Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Регулирование развития регионального рынка потребительских товаров и услуг: На примере Республики Саха (Якутия)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рыночные механизмы обеспечения саморегулирования экономики не гарантируют бескризисного развития страны и удовлетворения потребностей ряда социально-демографических групп и слоев населения (пенсионеры, малообеспеченные граждане, студенты и др.). В этих условиях процессы функционирования потребительского рынка подвергаются регулированию со стороны государственных органов и различных общественных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
    • 1. 1. Региональный потребительский рынок как экономическая категория, его состав и место в экономике региона
    • 1. 2. Необходимость регулирования регионального потребительского рынка, субъекты и методы регулирования
    • 1. 3. Диагностика состояния развития потребительского рынка региона, как исходная база регулирования его развития
  • ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ПРАКТИКИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ
    • 2. 1. Анализ тенденций развития потребительского рынка республики Саха (Якутия)
    • 2. 2. Практика регулирования потребительского рынка в республике Саха (Якутия) и других регионах РФ
  • ГЛАВА. 3, НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРЕШЕНСТВОВАНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ
    • 3. 1. Формы и методы воздействия на региональный потребительский рынок
    • 3. 2. Усиление роли общественных организаций в регулировании региональных потребительских рынков
    • 3. 3. Регулирование развития малого предпринимательства на потребительском рынке: участие государства и общественных организаций

Регулирование развития регионального рынка потребительских товаров и услуг: На примере Республики Саха (Якутия) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Одним из важнейших направлений экономических реформ в России является преобразование потребительского рынка, затрагивающее интересы всех граждан нашей страны.

Потребительский рынок представляет собой важнейшую часть современной экономики. Именно здесь реализуются повседневные потребности населения, уровень удовлетворения которых в конечном счете определяет эффективность функционирования экономики в целом.

В период реформ именно отрасли потребительского рынка продемонстрировали наиболее высокую степень развития частной инициативы, адаптации к новым условиям экономической жизни, приближения к мировым стандартам обслуживания и качества.

Тем не менее в ходе реформ на потребительском рынке выявились трудности, был совершен целый ряд ошибок. В этих условиях несомненную актуальность приобретает проблема совершенствования форм и методов управления и регулирования процессов развития данной сферы экономики.

Сфера потребления отличается от многих других секторов экономики, тем, что она имеет достаточно четко выраженный региональный аспект, ее состояние и динамику во многом определяет уровень развития регионов. Именно поэтому изучение региональной составляющей проблем развития потребительского рынка представляет собой один из важнейших аспектов его исследования.

Все происходящие в экономике перемены по-новому ставят задачи регулирования потребительского рынка как на уровне страны в целом, так и составляющих ее регионов — субъектов Федерации.

Анализ тенденций развития и изучение проблем функционирования потребительского рынка в условиях реформируемой российской экономики находятся в центре внимания ученых-экономистов. Исследованием этих вопросов занимались Л. Басков, Е. Игнатова, И. Качалов, В. Маркова, В. Малышков, Т. Николаева, И. Рождественская, В. Ростанец и другие.

Однако следует иметь в виду, что их исследования, несмотря на большую научную и практическую значимость, не охватывают, естественно, всех аспектов этой важной и сложной проблемы, а некоторые из них проводились в начальный период реформы и затрагивали лишь отдельные вопросы развития региональных потребительских рынков. В связи с этим проблема изучения процессов реформирования потребительского рынка по-прежнему является актуальной.

Целью диссертационной работы является разработка методических и практических вопросов государственного и общественного регулирования регионального потребительского рынка.

В ходе диссертационного исследования были поставлены и решены следующие задачи:

— изучить региональный потребительский рынок Республики Саха (Якутия) как объект регулирования;

— определить и обосновать роль и задачи субъектов регулирования, включая государственные органы и общественные организации;

— обосновать роль организаций и союзов предпринимателей и потребителей как полноправных субъектов регулированияпроанализировать отечественный и зарубежный опыт регулирования региональных потребительских рынков;

— разработать комплекс практических предложений по решению одной из важнейших организационно-экономических проблем регионального потребительского рынка — поддержка малого предпринимательства с помощью механизмов государственного и общественного регулированияразработать организационные формы обеспечения взаимодействия государства и общественных организаций в процессе регулирования регионального потребительского рынка.

Объектом исследования являются отрасли регионального потребительского рынка Республики Саха (Якутия) и протекающие в них экономические процессы.

Предметом исследования в диссертационной работе стали теория, практика и механизмы регулирования развития отраслей регионального потребительского рынка государственными органами и общественными объединениями предпринимателей и потребителей.

