Гендерная интерпретация самоактуализации личности в профессии: На материале педагогической профессии
![Диссертация: Гендерная интерпретация самоактуализации личности в профессии: На материале педагогической профессии](https://gugn.ru/work/2495732/cover.png)
Одним из компонентов Образа — Я личности является тендер, формируемый и достигаемый личностью в процессе интериоризации половых ролей, транслируемых культурой в виде норм, требований или стереотипов (И.С.Кон, М. Мид, В. И. Слободчиков и др.). Тендер как «приписываемый», «созидаемый» и «достигаемый» социальный статус личности рассматривается через мир взаимодействия «мужского» и «женского… Читать ещё >
Содержание
- 1. ПРОБЛЕМА САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПРОФЕССИИ
- 1. 1. Категория личности в современных психологических концепциях
- 1. 1. 1. Структурные представления о личности как определяющий фактор персонологических концепций
- 1. 1. 2. Смысловое пространство в структуре личности
- 1. 2. Самоактуализация как сущностная характеристика профессионального становления личности
- 1. 2. 1. Само актуализация как условие реализации экзистенциального смысла личности
- 1. 2. 2. Самоактуализации личности в профессии как экзистенциальная проблема
- 1. 2. 3. Проблема самоактуализации и стратегии профессионализации личности
- 1. 1. Категория личности в современных психологических концепциях
- 2. 1. Влияние традиций феминизма на развитие тендерного подхода
- 2. 2. Тендерный подход в социально-психологических исследованиях
- 2. 2. 1. Тендер в психологической структуре личности
- 2. 4. Выводы и гипотезы
- 3. 1. Методы и процедура исследования. Характеристика исследуемой группы
- 3. 2. Тендерное своеобразие самоактуализации женщины в профессии педагог
- 3. 3. Влияние тендера на стратегии профессионализации женщины в профессии педагог
- 3. 4. Тендер как приоритетная характеристика личности женщины
- 3. 4. 1. Особенности взаимодействия тендерных и профессиональных представлений женщин процессе профессионализации
- 3. 5. Практическая психологическая помощь в решении психологических проблем профессионализирующихся женщин: анализ индивидуального случая и программа семинара-тренинга
- 3. 6. Выводы по результатам эмпирического исследования
Гендерная интерпретация самоактуализации личности в профессии: На материале педагогической профессии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Современная система образования, в том числе и профессионального, подходит к определению особенностей становления профессионала с позиции личностно ориентированного подхода (АХ.Асмолов, К.А.Абульханова-Славская, В. И. Слободчиков, И. С. Якиманская и др.). В основе этого подхода лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, приводящий к высшей форме жизнедеятельности личности — творческой самореализации [116].
Личностно ориентированный подход в образовании предполагает формирование самостоятельности, творческой инициативы и социальной ответственности личности. Только творческий, самореализующийся учитель, всей своей личностью вовлеченный в образовательный процесс, может обеспечить гармоничное развитие личности учащегося.
Это обусловливает «острую потребность в разработке технологий, позволяющих выстраивать личностно-профессиональную траекторию становления педагога-профессионала, носителя образовательных ценностей и активного, творческого субъекта, способного претворить их в профессиональной деятельности» [71].
В этой связи изучение различных модальностей профессиональной самореализации учителя приобретает особую актуальность.
В ряде исследований особенностей становления педагога рассматриваются проблемы, связанные с обучением педагогической деятельности, анализируются различные аспекты педагогической направленности и мотивации студентов педагогических специальностей, особенности формирования педагогических убеждений и др. (А.А.Реан, Р. П. Мильруд, А. Б. Орлов, В.А.Якунин). Часть исследовательских работ посвящена составлению различного рода классификаций личности педагога (В.Иванов, Т. В. Ковалева, В.А.Кан-Калик, К. Нинциев). Изучению структуры педагогической деятельности и педагогической среды, анализу движущих сил профессионального развития учителя посвящена другая часть работ (Е.И.Горячева, А. К. Маркова, М.Н.Миронова).
Однако следует отметить, что среди исследований педагогической деятельности и личности педагога практически отсутствуют работы, учитывающие тендерный аспект. Большинство отечественных исследователей изучает педагога «вообще», часто не учитывая тендерных особенностей выборки при интерпретации данных. В то время как практика распределения тендерных позиций на рынке труда показывает, что подавляющее большинство из желающих и приобретающих профессию педагога — женщины.
Г. М.Бреслав и Б. И. Хасан отмечают, что «феминизация школы привела к реализации женщиной специфических организационно-управленческих функций в образовании», анализ которых требует «широкомасштабных психолого-педагогических экспериментов» [33, с.65−69].
Действительно, профессиональное развитие как непрерывный процесс самоактуализации личности (А.Маслоу) сопряжено с целым рядом проблем, затрудняющих свободное достижение личностью «состояния плодотворности» (Э.Фромм), истинной «эго-идентичности» (Э.Эриксон), в которой интегративно, в гармоничном слиянии представлены различные компоненты Образа-Я (К.Роджерс).
Одним из компонентов Образа — Я личности является тендер, формируемый и достигаемый личностью в процессе интериоризации половых ролей, транслируемых культурой в виде норм, требований или стереотипов (И.С.Кон, М. Мид, В. И. Слободчиков и др.). Тендер как «приписываемый», «созидаемый» и «достигаемый» социальный статус личности рассматривается через мир взаимодействия «мужского» и «женского», воплощенный в практиках, представлениях, предпочтениях бытования. (С. де Бовуар, О. Вейнингер, И. С. Кон, Г. Крайг, Д. Майерс, Б. Фридан, З. Фрейд, К. Хорни и др.).
Тендер является одной из базовых характеристик личности, которая может оказывать влияние на другие личностные характеристики, в том числе и на профессиональное становление личности, на особенности процесса самоактуализации (Э.Берн, О. А. Воронина, Е. Здравомыслова, Е. Мещеркина, Л. Попова, А. Темкина, Э. Эриксон).
Это значит, что изучение самоактуализации личности в профессии актуально с позиции тендерного подхода, позволяющего рассматривать особенности профессионального становления личности с учетом социо-культурного понимания тендерной роли. Значимость тендерного аспекта в самоактуализации личности и недостаточная изученность тендерной специфики профессионального становления педагога определили выбор темы настоящего исследования.
Объект исследования — самоактуализация личности на разных этапах профессионального становления в педагогической деятельности.
Предмет исследования — особенности влияния тендера на самоактуализацию женщины на разных этапах профессионального становления в педагогической деятельности.
Таким образом, основная цель диссертационного исследования — выявить характер влияния тендера на самоактуализацию женщины на разных этапах профессионализации, а также определить обусловленные тендером стратегии профессионализации женщины в педагогической деятельности.
