Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Современная хоровая музыка в содержании образования студентов музыкальных факультетов педагогических вузов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна и теоретическая значимость исследования. Обоснованы концептуальные позиции введения современной хоровой музыки в содержание образования студентов музыкально-педагогических факультетов. Современная хоровая музыка представлена в содержании образования как сложное, динамичное явление отечественной культуры, где в основании лежит традиционная русская вокально-хоровая распевность… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ХОРОВОЙ КУЛЬТУРЫ В РАЗРАБОТКАХ ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИЙ
    • 1. 1. Место современной хоровой культуры в русском хоровом искусстве
    • 1. 2. Хоровая музыка второй половины XX века: традиции и новаторство
  • ГЛАВА II. ПУТИ ОСВОЕНИЯ СТУДЕНТАМИ СОВРЕМЕННОГО ХОРОВОГО РЕПЕРТУАРА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 2. 1. Проблемы исполнения современной хоровой музыки второй половины XX века
      • 2. 2. 0. пытно-экспериментальное исследование процессов освоения современного хорового репертуара студентами музыкальных факультетов педагогических вузов на занятиях дирижерско-хорового цикла

Современная хоровая музыка в содержании образования студентов музыкальных факультетов педагогических вузов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Отечественная хоровая музыка как отражение духовной жизни человечества и наследие предшествующих поколений имеет непреходящую культурно-историческую значимость. Хоровое искусство как концентр «русской души» на протяжении веков воплощает философские, нравственные, эстетические взгляды того или иного исторического периода.

Современная хоровая музыка, органично сочетая в себе образно-интонационный строй древнерусской мелодики и наднациональные явления музыкального языка последних десятилетий, выступает как уникальный инструмент воздействия на духовное развитие и профессиональное становление личности. На огромное облагораживающее воздействие хорового искусства, равно как и на постижение будущими учителями музыки вековых российских традиций указывали выдающиеся деятели хоровой культуры П. Г. Чесноков, В. Г. Соколов, А. В. Свешников, В. А. Чернушенко, В. Н. Минин и др.

В настоящее время из-за отсутствия должной методологической базы, в большинстве теоретических работ, авторских программ и технологий современная хоровая музыка представлена, как правило, вне ясного понимания художественного и стилистического контекста исполняемого произведения. Как результат — отторжение современного хорового творчества слушателем, которое не в силах остановить даже дарование исполнителей. Эмоционально-ценностные основы и специфика исполнения хорового произведения, созданного в настоящее время, требует особого, комплексного решения ряда задач, но, прежде всего, содержательной, предметно-деятельностной реорганизации обучения самих исполнителей. Таким образом, пересмотр принципиальных позиций введения в содержание образования студентов музыкально-педагогических факультетов современной хоровой музыки — насущная необходимость. Этим и обусловлена актуальность исследования.

Масштабность содержания и самоценность современной хоровой музыки определили многоаспектный характер исследования.

Искусствоведческий уровень рассмотрения исследуемой проблемы (Б.В.Асафьев, Ю. М. Лотман, Л. А. Мазель, В. В. Медушевский, А. Н. Сохор, и др.) дал возможность проследить эволюцию хорового искусства и представить его как генетически и исторически обусловленный процесс постижения общечеловеческой данности, заключенной в пении как таковом.

Собственно культурология (А.И.Арнольдов, В. С. Библер, М. С. Каган, Д. С. Лихачев, Э. С. Маркарян и др.) позволила раскрыть культурно-историческое значение хорового пения как явление непреходящей значимости, особое «духовно-звучащее» проявление деятельности человека.

Особое место в исследовании занимает психолого-педагогический аспект рассматриваемой проблемы (Л.С.Выготский, В. В. Давыдов, В. Т. Кудрявцев,.

A.Н.Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Г. М. Цыпин, Л. В. Школяр, В. А. Школяр и др.), где в русле ведущих современных подходов в образовании — теории деятельности и теории развивающего обучения, — приоритетом выступает процесс профессионального становления личности.

Значительная роль в исследовании отведена трудам ученых, посвятивших свою деятельность проблемам теории и практики дирижерско-хоровой подготовки студентов (О.А.Апраксина, В. Л. Живов, Б. Д. Критский,.

B.Г.Соколов, Е. В. Николаева, К.Ф.Никольская-Береговская и др.).

Таким образом, появление данной работы обусловлено необходимостью преодоления противоречия между духовно-нравственным потенциалом современной хоровой музыки и неадекватными ее сущности методами освоения в процессе обучения студентов музыкальных факультетов педагогических вузов.

