Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социальный престиж психологической службы в учреждениях социального обслуживания населения: социологический аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В силу перечисленных выше причин индивидам российского общества необходима психологическая помощь, применение которой позволило бы разрешить многие проблемные ситуации еще на докризисном этапе, предотвратить их развитие до уровня социальной катастрофы, вызывающей распад семьи, крах карьеры, личностную деградацию, суицид. Кроме того, современные трудности, переживаемые институтами семьи и школы… Читать ещё >

Содержание

  • I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНОГО АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНОГО ПРЕСТИЖА
    • 1. 1. Сущность и содержание социального престижа
    • 1. 2. Роль профессии в структуре социального престижа
  • II. ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕСТИЖА ТРУДА ПСИХОЛОГОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
    • 2. 1. Институциональная система учреждений социального обслуживания населения как сфера применения труда специалиста-психолога
    • 2. 2. Оценка престижности труда психолога в системе учреждений социальной защиты населения

Социальный престиж психологической службы в учреждениях социального обслуживания населения: социологический аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Радикальное трансформирование российского общества, начавшееся в конце XX века, порождает серьезную нагрузку на сферу личностной устойчивости и социального здоровья индивидов, семей и различных социальных групп. Это обусловлено двумя группами причин.

Во-первых, значительное число людей не может адаптироваться к происходящим изменениям, слому прежде существовавшей системы ценностей, медленному и противоречивому формированию новой. Велика зависимость от внешних обстоятельств, когда индивиды, отдельные социальные группы в короткий срок утрачивают свое социальное положение, материальное благосостояние и уважение в обществе, причем без их личной вины.

Поэтому индивиды отвечают негативными поведенческими реакциями на условия существования, которые они не в состоянии контролировать и к которым они не могут приспособиться.

Во-вторых, современный социум требует от человека все более высокого уровня личностной активности и ответственности. В то же время механизмы стратификации, позволяющие достичь высокого статуса и обеспеченности, действуют однобоко: богатство, власть, собственность и влияние далеко не всегда распределяются в соответствии с большими индивидуальными усилиями, способностями, предприимчивостью, уровнем образования.

На самосознание и самочувствие людей негативное воздействие оказывает также массовая бедность, участившиеся природные и техногенные катастрофы, военные конфликты и террористические акты, распад социально-бытовой инфраструктуры жизнедеятельности, общая неустойчивость существования. Это обусловливает высокий уровень психологической напряженности в обществе, что выражается в росте числа психических заболеваний и психологических отклонений, участившихся актах поведенческой агрессии, межличностных и межсупружеских конфликтах, алкоголизме и наркомании.

В силу перечисленных выше причин индивидам российского общества необходима психологическая помощь, применение которой позволило бы разрешить многие проблемные ситуации еще на докризисном этапе, предотвратить их развитие до уровня социальной катастрофы, вызывающей распад семьи, крах карьеры, личностную деградацию, суицид. Кроме того, современные трудности, переживаемые институтами семьи и школы, появление большого числа детей с врожденными или приобретенными психологическими и интеллектуальными отклонениями обусловливают необходимость становления профессиональной психологической службы как фактора, обеспечивающего нормальное развитие подрастающего поколения.

Ответом на эту нарастающую социальную потребность является становление профессиональных учреждений психологической помощи населению, его различным группам (детям, молодежи, женщинам и т. д.), которые приобретают массовый характер в последнем десятилетии XX века.

С учетом специфики целевых групп и организационно-управленческих особенностей подобные службы (как отдельные учреждения или как подразделения в других учреждениях) создаются в системе образования, здравоохранения, комитетов по делам молодежи. Но наиболее массово, доступно (и наиболее широко по охвату населения) данные услуги предоставляются в системе социальной защиты населения.

Психологические службы, созданные в структуре учреждений социального обслуживания, выступают в качестве одного из компенсаторных механизмов, смягчающих негативные последствия социально-экономических, демографических и иных процессов, помогают личностному развитию и гармонизации межличностных отношений. Значимость их деятельности подтвердилась в самые трудные годы экономических и социальных преобразований.

Система психологической помощи населению еще не завершила экстенсивный этап своего развития: возрастает количество учреждений и численность персонала в них. В то же время все более значимыми становятся качественные факторы повышения эффективности психологической помощи населению: уровень подготовки кадров, характер их мотивации. Потому, наряду с возрастанием потребности в психологических услугах, объективно возрастает также потребность в повышении социального престижа специалистов, предоставляющих их, престижа самой профессии психолога.

Указанные выше причины определяют актуальность темы настоящего диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы обусловлена наличием двух подходов к ее исследованию.

Сущность профессии, значимость профессиональной принадлежности, роль профессиональных групп в социальной стратификации современного общества с начала XX века активно исследовалась социологами, историками, политологами и т. д. (М. Вебер, Т. Парсонс, П. А. Сорокин, П. Бурдье, Э. Гидденс, Дж. Голдторп, О. Данкан, Р. Коллинз, К. Поланьи и др.)1.

