Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие субъектности подростков — воспитанников детского дома

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Психолого-педагогическими условиями развития субъектности подростков-сирот являются: реализация функций субъектности подростков (мотивирующей, активизирующей, направляющей) — ориентация подростков на развитие субъектных качеств (активность, самостоятельность, рефлексивность, способность к саморегуляции и конструктивное взаимодействие с окружающей средой) — организация субъектно-развивающей среды… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНО- 13 ста
  • ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА
    • 1. 1. Проблема субъектности в отечественной и зарубежной психоло- 13 гии
    • 1. 2. Генезис развития субъектности в подростковом возрасте
    • 1. 3. Теоретические подходы к определению субъективных и объектив- 67 ных факторов развития субъектности воспитанников детского дома
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СУБЪ- 83 ЕКТНОСТИ ПОДРОСТКОВ-ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА
    • 2. 1. Организация и методы исследования субъектности подростков
    • 2. 2. Психологические особенности сформированности субъектных качеств 88 подростков, воспитывающихся в условиях семьи и детского дома
    • 2. 3. Программа развития субъектности подростков-воспитанников детского 110 дома
    • 2. 4. Анализ эффективности внедрения программы по развитию субъектных 118 качеств подростков-сирот
  • Выводы по второй главе

Развитие субъектности подростков — воспитанников детского дома (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. На пороге третьего тысячелетия человечество столкнулось с увеличением числа детей, оказавшихся в детских домах. Развитие личности воспитанников детского дома имеет ряд качественных особенностей, которые отмечаются на всех ступенях развития и обусловлены условиями жизни в детском доме. Особенно ярко проблемы выражены в подростковом возрасте, так как он является переломным в становлении личности ребенка. За время проживания в детском доме у детей-сирот формируется иждивенчество и привычка жить по указке, сложность в формировании всех аспектов самосознания, отсутствие активности и самостоятельности.

Динамизм и глобальный характер перемен, охвативший все сферы жизни нашего общества, предъявляет высокие требования к адаптации в жизни, а также высокие требования к таким свойствам личности, как: активность, самостоятельность, ответственность. Для того, чтобы внутренне соответствовать современной действительности, человек должен не просто адаптироваться к новой ситуации, но и быть способным изменить ее, изменяясь и развиваясь при этом сам, т. е. быть субъектом жизнедеятельности.

Отсутствие развитой субъектной позиции детей-сирот подросткового возраста лишает их возможности быть активными деятелями собственной жизни, что может привести к нарушению социализации воспитанников в обществе.

В этой связи особую актуальность приобретает развитие субъектности воспитанников детского дома в период становления личности в подростковом возрасте, способствующей их успешной социализации в самостоятельной жизни.

Состояние разработанности проблемы исследования. Исследованию субъектного развития личности посвящены философские и психолого-педагогические работы. Проблема субъектности личности в психологии ставилась при решении многих задач в контексте разных направлений. Идея субъектности получила развитие в зарубежных психологических концепциях в рамках персонологического направления (А. Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм, Э. Эриксон, К. Юнг и др.), и отечественных (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, П. П. Блонский, JI.C. Выготский, В. Н. Мясищев, СЛ. Рубинштейн и др.). Идея субъектности в отечественной психологии представлена в концепциях персонализации, индивидуальности, адаптации, социализации (А.Г. Асмолов, Б. С. Братусь, A.B. Петровский, В. А. Петровский и др.). В психолого-педагогических и философских исследованиях изучены отдельные теоретико-методологические аспекты и механизмы развития субъектного потенциала личности (A.B. Брушлинский, Н. И. Вьюнова, Е. И. Исаев, В. А. Лекторский, A.C. Огнев, JI.C. Подымова, В. В. Селиванов, Е.А. Сер-гиенко, В. А. Сластенин и др.), развитие субъектной активности и субъектного опыта учащихся (Т.П. Войтенко, A.C. Обухов, JI.K. Осницкий, В.Э. Чуд-новский, И. С. Якиманская и др.) — становление подростка как субъекта учебной деятельности (Л.И. Божович, A.A. Горбунов, В. Т. Кудрявцев, В. И. Слободчиков, Л. В. Трубайчук, И. Н. Федекин, Г. А. Цукерман и др.) — психолого-педагогические условия развития субъектной позиции учащихся и особенности ее проявления (Г.А. Вайзер, H.A. Жесткова и др.).

В психологии сиротства исследуются различные аспекты развития личности воспитанников детских домов и интернатов. Большое внимание уделяется изучению познавательной сферы, самооценки и «Я-образа», особенности общения и самоидентичности (И.В. Дубровина, A.M. Прихожан, H.H. Толстых и др.). Вместе с тем, вопросы, связанные с раскрытием содержания понятия «субъектность» подростков-воспитанников детских домов, изучением особенностей и обоснованием психолого-педагогических условий ее успешного развития у подростков в условиях детского дома, недостаточно изучены в педагогической психологии.

Таким образом, необходимость исследования проблемы развития субъектности подростков-воспитанников детских домов объясняется следующими противоречиями:

• между потребностью современного общества в инициативных, самостоятельных и ответственных за свой выбор граждан и недостаточной разработанностью психолого-педагогических основ формирования человека как субъекта жизнедеятельности в условиях детского домамежду значительным потенциалом подросткового возраста для субъектного развития человека и его недостаточной актуализацией в воспитательном пространстве детского дома, ограниченностью в практике психологической службы образования научно-обоснованных психолого-педагогических технологий развития субъектности подростков.

Исходя из состояния теоретической разработанности вопроса и реально сложившихся противоречий, можно констатировать актуальность проблемы, которую можно сформулировать так: психолого-педагогические условия, существующие в современных детских домах, не позволяют в полной мере развиться субъектности детей-сирот.

Актуальность проблемы определила выбор темы диссертационного исследования: «Развитие субъектности подростков-воспитанников детского дома».

Цель исследования — выявление и экспериментальная проверка условий, способствующих успешному развитию субъектности подростков-сирот, воспитывающихся в условиях детского дома.

Объект исследования—процесс развития субъектности подростков-сирот. Предмет исследования — психолого-педагогические условия развития субъектности подростков-сирот, воспитывающихся в условиях детского дома.

