Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Критический анализ богословского учения о добре и зле (на материалах русского православия)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако победа Великой Октябрьской социалистической революции и успехи социалистического строительства, повлекшие за собой переворот во всех областях общественной жизни, обусловили обращение православных моралистов именно к общественной деятельности человека. Пересмотрев свои социально-политические позиции, богословско-церковные круги обратились к социализации своей нравственной доктрины, ставя… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ТРАДИЦИОННЫЕ БОГОСЛОВСКИЕ ПРОСТАВЛЕНИЯ О ДОБРЕ И ЗЛЕ
    • I. Социально-философская характеристика традиционной концепции добра и зла
    • 2. Богословское учение о нормативных критериях добродетельного поведения христианина на пути преодоления зла
  • Глава II. СОВРЕМЕННАЯ БОГОСЛОВСКАЯ ДОКТРИНА ДОБРА И ЗЛА
    • I. Социально-исторические и религиозно-философские предпосылки модернизации православного учения о добре и зле
    • 2. Основные особенности и направления современной православной доктрины добра и зла

Критический анализ богословского учения о добре и зле (на материалах русского православия) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

т завершение коммунизма.

Коммунистическая партия руководит большой и сложной воспитательной работой, в том числе и по преодолению религиозных пережитков, которым еще подвержена часть населения нашей страны. Религиозное м1фовоззрение, пропагандой которого занимается богосло' вие, выступает идеологической оппозицией к мщювоззрению социалистического общества. Это верно и по отношению к нравственному учению русской православной церкви, критический анализ которого в полной мере обусловлен методологическим значением изучения путей преодоления религии в нашем обществе.

Особенности идеологической борьбы в современную эпоху обусловливают исключительную актуальность анализа проблем морали как неотъемлемой части идеологии советских трудящихся. Этот вопрос имеет и важное практическое значение в выполнении задач коммунистического строительства, поскольку успешно справиться с ними может лишь человек высоконравственный, преодолевший все пережитки прошлого, в том числе и религиозные.

На исключительную важность совершенствования идеологической работы в формировании коммунистического сознания трудящихся указывают материалы Июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС, где, в частности, отмечено:

1 Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.42, с. 5.

Мы ясно видим, какой серьезный ущерб приносят изъяны в этой работе, недостаточная зрелость сознания людей, когда она имеет место. И наоборот, мы уже сегодня хорошо чувствуем, насколько возрастают темпы продвижения вперед, когда идеологическая работа становится более эффективной, когда массы лучше понимают политику партии, воспринимая ее как свою собственную, отвечающую кровным интересам народа" .*.

Вот почему проблемы нравственности, неразрывно связанные с категориями добра и зла, которые являются центральными в любой этической системе, вызывают сейчас пристальное внимание как философов-материалистов, так и апологетов религии и, в частности, интерес идеологов русской православной церкви.

В настоящее время православные богословы, обращаясь к традиционно-мистическим трактовкам категорий добра и зла, сочетают их с модернистскими направлениями в своей нравственной доктрине, пытаясь при этом построить определенную концепцию с целью формирования человеческого сознания по меркам религии. В этой связи большое значение приобретает критический анализ мистификации категорий добра и зла в нравственном богословии современного русского православия.

Следует отметить, что эта проблема имеет синкретическое содержание.

В современной научной литературе, — писал известный советский исследователь Л. М. Архангельский, — интерпретация добра многофункциональна. Добро рассматривается как образец (в его превоа ходной степени — как идеал) моральности, как наиболее общие мо Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1983 г. — М.: Политиздат, 1983, с. 5. ральные требования или предельно общая моральная оценка и, наконец, в качестве практической нормы, т. е.требования, воплощенного в нравственный опыт, как единство объективного в моральном деянии" .^ Категория зла, таким образом, тоже многофункциональна, поскольку составляет вторую сторону диалектического единства этих противоположносте й.

Степень изученности проблемы. Диалектика добра и зла так или иначе была освещена в целом ряде как специальных, так и более общих научных работ по вопросам философии и этики. Как правило, во многих из работ затрагивается и религиозная трактовка этих категорий. Поэтому все исследования можно разделить на несколько групп.

В ряде работ рассматриваются категории добра и зла при аналир зе проблем общеэтического характера.

1 Архангельский Л. М. Диалектика добра и зла как ключевая проблема философско-этического познания, — Философские науки, 1983, 2, с. 44. о.

Архангельский Л. М. Категории марксистской этики.- М.: Соц-экгиз, 1963; Дробницкий О. Г. Понятие морали. Историко-критический очерк.- М. :Наука, 1974; Кобляков В. П. Этическое сознание.- Л., Изд-во ЛГУ, 1979; Крутов Н. Н. Мораль в действии.- М.'.Политиздат, 1977; Марксистская этика /под ред.А.И.Титаренко/.-М. Политиздат, 1980; Материалистическая диалектика как общая теория развития.-Проблема развития в современных науках /под ред.Л.Ф.Ильичева/.-М.-Наука, 1983; Петропавловский Р. В. Диалектика прогресса и ее проявление в нравственности.- М.:Наука, 1978; Тугаринов В. П. Теория ценностей в марксизме.- Л.:Изд-во ЛГУ, 1968; Титаренко А, И.

Эти категории были рассмотрены при исследовании таких общетеоретических вопросов, как предмет и система этики, сущность и зункции этических категорий, структурный анализ нравственного соз-[анш, диалектика нравственного прогресса и т. д., в ходе чего оп->еделились место и сущность категорий добра и зла в системе эти -:и, многофункциональность этих категорий, диалектика субъективно-'0 и объективного в категориях добра и зла, а также конкретногсторическое содержание данных категорий и их соотношение с другими категориями этики.

Другая группа авторов (Букин В.Р., Белов А. В., Гордиенко Н. С., Сапранов В. А., Красников Н. П., Крывелев И. А., Курочкин П. К., Никитин В. Н., Новиков М. П., Угринович Д. М., Шердаков В. Н. и другие)осматривала категории добра и зла, исследуя общие и частные проб-1емы научного атеизма.^" .

При этом категории добра и зла рассматривались в ходе изучегая общетеоретических положений религиоведения, критического ана-шза вероучения и культа различных религиозных конфессий, рели -'иозной философии и психологии, проблем научно-атеистического вос-штания. Здесь затрагивались вопросы о противоположности религиоз-гой и коммунистической морали, социальных и психологических корleft религиозной нравственности, о месте и содержании категорий to6pa и зла в религиозной проповеди, о сущности церковных граздников и обрядов, модернистские направления в нравст.

Структуры нравственного сознания. Опыт этико-философского иссле-Фвания.- М.: Мысль, 1974; Этика и идеология. Критика современеых буржуазных этических концепций (под ред.Л.М.Архангельского).-I.: Наука, 1983 и др. См. библиографию диссертации. венном богословии.

