Развитие методов природоохранного регулирования на территории Российской Федерации
В Российской Федерации более 15 лет используется система методов экологического регулирования, которая сочетает административные и экономические методы Опыт использования этих методов продемонстрировал низкую эффективность и необходимость совершенствования системы применяемых методов. Ставки налогов и сборов, платежей за природные ресурсы и негативное воздействие не соответствуют экономически… Читать ещё >
Содержание
- 1. Проблемы управления окружающей средой в России и за рубежом
- 1. 1. Анализ изменения состояния окружающей среды в Российской Федерации
- 1. 2. Анализ методов природоохранного регулирования в странах ОЭСР и оценка влияния экологических факторов на социально-экономическое развитие страны
- Выводы по главе 1
- 2. Методическое обеспечения целесообразности освоения методов природоохранного регулирования на территории РФ
- 2. 1. Модель группировки стран по эффективности применения методов природоохранного регулирования
- 2. 2. Модель для формирования вариантов сочетания мер экологического регулирования при заданном уровне страпового риска с учетом эколого-экономического развития Российской Федерации
- Выводы по главе 2
3. Апробация модели группировки стран по эффективности применения методов природоохранного регулирования и оптимизационной модели для формирования вариантов сочетания мер экологического регулирования при заданном уровне риска с учетом эколого-экономического развития Российской Федерации.
3.1. Практический анализ, выбор критериев экологического регулирования и группировка стран методом квадратной матрицы.
3.2. Проведение расчетов для формирования оптимального варианта сочетания мер экологического регулирования при заданном уровне риска с учетом эколого-экономического развития Российской Федерации.
Развитие методов природоохранного регулирования на территории Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В настоящее время в мировом хозяйстве происходит увеличение объемов производства, усиление негативного воздействия на окружающую среду, сокращение запасов природных ресурсов, что создает угрозу экологической безопасности стран и регионов препятствует их устойчивому социально-экономическому развитию, соблюдению принципа права человека на благоприятную окружающую среду, платности природопользования и возмещение вреда. Аналогичные процессы происходят и в России, что связанно с интенсивным экономическим развитием. По данным Министерства экономического развития темпы роста экономики страны составляют 7−8% ежегодно[129].
В Российской Федерации более 15 лет используется система методов экологического регулирования, которая сочетает административные и экономические методы[69,68,105,137,152] Опыт использования этих методов продемонстрировал низкую эффективность и необходимость совершенствования системы применяемых методов. Ставки налогов и сборов, платежей за природные ресурсы и негативное воздействие не соответствуют экономически обоснованному уровню. Необходимость государственного вмешательства в экологическую политику возникает в том случае, когда фактический уровень качества окружающей среды не является приемлемым для общества, а рынок не обеспечивает достаточных стимулов для улучшения ситуации. В разделе 1.1 диссертационного исследования представлены доказательства того, что система природоохранного регулирования Российской Федерации является классическим примером такой ситуации. В распоряжении правительства есть множество различных инструментов для того, чтобы воздействовать на поведение как производителей, так и потребителей. Системы методов экологического регулирования в разных странах формировались под воздействием исторических, политических, социальных и многих других факторов. Анализ мирового опыта позволяет провести типологию методов и дать им краткую характеристику. В развитых странах преобладает точка зрения о выгодности природоохранной и ресурсосберегающей деятельности для человека, общества и государства, в Российской Федерации сложился стереотип отношения к экологии, как к «лишним затратам» и, как следствие, говорить о применении каких-либо добровольных методов природоохранного регулирования не приходится, хотя есть и положительные исключения. Например, некоторые крупнейшие российские ресурсоемкие производственные предприятия, ориентированные на внешний рынок используют такие методы, как экологическая стандартизация (Стандарты серий ISO 14 000 и ISO 18 000), экологическое страхование с целью получения конкурентных преимуществ на мировых рынках сбыта. Задача правительства и российского общества в целом на данном этапе — своевременно создать действующие рычаги для совершенствования и оптимального функционирования системы природоохранного регулирования на территории Российской Федерации в будущем.
