Педагогические условия формирования дисциплинированности у военнослужащих
![Диссертация: Педагогические условия формирования дисциплинированности у военнослужащих](https://gugn.ru/work/5145582/cover.png)
Решающее влияние на воспитание военнослужащих оказывает методика обучения. Большую воспитательную роль играют методы обучения. Воспитательная функция методов реализуется наиболее полно при применении их в единой методической системе в соответствии с воспитательными задачами на различных курсах обучения, обеспечению высокой познавательной активности каждого военнослужащего и приданию учебной… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Установление и поддержание дисциплины военнослужащих
- 1. 1. Характеристика понятий «дисциплина и дисциплинированность «
- 1. 2. Анализ причин недисциплинированного поведения военнослужащих
- 1. 3. Факторы, влияющие на дисциплину военнослужащих
- Глава 2. Организация повседневной жизнедеятельности личного состава и ее влияние на воспитание дисциплинированности воинов
- 2. 1. Уставной уклад жизни и его влияние на поведение воинов
- 2. 2. Влияние суточного наряда на формирование дисциплинированности воинов.--.'
- 2. 3. Использование хозяйственных работ, с целью воспитания дисциплинированности воинов
- 2. 4. Разъяснительная работа и ее влияние на состояние воинской дисциплины
- Глава 3. Комплексно-целевая программа дисциплинирующих воздействий общевоенной подготовки на курсантов
- 3. 1. Дисциплинирующее значение организации учебного процесса
- 3. 2. Воспитание дисциплинированности в ходе изучения предметов общевоенной подготовки
Педагогические условия формирования дисциплинированности у военнослужащих (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Дисциплина военнослужащих является ключевым фактором, определяющим боеготовность любой армии, ее потенциал в мирных условиях. Основное назначение дисциплины состоит в том, чтобы независимо от психологических и физиологических особенностей людей, объединить их в боевой единый организм — воинский коллектив, способный решать вставшие перед ним любые задачи. Такое объединение и сплочение людей возможно только на основе дисциплины.
Пока существует армия, дисциплина является одной из актуальных проблем военного строительства. Значение дисциплины подчеркивали практически все полководцы и военачальники в разных странах и в разные исторические периоды. Известные выражения: «Дисциплина — мать победы «(А. В. Суворов) — «з.
Дисциплина — душа воинской службы «(М. И. Кутузов) — это не просто фразы. В них заключен глубокий смысл. Только благодаря дисциплине становиться возможным единство воли и действий огромных масс людей, участвующих в решении боевых задач. Вот почему борьба за твердую воинскую дисциплину всегда была одним из важнейших направлений деятельности командиров, воспитателей, штабов в мирное время.
Военная история показывает, что каждая эпоха привносила свое понимание в сущность и содержание дисциплины воинов. Можно говорить об укреплении дисциплины и воспитании дисциплинированности в период становления регулярной российской армии, в дореволюционный период, в советское времякаждый раз это иные условия, традиции, проблемы. Каждый раз приходиться заново изучать и учитывать новые социальные условия, требования, предъявляемые все более мощными видами вооружения, меняющейся психологией военнослужащих.
Не является исключением перестроечный (пост советский) и пост перестроечный период. Как в любую переходную эпоху, в обществе, а значит и в.
Вооруженных Силах, возрастают анархические тенденции, резко увеличивается число негативных явлений в воинских подразделениях.
Соответственно должна интенсифицироваться работа по анализу причин и поиску путей укрепления дисциплины в войсках на современном этапе развития Вооруженных Сил Российской Федерации.
Чтобы работа по укреплению воинской дисциплины была эффективной и успешной,-сегодня-офицеру—воспитателю надо, прежде всего, иметь правильное представление о том, какой должна быть дисциплина в современной армии, какие новые требования к поведению военнослужащих предъявляются на современном этапе развития военного дела.
Задача же состоит в том, чтобы обеспечить твердую дисциплину, порядок и организованность на уровне сознательной самодисциплины, т. е. на таком уровне, когда дисциплина поддерживается благодаря проявлению личной дисциплинированности военнослужащих, исходящих из его высоких нравственных качеств.
Анализ руководящих документов и научно-методических исследований по вопросам воинской дисциплины, показывает, что в последние годы директивных материалов гораздо больше, чем исследований, вскрывающих глубинные психолого-педагогические процессы в воспитании военнослужащих. Исполнение требований, изложенных в нормативных документах, предполагает необходимость изучения объективных и субъективных условий их реализации, выявления специфики воспитания дисциплинированности во взаимосвязи со служебными задачами, которые решают подразделения, и психологией современного военнослужащего. Недостаточная теоретическая разработанность и потребность войсковой практики обусловили выбор темы исследований.
Цель исследования — поиск путей повышения дисциплины в воинских подразделениях средствами воспитания и формирования личной дисциплинированности военнослужащих.
Объект исследования — воспитательная деятельность офицеров управленческого звена, командиров подразделений и преподавательского состава по укреплению воинской дисциплины.
