Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Состояние вербальных и невербальных функций при общем недоразвитии речи и задержке психического развития: Нейропсихологический анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация работы. Работа апробирована на заседании кафедры нейрои патопсихологии факультета психологии МГУ. Результаты были представлены на Всероссийской конференции «Проблемы детской речи — 1999» в Санкт-Петербурге, на межрегиональном семинаре «Проблемы формирования и коррекции речи у детей с нарушениями развития» в Центре лечебной педагогике в Москве (2001), на П Международной конференции… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Характеристики высших психических функций у детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития
    • 1. 1. Состояние и динамика высших психических функций в детском возрасте
    • 1. 2. Особенности ВПФ при ОНР и ЗПР церебрально-органического генеза
      • 1. 2. 1. Понятие о психическом дизонтогенезе
      • 1. 2. 2. Состояние вербальных и невербальных функций при ОНР
      • 1. 2. 3. Особенности невербальных и вербальных функций при ЗПР
      • 1. 2. 4. Сравнительные исследования психических функций при ОНР и ЗПР
  • Глава 2. Методы исследования и испытуемые
    • 2. 1. Методы обследования вербальных функций
      • 2. 1. 1. Обоснование методики обследования речи
      • 2. 1. 2. Описание методики обследования речевых функций
    • 2. 2. Методы обследования невербальных психических функций
    • 2. 3. Характеристика испытуемых
  • Глава 3. Нейропсихологический и нейролингвистический анализ состояния и динамики вербальных функций у школьников с нормальным развитием, ЗПР и ОНР
    • 3. 1. Состояние вербальных функций у школьников разных лет обучения
      • 3. 1. 1. Характеристика вербальных возможностей первоклассников
      • 3. 1. 2. Особенности вербальных функций второклассников
      • 3. 1. 3. Особенности вербальных функций учащихся 3-х классов
      • 3. 1. 4. Особенности вербальных функций старшеклассников
    • 3. 2. Динамика вербальных возможностей детей с нормальным и дизонтогенетическими вариантами развития
      • 3. 2. 1. Динамика вербальных показателей нормально развивающихся школьников
      • 3. 2. 2. Динамика вербальных показателей школьников с ЗПР
      • 3. 2. 3. Динамика вербальных показателей школьников с ОНР
  • Глава 4. Нейропсихологический анализ невербальных психических функций и их динамики у школьников с нормальным развитием, ЗПР и ОНР
    • 4. 1. Состояние невербальных функций у школьников в норме, при ЗПР и ОНР
      • 4. 1. 1. Особенности невербальных ВПФ учащихся первых классов
      • 4. 1. 2. Особенности невербальных ВПФ учащихся вторых классов
      • 4. 1. 3. Особенности невербальных функций третьеклассников
    • 4. 1. ^Особенности невербальных ВПФ старшеклассников
    • 4. 2. Сравнительный анализ динамики невербальных функций в норме и при отклонениях
  • Глава 5. Групповые и индивидуально-типологические различия в характеристиках ВПФ у детей с нормальным развитием, ЗПР и ОНР
    • 5. 1. Деление детей на группы
    • 5. 2. Основные различия между школьниками с преобладанием несформированности функций передних и задних отделов мозга
      • 5. 2. 1. Различия между младшими школьниками с преобладанием «передних» или «задних» трудностей
      • 5. 2. 2. Различия между старшеклассниками с преобладанием несформированности «передних» и «задних» функций
    • 5. 3. Основные различия между школьниками с преимущественной несфор-мированностью лево- и правополушарных функций
      • 5. 3. 1. Различия между младшими школьниками с преобладанием лево- или правополушарных трудностей
      • 5. 3. 2. Различия между учащимися старших классов с преобладанием лево- или правопополушарных дисфункций
    • 5. 4. Анализ индивидуально-типологических особенностей ВПФ в норме и при отклонениях
  • Глава 6. Обсуждение результатов
  • Выводы

Состояние вербальных и невербальных функций при общем недоразвитии речи и задержке психического развития: Нейропсихологический анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Наиболее распространенными вариантами отклоняющегося развития у детей являются общее недоразвитие речи (ОНР) и задержка психического развития (ЗПР) церебрально-органического генеза. Проблема изучения этих состояний находится на стыке таких научных дисциплин, как логопедия, специальная психология и нейропсихология. В настоящее время эти формы отклонений в развитии рассматриваются как самостоятельные варианты дизонтогенеза. В то же время в специальной литературе имеются сведения о значительном сходстве в характеристиках вербальных и невербальных психических функций у детей этих категорий развития. Так, известно, что в том и другом случае наблюдается несформированность внимания, памяти, мышления и разных сторон речи.

Нарушения высших психических функций (ВПФ), в частности речи, у взрослых и способы восстановительной работы при ней глубоко исследованы в отечественной нейропсихологии (Лурия, 1947, 1948, 1969, 1973; Глозман, 1974; Ахутина, 1975, 1989; Цветкова, 1988 и др.). Однако в соответствии с принципом динамической организации и локализации ВПФ данные о патологии речи и других функций у взрослых не могут быть перенесены на детскую популяцию и применены для понимания механизмов вербальных и невербальных трудностей у детей.

В детском возрасте недостаточность высших психических функций возникает не на фоне локальной мозговой патологии, как это происходит у взрослых больных, а является следствием функциональной незрелости и ранних резидуальных мозговых нарушений диффузного характера (Лебединский, 1985; Ковшиков, 1985; Мастюкова, 1977, 1981; Фишман, 1989 и др.). Вариативность во времени возникновения, объеме и локализации таких нарушений, вероятно, и порождает разнообразие в проявлениях дефицитарности высших психических функций. Недостаток знаний о причинах, механизмах и основных синдромах несформированности ВПФ снижает эффективность коррекционной работы из-за ее малой целенаправленности и ориентированности, главным образом, на устранение речевой симптоматики при ОНР и коррекцию недостатков познавательной деятельности при ЗПР, без учета системного характера этих проявлений.

На наш взгляд, необходимо целостное комплексное сопоставительное ф исследование особенностей вербальных и невербальных функций с учетом их динамики при таких вариантах отклоняющегося развития как ОНР и ЗПР церебрально-органического генеза. Наиболее адекватным этой цели мы считает нейропсихологический подход. Поскольку постановка топического диагноза в детском возрасте принципиально сложна, важно выявить функциональную структуру дефекта при этих состояниях. Такая функциональная диагностика станет основой для целенаправленной коррекционной работы.

Распространенность таких отклонений в развитии как ОНР и ЗПР наряду с препятствующим эффективной коррекции недостатком знаний об их механизмах, о соотношении в их структуре дефицита вербальных и невербальных функций и отсутствием четких критериев дифференциальной диагностики обусловливает актуальность избранной темы исследования. ф В качестве методологической основы исследования выступают:

1. Теория Л. С. Выготского (1960, 1982) о социальном генезе высших психических функций и роли опосредования в их построении.

2. Учение о системном характере ВПФ и их системной динамической локализации в головном мозге (Выготский, 1960; Лурия, 1969, 1973; Анохин, 1975, 1980; Бернштейн, 1962, 1990;).

3. Принципы синдромного анализа состояния ВПФ с учетом знаний о хроногенном характере локализации функций (Выготский, 1960, Лурия, 1969, 1973).

4. Представления о гетерохронии и индивидуальной неравномерности.

1 развития ВПФ, разработанные в психофизиологии и нейроt психологии индивидуальных различий (Небылицин, 1976; Хомская, i.

1996, 1998; Ахутина, 1997, 1998, Ахутина и др., 1996, 2000;

Корсакова и др., 1997; Микадзе, 1999). I.

1 Цель исследования: Изучение состояния и динамики вербальных и невербальных функций при ОНР и ЗПР церебрально-органического генеза в сопоставлении друг с другом и с нормой.

Задачи исследования:

1. С учетом нейролингвистических и нейропсихологических требований разработать методику обследования речи, которая могла бы стать частью комплексной нейропсихологической диагностики ВПФ школьников с нормальным и отклоняющимся развитием.

2. Провести сопоставительное динамическое изучение вербальных и невербальных ВПФ учащихся младшего и старшего школьного возраста с нормальным и отклоняющимся развитием (ОНР, ЗПР).

3. Выявить основные черты сходства и различия между школьниками с ОНР и ЗПР церебрально-органического генеза на вербальном и невербальном уровнях.

4. Выявить и описать групповые и индивидуально-типологические особенности школьников с ОНР и ЗПР.

5. Разработать основные рекомендации по организации коррекционной работы с учетом выявленных особенностей вербальных и невербальных функций.

Объект исследования: особенности высших психических функций и их развития в норме и в условиях дизонтогенеза (ОНР, ЗПР церебрально-органического генеза).

Предмет исследования: системная взаимосвязь и качественное своеобразие в развитии вербальных и невербальных функций и их компонентов у школьников с нормальным развитием, ОНР и ЗПР церебрально-органического генеза в сопоставлении друг с другом. Гипотезы исследования:

1. В основе симптомокомплексов ОНР и ЗПР церебрально-органического генеза лежит отставание в развитии высших психических функций, имеющее системный характер и различные первичные (ведущие) дефекты.