Опираясь на проанализированные в тексте диссертации теории и результаты эмпирических исследований, осуществленных различными авторами, были сформулированы основные гипотезы исследования:
1. Самоактуализация женщины в профессии связана с особой формой трансляции сущностных сил личности в область межличностных отношений через личностные «вклады» в других (персонализацию) и ориентацию на внешнюю позитивную оценку.
2. Стратегии профессионализации женщины в профессии педагог характеризуются подчинением профессиональной роли тендерной и ограничивают самоактуализацию личности.
3. Тендер является базовой характеристикой личности, влияющей на профессиональные представления женщины и приобретающей в ходе профессионализации в педагогической деятельности сходство с существующим в культуре традиционным представлением о женщине.
Для достижения цели исследования и подтверждения гипотез были поставлены следующие задачи:
Теоретические задачи.
1. Осуществить анализ понятий «личность» и «самоактуализация», а также определить особенности самоактуализации личности в профессии.
2. Выделить сущностные, социально-психологические характеристики понятия «гендер».
3. Обозначить роль тендера в самоактуализации личности в профессии.
4. Выделить особенности процесса самоактуализации женщины в профессии.
Эмпирические задачи:
5. Подобрать комплекс психодиагностических процедур, позволяющий определять тендерные особенности самоактуализации личности в профессии.
6. Определить тендерное своеобразие самоактуализации женщины в профессии, связанное с реализацией женщины в области межличностных отношений.
7. Выявить тендерную обусловленность выбора женщиной определенной стратегии профессионализации.
8. Определить степень влияния тендера на профессиональные представления личности.
9. Выявить наличие сходства между существующими в культуре традиционными представлениями о женщине и тендерными представлениями женщин-педагогов.
Методологической основой исследования выступает теория профессионального развития, рассматривающая профессиональное становление как частный случай более общей модели личностного развития (К.А.Абульханова-Славская, М. Р. Гинзбург, З.И. Рябикина) и опирающаяся на принципы гуманистической психологии (Э.Эриксон, К. Роджерс, А. Маслоу,). Теоретическая и эмпирическая база исследования основаны на ведущих принципах естественнонаучного подхода в психологии и общенаучных принципах: развития, детерминизма, системности, единства сознания и деятельности, обучения и развития (Б.Г.Ананьев, А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, И. С. Кон, В. С. Мерлин, С. Л. Рубинштейн, А. Г. Асмолов и др.). Гуманитарная ориентация исследования и тендерный подход обусловили включение интерпретативной методологии: единство сущего (смысла) и должного (культурного), историческое (временное и пространственное) развитие человека, пристрастное отношение субъекта познания к изучаемой реальностисубъектный подход. (Б.С.Братусь, М. М. Бахтин, Ф. Е. Василюк, В. Дильтей, Д. А. Леонтьев, В. И. Слободчиков, И.В.Солодникова).
В работе использованы следующие методы исследования: • организационные методы: сравнительный («срезы»);
• эмпирические методы: психодиагностические методы Самоактуализационный тест (CAT) — модифицированный вариант опросника личностных ориентации Э. Шостроматест-опросник диагностики межличностных отношений Т. Лири в модифицированном варианте Л. Н. Собчикпроективные методы — методика «Кто Я?» (модифицированный вариант) — полуструктурированное интервью".
• методы обработки данных: количественный (оценка центральной тенденции, графический анализ, оценка значимости различий, корреляционный анализ) и качественный анализ (контент-анализдискурс-анализ, аналитическое сравнение, триангуляция);
• методы интерпретации: структурный и частично генетический (в плане анализа развития изучаемого явления).
Этапы исследования:
1. 1997;1999г. — осуществлен теоретический анализ проблемы самоактуализации личности в профессии в соотнесении с ее тендерным статусом.
2. 1998;2000г. — разработана и осуществлена программа эмпирического исследования.
3. 1999;2000г. — проводилась обработка и интерпретация полученных данных, подведены итоги исследования.
Базой для исследования выступили: отделение психологии факультета управления КубГУ (специальность с педагогической направленностью) — СШ 82 и 71 г. Краснодараадминистративный корпус (завучи школ) Карасунского образовательного округа г. Краснодара. Все этапы эмпирического исследования прошла — 101 женщина.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Самоактуализация женщины в профессии связана с особой формой трансляции сущностных сил личности в область межличностных отношений через личностные «вклады» в других (персонализацию) и ориентацию на внешнюю позитивную оценку.
2. Стратегии профессионализации женщины в профессии педагог характеризуются подчинением профессиональной роли тендерной и ограничивают самоактуализацию личности.
3. Тендер является базовой характеристикой личности, влияющей на профессиональные представления женщины.
4. В ходе профессионализации в педагогической деятельности увеличивается сходство тендерных представлений педагогов с существующим в культуре традиционным представлением о женщине.
Надежность, обоснованность и достоверность научных положений и выводов обеспечивается организацией исследования, соответствующей его целям и задачам, использованием комплекса взаимодополняющих количественных диагностических и качественных процедур, применением статистических методов обработки полученных данных и качественного анализа, согласованностью результатов эмпирического исследования и теоретической концепции.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
1. Обобщены и описаны основные особенности понимания тендера в современных гендерных исследованиях.
2. Сформулированы принципы тендерного исследования:
Тендер — это социально-психологический конструкт, имеющий сложную многокомпонентную структуру, отражающую сущность, механизм и специфику формирования маскулинности и феминности в обществе (К.Гиллиган, Д. Гримшоу, К. Миллет, Дж. Митчелл, Н. М. Римашевская, С. Файрстоун, К. Хорни).
Многокомпонентная структура тендера определяется четырьмя группами характеристик: биологический полполо-ролевые (гендерные) стереотипытендерные нормы и поло-ролевая идентичность (О.А.Воронина, Е. Здравомыслова, А. Темкина).
Тендер является одной из базовых характеристик личности, обусловливающих психологическое и социальное развитие человека (С. де Бовуар, Э. Гоффман, С. Ушакин, Н. Ф. Федосеева и др.).
Предметом гендерных исследований является реконструкция социально-психологической эволюции тендера, бытующего в практиках повседневности и представлениях личности (Е. Баллаева, Г. Брант, Н. Пушкарева, Б. Фридан).
Тендерный подход активно привлекает методы разных гуманитарных и естественных дисциплин, сочетая количественные и качественные стратегии исследования (Т.Клименкова, В. В. Семенова, А.И.Перминова).
Тендерное исследование носит междисциплинарный характер и позволяет интерпретировать (понимать) различные социальные, культурные, исторические, экономические, психологические явления в контексте тендерных экспектаций конкретного общества (О.А.Гаврилица, М. Малышева, Е. Мещеркина, Н. К. Радина, И.В.Хайдер).
3. Доказана возможность и эвристичность совмещения тендерного и личностно ориентированного подхода в современном психологическом исследовании самоактуализации личности в профессии.
