Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организационно-экономические механизмы и инструменты повышения конкурентоспособности промышленных малых предприятий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация работы. Основные результаты диссертационной работы докладывались и обсуждались на 14 международной научной конференции «Математические методы в технике и технологиях ММТТ — 14» (Смоленск, 2001), на Межвузовской научно-практической конференции «МолодежьXXI веку: Идеи, новации, технологии» (Смоленск, 2002), Международной научной конференции «Математические методы в информационных… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Современное состояние исследований в области конкурентоспособности малого предпринимательства
    • 1. 1. Место и роль малого предпринимательства в экономике
    • 1. 2. Роль конкуренции в развитии малого предпринимательства
    • 1. 3. Факторы, определяющие конкурентоспособность малого предпринимательства
    • 1. 4. Выводы
  • 2. Разработка организационно-экономических механизмов повышения конкурентоспособности промышленных малых предприятий
    • 2. 1. Особенности развития малого предпринимательства в России и Смоленской области
    • 2. 2. Анализ реализации функций предпринимательства в малом 74 предпринимательстве РФ
    • 2. 3. Методика оценки конкурентоспособности малых предприятий
    • 2. 4. Взаимодействие предприятий как способ обеспечения конкурен- 104 тоспособности малых предприятий
    • 2. 5. Выводы
  • 3. Разработка инструментов оценки конкурентоспособности и практическая реализация организационно-экономических механизмов повышения конкурентоспособности промышленных малых предприятий
    • 3. 1. Разработка системы показателей для оценки конкурентоспособ- 127 ности малых промышленных предприятий
    • 3. 2. Разработка программно-информационных инструментов системы поддержки принятия организационно-управленческих решений по развитию промышленных малых предприятий
    • 3. 3. Разработка научно-обоснованных рекомендаций по развитию 148 ООО «Конкорд» на основе применения методики оценки конкурентоспособности промышленных малых предприятий
    • 3. 4. Применение методики оценки конкурентоспособности промыш- 154 ленных малых предприятий для разработки научно-обоснованных рекомендаций по развитию ООО «Глеб»
    • 3. 5. Выводы
  • Заключение. 163 Библиографический
  • список использованной литературы
  • Приложения

Организационно-экономические механизмы и инструменты повышения конкурентоспособности промышленных малых предприятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В качестве важнейшего условия перехода экономики Российской Федерации к устойчивому развитию в настоящее время рассматривается повышение конкурентоспособности и экономической эффективности малого предпринимательства. Его развитие влияет на экономический рост, ускорение научно-технического прогресса, насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых рабочих мест. Малое предпринимательство, как одна из базовых структур рыночного хозяйствования, придает экономике должную гибкость, мобилизует финансовые и производственные ресурсы регионов, несет в себе мощный антимонопольный потенциал. В настоящее время вклад малого предпринимательства в ВВП России существенно меньше, чем в индустриально развитых странах. В связи с этим для дальнейшего развития малого предпринимательства в России необходимо обеспечение его конкурентоспособности на региональном, национальном и мировом уровнях, что можно достигнуть в значительной степени путем повышения конкурентоспособности промышленных малых предприятий.

Результатам исследования малого предпринимательства как экономического и социального феномена посвящено достаточно много работ. Начало исследованиям положили Р. Катильон, А. Смит и Ж.-Б. Сей. Большой вклад в развитие теории и практики малого предпринимательства внесли Дж. Гел-брейт, М. Вебер, Я. Корнай, Р. Коуз, А. Маршалл, Г. Мюрдаль, Дж. Стиглец, К. Татеиси, Ф. Хайек, Р. Хизрич, Ф. Шумахер, И. Шумпетер, Л. Эрхард и многие другие. Отдельные аспекты, связанные с разработкой методической базы управления малыми предприятиями, были рассмотрены в трудах таких отечественных ученых как В. Афанасьев, А. Блинов, А. Бусыгин, Е. Бух-вальд, А. Виленский, Н. Гловацкая, А. Дадашев, А. Духон, А. Иваницкий, С. Лазуренко, А. Нешитой, А. Орлов, В. Рамзес, В. Рубе, Л. Ходов, А. Шулус и др. В большинстве указанных работ показано, что основной задачей малых предприятий является повышение конкурентоспособности, которая в значительной степени определяет их экономическую эффективность.

