Организационно-экономические механизмы и инструменты повышения конкурентоспособности промышленных малых предприятий
Апробация работы. Основные результаты диссертационной работы докладывались и обсуждались на 14 международной научной конференции «Математические методы в технике и технологиях ММТТ — 14» (Смоленск, 2001), на Межвузовской научно-практической конференции «МолодежьXXI веку: Идеи, новации, технологии» (Смоленск, 2002), Международной научной конференции «Математические методы в информационных… Читать ещё >
Содержание
- 1. Современное состояние исследований в области конкурентоспособности малого предпринимательства
- 1. 1. Место и роль малого предпринимательства в экономике
- 1. 2. Роль конкуренции в развитии малого предпринимательства
- 1. 3. Факторы, определяющие конкурентоспособность малого предпринимательства
- 1. 4. Выводы
- 2. Разработка организационно-экономических механизмов повышения конкурентоспособности промышленных малых предприятий
- 2. 1. Особенности развития малого предпринимательства в России и Смоленской области
- 2. 2. Анализ реализации функций предпринимательства в малом 74 предпринимательстве РФ
- 2. 3. Методика оценки конкурентоспособности малых предприятий
- 2. 4. Взаимодействие предприятий как способ обеспечения конкурен- 104 тоспособности малых предприятий
- 2. 5. Выводы
- 3. Разработка инструментов оценки конкурентоспособности и практическая реализация организационно-экономических механизмов повышения конкурентоспособности промышленных малых предприятий
- 3. 1. Разработка системы показателей для оценки конкурентоспособ- 127 ности малых промышленных предприятий
- 3. 2. Разработка программно-информационных инструментов системы поддержки принятия организационно-управленческих решений по развитию промышленных малых предприятий
- 3. 3. Разработка научно-обоснованных рекомендаций по развитию 148 ООО «Конкорд» на основе применения методики оценки конкурентоспособности промышленных малых предприятий
- 3. 4. Применение методики оценки конкурентоспособности промыш- 154 ленных малых предприятий для разработки научно-обоснованных рекомендаций по развитию ООО «Глеб»
- 3. 5. Выводы
- Заключение. 163 Библиографический
- список использованной литературы
- Приложения
Организационно-экономические механизмы и инструменты повышения конкурентоспособности промышленных малых предприятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В качестве важнейшего условия перехода экономики Российской Федерации к устойчивому развитию в настоящее время рассматривается повышение конкурентоспособности и экономической эффективности малого предпринимательства. Его развитие влияет на экономический рост, ускорение научно-технического прогресса, насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых рабочих мест. Малое предпринимательство, как одна из базовых структур рыночного хозяйствования, придает экономике должную гибкость, мобилизует финансовые и производственные ресурсы регионов, несет в себе мощный антимонопольный потенциал. В настоящее время вклад малого предпринимательства в ВВП России существенно меньше, чем в индустриально развитых странах. В связи с этим для дальнейшего развития малого предпринимательства в России необходимо обеспечение его конкурентоспособности на региональном, национальном и мировом уровнях, что можно достигнуть в значительной степени путем повышения конкурентоспособности промышленных малых предприятий.
Результатам исследования малого предпринимательства как экономического и социального феномена посвящено достаточно много работ. Начало исследованиям положили Р. Катильон, А. Смит и Ж.-Б. Сей. Большой вклад в развитие теории и практики малого предпринимательства внесли Дж. Гел-брейт, М. Вебер, Я. Корнай, Р. Коуз, А. Маршалл, Г. Мюрдаль, Дж. Стиглец, К. Татеиси, Ф. Хайек, Р. Хизрич, Ф. Шумахер, И. Шумпетер, Л. Эрхард и многие другие. Отдельные аспекты, связанные с разработкой методической базы управления малыми предприятиями, были рассмотрены в трудах таких отечественных ученых как В. Афанасьев, А. Блинов, А. Бусыгин, Е. Бух-вальд, А. Виленский, Н. Гловацкая, А. Дадашев, А. Духон, А. Иваницкий, С. Лазуренко, А. Нешитой, А. Орлов, В. Рамзес, В. Рубе, Л. Ходов, А. Шулус и др. В большинстве указанных работ показано, что основной задачей малых предприятий является повышение конкурентоспособности, которая в значительной степени определяет их экономическую эффективность.