Ряд авторов изучал религиозную трактовку категорий добра и зла в диссертационных исследованиях, обратив при этом внимание на анализ их содержания и функциональных особенностей в соотношении с религиозной концепцией культуры, нравственным идеалом русского православия, его учением о «греховности» человека, аксиологическими установками православного богословия в целом и т. п. (Баженова И.М., Горин А. Ф., Кочегарова А. Д., Кучинский С. А., т.

Шапошников Л.Е., Нагорная Л. К. и др.).

В последние годы был опубликован ряд работ зарубежных марксистов и прогрессивных ученых, которые имеют отношение к данной р теме (С.Ангелов, И. Попелова, М. Михалик, Э. Фаркаш, В. Брожик).

В этих работах определялись значение и сущность категорий добра и зла в этическом наследии К. Маркса и Ф. Энгельса, роль этих категорий в предмете и системе этики, их связь с марксистско-ленинской теорией оценки, анализировались функциональные особенности добра и зла в ходе развития коммунистической морали.

Таким образом, в философско-этической и научно-атеистической литературе нашли отражение общеэтические проблемы диалектики добра и зла, социальная, гносеологическая и психологическая их характеристика, особенности их содержания и функционирования в этических системах различных религиозных конфессий, вопросы эволюции и модернизации в конкретных религиозных течениях. Однако в целом работ, характеризующих их функциональные особенности в нравственном богословии современного русского православия, сравнительно немного. См. библиографию диссертации.

2 ~ См. там же.

Ряд авторов сосредоточил внимание на основных особенностях православной этики в условиях современности, рассматривая эти особенности в ходе анализа эволюции и модернизации вероучения I русского православия в целом.

Православная доктрина добра и зла изучается и при исследовании частных проблем, связанных с вероучением и культом православной церкви, такими исследователями, как В. В. Бычков, А. Б. Чертков, В. А. Капранов, Н. П. Красников, В. А. Кувакин, Ю. П. Зуев, А. А. Осир пов, Г. А. Михайлов, К. И. Никонов. З. А. Тажуризина.

Затрагивается данная проблема и авторами работ, посвященных общетеоретическим вопросам, связанным с особенностями религиозз ного сознания. Учитывая потребности атеистической пропаганды, интересные материалы посвященные критической оценке религиозной морали, публикуют журналы: «Наука и религия», «Вопросы филосо См.:Гордиенко Н. С., Носович В. И., Харахоркин Л. Р. Современное православие и его идеология.- М.: Изд-во АН СССР, 1963; Гордиенко Н. С., Курочкин П. К. Особенности модернизации современного русского православия, — М.:Знание, 1978; Новиков М. П. Православие и современность.- М.:Изд-во МГУ, 1965; Новиков М. П. Тупики православного модернизма.- М.: Политиздат, 1979. о.

См. библиографию диссертации. 3.

См.например: Андрианов Н. П. Эволюция религиозного сознания.~ Л.:Лениздат, 1976; Дукин В. Р. Научно-технический прогресс и психология верующего.- Л.:Знание, 1973; Габинский Г. А. Теология и чудо. Критика богословских концепций.- М.: Мысль, 1978; Зуев Ю. П. Псевдогуманизм христианской проповеди любви к ближнему.- М.: Знание, 1978; Угринович Д. М. Философские проблемы критики религии.- М.: Изд-во МГУ, 1965 и др. фии", «Философские науки» .

Однако, несмотря на значительное количество публикаций, работ, в которых рассматриваются особенности православной этики, покуда немного. Эту проблему исследуют Н. С. Гордиенко, Ю. Д. Кра — ' совский, Н. П. Красников, В. Н. Шердаков. До сих пор не получила всестороннего освещения проблема интерпретации добра и зла русским православным богословием в ее социальном аспекте.

Большая часть исследований отражает данный вопрос в общем анализе религиозной морали, или критикуя религиозную концепцию добра и зла в целом, в связи с чем социально-нравственный аспект проблемы, разумеется, утрачивает свою рельефность.

Некоторые исследователи не видят иногда особой разницы мевду употреблением понятий «добро» и «благо», применяя их, как синонимы, а также отождествляя сущность категорий «добро» и «истина», «ложь» и «зло», что, в свою очередь, вносит известную неясность в определение смысловых и функциональных особенностей этих категорий.1.

Неосновательны подчас доводы о том, что образы религии, а значит и религиозной морали, в свете мистического учения о добре и зле, навязывает людям только традиция, что с понятием сверхъестественного в религиозном сознании связано представле о ние лишь о божественном.

Такие взгляды способствуют ошибочной оценке сути богословс См., напр.: Ибраев Л. И. Сквозь лики мира. Критика философских оснований мистицизма.- М.:Молодая гвардия, 1969, с. II6-II7, 143. 2.

См.: Основы марксистско-ленинской этики /под ред.Е.М.Бабо-, сова и С.Д.Лаптенка/.- Минск: Вышейш. школа, 1974, с. 86,87. кого учения о добре и зле, что, в свою очередь, приводит к неправильным выводам в процессе критики религиозной нравственности.

Поэтому актуальность темы диссертационной работы определяется прежде всего потребностью в теоретическом и методологическом исследовании сущности богословской доктрины добра и зла.

Цель и задачи исследования

Исходя из актуальности и недостаточной разработанности проблемы, диссертант избрал ее в качестве своего диссертационного исследования. Основная цель работыпровести критический анализ учения русской православной церкви о добре и зле в его гносеологическом, онтологическом, психологическом и социально-нравственном аспектах.

Достижение поставленной цели предполагало решение следующих задач:

— проанализировать традиционные представления о добре и зле православных богословов дореволюционной поры и определить их классовую сущность;

— изучить нормативные критерии добродетельного поведения христианина на пути преодоления зла в традиционной богословской концепции и показать, как с помощью этого учения православные идеологи пытались оказать решающее влияние на формирование мировоззрения трудящихся;

— определить социально-исторические и религиозно-философские предпосылки модернизации православного учения о добре и зле;

— проанализировать особенности и основные направления современной православной доктрины добра и зла и вскрыть вред ее социальной значимости;

— дать некоторые практические рекомендации по формированию научно-атеистического мировоззрения в тесной связи с критическим.

— II анализом богословской интерпретации добра и зла.

Теоретическая и методологическая основа диссертации и источники исследования. При постановке цели исследования, а также при решении его задач, автор руководствовался фундаментальными положениями трудов К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, документами Коммунистической партии и Советского правительства, раскрывающими сущность религии, пути ее преодоления и формирования научного мировоззрения, материалами ХХУ1 съезда КПСС и постановлениями Центрального Комитета КПСС по вопросам идеологической работы.

Диссертант опирался на работы советских и прогрессивных зарубежных ученых в области гносеологических, социально-нравственных, исторических и аксиологических аспектов анализа религии и научного атеизма, а также на общефилософские и этические исследования.

В качестве объектов критического анализа автор избрал труда крупных дореволюционных богословов М. Тареева, М. Олесницкого, И. Янышева, Н. Стеллецкого, В. Добротворского, архимандрита Сергия (Страгородского) и др., которые высоко котируются в современном православии, материалы апологетического характера дореволюционных религиозных периодических изданий, философскорелигиозные труды Н. Ф. Федорова, В. С. Соловьева, С. Н. Булгакова, П. А. Флоренского, мистико-богословские работы В. Н. Лосского, а также материалы «Журнала Московской патриархии» и «Богословских трудов» .