Гипотеза исследования включает следующие положения:

— субъектность подростков-сирот представляет собой системное инте-гративное качество личности, характеризующееся неравномерностью развития его компонентов;

— субъектность подростков, воспитывающихся в условиях детского дома, имеет ряд особенностей, по сравнению с подростками общеобразовательной школы;

— развитие субъектности подростков, воспитывающихся в условиях детского дома, будет успешным при реализации совокупности следующих психолого-педагогических условий:

— реализация функций субъектности подростков (мотивирующей, активизирующей, направляющей);

— ориентация подростков на развитие субъектных качеств (активность, самостоятельность, рефлексивность, способность к саморегуляции, конструктивное взаимодействие с окружающей средой);

— организация субъектно-развивающей среды, которая предполагает ориентацию воспитателей, сверстников на поддержку развития субъектных качеств подростков-сиротреализация в педагогическом процессе индивидуально-дифференцированного подхода к подростку с учетом сформированности у него субъектных качеств;

— реализация программы развития субъектности с учетом возрастных особенностей подростков-сирот и особенностей воспитательной среды детского дома.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

1) изучить теоретические, содержательные и процессуальные характеристики развития субъектности человека и проанализировать понятия «субъект», «субъектность»;

2) определить общее и особенное в развитии субъектности подростка-воспитанника детского дома;

3) выделить и экспериментально проверить совокупность психолого-педагогических условий, способствующих успешному развитию субъектности подростков-сирот;

4) разработать и реализовать программу развития субъектности подростков-воспитанников детского дома.

Теоретико-методологическую базу исследования составили философские, психологические теории становления субъектности, философско-психологическая концепция человека C.JI. Рубинштейна, отечественные теории личности, исследования субъекта К.А. Абульхановой-Славской, Л. И. Анцыферовой, Б. Г. Ананьева, А. Г. Асмолова, A.B. Брушлинского, Л. С. Выготского, В. Т. Кудрявцева, А. Н. Леонтьева, современные труды отечественных психологов по проблеме субъектности — E.H. Волковой, Е. И. Исаева, К. А. Осницкого, В. А. Петровского, В. И. Слободчикова, В. А. Татенко и др.

В теоретическую основу исследования входят представления о содержании и развитии субъектности в подростковом возрасте (Л.И. Божович, Л. С. Выготский, Т. В. Драгунова, И. С. Кон, Г. Крайг, Д. Лейн, Э. Миллер, Л. Ф. Обухова, A.B. Петровский и др.), детей-сирот, воспитывающихся в условиях детского дома (Дж. Боулби, Л. Н. Галигузова, И. В. Дубровина, М. Ю. Кондратьев, Й. Лангмейер, 3. Матейчек, Э. А. Минкова, B.C. Мухина, A.M. Прихожан, А. Г. Рузская, Т. Н. Счастная, H.H. Толстых, Т. И. Юферева и др.).

В соответствии с целью, предметом и задачами исследования определен комплекс методов;

1. Теоретические (теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературыанализ содержания понятия «субъект-ность» и особенностей развития субъектности у подростков-сиротанализ теории и практики развития субъектности воспитанников детского дома).

2. Эмпирические (констатирующий и формирующий эксперименты, наблюдение, беседа, тестирование, анализ продуктов деятельности).

3. Математические методы обработки результатов исследования (качественный анализ, описательная статистика, U — критерий Манна-Уитни, Ткритерий Вилкоксона, коэффициент корреляции Спирмена). Расчеты осуществлялись с помощью применения статистического пакета SPSS 13.0.

В исследовании использовались следующие методики: личностный опросник — шкала «Я-концепции» (A.M. Прихожан) — тест-опросник уровня субъективного контроля (УСК) (Е.Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, Л.М. Эткинд) — методика исследования самооценки и уровня притязаний школьников (Т.В. Дембо — С.Я. Рубинштейн) — тест-опросник для выявления стремления к успеху или избегания неудач (А.А. Реан) — методика «Стилевые особенности саморегуляции поведения — ССП-98» (В.И. Моросанова) — тест «Автономность — зависимость» (Г.С. Прыгин).

Эмпирическая база исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ГОУ ТО «Узловский детский дом», ГОУ ТО «Алексин-ский детский дом» г. Алексин и МОУ СОШ № 22 города Узловая. Исследование проводилось в период с 2007 по 2009 год.

Выборочную совокупность исследования составили 213 подростков, из них 71 воспитанник детского дома г. Узловая, 71 воспитанник детского дома г. Алексин, 71 учащийся общеобразовательной школы г. Узловая.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается выбором методологии, адекватной целям и научным задачам диссертациисогласованностью теоретических положений и интерпретации полученных результатов, эффективностью внедрения результатов исследования в практику детского дома, репрезентативностью объема выборкииспользованием апробированного диагностического инструментарияприменением методов математико-статистической обработки и анализа результатов экспериментадостоверностью эмпирических данных и их статистической значимостьюподтверждением гипотезы исследования.

Научная новизна исследования.

— уточнены общие и специфичные характеристики развития субъектно-сти подростков-сирот, воспитывающихся в условиях детского дома, представляющие собой системное интегративное качество личности и включающие активность, самостоятельность, рефлексивность, конструктивное взаимодействие с окружающей средой, способность к саморегуляции посредством овладения мотивирующей, активизирующей и направляющей функциями субъектности и характеризующиеся неравномерностью развития его компонентоввыявлены тендерные отличия в развитии субъектности подростков-воспитанников детского дома, заключающиеся в большей выраженности показателей самостоятельности у мальчиков и показателей гибкости у девочек, субъектные проявления в сфере самоотношенияопределена и обоснована совокупность психолого-педагогических условий успешного развития субъектности подростков-сирот, включающая реализацию функций субъектности подростков (мотивирующей, активизирующей, направляющей) — ориентацию подростков на развитие субъектных качеств (активность, самостоятельность, рефлексивность, способность к саморегуляции, конструктивное взаимодействие с окружающей средой) — организацию субъектно-развивающей среды, которая предполагает ориентацию воспитателей, сверстников на поддержку развития субъектных качеств подростков-сиротреализацию в педагогическом процессе индивидуально-дифференцированного подхода к подростку с учетом сформированности у него субъектных качествреализацию программы развития субъектности с учетом возрастных особенностей подростков-сирот и особенностей воспитательной среды детского дома. научно обоснована программа развития субъектности подростков-воспитанников детского дома, включающая развитие активности, самостоятельности, саморегуляции поведения, рефлексивности, конструктивного взаимодействия с окружающей средой в процессе создания воспитательно-развивающей среды.

Теоретическая значимость исследования связана с тем, что в работе разработана теоретическая модель развития субъектности подростков-воспитанников детского дома, включающая: реализацию функций субъектности подростков (мотивирующей, активизирующей, направляющей) — ориентацию подростков на развитие субъектных качеств (активность, самостоятельность, рефлексивность, способность к саморегуляции, конструктивное взаимодействие с окружающей средой) — организацию субъектно-развивающей среды, которая предполагает ориентацию воспитателей, сверстников на поддержку развития субъектных качеств подростков-сирот.

