Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Гендерная интерпретация самоактуализации личности в профессии: На материале педагогической профессии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из компонентов Образа — Я личности является тендер, формируемый и достигаемый личностью в процессе интериоризации половых ролей, транслируемых культурой в виде норм, требований или стереотипов (И.С.Кон, М. Мид, В. И. Слободчиков и др.). Тендер как «приписываемый», «созидаемый» и «достигаемый» социальный статус личности рассматривается через мир взаимодействия «мужского» и «женского… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ПРОБЛЕМА САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПРОФЕССИИ
    • 1. 1. Категория личности в современных психологических концепциях
      • 1. 1. 1. Структурные представления о личности как определяющий фактор персонологических концепций
      • 1. 1. 2. Смысловое пространство в структуре личности
    • 1. 2. Самоактуализация как сущностная характеристика профессионального становления личности
      • 1. 2. 1. Само актуализация как условие реализации экзистенциального смысла личности
      • 1. 2. 2. Самоактуализации личности в профессии как экзистенциальная проблема
      • 1. 2. 3. Проблема самоактуализации и стратегии профессионализации личности
  • 2. ГЕНДЕР И САМО АКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРОФЕССИИ
    • 2. 1. Влияние традиций феминизма на развитие тендерного подхода
    • 2. 2. Тендерный подход в социально-психологических исследованиях
      • 2. 2. 1. Тендер в психологической структуре личности
  • СГ^]амоактуализация женщины в профессии в контексте тендерных проблем. 61 2.3.1 Тендерный аспект в профессионализации женщины в педагогической деятельности
    • 2. 4. Выводы и гипотезы
  • 3. ТЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГ (АНАЛИЗ ЭМПИРИЧЕСКИХ ДАННЫХ)
    • 3. 1. Методы и процедура исследования. Характеристика исследуемой группы
    • 3. 2. Тендерное своеобразие самоактуализации женщины в профессии педагог
    • 3. 3. Влияние тендера на стратегии профессионализации женщины в профессии педагог
    • 3. 4. Тендер как приоритетная характеристика личности женщины
      • 3. 4. 1. Особенности взаимодействия тендерных и профессиональных представлений женщин процессе профессионализации
    • 3. 5. Практическая психологическая помощь в решении психологических проблем профессионализирующихся женщин: анализ индивидуального случая и программа семинара-тренинга
    • 3. 6. Выводы по результатам эмпирического исследования

Гендерная интерпретация самоактуализации личности в профессии: На материале педагогической профессии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современная система образования, в том числе и профессионального, подходит к определению особенностей становления профессионала с позиции личностно ориентированного подхода (АХ.Асмолов, К.А.Абульханова-Славская, В. И. Слободчиков, И. С. Якиманская и др.). В основе этого подхода лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, приводящий к высшей форме жизнедеятельности личности — творческой самореализации [116].

Личностно ориентированный подход в образовании предполагает формирование самостоятельности, творческой инициативы и социальной ответственности личности. Только творческий, самореализующийся учитель, всей своей личностью вовлеченный в образовательный процесс, может обеспечить гармоничное развитие личности учащегося.

Это обусловливает «острую потребность в разработке технологий, позволяющих выстраивать личностно-профессиональную траекторию становления педагога-профессионала, носителя образовательных ценностей и активного, творческого субъекта, способного претворить их в профессиональной деятельности» [71].

В этой связи изучение различных модальностей профессиональной самореализации учителя приобретает особую актуальность.

В ряде исследований особенностей становления педагога рассматриваются проблемы, связанные с обучением педагогической деятельности, анализируются различные аспекты педагогической направленности и мотивации студентов педагогических специальностей, особенности формирования педагогических убеждений и др. (А.А.Реан, Р. П. Мильруд, А. Б. Орлов, В.А.Якунин). Часть исследовательских работ посвящена составлению различного рода классификаций личности педагога (В.Иванов, Т. В. Ковалева, В.А.Кан-Калик, К. Нинциев). Изучению структуры педагогической деятельности и педагогической среды, анализу движущих сил профессионального развития учителя посвящена другая часть работ (Е.И.Горячева, А. К. Маркова, М.Н.Миронова).

Однако следует отметить, что среди исследований педагогической деятельности и личности педагога практически отсутствуют работы, учитывающие тендерный аспект. Большинство отечественных исследователей изучает педагога «вообще», часто не учитывая тендерных особенностей выборки при интерпретации данных. В то время как практика распределения тендерных позиций на рынке труда показывает, что подавляющее большинство из желающих и приобретающих профессию педагога — женщины.

Г. М.Бреслав и Б. И. Хасан отмечают, что «феминизация школы привела к реализации женщиной специфических организационно-управленческих функций в образовании», анализ которых требует «широкомасштабных психолого-педагогических экспериментов» [33, с.65−69].

Действительно, профессиональное развитие как непрерывный процесс самоактуализации личности (А.Маслоу) сопряжено с целым рядом проблем, затрудняющих свободное достижение личностью «состояния плодотворности» (Э.Фромм), истинной «эго-идентичности» (Э.Эриксон), в которой интегративно, в гармоничном слиянии представлены различные компоненты Образа-Я (К.Роджерс).

Одним из компонентов Образа — Я личности является тендер, формируемый и достигаемый личностью в процессе интериоризации половых ролей, транслируемых культурой в виде норм, требований или стереотипов (И.С.Кон, М. Мид, В. И. Слободчиков и др.). Тендер как «приписываемый», «созидаемый» и «достигаемый» социальный статус личности рассматривается через мир взаимодействия «мужского» и «женского», воплощенный в практиках, представлениях, предпочтениях бытования. (С. де Бовуар, О. Вейнингер, И. С. Кон, Г. Крайг, Д. Майерс, Б. Фридан, З. Фрейд, К. Хорни и др.).

Тендер является одной из базовых характеристик личности, которая может оказывать влияние на другие личностные характеристики, в том числе и на профессиональное становление личности, на особенности процесса самоактуализации (Э.Берн, О. А. Воронина, Е. Здравомыслова, Е. Мещеркина, Л. Попова, А. Темкина, Э. Эриксон).

Это значит, что изучение самоактуализации личности в профессии актуально с позиции тендерного подхода, позволяющего рассматривать особенности профессионального становления личности с учетом социо-культурного понимания тендерной роли. Значимость тендерного аспекта в самоактуализации личности и недостаточная изученность тендерной специфики профессионального становления педагога определили выбор темы настоящего исследования.

Объект исследования — самоактуализация личности на разных этапах профессионального становления в педагогической деятельности.

Предмет исследования — особенности влияния тендера на самоактуализацию женщины на разных этапах профессионального становления в педагогической деятельности.

Таким образом, основная цель диссертационного исследования — выявить характер влияния тендера на самоактуализацию женщины на разных этапах профессионализации, а также определить обусловленные тендером стратегии профессионализации женщины в педагогической деятельности.

