Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие методов природоохранного регулирования на территории Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В Российской Федерации более 15 лет используется система методов экологического регулирования, которая сочетает административные и экономические методы Опыт использования этих методов продемонстрировал низкую эффективность и необходимость совершенствования системы применяемых методов. Ставки налогов и сборов, платежей за природные ресурсы и негативное воздействие не соответствуют экономически… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Проблемы управления окружающей средой в России и за рубежом
    • 1. 1. Анализ изменения состояния окружающей среды в Российской Федерации
    • 1. 2. Анализ методов природоохранного регулирования в странах ОЭСР и оценка влияния экологических факторов на социально-экономическое развитие страны
  • Выводы по главе 1
  • 2. Методическое обеспечения целесообразности освоения методов природоохранного регулирования на территории РФ
    • 2. 1. Модель группировки стран по эффективности применения методов природоохранного регулирования
    • 2. 2. Модель для формирования вариантов сочетания мер экологического регулирования при заданном уровне страпового риска с учетом эколого-экономического развития Российской Федерации
  • Выводы по главе 2

3. Апробация модели группировки стран по эффективности применения методов природоохранного регулирования и оптимизационной модели для формирования вариантов сочетания мер экологического регулирования при заданном уровне риска с учетом эколого-экономического развития Российской Федерации.

3.1. Практический анализ, выбор критериев экологического регулирования и группировка стран методом квадратной матрицы.

3.2. Проведение расчетов для формирования оптимального варианта сочетания мер экологического регулирования при заданном уровне риска с учетом эколого-экономического развития Российской Федерации.

Развитие методов природоохранного регулирования на территории Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время в мировом хозяйстве происходит увеличение объемов производства, усиление негативного воздействия на окружающую среду, сокращение запасов природных ресурсов, что создает угрозу экологической безопасности стран и регионов препятствует их устойчивому социально-экономическому развитию, соблюдению принципа права человека на благоприятную окружающую среду, платности природопользования и возмещение вреда. Аналогичные процессы происходят и в России, что связанно с интенсивным экономическим развитием. По данным Министерства экономического развития темпы роста экономики страны составляют 7−8% ежегодно[129].

В Российской Федерации более 15 лет используется система методов экологического регулирования, которая сочетает административные и экономические методы[69,68,105,137,152] Опыт использования этих методов продемонстрировал низкую эффективность и необходимость совершенствования системы применяемых методов. Ставки налогов и сборов, платежей за природные ресурсы и негативное воздействие не соответствуют экономически обоснованному уровню. Необходимость государственного вмешательства в экологическую политику возникает в том случае, когда фактический уровень качества окружающей среды не является приемлемым для общества, а рынок не обеспечивает достаточных стимулов для улучшения ситуации. В разделе 1.1 диссертационного исследования представлены доказательства того, что система природоохранного регулирования Российской Федерации является классическим примером такой ситуации. В распоряжении правительства есть множество различных инструментов для того, чтобы воздействовать на поведение как производителей, так и потребителей. Системы методов экологического регулирования в разных странах формировались под воздействием исторических, политических, социальных и многих других факторов. Анализ мирового опыта позволяет провести типологию методов и дать им краткую характеристику. В развитых странах преобладает точка зрения о выгодности природоохранной и ресурсосберегающей деятельности для человека, общества и государства, в Российской Федерации сложился стереотип отношения к экологии, как к «лишним затратам» и, как следствие, говорить о применении каких-либо добровольных методов природоохранного регулирования не приходится, хотя есть и положительные исключения. Например, некоторые крупнейшие российские ресурсоемкие производственные предприятия, ориентированные на внешний рынок используют такие методы, как экологическая стандартизация (Стандарты серий ISO 14 000 и ISO 18 000), экологическое страхование с целью получения конкурентных преимуществ на мировых рынках сбыта. Задача правительства и российского общества в целом на данном этапе — своевременно создать действующие рычаги для совершенствования и оптимального функционирования системы природоохранного регулирования на территории Российской Федерации в будущем.