1 Вебер М. Избранные произведения. — М., 1990; Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992; Парсонс Т. Концепция общества: компоненты и их взаимосвязи // Парсонс Т. Общества. Эволюционные и сравнительные перспективы. М., 1996; Бурдье П. Социология политики. — М., 1993; Гидденс Э. Стратификация и классовая структура // Социологические исследования. № 9. — 1992; Поланьи К. О вере в экономический детерминизм. Неформальная экономика. Россия и мир / под ед. Т.Шанина. — М., Логос. — 1999; Goldthorpe J. The service class revised // Social class and the middle class. — London, 1995; Duncan O. Social Stratification and Mobility: Problems in the measuring of Trend // Indicators of Social Change. — N.Y., 1968; Collins R. Credential Society, A Historical Sociology of Education and Stratification. — N.Y., 1979.

Большая групп работ посвящена вопросам усложнения социальной структуры, появлению промежуточных профессиональных социальных страт, которые, по мнению исследователей, способны вытеснить традиционную классовую дифференциацию общества.

Российские ученые также активно обращались к исследованию проблем социальной стратификации, к выявлению закономерностей между профессионально-образовательной структурой и социальной организацией общества (труды И. А. Григорьевой, Т. И. Заславской, С. В. Кадомцевой,.

B.М. Капицына, В. В. Колкова, Г. И. Осадчей, П. Д. Павленка, Б. В. Тихомирова, JI.B. Топчия, Ж. Т. Тощенко, Е. И. Холостовой и ряда других авторов)2.

Специфика регионального развития учреждений психологической помощи и системы социального обслуживания населения, в рамках которой функционируют психологические службы, привлекает все большее внимание представителей социальных наук, в том числе, и в качестве тем диссертационных исследований (Данилина В.М., Дурова Л. И., Дымнич Т. С., Кривцова Л. Н., Кузнецова Е. А., Лагункина В. И., Лифинцев Г. А., Смирнов.

C.Н., Терехова Л. В. и др.) .

2 Григорьева И. А. Социальная политика и социальное реформирование в России в 90-х годах. СПб., 1998; Попов В. Г., Холостова Е. И. Социальная политика и социальная работа / Учебно-методическое пособие. М., 1997; Капицин В. М. Социальная политика и право: сущность и взаимозависимости // Российский журнал социальной работы. 1998. № 8- Осадчая Г. И. Социальная сфера общества: теория и методология социологического анализа. М., 1996; Социальная политика России на современном этапе / Учебное пособие / Под ред. В. Г. Попова, Е. И. Холостовой. М., 1997; Топчий JI.B. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы: проблемы теории и практики // Российский журнал социальной работы, № 1. 1995; Тощенко Ж. Т. Социология жизни как концепция исследования социальной реальности // Социологические исследования. № 2. — 2000; Меерсон Е. А. Социальная политика государства в обеспечении защиты молодой семьи и социально-трудового потенциала России. Волгоград, 1997, Tikhomirov B.V. То Have & to Be. N.Y., UN, 1985, и др.

3 Гайнуллина ф.И. Взаимодействие профсоюзов с органами государственной власти по обеспечению защиты прав трудящихся. Региональный опыт. М.1995; Данилина В. М. Сущность и содержание региональной социальной политики (на примере Московской области). — Автореф. дисс. канд. социол. н. — М., 1999; Смирнов С. Н. Региональные аспекты социальной политики.

В последние годы в значительном количестве издаются методические труды, посвященные технологиям социального обслуживания различных видов и адресного подхода к отдельным категориям социальных клиентов.

С другой стороны, достаточно длительную историю имеет научное исследование специфики труда психолога, социальной функции психологи в обществе, психологии профессий (Абрамова Г. С., Борисова Е. М., Геллерштейн С. Г., Маркова А. К. Рогов Е.И. и др.) 4. Был проведен ряд исследований, посвященных процессам профессиональной адаптации или дезадаптации, эмоционального сгорания специалиста социальной сферы (Григорович J1.A., Донцов А. И. Зеер Э.Ф. и др.)5.

Вместе с тем, следует констатировать, что социальный престиж профессии психолога и психологического труда не подвергался исследованию, тем более относительно той области применения, где данная работа имеет наиболее массовый и наиболее значимый характер — в системе учреждений социального обслуживания населения.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составляют теоретические положения социологической науки, позволяющие рассматривать проблемы социального престижа профессии в общем контексте социального развития. Это прежде всего теоретические разработки М. Вебера, П. Сорокина, Н. Смелзера, Т. Парсонса, П. Бурдье, О. Данкана и Р. Коллинза и других ученыхкоторые определяют методологические принципы анализа социальных явлений. Теоретической.

М., 1999; Терехова JI.B. Система социальной защиты семей в Тюменской области. — Автореф. дисс. канд. социол. н. — Тюмень, 1997, и др.

4 Абрамова Г. С. Модель профессиональной деятельности практического психолога. — В кн. Абраова Г. С.

Введение

в практическую психологию. — М., 1994; Андронов В. П., Андронова Т. Д. Контрольно-оценочные и коррекционные составляющие профессионального мышления специалиста // Гуманитарий (альманах). № 4, 2004; Вачков И. В., Гриншпун И. Б., Пряжниов Н. С.