Все это позволило сформулировать:

Объект исследования — содержание образования студентов высших музыкальных учебных заведений.

Предмет исследования — процесс освоения студентами хоровой музыки XX века на занятиях дирижерско-хорового цикла педагогических вузов.

Цель исследования — теоретически обосновать и разработать пути освоения студентами музыкально-педагогических факультетов современной хоровой музыки.

Задачи исследования:

1 .Провести методологический анализ научно-теоретической и методической литературы по проблеме исследования.

2.Теоретически обосновать принципиальные позиции введения в содержание обучения студентов музыкально-педагогических факультетов современной хоровой музыки.

3 .Разработать методические подходы освоения студентами современного хорового репертуара.

4.Экспериментально проверить эффективность разработанных теоретико-методических положений.

Гипотеза исследования. Эффективность введения в содержание образования студентов музыкально-педагогических факультетов современной хоровой музыки может быть достигнута при условиях: опоры на композиционно-драматургические и интонационно-стилистические закономерности данного вида искусствареализации принципа культуросообразности с его ведущим механизмом культуроосвоения — продуктивным воображениемразработки методического обеспечения на основе психолого-педагогической теории развивающего обучения.

Методологической основой исследования явились: общие принципы художественного воздействия музыки (Л.А.Мазель) — положения современного теоретического музыкознания (Ю.Н.Холопов, В.Н.Холопова) — интонационная теория Б. В. Асафьева и ее преломление в трудах В. В. Медущевскогокультурологическая концепция, представляющая творчество как проявление духовной сущности человекаположения психологической науки о деятельности, целостно раскрывающей человека в процессе исторического развития (В.В. Давыдов, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн,) — творческое наследие композиторов Н. Н. Сидельникова, Ю. М. Буцко, Р. С. Леденева и др.

Методы исследования: анализ искусствоведческой, культурологической и психолого-педагогической литературы по исследуемой проблемецеленаправленное педагогическое наблюдениенаучный анализ и обобщение передового педагогического опытаметод экспериментальных творческих заданийбеседа, анкетирование, тестированиепедагогический экспериментметод независимой экспертизы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования. Обоснованы концептуальные позиции введения современной хоровой музыки в содержание образования студентов музыкально-педагогических факультетов. Современная хоровая музыка представлена в содержании образования как сложное, динамичное явление отечественной культуры, где в основании лежит традиционная русская вокально-хоровая распевность и обновленная система музыкально-выразительных средств в сочетании с новейшей композиционной техникой. Хоровое наследие современных композиторов выступает в качестве важнейшего «инструмента» познания музыкального искусства второй половины XX века и его специфических отличительных свойств. Разработаны теоретико-методические положения освоения современной хоровой музыки, опирающиеся на ее интонационно-стилистические особенности и образно-экспрессивное «устройство».

Практическая значимость исследования заключается в создании методики освоения современной хоровой музыки, где концептуальным основанием выступает культуросообразность как способ трансляции и познания культурно-исторических традиций. Разработан специальный курс «Современная хоровая музыка второй половины XX века», содержание которого обеспечивает понимание музыкальной символики, эволюции стилевых процессов и композиционно-драматургических принципов хорового искусства последних десятилетий.

Материалы исследования могут быть использованы при организации учебного процесса в музыкально-педагогических заведениях среднего и высшего образования, а также в системе повышения квалификации и переподготовки учителей музыки.

Аргументированность и достоверность результатов исследования обеспечивается исходной методологической базой, органической связью теоретических положений с образовательной практикой, разнообразием методов исследования.

Этапы исследования. Первый этап (1996;2001 гг.) носил поисковый характер. Работа велась в русле изучения и отбора искусствоведческого, культурологического, психолого-педагогического, научно-методического материала по проблеме исследования. На этой основе была сформулирована гипотеза, намечены цель, задачи и пути их разрешения. Параллельно велась практическая работа по подбору нотного материала для исследования, а также интервьюирование композиторов.

На втором этапе (2001;2003 гг.) был проведен обучающий педагогический эксперимент, осуществлялась проверка выдвинутой гипотезы, целесообразности применяемых методов освоения, отслеживались результаты.

На заключительном этапе (2003;2004 гг.) проводился анализ, систематизация и обобщение накопленного материала, обработка полученных данных и их диссертационное оформление.