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые в научно-атеистической литературе предпринимается исследование эволюции богословской интерпретации добра и зла, ее места в модернизации православной идеологии в целом, Работа содержит подробный критический анализ узловых положений рассматриваемой концепции: гносеологическую, онтологическую, социально-классовую и психологическую ее характеристику, исследование богословской интерпретации диалектики добра и зла, мистификации традиционным русским православным богословием, нормативных критериев добродетельного поведения христианина на пути преодоления зла. На основе глубокого изучения богословских и религиозно-философских источников диссертант выявляет реакционную сущность православного учения о добре и зле, его принципиальную несовместимость с научным пониманием характера и причин общественно-исторического прогресса.

Особое внимание уделяется раскрытию социально-классовой детерминации православной концепции добра и зла. Автор обращается к идейно-догматическим истокам данной концепции, критически исследует их, выявляет особенности их интерпретации в дореволюционном и современном православном богословии. Проводится критический анализ социально-исторических и религиозно-философских предпосылок современной модернизации православного учения о добре и зле, а также тенденций в богословско-нравственном истолковании социальных процессов современности.

В диссертации исследуются методологические и теоретические основы богословских взглядов на диалектику добра и зла, обосновывается методологическая роль и значение для практики необходимости постановки и решения вопроса о взаимосвязи преодоления этих взглядов и формирования научно-атеистического мировоззрения, вытекающие из единства критического и утверждающего аспектов марксистско-ленинского атеизма.

Теоретическая значимость и практическая ценность работы заключается в том, что в ней предложен теоретический и методологический подход к изучению проблемы богословской интерпретации добра и зла как компонента религиозно-идеологической системы. Определенные возможности использования результатов диссертации открываются в процессе дальнейшего изучения проблемы.

Анализ богословской интерпретации добра и зла имеет не только теоретическое, но и практическое значение, будет способствовать совершенствованию форм и методов научно-атеистического воспитания. Результаты исследования могут быть использованы в деятельности по формированию научно-атеистических убеждений трудящихся, в практической работе по подготовке атеистических кадров, в деятельности педагогических коллективов по нейтрализации и погашению интереса к религии, прививаемого учащимся в религиозных семьях. Основные положения исследования могут быть использованы в высших и средних специальных учебных заведениях при изучении курса «Основы научного атеизма» по темам: «Религия как социальное явление», «Современные религии», «Атеизм и общественный прогресс», «Мировоззренческие основы атеизма», «Атеизм и религия в социалистическом обществе», а также спецкурсов «Нравственность и религия», «Социально-исторический прогресс и религия» .

Материалы диссертации могут найти применение при подготовке лекций вузовского курса «Основы марксистско-ленинской этики» .

Апробация работы. Основные результаты и выводы диссертационного исследования нашли отражение в выступлениях автора на Зональном учебно-методическом совещании «Вопросы совершенствования преподавания общественных наук и системы идейно-воспитательной работы на заочных отделениях педагогических институтов», состоявшемся в г. Барнауле 17−19 ноября 1981 г., а также на ХХХ1У, ШУ и и ХШТ Герценовских чтениях в ЛГПИ им. А. И. Герцена, четырех публикациях общим объемом свыше 2,0 п.л., использованы при чтении лекций и проведении семинарских занятий со студентами ЛГПИ и участниками школы молодого лектора при Бийском государственном педагогическом институте. Диссертация обсуждена на кафедре научного атеизма ЛГПИ им. А. И. Герцена в сентябре 1983 г. и рекомендована к защите.

Структура и объем работы.

Цель и задачи исследования

а также внутренняя логика решения поставленной проблемы обусловили структуру диссертации, состоящей из введения, двух глав, заключения и списка литературы из 242 наименований. Диссертация изложена на 174 страницах машинописного текста.

— 15.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Современное православное богословие в настоящее время усилило пропаганду мистики и ограничило модернистические тенденции в области социальной этики. Можно утверждать, что в настоящее время оно вступило в новый этап своей эволюции, для которого характерно стремление церкви затормозить углубление кризиса религии, неумолимо охватившего все сферы церковной жизни.

Усиленная популщшзация современных философско-мистических учений и «святоотеческой» мистики, декларативный возврат к традиционнодогматиче ской аргументации нравственно-богословских новшеств, по мнению идеологов православия, должны не только свидетельствовать о незыблемости мировоззренческих устоев русской православной церкви, но и осуществлять функцию защиты ее вероучения как от разрушительного влияния достижений социального прогресса, так и от нежелательных последствий радикального модернизма 60гх годов, когда церковным идеологам приходилось ограничивать использование догматики при характеристике проблем современности.

В этой связи важно показать органическое единство гносеологических и психологических корней современной модернизации учения о добре и зле с богословско-нравственной доктриной дореволюционного православия.

Мистифицированные категории добра и зла в нравственном богословии православия дореволюционной лоры призваны были внушить верующим мысль о всесилии произвола сверхъестественных сил, санкционировавших существование на земле монархического строя как идеального общества, воплощающего в себе христианские принципы социального добра. При этом добродетелями объявлялись верность царсжщу.

— 151 трону, равнодушие к общественной жизни, великодержавный шовинизм и неприязнь к социализму и общественному прогрессу, а грехоматеизм, революционная борьба и пролетарский интернационализм.

Рост революционного движения не способствовал усвоению традиционной концепции добра и зла трудящимися массами и поэтоа/ry в цер-ковно-богословских кругах постепенно начинали понимать необходимость изменения нравственно-мистической доктрины.

Превде всего среагировала русская религиозная философия, которая, стремясь приспособить нравственное учение православной церкви к требованиям времени, стала обращать внимание на необходимость деятельности человека на земле как исполнения божественного императива, а труд рассматривать в качестве христианской добродетели, оставаясь при этом верной монархическим традициям русского православия. Но эти тенденции в целом были восприняты церковниками недоброжелательно, во-первых, из-за принадлежности последних к классу эксплуататоров, а, во-вторых, из-за косности и статичности религиозного стиля мышления.

Однако победа Великой Октябрьской социалистической революции и успехи социалистического строительства, повлекшие за собой переворот во всех областях общественной жизни, обусловили обращение православных моралистов именно к общественной деятельности человека. Пересмотрев свои социально-политические позиции, богословско-церковные круги обратились к социализации своей нравственной доктрины, ставя во главу угла пересмотр учения о добре и зле. Сущность процесса модернизации заключается в стремлении богословов, во-первых, сделать более привлекательным вероучение и культ православной церкви и в конечном итоге навязать его двухтысячелетние анахронизмы в качестве единственно правильного мщювоззрения, а, во-вторых,.

