Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социальное прогнозирование потребительского поведения в условиях городской среды

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важнейшим с позиций социального прогнозирования структурным территориальным образованием является город. Именно в условиях городской среды отслеживается эффективность систем управления всех уровней власти: федеральной, региональной и муниципальной. В рамках города сочетаются производительные способности и потребительские интересы практически всех социальных групп и слоев населения. Как следствие… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ГРАЖДАН
    • 1. 1. Феномен потребительского поведения в системе научных знаний
    • 1. 2. Теоретико-методологические подходы к социальному прогнозированию потребительского поведения
    • 1. 3. Социальные процессы городской среды как объект прогнозирования
  • ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛОКАЛЬНОГО РЫНКА Г. ТЮМЕНИ
    • 2. 1. Социально-демографическая характеристика населения города
    • 2. 2. Исследование потребительского потенциала населения с использованием статистико-математических методов прогнозирования
  • ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ Г. ТЮМЕНИ
    • 3. 1. Прогнозирование потребительского поведения: социологический подход
    • 3. 2. Социально-управленческий прогноз потребительского поведения в оценках экспертов

Социальное прогнозирование потребительского поведения в условиях городской среды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В развитых странах Запада проблемы прогнозирования потребительского поведения давно стали предметом серьезных социологических исследований, в то время как в современной России их изучение по-прежнему остается приоритетом маркетологов. При этом спецификой отечественных маркетинговых исследований является получение разнообразной информации об индивидуальном потребителе, который, исходя из своих психологических особенностей, потребностей, экономических возможностей и социального окружения, осуществляет выбор товаров на потребительском рынке.

Безусловно, получаемые в процессе таких исследований сведения о потребителе полезны руководителям производственных и сбытовых организаций при принятии управленческих решений в сфере производства и продажи потребительских товаров. Однако их не достаточно для глубокого изучения поведения потребителей на уровне отдельных территориальных образований с целью управления динамично меняющимися локальными рынками.

Научно-технический прогресс обновил жизнь человека. Сегодня зарождаются новые социальные потребности, связанные с взаимоотношениями человека и общества, общества и природы, формируются представление о здоровом образе жизни, потребность в здоровой окружающей среде, экологической безопасности и др. Потребление становится глобальным социальным явлением, превращаясь в действенный инструмент управления общественной жизнью и политическими процессами целых стран.

Динамичность и изменчивость потребительских рынков требует поиска более совершенных подходов в прогнозировании их развития. Особенно это актуально на уровне локальных рынков структурных территориальных образований, являющихся своеобразным индикатором эффективности социально-экономической политики в России.

Важнейшим с позиций социального прогнозирования структурным территориальным образованием является город. Именно в условиях городской среды отслеживается эффективность систем управления всех уровней власти: федеральной, региональной и муниципальной. В рамках города сочетаются производительные способности и потребительские интересы практически всех социальных групп и слоев населения. Как следствие, на примере городского социума имеется возможность отследить особенности большинства социальных процессов, происходящих в стране, начиная от тенденций* социально-демографического развития и заканчивая процессами глобализации общества. Если при этом учитывать высокий уровень урбанизации населения России, то можно* с уверенностью сказать, что городская среда с позиций социального прогнозирования может служить адекватной моделью для изучения* тенденций развития всего российского общества.

Сложность социальных процессов, протекающих в условиях городской" среды, предъявляет особые требования к прогнозированию. В рамках прогнозных моделей тенденции социально-экономического развития города должны быть увязаны с финансовыми возможностями и уровнем потребительского спроса населения, что требует разработки новых, агрегированных подходов и методик.

Таким образом, социальное прогнозирование потребительского поведения городского населения^ в системе управления муниципальным образованием представляется особенно важным. Непрерывное социально-экономическое прогнозирование обеспечит выполнение местным бюджетом* обязательств по содержанию объектов социальной* инфраструктуры и муниципального хозяйства, решение наиболее острых вопросов в сфере активизации потребительского поведения горожан и улучшения качества их жизни.

Степень научной разработанности темы исследования. К формированию теории анализа и управления потребительским поведением привело развитие в начале XX в. маркетинга и выделение его в самостоятельную отрасль науки. В данном направлении можно выделить таких выдающихся ученых как С. Браун, Р. Голдсмит, Д. Траут, А. Фернхам, Г. Фоксол и др. В своих трудах ученые исследовали вопросы учета потребительского спроса, интересов компаний — производителей продукции, способы создания доверительных отношений между участниками процессов движения товаров или оказания услуг, удовлетворения потребностей и желаний посредством процессов обмена, рассматривали особенности комплексной система организации производственной, коммерческой и сбытовой деятельности компаний, приспособление предпринимательской деятельности к требованиям рынка.

Дальнейшее развитие изучения потребительского спроса привело к формированию нового направления исследований — психографике. Среди зарубежных авторов, работающих в данной области, можно выделить таких ученых, как Б. Гантер, А. Фернхам и др. Основным направлением этой группы исследований стало изучение типов потребительского поведения, характерных для рыночного общества, анализ социальной стратификации потребителей, а также их дифференциации не только на основе уровня доходов, но и стиля жизни, поведения, социальных установок.

В настоящее время проблемы социального прогнозирования обстоятельно рассматриваются такими учеными как Д. Белл, Э. Гидденс, Т. Парсонс и др. В основе этой группы исследований лежит разработка теории социального прогнозирования как процесса изучения перспектив развития социальных объектов с целью повышения эффективности их управления. Ученые подробно разрабатывают такие категории как «социальное изменение», «развитие», «структура социальной стратификации», при этом рассматривают потребительское поведение личности как действие, реализуемое в границах и по правилам конкретной социальной группы.

В исследованиях Н. А. Аитова, Т. И. Аравиной, А. В. Баранова, М. А. Гуревича, Е. Н. Заборовой, JI.A. Зеленова, В. Г. Попова, И. А. Рождественской, рассматриваются основы и особенности стратегического управления городским социумом. Перечисленные авторы исследуют город как особое социально-пространственное образование. Большое внимание уделено изучению демографической подсистемы: людей с их потребностями, отношениями, способностями, деятельностью и институтами.