Введение

в профессию «психолог». — М., 2004;

5 Зеер Э. Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов. — М., Екатеринбург, 2003; Иванова Е. М. Основы психологического изучения профессий. — М., 1987; Климов Е. А. Пути в профессионализм. — Обнинск, 2003; Маркова А. К. Психология профессионализма. — М., 1996. базой настоящей работы послужил системный анализ трудов ранее названных отечественных и зарубежных ученых, заложивших фундаментальные основы социологии социальной сферы, позволяющие выработать целостное представление о роли социальных явлений и процессов, связанных с престижем и статусом профессиональных групп, и определить пути совершенствования механизмов профессиональной мотивации специалистов социальной сферы.

При проведении исследования применялись социологические методы: анкетирование, наблюдение, интервью, анализ документов. Эмпирические данные были обработаны с помощью пакета прикладных программ. Применялись методы группировки, классификации, типологизации, метод компаративного исследования.

Кроме того, материалом для теоретических выводов послужил анализ нормативно-правовых документов по вопросам социального политики в целом и ее отдельных направлений.

Основной целью диссертационного исследования является социологический анализ социального престижа профессиональной деятельности психолога в учреждениях социального обслуживания населения (на примере системы учреждений социального обслуживания Московской области).

Для достижения указанной цели были выдвинуты следующие задачи:

— определить сущность понятия «социальный престиж» и его роль как фактора, влияющего на социальные процессы в современном обществе;

— выявить содержание понятия «профессия», роль профессионального самоопределения психологов и уровень престижа данной профессии в социально-профессиональной системе общества;

— рассмотреть специфику содержания и организации системы социального обслуживания Московской области и факторы, определяющие положение психологической службы в ней;

— проанализировать суждения сотрудников психологической службы о ее престижности и значимости в системе социальной поддержки населения;

— разработать рекомендации по повышению престижа и улучшению качественных показателей деятельности психологической службы в системе учреждений социального обслуживания населения.

Объектом исследования являются специалисты психологической службы учреждений социального обслуживания населения Московской области.

В качестве предмета исследования рассматривается социальный престиж указанной категории специалистов и пути его повышения.

Основная гипотеза исследования.

Специфика современного этапа развития экономических, политических и морально-нравственных механизмов функционирования российского общества повышает потребность в профессиональных психологических услугах. Профессия психолога имплицитно предусматривает высококачественное образование, осознанную востребованность психологических услуг населением и объективно высокий социальный престиж ее носителей.

Однако деятельность психологической службы в рамках системы социального обслуживания населения предполагает невысокий уровень оплаты труда сотрудников и ограниченные возможности их должностного роста. Подобное статусное рассогласование может отрицательно сказываться на оценке специалистами своего социального престижа, личностной и профессиональной успешности и в конечном счете снижать эффективность предоставления социально-психологических услуг.

Негативные последствия подобного рассогласования могут быть предотвращены в случае, если будут сближены объективная и субъективная составляющие социального престижа профессии.

Научная новизна диссертационного исследования выявлена специфика содержания понятия «социальный престиж» применительно к условиям российского обществадано обоснование профессиональной структуры общества как фактора его социальной стратификацииопределены особенности развития психологической службы в системе социального обслуживания Московской области, обусловленные характером ее социального и профессионально-деятельностного развитиявыявлены суждения специалистов-психологов относительно соотношения объективных и субъективных аспектов престижа их профессиональной деятельностиразработаны предложения по повышению престижа, совершенствованию эффективности и качества профессиональных психологических услуг населению в системе социального обслуживания.

Положения, выносимые на защиту: повышение роли профессионализма, образованности в функционировании современного общества обусловливает растущую значимость профессий, профессионального статуса в его стратификации. Выбор профессии, социальное и профессиональное поведение людей в значительной степени зависит от социального престижа тех или иных видов деятельностипрофессия психолога, с одной стороны, относится к числу наиболее квалифицированных, высокотехнологичных видов деятельности. С другой стороны, в отечественной социальной практике объективный престиж психолога в учреждениях социального обслуживания населения, месте наиболее массового приложения их профессиональных умений, не может быть признан высоким и соответствующим уровню профессиональной подготовки и потребности в соответствующих услугах;

— психологическая служба Московской области интенсивно развивается, обеспечивая организацию психологической помощи практически во всех муниципальных образованиях и практически во всех учреждениях. В то же время престиж труда психолога, его экономическая, статусная и организационная мотивация пока не отвечают современным потребностям. Использование исключительно этической мотивации не может обеспечить последовательное и устойчивое развитие данной службы;

— анализ суждений самих психологов социальных служб показывает, что специалисты осознают высокую значимость своей работы, оценивают свой престиж в глазах населения и в глазах непосредственного руководства как высокий, но понимают, что объективно их престиж, выраженный в материальном стимулировании и возможностях карьерного роста, недостаточен;

— указное статусное рассогласование может выступать фактором профессиональной дезадаптации психологов, предотвращение которой может быть обеспечено сближением объективной и субъективной составляющей социального престижа профессии;

— необходимо осуществить ряд мер, которые в существующих условиях могут повысить престиж психологической службы, улучшить ее качественные характеристики, предотвратить профессиональную дезадаптацию и преждевременное эмоциональное сгорание специалистов.