Все сказанное подтверждает необходимость использования Российской Федерацией опыта развитых стран ОЭСР в решении задач охраны окружающей среды. Удельные показатели ВВП России по сравнению с соответствующими показателями стран ОЭСР свидетельствуют о наличие существенного потенциала роста ВВП за счет применения механизмов экологического регулирования. По ряду показателей (ресурсоемкость, энергоемкость, удельное негативное воздействие на окружающую среду в промышленности) паша страна отстает от аналогичных показателей стран ОЭСР на 15−25 лет. По оценкам экспертов, применение природоохранного регулирования оказывает стимулирующее воздействие на обновление основных фондов в промышленности, формирует самостоятельный субсектор в услугах, влияет на показатели домашних хозяйств. Доля такого «экологического бизнеса» в ВВП стран ЕС может достигать 10 и более процентов. Система природоохранного регулирования, установленная Федеральным законом «Об охране окружающей среды» содержит описание потенциальных механизмов регулирования, по принципу своего действия, похожих на механизмы, применяемые в странах ОЭСР. Вместе с тем отсутствие определенной экологической политики не дает возможности фактического применения заявленным механизмам и приводит к ситуациям, когда экологические требования (нормирование, экспертиза и др.) рассматриваются в качестве дополнительных издержек, затрудняющих рост промышленного производства и оказания услуг. Распространение такого заблуждения может привести к утрате системой государственного управления регулирующих позитивных функций, и потерей эффективных факторов управления ростом ВВП. Для преодоления негативных эколого-экономических тенденций необходимо детальное исследование опыта управления охраной окружающей среды в странах ОЭСР. Это позволит провести, в дальнейшем, научно-методическое обоснование использования в российских условиях международно-признанных методов регулирования загрязнения окружающей среды.

Актуальность диссертационного исследования заключается в необходимости преодоления негативных тенденций современного природопользования на базе создания систем устойчивого эколого-экономического управления.

Цель диссертационного исследования состоит в развитии методов природоохранного регулирования на территории Российской Федерации для снижения потерь, ущербов и энергопотребления.

В соответствии с данной целью были определены следующие основные задачи диссертационного исследования:

• провести анализ изменения состояния окружающей среды в Российской Федерации;

• провести анализ эколого-ориентированных методов и механизмов, действующих на территории России;

• провести анализ и систематизацию методов природоохранного регулирования, действующих в странах Организации Экономического Сотрудничества и Развития;

• сформировать систему производных показателей на базе статистической информации отечественных и международных организаций;

• разработать и апробировать модель группировки стран по эффективности применения методов природоохранного регулирования;

• разработать и апробировать модель для определения вариантов сочетания мер экологического управления при заданном уровне странового риска, с учетом эколого-экономичсских сценариев развития Российской Федерации;

• сформулировать рекомендации по приоритету освоения методов природоохранного регулирования.

Объектом исследования является регулирование процесса изменения состояния окружающей среды на территории Российской Федерации.

Предметом исследования являются методы экологического управления в России для сокращения истощения природных ресурсов и ущербов, причиняемых окружающей среде.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили фундаментальные научные труды российских и зарубежных ученых в области экономики природопользования и устойчивого регионального развития, системной динамики и моделирования, экономической оценки состояния окружающей среды. Среди современных работ в области системной динамики и моделирования можно отметить работы зарубежных и отечественных ученых, таких как Д. Ф. Форрестер, Н. Робергс, Донелла и Деннис Медоузы, Д. Ф. Андерсен, П. М. Сенж, А. Г. Гранберг, В. С. Дадаян.

С точки зрения применения информационно-системных методов к изучению эколого-экономических процессов важно особенно отметить труды.

С.Н.Бобылева, А. А. Голуба, А. Л. Новоселова, Е. Б. Струковой, Н. П. Тихомирова, М. Я. Лемешева, Н. Ф. Реймерса, Н. В. Чепурных. В области экологических исследований, из зарубежных авторов хотелось выделить доклады Н. Стерна, и из отечественных авторов В.И.Данилов-Данильяна, К. С. Лосева.

Информационную базу исследования составили публикации в периодической печати, доклады, обзоры, статистическая и аналитическая информация Госкомстата, Евростата, Организации Экономического Сотрудничества и Развития, исследовательских организаций, группы Всемирного Банка и Организации Объединенных Наций в области экологического регулирования, Международной Финансовой Корпорации, Глобального Экологического Фонда, Европейского Банка Реконструкции и Развития. Использовались законодательные и нормативные акты РФ, приказы, инструкции и распоряжения Центрального Банка, Минэкономразвития и других федеральных органовматериалы научных и практических конференций.

