Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психологические технологии профилактики наркотизации студенческой среды

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Причины наркотизации населения рассматриваются в многочисленных работах С. П. Елшанского, Е. А. Кошкиной, С. А. Кулакова, Н. С. Курска, В. Т. Лисовского, Т. Маккена, В. Д. Москаленко, Е. Г. Минкова, В. Е. Пелипаса, И. Н. Пятницкой и многих других. В то же время, не было найдено исследований, в которых бы причины наркотизации были ранжированы, обосновано выделены причины первостепенной значимости… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы исследования
    • 1. 1. Состояние разработанности проблемы
    • 1. 2. Причины наркотизации студенческой молодежи
    • 1. 3. Психологический анализ основных концепций и моделей профилактики наркотизации
  • ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1
  • ГЛАВА 2. Направления и технологии профилактики наркотизации в студенческой среде
    • 2. 1. Концептуальные основы экспериментального исследования
    • 2. 2. Изучение состояния наркоситуации в студенческой среде
    • 2. 3. Технология профилактики наркотизации в современном вузе: экспериментальная модель
  • ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2

Психологические технологии профилактики наркотизации студенческой среды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Актуальность избранной темы исследования обусловлена быстрыми темпами роста процесса наркотизации современного российского общества. По результатам общероссийского мониторинга, проведенного Центром социологических исследований Минобразования России в 2002;2005 годах, численность детей и молодежи в возрасте 11−24 лет, с различной частотой потребляющих наркотические средства, достигает 3,5−4 миллионов, а численность среди них наркозависимых составляет около одного миллиона человек [123,4]. Анонимные выборочные ежегодные исследования НИИ наркологии Министерства здравоохранения в учебных заведениях Министерства образования РФ показывают, что реальные масштабы наркотизации превышают статистические показатели в шесть раз [169,188], а возможно и более [93, 7].

Распространение наркомании, особенно среди молодого населения России, приняло за последнее десятилетие угрожающие размеры и приобрело черты социального бедствия. Экономическая нестабильность, утрата молодежью ясных жизненных перспектив, обеднение духовной культуры и неспособность усилиями только правоохранительных органов противостоять активизации деятельности наркомафии в стране привели к тому, что в употребление наркотиков началось массовое вовлечение самой уязвимой перед этим злом части общества — детей и молодежи.

В качестве особого аспекта проблемы можно выделить наркотизацию элитной части молодежи России — студентов вузов, будущих квалифицированных специалистов. Среди студенчества наркоманией охвачено в той или иной мере 30−40%, а по отдельным регионам или вузам эта цифра значительно выше. При этом процесс наркотизации студенческой молодежи идет наиболее быстрыми темпами по сравнению с другими социальными группами.

Наркотизация носит характер угрозы национальной безопасности России: масштабы и темпы распространения наркомании в стране таковы, что ставят под вопрос физическое и моральное здоровье молодежи и будущее значительной — ее части, а также социальную стабильность российского общества уже в ближайшей перспективе.

От процесса наркотизации общество несет значительные потери на социальном и биологическом уровнях жизни. Результатом распространения наркомании может стать реальная опасность нравственного и физического вырождения значительной части населения с социальными, демографическими, экономическими и другими последствиями. Социальные последствия: нравственно-этические изменения личности, потеря трудоспособности, преступность, переход наркомана в асоциальные слои общества. Биологические последствия выражены в опасностях для собственного здоровья наркотизирующего и общества в целом, рождение нездорового потомства или увеличение процента нерожденных от умерших наркоманов. Надо отметить, что опасность существует как при одноразовом, так и при систематическом употреблении наркотиков. Употребление наркотиков приводит к поражению внутренних органов и психическим расстройствам сознания, а в дальнейшем к вырождению поколений [158,13−30], что влечет за собой изменение морали общества и нарушение демографической ситуации.

Особо следует выделить психолого-педагогические последствия наркотизации личности. При возрастании числа семей, учебных классов или студенческих групп с хронической наркотизацией ее членов создаются условия для педагогической запущенности, роста психических отклонений в развитии личности ребенка, подростка или юноши, увеличения психического инфантилизма и/или развития аддиктивного поведения, в целом роста психически неполноценных членов общества.

В преодолении наркомании первоочередными задачами в масштабе страны становятся:

— усиление роли государства в качестве гаранта национальной безопасности и охраны здоровья, то есть создание необходимой правовой базы для предотвращения распространения наркотиков и механизма реализации этой гарантии (укрепление всей системы правоохранительных органов);

— создание системы общественного воздействия, начиная от лечения наркоманийных больных до антинаркотического воспитания личности;

— привлечение соответствующих воспитательных учреждений к деятельности по предупреждению развития наркотизации и профилактическим мерам распространения наркомании, формирование у молодого поколения ориентации на здоровый образ жизни [49- 142- 184].

В современной науке представители теоретических направлений по-разному определяют причины, механизмы, факторы, условия и обстоятельства, вызывающие наркотизацию у детей, подростков и молодежи [28−34−36−47−55−85−92−93−95−106−108−116−127−174−180−186−200−203 II др.]. Однако до сих пор отсутствует целостная концепция психолого-педагогической профилактики наркомании среды студенческой молодежи.

Причины наркотизации населения рассматриваются в многочисленных работах С. П. Елшанского, Е. А. Кошкиной, С. А. Кулакова, Н. С. Курска, В. Т. Лисовского, Т. Маккена, В. Д. Москаленко, Е. Г. Минкова, В. Е. Пелипаса, И. Н. Пятницкой и многих других. В то же время, не было найдено исследований, в которых бы причины наркотизации были ранжированы, обосновано выделены причины первостепенной значимости именно для студенческой молодежи. Многочисленные авторы, чьи работы посвящены проблеме девиаптного поведения молодежи, акцентируют внимание на социально-экономических трудностях и нестабильности в обществе в целом. Безусловно, эти причины оказывают значительное влияние на формирование отклонений в поведении молодых людей. В первую очередь, необходимо изучить внутренний, личностный аспект, на основе которого и формируется запускной механизм наркотизации. При употреблении психоактивных веществ наркоманийная зависимость развивается вслед за психоэмоциональной зависимостью. Причиной такой зависимости является неэффективность педагогического воздействия на формирование самосознания личности студента, а также недостаточное самовоспитание. В вузовской среде слабо развито и функционирует психолого-педагогическое сопровождение молодого человека. Все вышеперечисленное в совокупности может способствовать развитию наркотизации учащейся молодежи. Если это рассматривать действительно ведущей причиной данного явления, то реальным противодействием распространения наркотизации нужен такой педагогический подход, в основе которого лежит воспитание осознанного отношения неприятия наркотизации молодым человеком на пути формирования его личности. Полученное новообразование студент обязательно должен закрепить через практические действия, через творческую или инновационную деятельность, так как в силу возрастных особенностей именно практико-ориентированные знания могут быть успешно закреплены и присвоены личностью.

Профилактика наркотизации молодежи ставится специалистами в число стратегических задач общества. Основным видом борьбы с наркопотреблением в молодежной среде должна стать первичная профилактика, направленная на воспитание личностных свойств молодого человека, которые обуславливали активную психологическую защиту от первичного приема психоактивных веществ, а также других форм саморазрушающего поведения. Очевидно, что образование должно быть здоровьесберегающим, для чего необходима разработка особых социально-педагогических технологий, которые предусматривали бы поддержку психофизиологических и социально-психологических основ здоровья студентов.

Образовательные учреждения традиционно несут ответственность за формирование личности молодого человека и отвечают перед обществом за профилактику асоциальных проявлений в его поведении. В настоящее время система высшего образования претерпевает значительные изменения, а вместе с ними должна существенно перестраиваться воспитательная стратегия. От образовательных учреждений требуется модификация подходов к формированию смысловых установок, которые способствуют более адекватному вхождению молодых людей во взрослую жизнь и изменение антинаркотического воспитания студенчества для предотвращения распространения наркомании.

Очевидно, назрела необходимость и есть реальная возможность для разработки и апробирования психологических технологий профилактики наркотизации в студенческой среде.