Основы понятия конкурентоспособности были заложены в трудах А. Смита, Д. Рикардо, Ф. Найта, Дж. Робинсон, Й. Шумпетера и др. Формирование и реализация конкурентных преимуществ в современных условиях рассматривались в работах М. Портера, Ж-Ж. Ламбена, А. Томсона, А. Стрикленда и др. Работы, таких российских ученых как А. Азоев, О. Аристов, Н. Герчикова, А. Градов, В. Ефремов, Н. Моисеева, Р. Фатхуддинов, посвящены отдельным аспектам теории и практики конкуренции и конкурентоспособности, в работах А. Юданова и М. Кныша помимо общих аспектов теории и практики конкуренции рассматриваются конкурентные стратегии малых предприятий.
В тоже время существующие методики анализа и оценки конкурентоспособности организаций не в полной мере учитывают специфические особенности малых предприятий, не достаточно конкретизированы принципы, которые могут быть положены в основу данной оценки. Это приводит к тому, что хорошо известные методики оценки конкурентоспособности крупных промышленных предприятий не достаточно эффективны для оценки конкурентоспособности промышленных малых предприятий. Это в определённой степени снижает качество принимаемых управленческих решений, направленных на повышение конкурентоспособности и экономической эффективности предприятий указанного типа.
В связи с этим возникает актуальная научная задача разработки организационно-экономических механизмов и инструментов повышения конкурентоспособности промышленных малых предприятий в современных условиях хозяйствования, имеющая существенное значение для теории и практики малого предпринимательства.
Основные разделы диссертации выполнялись в рамках Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2002;2004 годы и Концепции политики Смоленской области по развитию малого предпринимательства на 2003;2006 годы.
Цель работы. Разработать организационно-экономические механизмы и инструменты повышения конкурентоспособности промышленных малых предприятий, учитывающие особенности и способы взаимодействия с другими предприятиями и позволяющие повысить экономическую эффективность их деятельности.
Для реализации указанной цели были поставлены и решены следующие задачи.
1. Определение роли конкуренции для развития малого предпринимательства в современных условиях. Выявление, анализ и систематизация факторов, определяющих конкурентоспособность малого предпринимательства.
2. Исследование состояния малого предпринимательства в России. Выявление основных тенденций развития малых предприятий Смоленской области.
3. Разработка системы показателей, характеризующих конкурентоспособность промышленных малых предприятий, и методики оценки конкурентоспособности промышленных малых предприятий.
4. Разработка организационно-экономических механизмов интеграции и кооперации промышленных малых предприятий, обеспечивающих повышение их конкурентоспособности.
5. Разработка информационной системы поддержки принятия управленческих решений по обеспечению конкурентоспособности промышленных малых предприятий.
6. Практическое применение предложенных механизмов и инструментов для повышения конкурентоспособности промышленных малых предприятий Смоленской области.
Объектом исследования являются промышленные малые предприятия в современных условиях хозяйствования.
Предметом исследования являются организационно-экономические отношения между субъектами конкурентной среды, инструменты и механизмы обеспечения конкурентоспособности промышленных малых предприятий.
Теоретической и методологической базой исследования являются системный подход к определению понятийного пространства конкурентоспособности малого предпринимательства, к анализу экономических явлений и процессов, основные законы рыночной экономики, современные концепции устойчивого развития, методы финансового и экономического анализа, научные положения и выводы, сформулированные в трудах отечественных и зарубежных ученых по теории конкуренции и развитию малого предпринимательства.
Информационной базой исследования послужили данные Госкомстата РФэкономические обзоры Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) — законодательные и нормативно-правовые акты РФ, относящиеся к теме диссертацииотчетные документы промышленных малых предприятий Смоленской области.
Научная новизна диссертационной работы состоит в следующем:
• структурированы основные понятия конкурентоспособности малого предпринимательства, что позволило выявить и систематизировать внутренние факторы, оказывающие существенное влияние на конкурентоспособность малого предпринимательства;
• выявлены особенности проявления и реализации основных функций предпринимательства в малом предпринимательстве РФ, позволяющие на практике оценить потенциал, заложенный в экономической категории «малое предпринимательство», что дает возможность выработать направления действий всех субъектов предпринимательской деятельности, обеспечивающие повышения роли субъектов малого предпринимательства в экономике России;
• предложены принципы, определена система показателей и разработана методика оценки конкурентоспособности малых предприятий, которая в отличие от известных, позволяет учесть особенности промышленных малых предприятий;
• разработан организационно-экономический механизм интеграции крупных и малых предприятий в промышленности, который в отличие от известных основан на организации экономического взаимодействия между указанными предприятиями, как по функциональным областям, так и по функциям менеджмента;
• предложен организационно-экономический механизм кооперации промышленных малых предприятий, способствующий повышению их конкурентоспособности и экономической эффективности;
• выработаны научно-обоснованные рекомендации по разработке и использованию информационной системы поддержки принятия организационно-управленческих решений по повышению конкурентоспособности промышленных малых предприятий, которые используются в качестве инструмента повышения экономической эффективности их деятельности на основе применения интеграционно-кооперационных механизмов взаимодействия.