Научная новизна и вклад автора в проведение исследования заключается в следующем:

• С целью проведения межстрановых сравнений был разработан эколого-экономический критерий — коэффициент экологичности, учитывающий истощение лесных, энергетических, минеральных ресурсов, ущербы от выброса диоксида углерода, твердых частиц и изменение валового внутреннего продукта.

• На основе метода квадратной матрицы связей произведена типология стран Организации экономического сотрудничества и развития по эффективности методов природоохранного регулирования, оцениваемой с использованием трех показателей: коэффициента экологичности, отношение энергопотребления на один рубль валового внутреннего продукта, отношение суммы потерь и ущербов, причиняемых окружающей среде к ВВП.

• Разработана оптимизационная модель сочетания механизмов экологического регулирования на базе критерия минимизации рисков при реализации эколого-экономических сценариев развития Российской Федерации основанных на достижении заданного уровня коэффициента экологичности, снижения ущербов, причиняемых окружающей среде, потерь и энергопотребления по отношению к ВВП.

• На основе результатов расчетов оптимизационной модели были сформулированы практические рекомендации по введению специальных экологических платежей и переходу к прямому налогообложению для основных видов природных ресурсов. Предлагается аккумулировать экологические платежи и сборы в целевых природоохранных фондах.

Практическая и теоретическая значимость диссертационного исследования Теоретическая ценность диссертации состоит в том, что содержащиеся в ней оценки существенно расширяют арсенал методов государственного регулирования природоохранной деятельностью на территории Российской Федерации. Практическая значимость работы заключается в том, что на основе разработанных прикладных экономических исследований «Оценка влияния экологического фактора на динамику ВВП» и «Расчетное обоснование влияния экологического фактора на динамику ВВП» по заказу Департамента имущественных и земельных отношений экономики природопользования, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации диссертантом были сформулированы предложения, которые позволили обеспечить подготовку регламентов, направленных на повышение энергетической и экологической эффективности в таких отраслях народного хозяйства как черная и цветная металлургия, электроэнергетика, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство и транспорт.

Апробация результатов исследования. Разработан комплекс программ, позволяющий провести расчеты по моделям и продемонстрировать их работоспособность. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались на VII Международной конференции молодых ученых «Региональная наука» (Москва 2006), на VIII Международной конференции молодых ученых «Региональная наука» (Москва 2007г) и на XII Международной Научно-Практической Конференции «Актуальные вопросы развития инновационной деятельности» (Симферополь 2007). Материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе по курсам «Экономика природопользования», «Система экологического менеджмента».

Публикации автора. По теме диссертации опубликованы 4 научные работы общим объемом 1,6 п. л., в которых отражены основные теоретические положения и практические рекомендации автора.

1. A.B. Горновая, И. Ю. Огнев. Анализ методов природоохранного регулирования в странах ОЭСР // VII Международная конференция.

— —-молодых~ученых-«Региональная-наука»" ~Мг СОПС,~2006 — 0,4 п: л. лично — 0,2п.л.).

2. A.B. Горновая, И. Ю. Огнев. Административно-экономический механизм управления состоянием окружающей среды в странах ОЭСР // XII Международная Научно-Практическая Конференция «Актуальные вопросы развития инновационной деятельности» -Симферополь: Минэконом. АРК, 2007;0,2 п.л. (лично — 0,1 п.л.).

3. A.B. Горновая. Оценка влияния рисков странового уровня и синергетический эффект от сочетания мер экологического регулирования при ограниченном объеме инвестиций // VIII Международная конференция молодых ученых «Региональная наука» -М: СОПС, 2007 -0,4 п.л.

4. A.B. Горновая. Совершенствование системы природоохранного регулирования на территории Российской Федерации // «Вестник университета» (Государственный Университет Управления)№ 10 — М: ГУУ, 2008 — 0,9 п.л. (издание рекомендованное ВАК).