Предмет исследования — методы и формы воспитания дисциплинированности военнослужащих.
Гипотеза исследования — повседневная деятельность личного состава оказывает существенное педагогическое воздействие на состояние воинской дисциплины в подразделении. Уровень дисциплинированности курсантов и состояние воинской дисциплины в подразделении могут быть повышены при реа—лизации-комнлексно^ц^ у курсантов ВВУЗов в ходе занятий по общевоенной подготовке и привития им командно методических умений и навыков.
В соответствии с гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
1. Провести психолого — педагогический анализ понятий «дисциплина» и «дисциплинированность», выявить причины недисциплинированного поведения военнослужащих в современных условиях.
2. Сформулировать основные факторы, влияющие на дисциплинированность военнослужащих.
3. Определить педагогические возможности влияния на поведения воинов организации повседневной деятельности с целью повышения их дисциплинированности.
4. Разработать и обосновать комплексно-целевую программу воспитания дисциплинированности у курсантов ВВУЗов в ходе занятий по общевоенной подготовке и выработки у них командно-методических умений и навыков.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и военной литературы по темеанализ директивных документов Министерства обороны РФанализ результатов социально-психологических исследований подразделенийметоды диагностики: анкетирование, анализ деятельности выпускников ВВУЗов в войсках, экспертные оценки, беседы с преподавателями и курсантамиобобщение опыта воспитательной работы в войсках округа.
Методологическую основу исследования составили: фундаментальные положения философии, психологии и педагогики об исторической и социокультурной обусловленности потребностей и мотивов деятельности человека, о роли воспитания в процессе формирования потребностей и ценностей личности, о целостной природе развития личности, активности субъектов воспитания, о дисциплине как регуляторе жизнедеятельности в сообществе и ведущем факторе воинской боеготовности—- законодательныеИ- -нормативные документы, регламентирующие деятельность войск Министерства Обороны РФ.
Теоретической основой исследования стали следующие психолого-педагогические идеи и концепции отечественных ученых: об усилении личностного начала в процессе воспитания военнослужащих, о гуманизации и демократизации военно-служебных отношений (А. Г. Ба-занов, А. В. Барабанщиков, В. И. Вдовюк, В. Я. Слепов, В. И. Хальзов, В. С. Олейников, Я. Я. Юрченко) — о дисциплине как регуляторе социальных отношений коллективной деятельности (А. С. Макаренко, С. И. Гессен, Я. Я. Юрченко, С. И. Денисенко) — о закономерностях развития личности и характера в процессе профессионального воспитания (А. Г. Асмолов, А. Г. Ковалев, Н. В. Кузьмина, Е. А. Климов, В. Л. Марищук, В. Н. Мясищев) — о проблемно-деятельностном подходе в обучении и воспитании военнослужащих (А. В. Барабанщиков, В. П. Давыдов, С. С. Муцинов, В. Н. Новиков, В. А. Щеголев).
Исследование проведено в 1995;1999 году на базе Военного инженерно-технического университета, воинской части 2 511 в рамках научно исследовательской работы «Комбат» .
На защиту выносятся следующие научные результаты: 1. Организация воспитательных воздействий на поведение военнослужащих в ходе повседневной деятельности личного состава с целью повышения их дисциплинированности.
2. Комплексно — целевая программа воспитания дисциплинированности у курсантов ВВУЗов в ходе занятий по общевоенной подготовке, привития командирских и методических умений и навыков.
Научная новизна исследования и теоретическая значимость заключается в следующем:
• уточнены определения понятий «дисциплина и дисциплинированность» и Жаймосвязимежду ними!———————- ———————— ———————;
• проведен психолого — педагогический анализ причин недисциплинированного поведения военнослужащих;
• определены факторы (условия), влияющие на поведение военнослужащих в настоящее время;
• дана характеристика путей и условий организации воспитательных воздействий на поведение военнослужащих в повседневной деятельности;
• разработан и обоснован комплекс организационных и педагогических мероприятий, позволяющих усилить значение общевоенной подготовки для воспитания дисциплинированности военнослужащих.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в возможности реализации предлагаемых научно — методических рекомендаций по повышению состояния воинской дисциплины в подразделении и влиянию общевоенной подготовки на дисциплинированность курсантов.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлена использованием современной методологии личностно-ориентированного воспитания, системного анализа при рассмотрении состояния проблемы, объекта и предмета исследованиявыбором теоретических и эмпирических методов, адекватных его целям и задачамс применением широкого спектра диагностических методик и охватом репрезентативной выборкикомплексным характером научно-методических рекомендацийличным 25-летним опытом службы в войсках и военных учебных заведениях.
