Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Гендерные различия в проявлении агрессивности у детей подросткового возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Различия в агрессивности между мужчинами и женщинами находятся в числе наиболее явных тендерных различий. Исследователи выделяют наличие у мужчин большей агрессивности, а также более частое использование ими своей физической силы. Однако в подростковом возрасте тендерные различия в агрессивном поведении наблюдаются не достаточно четко. Это объясняется тем, что к многочисленным трудностям… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Исследование тендерных различий агрессивного поведения подростков в научно-психологической литературе
    • 1. 1. Теоретические концепции и подходы к изучению агрессивности человека
    • 1. 2. Возрастные особенности возникновения тендерных различий в агрессивности
    • 1. 3. Проявление тендерных различий в агрессивном поведении подростков
    • 1. 4. Выводы
  • Глава 2. Эмпирическое исследование тендерных различий в агрессивности у подростков
    • 2. 1. База, этапы и методы исследования
    • 2. 2. Анализ и обсуждение полученных результатов
    • 2. 3. Особенности социальной адаптации и поведения высо
    • 0. коагрессивных девочек-подростков
      • 2. 4. Выводы
  • Глава 3. Система и методы коррекционной работы с высокоагрессивными девочками-подростками
    • 3. 1. Основные направления и принципы коррекции
    • 3. 2. Этапы и содержание коррекционной работы
    • 3. 3. Анализ результатов коррекционной работы и оценка ее эффективности
    • 3. 4. Выводы

Гендерные различия в проявлении агрессивности у детей подросткового возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Подростковый возраст — это время развития самосознания человека, и, соответственно, период построения им самоотношения к своей тендерной идентификации. Принятие на себя определенной тендерной роли «включает» процесс саморегуляции (в том числе, формирование мотивации и психологических черт) и мониторинг (отслеживание и контроль) своего поведения и поведения других в соответствии с матрицей тендерной роли. Каждая тендерная роль сопровождается определенным набором качеств, которые являются отражением существующих стереотипов мужественности и женственности (О.А. Воронина [36]). Мужчина должен быть сильным, независимым, активным, агрессивным, самодостаточным, ориентированным на индивидуальные достижения и т. п. Женщина — нежной, тактичной, терпеливой, слабой, зависимой, эмоциональной, ориентированной на семью и т. п.

Сегодня жизнь приводит все больше примеров возрастания агрессивности как у мальчиков, так и у девочек подростков, и обществу становится все сложнее и сложнее бороться с этой проблемой. Традиционно агрессивность изучалась почти без учета пола — она считалась прежде всего маскулинным качеством и ее исследования проводились преимущественно на мужских выборках. Однако реальность показала, что женщины также нередко проявляют свою агрессивность, и поэтому данное качество необходимо изучать в поведении представителей обоих полов. 1.

Новые возможности для исследования и коррекции агрессивности открывает тендерный подход, предполагающий такой способ познания действительности, в котором отсутствует «бесполый взгляд» на психические явления, и в то же время нет поляризации и иерархии «мужского» и «женского». Методологические основы тендерного анализа в психологии разрабатываются как зарубежными (Ш. Берн [22], К. Бьерквист [169], К. Дьюкс [183], А. Игли [174], К. Лагерспетц [169], Д. Фаррингтон [176], К. Уэст и Д. Зиммерман [142] и др.), так и отечественными исследователями (Н.И. Абубакирова [1], О. А. Воронина [36], Т. А. Гурко [46], Е. Здравомы-слова, А. Темкина [57], И. С. Клецина [68], JI. Попова [109], Л. П. Репина [119], Н. А. Челышева [156] и др.).

В отличие от половозрастного анализа, отталкивающегося от биологической разницы мужчин и женщин, тендерный анализ позволяет, не ограничиваясь традиционными представлениями о гормональных отличиях и разном физиологическом предназначении, увидеть истоки различий в агрессивности между мальчиками и девочками подростками в специфике их социализации и принятии на себя определенных тендерных ролей.

К многочисленным трудностям подросткового периода, обусловленным кризисностью фазы перехода от детства к взрослости, сегодня добавляется нечеткость требований к исполняемым тендерным ролям. Например, от девочек дома требуют послушания, скромности и заботливости, в школе — достижений в умственной и физической деятельности, равных достижениям мальчиков, из средств массовой информации они узнают, что должны быть настойчивыми, честолюбивыми, ориентированными на себя. Такое «уравнение» тендерных ролей и сближение стереотипов мужественности и женственности заставляет подростка почувствовать себя бесполым и одиноким существом во враждебном и угрожающем ему мире. В этой ситуации агрессивность является прежде всего защитным механизмом в ответ на напряжение, связанное с затрудненностью тендерной идентификации в современном мире.

Некоторые психологи считают, что в поведении девочек-подростков наблюдается своеобразный «бунт» к уготованной для них роли матери и хозяйки (А.Маслоу [96], Э. Эриксон [162]). Девочки начинают во многом копировать маскулинные признаки, такие как независимость, агрессивность, ориентированность на себя. Возможно, это является причиной того, что девочки в данном возрасте отличаются большей агрессивностью. В их поведении наблюдается множество ранее не характерных реакций: стремление обидеть другого человека, даже не заслуженно, бесцеремонное указание другим на их ошибки и недостатки, внезапные «приступы ярости», преувеличенная агрессивная реакция на критику, достаточно частое применение физической силы в конфликтах. Кроме того, агрессивность у девочек-подростков приобретает преимущественно злонамеренный характер, тогда как у мальчиков — демонстрационный (А. Бандура [17]).