Все сказанное подтверждает необходимость использования Российской Федерацией опыта развитых стран ОЭСР в решении задач охраны окружающей среды. Удельные показатели ВВП России по сравнению с соответствующими показателями стран ОЭСР свидетельствуют о наличие существенного потенциала роста ВВП за счет применения механизмов экологического регулирования. По ряду показателей (ресурсоемкость, энергоемкость, удельное негативное воздействие на окружающую среду в промышленности) паша страна отстает от аналогичных показателей стран ОЭСР на 15−25 лет. По оценкам экспертов, применение природоохранного регулирования оказывает стимулирующее воздействие на обновление основных фондов в промышленности, формирует самостоятельный субсектор в услугах, влияет на показатели домашних хозяйств. Доля такого «экологического бизнеса» в ВВП стран ЕС может достигать 10 и более процентов. Система природоохранного регулирования, установленная Федеральным законом «Об охране окружающей среды» содержит описание потенциальных механизмов регулирования, по принципу своего действия, похожих на механизмы, применяемые в странах ОЭСР. Вместе с тем отсутствие определенной экологической политики не дает возможности фактического применения заявленным механизмам и приводит к ситуациям, когда экологические требования (нормирование, экспертиза и др.) рассматриваются в качестве дополнительных издержек, затрудняющих рост промышленного производства и оказания услуг. Распространение такого заблуждения может привести к утрате системой государственного управления регулирующих позитивных функций, и потерей эффективных факторов управления ростом ВВП. Для преодоления негативных эколого-экономических тенденций необходимо детальное исследование опыта управления охраной окружающей среды в странах ОЭСР. Это позволит провести, в дальнейшем, научно-методическое обоснование использования в российских условиях международно-признанных методов регулирования загрязнения окружающей среды.
Актуальность диссертационного исследования заключается в необходимости преодоления негативных тенденций современного природопользования на базе создания систем устойчивого эколого-экономического управления.
Цель диссертационного исследования состоит в развитии методов природоохранного регулирования на территории Российской Федерации для снижения потерь, ущербов и энергопотребления.
В соответствии с данной целью были определены следующие основные задачи диссертационного исследования:
• провести анализ изменения состояния окружающей среды в Российской Федерации;
• провести анализ эколого-ориентированных методов и механизмов, действующих на территории России;
• провести анализ и систематизацию методов природоохранного регулирования, действующих в странах Организации Экономического Сотрудничества и Развития;
• сформировать систему производных показателей на базе статистической информации отечественных и международных организаций;
• разработать и апробировать модель группировки стран по эффективности применения методов природоохранного регулирования;
• разработать и апробировать модель для определения вариантов сочетания мер экологического управления при заданном уровне странового риска, с учетом эколого-экономичсских сценариев развития Российской Федерации;
• сформулировать рекомендации по приоритету освоения методов природоохранного регулирования.
Объектом исследования является регулирование процесса изменения состояния окружающей среды на территории Российской Федерации.
Предметом исследования являются методы экологического управления в России для сокращения истощения природных ресурсов и ущербов, причиняемых окружающей среде.
Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили фундаментальные научные труды российских и зарубежных ученых в области экономики природопользования и устойчивого регионального развития, системной динамики и моделирования, экономической оценки состояния окружающей среды. Среди современных работ в области системной динамики и моделирования можно отметить работы зарубежных и отечественных ученых, таких как Д. Ф. Форрестер, Н. Робергс, Донелла и Деннис Медоузы, Д. Ф. Андерсен, П. М. Сенж, А. Г. Гранберг, В. С. Дадаян.
С точки зрения применения информационно-системных методов к изучению эколого-экономических процессов важно особенно отметить труды.
С.Н.Бобылева, А. А. Голуба, А. Л. Новоселова, Е. Б. Струковой, Н. П. Тихомирова, М. Я. Лемешева, Н. Ф. Реймерса, Н. В. Чепурных. В области экологических исследований, из зарубежных авторов хотелось выделить доклады Н. Стерна, и из отечественных авторов В.И.Данилов-Данильяна, К. С. Лосева.
Информационную базу исследования составили публикации в периодической печати, доклады, обзоры, статистическая и аналитическая информация Госкомстата, Евростата, Организации Экономического Сотрудничества и Развития, исследовательских организаций, группы Всемирного Банка и Организации Объединенных Наций в области экологического регулирования, Международной Финансовой Корпорации, Глобального Экологического Фонда, Европейского Банка Реконструкции и Развития. Использовались законодательные и нормативные акты РФ, приказы, инструкции и распоряжения Центрального Банка, Минэкономразвития и других федеральных органовматериалы научных и практических конференций.
