Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Обучение основам предпринимательства в процессе технологической подготовки школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В диссертационном исследовании нами выделены основные качества, которые способствуют формированию личности успешного предпринимателя, а именно: организованность как способность привести трудовую деятельность в определенную систему, которая обеспечивает достижение максимально возможного полезного эффекта с учетом конкретных условий этой деятельностиработоспособность как характеристика наличных или… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Исторические предпосылки и теоретические основы обучения школьников предпринимательству
    • 1. 1. Сущность предпринимательства и анализ зависимости обучения предпринимательсву от социально-политической ситуации в России
    • 1. 2. Качества личности успешного предпринимателя
    • 1. 3. Современные подходы к обучению предпринимательству в России и за рубежом
  • Выводы по 1 главе
  • Глава 2. Модель обучения основам предпринимательства в процессе технологической подготовки школьников
    • 2. 1. Содержание, формы и методы обучения основам предпринимательства в процессе технологической подготовки школьников
    • 2. 2. Педагогические условия обучения предпринимательству школьников
    • 2. 3. Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы по обучению предпринимательству в процессе технологической подготовки школьников
  • Выводы по 2 главе

Обучение основам предпринимательства в процессе технологической подготовки школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Развитие России в условиях рыночной экономики, технологизация всех процессов жизни человека невозможны без осознания объективных законов экономики, умения грамотно мыслить и действовать. Перспективы развития нашей страны, как и большей части человечества, связаны с предпринимательством, поэтому подготовка школьников к жизни в сложном информационно-технологическом мире определяет насущную потребность общества, его социальный заказ системе образования. В этой связи важной становится проблема обучения школьников основам преобразования материального мира в условиях рынка. Спрос на знания, особенно практические, растет, поэтому в государственной программе развития России до 2010 года экономическое и правовое образование в школе названо в числе основных приоритетов.

Образовательная область «Технология» обладает существенными возможностями для экономического образования и воспитания учащихся, изучения основ предпринимательства. Предпринимательство как особый вид экономической деятельности основано на самостоятельной инициативе и ответственности, инновационной активности личности. С развитием информационных и материальных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, формирование практических способностей учащихся и их подготовка к самостоятельной трудовой жизни становятся неотъемлемой частью процессов технологического образования. Анализ учебных стандартов и программ позволяет говорить о том, что в образовательной области «Технология», наряду с другими, имеет место «предпринимательская составляющая», образующая важную содержательную линию, которая требует детальной педагогической разработки.

Однако данная проблема не нашла должного отражения в современных педагогических исследованиях. Большинство авторов указывают на важность и значимость экономического образования и воспитания школьников, но не предлагают целостной системы работы в данном направлении. Характерной особенностью исследований, связанных с экономическим образованием школьников, является обращение к отдельным аспектам проблемы. Психолого-педагогические аспекты экономической подготовки школьников рассмотрены в исследованиях В. П. Алексеева, Б. Г. Ананьева, И. П. Волкова, И. С. Кона, К. К. Платонова, В. Я. Ядова и др., однако они не затрагивают вопросы формирования качеств личности успешного предпринимателя. В работах П. Р. Атутова, А. Ф. Аменда, Ю. К. Васильева, В. А. Полякова, И. А. Сасовой, В. К. Тарасова, Б. П. Шемякина подчеркивается актуальность экономической подготовки школьников в процессе технологического образования, раскрываются общие вопросы теории и методики технологического и экономического воспитания школьников, но не обозначены конкретные пути решения данной проблемы.

Основные задачи, принципы, содержание, организационные формы и методы подготовки школьников к предпринимательской деятельности рассмотрены в работах Л. С. Зайцевой, J1.В. Леонтьева, В. П. Максимова, В. Д. Симоненко, СЛ. Чернер и др. Однако анализ показывает, что на практике имеет место изучение отдельных аспектов экономических проблем, а реальная предпринимательская деятельность чаще всего рассматривается вне связи с практической составляющей процесса производства изделий и оказания услуг, не определен комплекс соответствующих понятий, недостаточно освещены специальные разделы, обеспечивающие целостное освоение школьниками предпринимательской грамотности. Используемые формы и методы предпринимательской подготовки не позволяют включить учащихся в самостоятельную практическую деятельность и не способствуют активному вхождению выпускников в социальную структуру общества с развивающейся рыночной экономикой. Все это определяет противоречие между необходимостью обучения школьников предпринимательству и недостаточным уровнем научно-методического обеспечения данной проблемы в системе технологического образования.

Исходя из указанного противоречия, мы определили проблему исследования: каковы содержание, формы, методы и условия обучения основам предпринимательства в процессе технологической подготовки школьников?

Объект исследования: процесс технологической подготовки школьников.

Предмет исследования: обучение основам предпринимательства в процессе технологической подготовки школьников.

Цель исследования: разработка и обоснование модели обучения и определение условий обучения основам предпринимательства в процессе технологической подготовки школьников.

Гипотеза исследования. Обучение предпринимательству в условиях технологической подготовки школьников может быть эффективным, если.

— подготовка осуществляется на двух уровнях: базовом — для всех учащихся и повышенном — для будущих предпринимателей;

— обеспечивается включение школьников в целеполагание и планирование предпринимательской деятельности;

— создаются условия для развития самоуправления в ученическом коллективе;

— учащиеся включаются в реальные производственные отношения и результативное производство товаров и услуг;

— обеспечивается общественная значимость объектов труда и высокий уровень выпускаемой продукцииимеет место личная ответственность учащихся за результаты практической деятельности.

Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:

1. Выявить исторические предпосылки и теоретические основы обучения школьников предпринимательству.

2. Разработать модель обучения основам предпринимательства в процессе технологической подготовки школьников.

3. Определить содержание, формы и методы обучения школьников предпринимательству при изучении технологии.

4. Выявить условия обучения предпринимательству в системе технологической подготовки школьников.

5. Разработать критерии и показатели эффективности обучения школьников предпринимательству.

Теоретико-методологической основой исследования явились психологические и педагогические концепции: теория и методика технологической подготовки (А.Ф.Аменд, П. Р. Атутов, В. М. Быстров, Ю. К. Васильев, Н. В. Котряхов, Е. М. Муравьев, Л. Н. Серебренников, В. Д. Симоненко, Ю.Л.Хотунцев) — теория подготовки школьников к предпринимательской деятельности (Л.С.Зайцева, ВЛ. Леонтьев, И. С. Кон, В. П. Максимов, В. А. Поляков, И. А. Сасова, В. Д. Симоненко, СЛ. Чернер) — теория системного подхода (А.С.Батышев, Н. В. Кузьмина, В.Н.Садовский) — психологическая теория деятельности (Л.С.Выгодский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Б. Ф. Ломов, В. С. Леднев, А. М. Новиков и др.).

Исследование осуществлялось в три этапа.

На первом этапе (сентябрь 2001 года — июнь 2002 года) анализировалась психолого-педагогическая, методическая и специальная литература по теме диссертации. Изучалось состояние проблемы и педагогический опыт, соответствующий теме исследования. Это позволило определить проблему, сформулировать предмет, цель, гипотезу и научный аппарат исследования. На втором этапе (сентябрь 2002 года — июнь 2003 года) были выявлены качества личности успешного предпринимателя, разработана модель обучения основам предпринимательства в процессе технологической подготовки школьников, определены педагогические условия обучения основам предпринимательства.

На третьем этапе (сентябрь 2003 года — май 2005 года) проведены экспериментальное исследование, обработка и анализ результатов, разработаны методические рекомендации для обучения предпринимательству в процессе технологической подготовки школьников, произведено внедрение результатов исследования в педагогическую практику общеобразовательных школ.

Опытно-эксиериментальная база исследования — общеобразовательные школы № I и № 9 г. Шуи Ивановской области, изучен и проанализирован опыт школ Иванова и Ярославля.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в следующем:

— выявлены исторические предпосылки и теоретические основы обучения школьников предпринимательству;

— определены возможности образовательной области «Технология» для обучения предпринимательству;

— установлена характеристика качеств личности успешного предпринимателя;

— разработаны критерии и показатели эффективности обучения на основе формирования качеств личности успешного предпринимателя;

— разработана модель обучения основам предпринимательства в процессе технологической подготовки школьников, которая может быть реализована на двух уровнях: базовом (инвариантная составляющая технологической подготовки школьников) и специальном (повышенном — вариативная составляющая технологической подготовки школьников);

— определены содержание, формы и методы обучения предпринимательству школьников;

— выявлен и охарактеризован комплекс условий обучения основам предпринимательства.

Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций по обучению основам предпринимательства в процессе технологической подготовки школьников, составлении двухуровневой программы и спецкурса обучения предпринимательству, отборе методик диагностики сформированности качеств личности успешного предпринимателя. Материалы исследования могут быть использованы учителями школ, методистами и преподавателями курсов повышения квалификации и работников образования.

Достоверность полученных результатов и выводов определяется методологической обоснованностью, непротиворечивостью, применением комплексной методики, адекватной природе изучаемого явления, результатами экспериментальной проверки и практическим подтверждением выдвинутых положений и методических рекомендаций.

Личный вклад автора в исследование заключается в теоретическом анализе проблемы, разработке модели обучения школьников предпринимательству, определении критериев и показателей эффективности обучения предпринимательству, организации и проведении исследования, анализе, интерпретации и обобщении полученных результатов, их внедрении в педагогическую практику общеобразовательных школ.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Обучение школьников предпринимательству должно осуществляться с учетом современных экономических процессов, прогноза развития страны и социального заказа общества.

2. Обучение предпринимательству в процессе технологической подготовки школьников должно осуществляться на двух уровнях: базовом — для всех учащихся (инвариантная составляющая технологической подготовки школьников) и специальном — для будущих предпринимателей (повышенномвариативная составляющая технологической подготовки школьников).

3. Обучение предпринимательству в процессе технологической подготовки школьников представляет собой многостороннюю, многоуровневую и многоплановую систему, определяющую взаимодействие педагогов с учащимися, учащихся с учебной информацией и с учебной группой в процессе обучения. Определены основные структурные компоненты данной системы: цель и задачи, содержание, формы, методы эффективного обучения. В качестве критериев оценки обучения школьников предпринимательству рассматриваются свойства и качества личности учащегося, обеспечивающие успешность его последующей профессиональной деятельности.