4. Выявлена ведущая роль тендера в самоактуализации женщины в педагогической деятельности, которая связана с особой формой трансляции сущностных сил личности в область межличностных отношений через личностные «вклады» в других (персонализацию) и ориентацию на внешнюю позитивную оценку.
5. Охарактеризованы стратегии профессионализации женщины в профессии педагог, которые связаны с подчинением профессиональной роли тендерной, ограничивающим самоактуализацию личности.
5. Определены особенности взаимодействия тендерных и профессиональных представлений женщин на разных этапах профессионального становления, которые заключаются в постепенном преодолении противоречий и согласовании представлений личности за счет формирующего влияния тендера.
6. Выявлено сходство тендерных представлений педагогов с существующим в культуре традиционным представлением о женщине.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования результатов в организации психологической поддержки профессионально самоактуализирующейся личности с учетом ее ценностно-смысловой ориентации и тендерных представлений. Полученные данные могут использоваться при подготовке курсов по общей, возрастной и социальной психологиипри разработке спецкурсов по тендерной психологии, феминологии, гендерологии и профессиональному консультированиюв проведении тренингов личностного и профессионального роста.
Конкретное личное участие автора в получении научных результатов. Предложена теоретическая модель психологического понимания представленности тендера в смысловой структуре личности. Сформирован и апробирован комплекс психодиагностических процедур, позволяющих определять особенности самоактуализации личности в профессии в их соотнесенности с тендерными представлениями. Разработана и реализована программа семинара-тренинга, направленного на психологическую поддержку профессионального развития женщины.
Апробация исследования. Основные положения работы докладывались на методологических семинарах на кафедре психологии КубГУ в течение 19 981 999гг.- на ежегодной научно-практической конференции аспирантов и студентов на факультете управления КубГУ, г. Краснодар, апрель 1998 г.- на второй международной конференции «Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной средах», г. Сочи, май 1999 г.- на первой научно-практической конференции «Мужчина и женщина в современном обществе: проблемы и перспективы самореализации», г. Краснодар, КубГУ, март 2000 г.- на научно — практической конференции психологов-практиков Карасунского округа г. Краснодара «Самоактуализация педагога», апрель 2000 г.- на Южно-российской конференции КубГУ при поддержке Института «Открытое общество» (Фонда Сороса) «Содержание социогуманитарного образования в меняющемся мире: междисциплинарный подход», г. Краснодар, май 2000 г. По теме исследования имеется 7 публикаций, в которых отражено содержание диссертации.
Структура диссертации состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, 5 приложений, содержит 3 гистограммы, 3 графика, 9 таблиц, 39 фрагментов транскрибированных текстов интервью.
3.6 Выводы цо результатам эмпирического исследования.
1. Основным результатом эмпирического исследования явилось то, что личностные характеристики респоденток, выявленные в ходе определения самоактуализации, соотносимы с традиционным описанием женщины и не меняются в ходе ее профессионального становления.
Ориентация на внешнюю позитивную оценку и персонализация — основные особенности самоактуализации женщины, которые объясняют несоответствие личностных характеристик женщин формальным критериям самоактуализации. Ведущим смыслом для женщин в собственной реализации является возможность транслировать собственные сущностные силы в область межличностных отношений.
То есть особенностью самоактуализации женщины является ее тендерная обусловленность, так как именно область межличностных отношений в традиционном культурном образце тендерного поведения является сферой приложения сил женщины.
Значит нашла подтверждение первая гипотеза о том, что самоактуализация женщины в профессии связана с особой формой трансляции сущностных сил личности в область межличностных отношений через личностные «вклады» в других (персонализацию) и ориентацию на внешнюю позитивную оценку.
2. Выявленная особенность самоактуализации женщины, а точнее ее тендерная обусловленность позволили объяснить наличие специфических стратегий профессионализации женщин: отказ от профессионализации в пользу гендерной ролиподчинение профессиональных стремлений гендерной ролиориентация на совмещение профессиональной и гендерной роливыбор профессионального продвижения при поддержке семьи.
Оказалось, что свои карьерные решения женщины соотносят с выполнением гендерной роли, которая в их сознании имеет традиционные характеристики, поэтому все перечисленные стратегии профессионализации связаны с подчинением профессиональной роли гедерной. Постоянное соотнесение стратегий профессионализации с гендерной ролью создает условия для напряжения в личности, неудовлетворенности и ограничивает женщину в самореализации.
Это значит, что находит подтверждение вторая гипотеза исследования: стратегии профессионализации женщины в профессии педагог характеризуются подчинением профессиональной роли гендерной и ограничивают самоактуализацию личности.
3. Доминирующий характер тендера потребовал детального рассмотрения содержательных характеристик тендерных и профессиональных представлений женщин. Установлено, что:
— Тендер является одной из ведущих, базовых характеристик женщины на разных этапах ее профессионального становления в педагогической деятельности. Занимая приоритетное положение в иерархии социальных ролей на разных этапах профессионализации, тендер становится наиболее доминирующей характеристикой на этапе наибольшей профессионализации женщины, когда та осваивает дополнительную (смежную) специальность.
— В ходе профессионализации женщина интегрирует различные представления о себе, то есть в процессе профессионального становления женщины происходит согласование тендерных и профессиональных представлений личности о себе. На стадии профессионального обучения обобщенные личностные профили «женщина» и «профессионал» женщин имеют большее расхождение, чем на стадиях практической деятельности и освоения дополнительной, смежной профессии.
— Своеобразное противоречие, возникающее в личности в процессе освоения профессиональной деятельности на начальном этапе профессионализации, характеризуется как ролевой конфликт между гендерной и профессиональной ролью, который преодолевается за счет интеграции профессиональных и тендерных представлений, где последние оказывают формирующее влияние.
— Тендерные представления женщины в процессе профессионализации в педагогической деятельности приобретают характеристики, соотносимые с существующим в культуре традиционным представлением о женщине: ориентация на дом и семейное благополучиеподчиняемостъготовность жертвовать собойзависимостьнеагрессивностьпассивностьконформность. Тендерный анализ I профессиональных представлений личности также свидетельствует о приближении содержательных профессиональных характеристик женщин по большинству шкал к традиционному тендерному представлению о женщине.
Все это подтверждает третью гипотезу исследования: тендер является базовой характеристикой личности, влияющей на профессиональные представления женщины и приобретающей в ходе профессионализации в педагогической деятельности сходство с существующим в культуре традиционным представлением о женщине.
4. Представленные в обобщенном виде в тексте диссертации полученные в ходе эмпирического исследования данные в целом подтверждают концептуальную модель исследования, и в практическом аспекте направлены на прояснение и понимание глубинных процессов, происходящих в конкретной, профессионально развивающейся личности.
Поэтому результатом эмпирического исследования является также то, что подтверждение гипотез позволило выявить ряд психологических проблем профессионализирующихся женщин:
• Ориентация на внешнюю позитивную оценку приводит к зависимости от окружающих, поэтому любое тендерное или профессиональное решение женщина принимает несамостоятельно.