— 152 приспособить ее доктрину к современным условиям. Наряду с модернизацией в православном богословии, однако, продолжали существовать традиционалистские тенденции (правда, придерживающиеся ориентации на концепцию «религиозного социализма»), да и сами эти новации развивались строго в догматических рамках, что дало возможность в дальнейшем усилить мистические тенденции в учении о добре и зле, значительно стабилизировав процесс его обновления.

Однако православным моралистам не удалось сдержать необратимо развивающийся процесс кризиса религии и церкви ни апелляцией к «сердечной внутренней вере», ни пропагандой интеллектуального бессилия и иррационализма. Всплеск мистицизма в нравственном богословии свидетельствует об их бессилии устоять перед триумфальными достижениями человеческого разума, и, кроме того, об исчерпанных возможностях развития богословской теории, могущей дать человеку нечто принципиально новое.

Таким образом, во-первых, современное православное учение о добре и зле несет в себе и по сей день давно обветшавший нравственный багаж минувших столетий, и попытки сделать его интеллектуальным достоянием современного человека обречены на неуспех.

Во-вторых, православная доктрина добра и зла вращается в порочном круге религиозной мистики, что в условиях всеобщего кризиса религии лишает ее возможности творческого развития.

В третьих, нравственные установки этой доктрины находятся в непримиримом противоречии с условиями действительности, закономерным выходом из которого является постепенное отмирание религии в условиях коммунистического общества.

В четвертых, критический анализ богословского учения о добре и зле в его социальном аспекте позволяет выяснить важные стороны.

— 153 механизма воздействия религиозной идеологии на человеческое сознание и тем самым раскрыть содержание одного из факторов, которые препятствуют формированию марксистско-ленинских мировоззренческих позиций у трудящихся.

В пятых, исследование данной проблемы обогащает собой арсенал идеологического оружия в борьбе против религиозного мировоззрения.

В связи с этим мы можем дать некоторые практические рекомендации.

1. Пропагандисты научного атеизма должны своевременно усилить внимание к традиционному учению русской православной церкви о добре и зле. Как указывал В. И. Ленин:". массам необходимо дать самый разнообразный материал по атеистической пропаганде. для того, чтобы их заинтересовать, пробудить их от религиозного сна, встряхнуть их с самых различных сторон, самыми различными способами и т. п." 1.

2. Изменившаяся социально-этическая платформа православной церкви требует изменений и в практике научно-атеистической пропаганды. На наш взгляд, превде всего нужно учитывать деформацию традиционного богословского учения о добре и зле, которая была осуществлена в период радикальной модернизации нравственного богословия. Особое внимание нужно сосредоточить на диалектике традиционализма и модернистских тенденций, на тех приемах, при помощи которых православные моралисты с помощью религиозного мистицизма стараются выдать сейчас богословско-нравственные новации за продолжение и развитие церковных традиций в современную эпоху.

3. Кроме того, в ходе подготовки к 1000-летию начала «крещения Руси» православные идеологи усилили пропаганду деятельности церкви.

— 154 как организации, всегда стоявшей на страже интересов русского народа и государства, воплощающей в себе идеалы добра. Поэтому «необходимо широко развернуть наступательную контрпропагандистскую работу» ,* раыфывающую не только реакционную роль православия в истории нашей страны, но и несостоятельность епо нравственно-мистической доктрины, центральным в которой выступает учение о добре и зле.

4. Целесообразно включать материалы по критике богословской доктрины добра и зла не только в вузовский курс лекций по основам научного атеизма и тематику школ молодого лектора (см." Введение" дисс.с.ХЗ), но и использовать его на лекциях по другим предметам (истории КПСС, марксистско-ленинской философии, научному р коищвжзщ и т. д.).

5. Широкое использование антирелигиозного материала в ходе лекций и семинарских занятий, а также в процессе популярных бесед и выступлений, на наш взгляд, является весьма эффективным средством разоблачения несостоятельности богословского учения о добре и зле, при условии координации этой работы с распространением научных знаний о законах общественного развития и окружающей нас природе.

В этом — успех сложной и кропотливой работы по научно-атеистическому воспитанию советских граждан. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14−15 июня.