Апробация результатов исследования осуществлялась: в ходе опытно-экспериментальной работы в Московском государственном открытом педагогическом университете им. М. А. Шолоховав Московском областном учебно-методическом центре при Комитете по культуре Московской областина совещаниях Международного Совета по музыкально-эстетическому образованию при Президиуме РАО (2002, 2003 гг.) — на заседаниях лаборатории музыкального искусства Института художественного образования РАОв ходе собственной практической деятельности в качестве преподавателя цикла дирижерско-хоровых дисциплин музыкального факультета педагогического вуза и художественного руководителя Детского хора им. В. Г. Соколова.

Опытно-экспериментальная база исследования: музыкальный факультет Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. ШолоховаМосковский областной учебно-методический центр при Комитете по культуре Московской областиДетский хор им. В. Г. Соколова. В общей сложности экспериментальным исследованием было охвачено 120 студентов музыкально-педагогического факультета и учителей музыки, 60 учащихся старшей группы Детского хора.

Положения, выносимые на защиту:

1. Современная хоровая музыка, концентрирующая в себе жанрово-стилевые, композиционно-драматургические и музыкально-языковые закономерности европейского и русского музыкального искусства XX века, является необходимым компонентом содержания учебного процесса на музыкальном факультете педагогических вузов.

2. Принцип культуросообразности, позволяющий проникнуть в контекст стилевой эволюции музыкального искусства, обеспечивает постижение интонационно-содержательной природы хорового творчества последних десятилетий.

3. Разработанная методика, транслирующая через содержание образования российские культурно-исторические традиции, выступает условием эффективного освоения студентами современного хорового репертуара.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В заключении диссертации представлены основные итоги и общие выводы исследования:

Современная хоровая музыка, концентрирующая в себе жанрово-стилевые, композиционно-драматургические, музыкально-языковые закономерности европейского и русского музыкального искусства XX века и раскрывающая духовное мироощущение человека, является незаменимым фактором содержания образования студентов музыкальных факультетов педагогических вузов.

Хоровое творчество современных композиторов как интонационно-содержательный «стержень» музыкального искусства последних десятилетий выступает смыслообразующей доминантой при постижении стилистических особенностей русской хоровой музыки.

Культуросообразность как концептуальное основание разработанных методических положений, где содержание и методы находятся в диалектическом единстве, обеспечивает проникновение в природу хорового искусства и глубокое понимание «хорового поля» музыки XX века.

Разработанная методика освоения современной хоровой музыки, исходящая из философского осмысления теории деятельности в современной психолого-педагогической науке, и спецкурс, содержание которого направлено на изучение музыкальной символики и эволюции стилевых процессов хорового искусства, способствуют преобразованию студентами полученной содержательной информации в «личностное достояние».

Отмечена неповторимость обобщенного образа хоровой музыки каждого из композиторов XX века. Различимы экспрессивно-заостренный драматизм и театральная плакатность хоровых поэм1 Н. Н. Сидельникова, старообрядческая углубленность и суровость образного строя хоровых фресок Ю. М. Буцко, умиротворенная пасторальность и утонченно-изысканный лиризм хоровых ноктюрнов Р. С. Леденева. Существенно, что на глубинном уровне их музыка обнаруживает множество объединяющих моментов в таких константно присущих чертах музыкального мышления, как фольклорно-национальная почвенность, православная духовность, ярко выраженный мелодизм хорового высказывания, сочетающихся (в разной мере) с современными приемами «инструментализации» хорового письма и достижениями ведущих техник композиции и драматургии XX века. Последними соображениями в значительной мере объясняется сходство встающих перед студентом-хормейстером проблем исполнительского воссоздания хоровых сочинений композиторов XX века. Важнейшая из них — сочетание традиционно русской вокально-хоровой распевности с надциональными явлениями современного музыкального языка.

