Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Совершенствование управления системой высшего образования в структуре экономики региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Кластерный подход в формировании региональной системы высшего образования позволит адаптировать предприятия региона к изменению существующих стандартов в связи с переходом на новую систему образованияповысит эффективность взаимодействия частного сектора, государства, торговых ассоциаций, исследовательских и образовательных учреждений в инновационном процессе, а также подход является основой для… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Управление системой высшего образования в региональной социально-экономической системе
    • 1. 1. Роль и значение образования в социально- экономическом развитии региона
    • 1. 2. Состояние и тенденции развития высшего образования в России и за рубежом
    • 1. 3. Особенности управления системой высшего образования в условиях его реформирования
  • Глава 2. Анализ эффективности управления системой высшего образования во Владимирской области
    • 2. 1. Оценка эффективности управления системой высшего образования во Владимирской области
    • 2. 2. Идентификация причин отклонений направлений развития высшего образования и региональной экономики
    • 2. 3. Эффективность взаимодействия развития высшего образования и качества жизни в регионе.'
  • Глава 3. Совершенствование управления системой высшего образования в регионе как фактора повышения уровня жизни
    • 3. 1. Определение стратегических направлений формирования вуза инновационного типа как основы повышения качества высшего образования
    • 3. 2. Оценка эффективности формирования инновационных структур вуза на основе системы сбалансированных показателей
    • 3. 3. Совершенствование управления системой высшего образования в регионе на базе инновационного научного кластера

Совершенствование управления системой высшего образования в структуре экономики региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. На современном этапе развития России, вхождения ее в мировое экономическое пространство главным условием перехода к экономике нового типа, экономике, основанной на знаниях, является формирование современной региональной инновационной системы, обеспечивающей эффективную коммерциализацию знаний и получение экономически ощутимых результатов от инновационной деятельности в регионе.

Уровень конкурентоспособности современной инновационной региональной экономики в значительной степени определяется качеством профессиональных кадров, уровнем их социализации, то есть в первую очередь качеством образования.

Наибольшее влияние на развитие региональной экономики, по оценкам специалистов из всей образовательной системы, оказывает система высшего профессионального образования. Высшее образование приобретает все большее значение в связи с выполнением важнейших функций по формированию новых знаний в различных сферах региональной экономики.

В современных условиях знания и квалификация являются важными факторами инновационного социально ориентированного типа экономического развития регионов, уровень образования оказывает непосредственное влияние на уровень жизни населения. В социальной статистике ООН для межстранового сравнения уровня жизни, уровня экономического развития в настоящее время используются индекс человеческого развития (ИЧР) и индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). В числе главных составляющих ИРЧП: ожидаемая продолжительность предстоящей жизниуровень образования населения и реальный душевой валовой внутренний продукт (ВВП).

В Докладе о развитии человека за 2007 г., подготовленного Программой развития ООН (ПРООН), к странам с высоким уровнем развития человеческого потенциала относятся такие страны как Япония — 8-я строчка в рейтинге стран по ИРЧП, США — 12-я строчка, Германия на 22-й строчке, Россия находится на 67-й строчке и относится к странам со средним уровнем развития человеческого потенциала.

Роль знаний в экономическом развитии стран мира стремительно возрастает, опережая значимость средств производства и природных ресурсов.

В современной экономике человеческий капитал формирует 64% общего объема богатства каждой страны, физический капитал — 16%, а природный- 20%, в Японии и Германии, доля человеческого капитала составляет до 80%, в США до 76% национального богатства, т. е. накопленные населением знания и умения. В Австралии и Канаде, доля человеческого капитала составляет около 20% производительных богатств этих стран. В западной Европе это соотношение составляет 74−23−3%, в России 50−10−40%.

На сегодняшний день для России характерен высокий уровень различий регионов в социально-экономическом развитии, сложившийся в регионах механизм взаимодействия науки и производства, специфика развития высшего образования не соответствуют потребностям развития рынка.

Высшие учебные заведения слабо реагируют на изменяющиеся потребности экономики региона, обостряется несоответствие между вновь подготовленными специалистами и требованиями рынка труда.

Такой разрыв — следствие недостаточного взаимодействия и сотрудничества между работодателями и региональной системой высшего образования.

Необходимо создание принципиально новых подходов к управлению системой высшего образования как в масштабе государства, так и на региональном уровне.

Вышеизложенное свидетельствует об актуальности темы и обусловило выбор направления исследования.

Степень разработанности проблемы.

Проблемы высшего образования в современных условиях, вопросы воздействия высшего образования на экономический рост регионов страны, взаимодействие его с рынком, теории инвестиций в образование как вложения, формирующие человеческий капитал и активно влияющие на экономический рост, рассмотрены в работах известных отечественных и зарубежных ученых.

Среди современных российских ученых, внесших значительный вклад в изучение стратегического управления в целом и стратегии социально-экономического развития регионов в частности, можно назвать В. Р. Веснина, A.JI. Гапоненко, Ю. Н. Лапыгина, Г. И. Мальцеву и др. Среди наиболее значимых исследований в названной области зарубежных ученых, занимающихся изучением стратегического управления, следует выделить работы И. Ансоффа, М. Г. Брауна, Ф. Котлера, М. Портера, П. Р. Нивена, Д. Нортона, Р. Каплана, А. Стрикленда.

Разработка проблем, связанных с реформированием экономики регионов, управлением университетами, нашла свое отражение в исследованиях И. Н. Баранова, В. И. Бутова, А. О. Грудзинского, С. А. Дятлова, Г. И. Мальцевой, М. В. Ниязовой, С. Г. Струмилина и др.

Изучение социально-экономических проблем развития системы высшего образования носит многоаспектный характер и имеет давнюю традицию, что нашло свое отражение в работах Г. А. Балыхина, О. М. Карпенко, М. Д. Бершадской, А. И. Михайлушкина.

