Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности подготовки и воспитательной деятельности учительских кадров Москвы и Московской области в годы Великой Отечественной войны, 1941-1945 гг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Партийные органы на местах постоянно проводили активную воспитательную работу среди учительства. Однако ее конкретные формы не отличались большой разнообразностью и сводились в основном к проверке исполнения решений, принятых партийными собраниями и на заседаниях бюро, констатации необходимости всемерного усиления агитационно-пропагандистской работы среди педагогов. Во многих случаях… Читать ещё >

Содержание

В числе наиболее актуальных задач современного этапа политической и социальной жизни российского общества значительное место занимают вопросы коренного переустройства образовательной сферы, усиления внимания к проблемам обязательного обучения, содержания преподавания, усовершенствования управления народным образованием, общеобразовательной школой. Среди многих проблем ее реформирования важное значение имеет разработка научно обоснованной политики в отношении педагогических кадров, от подбора и обучения которых в конечном итоге зависит успех любого начинания в сфере просвещения.

Принятие Закона Р. Ф. «Об образовании», демократизация школьной жизни, отход от централизованного, единообразного руководства сферой образования существенно изменяют социальный, профессиональный и общественно-политический статус современного учителя. На всех этапах истории российского образования в учительской среде была сильна корпоративность, тенденция к объединению в общественные организации, а значит успех практической реализации политики в отношении педагогических кадров прежде всего зависел от того, насколько активно и правильно учительские объединения выполняли поставленные перед ними задачи. Основными формами общественных объединений за годы советской власти стали партийные, профсоюзные и комсомольские организации, сформированные по жесткому территориально-производственному принципу. Через них проводилось подавляющее большинство мероприятий по реализации государственной политики в отношении учительства. За 'долгие годы был накоплен как позитивный, так и негативный опыт их деятельности, позволяющий извлекать ценные исторические уроки, необходимые для формирования политики в области развития учительства на современном этапе.

Годы господства представлений об учителе как о чиновнике, идеологически и методически ограниченном жесткими рамками, годы, когда требование. .поставить народного учителя на такую высоту, без которой и речи быть не может ни о какой культуре" превратилось только в идеологическое клише, уходят в прошлое. Для изменяющегося российского общества нужны новые подходы к учителю, его подготовке. «Школе нужны педагоги, глубоко знающие свой предмет, владеющие различными методическими средствами, имеющие основательную психолого-педагогическую подготовку. Но этого мало. Нужна эрудиция, жажда знаний, стремление к творчеству».1

В тоже время старые идеологические традиции не отошли в небытие. Ностальгия по прошлому командно-административному диктату пока еще сильна в нашем обществе, в разных его слоях, включая и работников народного образования. Пример тому — ставшее притчей во языцах, письмо Н. Андреевой.1 Представляется весьма актуальной задачей выявить социально-политические причины живучести этого явления в среде интеллигенции, что невозможно без объективного изучения исторического опыта ее деятельности: показать невозможность решения новых задач, стоящих перед системой народного образования, опираясь лишь на старые методы руководства.

Сегодня в сфере образования возникают новые общественно- педагогические и политические движения, многие из которых тщательно изучают и анализируют исторический опыт деятельности в этой области. Это диктует необходимость

1 Всесоюзный съезд работников народного образования. Стенограф. Отчет. — М., — 1990. — С.22. научного анализа деятельности учительской общественности на разных этапах истории страны, извлечения уроков для сегодняшнего реформирования школы.

В преддверии 5 6-летия Великой победы над фашизмом исторический опыт деятельности учительской общественности в годы Великой Отечественной войны имеет непреходящее значение в процессе воспитания современных педагогических работников. Чувство выполнения своего профессионального и человеческого долга до конца, умение принимать решения в неординарных ситуациях — эти черты характера отечественного учителя проявились в годы военного времени.

В экстремальных условиях рассматриваемого периода был накоплен богатый опыт политического, социального, профессионального руководства учительским персоналом, который удалось оперативно мобилизировать на работу по сохранению, адаптации к военной обстановке школьной сети. Кроме этого учительство активно проводило в. жизнь многочисленные решения партии и правительства, принятые в военное время и коренным образом менявшие систему образования. Данный опыт весьма полезен в воспитании новых поколений учителей.

1 См.: «Советская Россия». 1986. 13 марта.

Объектом исследования являются основные направления деятельности партийных, комсомольских и профсоюзных организаций школ и отделов народного образования Москвы и Московской области по оперативному руководству педагогическими коллективами в выполнении задач, определенных партийными и государственными органами. Автор исходит из положения, что историю учительства нельзя объективно рассматривать, анализируя лишь производственную работу педагогических коллективов по выполнению директивных указаний, как это наблюдалось в большинстве работ предшественников, посвященных смежным проблемам. В настоящее время необходим скрупулезный анализ работы общественных организаций на местах, ибо только он способен дать объективную характеристику и оценку эффективности политического руководства учительством в рассматриваемый период. Региональный принцип изучения проблемы актуален в связи с современными политическими тенденциями, выражающимися, в частности в перспективе постепенного перехода приоритета решения вопросов развития народного образования к органам местного самоуправления.

Определив объект исследования, автор исходит из необходимости изучения местного опыта именно Московского региона как наиболее многочисленного, имеющего городскую и сельскую инфраструктуру системы образования. Поэтому территориальные рамки исследования ограничены Москвой и Московской областью. По нашему мнению, такой выбор правомерен, так как на примере деятельности общественных организаций школ данной местности представляется возможным провести научный анализ наиболее существенных процессов, происходивших в народном образовании и деятельности учительства, раскрыть формы, методы и содержание процессов государственного и политического руководства педагогическими коллективами.

Хронологические рамки ^ исследования определяются достаточно однозначно — Великая Отечественная война против гитлеровских захватчиков 1941—1945 гг. Героическая страница в истории нашего государства одновременно была периодом значительных изменений в системе народного образования, которые отразились во всех сферах дальнейшего развития учительства как существенной части отечественной интеллигенции. В этот период -были проведены важные мероприятия по сохранению существующей системы образования, сделано весьма крупномасштабное обновление народного образования, сыгравшее позитивную роль в строительстве школы. Одну из главных ролей в проводимых мероприятиях играли школьные учителя.

Состояние научной разработки проблемы вряд ли можно признать удовлетворительным. Избранная для исследования тема до сих пор не разработана должным образом. Одной из причин этого следует назвать активное сосредоточение историками своего внимания на общих вопросах политического руководства системой народного образования в целом. Анализ- политического руководства непосредственно учительством проводился лишь в контексте более общих работ по истории народного образования и развития отечественной интеллигенции, причем преимущественно под историко-педагогическим углом зрения. Однако, несмотря на отсутствие специальных работ по обозначенной теме, аналогичные вопросы постоянно затрагивались во многих публикациях военного и после военного времени, выступлениях партийных и государственных руководителей.1

1 См.: Арбузов М. Ф. Задачи школы в предстоящем учебном году // Советская педагогика.-1941.- № 8−9, С. 5−7.- Калинин М. И. Учительство и война. — М.-1942- Потемкин В. П. Статьи и речи по вопросам народного образования. — М.-Л.-1947- Суслов М. А. Больше внимания школе и

По горячим следам в годы Великой Отечественной войны были написаны и опубликованы в периодической печати многочисленные статьи, в которых комментировались принимаемые решения по школьному строительству, говорилось об очередных задачах и приоритетных направлениях деятельности учительства, приводился большой фактический материал, отражавший как позитивные стороны, так и негативные моменты в работе учительских коллективов. Наиболее часто такая информация публиковалась в «Комсомольской правде» и «Учительской газете». Повседневная работа педагогов Московского региона подробно отражалась на страницах местных газет1. В это время уже предпринимались попытки оперативного анализа деятельности учительства в контексте участия в борьбе с врагом всей интеллигенции страны.2 народному учителю. — Сокр. стеногр, речи на I съезде учителей 14 августа 1944 г. — Ставрополь.-1944- Лукин А. Работа школ Московской области в условиях военного времени // Советская педагогика .-1942. -№ I.- С.3−7- Народное образование в РСФСР в 1943 г. — М. -1944- Народное образование в РСФСР в 1944 г. — М. -1945- Сборник материалов Всероссийского и республиканского совещания по народному образованию 2−5 августа и 24−25 сентября 1943 г. — Якутск.-1944- Советский учитель в дни Великой Отечественной войны// Начальная школа.