4. Эффективное обучение предпринимательству в процессе технологической подготовки школьников возможно при создании комплекса соответствующих педагогических и производственных условий. Педагогическими условиями обучения предпринимательству являются: включение школьников в целеполагание и планирование совместной и индивидуальной предпринимательской деятельностиобеспечение развития самоуправления в детском коллективеиспользование индивидуализированных средств обучения, стимулирующих активность учащихсясоздание здоровой морально-психологической атмосферы в процессе учебной и трудовой деятельностивключение учащихся в реальные производственные отношения. Производственные условия обучения предпринимательству предполагают: высокий уровень изготовляемой продукцииобщественную значимость объектов труда, определяемую их материальной и эстетической ценностьювключение учащихся в результативное производство товаров и услугобеспечение личной ответственности за выполнение задания.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные идеи, положения и содержание диссертации обсуждались на заседаниях кафедры технологии и предпринимательства Шуйского государственного педагогического университета и кафедры технологии и экономики Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинскогово время выступления автора на международной конференции (Москва, 2003) — межрегиональной научно-практической конференции (Ярославль, 2005) — региональной научной конференции (Кострома, 2003) — региональной научно-практической конференции (Шуя, 2003). Разработанная программа обучения предпринимательству в процессе технологической подготовки школьников была включена в учебный процесс ряда общеобразовательных школ г. Шуи.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Выводы по 2 главе.

1. Предлагаемая нами модель обучения основам предпринимательства в процессе технологической подготовки школьников — это многосторонняя, многоуровневая и многомерная система, включающая сложное взаимодействие педагогов с учащимися, учащихся с учебной информацией и с учебной группой, в которой осуществляется процесс обучения. В этой системе субъектом установления интегративных связей является сам ученик.

2. Цель обучения основам предпринимательства в процессе технологической подготовки школьников — сформировать знания о предпринимательстве как сфере человеческой деятельности и первоначальные умения применения этих знаний в повседневной жизни. Задачи: воспитать уважение к собственности, ответственность, экономностьсформировать экономическое мышление, культуру потребленияподготовить учащихся к выполнению роли потребителя, производителя, гражданинапомочь успешному вхождению в сферу бизнеса склонных к данной деятельности учащихся.

3. Образовательная область «Технология» предоставляет большие возможности для изучения основ предпринимательства, поэтому отдельные вопросы предпринимательства могут рассматриваться, начиная с 5 класса при проектировании и изготовлении изделий. Затем постепенно, из класса в класс знания накапливаются, систематизируются, обобщаются и на этот фундамент может ложиться система изучения основ предпринимательства, способствующая формированию деловых предпринимательских качеств.

4. Обучение предпринимательству в процессе технологической подготовки школьников может быть реализовано на двух уровнях: базовом (инвариантная составляющая технологической подготовки школьников) для всех учащихся и специальном (повышенномвариативная составляющая технологической подготовки школьников) для учащихся, склонных к предпринимательской деятельности.

5. Обучение предпринимательству должно быть практико-орентированным, поэтому наряду с теоретическими курсами необходимо вводить прикладные разделы, основными задачами которых являются обеспечение процесса обучения в соответствии с характером изучаемой деятельности, развитие интереса и самоопределения учащихся в сфере предпринимательства.

6. Эффективное обучение предпринимательству в процессе технологической подготовки школьников возможно при создании комплекса соответствующих педагогических и производственных условий. Педагогические условия: целеполагание и планирование совместной и индивидуальной деятельностиобеспечение развития самоуправления в школьном коллективеиспользование индивидуализированных средств обучениястимулирование активности учащихсясоздание здоровой морально-психологической атмосферы в процессе учебной и трудовой деятельностивключение учащихся в реальные производственные отношения. Производственные условия: высокий уровень изготовляемой продукцииобщественная значимость объекта труда, определяющая его материальную и эстетическую ценностьвключение учащихся в результативное производство товаров и услугобеспечение личной ответственности за выполнение задания.

7. Опытно-экспериментальное исследование показало повышение уровня сформированности качеств личности успешного предпринимателя, что свидетельствует об эффективности и целесообразности разработанной модели обучения предпринимательству в процессе технологической подготовки школьников и доказывает правильность выдвинутой гипотезы.

Заключение

.

Обучение предпринимательству в процессе технологической подготовки школьников приобретает в современных условиях особую значимость, поскольку сама психологическая готовность учащихся и зачастую их практическое включение в конкретную экономическую деятельность резко контрастируют с уровнем трудовой и экономической подготовки, которую в состоянии предложить сегодня школа.

Наиболее существенным моментом в организации изучения основ предпринимательства в школе, залогом его успешности, является соответствие социальному заказу общества, национальным традициям, учет реального состояния и прогноза экономического развития страны. Поэтому при решении задач, связанных с разработкой педагогических условий, наиболее эффективным нам представляется подход к обучению, который опирается на: исторические предпосылки и теоретические основы предпринимательстваформирование таких качеств личности школьников, как организованность, работоспособность, готовность к сотрудничеству, коммуникативность, воля, саморегуляция, поисковая активность;

В диссертационном исследовании выявлены исторические предпосылки и теоретические основы обучения предпринимательству школьников, анализ которых позволил сделать вывод о том, что становление системы экономического образования на уровне школы происходило в соответствии с общей логикой исторического развития России, по-своему воспроизводя и отражая этапы политических реформ, социально-экономического развития страны.

Изучение опыта французской, английской, голландской, американской, немецкой и др. школ в области экономического и предпринимательского образования показывает, что понятия социально-экономического образования не сложилось, поскольку оно зависит от социальных условий, традиций и особенностей образовательных систем.

На современном этапе развития страны перед школой встали принципиально новые задачи, поскольку необходимо готовить учащихся к жизни и работе в новых экономических условиях перехода к рынку и становления рыночной экономики, и именно образовательная область «Технология» обладает существенными возможностями для экономического образования и воспитания учащихся.