Вопросы управления потребительским поведением посредством социальных нормативов потребления (нормативный подход) подняты в работах А. В. Баранова, JI.H. Коган, Ж. Т. Тощенко и др., которые можно отнести к первому комплексу исследований потребительского поведения в социологии советского периода.

В трудах А. А. Овсянникова, И. И. Петтай, Н. М. Римашевской определены стили потребления населения СССР в условиях нормативного планирования. В трудах отмеченных авторов дана теоретическая постановка задачи выявления типологии потребления, описан математический аппарат для ее решения, представлены результаты конкретных разработок. Решены некоторые методические приемы по использованию типологии потребления при прогнозировании потребительских расходов.

Таким образом, анализ научных трудов позволяет сделать ряд выводов.

Исследованию потребительского поведения посвящено много трудов по экономике, менеджменту, маркетингу, психологии и социологии. Отдельные вопросы социального прогнозирования, типологии потребителей, особенностей городской среды достаточно хорошо освещены в отечественной и зарубежной литературе.

Однако на сегодняшний день комплексные исследования, посвященного прогнозированию потребительского поведения в условиях городской среды, представлены небольшим количеством работ, не способных в полной мере удовлетворить научный и практический интерес к данному вопросу. Особенно остро наблюдается недостаток таких исследований с позиций социологии поведения потребителей.

Проблема исследования. В связи с тем, что отечественный потребительский рынок отличается динамичностью и нестабильностью, особенно важно на современном этапе уметь предвидеть основные тенденции его развития. Эта информация является необходимой в выборе дальнейших стратегий социально-экономического развития регионов, управления рыночными процессами на муниципальном уровне, формирования целевых программ социального развития.

Непрерывное прогнозирование потребительского поведения является необходимым условием успешного решения наиболее острых вопросов в сфере активизации потребительского поведения городского населения, его социальной защиты, обеспечения устойчивости развития потребительского рынка.

Однако на сегодняшний день проведено не достаточно исследований комплексного характера, посвященных изучению отмеченных вопросов. Отсутствует эффективный методологический инструментарий такого прогнозирования. Актуальная необходимость разрешения данной проблемы явилась поводом к проведению настоящего исследования и решающим фактором в выборе темы диссертационной работы.

Цель исследования. Целью диссертационной работы является исследование специфики и особенностей социального прогнозирования потребительского поведения в условиях городской среды.

Задачи исследования. Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:

1) проанализировать феномен потребительского поведения в системе научных знаний;

2) оценить эффективность теоретико-методологических подходов к социальному прогнозированию потребительского поведения;

3) проанализировать социальные процессы городской среды;

4) провести классификацию потребителей в зависимости от затрат на питание и образа жизни;

5) выявить потребительский потенциал населения г. Тюмени с использованием статистико-математических и социологических методов прогнозирования;

6) разработать социально-управленческий прогноз потребительского поведения жителей г. Тюмени на основе анализа результатов анкетного опроса экспертов.

Объектом исследования являются потребители и субъекты управления потребительским рынком города.

Предметом исследования является социальное прогнозирование потребительского поведения населения города.

Методологическая база исследования. В основу методологии исследования положены субъектно-ориентированный, системный и средовой подходы. Использованы общеметодологические подходы к прогнозированию Д. Белла, И.В. Бестужева-Лады, Н. И. Лапина, Ж. Т. Тощенко и др.

Для исследования особенностей социальных общностей были привлечены труды по дисциплине «социология города» (А.В. Баранов, Т. М. Дридзе, Е. Н. Заборова, Л. А. Зеленов, О. И. Шкаратан и др.).

При помощи технологии психографики разработана классификация потребителей (Б. Гантер, Э. Фернхам и др.).

Эмпирическая база исследования:

1. Статистические данные (1991;2004 гг.) по городам Тюменской области (без автономных округов) Тюменского областного комитета государственной статистики.

2. Результаты исследования социального самочувствия россиян, проведенного социологами Всероссийского центра изучения общественного мнения в 2006 г.

3. Генеральный план города Тюмени до 2040 г., разработанный сотрудниками института «РосНИПИ Урбанистики» (Санкт-Петербург).

4. Вторичный анализ результатов исследования динамики субъективных оценок горожанами уровня и качества жизни в Тюмени, проведенного тюменскими социологами при администрации города в 2005 году.

5. Результаты социологического исследования потребительского поведения городского населения, проведенного автором в Тюмени в 2005 году.

6. Результаты экспертного опроса субъектов управления потребительским рынком г. Тюмени, проведенного диссертантом в 2005 г.

Научная новизна работы заключена в следующем:

1) Проанализирован феномен потребительского поведения в системе научных знаний. Потребительское поведение представлено как совокупность действий человека, направленных на удовлетворение собственных потребностей через взаимодействие с другими членами общества, реализуемое в границах и по правилам конкретной социальной группы.

2) Дана оценка эффективности теоретико-методологических подходов к социальному прогнозированию потребительского поведения: Доказана эффективность комплексного похода при прогнозировании потребительского поведения как социального действия.

3) Проанализированы социальные процессы городской среды, под которой в рамках настоящего исследования предложено понимать территориальную социальную общность. Определено, что социальное прогнозирование перспектив развития города включает характеристику социальных отношений индивидов в социуме и группах, социальные потребности, способности, деятельность, социальные институты, а также социальные отношения горожан во всех их видах, ценностные ориентации и различного рода ожидания от будущего.

4) На основе положений теории потребностей с использованием технологии психографики предложена классификация потребителей в зависимости от уровня их затрат на питаниё и образа жизни.

5) Разработан прогноз вероятного развития, потребительского рынка Тюмени. Произведен расчет основных статистических показателей и социальных тенденций потребительского потенциала населения города до 2020 г.