Анализ психологической, педагогической и медицинской литературы, а также публикаций в периодической печати по проблемам наркотизации позволил выявить противоречия, существующие в теории и практике общественного противостояния угрозе наркотизации и организованного воспитательного процесса, направленного на предупреждение наркотизации. Эти противоречия можно сформулировать следующим образом:

— нарастание процесса наркотизации в обществе в целом и молодежной среде в частности и недостаточная готовность вузовского сообщества и общественных институтов скоординировать свои усилия для противостояния этому разрушительному процессу;

— малоэффективность традиционных способов воздействия на студентов и ростом числа наркотизирующих молодых людей с развитием у них заболеваний наркомании;

— потребность в комплексном подходе профилактики наркотизации в молодежной среде и отсутствием современных здоровьесберегающих технологий, предусматривающих поддержку психофизиологических и социально-психологических основ здоровья учащейся молодежи;

— изолированность действий педагогов, психологов, медиков, представителей правоохранительных органов в противостоянии наркотизации молодежной среды и необходимость целенаправленного и скоординированного взаимодействия между ними.

Неразрешенность вышеперечисленных противоречий снижает эффективность деятельности психологов и педагогов в вузовской среде в преодолении наркотизации студенчества.

Создание антинаркотической установки у студентов в изолированном виде при отсутствии возможности практического закрепления приобретенных навыков и знаний с отрывом от его личностной жизненной позиции при недостаточно эффективных психологических технологий профилактики наркотизации является, на наш взгляд, основным противоречием.

В связи с вышеизложенным, была сформулирована тема исследования: «Психологические технологии профилактики наркотизации студенческой среды».

Психологические технологии рассматриваются как средство, без которого сложно организовать комплексное предупреждение наркотизации студентов. Одной из технологий психологической реабилитации молодых людей, находящихся в ситуации химической зависимости или склонных к употреблению психоактивных веществ, является работа с их психологическим здоровьем, гармоничным состоянием психики.

Цель исследования: разработка психологических технологий профилактики наркотизации студенческой среды и программы их реализации.

Объект исследования: студенческая среда.

Предмет исследования: профилактика наркотизации в студенческой среде.

Гипотеза исследования: эффективность антинаркотических профилактических мероприятий в вузовской среде, проводимых с использованием психологических технологий существенно повышается, если их реализация строится на принципах личностно-ориентированного подхода с учетом индивидуальных особенностей студента, его интересов и потребностей. Важнейшим условием профилактики наркотизации студенчества выступает организованность студенческой среды, направленная на продуктивное развитие личности, формирование антинаркотических установок в учебном и воспитательном процессе вуза, в самовоспитании. Создание необходимых условий для самореализации личности, инициации ее творческой деятельности через удовлетворение личностных и профессиональных потребностей возможно в системе психологической реабилитации наркотизирующих студентов через реализацию конкретных психологических технологий.

На основании цели и предложенной гипотезы были определены следующие задачи:

1. Осуществить теоретический анализ состояния разработанности выделенной проблемы исследования и определить наиболее эффективные пути ее решения.

2. Изучить причины наркотизации студенческой молодежи и психолого-педагогические основы профилактики наркозависимости.

3. Разработать и модернизировать психологические технологии профилактики наркотизации в студенческой среде.

4. Обосновать программу реализации психологических технологий профилактики наркотизации в вузе.

Теоретико-методологическую основу исследования составили принципы историзма, системности, целостности, детерминизма. Исследование опиралось на принцип социокультурного развития личности (С.А. Беличева, В. А. Лабунская, В. Н. Мясищев, С. Д. Смирнов, В. Франкл, Н. Е. Шуркова и др.), ее интеграции в культурно-эволюционное сообщество.

А.Г. Асмолов, JI.C. Выготский, А. Р. Лурия, C.JI. Рубинштейн), организацию жизнедеятельности личности в системно-деятельностном пространстве (Б.Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. В. Петровский и ДР-).

Рассматривая проблему обеспечения психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса в образовательных учреждениях, учтены гуманистические парадигмы психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, А.Б. Орлов), парадигмы развивающего образования (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), личностно-деятельностный и стратегиальный подходы (И.А. Зимняя), личностно-ориентированный подход (НЛО. Синягина, И. С. Якиманская, Е. В. Бондаревская, М. Н. Берулава, В.В. Серикова), теория педагогической поддержки (О.С. Газман, Н.Н. Михайлова), концепция психического и психологического здоровья детей (И.В. Дубровина), теория развития психосоциальной компетенции (Э. Эриксон, В. Слот, X. Спаниярд), обучение жизненным навыкам (Б. Спрангер).

При разработке и внедрении профилактических антинаркотических программ учитывался принцип поэтапного процесса взросления с формированием новообразований и самоидентификацией в социуме (Г.С. Абрамова, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, B.C. Мухина), закономерности формирования и развития личности молодого человека с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей (И.А. Зимняя, И. С. Кон, Д. В. Колесов, Д. Равен, В. И. Слободчиков, С. Д. Смирнов, Л.М. Фридман).

При непосредственной разработке технологий и методического инструментария для оптимизации профилактики наркотизации студенческой среды использовались исследования Ю. В Валентика, В. Н. Вострокнутова, А. Н. Гаранского, А. А. Гериша, В. В. Зарецкого, A.M. Каминера, Ю. А. Кпейберга, Е. А. Майоровой, Г. И. Семикина, НЛО.

Синяпшой, Н. А. Сироты, В. И. Слободчикова, В. К. Рябцева, Т. А. Шиловой, JI.M. Шипициной, JI.C. Шпилени, В. М. Ялтонского и других.

Для решения поставленных задач нами были использованы теоретические и эмпирические методы: теоретико-методологический анализ философской, психолого-педагогической и специальной литературы, материалы периодической печати по теме исследованияметоды прогнозирования, обобщения, и интерпретация полученных данныхконстатирующий и формирующий экспериментнаблюдениепсихологическая диагностика, анализ продуктов деятельности, обратная связь, и др., метод экспертных оценок, ретроспективное интервью, методы математической обработки статистических данных. На этапе внедрения проводилось психологическое консультирование с применением методов психотерапии.

Основные этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа. В ходе первого — теоретического — этапа исследования (2000 — 2002 гг.) — изучалась философская, психологическая, педагогическая литература, осуществлялась разработка теоретических положений, постановка целей и задач диссертационного исследования, определен объект, предмет, методология и методы исследования, составлена его обобщенная теоретическая модель и разработана схема экспериментальной работы.

На втором экспериментальном этапе (2002 -2004 гг.) — проводился констатирующий и формирующий эксперимент, осуществлялась апробация разработанных и модернизированных технологий.

На третьем обобщающем этапе (2004;2006 гг.) — были проанализированы и обобщены экспериментальные данные, осуществлялось текстовое оформление диссертационных материалов, уточнялись теоретически выводы и практические рекомендации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснована целесообразность применения личностноориентированного подхода в профилактике наркотизации студенческой среды, разработаны и апробированы психологические технологии профилактики наркотизации студенческой среды.

Убедительно доказано, что процесс наркотизации студенческой молодежи может быть значительно снижен путем целенаправленной работы специалистов в системе психологической реабилитации наркотизирующих студентов и студентов-наркоманов через реализацию конкретных психологических технологий.

Выявлены и обоснованы психолого-педагогические условия реализации антинаркотических психологических технологий (организованность студенческой среды, направленная на продуктивное развитие личности, формирование антинаркотических установок в учебном и воспитательном процессе вуза, инициация творческой деятельности студента через удовлетворение личностных и профессиональных потребностей, организация процесса самовоспитании).

Показано, что активность личности в преодолении тяги к наркотикам регулируется внешними условиями — организацией жизненного пространства, наличием значимого взрослого, имеющимися возможностями включения в общественную жизнь.

Установлено, что влияние психолого-педагогических условий значительно возрастает при целенаправленном взаимодействии субъектов воспитания, активном включении их в процесс формирования здорового образа жизни, творческую и инновационную деятельность.

Практическая значимость исследования. Материалы проведенного исследования составили основу спецкурсов «Профилактика аддиктивного поведения в вузовской среде» (24 час.), «Основы здорового образа жизни» (16 час.), «Социология образа жизни» (36 час.).

Разработанные психологические технологии профилактики наркотизации в студенческой среде включены в работу психологического кабинета санатория-профилактория студенческого городка «Металлург».

Московского государственного института стали и сплавов. Материалы исследования применяются в Программе по формированию здорового образа жизни студенческой молодежи Тверского государственного технического университета.

Полученные результаты и разработанные технологии, методический инструментарий могут быть использованы в организации профилактической антинаркотической работы в вузе.