1983 года, — М.: Политиздат, 1983, с. 52. р

Об использовании научно-атеистического материала на лекциях по вузовскому курсу русской литературы см. статью В. Г. Егоркина «Атеизм и художественная литература» — В сб.:" Meжпредиетные связи как средство активизации учебного процесса" .-Бийск, 1981, с.38−40.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. К критике гегелевской философии права. Введение.-К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.1, с.414−429.
  2. К. Тезисы о Фейербахе.- К. Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. З, с.1−4.
  3. К. Коммунизм газеты «Rheialscher BsoGachter «. -К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.4, с.194−207.
  4. К. К критике политической экономии. Предисловие.-К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.13, с.5−9.
  5. К. Капитал. T.I.- К. Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.23.-908 с.
  6. К. и Энгельс Ф. Святое семейство, или критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании.- К. Маркс и Ф. Эн -гельс. Соч., т.2, с.3−230.
  7. Ф. Фридрих Вильгельм 17, король прусский.- К. Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.1, с.487−495.
  8. Энгельс Ф, Бруно Бауэр и первоначальное христианство.-К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.19, с.306−314.
  9. Ф. Похороны Карла Маркса.- К. Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.19, с.350−354.
  10. Ф. Анти-Дюринг.- К. Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.20, с.5−338.
  11. Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии.- К. Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.21, с.269−317.
  12. Ф. К истории первоначального христианства. -К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.22, с.465−492.- 156
  13. Ф. Фридриху Греберу, 12−27 июля 1839 г.- К. Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.41, с.407−413.
  14. Ф. Письма братьям Греберам.- К. Маркс и Ф.Энгельс. Из ранних произведений.- М.: ГосПолитиздат, 1956, с.261−348.
  15. В.И. Социализм и религия.- Полн.собр.соч., т.12, с.142−147.
  16. В.И. Классы и партии в их отношении к религии и церкви.- Полн.собр.соч., т.17, с.429−438.
  17. В.И. «Социалисты и мир».- Полн.собр.соч., т.28, с. 290.
  18. В.И. Материализм и эмпириокритицизм.- Полн.собр. соч., т.18.- 526 с.
  19. В.И. Наши упразднители.- Полн.собр.соч., т.20, с.114−133.
  20. В.И. 0 поражении своего правительства в империалистической войне.- Полн.собр.соч., т.26, с.286−291.
  21. В.И. Философские тетради.- Полн.собр.соч., т.29.-782 с.
  22. В.И. Чрезвычайный Всероссийский съезд Советов крестьянских депутатов 10−12 ноября (23 ноября 8 декабря) 1917 г.-Полн.собр.соч., т.25, с.91−101.
  23. В.И. Задачи союзов молодежи.- Полн.собр.соч., т.41, с.298−318.
  24. В.И. Речь на торжественном заседании Пленума Мое -ковского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депута -тов, Ж РКП(б) и МГСПС, посвященном 3-ей годовщине Октябрьской революции, 6 ноября 1920 г.- Полн.собр.соч., т.42, с.1−6.
  25. В.И. УШ Всероссийский съезд Советов 22−29 декабря- 157 1920 г. Доклад Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров о внешней и внутренней политике 22 декабря.- Полн.собр.соч., т.42, с.128−161.
  26. В.И. 0 значении воинствующего материализма.- Полн. собр.соч., т.45, с.23−33.
  27. К.Маркс, Ф, Энгельс, В. И. Ленин. 0 религии.- М.: Политиздат, 1975 440 с.
  28. В.И.Ленин об атеизме, религии и церкви (Акад.обществ.наук при ЦК КПСС, Ин-т науч. атеизма- Общ.ред.А.Ф.Окулова- Сост.Л.А.Анд-риенко, М.М.ПерсицИ- М.: Мысль, 1980 405 с.
  29. П. Документы КПСС и Советского государства.
  30. Произведения выдающихся деятелей революционного и рабочего движения.29. 0 религии и церкви. Сборник высказываний классиков марк -сизма-ленинизма, документов КПСС и Советского государства, — М.: Политиздат, 1981.- 176 с.
  31. Материалы ШТ съезда КПСС. М.: Политиздат, I98I.-223 с.
  32. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1983 года.- М.: Политиздат, 1983. 80 с.
  33. Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. Коммунист, 1983, № 3,с.9−23.
  34. А.В.Луначарский об атеизме и религии.- М.: Мысль, 1972.-512с.
  35. Деятели Октября о религии и церкви (Статьи. Речи. Беседы. Воспоминания). М.: Мысль, 1968. — 240 с.
  36. Мораль как ее понимают коммунисты. М.: Политиздат, 1977. — 264 с.
  37. Г. В. Об атеизме и религии в истории общества и- 158 культуры/ Избранные произведения и извлечения. Общ.ред.М.Т.Иов-чука. М.: Мысль, 1977. — 355 с.
  38. П.В. Предмет, структура и функции диалектического материализма. М.: Изд-во МГУ, 1983.- 344 с.
  39. С. Проблема личности в современной идеологической борьбе.- М.: Знание, 1975. 64 с.
  40. Л.М. Диалектика добра и зла как ключевая проблема философско-этического познания. Философские науки, 1983, № 2, с.44−53.
  41. В.Ф. Теоретическая философия Соловьева/Из неопубликованных материалов/ Философские науки, 1982, № 2, с.142−149.
  42. З.А. Нравственное содержание справедливости в условиях развитого социализма. М.: Знание, 1979. — 64 с.
  43. З.А. Справедливость как социально-философская категория. М.: Мысль, 1983. — 204 с.
  44. .С. Психологические аспекты нравственного развития личности. М.: Знание, 1977. — 64с.
  45. А.Г. Мораль и традиции. Л.: Знание, 1981, — 34с.
  46. Взаимодействие форм общественного сознания. М.: Изд-во МГУ, 1964. — 311с.
  47. Л.В. Добро и зло как этические категории.- М.: Знание, 1975. 64с.
  48. В.Т. Этика и формирование нравственности. М.: Знание, 1978. — 64с.
  49. А.А., Никандров П. Ф. История русской филосо -•фии.- М.: Соцэкгиз, 196I. 460с.- 159
  50. Н.А. Моральные нормы и личность. М.: Знание, 1976.- 64с.
  51. Л.Г., Новиков А. И. Критика современных буржуазных концепций справедливости. Л.: Наука, 1977. — 170с.
  52. Э.В. Простые нормы нравственности и их роль в воспитании личности. М.: Знание, 1975. — 64с.
  53. А.А. Социальная природа нравственности. М.: Изд-во МГУ, 1974. — 156с.
  54. О.Г. Понятие морали. Историко-критический очерк. М.: Наука, 1974.- 388с.
  55. Д.И. Проблема идеального. М.: Мысль, 1983.22с.
  56. В.Т. Социальный детерминизм и мораль.- М.: Высшая школа, 1974. 192с.
  57. Ильенков Э, В. Ленинская диалектика и метафизика позитивизма. М.: Политиздат, 1980. — 174с. ч
  58. История философии. В 6-ти т. Под ред.М. А. Дынника (и др.).-М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1959.
  59. Категории этики и эстетики. Сборник научных трудов.- Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1973. 158с.
  60. В.П. Этическое сознание. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.-224с.