В настоящее время ведущими учеными в сфере экономического и технологического образования проделана большая работа по отбору содержания, разработке программ, методических рекомендаций, учебников по основам предпринимательства для школьников. Однако предпринимательская деятельность часто рассматривается вне связи с реальной составляющей процесса производства изделий или оказания услуг, отсутствует перечень экономических понятий, которыми должны овладеть учащиеся, нет специальных разделов (курсов), обеспечивающих целостное освоение школьниками экономической грамотности. Используемые формы и методы подготовки не позволяют в должной мере включить учащихся в самостоятельную практическую деятельность, развить качества личности, характерные для успешного предпринимателя.

В диссертационном исследовании нами выделены основные качества, которые способствуют формированию личности успешного предпринимателя, а именно: организованность как способность привести трудовую деятельность в определенную систему, которая обеспечивает достижение максимально возможного полезного эффекта с учетом конкретных условий этой деятельностиработоспособность как характеристика наличных или потенциальных способностей личности выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времениготовность к сотрудничеству как интегральное качество личности, которое характеризуется наличием стремления постоянно расширять совместную деятельность в целях эффективного решения поставленных задачкоммуникативность как комплекс индивидуальных особенностей личности, благоприятствующих построению личного и делового общения с людьмиволя как способность личности действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствиясаморегуляция как система сознательных актов, действий, направленных на поддержание, достижение необходимого психического состояния, управления своей психикойпоисковая активность, как свойство личности, которое проявляется в положительном отношении к процессу исследования нового, к эффективному овладению способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение поставленной цели.

Эффективное обучение предпринимательству в процессе технологической подготовки школьников возможно при создании соответствующего комплекса педагогических и производственных условий. Педагогические условия: целеполагание и планирование совместной и индивидуальной деятельностиобеспечение развития самоуправления в школьном коллективеиспользование индивидуализированных средств обучениястимулирование активности учащихсясоздание здоровой морально-психологической атмосферы в процессе учебной и трудовой деятельностивключение учащихся в реальные производственные отношения. Производственные условия: высокий уровень изготовляемой продукцииобщественная значимость объекта труда, определяющая его материальную и эстетическую ценностьвключение учащихся в результативное производство товаров и услугобеспечение личной ответственности за выполнение задания.

Обучение предпринимательству в процессе технологической подготовки школьников может быть реализовано на двух уровнях: базовом (инвариантная составляющая технологической подготовки школьников) для всех учащихся и специальном (повышенном — вариативная составляющая технологической подготовки школьников) для учащихся, склонных к предпринимательской деятельности.

Образовательная область «Технология» предоставляет большие возможности для изучения основ предпринимательства, поэтому, отдельные вопросы предпринимательства могут рассматриваться, начиная с 5 класса при проектировании и изготовлении изделий. Затем постепенно, из класса в класс знания накапливаются, систематизируются, обобщаются и на этот фундамент может ложиться система изучения основ предпринимательства, способствующая формированию деловых предпринимательских качеств.

Разработанная нами модель обучения предпринимательству в процессе технологической подготовки школьников — это многосторонняя, многоуровневая и многоплановая система, включающая взаимодействие педагогов с учащимися, учащихся с учебной информацией и с учебной группой, в которой осуществляется процесс обучения. В этой системе субъектом установления интегративных связей выступает сам ученик. Структурными основными компонентами педагогической системы являются: цель (сформировать знания о предпринимательстве как сфере человеческой деятельности и первоначальные умения применения этих знаний в повседневной жизнивоспитать уважение к собственности, ответственность, экономность, сформировать экономическое мышление, культуру потребленияподготовить учащихся к выполнению роли потребителя, производителя, гражданина) — содержание учебной информации (в 8 классе школьники изучают инвариантный курс «Введение в предпринимательство» совместно с деловой игрой «Предприятие». Он дополняется творческим проектом и в 9 классе — вариативным курсом «Основы предпринимательской деятельности» и реализуют в практике производственного предприятия «Школьная фирма»). Для реализации поставленных задач, наряду с репродуктивными методами, большое место отводится использованию системы дидактических игр и проектному обучению школьников.

Обучение предпринимательству должно быть практикоорентированным, поэтому наряду с теоретическими курсами необходимо вводить прикладные разделы обучения, основными задачами которых являются осуществление процесса обучения в соответствии с характером изучаемой деятельности, формирование компетентности учащихся в изучаемых вопросах развитие интереса и самоопределения в сфере предпринимательства.

Экспериментальное подтверждение эффективности модели обучения основам предпринимательства в процессе технологической подготовки школьников проводилось в школе № 1 и № 9 г. Шуи. В нем приняло участие 106 школьников 9 классов. Эксперимент показал, что в результате внедрения разработанной нами программы по обучению предпринимательству развиваются такие необходимые будущему предпринимателю качества, как организованность, работоспособность, коммуникативность, поисковая активность, готовность к сотрудничеству, повышается саморегуляция и воля, что способствует гармонизации личности и успешному её вхождению в рыночные отношения после завершения обучения в школе.

Формирование социально-активной, творческой, предпринимательской личности в школе позволит ей стать конкурентоспособной на рынке труда, определиться в выборе жизненного пути и успешно самореализоваться в деятельности.