Именно эта «злонамеренность» агрессии девочек, а также ее несовместимость с традиционной направленностью женской роли на нежность и заботу о других, заставляют общественность поражаться многочисленным фактам жестокости девочек, приведенным в СМИ, и резко осуждать их. Но таких фактов не становится меньше, и они, а вместе с ними и житейские наблюдения, свидетельствуют о небывалом «всплеске» женской агрессивности.

Учет тендерного фактора при анализе человеческой агрессивности представляется нам важнейшим принципом для дальнейшего совершенствования профилактической и коррекционной работы с агрессивными подростками.

Цель исследования — выявление тендерных особенностей проявления агрессивности у детей подросткового возраста, а также изучение и коррекция агрессивного поведения девочек-подростков.

Объект исследования — феномен агрессивности в человеческом поведении.

Предмет исследования — тендерные различия и психологические средства коррекции проявлений агрессивности у подростков.

Гипотезы исследования. В нашем исследовании мы исходили из предположения, что существуют различия в проявлении агрессивности у мальчиков и девочек подростков, обусловленные не столько физиологическими отличиями представителей одного пола от другого, сколько особенностями их социализации и реализацией разных социальных ролей. Учет фактора тендерных различий при изучении агрессивности у подростков позволяет расширить возможности качественного анализа агрессивного поведения подростков, что способствует раскрытию природы данного феномена и поиску путей его преодоления.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать предложенные исследователями теоретические подходы к изучению феномена агрессивности человека.

2. Раскрыть возможности тендерного подхода при анализе агрессивности людей, в частности, у мальчиков и девочек подросткового возраста.

3. Исследовать особенности агрессивности девочек-подростков и установить влияние повышенной агрессивности на их социальную адаптиро-ванность и поведение.

4. Разработать систему психолого-педагогических воздействий, направленных на коррекцию поведения высокоагрессивных девочек-подростков.

Методологической основой исследования являются положения А. Г. Ананьева [12], относящего фактор полового диморфизма к постоянной характеристике онтогенеза. Базисом тендерного анализа в диссертации послужила теория социального конструирования тендера (К. Уэст, Д. Зим-мерман [142]), утверждающая, что тендер конструируется, во-первых, посредством социализации, разделения труда, системы тендерных ролей, семьи, средств массовой информации и др., во-вторых, тендер формируется самими индивидами — на уровне их сознания, — посредством принятия заданных обществом норм и ролей и подстраивания под них. При изучении тендерных различий использовались теоретико-методологические положения, сформулированные в работах О. А. Ворониной [36], Т. А. Гурко [46], И. С. Клециной [68]. Анализ причин и форм проявления агрессивности осуществлялся на основе теории социального научения (А. Бандура [17],.

• А. Басс [170]), подчеркивающей важность выявления как биологических, так и социальных факторов развития агрессивности.

Методы исследования. Выбор методов определялся задачами отдельных этапов исследования. Для выявления тендерных особенностей агрессивности были использованы опросник Басса-Дарки, специально разработанные анкеты и беседы с респондентами. С целью более глубокого изучения особенностей поведения и социальной адаптированности высокоагрессивных девочек-подростков использовался комплекс психодиагностических методик, раскрывающих специфику взаимоотношений в различных социальных сферах (в семье, школе, среде сверстников). На коррекцион-ном этапе использовались техники и упражнения, разработанные в рамках поведенческой терапии отклоняющегося поведения. Количественная обра-^ ботка данных осуществлялась с помощью компьютерной программы «Statistics 5.0» .

База исследования. Исследование проводилось в 1997;2002 гг. и было разбито на два этапа. На диагностическом этапе было привлечено 380 подростков 11−17 лет (200 девочек, 180 мальчиков), проживающих в Иркутской области и Бурятии. На коррекционном этапе было задействовано две группы девочек-подростков 13−15 лет (экспериментальная и контрольная), учащихся 7−8-х классов школ г. Иркутска № 26 и № 17.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась репрезентативностью выборки, комплексным применением надежных апробированных психодиагностических методов, использованием методов мате-ф матической статистики в электронном варианте, соотнесением полученных результатов с данными исследований других авторов, а также апробацией разработанной коррекционной программы.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней реализован тендерный подход к изучению подростковой агрессивности. Акцент проведенного исследования делается не только на описании тендерных разли-• чий агрессивности, но и на анализе их изменения в онтогенезе. Проведенное эмпирическое исследование агрессивного поведения современных подростков поднимает проблему возросшей агрессивности девочек-подростков, являющуюся, прежде всего, результатом изменившихся культурных стереотипов женственности и «уравнением» социальных ролей мужчин и женщин.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что полученные данные позволяют уточнить представление о роли неблагоприятной социальной среды в проявлении подростковой агрессивности.

Практическая значимость определяется возможностью применения результатов исследования в психолого-педагогических и социальных центрах по работе с деструктивными подростками. Разработанная система.

О м коррекционных воздействии с целью снижения агрессивности подростков и формирования у них навыков социально одобряемого поведения была апробирована на контингенте учащихся средних школ № 26 и № 17 г. Иркутска, и доказала свою эффективность.

Материалы исследования используются автором в лекциях по курсам «Гендерные исследования в социологии и психологии» и «Психология девиантного поведения подростков» для студентов специальностей «социология» и «социальная педагогика».