Научная значимость работы. Разработанные организационно-экономические механизмы и инструменты повышения конкурентоспособности промышленных малых предприятий, учитывающие особенности и формы интеграции в экономическое пространство, вносят вклад в развитие теории и практики предпринимательства.
Обоснованность и достоверность научных результатов, выводов и рекомендаций, сформулированных в диссертации, обеспечивается корректным применением теории предпринимательства, теории конкуренции, системного анализа, финансового и экономического анализа, экономико-математического моделирования. Выводы и предложения диссертационного исследования не противоречат известным теоретическим и практическим результатам, опубликованным в отечественной и зарубежной литературе по экономике, организации и управлению промышленными предприятиями.
Практическая значимость результатов исследования заключается в следующем.
1. Разработанные в диссертации организационно-экономических механизмы интеграции и кооперации промышленных малых предприятий, обеспечивающие повышение их конкурентоспособности, могут быть использованы при разработке научно-обоснованных управленческих решений по определению направления развития промышленных малых предприятий.
2. Разработанная методика оценки конкурентоспособности промышленных малых предприятий может послужить основой для разработки методик оценки конкурентоспособности малых предприятий, работающих в других отраслях, и для оценки конкурентоспособности малого предпринимательства на местном и региональном уровне.
3. Предложенная информационная система поддержки принятия управленческих решений по обеспечению конкурентоспособности промышленных малых предприятий может найти широкое применение в качестве инструмента информационного обеспечения процесса управления предприятиями указанного типа.
4. Теоретические и практические положения и выводы исследования могут быть использованы в учебном процессе ВУЗов, осуществляющих подготовку по экономическим и управленческим специальностям.
Реализация результатов работы. Разработанные организационно-экономические механизмы и инструменты повышения конкурентоспособности промышленных малых предприятий и научно-обоснованные рекомендации по их применению практически были использованы для принятии решений по повышению конкурентоспособности ООО «Конкорд» (г. Смоленск) и ООО «Глеб» (г. Смоленск), что позволило установить необходимость интеграции ООО «Конкорд» и ОАО «Смоленский авиационный завод», кооперации ООО Глеб" и ЗАО «Европейский дом» (г. Смоленск) и, как следствие, улучшить эффективность их деятельности. Результаты работы были использованы при разработке Концепции муниципальной политики поддержки, развития малого и среднего бизнеса города Смоленска на период 2003;2006 годы.
Методические и теоретические результаты работы используются при обучении студентов на факультете Экономики и управления филиала государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский энергетический институт (технический университет)» в г. Смоленске.
Апробация работы. Основные результаты диссертационной работы докладывались и обсуждались на 14 международной научной конференции «Математические методы в технике и технологиях ММТТ — 14» (Смоленск, 2001), на Межвузовской научно-практической конференции «МолодежьXXI веку: Идеи, новации, технологии» (Смоленск, 2002), Международной научной конференции «Математические методы в информационных системах» (Смоленск, 2002), Международной конференции «Системы компьютерной математики и их приложения» (Смоленск, 2002), на Международной научно-практической конференции «Проблемы развития российского экономического образования в XXI веке: теория и практика» (Смоленск, 2002), на Международных Форумах по проблемам науки, техники и образования (Москва, 2002 и 2003), на I и II Международных научно-практических конференциях «Конкуренция и конкурентоспособность. Организация производства конкурентоспособной продукции» (Новочеркасск, 2002 и 2003), на III и IV Международных научно-практических конференциях «Финансовые проблемы РФ и пути их решения: теория и практика» (Санкт-Петербург, 2002 и 2003), на 5-й Международной научно-практической конференции «Экономика, экология и общество России в 21-м столетии» (Санкт-Петербург, 2003), на Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления — 2003» (Москва, 2003), а также на семинарах СФМЭИ.
Публикации. По теме диссертации опубликовано 15 печатных работ общим объемом 3,1 п.л.
Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 129 наименований и 7 приложений. Диссертация содержит 185 страниц машинописного текста, 40 рисунков 17 таблиц.
3.5 Выводы.
1. Разработана система показателей для предложенной методики оценки конкурентоспособности промышленных предприятий. Элементами системы являются показатели, характеризующие достоинства и недостатки промышленных малых предприятий по сравнению с крупными в функциональных областях. Для количественной оценки показателей функциональной области «производство» в работе было предложено использовать следующие показатели: коэффициент универсальности парка установленного оборудования, силу воздействия производственного (операционного рычага) рычага, показатель съема продукции с 1 м² площади, долю специализированного производства, коэффициент использования производственной мощности, техническую вооруженность труда. Для остальных функциональных областей было предложено использовать качественные показатели и для них определены лингвистические описания. Содержательное описание градаций их лингвистических описаний представлено пятибалльной шкалой. Далее эти качественные показатели преобразуются в количественные с помощью шкалы Харрингтона.