В последние годы в западной и отечественной литературе, в практике государственного управления особое внимание уделяется проблемам интеграции системы высшего образования и образования в целом в России в мировую систему образования. Функции, роль высшего образования в экономическом развитии региона, формировании человеческого капитала исследованы недостаточно всесторонне. Нуждается в уточнении методика определения эффективности подготовки кадров высшей квалификации, наблюдается существенный разрыв между потребностями бизнеса и результатами подготовки выпускников высшими учебными заведениями.

Таким образом, актуальность и недостаточная разработанность проблемы предопределили выбор темы исследования, постановку его цели и задач.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационного исследования заключается в разработке практических рекомендаций по совершенствованию управления системой высшего образования как фактора повышения уровня жизни населения регионов России.

Указанная цель обусловила постановку и решение следующих задач:

1. Исследовать влияние высшего образования на социально-экономическое развитие региона.

2. Провести анализ развития системы высшего образования за рубежом, определить возможности его использования в регионах России.

3. Установить взаимосвязь развития системы высшего образования и качества жизни в регионе.

4. Определить стратегические направления формирования вуза инновационного типа как элемента системы высшего образования.

5. Провести оценку эффективности инновационных структур вуза.

6. Определить основные направления совершенствования управления системой высшего образования в регионе.

Предметом исследования является управление системой высшего образования в экономике региона.

Объектом исследования выступает система высшего образования региона (на примере Владимирской области).

Теоретической базой исследования диссертационного исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых по управлению развитием образования, экономике труда, анализу развития системы высшего образования в регионе, методологии и методике разработки региональных стратегий развития высшего образования. Исследование осуществлялось на основе использования принципов системного подхода, экономического и статистического анализа, методов экспертной оценки.

Информационной базой диссертационного исследования являются ежегодные статистические отчеты и справочные данные Госкомстата России и Министерства образования и науки Российской Федерацииданные мониторинга Департамента по труду и занятости и социально-трудовой сферы федерального и регионального уровнейзаконодательные акты Российской Федерации: Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, федеральные законы, федеральные и региональные программы по регулированию деятельности институтов послевузовского образования, материалы научных конференций, посвященных процессам развития высшего образования, реформирования системы образования и роли образовательных услуг в экономическом развитииофициальные данные по развитию высшего образования в зарубежных странах, представленные в глобальной сети Интернетвторичная информация из периодической печатиа также первоначальная информация, собранная и проанализированная автором по деятельности системы высшего образования во Владимирской области.

Область исследования. Работа выполнена в соответствии с паспортом специальности ВАК РФ 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: региональная экономика (п. 5.14).

Научная новизна результатов исследования заключается в разработке предложений по совершенствованию управления системой высшего образования в регионе (на примере Владимирской области), определении целевых параметров развития системы высшего образования и подходов к реализации стратегии их достижения путем создания интегрированной инновационной системы, включающей в единый инновационный научный кластер вузы и бизнес-сообщества.

1. Выявлены ключевые проблемы развития человеческих ресурсов, определяющиеся развитием экономики региона, с учетом реорганизации высшего образования и перехода на двухуровневую систему подготовки профессиональных кадров, которые состоят в следующем: несоответствие между выпуском специалистов и требованиями рынка труданедостаточная ориентация на инновационное развитиеслабая взаимосвязь системы высшего образования с представителями регионального бизнес-сообщества (стр. 21, 22, 34,39−41).

2. Разработан и апробирован эвристический алгоритм выбора оценочных показателей развития системы высшего образования в регионе, состоящий из последовательности взаимосвязанных логических этапов отбора основных факторов, учитывающих изменяющиеся условия и определяющих уровень результативного показателя (стр. 77 — 79).

3. Установлены наличие и существенность корреляционных связей между показателями уровня жизни населения (среднедушевые денежные доходы населенияотношение среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума) и показателями развития высшего образования в регионе (выпуск специалистов высшими учебными заведениями, численность персонала, занятого исследованиями и разработкамиотношение выпуска специалистов высшими учебными заведениями к численности населения), что позволяет определить целевые показатели развития системы высшего образования, обеспечивающего вклад в достижение целевого уровня качества жизни региона (стр. 79 — 85).

4. Адаптирован подход Д. Нортона и Р. Каплана, заключающийся в разработке комплексной оценки эффективности стратегии и обосновании методов стратегического управления на основе сбалансированной системы показателей, применимой для университета как некоммерческой организации, и обеспечивающего её устойчивое и эффективное развитие в долгосрочной перспективе (стр. 108 — 114).

5. Определены основные направления совершенствования управления системой высшего образования в регионе путем создания интегрированной инновационной системы, включающей в единый инновационный научный кластер инновационные структуры вуза, профильные производственные предприятия, предпринимательские структуры малого бизнеса и обеспечивающей устойчивое функционирование и развитие каждой из структур, стимулирующей региональное экономическое развитие (стр. 123−128).

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования состоит в углублении представлений о развитии высшего образования в регионах как фактора развития региональной экономической системы и системы социально-трудовых отношенийо модернизации послевузовского образования, особенностях развития высшего образования в современных условиях, возможностях функционирования системы высшего образования в регионе в рамках мирового образовательного пространства.

Основные теоретические и практические положения и выводы могут быть использованы в процессе дальнейшей разработки экономической теории и концептуальном обосновании стратегии развития регионов РФ, при управлении факторами, способствующими повышению уровня жизни населения.

Разработанные автором рекомендации и методические положения по совершенствованию управления системой высшего образования в регионе, формированию интегрированной инновационной системы могут быть использованы органами управления образованием в регионе для разработки стратегических планов развития системы высшего образования и как следствие социально-экономического развития региона с использованием потенциала высшего образования.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические и методические положения, полученные результаты диссертационной работы на разных этапах ее подготовки докладывались автором, обсуждались и получили одобрение на международных и всероссийских научно-практических конференциях в городах: Казань, Санкт-Петербург, Пермь, Курган, Владимир, Екатеринбург, Москва в 2005 — 2009 гг.

Отдельные положения были приняты к реализации комитетом по экономической политике администрации Владимирской области, Департаментом образования администрации Владимирской области, Владимирским государственным университетом.

Публикации. Всего по теме диссертации опубликовано 25 научных работ общим объемом 5,4 авторских печатных листа, в том числе 5 работ в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях.