Положения, выносимые на защиту:

1. В агрессивном поведении подростков ярко проявляются гендерные различия, которые обуславливаются не столько половозрастными, ф сколько социально-культурными особенностями: разностью социальных ролей, спецификой требований к поведению мальчиков и девочек в различных ситуациях, а также существующими в обществе стереотипами мужественности и женственности. Наиболее явные различия обнаруживаются в реально практикующихся формах агрессивного реагирования.

2. Возросшая агрессивность девочек-подростков объясняется влия.

О нием как социальных факторов (изменившихся стереотипов женственно ста, существующей в обществе «борьбы за равенство полов», отразившейся на социальной роли женщины), так и физиологических (гормональный дисбаланс, появление первых менструаций, неустойчивость нервных процессов), но чаще всего — их совокупным влиянием. В настоящее время у девочек-подростков наблюдается отчетливо выраженный тендерный «перекос», выражающийся в том, что девочки, проявляя своеобразный «бунт» против традиционных представлений о женственности, культивируют формы и способы агрессивного поведения, относящиеся больше к маскулинному (например, физическую и вербальную агрессию).

3. Тендерный подход позволяет определить роль неблагоприятных изменений социо-культурной среды в становлении и проявлении подростО ковои агрессивности.

4. При организации коррекционной работы с агрессивными подростками необходимо ориентировать мальчиков и девочек на адекватное исполнение своей тендерной роли и принятие отраженных в ней культурных ценностей. Это способствует преодолению внутриличностных проблем, связанных с трудностями тендерной идентификации, и позволяет нейтрализовать агрессивность в поведении подростков, возникающую часто как ответ на противоречивые требования социо-культурной среды.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования представлены в форме докладов и сообщений на заседаниях кафедры общей и педагогической психологии ц ИГПУ в 1999;2002 гг.- на межвузовской практической конференции (Иркутск, июнь 2000 г.) — на конференции «Иркутск в третьем тысячелетии» (Иркутск, декабрь 2000 г.) — на межвузовской научно-практической конференции «Психология на рубеже веков» (Иркутск, 2001) — на международной конференции в рамках Байкальского экономического форума (Иркутск, сентябрь 2002 г.).

По результатам исследования было опубликовано четыре научно-методические работы.

Структура и объем диссертации

Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 184 источника, приложения. В тексте диссертации имеются 13 таблиц и 11 рисунков. Содержание работы изложено на 154 страницах.

3.4. Выводы.

Высокую агрессивность у девочек необходимо выявлять и корректировать уже с самого раннего возраста. Родители и воспитатели, воздействуя личным примером и различными санкциями (наказанием, осуждением, поощрением) имеют прекрасную возможность воспитать социально послушную личность, уважающую права других и имеющую навыки конструктивного взаимодействия с окружающими. Однако, если этого не произошло, и агрессивность стала серьезной проблемой для подрастающей девочки, ее необходимо «перехватить» и попытаться разрешить в подростковом возрасте. Главная причина данной необходимости — высокая вероятность трансформации агрессивности девочки в асоциальность. • Коррекционная работа с высокоагрессивными девочкамиподростками должна быть направлена, во-первых, на снижение у них агрессивности, во-вторых, на передачу им опыта социально-приемлемого поведения, в-третьих, на воспитание у девочек системы личностных установок, на основе которых формируется способность реагировать на фрустрацию социально приемлемым образом.

Разработанная нами система коррекционных воздействий имела своей целью снижение агрессивности девочек-подростков, посредством помощи им в решении проблем, связанных с самовосприятием и построением конструктивных взаимоотношений. Для достижения данной цели ставились следующие задачи, которых, в целом, нам удалось достичь:

1) повысить степень осознания девочками-подростками своих агрессивных побуждений, развить навыки рефлексии и способности самоконтроля поведения;

2) провести коррекцию самовосприятия (развить адекватную самооценку и позитивное отношение к себе);

3) обучить навыкам неагрессивного контактирования с окружающими.

Подростковый возраст по многим параметрам отвечает задачам коррекционной работы: подростки имеют уже достаточный опыт социального взаимодействия и понимают важность умения устанавливать оптимальные межличностные взаимоотношениядети в данном возрасте не удовлетворяются инструкциями типа «можно — нельзя» — они готовы к усвоению самой сути проблемы и понимают разумные доводыспособности подрост-Ф ков к самоконтролю и самоинструктированию высоки и постоянно развиваются. Эти условия обуславливают возможность использования при коррекции отклоняющегося поведения у подростков не только игровых воздействий, но и упражнений на самораскрытие, самоанализ, лекционных занятий и обучение саморелаксации.

В качестве теоретической основы коррекционной работы были избраны базисные посылы поведенческой терапии, рассматривающие агрессивное поведение как непатологическую «жизненную проблему», приобретаемую и поддерживаемую теми же механизмами, что и нормальное поведение. Соответственно на него можно эффективно воздействовать посредством поведенческих методов: моделирования, ролевых игр, жетонной терапии и пр. Кроме поведенческих методов в психокоррекции агрессивности у девочек-подростков необходимо было использовать элементы сензи-тивного тренинга и упражнения на релаксацию.