Апробация основных положений выводов и рекомендаций осуществлялась в воинской части 2 511 п. Каменка (в 1994;1995 г.) — на заседаниях кафедры педагогики и истории, кафедры общевойсковых дисциплин, (в 1995;1999 г.) — на научно-практических конференциях: «Совершенствование принципа единства обучения и воспитания в новых условиях деятельности университета» (СПб., 1995 г.) — «Проблемы воспитания патриотизма у молодежи и современность» (СПб., 1995 г.) — «Состояние и проблемы повышения эффективности профессиональной подготовки офицеров ВВУЗов» (М., 1996 г.) — «Новые методы —и-технологии~обучения—п-у-т-и их внедренияв учебно-воспитэтельньш процесс ВВУЗов МО Строительных Войск» (СПб., 1997 г.) — «Формирование высоких морально-боевых качеств у курсантов в процессе обучения и воспитания на опыте боевых действий в Чеченской Республике 1994;1996гг.» (СПб., 1997 г.).
Внедрение результатов исследования. Разработанные рекомендации по совершенствованию воинской дисциплины и дисциплинированности военнослужащих внедрены в практику Военном инженерно-техническом университете и Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Объем работы составляет.
Выводы: Итогом первых шагов практического применения предложенной нами методики проведения занятий по общевоенным дисциплинам и реализации плана привития курсантам командно-методических навыков являются положительные результаты в вопросах учебно-воспитательного процесса, укрепления дисциплины и правопорядка, а именно:
1. Повысились ответственность и интерес руководящего состава университета и факультетов к вопросам общевоенной подготовки.
2. Влияние командного звена курсов стало носить более целеустремленный и конкретный характер.
3. Повысилось качество проводимых занятий по методике обучения и несения службы лиц суточного наряда.
4. Высокие командирские качества и организаторские способности, приобретенные в университете, позволяют руководить подчиненными и направлять их деятельность, проявляя при этом волю и настойчивость в любой сложной обстановке.
5. Повысилась воинская дисциплина, что неоднократно отмечалось Командующим войсками Ленинградским военным округом при подведении итогов службы войск и воинской дисциплины. Следовательно, можно сделать вывод, что и дисциплинированность курсантов повысилась.
6. В процессе обучения у курсантов формируются следующие социально-значимые качества:
— чувство долга и личная ответственность, общественная активность, волевые качества, творчество и самостоятельность, военная жилка, интерес и склонность к инженерно-производственной деятельности, интерес и склонность к научно-педагогической деятельности, умение исполнять обязанности командиров, методические навыки, позитивно-направленные особенности характера.
В заключении диссертации сделаны обобщающие теоретические выводы и практические рекомендации.
1. В условиях постперестроечного периода и насущной необходимости реформирования ВС РФ, проблема повышения эффективности воспитания в процессе обучения приобретает особую актуальность. Воспитующее обучение выступает как органическая, ведущая часть общей системы воспитательной работы в ВВУЗах и является принципом педагогики высшей военной школы. Его эффективность определяется главным образом комплексным подходом к решению воспитательных задач, требующим обеспечение военно-профессиональной направленности обучения, единства всех сторон воспитания в учебном процессе, совокупного использования всех факторов, придающих обучению воспитывающий характер.
2. Воспитание в обучении — сложная по своей структуре комплексного, организованного и систематического воздействия на психологию военнослужащего с целью привить им качества, необходимые для воинской службы и боя. Она динамична, имеет устойчивые тенденции развития, свою логику. Поэтом ее эффективность определяется так же единой методикой воспитания на весь период обучения в ВВУЗе, оптимальным учетом особенностей учебной деятельности на каждом курсе и изменений, происходящих в качественных характеристиках офицеров по мере их подготовке к работе в войсках.
3. Решающее влияние на воспитание военнослужащих оказывает методика обучения. Большую воспитательную роль играют методы обучения. Воспитательная функция методов реализуется наиболее полно при применении их в единой методической системе в соответствии с воспитательными задачами на различных курсах обучения, обеспечению высокой познавательной активности каждого военнослужащего и приданию учебной работе творческого характера. Степень усвоения и характер оценки изучаемого, мотивы действий обучаемых, их умение руководствоваться знаниями, как системой взглядов, дисциплинированность — основные критерии в воспитательной эффективности методов обучения.
4. Одним из путей повышения эффективности воспитательных воздействий является совершенствование личностных качеств и педагогического мастерства командиров (начальников) и преподавателей. Развитые морально-нравственные качества и волевые черты характера, научная эрудиция и общая культура военного педагога — главное, от чего зависит успех в воспитании и обучении. Основная причина слабости воспитательного влияния командиров (начальников) и преподавателей на подчиненных заключается в недостаточной педагогической подготовленности, что обуславливает дальнейшее совершенствование системы педагогической подготовки воспитателей.
Сделанные выводы раскрывают теоретические и методологические основы работы по повышению эффективности воспитания военнослужащих в процессе обучения. Вместе с тем, сложность комплексного решения проблемы делает необходимым дальнейший научный поиск. Основными его направлениями определяются: обоснование закономерностей воспитующего обучения, совершенствования перспективного планирования воспитательной работы с учетом обучения курсантов на различных курсах и анализа деятельности выпускников ВВУЗа в войсках (после выпуска) — раскрытие взаимосвязей воспитания во время учебных занятий и во внеучебное времяиспользование в процессе обучения коллектива, как фактора воспитания, развития психологической подготовки курсантовдальнейшее изучение критериев эффективности процесса воспитания в обученииисследование проблем методики воспитания в процессе преподавания общевоенных дисциплин.