2. У школьников с ЗПР церебрально-органического генеза, также как у детей с ОНР, наблюдается стойкое системное недоразвитие речи, затрагивающее в той или иной мере все этапы порождения и понимания речевого высказывания.

3. Системная несформированность как вербальных, так и невербальных функций при ОНР и ЗПР имеет стойкий характер и не поддается полной компенсации даже к старшему школьному возрасту.

4. На фоне общего сходства между школьниками с ОНР и ЗПР должны.

• существовать некоторые специфические отличия, обусловленные разным уровнем функционирования передних и задних, левои правополушарных мозговых структур.

5. Категории школьников с ОНР и ЗПР не являются гомогенными, внутри них можно выделись группы с различными нейропсихологическими синдромами.

Положения, выносимые на защиту:

1. У школьников с ЗПР и ОНР наблюдается сходная по проявлениям, выраженная и стойкая несформированность всех ВПФ. Недоразвитие речи при ЗПР и недостаточность невербальных возможностей при ОНР имеют не только вторичную природу. Дети с ОНР характеризуются более низким уровнем развития как вербальных, так и невербальных функций (особенно к началу школьного обучения и в старших классах).

2. На фоне сходной системной несформированности ВПФ у детей с ОНР и ЗПР наблюдаются и специфические отличия. У школьников с ОНР менее сформированы функции серийной организации движений, а также переработки слуховой и кинестетической информации. Дети с ЗПР отличаются большей дефицитарностью программирования и контроля произвольных форм деятельности и переработки зрительно-пространственной информации. В целом, при ОНР больше страдают.

I вторичные, а при ЗПР — третичные отделы коры.

3. Школьники с ОНР и ЗПР имеют сходную по проявлениям, выраженную и стойкую системную несформированность речевых функций,.

• затрагивающую в той или иной мере все этапы порождения и понимания I речевого высказывания. Вербальные возможности школьников с ОНР и ЗПР в наибольшей степени различаются в начале школьного обучения, а затем постепенно сближаются.

4. Основные различия в речи между школьниками с ОНР и ЗПР проявляются на этапе внешнего оречевления высказывания. Это связано с характерными для детей с ОНР более грубыми дефектами звукопроизношения в сочетании со стойкими недостатками построения послоговой кинетической программы.

5. В целом, при сходном уровне несформированности синтагматических речевых связей у учащихся с ЗПР и ОНР, последние имеют более явную недостаточность парадигматических основ речи, что выражается в трудностях выбора артикулем, фонем и лексем.

6. Школьники с дизонтогенетическими вариантами развития характеризуются более явной, чем в норме, внутри — и межиндивидуальной неравномерностью в состоянии вербальных и невербальных функций и представляют собой не гомогенные группы.

7. Среди школьников с ЗПР можно выделить группы с преимущественной недостаточностью: 1) программирования и контроля произвольной деятельности- 2) функций переработки слуховой и кинестетической информации- 3) функций переработки зрительно-пространственной и зрительной информации- 4) с равномерным выраженным снижением всех ВПФ.

8. Среди учащихся с ОНР выделяются три основные группы с преимущественной несформированностью: 1) функций серийной организации движений и речи- 2) функций приема, переработки и хранения информации всех модальностей, особенно слуховой и кинестетической- 3) равномерной выраженной несформированностью всех ВПФ.

9. Для детей разных групп характерна по разному протекающая динамика ВПФ. В норме она носит устойчиво положительную направленность и наиболее интенсивна в младшем школьном возрасте. У школьников с отклонениями в развитии на фоне положительной динамики одних функций может наблюдаться отрицательная динамика других, что особенно характерно для детей с ЗПР. Наиболее существенно у школьников с дизонтогенезом высшие психические функции улучшаются только к старшему школьному возрасту, что позволяет говорить о стойком, не поддающемся полной компенсации отставании в развитии их психических возможностей.

10. Значительное сходство в причинах и проявлениях недостаточности вербальных и невербальных функций при ОНР и ЗПР церебрально-органического происхождения позволяет рассматривать эти состояния как близкие варианты дизонтогенеза.

11. Школьники с ОНР и ЗПР нуждаются в комплексной коррекции как вербальных, так и невербальных функций с учетом системного характера несформированности ВПФ и выявленных индивидуально-типологических особенностей.

Научная новизна и теоретическая значимость. Впервые получены важные для развития детской клинической психологии и специальной психологии данные о системной взаимосвязи вербальных и невербальных функций у школьников с нормальным развитием, ОНР и ЗПР в сопоставительном плане и с учетом их динамики. Впервые получены сведения об особенностях ВПФ учащихся старших классов с ОНР и ЗПР в сопоставлении с нормально развитыми сверстниками. Обнаружена устойчивость и неполная компенсируемость недостаточности ВПФ при этих состояниях. Описаны специфические особенности состояний ОНР и ЗПР, позволяющие лучше понять их структуру. Показана неравномерность развития вербальных и невербальных ВПФ как у детей с нормальным развитием, так и особенно у детей с ОНР и ЗПР, что существенно для развития теории нейропсихологии индивидуальных различий. Выявлена негомогенность категорий школьников с ОНР и ЗПР, выделены и описаны основные группы таких детей с учетом индивидуально-типологических особенностей.

Практическая значимость: полученные данные о специфике несформированности ВПФ при ОНР и ЗПР церебрально-органического генеза могут быть использованы для дифференциальной диагностики этих состояний, для формирования прогноза и выбора стратегии коррекционного воздействия. Сведения о принципиальном сходстве в состоянии вербальных и невербальных функций при ОНР и ЗПР должны способствовать усилению внимания к коррекции речевой недостаточности при ЗПР и неречевых дефектов при ОНР с учетом системного строения ВПФ. При компенсации системной речевой недостаточности у детей с ЗПР следует особое внимание уделить развитию синтаксиса, связного высказывания, способности к пониманию логико-грамматических отношений. При работе с детьми с ОНР следует наряду с синтагматическими речевыми связями развивать парадигматические основы речи (способность к выбору лексем, морфем, фонем, артикулем), а также невербальные ВПФ. Разработанная методика диагностики речевой функции может быть использована логопедами и психологами для выявления речевого статуса и отслеживания динамики речи у детей младшего и старшего школьного возраста.

Достоверность результатов обусловлена применением теоретически обоснованных методов обследования, достаточным объемом выборки и применением адекватных методов математической статистики при обработке и анализе данных (пакет программ Excel 97, SPSS 10.0.5 for Windows).

Внедрение работы. Разработанная методика нейропсихологической диагностики речевой недостаточности у школьников разного возраста была внедрена в работу Института возрастной физиологии РАО, логопедических пунктов г. Абакана, ЮЗАО г. Москвы, психолога школы № 573 для детей с тяжелыми нарушениями речи. Полученные результаты были использованы в лекционных курсах по детской нейропсихологии и нейропсихологическим основам коррекционно-развивающего обучения, читаемых на факультете психологии МГУ им. М. В. Ломоносова и факультете возрастной психологии МГППИ, а также в курсе «Специальная психология», прочитанном студентам факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова и студентам Института Психоанализа, получающим второе высшее образование.

Апробация работы. Работа апробирована на заседании кафедры нейрои патопсихологии факультета психологии МГУ. Результаты были представлены на Всероссийской конференции «Проблемы детской речи — 1999» в Санкт-Петербурге, на межрегиональном семинаре «Проблемы формирования и коррекции речи у детей с нарушениями развития» в Центре лечебной педагогике в Москве (2001), на П Международной конференции памяти А. Р. Лурии в Москве (2002), на семинарах для логопедов и психологов в Окружном методическом центре Юго-Западного управления МКО (2001, 2002). Результаты также докладывались на методических семинарах для логопедов и учителей начальных классов, а также на педагогическом совете в школе № 573 для детей с тяжелыми нарушениями речи (1999,2000,2001).

Структура и объем работы. Диссертация включает введение, шесть глав, заключение, список использованной литературы, состоящий из 349 наименований, в том числе 53 на иностранном языке, и приложений. Основной текст диссертации изложен на 302 страницах и снабжен 145 таблицами и 48 рисунками.

Выводы.

1. У школьников с ЗПР и ОНР наблюдается сходная по проявлениям, выраженная и стойкая несформированность всех ВПФ. Недоразвитие речи при ЗПР и дефицит невербальных возможностей при ОНР носят как вторичный, так и первичный характер. К началу школьного обучения и в старших классах дети с ОНР имеют, в целом, более явную недостаточность не только вербальных, но и невербальных функций.

2. На фоне сходной системной несформированности ВПФ у детей с ОНР и ЗПР наблюдаются и различия, характер которых подвержен возрастным изменениям. При ОНР отмечается большая дефицитарностъ серийной организации движений и речи, а также переработки слуховой и кинестетической информации. Для школьников с ЗПР характерны более явные трудности программирования и контроля произвольных форм деятельности и переработки зрительно-пространственной информации, что особенно отчетливо проявляется в младшем школьном возрасте на фоне слабости правополушарных функций. В целом, при ОНР больше страдают вторичные, а при ЗПР — третичные отделы коры.