Результатом проведенной коррекционной работы стала положительная динамика изменений в агрессивном поведении девочек-подростков. Заметно снизились показатели раздражительности и физической агрессии. В коррекции враждебных форм поведения были достигнуты положительные результаты по фактору негативизма. Изменилось отношение девочек-подростков в целом к окружающим их людям: повысилось стремление быть вовлеченным в жизнь коллектива, сотрудничать с другими. Изменилось в лучшую сторону и отношение к самой себе: появилась уверенность в том, что можно самостоятельно справиться с проблемами не переводя их в открытый конфликтповысились навыки самоконтроля и саморелаксации. В ходе коррекционных занятий были акцентуированы многие положительные стороны характера девочек: умение отстоять свое мнение, желание самосовершенствоваться, высокие требования к себе и др.

Заключение

.

Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы:

1. Необходимость методологического отделения биологического от социального при анализе агрессивности человека объясняется следующими причинами: 1) отдавая должное биологическим факторам, большинство специалистов подчеркивают ведущую роль социальных и культурных причин в формировании агрессивности- 2) подтверждая наличие у мужчин и женщин существенных различий в проявлениях агрессивности, психология не может объяснить данные реалии, основываясь только на биологической разнице полов. Гораздо больший потенциал для исследования агрессивности у людей имеет «социальный пол», или тендер. Феномен тендера включает в себя сложную систему интерпретаций — это конструкция концептуальная и основанная на опыте, индивидуальная и общественная, кросс-культурная и специфически культурная, физическая и духовная, а также политическая, т. е. она является отражением жизни в мире, создавшем людей не просто организмами, но всегда женщиной или мужчиной. Гендерный подход позволил, не ограничиваясь традиционными представлениями о гормональных отличиях и разном биологическом предназначении, увидеть истоки различий в агрессивности между мужчинами и женщинами в специфике их социализации и принятии на себя определенных тендерных ролей.

2. Различия в агрессивности между мужчинами и женщинами находятся в числе наиболее явных тендерных различий. Исследователи выделяют наличие у мужчин большей агрессивности, а также более частое использование ими своей физической силы. Однако в подростковом возрасте тендерные различия в агрессивном поведении наблюдаются не достаточно четко. Это объясняется тем, что к многочисленным трудностям подросткевого периода, обусловленным кризисностью фазы перехода от детства к взрослости, сегодня добавляется нечеткость требований к исполняемым гендерным ролям. Подростки по-новому ощущают свою тендерную принадлежность и как бы заново оценивают ее, теперь уже не опираясь на указания взрослых, а рассматривая свой пол с точки зрения перспективы будущего профессионального роста и налаживания семейной жизни. Поэтому на их поведение, ранее ограниченное рамками «дозволенного» со стороны социального окружения, теперь влияют прежде всего их собственные мотивы и установки. Девочка может по-новому определить для себя идеал «настоящей» женщины, а мальчик — идеал «настоящего» мужчины. Так как в настоящее время наблюдается тенденция к уравнению признаков женственности и мужественности (общество требует от женщин большей самостоятельности и целеустремленности, а от мужчин — заботливости и нежности), то подростки начинают изменять (иногда кардинальным способом) привитое родителями и воспитателями специфическое тендерное поведение. В этой ситуации агрессивность является в том числе и защитным механизмом в ответ на напряжение, связанное с затрудненностью тендерной идентификации в современном мире.

3. В подростковом возрасте наблюдается некоторый «перекос» агрессивного поведения девочек в сторону маскулинности. Большинство психологов и практиков, работающих с подростками, отмечают, что девочки в данном возрасте отличаются большей агрессивностью, чем мальчики. Некоторые специалисты считают, что повышенная агрессивность девочек-подростков является своеобразным «бунтом» к уготованной для них роли матери и хозяйки (А. Маслоу, Э. Эриксон).

4. В результате проведенного эмпирического исследования нами были выявлены значимые тендерные различия у подростков по факторам косвенной агрессии, раздражительности и негативизму. Отсутствие значимых различий между мальчиками и девочками подростками в преимущественно мужских способах агрессивного реагирования — физической и вербальной агрессии, а также более высокая агрессивность, обнаруженная у девочек, могут служить подтверждением теории «перекоса» тендерных • особенностей агрессивности у девочек подросткового возраста в маскулинную сторону.

5. Исследование особенностей социальной адаптированности и поведения высокоагрессивных девочек-подростков показало наличие у них некоторых искажений в различных сферах психического развития: нестабильности отношений с окружающими, преимущественно однотипного способа реагирования на фрустрацию и трудности (агрессивной реакции), истолкования родительской требовательности как враждебности, низкой фрустрационной толерантности и быстрого возникновения негативных эмоций, сильную раздражительность, нестабильную самооценка.

Обнаруженные негативные изменения в межличностных взаимоотношениях и личностных особенностях высокоагрессивных девочек-подростков, а также снижение у них уровня социальной адаптированности, диктуют необходимость своевременного выявления и коррекции чрезмерного развития данного качества.

6. Положительной динамики поведения высокоагрессивных подростков можно достичь, направляя коррекционную работу на помощь им в преодолении внутриличностных проблем, связанных с трудностями тендерной идентификации, а также на передачу им опыта социально-приемлемого поведения и формирование системы личностных установок, на основе которых развивается способность реагировать в конфликтных ситуациях социально приемлемым образом. Разработанная нами система коррекционной работы может быть использована в работе школьных псищ хологов и психологических служб образовательных учреждений.