Опираясь на проанализированные в тексте диссертации теории и результаты эмпирических исследований, осуществленных различными авторами, были сформулированы основные гипотезы исследования:

1. Самоактуализация женщины в профессии связана с особой формой трансляции сущностных сил личности в область межличностных отношений через личностные «вклады» в других (персонализацию) и ориентацию на внешнюю позитивную оценку.

2. Стратегии профессионализации женщины в профессии педагог характеризуются подчинением профессиональной роли тендерной и ограничивают самоактуализацию личности.

3. Тендер является базовой характеристикой личности, влияющей на профессиональные представления женщины и приобретающей в ходе профессионализации в педагогической деятельности сходство с существующим в культуре традиционным представлением о женщине.

Для достижения цели исследования и подтверждения гипотез были поставлены следующие задачи:

Теоретические задачи.

1. Осуществить анализ понятий «личность» и «самоактуализация», а также определить особенности самоактуализации личности в профессии.

2. Выделить сущностные, социально-психологические характеристики понятия «гендер».

3. Обозначить роль тендера в самоактуализации личности в профессии.

4. Выделить особенности процесса самоактуализации женщины в профессии.

Эмпирические задачи:

5. Подобрать комплекс психодиагностических процедур, позволяющий определять тендерные особенности самоактуализации личности в профессии.

6. Определить тендерное своеобразие самоактуализации женщины в профессии, связанное с реализацией женщины в области межличностных отношений.

7. Выявить тендерную обусловленность выбора женщиной определенной стратегии профессионализации.

8. Определить степень влияния тендера на профессиональные представления личности.

9. Выявить наличие сходства между существующими в культуре традиционными представлениями о женщине и тендерными представлениями женщин-педагогов.

Методологической основой исследования выступает теория профессионального развития, рассматривающая профессиональное становление как частный случай более общей модели личностного развития (К.А.Абульханова-Славская, М. Р. Гинзбург, З.И. Рябикина) и опирающаяся на принципы гуманистической психологии (Э.Эриксон, К. Роджерс, А. Маслоу,). Теоретическая и эмпирическая база исследования основаны на ведущих принципах естественнонаучного подхода в психологии и общенаучных принципах: развития, детерминизма, системности, единства сознания и деятельности, обучения и развития (Б.Г.Ананьев, А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, И. С. Кон, В. С. Мерлин, С. Л. Рубинштейн, А. Г. Асмолов и др.). Гуманитарная ориентация исследования и тендерный подход обусловили включение интерпретативной методологии: единство сущего (смысла) и должного (культурного), историческое (временное и пространственное) развитие человека, пристрастное отношение субъекта познания к изучаемой реальностисубъектный подход. (Б.С.Братусь, М. М. Бахтин, Ф. Е. Василюк, В. Дильтей, Д. А. Леонтьев, В. И. Слободчиков, И.В.Солодникова).

В работе использованы следующие методы исследования: • организационные методы: сравнительный («срезы»);

• эмпирические методы: психодиагностические методы Самоактуализационный тест (CAT) — модифицированный вариант опросника личностных ориентации Э. Шостроматест-опросник диагностики межличностных отношений Т. Лири в модифицированном варианте Л. Н. Собчикпроективные методы — методика «Кто Я?» (модифицированный вариант) — полуструктурированное интервью".

• методы обработки данных: количественный (оценка центральной тенденции, графический анализ, оценка значимости различий, корреляционный анализ) и качественный анализ (контент-анализдискурс-анализ, аналитическое сравнение, триангуляция);

• методы интерпретации: структурный и частично генетический (в плане анализа развития изучаемого явления).

Этапы исследования:

1. 1997;1999г. — осуществлен теоретический анализ проблемы самоактуализации личности в профессии в соотнесении с ее тендерным статусом.

2. 1998;2000г. — разработана и осуществлена программа эмпирического исследования.

3. 1999;2000г. — проводилась обработка и интерпретация полученных данных, подведены итоги исследования.

Базой для исследования выступили: отделение психологии факультета управления КубГУ (специальность с педагогической направленностью) — СШ 82 и 71 г. Краснодараадминистративный корпус (завучи школ) Карасунского образовательного округа г. Краснодара. Все этапы эмпирического исследования прошла — 101 женщина.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Самоактуализация женщины в профессии связана с особой формой трансляции сущностных сил личности в область межличностных отношений через личностные «вклады» в других (персонализацию) и ориентацию на внешнюю позитивную оценку.

2. Стратегии профессионализации женщины в профессии педагог характеризуются подчинением профессиональной роли тендерной и ограничивают самоактуализацию личности.

3. Тендер является базовой характеристикой личности, влияющей на профессиональные представления женщины.

4. В ходе профессионализации в педагогической деятельности увеличивается сходство тендерных представлений педагогов с существующим в культуре традиционным представлением о женщине.

Надежность, обоснованность и достоверность научных положений и выводов обеспечивается организацией исследования, соответствующей его целям и задачам, использованием комплекса взаимодополняющих количественных диагностических и качественных процедур, применением статистических методов обработки полученных данных и качественного анализа, согласованностью результатов эмпирического исследования и теоретической концепции.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

1. Обобщены и описаны основные особенности понимания тендера в современных гендерных исследованиях.

2. Сформулированы принципы тендерного исследования:

Тендер — это социально-психологический конструкт, имеющий сложную многокомпонентную структуру, отражающую сущность, механизм и специфику формирования маскулинности и феминности в обществе (К.Гиллиган, Д. Гримшоу, К. Миллет, Дж. Митчелл, Н. М. Римашевская, С. Файрстоун, К. Хорни).

Многокомпонентная структура тендера определяется четырьмя группами характеристик: биологический полполо-ролевые (гендерные) стереотипытендерные нормы и поло-ролевая идентичность (О.А.Воронина, Е. Здравомыслова, А. Темкина).

Тендер является одной из базовых характеристик личности, обусловливающих психологическое и социальное развитие человека (С. де Бовуар, Э. Гоффман, С. Ушакин, Н. Ф. Федосеева и др.).

Предметом гендерных исследований является реконструкция социально-психологической эволюции тендера, бытующего в практиках повседневности и представлениях личности (Е. Баллаева, Г. Брант, Н. Пушкарева, Б. Фридан).

Тендерный подход активно привлекает методы разных гуманитарных и естественных дисциплин, сочетая количественные и качественные стратегии исследования (Т.Клименкова, В. В. Семенова, А.И.Перминова).

Тендерное исследование носит междисциплинарный характер и позволяет интерпретировать (понимать) различные социальные, культурные, исторические, экономические, психологические явления в контексте тендерных экспектаций конкретного общества (О.А.Гаврилица, М. Малышева, Е. Мещеркина, Н. К. Радина, И.В.Хайдер).

3. Доказана возможность и эвристичность совмещения тендерного и личностно ориентированного подхода в современном психологическом исследовании самоактуализации личности в профессии.

