Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Начало становления демократического общества и формирование концепции гражданского образования в России в конце 80-х — 90-е гг. ХХ века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основополагающие параметры модели гражданского образования: гражданское образование — приоритетная задача в системе образования, воспитания и развития личностизадачей учебных курсов, объединенных рамками единой образовательно-воспитательной модели, является обеспечение процесса социализации подрастающего поколения в новых экономических и социально-политических условияхгражданское образование… Читать ещё >

Содержание

  • Раздел 1. Формирование демократического гражданского общества в современной России (конец 80-х — 90-е гг. XX века)
  • Раздел 2. Государственная политика в области школьного исторического и обществоведческого образования. Формирование концепции ^ гражданского образования и воспитания
  • Раздел 3. Деятельность органов управления образованием Российской Федерации и общественных организаций по развитию системы гражданского образования в практике российской школы

Начало становления демократического общества и формирование концепции гражданского образования в России в конце 80-х — 90-е гг. ХХ века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одной из главных проблем России на современном этапе ее исторического развития является формирование гражданского общества и правового государства. Наследие, которое страна получила от прошлых времен, ставит перед реформаторами наших дней чрезвычайно сложные задачи. Россия на-0 чала долгий марш к демократии через промежуточные рубежи постепенного вызревания и становления гражданского общества. Страна находится между прошлым и будущим. Разрыв с тоталитарным прошлым уже произошел. Но контуры будущего и пути к нему еще не очень ясны. Политические отношения и структуры аморфны и текучи. Нравы и привычки вчерашнего дня сохраняются. Историческая задача создания новых институтов и способов жизнедеятельности решается людьми, сформировавшимися в прошлом обществе. Таково глубинное основание острых противоречий демократической реформации, зигзагов, крутых изгибов и резких поворотов в ее развитии 1. Процесс демократических преобразований изменил существовавшее на протяжении многих лет соотношение государства и гражданского общества. Последнее получило реальную возможность стать фундаментальной общественной де-терминантой. Альтернативные государственным структуры и системы в экономике, политике, культуре, образовании получили право на приоритетное.

4 4 развитие, и теперь они уже пытаются определять направление и характер процессов в российском обществе.

Человечество вступило в фазу осмысления мира в его целостности и взаимосвязи. Усиление интеграционных процессов в современном мире активизирует задачи подготовки молодежи к жизни в условиях новой цивилизации, базирующейся на приоритетах ценностей человеческой морали и культуры. Критическая ситуация, в которой оказалось молодое поколение (в России эта ситуация по ряду причин достигла особой остроты), требует обращения к определенной системе ценностей, связанных с лучшими национальными традициями, общечеловеческой традицией гуманизма как глобального мировоззрения, определяющего отношение человека к окружающему миру и к другим людям 1.

Российское общество сегодня переживает период глубоких структурных, ф. в том числе социокультурных изменений. Все эти процессы не могут не затрагивать сферу образования и воспитания. При этом есть серьезные основания для вывода, что сложность и определенная непоследовательность реформы системы образования, в том числе исторического образования как ее идейной, мировоззренческой составляющей, обусловлена незавершенностью процесса реформирования общества в целом (иначе говоря, отсутствием, или недостаточностью, понятных большинству населения положительных резульл татов реформ) .

С другой стороны, подчеркнем, что успех реформ в обществе во многом зависит от образовательной политики, ее системности, последовательности и.

1 Кочетков А. П. О формировании гражданского общества // Социально-политические науки. 1992. № 1. С. 14- Ревкин З. И., Пряникова В. Г. Национальные ценности образования как ориентиры развития отечественной педагогической аксиологии. Национальные ценности образования / История и современность. М., 1996. С. 5.

2 Кравченко И. И. Концепция гражданского общества в философском развитии // Полис. IГ 1991. № 5. С. 128. результативности. Не будет преувеличением сказать, что школа определяет будущее России и является непременным условием ее возрождения. (Разумеется, школа только при определенных условиях может выполнять эту функцию. Добавим, что именно эта цель должна на практике стать приоритетом государственной политики в области образования.) От эффективности образовательно-воспитательного процесса в школах России во многом зависит преодоление кризисных процессов, становление нового Российского демократического государства, а соответственно и адекватное восприятие России мировым сообществом. Не стоит забывать и о том, что равноправный и достойный диалог с мировым сообществом возможен только при условии преодоления Россией внутреннего кризиса. К сожалению, сегодня авторитет России в мире достиг весьма низкой точки, и осознание этого факта требует принятия стратегических решений, в том числе и в сфере образования и воспитания учащихся При этом всем понятно, что соответствующие выводы должны быть сделаны и в отношении стратегии развития исторического образования школьников как фактора, влияющего на менталитет молодых граждан России.

К сожалению, приходится с грустью констатировать, что отсутствие сформулированной на основе консенсуса между различными политическими силами государственной идеологии (или идеологических основ Российского государства) затрудняет формулирование приоритетов государственной политики в области образования в целом и особенно в отношении историко-обществоведческого образования. Этот факт отрицательно сказывается на национальной безопасности России. Так, в частности, известно, что еще в 1993 г. аналитики Министерства безопасности РФ признали, что «отсутствие историко-философской концепции России является сегодня важнейшим дестабилизирующим фактором» 1. Положение в этой области к настоящему времени пока еще не изменилось в лучшую сторону.

Вместе с тем трудно отрицать, что реформа системы образования в России, как часть процесса реформирования общества в целом, продолжается. В системе образования происходят серьезные изменения, смысл и значение которых обусловлены поиском новых образовательных парадигм, соответствующих новым тенденциям развития российского общества.

В развитии историографии проблемы можно выделить два четко прослеживающихся этапа.

Первый — с середины 80-х до начала 90-х гг., и второй — с начала 90-х гг. до настоящего времени.

Концептуальную и методологическую основу трудов первого периода составляла обновленная марксистско-ленинская теория. А работы этого времени были, как правило, посвящены проблемам «перестройки» и «обновления» советского общества и ленинизма от пут «сталинщины» и «перегибов» «застойной» эпохи. Правда, уже на исходе этого периода появились и первые работы А. П. Бутенко и А. С. Ципко, в которых впервые критике были подвергл нуты доктринальные основы советского общества. Вышли в свет и давно изданные на Западе «классические» работы Р. Такера и С. Коэна о советском обществе и его радикальном отличии от «открытого общества» в странах За.