Проведенное исследование выводит нас на ряд актуальных проблем, требующих своего разрешения, в частности, так как тендер — социально конструируемое явление, необходимо изучать особенности тендерной идентификации людей, воспитывающихся в разных культурах и этносах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.И. Что такое «гендер» // Общественные науки и совместимость. — 1996. — № 6. С.123−125.
  2. В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе // Вопросы психологии. 1987. — № 5. С.43−47.
  3. А. Понять природу человека. СПб.: Питер-Пресс, 1997.- 256с.
  4. А. Трудный подросток. М.: Эксмо, 2001. — 304с.
  5. Актуальные проблемы суицидологии / Под. ред. Г. В. Корягина.- М.: Просвещение, 1990. 115с.
  6. Р. Э. Самоутверждающее поведение / Алберти Р. Э., Эммонс M.JI. СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1998.-190с.
  7. Алексеева J1.C. Зависимость отклоняющегося поведения от типа неблагополучной семьи // Предупреждение педагогической запущенности и правонарушений школьников / Сб. научных трудов / Под ред. М. А. Алемаскина. М.: Институт психотерапии, 1980. — С.140−152.
  8. Ю.Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. 1991. — № 4. — С.74−82.
  9. Альманах психологических тестов / Под ред. Римских P.P. и Римских С. А. М.: Изд-во «КСП», 1995. — 400с.
  10. В. Социальная геронтология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 576с.
  11. Ю.М. Преступность среди женщин. М.: Росс, право, 1992.-256с.
  12. Ю.М. Психология преступника и расследования преступлений / Антонян Ю. М., Еникеев М. И., Эминов В. Е. М.: Юристь, 1996.-336с.
  13. Т.А., Дубовская Е. М. Полоролевые представления современных подростков как действующий фактор их самооценки // Мир психологии, № 3, 1999. С.23−24.
  14. Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. М.: Аспект Пресс, 1998. — 517с.
  15. В.Г. Как работать над кандидатской диссертацией. Иркутск: Изд-во Иркутского гос. института, 1998. — 53 с.
  16. Т. Роберт, Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. — М.: Просвещение, 1991. -223с.
  17. А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / Бандура А., Уолтере Р. М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 1999. — 512с.
  18. К. Воспитание народоубийц. СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 2000. — 220с.
  19. И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей. М.: Прометей, 1993. — 253с.
  20. С.А. Основы превентивной психологии. М.: РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России», 1994. — 221с.
  21. Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. -СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. 512с.
  22. Ш. Тендерная психология. СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. -320с.
  23. М.И. Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.: Наука, 1979. — 335с.
  24. В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Изд-во Филин, 1996. — 472с.
  25. И.Б. Проявления агрессивности несовершеннолетних осужденных женского пола // Вопросы психологии. 1993. — № 4. -С.27−31.
  26. Бронфенбреннер Ури Два мира детства: Дети в США и СССР. М.: Прогресс, 1976. — 109с.
  27. Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 2001. — 352с.
  28. Бютнер Крипиан Жить с агрессивными детьми. М.: Педагогика, 1991.- 141с.
  29. Г. К. Гиппенрейтер Ю.Б. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей // Вопросы психологии. 1989. — № 1. -С.45−55.
  30. О. Пол и характер. М.: ТЕРРА, 1992. — 480с.
  31. Е. Женщина в мужском мире. М.: Лики Культур, 2001.-160с.
  32. Дж. Правда о женщинах. СПб.: Питер Пресс, 1996. -256с.
  33. .С. Мотивы преступлений. Казань: Изд-во Казанского университета, 1982. — 152с.
  34. .С. Психология подростка. СПб.: ПоР, 2001. — 160с.
  35. Л.И. К проблеме новообразований подросткового возраста // Психологические условия и механизмы воспитания подростков / Отв. ред. Д. И. Фельдштейн. М.: АПН СССР, 1983. — 160с.
  36. О.А. Теория и методология тендерных исследований: Курс лекций. М.: МЦГИ — МВШСЭН — МФФ, 2001. — 415с.
  37. Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1997.-224с.
  38. М.В. Возрастная психология. / Гамезо М. В., Герасимова B.C., Горелова Г. Г., Орлова Л. М. М.: Издательский дом «Ноосфера», 1999. — 245с.
  39. Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: Масс Медиа, 1995.-238с.
  40. В.Г. Эта покорная тварь женщина. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.-544с.
  41. В.Г. Это жестокое животное мужчина. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.-560с.
  42. . Что такое психология. В 2-х т.т. Т.2. М.: Мир, 1992.-365с.
  43. JI.A. Практикум по возрастной психологии / Головей Л. А., Рыбалко Е. Ф. СПб.: Речь, 2001. — 688с.
  44. Н.В. Психология конфликта. СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 464с.
  45. А. Зловещее очарование насилия: Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними. СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 2001. — 224с.