1942. -№ 1−2. — С.1−5.

1 См.: Успешно завершить учебный год // Московский большевик.

1943.- 25 апреля- По-большевистски подготовиться к новому учебному году // Московский большевик. — 1943. — 4 августа-

Учить и учиться // Московский большевик. — 1943. — 15 августа и др.

2 См.: Поспелов П. Советская интеллигенция в Великой Отечественной

В 50-е годы появляется ряд диссертационных исследований историко-партийного и историко-педагогического плана, при значительном количественном преимуществе последних. Эта же тенденция продолжалась на протяжении всех 60-х гг.1

Особо следует отметить защищенное в этот период диссертационное исследование Т. Ф. Яркиной, поскольку в нем впервые в историографии проблеме учительства в военные годы была посвящена отдельная глава2. Автор работы успешно показал основные направления деятельности учительства как одной из частей отечественной интеллигенции, его активного участия в патриотических движениях населения страны в период Великой Отечественной войны. Не отрицая достоинств диссертации, сыгравшей важную роль на том этапе развития историко-педагогической и историко-партийной науке, тем не менее справедливо будет заметить, что предпринятая попытка анализа деятельности учительства войне. — М.- 1942- Кафтанов С. Советская интеллигенция в Великой Отечественной войне. — М.- 1945- Он же. Советская интеллигенция верно служит Родине. — М.- 1945. и др.

1 См.: Миркина Г. Л. Средняя школа Московской области в годы войны и послевоенной сталинской пятилетки. — Дисс. канд. пед. наук. — М.-1951- Плотников И. Ф. КПСС — вдохновитель и организатор героического труда советской интеллигенции в годы Великой Отечественной войны (1941−1945).- Дисс. канд. ист. наук. — Свердловск. — 1954 и др.

2 См.: Яркина Т. Ф. Школа РСФСР в период Великой Отечественной войво всем ее многообразии и в масштабах всей страны не способствовала глубокому научному анализу проблемы.

Работы указанного периода носили апологетический характер. В них отсутствовал критический анализ использованных источников, излишняя идеологизация не способствовала глубокому анализу рассматриваемых проблем. Тем не менее, собрав интересный фактический материал, авторы этих исследований заложили основы научного анализа проблемы .

В 60−70 гг. проявлялся определенный интерес к проблеме. С частично обновленных методологических позиций анализировался опыт руководства КПСС народным образованием страны, расширялись диапазоны исследований, привлекался новый, не вводимый ранее архивный материал. Однако большинство выходивших работ по-прежнему рассматривали лишь общие вопросы политического и оперативного руководства КПСС народным образованием, причем с достаточно широких территориальных рамках1. ны 1941−1945.- Дисс. канд. пед. наук. — М.- 1954.

1 См.: Токарева Ю. С. Деятельность партийных организаций Российской Федерации в области народного образования в период Великой Отечественной войны (1941−1945). Дисс.канд. ист. наук. М.-1962- Грачева О. Н. Руководство партийных организаций Урала народным образованием в период Великой Отечественной войны 1941−1945. — Дисс.канд. ист.

Вопросы партийного руководства народным образованием и, в меньшей мере, учительской общественностью были также рассмотрены в большинстве работ историко-педагогического плана, к которым прежде всего следует отнести публикации С.А. Черника¦и ряд авторов1.

Особо следует отметить защищенную в 197 4 г. кандидатскую диссертацию Васютовича В. М., в которой впервые в отечественной науке сделан подробный историографический анализ проблемы партийного руководства народным образованием страны в годы Великой

Отечественной войны2. В это же время продолжают выходить публикации, отражающие специфику работы учительства наук. — Свердловск. — 1965- Макаров В. И. Деятельность коммунистической партии по руководству народным образованием в Центральных районах РСФСР.- Дисс.. .канд. ист. наук. — М. — 1971.

1 См.: Черник С. А. Советская школа в годы Великой Отечественой войны. — М.- 1975- Он же. Борьба за повышение учебно-воспитательной работы школы в годы Великой Отечественной войны.// Советская педагогика. — 1975.- № 3.- С.93−103- Он же. Связь времен и поколений // Советская педагогика. — 1977.- № 5, С.15−22- Он же. Обеспечение общеобразовательных школ педагогическими кадрами в годы Великой Отечественной войны // Советская педагогика. — 1978.-№ б.- С.103−112- Он же. Советский учитель в годы Великой Отечественной войны // Советская педагогика. — 1976.- № 5 С.113−123- Щербаков A.B. Великая Отечественная война и школа. — Алма-Ата. — 1975- Советский учитель. Очерки об учителях — Героях Социалистического Труда. — М.-1975

См.: Васютович В. М. Партийное руководство народным образованием в годы Великой Отечественной войны в научных исследованиях и публикациях — Дисс.канд. ист. наук. — М.- 1974. по отдельным регионам государства1. В соответствующей паре книги В. М. Савельева В. П. Саввина при опоре на ряд архивных источников были обозначены основные направления деятельности учительских коллективов в рассматриваемый пери

-л од".

Анализ историографии 60−70 гг. позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на появление значительного числа публикаций и диссертационных исследований по истории народного образования как в историко-педагогическом, так и в историко-политическом аспекте не было ни одной работы, специально посвященной народному образованию и деятельности учительства Московского региона в годы Великой Отечественной войны.

Данный пробел в советской историографии был в определенной степени ликвидирован кандидатских диссертаций Российского Ю.Г.3 и Овчинникова A.B.1 Автору исследования

1 См.: Сарченко Г. Ф. Учительство — ближайший помощник партии во всенародной борьбе в тылу врага 1941−1944 / Ученые записки Псковского ГПИ.- Т.32 4.1. — Псков.- 1966.- С.13−49- Сыркин В. А. Они тоже ковали победу. — Куйбышев. — 1970- Нелаева С. Ф. Сибирская школа в годы Великой Отечественной войны. Вопросы историографии / Научные труды Новосибирского ГПИ. Вып. 42. — Новосибирск, — 1971. и другие работы автора.

2 Савельев В. М., Саввин В. П. Советская интеллигенция в Великой Отечественной войне. — М.- 1978.- С.141−150.

3 См.: Россинский Ю. Г. Руководство Московской городской организации общеобразовательной школой в годы Великой Отечественной войны удалось решить поставленные исследовательские задачи, которое вытекали из условий начала 8 0-х гг., — показ ведущей роли МГК ВКП (б) в руководстве народным образованием города. Обозначенные автором территориальное рамки исследования в тоже время совершенно исключали анализ деятельности школ Подмосковья, что до сих пор так и не получило специального рассмотрения.

Заявленная исследователем тема не ставила задач изучения и анализа работы первичных партийных, профсоюзных и комсомольских организаций системы народного образования, то есть тех непосредственных звеньев, в которых проводилась основная повседневная работа по выполнению решений вышестоящих органов по вопросам подготовки и повышения квалификации учительских кадров.

Основные направления партийного руководства народным образованием были весьма удачно рассмотрены в малоизвестной работе Куманева Г. А. и Черника С. А. Авторы решили поставленную задачу — показать, что в годы Великой Отечественной войны общеобразовательная школа по-прежнему про

1941−1945). Дисс. канд. ист. наук. — М.- 1981.

1 Овчинников A.B. Общественно-политическая деятельность учительства в годы Великой Отечественной войны. 1941−1945 гг. (На материалах Московского региона). М., 1994 должала оставаться в поле зрения партийных и государственных органов. В то же время по теме, заявленной в названии статьи было приведено незначительное количество фактического материала, а сформулированные в традиции апологетики

выводы имели слишком общий характер1.

Наряду с различными вопросами культурного строительства в годы Великой Отечественной войны анализ политического руководства деятельностью учреждений народного образования на материале сельской местности частично присутствует в работе Манаенкова А.И.2. Автор, в частности, приводит примеры активного участия работников общеобразовательной школы в агитационно-пропагандистской работе. Отчасти затронуты, однако лишь в назывном порядке, вопросы руководства учительством со стороны партийных органов.