  61. В.П. Мораль и мировоззрение. Л.: Знание, 1981.36с.
  62. Н.Н. Мораль в действии. М.: Политиздат, 1977. -255с.
  63. Т.Г. Формирование средневековой философии.- М.: Мысль, 1979. 431с.- 160
  64. Материалистическая диалектика как общая теория развития. Проблема развития в современных науках.(Под ред.Л.Ф.Ильичева).-М.: Наука, 1983. 478с.
  65. М. Диалектика развития социалистической морали. -М.: Прогресс, 1978. 288с.
  66. Д.В. Культурное наследие прошлого и релития.-Л.: Знание, 1973. 19с.
  67. Нравственные проблемы развития личности ,(Под ред.А.И.Ти-таренко.).- М.: Изд-во МГУ, 1982.- 144с.
  68. Нравственное воспитание: проблемы теории и практики/Акад. обществ. наук при ЦК КПСС, Каф.идеол.работы и Каф. социальной психологии и педагогики- Редкол.: А. К. Уледов (отв.ред.) и др.-М.:Мысль, 1979. 303с.
  69. Основы марксистско-ленинской этики (Под ред.Е. М. Бабосова и С.Д.Лаптенка). Минск: Вышейп. школа, 1974. — 320с.
  70. Р.В. Диалектика прогресса и ее проявление в нравственности. М.: Наука, 1978. — 280с.
  71. Предмет и система этики (Под ред.С.Ангелова, Л. Драмалиева и др.). М.- София: Институт философии АН СССР, Институт философии ЕАН, 1973. — 342с.
  72. Ф.А. Оценка и норма в моральном сознании. М.: Наука, 1977. — 64с. ч
  73. Словарь по этике (Под ред.И.С.Кона). М.: Политиздат, 198I. — 430с.
  74. В.М. Нравственный мир советского человека. Опыт социологического анализа нравственных проблем современника.- М.: Политиздат, 1981. 278с.
  75. А.И. Структуры нравственного сознания. Опыт- 161 этико-философского исследования. М.: Мысль, 1974. — 278с.
  76. В.А. Мировоззрение Андрея Рублева. М.: Изд-во МГУ, 1974. — 237с.
  77. Философия и ценностные формы сознания. Критический анализ буржуазных концепций природы философии. М.: Наука, 1978.- 346с.
  78. Философский энциклопедический словарь/Гл.редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. — 840 с.
  79. Э. Мораль и революционность. Размышления об эти -ческом наследии К. Маркса и Ф.Энгельса. М.: Политиздат, 1979,-168с.
  80. А.Ф. Человеческая природа и нравственность. Истори-ко-критический очерк. М.: Мысль, 1979. — 268с.
  81. П.С. Философия Вл.Соловьева в оценке В. Ф. Асмуса.-Философские науки, 1982, JS 2, с. 140−142.
  82. Я.Г. Активное утверждение добра. В сб.: За коммунистическую нравственность. — Л.: Лениздат, 1964, с.106−134.
  83. Я.Г. Категория добра и ее место в марксистско -ленинской этике. Автореферат дисс. на соискание учен. степени кан -дидата философ.наук. Л., 1968. — 20с.
  84. Я.Г. О человеческом достоинстве и религиозном смирении. (Метод.пособие в помощь лектору). Л.: Знание, 1973.- 19с.
  85. Н.П. Эволюция религиозного сознания. Л.: Лениздат, 1974. — 171с.
  86. Н.А. Новые тенденции в идеологии современного православия и проблемы атеистического воспитания. Автореф.дис.канд.фи -лософ.наук. Киев, 1972. — 28с.- 162
  87. С.Ф. Ценности реальные и мнимые. М.: Мысль, 1970. — 183с.
  88. Атеистический словарь/ Абдусамедов А. И., Алейник P.M., Алиева Б. А. и др.- Под общ.ред. М. П. Новикова. М.: Политиздат, 1983. — 559с.
  89. А.В., Карпов Д. А. Мистика на службе антикоммунизма.-М.: Знание, 1978. 64с.
  90. В.Р. Научно-технический прогресс и психология верующего. Л.: Знание, 1973, — 32с.
  91. В.Р. Психология верующих и атеистическое воспитание.-М.:Мысль, 1969. 230с.
  92. В.Р., Ерунов Б. А. На грани веры и неверия. Филос.-психол.очерк.- Л.: Лениздат, 1974. 164 с.
  93. Г. А. Богословие и логика. Философские науки, 1976, 6, с.82−89.
  94. Г. А. Теология и чудо. Критика богословских концепций. М.: Мысль, 1978. — 280с.
  95. М.П. Материализм против фидеизма. Ленинские принципы критики фидеизма и современность. М.: Политиздат, 1980. -190с.
  96. А.И. Об атеизме, религии и церкви. М.: Мысль, 1976. — 280с.
  97. Н.С., Носович В. И., Харахоркин Л. Р. Современное православие и его идеология. М.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1963 -205с.
  98. Н.С. Критика новых тендеций современного православия. Л.: Знание, 1974. — 32с.- 163
  99. Н.С. Некоторые особенности научно-атеистической критики современного русского православия, — В сб.:Проблемы ате -истического воспитания.- Л.: Лениздат, 1974, с.209−235.
  100. Н.С. Чему учат с амвона.- Л.: Лениздат, 1975.-176 с.
  101. Н.С., Курочкин П. К. Особенности модернизации современного русского православия.- М.: Знание, 1978.- 64 с.
  102. Н.С. Православные святые: кто они? Л.: Лен -издат, 1979. — 270 с.
  103. Н.С. Мистика на службе современного православия. М.: Знание, 1981. — 64 с.
  104. Р.Н. Проблема личности в современном христианстве.- М.: Знание, 1980.- 64 с.
  105. Ю.П. Псевдогуманизм христианской проповеди любви к ближнему. М.: Знание, 1978.- 64 с.
  106. Л.И. Сквозь лики мира. Критика философских оснований мистицизма. М.: Молодая гвардия, 1979.- 208 с.
  107. В.А. Марксистское понятие смысла жизни. Автореферат дисс. на соискание учен. степени кандидата философ.наук.-Пермь, 1965. 19 с.
  108. В.А. Нравственный смысл жизни и деятельности человека. (Критика религиозно-идеалистических концепций) — Л.: Изд-во ЛГУ, 1975.- 150 с.
  109. Н.А. Атеизм и нравственность.- М.: Мысль, 1982.-175 с.
  110. ПО. Кочегарова А. Д. Деформация современным русским православием социально-политических ценностей.- XXX Герценовские чтения. Научный атеизм, этика, эстетика. Научные доклады.- Л.: ЛГПИ- 164 им. А. И. Герцена, 1977, с.33−36.
  111. А.Д. Критический анализ аксиологических установок современного русского православия. Автореферат дисс. на со -искание учен. степени кандидата философ.наук.- Л., 1978. 20с.
  112. А.Д. Подмена современным русским православием социальных аксиологических критериев религиозными. XXXI Герце-новские чтения. Критика религиозного модернизма. Сборник научных трудов.- Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1978, с.22−26.
  113. Н.П. В погоне за веком. (Отражение социальных процессов в богословских трудах и проповеднической деятельности православных священнослужителей). М.: Политиздат, 1968. — 160с.
  114. Н.П. Православная этика: прошлое и настоящее. -М.: Политиздат, 1981. 96с.
  115. Ю.Д. Мистификация морали в религии.- М.: Знание, 1969. 38с.
  116. Ю.Д. Разложение нравственного сознания верующих в социалистическом обществе.- Философские науки, 1976, № 4, с.53−61.
  117. И.А. История религий: Очерки. В 2-х т./И.А.Кры-велев- Ин-т этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая АН СССР, Ин-т науч. атеизма АОН при ЦК КПСС.- М.: Мысль, 1975−1976.- T. I 415с- т.2-- 419с.
  118. И.А. Критика религиозной концепции нравственного достоинства человека. М.: Знание, 1977. — 64с.