Достоверность и надежность результатов исследования обеспечивались исходными методологическими позициями, применением апробированного инструментария, репрезентативностью выборки исследования, разнообразием исследовательских процедур и приемов, их взаимодополняемостью, сопоставлением результатов экспериментальной работы с аналогичными исследованиями в отечественной и зарубежной практике, применением математических методов обработки статистических экспериментальных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические и экспериментальные результаты исследования представлялись и обсуждались на методологических семинарах образовательных учреждениях г. Твери, г. Москвы. Материалы докладывались на Всероссийских межвузовских конференциях (г. Москва, 2000, 2001, 2002, г. Екатеринбург, 2000, г. Барнаул, 2001, 2002, 2004, г. Тверь, 2001, 2002, 2004), семинарах, Международных конференциях и форумах (г. Тверь, 2002, 2003, 2004, 2005, г. Москва, 2004, 2005).

Результаты исследования нашли отражение в материалах научного проекта «Опыт организации и внедрения принципов социального партнерства в антинаркотическую деятельность общественных студенческих объединений» (г. Москва, ФГНУ «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи», 2004 год).

Результаты проведенной работы были использованы в деятельности Психологической службы высшей школы Московского государственного института стали и сплавов, при разработке авторских спецкурсов для студентов Тверского государственного технического университета «Социология образа жизни», «Основы здорового образа жизни" — в авторских курсах «Профилактика аддиктивного поведения в вузовской среде», «Адаптационная программа для студентов-первокурсников», «Психологические технологии профилактики наркотизации студенческой среды» для психологов высшей школы и проректоров по социальным вопросам и воспитательной работе на факультете повышения квалификации Государственного центра информационных технологий Министерства образовании и науки РФ и на кафедре педагогики и психологии Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Полученные результаты составляют основу собственной деятельности автора в качестве помощника проректора по учебно-воспитательной работе университета и руководителя Центра молодежной политики вуза.

По итогам проведенного исследования опубликовано 12 печатных работ.

Опытно-экспериментальной базой являлись студенты и преподаватели Московского государственного института стали и сплавов, Тверского государственного технического университета, слушатели факультета повышения квалификации Государственного центра информационных технологий Министерства образовании и науки РФ, слушатели спецкурсов Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Основные положения, выносимые на защиту.

В основе профилактики наркотизации студенческой среды значительные результаты могут быть достигнуты реализацией принципов личностно-ориентированного подхода с учетом индивидуальных особенностей студента, его интересов и потребностей.

Важное значение в профилактике наркотизации студенческой среды занимает создание системы психологической реабилитации наркотизирующих студентов и студентов-наркоманов через реализацию конкретных психологических технологий.

Одним из основных условий реализации антинаркотических психологических технологий выступает организованность студенческой среды, направленная на продуктивное развитие личности, формирование ее антинаркотических установок, инициация творческой деятельности студента.

Влияние психолого-педагогических условий будет более значительным при целенаправленном взаимодействии субъектов воспитания, активном включении их в процесс формирования здорового образа жизни, творческую и инновационную деятельность.

Содержание исследования отражается в структуре диссертации. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2.

Становясь студентом, молодой человек попадает в сформировавшуюся и, вместе с тем, постоянно развивающуюся образовательную среду. Эта социальная среда оказывает мощное общественное воздействие на личность, которое может носить характер правовых санкций, медицинского вмешательства, педагогического влияния, социальной поддержки и психологической помощи. Предупреждение и преодоление поведенческих нарушений требует хорошо организованной системы социальных и психолого-педагогических воздействий. Эффективно противостоять процессу наркотизации можно воспитанием у студента осмысленной позиции неприятия наркотизации.

Общая логика построения любой целевой программы профилактики отклоняющегося поведения предполагает, прежде всего, формирование в педагогическом коллективе ценностно-смыслового единства по отношению к проблеме девиантного поведения.

На наш взгляд любая образовательная структура (в частности вуз) должна использовать следующие формы психопрофилактической работы девиантного/аддиктивного поведения для создания концептуальной модели.

Прежде всего, необходимо правильно организовать социальное вузовское пространство студента. В процессе освоения новой образовательной среды нужно своевременно и адекватно информировать молодого человека не только о вреде наркотиков и пагубных последствий наркотизации, но также предоставлять сведения о возможности получения профессиональной помощи в своем вузе и за его пределами.

Активное обучение социально-важным навыкам также является одним из основных составляющих нашей концептуальной модели.

Организация деятельности, альтернативной отклоняющемуся поведению (например, через деятельность общественных студенческих организаций) позволит студенту закрепить личностную позицию неприятия наркотика. В то же время, активизация личностных ресурсов приводит к личностной самоактуализации и личностному росту.

Формирование и пропаганда здорового образа жизни и минимизация негативных последствий аддиктивного поведения в вузовском пространстве логически завершают построение нашей концепции профилактики наркотизации студенчества.

Разработанная нами психологическая здоровьесберегающая технология опирается на личностно-ориентированный и личностно-деятелыюстный подходы. Личность наркотизирующего или склонного к наркотизации студента рассматривается нами в непосредственной и неразрывной связи с его деятельностью.

Разрабатывая свою концепцию, нами учитывалось, что при благоприятно складывающихся обстоятельствах индивид проходит три стадии личностного развития:

— адаптация, которая предусматривает усвоение ценностей и норм и овладение соответствующими средствами и формами деятельности;

— индивидуализация, обостряющаяся противоречиями «быть таким, как все» и одновременно стремиться к максимальной персонализации;

— интеграция, определяемая противоречиями между стремлением индивида быть идеально представленным в своих особенностях и потребностью общности в кругу значимых других, где личность нуждается в принятии и одобрении, а значит, ей приходится культивировать в себе только те черты, которые развивают и саму личность, и общество.

Если в процессе личностного развития возникают противоречие и своевременно не устраняются, то на более поздних этапах ее развития и существования наступает дезинтеграция личности, вытеснение из общности, в результате чего может наступить ее деградация.

Дезинтегрированная личность может использовать в качестве адаптационных механизмов различного рода аддикции (в том числе наркотизацию).

Наши исследования показали, что компенсацией неблагополучия своего «Я» всё чаще становится наркотизация. Наркотики могут выступать в двух видах: в качестве средства отключения сознания, когда сознание не справляется с требованиями целостности представления собственного «Я» и как способ социальной адаптации к предлагаемым условиям существования.

В нормальных условиях существования, когда в психологическом благополучии чувство собственной ценности «Я» развивается естественно, то возникают здоровые и целеустремлённые установки жизнедеятельности, постепенно формируется способность к подлинному, психологически независимому существованию, к определению собственного достоинства. В таких условиях возможно позитивное развитие и, соответственно, позитивное изменение личности.

Следует учитывать, что процесс и результат человеческого развития, как известно, детерминированы наследственностью, средой и воспитанием. При этом принято считать, что эти факторы не могут действовать самостоятельно, а есть результат их соразвития, согласованности или рассогласованности.

В свою очередь, целостность личности характеризуется адекватным и активным самопроявлением и зависит от внутренней структуры, составляющей жизненную компетентность.

Формирование жизненной компетентности, по нашему мнению, включает в себя:

— активную личностную позицию студента;

— собственную личную позицию неприятия наркотизации как средства манипулирования сознанием и средством социальной адаптации;

— осознанное отношение к общественной позиции неприятия наркотизации в здоровом образе жизни. Такое осознанное отношение возможно при целенаправленном психолого-педагогическом воздействии на студента с включением его самого в активное освоение и творческое преобразование жизненного пространства.

Главным также становится сознательный выбор путей решения проблем и развитость ответственности за себя и других. Характерно, что жизненная компетентность позволяет личности переживать чувство взрослости и зрелости.

Здоровая личность многопланова, но составляющей частью несёт в себе личностную зрелость, характеризующуюся развитым самоконтролем и усвоением адекватных реакций в различных ситуациях, с которыми сталкивается человек. Основой адекватного поведения в жизненных ситуациях является умение «разводить реальные и идеальные планы».

Молодой человек, попав в новые условия жизнедеятельности (система высшего профессионального обучения) адаптируется к ним согласно индивидуальному набору личностных качеств. Адаптация является предпосылкой активной деятельности и необходимое условие ее эффективности.

Приспосабливаясь к новой социально-психологической среде, студент подбирает индивидуальную модель поведения, которая в той уши иной степени будет соответствовать предлагаемым нормам молодежной субкультуры. В своих исследованиях мы выделили группу молодых людей, которые показали значительные отклонения в поведении, т. е. данная группа подвержена различным поведенческим аддикциям, прежде всего наркотизации.