Результаты исследования расширяют представление о психологопедагогических условиях, содержании, формах и методах развития субъект-ности подростков-сирот, воспитывающихся в условиях детского домадополняют содержание раздела психологии воспитания экспериментальными данными о способах развития субъектности подростков-воспитанников детского дома.

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанная программа исследования и программа развития субъектности подростков-сирот, отражающая логику и последовательность действий взрослых (психологов, воспитателей) и воспитанников, а также ожидаемые качественные и количественные изменения, может быть использована педагогами и психологами в целях создания условий для эффективного развития субъектности подростков.

Разработанные теоретические положения, диагностический инструментарий, методические рекомендации, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в коррекционно-развивающей работе с подростками, воспитывающимися в условиях детского дома, в деятельности государственных образовательных учреждений интернатного типа, органов социальной защиты, работающих с категорией детей-сиротв образовательной практике при обучении студентов психолого-педагогического направления и на курсах повышения квалификации работников образования.

Положения, выносимые на защиту.

1. Критериями развития субъектности подростков являются: активность (как внутренняя потребность субъекта к эффективному освоению окружающей действительности, к самовыражению относительно внешнего мира, деятельностное отношение к себе и окружающей действительности), самостоятельность (как умение противостоять воздействию других людей), саморегуляция деятельности (как умение управлять своим эмоциональным состоянием), рефлексивность (как способность к самопознанию субъектом внутренних психических актов и состояний), стремление к достижению успеха (как рост «Я», выражающися в стремлении к достижениям и уровне притязаний), конструктивное взаимодействие с окружающей средой (как умение регулировать границы своего Я с внешним миром).

2. Субъектность подростков-сирот представляет собой системное качество личности, интегрирующее такие характеристики, как активность, самостоятельность, рефлексивность, конструктивное взаимодействие с окружающей средой, способность к саморегуляции посредством овладения мотивирующей, активизирующей и направляющей функциями.

3. В развитии субъектности подростков-сирот в отличие от подростков из семьи имеется существенные отличия, а именно:

— субъектность подростков является качеством развивающимся, развитие отдельных критериальных характеристик субъектности происходит неравномерно:

• у подростков-сирот по сравнению со сверстниками из семей преобладает низкий уровень субъективного контроля, выражающийся в неумении принимать на себя ответственность за исход событий, в слабом контроле своего поведения в значимых ситуациях;

• низкий уровень развития «Я-концепции;

• потребность в планировании развита недостаточно, цели подвержены частой смене, поставленная цель редко бывает достигнута, планирование малореалистично. Воспитанники предпочитают не задумываться о своем будущем, цели выдвигают ситуативно и обычно несамостоятельноу детей-сирот как субъектов деятельности комплекс «эффективной самостоятельности» развит слабо, вследствие чего для успешного осуществления деятельности им приходится прибегать к посторонней помощиподросток не может сам определить правильность выбранного им способа действий или оценить значимость того или иного фактора, влияющего на успешность деятельности, не умеет сам критически проанализировать полученные результаты;

• в группе подростков-сирот преобладает либо завышенная, либо заниженная самооценка;

• имеются тендерные различия в развитии субъектности подростков (у мальчиков сильнее выражены показатели самостоятельности, у девочек-гибкости, субъектные проявления в сфере самоотношений).

4. Психолого-педагогическими условиями развития субъектности подростков-сирот являются: реализация функций субъектности подростков (мотивирующей, активизирующей, направляющей) — ориентация подростков на развитие субъектных качеств (активность, самостоятельность, рефлексивность, способность к саморегуляции и конструктивное взаимодействие с окружающей средой) — организация субъектно-развивающей среды, которая предполагает ориентацию воспитателей, сверстников на поддержку развития субъектных качеств подростков-сиротреализация в педагогическом процессе индивидуально-дифференцированного подхода к подростку с учетом сформированности у него субъектных качествреализация программы развития субъектности с учетом возрастных особенностей подростков-сирот и особенностей воспитательной среды детского дома.

5. Программа развития субъектности подростков-сирот направлена на развитие активности, самостоятельности, саморегуляции поведения, рефлексивности, конструктивного взаимодействия с окружающей средой в процессе создания воспитательно-развивающей среды и включает в себя цель, принципы и этапы коррекции субъектных качеств подростков (рефлексивно-диагностический, формирующий, рефлексивно-аналитический).

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы диссертационного исследования освещались на Международных научно-практических конференциях (г. Москва — февраль 2009 г., г. Таганрог — май, октябрь 2010 г.), Межвузовской научной конференции — семинаре молодых ученых (г. Красноярск — декабрь 2009 г.), в аспирантском сборнике научных трудов MOCA (г. Москва 2010 г.), на заседании кафедры общей психологии социально-психологического факультета MOCA.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложений.

Выводы по 2 главе.

1. Реализована модель развития субъектности подростков-сирот включающая в себя: психолого-педагогическое сопровождениепсихолого-педагогические условия (внутренние — целенаправленность, автономность, рефлексивность) и внешние — мнение сверстников, позиция воспитателей) — программу развития субъектности (занятия с элементами тренинга для подростков, семинары для воспитателей).

2. Программа развития субъектности подростков-сирот реализует следующие функции: 1) мотивационная (стимулирование воспитанников к самопознанию, ответственному самостоятельному выбору, активности деятельности) — 2) коррекционная (коррекция субъект-субъектных отношений, помощь подростку в процессе решения им личностно-значимых проблем);

3) развивающая (усвоение актуальных психологических знаний, развитие субъектных характеристик личности, субъектной позиции.

3. Обнаружена положительная динамика показателей активности, самостоятельности, самостоятельности, гибкости, ответственности, планирования и моделирования, самооценки и «Я-концепции», субъективного контроля, мотивации достижения, автономности (значимые различия ЭГ).

4. Разработанная и реализованная программа развития субъектности подростков способствует эффективному развитию субъектности подростков-сирот, а именно: положительной динамике базовых критериев (активности, самостоятельности, рефлексивности, способности к саморегуляции и конструктивного взаимодействия с окружающей средой), обусловленных содержанием воспитаниявозрастанию интеграции между критериями субъектности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Субъектность детей-сирот рассматривается как составляющая социальной ситуации развития подростков-сирот, в которой взаимодействие внутренних (целенаправленность, автономность, самостоятельность) и внешних условий по отношению к подростку (мнение сверстников, позиция воспитателей) детерминирует воспитание активной жизненной позиции воспитанников детского дома.