Структура и объем работы обусловлены целью и задачами исследоа-ния. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих 26 таблиц и 26 рисунков, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 167 источников, и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики в значительной степени определяется социально-экономическим развитием регионов.

Множественность существующих подходов в теории управления региональными экономическими системами требует выявления совокупности ключевых методологических предпосылок для исследования высшего образования как элемента социально-экономической системы региона. В исследовании сформирована методика разработки стратегии управления системой высшего образования. Она включает в себя совокупность следующих методов и инструментов: методы стратегического анализа, позволяющийе выделить слабые и сильные стороны системы и определить ряд стратегических направлений в зависимости от изменения внешней средыматематические методы, с помощью которых можно определить целевой уровень развития системы высшего образования в регионесистема сбалансированных показателей, дающая возможность перевести разработанные стратегии в действие и определить эффективность их реализации.

Необходимость исследования обусловлена, с одной стороны, важной ролью, которую выполняет система высшего образования в социально-экономическом развитии регионов, с другой — недостаточностью развития этого сектора региональной экономики в России.

Функции системы высшего образования сгруппированы по следующим направлениям: социальному, культурному и экономическому. Осуществляя эти функции, система высшего образования испытывает острые экономические проблемы: низкий уровень государственного финансирования (Государственные расходы на образование составляют в настоящее время в Германии — 4,8% ВВП, в Великобритании — 5,3% ВВП, Франции — 5,6% ВВП, США -5,6% ВВП, в России 4,6% ВВП) — отсутствие единых методических подходов к системе эффективности развития системы высшего образованиянедоучет местных факторов развития экономики регионаунификация подходов к образованию в регионахнедостаточная ориентация в регионах на инновационное развитиеслабая взаимосвязь системы высшего образования с представителями регионального бизнес-сообщества.

Данное обстоятельство обусловливает необходимость создания принципиально новых подходов к управлению системой высшего образования как в масштабе государства, так и так и на региональном уровне.

Анализ развития образовательных систем ряда развитых стран мира показал, что за последние десятилетия доступность высшего образования значимо увеличивалась, возросло количество лиц, получающих высшее образование, повысилась степень автономии учебных заведений. Происходит укрепление положения вузов как научных центров, увеличиваются объемы оказываемых вузами услуг, как связанных с НИР, так и других.

Уровень конкурентоспособности современной инновационной региональной экономики в значительной степени определяется качеством профессиональных кадров, уровнем их социализации и кооперационности. Россия не сможет поддерживать конкурентные позиции в мировой экономике за счет дешевизны рабочей силы и экономии на развитии образования и здравоохранения.

Поэтому в условиях трансформирующейся экономики России необходимо кардинальное обновление технологий обучения, создание принципиально новой структуры системы управления на всех уровнях национальной экономики, сбалансированности социально-экономического развития процесса высшего образования, на федеральном, региональном уровнях управления высшей школой, а также отдельно взятого высшего учебного заведения.

В качестве методической основы для осуществления стратегического планирования и управления Владимирского государственного университета, разработана модель сбалансированной системы показателей стратегического планирования и управления университетом.

Проведен стратегический анализ условий внутренней и внешней среды университета, который с учетом уровня развития региона позволил выявить ряд стратегических направлений развития университета и систематизировать проблемы высшего образования в российских регионах.

Для совершенствования существующей структуры Владимирского государственного университета проведен реинжиниринг бизнес-процессов с учетом потребностей целевых групп.

В исследовании определена тесная связь между вложенными в развитие высшего образования и уровнем жизни населения. Влияние факторных признаков на результативный постоянно увеличивается, что подтверждается построенными регрессионными моделями. Из характеризующих уровень развития высшего образования факторов, основным, влияющим на уровень жизни населения является выпуск специалистов высшими учебными заведениями. Построенные многофакторные модели позволяют выявить общероссийскую тенденцию влияния высшего образования на уровень жизни населения, а также характер связи и соотношения между факторами, что, в свою очередь, дает возможность определить одно из важных стратегических направлений социально-экономического развития региона путем использования потенциала высшего образования.

Для управления развитием высшего образования в регионах необходимо проводить непрерывный мониторинг и прогнозирование потребностей экономики региона в квалифицированных кадрах путем подготовки предложений по количественным и качественным показателям целевого заказа на подготовку кадров, проведение оценки структуры целевой подготовки.

С целью развития и укрепления научно-технического потенциала Владимирской области необходимо создание интегрированной инновационной системы, включающей в единый инновационный научный кластер профильные производственные предприятия, научно исследовательские институты, ВУЗы, и другие организации, взаимодополняющие друг друга и усиливающие конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.

Кластерный подход в формировании региональной системы высшего образования позволит адаптировать предприятия региона к изменению существующих стандартов в связи с переходом на новую систему образованияповысит эффективность взаимодействия частного сектора, государства, торговых ассоциаций, исследовательских и образовательных учреждений в инновационном процессе, а также подход является основой для конструктивного диалога между представителями предпринимательского сектора и государства с целью выявления проблем развития науки и производства, путей наиболее эффективной реализации имеющихся инвестиционных возможностей и необходимых мер государственной политики.