4. Выявлена ведущая роль тендера в самоактуализации женщины в педагогической деятельности, которая связана с особой формой трансляции сущностных сил личности в область межличностных отношений через личностные «вклады» в других (персонализацию) и ориентацию на внешнюю позитивную оценку.

5. Охарактеризованы стратегии профессионализации женщины в профессии педагог, которые связаны с подчинением профессиональной роли тендерной, ограничивающим самоактуализацию личности.

5. Определены особенности взаимодействия тендерных и профессиональных представлений женщин на разных этапах профессионального становления, которые заключаются в постепенном преодолении противоречий и согласовании представлений личности за счет формирующего влияния тендера.

6. Выявлено сходство тендерных представлений педагогов с существующим в культуре традиционным представлением о женщине.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования результатов в организации психологической поддержки профессионально самоактуализирующейся личности с учетом ее ценностно-смысловой ориентации и тендерных представлений. Полученные данные могут использоваться при подготовке курсов по общей, возрастной и социальной психологиипри разработке спецкурсов по тендерной психологии, феминологии, гендерологии и профессиональному консультированиюв проведении тренингов личностного и профессионального роста.

Конкретное личное участие автора в получении научных результатов. Предложена теоретическая модель психологического понимания представленности тендера в смысловой структуре личности. Сформирован и апробирован комплекс психодиагностических процедур, позволяющих определять особенности самоактуализации личности в профессии в их соотнесенности с тендерными представлениями. Разработана и реализована программа семинара-тренинга, направленного на психологическую поддержку профессионального развития женщины.

Апробация исследования. Основные положения работы докладывались на методологических семинарах на кафедре психологии КубГУ в течение 19 981 999гг.- на ежегодной научно-практической конференции аспирантов и студентов на факультете управления КубГУ, г. Краснодар, апрель 1998 г.- на второй международной конференции «Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной средах», г. Сочи, май 1999 г.- на первой научно-практической конференции «Мужчина и женщина в современном обществе: проблемы и перспективы самореализации», г. Краснодар, КубГУ, март 2000 г.- на научно — практической конференции психологов-практиков Карасунского округа г. Краснодара «Самоактуализация педагога», апрель 2000 г.- на Южно-российской конференции КубГУ при поддержке Института «Открытое общество» (Фонда Сороса) «Содержание социогуманитарного образования в меняющемся мире: междисциплинарный подход», г. Краснодар, май 2000 г. По теме исследования имеется 7 публикаций, в которых отражено содержание диссертации.

Структура диссертации состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, 5 приложений, содержит 3 гистограммы, 3 графика, 9 таблиц, 39 фрагментов транскрибированных текстов интервью.

3.6 Выводы цо результатам эмпирического исследования.

1. Основным результатом эмпирического исследования явилось то, что личностные характеристики респоденток, выявленные в ходе определения самоактуализации, соотносимы с традиционным описанием женщины и не меняются в ходе ее профессионального становления.

Ориентация на внешнюю позитивную оценку и персонализация — основные особенности самоактуализации женщины, которые объясняют несоответствие личностных характеристик женщин формальным критериям самоактуализации. Ведущим смыслом для женщин в собственной реализации является возможность транслировать собственные сущностные силы в область межличностных отношений.

То есть особенностью самоактуализации женщины является ее тендерная обусловленность, так как именно область межличностных отношений в традиционном культурном образце тендерного поведения является сферой приложения сил женщины.

Значит нашла подтверждение первая гипотеза о том, что самоактуализация женщины в профессии связана с особой формой трансляции сущностных сил личности в область межличностных отношений через личностные «вклады» в других (персонализацию) и ориентацию на внешнюю позитивную оценку.

2. Выявленная особенность самоактуализации женщины, а точнее ее тендерная обусловленность позволили объяснить наличие специфических стратегий профессионализации женщин: отказ от профессионализации в пользу гендерной ролиподчинение профессиональных стремлений гендерной ролиориентация на совмещение профессиональной и гендерной роливыбор профессионального продвижения при поддержке семьи.

Оказалось, что свои карьерные решения женщины соотносят с выполнением гендерной роли, которая в их сознании имеет традиционные характеристики, поэтому все перечисленные стратегии профессионализации связаны с подчинением профессиональной роли гедерной. Постоянное соотнесение стратегий профессионализации с гендерной ролью создает условия для напряжения в личности, неудовлетворенности и ограничивает женщину в самореализации.

Это значит, что находит подтверждение вторая гипотеза исследования: стратегии профессионализации женщины в профессии педагог характеризуются подчинением профессиональной роли гендерной и ограничивают самоактуализацию личности.

3. Доминирующий характер тендера потребовал детального рассмотрения содержательных характеристик тендерных и профессиональных представлений женщин. Установлено, что:

— Тендер является одной из ведущих, базовых характеристик женщины на разных этапах ее профессионального становления в педагогической деятельности. Занимая приоритетное положение в иерархии социальных ролей на разных этапах профессионализации, тендер становится наиболее доминирующей характеристикой на этапе наибольшей профессионализации женщины, когда та осваивает дополнительную (смежную) специальность.

— В ходе профессионализации женщина интегрирует различные представления о себе, то есть в процессе профессионального становления женщины происходит согласование тендерных и профессиональных представлений личности о себе. На стадии профессионального обучения обобщенные личностные профили «женщина» и «профессионал» женщин имеют большее расхождение, чем на стадиях практической деятельности и освоения дополнительной, смежной профессии.

— Своеобразное противоречие, возникающее в личности в процессе освоения профессиональной деятельности на начальном этапе профессионализации, характеризуется как ролевой конфликт между гендерной и профессиональной ролью, который преодолевается за счет интеграции профессиональных и тендерных представлений, где последние оказывают формирующее влияние.

— Тендерные представления женщины в процессе профессионализации в педагогической деятельности приобретают характеристики, соотносимые с существующим в культуре традиционным представлением о женщине: ориентация на дом и семейное благополучиеподчиняемостъготовность жертвовать собойзависимостьнеагрессивностьпассивностьконформность. Тендерный анализ I профессиональных представлений личности также свидетельствует о приближении содержательных профессиональных характеристик женщин по большинству шкал к традиционному тендерному представлению о женщине.

Все это подтверждает третью гипотезу исследования: тендер является базовой характеристикой личности, влияющей на профессиональные представления женщины и приобретающей в ходе профессионализации в педагогической деятельности сходство с существующим в культуре традиционным представлением о женщине.

4. Представленные в обобщенном виде в тексте диссертации полученные в ходе эмпирического исследования данные в целом подтверждают концептуальную модель исследования, и в практическом аспекте направлены на прояснение и понимание глубинных процессов, происходящих в конкретной, профессионально развивающейся личности.