Основы понятия конкурентоспособности были заложены в трудах А. Смита, Д. Рикардо, Ф. Найта, Дж. Робинсон, Й. Шумпетера и др. Формирование и реализация конкурентных преимуществ в современных условиях рассматривались в работах М. Портера, Ж-Ж. Ламбена, А. Томсона, А. Стрикленда и др. Работы, таких российских ученых как А. Азоев, О. Аристов, Н. Герчикова, А. Градов, В. Ефремов, Н. Моисеева, Р. Фатхуддинов, посвящены отдельным аспектам теории и практики конкуренции и конкурентоспособности, в работах А. Юданова и М. Кныша помимо общих аспектов теории и практики конкуренции рассматриваются конкурентные стратегии малых предприятий.

В тоже время существующие методики анализа и оценки конкурентоспособности организаций не в полной мере учитывают специфические особенности малых предприятий, не достаточно конкретизированы принципы, которые могут быть положены в основу данной оценки. Это приводит к тому, что хорошо известные методики оценки конкурентоспособности крупных промышленных предприятий не достаточно эффективны для оценки конкурентоспособности промышленных малых предприятий. Это в определённой степени снижает качество принимаемых управленческих решений, направленных на повышение конкурентоспособности и экономической эффективности предприятий указанного типа.

В связи с этим возникает актуальная научная задача разработки организационно-экономических механизмов и инструментов повышения конкурентоспособности промышленных малых предприятий в современных условиях хозяйствования, имеющая существенное значение для теории и практики малого предпринимательства.

Основные разделы диссертации выполнялись в рамках Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2002;2004 годы и Концепции политики Смоленской области по развитию малого предпринимательства на 2003;2006 годы.

Цель работы. Разработать организационно-экономические механизмы и инструменты повышения конкурентоспособности промышленных малых предприятий, учитывающие особенности и способы взаимодействия с другими предприятиями и позволяющие повысить экономическую эффективность их деятельности.

Для реализации указанной цели были поставлены и решены следующие задачи.

1. Определение роли конкуренции для развития малого предпринимательства в современных условиях. Выявление, анализ и систематизация факторов, определяющих конкурентоспособность малого предпринимательства.

2. Исследование состояния малого предпринимательства в России. Выявление основных тенденций развития малых предприятий Смоленской области.

3. Разработка системы показателей, характеризующих конкурентоспособность промышленных малых предприятий, и методики оценки конкурентоспособности промышленных малых предприятий.

4. Разработка организационно-экономических механизмов интеграции и кооперации промышленных малых предприятий, обеспечивающих повышение их конкурентоспособности.

5. Разработка информационной системы поддержки принятия управленческих решений по обеспечению конкурентоспособности промышленных малых предприятий.

6. Практическое применение предложенных механизмов и инструментов для повышения конкурентоспособности промышленных малых предприятий Смоленской области.

Объектом исследования являются промышленные малые предприятия в современных условиях хозяйствования.

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения между субъектами конкурентной среды, инструменты и механизмы обеспечения конкурентоспособности промышленных малых предприятий.

Теоретической и методологической базой исследования являются системный подход к определению понятийного пространства конкурентоспособности малого предпринимательства, к анализу экономических явлений и процессов, основные законы рыночной экономики, современные концепции устойчивого развития, методы финансового и экономического анализа, научные положения и выводы, сформулированные в трудах отечественных и зарубежных ученых по теории конкуренции и развитию малого предпринимательства.

Информационной базой исследования послужили данные Госкомстата РФэкономические обзоры Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) — законодательные и нормативно-правовые акты РФ, относящиеся к теме диссертацииотчетные документы промышленных малых предприятий Смоленской области.

Научная новизна диссертационной работы состоит в следующем:

• структурированы основные понятия конкурентоспособности малого предпринимательства, что позволило выявить и систематизировать внутренние факторы, оказывающие существенное влияние на конкурентоспособность малого предпринимательства;

• выявлены особенности проявления и реализации основных функций предпринимательства в малом предпринимательстве РФ, позволяющие на практике оценить потенциал, заложенный в экономической категории «малое предпринимательство», что дает возможность выработать направления действий всех субъектов предпринимательской деятельности, обеспечивающие повышения роли субъектов малого предпринимательства в экономике России;

• предложены принципы, определена система показателей и разработана методика оценки конкурентоспособности малых предприятий, которая в отличие от известных, позволяет учесть особенности промышленных малых предприятий;

• разработан организационно-экономический механизм интеграции крупных и малых предприятий в промышленности, который в отличие от известных основан на организации экономического взаимодействия между указанными предприятиями, как по функциональным областям, так и по функциям менеджмента;

• предложен организационно-экономический механизм кооперации промышленных малых предприятий, способствующий повышению их конкурентоспособности и экономической эффективности;

• выработаны научно-обоснованные рекомендации по разработке и использованию информационной системы поддержки принятия организационно-управленческих решений по повышению конкурентоспособности промышленных малых предприятий, которые используются в качестве инструмента повышения экономической эффективности их деятельности на основе применения интеграционно-кооперационных механизмов взаимодействия.