Научная новизна и вклад автора в проведение исследования заключается в следующем:
• С целью проведения межстрановых сравнений был разработан эколого-экономический критерий — коэффициент экологичности, учитывающий истощение лесных, энергетических, минеральных ресурсов, ущербы от выброса диоксида углерода, твердых частиц и изменение валового внутреннего продукта.
• На основе метода квадратной матрицы связей произведена типология стран Организации экономического сотрудничества и развития по эффективности методов природоохранного регулирования, оцениваемой с использованием трех показателей: коэффициента экологичности, отношение энергопотребления на один рубль валового внутреннего продукта, отношение суммы потерь и ущербов, причиняемых окружающей среде к ВВП.
• Разработана оптимизационная модель сочетания механизмов экологического регулирования на базе критерия минимизации рисков при реализации эколого-экономических сценариев развития Российской Федерации основанных на достижении заданного уровня коэффициента экологичности, снижения ущербов, причиняемых окружающей среде, потерь и энергопотребления по отношению к ВВП.
• На основе результатов расчетов оптимизационной модели были сформулированы практические рекомендации по введению специальных экологических платежей и переходу к прямому налогообложению для основных видов природных ресурсов. Предлагается аккумулировать экологические платежи и сборы в целевых природоохранных фондах.
Практическая и теоретическая значимость диссертационного исследования Теоретическая ценность диссертации состоит в том, что содержащиеся в ней оценки существенно расширяют арсенал методов государственного регулирования природоохранной деятельностью на территории Российской Федерации. Практическая значимость работы заключается в том, что на основе разработанных прикладных экономических исследований «Оценка влияния экологического фактора на динамику ВВП» и «Расчетное обоснование влияния экологического фактора на динамику ВВП» по заказу Департамента имущественных и земельных отношений экономики природопользования, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации диссертантом были сформулированы предложения, которые позволили обеспечить подготовку регламентов, направленных на повышение энергетической и экологической эффективности в таких отраслях народного хозяйства как черная и цветная металлургия, электроэнергетика, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство и транспорт.
Апробация результатов исследования. Разработан комплекс программ, позволяющий провести расчеты по моделям и продемонстрировать их работоспособность. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались на VII Международной конференции молодых ученых «Региональная наука» (Москва 2006), на VIII Международной конференции молодых ученых «Региональная наука» (Москва 2007г) и на XII Международной Научно-Практической Конференции «Актуальные вопросы развития инновационной деятельности» (Симферополь 2007). Материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе по курсам «Экономика природопользования», «Система экологического менеджмента».
Публикации автора. По теме диссертации опубликованы 4 научные работы общим объемом 1,6 п. л., в которых отражены основные теоретические положения и практические рекомендации автора.
1. A.B. Горновая, И. Ю. Огнев. Анализ методов природоохранного регулирования в странах ОЭСР // VII Международная конференция.
— —-молодых~ученых-«Региональная-наука»" ~Мг СОПС,~2006 — 0,4 п: л. лично — 0,2п.л.).
2. A.B. Горновая, И. Ю. Огнев. Административно-экономический механизм управления состоянием окружающей среды в странах ОЭСР // XII Международная Научно-Практическая Конференция «Актуальные вопросы развития инновационной деятельности» -Симферополь: Минэконом. АРК, 2007;0,2 п.л. (лично — 0,1 п.л.).
3. A.B. Горновая. Оценка влияния рисков странового уровня и синергетический эффект от сочетания мер экологического регулирования при ограниченном объеме инвестиций // VIII Международная конференция молодых ученых «Региональная наука» -М: СОПС, 2007 -0,4 п.л.
4. A.B. Горновая. Совершенствование системы природоохранного регулирования на территории Российской Федерации // «Вестник университета» (Государственный Университет Управления)№ 10 — М: ГУУ, 2008 — 0,9 п.л. (издание рекомендованное ВАК).