Реализация перечисленных предложений и учет рекомендаций позволили бы более эффективно содействовать развитию высшего образования в регионах, обеспечит устойчивое развития социальных процессов, повысит конкурентоспособность и привлекательности региона, позволит стимулировать региональное развитие, которое в конечном итоге может состоять в увеличении занятости, заработной платы, отчислений в бюджеты различных уровней, повышении устойчивости и конкурентоспособности региональной промышленности, то е способствовать эффективному экономическому росту региона и повышению уровня жизни населения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М.: Книга сервис, 2004. — с. 8.
  2. Закон РФ «Закон об образовании» от 10.07.1992 № 3266 — 1 (с изм. от 08.01.2007).
  3. Закон РФ «Об образовании» от 13.01.1996 г. № 12 ФЗ (ст. 33, п. 20).
  4. Федеральный закон от 22.08.1996 (с изм. от 10.02.2009) № 125 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
  5. Федеральный Закон от 22.08.1996 № 125 ФЗ (ред. от 31.12.2005) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (принят ГД ФС РФ 19.07.1996).
  6. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». -М.: Омега-Л, 2006.-48 с. ISBN 5−365−329−2.
  7. Постановление Правительства РФ от 9 декабря 2004 «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации».
  8. Приказ Минобразования России от 29 июня 2000 № 1965. «Об утверждении Перечня показателей государственной аккредитации икритериальных значений показателей, используемых при установлении вида высшего учебного заведения».
  9. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 11 февраля 2002 г. № 393 «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».
  10. Приказ Минобрнауки России от 15 февраля 2005 № 40 «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования РФ».
  11. Федеральная целевая программа развития образования на 2006−2010 годы. Утверждена Постановлением Правительства РФ № 803 от 23 декабря 2005 г. // Дополнительное профессиональное образование № 12 (24) 2005, с. 15−26.
  12. Программа развития ГОУПО «Владимирский государственный университет» на 2009 2013 годы до 2020 года.
  13. , Н. М., Данько Т. П., Ильдеменов С. В., Киселев А. Д. Реинжиниринг бизнес-процессов / Н. М. Абдикеев, Т. П. Данько, С. В. Ильдеменов, А. Д. Киселев. М.: Издательство «ЭКСМО», 2007. — ISBN: 5−699 119 772−9.
  14. Агранович, М. JL, Российское образование в контексте международных показателей. 2004. / М. JI. Агранович, А. В. Полетаев, А. В. Фатеева // Сопоставительный доклад. М.: Аспект Пресс, 2005.
  15. , М. Бизнесмен со школьной парты / М. Агранович // Российская газета. 2006. — № 142.
  16. , В. А., Совершенствование внутривузовских организационно-экономических отношений: постановка проблемы / В. А. Антропов, Е. В. Ревина // Университетское управление: практика и анализ. 2003. — № 2(25). -С. 41−48.
  17. , И. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ. / Науч. ред. и авт. предисл. J1. И. Евенко. М.: Экономика, 1989.
  18. , В. С. Системный анализ в управлении: Учеб. пособие / Под ред. А. А. Емельянова. М.: Финансы и статистика, 2007. — 368 с.
  19. , Э. Б., Лекции по экономической теории государственного сектора / Э. Б. Аткинсон, Э. Стиглицдж. М.: ЛОГОС, 2008. С. 651 — 698.
  20. , Н. Г. Высшая школа сегодня и завтра: пути преодоления кризиса / Н. Г. Багаутдинова. М.: Экономика, 2003.
  21. , Г. А. Управление развитием образования / Г. А. Балыхин. М.: ЭАО «Издательство «Экономика», 2003. С. 326 — 329.
  22. , С.А. Финансирование системы образования в России / Беляков С. А. // серия «Управление. Финансы. Образование» М.: МАКС Пресс, 2006,
  23. , М. Д. Развитие систем высшего образования: тенденции, перспективы, прогнозы / М. Д. Бершадская, К. С. Фурсов // Тезисы между-нар. научно-практ.конференции. М.: Изд-во СГУ, 2006. — с.20 — 22.
  24. Болонский процесс // Большая Российская Энциклопедия. «БРЭ». М., 2005. Т.З.
  25. , И. И., Университетские комплексы и университетское образование / И. П. Борисов, С. А. Запрягаев // Университетское управление: практика и анализ. -2007. -№ 3(18).
  26. , М. Г. Сбалансированная система показателей: на маршруте внедрения / М. Г. Браун. / Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 226 с.
  27. , В. И., Основы региональной экономики / В. И. Бутов, В. Г. Игнатов, Н. П. Кетова. М., 2001. — с. 61 — 78.
  28. , И. В., Маркетинг образования: учебное пособие / И.В. Вань-кина, А. П. Егоршин, В. И. Кучеренко // Университетская книга. — М.: Логос, 2007. 336 с. ISBN 978−5-98 704−145−7.
  29. , Ю. С., Управление развитием вуза. От политехнического института к техническому университету / Ю. С. Васильев, В. В. Глухов, М. П. Федоров, А. В. Федотов // Издание второе. СПб.: изд-во Лань, 2004. — 608с.
  30. , В. Р. Стратегическое управление / В. Р. Веснин // Учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.
  31. , В. Р., Стратегическое управление / Веснин В. Р., Кафидов В. В.// Учебное пособие. СПб., 2009.
  32. , О.С. Стратегическое управление / О. С. Виханский // Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2006.
  33. Всемирный доклад по образованию 2007 Сравнение мировой статистики в области образования, Институт статистики ЮНЕСКО, Монреаль, 2007, табл.8 .
  34. Высшее образование в России // Стат. сб. М., 2002. — С. 120 — 121.
  35. , В. П., Как эффективно управлять организацией? / В. П. Гален-ко, О. А. Страхова, С. И. Файбушевич. М.: Бератор-Пресс, 2004. — 176 с.
  36. , Г. Рейтинг ВУЗов Министерства образования РФ. URL: http://www.ed.vseved.ru/higher-school-russia/education-article.php (дата обращения: 11.03.2009)