Эмпирической базой исследования послужило анонимное анкетирование 192 психологов — специалистов учреждений социального обслуживания Московской области. Выборка, близкая к сплошной, репрезентативна по полу, возрасту, по всем профессионально значимым показателям.

Кроме того, были выявлены оценки клиентов (опрос 400 человек, выборка квотная- 3 фокус-группы) по поводу предоставляемых психологических услуг.

Анализировались вторичные материалы, полученные другими исследователями (Е.А. Белинская, Л. Н. Кривцова, О. А. Шишкина и др.).

Использовались также эмпирические данные, полученные в процессе личного общения со специалистами и руководителями психологических служб учреждений социального обслуживания населения.

Теоретическая и практическая значимость диссертации.

Проведенное исследование дает новые обобщения по проблемам социального престижа и социального статуса профессиональной структуры современного общества, вносит определенный вклад в развитие социологии социальной сферы. Оно должно привлечь внимание специалистов органов государственного управления к проблемам организации региональной системы социально-психологической помощи населению.

Материалы диссертации могут быть использованы для совершенствования учебных курсов по психосоциальной работе, управлению, социологии социальной сферыдля повышения квалификации психологов учреждений социального обслуживания населения.

Апробация диссертации. Результаты исследования обсуждались на методических семинарах Министерства социальной защиты населения.

Московской области, представлялись на научно-практических конференциях (2005, 2006, Москва).

Основное содержание диссертации отражено в 7 научных публикациях автора общим объемом 3,2 печатных листа.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав (четырех параграфов) исследовательских материалов, заключения, списка использованной литературы.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что гипотеза.

исследования в основном нашла свое подтверждение. Социальная действительность порождает большую потребность в.

деятельности психологических служб, что обусловлено, с одной стороны,.

институционализацией социальных услуг, характерной для современного.

общества в целом, с другой стороны, нестабильностью существования,.

высоким уровнем риска, особенно в российских условиях. Объективная.

потребность развивается параллельно с ее субъективным выражением:

население все больше испытывает и все больше осознает нужду в.

профессиональной помощи психолога. Мировая практика реализации психологических услуг демонстрирует.

разнообразие подходов к данному направлению деятельности, однако,.

независимо от типа национальной модели, в каждой системе содержится.

сочетание бесплатных (или широко доступных по стоимости услуг массового.

характера) и платных, но также доступных по стоимости услуг,.

предоставляющих психологические технологии более длительные, более.

квалифицированные, более редкие. Психологические услуги превращаются в.

психологическое сопровождение на протяжении всей жизни человека. Профессия психолога предусматривает высококачественное.

образование, высокую востребованность и объективно высокий социальный.

престиж. Социальный престиж — это механизм, который играет значительную.

роль как в выборе профессии, так и в социальном поведении индивида в.

целом. Социальный статус человек все более зависит не от его.

происхождения, унаследованных от предков финансовых средств, иных.

статических характеристик, но от динамических факторов, то есть от.

достигнутых успехов, которые в немалой степени определяются полученным.

образованием, престижной профессией, личными достижениями индивида. в выборе цели для мотивации таких достижений важную роль играет.

не только приобщение к обеспеченности, власти, но и обретение престижа,.

который сам выступает в виде определенного символического капитала,.

своеобразной разновидности власти. Конечно, на основе более высоких.

стартовых возможностей, определяемых привилегированным социальным.

происхождением, легче достигнуть престижного статуса в обществе, но.

данные факторы не являются единственными, определяющими социальную.

мобильность и социальную стратификацию общества. В условиях «постэкономической» мотивации, когда уровень трудового.

стимулирования позволяет достичь социально приемлемых, достойных.

стандартов существования, при выборе профессии на первый план.

выступают соображения престижа и этическая мотивация, при которой.

уважаемыми и востребованными являются «помогающие» профессии, в том.

числе социальный работник и психолог. При этом психолог может иметь.

весьма высокий уровень оплаты труда за счет частной практики. Профессия.

социального работника мыслится как общественно необходимая и не.

предусматривающая возможности получения прибыли, хотя коммерческие.

механизмы деятельности используются в ней все щире. Обе профессии (психолога и социального работника) принадлежат к.

числу престижных и востребованных, однако если занятие социального.

работника иногда рассматривается как «полупрофессия», то деятельность.

психолога целиком подпадает под высокие стандарты определения.

профессии с ее профессиональным самосознанием и профессиональным.

этическим кодексом, наличием коллегии специалистов, регулирующей.

отношения в профессии, и высоким уровнем образования, определяемым.

длительным обучением. В российских условиях деятельность психологов в учреждениях.

социального обслуживания населения и в организациях и фирмах частной практики как правило не имеет сопряжения и развивается по отдельности. Массовой сферой предоставления социально-психологических услуг.