6) На оснрве* анализа результатов анкетного опроса экспертов разработан социально-управленческий прогноз потребительского поведения жителей г. ТюмениВ рамках настоящего исследования было построено два варианта прогноза: пессимистичный и оптимистичный.

Основные положения диссертационного исследования, выносимые на защиту:

1) Потребительское поведение является сложным социальным феноменомкоторый следует рассматривать не только как деятельность, направленную непосредственно на получение, потребление: и распоряжение продуктами и услугами, но и как совокупность общественных отношений людей по поводу потребления. Приэтом следует учитывать, что наметившиеся тенденции глобализации и дифференциации локальных рынков приводят к изменениям потребительского поведения^ характерным для постиндустриальной стадии общественного развития.

2) Из всех имеющихся теоретико-методологических подходов в социальном прогнозировании потребительского поведения городского населения наиболее оправданно использование комплексного подхода, так как он позволяет рассматривать данный феномен в его связи с другими процессами и явлениями городской среды, увязывать его с различными аспектами: управления потребительским рынком,. учитывать представления о будущем всех участников потребительского рынка.

3) Под социальным прогнозированием развития города предлагается понимать разработку системы научно обоснованных утверждений о вероятных изменениях городской среды как территориальной социальной общности в перспективе. Социальный прогноз должен включать характеристику социальных отношений индивидов в социуме и группах, социальные потребности, ценностные ориентации и различного рода ожидания от будущего.

4) Предлагаемая диссертантом классификация потребителей в зависимости от их затрат на питание и образа жизни представляет собой модифицированный вариант классификации Б. Гантера и А. Фернхама, адаптированный к условиям потребительских рынков современных 'российских городов. В рамках предложенной классификации выделено шесть типов городского населения: движимые нуждой (выживающие и поддерживающие существование) — ориентирующиеся на внешний мир (принадлежащие к определенному классуподражатели и достигшие успеха) — ориентирующиеся на свой внутренний мир (самоориентируемые, эмпирики и социально мыслящие) — целостныенеопределившиесязависимые.

5) Исследование потребительского потенциала населения г. Тюмени показало, что в настоящее время наиболее значимой по численности является группа потребителей, определенных как «поддерживающие существование», что характерно для большинства российских городов. В целом предполагается, что потребление продукции в городе будет расти. Это произойдет как за счет роста общей численности населения, так и за счет активного насыщения рынка различными товарами. Высокая степень достоверности прогноза обусловлена’системным использованием статистико-математических и социологических методов прогнозирования.

6) Социально-управленческий прогноз потребительского поведения жителей показал, что в будущем ожидается повышение активности деятельности органов местного самоуправления и руководителей предприятий на потребительском рынке Тюмени. В тоже время выяснено, что жители города ощущают свою отчужденность от управления процессами, определяющими развитие потребительского рынка, что требует пересмотра стратегических концепций управления.

Теоретическая значимость настоящего исследования определяется его ч научной новизной. Теоретический материал диссертации может быть использован для разработки учебно-методических пособий в области социологии управления, социологии потребления, социологии города, а также в области смежных наук: менеджмента, маркетинга, социальной психологии. Выявленные проблемы развития потребительского поведения жителей российских городов могут стать темой для самостоятельных научных исследований.

Практическая значимость работы. Полученный в ходе исследования прогноз тенденций развития потребительского рынка г. Тюмени может быть использован органами местного самоуправления при анализе перспектив дальнейшего развития города с целью принятия стратегических управленческих решений.

Выводы данного диссертационного исследования могут быть использованы при чтении курсов «Управление», реализованных автором на базе ТюмНГНГУ, а также для подготовки студентов по специальностям: «Социология управления», «Социология потребления», «Социология города», «Основы социального прогнозирования».

Структура диссертационной работы. Работа состоит из введения, 3 глав, 7 параграфов, заключения, приложений, списка литературы, содержащего 204 источников. Текст диссертации изложен на 162 страницах, включая таблицы, диаграммы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проделанной работы диссертант формулирует следующие выводы:

1) В ходе исследования был проанализирован феномен потребительского поведения. Установлено, что изучением потребительского поведения занимаются различные науки: экономика, социология, менеджмент и т. д. Проведенный анализ позволяет определять данную понятийную категорию как совокупность действий человека, направленную на удовлетворение собственных потребностей через взаимодействие с другими членами общества. При этом потребительское поведение, с одной стороны, можно рассматривать как деятельность, направленную непосредственно на получение, потребление и распоряжение услугами и продуктами, включая процессы принятия решений, которые предшествуют этим действиям и следуют за ними. С другой стороны, потребительское поведение отражает совокупность общественных отношений людей по поводу потребления, что находит свое отражение в социологии. В этом контексте потребительское поведение личности следует рассматривать как действие, реализуемое в границах и по правилам конкретной социальной группы. Необходимо учитывать, что на потребительское поведение индивида влияют его пол, биологический возраст, семейное положение, образование, образ жизни, род занятий, социальный статус, уровень доходов, культурный уровень.

2) Оценивая эффективность «теоретико-методологических подходов к социальному прогнозированию потребительского поведения городского населения, можно отметить, что в настоящее время существует три основных подхода к изучению данного явления. Исторический (генетический) подход рассматривает каждое явление и процесс во взаимосвязи его исторических форм. Конечная цель этого вида прогнозирования заключается в определении возможных состояний объекта в перспективе, с учетом сохранения существующих в настоящее время тенденций развития этого объекта. Однако при этом не учитываются внешние и внутренние условия, которые могут изменить выявленные тенденции. При нормативном подходе целью прогнозирования выступает определение путей и сроков реализации возможного состояния исследуемого объекта в будущий период. Комплексный (системный) подход к прогнозированию позволяет рассматривать объект исследования в его связи и зависимости с другими процессами и явлениями городской среды, увязывать его с различными аспектами управления потребительским рынком, учитывать представления о будущем всех участников потребительского рынка. Представляется, что данный подход наиболее других отвечает целям и задачам настоящего исследования.