Научная значимость работы. Разработанные организационно-экономические механизмы и инструменты повышения конкурентоспособности промышленных малых предприятий, учитывающие особенности и формы интеграции в экономическое пространство, вносят вклад в развитие теории и практики предпринимательства.

Обоснованность и достоверность научных результатов, выводов и рекомендаций, сформулированных в диссертации, обеспечивается корректным применением теории предпринимательства, теории конкуренции, системного анализа, финансового и экономического анализа, экономико-математического моделирования. Выводы и предложения диссертационного исследования не противоречат известным теоретическим и практическим результатам, опубликованным в отечественной и зарубежной литературе по экономике, организации и управлению промышленными предприятиями.

Практическая значимость результатов исследования заключается в следующем.

1. Разработанные в диссертации организационно-экономических механизмы интеграции и кооперации промышленных малых предприятий, обеспечивающие повышение их конкурентоспособности, могут быть использованы при разработке научно-обоснованных управленческих решений по определению направления развития промышленных малых предприятий.

2. Разработанная методика оценки конкурентоспособности промышленных малых предприятий может послужить основой для разработки методик оценки конкурентоспособности малых предприятий, работающих в других отраслях, и для оценки конкурентоспособности малого предпринимательства на местном и региональном уровне.

3. Предложенная информационная система поддержки принятия управленческих решений по обеспечению конкурентоспособности промышленных малых предприятий может найти широкое применение в качестве инструмента информационного обеспечения процесса управления предприятиями указанного типа.

4. Теоретические и практические положения и выводы исследования могут быть использованы в учебном процессе ВУЗов, осуществляющих подготовку по экономическим и управленческим специальностям.

Реализация результатов работы. Разработанные организационно-экономические механизмы и инструменты повышения конкурентоспособности промышленных малых предприятий и научно-обоснованные рекомендации по их применению практически были использованы для принятии решений по повышению конкурентоспособности ООО «Конкорд» (г. Смоленск) и ООО «Глеб» (г. Смоленск), что позволило установить необходимость интеграции ООО «Конкорд» и ОАО «Смоленский авиационный завод», кооперации ООО Глеб" и ЗАО «Европейский дом» (г. Смоленск) и, как следствие, улучшить эффективность их деятельности. Результаты работы были использованы при разработке Концепции муниципальной политики поддержки, развития малого и среднего бизнеса города Смоленска на период 2003;2006 годы.

Методические и теоретические результаты работы используются при обучении студентов на факультете Экономики и управления филиала государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский энергетический институт (технический университет)» в г. Смоленске.

Апробация работы. Основные результаты диссертационной работы докладывались и обсуждались на 14 международной научной конференции «Математические методы в технике и технологиях ММТТ — 14» (Смоленск, 2001), на Межвузовской научно-практической конференции «МолодежьXXI веку: Идеи, новации, технологии» (Смоленск, 2002), Международной научной конференции «Математические методы в информационных системах» (Смоленск, 2002), Международной конференции «Системы компьютерной математики и их приложения» (Смоленск, 2002), на Международной научно-практической конференции «Проблемы развития российского экономического образования в XXI веке: теория и практика» (Смоленск, 2002), на Международных Форумах по проблемам науки, техники и образования (Москва, 2002 и 2003), на I и II Международных научно-практических конференциях «Конкуренция и конкурентоспособность. Организация производства конкурентоспособной продукции» (Новочеркасск, 2002 и 2003), на III и IV Международных научно-практических конференциях «Финансовые проблемы РФ и пути их решения: теория и практика» (Санкт-Петербург, 2002 и 2003), на 5-й Международной научно-практической конференции «Экономика, экология и общество России в 21-м столетии» (Санкт-Петербург, 2003), на Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления — 2003» (Москва, 2003), а также на семинарах СФМЭИ.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 15 печатных работ общим объемом 3,1 п.л.

Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 129 наименований и 7 приложений. Диссертация содержит 185 страниц машинописного текста, 40 рисунков 17 таблиц.

3.5 Выводы.