Наши исследования касались психолого-педагогического воздействия на студента с аддиктивным поведением, для которого наркотик является средством, а наркотизация способом манипулирования самосознанием и способом адаптации в условиях существования. Предложенная нами психологическая технология профилактики наркотизации студенческой среды построена на антинаркотическом воспитании студента, которое необходимо строить как взаимодействие со звеньями: а) целенаправленное воздействие (субъектов воспитания) на формирование здорового образа жизни и регулирование хаотичного воспитания средыб) переход от воспитательного воздействия к взаимодействию («субъект — субъект»), где педагогическое содействие обеспечивает самовоспитание личности с антинаркотической позицией в жизнив) создание условий для возможной инициации творческой (а, по возможности, инновационной) деятельности студента для реализации личностных и профессиональных потребностей.

При этом необходимо формировать вузовское социальное пространство, которое смогло бы свести к минимуму влияние обстоятельств, подталкивающих молодого человека к освоению асоциальной среды (в том числе наркотизация).

В результате целенаправленного психолого-педагогического воздействия на студентов, отнесенных нами к «группе риска», выбор молодых людей неприятия наркотизации становится осознанным. Рост самосознания и четкое оформление негативного отношения к наркотизации происходит, когда молодой человек:

1) приобретает систематизированные знания о наркотиках, необратимости их вреда на психику и организм в целом и преломляет все в своем сознании через перспективу своих жизненных планов;

2) преодолевает в своем сознании представления о бесполезности жизненной активности, изменяя мотивацию;

3) вырабатывает навыки свободного общения в межличностных отношениях в ощущении самоценности, реализует «субъект-субъектный» принцип взаимодействия воспитателя и воспитанника;

4) полученные знания и навыки реализует через преобразующую жизненное пространство деятельность, инициируя новые формы для самореализации.

В целом весь эксперимент подтвердил, что при целенаправленном комплексном психолого-педагогическом воздействии некоторых воспитательных (общественных) звеньев с помощью предложенной нами технологии профилактики наркотизации, мы смогли получить значительный оздоровительный эффект.

Целенаправленное психолого-педагогическое влияние на наркотизирующего студента позволяет ему перевести свою антинаркотическую установку в личную устойчивую позицию неприятия наркотизации. Это обеспечивается, главным образом с помощью формирования психологической готовностью к творческой или инновационной деятельности студента через инициацию новых форм самореализации с уже сформированной антинаркотической установкой.

Формирующий эксперимент убедительно показал, что ситуация наркотизации студенческой молодежи может быть управляемой и предотвращаемой при целенаправленной работе и комплексном подходе всех составляющих общественных звеньев воспитания и наличия в вузовском сообществе необходимых структур.

Экспериментальная проверка полностью подтвердила выдвинутую нами гипотезу и показала, что предложенная психологическая технология профилактики наркозависимости в студенческой среде повысила эффективность работы со склонными к наркотизации студентами и/или наркотизирующих на ранних этапах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Наркотизация является наиболее социально-опасным явлением современного общества. Дети, подростки, молодежь являются теми группами населения, которые в большей степени подвергаются давлению наркокультуры и наркобизнеса.

В качестве особого аспекта обозначенной проблемы можно выделить наркотизацию элитной части молодежи России — студентов вузов, будущих квалифицированных специалистов.

Наркомания — это болезненное влечение к наркотику с образованием психической и физической зависимостью организма к этому веществу.

Традиционно в литературе наркотики рассматриваются с медицинской, социальной и юридической точек зрения. Мы рассматривали наркотики с психолого-педагогической позиции как средство, усыпляющее самосознание и временно снимающее психоэмоциональный дискомфорт, способствующее псевдоинтеграции личности в социуме и в условиях, когда система воспитания активной личности оказывается несостоятельной.

Понятие «наркотизация» в специальной литературе также рассматривается в основном с медицинских, социальных и частично психологических последствий для личности. Мы рассматривали наркотик и наркотизацию в психолого-педагогическом аспекте как средство манипулирования самосознанием и способ адаптации к условиям жизнедеятельности студенческой молодежи. С позиции молодого человека наркотизация — это способ адаптации в среде, где сформировалось толерантное отношение к употреблению наркотических и других психоактивных веществ. Став студентом, вчерашний школьник попадает в бесконтрольную среду, где в действительности псевдоадаптируется к молодежной субкультуре. Такая «адаптация» в реальности ведет в дальнейшем к углублению дезадаптации: педагогической запущенности личностного развития, аддиктивному поведению, а затем к образованию наркоманийной патологии. Одновременно наркоманийная псевдоадаптация приводит к развитию стойких психических отклонений и к увеличению асоциальности в образе жизни населения в целом.

Изучив причины наркозависимости, мы выделили внутренние и внешние причины. Внешними предикторами выступают: мода на наркотики, относительная доступность, влияние наркотизрующей среды, влияние массовой культуры, социальная неустроенность и т. п. Внутреннюю причину мы понимаем как результат неэффективности воспитания по формированию самосознания и неэффективности самовоспитания личности, вследствие чего человек не осознает и не проявляет себя как целостную, активную и жизнеспособную личность. Мы определяем это как основную причину наркотизации молодого человека и отсутствие у него собственной позиции неприятия наркотизации, а также отсутствие возможности организовать деятельность, альтернативную наркотизации. Здесь обнаруживаются педагогические и психологические аспекты развития и воспитания личности молодого человека.

Необходимо подчеркнуть, что современное общество в целом, и каждый субъект воспитательной и образовательной среды в частности, недостаточно подготовлены к нынешней экспансии наркотиков. Также они не способны противостоять опасности наркотизации элитной части молодежи — студенчества.

Наркомания развивается поэтапно. Мы. выделяем три этапа и соответственно три группы молодых людей по их отношению к наркотикам и наркотизации.

На первом этапе личность из групп «наркотического риска» потенциально готова к употреблению наркотиков в силу своих личностных качеств, которые не обеспечивают ему комфортного самочувствия и выступают мишенью для наркотизации в жизнедеятельности.

На втором этапе начинается приобщение к наркотикам в силу импульсивности действий, которые разряжают его психическую напряжённость и выступают заместительной реакцией в условиях существования.

На третьем этапе человек наркоманизирует в силу сформировавшейся зависимости к наркотику, которая приводит к образованию болезненного состояния и развитию наркомании.

На базе приведённой классификации, можно дифференцировать подростков и молодых людей по их отношению к наркотизации (процессу) на три группы:

1 группа — (потенциальной наркотизации) характеризуется наличием у молодого человека дисбалансированного «Я» и потребности в компенсации отсутствия целостности «Я», где наркотизация для личности рассматривается способом манипулирования самосознанием жизнедеятельности личности. Эта «группа склонных к наркотизации» или группа «наркотического риска».

2 группа — (первичных проб начала наркотизации) характеризуется наличием дизинтегрированного «Я» и потребности в замещении отсутствия целостности «Я», где наркотизация для молодого человека рассматривается способом адаптации в условиях существования личности. Таких людей можно назвать «группой ранней наркотизации».

3 группа — (регулярной наркотизации) характеризуется наличием у подростка или молодого человека разбалансированного «Я» и потребности в стабилизации психологического статуса, где наркотизация рассматривается способом болезненного существования личности. Таких подростков и юношей можно назвать «группой наркоманов».

Для эффективного решения проблемы преодоления наркотизации необходима дифференциация групп наркотизирующих молодых людей по степени их включенности в наркотический процесс с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей личности. В результате этого возрастает роль преподавателя-воспитателя, и в целом воспитания, так как оно начинает носить конкретный характер. Конечно, социальная ситуация (макроуровень) во многом предопределяет образ жизни и путь, по которому пойдет становление личности. Но роль воспитателя и заключается в том, чтобы в социальной ситуации направить жизненную поисковую активность молодого человека в русло расширения самосознания, самореализации, на взаимодействие с позитивными сторонами жизнедеятельности в развитии духовности и самосовершенствования.

Особенности психолого-педагогического воздействия на личность проходит в трех аспектах: обучение, развитие и воспитание. Аптинаркотическое же воспитание необходимо строить как взаимодействие со звеньями целенаправленного воздействия (субъектов воспитания) на формирование здорового образа жизни и регулирование хаотичного влияния средыперехода от воспитательного воздействия к взаимодействию (субъект — субъект), где педагогическое содействие обеспечивает самовоспитание личности с антинаркотической позицией в жизни и возможность самореализацииактивного внедрения принципов социального партнерства различных социальных и воспитательных подструктур для сведения к минимуму влияния обстоятельств, определяющих выбор молодого человека в пользу асоциального поведения.