Тем самым, конденсируя центральные жанрово-стилевые, композиционно-драматургические и музыкально-языковые закономерности европейской музыки прошедшего столетия композиторы XX века, в своих хоровых опусах предстают как комплементарно дополняющие друг друга части единого русского музыкального космоса, в современных художественных условиях несущие слушателю немеркнущий свет великих многовековых традиций отечественного хорового пения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.В. О специфике музыкального содержания // Эстетические очерки. Вып. 3. М.: Музыка, 1973. — С. 123−141.
  2. А.С. Песни русского севера. М.: Сов. композитор, 1959. -54 с.
  3. А.Н. Несколько слов о Романе Леденёве // Сов. музыка. -1969, № 1.-С. 10.
  4. Л.Л. Воспитание культуры пения в общеобразовательной школе (Некоторые вопросы теории и практики). (Научно-методическое пособие для учителей музыки и студентов средних и высших учебных заведений).- М.: Спутник +, 2003.- 116 с.
  5. Л.Л. Воспитание певческой культуры младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе: Дисс. на соиск. уч. степени канд. пед. наук.- М.:ИХО РАО, 2001.- 170 с.
  6. Альфреду Шнитке посвящается. // Шнитке-центр. Собр. соч. Вып. 2. -М., 2001.-248 с.
  7. О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2119 «Музыка и пение».— М.: Просвещение, 1983.- 224 с.
  8. А.Н. Человек и мир культуры: Введение в культурологию.-М.: МГИК, 1992.- С. 8.
  9. .В. Избранные труды. Памяти Чайковского М.: Акад. наук СССР, 1954.- Т.2.- 155 с.
  10. .В. Книга о Стравинском. Л.: Музыка, 1977. — 277 с.
  11. .В. Музыкальная форма как процесс. Ч. II: Интонация. Л.: Музыка, 1971.-376 с.
  12. .В. О музыке XX века Л.: Музыка, 1982. — 198 с.
  13. .В. Опера.- Избр. труды.- М.-Л.: Музыка, 1951.- Т.5.- 388 с.
  14. И.В. Современная хоровая музыка: теория и исполнение. Очерки. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1999. — 192 с.
  15. Н.М., Попова Т. В. Русское народное музыкальное творчество. Хрестоматия. -М.: Музыка, 1974. 155 с.
  16. В.П. Эскиз портрета // Сов. музыка, 1967, № 7. С. 16−24.
  17. M.JI. Федерико Гарсиа Лорка музыкант. — М.: Сов. композитор, 1970. — 120 с.
  18. Вопросы драматургии и стиля в русской и советской музыке // Сб. трудов. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1980. — 80 с.
  19. Вопросы исполнительского искусства. Сб. трудов. — М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1981.- 187 с.
  20. Л.С. Лекции по психологии.— С.-Пб., 1997.- 144 с.
  21. Л.С. Собр. соч.: В 6-ти т. Т. З. Проблемы развития психики / Под ред. A.M. Матюшкина.- М.: Педагогика, 1983.- 368 с.
  22. Г. В. Истинно русский композитор: о музыке Н. Н. Сидельникова // Музыка из бывшего СССР. (Сб. статей), Вып. 2. М.: Композитор, 1996. -С.75−92.
  23. Г. В. Николай Сидельников. М.: Сов. композитор, 1986. -136 с.
  24. Г. В. Русская хоровая музыка 1970−80-х годов. М.: Музыка, 1991.-80 с.
  25. Г. В. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века. М.: Сов. композитор, 1989. — 208 с.
  26. А.А. Происхождение искусства.- М.-Л.: Искусство, 1937.- С.40−42.
  27. В.В. Проблемы развивающего обучения (опыт теоретического и экспериментального психологического исследования). — М.: Педагогика, 1986.- 240 с.
  28. В.В. Теория развивающего обучения .— М.: Интор, 1996.- 440 с.
  29. Э.В. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. М.: Сов. композитор, 1986. — 206 с.
  30. Е.К. Знаки стиля Юрия Буцко. Знаменный распев в XX веке // Музыкальная академия, 1993, № 1. С. 49−52.
  31. Е. О претворении средневекового художественного канона в музыке XX века: На примере творчества Арво Пярта и Юрия Буцко 7080-х гг. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1993.- 125 л.
  32. Д. Литургия на русской земле. Чтения о благодатном Царстве Христовом. М.: Издание Комитета Русской Православной Молодежи, 1988.-266 с.
  33. М.В. Два шедевра Николая Сидельникова // Информация I (49). М.: ВМО, 2000. — С. 37−40.