  37. , М., Массовое, гибкое и интернациональное / М. Галушкина, В. Княгинин // Эксперт. 2005. — № 43 (489). — С. 84 — 87.
  38. , А. Л. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город. Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 2001.
  39. , М. Бизнес и высшее образование: опыт взаимодействия в Великобритании / М. Гибсон, А. Ю. Афонин // Университетское управление: практика и анализ. 2004. — № 4(32). С. 53 — 66.
  40. , М. Ю., Бизнес-планирование / М. Ю. Горохов, В. В. Малев. -М.: Филин, 2002.-231с.
  41. , А. О. Проектно-ориентированный университет. Профессиональная предпринимательская организация вуза / А. О. Грудзинский. -Н.Новгород, 2004.
  42. , Ю. Болонский процесс. Миф или реальность? // Высшее образование в России. 2005. — № 10. — С. 4 — 5.
  43. Департамент по труду и занятости населения администрации Владимирской области / Состояние рынка труда Владимирской области в январе — марте 2008 года. URL: http://www.vladimir.rostrud.ru (дата обращения: 17.06.2009).
  44. , О.Б. Стратегия и программы социально-экономического развития: федерация и регионы России: монография / О. Б. Дигилина, А. Я. Быстряков, Е. В. Пономаренко и др. М.: РУДН, 2009.
  45. , О.Б. Формирование стратегии устойчивого социально-экономического развития региональных социально-экономических систем : монография / О. Б. Дигилина, А. А. Чуб. Владимир: гос. пед. Университет, 2007.
  46. , О.Б. Социальные аспекты конкурентоспособности человека, общества, государства: монография / О. Б. Дигилина, Н. А. Волгин и др. М: Проспект, 2004.
  47. , О.Б. Человеческий капитал в системе трудовых отношений : монография / О. Б. Дигилина, М: Маркетинг, 2003.
  48. , Ю. А. Активизация инновационной деятельности — основа развития экономики в современный период : монография / Ю. А. Дмитриев, А. А. Жаров. Владимир: Собор, 200. — 231 с. — ISBN 5−94 002−274-Х.
  49. , Ю. А. Формирование региональной инновационной экономики: монография / Ю. А. Дмитриев, А. И. Смирнов, К. В. Хартанович. — Владимир, Собор. 2008. — 256 с.
  50. , Ю.А. Развитие и оценка эффективности инновационного потенциала региона : монография / Ю. А. Дмитриев, А. С. Арсентьев. — Владимир: Собор, 2008. 264 с. — ISBN 5−94−002−734−3.
  51. Доклад о развитии человека 2007/08. С.355−356. Сайт ООН: URL: http://hdr.undp.org/en/reports/global/hdr2007- 2008/chapters/russian (дата обращения: 12.04.2009).
  52. Документы VII съезда Российского Союза ректоров высших учебных заведений // Новая и новейшая история. 2003. — № 2. — С. 17−28.
  53. Доклад о мировом развитии-2007: доклад Всемирного банка. М.: из-во: Весь мир, 2007. — С. 322 — 323.
  54. Доклад о развитии человека 2007/08. ООН. URL: http://hdr.undp.org/en/reports/global/hdr2007- 2008/chapters/russian (дата обращения: 19.02.2009).
  55. , С. А. Экономика образования в условиях переходного периода. СПб.: Изд-во СпбУЭиФ, 2005.
  56. , С. А. Основы теории человеческого капитала / С. А. Дятлов. -СПб., 1994.
  57. , С. А. Русская экономическая школа о роли и оценке народного образования /С. А. Дятлов // Экономика и управление: Российский научный журнал. № 3. СПб: ИЭУ, 2005.
  58. , А., Готовность к вхождению в Болонский процесс (региональный опыт) / А. Егоров, Е. Сухова // Высшее образование в России. — 2005. — № 10.-С. 49.
  59. Жураковский, В., Модернизация высшего образования: проблемы и пути их решения. / В. Жураковский, И. Фёдоров // Высшее образование в России. -2006. № 1. — С. 3−4.
  60. Зарецкая, С. JL Современные тенденции финансирования высшего образования в США / С. JI. Зарецкая, Г. В. Семко // Экономика образования. -2003.-N4.-С. 48−53.
  61. , П. Н. Стратегическое развитие университетов в период Российских социально-экономических реформ / П. Н. Захаров // Экономика региона. 2007. № 18. URL: http://journal.vlsu.ru/index.php (дата обращения: 19.01.2008).
  62. , П.Н. Особенности формирования сбалансированной системы показателей реализации стратегии вуза / П. Н. Захаров // Экономика региона. 2007. № 18. URL: http://journal.vlsu.ru/index.php (дата обращения: 19.01.2008).
  63. , В. Проектирование информационного ресурса вуза / В. Ильин // Высшее образование в России. 2005. — № 12. — С. 62.
  64. Индикаторы конкурентоспособности и качества жизни: инструмент оценки и результативности госполитики / Ин-т комплексных стратег, исследований. М.: ТЕИС, 2004. — С. 8.
  65. Инновационная политика высшего учебного заведения / под ред. Р. Н. Федосовой. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. — 178 с. ISBN 5−282−2 565−5.
  66. , Р., Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / Р. С. Каплан, Д. П. Нортон. — 2-е изд., испр. и доп. / Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп— Бизнес», 2003 320 с.
  67. , Р. С., Стратегическое единство: создание синергии организации с помощью сбалансированной системы показателей / Р. С. Каплан, Д. П. Нортон. / Пер. с англ. М.: ООО «И.Д. Вильяме», 2006. — 384 с. ISBN 5−84 591 018−8.
  68. , Р. С., Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей / Р. С. Каплан, Д. П. Нортон. / Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп— Бизнес», 2004. 416 с.
  69. , О. М., Международные рейтинги университетов: результаты и перспективы / О. М. Карпенко, М. Д. Бершадская, Ю. А. Вознесенская // Платное образование. М. : — 2008. № 1 — С. 22−29.
  70. , О. М., Международное исследование PISA и проблемы развития высшего образования / О. М. Карпенко, М. Д. Бершадская, Ю. А. Вознесенская // Вестник общественного мнения (Центр Ю. Левады). — 2007. -№ 5. -С. 38−47.