1. Разработана система показателей для предложенной методики оценки конкурентоспособности промышленных предприятий. Элементами системы являются показатели, характеризующие достоинства и недостатки промышленных малых предприятий по сравнению с крупными в функциональных областях. Для количественной оценки показателей функциональной области «производство» в работе было предложено использовать следующие показатели: коэффициент универсальности парка установленного оборудования, силу воздействия производственного (операционного рычага) рычага, показатель съема продукции с 1 м² площади, долю специализированного производства, коэффициент использования производственной мощности, техническую вооруженность труда. Для остальных функциональных областей было предложено использовать качественные показатели и для них определены лингвистические описания. Содержательное описание градаций их лингвистических описаний представлено пятибалльной шкалой. Далее эти качественные показатели преобразуются в количественные с помощью шкалы Харрингтона.

2. Предложено в качестве инструментального средства реализации разработанных организационно-экономических механизмов использовать информационную систему. Данная система была разработана с использованием среды визуального программирования BORLAND DELPHI 6.0 системы WINDOWS, и представляет собой инструмент поддержки принятия организационно-управленческих решений по развитию промышленных малых предприятий. В основе данной разработки лежит предложенная методика оценки конкурентоспособности промышленных малых предприятий. Пользователь, введя данные необходимые для расчета системы показателей, в итоге может получить результат в виде предложения о конкретном пути развития малого предприятия.

3. Практическая реализация разработанных организационно-экономических механизмов и инструментов была осуществлена для ООО «Конкорд» (г. Смоленск) и ООО «Глеб» (г. Смоленск). Для которых после оценки их конкурентоспособности по предложенной методике, были разработаны рекомендации по осуществлению взаимодействия для ООО «Конкорд» с крупным предприятием, а для ООО «Глеб» с другим малым предприятием. В результате реализации рекомендаций ООО «Конкорд» заключило долгосрочный контракт (5 лет) на поставку полуфабрикатов на основе кабельной продукции и самой кабельной продукции ОАО «Смоленский авиационный завод», ООО «Глеб» заключило партнерский договор с ЗАО «Европейский дом». В результате реализации указанных организационноэкономических механизмов взаимодействия исследуемыми малыми промышленными предприятиями были улучшены экономические и финансовые показатели производственно-хозяйственной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Таким образом, в настоящей диссертационной работе сформулирована и решена новая, имеющая существенное организационно-экономическое значение научная задача разработки методики, организационно-экономических механизмов и инструментов повышения конкурентоспособности промышленных малых предприятий, которая вносит определенный вклад в теорию конкурентоспособности промышленных предприятий, в теорию предпринимательства и позволяет принимать эффективные управленческие решения по формированию и реализации конкурентных преимуществ промышленных малых предприятий в условиях перехода России к устойчивому развитию.

Основными результатами диссертационной работы являются следующие:

1. На основе результатов анализа литературных источников определена роль конкуренции в развитии малого предпринимательства, систематизированы факторы, определяющие конкурентоспособность малого предпринимательства в современных условиях хозяйствования.

2. Исследовано современное состояние и тенденции развития малого предпринимательства в России и Смоленской области. Показано, что потенциал данного сектора экономики используется пока далеко не в полной мере.

3. Конкретизированы основные понятия конкурентоспособности малого предпринимательства, что позволило выявить и систематизировать внутренние факторы, оказывающие существенное влияние на конкурентоспособность малого предпринимательства в целом и на конкурентоспособность малых предприятий в частности.

4. Выявлены особенности проявления и реализации основных функций предпринимательства в малом предпринимательстве РФ, позволяющие на практике оценить потенциал, заложенный в экономической категории малое предпринимательство", что дает возможность определить направления действий всех субъектов предпринимательской деятельности, направленных на дальнейшее развитие малого предпринимательства и разработать механизмы поддержки малых предприятий, относящихся к различным отраслям экономики.

5. Предложены принципы, определена система показателей и разработана методика оценки конкурентоспособности малых предприятий, которая в отличие от известных, позволяет учесть особенности промышленных малых предприятий и обеспечивает поддержку принятия управленческих решений по их развитию.

6. Разработан организационно-экономический механизм интеграции крупных и малых предприятий в промышленности и организационно-экономический механизм кооперации промышленных малых предприятий, в конечном счете обеспечивающий повышение их конкурентоспособности и экономической эффективности.

7. Выработаны научно-обоснованные рекомендации по разработке и использованию информационной системы поддержки принятия организационно-управленческих решений по развитию промышленных малых предприятий, позволяющих повысить их конкурентоспособность на основе применения интеграционно-кооперационных механизмов взаимодействия.