3) В ходе исследования проанализированы социальные процессы городской среды как объекта прогнозирования. Выявлено, что город является особым социально-пространственным образованием. При этом под городской средой понимаются окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности. Социальное прогнозирование перспектив развития города предполагает разработку системы научно обоснованных утверждений о вероятных изменениях города как локального социума (территориальной социальной общности) в будущем, а также социальных процессов и действий, происходящих в нем. В узком смысле прогнозированию подлежит характеристика социальных отношений индивидов в социуме и группах, социальные потребности, ценностные ориентации й «различного рода ожидания от будущего.

4) На основе анализа образов жизни и уровня затрат на питание разработана классификация моделей потребительского поведения городского населения. Предложенная типология потребителей представляет собой модифицированный вариант классификации Б. Гантера и А. Фернхама, адаптированный к условиям потребительских рынков современных российских городов. В рамках предложенной классификации выделены следующие категории городского населения: движимые нуждой выживающие и поддерживающие существование) — ориентирующиеся на внешний мир (принадлежащие к определенному классуподражатели и достигшие успеха) — ориентирующиеся на свой внутренний мир (самоориентируемые, эмпирики и социально мыслящие) — целостныенеопределившиесязависимые.

5) Определен потребительский потенциал населения г. Тюмени. Выявлено, что наиболее распространенными оказались образы жизни «поддерживающие существование» и «выживающие», т. е. образы, которые характерны для малообеспеченных слоев населения. При этом «средний класс» потребителей, доходы которых позволяют удовлетворить основные потребности на высоком культурном уровне, в настоящее время активно формируется. В целом потребление продукции в городе будет расти. Это произойдет как за счет роста общей численности населения, так и за счет активного насыщения рынка различными товарами.

6) Социально-управленческий прогноз потребительского поведения жителей показал, что в прогнозный период управление потребительским поведением населения г. Тюмени должно быть направлено на реализацию интересов населения, особенно в сфере социальной политики.