Теоретической и методологической основой исследования послужили важнейшие положения современных теорий рыночной экономики. Использованы научные идеи, содержащиеся в трудах ведущих отечественных и зарубежных ученых в области теории и практики государственного регулирования экономики, развития региональных потребительских рынков.

В диссертации использованы теоретические разработки по проблемам государственного регулирования экономики Л. Абалкина, П. Бунича, С. Шаталина, Н. Петракова, ученых-регионалистов Р. Шнипера, А. Новоселова, В. Лексина, А. Швецова, исследователей процессов развития и эволюции потребительских рынков и их отдельных отраслей — Л. Корецкой, В. Малышкова, В Мишина, Т. Николаевой, Е.

Решетниковой и др.

Автор ставит своей целью доказать, что в переходной экономике в качестве субъектов регулирования регионального потребительского рынка должны выступать государство и общественные организации предпринимателей и потребителей. По мере развития экономики страны, стабилизации положения на потребительском рынке вмешательство государства должно ограничиваться, а роль общественных организаций будет постепенно возрастать.

Исследования проведены с использованием таких общенаучных методов, как исторический, сравнительный, системно-структурный анализ и синтез.

Информационную базу диссертационной работы составили законодательные акты РФ, Республики Саха (Якутия), нормативные и распорядительные документы Правительства Республики, федеральных и республиканских министерств и ведомств, всероссийская и республиканская статистика, публикации по данной теме в отечественной и зарубежной печати, материалы научных конференций и семинаров.

Научная новизна исследования состоит в том, что в ней поставлена и решена важная научная проблема — разработка организационно-экономических основ государственного и общественного регулирования развития регионального потребительского рынка и механизма их практической реализации.

Основные результаты, полученные лично автором и выносимые на защиту, состоят в следующем:

— выявлены специфические особенности и обоснованы перспективы развития рынка потребительских товаров и услуг Республики Саха (Якутия), разработаны формы и методы управления им в условиях укрепления экономического суверенитета и становления новых федеральных отношений;

— доказана объективная необходимость сочетания государственного регулирования потребительского рынка с воздействием на него общественных организаций предпринимателей и потребителей;

— определены и обоснованы направления участия общественных организаций в регулировании потребительского рынка республики, предложена система экономических, правовых и моральных методов регулирования, которые могут применяться ими;

— разработана структура региональной нормативно-законодательной базы, обеспечивающей проведение эффективной политики государственного и общественного регулирования потребительского рынка;

— предложены организационные формы, обеспечивающие участие организаций предпринимателей и потребителей в регулировании рынка товаров и услуг Республики Саха (Якутия);

— разработан комплекс практических рекомендаций по развитию малого предпринимательства в республике на основе методов государственного и общественного регулирования.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования результатов проведенного исследования в деятельности региональных органов управления, союзов предпринимателей и потребителей при подготовке нормативных и методических документов, регламентирующих процессы регулирования отраслей регионального потребительского рынка, а также при обосновании и принятии конкретных управленческих решений.

Результаты исследований использованы в практической работе ряда министерств ведомств Республики Саха (Якутия).

Апробация результатов исследования. Основные положения работы докладывались диссертантом на ряде республиканских научно-практических конференций и семинаров в 1999;2001 г. г. и получили положительную оценку.

Публикации. Основное содержание диссертации изложено в трех публикациях (брошюра и две статьи в сборниках научных трудов) общим объемом 2 п.л.

Структура работы. Поставленная цель и задачи исследования определили логику построения диссертации, которая состоит из введения, трех глав, выводов и рекомендаций и списка литературы.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. В переходный период экономического развития, который переживает в настоящее время РФ, региональный потребительский рынок является важным объектом регулирования государством и общественными организациями.

Рыночные механизмы обеспечения саморегулирования экономики не гарантируют бескризисного развития страны и удовлетворения потребностей ряда социально-демографических групп и слоев населения (пенсионеры, малообеспеченные граждане, студенты и др.). В этих условиях процессы функционирования потребительского рынка подвергаются регулированию со стороны государственных органов и различных общественных групп с целью обеспечения более гармоничного развития рынка, достижения важных социальных целей.

2. Субъектами регулирования потребительского рынка выступают государственные структуры, профессиональные организации предпринимателей, общественные объединения потребителей, представляющие различные общественные силы и преследующие различные цели. Государственные и муниципальные власти выступают в процессе регулирования рынка как представители большинства общества, как выразители самых обобщенных потребностей его членов в рациональной организации жизни.