В целях повышения эффективности воспитывающего обучения, обеспечения комплексности и систематичности в работе командиров (начальников) и преподавателей ВВУЗов рекомендуется:
1. Внедрить полностью в практику работы командира (начальника) и преподавателей комплексный план привития курсантам командирских качеств, методических навыков и навыков воспитательной работы.
2. Совершенствовать учебно-воспитательный процесс. В этих целях:
— изучать настроения широких масс военнослужащих по разработанной в диссертации методике;
— анализировать отзывы на выпускников ВВУЗов, характеризующие их работу в войсках;
— разработать и применить в практической деятельности учебно-методические материалы, освещающие вопросы обучения и воспитания курсантов при изучении учебных дисциплин .
3. В целях активизации деятельности курсантов в учебно-воспитательном труде, военно-научной и общественной работе применять планы работы с личным составом с детализацией всех видов их деятельности и выдачи им индивидуальных заданий на каждый этап обучения.
4. Усовершенствовать систему педагогической подготовки преподавателей путем: разработки примерной профессиограммы военного педагога, включающей в себя совокупность его личностных качеств, профессиональных знаний, навыков и умений, определяющих подготовленность офицера к выполнению функции воспитателя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Профессиональная подготовка курсантов в военных учебных заведениях на современном этапе требует разрешения противоречивого процесса формирования гражданина — патриота с учетом условий современного периода российской государственности.
Учебно-воспитательный процесс необходимо модулировать с учетом закономерностей системы воспитания военнослужащих, опираясь на принципы и используя передовые методы и формы воспитательной работы. При этом особая роль принадлежит самим воспитателям, к которым в полной мере должны предъявляться требования, такие как: наличие педагогической культуры, проявление педагогического мастерствауровень педагогической этикистепень дисциплинированностистремление к самовоспитанию и самообразованию.
Таким образом, чтобы обеспечить качественную подготовку курсантов для службы в первичной офицерской должности, необходим комплексный и системный подход к организации учебно-воспитательного процесса, внутреннего порядка, службы войск, жизни и быта личного состава.
Список литературы
- А педагогом быть обязан /Сост.Б. Г. Безлепкин. М.: Воениздат, 19 990, 255с.
- Авторитет дисциплины/Под ред. Е. С. Кузьмина. Л., 1985. 222 с
- Актуальные проблемы^- психологической подготовки личного состава органов внутренних дел. (По материалам научно-практической конференции). Под ред. Колодкина JI.M. Академия МВД РФ, М., 1992.
- Амонашвили Ш. А. Единство цели: Пособие для учителя. М., 1987, 1987,208с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т.1,2,М., 1980. 288
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1988,339с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977, 381 с.
- Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, 1988, 238 с.
- Андросюк В.Г., Ромашко А. В. Педагогика и психология в деятельности органов внутренних дел. /Часть общая: Учебное пособие. Киев, 1988, 92 с.
- Ю.Антипов А. И., Барабанщиков А. В. Методологические проблемы укрепления воинской дисциплины в Вооруженных силах. М., 1985.
- П.Асламов А. Г. Психология личности. Учебник. М., 1990, 367 с.
- Ахаян Т.К. Подготовка учителя к воспитательной работе в школе. Л., 1984,127с.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., 1982,36 с.
- Банк психоло- педагогических данных. В 2 частях. /Под общей ред. А. В. Барабанщикова. М.: ВПА, 1990−1991. 41, 181 с, 42, 141 с
- Барабанщиков А.В., Давыдов В. П., Конюхов Н. И., Феденко Н. Ф. Методика исследования проблем военной педагогики и психологии. М., ВПВ, 19 867.
- Баранов Г. А. Корабельный коллектив и его роль в воспитании высокой дисциплинированности матросов и старшин срочной службы. Дисс.. .канд. пед. наук. Л.:ЛГУ, 1969.
- Белинский В.Г., Герцен А. И., Чернышевский Н. Г., Добролюбов Н. А. педагогическое наследие. /Сост. А. Ф. Смирнов. М., 1987, 384 с.
- Белявский В.Г. Правовые основы дисциплинарной практики и предупреждения дисциплинарный поступков в Вооруженных силах. М., 1976.
- Белявский В.Г. Правовые основы укрепления воинской дисциплины и предупреждение правонарушений в Вооруженных силах. М., 1983.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений — Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. Перевод с англ. Общ.ред. М. С. Мацковского. М., 1996. 398 с.
- Блонский П.П. Избранные педагогические сочинения. М., 1961. 446 с.
- Богачева О.Г. Законодательство об креплении трудовой дисциплины и его значение для деятельности органов внутренних дел . М. 1985.
- Бодалев А.А. Психология о личности. М., 1988. 188 с.
- Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. М.: Изд-во ЛГУ, 1970. 135 с.
- Большакова С.Е. Основы речевой культуры сотрудников органов внутренних дел. М., 1992. 70 с.
- Варваров В.И., Мерзляк Л. Е. Командиры и подчиненные. М.: Воениздат, 1986. 186 с.
- Васелевский A.M. О дисциплине и воинском воспитании. Сб.статей. М., 1987.101 с.
- Васильев В.П. Юридическая психология. СПб, 1997. 656 с.
- Ведерников Л.М. Служебная дисциплина в органах внутренних дел и средства ее обеспечения. Автореф. дис. канд. юридич. наук. М., 1996.22 с.
- Викторов В.Г. Педагогическая культура офицера подразделения как фактор воспитания дисциплинированности у военнослужащих срочной службы. Дис.канд. пед. наук. СПб. 1995.186 с.
- Власкин А.Г. Мораль и традиции. Л ., 1981. 36 с.
- Военная педагогика. Учебное пособие. Под ред. A.M. Данченко и И.Ф. Вы-дрина. М., 1973. 368 с.
- Военная педагогика и психология. Учебное пособие. /Под ред. А.В. Бара-банщикова. М.: Воениздат, 1986. 240 с.
- Военная психология. Учебное пособие. /Под ред. Н. Ф. Феденко. М., 1978. 334 с.
- Волков Э.И. Дисциплина как социальный регулятор и вид организационных отношений. Автореф. Дис. Канд. экон. наук. Свердловск 1988. 23 с.
- Вопросы укрепления трудовой дисциплины. /Под ред. Г. Г. Крево. М., 1986.
- Воронцов В.И. Воспитание дело всех и каждого /Вестник Медицинского центра профессионального образования и координации научных исследований. № 1.М., 1995.
- Воспитание основа профессионализма. Сборник /Под ред. А. Г. Горлова. М., 1995.
- Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьников: из опыта работы (Сост. Ф. А. Бобков. Под. Ред. И. С. Марьяненко. М.: Просвещение, 1982. 159с.
- Выготский J1.C. Развитие высших психических функций. Из неопубликованных трудов. М. 1960. 500 с.
- Гавриленков Д.А. Дисциплинарная ответственность в органах внутренних дел. Правоведение № 6, 1974, с 113−118.
- Гельвеций К.А. Сочинения в 2-х т. М., 1973 т.2. 688 с.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Учебное пособие. М., «Школа- Пресс», 1995. 448 с.
- Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. СПб, 1992.
- Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. Пер. с нем. Г. Шпета. /Репринт. Восп. Изд. 1959 г-СПб, 1992, 441 с.
- Глоточкин А.Д. Советский воинский коллектив и формирование в нем уставных отношений. М.: Воениздат, 1972 .48 с.
- Грановская P.M. Элементы практической психологии. 2-е изд., испр. и доп.Л., 1988. 560 с.
- Гуцириев Х.С., Сальников В. П., Хальзов В. И., Шаранов Ю. А. Акмеологиче-ские основы конфликтологии. СПб, 1994.
- Давыдов В.П., Майоров В. В. Психолого педагогические вопросы воспитания дисциплинированности у молодых офицеров. Лекция. М.: ВПА, 1982. 43 с.
- Дворецский М.Н. Педагогические основы повышения эффективности дисциплинарной практики командира подразделения в укреплении воинской дисциплины. Автореф. дис.кандт. пед. наук М., ВПА, 1990. 20 с.
- Демиденко В.А. Правовые аспекты укрепления дисциплины в органах внутренних дел. Киев. 1985.
- Денисенко С.Н. Психолого-педагогические условия воспитания дисциплинированности у советских воинов. Учебное пособие. Баку, 1987. 52 с.
- Денисенко С.Н. педагогические основы повышения эффективности деятельности старшин и сержантов ВМФ по укреплению воинской дисциплины в подразделении. Автореф. дис. канд.пед. наук. М.: ВПА, 1991. 22 с.
- Дербенев Б.П. Разрешение сотрудниками органов внутренних дел конфликтных ситуаций. Пособие./Под общ.ред. И. А Возгрина. Л.: ВУ ВВ МВД СССР, 1991.96 с.
- Дисциплина и предупреждение педагогической запущенности школьников. Сб. ст./Под ред. А. Г. Холодюка. Кишинев, 1991. С.26
- Дисциплинарный Устав органов внутренних дел. М. 1976.
- Добролюбов Н.А. педагогические сочинения. М., 1949.
- Домбровский В.В. О функциях профессиональной правовой культуры сотрудников милиции./Актуальные проблемы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск. Л., 1986, с 48−50.
- Донцов А. Самовоспитание личности: Философско этические проблемы. Политиздат. М., 1984. 285 с.
- Драгомиров М.И. Подготовка войск в мирное время. Киев, 1906 С. 11.
- Драгомиров М.И. Избранные труды. М.: Воениздат. 1956.
- Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М., 1977. 332 с.