7) В основном присутствует позитивная оценка всеми социальными группами деятельности руководителей предприятий и представителей городской администрации по развитию потребительского рынка Тюмени. При этом сами руководители предприятий и представители администрации города могут выступить в роли социальных лидеров. В тоже время исследование, проведенное автором, показало, что жители города ощущают свою отчужденность от управления процессами, определяющими развитие потребительского рынка, что требует пересмотра стратегических концепций управления.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный Закон «Об общих принципах организации* местного самоуправления в Российской Федерации» от 16 сентября, 2003. № 131-Ф3.
  2. Федеральный закон «О государственном, прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 20 июля, 1995 №. 115-ФЗ.
  3. Федеральный Закон «О финансовых основах местного самоуправления в* Российской -Федерации» от 25 сентября 1997 года, № 126 — ФЗ.
  4. Федеральная программа государственной поддержки местного самоуправления. Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1995 года. 1251.
  5. Аитов' Н. А. Можно ли управлять социальными процессами? //Социологические исследования. 19 981 — № 3. — С 8−11.6: Аитов Н. А. Социальное развитие городов: сущность и перспективы. -М.: Знание, 1979.-235 с.
  6. И.В. Поведение потребителей: Учебное пособие для вузов. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. — 384 с.
  7. Ансофф И. Стратегическое управление. М: Экономика, 1989. — 519с.
  8. Антология русской классической социологии: Тесты /Составители и комментарий ' Д. С. Клементьева, Л. Н. Панковой. М.: Издательство Московского университета, 1995. — 214 с.
  9. Ю.Антонюк Г. И. Социальное проектирование: (Некоторые-методологические аспекты). Минск: Наука и техника, 1978.- 127 с.
  10. Араб-Оглы Э. А. Демографические и экологические прогнозы -Demographic and ecological forecasts: Критика современных буржуазных концепций. М.: Статистика, 1978. — 319 с.
  11. Аравина Т.И.'Управление городом в экспертной оценке //Материалы II научно-практической конференции «Актуальные проблемы143муниципального управления». Владимир: РАГС, 2000. — 73 с.
  12. Аристотель. Соч.: В 4-х т. М.: Мысль, 1975 — 1983. Т. 1 — 530 е., Т. 2- 687 е., Т. 3 613 е., Т. 4 — 830 с.
  13. В.Г., Шкаратан О. И. Социальные нормативы и социальное планирование. М.: Профиздат, 1984. — 136 с.
  14. Ш. Д. Регион пространство — город. — М.: Стройиздат, 1988.200 с.
  15. А.С. Социокультурное прогнозирование России на макро- и микроуровнях //Политические исследования. 1994. — № 6. — С. 5- 9.
  16. Е.М. Социология управления: Учебное пособие для студентов вузов. 2-е изд., стереотип. — Минск.: ТетраСистемс, 2001. — 288 с.
  17. М. Бедность и политика адресной социальной помощи малоимущим семьям //Человек и труд. 2001. — № 1. — С. 42−48.
  18. А.С., Балабанова Е. С. Социальное неравенство: факторы углубления депривации //Социологические исследования. 2003. — № 7. — С. 3443.
  19. А.В. Социально-демографическое развитие крупного города.- М.: Финансы и статистика, 1981. 191 с.
  20. Л.Я., Левин А. И. Моделирование и прогнозирование спроса населения. М.: Статистика, 1978. — 208 с.
  21. Д. Грядущее индустриальное общество: Опыт социального прогнозирования (Пер. с англ.). М.: Academia, 1999. — 178 с.
  22. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. (Пер. с англ.). М.: Academia, 1999. — 956 с.
  23. Бестужев-Лада И. В. Прогнозирование как одна из категорий подхода к проблемам будущего //Проблемы общей и социальной прогностики, 1968. -Выпуск 1. 266 с.
  24. Бестужев-Лада И. В. Альтернативная цивилизация. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998. — 352 с.
  25. Бестужев-Лада И. В. Будущее человечества как предмет научныхисследований. М.: Наука, 1968. — 66 с.
  26. Бестужев-Лада И. В. Мир нашего завтра. М.: Мысль, 1986. — 269 с. 2 8. Бестужев-Лад, а И. В. Нормативное социальное прогнозирование: возможные пути реализации целей общества: Опыт систематизации. М.: Наука, 1987.-214 с.
  27. Бестужев-Лада И. В. Окно в будущее. Современные проблемы социального прогнозирования. М.: Наука, 1970. — 122 с.
  28. Бестужев-Лада И. В. Поисковое социальное прогнозирование. М.: Наука, 1984.- 134 с. 31 .Бестужев-Лада И. В. Проблемы социального прогнозирования. М.: Наука, 1978.- 141 с.
  29. Бестужев-Лада И. В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. М.: Наука, 1993. — 124 с.
  30. Бестужев-Лада И. В. Россия накануне XXI века. 1904−2004: От колосса к коллапсу и обратно. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 138 с.
  31. Бестужев-Лада И. В. Социальное прогнозирование. Курс лекций. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 392 с.
  32. М. Экономическая мысль в ретроспективе. Пер. с англ., 4-е изд. М.: «Дело Лтд», 1994. — 720 с.
  33. В.Н. О программе повышения уровня и качества жизни //Проблемы теории и практики управления. 1999. — № 6. — С. 28 — 34.
  34. В.Н. Учет региональной дифференциации доходов и уровня жизни при выработке социальной политики //Финансист. 1999. — № 5. — С. 1422.
  35. Т.Ю., Тапилина B.C. Экономическая стратификация населения России в 90-е годы //Социологические исследования. 2001. — № 6. -С.32−43.
  36. В. В. Репродуктивное поведение как фактор депопуляции в России //Социологические исследования. 2002. — № 6. — С. 96 — 103.
  37. В.А. Демография: Учебник для вузов. М.: Финансы и статистика, 1999. — 268 с.
  38. П.И., Рождественская И. А. Социально-инфраструктурный комплекс города в условиях перехода к рынку. М.: Картолитография, 1994. — 234 с.
  39. В. С. Федеральные целевые программы развития регионов как инструмент региональной политики //Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. 1999. — № 2. — С. 30.
  40. Ю.А. Трансформация потребностей развитие личности и общества //Политические исследования — 1994. — № 5. — С.7.
  41. М. Город, http ://www.glazychev.ru/bibliography/webergorod/ webergorod. html
  42. М. Избранные произведения: Пер. с нем. /Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова- Предис. П. П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. — 808 с.