В 80-начале 90-х гг. после выхода многостороннего историко-педагогического исследования Черника С.А.3 наблю

1 См.: Куманев Г. А., Черник С. А. Деятельность коммунистической партии по подготовке и воспитанию учительских кадров в годы Великой Отечественной войны./ Деятельность коммунистической партии по подготовке и воспитанию учительских кадров в период социалистического строительства. — М.- 1981.- С.138−158.

2 См.: Манаенков А. И. Культурный Фронт в годы Великой Отечественной войны. — М. Знание. Новое в жизни, науке и технике. Сер. история и политика КПСС, — М.- 198 8.- № 3.

3 См.: Черник С. А. Советская общеобразовательная школы в годы Великой Отечественной войны. Историко-педагогическое исследование. дается уменьшение числа диссертаций и исследований по рассматриваемой проблеме. Это связано с необходимостью коренного пересмотра целого ряда позиций, 1 для чего необходимо определенное время. Одновременно отметим, что большой фактический материал по вопросам народного образования в Москве и Московской области содержится в тщательно подобранной из различных источников хронике основных событий военного времени по Московскому региону2. Существенный вклад в разработку проблемы был внесен диссертационными исследованиями П. Ю. Савельева и Сорокиной О. Л., посвященных работе комсомольских организаций Московского региона в области просвещения в годы Великой Отечественной войны.3

М. — 1984.

1 См.: В. В. Дрыночкин. Современная историография политического руководства системой народного образования в годы Великой Отечественной войны Советского Союза//История политических партий в вузовском курсе политической истории. Проблемы теории методологии, методики. Всесоюзная научно-методич. конф. Тезисы докладов и сообщений.

Вып.2.- М.- 1991.- С.40−42.

2 ~

См.: Москва и Московская область в годы Великом Отечественной войны. Краткая хроника. — М.- 198 6.

3 См.: Савельев П. Ю. Партийное руководство деятельностью комсомольских организаций ВУЗов в годы Великой Отечественной войны (На материалах Московской городской и областной партийных организаций). Дисс.канд. ист. наук. — М.-1987- Сорокина О. Л. Деятельность комсомола по осуществлению курса партии на восстановлении общеобразовательной школы в годы Великой Отечественной войны. Дисс.канд. ист. наук. — М.- 1990.

Как положительную тенденцию развития историографии рассматриваемой проблемы, обозначившуюся в последнее время, следует отметить постепенный отход авторов от описа-тельности к более скрупулезному методологическому анализу вопросов политического руководства народным образованием в годы Великой Отечественной войны. Большую роль в уточнении вопроса исследования и определении дальнейших перспектив разработок сыграли работы З. Г. Дайча, 1 в которых автор удачно классифицировав литературу по проблеме, детально обосновал актуальность дальнейшей разработки вопросов истории политического руководства народным образованием на различных этапах развития государства.

Необходимо отметить значительное число работ по истории народного образования, в которых затрагивались вопросы политического руководства учительством, вышедших в середине 80-х гг. начале 90-х гг., в частности, исследования Меметова B.C.2, статьи В. Сыркина и Н. Сунцовой.1

1 См.: Дайч З. Г. Освещение вопросов партийного руководства развитием народного образования в современной историко-партийной литературе // Партийные организации во главе культурного строительства в условиях совершенствования социализма на материалах РСФСР. — М.-1987.- С.20−32- Он же. Школьная политика в СССР. Уроки партийно-государственного руководства: перспективы развития. — М.- 1991.

2 См.: Меметов B.C. Деятельность партии в области народного образования и коммунистического воспитания школьников в годы Великой Отечественной войны (июнь 1941−1945 гг.)// Вопросы народного образова

Заслуживает внимания работа Роговой Н.В.2, написанная в историко-педагогическом плане, особенно своим детальным использованием в качестве главного источника архивных материалов.

В настоящее время, когда произошла переоценка опыта политического руководства со стороны КПСС многими сторонами общественной жизни, включая и сферу народного образования, важное значение имеют новые подходы к анализу данной проблемы, намеченные в частности в докторской диссертации В.В. Дрыночкина3.

Всесторонне анализируя содержание и основные направления деятельности партийных, профсоюзных и комсомольских организаций Российской Федерации по руководству народным образованием в годы Великой Отечественной войны, автор справедливо констатирует, что главным итогом их ния в курсе истории КПСС.- Межвуз. Сб. науч. трудов. — М.- 1985.-С.92−103 .

1 См.: Сыркин В., Сунцова Н. Школьная реформа военных лет // Народное образование. — 1990.- № 6.- С.126−129.

2 См.: Рогова Н. В. Школы Ленинграда в годы Великой Отечественной войны: По архивным материалам отдела рукописей и редких книг/Исследование памятников письменной культуры в собрании отдела рукописей и редких книг. Воспоминания и дневники. -Л.-1967.- С.107−121.

3 См.: Дрыночкин В. В. Великая Отечественная война и функционирование советской системы народного образования/ На материалах государственных, партийных, общественно-политических организаций и патриотических движений страны. Дисс... канд. ист. наук. -М.- 1992. деятельности стал значительный вклад в выполнение основной задачи того времена, стоящей перед всей системой народного образования — предотвращение массовой беспризорности школьников.

Впервые в отечественной историографии, посвященной проблеме деятельности школы в годы Великой Отечественной войны были названы негативные стороны работы системы народного образования, отмечены перекосы, имевшие место в подготовке педагогических кадров, бюрократический подход общественных организаций в решение многочисленных вопросов школьной жизни, негативное влияние автоматического перенесения форм социалистического соревнования из производственной сферы в область просвещения.

Диссертация В. В. Дрыночкина имеет важное научное значение. Написанная на основе большого фактического материала с привлечением широкого круга библиографических и архивных источников, на материале всей Российской Федерации, она поднимает многие вопросы, требующие углубленного рассмотрения, дает для этого основные методологические положения, соответствующие современным подходам.

Подводя итог очерку историографии рассматриваемой проблемы следует резюмировать: вопросы политического руководства учительскими коллективами в годы Великой Отечественной войны поднимались в историографии, однако, в большинство случаев это проводилось не специально, а в общем контексте историко-партийных и историко-педагогических исследований. В настоящее время, когда обращение к отдельной личности, конкретному коллективу становится необходимым условием для правдивого отражения многих вопросов прошлого нашего государства, не претендуя на полное рассмотрение темы и опираясь на уже достигнутое предшественниками, автор поставил в качестве цели исследования исследование особенностей подготовки учительских кадров и их воспитательной деятельности в условиях Великой Отечественной войны. Для достижения поставленной цели автор полагает необходимым решение следующих задач:

— анализ деятельности государственных органов и партийных организаций Москвы и Московской области по совершенствованию отбора, подготовки и повышения квалификации учительских кадров региона- определение форм и методов партийно-государственного руководства этой деятельностью- выяснение сущности и основных направлений перестройки в условиях войны воспитательной работы учительских кадров.

Методологическая основа диссертации. При работе над диссертацией автор опирался на диалектико-материалистический метод исследования, приоритет общечеловеческих и гуманистических ценностных ориентиров и ответственностью перед обществом- принципы научной объективности, конкретно-исторического подхода и сравнительного анализа.

Автор не ставит задачу полного освещения деятельности работников народного образования в годы Великой Отечественной войны, поскольку рамки диссертационного исследования не позволяют этого сделать. В задачи настоящего исследования не входит ряд разработанных в достаточной мере вопросов, в частности, развитие и совершенствование сети школ, количественное изменения в составе школьников, материально-бытовое снабжение учителей, основные формы работы органов народного образования.

Вопросы участия общественно-политических организаций в подготовке педагогических кадров рассматриваются частично, поскольку не ставится задача анализа работы партийных, профсоюзных и комсомольских групп в педагогических учебных заведениях.

Источниковую базу исследования по проблеме составили документы ряда партийных и государственных архивов.

Были проанализированы материалы описи № 12 6 фонда 17 (ЦК КПСС) РГАСПИ, содержащие лишь наиболее общие материала и отражавшие в основном результаты проверок, проекты постановлений и переписку по вопросам руководства народным образованием, преимущественно в общегосударственном масштабе, несут в себе мало сведений о деятельности непосредственно школьных общественных организаций.