3. Общественные организации предпринимателей участвуют в регулировании рынка как выразители интересов достаточно узкой, хотя и влиятельной, группы населения, занимающейся производством и продажей потребительских товаров и услуг. Наконец, общественные организации потребителей, представляя самые широкие слои общества, воздействуют на рыночные отношения с одной определенной цельюобеспечение граждан качественными товарами и услугами.

4. В переходной экономике, отличающейся непрочностью новых хозяйственных механизмов, социально-политической напряженностью, организационными трудностями, решающим является государственное регулирование потребительского рынка. Вместе с тем, по мере развития рыночных отношений, стабилизации экономической ситуации в стране, формирования гражданского общества, роль государства как регулятора состояния дел на потребительском рынке будет снижается, а роль общественных организаций и потребителей возрастать.

5. Основанием для участия общественных организаций предпринимателей в регулировании регионального потребительского рынка, служит не только принципиальная роль последних в механизмах рыночного товарообмена, но и практика функционирования потребительских рынков в развитых странах мира. По мере создания условий целесообразно осуществлять передачу части полномочий государственных региональных органов управления авторитетным корпоративным объединениям предпринимателей — сертификацию товаров и услуг, лицензирование деятельности, контроль за правилами конкуренции, хозяйственный арбитраж.

Организации предпринимателей могут наиболее эффективно использовать в своей деятельности экономические, юридические и моральные методы регулирования рынка. Это финансово-кредитная поддержка, проведение независимых экспертиз, бойкот, коллективные санкции, выдвижение судебных исков, моральное воздействие, кампании в средствах массовой информации.

6. Все большую роль в системе регулируемой рыночной экономики играют общественные организации потребителей. Они все более активно воздействуют на производителей и продавцов товаров и услуг в целях повышения качества товаров, их безопасности для человека, экологической чистоты.

Основными формами работы организаций потребителей по контролю за качеством товаров и услуг являются:

• проведение независимых экспертиз;

• выдвижение судебных исков для возмещения морального и материального ущерба;

• разъяснительная и информационная работа среди населения;

• проведение кампаний по бойкоту и антирекламе в средствах массовой информации.

7. Новая роль организаций производителей и потребителей в процессе регулирования потребительского рынка требует наличия соответствующих организационных структур — торгово-промышленные палаты, межведомственные комиссии, координационные советы, конкурсные комиссии, включения общественности в процессы принятия конкретных управленческих и кадровых решений, реализации мер контроля за рынком. С участием деловой общественности целесообразно принимать кадровые решения, проводить тендеры и торги при размещении государственных и муниципальных заказов. Создание таких структур возможно как на региональном, так и межрегиональном уровнях (например, в рамках Ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ, Дальнего Востока и Забайкалья).

8. Региональные потребительские рынки в своем развитии сталкиваются в настоящее время с рядом масштабных организационно-экономических проблем. Это необходимость восстановления и развития межрегиональных связей, трудности в развитии малого предпринимательства, недостаточное развитие инфраструктуры рынков и товаропроводящих сетей, ограниченность правовой базы регулирования финансово-экономических отношений хозяйствующих субъектов, деятельности предпринимательских объединений и ряд других. По нашему мнению, все эти проблемы в значительной степени можно решить, используя методы государственно-общественного регулирования.

9. Одной из наиболее актуальных проблем потребительского рынка, в том числе и в Республике Саха (Якутия), является преодоление трудностей в развитии малого предпринимательства — наиболее многочисленного и динамичного элемента, действующего на потребительском рынке. Государственное и общественное регулирование малого бизнеса на потребительском рынке должно быть направлено на:

• широкое использование малозатратных форм его поддержки (дистанционное обучение, консультирование, маркетинговые услуги, в том числе с помощью компьютерных сетей);

• содействие самоорганизации предпринимателей, вовлечение их в процессы управления потребительским рынком, преодоления административных барьеров;

• развитие внебанковских форм финансирования малого предпринимательства посредством кредитных, страховых, гарантийных союзов и товариществ;