  43. Т. Теория праздного класса: Пер. с англ. /Под ред. С.Г. Сорокиной- Общ. ред. В. В. Мотылева. М.: Прогресс, 1984. — 367 с.
  44. П. Города будущего /Пер. с болг. С.Д. Ланской- Под ред. А. Э. Гутнова. М.: Стройиздат, 1985. — 160 с.
  45. Вероятностное прогнозирование в деятельности человека. Под ред. И. М. Фейгенберга и Г. Е. Журавлева. М.: Наука, 1977. — 168 с.
  46. Ю.В. Экономическая социология: История идей. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1995.- 168 с.
  47. А.Г., Лапин В. А., Широков А. Н. Основы управления муниципальным хозяйством. Учебное пособие. М.: Дело, 1998. — 128 с.
  48. А. М. Анализ реформы местного самоуправления (по результатам социологического исследования в Тюменской области). Автореф. дис. канд. социологич. наук. Тюмень, изд-во ТюмГНГУ, 2001. — 18 с.
  49. ., Фернхам А. Типы потребителей: введение в психографику / Пер. с англ. под ред. И. В. Андреевой. СПб.: Питер, 2001. — 304 с.
  50. Д.М., Лисичкин В. А. Системы прогнозирования впланировании и управлении научными исследованиями и разработками. М.: Наука, 1969.-216 с. '
  51. В.П. Прогнозирование и планирование экономики: Практикум. Минск: Новое знание, 2001. — 191 с.
  52. В.П. Прогнозирование и планирование экономики: Практикум / В. П. Герасенко. Мн.: Новое знание, 2001. — 192 с.
  53. .С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: Совершенство, 1998. — 607 с.
  54. Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 704 с.
  55. А.И. Методы и модели отраслевого экономического прогнозирования. -М.: Экономика, 1977. 143 с.
  56. М.Б. Социальный институт: определение, структура, классификация //Социологические исследования, 2003, № 10. С. 12.
  57. Е.П. Маркетинговые исследования. М.: Финпресс, 1998.463 с.61Торин Д. Г. Проблема локальности в социологии Э. Гидденса. http://education.rekom.ru/52 001/gorin.html
  58. А.В. Мышление и прогнозирование: (Лог.- психол. анализ) М.: Мысль, 1979. — 230 с.
  59. М.К. Российское общество в .условиях трансформации (социологический анализ). М.: Российская политическая энциклопедия- (РОССПЭН), 2000. 384 с. ~ ~~ ~
  60. Е.Д. Прогностические модели социально-демографических процессов. Отв. ред. канд. филос. наук В. Н. Турченко. -Новосибирск, Наука, 1974. 255 с.
  61. Р.В. Потребности личности: Программно-целевой подход. Минск: Новое знание, 1978. — 264 с.
  62. Р., Рубинштейн А. Социальная экономика: введение в новую аксиоматику //Российский экономический журнал. 1997. — № 1.- С. 28
  63. М. А., Радиловская Т. Ю. Опыт социального мониторинга в городе //Социологические исследования. 2001. — № 9. — С. 135 — 138.
  64. .Я. Методы прогнозирования спроса. М.: Экономика, 1972. — 128 с.• 69. Данакин Н. С. Теоретические и методические основы проектирования технологий социального управления. Белгород: Центр социальных технологий, 1996. — 317 с.
  65. Э.С. Демографические проблемы и перспективы больших городов (Урбанизация при социализме). М.: Статистика, 1980. — 231 с.
  66. Демографическое будущее России /Под ред. проф. Рыбаковского Л. Л., д.с.н. Кареловой Г. Н. М.: Права человека, 2001. — 51с.
  67. Демография. Современное состояние и перспективы развития /Под ред. проф. Д. И. Валентея. М.: Мысль, 1997. 436 с.
  68. А.Н., Обушенков А. Л. Муниципальное управление: Учебное пособие. Хабаровск, Нижний-Новгород: Изд-во Волго- Вятской академии государственной службы, 1998. — 148 с.
  69. Т., Дандеккер К., Эшуорт К. Теоретическая социология: условия фрагментации и единства/ZTHESIS, 1993. 112 с.
  70. Динамика субъективных оценок гражданами уровня и качества жизни в Тюмени (из Послания Главы города Тюмени «О положении дел в городе»), http://tyumen-sity.ru: 8101/ cgi-bin.html
  71. Е., Хершген X. Практический маркетинг: Учеб. пособие /Пер. с нем. A.M. Макарова- Под ред. И. С. Минко. М.: Высшая школа: ИНФРА-М, 1996.-255 с.
  72. А.К. Внедрение социальных технологий в практику управления. Социальное развитие предприятия и работы с кадрами. М.: Экономика, 1989. — С. 84 — 160.
  73. Занятость в небольших городах (экономико-демографический аспект). /Под ред. д.э.н. А. Э. Котляра. М.: Статистика, 1978. — 122 с. 82.3аславская Т.И., Рывкина Р. В. Социология экономической жизни: Очерки теории. Новосибирск: Наука, 1991. — 448 с.
  74. Т.И. О субъектно-деятельностном аспекте трансформационного процесса //Сборник докладов международного симпозиума «Кто и куда1 стремится вести Россию? Макро-, мезо- и микроакторы трансформационного процесса». М.: МВШСЭН- 2001. — 184 с.
  75. Заславская Т. И: Социальная.* структура современного * российского общества //Общественные науки и современность. 1997. — № 2. — С. 5 — 23.
  76. Г. Е. Общая социология. Курс лекций. Екатеринбург: Центр социальных технологий, 1977. — 600 с.
  77. Г. Е. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. -М.: Гардарики, 2004. 592 с.
  78. В. В. Введение в методологию социологии. Казань: Наука, 1997. — 228 с.
  79. Н.В. Потребности социалистической1 личности. М.: Мысль, 1986.-223 с.
  80. Индекс потребительских настроений: технология, мониторинг, результаты //Сборник материалов международной конференции. М: Фонд
  81. Содействие развитию и построению индекса потребительских настроений", 1997.-С. 16−19.
  82. СВ. Роль социальных программ в сокращении бедности в России //Вестник Московского университета. Сер 6. Экономика. — 1997. — № 5. — С. 40 -45.
  83. JI. Концептуальные вопросы социального управления //Проблемы теории и практики управления. 1999. — № 5. — С. 23−31.
  84. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. Пер. с англ. Н. Н. Любимова. Вступ. ст. И. Г. Блюмина. М.: Гос. издат. иностр. лит., Образцовая тип. им. Жданова, 1948. — 168*с.
  85. Ю.А., Полякова Н. Д. Теория общества Энтони Гидденса. http://club.fom.ru/books/gl3giddens.pdf
  86. А., Шнайдер Б. Первая глобальная революция. Доклад Римскому клубу. М.: Наука, 1991. — 78 с.
  87. И.А. Социологическая концепция Энтони Гидденса. http://www.nir.ru/sj/sj/sj 1 -2−00klim.html
  88. Л.Б. Быть горожанами. М.: Мысль, 1990. — 205 с.