являются, в первую очередь, учреждения социального обслуживания.

населения, далее психолого-педагогические учреждения системы.

образования и, наконец, психологические службы, организованные.

комитетами по делам молодежи. При этом наиболее массовыми и доступными являются.

психологические услуги, предоставляемые в учреждениях социального.

обслуживания населения. Эти учреждения формировались в глубоко кризисных условиях, для.

помощи населению, находящемуся в наиболее трудной жизненной ситуации,.

они не предполагали длительной работы с клиентом, не предполагали.

сопровождение его и его проблем. Кроме того, вся их деятельность.

мыслилась бесплатной, а в условиях дефицита государственных средств.

финансирование было недостаточным. До настоящего времени, несмотря на значительно увеличение объемов.

финансирования социальных служб, специфика деятельности системы.

социального обслуживания предполагает невысокий уровень оплаты труда.

сотрудников и ограниченные возможности их должностного роста. Таким образом, конфликт между высоким престижем психологической.

службы и ее низким объективным признанием достигает уровня статусного.

рассогласования. Подобное статусное рассогласование может отрицательно.

сказываться на оценке специалистами своего социального престижа,.

личностной и профессиональной успешности. Негативные последствия подобного рассогласования могут быть.

предотвращены в случае, если будут сближены объективная и субъективная.

составляющие социального престижа профессии. На основе проведанного исследования оказалось возможным.

разработать определенные рекомендации по вопросам оптимизации.

деятельности психологических служб в учреждениях социального.

обслуживания населения Московской области, повышения их престижа и.

эффективности деятельности:

• расширение числа учреждений и отделений психологической помощи в.

системе социального обслуживания населения;

• создание негосударственных и частных психологических служб на.

территории Московской области;

• увеличение числа психологов в уже действующих учреждениях.

социального обслуживания;

• создание на территории каждого муниципального образования.

кризисных центров или центров экстренной психологической помощи;

• повышение квалификации, переобучение специалистов, работающих в.

учреждениях как институционально (с получением государственного.

удостоверения или свидетельства), так и через обучающие семинары,.

нацеленные на овладение эффективными практическими методиками;

• обеспечение доступности профессиональной литературы и периодики;

• создание областного Интернет-ресурса по проблемам организации.

психологической помощи, технологиям ее оказания, содержащего.

информацию о профессионально значимых событиях. Желательна.

организация форума на данном сайте для организации обмена.

мнениями, профессиональных консультаций и пр.;

• организация командировок, стажировок, профессионального обмена.

как с отечественными психологическими центрами, так и с.

зарубежными учреждениями;

• создание механизма профессиональной поддержки психологов для.

профилактики эмоционального сгорания- • повышение уровня оплаты труда специалистов учреждений.

социального обслуживания населения в целом, и психологов — в их.

числе;

• разработка гибкой системы стимулирующей оплаты труда,.

позволяющей отмечать труд более редкий, более высокой.

квалификации, эффективный более высокой оплатой независимо от.

существующей тарифной сетки или других относительно.

уравнительных механизмов;

• воспитание профессионального самосознания, мотивирующего.

поддержание высоких стандартов психологических услуг;

• создание профессионального объединения психологов (коллегии.

психологов Московской области) и наделение его хотя бы правом.

совещательного голоса при аккредитации психологов социальных.

служб (процедура, предусмотренная в разрабатываемом в настоящее.

время проекте федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»),.

Указанные меры будут содействовать как повышению престижа.

психологической службы в социальных учреждениях, так и повышению.