• расширение практики лизинга различных видов оборудования и техники, а также временного найма высококвалифицированного персонала (юристы, менеджеры, дизайнеры и т. п.).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Постановление ВС РФ «Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ на 1992 год» № 2980−1 от 11.06.1992 г. (ред. от 01.07.93)
  2. Указ Президента РФ «Об основных положениях государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ после 1 июля 1994 года» № 1535 от 22.07.1994 г. (ред. от25.01.99) —
  3. Указ Президента РФ «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» № 66 от 29.01.1992 г. (ред. от 14.07.98)
  4. Указ Президента РФ «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» № 96 от 06.02.1995 г. (ред. от 26.06.96)
  5. Федеральный Закон «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ» № 119-ФЗ от 24.06.1999 г.-
  6. Федеральный Закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества» № 123-Ф3 от 21.07.1997 г. (ред. от 23.06.99) —
  7. Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 6-ФЗ от 08.01.1998 г.-
  8. Федеральный Закон «О лизинге» № 164-ФЗ от 29.10.1998 г.-
  9. Закон Республики Саха (Якутия) «О налоговой политике РС (Я) на 2001 год" —
  10. Закон Республики Саха (Якутия) «О малом предпринимательстве в РС (Я)» № 98-И от 27.05.99-
  11. Указ Президента Республики Саха (Якутия) «О создании Министерства малого предпринимательства и развития занятости РС (Я)» № 918 от 30.11.99-
  12. Постановление правительства Республики Саха (Якутия) «О лицензировании отдельных видов деятельности на территории РС (Я)» № 232 от 21.04.2000-
  13. Постановление правительства Республики Саха (Якутия) «О первоочередных мерах по развитию рынка платных услуг населению в РС (Я) на 2000−2001 гг.» № 310 от 10.07.2000-
  14. Постановление правительства Республики Саха (Якутия) «О мерах по устранению административных барьеров в сфере организациии осуществления предпринимательской деятельности в РС (Я)» № 527 от 13.10.2000-
  15. Постановление правительства Республики Саха (Якутия) «О мерах по развитию рынка труда в РС (Я)» № 352 от 30.07.2000-
  16. Программа поддержки малого предпринимательства и развития занятости в РС (Я) на 2000−2001 гг.-1. Диссертационные работы
  17. Г. Д. Государственное регулирование сферы платных услуг населению. Дис., к.э.н., СПб, 1993
  18. Л.Ю. Формирование и основные направления развития рынка бытовых услуг в регионе. Дис., к.э.н., М., 1995
  19. З.А. Формы хозяйствования в сфере обращения потребительских товаров. Дис., д.э.н., Новосибирск, 1996
  20. Л.К. Развитие рынка потребительских товаров. Дис., д.э.н., Новосибирск, 1996
  21. H.H. Управление региональным потребительским рынком в условиях развития предпринимательской деятельности. Дис., к.э.н., Н-Новгород, 1997
  22. В.П. Регулирование товарного предложения на рынке потребительских товаров в переходный период. Дис., к.э.н., М., 1994
  23. В.И. Стратегия развития потребительского рынка в условиях реформирования экономики. Дис., д.э.н., М., 1998
  24. В.Н. Организация и функционирование продовольственного рынка региона. Дис., д.э.н., М., 1995
  25. Т.В. Потребительский рынок и его структура. Дис., к.э.н., Чебоксары, 1995
  26. Г. Б. Развитие потребительского рынка и самообеспеченность региона: На примере Республики Мордовия. Дис., к.э.н., Саранск, 1996
  27. В. Г. Регулирование развития отраслей потребительского рынка региона в условиях переходной экономики. Дис., д.э.н., М., 2000
  28. В.Н. Развитие экономических форм и методов управления сферой сервиса в условиях становления рыночных отношений. Дис., к.э.н., СПб, 1997
  29. A.B. Формирование инфраструктуры регионального рынка товаров в переходной экономике на крайнем Севере (на примере Мурманской области). Дис., к.э.н., Апатиты, 1995
  30. I. Монографии, журнальные и газетные статьи
  31. В. Государственное регулирование и механизмы саморегулирования в рыночной экономике // Вопросы экономики. № 9, 1996.
  32. А. Предпринимательство в регионе: условия развития и государственного регулирования//Экономист, 1994, № 12.
  33. В., Косарев А. Формирование системы государственного регулирования (опыт Франции)//Экономист, 1991, № 5.
  34. И. Статистика рынка: задачи показатели, методология // Вестник статистики. № 9, 1991
  35. М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело, 1994.
  36. В.Н. Проблемы оценки уровня жизни населения в современной России. М.: Всероссийский центр уровня жизни, 1995. -258 с.
  37. С.Я., Чухно A.A. Регулирование рыночного механизма в странах Западной Европы. Киев, 1992