2. Предложено в качестве инструментального средства реализации разработанных организационно-экономических механизмов использовать информационную систему. Данная система была разработана с использованием среды визуального программирования BORLAND DELPHI 6.0 системы WINDOWS, и представляет собой инструмент поддержки принятия организационно-управленческих решений по развитию промышленных малых предприятий. В основе данной разработки лежит предложенная методика оценки конкурентоспособности промышленных малых предприятий. Пользователь, введя данные необходимые для расчета системы показателей, в итоге может получить результат в виде предложения о конкретном пути развития малого предприятия.
3. Практическая реализация разработанных организационно-экономических механизмов и инструментов была осуществлена для ООО «Конкорд» (г. Смоленск) и ООО «Глеб» (г. Смоленск). Для которых после оценки их конкурентоспособности по предложенной методике, были разработаны рекомендации по осуществлению взаимодействия для ООО «Конкорд» с крупным предприятием, а для ООО «Глеб» с другим малым предприятием. В результате реализации рекомендаций ООО «Конкорд» заключило долгосрочный контракт (5 лет) на поставку полуфабрикатов на основе кабельной продукции и самой кабельной продукции ОАО «Смоленский авиационный завод», ООО «Глеб» заключило партнерский договор с ЗАО «Европейский дом». В результате реализации указанных организационноэкономических механизмов взаимодействия исследуемыми малыми промышленными предприятиями были улучшены экономические и финансовые показатели производственно-хозяйственной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Таким образом, в настоящей диссертационной работе сформулирована и решена новая, имеющая существенное организационно-экономическое значение научная задача разработки методики, организационно-экономических механизмов и инструментов повышения конкурентоспособности промышленных малых предприятий, которая вносит определенный вклад в теорию конкурентоспособности промышленных предприятий, в теорию предпринимательства и позволяет принимать эффективные управленческие решения по формированию и реализации конкурентных преимуществ промышленных малых предприятий в условиях перехода России к устойчивому развитию.
Основными результатами диссертационной работы являются следующие:
1. На основе результатов анализа литературных источников определена роль конкуренции в развитии малого предпринимательства, систематизированы факторы, определяющие конкурентоспособность малого предпринимательства в современных условиях хозяйствования.
2. Исследовано современное состояние и тенденции развития малого предпринимательства в России и Смоленской области. Показано, что потенциал данного сектора экономики используется пока далеко не в полной мере.
3. Конкретизированы основные понятия конкурентоспособности малого предпринимательства, что позволило выявить и систематизировать внутренние факторы, оказывающие существенное влияние на конкурентоспособность малого предпринимательства в целом и на конкурентоспособность малых предприятий в частности.
4. Выявлены особенности проявления и реализации основных функций предпринимательства в малом предпринимательстве РФ, позволяющие на практике оценить потенциал, заложенный в экономической категории малое предпринимательство", что дает возможность определить направления действий всех субъектов предпринимательской деятельности, направленных на дальнейшее развитие малого предпринимательства и разработать механизмы поддержки малых предприятий, относящихся к различным отраслям экономики.
5. Предложены принципы, определена система показателей и разработана методика оценки конкурентоспособности малых предприятий, которая в отличие от известных, позволяет учесть особенности промышленных малых предприятий и обеспечивает поддержку принятия управленческих решений по их развитию.
6. Разработан организационно-экономический механизм интеграции крупных и малых предприятий в промышленности и организационно-экономический механизм кооперации промышленных малых предприятий, в конечном счете обеспечивающий повышение их конкурентоспособности и экономической эффективности.
7. Выработаны научно-обоснованные рекомендации по разработке и использованию информационной системы поддержки принятия организационно-управленческих решений по развитию промышленных малых предприятий, позволяющих повысить их конкурентоспособность на основе применения интеграционно-кооперационных механизмов взаимодействия.
8. Разработанные организационно-экономические механизмы и инструменты повышения конкурентоспособности промышленных малых предприятий и научно-обоснованные рекомендации по их применению практически были использованы для принятии решений по повышению конкурентоспособности ряда предприятий Смоленской области.
Список литературы
- Сирополис Н. К. Управление малым бизнесом. Руководство для предпринимателей: Пер. с англ. — М.: Дело, 1997. — 672 с.