• Проектируя тендерное или профессиональное будущее, женщина переживает чувство тревоги из-за того, что не может сделать выбор (или разрешить себе сделать выбор) между семьей и карьерой.
• Недостаточная позитивная оценка деятельности женщины формирует у женщины ощущение ненужности и нереализованности.
• Выбирая «межличностный» способ самоактуализации женщина «обесценивает» другие формы собственной реализации или просто «не видит» их, снижая собственную продуктивность в профессии.
• Постоянное подчинение (или совмещение) профессионализации гендерной роли создает напряжение и истощает эмоциональные и физические ресурсы женщины.
• Ориентируясь на внешнюю поддержку, но, не ожидая ее, женщина начинает выполнять чужие обязанности, что ведет к появлению у нее чувства обиды на окружающих.
• В быту и профессиональной практике женщины совмещают инструментальные мужские и эмоциональные женские качества, но постоянно контролируют выраженность тех и других, опасаясь получить отрицательную внешнюю оценку.
• Традиционность тендерных представлений у женщин часто носит знаковый" характер, который транслируется женщиной, но осознается как неорганичная, ограничивающая самоактуализацию форма социально-типического.
Весь комплекс психодиагностических процедур, методы обработки данных и предложенная в работе программа семинара-тренинга не просто выявляют психологическую проблематику профессионализации женщин, но позволяют найти широкое применение работе в образовательной практике, в ситуациях профессионального консультирования представителей различных социальных групп: старшеклассников, студентов, безработных и т. д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проблемы самоактуализации личности в профессии в современной науке представлены достаточным числом теоретических и практических исследований. Наиболее существенным в большинстве исследований в этой области является все более усиливающийся личностно ориентированный аспект в изучении особенностей профессиональной реализации.
Считается, что личность способна к саморазвитию, а значит, может превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, что приводит к высшей форме жизнедеятельности личности — творческой самоактуализации.
Ведущие персонологические концепции, оперирующие понятием самоактуализация, рассматривают ее как потребность, процесс и результат человеческого существования. В таком понимании она выступает как единая, унитарная характеристика человека.
Самоактуализация обозначается как социальная деятельность, во время которой происходит «срастание» культурных значений с системой личностных смыслов. Осознание смыслов и целей жизни, их организмическая «востребованность», согласованность всех объективных и субъективных пространств позволяет человеку осуществить экспансию структуры своих личностных смыслов на внешние по отношению к ней реальности, то есть внести свой «вклад» в развитие внешних систем: науку, искусство, культуру и пр.
Однако самоактуализация, сущность которой во многом определяется достижением индивидом личностно осмысленной и культурно значимой цели или ценности, характеризуется различными способами достижения цели — это культурализация и персонализация.
Цель и способ самоактуализации определяется тем экзистенциальным смыслом, который личность вкладывает в выстраивание своего жизненного пути, а также с тем «культурным вариантом», который предлагает общество. В обществе же существуют четко не декларируемые, но в повседневной практике транслирующиеся в форме традиционных тендерных ролей образцы для «мужской» и «женской» самореализации.
Тендер понимается как социально-психологический конструкт, имеющий сложную многокомпонентную структуру, отражающую сущность, механизм и специфику формирования маскулинности и феминности в обществе. Являясь одной из базовых характеристик личности, тендер обусловливает многие аспекты социально-психологического развития личности.
В современном обществе заметно расширились как представления о тендерных характеристиках личности, так и возможности для ее реализации в социуме. Однако это порождает ряд противоречий.
Традиционное социо-культурное представление о женщине предполагает, что женщина — это эмоциональная, неуверенная в себе, инфантильная, слабая, пассивная, подчиняемая, неагрессивная, ориентированная на семью личность. Но современная женщина, учитывая предлагаемые культурой и обществом традиционные нормы женского полоролевого поведения, может реализовать свои возможности в различных областях. Женщина проектирует свое будущее, в котором она могла бы реализовать свои возможности и быть принятой обществом, то есть сочетать тендерную и профессиональную роли.
Все это создает определенное напряжение в личности профессионально самоактуализирующейся женщины, выраженное в ряде психологических проблем: ролевой конфликт, аффилиативные переживания, формирование «женского» профессионального образца.
Даже в «женской» профессии, такой как профессия «педагог», женщина не освобождена от разрешения возникающих перед ней противоречий. Вовлеченность женщины в выполнение обеих ролей (тендерной и профессиональной), на каждом этапе личностного и профессионального развития оформляется различными вариантами карьерных решений женщин, суть которых в постоянном выборе между семьей и карьерой.
Проблемный характер самоактуализации женщины в профессии осложнен еще и тем, что современная система образования в целом ориентируется на творческого, активного, самостоятельного и самоактуализирующегося учителя, способного передать эти же характеристики воспитаннику.
Женщина-педагог заведомо ограничена традиционной тендерной ролью, которую чаще всего транслирует в процессе педагогической деятельности ученикам как ценностную, эталонную, и переживает ролевой диссонанс, а это может вести к снижению продуктивности педагогического процесса.
Значит изучение самоактуализации личности в профессии актуально с позиции тендерного подхода, позволяющего рассматривать особенности профессионального становления личности с учетом социо-культурного понимания гендерной роли.
Сложность проблематики самоактуализации личности в профессии и недостаточная изученность гендерной специфики профессионального становления педагога определили цель настоящего исследования, которая состояла в выявлении характера влияния тендера на самоактуализацию женщины на разных этапах профессионализации, а также определении обусловленных тендером стратегий профессионализации женщины в педагогической деятельности.
Рассмотрение теоретических и эмпирических результатов исследований проблем самоактуализации личности в профессии с выделением при этом тендерного аспекта в изучении особенностей профессионального становления женщины позволило выдвинуть следующие три гипотезы:
Первая — самоактуализация женщины в профессии связана с особой формой трансляции сущностных сил личности в область межличностных отношений через личностные «вклады» в других (персонализацию) и ориентацию на внешнюю позитивную оценку.
Вторая — стратегии профессионализации женщины в профессии педагог характеризуются подчинением профессиональной роли гендерной и ограничивают самоактуализацию личности.
Третья — гендер является базовой характеристикой личности, влияющей на профессиональные представления женщины и приобретающей в ходе профессионализации в педагогической деятельности сходство с существующим в культуре традиционным представлением о женщине. Основным результатом исследования являются следующие выводы:
1. Личностные характеристики женщин, выявленные в ходе определения самоактуализации, соотносимы с традиционным описанием женщины и не меняются в ходе ее профессионального становления. Это определяет специфическую форму самоактуализации женщин, которая заключается в ориентации женщины на область межличностных отношений.
Для различных групп женщин, находящихся на разных этапах профессионализации — начало обучения, практическая деятельность и дополнительная профессионализацияобщим является то, что ведущим смыслом собственной реализации женщины считают возможность транслировать свои сущностные силы в область межличностных отношений через ориентацию на внешнюю позитивную оценку и личностные «вклады» в других (персонализацию).
То есть особенностью самоактуализации женщины является ее тендерная обусловленность, так как именно область межличностных отношений в традиционном культурном образце тендерного поведения является сферой приложения сил женщины.
2. Выявленные особенности самоактуализации женщины позволили объяснить наличие специфических стратегий профессионализации женщин: отказ от профессионализации в пользу гендерной ролиподчинение профессиональных стремлений гендерной ролиориентация на совмещение профессиональной и гендерной роливыбор профессионального продвижения при поддержке семьи.
При видимом различии стратегии профессионализации женщин, в общем, направлены на преодоление противоречия между гендерной и профессиональной ролью. Причем профессиональная роль носит второстепенный характер в ценностной картине мира женщин и подчинена гендерной.
Постоянное соотнесение стратегий профессионализации с гендерной ролью создает условия для напряжения в личности, неудовлетворенности и ограничивает женщину в самореализации: профессиональные цели либо отсутствуют, либо постоянно отодвигаются женщинами, либо достижение их переживается как слишком «проблемное».
3. Выявленный доминирующий характер тендера в особенностях самоактуализации и выборе стратегии профессионализации позволил заключить, что тендер является одной из ведущих, базовых характеристик женщины на разных этапах ее профессионального становления в педагогической деятельности.
Занимая приоритетное положение в иерархии социальных ролей на разных этапах профессионализации, тендер становится наиболее значимой для личности характеристикой на этапе наибольшей профессионализации женщины, когда та осваивает дополнительную (смежную) специальность.
Обнаружено, что в ходе профессионализации женщина интегрирует различные представления, то есть в процессе профессионального становления женщины происходит согласование гендерных и профессиональных представлений личности о себе:
— На стадии профессионального обучения (студентки) обобщенные личностные профили «гендер» и «профессионал» женщин имеют большее расхождение, чем на стадиях практической деятельности (учителя) и освоения дополнительной, смежной специальности (завучи).
— Преодоление ролевого конфликта между гендерной и профессиональной ролью осуществляется за счет интеграции профессиональных и гендерных представлений, где последние оказывают формирующее влияние.
— Тендерные представления женщины в процессе профессионализации в педагогической деятельности приобретают характеристики, соотносимые с существующим в культуре традиционным представлением о женщине: ориентация на дом и семейное благополучиеподчиняемостьготовность жертвовать собойзависимостьнеагрессивностьпассивностьконформность.
— Тендерный анализ профессиональных представлений личности также свидетельствует о приближении содержательных профессиональных характеристик женщин по большинству шкал к традиционному тендерному представлению о женщине.
4. Соотнесение концептуальной модели диссертационного исследования и полученных конкретных результатов эмпирического исследования позволило выявить ряд психологических проблем профессионализирующихся женщин:
Ориентация на внешнюю позитивную оценку> приводящая к несамостоятельности, зависимости личности.
Наличие тревоги, связанной с необходимостью сделать выбор (или разрешить себе сделать выбор) между семьей и карьерой.
Чувство ненужности и нереализованности в случае недостаточной оценки окружающими личностного «вклада» женщины.
Снижение продуктивности из-за ориентации только на «межличностный» способ самоактуализации.
Напряжение и истощение эмоциональных и физических ресурсов женщины в процессе переживаемого ролевого диссонанса.
Гиперответственность и склонность брать на себя выполнение чужих обязанностей, ведущие к появлению обиды на окружающих.
Повышенный контроль в проявлении в поведении инструментальных и эмоциональных качеств личности.
Отсутствие личностной, смысловой наполненности тендерных представлений, обусловливающее ригидные, социально-типические формы поведения женщины.
Это обусловливает целесообразность организации системы дальнейших психологических исследований в области данной проблематики, так как приведенный перечень уже в таком общем виде открывает новые проблемы в изучении самоактуализации женщины в профессии.
Безусловным является также и то, что необходима целенаправленная, системная поддержка самоактуализирующейся в профессии женщине. Такая поддержка может осуществляться через различные виды психологической практической работы:
— семинары и тренинги по осознанию и проектированию индивидуальных (коллективных для организаций) целей профессионального развития личности;
— создание клубов профессиональной и психологической поддержки для работающих женщин;
— введение в практику группового психологического консультирования такой формы, как «наставничество»;
— индивидуальное консультирование женщин по вопросам принятия карьерных решений.
5. Выявленные в ходе исследования психологические феномены при рассмотрении их в гендерной интерпретативной модели, выводят психологическую проблематику в сферу решения социальных проблем.
Полученные результаты можно использовать в практике социальной работы не только с работающими, но и с другими категориями женщин: безработные, домохозяйки, женщины после декретного отпуска, девушки, проектирующие свою будущую жизнь, пенсионерки и др.
Каждая из этих групп помимо социальной неустроенности переживает целый комплекс специфических психологических проблем. Диагностический аппарат и программа семинара-тренинга, предложенные в работе, позволяют использовать его в качестве инструментов для наиболее успешной профориентации и социальной адаптации личности.
6. Выявлен ряд перспективных направлений, которые положены в основу планирования дальнейших исследований, продолжающих настоящее. Основными из них являются:
— выработка критериев и отработка процедур измерения эффективности выбранных женщиной стратегий профессионализации по отношению к общему жизненному плану.
— определение форм и технологий по обеспечению психологической поддержки профессионального становления женщины-педагога.
— изучение тендерных особенностей самоактуализации в профессии и стратегий профессионализации мужчин-педагогов.
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980. С.257−258.
- Абульханова-Славска К.А. О путях построения типологии личности // Психологический журнал. 1983. № 1.С. 14−29.
- Абульханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни / Под ред. Е. В. Шороховой. М., 1987. С. 141.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегии жизни. М., 1991.
- Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психологический журнал. 1994. Том 14. № 4. С. 39−55.
- Акчурин И.А. Топология и идентификация личности // Вопросы философии. 1994. № 5. С. 143−149.
- Алешина Ю.Е., Гозман Л. Я., Дубовская Е. М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М., 1991.
- Аминов Н.А. Модели управления образованием и стили преподавания // Вопросы психологии. 1994. № 2. С.88−98.
- Аминов Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей//Вопросы психологии. 1988. № 5. С.71−77.
- Ю.Ананьев Б. Г. Онтогенез и жизненный путь человека // Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1980. Т1.
- П.Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. Избранные психологические труды. Москва Воронеж, 1996.
- Анцыферова Л.И. Психология самоактуализирующейся личности в работах Абрагама Маслоу // Вопросы психологии. 1973. № 4. С. 173−180.
- Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. N 1. С. 6.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.С.43.
- Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. Москва Воронеж, 1996.
- Асмолов А.Г., Братусь Б. С. и др. О некоторых перспективах смысловых образований личности // Вопросы психологии. 1979. № 4. С. 35.
- Асмолов А.Г., Ягодин Г. А. Образование как расширение возможностей развития личности (от диагностики отбора к диагностике развития) // Вопросы психологии. 1992. № 1. С. 7.
- Багрунов В.П. Половые различия в видовой и индивидуальной изменчивости психики человека // Автореферат диссертации на звание кандидата психологических наук. Л, 1988.
- Баллаева Е.А. Нереактивное исследование и доступные данные // Возможности использования качественной методологии в тендерных исследованиях. М. 1997.С.49−64.
- Баллаева Е.А. Репродуктивные права женщин как проблема тендерных исследований // Материалы I Российской летней школы по женским и тендерным исследованиям «Валдай-96». М., 1997. С. 104−109.
- Баррон Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя // Вопросы психологии. 1990. № 2. С. 158.
- Бассин Ф.В. К развитию проблемы значения и смысла // Вопросы психологии. 1973. № 6. С. 22.
- Бедерханова В.П. Педагогическая поддержка процесса индивидуализации человека в образовании // Психологические проблемы самореализации личности. Сборник научных трудов. Выпуск 3. Краснодар, 1998. С.46−57
- Белоконь М.А. Личность, самооценка, эталон в профессиональном становлении субъектов обучения // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Краснодар, 1999.
- Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.
- Биографический метод в изучении постсоциалистических обществ / Под ред. В. Воронкова, Е.Здравомысловой. СПб, 1997.
- Бовуар С. Второй пол. М., 1997.
- Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л., 1970.
- Бодалев А.А. Психология о личности. М., 1988.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды. Москва-Воронеж, 1995.С.180.
- БрантГ. Природа женщины. Екатеринбург, 1999. С. 16.
- Братусь Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии // Вопросы психологии. 1990. № 6.С.9−16.
- Бреслав Г. М., Хасан Б. И. Половые различия и современное школьное образование // Вопросы психологии. 1990. № 3.
- Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психической науке (статья вторая) // Психологический журнал. Т. 13. № 6. 1992. С. 4.
- Бурлова Т.А. Тендерные темпоральные стратегии. Екатеринбург, 1997.С.З.-5.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания. М, 1984.
- Василюк Ф.Е. Структура образа (К 90-летию со дня рождения А.Н.Леонтьева)//Вопросы психологии. 1993. N5. С. 5−19.
- Вебер М. Избранные произведения / Под ред. Ю. Н. Давыдова. М., 1990. С. 497.
- Велихов Е.П., Зинченко В. П., Лекторский В. А. Сознание: опыт междисциплинарного подхода // Вопросы психологии. 1988. № 11. С.3−31.
- Вердиев Д.М., Некрасов С. Д. Основы управления школой (Теоретические, исторические и психологические аспекты моделирования государственно-образовательной системы управления образованием). Краснодар, 2000. С. 154−160.
- Винокурова И.А. Женщины и мужчины в науке: двойной портрет // Социологические исследования. 1999 г № 4. С.82−86.
- Висли Э. Норвежская история о том, почему «стеклянный потолок» все еще не пускает женщин на верхние этажи газетной индустрии // Альманах Вы и Мы. Диалог российских и американских женщин. 1997. № 1. (13). С.34−37.
- Воробьева Л.И., Снегирева Т. В. Психологический опыт личности: к обоснованию подхода // Вопросы психологии. 1990. № 2. С. 10.
- Воронина О.А. Введение в тендерные исследования // Материалы I Российской летней школы по женским и тендерным исследованиям «Валдай -96». М., 1997.С. 31.
- Выготский Л. С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т. М., 1984.Т.4.
- Гаврилица О.А. Чувство вины у работающей женщины // Вопросы психологии. 1998. № 4.
- Галова Е. Тендерные политики в национальном дискурсе // Тендерные исследования: Харьковский центр тендерных исследований. М.: Человек и Карьера. 1999. № 2. С. 24−36.
- Гильбух Ю.З. Психодиагностическая функция учителя: пути реализации //Вопросы психологии. 1989. № 3. С.80−88.
- Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения //Вопросы психологии. 1994. N3.C.44.
- Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1992. Т. 1−2.
- Гоноблин Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя // Вопросы психологии. 1975. № 1. С. 100−101.
- Горошко Е. Пол, гендер, язык // Материалы 1 Российской летней школы по женским и тендерным исследованиям «Валдай -96». М., 1996. С. 98−110.
- Горячева Е.И. Идея самоактуализации в гуманистической психологии и ее реализация в педагогической практике// Автореферат диссертации на соискание степени кандидата педагогических наук. М., 1996.
- Грошев И.В. Тендерная невербальная коммуникация в рекламе // Социологические исследования. 1999 г. № 4. С. 77.
- Гурвич И.Н. Социальная психология здоровья. СПб., 1999. С. 139.
- Гусейнова Л.Н. Ценностные ориентации: гендерный аспект // Социологические исследования. 1999 г.№ 5. С. 130 -132.
- Дадонов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопросы психологии. 1992. № 1. С.22−32.
- Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Учебное пособие для вузов. Екатеринбург, 1998.
- Дерида Ж. О грамматологии. М., 2000.
- Джонсон Р.А. Она. Глубинные аспекты женской психологии. Харьков., 1996.
- ДильтейВ. Описательная психология. СПб., 1996 г.
- Дмитриева Е. Фокус группы в маркетинге и социологии. М., 1998. С. 91.
- Дружинин В.Н. Психология семьи. М., 1996.
- Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие. М., 1997 г.
- Есаулов Н.Н. Отражение в английском языке мер по устранению дискриминации женщин в США // Иностранный язык в школе. 1997. № 4. С.76−78.
- Женщина не существует: современные исследования полового различия. Сборник статей. /Под ред. И. Аристарховой. Сыктывкар, 1999.
- Женщины в обществе: реалии, проблемы, перспективы / Отв. редактор Римашевская Н. М. М&bdquo- 1991. С. 13.
- Здравомыслова О.М., Арутюнян М. Ю. Российская семья на европейском фоне (по материалам международного социологического исследования). М., 1998. С. 39.
- Здравомыслова. Е., Темкина А. Социальное конструирование тендера как феминистская теория // Женщина. Тендер. Культура. М., 1999. С.46−65.
- Зеер Э.Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал. Том 18. № 6. 1997. С. 35−44.
- Иванова Е.М. Технология психологической оценки профессионала //Вопросы психологии. 1991.№ 4. С.56−57.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
- Клейн М. Роль школы в либидинальном развитии ребенка // Cogito.: Вып.2. Сборник научных статей по педагогике и психологии /Сост. И ред. С. Ф. Сироткин. Ижевск, 2000. С.271−194.
- Клименкова Т.А. Философские проблемы неофеминизма 70-х годов // Вопросы философии. 1988. № 5. С. 148 156.
- Клименкова Т. Значение методологии: три основных подхода // Возможности использования качественной методологии в тендерных исследованиях / Материалы семинаров / Ред. Малышева М. М., 1997. С. 26.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 1996.
- Клюшкина О. Познавательные возможности фокусированного группового интервью // Возможности использования качественной методологии в тендерных исследованиях. Материалы семинаров. М., 1997. С.85−102.
- Ковалева Т.В. Студент и преподаватель глазами друг друга // Высшее образование в России. 1996. № з.
- Кон И. С. Социология личности М., 1967. С. 247.
- Кон И. С. История буржуазной социологии 19-начала 20 века. М., 1979. С.282−288.
- Кон И. С. Открытие «Я». М., 1979.
- Кон И. С. Введение в сексологию. М., 1988.
- Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.
- Кон И. С. Сексуальная культура в России: клубничка на березке. М., 1997.
- Кравченко Е.И. Эрвин Гоффман. Социология лицедейства. М., 1997.
- Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000 г.
- Краснов С.И. Позиция как деятельностное воплощение личностно-профессионального самоопределения (самосознания) // Проблемы проектирования профессиональной педагогической позиции. М., 1997. С.35
- Кряж И.В. Психосемантические исследования обыденных экологических представлений//Вопросы психологии. № 1. 1998. С.65−75.
- Кулагин Б.В. Основы психодиагностики. Л., 1984.С.З.
- Кэлвин С. Холл, Г. Линдсей. Теории личности. М., 1997.С.258.
- ЛейнгР.У. Разделенное Я. Киев, 1995. С16.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1979 г.
- Леонтьев Д.А. Развитие идеи самоактуализации в работах А.Маслоу // Вопросы психологии. 1987. N З.С. 150.
- Леонтьев Д.Б. Структурная организация смысловой сферы личности (На правах рукописи). Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд.психол. наук. Специальность 19.00.01. М., 1988. С. 4.
- Леонтьев Д. А. Психология с человеческим лицом / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М., 1997.
- Логинова Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь // Принцип развития в психологии. М., 1978. С. 156−172.
- Майерс Д. Социальная психология. М. Д997.
- Майстренко Н.А. Преподавание психологии как событие. // Содержание социо-гуманитарного образования в меняющемся мире: междисциплинарный подход. Материалы Южно-Российской научно-методической конференции. Краснодар, 2000. — С.88.
- Малышева М.М. Идентификация женщин в поствоенной и посткоммунистической России/В кн.: Судьбы людей. Россия. XX век. М., 1996.
- Малышева М.М. Способы кодирования и анализа качественных данных // Возможности использования качественной методологии в тендерных исследованиях. Материалы семинаров. М., 1997. С. 75.
- Ю5.Мамардашвили М. К. Европейская ответственность // Лит. Газета. 06.03.91. № 9. /5335/
- Юб.Маркова А. К. Психология труда учителя. М., 1993.
- Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997.
- Ю8.Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 1999. С. 224 259.
- Ю9.Маслоу А. Психология Бытия. М., 1999. С. 141.
- Ю.Мещеркина Е. Ю. Введение в антологию мужской жизни // В кн.: Судьбы людей. Россия. XX век. М., 1996.
- Ш. Мещеркина Е. Ю. «Зазеркалье» тендерных стереотипов // Альманах «Вы и мы». М., N.l. 1997.С.20.
- Миллет К. Теория сексуальной политики // Вопросы философии. 1994. № 9. С. 147−172.
- ПЗ.Мильруд Р. П. Формирование профессиональных убеждений у будущих учителей // Вопросы психологии. 1990. № 1. С. 77 86.
- Миненко Г. И. Социально-философские проблемы биосоциального взаимодействия в сфере пола. Автореферат диссертации на соискание степени доктора философ. М., 1984.
- Миронова М.Н. Попытка целостного подхода к построению моделиличности учителя // Вопросы психологии. 1998.№ 1. С. 44−53. Пб. Митина JI.M. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопросы психологии. 1990. № 3. С. 58−65.
- Митина JI.M. Психология профессионального развития учителя. М., 1998.
- Митина JI.M. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1999. № 4. С. 32.
- Митюпшн А.А. Творчество Г.Шпета и проблема истолкования действительности // Вопросы философии. 1988. № 11. С. 94.
- Михайлова Н.Н., Юсфин С. М. Проблемы проектирования профессиональной педагогической позиции. М., 1997. С.8−9.
- Мясшцев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.
- Некрасов С. Д. Психологические особенности профессионального становления руководителя педагогического коллектива // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Краснодар, 1998.
- Немов Р. С. Психология. Общие основы психологии. T.l. М, 1994. С. 548.
- Нескребина О.Ф. Смысл и ценность человеческой индивидуальности. // Диссертация на звание доктора философских наук. СПб., 1996. С. 6.
- Нинциев К., Иванов В. Социально-экономический портрет преподавателя университета // Высшее образование в России. 1995. № 3.126.0буховский К. Психология влечений человека. М., 1972. С. 209.
- Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогическогообразования/Сост. Е. И. Рогов М., 1995. С. 313. 128. Орлов А. Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя // Вопросы психологии. 1988 г. № 1.С. 16 26.
- Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1998. С. 19.
- Пастернак Б.А. О предмете и методе психологии // Вопросы философии. 1988. № 8. С. 98.
- Петровский А.В. Общая психология. Москва, 1986. С. 192.
- Петровский А.В. Психология развивающейся личности. М., 1987. С. 16.
- Попова И.П. Новые маргинальные группы в российском обществе (теоретические аспекты исследования) // Социологические исследования.1999. № 7. С. 62−71.
- Попова JI.B. Социально-психологические особенности развития одаренных женщин в детстве и юности // Тендерные исследования в России: проблемы взаимодействия и перспективы развития. Материалы конференции. М., 1996. С.67−71.
- Попова Л. В. Психологические исследования и гендерный подход // Женщина. Тендер. Культура. М., 1999. С. 121.
- Прихожан А.М. Психологический справочник для неудачника или как обрести уверенность в себе. М., 1994.
- Прокопьева Е.В. Профессиональная Я-концепция психологов (начальные этапы профессионального становления) // Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Ростов на- Дону, 2000.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. Москва-Воронеж, 1996.
- Психологическая поддержка в вузе: «Круглый стол» // Психологический журнал. 1994. N5.C. 102−116.
- Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Реан, Л .А. Коростылевой. Вып.2. СПб., 1998.
- Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характера/Состав. Д. Я. Райгородский. Самара, 1998. С. 174−222.
- Психология подростка. Хрестоматия / Сост. Ю. И. Фролов. М., 1997.
- Психология. Словарь. / Под общей ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990. С. 129.
- Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси. М., 1989.
- Пушкарева Н. Тендерные исследования: рождение, становление, методы и перспективы в системе исторических наук // Женщина. Тендер. Кулмура. М., 1999. С. 21.
- Реан А.А. Педагогические особенности взаимодействия педагога и студента // Вопросы психологии. 1983. № 5.
- Реан А.А., Баранов А. А. Факторы стрессоустойчивости учителей // Вопросы психологии. 1997. N1.
- Радина Н.К. Об использовании тендерного анализа в психологических исследованиях // Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 22−27.
- Рогов Е.И. Личность в педагогической деятельности. Ростов-на-Дону, 1994.С.З.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. С. 237−246.
- Рождественская С.Б. Тендерные исследования в системном подходе к изучению этноса // Мужчина и женщина в современном мире: меняющиеся роли и образы. Том П. М., 1999. С.260- 268
- Розин М.В. Психология судьбы: программирование или творчество?// Вопросы психологии. 1992. № 1. С. 100.
- Романов И.В. Особенности половой идентичности подростков // Вопросы психологии. 1997. № 4. С.39−47.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.
- РудестамК. Групповая психотерапия. М., 1993.
- Рябикина З.И. Переосмысление истории отечественной психологии советского периода в связи с проблемой предмета науки // Исторический путь психологии: прошлое, настоящее, будущее. М., 1992. С.32−34.
- Рябикина З.И. Личность. Личностное развитие. Профессиональный рост. Краснодар, 1995. С. 22.
- Рябикина З.И. Еще раз к проблеме предмета психологии // Адукацыя I выхаванне. 1996, № 2. С. 51−61.
- Рябикина З. И, Некрасов С. Д., Луденко Е. В. Личность и профессия: проблема самоактуализации // Психологические проблемы самореализации личности. Сборник научных трудов. Выпуск. 2. Краснодар, 1997. С. 132.
- Рябикина З.И. Смысл жизни, жизненный сценарий и выбор профессии в условиях новой социальной реальности // Психологические проблемы самореализации личности. Сборник научных трудов. Выпуск. 2. Краснодар, 1997.С.117
- Рябикина З.И. Личность и «пространства» ее бытия // Психологические проблемы самореализации личности. Сборник научных трудов. Выпуск 3. Краснодар. 1998.
- Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М., 1998.
- Серегина И.И. Профессиональная карьера // Социологические исследования. 1999. № 4. С. 78.
- Слепова Т.В. Критический анализ проблемы эмансипированности личности в некоторых исследованиях «гуманистической» психологии // Вопросы психологии. 1976. № 5. С. 163 170.
- Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики // Серия «Методы психологической диагностики». Выпуск 3. М., 1990.
- Солодникова И.В. Принципы понимающей социологии в анализе социализации личности // Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. М., 1992. С. 74 -75.
- Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.
- Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983. С. 6.
- Толковый словарь русского языка / Под ред.С. И. Ожегова. М, 1992.С.799.
- Успенская В.И. О перспективах политического партнерства полов // Материалы I Российской летней школы по женским и тендерным исследованиям. «Валдай-96». М., 1997 г. С. 64.-69.
- Ушакин С. Поле пола // Женщина. Тендер. Культура. М., 1999. С. 35−36.
- Федосеева Н.Ф. Проблема гендерного неравенства (история развития) // Материалы I Российской летней школы по женским и тендерным исследованиям. М., 1997.С. 171.
- Феминизм: Восток. Запад. Россия. // Отв. Ред. М. Т. Степанянц. М., 1993.
- Феминизм: Проза, мемуары, письма. // Под ред. М. Шнеир. М., 1992.
- Франкл В. Доктор и душа. СПб., 1997. I
- Франки В. Человек в поисках смысла. М. Д990.С.368.
- Фрейд 3. Психология сексуальности. Вильнюс, 1992.
- Фрейд 3. Я и Оно. Тбилиси, 1998.
- ФриданБ. Загадай женственности / Пер. с англ. О.Ворониной. М., 1993.
- Фромм Э. Иметь или быть. М., 1986.
- Ш. Фромм Э. Мужчина и женщина. М., 1998. С. 114.
- Хеккаузен X. Мотивация и деятельность: в 2- томах. Т.2. М., 1986. С.259−262.
- Хендерсон Дж. Психологический анализ культурных установок. М, 1997.
- Хесле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности // Вопросы философии. 1994. № 10. С. 112−123.
- Хорни К. Психология женщины. Невротическая личность нашего времени Т.1. М., 1997.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.
- Цапкин В.Н. Единство и многообразие психотерапевтического опыта // Московский психотерапевтический журнал. 1992. № 2. С. 5−40.
- Чернова И.И. Женщины и работа: мнение россиян и канадцев // Социологические исследования. 1999. № 12. С. 108−114.
- Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.
- Шанский Н.М. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1971.С.370.
- Шевандрин Н.И. Введение в психодиагностику личности. В 2-х вып. Вып. Ростов-на-Дону, 1996.
- Шевелева A.M. Идеалы профессиональной карьеры у обучающихся психологии // Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Ростов на- Дону, 2000.
- ТТТибутани Т. Социальная психология / Пер. с англ. В. Б. Ольшанского. Ростов-на-Дону., 1998.
- ПЬоц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. 1995. № 2. С. 129−137.
- Эриксон Э.Г. Детство и общество. СПб., 1996.
- Юлина Н.С. Проблемы женщин: философские аспекты (Феминистская мысль в США) // Вопросы философии. 1988. № 5. С. 138.
- Юдина Н.С. Женщина, семья и общество. Дискуссии феминистской мысли США//Вопросы философии. 1994.№ 9. С. 133−134.
- Юнг К. Человек и его символы. М., 1997.
- Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995.
- Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1998.
- Якиманская И. С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. 1994. № 2. С.64−76.
- Якунин В.А. Педагогическая психология. СПб., 1998.
- Яновский Р.Г., Перминова А. И., Мельникова Т. А. Женщина и общество в России//Вопросы философии. 1994. № 9. С. 173−176.
- Ярошевский М.Г. Экзистенциальная психология и проблема личности // Вопросы психологии. 1973. № 6. С. 29.
- Ясько Б.А. Профессионализация личности в контексте жизненного пути // Основные направления развития региональной системы социально-психологической поддержки населения. Материалы ХП Региональной научно-практической конференции. Краснодар, 1999. С. 286.
- Scarr S., Phillips D., McCartney К. Working Mothers and Their Families // Averican Psychologist. November. 1989. N 11. p. 1402−1408.
- Rolf E. Muuss. Theories of Adolescence. Random House, New York. 1986.p.224−237.
- Fred W. Vondracek, Richard M. Lerner, John E. Schulenberg. Career Development: Life-Span Developmental Approach. Lawrence Erlbaum Associates, Publishers. Hillsdale, New Jersy, London. 1986. p. 131−138.