Основные выводы и предложения, полученные автором в ходе диссертационного исследования и имеющие определенные теоретическое и практическое значение:
• Разработан эколого-экономический показатель — коэффициент экологичности, благодаря которому появилась возможность проводить межстрановые сравнения и оценивать эффективность, применяемых методов экологического регулирования на макроэкономическом уровне;
• Сформирована экономико-математическая модель, которая позволяет провести типологию стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития, по эффективности методов природоохранного регулирования оцениваемой по выбранным трем производным показателям. Расчеты по предложенной модели проводились с помощью метода квадратной матрицы связей, что позволило использовать одновременно три критерия при группировке стран по степени близости значений этих критериев;
• Разработана оптимизационная модель для вариантов сочетания мер экологического регулирования. Критерием оптимизации является минимизация риска при реализации методов природоохранного регулирования с учетом эколого-экономических сценариев развития Российской Федерации, т. е. достижение заданного уровня коэффициента экологичности, ущерба/ВВП и энергопотребление/ВВП.
• На основе полученных результатов расчета модели были сформулированы практические рекомендации по введению специальных экологических налогов, по переходу к прямому природо-ресурсному налогообложению, также предлагается аккумулировать экологические налоги и сборы в целевых природоохранных фондах, увеличить объем финансирования и субсидирования в сферах проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, экологического образования, сохранения биологического разнообразия.
В диссертационном исследовании обоснована возможность преодоления негативных тенденций современного природопользования на основе совершенствования системы устойчивого эколого-экономического управления.
Заключение
.
Сегодня, в XXI веке, стало очевидным, что опасно обострившийся конфликт между деятельностью человека и возможностями природы привел к критическому состоянию окружающей природной среды. Это актуально для России, так же, как и для многих стран мира. Но в нашей стране социально-экономические проблемы экологии имеют свои особенности. Во-первых, в том, что падение производства в постперестроечное время лишь отчасти снизило антропогенную и техногенную нагрузку на экосистемы. Во-вторых, приобрели в ряде случаев, из-за ослабления экоконтроля и возможностей экомониторинга, латентный характер. В-третьих, необходимость выхода экономики из кризисного состояния на устойчивый рост, отодвигает решение экологических задач на второй план.
В Российской Федерации уже более 15 лет используется система методов экологического регулирования, которая сочетает административные экономические методы.
Система природоохранного регулирования в Российской Федерации включает следующие элементы:
1. налоги, сборы, платежи за пользование природными ресурсами: налог на добычу полезных ископаемых (Глава 26 Налогового кодекса Российской Федерации)[87]- система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (Глава 26.4 Налогового кодекса Российской Федерации)[87]- разовые платежи за пользование недрами при наступлении событий, оговоренных в лицензии (бонусы) — регулярные платежи за пользование недрамиплата за геологическую информацию о недрахсбор за участие в конкурсе (аукционе) — сбор за выдачу лицензий (ст. 39 Федерального закона Российской Федерации «О недрах»)[43]- платежи за пользование лесным фондом (ст. 103 Лесного Кодекса РФ)[64]- сборы за пользование объектами живого мира и водных биологических ресурсов, водный налог (Глава 25.2.
Налогового кодекса Российской Федерации «Водный налог») земельный налог (Глава 31 Налогового кодекса Российской Федерации «Земельный налог»)[86,87].
2. плата за загрязнение окружающей природной среды (сбросы, выбросы загрязняющих веществ размещение отходов, другие виды вредного воздействия на окружающую среду) (ст. 16 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды от 10.01.2002)[137].
Опыт использования этих методов продемонстрировал низкую эффективность и необходимость совершенствования системы применяемых методов. С этой целью в диссертационном исследовании был проведен глубокий макроэкономический анализ методов применяемых в зарубежных странах, в частности в странах входящих в состав международной Организации экономического сотрудничества и развития. Разработаны эколого-экономические модели, а именно модель группировки стран по эффективности применения методов природоохранного регулирования и оптимизационная модель для вариантов сочетания мер экологического регулирования при заданном уровне риска с учетом эколого-экономического развития страны. Сформированы базы данных по информационному обеспечению моделей. Создано программное обеспечение, проведены расчеты, оценены результаты и даны практические рекомендации о возможности использования методов природоохранного регулирования территории РФ.
Список литературы
- Т. Исляев P.A. Проект концепции перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития. М., 1994.
- Акулич И.Л. Математическое программирование в примерах и задачах. М., 1993.
- Алексеев С.М. Экология, экономика, социум: состояние, тенденции, перспективы: монография / С. М. Алексеев, И. А. Сосунова, Д. А. Борискин. -М.: НИА-Природа, РЭФИА, 2002.