Повышение эффективности обучения предпринимательству в процессе технологической подготовки школьников требует дальнейшего научного поиска. Прежде всего, необходима разработка комплексной программы подготовки учителя к обеспечению педагогической деятельности по реализации двухуровнего обучения предпринимательству в процессе технологической подготовки учащихся основной школы и профильного обучения старшеклассников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Новый тип экономического мышления. — М.: Экономика, 1987.- 191 с.
  2. В.А. Основы предпринимательства. М.: Экономика, 2001. 215 с.
  3. И.Г. Организационно-педагогические условия применения деловых игр в процессе экономической подготовки учащихся: Автореф. Дис.канд.пед.наук. М- 1997. — 18 с.
  4. А. и др. Предпринимательство: стратегия нового поколения. -М.: Наука, 1991.- 112с.
  5. АгеевА.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры, М., 1991. 112 с.
  6. Г. С. Экономическое образование школьников. Автореф. Дтс.. канд. пед. наук. — М., 1997. — 18 с.
  7. Л.Б., Журавская Е. В. Уроки экономики в школе: Активные формы преподавания: Учебн. Пособие для учащихся ст. классов и учителей общеобразовательных учреждений. М.: Аспект Пресс, 1997. -70 с.
  8. А.Ф. Пути совершенствования экономического воспитания учащихся в общеобразовательной школе: Дис. канд.пед.наук. — Челябинск, 1983.- 145 с.
  9. А.Ф. Дидактические основы непрерывного эколого-экономического образования: Автореф. дис. д-ра пед.наук. — Екатеринбург, 1997. 57 с.
  10. Ю.Амосова В. В. Некоторые размышления по поводу экономического образования школьников: 1−11 классы // Экономические образование школьников. СПб., 1997. — С.76−84.
  11. П.Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1999. — 376с.
  12. С. Методика разработки плана маркетинга. М.: Экономика, 1997.-97 с.
  13. А.Г. Психология индивидуальности. М.: Изд-во Моск. унив-та, 1986.-95 с.
  14. М.Атутов П. Р. Политехническое образование школьников. М.: Педагогика, 1986. — 176 с.
  15. П.Р. Концепция политехнического образования в условиях технологического этапа научно-технического прогресса // Предпринимательство и занятость юных. — 1999. -№ 10−11. -с.34−41.
  16. Т.П., Ерошин В. И. Предпринимательство в образовании: Учеб. пособие: Для руководителей образоват. учреждений / Рос. акад. образования, Ассоц. «Проф. образование». М.: АПО, 1995. — 79 с.
  17. К.Ш. Подготовка школьников к труду в условиях рыночной экономики// Проблемы воспитания в период социальных перемен. — М., 1998.-С.З-6.
  18. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методологические основы. — М.: Просвещение, 1982. 192 с.
  19. М.Н. История делового мира России. М. 1994.-212с.
  20. А.С. Педагогическая система. //Энциклопедия профессионального образования. В 3-х т. /Под ред С .Я. Батышева. — М.: АПО, 1999.-440с.
  21. Т.В. Маркетинг как фактор экономического образования личности учащегося: Автореф. Дис. канд.пед.наук. Челябинск, 1998.-23 с.
  22. П.А. Русская буржуазия в старое и новое время. М.-Пг., 1922.
  23. М.В. Обучение старшеклассников основам предпринимательства / Автореф. на соиск. уч. степ. канд. пед.наук. — М- 2001.- 18 с.
  24. А.К., Макарова И. В. Прикладная психология: Учебник для вузов / А. К. Болотова, И. В. Макарова. М.: Аспект Пресс, 2002. — 383 с.
  25. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: «Большая Российская энциклопедия», Спб.: Норинт, 1999. — 1456 с.
  26. С.А. Качественно новый уровень экономического образования в профессиональной школе в условиях рынка // Социально-экономические проблемы профессионального образования. -Екатеринбург, 1996. С.53−57.
  27. А.В. Мотивационно-когнитивные характеристики личности молодого преподавателя: Автореф. дис. кан. псих. наук. М., 1995. — 16 с.
  28. И.К. Экономическое образование это больше, чем экономическое воспитание //СПО, 1996. — с.27−29.
  29. .Л. Царствование Императора Николая 2. 1894−1917 в цифрах и фактах. М., 1990. 57 с.
  30. Л. Ролевой подход в экономическом // Экономическое образование в школе. СПб., 1995. — С.5−22.31 .Бурышкин П. А. Москва купеческая. М., 1990. — 154 с.
  31. А.В. Предпринимательство. Основной курс. Учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. Экономика и управление производством. М.: Интерпакс, 1994. — 206с.
  32. Ю.К. Педагогическое управление формированием всесторонне развитой личности школьника. М.: Просвещение, 1977. — 212 с.
  33. В. Портрет современного предпринимателя в интерьере нашей экономики // Наука и жизнь, 1992, № 4, с.94−96.
  34. Е.Д. Социально-педагогические условия реализации воспитательных возможностей трудовой деятельности: Автореф. Дис. Д-ра пед. наук. Казань, 1990. — 42с.
  35. С.И. Социально-педагогические условия самореализации личности в предпринимательской деятельности. // Дидакт. 1997. — № 5. -С.37−44.
  36. В.В., Егорова И. Л. Технология проведения бизнесс-игры «Деловые люди» // Трудовая подготовка и профессиональное самоопределение школьников. М., 1995. — С.57−60.
  37. JI.C. Исторический смысл психологического кризиса. — М.: Наука, 1982.-348 с.
  38. П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии: материалы к курсу лекций. М.: Изд-во МГУ, 1979. — 118 с.