  89. В.В. Язык города: Науч.-попул. М.: Высшая школа, 1991.192 с.
  90. . В.А. Теория управления: ¦ Учебное пособие. М.: Гардарики, 2004. — 387 с.
  91. И.В. Теоретические основы социального проектирования. Минск: Наука и техника, 1989. — 198 с.
  92. А.И. Социология в вопросах и ответах: Учебное пособие. М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. — 240 с.
  93. М. Динамика социальных настроений и их влияние на поведение населения //Мониторинг общественного мнения. 2002. -№ 1. — С. 6 -11.
  94. Д. Проблемы, прогнозирования. //СОЦИС. № 2. (77).-2003.-С. 124.
  95. Ю.А. Публичная сфера и публичная политика. Российские проблемы //Россия в условиях трансформации. Материалы. Вып. № 25. М.: ФРПЦ, 2002. — С. 6.
  96. Краткий словарь по социологии /Под общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина. М.: Политиздат, 1988. — 185 с.
  97. Крупнейшие города их настоящее и будущее /М-во высш. и сред, спец. образования СССР. Науч.-техн. совет. Секция народонаселения- Гл. ред. Д. И. Валентей. — М.: Статистика, 1979. — 126 с.
  98. Крупный город: проблемы и тенденции развития /Под ред. В. А. Воротилов. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1988. — 167 с.
  99. А.И., Ободянников Е. З. Социальные и демографические проблемы семьи бизнесмена. Екатеринбург: Академкнига, 2002. — 236 с.
  100. А.И., Оруджиева А. Г., Чепайкин А. П. Перспективы, развития муниципального образования в условиях российского Севера. Опыт социального прогнозирования. Екатеринбург: Академкнига, 2004. — 232 с.
  101. .В. Социальное прогнозирование развития России в XXI веке. Учебное пособие по антикризисному управлению экономикой и обществом. М.: Изд-во ПРИОР, 2002. — 178 с.
  102. .В. Социальное прогнозирование развития России в XXI веке: Учебное пособие по антикризисному управлению экономикой и обществом. М.": Изд-во ПРИОР, 2002. — 144 с.
  103. В.П. Классическая социология. М.: Наука, 2000. — 526с.
  104. В.И., Курбатова О. В. Социальное проектирование. -Ростов-н/Д.: Феникс, 2001. С. 312 с.
  105. Н.И. Теория и практика социального планирования. М.: Политиздат, 1975. — 197 с.
  106. Г. К., Петров А. Н. Планирование в условиях рынка: Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003.- 252 с.
  107. Г. Психология толп. М.: Институт психологии РАН, Издательство «КСП+», 1999. — 416 с.119: Левин: А. И. Прогнозирование спроса населения. М.: Экономика, 1977.- 144 с.
  108. Левин A. Hi, Яркин- А. П. Товарное обращение: проблемы прогнозирования и управления. М-: Наука, 1980. — 287 с.
  109. В.Н., Швецов А. Н. Новые проблемы российских городов- Муниципализация социальных объектов: правовые и финансовые решения. -М.: УРСС, 1999.-256 с. .
  110. К. Образ города /Пер- с англ. В. Л- Глазычева- Сост. А. В: Иконников- Под ред. А. В. Иконникова. М.: Стройиздат, 1982. — 328 с.
  111. В.А. О достоверности прогнозов. М.: Знание, 1979.264 с.125- Лисичкин, В. А. Теория и практика прогностики. М.: Наука, 1972.- 273 с.
  112. И.В. Управление социальной' сферой северного.t ' монопрофильного города. Автореф. дис. канд. социологич. наук. Тюмень:
  113. Изд-во ТюмГНГУ, 2001. 17 с.
  114. Ф. Организационное поведение. Учебник для вузов- М.: ИНФРА-М, 1999.-692 с.128: Майерс Д. Социальная психология /Пер. с англ. СПб.: Питер, 1996.-684 с.
  115. Макконнелл Кэмпбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. М.: Республика, 1993. — 400 с.
  116. К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 23. М.: Гос. изд-во политич. лит-ры, 1960.-425 с.
  117. А. Принципы экономической науки: В 3 т.: Пер. с англ. /Вступ. ст. Дж. М. Кейнса, с. 5−44. М.: Прогресс. Фирма «Универс», 1993. Т. 1 -414 с, Т.2- 309 с, Т. 3 -350 с.
  118. А. Основы мотивации. М., 2002. — С.80−106.
  119. В.М. Демография: Учебное пособие. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 448 с.
  120. М.Н. Социальное развитие и город: Философские и социологические аспекты. Л.: Наука, 1979. — 175 с.
  121. Менеджмент организации: современные технологии /Под ред. проф. Н. Г. Кузнецова, проф. И. Ю. Солдатовой. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 480 с.
  122. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 1993. — 702 с.
  123. И.Б. О проектах Римского клуба. М.: Мысль, 1977. — 186 с.
  124. Т.Г. Проектирование эксперимента в образовательных системах. Научно-методическое пособие. М.: АПКиПРО, 2000. — 112 с.
  125. P.M., Нугаев М. А. Качество жизни в трудах социологов США //Социологические исследования, 2003. № 6. — С. 16.
  126. М.А., Нугаев P.M., Райманов И. Т. Социально-экономические факторы в структуре качества жизни //Социологические исследования. 1998. -№ 11. — С. 13.
  127. А.А., Петтай И. И., Римашевская Н. М. Типология потребительского поведения. М.: Наука, 1988. — 239 с.
  128. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений /Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1997. — 939 с.
  129. В. Основные принципы экономической политики: Пер. с нем. /Общ. ред. Л. И. Цедилина и К. Херрманн-Пиллата. М.: Прогресс, 1995.496 с.
  130. В. Основы национальной экономики /Под. ред. З. Л. Басырова.- М/. Экономика, 1996-- 352 с.
  131. А.А. Динамика социальной мобильности населения в муниципальном? образований- (социологический1 анализ). Автореф. дис. канд. социологич. наук. Mr. Центр социологических исследований, 2000. — 29 с.
  132. Е.Н. География городов (геоурбанистика): Учеб. пособие для геогр. спец. вузов.— М.: Высшая школа, 1991. 319 с.
  133. Платон. Государство. Законы. Политика М.: Мысль, 1998. — 798 с. г .154. Платон. Соч.: В 3-х т. М.: Мысль, 1968−1972. Т.1 — 623 е., Т. 2 611с., Т. 3 -678 с.
  134. Попов- В.Г. и др: Социальный аудит в управлении малым северным городом /Попов В.Г., Кузьмин А. И., Зерчанинова Т. Е., Халиуллин Р. З. /Под общей редакцией д-ра* социол. наук, — проф. В. Г. Попова. -Екатеринбург: Академкнига, 2002. 236 с.
  135. Потребитель в Законе: Самоучитель разумного потребительского поведения. М.: Информационно-издательский дом «Филинг», 1995. — 283 с.
  136. Потребности, доходы, потребление. Методология анализа и прогнозирования народного благосостояния. М.: Наука, 1979. — 264 с.