3. Как школьники с ОНР, так и дети с ЗПР, имеют системную несформированностью речи, затрагивающую в той или иной мере все этапы порождения и понимания речевого высказывания и не компенсируемую к старшему школьному возрасту. Вербальные возможности учащихся с ОНР и ЗПР в наибольшей степени различаются в начале школьного обучения, а затем проявляют устойчивую тенденцию к сближению.

4. Основные различия в речи между школьниками с ОНР и ЗПР характеризуют этап внешнего оречевления высказывания, что проявляется в большей выраженности и стойкости дефектов звукопроизношения и слоговой структуры слова. В целом, при сходном уровне несформированности синтагматических связей языка у учащихся с ЗПР и ОНР, последние имеют более явную недостаточность парадигматических основ речи.

5. Характеристики ВПФ школьников с дизонтогенетическими вариантами развития отличаются более выраженной как внутри-, так и межиндивидуальной неравномерностью. Группы детей с ОНР и ЗПР не гомогенны по составу.

6. Дети с ЗПР наиболее четко различаются в зависимости от преобладания дефицитарности левоили правополушарных функций. Среди них можно выделить группы, у которых на фоне системной несформированности ВПФ наблюдается преимущественная недостаточность: 1) функций программирования и контроля произвольной деятельности- 2) функций переработки слуховой и кинестетической информации- 3) функций переработки зрительно-пространственной и зрительной информацииа также 4) группу детей с выраженным и равномерным снижением всех высших психических функций.

7. Дети с ОНР четче различаются в зависимости от преобладания дефицитарности функций Ш или П блока мозга. Среди них выделяются три основных группы: 1) дети, у которых на фоне системной несформированности ВПФ особенно страдают функции серийной организации движений и речи- 2) дети, у которых при системной несформированности ВПФ преобладает дефицит функций приема, переработки и хранения информации всех модальностей, особенно слуховой и кинестетической- 3) дети с равномерной и выраженной несформированностью всех ВПФ.

8. Для детей разных групп характерна по разному протекающая динамика ВПФ. В норме она носит устойчиво положительную направленность и наиболее интенсивна в младшем школьном возрасте. У школьников с отклонениями в развитии на фоне положительной динамики одних функций может наблюдаться отрицательная динамика других, что особенно характерно для детей с ЗПР. Наиболее активно у школьников с дизонтогенезом ВПФ улучшаются только к старшему школьному возрасту, что позволяет говорить о грубом отставании в развитии их психических возможностей.

9. Значительное сходство в причинах и проявлениях недостаточности вербальных и невербальных функций при ОНР и ЗПР церебрально-органического происхождения позволяет рассматривать эти состояния как близкие варианты дизонтогенеза, требующие во многом совпадающих форм коррекционной работы, построенной с учетом их системного характера и индивидуально-типологических особенностей школьников.

10. Учащиеся речевой школы требуют систематической коррекции не только вербальных трудностей, включая развернутую работу над номинативной функцией речи и развитием слухоречевой памяти, но и усилий по формированию невербальных ВПФ (в первую очередь серийной организации двигательных и графических программ, обработки кинестетической и слуховой информации).