- Гелбрейт Дж. Экономическая теория и цели общества. М.: Наука, 1976, — 574 с.
- Вебер М. Избранные произведения. — М.: Дело, 1990. — 736 с.
- Корнай Я. Путь к свободной экономике: Страстное слово в защиту экономических преобразований: Пер. с англ. / Под ред. Н. Я. Петракова. -М.: Экономика, 1990. 147 с.
- Коуз Р. Г. Институальная структура производства // Вестник СпбГУ. Серия «Экономика». 1992. Вып. № 4. С. 12−57.
- Маршалл А. Принципы экономической науки. Т. 1. Пер. с англ. — М.: Издательская группа «Прогресс „Универс“», 1993. — 414 с.
- Маршалл А. Принципы экономической науки. Т. 2. Пер. с англ. — М.: Издательская группа «Прогресс „Универс“», 1993. — 309 с.
- Маршалл А. Принципы экономической науки. Т. 3. Пер. с англ. — М.: Издательская группа «Прогресс „Универс“», 1993. — 350
- Мюрдаль Г. Мировая экономика. (Проблемы и перспективы). — М., 1958−368 с.
- Стиглиц Дж. Многообразнее инструменты, шире цели: движение к поставленному консенсусу // Вопросы экономики, № 8, 1998. С. 3−32.
- Татеиси К. Вечный дух предпринимательства: Практическая философия бизнесмена. — М.: Экономика, 1990. — 373 с.
- Hayek F. A. Individualism and Economic Order. Chicago: Univ. of Chicago Press. 1948. 453 p.
- Хизрич P., Питере M. Предпринимательство, или Как завести собственное дело и добиться успеха. Вып. 1.-М.: Прогресс-Универс, 1991.-362 с.
- Schumacher Е. F. Small is Beautiful. A Study of Economic as People Mattered. London: Vintage Books. 1993. 375 p.
- Шумпетер И. Теория экономического развития. — М.: Прогресс, 1982.-462 с.
- Эрхард JI. Полвека размышлений: Речи и статьи. М.: Наука, 1993.-385 с.
- Гильфердинг Р. Финансовый капитал. М., 1959. — 529 с.
- Рубе В. А. Малый бизнес: история, теория, практика. — М.: ТЕИС, 2000.-231 с.
- Рамзес В. Б. Мелкие и средние предприятия в послевоенной Японии. М.: Наука, 1965. — 253 с.
- Блаут М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: 1994. — 605 с.
- Крутик А.Б., Горенбургов М. Д. Малое предпринимательство и бизнес-коммуникации: Учеб. пособие. Спб.: «Изд. дом „Бизнес-пресса“», 1998. -295 с.
- Малый бизнес: выход из экстремальных ситуаций / Р. Брюк, Е. В. Калинкин, Ж. Висне, Д. Десхулместер. —М.: ЗАО «Изд-во „Экономика“», 2001.-214 с.
- Новиков Ю.В., Марков М. М. Предпрития малого бизнеса в условиях современной трансформации экономике. СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 2002. -99 с.
- Борисенко E.H. Социальная ответственность малого предпринимательства. Учеб. пособие. М.: ООО «Клистар», 2002, -96с.
- Грибов В. Д. Основы бизнеса: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2001. — 160 е.: ил.
- Шаркова А. В. Курова Т. П. Экономика малого предпринимательства: Учебное пособие. М.: Издательско-книготорговый центр Маркетинг", — М.: МУПК, 2001.- 124 с.
- Малые и средние предприятия. Управление и организация / Под ред. Пихлера И. Х., Пляйтнера Х. И., Шмидта К.-Х. Пер. с нем. И. С. Алексеевой и Г. И. Токаревой. М.: Международные отношения, 2002. -280с.
- Бревнов А. А. Маркетинг малого предприятия: Практическое пособие. К.: Вира-Р, 1998. -384с.
- Шестоперов О. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики, № 4, 2001. С.65−83.
- Афанасьв В. Малый бизнес: проблемы становления. // Российский экономический журнал. № 2, 1993. С.
- Шулус А. Становление системы поддержки малого предпринимательства в России // Российский экономический журнал, № 7, 1997. С. 1739
- Аристов О.В. Конкуренция и конкурентоспособность: Учеб. пособие / ГУУ М.-.ЗАО «Финстатпром». 1999. — 142с.
- Кныш М. И. Конкурентные стратегии: Учебное пособие. СПб. — 284 с.
- Юданов А. И. Конкуренция: теория и практика. Учебно-практическое пособие — 3-е изд., испр. и доп. -М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001 -304 с.
- Smith A. The Wealth of Nations. Glazgo: R.X.Campbell, A.S. Skinner, 1976.- 1002 p.