  71. , М. Непрерывное образование на основе информационно-коммуникационных технологий / М. Карпенко // Высшее образование в России. 2005. — № 6. — С. 8 — 18.
  72. , О. М., Роль веб-сайта в комплексной характеристике вуза: результаты международного рейтинга / О. М. Карпенко, М. Д. .Бершадская, Ю. А. Вознесенская //Социология образования. 2008. — № 2. — С.4 — 16.
  73. , В. Г., Образование, воспитание, культура в истории цивилизаций / В. Г. Кинелев. М.: Гуманит. изд. Центр BJIA-ДОС, 1998.
  74. , Г. Эволюция институциональных систем (фрагменты введения и заключения к новой книге) / Г. Клейнер // Российский экономический журнал, № 4. 2005. — С. 78.
  75. Ключевые показатели Приоритетного национального проекта «Образование» — Режим доступа: URL: http://www. mon.gov.ru (дата обращения: 19.03.2009).
  76. , В. Двухступенчатое высшее образование: 15 аргументов «за». / В. Колесов // Высшее образование в России. 2006. — № 3. — С. 24 — 29.
  77. , В. Рынок образовательных услуг и ценности образования (Между ВТО и Болонским процессом) / В. Колесов // Высшее образование в России. 2006. — № 2. — С. 3.
  78. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года/ Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 г. № 1756-р- Приказ Минобразования России от 23.07.2002 г. № 2866.
  79. Концепция Российского портала открытого образования online. URL: http://www.openet.ru (дата обращения: 20.12.2008).
  80. , Н. П. Единая Россия / Н. П. Косарев // Газета Уральской государственной горно-геологической академии Горняк. — 2004. — № 2(2081). — С. 4.
  81. , Ф., Маркетинг менеджмент / Ф. Котлер, К. Л. Келлер // Учебник. 12-е изд. / пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп— Бизнес», 2009. — 816 с.
  82. , В. А. Региональная экономика и управление: переход к устойчивому развитию. / В. А. Кретинин. Владимир, Собор. — 2007. — С. 142.
  83. , В.А. Мониторинг регионального развития / В. А. Кретинин // Информационно методический биллютень Администрации Владимирской области. 2002. — № 1(26). — С. 49.
  84. , В., Информационные технологии: психологические сопровождения / В. Кроль, В. Мордвинов, А. Сигов // Высшее образование в России. — 2005.-№ 7.-С. 88.
  85. , К., Рынок труда и профессиональное образование. URL: http://wvm.pmuc.ru/jornal/number21/kyazimov.htm (дата обращения: 29.010.2008).
  86. , О. В. Инновационный сценарий развития территории. URL: http://www.evrodol.ru/invest/inv10.htm (дата обращения: 18.07.2009).
  87. , Ю. Н., др Инвестиционная политика / Ю. Н. Лапыгин, А. А. Балакирев, Е. В. Бобкова и др. // учебное пособие- под ред. Ю. Н. Лапыгина. — М.: КНОРУС, 2005. 320 с.
  88. , Ю. Н., Сбалансированная система показателей муниципалитета / Ю. Н. Лапыгин, А. Е. Лешин. Владимир: ВлГУ, ВГПУ, 2005. — 123 с.
  89. , Ю. Н. Стратегический менеджмент / Ю. Н. Лапыгин. М.: Инфра-М, 2007. — 236 с.. ISBN 5−16−2 856−0.
  90. , Ю. Н., Теория организации/ Ю. Н. Лапыгин. М.: Инфра-М, 2007. -311 с. ISBN 5−16−2 839−0.
  91. Ю.Н., Стратегическое развитие организации / Ю. Н. Лапыгин, Д. Ю. Лапыгин, Т. А. Лачинина. М.: КНОРУС, 2005. — 288 с. ISBN 587 846−446−7.
  92. , Ю. Н., Организация производственного взаимодействия на основе реализации кластерных принципов / Ю. Н. Лапыгин, Д. А. Корчажкина // Экономика региона 2007 г. — № 18. http://journal.vlsu.ru
  93. , А.Н. Механизмы участия работодателей в развитии профессионального образования. URL: http://test.meks-info.ru/tezis.shtml (дата обращения: 16.05.2009).
  94. , П. Новый взгляд на управленческое образование: задачи руководителей / П. Лоранж. М.: ЗАО «Олимп — Бизнес», 2004. — 400 с. ISBN 5 901 028−69−4.
  95. , И. Развитие высшей школы и экономики: коэволюционный подход / И. Майбуров // Высшее образование в России. 2005. — № 6. — С. 79 -95.
  96. , И. Высшее образование в развитых странах / И. Майбуров // высшее образование в России. 2008. № 2 С. 138.
  97. , А.С., Исследование систем управления / А. С. Малин, В. И. Мухин // Учебник для вузов. — 2-е изд. — М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004.
  98. Материалы к парламентским слушаниям в Государственной Думе Российской Федерации по теме: «Проблемы законодательного регулирования экономических отношений в сфере образования». М.: Министерство образования Российской Федерации, 2001.
  99. С. Болонский процесс, Россия и глобализация / С. Медведев // Высшее образование в России. 2006. — № 3. — С. 31 — 36.
  100. Международные подходы к ранжированию вузов и специальностей. URL: http://ranking.crimea.edu/2008/01/04/mejdunarodnyespecialnoste.htm (дата обращения 12.08.2008).
  101. , В.П. Неравновесные социально-экономические системы: синергетика и самоорганизация / В. П. Милованов. М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 264 с. ISBN 5−8360−0301−7.
  102. Микроэкономика: теория и российская практика. Под. Ред. Л.Г. Гряз-новой и А.Ю. Юданова-М.: Крокус, 2005 г.
  103. Мини-путеводитель по обучению за рубежом // Спецвыпуск «Образование без границ. Study IN», 2008. С. 22 — 23.
  104. , А.И., Анализ рынка высшего профессионального образования методологический и методологический аспекты: Препринт / А. И. Михайлушкин, Д. В. Соловьева. СПб.: СПбГИЭА, 1998. — 82с.
  105. , А. И. Реформирование высшего профессионального образования в обществе переходного периода. СПб., 1998.
  106. , М.Н., Определение готовности к введению профильного обучения: регион, муниципалитет, школа / М. Н. Моисеев, С. С. Кравцов // Монография. -М.: «Готика», 2005.
  107. , П. Р. Сбалансированная система показателей — шаг за шагом: Максимальное повышение эффективности и закрепление полученных результатов / П. Р. Нивен / Пер. с англ. — Днепропетровск: Баланс-Клуб, 2003. — 328 с.