11 .Учащиеся школ для детей с ЗПР дополнительно к работе по развитию ВПФ с акцентом на программирование и контроль произвольной деятельности и обработку полимодальной информации, нуждаются также в развернутой и постоянной коррекции системной речевой недостаточности, в первую очередь трудностей смыслового программирования и грамматического оформления высказывания, а также дефицита понимания сложных логико-грамматических конструкций.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Х. Изучение формирования доминантности полушарий по речи методом дихотического прослушивания: Автореф. Дис.. канд. психол. наук. -М, 1980.-23 с.
  2. А. Психологическое тестирование: Книга 1: Пер. с англ./ Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. М.: Педагогика, 1982. — 318 с.
  3. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. — М.: Медицина, 1975. 447 с.
  4. П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем. -М.: Наука, 1980.-197 с.
  5. Т.В. Нейролингвистический анализ динамической афазии. М.: МГУ, 1975.- 143 с.
  6. Т.В. Порождение речи // Нейролингвистический анализ синтаксиса. -М.: МГУ, 1989.-214 с.
  7. Т.В. Нейролингвистика нормы // I Международная конференция памяти А. Р. Лурия. Сб. докл. / Под ред. Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной М.: РПО, 1998а.-С. 289−298.
  8. Т.В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе // I Международная конференция памяти А. Р. Лурия. Сб. докл. / Под ред. Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной М.: РПО, 19 986. — С. 201−208.
  9. Т.В. Методика оценки речи детей 6−8 лет: нейропсихологический подход // Проблемы детской речи 1999. Материалы Всероссийской конференции. Санкт-Петербург, 24−26 ноября 1999. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999,-С. 15−17.
  10. Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму // Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств / Отв. ред. М. Г. Храковская СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2001. — С. 195−213.
  11. Т.В., Игнатьева С. Ю., Максименко М. Ю., Полонская Н.Н, Пылаева Н. М., Яблокова Л. В. Нейропсихологические методы диагностики развития высших психических функций. Часть I. Методы исследования серийной организации движений. М., 1991а (машинопись).
  12. Т.В., Игнатьева С. Ю., Максименко М. Ю., Полонская Н.Н, Пылаева Н. М., Яблокова Л. В. Методы нейропсихологического обследования детей 6−8 лет.// Вестн. Моск. Ун-та. Серия 14. Психология. 1996. — № 2. — С. 51−58.
  13. Т.В., Пылаева Н. М. Индивидуально-типологические различия в развитии зрительно-вербальных функций у дошкольников //Школьный психолог.-2001.-№№ 42, 43. .
  14. Т.В., Пылаева Н. М., Яблокова Л. В. Нейропсихологический подход к профилактике трудностей обучения. Методы развития навыков программирования и контроля // Школа здоровья. 1995. — № 4. — С. 66−84.
  15. Л.О. Невропатология. М.: Просвещение, 1987. — 317 с.
  16. Л.Я., Деглин В. Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушария. Л.: Наука, 1976. — 218 с.
  17. Л.Я., Деглин В. Л. Черниговская Т.В. Функциональная асимметрия мозга в организации речевой деятельности // Сенсорные системы. Сенсорные процессы и асимметрия полушарий / Отв. ред. Г. В. Гершуни. -Л.: Наука, 1985. -С. 99−113.
  18. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  19. Беккер К.-П., Совак М. Логопедия: Пер. с нем. / Под ред. Т. А. Власовой. М.: Медицина, 1981.-288 с.
  20. Белова-Давид Р. А. К вопросу о систематизации речевых расстройств у детей // Нарушения речи у дошкольников / Сост. Р. А. Белова-Давид, Б. М. Гриншпун. М.: Просвещение. 1969.-е. 10−46.
  21. .И. Недостаточность высших форм зрительного восприятия у детей с задержкой психического развития //Дефектология 1989. -№ 4. -с. 10−14.
  22. Н.А. Новые линии развития в физиологии и их отношение с кибернетикой. М.: Ин-т философии АН СССР, 1962. — 44 с.
  23. Н.А. Физиология движений и активность. М.: Наука, 1990. С. 494.
  24. Н.Ю. Особенности формирования речевого высказывания у старших дошкольников с задержкой психического развития: Автореф. Дис. .канд. психол. наук. М., 1983. — 16 с.
  25. Н.Н., Доброхотова Т. А. Функциональная асимметрия человека. 2-е изд. М.: Медицина.- 1988.-237 с.
  26. Дж. Психология познания: Пер с англ. / Общ. ред. А. Р. Лурии. -М.:Прогресс, 1977. 412 с.
  27. М.К. Речь и афазия. М.: Медицина, 1997. — 280 с.
  28. М. Психологическая проблематика детей с легкой дисфункцией мозга // Легкая дисфункция мозга в детском возрасте: Пер. с чешек. М.: Медицина, 1986, — С. 55−116.
  29. Н.Ц. Особенности невербального и вербального мышления у подростков с общим недоразвитием речи: Дис. .канд. психол. наук. -М., 1991.-160 с.
  30. О. Комплексный подход к диагностике и коррекции специфических нарушений письма у учащихся младших классов общеобразовательной школы. Дис. .канд. пед. наук. -М., 2002- 184 с.
  31. Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. -М.: Просвещение, 1987. -160 с.
  32. И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. -М.: Педагогика, 1990. —184 с.
  33. И.Т., Голод В. И., Алле А. Х. Нейропсихологическое изучение детей // Методы обследования нарушений речи у детей: Сб. науч. тр. АПН СССР / Отв. ред. Т А. Власова, И. Т. Власенко, Г. В. Чиркина. -М.: АПН СССР, 1982. -С. 144−160.
  34. Т.А., Лебединская К. С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей // Дефектология. 1975. -№ 6.-С. 8−17.
  35. Т.А., Певзнер М. С. Дети с отклонениями в развитии. — М.: Просвещение, 1973. 173 с.
  36. Т.Н. Сравнительное изучение нарушений мыслительной и речевой деятельности у дошкольников с ЗПР и ОНР: Дис.канд. психол. наук. -М., 1999.-171 с.
  37. А.П. Нарушение зрительного гнозиса у детей с речевой патологией // Дефектология, 1993. № 1. — С. 47−51.
  38. Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-500 с.
  39. Л.С. Проблема развития и распада высших психических функций / Собр. Соч. в 6 т. М.: Педагогика, 1982. -Т. 1.- С. 168- 174.
  40. Л.С. Мышление и речь //Собр. Соч.: В 6 т. Т.-. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В .Давыдова. М.: Педагогика, 1982. — С 6−361.
  41. Л.С. Педагогическая психология / Под. ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 536 с.
  42. Ф.М. Особенности вербальных и невербальных (зрительно-пространственных) функций при разных типах межполушарной асимметрии мозга: Автореф. дис. .канд. психол. наук. -М., 1992. 18 с.
  43. Ю.Ф. Опыт развития произвольного внимания у детей с моторной ал алией // Дефектология. 1983. — № 4. — С. 16−22.
  44. А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Изд-во АПН СССР, 1961. -С. 471.
  45. Т.Б. Мозговые дисфункции у детей. М., 1983. -240 с.
  46. В.И. Особенности функциональной асимметрии мозга в речевых процессах у детей школьного возраста при недоразвитии речи // Дефектология. 1983. — № 5. — С. 22−27.
  47. В.И. Функциональная асимметрия мозга у детей с нарушениями речевого развития: Дис. .канд. психол. наук. М., 1985. — с.
  48. .М. Нейропсихологический и нейролингвистический анализ грамматических нарушений при разных формах афазии: Дис. .канд. психол. наук. М., 1974, — 167 с.
  49. .М. Количественная оценка данных нейропсихологического обследования. М.: Центр лечебной педагогики, 1999. -160 с.
  50. .М., И.В. Коврыгина О нарушении чувства языка при афазии // Проблемы афазии и восстановительного обучения / Под ред. Л. С. Цветковой: Изд-во МГУ, 1976. С.59−68.
  51. Л.П., Зислина Н. Н., Толстова В. А., Рожкова Л. А. и др. О теоретическом и практическом значении нейропсихофизиологических исследований в дефектологии // Дефектология. -1997, № 5. С. 15−26.
  52. .М., Шаховская С. Н. Ал алия // Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М.: Просвещение, 1989. — С. 263−308.
  53. Г. В., Маевская С. И. Генез, клиника и основные направления работы при моторной алалии // Недоразвитие и утрата речи: Вопросы теории и практики: Межвузовский сб. науч. тр. / Под ред. Л. И. Беляковой. М: МГПИ, 1985.-С. 13−20.
  54. С.А., Пермякова В. А. Индивидуально-типические особенности младших школьников с задержкой психического развития // Развитие школьников с отклонениями / Отв. ред. В. А. Пермякова. Иркутск, 1981. — С. 11−20.
  55. Н.В., Фарбер Д А., Безруких М. М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии.- М.: ВЛАДОС, 2000. -144 с.
  56. А.О., Фишман М. Н. Дети с трудностями в обучении (к вопросу об этиопатогенезе) // Дефектология. 1996. — № 5. — С. 22−28.
  57. З.М. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития // Дефектология. —1980. № 4 С. 27−34.
  58. З.М., Ростягайлова Л. И. Итоги клинико-психолого-педагогического обследования учащихся вторых классов коррекционно-развивающего обучения (КРО) школ Москвы // Дефектология. 2000, № 6. — С. 41−44.
  59. М.С., Марютина Т. М. Развитие как предмет психогенетики // Вопросы психологии. -1992, № 5−6. С. 5−15.
  60. Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. М.: Педагогика, 1973. — 152 с.
  61. Т.В. Особенности мышления // Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Никашиной. М.:Просвещение, 1981. — С. 22−34.
  62. Т.В. Своеобразие мыслительной деятельности // Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. -М.:Педагогика, 1984. С. 70−106.
  63. Г. И. Понимание грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Р. Е. Левиной. -М, 1961.-С. 103−111.
  64. Г. И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции // Дефектология, 1972. № 4. — С. 29−35.
  65. Жинкин Н И. Механизмы речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — 370 с.
  66. Н.И. Язык речь — творчество / Сост. С. И. Гиндин. -М.: «Лабиринт». -1998.-368 с.
  67. А.А. Введение в психолингвистику М.:РГГУ, 1999. 382 с.
  68. Э.Ф. К разработке стандартизированной методики для определения уровня умственного развития нормальных и аномальных детей // Дефектология. 1984. — № 1. — С. 28−33.
  69. О.В. Динамика психического развития детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1995.- 16 с.