  38. П. И., Рождественская И. А., Ростанец В. Г., Государственное регулирование социального развития регионов. М., УРСС, 1998
  39. Д.В. Рыночная экономика. Возникновение, эволюция и сущность. -М.: ИНФРА-М, 1997
  40. Введение в институциональный анализ. М.: МГУ -ТЕИС, 1996.
  41. Государство и негосударственные некоммерческие организации: формы поддержки и сотрудничества. М.: Сигналь, 1997.
  42. М.Я., Штульберг Б. М. Экономическое обоснование территориальных планов. М.: Экономика, 1977.
  43. Е.Т., Канторович Г. Г. Опыт государственного регулирования цен во Франции//Проблемы прогнозирования. Выпуск 3, 1994.
  44. О.Г. Региональная экономическая диагностика. -СПб., 1992.
  45. И., Маркова Н., Монахова Т. Государственное регулирование в районах Севера//Экономист, 2001, № 3.
  46. З.В. Колумбия: предпринимательство и лоббистская деятельность/АПатинекая Америка, 1994, № 4.
  47. Е. и др. Рынок продовольственных товаров // Маркетинг. № 4, 1997
  48. И.В. Продовольственный рынок России товаров // Маркетинг. № 6, 1996
  49. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1978-
  50. Г. Д. Приграничная торговля Сибири. ЭКО, № 3, 2000
  51. Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс. 1990
  52. B.B. Научно-методические основы формирования и развития потребительского комплекса в условиях создания рыночной экономики. Новосибирск, 1999
  53. В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. -М.:УРСС, 1997
  54. A.C., Тарханов A.B. Потребительский комплекс национальной экономики. -М., 1999
  55. K.P., Брю С Л., Экономикс /Пер.с англ. М.- Республика, 1992 — Т. 1,2,
  56. В.И. Потребительский рынок: вчера, сегодня и ближнее завтра. М:, 1997
  57. В. О закономерностях становления рынка. Вопросы экономики № 3, 1993 г.
  58. В.Д. Маркетинг услуг. М.: Финансы и статистика, 1996
  59. Т.И. Торговля потребительскими товарами: проблемы развития и совершенствования. Екатеринбург, 1996
  60. Т.И., Егорова Н. Р. Потребительский рынок и торговля. Проблемы развития и регулирования. Екатеринбург, 1998
  61. A.C. Региональные рынки, М., 1999.
  62. Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика / Пер. с англ. -М.- Экономика, Дело, 1992.
  63. Общая экономическая теория (политэкономия) / Под общей ред. В. И. Видяпина, Г. П. Журавлевой. М., 1995,
  64. И.А. Социально-культурный комплекс в переходной экономике. М., 1997.
  65. В. Г. Регулирование потребительского рынка региона в условиях переходной экономики: роль государства, предпринимателей, потребителей. -М.: Прометей, 2000
  66. М., Росс Т. Большие идеи для малого бизнеса в сфере услуг / Пер. с англ. М.: ФАИР, 1996
  67. И.К., Барковская Л. А. Регулирование цен в зарубежных странах//Финансы, 1995, № 3.
  68. П. Экономика. -М., 1992.
  69. И. Предпринимательские ассоциации в странах Восточной Европы и России//МэиМО, 1993, № 4.
  70. Статистика рынка товаров и услуг. Под редакцией И. К. Беляевского. М.: Финансы и статистика, 1995 г.
  71. США: рынок потребительских товаров и услуг. М.: Наука, 1993.
  72. Теория переходной экономики. Т.1. Микроэкономика: Учебное пособие / Под. Ред. В. В. Герасименко. М.:ТЕИС, 1997
  73. О. Роль государства в ограничении монополий (опыт Франции)//Экономист, 1991, № 5.
  74. Формирование и развитие регионального рынка потребительских товаров и услуг. Сб. материалов научно-практической конференции, М., 1998
  75. Ф.А. Дорога к рабству. М., 1992.
  76. А. На пути к предпринимательству. -М.: Дело, 1995
  77. А.Ю. Малый бизнес в регионах России после кризиса. В сб. Проблемы теории и практики реформирования региональной экономики, вып. 2 М., 2000
  78. Е.Г., Шульга В. А. Вопросы государственного регулирования экономики в условиях устойчивого роста // Тезисы Всероссийской научной конференции «Государственное регулирование национальной экономики», т.2, ч.2., М.: МГУ, 1996, с.125−127.
  79. Р.И. Регион: диагностика и прогнозирование. -Новосибирск, 1996,
  80. Р.И., Новоселов A.C. Региональные проблемы рынковедения: экономический аспект. Новосибирск, наука, 1993 г.
  81. Эволюционный подход и проблемы переходной экономики / Ред. колл.: Л. И. Абалкин и др. М.: ИЭ, 1995
  82. Г. Государство должно играть существенную роль в переходном периоде // Экономические новости России и содружества, № 9, 1994
  83. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. М.: Институт экономики РАН, 1997.
  84. Friedman M. Money and Economic Development. N.Y., 1973
  85. Tobin G. The New Economics. N.Y., 1992
Заполнить форму текущей работой