8. Разработанные организационно-экономические механизмы и инструменты повышения конкурентоспособности промышленных малых предприятий и научно-обоснованные рекомендации по их применению практически были использованы для принятии решений по повышению конкурентоспособности ряда предприятий Смоленской области.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. К. Управление малым бизнесом. Руководство для предпринимателей: Пер. с англ. — М.: Дело, 1997. — 672 с.
  2. Дж. Экономическая теория и цели общества. М.: Наука, 1976, — 574 с.
  3. М. Избранные произведения. — М.: Дело, 1990. — 736 с.
  4. Я. Путь к свободной экономике: Страстное слово в защиту экономических преобразований: Пер. с англ. / Под ред. Н. Я. Петракова. -М.: Экономика, 1990. 147 с.
  5. Р. Г. Институальная структура производства // Вестник СпбГУ. Серия «Экономика». 1992. Вып. № 4. С. 12−57.
  6. А. Принципы экономической науки. Т. 1. Пер. с англ. — М.: Издательская группа «Прогресс „Универс“», 1993. — 414 с.
  7. А. Принципы экономической науки. Т. 2. Пер. с англ. — М.: Издательская группа «Прогресс „Универс“», 1993. — 309 с.
  8. А. Принципы экономической науки. Т. 3. Пер. с англ. — М.: Издательская группа «Прогресс „Универс“», 1993. — 350
  9. Г. Мировая экономика. (Проблемы и перспективы). — М., 1958−368 с.
  10. Дж. Многообразнее инструменты, шире цели: движение к поставленному консенсусу // Вопросы экономики, № 8, 1998. С. 3−32.
  11. К. Вечный дух предпринимательства: Практическая философия бизнесмена. — М.: Экономика, 1990. — 373 с.
  12. Hayek F. A. Individualism and Economic Order. Chicago: Univ. of Chicago Press. 1948. 453 p.
  13. P., Питере M. Предпринимательство, или Как завести собственное дело и добиться успеха. Вып. 1.-М.: Прогресс-Универс, 1991.-362 с.
  14. Schumacher Е. F. Small is Beautiful. A Study of Economic as People Mattered. London: Vintage Books. 1993. 375 p.
  15. И. Теория экономического развития. — М.: Прогресс, 1982.-462 с.
  16. JI. Полвека размышлений: Речи и статьи. М.: Наука, 1993.-385 с.
  17. Р. Финансовый капитал. М., 1959. — 529 с.
  18. В. А. Малый бизнес: история, теория, практика. — М.: ТЕИС, 2000.-231 с.
  19. В. Б. Мелкие и средние предприятия в послевоенной Японии. М.: Наука, 1965. — 253 с.
  20. М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: 1994. — 605 с.
  21. А.Б., Горенбургов М. Д. Малое предпринимательство и бизнес-коммуникации: Учеб. пособие. Спб.: «Изд. дом „Бизнес-пресса“», 1998. -295 с.
  22. Малый бизнес: выход из экстремальных ситуаций / Р. Брюк, Е. В. Калинкин, Ж. Висне, Д. Десхулместер. —М.: ЗАО «Изд-во „Экономика“», 2001.-214 с.
  23. Ю.В., Марков М. М. Предпрития малого бизнеса в условиях современной трансформации экономике. СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 2002. -99 с.
  24. E.H. Социальная ответственность малого предпринимательства. Учеб. пособие. М.: ООО «Клистар», 2002, -96с.
  25. В. Д. Основы бизнеса: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2001. — 160 е.: ил.
  26. А. В. Курова Т. П. Экономика малого предпринимательства: Учебное пособие. М.: Издательско-книготорговый центр Маркетинг", — М.: МУПК, 2001.- 124 с.
  27. Малые и средние предприятия. Управление и организация / Под ред. Пихлера И. Х., Пляйтнера Х. И., Шмидта К.-Х. Пер. с нем. И. С. Алексеевой и Г. И. Токаревой. М.: Международные отношения, 2002. -280с.
  28. А. А. Маркетинг малого предприятия: Практическое пособие. К.: Вира-Р, 1998. -384с.
  29. О. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики, № 4, 2001. С.65−83.
  30. В. Малый бизнес: проблемы становления. // Российский экономический журнал. № 2, 1993. С.
  31. А. Становление системы поддержки малого предпринимательства в России // Российский экономический журнал, № 7, 1997. С. 1739
  32. О.В. Конкуренция и конкурентоспособность: Учеб. пособие / ГУУ М.-.ЗАО «Финстатпром». 1999. — 142с.
  33. М. И. Конкурентные стратегии: Учебное пособие. СПб. — 284 с.
  34. А. И. Конкуренция: теория и практика. Учебно-практическое пособие — 3-е изд., испр. и доп. -М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001 -304 с.