  108. , М. В. Проблемы оценки эффективности предпринимательской деятельности бюджетных вузов / М. В. Ниязова // Университетское управление: практика и анализ. 2003. — № 3(26). — С. 68 -76.
  109. Новая философская энциклопедия. В 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 2000. — С. 546 — 547.
  110. Новый энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, РИПОЛ КЛАССИК, 2002. — С. 827.
  111. , Д. Институты, институциональные изменения и функционирования экономики. / Пер. с англ. А. Нестеренко. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997.
  112. О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации. URL: http//www. recer. ru (дата обращения: 20.03.2009).
  113. , Н. Оценка эффективности деятельности компании / Н. Ольве, Ж. Рой, М. Ветер // Практическое руководство по использованию сбалансированной системы показателей: Пер. с англ. —М.: Издательский дом «Вильяме», 2003.-304 с.
  114. Основы изучения человеческого развития / Под ред. Н. Б. Баркалова и С. Ф. Иванова. М.: «Права человека», 1998.
  115. Повышение эффективности государственного управления и регулирования. Реформа государственного управления. Интернет-сервер «АКДИ Экономика и жизнь». URL: http://www.akdi.ru/ECONOM/program (дата обращения: 16.04.2009).
  116. , М. Конкуренция / М. Портер. Издательский дом «Вильяме», Санкт-Петербург-Москва-Киев, 2001, С. 207.
  117. Последствия вступления в ВТО для отдельных отраслей. URL: http:// www.tpprf.ru (дата обращения: 18.06.2009).
  118. , Ю. Критерии университета инновационного типа с точки зрения профессионалов высшей школы. Вып. 1 / Сост. Я. Б. Зеницкая- Уральский государственный университет. Екатеринбург, 2006.
  119. , Ю. Опора на семь принципов / Ю. Похолков Ю. // Еженедельная газета научного сообщества «Поиск». 2006. — № 1 — 2(867−868). URL: http://aeer.ru/winn/press/kriterpoh0106.phtml (дата обращения 01.06.2007).
  120. Разработка концепции стратегии социально-экономического развития Владимирской области до 2027 года. // Отчет о научно-исследовательской работе. М.: НП ИНСЭР, 2007. — С. 25.
  121. Проблемы финансирования высшего образования в Российской Федерации, Университетское управление. 2005. — № 5
  122. Россия в международном исследовании PISA 2006. Карпенко О. М., Бершадская М. Д., Вознесенская Ю. А. //Социология образования. М., 2008, № 5, с.4−17.
  123. , Б. А., Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. М. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. 2-е изд., испр. — М.: ИНФРА-М, 1999. — 479 е., ISBN — 5−86 225−758−6
  124. , X. К. Универсальная система показателей для оценки личной и корпоративной эффективности / Хьюберт К. Рамперсад, Кари Туоми-нен. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
  125. , М. Ф., Интеллектуальная организация. Привнеси будущее в настоящее и преврати творческие идеи в бизнес-решения: Пер. с англ. -М.: ИНФРА-М, 2003.
  126. , В., Компьютерный инжиниринг / В. Румянцев, Н. Болобано-ва // Высшее образование в России. — 2005. № 11. — С. 83.
  127. , JI. П. Анализ позитивных изменений и инновационных процессов в системах высшего профессионального образования развитых стран: США, Японии, Германии, Франции, Великобритании/ JI. П. Рябов JI. П. — М., 2001. С. 37.
  128. Сайт Министерства экономического развития. URL: www.economy.gov.ru (дата обращения: 19.05.2009).
  129. , В. А. Трансформация рынка образовательных услуг в условиях информатизации / В. А. Самойлов. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005. — 236 с. ISBN 5−282−2 527-Х.
  130. , К., и др. Секторальный и региональный анализ последствий вступления Росии в ВТО: оценка издержек и выгод / К. Юдаева, Е. Бессонова, К. Козлов, Н. Иванова и др. М.: Моск. Центр Карнеги, 2003. — 23 с.
  131. , В. ВТО и проблемы высшего образования / В. Сенашенко, Н. Володина // Высшее образование в России. — 2006 — № 2. — С. 9.
  132. , В. Болонский процесс и качество образования / В. Сенашенко, Г. Ткач // Вестник высшей школы. 2003. — № 8.
  133. Стратегическое развитие организаций / Под рук. и ред. проф. Ю. Н. Лапыгина. Владимир: Владимирская книжная типография, 2004. — 273 е., ISBN-5−87 846−415 -2
  134. , А. Я. Высшее образование: состояние и проблемы развития / А. Я. Савельев. М.: НИИВО, 2001.
  135. , С. Н. Подготовка программы поддержки социальных реформ / С. Н. Смирнов, И. И. Исаев // Социальное обеспечение экономических реформ. ИЭПП, 2002. С. — 20.
  136. Стратегическое развитие организаций / Под рук. и ред. проф. Ю. Н. Лапыгина. Владимир: Владимирская книжная типография, 2004. — 273 е., ISBN-5−87 846−415−2.
  137. , А. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа / А. Стрикленд. М.: Из-во «Вильяме», 2007. — 928 с. — 350 экз. -ISBN 5−8459−0407−2, 0−0723−1499−0.
  138. С. Г. Проблемы экономики труда. М.: Наука, 1982.
  139. , А. И. Интеллектуализация образования как проблема XXI века. URL: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0012/001a/120 061.htm (дата обращения: 19.06.2009).
  140. , А. И. Государственная политика качества высшего образования: концепция, механизмы, перспективы. URL: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0012/001 а/120 196.htm (дата обращения: 15.02.2009).
  141. , В. П. Открытое образование: предпосылки, проблемы тенденции развития / В. П. Тихомиров. М.: МЭСИ, 2000. — 178 с.
  142. , Н. В. О некоторых вопросах маркетинга образовательного учреждения / Н. В. Тихомирова // Проблемы нормативно-правового обеспечения открытого образования: Материалы конференции Москва, МЭСИ, 2001.-С.330−333.