Деятельность по первичной профилактике злоупотребления психоактивными веществами молодежи должна осуществляться комплексно в виде профилактических программ, реализуемых в регионе (административно-территориальном образовании) или в конкретном образовательном учреждении, включенном в общую систему профилактических подразделений. Такие программы должны включать компоненты, эффективность которых доказана мировой и отечественной практикой. Здесь речь идет о мероприятиях по снижению предложения психоактивных средств (проводится преимущественно силовыми структурами) — мероприятиях по снижению спроса на наркотики (осуществляется специалистами по профилактике и подготовленным активом из числа самих участников программ) — и о ресурсно-информационной и организационно-методической поддержке (федеральная, региональная администрация и администрация образовательного учреждения).

Рассматривая имеющиеся антинаркотические программы, мы акцентировали внимание на основных направлениях профилактической деятельности, предусмотренные государственным стандартом и являющиеся психолого-педагогической основой профилактики наркозависимости: просвещение, организация социального партнерства, социокультурное проектирование, образовательная деятельность, организационно-управленческая деятельность в системе профилактики, психологическая помощь и поддержка, волонтерская деятельность, индивидуальная консультационная и коррекционная работа.

Очевидно, что все социальное пространство молодого человека, обучающегося в образовательном учреждении, должно носить психотерапевтический характер, корректировать поведение студента, позволяя ему самореализоваться, самоопределиться, самовыразиться.

Личность проходит этапы своего развития с адаптацией, индивидуализацией и интеграцией в социуме.

Позитивная самореализация без употребления наркотиков возможна, если воспитание студента ориентируется на духовное развитие и самосовершенствование его личности в полимодальном пространстве образовательной среды.

В такой практико-ориентированной мотивацией на высокие жизненные достижения студент осознает, что наркотизация тормозит процесс развития «Я», затрудняет процесс профессионального становления, а в дальнейшем приводит к деградации личности и потери себя.

Проявляя самостоятельность, отстаивая независимость, реализуясь в личностном и профессиональном планах, взаимодействуя с педагогом-воспитателем в позиции «субъект — субъект», молодой человек повышает свою жизненную компетентность и осознанно приходит к созидательному поведению, исключающее наркотизацию и другие виды аддикций.

Работая над созданием психологической технологии профилактики наркотизации в студенческой среде, прежде всего разрабатывался конкретный антинаркотический курс, позволивший положительно влиять на формирование целостности Я-образа и устойчивой позиции неприятия наркотизации. Практическое использование антинаркотического курса в системе высшего образования позволит эффективно обеспечить профилактику наркомании, осуществляемую, в первую очередь через раннее выявление склонных к наркотизации студентов (выявление «группы риска») и первичную коррекцию личности молодого человека на ранних этапах наркотических проб.

Внедрение данного курса предлагается осуществлять через включение его в более обширный курс, определяемый нами как обучение здоровому образу жизни. Наличие такой учебной программы позволяет скоординировать и четко направить в единое русло усилия всех субъектов воспитательной среды на предупреждение наркотизации среди студентов.

Через специально подобранные тренинги в рамках психолого-педагогического воздействия на наркотизирующих или склонных к наркотизации студентов производилось обучение для приобретения необходимых навыков поведения адаптивного характера в отношении наркотической субкультуре. Каждый участник экспериментальных групп изучал индивидуальные возможности противостояния отрицательному воздействию социальной среды, стрессов на сознание, которые и приводили к решениям в пользу наркотика.

Особое внимание в работе уделялось формированию устойчивой мотивации на отказ от наркотиков. Через специально подобранные тренинги происходило формирование четкой собственной личной позиции неприятия наркотических средств. Обнаружено, что формирование и укрепление антинаркотической установки пропорционально интенсивности стремления к целостности Я-образа.

Далее, было организовано комплексное психолого-педагогическое воздействие на формирование психологической готовности к творческой или инновационной деятельности студента через инициацию новых форм самореализации с уже сформированной антинаркотической установкой.

В самореализации студенты, принявшие анти наркотическую установку нуждались в психологической помощи, которая включала в себя два типа базовых процедур: поддержку и сопровождение.

Получив навыки активного освоения вузовского пространства (позиционная составная), преодолев в сознании представления о бесполезности жизненной активности, изменив мотивацию (мотивационная составная), реализация навыков через преобразующую жизненное пространство деятельность (поведенческая составная) стали для студента основой инициации новых форм самореализации.

Предложенная в диссертационном исследовании психологическая технология профилактики наркотизации в студенческой среде носит диагностический и формирующий характер. Она позволяет выявить наркотизацию у студентов на ранних этапах приобщения к наркотикам, а также склонных к наркотизации молодых людей и эффективно воздействовать на «группу риска». Результаты диагностики определяют наличие, а процесс работы выявляет степень сформированности у студентов целостности Я-образа с антинаркотической установкой, а затем ее перехода в устойчивую личную позицию неприятия наркотизации.

Психолого-педагогическое воздействие осуществлялось с трансляцией общественной позицией негативного отношения к наркотизации и одновременным формированием у молодого человека активной личностной жизненной позиции.

Существенным для целенаправленного воспитания и создания антинаркотической установки, которая становится устойчивой осознанной позицией неприятия наркотизации в психолого-педагогическом процессе, является закрепление полученного результата через деятельность, альтернативной наркотизации.

Экспериментальная проверка подтвердила эффективность разработанной психологической технологии профилактики наркотизации студенческой среды на ранних этапах первых проб. Процесс формирования осуществлялся на фоне формирования активной личностной позиции, целостности Я-образа и творческого (а в некоторых случаях и инновационного) освоения вузовского пространства.

Предложенная методика позволила значительно повысить эффективность профилактической и коррекционной работы со студентами на этапе ранней наркотизации. Был получен значительный оздоровительный эффект в профилактических мероприятиях антинаркотического характера с учетом психологических особенностей студенческого возраста.

В целом, проведенная работа показала необходимость продолжения серии подобных исследований и наметила их перспективные направления, среди которых изучение эффективности антинаркотических профилактических мероприятий в вузовской среде, методологические основы организации системы психолого-педагогического сопровождения студента в условиях обучения и воспитания в вузе (Приложение 5,6).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Актуальные проблемы наркоситуации в молодежной среде: состояние, тенденции, профилактика. М.: ЦСП, 2004. — 504 с.
  2. В.Б., Надеждин А. В. Наркомания: дорога в бездну: Кн. для учителей и родителей. М.: Просвещение, 2000. — 46 с.
  3. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1997, — 380с.- О человеке как объекте и субъекте воспитания. // Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т.2. -М., 1980. С.9−127.
  4. Л.И. Психология самоактуализирующейся личности в работах А. Маслоу. //Вопросы психологии. 1973 — № 4. С. 173−180.
  5. А.В. Основные пути и принципы реорганизации наркологической помощи.//Вопросы наркологии,-1994.-ЖЗ.С.77−79.
  6. А.Г. Личность как предмет педагогического исследования. М., 1984. С.5−25.-105с- Непройденный путь: от культуры полезности -к культуре достоинства: Социально-философские проблемы образования. /Вопросы философии,-1990.-№ 5.С.92−97.
  7. К.Ш., Юричка Ю. И. Предупреждение и преодоление трудновоспитуемости школьников. Уфа: 1990.-52с.
  8. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1989. -246с.
  9. Э.А., Гонопольский М. Х. Наркология. Уч. пособие.-М. Медицина, 1990.-336с.
  10. С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников.- М: Магистр, 1999. -96с.
  11. Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: практическое руководство для отчаявшихся родителей. Пер. с англ. М.: Просвещение, 1991.-224с.
  12. Т.М. Структура аффективных расстройств приалкоголизме.: Автореф. лис. канд. псих. наук. -JI., 1987.-20с.
  13. B.C. Педагогика. Проективная педагогика: Уч. пособие.-Екатеринбург: Деловая книга 1999.-344с.
  14. С. А., Фокин В. М. Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер. -М., 1993.
  15. А.С. Ситуация успеха: как её создать. М: Просвещение, 1991 .-170с.
  16. Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. (Курс лекций). :Ч. 1 .-М. :Институт практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-319 с.
  17. А.В. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами и внедрение здоровосберегающих технологий (ЗТС) в студенческой среде. Тезисы научно-практической конференции. М., 2003.
  18. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. Пер. с англ. /Общ. Ред. М. С. Мацковского.-СПб.: Лениздад, 1992.-400с.
  19. Р. Развитие Я концепции и воспитание.-М., 1986, С.30−60.- Что такое Я — концепция. В кн.: Психология самосознания. Хрестоматия. -Самара: Изд. Дом «Бахрах — М», 2000, С.333−392, -672с.
  20. Э.Е. Донозологические формы злоупотребления алкоголем.-М.: Медицина, 1986.-272с.
  21. Битенский В. С, Херсонский Б. Г., Дворак СВ., Глушков В. А. Наркомания у подростков. М.: Здоровье, 1989, -216с.
  22. В.М., Крук И. В. Толковый словарь психиатрических терминов. /Под ред. к. мед. наук Бокова С. Н.:В 2-х т. -Ростов- на-Дону: «Феникс», 1996- т. 1.-480с- т.2.-488с.
  23. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х Т.Т.2.-М., 1979., С5−117.
  24. ., Наркомания в России: анализ и прогноз демографических последствий // «Alma mater». 2002.- № 3.
  25. .В. Наркомания в России. М., 2001.
  26. Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1968.-435с.- Проблемы формирования личности. — М, 1995.-352с.
  27. А.В. Этносоционика: алкоголизм, наркомания и ментальность этноса. /Соционика, менталитет и психология личности.-1998. -№ 6.-С.30−32.
  28. Т.И. Анализ структуры личности и новые подходы к психотерапевтической работе с . больными опийной наркоманией.//Вопросы наркологии.-1999.- № 4.- С.46−49.
  29. Л.Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. Уч. пособие.- М.: Российское педагогическое агенство, 1988.-263с.
  30. М.Е. Терапия творческим самовыражением.- М. Медицина, 1989.-304с.
  31. Ю.В. Терапевтические сообщества основа наиболее успешных программ реабилитации больных наркоманиями. // Профилактика и реабилитация в наркологии. — 2002. — № 1. С.80−87.
  32. А.В., Бабаян Э. А., Звартау Э. Э. Психо- фармакологические и медицинско правовые аспекты токсикомании,— М.: Медицина, 1988.-288с.
  33. Л.В., Гусева Т.А, Джузенова Р. Б. и др. Школьные проблемы глазами психолога: как оказать помощь дезадаптированному ребёнку. М.: Российское психологическое общество, 1988.-198с.
  34. Ф.И., Сушкова Н. К. Профилактика негативных явлений среди студентов. Тезисы научно-практической конференции. М., 2003.
  35. Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства. М., 1936. (Соб. соч. М: Педагогика, 1983, т.5. С.257−321).- Педагогическая психология. Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика — Пресс, 1996.
  36. Выявление потребителей наркотических средств./Сост. Коростин М. И., Трушов В. П. Липецк: облнаркодиспансер, 1999. -25с
  37. А.А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. М., 1990. С. 4.
  38. О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы //Новое педагогическое мышление /Под ред. А. В. Петровского. М.- 1989,-С.229.- Самоопределение //Новые ценностные образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. — М., 1985.- 82с
  39. П.Б. Клиника психопатий, их статистика, динамика, ситематика.-Н.Новгород: Изд. НГМА, 2000.-124с
  40. Я.И., Афанасьев B.C. Социология девиантного поведения. СПб: Филиал Института социологии РАН, 1993.
  41. А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. М. Воронеж: Изд. НПО «МОДЕК», 2002. -240 с.
  42. А.Д., Скобликова Т. В. Программа «Здоровье» как фактор профилактики злоупотребления ПАВ в студенческой среде. Тезисы научно-практической конференции. М., 2003.
  43. Н.А. Предупреждение наркомании (методическая разработка для учителя).-Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2000.-56с.
  44. В.А., Семке В. Я., Гиндинкин В. Я. Психопатология подросткового возраста. Томск: Изд. Том. ун-та. 1994.-3 Юс.
  45. В.В. Учебная деятельность: составляющие и проблемы исследования. //Вопросы психологии. 1991. — № 6. -С.5−14.- Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и психологического исследований. — М.: Педагогика, 1986.- 240с.
  46. В.А. Основы первичной позитивной наркопрофилактики. // Профилактика и реабилитация в наркологии. 2002. — № 1. С. 46−52.
  47. И.В. Рабочая книга школьного психолога. М.: Просвещение, 1991. -303 с.
  48. Динамика показателей учтенной распространенностинаркологических расстройств среди мужчин и женщин в Российской Федерации в 1991—2000 гг. // Профилактика и реабилитация в наркологии. 2002. — № 1.
  49. Доклад «Оценка наркоситуации в среде детей, подростков и молодежи./ Образовательная программа. Разработка региональной системы профилактики злоупотребления психоактивными веществами детьми и молодежи. Пакет учебно-методических материалов. CD) М., 2003.
  50. Т.П., Клейберг Ю. А. Молодежная субкультура и наркотики: Учебное пособие. Тверь, 1997. — 64 с.
  51. В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Изд. «Питер», 2000. -368с.
  52. Т. Н. Уровни реабилитационного потенциала наркологических больных как основа дифференцированной системы их медико-социальной реабилитации. /Вопросы наркологии. 2000.-№ 3.-С.20.
  53. JI. А. Профилактика в студенческой среде. Тезисы научно-практической конференции. М., 2003.
  54. Здоровье и развитие молодежи: опыт, проблемы, перспективы. -Тверь, 2002. 40 с.
  55. Здравоохранение в России. Госкомстат. М., 2001. С. 210.
  56. И.А. Педагогическая психология. М., 2000. — 480 с.
  57. Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — С. 133
  58. Н.Н., Кошкина Е. А., Корчагина Г. А., Васильев Ю. Н. Характеристика потребителей наркотиков в г. Санкт Петербурге (по результатам анкетирования социальных работников). /Вопросы наркологии.-1996.-№ 3. С.85−90.
  59. Н.И., Анохина И. П., Стрелец Н. В. Современное состояние проблемы наркомании в России // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова.1997.т.97.-№ 9. С.4−10.
  60. Д.Н. Психопрофилактика в практике педиатра. JL: Медицина, 1984.-С.91−109.
  61. A.M., Майорова Е. А. Психолого-педагогические аспекты девиантного поведения подростков и молодежи: Учебно-методическое пособие. М.: АПКиПРО, 2003. — 83 с.
  62. С.Н., Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978.
  63. В.А., Иванец Н. Н. Алкоголь в истории цивилизации (историко-психологический очерк). //Вопросы наркологии,-1999,-№ 1, С.55−59.