  70. И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке.-М., 1985.
  71. Н.Н. Особенности электрической активности мозга у детей с задержкой психического развития и церебрастеническим синдромом // Дети с временными задержками развития / Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. — М.: Педагогика, 1971.-С 109−121.
  72. Н.Н., Ополинский Э. С., Рейдибойм М. Г. Исследование функционального состояния мозга по данным электроэнцефалографии у детей с задержкой психического развития // Дефектология. — 1972. -№ 3. — С. 9−15.308
  73. С.В. Логопедическая работа по дифференциации грамматических форм слова у дошкольников с задержкой психического развития: Автореф. дис. .канд. психол. наук. -М., 1998. 16 с.
  74. С.В. К вопросу об изучении грамматического строя речи у дошкольников с нарушениями развития // Проблемы детской речи 1999. Материалы Всероссийской конференции, — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999, — С. 70−72
  75. Д.Я. Некоторые особенности памяти и внимания 6−10 -летних детей с разным уровнем развития // Сравнительная динамика развития детей: Сб. научн. тр. / Под ред. В. А. Авотиныпа. Рига, 1986. — С. 36−48.
  76. З.И. Особенности генезиса продуктивного мышления детей с задержкой психического развития // Дефектология. — 1978.- № 3. — С. 3−8.
  77. З.И. Умственное развитие школьников отстающих в учении // Отстающие в учении школьники (Проблемы психического развития) / Под ред. З. И. Калмыковой, И. Ю. Кулагиной. М.: Педагогика, 1986. — С. 9−22.
  78. С.Н., Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А. К вопросу о функциональных связях правого и левого полушарий мозга с различными отделами срединных структур у правшей // Функциональная асимметрия и адаптация человека. М., 1997. — С. 25−27.
  79. И.Д. Формирование и перенос умений в учебной деятельности детей с задержкой психического развития: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1976.-25 с.
  80. Катамнез детей с недоразвитием речи, находившихся в логопедическом детском саду / Е. М. Мастюкова, Н. С. Жукова, Л. А. Белогруд, B.C. Бурова/ Дефектология. 1972. — № 2. — С. 19−25.
  81. Г. А. Формирование произношения у детей с общим недоразвитием речи . М.: АПН РСФСР, 1962. — 107 с.
  82. Е.И. Недоразвитие речи у детей. М., 1977. 12 с.
  83. Е.И. Задержка психического развития в детском возрасте (клиника, диагностика и социальная адаптация). — М.: ЦОЛИУВ, 1983.18 с.
  84. С.Г., Левитина Е. В. Значение нейропсихологической диагностики и коррекции выявленных нарушений у детей, поступающих в 1 класс // I
  85. Международная конференция памяти А. Р. Лурии: Тезисы докл. / Под ред. Е. Д. Хомской, Ж. М. Глозман, Д. Таппера. М., 1997. С.
  86. В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей: изд. 2-е перераб и доп. М.:Медицина, 1995. — 560 с.
  87. В.В., Кириченко Е. И. К вопросу о динамике речевых и психических нарушений у детей и подростков с синдромом моторной алалии // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1970. — T. LXX, вып. 10. -С. 1561−1565.
  88. В.А. Особенности артикуляционного механизма на разных уровнях его деятельности у детей с экспрессивной алалией // Нервно-психические и речевые нарушения. Сб. науч. тр. Л.: 1982. — С. 42−61.
  89. В.А. Экспрессивная алалия: Учебное пособие к спецкурсу.- Л.: ЛГПИ, 1985.-88 с.
  90. В.А. Экспрессивная алалия: Учебное пособие к спецкурсу. М.: ИОИ, 2001−96 с.
  91. В.А., Элькин Ю. А. К вопросу о мышлении у детей с экспрессивной («моторной») алалией //Дефектология. 1980. — № 2. — С. 14−21.
  92. И.А. Патопсихологическая дифференциация некоторых форм психического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1980. — 23 с.
  93. И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. М.: ПЕР СЭ, 2002.-192 с.
  94. А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Уч.-методич. пособ, — СПб.: ИД «МиМ», 1997. 286 с.
  95. Н.К., Московичюте Л. И. Подкорковые структуры мозга и психические процессы. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 119 с.
  96. Н.К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М.: РПА, 1997. — 124 с.
  97. .С. Исследование межполушарного взаимодействия впереработке слуховой информации. Дис.канд. психол. наук.- М., 1975. 142 с.
  98. О.А. О нарушениях зрительно-перцептивных функций при очаговых поражениях в детском возрасте // Проблемы медицинской психологии / Под ред. А. Н. Леонтьева, Е. Д. Хомской, Е. Ю. Артемьевой. — М.: Изд-во МГУ, 1980. С. 77−87.
  99. М. Афазиология: Пер. с англ.- М.:Медицина, 1974. 232 с.
  100. И.Ю., Пускаева Т. Д. Познавательная деятельность и ее детерминанты при задержке психического развития //Дефектология. 1989. -№ 1 .-С. 3−9.
  101. А.В., Ахутина Т. В. Трудности в обучении и серийная организация движений у детей 6−7 лет // Вестн. Моск. Ун-та. Серия 14. Психология, 1996. № 2 — С. 58−66.
  102. Р.И. Нарушения речи и система их коррекции в процессе логопедической работы во вспомогательной школе: Дис. .докт. пед.наук. — Л., 1988. Т. 1 — 421 е.- Т.2 — 117 с.
  103. Р. И. Гермаковска А. Особенности симультанного анализа и синтеза у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи // Дефектология. 2000. — № 4. — С. 23−27.
  104. К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития детей / Под ред. К. С. Лебединской. М.: Педагогика, 1982.-С.5−21.
  105. В.В. Нарушения психического развития у детей. М.: Изд-во МГУ, 1985.-167 с.
  106. ИЗ. Левина Р. Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов). М.: Учпедгиз, 1951, — 120 с.
  107. Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-310 с.
  108. Р.Е., Никашина Н. А. Характеристика общего недоразвития речи у детей // Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. -М.:Просвещение, 1967.-С. 67−85.
  109. М. Электроэнцефалографическое обследование детей с легкой дисфункцией мозга // Легкая дисфункций мозга в детском возрасте. — М.: Медицина, 1986. С 116−126.
  110. А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания.- М.: Наука, 1969. -307 с.
  111. А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997. — 287 с.
  112. А.А., Рябова Т. А. Фазовая структура речевого акта и природа планов // Планы и модели будущего в речи: материалы к обсуждению. -Тбилиси, 1970.
  113. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1972.-571 с.
  114. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975, — 303 с.
  115. В.И. Высшая нервная деятельность и психологические особенности детей с задержкой психического развития // Дефектология. -1972.-№ 4.-С. 10−16.
  116. В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. М.: Педагогика, 1978.-224 с.
  117. В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.: Педагогика, 1989. — 104 с.
  118. И.П., Фишман М. Н., Мачинская Р. И. Исследование нейрофизиологических механизмов ЗПР у детей. Структурный анализ ЭЭГ // Физиология человека. 1998. Т. 24. — № 1. — С. 16−20.
  119. А.Р. Травматическая афазия. М.: Изд-во АМН СССР, 1947. -365 с.
  120. А.Р. Восстановление функций мозга после военной травмы. М.: Изд-во АМН СССР, 1948. — 235 с.
  121. А.Р. Очерки психофизиологии письма. М.: Изд-во АМН РСФСР, 1950.-84 с.
  122. А.Р. Развитие речи и формирование психических процессов // Психологическая наука в СССР: В 2 т.- М., 1959. Т.1. — С. 516−578.
  123. А.Р. Мозг человека и психические процессы // Нейропсихологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. — № 1.- 497 с.
  124. А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. — 2-е изд.- М.: Изд-во МГУ, 1969. — 504 с.
  125. А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Изд-во МГУ, 1973. — 374 с.
  126. А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. — М.: Наука, 1974. 172 с.
  127. А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М.:МГУ, 1975а,-252 с.
  128. А.Р. О двух основных классах афазических нарушений речи // Проблемы афазии и восстановительного обучения / Под ред. Л. С. Цветковой.- М.: Изд-во Моск. Ун-та 1975 б. С. 5−15.
  129. А.Р. Три основных функциональных блока мозга // Естественнонаучные основы психологии / Под ред. А. А. Смирнова, А. Р. Лурия, В. Д. Небылицина. М.: Педагогика, 1978. — С. 120−139.
  130. А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е. Д. Хомской.- Росгов-на-Дону. — 1998.- 416 с.
  131. А.Р., Симерницкая Э. Г. О функциональном взаимодействии полушарий головного мозга в организации вербально-мнестических функций // Физиология человека. 1975. — № 3 — Т. 1. — С. 411−417.
  132. Н.Г. Возрастная динамика процессов памяти у детей с задержкой психического развития: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1997.-21 с.
  133. С.С., Гриншпун Б. М. О классификации речевых расстройств // Расстройства речи у детей и подростков / Общ. ред. С. С. Ляпидевского. М.: Медицина, 1968. — С. 40−59.
  134. А.К. Особенности овладения слоговым составом слова у детей с недоразвитием речи. Дис.. канд. пед. наук. М., 1963. — 213 с.
  135. М.Ю. Дети дошкольного возраста с функциональной недостаточностью правого полушария // Школа здоровья. 1997. — № 4. — С. 23−26.
  136. Н.Г. Нейропсихологические закономерности нормального развития // Школа здоровья. -1999, — № 1. С. 8−24.
  137. Е.В. Недостатки речи у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста: Дис. .канд. пед. наук. М., 1991. -204 с.
  138. К.К. Особенности динамики интеллектуальной деятельности школьников с задержкой психического развития: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1991. — 19 с.
  139. И. Ф. Клинико-нейропсихологическая характеристика задержки психического развития // Дефектология. 1977. -№ 6. — С. 3−11.
  140. И.Ф. Клинико-нейрофизиологическая характеристика задержки психического развития церебрально-органического генеза // Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития / Под ред. К. С. Лебединской. М.:Педагогика, 1982. — С. 28−52.
  141. И.Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика). М.: Изд-во н/о «Коменс-центр», 1993. -188 с.