  46. Т.А. Тендерная социология // Социология в России / Под ред. В. А. Ядова. М.: Изд-во Института социологии РАН, 1996. — 696с.
  47. Детская и подростковая психотерапия / Под ред. Д. Лейн, Э. Миллер. СПб.: Питер-Пресс, 2001. — 448с.
  48. X. Влияние дифференцированной социализации на развитие личности мужчины и женщины // Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб.: Изд-во Питер, 2000. С.168−181.
  49. Дж. Непослушный ребенок. М.: «Пенаты» и «Т-Око», 1992.-206с.
  50. К. Женщины способны. на все. М.: Эксмо, 1999. -352с.
  51. Э. Самоубийство: Социологический этюд. М.: Прогресс, 1994. -399с.
  52. B.C. Психология групповых нарушений общественного порядка. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. — 48с.
  53. М.В. Психология развития. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. — 336с.
  54. М.В. Структура эмоциональных переживаний в старости // Мир психологии. 1999. — № 2. — С.123−133.
  55. С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1993. — № 5. — С.43−50.
  56. Е. В. Крейдун Н.П. Ячина А. С. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением // Вопросы психологии. 1990. — № 4. — С.83−91.
  57. Е. А. Темкина А.А. Социальное конструирование тендера // Социологический журнал. 1998. № 3−4.
  58. А. Али Рашид. Кросс-культурное изучение агрессивного поведения у подростков России и Йемена. / Автореф. канд. дисс.- СПб.: Изд-во СпбГУ, 1999. 24 с.
  59. Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися. М.: Высшая школа, 1982. — 191с.
  60. К. Эмоции человека. М.: МГУ, 1980. — 440с.
  61. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер-Пресс, 2000. -512с.
  62. Д., Каган В. Е. Половое воспитание детей: Медико-психологические аспекты. Л.: Медицина. Ленинградское отделение, 1998.- 155с.
  63. Д. Эволюция тендерных исследований // Женщина и социальная политика: тендерный аспект. М.: ИСЭПН РАН, 1992. С.156−163.
  64. В.Е. Стереотипы мужественности-женственности и образ «Я» у подростков // Вопросы психологии. 1989. — № 3. С.20−25.
  65. Р. Преступность в США: Замечания по поводу ее природы, причин, предупреждения и контроля. М.: Прогресс, 1975. — 422с.
  66. Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие. -М.: Педагогика, 1991. 171 с.
  67. Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. М.: ТЦ Сфера, 2001. — 160с.
  68. И.С. Тендерная социализация: Учебное пособие. -СПб.: Изд-во РПТУ, 1998. С.7−37.
  69. С.Г. Компания пьяных подростков // Вопросы психологии. 1993.-№ 4. С.31−36.
  70. П.А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. / Автореф. канд. дисс.- СПб.: Изд-во СПбГУ. 1996. 24с.
  71. Д.В. Биология и психология пола. СПб.: Флинта, 2000.- 176с.
  72. Д.В. Учителю о психологии и физиологии подростков / Колесов Д. В. Мягков И.Ф. М.: Просвещение, 1986. — 80с.
  73. М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 336с.
  74. Кон И. С. Обсуждение темы «Проблемы и перспективы развития тендерных исследований в бывшем СССР» // Тендерные исследования. № 5 (2/2000). С.27−33.
  75. Г. Мужественность и женственность / Изменение положения женщины и семья. М.: Наука, 1977. — 214с.
  76. В.В. Психические отклонения у подростков правонарушителей. М.: Медицина, 1992. — 208с.
  77. Ц.П. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире / Короленко Ц. П., Донских Т. А. Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1990. — 224с.
  78. А. Отклоняющееся поведение и контроль за ним // Американская социология: Перспективы, проблемы, методы. / Под ред. Г. В. Осипова. М.: Прогресс, 1972. — 392с.
  79. Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. — 987с.
  80. Н.А. Тендерный аспект общественного развития. -М.: Наука, 1999.-180с.
  81. Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации. -М.: МГУ, 1984.-208с.
  82. С.А. На приеме у психолога подросток. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена- Изд-во «Союз», 2001. — 350с.
  83. В. 400 практических советов. Воспитание подростка.- СПб.: Континент-Пресс, 2001. 384с.
  84. К.С. Подростки с нарушениями аффективной сферы: Клинико-психологическая характеристика «трудных» подростков / Лебединская К. С. Райская М.М. М.: Педагогика, 1988. — 165с.
  85. А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл: Per Se, 2000. — 549с.
  86. Г. Как справиться с гневом. М.: «Золотой теленок», 1997. — 282с.
  87. П. Обучение с целью уменьшения насилия и развития миролюбия // Вопросы философии, 1995. № 2. — С. 110−121.
  88. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.- М.: Медицина, 1983. 248с.
  89. Личность преступника: методы изучения и проблемы воздействия. /Отв. ред. Ю. М. Антонян. М.: ВНИИ МВД СССР, 1988. — 108с.
  90. Ц. Преступление. М.: Фирма «СПАРК», 1994. -190с.
  91. К. Агрессия так называемое зло. — М.: Просвещение, 1986.- 112с.
  92. Д. Социальная психология: Интенсивный курс. СПб.: Прайм-Еврознак, 2000. — 512с.
  93. Мак-Кей М. Укрощение гнева / Мак-Кей М., Роджерс П., Мак-Кей Ю. СПб.: Питер Пресс, 1997. — 352с.
  94. О.Ф. Подростки: агрессивность и психосоматика. // Журнал практического психолога. 1999. — № 7−8.