качества предоставления психологических услуг населению.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н., Хилл С, Тернер Б.С. Социологический словарь / Пер. с англ. под ред. А. Ерофеева — Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1997.
  2. Г. С. Модель профессиональной деятельности практического психолога // Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. -М., 1994.
  3. Л.С. Технологии социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками // Лекции по технологии социальной работы. В3-х частях. М., 1998.
  4. Американская социология. М., 1972.
  5. Н.В. Социализация личности в период начала трудовой деятельности. Автореф. дисс… канд. филос. наук. -М., 1971-
  6. В.П., Андронова Т. Д. Контрольно-оценочные и коррекционные составляющие профессионального мышленияспециалиста // Гуманитарий (альманах). — № 4. 2004.
  7. Р. Этапы развития социологической мысли / Пер. с фр. — М.: Изд. группа «Прогресс"-"Политика», 1992.
  8. Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической деятельности /Пер. со швед. — М., 1992.115
  9. Большой толовый (оксфордский) социологический словарь. — В 2-х т.т. -М., 2001.И.Борисова Е. М. О роли профессиональной деятельности вформировании личности // Психология формирования и развитияличности. — М., 1981-
  10. А.О. Социологическое мышление: нути и трудности формирования // Социологические исследования. JNT" 1. — 1999.
  11. П. Начала.- М.: Изд-во «Socio-Logos», 1994. П. Вачков И. В., Гриншнун И. Б., Пряжников Н. Введение в профессию"психолог". Учебное пособие.- М.: Московский психолого-социальныйинститут, 2004.
  12. М. Избранные произведения / Пер, с нем. — М.: Прогресс. 1990.
  13. Т.Ю. Дополнительная специальность как фактор социальной защиты выпускника педвуза: Материалы IV Международной научно-практической конференции факультета психологии и педагогикиОмГПУ / Демократизация работы с молодежью. — Омск: Изд-воОмГПУ, 2001.
  14. Высшая школа России: разнообразие форм, ресурсы, перспективы («круглый стол») // Социологические исследования, J2 8, 2006 — 99−105-
  15. Ф.И. Взаимодействие профсоюзов с органами государственной власти по обеспечению защиты прав трудящихся.Региональный опыт. — М., 1995.116
  16. Г. Проблемы и методы психологического изучения профессий. История советской психологии труда: Тексты (20 — 30-е гг. XX в.) / Под ред. В. П. Зипченко, В. М. Мупипова. — М.: Изд-во МГУ, 1983.
  17. Э. Социология: учебник 90-х годов (реферированное издание). Челябинск, 1991.
  18. Э. Стратификация и классовая структура // Социологические исследования. Jb 9. — 1992.
  19. В. Новое российское предпринимательство: источники формирования и стратегии созидательного развития // Мироваяэкономика и международные отношения, 1993, N 6.
  20. М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии, 1988. N 2.
  21. Л.А. Введение в профессию «психолог». — М.: «Юрист- Гардарика». — 2004.
  22. О.Григорьева И. А. Социальная политика и социальное реформирование в России в 90-х годах. — СПб., 1998.
  23. Р.Г. Социальная мобильность в России: 1985−1993 годы. // Социологический журнал, 1998, №½. — 15−38.
  24. Г. А. Организация социально-педагогической поддержки несовершеннолетних с отклоняюш-имся поведением // Социальнаяпедагогика. — Свердловск, 1989.
  25. В. В. Практика использования психолога на предприятии сферы материального производства и проблемы подготовки психолога-практика // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1989. N 4.
  26. В.М. Сущность и содержание региональной социальной политики (на примере Московской области). — Автореф. дисс… канд.социол. н.-М., 1999.
  27. Дж. Байярд, Г. Байярд. Ваш беспокойный подросток. — М., 1989. 117Зб. Дидковская Я. В. Динамика профессионального самоопределениястудентов // Социологические исследования, № 7, 2001. — 132−135.
  28. Г. Г. Люди среднего класса. — М., 2001.
  29. Г. Г. Некоторые методологические проблемы исследования психологии больших социальных групп //Методологические проблемы социальной психологии.-М., 1975.
  30. Э.Дж., Линдсей Д. Макроэкономика / Пер. с англ. — СНб., 1994.
  31. А. А. Образ психолога в сознании населения // Психологический журнал. JVb 9. — 1998.
  32. А.И., Белокрылова Г. М. Профессиональные представления студентов психологов. // Вопросы психологии Ш 2,1999.
  33. ДЭВИС К. Функционалистское обоснование стратификации // Человек и общество. Хрестоматия / Под ред. А.Макеева. — К.: Пн-т социологииНАН Украины, 1999.-С.107−117.
  34. К., Мур У. Некоторые принципы стратификации // Социальная стратификация / Отв.ред. А.Белановский. — Вып. 1. — М., 1992. -С.160−177.
  35. Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. — М., 1991.
  36. Е. М. Основы психологического изучения профессий. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.
  37. Е.М. Основы психологического изучения профессий. — М., 1987.
  38. В. Теория социального неравенства (структуралистско- конструктивистская парадигма). — М., 2001.
  39. В.Л. Расколотая цивилизация. — М., 1997.
  40. A.M. Социология и психология труда. — М. 2002. 119
  41. В.М. Социальная политика и право: сущность и взаимозависимости // Российский журнал социальной работы. 1998.№ 8.бЗ.Климов Е. А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во Моск. ун-та.1988.