Субъектность подростков-сирот представляет собой системное качество личности, интегрирующее такие характеристики, как активность, самостоятельность, рефлексивность, конструктивное взаимодействие с окружающей средой, стремление к саморегуляции посредством овладения мотивирующей, активизирующей и направляющей функциями субъектности.

Критериями развития субъектности подростков являются: активность (как внутренняя потребность субъекта к эффективному освоеншо окружающей действительности, к самовыражению относительно внешнего мира, дея-тельностное отношение к себе и окружающей действительности), самостоятельность (как умение противостоять воздействию других людей), саморегуляция деятельности (как умение управлять своим эмоциональным состоянием), рефлексивность (как способность к самопознанию субъектом внутренних психических актов и состояний), стремление к достижению успеха (как рост «Я», выражающися в стремлении к достижениям и уровне притязаний), конструктивное взаимодействие с окружающей средой (как умение регулировать границы своего Я с внешним миром).

В развитии субъектности подростков-сирот в отличие от подростков из семьи имеется существенные отличия, а именно:

— субъектность подростков является качеством развивающимся, развитие отдельных критериальных характеристик субъектности происходит неравномерно:

• у подростков-сирот по сравнению со сверстниками из семей преобладает низкий уровень субъективного контроля, выражающийся в неумении принимать на себя ответственность за исход событий, в слабом контроле своего поведения в значимых ситуациях;

• низкий уровень развития «Я-концепции»;

• потребность в планировании развита недостаточно, цели подвержены частой смене, поставленная цель редко бывает достигнута, планирование малореалистично. Воспитанники предпочитают не задумываться о своем будущем, цели выдвигают ситуативно и обычно несамостоятельно;

• у детей-сирот как субъектов деятельности комплекс «эффективной самостоятельности» развит слабо, вследствие чего для успешного осуществления деятельности им приходится прибегать к посторонней помощиподросток не может сам определить правильность выбранного им способа действий или оценить значимость того или иного фактора, влияющего на успешность деятельности, не умеет сам критически проанализировать полученные результаты;

• в группе подростков-сирот большинство из них имеют либо завышенную, либо заниженную самооценку;

• имеются тендерные различия в развитии субъектности подростков (у мальчиков сильнее выражены показатели самостоятельности, у девочек — рефлексивности, субъектные проявления в сфере самоотношения).

Развитие субъектности подростков-сирот рассматривается как овладение функциями субъектности (мотивирующая, активизирующая, направляющая) при формировании активной жизненной позиции.

Психолого-педагогическими условиями развития субъектности подростков-сирот являются: реализация функций субъектности подростков (мотивирующей, активизирующей, направляющей) — ориентация подростков на развитие субъектных качеств (активность, самостоятельность, рефлексивность, способность к саморегуляции и конструктивное взаимодействие с окружающей средой) — организация субъектно-развивающей среды, которая предполагает ориентацию воспитателей, сверстников на поддержку развития субъектных качеств подростков-сиротреализация в педагогическом процессе индивидуально-дифференцированного подхода к подростку с учетом сформированности у него субъектных качествреализация программы развития субъектности с учетом возрастных особенностей подростков-сирот и особенностей воспитательной среды детского дома.

Программа развития субъектности подростков-сирот направлена на развитие активности, самостоятельности, автономности, саморегуляции поведения, рефлексивности, мотивации достижения в процессе создания воспитательно-развивающей среды и включает в себя цель, принципы и этапы коррекции субъектных качеств подростков (рефлексивно — диагностический, формирующий, рефлексивно — аналитический).

В результате экспериментальной работы обнаружена позитивная динамика развития субъектности подростков-сирот в экспериментальной группе по критериальным характеристикам субъектности (активности, самостоятельности, способности к саморегуляции, рефлексивности и конструктивного взаимодействия с внешней средой).

Таким образом, можно констатировать, что реализация модели психолого-педагогических условий, программы развития субъектности подростков-сирот способствует развитию субъектности подростков-сирот, воспитывающихся в условиях детского дома.