Основные выводы и предложения, полученные автором в ходе диссертационного исследования и имеющие определенные теоретическое и практическое значение:

• Разработан эколого-экономический показатель — коэффициент экологичности, благодаря которому появилась возможность проводить межстрановые сравнения и оценивать эффективность, применяемых методов экологического регулирования на макроэкономическом уровне;

• Сформирована экономико-математическая модель, которая позволяет провести типологию стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития, по эффективности методов природоохранного регулирования оцениваемой по выбранным трем производным показателям. Расчеты по предложенной модели проводились с помощью метода квадратной матрицы связей, что позволило использовать одновременно три критерия при группировке стран по степени близости значений этих критериев;

• Разработана оптимизационная модель для вариантов сочетания мер экологического регулирования. Критерием оптимизации является минимизация риска при реализации методов природоохранного регулирования с учетом эколого-экономических сценариев развития Российской Федерации, т. е. достижение заданного уровня коэффициента экологичности, ущерба/ВВП и энергопотребление/ВВП.

• На основе полученных результатов расчета модели были сформулированы практические рекомендации по введению специальных экологических налогов, по переходу к прямому природо-ресурсному налогообложению, также предлагается аккумулировать экологические налоги и сборы в целевых природоохранных фондах, увеличить объем финансирования и субсидирования в сферах проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, экологического образования, сохранения биологического разнообразия.

В диссертационном исследовании обоснована возможность преодоления негативных тенденций современного природопользования на основе совершенствования системы устойчивого эколого-экономического управления.

Заключение

.

Сегодня, в XXI веке, стало очевидным, что опасно обострившийся конфликт между деятельностью человека и возможностями природы привел к критическому состоянию окружающей природной среды. Это актуально для России, так же, как и для многих стран мира. Но в нашей стране социально-экономические проблемы экологии имеют свои особенности. Во-первых, в том, что падение производства в постперестроечное время лишь отчасти снизило антропогенную и техногенную нагрузку на экосистемы. Во-вторых, приобрели в ряде случаев, из-за ослабления экоконтроля и возможностей экомониторинга, латентный характер. В-третьих, необходимость выхода экономики из кризисного состояния на устойчивый рост, отодвигает решение экологических задач на второй план.

В Российской Федерации уже более 15 лет используется система методов экологического регулирования, которая сочетает административные экономические методы.

Система природоохранного регулирования в Российской Федерации включает следующие элементы:

1. налоги, сборы, платежи за пользование природными ресурсами: налог на добычу полезных ископаемых (Глава 26 Налогового кодекса Российской Федерации)[87]- система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (Глава 26.4 Налогового кодекса Российской Федерации)[87]- разовые платежи за пользование недрами при наступлении событий, оговоренных в лицензии (бонусы) — регулярные платежи за пользование недрамиплата за геологическую информацию о недрахсбор за участие в конкурсе (аукционе) — сбор за выдачу лицензий (ст. 39 Федерального закона Российской Федерации «О недрах»)[43]- платежи за пользование лесным фондом (ст. 103 Лесного Кодекса РФ)[64]- сборы за пользование объектами живого мира и водных биологических ресурсов, водный налог (Глава 25.2.

Налогового кодекса Российской Федерации «Водный налог») земельный налог (Глава 31 Налогового кодекса Российской Федерации «Земельный налог»)[86,87].

2. плата за загрязнение окружающей природной среды (сбросы, выбросы загрязняющих веществ размещение отходов, другие виды вредного воздействия на окружающую среду) (ст. 16 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды от 10.01.2002)[137].