  34. М.В. Драматургия и специфика хорового письма Ю. Буцко // Культура-Искусство-Образование. История и современность. М.: МГОПУ, 2000.-С. 185−187.
  35. М.В. Роман Леденёв. «Времена года». Двадцать четыре поэмы-картины в шести тетрадях для камерного хора, большого хора и инструментального ансамбля. Специфика исполнительской интерпретации // Музыка в школе.- 2002, № 1. С. 23−35.
  36. М.В. Философские идеи Н. Бердяева в творчестве С. А. Губайдулиной // Культура Искусство — Школа. — М.: РИО МГОПУ, 1999.-С. 79−82.
  37. М.В. Хоровая музыка русских композиторов второй половины XX века: Учебное пособие для студентов 111 курса музыкально-педагогических факультетов.- М.: Альфа, 2002.- 83 с.
  38. А.А. Теория и практика работы с хором.- Л.: Музгиз, 1951.- 238 с.
  39. .Б. Северо-русская причить междуречья Сухоны и Юга и верховьев Кокшеньги (Вологодская обл.): Автореферат дисс. на соиск. уч. степени канд. иск. М., 1973. — 19 с.
  40. .Б. Танцевальные жанры в творчестве замечательных композиторов прошлого и наших дней. М.: Музгиз, 1962. -21 с.
  41. .Б. Традиционное и современное народно-музыкальное искусство. М.: Музыка, 1976. — 18 с.
  42. В.Л. Теория хорового исполнительства. М.: Эдиториал УРСС, 1998.- 192 с.
  43. В.В. Концерты съезда: Мнения, оценки // Сов. музыка,-1974, № 9.-С. 22.
  44. И.И. О творческой природе фольклора // Стилевые тенденции в советской музыке 60−70х гг. Л.: ЛГИТМиК, 1979. — С. 137−147.
  45. И.И. Русская протяжная песня: Опыт исследования. Л.: Музыка, 1967. — 193 с.
  46. И.И. Фольклор и композитор // Сов. музыка.- 1984, № 1. -С. 101−103.
  47. И.И. Хронотопы музыкального фольклора. Опыт типологии // Пространство и время в искусстве. Л.: ЛГИТМиК, 1988. -С. 93−96.
  48. В.П. Саморазвитие духа (Памяти друга) // Вопросы психологии.- М., 1998.- № 5.- С.5−12.
  49. JI.А. Решение проблемы народности в произведениях русских советских композиторов на фольклорные тексты (60−70-е годы) // Современные проблемы советской музыки. Сб. ст. Л.: Сов. композитор, 1983.-С. 119−143.
  50. А.С. Беседы с Альфредом Шнитке. М.: РИК Культура, 1994. — 302 с.
  51. Э.В. Философия и культура /Мыслители XX века/ .-М.: Политиздат, 1991.- 464 с.
  52. История художественного образования в России — проблема культуры XX века.— М.: Издательский дом Российской академии образования, 2003.-412 с.
  53. З.И. Песенное творчество русского народа. Учебно-методическое пособие. М.: МГОПУ им. М. А. Шолохова, 1997. — 20 с.
  54. М.С. Человеческая деятельность. — М.: Изд-во Полит., 1974.— 352 с.
  55. М.С. Философия культуры.- С.-Пб: ТОО ТК Петрополис, 1996.416 с.
  56. М. С.Эстетика как философская наука.- С.-Пб: ТОО ТК Петрополис, 1997.- 544 с.
  57. М.В. Сольфеджио психотехника развития музыкального слуха: Автореф. дисс.. докт. иск. — М., 2000. — 49 с.
  58. Ю.В. Глазунов // Музыкальная энциклопедия. В 5-ти т. М.: Советская энциклопедия, 1973.- Т.1. — С. 993−998.
  59. Ю.В. История русской музыки. В 10 Т.- М.: Музыка, 1983.-Т.1.-383 с.
  60. М.Л. Проблемы симфонического и органного творчества ОлегаЯнченко: Автореф. дисс.. канд. иск. М., 2001. — 24 с.
  61. Ц. Техника композиции в музыке XX века. М.: Музыка, 1976.-366 с.
  62. Кон Ю. Г. Вопросы анализа современной музыки: Статьи и исследования. JL: Сов. композитор, 1982. — 182 с.
  63. Н.В. Интерпретация музыки. JL: Музыка, 1979. — 208 с.
  64. Ю. Йозеф Гайдн. М.: Музыка, 1972. — 318 с.
  65. В.Т., Слободчиков В. И., Школяр JI.B. Культуросообразное образование: концептуальные основания // Известия Российской академии образования.— М., 2001.- № 4.- С.4−47.
  66. А.Ю. Исполнительская интерпретация музыкального произведения в историко-стилевой эволюции (теория вопроса и анализ исполнений «Хорошо темперированного клавира И. С. Баха). Дисс.. канд. иск. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1994. — 233 л.
  67. Д.В. Духовное хоровое творчество Р. Леденёва: Дипл. раб. (научн. рук. В. И. Краснощёкое). — М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1996.-40 л.