В качестве перспективы дальнейшего исследования можно обозначить исследование особенностей развития субъектности детей-сирот в юношеском возрасте, изучение влияния группы сверстников на развития субъектности, рассмотрение возрастной динамики развития субъектности воспитанников детских домов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Субъект символ российского самосознания / К.А. Абульханова-Славская // Самосознание личности в кризисном обществе. — М.: Просвещение, 1995. — С. 10−28.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности / К.А. Абульханова-Славская // Психология формирования и развития личности. — М., 1981. С. 19−45.
  3. Абульханова-Славская, К.А. О субъекте психической деятельности / К.А. Альбуханова-Славская. — М.: Наука, 1973. — 288 с.
  4. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991. — 299 с.
  5. , А. Беспризорные дети / А. Адлер // Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия. М.: Просвещение, 1991.- 425 с.
  6. , А. Понять природу человека / А. Адлер. Спб.: Академ. Проспект, 1999. — 378 с.
  7. , П.Х. Субъектность человека на ноздних этапах онтогенеза / П. Х. Александрова. Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр. — 2000. — 217 с.
  8. , Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2001. — 264 с.
  9. , Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2001.-282 с.
  10. , Л.И. Психологическое содержание феномена «субъект» и границы субъектно-деятельностного подхода / Л. И. Анцыферова // Проблема субъекта в психологической науке. М.: Академическийпроект, 2000. 451 с.
  11. , И.А. Изучение ребенка в детском доме: лишенные родительского попечительства: хрестоматия / И. А. Арямов: под ред. B.C. Мухиной. М.: Просвещение, 1991.-496 с.
  12. , Е.Ю. Психология субъективной семантики / Е. Ю. Артемьева. М.: Смысл. — 2000. — 147 с.
  13. , А.Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. — М.: Изд-во МГУ, 1990.-367 с.
  14. , И.А. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство / И. А. Баева, Е. В. Бурмистрова, Е. Б. Лактионова, Н. Г. Рассоха: под ред. И. А. Баевой. -СПб.: Речь, 2006.-288 с.
  15. , H.A. Самопознание / H.A. Бердяев. М.: Книга, 1991. — 446 с.
  16. , Е. Чем и как увлекаются подростки? / Е. Бережковская // Школьный психолог. — 2005. № 1. — С. 7.
  17. , Р. Развитие Я концепции и воспитание / Р. Берне. — М.: Прогресс, 1990.-414 с.
  18. , Г. А. Методологические основы деятельности практического психолога / Г. А. Берулава. М.: Высш. шк., 2003. — 64 с.
  19. , В.М. Психика и жизнь. Избранные труды по психологии личности / В. М. Бехтерев. СПб.: Изд-во Алетейя, 1999. — 566 с.
  20. , В.М. Психологическое определение личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / В. М. Бехтерев. -СПб: Питер, 2000. 365 с.
  21. , М.Р. Конструирование развивающих психологических ситуаций в школьной образовательной среде / М. Р. Битянова // Школьный психолог. 2004. — № 48. — С. 5 — 6.
  22. , H.A. Субъект как категория отечественной психологии / H.A. Богданович. дис. канд. психол. наук. — М., 2004.- 178 с.
  23. Богоявленская, Д. Б. Субъект деятельности в проблематике творчества
  24. Д.Б. Богоявленская // Вопросы психологии. 1999. — № 2.- С. 35−41.
  25. , Л.И. Проблемы формирования личности : избр. психолог, труды / Л. И. Божович. М.: Воронеж: МОДЭК, 1995. — 348 с.
  26. , Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Дж. Бо-улби. М.: ЭКСМО — Пресс, 2004. -326 с.
  27. , A.B. Проблемы психологии субъекта / A.B. Брушлин-ский. — М.: Ин-т психологии РАН, 1994. — 109 с.
  28. , A.B. О критериях субъекта / A.B. Брушлинский: под ред. A.B. Брушлинского, М. И. Воловиковой. — М.: ПЕР СЭ, 2002. — 368 с.
  29. , Ю.А. Исследование субъектности и ее развития в дошкольном возрасте : дис.. канд. психол. наук: 19.00.07: Калуга, 2001 174 с.
  30. , О.Н. Развитие способности к конструктивному разрешению конфликтов как фактор интеграции личности подростка / О. Н. Веснина, Е. И. Яцута // Интегральная индивидуальность: теория и практика. Кемерово: Изд-во Кузбассвуз, 2000. — С. 17−31.
  31. , E.H. Субъектность педагога: теория и практика: автореф. дис.. док. психол- наук: 19.00.07 / E.H. Волкова. — Москва, 1998. -50 с.
  32. , Л.С. Динамика и структура личности подростка / Л. С. Выготский // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М.: Просвещение, 1982. — С. 138−142.
  33. , Л.С. Проблемы развития психики / Л. С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. Т. 3. М.: Педагогика, 1993. — 368 с.
  34. , Л.С. Педология подростка / Л. С. Выготский // Собрание соч.: в 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. — 242 с.
  35. , Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
  36. , Н.Ю. Индивидуально-психологические условия развития активности субъекта в процессе профессионального обучения: авто-реф. дис.. канд. психол. наук / Н. Ю. Выгузова. — Тамбов., 2007. -21 с.
  37. , Н.И. Развитие субъектной позиции младшего школьника: уч.- метод, пособие / Н. И. Вьюнова, H.A. Жесткова. — Самара: Изд-во СГПУ, 2004. 100 с.
  38. , JI.H. Проблемы социальной изоляции детей / JI.H. Гали-гузова // Вопросы психологии. -1996. № 3. — С. 32 — 43.
  39. , П.Я. Введение в психологию: учебное пособие для вузов / П. Я. Гальперин. -М.: Просвещение, 2005. 275 с.
  40. , Т.О. Психология мотивации достижения: учебное пособие / Т. О. Гордеева. М.: Смысл- Изд. центр Академия, 2006. — 333 с.
  41. , K.M. Динамика субъектного развития студенческой группы в период обучения: автореф. дис.. канд. психол. наук Курск, 1994. -24 с.
  42. , Г. Работы разных лет / Гегель. Г. М.: Мысль, 1987. Т. 2. -392 с.
  43. , С.М. О понятии «субъект» и формировании личности старшеклассника в качестве субъекта профессионального самоопределения / С. М. Годник, Г. В. Дудецкая, Е. В. Воротникова. Воронеж, 1998.-207 с.
  44. , A.A. Субъектность субъекта в акмеологическом развитии и проблемы его субъектного самоосуществления / A.A. Деркач, Э. В. Сайко // Мир психологии. 2008. — № 3. — С. 205−219.
  45. , И. В. Практическая психология образования : учебное пособие для вузов / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Н. И. Гуткина: под. ред. И. В. Дубровиной. М.: Просвещение, 2003. — 480 с.
  46. , М.И. Краткий психологический словарь: личность, образование, самообразование, профессия / М. И. Дьяченко, JI.A. Кандыбо
  47. ВИЧ. М.: Хэлтон, 1998. — 399 с.
  48. , A.JI. Психологические особенности коллективного субъекта // Проблема субъекта в психологической науке: под ред. A.B. Брушлинского, М. И. Воловиковой, В. Н. Дружининой. М.: Изд-во Академический проект, 2000 — 412 с.
  49. , A.JI. Психология коллективного субъекта // Психология индивидуального и группового субъекта: под ред. A.B. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М: ПЕР СЭ, 2002. — 324 с.