  143. Трудовой потенциал и экономический рост. Дискуссионный клуб // Человек и труд. 2005. — № 12.
  144. Университет как центр сообщества // Вести ВлГУ. 2006. — № 17 (648) 24 мая 2006 г.-С. 10.
  145. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/freedoc/2006/b06l l/08−09.htm (дата обращения: 19.06.2009).
  146. Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области // Статистический сборник. Образование во Владимирской области. 2007. С. 120- 140.
  147. Финансовое положение и структурные изменения в государственных вузах США // Экономика образования. 2003. — N 1. — С. 54 — 56.
  148. , М. Искусство и наука стратегии лидерства: Новый подход к корпоративному управлению / Майк Фридман, Бенджамин Трегоу. — Пер с англ. Е. Богдановой. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. — 272 с.
  149. , М. Реинжиниринг процессов как метод управления бизнесом // Проблемы теории и практики управления. 2005. — № 2. — С. 101.
  150. Центр оценки качества образования ИСМО РАО, декабрь 2007. URL: http://www.centeroko.ru/pisa06/pisa06part.htm (дата обращения: 19.06.2009).
  151. , А. Информационные технологии, коммуникативные компетенции и ценности образования / А. Чернов // Высшее образование в России. 2005. -№ 11. — С. 63−64.
  152. , В. Технопарк, как основа инновационного развития Казахстана. URL: http://ektu.kz/news/read.asp (дата обращения: 19.03.2009).
  153. , А. В. Бизнес-процессы. Основные понятия. Теория. Методы / Пер. с англ. М.: Весть-МетаТехнология, 1999.
  154. , А. Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. М.: ИНФРА-М, 2005. — 237 с.
  155. , С. Открытое дистанционное образование и современная экономика. // Высшее образование в России. — 2005. — № 7. — С. 30 — 31.
  156. Education at a Glance: OECD Indicators 2007 Edition, table A1.3a. p.38.
  157. Academic Ranking of World Universities. 2007 URL: http://ed.sjtu.edu.cn/ranking.htm (дата обращения: 19.06.2009).
  158. Webometrics Ranking of World Universities. 2008 URL: http://www.webometrics.info/index.html (дата обращения: 19.06.2009).
  159. Население по уровню образования, полу и возрастным группам
  160. Всего Имеющие образование Не имеющие начального общего образования m них неграмотные Не указавшие уровень образованияпрофессиональное общее
  161. Послевузовское высшее неполное высшее среднее начальное среднее (полное) основное начальное
  162. Возраст не указан 119 895 182 4021 1256 7067 3042 5083 2659 1661 727 272 94 197
  163. Динамика роста высших учебных заведенийна начало учебного года)1993/94 1995/96 2000/01 2002/03 2003/04 2004/05 2005/06 2006/07 2007/08
  164. Число высших учебных заведений всего 626 762 965 1039 1044 1071 1068 1090 1108 В том числе: государственных и муниципальных 548 569 607 655 652 662 655 660 658негосударственных 78 193 358 384 392 409 413 430 450
  165. Из общей численности студентов -женщины, тыс. человек 1347 1517 2686 3422 3745 4001 4114 4256 4345
  166. Численность профессорско-преподавательского персонала в высших учебных заведениях, тыс. человек:
  167. Государственных и муниципальных^ 239,8 240,2 265,2 291,8 304,0 313,6 322,1 334,0 340,4негосударственных^ 3,8 13,0 42,2 47,8 50,1 50,7 65,2 75,0 78,81. Штатный персонал.
  168. Общая численность преподавателей, включая работавших на условиях штатного совместительства. Федеральная служба государственной статистики
  169. URL: http://www.gks.ru/freedoc/2006/b06l l/08−09.htm (дата обращения: 01.0115.2009)
  170. Основные показатели и индикаторы Программы развития ГОУПО
  171. Владимирский государственный университет» на 2009 2013 годы до 2020 годап/п Название индикатора Значение индикатора 2010 г. 2015 г. 2020 г.
  172. Количество студентов, чел. 22 500 25 100 31 400
  173. Количество преподавателей, чел. 1010 1520 2080
  174. Соотношение между численностью студентов в бакалавриате и магистратуре/аспирантуре 75/25 60/40 50/50
  175. Доля иностранных студентов в общем числе студентов, % б 9 12
  176. Доля программ магистратуры/аспирантуры, реализуемых на иностранном языке, % 2 5 10
  177. Количество программ ДПО по отношению к ООП, % 20 80 150
  178. Количество программ «двойных» дипломов с зарубежными вузами 2 13 26
  179. Годовая заработная плата профессора*, тыс.руб. 800 1000 1200
  180. Доля профессоров, имеющих опыт работы в ведущих мировых университетских центрах, % 5 10 20
  181. Доля преподавателей, ведущих исследовательскую или проектную работу, % 25 40 70
  182. И. Общее число статей, вошедших в индексы цитируемости РИНЦ, Web of Science в предыдущем году 500 800 1000
  183. Количество вузов, использующих в учебном процессе электронные обучающие и информационные ресурсы ВлГУ, шт. 7 50 60
  184. Количество патентов, полученных за последний год (российских/международных) 35/10 70/25 100/40
  185. Количество компаний, созданных на основе разработок университета, в том числе сотрудниками, выпускниками и студентами 10 20 40
  186. Объем НИОКР, и доходов от продажи лицензий, млн.руб.* 200 450 800
  187. Объем доходов от целевого капитала*, млн.руб. 5 50 100
  188. Увеличение стоимости основных фондов ВлГУ от приобретения научно-исследовательского и лабораторного оборудования, % от уровня 2008 г 50 150 180
  189. Место в рейтинге российских университетов Тор-30 Тор-25 Тор-201. В ценах 2008 г.
  190. Матрица парных коэффициентов корреляции1. Хх Хг Х4 Ху1. Х 1,000 0,933 1,000 1. X., 0,928 0,997 1,000 0,967 0,965 0,956 1,000
  191. Xs 0,636 0,669 0,690 0,628 1,000
  192. Х6 0,997 0,939 0,932 0,975 0,620 1,000
  193. Xу 0,948 0,986 0,982 0,977 0,656 0,953 1,0000,634 0,741 0,732 0,710 0,404 0,651 0,725 1,000
Заполнить форму текущей работой