  68. Ю.М. Эмоциональная выразительность хора: экспериментально-теоретическое исследование: Дисс.. канд. иск. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1996. — 152 л.
  69. Т.С. К систематизации форм в музыке XX века. Московский форум: Материалы международных научных конференций // Научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Сб. 25. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1999. — С. 67−75.
  70. О. А. Камерно-инструментальное творчество Р. Леденёва. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1983. — 86 л.
  71. Е.В. Проблема стиля и интерпретации хоров a cappella Г.В. Свиридова: На примере цикла «Пяти хоров без сопровождения на стихи «Русских поэтов»: Дисс.. канд. иск. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1990.- 196 с.
  72. Р.С. Авторы рассказывают // Сов. музыка.- 1980, № 7. С. 135.
  73. Р.С. Искусство не может не касаться больших тем // Музыкальная академия.- 1997, № 2. С. 19−23.
  74. Р.С. Композитор о своем творчестве // Сов. музыка.- 1987, № 3. -С. 136.
  75. Р.С. На авторских концертах Н. Сидельникова // Сов. музыка.-1975,№ 10.-С. 22.
  76. Р.С. Николай Сидельников и его «Русские сказки» / Музыкальная жизнь.- 1969, № 1. С. 10.
  77. Р.С. Помогать обновлению общества: Беседа с Виктором Лихтом // Сов. музыка.- 1989, № 9. С. 4−11.
  78. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд. 2-е.— М.: Политиздат, 1977.- 304 с.
  79. А.Н. Избр. психолог. произв.Т.2. — М.: Политиздат, 1978.350 с.
  80. Д.С. Культура как ценностная среда // Новый мир.- 1994.- № 8.-С.3−8.
  81. Ф.Г. Об искусстве. М.: Искусство, 1971. — 310 с.
  82. Ф.Г. Самая печальная радость.: Художественная публицистика. М.: Прогресс, 1987. — 100 с.
  83. Л.А. Вопросы анализа музыки. М.: Музыка, 1978. — 352 с.
  84. Л.А. О путях развития языка современной музыки // Сов. музыка.- 1965, № 8. С. 6−20.
  85. Е.П. Редакционные беседы // Сов. музыка.- 1973, № 1. С. 7.
  86. Э.А. Теория культуры и современная наука: логико-методологический анализ.- М.: Мысль, 1983.- С. 36.
  87. В.В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки // Восприятие музыки: Сб. ст. М.: Музыка, 1980. — С. 178−194.
  88. В.В. Интонационная форма музыки. М.: Композитор, 1993.-262 с.
  89. В.В. Музыкальный стиль как семиотический объект // Сов. музыка.- 1979, № 3. С. 30−39.
  90. В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. — 253 с.
  91. В.В. Русская музыка: духовные истоки своеобразия // Сергиевские чтения-1. О русской музыке / Научн. тр. МГК им. П. И. Чайковского. Сб. 4. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1993. — С. 14−20.
  92. А.В. Православное богослужение. Таинство, Слово и Образ. М.: СП «Слово», 1991. — 191 с.
  93. А.И. Вступительная статья // Клюев Н. А. Сердце Единорога: Стихотворения и поэмы. С.-Пб.: РХГИ, 1999. — С. 3−61.
  94. М.К. Стиль в музыке. JL: Музыка, 1981. — 264 с.
  95. Музыка из бывшего СССР (Сб. статей). Вып. 1. — М.: Композитор, 1994.-297 с.
  96. Музыка из бывшего СССР. (Сб. статей). Вып. 2. М.: Композитор, 1996.-336 с.
  97. Музыкальное исполнительство и наука. (Сб. статей). Вып. 3. М.: Музыка, 1978. — 245 с.
  98. Музыкальное искусство XX века: Творческий процесс. Художественные явления. Теоретические концепции. Вып. 2 // Научные труды МГК им. П. И. Чайковского. Сб. 9. М., 1995. — 172 с.
  99. Музыкальные культуры народов мира. Традиции и современность. -М., 1973.-С. 289−291.
  100. Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. — 254 с.
  101. Е.В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982.-319 с.
  102. Е.В. Русское в русской музыке // Сергиевские чтения-1: Сб. научн. тр. МГК им. П. И. Чайковского. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1993. — С. 7−14.
  103. Народная музыка СССР и современность. (Сб. статей). Л.: Музыка, 1982.- 185 с.
  104. И.В. Поэзия горя и гнева // Сов. музыка, 1982, № 7. С. 16−22.
  105. Е.Л. Педагогические условия освоения современной музыки в детских и молодежных хоровых коллективах. Дисс. на соиск. уч. степени канд. пед. наук.- (Город), 1978.- (Количество страниц).