Поэтому результатом эмпирического исследования является также то, что подтверждение гипотез позволило выявить ряд психологических проблем профессионализирующихся женщин:

• Ориентация на внешнюю позитивную оценку приводит к зависимости от окружающих, поэтому любое тендерное или профессиональное решение женщина принимает несамостоятельно.

• Проектируя тендерное или профессиональное будущее, женщина переживает чувство тревоги из-за того, что не может сделать выбор (или разрешить себе сделать выбор) между семьей и карьерой.

• Недостаточная позитивная оценка деятельности женщины формирует у женщины ощущение ненужности и нереализованности.

• Выбирая «межличностный» способ самоактуализации женщина «обесценивает» другие формы собственной реализации или просто «не видит» их, снижая собственную продуктивность в профессии.

• Постоянное подчинение (или совмещение) профессионализации гендерной роли создает напряжение и истощает эмоциональные и физические ресурсы женщины.

• Ориентируясь на внешнюю поддержку, но, не ожидая ее, женщина начинает выполнять чужие обязанности, что ведет к появлению у нее чувства обиды на окружающих.

• В быту и профессиональной практике женщины совмещают инструментальные мужские и эмоциональные женские качества, но постоянно контролируют выраженность тех и других, опасаясь получить отрицательную внешнюю оценку.

• Традиционность тендерных представлений у женщин часто носит знаковый" характер, который транслируется женщиной, но осознается как неорганичная, ограничивающая самоактуализацию форма социально-типического.

Весь комплекс психодиагностических процедур, методы обработки данных и предложенная в работе программа семинара-тренинга не просто выявляют психологическую проблематику профессионализации женщин, но позволяют найти широкое применение работе в образовательной практике, в ситуациях профессионального консультирования представителей различных социальных групп: старшеклассников, студентов, безработных и т. д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблемы самоактуализации личности в профессии в современной науке представлены достаточным числом теоретических и практических исследований. Наиболее существенным в большинстве исследований в этой области является все более усиливающийся личностно ориентированный аспект в изучении особенностей профессиональной реализации.

Считается, что личность способна к саморазвитию, а значит, может превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, что приводит к высшей форме жизнедеятельности личности — творческой самоактуализации.

Ведущие персонологические концепции, оперирующие понятием самоактуализация, рассматривают ее как потребность, процесс и результат человеческого существования. В таком понимании она выступает как единая, унитарная характеристика человека.

Самоактуализация обозначается как социальная деятельность, во время которой происходит «срастание» культурных значений с системой личностных смыслов. Осознание смыслов и целей жизни, их организмическая «востребованность», согласованность всех объективных и субъективных пространств позволяет человеку осуществить экспансию структуры своих личностных смыслов на внешние по отношению к ней реальности, то есть внести свой «вклад» в развитие внешних систем: науку, искусство, культуру и пр.

Однако самоактуализация, сущность которой во многом определяется достижением индивидом личностно осмысленной и культурно значимой цели или ценности, характеризуется различными способами достижения цели — это культурализация и персонализация.

Цель и способ самоактуализации определяется тем экзистенциальным смыслом, который личность вкладывает в выстраивание своего жизненного пути, а также с тем «культурным вариантом», который предлагает общество. В обществе же существуют четко не декларируемые, но в повседневной практике транслирующиеся в форме традиционных тендерных ролей образцы для «мужской» и «женской» самореализации.

Тендер понимается как социально-психологический конструкт, имеющий сложную многокомпонентную структуру, отражающую сущность, механизм и специфику формирования маскулинности и феминности в обществе. Являясь одной из базовых характеристик личности, тендер обусловливает многие аспекты социально-психологического развития личности.

В современном обществе заметно расширились как представления о тендерных характеристиках личности, так и возможности для ее реализации в социуме. Однако это порождает ряд противоречий.

Традиционное социо-культурное представление о женщине предполагает, что женщина — это эмоциональная, неуверенная в себе, инфантильная, слабая, пассивная, подчиняемая, неагрессивная, ориентированная на семью личность. Но современная женщина, учитывая предлагаемые культурой и обществом традиционные нормы женского полоролевого поведения, может реализовать свои возможности в различных областях. Женщина проектирует свое будущее, в котором она могла бы реализовать свои возможности и быть принятой обществом, то есть сочетать тендерную и профессиональную роли.

Все это создает определенное напряжение в личности профессионально самоактуализирующейся женщины, выраженное в ряде психологических проблем: ролевой конфликт, аффилиативные переживания, формирование «женского» профессионального образца.

Даже в «женской» профессии, такой как профессия «педагог», женщина не освобождена от разрешения возникающих перед ней противоречий. Вовлеченность женщины в выполнение обеих ролей (тендерной и профессиональной), на каждом этапе личностного и профессионального развития оформляется различными вариантами карьерных решений женщин, суть которых в постоянном выборе между семьей и карьерой.

Проблемный характер самоактуализации женщины в профессии осложнен еще и тем, что современная система образования в целом ориентируется на творческого, активного, самостоятельного и самоактуализирующегося учителя, способного передать эти же характеристики воспитаннику.

Женщина-педагог заведомо ограничена традиционной тендерной ролью, которую чаще всего транслирует в процессе педагогической деятельности ученикам как ценностную, эталонную, и переживает ролевой диссонанс, а это может вести к снижению продуктивности педагогического процесса.

Значит изучение самоактуализации личности в профессии актуально с позиции тендерного подхода, позволяющего рассматривать особенности профессионального становления личности с учетом социо-культурного понимания гендерной роли.

Сложность проблематики самоактуализации личности в профессии и недостаточная изученность гендерной специфики профессионального становления педагога определили цель настоящего исследования, которая состояла в выявлении характера влияния тендера на самоактуализацию женщины на разных этапах профессионализации, а также определении обусловленных тендером стратегий профессионализации женщины в педагогической деятельности.

Рассмотрение теоретических и эмпирических результатов исследований проблем самоактуализации личности в профессии с выделением при этом тендерного аспекта в изучении особенностей профессионального становления женщины позволило выдвинуть следующие три гипотезы:

Первая — самоактуализация женщины в профессии связана с особой формой трансляции сущностных сил личности в область межличностных отношений через личностные «вклады» в других (персонализацию) и ориентацию на внешнюю позитивную оценку.

Вторая — стратегии профессионализации женщины в профессии педагог характеризуются подчинением профессиональной роли гендерной и ограничивают самоактуализацию личности.

Третья — гендер является базовой характеристикой личности, влияющей на профессиональные представления женщины и приобретающей в ходе профессионализации в педагогической деятельности сходство с существующим в культуре традиционным представлением о женщине. Основным результатом исследования являются следующие выводы:

1. Личностные характеристики женщин, выявленные в ходе определения самоактуализации, соотносимы с традиционным описанием женщины и не меняются в ходе ее профессионального становления. Это определяет специфическую форму самоактуализации женщин, которая заключается в ориентации женщины на область межличностных отношений.