  142. И.Ф., Лебединский В. В., Никольская О. С. Нейропсихологическая характеристика детей с задержкой психического развития //Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1977. -№ 12.-С. 1858−1862.
  143. Т.М. Психофизиологические аспекты развития ребенка // Школа здоровья. 1994. — № 1. — С. 105−11.
  144. Е. М. О расстройствах памяти у детей с недоразвитием речи // Дефектология. 1972. -№ 5. — С. 12−17.
  145. Е.М. Онтогенетический подход к структуре дефекта при моторной алалии // Дефектология. 1976. — № 1.- С. 13−20.
  146. Е.М. Основные формы двигательных, речевых и интеллектуальных нарушений у детей с анте- и перинатальными поражениями мозга // Дефектология. 1977. — № 5. — С. 33−37.
  147. Е.М. Онтогенетический подход к структуре дефекта при моторной алалии // Дефектология. 1981. — № 6. — С. 13,20
  148. Е.М. К вопросу о состоянии внутренней речи у школьников с моторной алалией // Недоразвитие и утрата речи: Вопросы теории и практики: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. Л. И. Беляковой. М.: МИШ, 1985. -С. 20−27.
  149. Г. В. Дифференциальная диагностика моторной алалии // Очерки по патологии речи и голоса. М., 1967. — Вып. 3. — С. 47−103.
  150. З.А. Особенности переработки зрительно-пространственной информации у детей в норме и с задержкой психического развития: Дис.. канд. психол. наук. М., 2002. — 183 с.
  151. Методы обследования нарушений речи у детей: Сб. науч. тр. /Отв. ред. Т. А. Власова, И. Т. Власенко, Г. В. Чиркина. М.: Изд-во АПН СССР, 1982. -160 с.
  152. Ю.В., Корсакова Н. К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников в связи с неуспеваемостью в школе. — М.: ИнтелТех, 1994. 64 с.
  153. Ю.В. Нейропсихологический анализ формирования психических функций у детей // I Международная конференция памяти А. Р. Лурии. Сб. докладов. М.: РПО, 1998. — С. 225−231.
  154. Ю.В. Нейропсихология индивидуальных различий в детском возрасте: Дис. .докт. психол. наук. -М., 1999. -347 с.
  155. О.П. Динамика различных видов мышления у детей с задержкой психического развития в среднем школьном возрасте: Автореф. дис. .канд. психол. наук. -М., 1988. 16 с.
  156. Мулли Сухад. Особенности наглядно-образного мышления школьников с общим недоразвитием речи: Дис. .канд. психол. наук. -М., 1992. 83 с.
  157. Нарушения речи у дошкольников / Сост. Р.А. Белова-Давид. М.: Просвещение, 1972. — 232 с.
  158. В.И. Анализ психофизиологических механизмов затруднений в овладении чтением и письмом у детей с задержкой психического развития: Автореф. дис.канд. психол. наук. -М., 1979. -22с.
  159. В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. — 336 с.
  160. Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга // Под ред. Е. Д. Хомской. М.: Наука, 1986. — 205 с.
  161. Н.Н. Функциональная асимметрия мозга и структура зрительного поля // Физиология человека. — 1989. Т. 15, № 6. — С. 8−15.
  162. К. особенности динамики разных видов мыслительной деятельности как диагностический показатель умственного развития школьников: Дис. .канд. психол. наук. -М., 1983. 164 с.
  163. Г. Р. Состояние высших психических функций у детей, поступающих в 1 класс общеобразовательной школы //Дефектология.- 2000. -№ 2. -С. 51−56.
  164. Н.Л. Нейропсихологическая структура мнестических нарушений при задержке психического развития // Дефектология. 1981. — № 1.-С. 21−28.
  165. М.С. Дети с отклонениями в развитии: отграничение олигофрении от сходных состояний. М.: Изд-во АПН РСФСР. — 1966. — 256 с.
  166. Л.И. Некоторые особенности внимания у детей с отклонениями в развитии // Дефектология. 1972. — № 4.- С. 23−28.
  167. Л.И. Особенности вероятностного прогнозирования у детей в норме и патологии // Вопросы психологии, — 1976. № 2. — С. 115−123.
  168. Jl.И. Нарушения восприятия у детей с задержкой психического развития и их нейрофизиологические механизмы// Развитие школьников с отклонениями / Отв. Ред. В. А. Пермякова, Иркутск, 1981. — С. 21−30.
  169. Л.И. Механизмы нарушения восприятия у аномальных детей (психофизиологическое исследование). М.: Педагогика, 1984.- 161 с.
  170. Л.И., Мастюкова Е. М. К проблеме дифференциальной диагностики задержки психического развития // Психология аномальных различий. Вильнюс, 1986. — 4.2. — С. 276−278.
  171. Л.И., Мастюкова Е. М. Задержка психического развития: вопросы дифференциальной диагностики // Вопросы психологии. — 1989. — № 1. С. 55−62.
  172. Л.И., Рожкова Л. А. Психофизиологические механизмы формирования прогноза // Психологический журнал. 1991. — Т. 12, № 5. — С. 51−59.
  173. Л. И. Рожкова Л.А. Нейрофизиологические механизмы нарушений прогностической деятельности у детей с трудностями в обучении // Дефектология. 1996, — № 5. — С. 15−22.
  174. Л.И., Фотекова Т. А. Особенности познавательной деятельности младших школьников с недоразвитием речи и задержкой психического развития // Дефектология. 1993. -№ 5 С.2−6.
  175. Л.И., Фотекова Т. А. Определение уровня развития словесно-логического мышления у девятиклассников // Школьный психолог. 2002. -№ 7.-С. 8−9.
  176. Л.И., Чупров Л. Ф. Определение уровня словесно-логического мышления у первоклассников И Вопросы психологии. 1989. -№ 5.-С. 154−157.
  177. Переслени Л И., Шошин П. Б. Особенности внимания и восприятия // Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой и др. -М.: Просвещение, 1981.-С. 10−14.
  178. Н.Г. Своеобразие процессов непроизвольной памяти у первоклассников с задержкой психического развития // Дефектология. 1980. -№ 4. -С. 21−26.
  179. Н.Г. Особенности воспроизведения непроизвольно запечатленного материала детьми с задержкой психического развития // Дефектология. 1983. — № 2. — С. 13−18.
  180. Н.Н. Мышление дошкольника. М.: Педагоги, 1977. — 271 с.
  181. В.Л. Особенности кратковременной памяти детей с задержкой психического развития: Автореф. дис. .канд. психол. наук. -М., 1981. 18 с.
  182. В.Л. Особенности памяти // Дети с задержкой психического развития, — М., 1984. -С. 54−70.
  183. В. Л. Формирование мнемического приема смысловой группировки у детей с задержкой психического развития // Дефектология. -1987.-№ 2.-С. 3−9.
  184. Н.Н., Яблокова Л. В. Развитие произвольности речевых процессов в младшем школьном возрасте // Школа здоровья. 1998 а. — № 1. -С. 43−49.
  185. Н.Н., Яблокова Л. В. Функции программирования и контроля и успешность обучения первоклассников // I Международная конференция памяти А. Р. Лурия. Сб. докл. / Под ред. Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной М.: РПО, 1998б.-С. 231−238.
  186. Н.Н., Яблокова Л. В., Ахутина Т. В. Динамика функций программирования и контроля и ее связь с трудностями обучения младших школьников // Вестн. Моск. Ун-та. Серия 14. Психология. 1997. — № 2. — С. 42−51.
  187. Н.Н., Яблокова Л. В., Ахутина Т. В. Динамика развития речевых функций // Психологическая наука и образование. 1999. — № 2. — С. 77−86.
  188. Проблемы афазии и восстановительного обучения / Под ред. Л. С. Цветковой. М.: МГУ, 1975. — 248 с.
  189. Н.М. Разработка и применение системы методов оценки нарушения и восстановления речи при афазии: Дис.канд. психол. наук. -М., 1979,-182 с.
  190. Н.М. Опыт нейропсихологического исследования детей 5−6 лет с задержкой психического развития // Вестн. Моск. Ун-та. Серия 14. Писхология, — 1995. № 3. — С. 37−46.
  191. Н.М. Нейропсихологическая поддержка классов коррекционно-развивающего обучения //1 Международная конференция памяти А. Р. Лурия. Сб. докл. / Под ред. Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной М.: РПО, 1998. — С.238−243.
  192. Г. Н. Особенности построения предложений в речи младших школьников с задержкой психического развития //Дефектология.- 1987. С. 3−9.
  193. М.Г. Задержка психического развития у детей. Клинико-психологическое обоснование дифференциального отбора и обучения: Автореф. дис. .канд. психол. наук. -М., 1977. 16 с.
  194. А.С. Формирование умений логического доказательства у младших школьников с задержкой психического развития: Автореф. дис. .канд. психол. наук. -М., 1987. — 17 с.
  195. Л.А. Особенности реактивности полушарий мозга при восприятии зрительной вербальной информации у детей с нарушениями речи и памяти //Дефектология. 2000. — № 2. -С. 13−21
  196. Л. А. Переслени Л.И. нейрофизиологические критерии оценки уровня развития механизмов когнитивной деятельности у детей в аспекте проблем дифференциальной диагностики // Дефектология. — 2001. № 4. — С. 3−14.
  197. С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во АПН СССР, 1958.-147 с.
  198. Т.В. Механизм порождения речи по данным афазиологии // Вопросы порождения речи и обучения языку / Под ред. А. А. Леонтьева, Т. В. Рябовой. М.: Изд-во Моск. Унг-та. — 1967. -С. 76−92.
  199. И.Н. нарушения письменной речи у младших школьников. -М., 1983.-111 с.
  200. Р.А. Нейропсихологический анализ школьной неуспеваемости в начальных классах: Дис. .канд. психол. наук. М., 1991. — 164 с.
  201. А.Д. Развитие звуковой стороны речи ребенка. М.: Педагогика, 1973. — 118 с.
  202. Н.Я. Психологические характеристики особенностей формирования базовых составляющих познавательной деятельности у детей с отклоняющимся развитием: Автореф. дис. .канд. психол. наук. -М., 2001. -23 с.
  203. JI.K., Васильева В. А., Цехмистренко Т. А. Структурные преобразования коры большого мозга человека в постнатальном онтогенезе // Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. — JI.: Наука, 1990. С. 8−43.
  204. А.В. Актуальные проблемы нейропсихологической квалификации отклоняющегося развития // Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие / Под ред. JI.C. Цветковой. М.: МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. — 84−137
  205. А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. Пособие для высш. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2002.- 232 с.
  206. А.В., Цыганок А. А. Нейропсихологический подход к типологии онтогенеза // Нейропсихология сегодня / Под ред. Е. Д. Хомской. -М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1995. С. 170−183.