- Ricardo D. The Principles of Political Economy Taxation. London: J.M. Dent, 1955. — 292 p.
- Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М.: Прогресс, 1986. -472 с.
- Азоев Г. JI. Конкуренция: анализ, стратегия, практика. — М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. 208 с.
- Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. 892 с.
- Предпринимательство в конце XX века. М., 1992. — 648 с.
- Азоев Г. Л., Челенков А. П. Конкурентные преимущества фирмы. -М.: ОАО «Типография „НОВОСТИ“, 2000. 256 с.
- Ансофф Н. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ. /Научн. ред. и авт. предисл. Л. И. Еывенко. — М.: Экономика, 1989 — 519с.
- Портер М. Конкуренция.: Пер. с англ.: Уч. пос. М.: Издательский дом „Вильяме“, 2000. — 495 с.
- Цыгичко А. Инновационное взаимодействие малого, среднего и крупного предпринимательства. / Экономист, № 11, 2001. С. 12−17.
- Гундел Хеппнер, Хельмут Виленбум. Мелкие и средние предприятия в экономике Германии / Проблемы теории и практики управления, № 5, 1993.-С. 98−101.
- Практикум по франчайзингу для российских предпринимателей / Под. ред. С. А. Силинга. СПб. Фонд развития науки, техники и франчайзинга. 1997.- 195 с.
- Баженов Ю. К., Баженов А. Ю. Малое предпринимательство. Практическое руководство по организации и ведению малого бизнеса. — М.: НВЦ „Маркетинг“, 1999. -104 с.
- Дункан Дж. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основателей менеджмента и управленческой практики. Пер. с англ. — М.: Дело, 1996.-272 с.
- Кравченко А. И. История менеджмента: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академический Проект, 2000. — 352 с.
- May В. Экономико-политические итоги 2002 года и особенности экономической политики в преддверии выборов. // Вопросы экономики, № 2, 2003.-С.4−25.
- Экономические обзоры ОЭСР 2001−2002. Российская Федерация. / Пер. с англ. — М.: Издательство „Весь Мир“. 2002. 208 с.
- Роттинир Р. Культура предпринимательства / Пер. с нем. — М.: ЭКОМ, 1992.-346 с.
- Ясин Я. Модернизация экономики и система ценностей // Вопросы экономики, № 4, 2003. С.4−36.
- Слезингер Г. Э. Труд в условиях рыночной экономики: Учеб. пособие. М.:ИНФРА-М, 1998. — 286 с.
- Крюгер Э. Экономический рост и реформы в России / Вопросы экономики, № 6, 2002. С.
- Штырбул А. В. Рынок недвижимости Санкт-Петербурга // Труды 4-й Международной научно-практической конференции „Экономика, экология и общество России в 21-м столетии“. Т. 3. -СПб.: Нестор, 2002. С. 66−67.
- Куренков Ю. Конкурентоспособность России в мировой экономике / Вопросы экономики, № 6,2001. — С. 36−49.
- Сергиенко Я. Финансовая модель экономических изменений в условиях неразвитых институтов // Вопросы экономики, № 9, 2002. — С.81−91.
- Вольский А. Инновационный фактор обеспечения усройчивого экономического развития // Вопросы экономики, № 1, 1999. — С.4−12.
- Радыгин А., Энтов Р. Инфорсмент прав собственности и контрактных обязательств // Вопросы экономики, № 5, 2003. С.83−100.
- Кузнецов Е. Механизмы запуска инновационного роста в России. // Вопросы экономики, № 3, 2003. — С. 4−25.
- Гохберг П. Национальная инновационная система России в условиях „новой экономики“ // Вопросы экономики, № 3, 2003. — С. 26−60.
- Тамбовцеав.В. Товарный знак как капитальный нематериальный актив // Вопросы экономики, № 3, 1999. С.87−96.
- Орешин В. П., Потапов Л. В. Управление региональной экономикой: Учебное пособие. М.: ТЕИС, 2003. 330 с.
- Ковалев В. В. Введение в финансовый менеджмент / В. В. Ковалев. — М.: Финансы и статистика, 2001. — 767 с.
- Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения / Пер. с англ. М Котельниковой. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001 -288 с.
- Слесарев Е. С. Воздействие международных стратегических альянсов на процесс создания и получения организационных знаний // Менеджмент в России и за рубежом, № 4, 1999. С. 3−7.
- Крыштафович А. Н. Управление знаниями — перспективное направление менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом, № 1,2003. С. 42−51.
- Свищев А. В. Проблемы формирования технологий бизнес-знаний современных фирм // Менеджмент в России и за рубежом, № 2,2003. С. 43−51.
- Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. — М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.
- Бухвальд Е., Виленский А. Развитие и поддержка малого бизнеса / Вопросы экономики, №, 2003. — С. 109−118.
- Духон А. Доклад. „О развитии малого предпринимательства в России: региональный разрез“. М.: Московский государственный статистический университет, 2002
- Предпринимательство: Учебник / Под ред. М. Г. Лапусты. — М.: ИНФРА-М, 2000. 448 с.
- Марченко Г., Мигульская О. Исследование инвестиционного климата регионов России: проблемы и результаты / Вопросы эконоики, № 9, 1995.-С. 69−79.
- Итоги выборочного обследования индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в розничной торговле / Вопросы статистики, № 7,2002. -С. 30−32.
- Чепуренко А., Обыденнова Т. Трудовые отношения на российских малых предприятиях / Вопросы экономики, № 4, 2001. С. 110−122.
- Олейник О. С., Тарасова А. А., Домовец И. Ф. Статистическое обследование индивидуальных предпринимателей в промышленности в Волгоградской области / Вопросы статистики, № 7,2002. -С. 36−39.
- Система поддержки и развития малого предпринимательства в Москве. -М., 1998.
- Дадашев А., Гловацкая Н., Лазуренко С., Нешитой А. Эффективность поддержки малого предпринимательства / Вопросы экономики, № 8, 2002.-С. 127−139.
- Багриновский К. А. Основные черты современного механизма научно-технического развития // Менеджмент в России и зарубежом, № 5,2002. — С. 5−19.
- Орлов А. Перспективы развития малого предпринимательства в России / Вопросы экономики, № 8, 2002. С. 119−126.
- Иваницкий А. Ю., Ежкин Л. В. Совершенствавание управления в регионах России на основе создания бизне-инкубаторов // Менеджмннт в России и зарубужом, № 5, 2002. С. 80−90.
- Ходов Л. О структуре малого бизнеса и особенностях его мотивации / Вопросы экономики, № 7, 2002. — С. 147−151.
- Герчикова И. Н. Менеджмент. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.-480 с.
- Вайсман А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха. -М.: АО „Интерэксперт“, Экономика. 1995.-344 с. 88. Аристов О. В. Конкуренция и конкурентоспособность. — М.: ЗАО „Финстатинформ“. 1999 — 142 с.
- Моисеева Н. К. Международный маркетинг. М.: Центр экономики и маркетинга, 1998. — 320 с.
- Предпринимательство: Социально-экономическое управление: Учеб. пособие для вузов. Под ред. Н. В. Родионовой, О. О. Читанавы. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002. — 383 с.
- Мамбетшаев С. В. Методологические основы и научно-практический опыт повышения конкурентоспособности промышленностистроительной керамики. Автореферат на соискание ученой степени доктора экономических наук. — М.: РХТУ им. Д. И. Менделеева, 2001 — 47 с.
- Зарипова Р. Н., Садриева Г К. Системный анализ в управлении конкурентоспособностью // Труды VII Междунар. науч.-практ. конф. „Системный анализ в проектировании и управлении“. СПб.:Изд-во СПбГПУ, 2003 г. 652 с.
- Орлова Л. В. Проблемы оценки конкурентоспособности предприятий алюминиевой промышленности // Материалы международной научно-практической конференции „Актуальные проблемы управления“: Вып. 7/ГУУ. М.: 2003. — 290 с.
- Смирнов С. Поддержка россиийского предпринимательства // Вопросы экономики, № 2, 1999. С. 29−39.
- Блинов А., Голаенко Н. Малый бизнес в России: вчера сегодня, завтра. Краснодар, Адыгея, 1996, с. 421.
- Карп М.В., Махмутов P.A., Шабалин Е. М. Финансовый лизинг на предприятии. -М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. 119 с.
- Куликов Г. В. Японский менеджмент и теория международной конкурентоспособности. / Отв. ред. И. О. Фаридов. —М.ЮАО „НПО „Издательство „Экономика“““, 2000. -247 с.
- Бухвальд Е., Виленский А. Российская модель взаимодействия малого и крупного предпринимательства / Вопросы экономики, № 12,1999. С. 66−78.
- Берлин Э. Изменения ради развития // Управление компанией, № 6, 2003.-С. 7−10.
- Виленский А. Дружба лилипутов с Гулливерами. БОСС, 1997, № 5−6,-177с.
- Ардишвили А. Предпринимательские сети — форма сотрудничества малых форм // Проблемы теории и практики управления, %4,1990. С.88−91.
- Масленников В.В. Предпринимательские сети в бизнесе. — М.: Центр экономики и маркетинга, 1997. -176 с.