  137. Потребности, доходы, потребление: Методология анализа и прогнозирования нар. благосостояния /Под ред. Н. П. Федоренко, Н. М. Римашевской. М.: Наука, 1979. — 240 с.
  138. Прогнозирование в социологических исследованиях. Методологические проблемы /Отв. ред. И.В. Бестужев-Лада. М.: Мысль, 1978. — 322 с.
  139. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие для вузов /Под ред. Т. Г. Морозовой, А. В. Пикулькина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.-318 с.
  140. Рабочая книга по прогнозированию /Под ред. И.В. Бестужева-Лады. М.: Мысль, 1982. — 430 с.
  141. В.В. Социология потребления: основные подходы //Социологические исследования. 2005. — № 1. — С. 12. 5
  142. В.В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация. Учебное пособие. М.: Наука, 1995. — 237 с.
  143. И.В. Социальное и экономическое прогнозирование: Конспект лекций. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. — 129 с.
  144. Российская урбанизация на перепутье: к «городу-саду» или в «город-огород»? Сценарии развития российских городов, http ://www.urbaneconomics.ru
  145. Российское общество и радикальные реформы. Мониторинг социальных и политических индикаторов /Под ред. В. К. Левашова. М.: Academia, 2001. — 896 с.
  146. А.В. Развитие жилой среды: проблемы, закономерности, тенденции. М.: Стройиздат, 1976. — 381 с.
  147. А. Исследование о природе и причинах богатства народов /Вступ. ст. и коммент. канд. экон. наук B.C. Афанасьева. -М.: Соцэкгиз, 1962. 684 с.
  148. Советский город: социальная структура /Руководитель авт. колл. Н. А. Аитов. М.: Мысль, 1988. — 286 с.
  149. Социальное проектирование /Ж.Т. Тощенко, Н. А. Аитов, Н. И. Лапин. М.: Мысль, 1982. — 254 с.
  150. Социальный менеджмент /Под ред. С. Д. Ильенковой. М.: Банки и" кредит, 1998.- 125 с.
  151. Социологические исследования проблем города и жилища (1970 -1980 гг.). Новосибирск: Наука, 1986. — 148 с.
  152. Социологический словарь. Минск: «Белорусская наука», 199 Г. —282 с.
  153. Социология города. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2002. — 327,'с.
  154. Социология потребления /Под ред. Л. Т. Волчковой. СПб.: «Лань», 2001. — 256 с.
  155. Социология. Основы общей теории /Под ред. Г. В. Осипова, Л. Н. Москвичева. М.: Наука, 1998. — 523 с.179Г"Статйстичёскйй ежегодник: Статистический сб. в 7-ми частях. 4. V (I). Тюмень: Тюменский областной комитет госстатистики, 2004. — 544с.
  156. А.Е. Доходы населения. Опыт количественных измерений. М.: Финансы и статистика, 2000. — 432 с.
  157. М.В. Человек. Среда. Потребности: Диалектика формирования разумных потребностей. Минск: Новое знание, 1980. — 197 с.
  158. В.Н. Функционирование неформальной экономики (монографическое исследование вещевого рынка) //Социология и общество.
  159. Труды первого Всероссийского социологического конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи» /Под ред. Васильковой В. В., Козловского В. В., Скворцова Н. Г. СПб.: Социологическое общество им. М. М. Ковалевского, 2002. — 688 с.
  160. Э. Третья волна. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1999. — 784 с.
  161. .Т. Социальная инфраструктура: сущность и пути развития. М.: Мысль, 1980. — 206 с.
  162. .Т. Социальное проектирование (методологические основы) Общественные науки. — 1983. — № 1. — С 12−22.
  163. .Т. Социология. Общий курс. 2-е изд., доп. и перераб. -М.: Прометей, Юрайт, 1999. 512 с.
  164. Дж. Новое позиционирование. СПб.: Питер, 2000. — 192 с.
  165. В.В. Население города и пригорода. М.: Финансы и статистика, 1983. — 159 с.
  166. Тюмень в цифрах: Статистический сборник /Тюменский областной Комитет государственной статистики. Тюмень, 2004. — 114 с.
  167. Управление социальными процессами в регионах: Российская научно-практическая конференция. Ч. 2: Социология регионального > управления. — Екатеринбург: УрАГС, 2002. 136 с.
  168. Управление социальными, экономическими и политическими процессами в российских регионах: Международная конференция: Ч. 1. Сб. статей. — Екатеринбург: УрАГС, 2004. 312 с.
  169. Урбанизация и демографические процессы /Под ред. Б. С. Хорева и Г. П. Киселевой. М.: Финансы и статистика, 1982. — 231 с.
  170. .Ц. Избранное. М.: Мысль, 1985.-255 с.
  171. Г., Голдсмит Р., Браун С. Психология потребителя в маркетинге /Пер. с англ. под ред. И. В. Андреевой. СПб.: Питер, 2001. — 352 с.
  172. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Авторы очерка о Фрейде Ф. В. Бассин и М. Г. Ярошевский. М.: Наука, 1991. — 456 с.
  173. С.Р. Социальные роли и функции маркетинга в условиях становления рыночной экономики. Казань: Наука, 1999. — 239 с.
  174. .С. Проблемы городов. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Мысль, 1975.-224 с.
  175. Г. А. Местное самоуправление и проблемы местных сообществ. //Социологические исследования. — 2002. № 2. — С. 13−19.
  176. Е.А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие /Е.А. Черныш, Н. П. Молчанова, А. А. Новикова, Т. А. Салтанова. М.: ПРИОР, 2000. — 176 с.
  177. П. Социология социальных изменений /Пер. с англ. Под ред. В.А. Ядова- Ин-т «Открытое о-во». М.: Аспект- пресс, 1996. — 415 с.
  178. Д.Ф., Блэкуэлл Р. Д., Миниард П. У. Поведение потребителей. СПб: Питер Ком, 1999. — 768 с.
  179. В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 1999. — 396 с.
  180. О.Н. Градостроительство и быт. М.: Знание, 1964. — 87с.
  181. З.А., Родзинская И. Ю. Проблемы большого города (Опыт социологического исследования). -М.: Наука, 1982. 129 с.
  182. В.А. Основы местного самоуправления. М.: Ось-89, 1998.- 168 с.
  183. Динамика численности населения г. Тюмени, тыс. чел.1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004
  184. Численность населения (по городу и подчиненным ему населенным пунктам) на начало года, тыс. человек 544,3 546,5 543,5 ! ! ! 1 541,7 544,3 547,7 551,3 553,6 556,4 556 554,1 552,4 563,7 564,1
  185. В процентах к общей численности мужчины47,2 47,2 47,2 47,2 47,1 47 46,9 46,9 46,8 46,8 46,7 46,6 46,2 46,2женщины 52,8 52,8 52,8 52,8 52,9 53 ' 53,1 53,1 53,2 53,2 53,3 53,4 53,8 53,8
Заполнить форму текущей работой