  64. Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для аузов. М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М», 2001. -160 е.- Клейбеог Ю. А. Социальные нормы и отклонения. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 1994. — 140 с.
  65. Т.Г., Смердов О. А. Первичная профилактика нарко-алкоголыюй зависимости. Концепция программы организации и развития подросткового добровольческого движения.1. Кемерово, 1999.
  66. С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991.-143с.
  67. . Борьба с наркоманией. М., 1998.
  68. Д.В. Эволюция психики и природа наркотизма. М.: Педагогика, 1991.-312с
  69. Кон И. Социология личности. М. 1967.
  70. Кон И.С., Психология ранней юности: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1989. -255 с.
  71. Конвенция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской федерации. (Утв. Пост. Верх. Совета РФ № 5494−1 от 22.07.1993 г.).В кн.: Наркомания и наркобизнес. М.: Новый Юрист, 1998.-с 92.-240с.
  72. Э. Д. Хребина С.В. Психологическая служба как условие эффективной воспитательной работы в вузе: Методическое пособие. Пятигорск: ПГЛУ, 2003. — 109 с.
  73. Н.Я., Сидоров П. И. Профилактика алкоголизма. М.: Медицина, 1986.-235С.
  74. Е.А., Паронян И. Д., Константинова Н. Я. (Институт профилактики наркологии МЗ). Распространённость употребления психоактивных веществ среди учащихся средних специальных учебных заведений г. Москвы. /Вопросы наркологии.-1994.-№ 2.-С.79−83.
  75. И.П. Возможности применения методов оккупационнойтерапии при явлениях химической зависимости // Психология и педагогика в образовательной и социальных сферах: Сб. М.: МГУС СТИ, 2002.
  76. Н.А. Некоторые особенности возникновения наркомании в подростковом возрасте. //Журнал прикладной психологии, — 2000.-№ 2.-С.31.
  77. В.Н. Социальные отклонения. М., 1989.
  78. СА. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. Учебно-методич. пособие (серия: Психодиагностика: психологу, врачу, педагогу. Вып.2). Под общ. ред. д. мед. наук, проф. Л. И. Вассермана. СПб.: Фолиум, 1998.-70с.
  79. Н.С. Дефицитарные нарушения психической активности: личность и болезнь. Дис.. докт. психол. наук. М.: МГУ, 1998.
  80. П. Современный психоанализ. СПб., 1997.
  81. Г. В., Бережная М. А., Рыков Д. Д. Организация мероприятий по профилактике и наркомании. М., 1991.
  82. Легальные и нелегальные наркотики: Российско-Германское уч. пособие. Практич. рук. по проведению уроков профилактики среди подростков./Под ред. В. А. Ананьева.: В 2-хч.,-СПб.:Иматон, 1996.-ч.1.-69с.-ч.2.-54с.
  83. К. Человек как индивидуальность и как акцентуированная личность. В кн.: Психология и психоанализ характера. Хрестоматия, Самара: Изд. Дом «Бахрах», 1997.-С.332−416,-640с.
  84. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность, — М: Политиздат, 1975.-302с.
  85. Ю.П., Сидоров П. И. Алкоголизм. Медико-социальные аспекты. Руководство для врачей.- М.: Медицина, 1990.-528с.
  86. В.Т., Колесникова Э. А. Наркотизм как социальная проблема. СПб.: Издательство С-Петербургского университета, 2001,-200с.
  87. .Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. Самара, 1997.-С.6−60- Основные категории педагогики //Педагогика. 1999.-№ 1.
  88. А.Е., Битенский B.C. Подростковая наркология. Л.: Медицина, 1991.-302с.
  89. Л.Г. Профилактика наркозависимости студенческой молодежи. В кн. Наркомания: ситуация, опыт, профилактика. М.: ВЦХТ, 2000. С. 51. — 197 с.
  90. Н.А. Ценностно-деятельностная природа образованности и культурно исторические условия изменения её типа. //Социально-философские проблемы образования./Под ред. Н. Н. Пахомова, Ю. Б. Тупталова.-М. 1992.С. 122.
  91. А.Г. Педагогическая профилактика наркомании в школе.-М: «Сентябрь», 1999.- 144с.
  92. Т. Пища богов: Поиск первоначального древа познания (радикальная история растений, психоактивных веществ и человеческой эволюции). Пер. с англ. Р. К. Сергачёва. М.: Изд. трансперсон, инст-та, 1995.-379с.
  93. Е.Г. Борьба с наркоманией: проблемы и перспективы. -Кишинев, 1990.
  94. .М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности. Рига: ПЦ «Эксперимент», 1995.- 160с.
  95. Матейчик 3. Родители и дети: Кн. для учителя. Пер. с чешек. М.:1. Просвещение, 1992.-320с.
  96. А.Н. Антиалкогольное воспитание. Пособие для учителя,-М. Просвещение, 1987.- 189с.
  97. B.C. Очерки интегрального исследования индивидуальности. -М.: Педагогика, 1986. С. 256.
  98. В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект).- М.: Моск. психол.-соц. иститут, 2000.-256с.
  99. Е.Г. О совокупности условий, необходимых и достаточных для формирования зависимости от психоактивных веществ.//Вопросы наркологии.-2000.-№ 3. С.51−59.
  100. И.Б., Вершинина Г. В. Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения. М, Просвещение, 1990.-143С.
  101. МКБ-10. Классификация психических и поведенческих расстройств. -Женева- СПб., 1998. С. 71.
  102. Модель подготовки специалиста по профилактике наркоманий в системе высшего профессионального образования: Учебные программы / Под науч. ред. JT.M. Шипициной. СПб.: Издательство «Образование-Культура», 2003. — 216 с.
  103. JT. Д. Экспликация психотерапевтических сессий по коррекции наркоманийнозависимых личностей. Практич. руководство. -Липецк: 1999.-82с.
  104. Л.Д. Качественные характеристики структурного анализа личности: методическое пособие для работы снаркоманийно-зависимыми подростками. Липецк: 1998.-64с.
  105. Л.Д. Моделирование психолого-педагогических условий предупреждения наркотизации подростков 14−15 лет в школьной и внешкольной практике: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Липецк, 2001.-25 с.
  106. Л.Д. Наркотизация нарушение адаптационных механизмов взаимоотношений в семье./Сб. метериалов семинара -практикума. -Липецк: Департамент образования и науки адм. Липецкой области и облнаркодиспансер, 1999, С.3−8
  107. Р.С. Психология. Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. ВЗ кн. Кн.1. Общие основы психологии. 2-ое изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 576 с.
  108. Наркомания и синдром дефицита удовлетворенности, 50 лет назад и теперь /Под ред. Я. И. Маршака. М., 2001.
  109. Наркомания: методические рекомендации по преодолению наркозависимости /Под ред. А. Н. Гаранского. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. 384 с.
  110. Наркомания: Ситуация, опыт, профилактика // Диалоги о воспитании. /Сост. Л. Г. Логинова. -М.: ВЦХТ, 2000. № 1. — 197 с.
  111. О работе диссертационного совета при НИИ наркологии Минздрава РФ в 1990 г. // Вопросы наркологии. № 1. — 2000. С.9−13.
  112. О хранении наркотических средств в соответствии с Федеральным законом. Постановление РФ № 681 от 30.06.1990 г.
  113. Г. Е. Профессионализм педагога в реализации личностно-ориентированного подхода: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2001.-24 с.
  114. Парламентские слушания по теме «О законодательном обеспечении предупреждения и профилактики наркомании в Российской Федерации». Часть 1.15 апреля 2005 года.
  115. .Д. Социальная психология. СПб.: ИГУП, 1999. — 592 с.
  116. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. -Ростов-на- Дону. Изд-во: Феникс, 2002. С. 339−343. — 340 с.
  117. Педагогический словарь. / Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. -М.: Изд. Центр «Академия», 2000. 176 с.
  118. В.Е., Рыбакова Л. Н., Цетлин М. Г. Проблемные ситуации в сфере профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди детей и подростков. // Вопросы наркологии. -1998. № 4. С.70−75- - № 3. С.60−68: 2000. — № 2. С. 54−60.
  119. Первый курс воспитательная работа. Методическая работа. -Екатеринбург, 2002. — С. 38.- 138 с.
  120. А.В. Введение в психологию. М.: Изд. Центр «Академия», 1995. — 496 е.- Личность: Феномен субъективности. -Ростов-на-Дону, 1993. — 66 с.
  121. Н.В. Психокоррекционная профилактика подростковой наркозависимости: Практическое руководство к проведению тренинга для школьных психологов, педагогов, социальных работников. М.: ТЦ Сфера, 2002. — 64 с.
  122. М.Е. Неудовлетворенность социальных потребностей -важный фактор наркотизации //Актуальные проблемы девиантного поведения. Ежегодник. М., 1995. — С.31.
  123. А.В., Лопаева Н. С. Реализация комплексной программы первичной профилактики наркомании среди студентов УГТУ-УПИ и учащихся подшефных школ. Тезисы научно-практической конференции. М., 2003.
  124. Попова (Смолик) С.Ю. Психолого-педагогические условия предупреждения аддиктивного поведения среди студенческой молодежи. Тезисы научно-практической конференции. М., 2003.
  125. С.Ю. Адаптация как основа успешного обучения в вузе будущего профессионала / Информационная культура как основа профессионализма. Сборник научно-методических материалов. М., 2001.-С. 50−54.-68 с.
  126. С.Ю. Психологические особенности студенческого возраста и проблема адаптации будущих профессионалов./ Предметно-педагогическое творчество. Научно-теоретический и учебно-методический альманах) Выпуск № 2. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2001. — 102 с.