- Дунаев А.Ф., Батышев А. С. Психология и педагогика в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел: в 5-ти частях: М., 1993.
- Дьяченко М.И. Индивидуальный подход в воспитании воинов. М.: Воениз-дат, 1962. 119 с.
- Зарубин А.И. Воинская дисциплина. М.: Изд-во. ДОСААФ, 1977. 48 с.
- Измалкин B.C. Сплочение воинских коллективов специального назначения. СПб, 1994.
- Ильин И.Ф. Влияние личности преподавателя военного училища на курсантов в педагогическом общении. Автореф. дис.канд. пед.наук. М., ВПА, 1983.21 с.
- Каган М. С. Эткинд A.M. Индивидуальность как объективная и субъективная реальность./Вопросы психологии 1989, № 4, с 5−15.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987. 190 с.
- Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Пер. с англ. /Общ.ред. В. П. Зинченко и Ю. М. Жукова. М., 1889. 288 с.
- Кикот^гВ.Я. Система научного обеспечения профессиональной подготовки слушателей ВУЗов МВД России.Автореф. дис. док. пед. наук. СПб.: СПб ГУ., 1998. 51 с.
- Китов А.И. и др. Современная армия и дисциплина . М.: Воениздат, 1976. 304 с.
- Коваль-Волков В. За быстрым успехом /Об укреплении воинской дисциплины/. Военный вестник, 1992 № 5/6, с.34−36.
- Коллектив, личность, общение. Словарь социально-психологических поня-тий./Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е Семенова. JL, 1987.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах./Под ред. А. И. Пискунова. Москва: Педагогика, 1982. Т.1, с. 568.
- Коменский Я.А., Локк Дж., Руссо Ж. Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие. /Сост. А. Ф. Смирнов. М., 1988. 384 с.
- Коротаев Г. Н. Укрепление служебной дисциплины и социалистической законности- важнейшие условия деятельности органов внутренних дел. Хабаровск, 1987.
- Кочин А.А. Повышение эффективности процесса формирования офицероврпрофессионалов в вузах внутренних войск. Ди<|ц)канДлгаук. СПб.: СПб ГУ, 1996. 234 с.
- Кравчун Н.С. Теория и практика воспитания советских воинов. М., 1973.
- Кузьмин Е.С. Актуальные проблемы социальной психологии. JL, 1987.39 с.
- Кузьмина Н.В. К вопросу о методах анализа уровня нравственной воспитанности студентов. В кн.: Актуальные проблемы теории и практики нравственного воспитания студентов. JL: ЛГУ, 1988. с. 138−145.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. JL: ЛГУ, 1970. с 114.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: ЛГУ, 1967. 183 с.
- Кузьмина Н.В. Педагог как организатор педагогического воздействия. В кн.: Основы вузовской педагогики. Л.: ЛГУ, 1972. с.286−302.
- Кузьмина Н.В. Психологическая структура деятельности учителя и формирования ее личности. Дис.докт. пед. наук по психологии. Л.: ЛГУ, 1967. с 867.
- Кузьмина Н.В., Якунин В. А. Эксперимент./В кн.: Методы системного педагогического исследования. Л., 1980. cl 15−128.
- Кукушкин В.М. Профессиональная этика, этикет и такт работников органов внутренних дел. М.: Академия МВД СССР, 1991.31 с.
- Латкова И.А. Педагогические условия профессиональной адаптации молодых сотрудников органов внутренних дел. Автореф. дис. канд. пед .наук. М., 1987. 22 с.
- Латышев О.М. Подготовка младших командиров курсантских подразделений в условиях ввуза МВД России. Дис. канд.пед.наук.СПб.: СПб ГУ, 1995.
- Латышев О.М., Слепов В. Я. Самовоспитание обучаемых и основы педагогического руководства ими. СПб: ВВКУ МВД России. 1995. 41 с.
- Лащенко П.Н. Единоначалие и воинская дисциплина . М.: Воениздат, 1988. 95 с.
- Леоньтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
- Локк Дж. Мысли о воспитании. Кант И. Основы метафизики нравственности./ в кн: Величие здравого смысла: Человек эпохи просвещения: Книга для учителя. /Сост. С. Я. Карп. М., 1992.
- Лукъянец А.А. Педагогические основы подготовки курсантов военных училищ к работе по укреплению воинской дисциплины в подразделениях. Ав-тореф. дис. канд.пед.наук. М.: ВПА, 1990. 21 с.
- Луценко В.К., Муцинов С. С., Седов A.M. самообразование и самовоспитание преподавателей военно-учебных заведений. М., 1978. 158 с.
- Луцкая Л.В. Совершенствование нравственно- эстетического воспитания сотрудников органов внутренних дел. Автореф. дис. канд. пед.наук. М., 1990. 23 с.
- Магарик Н.Е. О мерах поощрения и взыскания в школе. М., 1939. С 95.
- Макаренко А.С. О воспитании. /Сост. B.C. Хелемендик. М., 1988. 256 с.