  50. , Г. В. Теория субъекта и фиксированные формы поведения / Г. В. Залевский // Психологический журнал.- 2003. Т. 25. № 3. — С. 73−84.
  51. , Ю. Поверь в себя: программа психологической помощи подросткам / Ю. Зарипова. — М.: Чистые пруды, 2007. — 32 с.
  52. , A.B. Генезис самооценки / A.B. Захарова.- Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 1998. 135с.
  53. , И.А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя — М.: Логос, 2001.-384 с.
  54. , В.В. Психология субъекта и психология человеческого бытия / В. В. Знаков // Субъект, личность в психологии человеческого бытия: под ред. В. В. Знакова, З. И. Рябикиной. М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2005. — 245 с.
  55. , В.В. Сапознание субъекта / В. В. Знаков, Е. А. Павлюченко // Психологический журнал.- 2002, Т. 23. № 1. — С. 31- 41.
  56. , Е.М. Материя и субъективность / Е. М. Иванов. Саратов: Изд-во СГУ, 1998. — 168 с.
  57. , Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2002. — 272 с.
  58. , В.Е. Тоталитарное сознание и ребенок: семейное воспитание / Каган В .Б. // Вопросы психологии. 1992. — № 1. — С. 14−21.
  59. , И. Критика чистого разума / Кант И. М.: Мысль, 1994. — 591 с.
  60. , A.A. Психологические тесты / A.A. Карелин, 2002. Т. 1. -312 с.
  61. Кле, М. Психология подростка / М. Кле. М.: Просвещение, 1991. -432 с.
  62. , H.A. Личностный рост как акмеологическая проблема : материалы Всерос. науч.-практ. конф. / отв. ред. H.A. Коваль. Изд-во
  63. ТГУ им. Г. Р. Державина, 2007. 345 с.
  64. , H.A. Психология семьи и семейной дезадаптивности: учеб. пособие / H.A. Коваль, Е. А. Калинина. — Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2007. 351 с.
  65. , А. С. Становление проблемы субъекта: от Декарта до современной философии // Формы субъективности в философской культуре XX века / А. С. Колесников. СПб.: С-Петерб. философское общество, 2000. — 327 с.
  66. Кон, И. С. Психология старшеклассника / И. С. Кон. — М.: Просвещение, 1982.-207 с.
  67. , O.A. Психическая саморегуляция произвольной активности человека: структурно-функциональный аспект / O.A. Конопкин // Вопросы психологии. 1995. — № 1.- С. 5−12.
  68. , Е.Ю. Психологическое познание человека как субъекта жизнедеятельности: автореф. дис. докт. психол. наук. Спб., 2001.
  69. , С.Г. Методологические основы системы психолого-педагогического сопровождения. Электрон, изд. Режим доступа к изд.: htto://www.humanities.edu.ru/db/msg/47 822
  70. , С.А. На приеме у психолога подросток: пособие для практических психологов / С. А. Кулаков. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. — 350 с.
  71. И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. М.: ТЦ Сфера, при участии Юрайт-М, 2001. — 464 с.
  72. , Т.И. Психолого-педагогическая стратегия развития субъ-ектности современного подростка: дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / Т. И. Куликова. М., 2004. — 198 с.
  73. , В.Т. Субъект деятельности в онтогенезе / В. Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. 2001. — № 4. — С. 14−30.
  74. , А.И. Психологические проблемы исследования активности человека / А. И. Крупнов // Вопросы психологии. 1994. — № 3. — С. 2532
  75. , О.С. Психолого-педагогические условия развития субъект-ности младших школьников и младших подростков: автореф. дис.. .канд. психол. наук: 19.00.07 / О. С. Лапкова. — Курск, 2007. 24 с.
  76. , В. А. Субъект. Объект. Познание / В. А. Лекторский. -М.: Просвещение, 1980 с. 397.
  77. , А.Н. Избранные психологические произведения / А. Н Леонтьев. В 2 т. Т. 2. М.: Просвещение, 1983. — 317 с.
  78. , М.И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина: под ред. Рузской А. Г. Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997.- 384 с.
  79. , Б.Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений // Психология личности в социалистическом обществе: активность и развитие личности / Ломов Б. Ф. — М.: Наука, 1989. 546 с.
  80. , М.К. Кантианские вариации / М. К. Мамардашвили. -М.: Аграф, 2002. -310 с.
  81. , М.К. Как я понимаю философию / М. К Мамардашвили, 2-е изд., доп. М.: Прогресс, 1992. — 356 с.
  82. , Т.Д. История детской психологии / Т.Д. Марцинков-ская. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998.- 242 с.
  83. , В.Г. Основы самопознания и саморазвития / В. Г. Маралов. М.: Академия, 2002. — 256 с.
  84. А. Мотивация и личность : пер. с англ. / А. Маслоу. СПб.: Питер, 2003. -352 с.
  85. , А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу, М.: Смысл, 1999, — 356 с.
  86. , Б.Р. Развитие личности подростка: программа практических занятий / Б. Р. Матвеенко. — Спб.: Речь, 2007. 176 с.
  87. , А. Онтопсихология : наука о субъективности / А. Мене-гетти. М.: Педагогика, 2002. — 375 с.
  88. B.C. Психология индивидуальности: избр. психол. тр. / B.C. Мерлин. Воронеж: МОДЭК, 1996. — 448 с.
  89. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности / B.C. Мерлин. -М.: Педагогика, 1986. 127с.
  90. , М.С. Рефлексия как системный механизм развития / М. С. Мириманова // Электрон, изд. — Режим доступа к изд.: http://www.rl-online.ru/articles/l-01/23 .html
  91. Митина, JIM. Психологические принципы, содержание и организация полисубъектного взаимодействия в условиях профильного обучения / JI.M. Митина // Психология и школа. 2007. — № 2 — С. 4−11.
  92. , В.И. Стилевые особенности саморегулирования личности В.И. Моросанова // Вопросы психологии. 1991. — № 1.- С. 121 127.
  93. , В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции в произвольной активности человека В.И. Моросанова // Психологический журнал.- 1995. № 4.- С. 26−35.
  94. , В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции : феномен, структура и функции в произвольной активности человека / В. И. Моросанова. М.: Наука, 1998. — 371 с.
  95. , В.И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» : руководство / В. И. Моросанова. М.: Когито-Центр, 2004. — 44 с.
  96. , A.B. О воспитании старшеклассников: книга для классных руководителей / A.B. Мудрик. М.: Просвещение, 1991. — 176 с.
  97. , B.C. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество / B.C. Мухина. М.: ТЦ Сфера при участии Юрайт -М, 2001. -420 с.
  98. , В.Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев // Ин-т практ. психологии. Воронеж: НПО МО ДЕК, 1995. — 356 с.
  99. , Ш. А. Особенности закономерностей действия установки на различных уровнях психической активности человека // Психологические исследования, посвященные 85-летию Д. Н. Узнадзе. Тбилиси: Изд-во Мецниереба, 1973. — 458 с.
  100. , Л.Ф. Возрастная психология / JI. Ф. Обухова. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 442 с.