  119. И.А. Религиозное утешение и его социальная роль. М.: Знание, 1975. 64с.
  120. В.А. Религиозная философия в России. Начало XX века.- М.: Мысль, 1980. 309с.- 165
  121. П.К. Православие и гуманизм. М.: Изд-во ВПШ и АОН, 1962. — 167с.
  122. П.К. Критика современного русского православия. (Консультация). М.: Знание, 1963. — 48 с.
  123. П.К. Идеология современного православия. -М.: Знание, 1965. 31с.
  124. П.К. Социальная позиция русского православия. -М.: Знание, IS69. 45с.
  125. П.К. Эволюция современного русского православия. М.: Мысль, 1971. — 270с.
  126. П.К. Атеизм и атеистическое воспитание в обществе господствующего научно-атеистического мтфовоззрения. В кн.: Вопросы научного атеизма. Вып.23, 1978. — с.26−56.
  127. С.А. Критика христианских концепций «грехов -ности» человека (Социально-критический анализ). Автореферат дисс. на соискание учен. степени кандидата философ.наук. Л., 1978.-15с.
  128. С.А. Атеизм и нравственный идеал. Л.: Лениз-дат, 1981. — 56с.
  129. Г. А., Зуев Ю. П. Критика богословской фальсификации истории России.- М.: Знание, 1977, 64с.
  130. С.Р. Так ли надо относиться к наследству?-Вопросы философии, 1982, № 12, с.151−157.
  131. Научный атеизм. Учебник для вузов. Изд.2-е.- М.: Политиздат, 1974. 288с.
  132. К.И., Тажуризина З. А. Критика идеологических основ православного монашества. М.: Знание, 1982. — 64с.
  133. В.Н. Религиозная нравственность как проблема этики. В сб.: Категории этики и эстетики. Сборник научных трудов.- 166
  134. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1973, с.20−50.
  135. В.Н. Критика современной религиозной проповеди.-Л.: Знание, 1971, 40с.
  136. В.Н. Нравственный подвиг и религиозное подвижничество.- Л.: Знание, 1974. 24с.
  137. М.П. Православие и современность. М.: Изд-во МГУ, 1965. — 256с.
  138. М.П. Кризис современного православного богословия.- М.: Знание, 1979. 63с.
  139. М.П. Тупики православного модернизма (Критический анализ богословия XX века).- М.: Политиздат, 1979, — 168с.
  140. А.С. Социальный прогресс, религия, атеизм. (Эволюция современного религиозного сознания и проблемы формирования атеистического мировоззрения).- Киев: Наукова думка, 1977.- 344с.
  141. А.А. Страдание и христианство. Л.: Лениздат, 1968. — 104с.
  142. А.А. Откровенный разговор с верующими и неверующими. Размышления бывшего богослова. Л.: Лениздат, 1978.- 288с.
  143. В.П. Религиозно-философская утопия Н.Ф.Федорова.- Философские науки, 1981, А? 4, с.88−94.
  144. В.П. Проект «общего дела» Н.Ф.Федорова.- Наука и религия, 1983, № 3, с.26−29, № 4, с.37−40.
  145. Ю.Б. Становление атеизма К.Маркса и Ф.Энгельса. -М.: Мысль, 1983. 173с.
  146. В.И. Мораль и догматы религии. М.: Москов -ский рабочий, 1979.- 112с.
  147. В.Г. Религиозный стиль мышления как способ функционирования иллюзорного сознания. Автореферат дисс. на соискание учен.- 167 степени кандидата философ.наук. Л.: 1981. — 20с.
  148. Религия и церковь в современную эпоху. Редколлегия: Л. Н. Великович, В. И. Гараджа и др. М.: Мысль, 1976. — 328с.
  149. Религия и церковь в истории России (Советские историки о православной церкви в России). М.: Мысль, 1975. — 256с.
  150. Семенова С.Г., Н. Ф. Федоров и его философские наследие. -В кн.: Н. Ф. Федоров. Сочинения. М.: Мысль, 1982, с.5−50.
  151. Современная буржуазная философия и религия. Под ред. А. С. Богомолова.- М.: Политиздат, 1977. 376с.
  152. Д.М. Философские проблемы критики религии. -М.: Изд-во МГУ, 1965. 349с.
  153. А.Б. Чем утешает религия? М.: Политиздат, 1975,64с.
  154. А.Б. Критическая оценка философских основ религиозной морали. М.: Знание, 1979. — 64с.
  155. А.Б. Критика философских основ православия. -М.: Знание, 1978. 64с.
  156. М.И. Ленин и проблемы атеизма. Критика религии в трудах В. И. Ленина. М.-Л.: Изд-во Акад. Hayк СССР, (Ленингр, отд-ние), 196I- 671с.
  157. М.И. Беседы с верующими о совести.- Л.: 0-во по распространению полит, и науч. знаний РСФСР. Ленингр. отд-ние), 1963. 56с.
  158. М.И. Современная мистика в свете науки. М.гЛ.: Наука,(Ленингр.отд-ние), 1965. — 207с.
  159. М.И. Мистика перед судом науки. М.: Знание, 1970. — 62с.
  160. М.И. Библия и современность. Л.: Знание, 1971.20с.- 168
  161. В.Н. Социально-психологическая критика христианской заповеди любви. В сб.: Проблемы атеистического воспитания. — Л.: Лениздат, 1974, — с.251−268.
  162. В.Н. Иллюзия добра. Моральные ценности и рели -гиозная вера. М.: Политиздат, 1982. — 288с.
  163. Антоний, архимандрит. Общественное благо с точки зрения христианской и с современной позитивной. — Богословский вест -ник, 1892, 6, с.413−438.
  164. Антоний, архимандрит. Речь, сказанная на молебствии бесплотным силам в день открытия академического журнала «Богословский вестник». Богословский вестник, 1892, № I, с.107−114.
  165. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета. М.: Изд-во Московской патриархии, 1979. — 1372с.
  166. А.Д. Истинное христианство и гуманизм. Богословский вестник, 1892, J& 6, с.439−459.
  167. С.Н. Два града. Исследования о природе общественных идеалов. T. I-П. М.: Товарищество типографии А. И. Мамонтова, 19II, — T. I — 303с- т. П — 313с.
  168. С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения.-Сергиев Посад, Путь, 1917. 417с.
  169. С.Н. Агнец божий (0 богочеловечестве). 4.1.-Париж, 1933. 474с.
  170. С.Н. Утешитель (0 богочеловечестве). Ч.П.-Париж, 1936, 450с.
  171. С.Н. Невеста агнца (0 богочеловечестве). Ч. Ш. Париж, 1945. 625с.
  172. А. Царство божие. Богословские труды, 1975, сб.14, с.62−76.
  173. Вопросы жизни. М.: Синодальная типография, 1904.- 77с.
  174. И. Борьба двух начал. Руководство для сельских пастырей, 1915, № 32, с.805−812- Л» 33, с.833−840.
  175. Георгий, игумен. Человек участник таинства святого крещения. — Журнал Московской патриархии, 1983, J6 3, с.68−73.
  176. С.С. Из чтений о религии. Троицкая Сергиева' лавра: Типография Троицкой лавры, 1905. — 435с.
  177. С.С. Мечты о прекращении войн. Богословский вестник, 1915, № 3, с.461−497.
  178. Н. «Да будет воля твоя!» Журнал Московской патриархии, 1983, 3, с.39.
  179. А.В. Слово на 19-е февраля. Богословский вестник, 1895, № 2, с.173−180.
  180. А.В. Слово в неделю о расслабленном, при совершении литургии на греческом языке. Богословский вестник, 1895, В 5, с.169−178.
  181. Горский-Платонов П. И. По поводу неурожая. Богословский вестник, 1892, I, с. 121−128.
  182. В.И. Основное богословие или христианская апологетика. Богословский вестник, 1895, с.1−12- № 4, с.13−28- № 5, с.29−44- № 6, с.45−60- 1Ь 7, с.61−76- № 9, с.77−90- № 10,с.91−108- J& 12, с.109−130.