  127. С.Ю. Современный студент: становление индивидуального /Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Личность в общении и деятельности». 18−19 марта 2002 года. Москва. М., 2002. С.16−18. — 78 с.
  128. С.Ю., Вальтеран Е. В. Студенчество без наркотиков / Диалоги о воспитании. № 1. 2000 г. «Наркомания: ситуация, опыт, профилактика».
  129. Постановление Государственной Думы «О неотложных мерах по предупреждению распространения в России наркомании и токсикомании среды детей и молодежи» от 16.12.98. / Правительственный вестник. 1999. — № 1.
  130. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С. В. Березина, К. С. Лисицкого, И. Б. Орешниковой. М., 2000.
  131. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании/ /Под ред. Березина С. В., Лисицкого К. С. М., 2001.
  132. Проблемы образования и воспитания: исследования и разработки (дайджест по проектам реализуемых программ) /Составители и научные редакторы Синягина НЛО., Калиш И. В., Зайцева Н. В. М., 2003. 76 с.
  133. Проблемы образования и воспитания: исследования и разработки (дайджест по проектам реализуемых программ). Составители и научные редактор: Н. Ю. Синягина, И. В. Калиш, Н. В. Зайцева. — М., 2004.-76 с.
  134. Проблемы современного образования и воспитания (дайджест по проектам реализуемой программы). Составители и научные редактор: Н. Ю. Синягина, И. В. Калиш. М., 2001. — 100 с.
  135. Проект Федерального закона «О социально-медицинской реабилитации лиц, больных наркоманией» от 18.06.1998, № 604 (Извлечение для согласования органов исполнительной власти субъектов РФ): Сб. материалов управления адм. Липецкой области, 2000.
  136. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью. /Под науч. ред. JT.M. Шипициной, JI.C. Шпилени.-М.: 2003. С. 18.
  137. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами. М.: изд-во «ACADEMIA», АПКиПРО, 2001. — 128 с.
  138. Психодиагностика, коррекция и социальная реабилитация подростков с отклоняющимся поведением: Учебное пособие для психологов, социальных педагогов и социальных работников. -Липецк: ЛГПИ, ф-т ПиП, 1999. 190 с.
  139. Психологический словарь /Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 440 с.
  140. Психология здоровья. /Г.С. Никифоров, В. А. Ананьев, И. Н. Гуревич и др.- Под ред. Г. С. Никофорова. Спб.: Изд. С-Пб. Университета, 2000. -504 с.
  141. Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даулинга. -М.: 2000. С. 36.
  142. Психология и лечение зависимого поведения / Под ред.С. Даулинга. -М., 2000. С. 72.
  143. Психология. Словарь. /Под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1990. — 494с.
  144. И.Н. Наркомании. Руководство для врачей. М.: Медицина, 1994. — 544с.
  145. И.Н. Развитие наркотизма в прошлом и настоящем. //Вопросы наркологии.-1995 -№ 3. С.75−94.
  146. Д. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы. М.: Когнито Центр, 2001. -140с.
  147. X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. Пер. с нем. -М.: Мир, 1994. -320с.
  148. К. Измерение изменений в «Я». В кн.: Психология самосознания. Хрестоматия. Самара, 2000. С.447−459. -672с.
  149. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-хт.-М., 1993, 1999.
  150. К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ. /Под общ. Ред. JI.A. Петровского. -М.: Прогресс, 1990. -386с.
  151. Руководство по наркологии / Под ред. Н. Н. Иванца. В 2-х т. М., 2002.
  152. Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью / Под науч. ред. JI.M. Шипициной и JI.C. Шпилени. М., 2003.- 464 с.
  153. Руководство по реабилитации несовершеннолетних злоупотребляющих наркотическими веществами / Под ред Ю. В. Валентика. М.: Издательский дом «ГЕНЖЕР», 2003. — 400 с.
  154. Сборник статистических данных Министерства здравоохранения РФ по наркологической службе (1991−1999 гг.) М.: Минздрав, 2000. -208с.
  155. Г. И. Организация антинаркотической профилактической работы со студенческой молодежью в вузах. М.: издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2003. — 164 с.
  156. Н.Ю., Вальтеран Е. В., Попова С. Ю. Акция «Отцы против наркотиков» // Директор школы. -2001. № 10. — С. 19−23.
  157. Н.Ю., Косарецкая С. В. О неформальных объединенияхмолодежи. М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. — 159с.
  158. Н.Ю., Чнрковская Е. Г. Личностно-орнентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности (методическое пособие) / Под ред. А. А. Деркача, И. В. Калиш. М.: Вузовская книга, 2001. — 131 с.
  159. Н.А., Цетлин М. Г., Ялтонский М. В., Зыков О. В., Пелипас В. Е. Основные направления в сфере первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами в Российской Федерации. /Вопросы наркологии. -№ 1. -2001. С.71−76.
  160. Н.А., Ялтонский В. М. Теоретические, методологические и практические основы альтернативной употреблению наркотиков активности несовершеннолетних и молодежи. М., ПБОЮЛ «Гайнуллин», 2003. — 248 с.
  161. Н.А., Ялтонский В. М., Хажилина И. И., Видерман Н. С. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике. М.: «Генезис», 2001.
  162. В.А., Маралов В. Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе. /Под ред. Сластенина В.А.- М.: Академия, 2000.-212с.
  163. Смерть при жизни. Легальные и нелегальные наркотики. Самара, 1998. -112с.
  164. С.Д., Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 304 с.
  165. Э.У. Внуки алкоголиков: проблемы взаимозависимости в семье: Кн. для учителя. /Пер. с англ. Ю. И. Киреева. М.: Просвещение, 1991.-127с.
  166. Смотри по жизни вперед. Руководство по работе с подростками. -СПб., 2002. С. 8. 112 с.
  167. А.В. Наркомании: причины, виды, последствия, профилактика. Казань: Изд. «Хэтер», 1999. -128с.
  168. Социальная психология в вопросах и ответах: уч. пособие./Под ред. проф. В. А. Лабунской. -М.: Гардарики, 1999. -397с.
  169. В.Г. Психология трудных школьников. Учебное пособие для студентов вузов. -3-е изд., переработ, и доп. М.: Изд. центр «Академия», 2001. — 336с.
  170. Дж. Приручи своих драконов. (Как обратить свои недостатки в достоинства). Спб.: Питер-Пресс, 1995. -480с.
  171. .Т. Социология.- М.: Прометей, Юрайт, 1998. 511 с.
  172. В.П. Профилактика наркомании, токсикомании и табакокурения среди учащихся средних школ, СПТУ и средних специальных заведений. Методические рекомендации. Липецк: Управление здравоохранения алм. Липецкой области. 1996. — 94с.
  173. Д.И. Общее учение об установке. В кн.: Хрестоматия по психологии. -М: Просвещение, 1987. С.101−108.
  174. Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах». М.: «Ось-89», 2000. — 48 с.
  175. Э. Здоровье общества. В кн.: Психоанализ и культура. М.: Юрист, 1995. С.96−304.- Душа человека. Пер. с англ. — М.:
  176. Республика, 1992. 430с.- Анатомия человеческой деструктивности. Пер. с англ. -М.: Республика, 1994. — 447с.
  177. В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования. Киев, 1992. -220с.- Психология аномального развития личности в детском и подростково-юношеском возрасте. -Киев: Здоровье, 1993. -144с.
  178. М.Г., Пелипас В. Е. Реабилитация наркологических больных: концепция, программа. -М.: «Анахарисис», 2001. 48с.
  179. П.Д. Руководство по наркологии. СПб., 1998. С.208−211.
  180. П.Д., Штакельберг О. Ю. Наркомания: патология, клиника, реабилитация. СПб., 2000.
  181. Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. М.: Вита-Пресс, 1997. -48с.
  182. Ф.Э., Арефьев A.JI. Наркотизация в молодежной среде: структура, тенденции, профилактика. М., 2003. 600 е.- Актуальные проблемы наркоситуации в молодежной среде: состояние, тенденции, профилактика. — М., 2004.
  183. Т.А. Социально-психологическая реабилитация аддиктивной личности подростка. М.: МГСУ СТИ, 2004. — 72 с.
  184. Школа без наркотиков. Книга для педагогов и родителей. //Изд. 2-е, перераб. и доп.//Под научн. ред. JI.M. Шипициной и Е. И. Казаковой. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.-176с.)
  185. Е.Г. Опыт реализации здоровьесберегающих технологий в студенческой среде. Тезисы научно-практической конференции. -М., 2003.
  186. Д.Б. Избранные психологические труды. -М.:Педагогика, 1989.-560с.
  187. Г. М., Динеева Н. Р. Формализованная оценка распространенности алкоголизма по социальным критериям. // Вопросы наркологии. -1996. № 3. С.77−79.
  188. Энциклопедия глубинной психологии / Под ред. A.M. Боковикова. -М., 2001.-Т. 2.
  189. Dubrovin M.L. ENGLISH-RUSSIAN. М.: Просвещение, 1993. 317с.
  190. National Drug Strategy //Reclaming Our Communities From Drugs and Violence.- The White House, 1994.- 135p.
  191. Preventing drug abuse among children and adolescents. A research-based guide NIDA, 1999.
Заполнить форму текущей работой