  95. Н.Ю. Диагностика и коррекция поведения трудных подростков // Вопросы психологии. 1988. — № 3. — С.93−100.
  96. Маслоу Абрахам Гарольд Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Издат. группа «Евразия», 1997. — 430с.
  97. В. Методы поведенческой терапии / Мейер В., Чессер Э. СПб.: Речь, 2001.-256с.
  98. Миллер Скотт Психология развития: методы исследования. -СПб.: Питер, 2002. 404 с.
  99. О.В. Женское тендерное поведение в социальном и кросскультурном аспектах // Общественные науки и современность. 1999. № 3.
  100. Наш проблемный подросток: понять и договориться. / Под ред. Л. А. Регуш. Ростов-на-Дону: РГПУ, 2001. — 192с.
  101. Н. Г. Соловьева С.Л. Экспериментально-психологические аспекты профилактики агрессивного поведения // Судебно-медицинская экспертиза. 1996. -№ 1. — С.30−32.
  102. Обучение и воспитание детей «группы риска»: Хрестоматия / Сост. В. М. Астапов, Ю. В. Микадзе. М.: Институт практической психологии, 1996.-180 с.
  103. А.А. Общая психокоррекция. М.: ТЦ «Сфера», 2000. -512с.
  104. А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся // Вопросы психологии. 1994. — № 3. — С.61−68.
  105. Г. Агрессия наших детей. М.: Издательский Дом «Форум», 1997. — 160с.
  106. В.Г. Психологические особенности агрессивного поведения и пути его коррекции / Автореф. дисс. канд. психол. наук. Иркутск: Изд-во Иркутского гос. университета, 1999. — 23с.
  107. В.А. Развитие младших школьников в норме и при отклонениях: Сб. статей. Иркутск: Изд-во Иркутского пед. института, 1975.-142с.
  108. М.М., Ширинский В. И. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей // Семья в России, 1997. № 2.
  109. Л. Психологические исследования и тендерный подход / Женщина Тендер Культура / Под ред. З. А. Хоткиной, Н.Л. Пушкаре-вой, Е. И. Трофимовой М.: МГЦИ, 1999. С.119−131.
  110. Проституция и преступность. / Сост. Ю. М. Хотченков. М.: Юрид. лит. — 1991. — 304с.
  111. Психические состояния / Сост. и общая редакция Л. В. Куликова. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 512с.
  112. Ранняя профилактика отклоняющегося поведения учащихся / Под ред. В. А. Татенко, Т. М. Титаренко. Киев.: Радянська школа, 1989. — 128с.
  113. Й. Поппер П. Секреты личности. М.: Педагогика, 1983.- 160с.
  114. М. Помощь трудным детям / Общ. ред. А.С. Спиваков-ской. М.: Прогресс, 1987. — 422с.
  115. А.А. Психология изучения личности: Учебное пособие. -СПб.: Изд-во В .А. Михайлова, 1999. 288с.
  116. А.А. Характерологические особенности подростков-делинквентов // Вопросы психологии. 1991. — № 4. — С. 139−144.
  117. А.А., Трофимова Н. Б. Тендерные различия структуры агрессивности у подростков. // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. Минск: МГУ, 1999. С.6−1.
  118. X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы столкновения личности. М.: Мир, 1994. — 320с.
  119. Л.П. Женщины и мужчины в истории: Новая картина европейского прошлого: Хрестоматия. М.: РОССПЭН, 2002. — 352с.
  120. Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии // Вопросы психологии. 1987. — № 4.
  121. Е.И. Эмоции и воля. М.: ВЛАДОС, 2001. — 240с.
  122. М.И. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением. -М.: ВЛАДОС, 2001.-240 с.
  123. М.В. Представления о семейных конфликтах в подростковой субкультуре // Вопросы психологии, 1990. № 4. — С.91−99.
  124. Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1991. — № 1. — С.81−88.
  125. Т.Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии, 1992.-№ 5/6. С.35−41.
  126. Сельченок К.В.'"' Прикладная конфликтология. М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. — 624 с. '
  127. К.В. Психология возрастных кризисов. М.: Хар-вест, 2001. -560с.
  128. Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М.: Институт практической психологии, 1996. — 96с.
  129. С. Преступная толпа: опыт коллективной психологии / Преступная толпа. М.: Институт психологии РАН, изд-во КПС+, 1998. -310с.
  130. Словарь тендерных терминов / Под ред. А. А. Денисовой / Региональная общественная организация «Восток Запад: женские инновационные проекты». — М.: Информация XXI век, 2002. — 256 с.
  131. Н. Социология. М.: Феникс, 1994. — 688с.
  132. Е.О., Хузеева Г. Р. Психологические особенности детской агрессивности. // Вопросы психологии. 2002. — № 3. С. 17−26.
  133. Снайдер Ди Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни. М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. — 288с.
  134. Т.В., Платон К. Н. Особенности межличностного восприятия в подростковом и раннем юношеском возрасте. — Кишинев: Штиинца, 1988. 61с.
  135. В. Н. Юзефович В .Я. Отцы и дети в меняющемся мире. М.: Просвещение, 1991. — 223с.
  136. Социальные отклонения. / Под ред. Л. А. Плехановой. — М.: Юрид. лит. 1989. — 368с.
  137. В.Г. Психология трудных школьников. М.: Академия, 2001. -336с.
  138. Там X. Преступность и уровень жизни. М.: Прогресс, 1982. -252с.
  139. Теория и методология тендерных исследований. Курс лекций / Под общей редакцией О. А. Ворониной. М.: МЦГИ — МВШСЭН -МФФ, 2001.-416с.
  140. М. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях // Вопросы психологии. 1987. — № 1. -С.36−43.
  141. Дж. Женщины и просветление // Что такое просветление?- М.: Изд-во Трансперсонального института, 1996. С.295−302.
  142. К., Зиммерман Д. Создание тендера / Пер. с англ. Е. Здра-вомысловой // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы. СПб.: Изд-во «Дм. Буланин», 2000. — С.193−219
  143. Фрейд 3. Введение в психоанализ. М.: Наука, 1989. С.369−385.
  144. . Загадка женственности. М.: Прогресс, 1993. — 496с.
  145. Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994. — 450с.
  146. Э. Мужчина и женщина. М.: ООО Фирма «Издательство ACT», 1998.-512с.
  147. Фрустрация, конфликт, защита. // Вопросы психологии. 1991.- № 6. С.69−83.
  148. И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Мн.: Ильин В. П., 1996. — 192с.
  149. .И., Тюменева Ю. А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола // Вопросы психологии. 1997. — № 3. С.32−40.
  150. X. Мотивация и деятельность. В 2-х т.т. Т.1. М.: Педагогика, 1986. — 408с.
  151. В. Личность и гуманизм. М.: Прогресс, 1981. — 175с.
  152. В. Человек и агрессия. М.: Прогресс, 1975. — 135с.
  153. К. Женская психология. М.: Прогресс, 1993. — 224с.
  154. А. Г. Колесов Д.В. Девочка подросток — девушка. -М.: Просвещение, 1981. — 128с.
  155. Р. Психология влияния. СПб.: Притер Ком, 1999. -272с.
  156. Н.А. К проблеме методологии исследования тендерных различий // Материалы международной научно-практической конференции «Молодежь в условиях социально-экономических реформ». Вып.1. СПб., 1995. С. 102−104.
  157. Чиж В. Ф. Психология злодея, властелина, фанатика. М.: Республика, 2001. -416с.
  158. С.Ю. Детская агрессивность / Чижова С. Ю., Калинина О. В. Ярославль: Академия развития, 2001. — 160с.
  159. Швейгер-Перхенфельд А. Ф. Женщина: ее жизнь, нравы и общественное положение у всех народов. М.: Curare, 1998. — 688с.
  160. Г. Возрастные кризисы: Ступени личностного роста. Пер. с англ. СПб.: «Ювента», 1999. — 436с.
  161. Шур Э. М. Наше преступное общество / Под ред. В. Н. Кудрявцева. М.: Прогресс, 1977. — 326с.
  162. Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996.-344с.
  163. В.П. Генетика этики и эстетики. СПб.: «Талисман», 1995. — 288с.
  164. Т.И. Образы мужчин и женщин в сознании подростков // Вопросы психологии. 1985. — № 3. — С.84−90.
  165. Т., Степанова И. Профилактика женской преступности // Преступление и наказание. 2000. — № 8. — С.46−48.
  166. Bandura A. Aggression: A social learning analysis. Englewood Cliffs. N.J.: Prentice Hall. 1973.
  167. Beeman E. The effect of male hormone on aggressive behavior in mice. // Physiological Zoology, 1947,20, P. 373−405.
  168. Berkowitz L, Donnerstein E. External validity is more than skin deep: Some answers to criticisms of laboratory experiments. // American Psychologist, 1982, 37, P. 245−257.
  169. Bjorkgvist, К., Osterman, К., & Lagerspetz, K.M.J. Sex differences in covert aggression among abults. // Aggressive Behavior, 1994, 20, P. 2733.
  170. Buss A.H. The psychology of aggression New York: John Wiley, 1961.
  171. Campbell A., Muncer S., Coyle E. Social representation of aggression as an explanation for gender differences. // Aggressive Behavior, 1992, 18, P. 95−108.
  172. Dodge K.A. Social information processing variables in the development of aggression and altruism in children. The development of altruism and aggression: social and sociobiological origins. New York: Cambridge Univ. Press. Pr., 1982, P. 280−302.
  173. Dollard J., Doob L., Miller N. E., Mowrer H.O., Sears R. R. Frustration and Aggression. New Haven, Conn.: Yale Univ. Press, 1939.
  174. Eagly A.H., Karan SJ., Makhijani M.G. Gender and effectivenes of leaders: A meta-analysis // Psychol. Bull. 1995. V. 117. N 1. P. 125−145
  175. Eron L.D., Walder L.O., Toigo R., Lefkowitz M.M. Social class, parental punishment for aggression and child aggression. // Child Development. -1963.
  176. Farrington D. P. Early predictors of adolescent aggression and adult violence. // Violence and Victims, 1989,4, P. 79−100.
  177. Lazarus R.S. Psychological Stress And Coping Process New York: McGraw-Hill, 1966.
  178. McCord J. A forty year perspective on effects of child abuse and neglect. // Child Abuse and Neglect, 1983, 7, P. 265−270.
  179. McNeely R.L. & Robinson-Simpson G. The truth about domestic violence: A falsely framed issue. // Social Work, 1987, P. 485−490.
  180. Miller A.G. The obedience experiments: A case study of controversy in social science. New York: Praeger, 1986.
  181. Rosenzweig S. An Outline of Frustration Theory // Personality and Behavior Disorders. Vol. 1 .+9., 1949.
  182. D.J. & Farrington D. P. The delinquent way of life. London: Heinemann. 1977.
  183. Deaux K. Sex and Gender // Annual Review of Psychology. 1985. № 36. P. 49−81.
  184. Moyer K.E. The psychobiologi of aggression. New York: Harper & Row. 1976.
Заполнить форму текущей работой