  35. Smith A. The Wealth of Nations. Glazgo: R.X.Campbell, A.S. Skinner, 1976.- 1002 p.
  36. Ricardo D. The Principles of Political Economy Taxation. London: J.M. Dent, 1955. — 292 p.
  37. Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М.: Прогресс, 1986. -472 с.
  38. Г. JI. Конкуренция: анализ, стратегия, практика. — М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. 208 с.
  39. Р. А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. 892 с.
  40. Предпринимательство в конце XX века. М., 1992. — 648 с.
  41. Г. Л., Челенков А. П. Конкурентные преимущества фирмы. -М.: ОАО «Типография „НОВОСТИ“, 2000. 256 с.
  42. Н. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ. /Научн. ред. и авт. предисл. Л. И. Еывенко. — М.: Экономика, 1989 — 519с.
  43. М. Конкуренция.: Пер. с англ.: Уч. пос. М.: Издательский дом „Вильяме“, 2000. — 495 с.
  44. А. Инновационное взаимодействие малого, среднего и крупного предпринимательства. / Экономист, № 11, 2001. С. 12−17.
  45. Гундел Хеппнер, Хельмут Виленбум. Мелкие и средние предприятия в экономике Германии / Проблемы теории и практики управления, № 5, 1993.-С. 98−101.
  46. Практикум по франчайзингу для российских предпринимателей / Под. ред. С. А. Силинга. СПб. Фонд развития науки, техники и франчайзинга. 1997.- 195 с.
  47. Ю. К., Баженов А. Ю. Малое предпринимательство. Практическое руководство по организации и ведению малого бизнеса. — М.: НВЦ „Маркетинг“, 1999. -104 с.
  48. Дж. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основателей менеджмента и управленческой практики. Пер. с англ. — М.: Дело, 1996.-272 с.
  49. А. И. История менеджмента: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академический Проект, 2000. — 352 с.
  50. May В. Экономико-политические итоги 2002 года и особенности экономической политики в преддверии выборов. // Вопросы экономики, № 2, 2003.-С.4−25.
  51. Экономические обзоры ОЭСР 2001−2002. Российская Федерация. / Пер. с англ. — М.: Издательство „Весь Мир“. 2002. 208 с.
  52. Р. Культура предпринимательства / Пер. с нем. — М.: ЭКОМ, 1992.-346 с.
  53. Я. Модернизация экономики и система ценностей // Вопросы экономики, № 4, 2003. С.4−36.
  54. Г. Э. Труд в условиях рыночной экономики: Учеб. пособие. М.:ИНФРА-М, 1998. — 286 с.
  55. Э. Экономический рост и реформы в России / Вопросы экономики, № 6, 2002. С.
  56. А. В. Рынок недвижимости Санкт-Петербурга // Труды 4-й Международной научно-практической конференции „Экономика, экология и общество России в 21-м столетии“. Т. 3. -СПб.: Нестор, 2002. С. 66−67.
  57. Ю. Конкурентоспособность России в мировой экономике / Вопросы экономики, № 6,2001. — С. 36−49.
  58. Я. Финансовая модель экономических изменений в условиях неразвитых институтов // Вопросы экономики, № 9, 2002. — С.81−91.
  59. А. Инновационный фактор обеспечения усройчивого экономического развития // Вопросы экономики, № 1, 1999. — С.4−12.
  60. А., Энтов Р. Инфорсмент прав собственности и контрактных обязательств // Вопросы экономики, № 5, 2003. С.83−100.
  61. Е. Механизмы запуска инновационного роста в России. // Вопросы экономики, № 3, 2003. — С. 4−25.
  62. П. Национальная инновационная система России в условиях „новой экономики“ // Вопросы экономики, № 3, 2003. — С. 26−60.
  63. Тамбовцеав.В. Товарный знак как капитальный нематериальный актив // Вопросы экономики, № 3, 1999. С.87−96.
  64. В. П., Потапов Л. В. Управление региональной экономикой: Учебное пособие. М.: ТЕИС, 2003. 330 с.
  65. В. В. Введение в финансовый менеджмент / В. В. Ковалев. — М.: Финансы и статистика, 2001. — 767 с.
  66. П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения / Пер. с англ. М Котельниковой. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001 -288 с.
  67. Е. С. Воздействие международных стратегических альянсов на процесс создания и получения организационных знаний // Менеджмент в России и за рубежом, № 4, 1999. С. 3−7.
  68. А. Н. Управление знаниями — перспективное направление менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом, № 1,2003. С. 42−51.