- Макаренко А.С. Сочинения. Изд. АПН РСФСР 1951. т.5. с. 83−85, 149, 353,422.
- Маноха А.Е. Укрепление служебной дисциплины как фактор повышения эффективности деятельности органов внутренних дел./Проблемы дальнейшего укрепления социалистической законности в деятельности органов внутренних дел. М., 1986. С.10−12.
- Мардахаев Л.В. Педагогические основы индивидуального подхода к курсанту ввуза. М., 1995. 147 с.
- Марищук В.Л. Психологические основы формирования профессионально- значимых качеств. Автореф. дисс. психол.наук. Л.:ЛГУ, 1982. 51 с.
- Матвиенко Е.Д. Дисциплина, как нравственное качество личности. Автореф.дисс. канд. философ, наук. Киев, 1992. 22 с.
- Меденцев В.И., Шестаков А. Г., Яцевич С. П. Опорные конспекты- схемы по общей психологии в деятельности органов внутренних дел. Учебно методическое пособие. СПб: Санкт-петербургская Академия МВД России, 1998. 76 с.
- Методологические проблемы укрепления воинской дисциплины в Советских Вооруженных Силах. /Под ред. А. В. Барабанщикова. М.: ВПА, 1985. 259 с.
- МикораВ.Н. Офицер. Сержант. Дисциплина. М.: Воениздат, 1987. 106 с.
- Михалевская Г. И. Профессионализм общения. СПб, 1993. 56 с.
- Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика. М.: Педагогика, 1981. 144 с.
- Муцинов С.С. Коллектив и дисциплина . Вопросы и ответы. М.: Воениздат, 1989. 97 с.
- Народное образование в СССР: Сб. документов 1917—1973. М., 1974. С.163−164.
- Носов Т. Соотношение демократии, законности и воинской дисциплины. /Военный вестник. 1993 № 8. С.45−47.
- Нравственные основы советской воинской дисциплины. Сб. ст. М., 1987, 32 с.
- Нравственные и эстетические основы совершенствования профессиональной культуры руководителей органов внутренних дел. Сб.ст. М., 1990. 113с.
- Ожегов С.И. словарь русского языка. М., 1986. 915 с.
- Олейников B.C. Психолого-педагогические основы нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел. Л.: ВПУ МВД СССР, 1986. 39 с.
- Олейников B.C. Теоретические основы нравственно- правового воспитания сотрудников органов внутренних дел России. Дисс. докт.пед. наук. СПб, 1993
- Орлов И.А. Педагогические основы воспитательной работы в органах внутренних дел. Л.: ВПУ МВД СССР, 1976. 74 с.
- Пеньков Е.М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение. М, 1990. 176с.
- Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. М.: Изд. АПН РСФСР, 1952. 702 с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986. 256 с.
- Петрановский А.К., Шаранов Ю. А. Проблемы социальной психологии в деятельности подразделения внутренних войск. СПб: ВВКУ ВВ МВД России, 1996.
- Поздняков А.Н. Советское законодательство о воинской дисциплине и некоторые вопросы ее совершенствования. В кн.: «Труды Академии». М., 1969. С160−180.
- Поздняков А.Н. Дисциплина в органах МВД. Правовые вопросы ее укрепления. М., 1975.
- Поляков С.Б. Увольнение за совершение проступков, несовместимых с требованиями, предъявляемыми к личным и нравственным качествам сотрудников органов внутренних дел. / Государство и право. М., 1996. № 2. С.88−96.
- Применение вычислительной техники в военно- социологических исследованиях. СПб.: ВВКУ ВВ МВД России, 1995.
- Проблемы педагогической подготовки офицера подразделения внутренних войск. /Пособие. СПб, 1993.98 с.
- Проблемы совершенствования воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел. Сб.ст.Домодедово: РИПК работников МВД России, 1996.
- Роша А.Н. Стимулирование служебной деятельности работника мили-ции./Учебное пособие. М., 1991.87 с.
- Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. М., 1973.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. В.2-х т. М., 1989. Т.1- 448с., Т.2- 328 с.
- Реан А. А. Психология познания педагогом личности учащегося. М.: Высшая школа, 1990. 80с.
- Рувинский Л.И., Соловьева А. Е. Психология самовоспитания. М., 1982. 143 с.
- Русские полководцы о воинском воспитании и обучении. Сост. Колобя-ков А. Ф. Новосибирск. 1944. С 19.
- Сазонов В.И. Руководитель органов внутренних дел, стиль и методы работы. Учебное пособие. М.: Академия МВД СССР, 1983. 34 с.
- Сальников В.П. Социалистическая правовая культура. Методологические проблемы. /Под. ред. Н. И. Матузова. Саратов 1989. 143 с.
- Сборник оригинальных и переводных статей М. И. Драгомирова. «14 лет» /1881−1894/. СПб, 1896. 226 с.
- Свободное воспитание и свободная школа. 1918. № 1−3 с. 75.
- Семиренко В.Г. Влияние педагогического такта офицера на формирование дисциплинированности воина-специалиста. Дисс.канд. пед. наук. Л.: ЛГУ, 1977.