Основная работа по выявлению источников изучения проводилась в ЦГАОД гор. Москвы (бывш. МПА Института истории партии МГК и МК КПСС): в ф. 3,4 этого архива хранятся документы Московского городского и Московского областного комитетов КПСС, за военный период в том числе. Были подвергнуты анализу многочисленные решения бюро и секретариата обоих комитетов, посвященные оперативному руководству народным образованием региона, общим вопросам школьной работы. В указанных фондах хранятся информационные справки, отчеты и докладные записки по итогам инспекторских проверок райкомов и горкомов партии, а также учительских партийных организаций, посвященные анализу хода выполнения решений.

В фондах организационных отделов РК и ГК ВКП (б) Москвы и Московской области отложилось значительное число протоколов партийных: собраний школ и органов народного образования. В диссертационном исследовании анализируются документы первичных партийных организаций Бауманского (ф.№ 63), Краснопресненского (ф. № 69), Ленинского (ф. № 65), Октябрьского (ф.№ 76) районов Москвы, а также Загорского (ф.99), Коломенского (ф.101), Истринского (ф.107) районов Московской области.

На партийных собраниях и заседаниях бюро первичных организаций постоянно рассматривались вопросы выполнения педагогической общественностью решений партийных и государственных органов.

Анализ документов, содержащихся в других фондах показал аналогичность содержащихся сведений, что свидетельствует о тотальном единообразии в работе партийных организаций по выполнению общих указаний центральных руководящих органов.

Единым источниковым комплексом стали фонды парторганизаций районных (городских) отделов народного образования города и области. Разграничения между партийными организациями учреждений и органов народного образования в рассматриваемый период произвести достаточно сложно, поскольку решения о слиянии парторганизаций школ в единые организации при отделах народного образование везде выполнялись. Кроме того, в целом ряде источников, несмотря на то, что они считаются материалами РОНО содержатся сведения, характеризующие деятельность одной — двух парторганизаций общеобразовательных школ.

Указанный архив имеет также ряд самостоятельных фондов первичных партийных организаций руководящих органов народного образования. В частности, в диссертации были использованы документы парторганизации Городското отдела народного образования Москвы (ф.2375) .

В то же время значительную трудность представляет анализ деятельности профсоюзных и комсомольских организаций, поскольку источниковая база для этого практически отсутствует. В ряде архивов, в том числе ВЦСПС, не отложилось документов собственно школьных профсоюзных организаций, поэтому об их деятельности можно судить лишь косвенно, опираясь на рассмотренные выше источники. Что же касается содержания материалов, отражающих деятельность комсомольских групп, то он также отложился лишь в ф.634,635 (МК и МГК ВЛКСМ) и содержит лишь небольшие сведения о непосредственной деятельности молодежи в педколлективах региона, высказанные на митингах, активах и т. д.

Наряду с документами партийных архивов были проанализированы материалы государственных органов народного образования, хранящиеся в ГАРФ и ЦМАМ. Их ценность заключается в косвенном, но достаточно объективном показе форм, методов и роли политического руководства учительством со стороны партийных органов. Особого внимания заслуживают статистические материалы, наглядно показывающие процентное соотношение коммунистов к общему числу педагогических работников.

В ГАРФ содержатся документы Министерства просвещения РСФСР (ф. 2306), которые наглядно отражают повседневную патриотическую деятельность учительства региона в годы Великой Отечественной войны. Ценный материал содержится в информациях Московских городского и областного отделов народного образования. В то же время в качестве существенного недостатка, значительно снижающего объективность исследования, следует назвать неадекватное отражение многих конкретных фактов, стремление осветить либо лучшие формы работы, либо показать наиболее вопиющие факты, по которым принимались решения вышестоящих организаций .

Документы, содержащиеся в фонде Р-528 Центрального муниципального архива г. Москвы в основном состоят из оперативного материала Городского отдела народного образования — сводок, отчетов, протоколов совещаний и городских мероприятий среди учителей. Они наглядно подтверждают, что в своей деятельности Мосгороно руководствовался указаниями партийных комитетов. Большой блок документов говорит о внимании органа государственного управления к работе первичных партийных организаций. Особое беспокойство вызвал низкий авторитет последних в педколлективах, их слабый численный рост. Архив также содержит многочисленные отчеты районных отделов народного образования, косвенно отражающих характер деятельности общественнополитических организаций учительства и степень их участия в патриотической работе педагогов.

При написании диссертации были использованы сборники документов и опубликованные статистические данные1. Однако эти издания содержат материалы освещающие деятельность школ в общегосударственном масштабе, без привлечения материалов региональной статистики.

Помимо архивных источников в изучении проблемы использовались материалы периодических изданий. Важнейшие постановления по стратегическим вопросам деятельности школ и учительства, пропаганда передового опыта работы содержалась на страницах центральных газет. При написании диссертации были использованы «Правда», «Комсомольская правда», «Учительская газета».

Информация о деятельности учительских партийных и профсоюзных организаций отчасти содержалась в многочисленных сообщениях, статьях, очерках о работе, школ' и отдельных учителей, публиковавшихся в городской и областной прессе, в частности, в газетах «Московский большевик», «Вечерняя Москва». Однако эти материалы, особенно публи

1 См.: Сборник важнейших документов по руководству и контролю за работой школ. -Свердловск. 1944- Сборник документов о школе — Молоковавшиеся в районных газетах требуют определенного критического анализа, так как не всегда точно отражали отдельные факты, а о негативных моментах в работе школ не упоминали вовсе.

В целом, значительный по объему и разнообразный круг источников позволяет достаточно объективно подойти к освещению основных вопросов диссертационного исследования .

Научная новизна и практическая значимость представленной работы видится в современном научном анализе деятельности учительства столичного региона в условиях Великой Отечественной войны.

Он проводится с привлечением многочисленных, ранее не привлекавшихся архивных источников преимущественно протоколов первичных партийных организаций педагогических коллективов. Это, на наш взгляд, позволяет объективно и без впадения в ту или иную крайность анализировать результативность огромной работы проводимой учительской общественностью в годы Великой Отечественной войны.

Впервые привлекаются статистические данные о партийном и образовательном уровне учительства, который в

ТОВ

— 1944. ранее защищенных диссертациях, не говоря уже о более широких публикациях, не получил достаточного отражения. Тщательное изучение архивных источников позволило объективно подойти к весьма актуальному на сегодняшний день вопросу — профессиональной грамотности основного состава работников народного образования, влияния на него различных идеологических и политических факторов.

Кроме того, несмотря на ликвидацию партийных и комсомольских организаций, снижения роли профсоюзов в жизни трудовых коллективов, изучение практической деятельности этих организаций на различных этапах отечественной истории позволит предостеречь от новых социальных экспериментов, которые во многом отвлекали¦предыдущие поколения педагогов от их непосредственной деятельности, и позволит взять на вооружение многие позитивные формы работы общественных объединений, которые со временем возможно будут появлятся или возрождаться в учительской среде .

Материалы исследования помогут в создании социально-политического портрета учительства на различных этапах развития отечественной школы. Диссертация содержит сведе

31 ния о работниках народного образования Московского региона, которые используются автором диссертации в совместной работе с отделом внешкольного дополнительного образования Московского Департамента образования.

Практическая значимость работы: Материалы и результаты, отраженные в исследовании, могут быть использованы при создании научных трудов по истории Отечественной школы, в воспитании студентов педагогических учебных заведений .

Особенности подготовки и воспитательной деятельности учительских кадров Москвы и Московской области в годы Великой Отечественной войны, 1941-1945 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Как и для всего населения нашей страны, для работников народного образования Великая Отечественная война была периодом героической борьбы против агрессора. Просвещенцы внесли свой достойный вклад в великую победу над врагом. Тяжелые испытания военного времени не парализовали систему народного образования, она была сохранена благодаря героическим усилиям партийных и государственных органов, учительства. В этот период были предприняты серьезные меры по усовершенствованию работы общеобразовательных учреждений. В целом удалось решить проблему всеобщего обучения, обеспечить оперативную координацию многогранной деятельности учительства и ряда представителей общественности, направленной на обеспечение нормального функционирования школьной системы.