•5 падной Европы и США .

Литература

второго периода представляла собой уже совершенно иную картину. Ее основу составляли труды, созданные без непосредственного влияния партийно-государственной машины прежних лет. Несмотря на из.

1 Днепров Э. Д. Четвертая школьная реформа в России. М., 1994. С. 14.

2 Бутенко А. П. Откуда и куда вдем. М., 1990; Ципко A.C. Насилие лжи, или Как заблудился призрак. М., 1990 и др.

3 Такер Р. Сталин: Путь к власти. 1879—1929. История и личность. М., 1991. Коэн С. Бухарин. Политическая биография. 1888—1938. М., 1988.

14% вестную публицистичность и политическую заостренность многих из них, в соответствии с Законом РФ о печати появилась возможность высказывать любые точки зрения сторонникам самых различных политических и идейных взглядов. Поэтому главной отличительной чертой историографии второго периода можно считать ее независимость от властей и плюрализм концептуальных и методологических подходов.

В целом многообразную литературу, затрагивающую различные аспекты темы исследования можно сгруппировать следующим образом.

К первой группе относятся работы теоретического и обобщающего характера, раскрывающие общие проблемы рассматриваемого периода. В их числе следует назвать работы как научного так и научно-педагогического характера. В них содержатся выводы и обобщения по всему советскому периоду отечественной истории, приводятся новые, не известные прежде исследователям исторические данные и документальные свидетельства. Характерно, что в зависимости от научной и политической позиции авторов в этих трудах само начало движения России к гражданскому обществу в начале 90-х гг. оценивается диаметрально противоположно. Одни видят в этом национальную катастрофу, другие — начало неизбежного обновления всего спектра общественных отношений.

Вторая группа работ представлена трудами, посвященными самому гражданскому обществу, специфике его понимания россиянами и начала его.

1 На пороге кризиса: Нарастание застойных явлений в партии и обществе (под общей ред. В.В.Журавлева) М., 1990; Куда идет Россия (под ред. В.П.Данилова). М., 1990; Современная политическая история России (1985—1997). Хроника. М., 1997. Т.1- Согрин В. Политическая история современной России. 1985—1995. М., 1994; Экономические реформы в России: итоги последних лет. 1991—1996. М., 1997; Четко C.B. Распад Советского Союза. Этнополитический анализ. М., 1996 и др.

2 История России. В 2-х тт. (рук. авт. кол. А.А.Данилов). М., 1995; История современной России. 1985—1994. (Под ред. В.В.Журавлева). М., 1995; Новейшая история Отечества. XX век. В 2-х тт.(под ред. А. Ф. Киселева и Э.М.Щагина). М., 1998 и др. созидания в нашей стране. Наряду с изданными на русском языке классическими трудами западных историков и социологов 1 были впервые изданы на л русском языке фундаментальные работы отечественных авторов. Однако это были, как правило, работы, написанные за рубежом. Они лишь способствовали пробуждению и раскрепощению интеллектуальных сил ученых бывшего СССР в данном направлении, формировали необходимые предпосылки для этого.

Лишь с середины 90-х гг. появились первые работы, авторами которых выступали наши соотечественники-современники. В числе изданных в эти годы работ заслуживает особого внимания монография А. Н. Медушевского «Демократия и авторитаризм: Российский конституционализм в сравнительной перспективе» 3. В ней автор на большом фактическом материале раскрывает феномен конституционализма как явления мирового и российского политического процесса. Он рассматривает формирование гражданского общества как социальной и политической системы в качестве неизбежного пути от традиционного общества к массовому. В книге раскрываются механизмы власти и типология форм правления в ходе крупнейших европейских революций, а также место и роль российской модели конституционализма в мировом политическом процессе. В центре исследования А. Н. Медушевского — актуальная для современной России проблема перехода от авторитарных политических систем к демократическим. Особое внимание он уделяет раскрытию конфликтного потенциала трех основных компонентов современной рос.

1 Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2-х тт. М., 1992; Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993; Лернер М. Развитие цивилизации в Америке. Образ жизни и мыслей в Соединенных Штатах сегодня. М., 1992 и др.

2 В первую очередь здесь следует назвать книгу П. Сорокина «Человек. Цивилизация. Общество», изданную в Москве в 1992 г.

3 Медушевский А. Н. Демократия и авторитаризм: российский конституционализм в сравни-ф тельной перспективе. М., 1998. 9 сийской политической системы — Государственной думы, административной системы правительства и главы государства.

Вышли в свет и некоторые другие небольшие издания по проблемам гражданского общества в России Среди них особый интерес вызывают те работы, в которых оцениваются особенности восприятия и формирования гражданского общества в России, необходимость учета специфики традиций 2 и менталитета россиян в ходе этого процесса .

С середины 90-х гг. в различных научных журналах появились десятки статей по различным аспектам становления гражданского общества в России. 3 В основе своей это были политологические исследования. Отчасти — культурологические и социологические. Исторических работ на российском материале не было по главной причине — отсутствовало и отсутствует само гражданское общество.

Др" Особое место в историографии проблемы становления гражданского общества в России занимают опубликованные материалы научных конференций. Интересно то обстоятельство, что сами конференции проводились не.

1 Проблемы формирования гражданского общества. М., 1993; Витюк В. В. Становление идеи гражданского общества и ее историческая эволюция. М., 1995.

2 Гражданское общество в России: западная парадигма и российская реальность. М., 1996 и.

ДР.

Арато А. Концепция гражданского общества: восхождение, упадок и воссоздание, направления для дальнейших исследований // Полис. 1995. № 3- Воронцова Л., Филатов С. «Русский путь» и гражданское общество // Свободная мысль. 1995. № 1- Зубов А. Б. Современное русское общество и civil society: границы наложения. // Pro et Contra. Т. 2. № 4- Красин Ю. А. Долгий путь к демократии и гражданскому обществу // Полис. 1992. № 5—6- Романенко Л. М. Метаморфозы российской модели гражданского общества: диалектика стихийного и сознательного // Социально-политический журнал. 1995. № 3- Серебряков С. Л. Цивилизационные основы формирования гражданского общества в России. // Социально-политический журнал. 1995. № 2- Хорос В. Гражданское общество: общие подходы // Мировая экономика и международные отношения. 1995. № 11- ф Шапиро И. Демократия и гражданское общество // Полис. 1994. № 4 и др.