  42. Е. А. Пути в нрофессионализм. — М.: Флинта, 2003.
  43. Е. А. Романов В. Я. На дальних подступах к психологии психолога//Мир психологии, 1997, № 3(12).бб.Климов Е. А. О профессиональном самосознании // Климов Е. А. Психология профессионала, М., 1996, с.68−75
  44. Е.А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов-н/Д: Феникс, 1996.
  45. Е.А. Пути в профессионализм. — Обнинск, 2003.
  46. М.С. Социальная стратификация и социальная структура // Социологические исследования. -1992, № 7. — 62−72.
  47. Р. Маскулинность и глобализация // Введение в гендерные исследования. Часть 2.: Учебное пособие /Под ред. Жеребкина. -Харьков: ХЦГИ, 2001- СПб.: Алетейя, 2001. — 851−880
  48. Л.В. Социология адаптации: вопросы теории, методологии и методики. — Новосибирск, 2005-
  49. А. Истоки «новой» социальной структуры // Свободная мысль. -1993,№ 9.-С. 66−73.
  50. Е.П. К вопросу о психологической поддержке профессионального становления психолога в процессе обучения нафакультете психологии МГУ // Вестник МГУ. № 4. — 2004.
  51. Е.П. Некоторые проблемы профессионального становления студентов на факультете психологии МГУ // Сб. статей"Ломоносовские чтения"29 апреля 2004. — М., 2005.
  52. А.П. А что непрестижно у них? // Работа и зарплата. 09. 2005. 120
  53. А.П. Социальные показатели и формирование наемного труда в современной России. — М., 1998-
  54. М.Е. Профессия психолог. — Ростов-на Дону, 1999.
  55. Н. Глобализация мирового сообщества: как следует системно понимать современное общество // Социология на пороге XXI века: Основные направления исследований / Под ред. И. Григорьева, Ж. Коэнен-Хуггера. — М.: РУСАКИ, 1999.
  56. Д.С. Российские реформы в глобальном контексте // Повая и новейшая история. 1996. № 4.
  57. А.К. Психология профессионализма. — М., 1996.
  58. М.В. Теория бюрократии Макса Вебера и современная политическая социология. — М., 2003.
  59. Е.А. Социальная политика государства в обеспечении защиты молодой семьи и социально-трудового потенциала России. — Волгоград, 1997.
  60. В. А. Самофутурирование: путь в профессию // Мир психологии, 1997, Х23 (12).
  61. МОМДЖЯН К. Х. Детерминационные зависимости в системе общественных отношений. — М., 2002.
  62. В. Универсумная парадигма в российской социологии // Социология на пороге XXI века: Основные направления исследований /Под ред. И. Григорьева, Ж. Коэн-Хуттера. — М.: РУСАКИ, 1999.
  63. И., Власова Е. Я и мой имидж. М.: Яуза: Изд-во ЭКСМО- Пресс, 1997.
  64. Н.И. Трансформация в России с точки зрения теории конфликта // Социологические исследования. № 9,2006. — 79−85.88.0садчая Г. И. Социальная сфера общества: теория и методологиясоциологического анализа. — М., 1996.121
  65. П.Д. Проблемы социологии быта и социальной работы в условиях перехода к рынку, — М., 1994.
  66. П.Д. Социология / краткий словарь. — М., 2000.
  67. П.Д., Савинов Л. И. Социология / Учебное пособие. — М., 2007.
  68. A.M. Социальная работа как наука, вид профессиональной деятельности и специальность в системе высшего образования//Российский журнал социальной работы, 1995, JVb 1.
  69. Т. Социальные классы и классовый конфликт в свете современной социологической теории (1949) // Социальнаястратификация. Вып.1.1992.
  70. Г. Г. Концепция социальных амортизаторов // Механизмы защиты социальной сферы. — М., 1992.
  71. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. — М.: Высшая школа, 1981.
  72. Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека. — М.: Изд-во УРАО, 2002.
  73. В.Г. Человек в мире профессий // Вопросы философии. — 1972, № 8 .
  74. К. О вере в экономический детерминизм. Пеформальная экономика. // Россия и мир / под ред. Т.Шанина. — М., Логос. — 1999.
  75. В.Г., Холостова Е. И. Социальная политика и социальная работа / Учебно-методическое пособие. — М., 1997.122
  76. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / под ред. А. А. Крылова. — Л.: Изд. ЛГУ, 1990.
  77. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой. — М.: Прогресс, 1986.
  78. A.M., Толстых Н. М. Психология сиротства. — СПб.: Питер, 2005-
  79. Пряжников Н. С, Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. — М., 2001.
  80. Психологический словарь. — М.: Педагогика, 1983.
  81. Работа с сетью социальных контактов ребенка, находящегося в социально опасном положении / Опыт работы Клинского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Согласие». — М., 2006.
  82. В.В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация: Учеб. пособие.- М.: Аспект Пресс, 1996.
  83. Т. А. Трансформации традиционных ценностей россиян в пост-перестроечный период // Социологическиеисследования. № 9, 2006. — 95−101ПО. Риск в образовании молодежи («круглый стол») //Социологические исследования, № 5,2006-
  84. К., Фрейберг Д. Свобода учиться / пер. с англ. — М., 2002.
  85. О. П., Прудков П. П. Особенности профессиональной адаптации начинающих психологов // Вестн. моек, ун-та, сер. 14 —Психология, 2001, jsro3.
  86. Л., Писбетт Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии / Пер. с англ. В. В. Румынского под ред. Е. П. Емельянова, В. Магуна — М.: Аспект Пресс, 1999.