Центральным звеном в реализации задач, направленных на сохранение и дальнейшее развитие народного образования в годы Великой Отечественной войны были педагогические коллективы общеобразовательных школ. Вся их практическая работа проходила при значительном участии партийных, профсоюзных и комсомольских организаций, мобилизовавших педколлективы на решение конкретных задач.

В годы Великой Отечественной войны остро встала проблема обеспечения общеобразовательных школ квалифицированными педагогическими кадрами, создание им условий для нормальной работы. Необходимость повышения профессионального уровня осознавалась всеми партийными и государственными органами, однако систематическое проведение этой деятельности было затруднено в силу загруженности оперативными мероприятиями, направленными на сохранение существующей системы народного образования, осуществления бесперебойной деятельности школ. Тем не менее, была организована мобильная система подготовки и повышения квалификации педагогических кадров Московского региона, которая уже к середине 1943/44 учебного года, принесла положительные результаты. В значительной мере были восполнены существенные потери школами Москвы и Московской области квалифицированных работников просвещения в начале Великой Отечественной войны.

При проведении общих организационных мероприятий со стороны партийных и государственных органов большое внимание уделялось вопросам повышения авторитета учителя, престижа педагогической профессии, однако многие из них носили ярко выраженный командно-административный характер .

Созданная накануне Великой Отечественной войны система подготовки и воспитания учительских кадров, в частности Институты усовершенствования учителей, в целом выполнили свою задачу, существенно облегчив решение кадровых вопросов. Контролируя деятельность институтов и курсов повышения квалификации. МГК и МК ВКП (б) местные партийные организации оказывали им определенную поддержку, которая проявлялась в привлечении к работе с педагогами высококвалифицированных специалистов, организации курсового обучения. Система подготовки и повышения квалификации педагогических кадров в Московском регионе в основном соответствовала запросам школы. Испытывая влияние партийных органов, она удачно вписывалась в общее русло руководства народным образованием региона. Жесткая линия в деятельности Московских городского и областного комитетов партии, органов на местах частично может быть оправдана условиями военного времени. Несмотря на многочисленные организационные трудности, связанные с экстремальными условиямишколу удалось обеспечить учительским персоналом, поддерживая при этом необходимый квалификационный минимум, что сыграло важное значение в сохранении и последующем развитии школьной сети московского региона, обеспечив ее бесперебойную работу.

Партийные органы на местах постоянно проводили активную воспитательную работу среди учительства. Однако ее конкретные формы не отличались большой разнообразностью и сводились в основном к проверке исполнения решений, принятых партийными собраниями и на заседаниях бюро, констатации необходимости всемерного усиления агитационно-пропагандистской работы среди педагогов. Во многих случаях отсутствовала квалифицированная поддержка деятельности первичных партийных организаций со стороны районных и городских партийных органов, что приводило к частому дублированию функций администраций школ. Решения партийных и профсоюзных собраний обычно носили недостаточно конкретный характер, в них ставились достаточно общие задачи, выполнение которых было проверить сложно, а во многих случаях практических невозможно. Это осложняло объективное восприятие проблем, связанных с повышением квалификации учительского персонала, заставляло применять бюрократические нормы, формальные критерии оценки труда учителя, что не способствовало повышению авторитета партийных и профсоюзных организаций в педколлективах.

В работе по воспитанию учительства многие партийные, профсоюзные и комсомольские организации фактически не учитывали индивидуальных особенностей педагогов, отдавая приоритет массовым мероприятиям, недостаточно поднимая вопросы кадровой политики, в которой практически отсутствовала преемственность. Результатом этого стали догматизм, непримиримость к любым отклонениям от официальной идеологии, запрещение произвольного толкования учебных планов и программ, самостоятельного изложения ключевых вопросов на собраниях и конференциях без предварительного согласования с вышестоящими партийными и государственными органами, полная единодушная поддержка их установок. Таким образом воспитание учительства в годы Великой Отечественной войны было всемерно идеологизировано, что. является одним из очевидных доказательств существования в указанное время авторитарной модели руководства деятельностью преподавателей, то в свою очередь являлось одной из составных частей идеологического обеспечения тоталитарного режима.

Опыт политического руководства учительствомв годы Великой Отечественной войны убедительно доказал, что сложившаяся накануне войны система подготовки и повышения квалификации учительства была адаптирована к условиям командно-административной системы и располагала значительными возможностями для организации работы с педагогическими кадрами по усовершенствованию их профессионального мастерства. Однако, общественные организации на местах не всегда целенаправленно поддерживали работу в этом направлении, проявляли элементы ненужной идеологизации в процессе переподготовки кадров, часто сводило к примитивной агитационно-пропагандистской работе.

Несмотря на недостатки политического руководства подготовкой и повышением квалификации учительских кадров Московского региона, деятельность общественнополитических организаций педагогов имела большое значение на других направлениях работы, в частности при организации конкретной помощи стране в патриотических начинаниях. Учительские коллективы принимали активное участие в сельскохозяйственных работах, оказывали помощь госпиталям. Огромную работу проводили работники просвещения по организации всеобщего обучения детей и подростков, оказанию помощи детям фронтовиков и оставшимся без родителей. Вся патриотическая деятельность просвещенцев Московского региона в годы Великой Отечественной войны стала единым патриотическим движением. В то же время традиционное утверждение о том, что партийные организации на местах были подлинными и единственными инициаторами патриотических начинаний, не выдерживает критики. Большинство из них либо только активно пропагандировали инициативы рядовых учителей, мобилизуя широкую общественность педагогов на их выполнение, либо играли роль приводных ремней в организации работы по выполнению решений и постановлений вышестоящих партийных и государственных органов, проводя это порой не самыми гуманными методами. В частности, широко практиковались принудительные меры при организации сборов средств в фонд обороны страны и подписок на государственные военные займы.

Основная деятельность общественно-политических организаций учительства была полностью сосредоточенана выполнение специфических задач, характерных для условий военного времени, что сопровождалось эмоционально-заостренным отношением к происходящим событиям. В сочетании с массовой агитационно-пропагандистской работой, проводимой в утилитарно-догматической манере, это способствовало формированию у работников народного образования стремления принимать участие в наиболее громких акциях, которые, хотя и способствовали росту патриотического духа, не всегда позитивно влияли на основную задачу работы педагогических коллективов — организацию нормального учебно-воспитательного процесса.

Отрицательные результаты дала чрезмерная идеологизация школьной жизни. Проводимые в детских учреждениях обязательные мероприятия по предотвращению диверсий часто перерастали в борьбу за политическую бдительность, шпиономанию. Чрезмерное акцентирование внимания на этих проблемах партийных организаций и органов внутренних дел в конечном итоге снижало активность учительства, порождало социальную апатию, нездоровый нравственно-психологический климат в педагогических коллективах. Многие начинания не находили отклика у педагогов, поскольку изначально в них закладывались лишь воспитательные задачи самих учителей, что приводило к их быстрому перерождению в борьбу за дисциплину и порядок.

Существенным фактором, способствующим результативному выполнению многих патриотических начинаний учительства, явилось социалистическое соревнование. В условиях рассматриваемого периода это была прогрессивная форма организации патриотического движения учительства, сыгравшая позитивную роль в работе учительства несмотря на недемократичность конкретных форм его проведения, в частности административного и партийного контроля в процессе реализации задач и подведения итогов. Кроме того, многочисленные, активно проводимые (преимущественно к знаменательным датам) разовые мероприятия не имели своего логического продолжения. Отсутствовала целостная система политического руководства соревнованием в педагогических коллективах, не было объективного анализа хода соревнования, результатов участия учительства в патриотических движениях. Районы и горкомы партии по сути лишь дублировали в своей деятельности контрольные функции органов государственного управления народным образованием. Это существенно подорвало интерес большинства учительства к соревнованию, как форме улучшения производственной деятельности, повышения собственной квалификации.

В связи с принятием ряда законодательных материалов по важнейшим вопросам школьной политики в 1944/45 учебном году был заметен повышенный интерес общественности к вопросам школьной жизни. Однако, учительские партийные, комсомольские и профсоюзные организации не увидели в этом потенциальную возможность помощи общественности в решении новых задач, поставленных перед школой. Достаточно мощный, общественный стимул развития народного образования был в значительной мере ослаблен малоэффективными мероприятиями агитационно-пропагандисткого характера .