  106. Е.Л. Пространственные аспекты гармонии в советской музыке фольклорного направления (60−70-е годы) // Пространство и время в музыке (Сб. трудов). Вып. 121. М., 1991. — С. 117−131.
  107. Никольская-Береговская К. Ф. Русская вокально-хоровая школа XIX -XX веков. Методическое пособие.- М.: «Языки русской культуры», 1998.- 192 с.
  108. О музыке и музыкантах. М.: Мистикос Логинов, 1994. — 438 с.
  109. Г. В. Отечественная хоровая // Сов. музыка.- 1990, № 9. С. 33−39.
  110. А.В. Хоровое творчество Р.С. Леденёва. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1997. -52 с.
  111. Ю.И. Возрождение духовной традиции. Литургические мотивы в современной русской советской музыке // Сов. музыка.- 1989, № 12.-С. 32−38.
  112. Ю.И. О ладовом своеобразии «Свадебки» Стравинского // И. Ф. Стравинский. Статьи и материалы. М.: Сов. композитор, 1973. — С. 214−249.
  113. Ю.И. Современная русская хоровая музыка (1945−1980). Очерки истории и теории. М.: Сов. композитор, 1991.-280 с.
  114. Памяти Александра Васильевича Свешникова. Статьи. Воспоминания / Сост. С. Калинин. М.: Музыка, 1998. — 328 с.
  115. Т.В. Вокально-хоровая подготовка будущих учителей музыки в условиях группового обучения на музыкально-педагогическом факультете.-Дисс. канд. пед.наук.- М., 1993, — 196с.
  116. Т.В. Основы русской народной музыки. М.: Музыка, 1977. -224 с.
  117. Произведения композиторов XX века: Вопросы интерпретации. Научные труды МГК им. П. И. Чайковского. Сб. статей. Вып. 13. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1996. — 62 с.
  118. В.В. Музыка русской литургии. Проблема цикличности: Исследование. М.: Композитор, 1999. — 200 с.
  119. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие: для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д. К. Кирнарская, Н. И. Киященко, К. В. Тарасова и др.- Под ред. Г. М. Цыпина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 368 с.
  120. Раабен J1.H. Новое в советской музыке 70-х годов // Современные проблемы советской музыки. Сб. статей. J1.: Сов. композитор, 1983. -С. 5−37.
  121. Рожновский В .В. PROTO.INTRA.META.JlH4Hbie заметки о композиторском творчестве // Музыкальная жизнь- 1993, № 2. С. 4247.
  122. C.JI. О Мышлении и путях его исследования.— М.: Изд-во АН СССР, 1958.- 147 с.
  123. Е.А. Об анализе содержания музыкального произведения // Критика и музыкознание: Сб. ст. Вып. 3. J1.: Музыка, 1987. — С. 69−96.
  124. Е.А. Юрий Фалик: Монографический очерк. Л.: Сов. композитор, 1981. — 104 с.
  125. С.В. Ассоциация современной музыки: второй опыт на русской почве. Музыка XX века. Московский форум: Материалы международных конференций // Научные труды МГК им. П. И. Чайковского. Сб. 25. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1999. — С. 45−52.
  126. С.В. Естественность творческой эволюции (О двух концертах Р. Леденёва) // Музыка России. Вып. 4. М., 1984.—С.32−43.
  127. С.В. Интерпретация идей авангарда в послевоенной советской музыке. Музыка XX века. Московский форум: Материалы международных конференций // Научные труды МГК им. П. И. Чайковского. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1999. — С. 33−38.
  128. С.В. О творчестве Романа Леденёва // Музыка и современность. Сб. ст. Вып. 10. М.: Музыка, 1976. — С. 33−51.
  129. А.Я. Николай Каретников. Выбор судьбы: Исследование. -Ростов-на-Дону: ЗАО Книга, 1997. 368 с.
  130. Е.Н. Творчество Романа Леденёва // Композиторы Российской Федерации: Сб. статей. Вып. 5. М.: Композитор, 1994. — С. 321−366.
  131. В.Г. Дирижер, педагог, композитор. — М.: Музыка, 1988.127 с.
  132. А.Н. Музыка как вид искусства. М.: Музыка, 1970. — 192 с.
  133. Т.Н. Помышление о свете незаходимом: о творчестве Юрия Буцко // Музыка из бывшего СССР. (Сб. статей). Вып. 2. — М.: Композитор, 1996. — С. 8−40.
  134. А.Р. Особенности фактуры в произведениях для хора без сопровождения Р. Щедрина: Дисс.. канд. иск. Ташкент: Ташкентская гос. консерватория им. Амрафи, 1980. — 178 с.