Для различных групп женщин, находящихся на разных этапах профессионализации — начало обучения, практическая деятельность и дополнительная профессионализацияобщим является то, что ведущим смыслом собственной реализации женщины считают возможность транслировать свои сущностные силы в область межличностных отношений через ориентацию на внешнюю позитивную оценку и личностные «вклады» в других (персонализацию).

То есть особенностью самоактуализации женщины является ее тендерная обусловленность, так как именно область межличностных отношений в традиционном культурном образце тендерного поведения является сферой приложения сил женщины.

2. Выявленные особенности самоактуализации женщины позволили объяснить наличие специфических стратегий профессионализации женщин: отказ от профессионализации в пользу гендерной ролиподчинение профессиональных стремлений гендерной ролиориентация на совмещение профессиональной и гендерной роливыбор профессионального продвижения при поддержке семьи.

При видимом различии стратегии профессионализации женщин, в общем, направлены на преодоление противоречия между гендерной и профессиональной ролью. Причем профессиональная роль носит второстепенный характер в ценностной картине мира женщин и подчинена гендерной.

Постоянное соотнесение стратегий профессионализации с гендерной ролью создает условия для напряжения в личности, неудовлетворенности и ограничивает женщину в самореализации: профессиональные цели либо отсутствуют, либо постоянно отодвигаются женщинами, либо достижение их переживается как слишком «проблемное».

3. Выявленный доминирующий характер тендера в особенностях самоактуализации и выборе стратегии профессионализации позволил заключить, что тендер является одной из ведущих, базовых характеристик женщины на разных этапах ее профессионального становления в педагогической деятельности.

Занимая приоритетное положение в иерархии социальных ролей на разных этапах профессионализации, тендер становится наиболее значимой для личности характеристикой на этапе наибольшей профессионализации женщины, когда та осваивает дополнительную (смежную) специальность.

Обнаружено, что в ходе профессионализации женщина интегрирует различные представления, то есть в процессе профессионального становления женщины происходит согласование гендерных и профессиональных представлений личности о себе:

— На стадии профессионального обучения (студентки) обобщенные личностные профили «гендер» и «профессионал» женщин имеют большее расхождение, чем на стадиях практической деятельности (учителя) и освоения дополнительной, смежной специальности (завучи).

— Преодоление ролевого конфликта между гендерной и профессиональной ролью осуществляется за счет интеграции профессиональных и гендерных представлений, где последние оказывают формирующее влияние.

— Тендерные представления женщины в процессе профессионализации в педагогической деятельности приобретают характеристики, соотносимые с существующим в культуре традиционным представлением о женщине: ориентация на дом и семейное благополучиеподчиняемостьготовность жертвовать собойзависимостьнеагрессивностьпассивностьконформность.

— Тендерный анализ профессиональных представлений личности также свидетельствует о приближении содержательных профессиональных характеристик женщин по большинству шкал к традиционному тендерному представлению о женщине.

4. Соотнесение концептуальной модели диссертационного исследования и полученных конкретных результатов эмпирического исследования позволило выявить ряд психологических проблем профессионализирующихся женщин:

Ориентация на внешнюю позитивную оценку> приводящая к несамостоятельности, зависимости личности.

Наличие тревоги, связанной с необходимостью сделать выбор (или разрешить себе сделать выбор) между семьей и карьерой.

Чувство ненужности и нереализованности в случае недостаточной оценки окружающими личностного «вклада» женщины.

Снижение продуктивности из-за ориентации только на «межличностный» способ самоактуализации.

Напряжение и истощение эмоциональных и физических ресурсов женщины в процессе переживаемого ролевого диссонанса.

Гиперответственность и склонность брать на себя выполнение чужих обязанностей, ведущие к появлению обиды на окружающих.

Повышенный контроль в проявлении в поведении инструментальных и эмоциональных качеств личности.

Отсутствие личностной, смысловой наполненности тендерных представлений, обусловливающее ригидные, социально-типические формы поведения женщины.

Это обусловливает целесообразность организации системы дальнейших психологических исследований в области данной проблематики, так как приведенный перечень уже в таком общем виде открывает новые проблемы в изучении самоактуализации женщины в профессии.

Безусловным является также и то, что необходима целенаправленная, системная поддержка самоактуализирующейся в профессии женщине. Такая поддержка может осуществляться через различные виды психологической практической работы:

— семинары и тренинги по осознанию и проектированию индивидуальных (коллективных для организаций) целей профессионального развития личности;

— создание клубов профессиональной и психологической поддержки для работающих женщин;

— введение в практику группового психологического консультирования такой формы, как «наставничество»;

— индивидуальное консультирование женщин по вопросам принятия карьерных решений.

5. Выявленные в ходе исследования психологические феномены при рассмотрении их в гендерной интерпретативной модели, выводят психологическую проблематику в сферу решения социальных проблем.

Полученные результаты можно использовать в практике социальной работы не только с работающими, но и с другими категориями женщин: безработные, домохозяйки, женщины после декретного отпуска, девушки, проектирующие свою будущую жизнь, пенсионерки и др.

Каждая из этих групп помимо социальной неустроенности переживает целый комплекс специфических психологических проблем. Диагностический аппарат и программа семинара-тренинга, предложенные в работе, позволяют использовать его в качестве инструментов для наиболее успешной профориентации и социальной адаптации личности.

6. Выявлен ряд перспективных направлений, которые положены в основу планирования дальнейших исследований, продолжающих настоящее. Основными из них являются:

— выработка критериев и отработка процедур измерения эффективности выбранных женщиной стратегий профессионализации по отношению к общему жизненному плану.

— определение форм и технологий по обеспечению психологической поддержки профессионального становления женщины-педагога.