  101. , Р. В. Практическая психология образования : учеб пособие для студ. психол. факульт. университетов / Р. В. Овчарова. М.: Изд. центр Академия, 2003. — 448 с.
  102. , А.К. Психология самостоятельности : методы исследования и диагностики / К. А. Осницкий. М.- Нальчик: Эль-Фа, 1996. -126 с.
  103. , А.К. Проблемы исследования субъектной активности / К. А. Осницкий // Вопросы психологии. 1996. — № 1. — С. 5−18.
  104. , А.К. Психология самостоятельности / А. К. Осницкий. -Москва Нальчик: Изд. центр Эль-Фа, — 1996. — 421с.
  105. , В.А. Личность в психологии : Парадигма субъектности / В. А. Петровский. -Р-на-Д.: Феникс, 1996. 512с.
  106. , В.А. Феномен субъектности в психологии личности / В. А. Петровский. М.: Наука, 1993. — 70 с.
  107. , В.А. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений / В. А. Петровский, М. В. Полевая // Вопросы психологии.2001,-№ 1.- С. 19−26.
  108. , В.А. Субъектность: Новая парадигма в образовании. Наука и образование / В. А. Петровский. — М.: Наука, 1996. — 178 с.
  109. , В.А. Индивидуальность и саморегуляция: опыт мульти-субъектной теории. Электрон, изд., 2007. — Режим доступа к изд. http://bim-bad.reality.ru/working.
  110. , Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. М.: Ме-ждунар. педагог, академия, 1994. — 673 с.
  111. , К.Н. Психология возрастных кризисов / К. Н. Поливанова. М.: Академия, 2000. — 184 с.
  112. , А. М. Подросток в учебнике и в жизни / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. М.: Тула, 1993. — 349 с.
  113. , А. М. Развитие уверенности в себе и способности к самопознанию у детей 10−12 лет: программа курса занятий // Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками и подростками / А. М. Прихожан. М.: Тула, 1993. — 256 с.
  114. , А. М. Психология сиротства / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. Спб.: Питер, 2005.- 400 с.
  115. , Т.Н. Становление субъектности подростка в учебной деятельности : автореф. дис.. канд. психол. наук / Т. Н. Прокофьева. — Волгоград, 2001. 20 с.
  116. , A.C. Методические разработки социально-психологических тренингов / A.C. Прутченков. М.: Новая школа, 1996. -144 с.
  117. , Н.С. Профориентация в школе : игры, упражнения, опросники: 8−11-е кл. / Н. С. Пряжников. М.: ВАКО, 2005. — 287 с.
  118. , Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: учеб.- метод, пособие / Н. С. Пряжников. -М.: Воронеж: МОДЭК, 2002. 392 с.
  119. Психическое развитие воспитанников детского дома: монография: под редакцией И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. — М.: Педагогика, 1990. С. 42.
  120. Психология и педагогика: учеб. Пособие: под ред. К.А. Абульхано-вой, Н. В. Васиной, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. М.: Изд-во Совершенство, 1998. — 320 с.
  121. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории: под ред. A.B. Брушлинского. — М.: Изд-во Институт психологии РАН, 1997. 576 с.
  122. Психологический словарь: под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова.- 2-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 440 с.
  123. Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. A.B. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М.: ПЕРСЕ, 2002. 235 с.
  124. Рабочая книга школьного психолога: под ред. М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др. М.: Междунар. педагог, акад., 1995. — 372 с.
  125. , В. А. Я и все все — все. Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 5−9 классов / В. А. Родионов. -Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. -240 с.
  126. , М. Помощь трудным детям / пер. с англ. Е. Алексеевой, С. Нуровой. -М.: Апрель Пресс, 1999. 432 с.
  127. , Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райе.- Спб.: Питер, 2000. 442 с.
  128. , A.A. Психология подростка / A.A. Реан. М.: Просвещение, 2003.-475 с.
  129. , K.P. Становление личности. Взгляд на психотерапию / K.P. Роджерс / пер. с англ. М. Золотник. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. -416 с.
  130. , С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2003. — 512 с.
  131. , С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн.1. СПб.: Питер, 2002. 705 с.
  132. , О. Н. Психокоррекционая работа со старшеклассниками: тренинги / О. Н. Рудяков. Волгоград: Учитель, 2008. — 99 с.
  133. , К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика / К. Рудестам / пер. с англ. — М.: Прогресс, 1993. — 368 с.
  134. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Академия, 1995. — 170 с.
  135. , М.Ю. Формирование коллектива класса: сценарии занятий с учащимися. Работа с родителями. Диагностика учащихся. Занятия. Тренинги / М. Ю. Савченко, JI.A. Обухова. — М.: 5 за знания, 2006. — 256 с.
  136. , М.Ю. Справочник классного руководителя (5−9 классы) / Н. И. Дереклеева, М. Ю. Савченко, И. С. Артюхова. М.: Вако, 2005. -304 с.
  137. , М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9−11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / М. Ю. Савченко. — М.: Вако, 2005. 240 с.
  138. , Э.В. Детство в субъектном определении общества как субъекта социального бытия / Э. В. Сайко // Мир Психологии. 2002. — № 1. — С. 3 — 9.
  139. , Н.В. Игры, в которые играют.: психологический практикум / Н. В. Самоукина. Дубна: Феникс, 2002. — 128 с.
  140. Н.В. Игры в школе и дома : психотехнические упражнения, коррекционные программы / Н. В. Самоукина. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. — 208 с.
  141. , В. Вы и ваша семья. Руководство по личностному росту / В. Сатир. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 320 с.
  142. , B.B. Свойства субъекта и его жизненный цикл / В. В. Селиванов: под ред. A.B. Брушлинского, М. И. Воловиковой // Психология индивидуального и группового субъекта. М.: ПЕРСЭ, 2002. — С. 310−329.
  143. , И.А. Психологическая структура субъектности как личностного свойства педагога / И. А. Серегина: автореф. дис.канд. психол. наук. М., 1999. — 22 с.
  144. , Е.А. Природа субъекта: онтогенетический аспект. Проблема субъекта в психологической науке / Е. А. Сергиенко: под ред.
  145. A.B. Брушлинского и др. М.: Академ, проект, 2000. — 375 с.
  146. , Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2001. — 350 с.
  147. , В.А. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе : учебное пособие для вузов / В. А. Ситаров, В. Г. Маралов. — М.: Академия, 2000. 211 с.
  148. В.А. Ненасильственное взаимодействие педагога с учащимися: некоторые теоретические и практические аспекты /
  149. B.А. Ситаров. М.: Академия, 1998. — 32 с.
  150. , В.А. Педагогика : Инновационная деятельность / В. А. Сластенин, JT.C. Подымова. М: Магистр, 1997. — 308 с.
  151. , В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школьная пресса, 2000. — 416 с.