Просчеты в деятельности общественно-политических организаций учительства Москвы и Московской области в годы Великой Отечественной войны имели объективный, закономерный характер и были порождены общими условиями командно-административной системы, тоталитарного партийного руководства народным образованием. Тем не менее, выполняя их решения, педагогическая общественность проявляла определенную инициативу, сохранила существующую систему народного образования и обеспечила ее функционирование в тяжелых условиях военного времени.

Опыт героической деятельности работников народного образования в годы Великой Отечественной войны дает важные исторические уроки, столь необходимые в процессе реформирования современной системы народного образования, ее обращению к личностному началу, реализации задачи всемерного повышения роли учителя, престижа педагогического труда, поиску оптимального сочетания между чрезмерной идеологизацией учебно-воспитательного процесса и опасностью полной деполитизании школьной жизни, обесценивания исторического наследия, подлинной политической культуры и полной аполитичностью работников просвещения.

Во-первых, подлинно демократическое и гуманистическое управление учительскими коллективами возможно лишь при неподдельном постоянном внимании к общешкольным проблемам всего педагогического персонала, что достигается возможностью высказывания собственных суждений каждого педагога относительно всех без исключения положений работы образовательного учреждения, что в свою очередь возможно лишь при всемерном усилении культуры управленческого труда в сфере народного образования, четком разграничении административных и общественных функций в повседневной школьной жизни.

Во-вторых, важнейший урок истории развития отечественной школы состоит в осознании того, что все проблемы, связанные с подготовкой, повышением квалификации, оценкой работы учителей, должны быть свободны от любой дискриминации по политическим убеждениям. Основная часть времени должна быть направлена на всемерное совершенствование профессиональных способностей, а не на бесплодное заучивание идеологических постулатов, ущемление общечеловеческого культурного наследия. Только в этом случае учительские общественные организации могут внести существенный вклад в подлинно демократическое развитие образовательной сферы и появится возможность активного привлечения педагогов к формирований государственной политики в области просвещения.

В-третьих, выработка стратегических задач в области социального развития учительства, повышение его политической активности невозможны без обращения к его нуждам, анализа его профессиональных и культурных запросов, объективного учета интересов работников сферы просвещения. Общественные организации учительства должны прогнозировать и реализовывать условия для свободного проявления творческой индивидуальности каждого педагога, обеспечивать ему условия для повышения квалификации, не подменяя при этом функции государственного управления народным образованием.

В четвертых, современная школа нуждается в скорейшем преодолении наследства «железных принципов» руководства, которые проявлялись в должностном превосходстве, вседозволенности административных работников, чинопочитании, манипулировании педагогическими кадрами, авторитарно-бюрократическими отношениями между администрациями школ, учителями, учащимися.

В-пятых, несмотря на тяжелые условия проблема обеспечения школ педагогическими кадрами, повышение их квалификации всегда являлись важнейшим участком сотрудни.

203 чества государства и педагогической общественности. Учет этого фактора имеет большое значение в процессе практической работы по реализации положений Закона РФ «Об образовании». Указа Президента Российской Федерации о приоритетах развития сфер образования, сотрудничества в этом направлении широких слоев научно-педагогической, культурной и политической общественности.

В современных условиях необходим поиск ключа к созданию социального портрета отечественного учителя, что является насущной задачей современной науки, а также созданию отдельного направления политической истории, целью которого станет изучение процессов становления, развития учительства, влияния его менталитета на учебно-воспитательный процесс. Это будет способствовать становлению подлинно научного управления политическими процессами в образовании.

1. Нормативные и руководящие материалы.

2. Директивы ВКП (б) и Постановления Советского правительства о народном образовании. Сб. док-тов за 1917;1947 гг.- Вып.1−2. М.-Л.- 1947.

3. Культурное строительство в РСФСР. Сб. док-тов в 3 тт.- Т.3- М.-1989.

4. Народное образование в РСФСР в 1943 г. Отчет Нар-компроса РС№СР.- М.- 1944.

5. Народное образование и культура в СССР. Статистический сб.- М.- 1989.

6. Народное образование. Основные приказы, постановления, инструкции.- М.- 1943.

7. Резолюция Всероссийского совещания по народному образованию (2−5 августа 1943 г.) .- М.- 1943.

8. Сборник важнейших документов по руководству и контролю за работой школы, — Свердловск.- 1944.

9. Сборник документов о школе.- Молотов.- 1944.205.

10. Сборник материалов о работе школ. В помощь директору и зав. учебной частью.- Мосгороно.- М.- 1941,19 431 944 .

11. Сборник постановлений партии и правительства о школе.-Брянск.- 1947.

12. Сборник руководящих материалов о школе.- М.-1944 .

13. Российский государственный архив социальнополитической истории (РГАСПИ) (ранее Российский Центр хранения и использования документов новейшей истории (РЦХИДНИ).

14. Ф.17. Центральный Комитет ВКП (б) Оп.12 6. ДД.2,5.9.

15. Центральный архив общественных движений г. Москвы (бывш.МПА г. Москвы).

16. Ф.3.Московский Комитет ВКП (б) Оп.52, общий отдел. Д. 191. Оп.55, общий отдел. Д. 42. Оп.58, общий отдел. Д. 2,3. Оп.81 общий отдел. Д. 6.

17. Оп.82. отдел школ. ДД.2,3,7,8,9,II.13,17.18 Он.31. Бюро. Секретариат. ДД.61,74,112. Ф.4. Московский городской комитет ВКП (б) Оп.16. Протокольная часть. Д. 32. Оп.17.Секретариат. ДД.14,140,123.

18. On.40. Отдел школ. ДД.2,4,5,7. Ф. бЗ Бауманский РК ЙКП (б) г. Москвы. Оп.7. Д. 49.

19. Ф.69. Краснопресненский РК ВКП (б)гор.Москвы. Оп.8. ДД.4.48. Оп12. Д. 14,64. Оп.16. Д. 52.

20. Ф.71. Куйбышевский РК ВКП (б) г. Москвы.1. Оп.5. ДД.77,141,270.1. Оп.6. ДД.67,155,233.

21. Оп.16, ДД.241,246,265.272.

22. Ф.75. Ленинский РК ВКП (б) г. Москвы.1. Оп.4. Д. 155.1. Оп.11. ДД.26.99,237.

23. Ф.76. Москворецкий РК ВКП (б) г. Москвы.1. Оп.4. ДД.17,631. On.II. ДД.18,411. Оп.12. ДД.2 91. Оп.З. ДД.30,39.

24. Ф.77. Молотовский РК ВКП (б) г. Москвы Оп.З. ДД.138.215.267.325.

25. Ф.79. Первомайский РК ВКП (б) г. Москвы Оп.2. Д. 4 4.

26. Ф.85. Сокольнический РК ВКП (б) г. Москвы Оп.5. ДД.2.3,о, 7,4−5,8,9,10,II Ф.99. Загорский ГК ВКП (б) Московской области Оп.З. ДД.75,109,191,234.

27. Ф.101.Зарайский ГК ВКП (б) Московской области Оп.3.Д.1,8 9.

28. Ф.107. Кривандинский РК ВКП (б) Московской области Оп.1. Д. 56.

29. Ф.620. Парторганизация Шатурского районного отдела народного образования Московской области. Оп.1. ДД.1,2,4,5.

30. Ф.635. Московский городской комитет ВЛКСМ. Оп.1. Д. 285.

31. Оп.З. ДД.2.33,34,35,39.60,61,63.87.

32. Ф.757. Парторганизация Московского областного отдела народного образования.1. Оп.81. ДД.1а.2,3,4.5.

33. Ф.1340. Парторганизация Ногинского городского педагогического училища Московской области.

34. Оп. I. Д. 1. Ф.2735. Парторганизация Московского городского отдела народного образования.1. Оп.1. Д. 1.

35. Ф.3433. Парторганизация Дедовской средней школы Московской области.

36. Оп.1. Д. 1,2. Ф.5557. Парторганизация Венюковской средней школы Московской области.1. Оп.1. ДД.1.2,3.4.

37. Ф.5567. Парторганизация школы № 1 им. А. П. Чехова. г. Чехов Московской области.1. Оп.1. ДД.1,2,3,4.1. Государственный архив РФ.