  69. А. В. Проблемы формирования технологий бизнес-знаний современных фирм // Менеджмент в России и за рубежом, № 2,2003. С. 43−51.
  70. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. — М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.
  71. Е., Виленский А. Развитие и поддержка малого бизнеса / Вопросы экономики, №, 2003. — С. 109−118.
  72. А. Доклад. „О развитии малого предпринимательства в России: региональный разрез“. М.: Московский государственный статистический университет, 2002
  73. Предпринимательство: Учебник / Под ред. М. Г. Лапусты. — М.: ИНФРА-М, 2000. 448 с.
  74. Г., Мигульская О. Исследование инвестиционного климата регионов России: проблемы и результаты / Вопросы эконоики, № 9, 1995.-С. 69−79.
  75. Итоги выборочного обследования индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в розничной торговле / Вопросы статистики, № 7,2002. -С. 30−32.
  76. А., Обыденнова Т. Трудовые отношения на российских малых предприятиях / Вопросы экономики, № 4, 2001. С. 110−122.
  77. О. С., Тарасова А. А., Домовец И. Ф. Статистическое обследование индивидуальных предпринимателей в промышленности в Волгоградской области / Вопросы статистики, № 7,2002. -С. 36−39.
  78. Система поддержки и развития малого предпринимательства в Москве. -М., 1998.
  79. А., Гловацкая Н., Лазуренко С., Нешитой А. Эффективность поддержки малого предпринимательства / Вопросы экономики, № 8, 2002.-С. 127−139.
  80. К. А. Основные черты современного механизма научно-технического развития // Менеджмент в России и зарубежом, № 5,2002. — С. 5−19.
  81. А. Перспективы развития малого предпринимательства в России / Вопросы экономики, № 8, 2002. С. 119−126.
  82. А. Ю., Ежкин Л. В. Совершенствавание управления в регионах России на основе создания бизне-инкубаторов // Менеджмннт в России и зарубужом, № 5, 2002. С. 80−90.
  83. Л. О структуре малого бизнеса и особенностях его мотивации / Вопросы экономики, № 7, 2002. — С. 147−151.
  84. И. Н. Менеджмент. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.-480 с.
  85. А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха. -М.: АО „Интерэксперт“, Экономика. 1995.-344 с. 88. Аристов О. В. Конкуренция и конкурентоспособность. — М.: ЗАО „Финстатинформ“. 1999 — 142 с.
  86. Н. К. Международный маркетинг. М.: Центр экономики и маркетинга, 1998. — 320 с.
  87. Предпринимательство: Социально-экономическое управление: Учеб. пособие для вузов. Под ред. Н. В. Родионовой, О. О. Читанавы. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002. — 383 с.
  88. С. В. Методологические основы и научно-практический опыт повышения конкурентоспособности промышленностистроительной керамики. Автореферат на соискание ученой степени доктора экономических наук. — М.: РХТУ им. Д. И. Менделеева, 2001 — 47 с.
  89. Р. Н., Садриева Г К. Системный анализ в управлении конкурентоспособностью // Труды VII Междунар. науч.-практ. конф. „Системный анализ в проектировании и управлении“. СПб.:Изд-во СПбГПУ, 2003 г. 652 с.
  90. Л. В. Проблемы оценки конкурентоспособности предприятий алюминиевой промышленности // Материалы международной научно-практической конференции „Актуальные проблемы управления“: Вып. 7/ГУУ. М.: 2003. — 290 с.
  91. С. Поддержка россиийского предпринимательства // Вопросы экономики, № 2, 1999. С. 29−39.
  92. А., Голаенко Н. Малый бизнес в России: вчера сегодня, завтра. Краснодар, Адыгея, 1996, с. 421.
  93. М.В., Махмутов P.A., Шабалин Е. М. Финансовый лизинг на предприятии. -М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. 119 с.
  94. Г. В. Японский менеджмент и теория международной конкурентоспособности. / Отв. ред. И. О. Фаридов. —М.ЮАО „НПО „Издательство „Экономика“““, 2000. -247 с.
  95. Е., Виленский А. Российская модель взаимодействия малого и крупного предпринимательства / Вопросы экономики, № 12,1999. С. 66−78.
  96. Э. Изменения ради развития // Управление компанией, № 6, 2003.-С. 7−10.
  97. А. Дружба лилипутов с Гулливерами. БОСС, 1997, № 5−6,-177с.