— изучение тендерных особенностей самоактуализации в профессии и стратегий профессионализации мужчин-педагогов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980. С.257−258.
  2. Абульханова-Славска К.А. О путях построения типологии личности // Психологический журнал. 1983. № 1.С. 14−29.
  3. Абульханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни / Под ред. Е. В. Шороховой. М., 1987. С. 141.
  4. Абульханова-Славская К. А. Стратегии жизни. М., 1991.
  5. Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психологический журнал. 1994. Том 14. № 4. С. 39−55.
  6. И.А. Топология и идентификация личности // Вопросы философии. 1994. № 5. С. 143−149.
  7. Ю.Е., Гозман Л. Я., Дубовская Е. М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М., 1991.
  8. Н.А. Модели управления образованием и стили преподавания // Вопросы психологии. 1994. № 2. С.88−98.
  9. Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей//Вопросы психологии. 1988. № 5. С.71−77.
  10. Ю.Ананьев Б. Г. Онтогенез и жизненный путь человека // Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1980. Т1.
  11. П.Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. Избранные психологические труды. Москва Воронеж, 1996.
  12. Л.И. Психология самоактуализирующейся личности в работах Абрагама Маслоу // Вопросы психологии. 1973. № 4. С. 173−180.
  13. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. N 1. С. 6.
  14. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.С.43.
  15. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. Москва Воронеж, 1996.
  16. А.Г., Братусь Б. С. и др. О некоторых перспективах смысловых образований личности // Вопросы психологии. 1979. № 4. С. 35.
  17. А.Г., Ягодин Г. А. Образование как расширение возможностей развития личности (от диагностики отбора к диагностике развития) // Вопросы психологии. 1992. № 1. С. 7.
  18. В.П. Половые различия в видовой и индивидуальной изменчивости психики человека // Автореферат диссертации на звание кандидата психологических наук. Л, 1988.
  19. Е.А. Нереактивное исследование и доступные данные // Возможности использования качественной методологии в тендерных исследованиях. М. 1997.С.49−64.
  20. Е.А. Репродуктивные права женщин как проблема тендерных исследований // Материалы I Российской летней школы по женским и тендерным исследованиям «Валдай-96». М., 1997. С. 104−109.
  21. Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя // Вопросы психологии. 1990. № 2. С. 158.
  22. Ф.В. К развитию проблемы значения и смысла // Вопросы психологии. 1973. № 6. С. 22.
  23. В.П. Педагогическая поддержка процесса индивидуализации человека в образовании // Психологические проблемы самореализации личности. Сборник научных трудов. Выпуск 3. Краснодар, 1998. С.46−57
  24. М.А. Личность, самооценка, эталон в профессиональном становлении субъектов обучения // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Краснодар, 1999.
  25. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.
  26. Биографический метод в изучении постсоциалистических обществ / Под ред. В. Воронкова, Е.Здравомысловой. СПб, 1997.
  27. С. Второй пол. М., 1997.
  28. А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л., 1970.
  29. А.А. Психология о личности. М., 1988.
  30. Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды. Москва-Воронеж, 1995.С.180.
  31. БрантГ. Природа женщины. Екатеринбург, 1999. С. 16.
  32. .С. Опыт обоснования гуманитарной психологии // Вопросы психологии. 1990. № 6.С.9−16.
  33. Г. М., Хасан Б. И. Половые различия и современное школьное образование // Вопросы психологии. 1990. № 3.
  34. А.В. Проблема субъекта в психической науке (статья вторая) // Психологический журнал. Т. 13. № 6. 1992. С. 4.
  35. Т.А. Тендерные темпоральные стратегии. Екатеринбург, 1997.С.З.-5.
  36. Ф.Е. Психология переживания. М, 1984.
  37. Ф.Е. Структура образа (К 90-летию со дня рождения А.Н.Леонтьева)//Вопросы психологии. 1993. N5. С. 5−19.
  38. М. Избранные произведения / Под ред. Ю. Н. Давыдова. М., 1990. С. 497.
  39. Е.П., Зинченко В. П., Лекторский В. А. Сознание: опыт междисциплинарного подхода // Вопросы психологии. 1988. № 11. С.3−31.
  40. Д.М., Некрасов С. Д. Основы управления школой (Теоретические, исторические и психологические аспекты моделирования государственно-образовательной системы управления образованием). Краснодар, 2000. С. 154−160.
  41. И.А. Женщины и мужчины в науке: двойной портрет // Социологические исследования. 1999 г № 4. С.82−86.
  42. Э. Норвежская история о том, почему «стеклянный потолок» все еще не пускает женщин на верхние этажи газетной индустрии // Альманах Вы и Мы. Диалог российских и американских женщин. 1997. № 1. (13). С.34−37.
  43. Л.И., Снегирева Т. В. Психологический опыт личности: к обоснованию подхода // Вопросы психологии. 1990. № 2. С. 10.
  44. О.А. Введение в тендерные исследования // Материалы I Российской летней школы по женским и тендерным исследованиям «Валдай -96». М., 1997.С. 31.
  45. Л. С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т. М., 1984.Т.4.
  46. О.А. Чувство вины у работающей женщины // Вопросы психологии. 1998. № 4.
  47. Е. Тендерные политики в национальном дискурсе // Тендерные исследования: Харьковский центр тендерных исследований. М.: Человек и Карьера. 1999. № 2. С. 24−36.
  48. Ю.З. Психодиагностическая функция учителя: пути реализации //Вопросы психологии. 1989. № 3. С.80−88.
  49. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения //Вопросы психологии. 1994. N3.C.44.
  50. . Что такое психология. М., 1992. Т. 1−2.
  51. Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя // Вопросы психологии. 1975. № 1. С. 100−101.
  52. Е. Пол, гендер, язык // Материалы 1 Российской летней школы по женским и тендерным исследованиям «Валдай -96». М., 1996. С. 98−110.
  53. Е.И. Идея самоактуализации в гуманистической психологии и ее реализация в педагогической практике// Автореферат диссертации на соискание степени кандидата педагогических наук. М., 1996.
  54. И.В. Тендерная невербальная коммуникация в рекламе // Социологические исследования. 1999 г. № 4. С. 77.
  55. И.Н. Социальная психология здоровья. СПб., 1999. С. 139.
  56. Л.Н. Ценностные ориентации: гендерный аспект // Социологические исследования. 1999 г.№ 5. С. 130 -132.
  57. В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопросы психологии. 1992. № 1. С.22−32.
  58. И.Ф. Методы социологического исследования. Учебное пособие для вузов. Екатеринбург, 1998.
  59. . О грамматологии. М., 2000.
  60. Р.А. Она. Глубинные аспекты женской психологии. Харьков., 1996.
  61. ДильтейВ. Описательная психология. СПб., 1996 г.
  62. Е. Фокус группы в маркетинге и социологии. М., 1998. С. 91.
  63. В.Н. Психология семьи. М., 1996.
  64. В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие. М., 1997 г.
  65. Н.Н. Отражение в английском языке мер по устранению дискриминации женщин в США // Иностранный язык в школе. 1997. № 4. С.76−78.
  66. Женщина не существует: современные исследования полового различия. Сборник статей. /Под ред. И. Аристарховой. Сыктывкар, 1999.
  67. Женщины в обществе: реалии, проблемы, перспективы / Отв. редактор Римашевская Н. М. М&bdquo- 1991. С. 13.
  68. О.М., Арутюнян М. Ю. Российская семья на европейском фоне (по материалам международного социологического исследования). М., 1998. С. 39.
  69. . Е., Темкина А. Социальное конструирование тендера как феминистская теория // Женщина. Тендер. Культура. М., 1999. С.46−65.
  70. Э.Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал. Том 18. № 6. 1997. С. 35−44.
  71. Е.М. Технология психологической оценки профессионала //Вопросы психологии. 1991.№ 4. С.56−57.
  72. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
  73. М. Роль школы в либидинальном развитии ребенка // Cogito.: Вып.2. Сборник научных статей по педагогике и психологии /Сост. И ред. С. Ф. Сироткин. Ижевск, 2000. С.271−194.
  74. Т.А. Философские проблемы неофеминизма 70-х годов // Вопросы философии. 1988. № 5. С. 148 156.
  75. Т. Значение методологии: три основных подхода // Возможности использования качественной методологии в тендерных исследованиях / Материалы семинаров / Ред. Малышева М. М., 1997. С. 26.
  76. Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 1996.
  77. О. Познавательные возможности фокусированного группового интервью // Возможности использования качественной методологии в тендерных исследованиях. Материалы семинаров. М., 1997. С.85−102.
  78. Т.В. Студент и преподаватель глазами друг друга // Высшее образование в России. 1996. № з.
  79. Кон И. С. Социология личности М., 1967. С. 247.
  80. Кон И. С. История буржуазной социологии 19-начала 20 века. М., 1979. С.282−288.
  81. Кон И. С. Открытие «Я». М., 1979.
  82. Кон И. С. Введение в сексологию. М., 1988.
  83. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.
  84. Кон И. С. Сексуальная культура в России: клубничка на березке. М., 1997.
  85. Е.И. Эрвин Гоффман. Социология лицедейства. М., 1997.
  86. Г. Психология развития. СПб., 2000 г.
  87. С.И. Позиция как деятельностное воплощение личностно-профессионального самоопределения (самосознания) // Проблемы проектирования профессиональной педагогической позиции. М., 1997. С.35
  88. И.В. Психосемантические исследования обыденных экологических представлений//Вопросы психологии. № 1. 1998. С.65−75.
  89. .В. Основы психодиагностики. Л., 1984.С.З.
  90. Кэлвин С. Холл, Г. Линдсей. Теории личности. М., 1997.С.258.
  91. ЛейнгР.У. Разделенное Я. Киев, 1995. С16.
  92. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1979 г.
  93. Д.А. Развитие идеи самоактуализации в работах А.Маслоу // Вопросы психологии. 1987. N З.С. 150.
  94. Д.Б. Структурная организация смысловой сферы личности (На правах рукописи). Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд.психол. наук. Специальность 19.00.01. М., 1988. С. 4.
  95. Д. А. Психология с человеческим лицом / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М., 1997.
  96. Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь // Принцип развития в психологии. М., 1978. С. 156−172.
  97. Д. Социальная психология. М. Д997.
  98. Н.А. Преподавание психологии как событие. // Содержание социо-гуманитарного образования в меняющемся мире: междисциплинарный подход. Материалы Южно-Российской научно-методической конференции. Краснодар, 2000. — С.88.
  99. М.М. Идентификация женщин в поствоенной и посткоммунистической России/В кн.: Судьбы людей. Россия. XX век. М., 1996.
  100. М.М. Способы кодирования и анализа качественных данных // Возможности использования качественной методологии в тендерных исследованиях. Материалы семинаров. М., 1997. С. 75.
  101. Ю5.Мамардашвили М. К. Европейская ответственность // Лит. Газета. 06.03.91. № 9. /5335/
  102. Юб.Маркова А. К. Психология труда учителя. М., 1993.
  103. А. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997.
  104. Ю8.Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 1999. С. 224 259.
  105. Ю9.Маслоу А. Психология Бытия. М., 1999. С. 141.
  106. Ю.Мещеркина Е. Ю. Введение в антологию мужской жизни // В кн.: Судьбы людей. Россия. XX век. М., 1996.
  107. Ш. Мещеркина Е. Ю. «Зазеркалье» тендерных стереотипов // Альманах «Вы и мы». М., N.l. 1997.С.20.
  108. К. Теория сексуальной политики // Вопросы философии. 1994. № 9. С. 147−172.
  109. ПЗ.Мильруд Р. П. Формирование профессиональных убеждений у будущих учителей // Вопросы психологии. 1990. № 1. С. 77 86.
  110. Г. И. Социально-философские проблемы биосоциального взаимодействия в сфере пола. Автореферат диссертации на соискание степени доктора философ. М., 1984.
  111. М.Н. Попытка целостного подхода к построению моделиличности учителя // Вопросы психологии. 1998.№ 1. С. 44−53. Пб. Митина JI.M. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопросы психологии. 1990. № 3. С. 58−65.
  112. JI.M. Психология профессионального развития учителя. М., 1998.
  113. JI.M. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1999. № 4. С. 32.
  114. А.А. Творчество Г.Шпета и проблема истолкования действительности // Вопросы философии. 1988. № 11. С. 94.
  115. Н.Н., Юсфин С. М. Проблемы проектирования профессиональной педагогической позиции. М., 1997. С.8−9.
  116. В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.
  117. С. Д. Психологические особенности профессионального становления руководителя педагогического коллектива // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Краснодар, 1998.
  118. Р. С. Психология. Общие основы психологии. T.l. М, 1994. С. 548.
  119. О.Ф. Смысл и ценность человеческой индивидуальности. // Диссертация на звание доктора философских наук. СПб., 1996. С. 6.
  120. К., Иванов В. Социально-экономический портрет преподавателя университета // Высшее образование в России. 1995. № 3.126.0буховский К. Психология влечений человека. М., 1972. С. 209.
  121. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогическогообразования/Сост. Е. И. Рогов М., 1995. С. 313. 128. Орлов А. Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя // Вопросы психологии. 1988 г. № 1.С. 16 26.
  122. Т. Система современных обществ. М., 1998. С. 19.
  123. .А. О предмете и методе психологии // Вопросы философии. 1988. № 8. С. 98.
  124. А.В. Общая психология. Москва, 1986. С. 192.
  125. А.В. Психология развивающейся личности. М., 1987. С. 16.
  126. И.П. Новые маргинальные группы в российском обществе (теоретические аспекты исследования) // Социологические исследования.1999. № 7. С. 62−71.
  127. JI.B. Социально-психологические особенности развития одаренных женщин в детстве и юности // Тендерные исследования в России: проблемы взаимодействия и перспективы развития. Материалы конференции. М., 1996. С.67−71.
  128. Л. В. Психологические исследования и гендерный подход // Женщина. Тендер. Культура. М., 1999. С. 121.
  129. А.М. Психологический справочник для неудачника или как обрести уверенность в себе. М., 1994.
  130. Е.В. Профессиональная Я-концепция психологов (начальные этапы профессионального становления) // Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Ростов на- Дону, 2000.
  131. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. Москва-Воронеж, 1996.
  132. Психологическая поддержка в вузе: «Круглый стол» // Психологический журнал. 1994. N5.C. 102−116.
  133. Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Реан, Л .А. Коростылевой. Вып.2. СПб., 1998.
  134. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характера/Состав. Д. Я. Райгородский. Самара, 1998. С. 174−222.
  135. Психология подростка. Хрестоматия / Сост. Ю. И. Фролов. М., 1997.
  136. Психология. Словарь. / Под общей ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990. С. 129.
  137. Н.Л. Женщины Древней Руси. М., 1989.
  138. Н. Тендерные исследования: рождение, становление, методы и перспективы в системе исторических наук // Женщина. Тендер. Кулмура. М., 1999. С. 21.
  139. А.А. Педагогические особенности взаимодействия педагога и студента // Вопросы психологии. 1983. № 5.
  140. А.А., Баранов А. А. Факторы стрессоустойчивости учителей // Вопросы психологии. 1997. N1.
  141. Н.К. Об использовании тендерного анализа в психологических исследованиях // Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 22−27.
  142. Е.И. Личность в педагогической деятельности. Ростов-на-Дону, 1994.С.З.
  143. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. С. 237−246.
  144. С.Б. Тендерные исследования в системном подходе к изучению этноса // Мужчина и женщина в современном мире: меняющиеся роли и образы. Том П. М., 1999. С.260- 268
  145. М.В. Психология судьбы: программирование или творчество?// Вопросы психологии. 1992. № 1. С. 100.
  146. И.В. Особенности половой идентичности подростков // Вопросы психологии. 1997. № 4. С.39−47.
  147. С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.
  148. РудестамК. Групповая психотерапия. М., 1993.
  149. З.И. Переосмысление истории отечественной психологии советского периода в связи с проблемой предмета науки // Исторический путь психологии: прошлое, настоящее, будущее. М., 1992. С.32−34.
  150. З.И. Личность. Личностное развитие. Профессиональный рост. Краснодар, 1995. С. 22.
  151. З.И. Еще раз к проблеме предмета психологии // Адукацыя I выхаванне. 1996, № 2. С. 51−61.
  152. Рябикина З. И, Некрасов С. Д., Луденко Е. В. Личность и профессия: проблема самоактуализации // Психологические проблемы самореализации личности. Сборник научных трудов. Выпуск. 2. Краснодар, 1997. С. 132.
  153. З.И. Смысл жизни, жизненный сценарий и выбор профессии в условиях новой социальной реальности // Психологические проблемы самореализации личности. Сборник научных трудов. Выпуск. 2. Краснодар, 1997.С.117
  154. З.И. Личность и «пространства» ее бытия // Психологические проблемы самореализации личности. Сборник научных трудов. Выпуск 3. Краснодар. 1998.
  155. В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М., 1998.
  156. И.И. Профессиональная карьера // Социологические исследования. 1999. № 4. С. 78.
  157. Т.В. Критический анализ проблемы эмансипированности личности в некоторых исследованиях «гуманистической» психологии // Вопросы психологии. 1976. № 5. С. 163 170.
  158. Л.Н. Методы психологической диагностики // Серия «Методы психологической диагностики». Выпуск 3. М., 1990.
  159. И.В. Принципы понимающей социологии в анализе социализации личности // Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. М., 1992. С. 74 -75.
  160. А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.
  161. В.В. Самосознание личности. М., 1983. С. 6.
  162. Толковый словарь русского языка / Под ред.С. И. Ожегова. М, 1992.С.799.
  163. В.И. О перспективах политического партнерства полов // Материалы I Российской летней школы по женским и тендерным исследованиям. «Валдай-96». М., 1997 г. С. 64.-69.
  164. С. Поле пола // Женщина. Тендер. Культура. М., 1999. С. 35−36.
  165. Н.Ф. Проблема гендерного неравенства (история развития) // Материалы I Российской летней школы по женским и тендерным исследованиям. М., 1997.С. 171.
  166. Феминизм: Восток. Запад. Россия. // Отв. Ред. М. Т. Степанянц. М., 1993.
  167. Феминизм: Проза, мемуары, письма. // Под ред. М. Шнеир. М., 1992.
  168. В. Доктор и душа. СПб., 1997. I
  169. В. Человек в поисках смысла. М. Д990.С.368.
  170. Фрейд 3. Психология сексуальности. Вильнюс, 1992.
  171. Фрейд 3. Я и Оно. Тбилиси, 1998.
  172. ФриданБ. Загадай женственности / Пер. с англ. О.Ворониной. М., 1993.
  173. Э. Иметь или быть. М., 1986.
  174. Ш. Фромм Э. Мужчина и женщина. М., 1998. С. 114.
  175. X. Мотивация и деятельность: в 2- томах. Т.2. М., 1986. С.259−262.
  176. Дж. Психологический анализ культурных установок. М, 1997.
  177. В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности // Вопросы философии. 1994. № 10. С. 112−123.
  178. К. Психология женщины. Невротическая личность нашего времени Т.1. М., 1997.
  179. Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.
  180. В.Н. Единство и многообразие психотерапевтического опыта // Московский психотерапевтический журнал. 1992. № 2. С. 5−40.
  181. И.И. Женщины и работа: мнение россиян и канадцев // Социологические исследования. 1999. № 12. С. 108−114.
  182. И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.
  183. Н.М. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1971.С.370.
  184. Н.И. Введение в психодиагностику личности. В 2-х вып. Вып. Ростов-на-Дону, 1996.
  185. A.M. Идеалы профессиональной карьеры у обучающихся психологии // Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Ростов на- Дону, 2000.
  186. ТТТибутани Т. Социальная психология / Пер. с англ. В. Б. Ольшанского. Ростов-на-Дону., 1998.
  187. ПЬоц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. 1995. № 2. С. 129−137.
  188. Э.Г. Детство и общество. СПб., 1996.
  189. Н.С. Проблемы женщин: философские аспекты (Феминистская мысль в США) // Вопросы философии. 1988. № 5. С. 138.
  190. Н.С. Женщина, семья и общество. Дискуссии феминистской мысли США//Вопросы философии. 1994.№ 9. С. 133−134.
  191. Юнг К. Человек и его символы. М., 1997.
  192. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995.
  193. В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1998.
  194. И. С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. 1994. № 2. С.64−76.
  195. В.А. Педагогическая психология. СПб., 1998.
  196. Р.Г., Перминова А. И., Мельникова Т. А. Женщина и общество в России//Вопросы философии. 1994. № 9. С. 173−176.
  197. М.Г. Экзистенциальная психология и проблема личности // Вопросы психологии. 1973. № 6. С. 29.
  198. .А. Профессионализация личности в контексте жизненного пути // Основные направления развития региональной системы социально-психологической поддержки населения. Материалы ХП Региональной научно-практической конференции. Краснодар, 1999. С. 286.
  199. Scarr S., Phillips D., McCartney К. Working Mothers and Their Families // Averican Psychologist. November. 1989. N 11. p. 1402−1408.
  200. Rolf E. Muuss. Theories of Adolescence. Random House, New York. 1986.p.224−237.
  201. Fred W. Vondracek, Richard M. Lerner, John E. Schulenberg. Career Development: Life-Span Developmental Approach. Lawrence Erlbaum Associates, Publishers. Hillsdale, New Jersy, London. 1986. p. 131−138.
Заполнить форму текущей работой