41 10 только в Москве, но и в дальних регионах России, причем с участием известных специалистов политологов, социологов и историков из других стран. Примечательно также то, что кроме общих теоретических вопросов, участники этих конференций предлагали свои варианты решения назревших проблем становления гражданского общества в России, в том числе перестройки преподавания социально-гуманитарных дисциплин.

Третья группа представлена работами, посвященными реформе образовательной системы России, в том числе и в первую очередь — социально-гуманитарного образования.

Среди них выделяется ряд статей Б. С. Гершунского 3, Э. Р. Григорьяна 4, Э. Д. Днепрова 5, в которых содержатся общие подходы к реформированию как системы образования в целом, так и становлению граждановедения как новой образовательной области.

Значительное число работ представляет «немодную» сегодня тему воспитательного воздействия социально-гуманитарных дисциплин на личность учащегося 6. В них авторы показывают, что вне зависимости от общественно.

Гражданское общество и правовое государство: предпосылки формирования. М., 1991. Становление институтов гражданского общества: Россия и международный опыт: Материалы международного симпозиума 31 марта—1 апреля 1995 г. М., 1995 и др.

2 Гражданское общество и региональное развитие: Материалы научной конференции 22 апреля 1994 г. г. Томск. Томск, 1994; Проблемы становления гражданского общества в России // Тезисы докладов и материалы научно-практической конференции. Красноярск, 1996 и др.

3 Гершунский Б. С. Стратегические приоритеты развития образования в России // Педагогика. 1996. № 5.

4 Григоръян Э. Р. Российское образование на современном этапе: проблемы и тенденции (точка зрения социолога) // Обществознание в школе. 1997. № 3.

5 Днепров Э. Д. Четвертая школьная реформа в России. М., 1994; его же. Школьная реформа между «вчера» и «завтра». М., 1996; его же. Проблемы образования в контексте общего процесса модернизации России // Педагогика. 1996. № 5.

6 Бим-Бад Б. М. Воспитание человека обществом и общества человеком. // Педагогика. 1996. № 5- Бондаревская Е. В. Воспитание как возрождение гражданина, человека, культуры и нравстполитической среды, социально-гуманитарный блок знаний всегда и в любом обществе был и остается одним из важнейших инструментов формирования гражданской позиции подрастающих поколений. Особенно в российском обществе, как вчера, так и сегодня.

В этой связи важное место в историографии проблемы принадлежит коллективному труду «Национальные ценности образования: история и современность» 1.

Более частным, но не менее важным проблемам государственных стандартов, учебных планов по граждановедению, истории и другим дисциплил нам посвящены также многие работы. Их ценность состоит прежде всего в том, что здесь сопоставляются самые различные точки зрения на проблему, порой диаметрально противоположные, содержатся конкретные предложения по решению проблем перестройки содержания и структуры курсов по социально-гуманитарным дисциплинам.

Таким образом, состояние историографии данной проблемы позволяет сделать вывод о том, что несмотря на обилие книг и статей по различным аспектам формирования гражданского общества и перестройки системы гражданского образования в России, специальных исследований, в комплексе раскрывающих эту тему до сих пор нет.

Целью исследования является изучение проблемы формирования в современной России гражданского общества, его институтов и гражданского венности. Ростов-на-Дону. 1995; Боголюбов Л. Н. Изучение социально-гуманитарных дисциплин как необходимое условие формирования у учащихся гражданской культуры // Социально-политический журнал. 1997. № 3.

1 Национальные ценности образования: история и современность. М., 1996.

2 Каспаржак А. Г., Левит М. В. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. М., 1994; Образовательные стандарты: Материалы международного семинара ф «Разработка образовательных стандартов в демократическом обществе». Новосибирск, 1995 и др. сознания. Для реализации поставленной цели автором определены следующие задачи: рассмотреть основные подходы к понятию гражданского общества в современной истории и политологиивыявить проблемы, трудности и перспективы формирования гражданского общества в ходе политических реформ в современной Россииопределить место, роль, значение системы гуманитарного образования в процессе становления гражданского общества. сформировать понятия гражданского общества и гражданского образования, рассмотреть концепции, учебные планы, программы, учебно-методическое обучение курса гражданского образования в основной и средней школе. обобщить практику руководства Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, органов управления образованием субъектов Российской Федерации по реализации политики государства в области гражданского образования.

Объектом исследования диссертационной работы является процесс формирования гражданского образования в современной России, его состояние, возможности и перспективы.

Предметом исследования — формирование развивающейся системы гражданского образования в процессе становления гражданского общества в 90-е годы XX века.

В качестве теоретико-методологическая основы автор широко использовала три основные группы методов исследования: общенаучные (исторический, логический, метод классификации), специально-исторические (хронологический, синхронный, диахронный, метод исторических параллелей, ретроспективный, структурно-системный, метод актуализации), методы смежных наук (в частности, статистический, метод конкретных социальных исследований, метод социальной психологии), а также использованы данные мо.

13 ниторингов, проведенных среди населения и учащихся, позволяющих судить об уровне гражданского сознания.

Для исследования поставленной проблемы были привлечены многочисленные и разнообразные опубликованные и архивные материалы и документы. Одним из важнейших источниковых блоков стали законодательные акты СССР и Российской Федерации — Конституция СССР 1977 г. с последующими дополнениями и изменениями, внесенными в годы перестройкиКонституция Российской Федерации 1993 г., а также законы о реформах образования 80-х гг. и Закон РФ «Об образовании». Важное место заняли также подготовительные материалы к законодательным актам государства. В частности, документы текущего архива Комитета по образованию и науке Государственной Думы Федерального Собрания РФ (проекты Закона о Федеральном образовательном стандарте и др.). ф Архивные материалы и документы автор использовала в основном из двух архивов — Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ) и Центра хранения современной документации (ЦХСД). В первом архиве были изучены и отчасти использованы в диссертации документы фондов р-9606 (Министерство высшего и среднего специального образования СССР) за 1984—1988 гг., р-9507 (Госкомитет Совмина СССР по профессионально-техническому образованию) за 1984—1988 гг., а-553 (Комитет по профессионально-техническому образованию) за 1984—1988 гг., а-2306 (Министерство т просвещения РСФСР) за 1980—1988 гг. В ЦХСД в основном были использованы материалы фонда 89 (Коллекция документов. Представленных в Конституционный Суд РФ по «делу КПСС»),.