- Андрианов Д.Л., Полушкина Г. К., Пучкина Т. А. Целевой подход в управлении ресурсным потенциалом социальной сферы региона. Межрегиональная система согласования макропропорций социально-экономического развития М.: ЦЭМИ АН, 1990.
- Ансофф И. Стратегическое управление
- Арбатов A.A. Политика России в области природопользования и охраны окружающей среды в свете вступления во Всемирную Торговую Организацию: монография / A.A. Арбатов, Л. А. Тропко, A.B. Мухин. -М.: Геоинформмарк, 2001.
- Арский Ю.М., Данилов-Данильян В.И. и др. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать? Учебное пособие М.: МНЭПУ, 1997.
- Балашевич В.А. Основы математического программирования. Минск, 1985.
- Барковская А.Ю. Социальная экология: учебное пособие / А. Ю. Барковская, С. М. Дементьев. Волгоград: 2001.
- Бганба-Эридан В. Р. Экология. Экономика. Будущее: опыт группы специалистов Всемирного банка в решении экопроблем. Сухум: 2001.
- Бешелев С.Д., Гурвич Ф. Р. Математические методы экспертных оценок М., 1982.
- Бобылев С.Н. Воздействие изменения климата на сельское хозяйство и водные ресурсы России. //Климатические изменения взгляд из России М.: ТЕИС, 2003.
- Бобылев С.Н. Экономика природопользования: / С. Н. Бобылев, А. Ш. Ходжаев. М.: ИНФРА-М- НФПК.
- Болч Б., Хуань К. Дж. Многомерные статистические методы экономики. М., 1979.
- Большев JI.H., Смирнов Н. В. Таблицы математической статистики. -М.: Наука, 1983.
- Вернадский В. И. Биосфера М., 1967 / Глухов В. В., Лисочкина Т. В., НекрасоваТ.П.
- Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М.: Наука 1987.
- Вишняков Я.Д. Катастрофы и образование М.: Издательство Эдиториал УРСС 1999.
- Вишняков Я. Д., Георгиевская Л. М. Основы экологии: Учебник / ГУ У -М. 2003.
- Воропаев В.М., Шейнберг М. В. Состояние и перспективы развития и применения Управления проектами в России// Мир управления проектами. М., 1994.
- Галиуллин A.C. Методы решения обратных задач динамики. М.: Наука, 1986.
- Геловани В.А., Егоров В. А., Митрофанов В. Б., Пионтковский A.A. Решение одной задачи управления для глобальной динамической модели Форрестера. ИПМ АН СССР, 1974, № 56.
- Глинка Н.Л. Общая химия Л: Химия 1984.
- Глобальная экологическая перспектива. М.: ИнтерДиалект
- Глобальное потепление / Под ред. Дж. Лагетта. М.: Изд-во МГУ, 1993.
- Глобальные и региональные изменения климата и их природные и социально-экономические последствия. М.: ГЕОС, 2000.
- Глушков В.М., Михалевич B.C., Волкович B.JL, Доленко Г. А. К вопросу системной оптимизации в многокритериальных задачах линейного программирования. Кибернетика, 1982, № 3.
- Голуб A.A. Экономика природопользования: учебное пособие для студентов вузов / A.A. Голуб, Е. Б. Струкова. Аспект Пресс, 1995.
- Горелова B. JL, Мельникова E.H. Основы прогнозирования систем. М., 1986.
- Горский В.Г., Орлов А. И., Гриценко A.A. Метод согласования кластеризованных ранжировок // Автоматика и телемеханика. 2000.
- Горшков В.Г. Физические и биологические основы устойчивости жизни М.: ВИНИТИ, 1995.
- Горюшин O.A. Социально-экономические цели в комплексе межотраслевых моделей. Модели перспективных плановых расчетов народнохозяйственных связей. М.: ЦЭМИ АН, 1988.
- Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации в 2003 году».
- Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации в 2000 году».
- Граждане как партнеры. Руководство ОЭСР по информированию, консультациям и активному участию общества в разработке политического курса. Грембергер Марк Пер. с англ. публикации ОЭСР Издательство «Весь Мир» Москва 2002.
- Гранберг А.Г. Динамические модели народного хозяйства. М.: Экономика, 1985.
- Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. М.: 1999.38