  39. . И.А. Развитие малого предпринимательства//Деньги и кредит. 1977,№ 7.-С. 44−49.
  40. Н.В. К вопросу предрасположенности к конфликтному поведению // Психические состояния Л., 1981.
  41. Е.П., Голубкова Е. Н., Секерин В. Д. Маркетинг: выбор лучшего решения. М- 1998 — 165 с.
  42. Н.И. Формирование готовности старшеклассников к предпринимательской деятельности: Автореф. дис. канд.пед.наук. — М., 1994.- 16 с.
  43. О.Г. Некоторые экономические аспекты обучения в школах дореволюционной России // Школа. 1996. — № 5. — С. 68−73.
  44. О.Г. Вопросы отбора содержания экономического образования в школе // География в школе. 1996. — № 5. — С.46−48.
  45. Грохольская О. Г. Становление и развитие экономического образования в российской общеобразовательной школе: Автореф. дис. д-ра пед.наук. М., 1997. — 34 с.
  46. М.И. Становление системы экономического образования в московских школах//Школ.экон.журн. 1997. -№ 1.-С. 51−54.
  47. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка М., 1980, т.З.
  48. Дидактика технологического образования: Книга для учителя. / Под ред. П. Р. Лтутова. М.: ИОСО РАО, 1998. — 176 с.
  49. Домашняя экономика и основы предпринимательства: Метод, рекомендации к лаб. работам по курсу «Методика преподавания технологии и предпринимательства» / Магнитогор.гос.пед.ин-т: Сост. В. М. Распопов, В. Г. Савина. Магнитогорск, 1996. — 11 с.
  50. Дрондин A. J1. Методологические основы экономической подготовки девятиклассников как средства их профессионального самоопределения: Дис. канд. пед. наук. М., 1995. — 205 с.
  51. JI. Экономическая программа для учителя технологии. // Народное образование. 1999. — № 9. — С. 163−169.57.3арецкая И.И., Чернер СЛ. Деловой человек формируется с юных лет // Школа и производство. 1997. — № 1. — С.83−85.
  52. И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2000. — 384с.
  53. Из истории буржуазии в России-Томск, 1982.
  54. И.М., Бабочкин П. И. Воспитание жизнеспособных поколений российской молодежи.-М.: Социум, 1999. 41 с.
  55. И.Б. Социологические аспекты теории и практики экономического воспитания: Дис.канд. филос. наук. — Свердловск, 1992.-207 с.
  56. В.А. Педагогические основы экономико-технологической подготовки молодежи: Автореф. дис. д-ра. пед. наук. Казань, 1996. -44 с.
  57. Н.М. Игры в учебном процессе // Начальная школа. 1984, — № 5, С. 17−21.
  58. Р. Опыт о природе торговли вообще. М., 1775.
  59. Е.П. Замечательные богатства частных лиц в России. Экономическое обозрение-- СПб, 1885.
  60. A.M. Деловая личность ориентир для учителя технологии и предпринимательства // Школа и производство. — 1996. — № 3. — С.12−14.
  61. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1996. — 222 с.
  62. Дж.Б. Распределение богатства. М., 1934.
  63. И.И. Социальная адаптация школьников к жизни в рыночных условиях // Воспитание школьников. 1995. — № 6. — С.9−11.
  64. Н.Я., Попов В. Д., Эпштейн JI.E. Экономическое воспитание масс: организация и эффективность. М.: Экономика, 1979. — 224 с.
  65. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр — «Академия», 2001. С. 93.
  66. Г. А. Педагогические условия экономической подготовки в образовательной области «Технология» / Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. М, 2000.
  67. Ю.В. Энциклопедия профессионального образования. — М.: Российская Академия образования. 1999, С. 93.
  68. Комплексная учебная программа эколого-экономической педагогики / В. К. Маригодов, А. А. Слободянюк, О. Н. Головко // Специалист. — 1987. — № 2. С.24−26.
  69. Кон И. С. Социология личности М.: Политиздат, 1967.
  70. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1989.-255с.
  71. Концепция социально-экономического образования и воспитания в общеобразовательной школе / Институт общего среднего образования российской академии образования: И. А. Сасова, И. И. Зарецкая, В. К. Розов и др. // Дидакт. 1997. — № 5. — С.27−36.
  72. В. Феномен предпринимательства // Российский экономический журнал, 1992,—№ 4, с. 134.
  73. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высшая школа, 1989.- 167 с.
  74. Т.И. Экономика малого бизнеса. М.: МГУ, 1992.
  75. И.М. История русской торговли.- М., 1923.
  76. Л.П. Экономическое образование и воспитание школьников. — М.:Просвещение, 1987.- 144 с.
  77. А. Проблемы школьной экономики: Образование или разрушение? // Экономика в школе. 1997. — № 1. — С.42−45.
  78. В.А. Современное социальное познание.- М., 1988.
  79. А.В. Детский бизнес и предпринимательское образование учащихся в России и за рубежом. Елабуга, 1997. — 75 с.
  80. А.В. Основы предпринимательства на уроках технологии // Школа и производство,-№ 4, 1997.
  81. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. С. 97.
  82. И.В. Преподавание курса «Введение в экономику и бизнес»: Пособие для преподавателя. М.: Вита-Пресс, 1997. — 143 с.
  83. И.В. Введение в экономику и бизнес: (Экономика не для экономистов): Учебн. для сред. спец. учеб. заведений / «Ин-т Открытое общество» М.: ВИТА-ПРЕСС, 1997. — 206 с.
  84. Любимов J1.JI. Проблемы экономического образован^ в России: Сред.шк.//Школ.экон.журн. 1997. — № 1. — С.55−61.