  98. А. Предпринимательские сети — форма сотрудничества малых форм // Проблемы теории и практики управления, %4,1990. С.88−91.
  99. В.В. Предпринимательские сети в бизнесе. — М.: Центр экономики и маркетинга, 1997. -176 с.
  100. Л. А. Аффилированные и зависимые лица в хозяйственных обществах // Бухгалтерский учет, № 1,2001. -С. 61−66.
  101. Н.Г. Прикладные методы анализа данных и знаний. — Новосибирск: Изд-во Ин-та математики, 1999. -260 с.
  102. Е. К. Экономические показатели промышленности: Справочник. 3-е изд. перераб. и доп. — М.: Экономика, 1989. — 335 с.
  103. Е. С., Штерн М. Г. Финансовый менеджмент для практиков: Краткий профессиональный курс. — М.: Изд-во „Перспектива“, 1998. 239 с.
  104. Экономика предприятия: Учебник для вузов / В Л. Горфинкель, Е. М. Купряков, В П. Прасолова и др.: Под ред. проф. В Л. Горфинкеля проф. Е. М. Купрякова. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. — 367 с.
  105. Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика / Пер. с англ. В. Лукашевича и др.- Под общ. ред. Б. Лисовика В. Лукашевича. С.-Пб., 1997. — 448 с.
  106. А. В. Использование вмененного дохода для оценки малого бизнеса // „Москва Смоленск — Луганск — 1999 г.“: Сб. научн. тр., -МЭИ, МСХА, МАДИ (ТУ), ЛГАУ, 1999. — С. 38−40.
  107. А. В., Алексеева А. В. Применение метода капитализации по расчетным моделям для оценки малого бизнеса // Математические методы в технике и технологиях ММТТ—14: Сб. тр. 14 межд. научн. конф. Т. 4. — Смоленск, 2001. — С. 134−135.
  108. Дли М. И., Виноградова А. В. Анализ налогообложения малого предпринимательства // Молодежь — XXI веку: идеи, новации, технологии: Сб. трудов Межвуз. науч. практ. конф. СФМЭИ (ТУ). Смоленск, 2002 — С. 22−23.
  109. А. В. Роль и место информационных технологий у управлении рисками малого бизнеса // Математические методы в интеллектуальных информационных системах»: Сб. тр. Межд. науч. конф. СФМЭИ (ТУ).-Смоленск, 2002 С. 148−149.
  110. А. В., Жужгина И. А. Внедрение информационных технологий на предприятия малого бизнеса // Математические методы в информационных системах: Сб. тр. Межд. науч. конф. СФМЭИ (ТУ). Смоленск, 2002. — С.147−148.
  111. А. В., Верейкин С. Н., Фомченкова Л. В. Система комплексного оценивания конкурентоспособности организации на основе квалиметрии // Системы компьютерной математики и их приложения: Сб. тр. Межд. конф. СГПУ. — Смоленск, 2002. — С. 61−62.
  112. А. В. Подходы к оценке конкурентоспособности малого бизнеса региона // Проблемы развития российского экономического образования в XXI веке: теория и практика: Матер, научн.-практ. конф. -Смоленск: СГПУ, 2002. С. 25−29.
  113. А. В., Жужгина И. А., Фомченкова Л. В. Научные подходы к оценке конкурентоспособности малого бизнеса региона // Труды Международного Форума по проблемам науки, техники и образования. Т. 1. М.: Академия наук о Земле. 2002. — С. 35.
  114. А. В. Проблемы оценки стоимости предприятий малого бизнеса // Финансовые проблемы РФ и пути их решения: теория и практика: Труды III Межд. научн.-практ. конф. СПб: Нестор, 2002. — С. 301−302.
  115. И. А., Виноградова А. В. Инвестиционный фактор развития регионального продовольственного рынка // Финансовые проблемы РФ и пути их решения: теория и практика: Труды IV Межд. научн.-практ. конф. «СПб: Нестор, 2003. С. 295−297.
  116. И. А., Виноградова А. В., Фомченкова Л. В. Развитие конкуренции на региональном продовольственном рынке // Экономика, экология и общество России в 21-м столетии: Труды 5-й Межд. научн.-практ. конф. Т. 1. СПб.: Инкор. 2003 С. 159−160.
  117. А. В., Жужгина И. А. Применение системного подхода к развитию понятийного пространства конкурентоспособности сложного объекта // Актуальные проблемы управления — 2003: Матер, межд. научн.-практ. конф.: Вып. 7/ ГУУ. М., 2003. — С. 133−136.
  118. А. В. Анализ реализации функций предпринимательства Российским малым бизнесом // Тр. Международного Форума по проблемам науки, техники и образования. Т. 1.- М.: Академия наук о Земле. 2003.-С. 169−170.
Заполнить форму текущей работой