Кроме этого были использованы текущие архивы Госкомитета СССР по народному образованию за 1988—1991 гг. и Министерства общего и профессионального образования РФ (до 1997 г. — Министерства образования РФ) за 1991—1998 гг.

Важным источником стали материалы документальных сборников по проблемам образования, реформы образовательной системы, изданные за последние десять лет.

Использовались также альтернативные проекты реформы системы образования, разработанные политическими партиями и общественными движениями — КПСС, КПРФ, ЛДПР, Демократический Выбор России и др.

Видное место среди источников занимает многожанровая и большая по объему периодическая печать как общегосударственного, так и регионального уровня, включая педагогическую печать.

Наконец, большую помощь диссертанту оказали многочисленные данные социологических исследований, проведенных по различным аспектам темы исследования и опубликованные в печати.

Все эти многочисленные источники позволили лучше представить предмет исследования и сделать репрезентативные выводы и суждения.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем: изучены и обобщены основные подходы к определению понятия гражданского общества в отечественной и зарубежной науке, выделены этапы его формирования и развития на современном этапе реформаторского процесса в Российской Федерациипрослежена эволюция идеи гражданского образования в нашей стране и за рубежом, определены концептуальные положения теории гражданского образования, выявлены его истоки, сущность, особенности теоретических разработок и практического опытавыявлена роль гражданского образования в формировании гражданского обществауточнено понятие «гражданского образования», выявлены, проанализированы, сопоставлены различные подходы к понятию концепции гражданского образованияустановлены связи между формированием демократического гражданского общества и реформированием системы школьного исторического и обществоведческого образованияобоснованы и раскрыты модели, концепции, теоретические подходы, практика реализации системы гражданского образования в школах Российской Федерации.

Практическая значимость исследования состоит в том, что четкие представления и понятия о начале становления гражданского общества в 90-е годы XX века и развитии системы гражданского образования в школах РФ могут быть использованы органами управления образованием субъектов Российской Федерации по развитию государственной образовательной политики и совершенствованию гражданского образования на местах. Возможно применение результатов данного исследования при разработке конкретных программ, проектов, учебных планов, концепций гражданского образования и подготовке аналитических материалов по этим проблемам как для руководи-телеи органов управления образованием, так и для методистов и учителеи-практиков. Значимость проведенного исследования, безусловно, усиливается в связи с изменением идеологических установок и парадигм системы образования в России.

Хронологические рамки работы охватывают период с конца 80-х до конца 90-х годов XX века.

На защиту были вынесены следующие положения исследования: анализ подходов к рассмотрению понятий гражданского общества и гражданского образованиярассмотрение проблем формирования демократического гражданского общества в современной Россиисодержание государственной политики в области школьного образования- 16 ^ — реализация деятельности органов управления образованием Министерства общего и профессионального образования РФ в выработке стратегии, концепции гражданского образования, государственных образовательных стандартов, программ, федеральных учебников в этой области знаний, обобщении опыта региональных моделей гражданского образования и формировании на этой основе единой национальной государственной модели гражданского образования и сохранении в этой связи единого образовательного пространства.

Материалы исследования легли в основу ряда аналитических докладов, периодически подготавливаемых автором для руководства МОПО РФ, они были использованы при принятии управленческих решений, а также предложений для региональных органов управления, стали основой специальных статей в журналах и газетах, методических рекомендаций и консуль-% таций к учебным пособиям и учебникам.

Выводы:

1. Судьба гражданского образования повторила судьбу обществоведческого образования в России в целом. «Гражданина СССР» пытались целеустремленно воспитывать в 60—80-е годы, в том числе и в период перестройки. Наступивший после событий августа 1991 года коллапс в национальной идеологии, в области школьного исторического и обществоведческого образования в определенной мере продолжается до сих пор. Сфера гражданского образования остается невспаханным полем приложения квалифицированных научно-методических, издательских и иных усилий.

2. Наличие различных авторских коллективов, работающих в области гражданского образования, служит свидетельством того, что в России идет активный поиск содержания, методов преподавания, обеспечивающих решение актуальнейшей для страны задачи. В настоящее время разрабатывается ряд новых авторских программ и курсов по гражданско-правовому образованию. В этой сфере образования, как, впрочем, и во всех иных, не может быть 166 ** места монополизму программ и учебников. Российская школа готова принять и освоить варианты. Следует поощрять самостоятельные разработки курсов по этой проблематике. Чем больше будет талантливых работ в этой области, тем скорее школа начнет эффективно решать задачи воспитания граждан России, способных вывести страну на достойные ее духовного, экономического, геополитического потенциала исторические рубежи.

3. Все авторы попытались на основе своего видения создать авторские программы и разработать методическое обеспечение курсов по гражданскому воспитанию. Вместе с тем, несмотря на различное в чем-то видение проблемы, авторы были едины в признании комплексного характера курсов по гражданскому образованию и все пошли по пути создания специальных гражда-новедческих курсов, рассматривая гражданское образование как самостоятельный предмет.

4. Особое значение в распространении и развитии системы гражданского образования принадлежит воплощению этих идей на региональном уровне, так как в условиях такого большого и многонационального государства невозможно создать единый шаблон программы, учебника, методических материалов. В связи с этим государственные органы пытаются только наметить общие подходы, реальное воплощение которых должно происходить через их интерпретацию на местном уровне, с наполнением особой специфики каждого конкретного региона.

5. Очевидно, что значительную роль в становлении гражданского образования в России играют неправительственные российские и международные организации. Ф.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Начало становления демократического гражданского общества и формирование концепции гражданского образования в России является стержнем современного этапа общественной модернизации страны.