38. Ф.2306. Министерство просвещения РСФСР.1. Оп.69. ДД.2609, 2811.0п.70. ДД.2705.2750, 31 061. Оп./7/. Д. 2883.

39. Центральный Муниципальный Архив г. Москвы.

40. Правда. Орган ЦК ВКП (б). 1941;1945 гг. Комсомольская правда. Орган ЦК ВЛКСМ. 1941;1945 гг. Московский большевик. Орган МК ВКП (б) и исполкома Моссовета. 1941;1945 гг.

41. Учительская газета. 1941;1945 гг. Советская педагогика. 1941;1945 гг. Советская Россия. 13 марта 1988 г. 1. Статистические материалы.

42. Москва в цифрах за годы Советской власти (19 171 967).- М.-1967. Московская городская партийная организация в цифрах.- М.-1989.1. Специальная литература.

43. Арбузов М. Ф. Задачи школы в предстоящем учебном году // Советская педагогика. 1942. № 8−9. С.1−5.

44. Антифашистский митинг учителей II октября 1942 г. // Начальная школа. 1942. № 11−12. С.1−3.

45. Арцис И. О. Школа в дни Великой Отечественной войны: Конф. учителей Бауманского района г. Москвы 2 9 марта 1944 г. // Советская педагогика. 1944. № 8−9. С.48−49.

46. Вараш Б. Л. Агитационно-массовая работа сельских учителей в дни Великой Отечественной войны.- Молотовск.-1942 .

47. Битва за Москву. М.- 1966.

48. Боевой отряд сражающейся партии.- М.- 1985.

49. Бочаров Г. Советская интеллигенция в годы Великой Отечественной войны. О героизме учителей и школьников //.

50. Начальная школа. 1944. № 7 С.1−5.

51. Буков К. И. Все мы были солдатами. Московская партийная организация в годы Великой Отечественной войны.- М 1972.

52. Буков К. И. Победа под Москвой.- М.- 1962.

53. Васютович В. М. Партийное руководство народным образованием в годы Великой Отечественной войны. Историографический обзор по материалам кандидатских диссертаций, защищенных в 1947;1972 гг. / Научные труды МИНХ им. Г. В. Плеханова.- Вып.109. 4.1. М.- 1973.

54. Великая Отечественная война и школа // Начальная школа.1941. № 7. С.6−9.

55. Великая Отечественная война Советского Союза. Краткая история.- М.- 1970.

56. Веселев Г. П. Подготовка кадров интеллигенции в годы Великой Отечественной войны 1941;1945 гг. / Из истории советской интеллигенции. Отв.ред.М. П. Ким.- М.- 1966.

57. Вознесенский A.A. Советский учитель // Начальная школа. 1949. № 2. С.1−4.

58. Возрождение прифронтовых и освобожденных районов страны в годы Великой Отечественной войны.- М.- 1980.

59. Воскресенский H.H. Ленин об учителе.- Вологда -1942.

60. Воспитание детей в условиях Отечественной войны // Советская педагогика. 1942. № 5−6. С.&—12.

61. Дайч З. Г. Школьная политика в СССР. Уроки партийно-государственного руководства: перспективы развития.-М.- 1991.

62. Данилов М. А. Организация работы школы в условиях военного времени.- М.- 1941.

63. Данилов М. А. Учебно-воспитательная работа школы в условиях военного времени // Советская педагогика. 1941. № 10. С.10−20.

64. Деятельность коммунистической партии по подготовке и воспитанию учительских кадров в период социалистического строительства.- М.- 1981.

65. Дрыночкин В. В. Московское студенчество в годы Великой Отечественной войны. 1941;1945. М.- 1970.

66. Дрыночкин В. В. Восстановление системы народного образования в прифронтовых и освобожденных районах страны в годы Великой Отечественной войны.- Депонир. в ИНИОН АН СССР № 4 4 533 от 6 мая 1991. М.- 1991.

67. Ерегина Н. Г. Совершенствование системы школьного образования на селе в годы Великой Отечественной войны /На материалах Ярославской области // Руководство социально-экономическим и политическим развитием советской деревни.- Ярославль, 1902. С.49−55.

68. Есипов Б. П. Черты Советского учителя // Начальная школа. 1942. № 10. С.12−17.

69. Завацкая М. А. Педагогические училища в годы Великой Отечественной войны // Советская педагогика. 1977. № 9. С.116−121.

70. Задачи школы в 1943/44 учебном году // Начальная школа. 1943. № 7. С.1−5.

71. Из истории советской школы и педагогики. Сб.статей.- Калинин.- 1973.

72. История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941;1945 в 6-ти тт.- М.- 1960.-1965.

73. История второй мировой войны 1939;1945. Тт.8−12.-М, — 1978. -1902.

74. История КПСС в 6 тт. Т.5, кн. 1 (1936;1945).- М.-1970.

75. История Москвы. Краткий очерк.- М.- 1974.

76. История СССР с древнейших времен до наших дней. Т.10.-М.- 1973.

77. Кайев A.A. Орехово-Зуевский педагогический институт в годы Великой Отечественной войны / Учен.зап.Орехово-Зуевского педагогического института. T.XXXI.- Орехово-Зуево.- 1967. С.191−207.

78. Кафтанов C.B. Советская интеллигенция в Великой Отечественной войне.- М.- 1950.

79. Кафтанов C.B. Высшее образование в СССР.- М.

80. Калинин М. И. Учительство и война.- Ворошиловск.-1942 .

81. Кириллович Б. Школа в эти дни (1941/42 учебный год в школе № 57 гор. Москвы) // Вожатый. 1941. № 15. С.7-б.

82. Колесник А. Д. РСФСР в годы Великой Отечественной войны.-М.- 1962.

83. Кондакова И. И. Восстановление системы народного образования в освобожденных районах СССР / Советская культура в годы Великой Отечественной войны.- М.- 1976.

84. Константинов И. А., Медынский E.H. Очерки по истории советской школы в РСФСР за 30 лет.- М.- 1948.

85. Константинов H.A. Советская школа в годы Великой Отечественной войны // Советская педагогика. 1948.№ 10. С.45−57 .

86. КПСС во главе культурной революции в СССР. Под ред.С. А. Андрогова.- М.- 1972.

87. Крочачева М. Ленинградские школы в годы Великой Отечественной войны / АНН СССР. Научная сессия, посвященная 250-летию Ленинграда. 1987. Материалы.- М.- 1969.1. С.51−55.

88. Круглянский М. Р. Высшая школа СССР за 50 лет.-М.- 1960.

89. Куманев В. Советская школа в годы великих испытаний 1941;1945 // Народное образование. 1965.№ 5. С.9−12.

90. Куманев В. А. Школа фронту / Советская культура в годы Великой Отечественной войны.- М.- 1976. С.201−212.

91. Культурная жизнь в СССР. 1941;1945 гг. Краткая хроника.-М.- 1977.

92. Ленин В. И. Речь на 1 Всероссийском съезде. учителей-интернационалистов 5 июня 1918 г. Полн.собр.соч.-Т.36. С.420−421.

93. Ленин В. И. Пункт программы в области народного просвещения. Полн.собр.соч. Т.38. С.116−117.

94. Ленин В. И. Речь на 1 Всероссийском съезде работников просвещения и социалистической культуры. 31 июля 1919 г.- Полн. собр.соч.- Т.39. С.131−138.

95. Ленин В. И. Речь на Ш Всероссийском совещании заведующих внешкольными подотделами губернских отделов народного образования 2 февраля 1920 г.- Полн.собр.соч. Т.40. С.160−165.

96. Ленин В. И. Речь на И Всероссийском совещании ответственных организаторов по работе в деревне. Полн.собр.соч. Т.41. С.138−150.

97. Ленин В. И. Речь на Всероссийском совещании полит-просветов губернских и уездных отделов народного образования 3 ноября 1920. Полн.собр.соч. Т.41. С.398−408.

98. Ленин В. И. Странички из дневника. Полн.собр.соч. Т.45. С.364−366.

99. Леонова О. Ф. О задачах нашей школы и роли советского учителя / Работа директора и заведующего учебной частью школы.-М.- 1941. С.6−11.

100. Маилян И. А. Работа школы в условиях Отечественной войны.-Тбилиси 1941.