  152. Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. — Минск: Харвест, 1998. 800 с.
  153. Современный философский словарь / под общ. ред. д. ф. н, проф. В. Е. Кемерова. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Академ. Проект, 2004. — 864 с.
  154. Справочные материалы по педагогической психологии / авт.- сост. Б. Р. Мандель. Р-на-Д: Феникс, 2008. — 384 с.
  155. , С.Ю. Психология рефлексии: проблемы и исследования / С. Ю. Степанов, И. Н. Семенов // Вопросы психологии. 1995. — № 3. -С. 31−40.
  156. , В.И. Свойства субъектности как предпосылка личностной формы общения / В. И. Степанский // Вопросы психологии. -1998.- № 5.-С. 29−32.
  157. , В.И. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудач на регуляцию деятельности / В. И. Степанский // Вопросы психологии. 1991. — № 6. — С. 59−74.
  158. , В.В. Уровни и единицы самосознания / В. В. Столин // Психология самосознания. Самара: БАХРАХ-М, 2000. — 672 с.
  159. , И.В. Психология профессиональной субъектности офицеров вооруженных сил РФ: автореф. дис.. докт. психол. наук / И. В. Сыромятников. М., 2007. — 46 с.
  160. , В.А. Субъект психической активности : поиск новой парадигмы / В. А. Татенко // Психологический журнал. 1995. — № 3. — С. 10−15.
  161. , Д.Н. Общая психология / Пер. с грузинского Е.Ш. Чомахид-зе: под ред. И. В. Имедадзе. М.: Смысл- СПб.: Питер, 2004. — 413 с.
  162. , Е. В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги / Е. В. Федосенко // Монография. Спб.: Речь, 2008. — 192 с.
  163. , Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития / Д. И. Фельдштейн // Вопросы психологии. 1998. — № 1. — С. 3 — 18.
  164. , Д.И. Психология развивающейся личности / Д. И. Фельдпггейн. Воронеж: Ин-т практ. психологии: НПО МОДЭК, 1996.-512 с.
  165. , Д.И. Детство в социальном мире: явление событие процесс / Детство и социальный мир: социальное бытие детства в бытие социума / Д. И. Фельдпггейн / Мир психологии. — 2002. № 1.-С. 121−135.
  166. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. — М.: Политиздат, 1991.-839 с.
  167. , В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. М.: АСТ, 1990. -253 с.
  168. , А. Психология «Я» и защитные механизмы / А. Фрейд. — М.: Просвещение, 1993. 358 с.
  169. , С. Теории личности / С. Холл, Линдсей Г. // Пер. с английского Гриншпун И. Б. М.: ЭКСМО — Пресс, 1998. — 592 с.
  170. , Ю.Г. Психолого-педагогическая деятельность практического психолога образования: монография / Ю. Г. Хлоповсих: под ред. Н. И. Вьюновой. — Воронеж: Изд-во им. Е. А. Болховитинова, 2007. — 240 с.
  171. , Т.Л. Практическая социальная психология: материалы и методические рекомендации к практическим занятиям по курсу «Социальная психология» / Т. Л. Худякова, В. А. Штроо Воронеж: ВГИ МОСУ, 1996.-48 с.
  172. , О.В. Счастливый подросток: Программа профилактики нарушений психол. здоровья / О. В. Хухлаева, Т. Ю. Кириллина, О. В. Федорова. М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 221 с.
  173. , О. В. Тропинка к своему Я : Уроки психологии в школе / О. В. Хухлаева. М.: Генезис, 2006. — 207 с.
  174. , Л. Основные положения, исследования и применения теорииличности / JI. Хьелл, Д. Зиглер СПб.: Питер, 2003. — 287 с.
  175. , Г. И. Введение в философию / Г. И. Челпанов. 8 -е изд. до-пол. М.: Изд во Либроком, 2010. — 584 с.
  176. , В.Э. Проблема субъектности в свете современных задач психологии воспитания / В. Э. Чудновский // Вопросы психологии. — 1998.-№ 4.-С. 15−25.
  177. , Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов / Г. А. Цукерман. М.: Прогресс, 1994. — 420 с.
  178. , Г. А. Психология саморазвития / Г. А. Цукерман, Б. М. Мастеров. М.: Прогресс, 1995. — 354 с.
  179. , В.Д. Способности человека / В. Д. Шадриков — М.: Ин-т практ. психологии Воронеж: НПО МОДЕК, 1997. — 288 с.
  180. , А.Ф. Лишенные родительского попечительства : хрестоматия / А. Ф. Шадура: под ред. B.C. Мухиной. М.: Просвещение, 1991. — 254 с.
  181. , Л.М. Психология детей — сирот : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению психол. / Л. М. Шипицына. Спб.: Изд. С — Петербург, ун — та, 2005. — 627 с.
  182. , Л.М. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации / Л. М. Шипицина, Е. С. Иванов, А. Д. Виноградова и др. -СПб.: ЛОГУ, 1997. 472 с.
  183. , Т.И. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки / Т. И. Шульга, Л. Я. Олиференко. -М.: Изд-во УРАО, 1997. 100 с.
  184. , С.М. Подростковый возраст : развитие самосознания, креативности, эмоций, коммуникации и ответственности / С. М. Шурухт. -Спб.: Речь, 2006.-111 с.
  185. , Г. П. Избранные труды / Г. П. Щедровицкий. М.: Шк. Культ. Полит., 1995. — 800 с.
  186. Д.Б. Введение в психологию развития / Д. Б. Эльконин —
  187. М.: Междунар. педагог, акад., 1994.-235 с.
  188. , Д.Б. Избранные психологические труды: Проблемы возрастной и педагогической психологии / Л. Б. Эльконин. М.: Междунар. педагог, акад., 1995. — 219 с.
  189. , Э. Детство и общество / Э. Эриксон. СПб.: Ленато: ACT: Фонд Универсальная книга, 1996. — 592 с.
  190. , Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. — М.: Прогресс, 1996.-340 с.
  191. Юнг, К. Проблемы души нашего времени / К. Юнг. — СПб.: Питер, 2002.-352 с.
  192. Юнг, К. Тэвистокские лекции: теория и практика аналитической психологии / К. Юнг. Киев, 1995.-236 с.
  193. , И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М.: Педагогика, 1996. — 120 с.
  194. , И.С. Развивающее обучение / И. С. Якиманская. — М.: Педагогика, 1997. 125 с.
  195. , Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии. 1997. — № 4. — С. 20 — 27.
  196. Bandura A. Self-efficacy: the exercise of control. N. Y.: W.H. Freeman & Co, 1997.
  197. Deci E., Ryan R. The dynamics of self-determination in personality and development // Self-related cognitions in anxiety and motivation / Ed. R. Schwarzer. Hillsdale: Lawrence Eribaum, 1986. P. 171−194.
  198. Deci E., Ryan R. A motivational approach to self: Integration in personality // Perspectives on motivation / Ed. R. Dienstbier. Lincoln: University of Nebraska Press, 1991. V. 38. P. 237−288.
  199. Harre R. Personal being. Oxford: Blackwell, 1983.
  200. Ryan R., Deci E., Grolnick W. Autonomy, relatedness, and the self: Their relation to development and psycho-pathology // Developmental psychopathology / Eds. D. Cicchetti, D. Cohen. N. Y.: Wilev, 1995. V. 1. P.618−655.
  201. Rogers C.R. A theory of therapy, personality, and interpersonal relationships, as developed in the client-centred framework Formulation of the person and the Social Context. V. 3. N.Y., 1989.
  202. Rychlak J. The nature and txtllenge ofteleological psychological theory // Annals of theoretical psychology / Eds. J.R. Royce, L.P. Mos. N. Y.: Plenum Press, 1984. V.2.P. 115−150.
Заполнить форму текущей работой