Можно остановиться на основных выводах, сделанных автором в ходе исследовательской работы. Процесс демократических преобразований изменил существовавшее на протяжении многих лет соотношение государства и общества. Последнее получило реальную возможность стать фундаментальной общественной детерминантой. Альтернативные государственные структуры и системы в экономике, политике, культуре получили право на приоритетное развитие, и теперь они уже определяют направление и характер процессов в российском обществе. Однако, вместо гармонизации всего комплекса социальных отношений, ускоренного развития экономики, расцвета науки и культуры, это привело страну во власть дезинтеграционных по содержанию и стихийных по форме процессов во всех сферах жизни общества. Отсюда социальная и политическая пассивность большинства населения, у которого не только отбит предшествующими десятилетиями вкус к общественной деятельности, но и накапливается разочарование от сегодняшних «схваток под ковром» с существующей властью 1.

1 Проблемы становления гражданского общества в России. Тезисы докладов и материалов научно-практической конференции. Красноярск 25—26 апреля 1996 г. Красноярск. 1996.

По нашему мнению, основной вопрос, стоящий сегодня перед нашей страной, заключается не в том, сумеем мы или не сумеем построить в сжатые сроки демократической гражданское общество. Демократическое общество в России уже существует. И не только существует, но и играет доминирующую роль, «оттеснив» государство во всех сферах общественной жизни. Просто это его специфическая, пришедшая к нам из нашего же социалистического прошлого форма. И вопрос заключается в том, удастся ли преодолеть эту агрессивную, разрушительную и асоциальную по сути форму, заменив ее новой, действительно демократической 1.

К проблеме гражданского общества, взаимодействия его с государством, как, впрочем, и к любой категории общественной жизни, нельзя подходить догматически.

Общественная жизнь настолько сложна и противоречива, что не может ^ быть помещена в рамки жестких схем. Задача науки — разработка теории гражданского общества, отражающей подвижную взаимосвязь всех составных элементов общества и восприимчивой к их изменению.

Демократическим изменениям и формированию гражданского общества нет альтернативы. Поэтому чем быстрей и глубже мы его изучим и поймем его проблемы, тем легче будет нашему государству, общественных движениям и партиям, социальным институтам, в том числе и образовательным, находить наиболее приемлемые решения сложнейших задач, вставших перед • нами в современных условиях.

Судьба гражданского образования повторила судьбу обществоведческого образования в России в целом. В педагогических кругах о гражданском образовании говорилось давно, но эти разговоры были крайне неопределенны и, как правило, некорректно идеологичны и не всегда компетентны. «Гражданина СССР» пытались целеустремленно воспитывать в 60—80-е го.

1 Холодковский КГ. Демократия и реформы в России. М., 1996. С. 128—139- Шапиро И. ^ Демократия и гражданское общество // Полис. 1998. № 4. С. 17. ды, в том числе и в период перестройки. Наступивший после событий августа 1991 года коллапс в национальной идеологии, в области школьного исторического и обществоведческого образования в определенной мере продолжается до сих пор. Сфера гражданского образования остается невспаханным полем приложения квалифицированных научно-методических, издательских и иных усилий.

Цель гражданского образования — подготовка учащихся к ответственной и осмысленной жизни и деятельности в демократическом, правовом государстве, основные параметры которого определены в Конституции Российской Федерации.

Основополагающие параметры модели гражданского образования: гражданское образование — приоритетная задача в системе образования, воспитания и развития личностизадачей учебных курсов, объединенных рамками единой образовательно-воспитательной модели, является обеспечение процесса социализации подрастающего поколения в новых экономических и социально-политических условияхгражданское образование рассматривается как системообразующий фактор в комплексе образовательных, воспитательных и развивающих задач современных школьных гуманитарных дисциплинпостроение модели гражданского образования предполагает решение в числе прочих методологических и теоретических задач концептуального разграничения политико-правовых и собственно граждановедческих курсовсовременные научные представления о гражданском образовании трактуют его как комплексное образование, содержание которого шире правового и включает кроме последнего элементы политических, экономических, этических и социологических знанийцелью гражданского образования является формирование личности, осознающей свою ответственность за судьбу Родины и своих сограждан, способной к самостоятельным, независимым суждениям и принятию ответственных решений.

Правовой базой системы гражданского образования учащихся в общеобразовательных учреждениях России, наиболее общей целью которой является воспитание гражданина, и всего сопряженного комплекса организационно-управленческих и учебно-методических мероприятий стали директивные нормативные документы Министерства образования Российской Федерации.

Отсутствие единой концепции гражданского образования на федеральном уровне и единого образовательного стандарта, в конечном счете, привело к тому, что гражданское образование осуществляется в основном стихийно, без достаточной преемственности по вертикали с 1 по 11 класс. Гражданское образование и воспитание может существовать в разных моделях, важно, чтобы оно в той или иной форме непременно присутствовало в школьном социуме: как отдельный предмет, имеющий самостоятельное место в учебном планекак часть более устоявшегося учебного предметакак набор модульных курсовкак составная часть всей системы образования.

Содержание гражданского образования обеспечивается не только учебными предметами, но и всей демократической атмосферой, существующей или нет в повседневной жизни школы.

Гражданское образование становится постоянной темой дискуссии среди педагогов. Многочисленные споры возникают как по содержанию граждано-ведческих курсов, так и по методике преподавания. Они видят пути дальнейшего развития через внедрение новых предметов и разработку программ, охватывающих максимально широкий возрастной диапазон школьников (иногда с 1-го по 11-ый классы). Другие видят перспективность развития в создании небольших модульных курсов, легко включаемых в уже существующие школьные программы. Министерство общего и профессионального образования поддерживает любые инициативы в развитии гражданского образования в России. Однако, исходя из реального состояния российской школы (отсутствия достаточного количества учителей, недостатка школьных помещений, нищета учительства и т. п.) особое внимание уделяется разработке модульных курсов 1.

Для органов управления образованием наибольшую трудность представляют: выбор четкой, обоснованной концепции гражданского образования, способной выполнить организационную, объяснительную, прогностическую и защитную функцию в деятельности по распространению и совершенствованию гражданского образования в Россииразработка стандартов по гражданскому образованию.

Для директоров школ и педагогов распространение гражданского образования в учебных заведениях связано с трудностями следующего порядка: школа, призванная распространять гражданское образование, часто вынуждена выступать в роли своеобразного «буфера» между интересами государства и интересами (зачастую не идентифицированными) социальных групп, семей, отдельных граждан, что требует от учителей и школьной администрации навыков предупреждения и разрешения конфликтов — навыков, которыми работники образования в большинстве случаев не располагаютслабое развитие профессиональных учительских организаций затрудняет процесс создания, сохранения, защиты и трансляции профессиональных и этических ценностей преподавателей цикла «Гражданское образование" — наличие «морализаторского» подхода в обучении детей в школе в сфере гражданского образования часто приводит к явным или скрытым моральным конфликтам и снижает мотивацию учащихся и учителей.

1 Тюляева Т. И. Проблемы и перспективы гражданского образования в России / Сб. материалов по гражданскому образованию. С-Пб., 1996. С. 65—95. отсутствие в большинстве школ образцов поведения, реализующих в социальной практике ценности гражданской демократии, в значительной мере обесценивает труд преподавателя.

Анализируя представленные для исследования учебники и учебные пособия по граждановедению, автор делает выводы об их концептуальной направленности, методической обеспеченности, раскрытию правовой культуры, о формировании знаний о правах человека, о воспитании свободной, нравственной, гражданственно зрелой личности, способной действовать законосообразно, используя демократические принципы и процедуры. Все названные авторы попытались на основе своего видения создать свои авторские программы и разработать методическое обеспечение курсов.

В диссертации представлены и раскрыты региональные аспекты становления системы гражданского образования в ряде субъектов Российской Федерации: Санкт-Петербурге, Самаре, Волгограде, Нижнем Новгороде, Челябинске и др. городах.

Показана роль российских и зарубежных неправительственных организаций, общественных институтов в создании и развитии концепции гражданского образования в России.

В современной России существует значительное многообразие подходов и концепций в гражданском образовании, причем их разработка активно ведется не только в Москве, но и в республиках, краях, областях. Поэтому картина положения дел в данной области не была бы полной без рассмотрения конкретных проектов и программ. Наибольшую активность в этом отношении проявляют Волгоград и Волгоградская область, Нижний Новгород, Самара, Санкт-Петербург, Красноярск и Красноярский край, Ростов-на-Дону, Тамбов, Челябинск, Ульяновск. Здесь создается целостная система гражданского образования, проводятся многочисленные проекты, зачастую совместно с зарубежными организациями, публикуются учебники и пособия нового поколения, проводится переподготовка преподавателей общественных дисциплин, разрабатываются основы создания демократического климата в российской школе, самостоятельно разрабатываются курсовые линии данной проблематики. Чем больше будет талантливых работ в этой области, тем скорее школа начнет эффективно решать задачи воспитания граждан России.

В исследовании рассмотрена деятельность неправительственных российских и международных организаций, которые также играют значительную роль в гражданском образовании в России, способствуют распространению * идей гражданского образования, вырабатывают у учащихся позитивные установки в отношении права, знакомят с основными принципами права, формируют навыки работы с источниками правовой информации и т. п.

В качестве основных итогов диссертационной работы можно отметить следующие положения:

1. Состояние историографии данной проблемы позволяет сделать вывод о том, что несмотря на обилие книг и статей по различным аспектам формирования гражданского общества и перестройки системы гражданского образования в России, специальных исследований, в комплексе раскрывающих эту тему, до сих пор нет.

2. Одной из главных проблем России является формирование правового государства и начало становления демократического гражданского государства. К проблеме гражданского общества, взаимодействия его с государством нельзя подходить догматически, Ее анализ требует конкретно-исторического подхода. Демократическим преобразованиям и формированию гражданского общества нет альтернативы. Поэтому чем быстрее и глубже мы изучим и поймем его проблемы, тем легче будет нашему государству, политическому руководству, общественным движениям и партиям наиболее приемлемые решения сложнейших задач, вставших перед нами сегодня.

3. Становление демократического государства, возрождение России и возвращение ее в мировую цивилизацию, курс на гуманизацию и гуманитаризацию образования, преодоление технократических подходов к нему значительно подняли престиж общественных наук и потребовали коренного обновления школьного исторического и обществоведческого образования.

4. Состояние сферы образования в гражданско-правовом аспекте полностью отражает, копирует процессы, происходящие в России в целом, а также в общественном и индивидуальном сознании ее граждан. Нет сомнения, что в государстве и соответственно в образовательной области происходит смена всей парадигмы.

5. Правовой базой формирования системы и концепций гражданского образования учащихся в общеобразовательных учреждениях РФ, наиболее общей целью которых является воспитание гражданина, и всего сопряженного комплекса организационно-управленческих и учебно-методических мероприятий, является ряд директивно-нормативных документов Министерства образования РФ, а содержательную основу составляет федеральный комплект учебников и пособий этой сферы образования.