  183. Евлогий (Смирнов) Слово на крещение господне. Журнал Московской патриархии, 1976, $ I, с. 39.- 170
  184. Н.А. К шестидесятилетию социалистической Отчизны. Журнал Московской патриархии, 1977, № II, с.38−41.
  185. Н.А. Служение христианина благу человеческого общества. Журнал Московской патриархии, 1977, № 3, с.54−58.
  186. С. Аскетизм по православно-христианскому учению.-Спб.: 1907, т.1, кн.1 388с- кн.2 — 693с.
  187. Ю.А. Авторитет в вопросах веры. Богословский вестник, 1915, № 5, с.160−183.
  188. Н.Д. Вселенская идея празднования рождества Христова и современные споры о рождественском молебне. Богос -ловский вестник, 1915, № I, с.176−234.
  189. В.О. Добрые люди Древней Руси. Богословский вестник, 1892, № I, с.77−96.
  190. А.П. Промысел божий в истории человечества. -Спб.: 1898, 124с.
  191. Леонтий, митрополит Московский и Коломенский. Из лекций по нравственному богословию. Богословский вестник, 1892, № 4, с.1−33- 15 7, с.1−38.
  192. К.Н. Письма к Анатолию Александрову. Богословский вестник, 1915, № I, с.1−5- 24−27.
  193. Л. Патриарх Никон. Очерк жизни и деятельности.-Богословские труды, 1982, сб.23, с.154−199.
  194. В.Н. Образ и подобие. Журнал Московской патриархии, 1958, $ 3, с.53−64.
  195. В.Н. Искупление и обожение. Журнал Московской патриархии, 1967, J5 7, с.65−71.
  196. В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. Богословские труды, 1972, сб.8, с.7−128.- 171
  197. В.Н. Догматическое богословие. Богословские труды, 1972, сб.8, с.129−186.
  198. В.Н. «Видение бога» в византийском богословии.-Богословские труды, 1972, сб.8, с.187−194.
  199. В.Н. Паламистский синтез. Богословские труды, 1972, сб.8, с.195−204.
  200. В.Н. Господство и царство. (Эсхатологическийч, этюд).- Богословские труды, 1972, сб.8, с.205−214.
  201. В.Н. Апофаза и троическое богословие. Богословские труды, 1975, сб.14, с.95−104.
  202. В.Н. Богословие образа. Богословские труды, 1975, сб.14, с.105−113.
  203. В.Н. Богословское понятие человеческой личности.-Богословские труды, 1975, сб.14, с.114−120.
  204. Михаил, архиепископ Вологодский и Великоустгажский. Апос-тожчность церкви, священство и пастырское служение в свете божественного откровения. Журнал Московской патриархии, 1983, № 3, с.68−73.
  205. Никодим, архиепископ Харьковский и Богодуховский. Слово о молитве. Журнал Московской патриархии, 1979, № 7, с.30−31.
  206. В. Вечер памяти священника Павла Флоренского. -Журнал Московской патриархии, 1982, $ 7, с.24−26.207. «Не поднимет на народ меча». Московские новости, 1983, J6 34, с. 1, 6−7.
  207. М.А. Нравственное богословие или христиан -ское учение о нравственности. 2-е изд. — Киев, 1893.- 289с.
  208. Обращение к религиозным деятелям мира. Журнал Московской патриархии, 1978, № 6, с.34−35.- 172
  209. Пимен (Извеков), патриарх Московский и всея Руси. Приветственное послание участникам ХУ съезда Христианско-Демократи-ческого союза Германии. Москва, 6 октября 1982 г. Журнал Московской патриархии, $ I, с.7−8.
  210. Пимен (Извеков). Спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы долг религиозных сил. — Журнал Московской патриархии, 1982, В 3, с.42−52.S
  211. Палладий (Шиман). 0 молитве. Журнал Московской патриархии, 1978, Ш 6, с.39−40.
  212. Послание патриарха Пимена президенту США Рейгану. -Московские новости, 1983, & 15, с. 6.
  213. Преподобный Ефрем Сирин. 0 покаянии. Журнал Московской патриархии, 1979, В 7, с.27−30.
  214. Послание священного Синода о У Ассамблее Всемирного Совета Церквей и ее результатах. Журнал Московской патриархии, 1976, В 4, с.7−13.
  215. И.В. Критика учения Канта об основах нравствен -ности. Богословский вестник, 1897, № I, с.49−80- $ 3, с.396-- 435.
  216. И.В. Мистическое оправдание аскетизма в творениях преп.Макария Египетского. Богословский вестник, 1905, В I, -384с.
  217. Т.Д. Нравственное богословие и его современные задачи. Журнал Московской патриархии, 1958, В 2, с.69−78.
  218. А.С. Церковное управление. Богословский вест -ник, 1901, гё I, с.46−75.
  219. Св.Астерия Амасийского Слово на начало поста. Богос -ловский вестник, 1892, Л I, с.1−13.- 173
  220. Св.Астерия Амасийского Беседа против корыстолюбия. -Богословский вестник, 1892, № 3, с.457−475.
  221. П.Я. Идея царства божия в ее значении для христианского миросозерцания (Богословско-апологетическое исследование).- Богословский вестник, 1902, Л 5, с.40−74- $ 6, с.165−201- 1903, J& I, с.1−39- № 4, с.595−635.
  222. Слово святейшего патриарха Пимена в Прощеное воскре -сенье. Журнал Московской патриархии, 1983, № I, с.35−36.
  223. П. Христианство и революция. Журнал Московской патриархии, 1967, № 7, с.34−40.
  224. Сергий (Королев). 0 подвиге общения. Журнал Московской патриархии, 1983, № 3, с.64−67.
  225. Сергий (Голубцов), архиепископ. Воплощение богословских идей в творчестве преподобного Андрея Рублева. Богословские труды, 198I, сб.28, с.3−67.
  226. Сергий (Страгородский). Вечная жизнь как высшее благо.-Богословский вестник, 1895, В I, с.1−30- В 2, с.195−213.
  227. Сергий (Страгородский). Разбор инославных учений об оправдании. Богословский вестник, 1895, № 4, с.1−26.
  228. Святого отца нашего Иоанна, архиепископа Константино -польского, Златоуста беседы огласительные. Журнал Московской патриархии, 1972, $ 9, с.61−69.
  229. В. Проповедь в дни великого поста. Журнал Московской патриархии, 1978, $ 3, с.31−32.
  230. К.Н. 0 возможности и значении научно-художественного изображения господа нашего Иисуса Христа. (К вопросу о психологических основах христианства). Богословский вестник, 1897, № I, с.1−24- № 2, с.203−228.- 174
  231. B.C. Оправдание добра. Нравственная философия.-Спб., 1897. 681с.
  232. Н. Из лекций по нравственному богословию. -Харьков, 1913. 259с.
  233. М.М. Основы христианства. Система религиозной мысли. Т. З. Христианское мировоззрение. Сергиев Посад, 1908.-319с.
  234. М.М. Дух и плоть. Богословский вестник, 1905, JS I, с.1−27.
  235. Л. «Свет человеков». -Журнал Московской патриархии, 1983, № I, с.39−40.
  236. П.В. К вопросу о политических, национальныхи религиозных задачах России. Богословский вестник, 1897, $ 4, с.127−153- № 5, с.264−285.
  237. Учение святителя Иоанна Златоуста о молитве. Журнал Московской патриархии, 1979, № 9, с.68−73.
  238. Н.Ф. Сочинения. (Бетупит.статья, с.5−50, примеч. и сост. С.Г.Семеновой). М.: Мысль, 1982, — 711 с.
  239. П.А. Иконостас. Богословские труды, 1972, сб.9, с.80−148.
  240. И.Л. Православно-христианское учение о нравственности.- (Спб): лит. А. Транше ля, (188-?).- 150с.
Заполнить форму текущей работой