  207. А. В. Умрихин С.О. Пространственные представления при отклоняющемся развитии (методические рекомендации к нейропсихологической диагностике). М. — 1998. — 50 с.
  208. А.В., Архипов Б. А., Фролова Т. Г., Исаева Е. В. О формировании межполушарного взаимодействия в онтогенезе // I Международная конференция памяти А. Р. Лурия. Сб. докл. / Под ред. Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной М.: РПО, 1998. — С. 215−225.
  209. Ю.В. Особенности формирования сферы образов представлений у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 2002. —25 с.
  210. С.К. Развитие сферы образов представлений при задержке психического развития // Дефектология. 1984. — № 2. — С. 13−21.
  211. И.А. О развитии речи у детей И Сб. ст. в 5 т. Харьков, 1900. -Т.2. — С 132−156.
  212. Э.Г. Нейропсихологический подход к изучению доминантности полушарий // Доминантность полушарий. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1978, — С. 49−68.
  213. Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. -М.: Изд-во МГУ, 1985. 190 с.
  214. Э.Г. Нейропсихологическая методика экспресс-диагностики «Лурия-90» // М.: Общество «Знание» РСФСР, 1991. 44 с.
  215. Э.Г. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости // Нейропсихология сегодня / Под ред. Е. Д Хомской.- М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1995. С. 154−160.
  216. Е.С. Особенности активной речи дошкольников, отстающих в развитии: Автореф. дис. .канд. психол. наук.-М., 1978. -21 с.
  217. Е.С. Исправление речи у детей. — Минск: Народная Асвета, 1983.-63 с.
  218. Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития: Книга для учителя. Минск: Народная Асвета, 1989. -64 с.
  219. Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией.-Киев: ЮПИ, 1981, — 150с.
  220. Е.Ф. К вопросу о дифференциальной диагностике моторной алалии и олигофрении // Нервно-психические и речевые нарушения: Сб. науч. тр. / Отв. ред. В. А. Ковшиков. Л.: ЛГПИ, 1982. — С. 102−112.
  221. Е.Ф. Психолого-педагогические основы коррекции нарушений формирования грамматического строя у детей: Автореф. дис. .докт. пед. наук. -М., 1984. -49 с.
  222. А.Н. Внутренняя речь и мышление. М.: Просвещение, 1968. — 248 с.
  223. Е.Н. Механизмы памяти: Опыт экспериментального исследования. М.: Изд-во МГУ, 1969. — 176 с.
  224. Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи (1−4 классы). М.: Педагогика, 1980. — 192 с.
  225. Т. А. Особенности логического мышления у дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология. 1982. — № 4. — С. 51−56.
  226. Схема нейропсихологического обследования. Уч. пособ. // Под ред. А. Р. Лурии. М., Изд-во Моск. Ун-та, 1973. — 60 с.
  227. Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте: Пер с чешек. М.: Медицина, 1986. -256 с.
  228. Р.Д. Дограмматические и грамматические знания II Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой и др. М.: Педагогика, 1984. — С. 172−196.
  229. Р.Д. Некоторые особенности младших школьников с задержкой психического развития в овладении грамматическим строем речи // Дефектология. 1987. — № 5. — С. 12−17.
  230. В.Д., Фишман М. Н. нейрофизиологический анализ межполушарного взаимодействия в процессе зрительного восприятия у детей // Физиология человека. -1991. Т. 17, № 5. — С. 91−97.
  231. Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. 2001. — № 4. -С.68−76.
  232. О.Н. Логопедическая работа по формированию звукопроизношения у детей с моторной алалией в дошкольном возрасте. Автореф. дис.канд. пед. наук. — М.: 1970. 19 с.
  233. О. Н. Гаркуша Ю.Ф. Особенности произвольного внимания детей с моторной алалией // Недоразвитие и утрата речи: Вопросы теории и практики: Межвузовский сб. науч. тр. / Под ред Л. И. Беляковой. М.: МГПИ, 1985.-С. 27−35.
  234. Т. Н. Функциональные структуры второй сигнальной системы: Психофизиологические механизмы внутренней речи. М: Наука, 1979. — 248 с.
  235. Д.А., Дубровинская Н. В. Функциональная организация развивающегося мозга (возрастные особенности и некоторые закономерности) // Физиология человека. 1991. — Т. 17, № 5. — С. 17−28.
  236. Фарбер Д А., Дубровинская Н. В. Мозговая организация когнитивных процессов в дошкольном возрасте // Физиология человека. — 1997. — Т., 23, № 2.-С. 25−32.
  237. Т.Б., Чиркина Г. В. Изучение детей с общим недоразвитием речи в специальном детском саду // Дефектология. 1985. — № 6. — С. 55−62.
  238. Т.Б., Чиркина Г. В. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи //Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. -М.: Просвещение, 1989. С. 482−508.
  239. Т.Б., Чиркина Г. В. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи // Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. -М.: Просвещение, 1999. С. 614−646.
  240. М.Н. Интегративная деятельность мозга детей в норме и патологии: Электрофизиологическое исследование. М.: Педагогика, 1989. — 144 с.
  241. М.Н. Функциональная асимметрия мозга у детей с ЗПР и умственной отсталостью // Дефектология. 1996. — № 4. — С. 3−7.
  242. М.Н. Электрофизиологический анализ функционального состояния мозга детей с трудностями в обучении //Дефектология. 1999. -№ 5.-С. 19−24.
  243. М.Н., Лукашевич И. П., Мачинская Р. И. Особенности функционального состояния мозга детей с ЗПР //Дефектология. —1998. № 1. -С.24−29.
  244. Т.А. Сравнительное исследование особенностей познавательной деятельности при общем недоразвитии речи и при задержке психического развития у младших школьников : Дис.. канд. психол. наук,-М., 1993.-193 с.
  245. Т.А. Сочетание нарушений познавательной и речевой сфер в структуре дефекта детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. -1994.-№ 2.-С.
  246. Т.А. Остаточные явления общего недоразвития речи у старшеклассников // Проблемы детской речи — 1999. Материалы Всероссийской конференции С.-Петерб. Спб.: Изд-во РГПУ, 1999. — С. 178 181.
  247. Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. -М.: АРКТИ, 2000. 56с.
  248. Т.А. Динамика функций программирования, контроля и серийной организации движений у школьников с нормальным и отклоняющимся развитием // Школа здоровья. — 2002 а, № 2. — С. 31−39.
  249. Т.А. Динамика функций приема, переработки и хранения информации у школьников с нормальным и отклоняющимся развитием // Школа здоровья. 2002 б, № 3.
  250. Т. А. Ахутина Т.В. Нейропсихологическая диагностика речевой патологии у детей // Школьный психолог, 2001 № 37. — С.3−14. № 38. -С.3−14.
  251. Т.А., Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. М.: АРКТИ, 2002. — 136 с.
  252. Функциональная асимметрия мозга при нарушениях речевого и слухового развития / /В.И. Голод, Р. И. Мачинская, М. Н. Фишман, В. Д. Труш / Отв. ред. А. Н. Шеповальников. М.: Наука, 1992, — 138 с.
  253. Хомская Е. Д Нейропсихология. Изд-во Моск. Ун-та, 1987. — 288 с.
  254. Е.Д. Об асимметрии блоков мозга // Нейропсихология сегодня / Под ред. Е.ДХомской. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1995. С. 14−27.
  255. Е.Д. Нейропсихология индивидуальных различий // Вестн. Моск. Ун-та. Серия 14. Психология. -1996. -№ 2. С. 24−32.
  256. Е.Д. Латеральная организация мозга как нейропсихологическая основа типологии нормы //1 Международная конференция памяти А. Р. Лурия.
  257. Сб. докл. / Под ред. Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной М.: РПО, 1998. — С. 138 145.
  258. Е.Д., Ефимова И. В. К проблеме типологии индивидуальных профилей межполушарной асимметрии мозга // Вестн. Моск. Ун-та. Серия 14. Психология, 1991 -№ 1.-С.42−47.
  259. Е.Д., Ефимова И. В., Будыка Е. В., Ениколопова Е. В. Нейропсихология индивидуальных различий. М.: Роспедагентство, 1997. — 281 с.
  260. Л.С. Афазия и восстановительное обучение. М.: Просвещение, 1988. — 207 с.
  261. Л.С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. М.: Роспедагентство, 1997. -85 с.
  262. Л.С. Концептуальный аппарат нейропсихологии детского возраста // Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Цветковой. М.: МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. — С. 26−83.
  263. Л.С., Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Методика оценки речи при афазии. -М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1981.-68 с.
  264. С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение: Уч. пособ. СПб.: ИД «МиМ», 1997.-192 с.
  265. С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Уч. пособ. -М.: ВЛАДОС, 2000. 240 с.
  266. Н.А. Ошибки в чтении у первоклассников с задержкой психического развития // Дефектология. —1972. № 5. — С. 41−48.
  267. Н.А. Особенности чтения // Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой и др. М: Педагогика. 1984. — С. 196−215.
  268. Л.Ф. Особенности произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития: Дис. .канд. психол. наук. -М., 1988.-174 с.
  269. A.M. Психолингвистические проблемы овладения общением в онтогенезе И Теоретические и прикладные проблемы речевого общения.-М., 1979.
  270. С.Н. Алалия // Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С. С. Ляпидевского. М., 1969.
  271. С.Г. Знания и представления об окружающем мире // Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой и др.- М.: Педагогика, 1984.-С. 151−172.
  272. С.Г. К вопросу о коррекции умственного и речевого развития детей с задержкой психического развития // Дефектология 1994. — № 1. — С. 15−18.
  273. С.Г. Комплексный подход к диагностике, коррекции, реабилитации детей с трудностями в обучении // Дефектология. 1995, — № 1. -С. 30−37.
  274. JI.M. Нейропсихологический анализ высших психических функций у детей с отклонениями в развитии // Международная конференция памяти А. Р. Лурии / Под ред. Е. Д. Хомской, Ж. М. Глозман, Д. Таппера. М, 1997. -С.
  275. Л.М. Нейропсихологические аспекты диагностики детей с процессе коррекционно-развивающего обучения // Дефектология. 1999. — № 5. — С. 3−10.
  276. Л.М., Волкова Л. С., Крутикова Э. Г. Комплексное исследование мнестической деятельности младших школьников с речевой патологией // Дефектология. — 1991. № 2. — С. 16−22.