6. Наличие различных авторских концепций гражданского образования, * анализ действующих учебников по этому направлению образовательной деятельности служит свидетельством того, что в российской школе идет активный поиск содержания, методов преподавания. Чем больше будет талантливых работ в этой области, тем скорее школа начнет эффективно решать задачи образования и воспитания граждан России, способных вывести страну на достойные ее духовного, экономического, геополитического потенциала исторические рубежи.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1995.
  3. Проект Закона Российской Федерации «Об образовательном стандарте основного общего образования» / Текущий архив Комитета по образованию и науке Государственной Думы Федерального Собрания РФ. М., 1997.
  4. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ / Текущий архив МО РФ за 1993 г.
  5. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ / Текущий архив Министерства общего и профессионального образования за 1998 г. Приказ № 322 от 09.02.98.
  6. Общее среднее образование. Сборник нормативных документов МО РФ. 1996—1997 гг. М., 1997.
  7. Обязательный минимум содержания образования общеобразовательных программ по истории и обществознанию // Учительская газета, 1998, май (в печати).
  8. Текущий архив Министерства образования РФ за 1994 г.
  9. Текущий архив Министерства образования РФ за 1995 г.
  10. Текущий архив Министерства образования РФ за 1996 г.
  11. Текущий архив Министерства образования РФ за 1997 г.
  12. А.Я. Права человека. М., 1995. С.48—53.
  13. Е. О путях совершенствования политической системы социализма / Иного не дано. М., 1988. С. 85.
  14. А. Концепция гражданского общества: восхождение, упадок и воссоздание и направления для дальнейших исследований // Полис. 1995 № 3 С. 48—57.
  15. Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.
  16. Е.З. Кривое зеркало Европы // Pro et Contra. 1997. Т. 2. № 4. С. 98.
  17. Г. С. Перестройка и нравственность (Материалы «Круглого стола») // Вопросы философии. 1990. № 7. С. 16—17.
  18. В.К. О реформе исторического и обществоведческого образования в современной российской школе // Преподавание истории в школе. !997. № 8. С. 15—18.
  19. Бим-Бад Б. М. Воспитание человека обществом и общества человеком // Педагогика. 1996. № 5. С. 3—9.
  20. JI.H. Изучение социально-гуманитарных дисциплин как необходимое условие формирования у учащихся гражданской культуры // Социально-политические науки. 1997. № 3. С. 104—119.
  21. Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека, культуры и нравственности. Ростов-на-Дону. 1995.
  22. А.П. Откуда и куда идем. М., 1990.
  23. В.А. Гражданское общество // Социально-политический журнал. 1992. № 8. С. 22.
  24. В.А. Гражданское общество: идейно-теоретические истоки // Социально-политический журнал. 1997. № 4. С. 92—105.
  25. В.В. Авторитаризм и гражданское общество. Куда идет Россия? М., 1994. С. 15.
  26. В.В. Становление идеи гражданского общества и ее историческая эволюция. М., 1995.
  27. Л., Филатов С. «Русский путь» и гражданское общество // Свободная мысль. 1995. № 1. С. 58—69.
  28. Всероссийское образование в переходный период: программа стабилизации и развития. М., 1991. С. 27.
  29. Всесоюзный центр изучения общественного мнения. Информационный бюллетень. М., 1989, февраль, с. 31.
  30. К.С. Концепция гражданского общества: идейные уроки и основные вехи формирования // Вопросы философии. 1991. № 7. С. 35.
  31. Г. Философия права. М.- Л., 1934. С. 213, 262, 314.
  32. . С. Стратегические приоритеты развития образования в России // Педагогика. 1996. № 5.
  33. Гражданское образование в Красноярском крае. Сборник № 3. Демократия: выбор и выборы. Красноярск. 1996.
  34. Гражданское образование в Красноярском крае. Сборник № 10. Материалы краевой научно-практической конференции «Школа в демократическом обществе: управление, гражданское образование и воспитание». 1996.
  35. Гражданское образование. Опыт преподавания // Обществознание в школе. 1997. № 2. С. 28—35.
  36. Гражданское общество в России: западная парадигма и российская реальность. М., 1996.
  37. Гражданское общество и правовое государство: предпосылки формирования. М., 1991.
  38. Гражданское общество и региональное развитие: Материалы научной конференции 22 апреля 1994 г. г. Томск. Томск, 1994.
  39. Э.Р. Российское образование на современном этапе: проблемы и тенденции (точка зрения социолога) // Обществознание в школе. 1997. № 3. С. 15—20.
  40. Г. О праве войны и мира. М., 1956. С. 203.
  41. A.A. Историческое образование в современном российском обществе // Педагогический вестник. 1997. № 5. С. 4.
  42. Г. Г. Что мы знаем о демократии и гражданском обществе? // Pro et Contra. 1997. Т. 2. № 4. С. 15.
  43. ЭД. Проблемы образования в контексте общего процесса модернизации России // Педагогика. 1996. № 5.
  44. ЭД. Четвертая школьная реформа в России. М., 1994.
  45. ЭД. Школьная реформа между «вчера» и «завтра». М., 1996.
  46. А.Б. Современное русское общество и civil society: границы наложения. // Pro et Contra. 1997. Т. 2. № 4. С. 30.
  47. Ибрагимова Л Д. Практика гражданского образования в Челябинской области // Учительская газета. 1997. № 60.
  48. Историческое образование в современной России. Справочно-методическое пособие для учителей. (Под ред. Е. Е. Вяземского.) М., 1997. С. 15.
  49. История политических и правовых учений XVII—XVIII вв. М., 1989. С. 188, 189.
  50. История России. В 2-х тт. (рук. авт. кол. А.А.Данилов). М., 1995.
  51. История современной России. 1985—1994. (Под ред. В.В.Журавлева). М., 1995.
  52. . От мешка с картошкой к гражданскому обществу // Учительская газета. 1997. № 62.
  53. .Н. Демократия как возможная судьба России // Общественные науки и современность. 1996. № 2. С. 35—44.
  54. А.Г. Педагогические основы обновления содержания образования в современных социально-экономических условиях: Автореферат дис. канд. пед. наук. М., 1995, с. 5—6.
  55. А.Г., Левит М. В. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. М., 1994.
  56. АЛ. На пути к гражданскому обществу. М., 1992. С. 144.
  57. А.П. О формировании гражданского общества // Социально-политические науки. 1993. № 1. С. 14—16.