  85. А.С. Избранные педагогические сочинения. М., 1976.
  86. И.П. Деловые игры: на примере деловой игры «Менеджер» для учащихся среднего и старшего возраста // Воспитание школьников.1996. № 6. — С.12−16.
  87. В.П. Подготовка школьников к предпринимательской деятельности // Педагогика, — № 8, 2002 г.
  88. B.C. Предприниматель: экономическо-психологический профиль. // Психологический журнал, 1992,-№ 3, С. 4−18.
  89. С.В. Педагогическое руководство экономической подготовкой учащихся в общеобразовательной школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1997.- 18 с.
  90. М.Х., Альберт М., Хедуори Ф. Основы менеджмента. — М., 1982. С. 46.
  91. Н.В. Экономика и предпринимательство: Лекции, деловые игры и упражнения. — М.: Владос: МП «Паллада», 1994. 251 с.
  92. С.Ю. Педагогические условия формирования у студентов университета готовности к проектированию здоровьесберегающего педагогического процесса. — Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Шуя, 2001. — 237 с.
  93. С .Я. Мотивационное значение уроков экономики и условия эффективности их проведения // Экономика в школе. 1997. — № 2. -С.46−48.
  94. Л.П. Формирование базисных деловых качеств у старшеклассников: Автореф.дис. .канд. пед. наук. Красноярск, 1995.- 18 с.
  95. А.В. Проблемы детской и педагогической психологии. М., 1986.
  96. Е.М., Симоненко В. Д. Общие основы методики преподавания технологии. Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета им. акад. И. Г. Петровского, 11МЦ «Технология», 2000. — 235 с.
  97. В.Д. Развитие интереса к предпринимательству у старшеклассников профильных классов / Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. пед.наук. М, 2000. — 18 с.
  98. Л.И. Общество сверстников в школе и вне ее. М.: Просвещение, 1983.- 143 с.
  99. Э.Д. Технология и предпринимательство: Содержание и методика обучения. М.: Моск. пед. ун-т: РАО, 1996. — 240 с.
  100. Н.В., Фирсова М. М. Непрерывное экономическое образование школьников // Школа. 1996. — № 4. — С.44−46.
  101. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: АЗЪ, 1994.-928 с.
  102. Д.Н. Воспитание деловой активности у учащихся 7−8 классов в процессе технологической подготовки / Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. пед.наук. М, 1999.
  103. ПЗ.Осипова Л. Я. Преемственность в экономическом образовании и воспитании между средними и высшими учебными заведениями: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1995. — 16 с.
  104. Основы предпринимательской деятельности: Учебно-методическое пособие для российского бизнеса. М.: КОНС-ЭКО, 1998. — 160 с.
  105. Основы предпринимательства: Учебно-методическое пособие для российского бизнеса. М.: KOI1С-ЭКО, 1998. — 336 с.
  106. Основы рыночной экономики. Словарь. М., 1992.
  107. М.Б. Технология — новый учебный предмет в школе. СПб: Либра, 1998.- 140с.
  108. В.А. Комплексные исследования проблемы подготовки учащейся молодежи к труду в условиях перехода к рынку // Учащаяся молодежь и рынок. М., 1992. с.8−12
  109. В.А. Общая методика трудового образования в старших классах. — М.: Просвещение, 1996, — 111с.
  110. В.А., Сасова И. А. Непрерывное экономическое образование молодежи // Педагогика. 1994. — № 4. — С. 19−26.
  111. Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. — Казань: Издательство Казанского университета, 1989.-205 с.
  112. А. А. Формирование экономической ориентации старшеклассников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Оренбург, 1998.-20 с.
  113. Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение. 1−4 классы, 5−11 классы. Под ред. Ю. Л. Хотунцева, В. Д. Симоненко. М.: Просвещение, 2003. — 240 с.
  114. А.С. Теория и практика игровой технологии экономического воспитания школьников: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1997.-36 с.
  115. Т.И. Деятельностный подход к обучению старшеклассников основам предпринимательства: Автореф. на соиск. уч. степ. канд. пед.наук. М, 1998. — 17 с.
  116. С. Наглядно-образовательные представления экономических концепций: Развитие экономического мышления учащихся средней школы через образные представления // Школ, экон. журн. 1997. — № 8. — С.51−54.
  117. О.С. Роль игры в формировании личности школьников. // Советская педагогика, 1982. -№ 4.
  118. Т. А., Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1988. 264 с.
  119. Н.И. Психология личности. М., -1987. С. 177−182.
  120. П. Россия при старом режиме. М., — 1993. 203 с.
  121. В.К., Шемякин Б. П., Шемякин П. А. Методика экономического воспитания школьников. — М.: Просвещение, 1985. — 160 с.
  122. C.JI. Теоретические вопросы психологии и проблема личности. Вопросы психологии, 1957,-№ 3.
  123. C.JI. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1983. -328с. С. 37.
  124. Русский путь в развитии экономики. М., -1993.
  125. .А. Начальные века русской истории. 2-е изд. М.,-1984.
  126. Рыночное предпринимательство: теоретические основы и практика регулирования: Учеб. Пособие. — М.: Институт международного права и экономики, 1994.
  127. ., Хроменков Н. Каким быть экономическому образованию в школе // Школьный экономический журнал. М., -1998, Вып. 1, С. 18−20.