101. Макаров З. И. Коммунистическая партия и советская общеобразовательная школа / Общественные науки. Вып.XVI.-Алма-Ата 1971.

102. Максакова Л. В. Культура Советской России в годы Великой Отечественной войны.- М 1977.

103. Маркс К. Критика Готской программы. Соч. Т.19. С.9−32.

104. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистическойпартии. Соч. Т.4. С.419−4Э9.

105. Меметов B.C. Деятельность партии в области народного образования и коммунистического воспитания школьников в годы Великой Отечественной войны (июнь 1941;1945 гг.) / Вопросы народного образования в курсе истории КПСС.- М.-.1985.С.97−103.

106. Меметов B.C. Защищая Москву. Интеллигенция. столицы в период битвы под Москвой.- М 197 9.

107. Москва и Московская область в годы Великой Отечественной войны. Краткая хроника.- М.- 1965. 66. Мякотин М. Идейно-политическая работа среди учителей Моск-вы//Народное образование.- 1947. № 4. С.13−17.

108. Народное образование в РСФСР / Под ред.М. П. Каширина и Е. М. Чехарина.- М.- 1970.

109. О задачах школы в 1942/4 3 учебном году // Начальная школа. 1942. № 7. С.1−10.

110. Наше Отечество. Опыт политической истории. В 2-х чч.- 4.2.-М.- 1991.

111. Очерки истории Московской организации КПСС.- М.-1966.

112. Очерки истории Московской организации КПСС.1. Т.2. М.-1963.

113. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1941;1945 гг.- М.- 1988.

114. Паначин Ф. Г. Педагогическое образование в СССР. Важнейшие этапы истории и современность.- М.- 1973.

115. Пегов П. В. Вопросы педагогической организации сельскохозяйственного труда школьников в годы Великой Отечественной войны / Из истории развития педагогических идей.- Саратов.-1974. С.120−175.

116. Плясовских B.C. Политика КПСС в области народного образования.- М.- 1987.

117. Потемкин В. П. О дальнейшем улучшении учебно-воспитательной работы в школе. Доклад на Все-росс.совещании по народному образованию 7 авг.1945 г. // Советская педагогика. 1945.-№ 8.-С.1−8.

118. Потемкин В. П. Речь народного комиссара просвещения РСФСР на собрании актива учителей города Москвы 7 февраля 1943 г. // Советская педагогика. 1943. № 5−6. С.1−9.

119. Потемкин В. П. Статьи и речи по вопросам народного образования.- M.-JI.- 1947.

120. Савельев В. М., Саввин В. П. Советская интеллигенция в Великой Отечественной войне. М.- 1974.

121. Советский учитель.// Начальная школа.- 1947. № 10. С.1−6.

122. Суслов М. А. Больше внимания школе и народному учителю // Партийное строительство.- 1944. № 15−16." С. 1321.

123. Проценко В. Г. Учителя воспитанники советской школы — участники Отечественной войны.// Советская педагогика.- 1942. № 10. С.31−39.

124. Советский Союз в годы Великой Отечественной войны. 1941;1945 гг.- М.- 1970. 67. Советский учитель в дни Отечественной войны // Начальная школа. 1942. № 1−2. С.1−88.СССР в годы Великой Отечественной войны. 1941;1945.-М.-1973.

125. Сударов Б. И. Советское студенчество в борьбе против немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны.-М.- 1965.

126. Токарева Ю. С. Забота КПСС об укреплении учебно-материальной базы общеобразовательных школ в годы Великой Отечественной войны Советского Союза с немецко-фашистскими захватчиками / Пермский педагогический институт. Ученые записки.- Пермь. 1962. С.39−64.

127. Учебно-воспитательная работа в школе. Руководящие материалы. Сб. Наркомпроса РСФСР.- М.- 1944.

128. Фрунзе М. В. Учительство на помощь Красной Армии. Избр.произв. Т.2. М.- 1957.

129. Черник С. А. Обеспечение общеобразовательных школ педагогическими кадрами в годы Великой Отечественной войны // Советская педагогика. 1978. № 6. С.103−112.

130. Черник С. А. Советская школа в годы Великой Отечественной войны.- М.- 1975.

131. Черник С. А. Советская общеобразовательная школа в годы Великой Отечественной войны. Историко-педагогическое исследование.- М.- 1984.

132. Щербаков A.B. Великая Отечественная война и школа.- Алма-Ата.- 1975.

133. Штыков С. Т. Очерки о взаимосвязи народного образования с народным хозяйством в СССР (1917;1967).-Томск.- 1968.

134. Энгельс Ф. Принципы коммунизма.- Соч. Т.19. С.322−339.

135. Яковлева М. С. Некоторые формы идейно-политической работы партийных организаций Западной Сибири среди учителей в годы Великой Отечественной войны / Томский университет. Сборник работ аспирантов кафедры истории КПСС. Вып.II.- Томск.-1974. С.149−1&-5.

136. Яркина Т. Ф. Советская школа в годы Великой Отечественной войны // Советская педагогика.- 1965. № 5. С. 109−118.

137. Ярушина Л. В. Восстановление общеобразовательных школ на освобожденной территории / Возрождение прифронтовых и освобожденных районов СССР в годы Великой Отечественной войны 1941;1945 гг.- М.- 1986. С.137−147.

138. Диссертации и авторефераты.

139. Беляков А. Г. Историография трудового подвига Советского народа в период Великой Отечественной войны. Дисс.канд. ист.наук.- М.- 19 64.

140. Васютович В. М. Историография партийного руководства народным образованием в годы Великой Отечественной войны. Дисс. канд.ист.наук.- М.- 1974.

141. Веселев Г. П. Советская интеллигенция в годы Великой Отечественной войны. Дисс.канд.ист.наук.- М,-1966.

142. Ляшенко Н. И. Деятельность Московской городской партийной организации по развитию народного образования в годы П пятилетки. Дисс.канд.ист.наук.- М.- 1979.

143. Макаров В. И. Деятельность коммунистической партии по руководству народным образованием в центральныхрайонах РСФСР в 1943;1950 гг. Дисс.канд.ист.наук.- М.-1971.

144. Плотников И. Ф. КПСС вдохновитель и организатор героического труда советской интеллигенции в годы Великой Отечественной войны (1941;1945). Дисс.канд.ист.наук.-Свердловск-1954.

145. Российский Ю. Г. Руководство Московской городской партийной организации общеобразовательной школой в годы Великой Отечественной войны (1941;1945 гг.). Дисс.канд.ист.наук.-М. 1961.

146. Савельев Н. Ю. Партийное руководство деятельностью комсомольских организаций ВУЗов в годы Великой Отечественной войны (На материалах Московской городской и областной партийных организаций). Дисс.канд.ист.наук.-М.- 1987.

147. Скворцов Г. А. Деятельность партийных организаций Верхней Волги по руководству народным образованием в годы Великой Отечественной войны (1941;1945 гг.) (На материалах Ивановской, Костромской и Ярославской областей). Дисс.канд. ист.наук.- М.- 1989.

148. Сорокина О. Д. Деятельность комсомола по осуществлению курса л партии на восстановление общеобразовательной школы в годы Великой Отечественной войны. Дисс.канд.ист.наук.- М.-1990.

149. Сыркин З. А. Высшая и средняя специальная школа в годы Великой Отечественной войны. 1941;1945. Дисс.канд.ист.наук.-М.- 1970.

150. Токарева Ю. С. Деятельность партийных организаций Российской Федерации в области народного образования в период Великой Отечественной войны Советского союза (1941;1945 гг.). Дисс. .канд.ист.наук.- М.- 1962." .

151. Усикова Л. Ф. Деятельность Московской городской партийной организации по развитию общеобразовательной юколы в годы 1У пятилетки. Дисс.канд.ист.наук, — М,-1984 .

152. Черник Б. Н. Политическое воспитание учащихся средних школ в годы Великой Отечественной войны. Дисс.канд.пед.наук.-М.- 1989.

153. Черник С. А. Советская общеобразовательная школа в годы Великой Отечественной войны. Дисс.докт.пед.наук.- М, — 1979.

154. Четков П. Ф. Борьба КПСС эа дальнейший подъем на228родного образования в годы.

155. Дисс.канд.ист.наук.-М.- 1956.1У пятилетки.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой