. Ю. Куда идет Россия. М.: Эксмо: Алгоритм, 2010. 448 с.
  64. Е.С. Кластеры в экономике: Основы кластерной политики государства // Сайт подкомитета по развитию субконтрактации и кластерных технологий. 2010. URL: http ://promcluster.ru/index.php/publications-cls/62-clsineco2 (дата обращения: 03.01.2010).
  65. Ю.Н. Теория организации. М.: Инфра-М, 2007. 311 с.
  66. Н.И. Региональная экономическая политика властей разного уровня: цели, средства, результат. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2008. 352 с.
  67. A.C., Мухин В. И. Исследование систем управления: учебник для вузов. М.: ГУ-ВШЭ, 2002. 329 с.
  68. Маренков H. J1. Инноватика. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 304 с.
  69. JI. С. Экономические кластеры: понятия и характерные черты // Актуальные проблемы социально-экономического развития: взгляд молодых ученых: сб. науч. тр. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2005. Разд. 1. С. 105−108.
  70. Л.С., Ягольницер М. А. Кластеры: формализация взаимосвязей в неформализованных производственных структурах. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2006. 194 с.
  71. . А. Принципы экономической науки. М.: Прогресс, 1993.415 с.
  72. Г. Б. Мезоэкономика переходного периода: Рынки, отрасли, предприятия. М.: Наука, 2001. 516 с.
  73. К. Экономика организаций. М.: ИНФРА-М, 1996. 160 с.
  74. Менеджмент процессов / И. Беккер и др. М.: Эксмо, 2010. 384 с.
  75. В.М. Механизм формирования промышленно-коммерческой сети. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 176 с.
  76. Р., Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений. М.: Дело, 2002. 536 с.
  77. H.A. Инновационная экономика России: Теоретико-методологические основы и стратегические приоритеты. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 328 с.
  78. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. 180 с.
  79. О научно-технической деятельности предприятий и организаций Брянской области в 2009 году. Брянск: Брянскстат, 2010. 32с.
  80. Об инновационной деятельности предприятий и организаций Брянской области в 2009 году. Брянск: Брянскстат, 2010. 47с.
  81. С.Ю. Обучение рынку. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. 639 с.
  82. A.C. Оптимизация межфирменных взаимодействий и внутрифирменных управленческих решений. М.: Наука, 2004. 252 с.
  83. Р.Г., Ахтариева Л. Г. Организационно-экономический механизм управления регионом: формирование, функционирование, развитие. М.: Кнорус, 2008. 352 с.
  84. А. С., Новоселов А. С. Основы теории регионального воспроизводства. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 1998. 192 с.
  85. И.В. Конкурентоспособность регионов и кластерная политика. // «Пространственная организация хозяйства: ТПК или кластеры?»: Сборник материалов XXIII ежегодной сессии экономико-географической секции МАРС. Липецк. 2006. С. 26−36.
  86. И.В. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяйстве: теория, опыт малых стран Западной и Северной Европы. Смоленск: Ойкумена, 2005. 496 с.
  87. И.В. Принципиальные отличия в концепциях промышленных кластеров и территориально-производственных комплексов // Вестник Московского университета. 2004. № 5. С. 3−38.
  88. И.В. Принципиальные различия в концепции промышленных кластеров и территориально-производственных комплексов // Вестник Московского Университета. Серия 5. География. 2004. № 5. С. 3−9.
  89. И.В. Проведение кластерной политики в России. // Приложение 6 к Ежегодному экономическому докладу Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» «Стратегия 2020»: от экономики «директив» к экономике «стимулов». М., 2008. 34 с.
  90. И.В. Региональная модель геоэкономической стратегии повышения конкурентоспособности России: перспективы развития региональных инновационных систем в Томской и Новосибирской областях // «Безопасность Евразии». 2005. № 2. С. 418−429.
  91. М.Э. Конкуренция. М.: ИД «Вильяме», 2005. 608 с.
  92. Промышленный маркетинг в машиностроении: учеб. пособие для вузов / A.A. Тупиченков и др. М.: Дрофа, 2005. 256 с.
  93. С.Ф., Быкова Т. П. Развитие кластеров: сущность, актуальные подходы, зарубежный опыт. Минск: Тесей, 2008. 72 с.
  94. М.П. Развитие процессов экономической интеграции субъектов Российской Федерации: роль и место межрегиональных органов власти и общественных структур. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. 222 с.
  95. И.А. Разработка методологических основ управления инновационными процессами в регионах с проблемной экономикой. Брянск: РИО БГИТА, 2010. 238 с.
  96. В.И., Степанова М. В. Региональная экономика: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2007. 666 с.
  97. С.С., Глезер О. Б. Региональное развитие и региональная политика России в переходный период. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2011. 297 с.
  98. С.Ю. Родина в опасности. М.: Эксмо: Алгоритм, 2009. 256с.