  128. В.Н. Основания общей теории систем. М., -1994.
  129. С.Андерс Ф., Бах Г. Л. и др. Основные экономические понятия. Структура преподавания. М.: Аспект Пресс, 1995.
  130. МО.Санто В. Философия предпринимательства // Проблемы теории и практики управления. 1990,-№ 3, С.26−39
  131. И.А., Малинина С. В. Социально-экономическая подготовка учащихся общеобразовательных школ России // Экономическое образование. М., — № 3, С.34−37.
  132. И.А. Экономическое образование: проблемы и пути решения // Школа. 1995. — № 2. — С.66−71.
  133. Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  134. В.Д. Методика обучения учащихся основам предпринимательства. — Брянск, Издательство Брянского государственного педагогического института, 1994. — 117с.
  135. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. — М., 1976. 212 с.
  136. В.А. и др. Педагогика. М., 1997.- 312 с.
  137. В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. — М.: Педагогическое общество России. 1999. — 416 с.
  138. Н. Умеем ли мы экономически мыслить // Школа. -1996. № 5. — С.47−49.
  139. Социально экономическая подготовка школьников: состояние и перспективы // Школ. экон. журн. 1996. — № 2. С. 17−21.
  140. Сэй Ж. Б. Трактат политической экономики. М., 1896.
  141. Теория и практика подготовки молодежи к предпринимательскому труду: Межвуз. сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 1996. — 96 с.
  142. Технологическое образование // Международный спец.выпуск. Информатика в образовании. М., 1999. — 155 с.
  143. В.В. Организационная культура и производство: Уч. Пособие. СПб: Санкт-Петербургский университет экономики и финансов, 1994. — 164с.154.1000 лет русского предпринимательства. Из истории купеческих родов (Сост. О. Платонов). М., — 1995. 479с.
  144. К.А. Современное экономическое мышление. — М.: Политиздат, 1986. 239 с.
  145. М.Н. Организационно-педагогические условия развития предприимчивости у школьников в детском акционерном обществе. Авореф. дис. канн. пед. наук. М., 1998.- 17с.
  146. К.Д. Избр. пед. соч. М., 1968.
  147. Т. А. Педагогические условия экономической подготовки учащихся в учреждениях дополнительного образования: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1997. 18 с.
  148. В.П. Экономические отношения и экономическое сознание. Новосибирск, 2000. — 270 с.
  149. Л.М. Развитие деловых качеств у старшеклассников в условиях свободной экономической зоны. Автореф.дис. кан. пед. наук. — 1994. 17с.
  150. Ф. Конкуренция как процедура открытия. Мировая экономика и международные отношения. — 1989, -№ 12. — С.12−15.
  151. П. Экономический образ мышления. М.: Ремпублика, 2001.-107 с.
  152. Р., Питере М., Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха. Вып. 1−5, М., 1991, вып.1.-С.24−27.
  153. С.Л. Экономическое образование школьников // Экономика в школе. 1997. — № 2. — С.39−45.
  154. Чернер C. J1. Социально-экономическая подготовка учащихся общеобразовательной школы. М.: Б.И., 1997. — 155 с.
  155. Г. П. Предприниматель кто он? Из опыта российского и зарубежного предпринимательства. М., -1992. — 156 с.
  156. Л. Обзор школьных программ по экономике: 19 691 994гг. // Школ. экон. журн.- 1997. № 7. — С.21−28.
  157. И.И. Педагогические условия организации экономического образования старшеклассников: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Магнитогорск, 1997. — 237 с.
  158. С.Л. Проблемы системы непрерывного экономического образования // Социально-экономические проблемы профессионального образования. — Екатеринбург, 1995. — С.75−82.
  159. .П. Экономическое воспитание школьников: вопросы теории и методики. — М.: Педагогика, 1986. 95 с.
  160. ., Швальбе X. Личность, карьера, успех. Пер. с нем. — М.: Прогресс, 1999. 240с.
  161. .П. Экономическое воспитание школьников: вопросы теории и методики. М.: Педагогика, 1986. — 95с.
  162. И. Теория экономического развития. — М., 1982.
  163. Ю.С. Экономическое образование и новые информационные технологии // Экономика в школе. 1998. — № 1. -С. 16−28.
  164. Экономика в системе межпредметных связей // экономика в школе. 1997.-№ 1.-С.61−73.
  165. Экономическое и социальное развитие современного общества.-М., 1993.- 143 с.
  166. Экономическое образование: теория и практика: Сб.науч.тр. / Челябинск: Факел, 1997.- 101 с.
  167. Д.Б. Возрастные возможности усвоения знаний. — М., 1966.
  168. Энциклопедический словарь предпринимателя. / Сост. С. М. Синельников, Т. Г. Соломонник, Р. В. Янборисова. СПб: Алга-фонд, АЯКС, 1992. — 512 с.
  169. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: Самар. ун-т, 1995. — 328 с.
  170. Erikson Е.Н. Childhood and society. New York: Norton, 1963, C.261.
  171. Erikson E.H. Life cycle. In International Encyclopedia of the Social Sciences (Vol.9, pp. 286−292), New York: Crowell Collier @ Macmillan, 1968.
  172. Etzioni, Moral Demension Towarol a New Economics. N.Y. 1990. Hisrich R. Entrepreneurship // Entrepreneurship American
  173. Psychologist. 1990. N.Y. 45, № 2, P.209
  174. Hisrich R. Entrepreneurship // Entrepreneurship American Psychologist. 1990. N.Y. 45, № 2, P.209
Заполнить форму текущей работой