- Голомазова Л. А. Аффилированные и зависимые лица в хозяйственных обществах // Бухгалтерский учет, № 1,2001. -С. 61−66.
- Загоруйко Н.Г. Прикладные методы анализа данных и знаний. — Новосибирск: Изд-во Ин-та математики, 1999. -260 с.
- Смирницкий Е. К. Экономические показатели промышленности: Справочник. 3-е изд. перераб. и доп. — М.: Экономика, 1989. — 335 с.
- Стоянова Е. С., Штерн М. Г. Финансовый менеджмент для практиков: Краткий профессиональный курс. — М.: Изд-во „Перспектива“, 1998. 239 с.
- Экономика предприятия: Учебник для вузов / В Л. Горфинкель, Е. М. Купряков, В П. Прасолова и др.: Под ред. проф. В Л. Горфинкеля проф. Е. М. Купрякова. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. — 367 с.
- Долан Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика / Пер. с англ. В. Лукашевича и др.- Под общ. ред. Б. Лисовика В. Лукашевича. С.-Пб., 1997. — 448 с.
- Виноградова А. В. Использование вмененного дохода для оценки малого бизнеса // „Москва Смоленск — Луганск — 1999 г.“: Сб. научн. тр., -МЭИ, МСХА, МАДИ (ТУ), ЛГАУ, 1999. — С. 38−40.
- Виноградова А. В., Алексеева А. В. Применение метода капитализации по расчетным моделям для оценки малого бизнеса // Математические методы в технике и технологиях ММТТ—14: Сб. тр. 14 межд. научн. конф. Т. 4. — Смоленск, 2001. — С. 134−135.
- Дли М. И., Виноградова А. В. Анализ налогообложения малого предпринимательства // Молодежь — XXI веку: идеи, новации, технологии: Сб. трудов Межвуз. науч. практ. конф. СФМЭИ (ТУ). Смоленск, 2002 — С. 22−23.
- Виноградова А. В. Роль и место информационных технологий у управлении рисками малого бизнеса // Математические методы в интеллектуальных информационных системах»: Сб. тр. Межд. науч. конф. СФМЭИ (ТУ).-Смоленск, 2002 С. 148−149.
- Виноградова А. В., Жужгина И. А. Внедрение информационных технологий на предприятия малого бизнеса // Математические методы в информационных системах: Сб. тр. Межд. науч. конф. СФМЭИ (ТУ). Смоленск, 2002. — С.147−148.
- Виноградова А. В., Верейкин С. Н., Фомченкова Л. В. Система комплексного оценивания конкурентоспособности организации на основе квалиметрии // Системы компьютерной математики и их приложения: Сб. тр. Межд. конф. СГПУ. — Смоленск, 2002. — С. 61−62.
- Виноградова А. В. Подходы к оценке конкурентоспособности малого бизнеса региона // Проблемы развития российского экономического образования в XXI веке: теория и практика: Матер, научн.-практ. конф. -Смоленск: СГПУ, 2002. С. 25−29.
- Виноградова А. В., Жужгина И. А., Фомченкова Л. В. Научные подходы к оценке конкурентоспособности малого бизнеса региона // Труды Международного Форума по проблемам науки, техники и образования. Т. 1. М.: Академия наук о Земле. 2002. — С. 35.
- Виноградова А. В. Проблемы оценки стоимости предприятий малого бизнеса // Финансовые проблемы РФ и пути их решения: теория и практика: Труды III Межд. научн.-практ. конф. СПб: Нестор, 2002. — С. 301−302.
- Жужгина И. А., Виноградова А. В. Инвестиционный фактор развития регионального продовольственного рынка // Финансовые проблемы РФ и пути их решения: теория и практика: Труды IV Межд. научн.-практ. конф. «СПб: Нестор, 2003. С. 295−297.
- Жужгина И. А., Виноградова А. В., Фомченкова Л. В. Развитие конкуренции на региональном продовольственном рынке // Экономика, экология и общество России в 21-м столетии: Труды 5-й Межд. научн.-практ. конф. Т. 1. СПб.: Инкор. 2003 С. 159−160.
- Виноградова А. В., Жужгина И. А. Применение системного подхода к развитию понятийного пространства конкурентоспособности сложного объекта // Актуальные проблемы управления — 2003: Матер, межд. научн.-практ. конф.: Вып. 7/ ГУУ. М., 2003. — С. 133−136.
- Виноградова А. В. Анализ реализации функций предпринимательства Российским малым бизнесом // Тр. Международного Форума по проблемам науки, техники и образования. Т. 1.- М.: Академия наук о Земле. 2003.-С. 169−170.