  135. Ю.Н. Гармония. Теоретический курс. М.: Музыка, 1988. -511 с.
  136. Ю.Н. Как петь новую музыку XX века // Воспитание музыкального слуха. Научные труды МГК им. П. И. Чайковского. М.: Музыка, 1985.-С. 59−85.
  137. Ю.Н. Музыка России: между AVANT и RETRO. Музыка XX века. Московский форум: Материалы международных конференций // Научные труды МГК им. П. И. Чайковского. Сб. 25. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1999.-С. 12−33.
  138. Ю.Н. Симметричные лады в системе Яворского и Мессиана // Музыка и современность. (Сб. статей). Вып. 7. М.: Музыка, 1971.- С. 247−293.
  139. Ю.Н., Ценова B.C. Эдисон Денисов. М.: Композитор, 1993. -312 с.
  140. В.Н. К теории стиля в музыке: нерешенное, решаемое, неразрешимое // Музыкальная академия, 1995, № 3. С. 165−168.
  141. В.Н. Лабиринты творчества Р.С. Леденёва // Музыка из бывшего СССР. (Сб. статей). Вып. 1. М.: Композитор, 1994. — С. 139 154.
  142. В.Н. Музыка как вид искусства. Учебное пособие. Спб.: Лань, 2000. — 320 с.
  143. В.Н. Музыкальное содержание: зов культуры — наука — педагогика // Музыкальная академия.- 2001, № 2. С. 34−41.
  144. В.Н. Об одном принципе хроматики в музыке XX века // Проблемы музыкальной науки. Вып. 2. М.: Сов. композитор, 1973. — С. 331−344.
  145. В.Н. О системе мелодических приемов завершения формы у Стравинского // И. Ф. Стравинский. Статьи и материалы. М.: Сов. композитор, 1973. — С. 322−346.
  146. В.Н. Параметр экспрессии в музыкальном языке Софии Губайдулиной // Музыка XX века. Московский форум: Материалы международных конференций. Научные труды МГК им. П.И.
  147. . Сб. 25. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1999. — С. 153 160.
  148. В.Н. Путь по центру. Композитор Родион Щедрин. М.: Композитор, 2000. — 310 с.
  149. В.Н. София Губайдулина. Монографическое исследование. Интервью С. А. Губайдулиной / Э. Рестаньо. М.: Композитор, 1996. -360 с.
  150. В.Н., Холопов Ю. Н. Антон Веберн. М.: Сов. композитор, 1984.-319 с.
  151. В.Н., Чигарёва Е. А. Альфред Шнитке. М.: Сов. композитор, 1990. — 348 с.
  152. Л. Из наблюдений над творчеством композиторов «новой фольклорной волны» // Проблемы музыкальной науки. Вып. 1. М.: Сов. композитор, 1972. — С. 198−218.
  153. В.А. Анализ музыкальных произведений. Вариационная форма. М.: Музыка, 1987 — 238 с.
  154. B.C. Музыка из бывшего СССР // Музыка XX века. Московский форум: Материалы международных конференций / Научные труды МГК им. П. И. Чайковского. Сб. 25- М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1999. С. 38−45.
  155. B.C. Числовые тайны музыки Софии Губайдулиной: Монографическое исследование. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2000. — 200 с.
  156. Г. М. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика. СПб.: Алетейя, 2001. — 320 с.
  157. Е.А. Два полюса в творчестве Альфреда Шнитке // Музыка XX века. Московский форум: Материалы международных конференций / Научные труды МГК им. П. И. Чайковского. Сб. 25. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1999. — С. 142−148.
  158. Н.Г. Современность как традиция // Музыкальная академия.-1997, № 2. С. 3−15.
  159. В.Ф. У истоков искусства.- М.: Искусство, 1971.- 200 с.
  160. В.А. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций: Опыт исследования проблемы. — М.: Флинта, 1999.- 88 с.
  161. JI.B. Музыкальное искусство как учебный предмет в начальной школе (в системе развивающего обучения): Дисс. на соиск. уч. степени д. пед. наук.- М., 1999.- 348 с.
  162. А.Г. Навстречу слушателю // Сов. музыка.- 1962, № 1. С. 1624.
  163. А.Г. Полистилистические тенденции в современной музыке // Холопова В. Н., Чигарёва Е. А. Альфред Шнитке. М.: Сов. композитор, 1990.-С. 327−331.
  164. Fiinfzig sowjetische Komponisten. Der Gegenvart. Fakten und Reflexionen. Eine Documentation von H. Gerlach. Leipzig-Dresden: Edition Peters, 1984.-571 S.
  165. Sowjetische Musik im Licht der Perestroika. Laaber, 1990. — s.324−325.
Заполнить форму текущей работой