  277. П.Б. Опознание простых изображений детьми с задержкой психического развития // Дефектология. 1972. — № 4. — С. 63−72.
  278. Т.В., Деглин В. Л., Меншуткин В. В. Функциональная специализация полушарий мозга человека и нейропсихологические механизмы языковой компетенции. Докл. АН СССР, 1982, Т. 267. — С. 499 502.
  279. Л.В. Нейропсихологическая диагностика развития высших психических функций у младших школьников : разработки критериев оценки: Дис.канд. психол. наук.- М., 1998. 122 с.
  280. Р. Мозг и язык // Избр. работы / Сост и общ. ред. В. А. Звегинцева. М.: Прогресс, 1985. — С. 270−287.
  281. Л.В. Некоторые особенности владения грамматическим строем речи детьми с задержкой психического развития: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1976. — 23 с.
  282. А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы: Книга для учителя-логопеда. — 2-е изд., доп. -М.: Просвещение, 1984. -160 с.
  283. Apter S.J., Conoley J.С. Childhood behavior disorders (An introduction to teaching tronbled children. New Jersey: Englewood chiefs, 1984. — 325 p.
  284. Aram D., Nation J.I. Patterns of language behavior in children with developmental language disorders // J. of Speech and Hearing Research. — 1975. -N 18.-P. 229−241/
  285. D.M., Ekelman B.L., & Whitaker H.A. Lexical retrieval in left and right brain lesioned children // Brain and Language.- 1987. V. 31. — P. 61−87/
  286. Banich M.T. Interhemispheric interaction during childhood: I neurologically intact children // Developmental neuropsychology, 2000, — V. 18, N1.- P. 33−52/
  287. Benton F., L Developmental aphasia and brain damage. Cortex.- V. l, 1964, P. 40−52.
  288. Bernstein J.H., Waber D.P. Developmental neuropsychological assessment: the systemic approach. In: Boulton F.F., Baker G.B., Hiscock M., eds., Neuromethods: Vol. 17, Neuropsychology. Clifton, N.J.: Humana Press. — 1990/
  289. Bishop D. V.M. The Underlying Nature of Specific Language Impairment // J. Child Psychology and Psychiatry. -1992. V. 33.-N 1.- P. 3−66.
  290. Bishop D.V.M., Edmundson A. Specific language impairment as a maturational lag: Evidence from longitudinal data on language and motor development // Developmental Medicine and Child Neurology. 1987. — N 29. — P. 442−459.
  291. Cantwell D. Hyperkinetic syndrome // Child psychiatry: Modern approaches / Ed. V. Rutter, L. Hersov. Oxford, London, Edinburgh, Melbourne, 1977 / - P. 524−555.
  292. Capruso D.X. et.al. Assessment of visuocognitive processes / Clinical neuropsychological assessment: a cognitive approach // Eds. R.L.Marou, J. Spector. New York, Plenum press. — 1995.
  293. Cromer R. Hierarchical planning disability in the drawings and constructions of a special group of severely aphasic children // Brain and Cognition. 1983. -V.2. -144−164/
  294. Dall’Oglio A.M., Bates E., Volterra V., Di Capua M., Pezzini G. Early Cognition, Communication and language in children with focal brain injury. Technical Report. Center for Research in Language. 9202.- 1992.- P.35.
  295. Dates E., Dale P. S., Thai D. Individual differences and their Implications for theories of language development. Technical Report 9304. Center for Research in Language.-1993, — 32 p.
  296. G., Finley C., Phillips S. & Lewy A. A comparison of hemispheric asymmetries in speech related brain potentials of autistic and dysphasic children // Brain and Language. — 1989, V. 37. — P. 26−41.
  297. Drake D., Duane M.D. Neurobiological Correlates of Learning Disorders // J. of American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. -1989. V.28. — N. 3.
  298. Edwards J., Lahey M. Auditory lexical decisions of children with specific language impairment // Journal of Speech and Hearing Research. 1996. — V. 39. -P. 1263−1273.
  299. Eisenson J. Developmental aphasia: A postulation of a unitary concept of the disorder //Cortex. 1968, V. 4. — P. 184−200.
  300. В., & Rapin I. Perception of vowels and consonant- vowels of varying duration in language impaired children // Neuropsychologia. 1980. — V. 18.-P. 443−454.
  301. Gerald J., August Ph.D., Garfinkel B.D. Behavioral and Cognitive Subtypes of ADHD // J. of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. -1989. V.28, N 5. — P. 739−748.
  302. Grohnfeldt M. Storungen der Sprachentwicklung .- Berlin, Marhold. 1986. -313 s.
  303. Gross M., Wilson W. Minimal brain dysfunction.-N.Y., 1974. 206 p.
  304. Hall D. Delayed speech in children // British Medical Journal, 1989. V.49. -P.7−8.
  305. Holtz. Die Entwicklungsdysphasie Sprachpatologisches Konzept oder psycholinguistisches Chaos? // Sprache — Stimme — Gehor. — 1987, — N 11. — S. 2126.
  306. Johnston J.R. Cognitive Abilities of Children with Language Impairment // Specific Language Impairments in Children.-1992. V. 4 — P. 111−121.
  307. J. R., & Ellis Weismer S. Mental rotation abilities in language-disordered children // Journal of Speech and Hearing Research. 1983. — V. 26.-P. 397−403.
  308. Kamhi A. Nonlinguistic symbolic and conceptual abilities of language-impaired and normally developing children // Journal of Speech and Hearing Research. -1981. V. 24. — P. 446−453.
  309. Klickpera C. Der neuropsyhologische Beitrag zur Legasthenieforschung. Eine Ubersicht uber wichtige Erklarungsmodele und Befiinde // Fortschrittr der Neurologie und Psychiatrie. 52, 1984, P. 93−103.
  310. Kracke I. Perception of rhythmic sequences by receptive aphasic and deaf children // British Journal of Disorders of Communication.- 1975, — V. 10. P. 4351.
  311. Leong C.K. The Locus of So-Called IQ Test Results in Reading Disabilities // J. of Learning Disabilities. 1989. — V. 22, N 8. — P. 507−512.
  312. Lezak M.D. Neuropsychologal assessment. New York. 1983.
  313. Ludlow C.L. Children’s language disorders, recent research advances. Annals of Neurology. 1980. -N 7, — P. 497−507.
  314. D.I., Freeman R.B. & Palermo D.S. The ontogeny of brain lateralization for speech and non-speech stimuli // Brain and Language. — 1975. V. 2, — P. 356−368.
  315. Morehead D. Early grammatical and semantic relations: Some implications for a general representational deficit in linguistically deviant children // Papers and Reports on Child Language Development. 1972, V. 4. — P. 1−12.
  316. Njiokiktjien C. Developmental Dysphasia: Clinical Importance and Underlying Neurological Causes // Acta Paedopsychiatrica.- 1990. V. 53. — P. 126−137.
  317. Njiokiktjien C., Valk J., Ramaekers G. Malformation or damage of corpus callosum? A clinical and MRI study // Brain and Development. -10,1988, P.92−99.
  318. J., & Preloc P. Phonological constraints on the sentence productions of language- disordered children // Journal of Speech and Hearing Research. -1982.-V. 25.-P. 536−547.
  319. Rapin I.D.& Allen D.A. Developmental language disorders, nosologic considerations. In I.D. Rapin and A. Allen (Eds). Neuropsychology of Language, Reading and Spelling. N.Y.: Academic Press Inc., 1982. P. 157−186/
  320. Satz P., Strauss E., Whitaker H. The ontogeny of hemispheric specialization: Some old hypotheses revisited // Brain and Language.-1990. V. 38. — P. 596−614.
  321. L., Lees A., Allan L. & Bolton B. Nonverbal assessment of Piagetian concepts in preschool children with impaired language development // Educational Psychology.-1981,-V. l.-P. 153−158.
  322. Silver L.B. Attention Deficit Hyperactivity Disorder: Is It a Learning Disability or a Related Disorder? // J. of Learning Disabilities. — 1991. — V. 23, N 7. -P. 384−397.
  323. Stark R, Tallal P. Selection of children with specific language deficits // J. of Speech and Hearing Research. -1981., V. 46. P. 114−122.
  324. Steckol K., Leonard L. The use of grammatical morphemes by normal and language-impaired children // J. of Communication Disorders. 1979. — N. 12. — P. 291−301/
  325. Stiles J., Thai D. Linguistic and spatial cognitive development following early focal brain injury: Patterns of deficit and recovery. In M. Johnson (Ed.), Brain development and cognition: A reader.- 1993, — P. 643−664.
  326. Swanson H. L Phonological Processes and Other Routes // J. of Learning Disabilities.-1989. V. 22, N 8. — P.493−497.
  327. Swanson H.L., Cochran K. F., Ewers C.A. Working Memory and Learning Disabilities: A Generalized or Peripheral Component Deficiency? /Perspectives on Dyslexia. Vol. 2. -N. Y: John Wile & Sons Ltd, 1990. P. 61−88.
  328. Tallal P., Piercy M. Developmental aphasia: Impaired rate of nonverbal processing as a function of sensory modality // Neuropsychologia. 1973. — V. 11. — 389−398.
  329. Tallal P., Stark R.E., Kallman C., Mellits D. Developmental dysphasia, relation between acoustic processing deficits and verbal processing // Neuropsychologia. 1980.- N 18. — P.273−284.
  330. Thai D.J. et.al. Early lexical development in children with focal brain injury // Brain and Language. 1991. — V. 40. — 491−527.
  331. Thatcher R., W. Cyclic cortical reorganization during early childhood // Brain and Cognition. 1992, V. 20. — P. 24−50/
  332. Torgesen J.K. Cognitive and Behavioral Characteristics of Children with Learning Disabilities: Concluding Comments //J. of Learning Disabilities. -1989. -V. 22, N3.-P. 166−168.
  333. Vihman M. Phonology and the development of the lexicon: Evidence from children’s errors //J. of Child Language. 1981. -N 8. -P. 239−264/
  334. Woods B. Developmental Dysphasia. In: J.A.M. Frederiks (Ed). Handbook of Clinical Neurology. Vol. 2 (46). Neurobehavioral disorders. — Amsterdam: 1985. -P. 139−145.
  335. Woods B.T. The restricted effects of right-hemisphere lesions after age one: Wechsler test data. Neuropsychology. — 1980, V. 18. — P. 65−70.
  336. Wuke M., Asso D. Perception and memory for spatial relations in children with developmental dysphasia // Neuropsychologia. 1979. — V. 17. — P. 231−239.
Заполнить форму текущей работой