  99. O.A., Лаврикова Ю. Г. Кластерное развитие экономики региона: теоретические возможности и практический опыт // Экономика региона. 2007. № 4. С. 40−51.
  100. К. Р., Кузнецов Б. В. Российская промышленность на этапе роста: факторы конкурентоспособности фирм. М.: Вершина, 2008. 480 с.
  101. Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям (Пер. на рус. яз.): Совместная публикация ОЭСР и Евростата. М.: ЦИСН, 2006. 191 с.
  102. А.Л., Панкрухин А. П. Стратегическое управление. М.: Омега-Л, 2008. 464с.
  103. Г. Б. Стратегия развития предпринимательства в реальном секторе экономики. М.: Наука, 2002. 448 с.
  104. О.С. Стратегия Эффективного развития фирмы. М.: Издательство «Экзамен», 2008. 287с.
  105. С.Ф., Филиппов П. Н. Кластеры конкурентоспособности Финляндии // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2004. Сер. 5. Вып. 1 (№ 5). С. 45−49.
  106. Томпсон-мл., Артур, А., Стрикленд III, А., Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. М.: Издательский дом «Вильяме», 2009. 928 с.
  107. О. И. Экономические институты капитализма: фирмы, рынки, отношенческая контрактация. СПб.: Лениздат, 1996. 702 с.
  108. В.В. Управление инновационной деятельностью в условиях модернизации национальной экономики. М.: «Дашков и К», 2010. 368 с.
  109. B.B. Управление инновациями в финансово-экономической системе. Брянск: РИОБГИТА, 2010.207с. --------
  110. Ю.В., Симоненко Е. С. Управление инновациями: теория и практика. М.: Эксмо, 2008. 432 с.
  111. М.С., Тихонов А. Г. Финансово-промышленная интеграция и корпоративные структуры: мировой опыт и реалии России. М.: Альпина Паблишер, 2002. 287 с.
  112. Финляндия как экономика знаний. Элементы успеха и уроки для других стран / Карл Дж. Дальман и др. М.: «Весь Мир», 2009. 170 с.
  113. М.В. Формирование финансово-промышленных кластеров: региональный фактор глобализации. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2009. 263 с.
  114. .А., Либман A.M. Корпоративная интеграция: Альтернатива для постсоветского пространства. М.: Издательство ЛКИ, 2008. 160 с.
  115. А.Е. Конкурентоспособность региона: содержание, факторы, политика // Балтийский регион. 2009. № 1. С. 11−31.
  116. Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. М.: ЭКСМО, 2007. 864 с.
  117. О.С. Экономика технологического развития. М.: Финансы и статистика. 2008. 480 с.
  118. Е.Г. Модернизация России: доклады для 10 конференций: книга 1. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2009. 540 с.
  119. Е.Г. Модернизация России: доклады для 10 конференций: книга 2. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2009. Кн. 2. 466 с.
  120. , Ф. Эпоха инноваций. М.: ИНФРА-М, 2003. 216 с.
  121. Bergman Е.М., Feser EJ. Industrial and Regional Clusters: Concepts and Comparative Applications // Regional Research Institute, WVU. 1999. URL: http://www.rri.wvu.edu/WebBook (дата обращения: 02.03.2009).
  122. Dynamising National Innovation Systems. OECD, 2002. URL: http://wwwl .oecd.ore/publications/e-book/9 202 071 e. pdf (дата обращения: 02.03.2009).
  123. Enright M. Regional Clusters and Economic Development: A Research Agenda // Business Networks: Prospects for Regional Development, Berlin: Walter de Gruyter. 1996. P. 190- 213.
  124. Feser, E.J. Old and New Theories of Industry Clusters II Steiner, M. (1998) (Ed.) Clusters and Regional Specialisation // Geography, Technology and Networks. London: Pion. 1998. P. 18−40.
  125. Markusen, A. Sticky Places in Slippery Space: A Typology of Industrial Districts // Economic Geography 1996. 72(3). P. 293−313. —
  126. OECD. Knowledge management in the learning society, Paris. 2000. URL: http://www.mszs.si/eurydice/pub/oecd/lnowledee.pdf (дата обращения: 02.03.2009).
  127. Rosenfeld, S. Creating Smart Systems: A Guide to Cluster Strategies in Less Favoured Regions // Brussels: European Union. 2002. URL: http://europa.eu.int/comm/reeional policy innovation/pdf/euiderosenfeldfinal.pdf (дата обращения: 02.03.2009).
  128. Rosenfeld, S. et al. A Governor’s Guide to Cluster-Based Economic Development. // Washington D.C.: National Governor’s Association. 2002. URL: http://www.nea.ore/cda/files/AM02Cluster.pdf (дата обращения: 02.03.2009).
  129. Steiner, M. and Hartmann, С. Learning with Clusters: A case study from Upper Styria. II Steiner, M. (ed.): Clusters and regional specialization // Geography, Technology and Networks, European research in regional science. 1998. P. 211−225.
Заполнить форму текущей работой