  58. С. Бухарин. Политическая биография. 1888—1938. М., 1988.
  59. И.И. Концепция гражданского общества в философском развитии //Полис. 1991. № 5. С. 128.
  60. Ю.А. Гражданское общество: путь к стабильности // Диалог. 1992. № 3. С. 73—74.
  61. Ю.А. Долгий путь к демократии и гражданскому обществу // Полис. 1992. № 5—6. С. 100—101.
  62. Куда идет Россия (под ред. В.П.Данилова). М., 1990.
  63. МЛ. Тернистая дорога к демократическому правовому государству // Россия и современный мир. 1994. № 3. С. 13—15.
  64. ЛернерМ. Развитие цивилизации в Америке. Образ жизни и мыслей в Соединенных Штатах сегодня. М., 1992.
  65. ЛоккДж. Соч. В 3 Т. М., 1988.
  66. Маркс К, Энгельс Ф. Соч. Т 1. С. 224- Т. 16. С. 378—379.
  67. А.Н. Демократия и авторитаризм: российский конституционализм в сравнительной перспективе. М., 1998.
  68. А.Н. Демократия и тирания в новое и новейшее время // Вопросы философии. 1993. № 10.
  69. А.Н. История русской социологии. М., 1993.
  70. А.Н. Мнимый конституционализм // Вестник МГУ. Сер. 12. Политические науки. 1995. С. 2—3.
  71. А.Н. Политическая философия русского конституционализма. М&bdquo- 1994.
  72. А. Гражданское общество // 50/50: Опыт словаря нового мышления. М&bdquo- 1989. С. 446.
  73. В.О. Основы правоведения. М., 1996.
  74. На пороге кризиса: Нарастание застойных явлений в партии и обществе (под общей ред. В.В.Журавлева) М., 1990.
  75. На пути к гражданскому обществу: нравственные оппозиции. Материал экспертного опроса (под ред. В.И.Бакштановского). М., 1994. С. 334.
  76. Национальные ценности образования: история и современность // Сб. документов Института развития личности РАО. М., 1996. С. 20—25.
  77. А.Ф. Гражданское образование. 7—8 кл. М., 1997.
  78. А.Ф. Обзор состояния правосознания населения и правового просвещения учащихся // Основы государства и права. 1997. № 5. С. 43—45.
  79. А.Ф. О гражданском образовании // Преподавание истории в школе. 1995. № 1. С. 23—26.
  80. Новейшая история Отечества. XX век. В 2-х тт.(под ред. А. Ф. Киселева и Э.М.Щагина). М., 1998.
  81. Образование России в цифрах и фактах. М., 1996. С. 16.
  82. Образовательные стандарты. Материалы международного семинара «Разработка образовательных стандартов в демократическом обществе». С-Пб., 1995. С. 166.
  83. Основные итоги 1996—1997 учебного года и пути обновления образования в России. М., 1998. С. 40—70.
  84. От политики элит к политике гражданского общества. (Материалы круглого стола. Санкт-Петербург, 25−27 мая 1993 г.) // Региональная политика. 1994. № 6.
  85. Р. Чтобы демократия сработала М., 1996. С. 130.
  86. С. Гражданское общество в политическом измерении // Мировая экономика и международные отношения. 1995. № 12. С. 76.
  87. Платон. Соч. В 3 т. М., 1971.
  88. К. Открытое общество и его враги. В 2-х тт. М., 1992.
  89. Проблемы обучения и воспитания, содержания и стандартизации образования. М., 1997. С. 25.
  90. Проблемы преподавания права в общеобразовательных учреждениях. Волгоград. 1997. С. 13—14.
  91. Проблемы становления гражданского общества в России // Тезисы докладов и материалы научно-практической конференции. Красноярск, 1996.
  92. Проблемы формирования гражданского общества. М., 1993, С. 159.
  93. Развивается ли гражданское общество в России? (Материалы научной конференции «Демократизация и гражданское общество в России») // Мировая экономика и международные отношения. 1996. № 4. С. 20—30.
  94. З.И., Пряникоеа В. Г. Национальные ценности образования как ориентиры развития отечественной педагогической аксиологии. Национальные ценности образования / История и современность. М., 1996. С. 5.
  95. Л.М. Гражданское общество в России уже есть, но. // Социс. 1994. № 4. С. 12—16.
  96. Л.М. Метаморфозы российской модели гражданского общества:диалектика стихийного и сознательного // Социально-политический журнал. 1995. № 3. С. 37—44.
  97. Российский учебник. Каталог-справочник. М., 1997, 1998.
  98. РуссоЖ.-Ж. Трактаты. М., 1969. С. 160.
  99. Р. Между этнократией и гражданским обществом // Свободнаямысль. 1997. № 4. С. 81.
  100. В.В. О перспективах демократии в России // Социс. 1994. № 4. С. 15—16.
  101. С.Л. Цивилизационные основы развития гражданского общества в России // Социально-политический журнал. 1995. № 2. С. 100.
  102. Современная политическая история России (1985—1997). Хроника. М., 1997. Т. 1.
  103. В. Политическая история современной России. 1985—1995. М., 1994.
  104. Я.В. Граждановедение: учебный курс и образовательная область // Обществознание в школе. 1997. № 3. С. 33.
  105. П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
  106. Становление институтов гражданского общества: Россия и международный опыт: Материалы международного симпозиума 31 марта—1 апреля 1995 г. М., 1995.
  107. В. Гражданское общество и демократическое государство // Общественные науки. 1990. № 1.
  108. Р. Сталин: Путь к власти. 1879—1929. История и личность. М., 1991.
  109. Ю.Л., Тюпа В. И. Школа коммуникативной дидактики и гражданское общество // Дискурс. 1997. № 3—4. С. 6—8.
  110. Т.Н. Проблемы и перспективы гражданского образования в России / Сб. материалов по гражданскому образованию. С-Пб., 1996. С. 65—95.
  111. С. Чему Россия учит нас теперь? // Pro et Contra. Т. 2. № 4. С. 105.
  112. К.Г. Демократия и реформы в России // Гражданское общество в России: западная парадигма и российская реальность. М., 1996. С. 128—139.
  113. В. Гражданское общество: общие подходы // Мировая экономика и международные отношения. 1996. № 4. С. 40—45.
  114. Дж. Исторические факторы противостояния. Новый Октябрь в оценке историков. М., ИРИРАН. 1994. С. 16.
  115. А.С. Насилие лжи, или Как заблудился призрак. М., 1990.
  116. C.B. Распад Советского Союза. Этнополитический анализ. М., 1996.
  117. И. Демократия и гражданское общество // Полис. 1998. № 4. С. 17—30.
  118. Ф. Размышления о гражданском обществе и консолидации демократии. //Политические исследования. 1996. № 5. С. 16—27.
  119. Экономические реформы в России: итоги последних лет. 1991—1996. М., 1997.
  120. Н.И. Этика и право в школьном образовании // Обществозна-ние в школе. 1997. № 2. С. 35—38.
  121. Keane J. Democracy and Civil Society. L.- N. Y., 1988. P. 33. i
Заполнить форму текущей работой