- Скрыльник А.И. Нравственность и дисциплина воина . М.: Воениздат, 1985. 112 с.
- Скрыльник А.И. Школа выдержки и дисциплины. М.: Воениздат, 1978. 62 с
- Слепов В.Я. Морально-политическая и психологическая подготовка будущих офицеров ВМФ к деятельности в условиях современной войны. Автореф. дисс. докт. пед. наук. Л., 1973. 41 с.
- Слепов В.Я. Самовоспитание советских военных моряков и руководство им. Петродворец, 1987. 28 с.
- Соколов В.А. Психология поступка. Психологический анализ на рушений воинской дисциплины. М., 1971.
- Справочник директора школы. М., 1955. 42 с.
- Станчинский Г. А., Хальзов В. И. и др. Формирование воинского коллектива в подразделениях внутренних войск. Пособия. Л: ВПУ МВД СССР, 1978. 59 с.
- Степашин С.В. На принципах здравого смысла : Вооруженные Силы в новых условиях. /Патриот. 1993 № 24 с.5
- Столяренко A.M. Психологические и педагогические проблемы управления в МВД, УВД. /Уч пособие. М., 1982. 56 с.
- Стрижов Е.Ю. Психологические условия эффективности деятельности командира подразделения по формированию дисциплинированности у курсантов ВВУЗов. Автореф. дисс. канд. пед наук. М.: ВПА, 1988.
- Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. М.: Молодая гвардия, 1975.239 с.
- Сухомлинский В.А. О воспитании. /Сост. С. Соловейчик. 5-е изд. М., 1986. 270 с.
- Туманов Г. А. Организация управления в сфере охраны общественного порядка. М., 1972.
- Укрепление социалистической законности, трудовой дисциплины и общественного порядка: Научно-аналитический обзор/ АН СССР, ИНИОН-/ Под ред. В. Ф. Ломакина. М.: ИНИОН, 1986.
- Утлик Э. На чем основывается дисциплина? /Военный вестник 1993. № 12.С. 12−13.
- Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6-ти томах. М., 1988. Т 4. с 35, с 56.
- Фатеев Н.М. Как провести социально-психологические исследования в коллективе органов внутренних дел. М., 1996. 39 с.
- Феденко М.Ф., Галицкий В. П. Психологические аспекты преодоления конфликтных ситуаций в воинских коллективах. Учебное пособие. М.: ВПА, 1981. 115 с.
- Франк С.Л. Духовные основы общества: Введение в социальную философию/ Русское зарубежье: Из истории социальной и правовой мысли. Л., 1991. С 243−433.
- Франселла Ф.Д., Бонистер. Новый метод исследования личности. Пер. с англ. М., 1987.
- Фромм Э. Человек для себя. Исследование психологических проблем этики./ Пер с анг. И послесловие Л. А. Чернышевой. Минск, 1992.
- Фрунзе М.В. Избранные произведения. М., Воениздат, 1957. Т.2 297 с.
- Хальзов В.И. педагогические основы повышения эффективности учебно-воспитательной деятельности офицера подразделения внутренних войск. Автореф. дисс. док. пед наук. СПб, 1991. 32 с.
- Чеснакова И.И. Самосознание личности. / Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974.
- Щеглов А.В. Воспитание профессиональной нравственной культуры сотрудника органов внутренних дел России. Автореф. дисс. канд. пед. наук. СПб ., 1994. 18 с.
- Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность/ Под общ. Ред. А.а. Гусейнова и А. П. Скрипника. Пер. с нем. М., 1992. 448 с.
- Юрченко Я.Я. Педагогические основы укрепления воинской дисциплины. Автореф. дисс. докт. пед.наук. Л.: ЛГУ, 1971.
- Юрченко Я.Я. Психология и педагогика в деятельности офицера. Учебное пособие. Л., 1981. 235 с.
- Юрченко Я.Я. О приемах активизации познавательной деятельности. /Вестник высшей школы. 1988. № 3 с.37−39.
- Юрченко Я.Я. Воспитание дисциплинированности у советских воинов. М, 1960. 176 с.
- Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. М., 1994. С. 156.
- Якунин В.А. Педагогическая психология. СПб., 1998. 640 с.
- История педагогики. В 2-х частях. М., 1998. С18. 42./Под ред. А.И. Пис-кунова.
- К.Маркс и Ф. Энгельс. Об искусстве. М. Л. 1938. 56 с.
- Самостоятельность, смелость, инициативность, решительность
- Выдержка самообладание, настойчивость.1. Требо вате льность
- Умение работать с людьми, хорошее знание своего дела, мастерство, деловитость
- Образованность, общий кругозор.
- Человечность (уважение клюдям, чуткоть, справедливость, принципиальное^ тактичность, вежливость, чесность) Еа> К Sк яа о н и оо н Ьв а> н оо, а v: о н и П> И J3 wа «5 И ВК1. X П>я н я о 2 о н к ор рк о43 Ря4я р