Опыт использования этих методов продемонстрировал низкую эффективность и необходимость совершенствования системы применяемых методов. С этой целью в диссертационном исследовании был проведен глубокий макроэкономический анализ методов применяемых в зарубежных странах, в частности в странах входящих в состав международной Организации экономического сотрудничества и развития. Разработаны эколого-экономические модели, а именно модель группировки стран по эффективности применения методов природоохранного регулирования и оптимизационная модель для вариантов сочетания мер экологического регулирования при заданном уровне риска с учетом эколого-экономического развития страны. Сформированы базы данных по информационному обеспечению моделей. Создано программное обеспечение, проведены расчеты, оценены результаты и даны практические рекомендации о возможности использования методов природоохранного регулирования территории РФ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т. Исляев P.A. Проект концепции перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития. М., 1994.
  2. И.Л. Математическое программирование в примерах и задачах. М., 1993.
  3. С.М. Экология, экономика, социум: состояние, тенденции, перспективы: монография / С. М. Алексеев, И. А. Сосунова, Д. А. Борискин. -М.: НИА-Природа, РЭФИА, 2002.
  4. Д.Л., Полушкина Г. К., Пучкина Т. А. Целевой подход в управлении ресурсным потенциалом социальной сферы региона. Межрегиональная система согласования макропропорций социально-экономического развития М.: ЦЭМИ АН, 1990.
  5. Ансофф И. Стратегическое управление
  6. A.A. Политика России в области природопользования и охраны окружающей среды в свете вступления во Всемирную Торговую Организацию: монография / A.A. Арбатов, Л. А. Тропко, A.B. Мухин. -М.: Геоинформмарк, 2001.
  7. Ю.М., Данилов-Данильян В.И. и др. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать? Учебное пособие М.: МНЭПУ, 1997.
  8. В.А. Основы математического программирования. Минск, 1985.
  9. А.Ю. Социальная экология: учебное пособие / А. Ю. Барковская, С. М. Дементьев. Волгоград: 2001.
  10. Бганба-Эридан В. Р. Экология. Экономика. Будущее: опыт группы специалистов Всемирного банка в решении экопроблем. Сухум: 2001.
  11. С.Д., Гурвич Ф. Р. Математические методы экспертных оценок М., 1982.
  12. С.Н. Воздействие изменения климата на сельское хозяйство и водные ресурсы России. //Климатические изменения взгляд из России М.: ТЕИС, 2003.
  13. С.Н. Экономика природопользования: / С. Н. Бобылев, А. Ш. Ходжаев. М.: ИНФРА-М- НФПК.
  14. ., Хуань К. Дж. Многомерные статистические методы экономики. М., 1979.
  15. JI.H., Смирнов Н. В. Таблицы математической статистики. -М.: Наука, 1983.
  16. В. И. Биосфера М., 1967 / Глухов В. В., Лисочкина Т. В., НекрасоваТ.П.
  17. В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М.: Наука 1987.
  18. Я.Д. Катастрофы и образование М.: Издательство Эдиториал УРСС 1999.
  19. Я. Д., Георгиевская Л. М. Основы экологии: Учебник / ГУ У -М. 2003.
  20. В.М., Шейнберг М. В. Состояние и перспективы развития и применения Управления проектами в России// Мир управления проектами. М., 1994.
  21. A.C. Методы решения обратных задач динамики. М.: Наука, 1986.
  22. В.А., Егоров В. А., Митрофанов В. Б., Пионтковский A.A. Решение одной задачи управления для глобальной динамической модели Форрестера. ИПМ АН СССР, 1974, № 56.
  23. Н.Л. Общая химия Л: Химия 1984.
  24. Глобальная экологическая перспектива. М.: ИнтерДиалект
  25. Глобальное потепление / Под ред. Дж. Лагетта. М.: Изд-во МГУ, 1993.
  26. Глобальные и региональные изменения климата и их природные и социально-экономические последствия. М.: ГЕОС, 2000.
  27. В.М., Михалевич B.C., Волкович B.JL, Доленко Г. А. К вопросу системной оптимизации в многокритериальных задачах линейного программирования. Кибернетика, 1982, № 3.
  28. A.A. Экономика природопользования: учебное пособие для студентов вузов / A.A. Голуб, Е. Б. Струкова. Аспект Пресс, 1995.
  29. Горелова B. JL, Мельникова E.H. Основы прогнозирования систем. М., 1986.
  30. В.Г., Орлов А. И., Гриценко A.A. Метод согласования кластеризованных ранжировок // Автоматика и телемеханика. 2000.
  31. В.Г. Физические и биологические основы устойчивости жизни М.: ВИНИТИ, 1995.
  32. O.A. Социально-экономические цели в комплексе межотраслевых моделей. Модели перспективных плановых расчетов народнохозяйственных связей. М.: ЦЭМИ АН, 1988.
  33. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации в 2003 году».
  34. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации в 2000 году».
  35. Граждане как партнеры. Руководство ОЭСР по информированию, консультациям и активному участию общества в разработке политического курса. Грембергер Марк Пер. с англ. публикации ОЭСР Издательство «Весь Мир» Москва 2002.
  36. А.Г. Динамические модели народного хозяйства. М.: Экономика, 1985.
  37. А.Г. Основы региональной экономики. М.: 1999.38
Заполнить форму текущей работой