  87. Л. Основы общей психологии. — СПб., 1999. 123
  88. .О. Социология переходного периода (закономерности и динамика изменений социальной структуры имассовой психологии в посткоммунистической России ивосточноевропейских странах) // Социологические исследования. 1994.№ 6.
  89. Г. Феномен статусных рассогласований: теоретико- методологический аспект. — Новосибирск, 1996.
  90. Системная модель организационно-экономической реформы образования в России. М., 1997.
  91. Н. Социология. — М., 1993.
  92. Смел сер Н.Дж. Социологические теории // Международный журнал социальных наук. — 1994. — № 3(6).
  93. Н. Региональные аспекты социальной политики. — М., 1999.
  94. Г. Л., Зараковский Г. М., Розин В, М., Войскунский А. Е. Информационно-психологическая безопасность (определение и анализпредметной области). — М.: Ин-т системного анализа РАН, 1997.
  95. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992.
  96. Социальная политика России на современном этапе / Учебное пособие / Нод ред. В. Г. Нопова, Е. Н. Холостовой. — М., 1997.
  97. Социальная работа / Учебно-справ.пособие. — М., 1997.
  98. Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированных учреждениях/ Нособие длясотрудников специализированных учреждений социальнойреабилитации несовершеннолетних. — М., 1996.
  99. Социальная траектория реформируемой России: Исследования Новосибирской экономико-социальной школы / Отв. ред.Т. И. Заславская, З. И. Калугина.- Новосибирск: Наука. Сиб. отделениеРАН, 1999.-С. 149−167.124
  100. Социология. — СПб., 1993,
  101. А. Л. Политика и общество: социально-философские аспекты взаимодействия. — М., 1999.
  102. Теория и методика социальной работы. В 2-х тт. — М., 1994.
  103. Теория социальной работы. — М., 1997.
  104. Л.В. Система социальной защиты семей в Тюменской области. — Автореф. дисс… канд. социол. н. -Тюмень, 1997.
  105. П.Е. Ресурсный подход как новая теоретическая парадигма в стратификационных исследованиях // Социологическиеисследования. № 9, 2006. — 28−40.
  106. Л.В. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы: проблемы теории и практики // Российский журнал социальнойработы, № 1.1995.
  107. .Т. Социология жизни как концепция исследования социальной реальности // Социс. JVb 2. 2000. — 3−12.
  108. .Т. Социология: пути научной реформации // Социологические исследования. № 7. 1999. — 3−15.
  109. .Т., Харченко СВ. Социальное настроение. — М.: Academia, 1996.
  110. Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества / Отв. ред. З. Т. Голенкова / Институт социологииРАН.- М.: Изд-во института социологии РАН, 1998.
  111. В.И. Российский средний класс: социальная реальность и политический фантом // ПОЛИС, 1993, № 4-
  112. Л.Г. Понятие «социального класса» в исследованиях У.Л. Уорнера // Политология в России. 2001. Я2 4.
  113. А. Количественный стиль: потребление в условиях символического дефицита // Социологический журнал. №¾. 1999.125
  114. А. Количественный стиль: потребление в условиях символического дефицита // Социологический журнал. Х23/4.1999.
  115. В. «Взгляд», 1 сентября 2006 г.
  116. Р. А. О некоторых проблемах первоначальной адаптации выпускников-психологов // Молодой специалист XXI в. Тезисы 1-ойВсероссийской научно-практической конференции 24−25 мая 2001 г. -М.: Макс Пресс, 2001.
  117. Э. Бегство от свободы. — М., 1990.
  118. Э. Психология нацизма. — СПб., 2003.
  119. М.Г. В поисках комплексного подхода к социальной реабилитации несовершеннолетних./ Первые итоги. Из опыта работыспециализированных учреждений по реабилитации социально-дезадаптированных детей и подростков. — М.: НИИ семьи, 1997.
  120. Московичи Век толп. — М., 1996.
  121. В.Ф., Оссовский В. Л., Паниотто В. И. Престиж профессий и проблемы социально-нрофессиональной ориентациимолодежи. -Киев, 1979.
  122. П.В. Перспективы развития социального образования и подготовки специалистов социализирующей деятельности. — М., 1998.
  123. О.И., Инясевский А. Социально-экономическое положение профессионалов и менеджеров // Социологическиеисследования, Ш 10,2006 — 16−27.
  124. П. Формирование социологического воображения / Пер. с англ. П. В. Романовского. — М., 2005.
  125. Энциклопедический словарь по социальной работе. — М., 1997.
  126. В.А. Трансформации российских социальных институтов // Социальные трансформации в России: теории, практики, сравнительный анализ: учеб. пособие / под ред. Ядова В. А. — М.:Флинта, МПСИ, 2005. — 45−74.
  127. М.А. Поведенческие установки молодежи постсоветского поколения // Социологические исследования, № 10, 2006. — 78−87.
  128. О.Н. Россия как общество риска: методология анализа и контуры концепции // Общественные науки и современность. 2004. Ш2.
  129. Abercrombie N., Warde А., etc. Contemporary British Society. A New Introduction to Sociology. 2-th Ed. -London: Polity Press, 1994.
  130. Abercrombie, N., Hill, S. and Turner, B.S. The Penguin Dictionary of Sociology. Harmondsworth: Penguin Books, 1984.
  131. Almond G.A., Powell B.G., Mundt R.J. Comparative Politics. A Theoretical Framework. — HaфerCollins College Publish., 1996.
  132. Archer M. Realist Social Theory: The Moфhogenetic Approach. — Cambridge: Cambridge Univer. Press, 1995.
  133. Bechhofer, F., Elliot, B. and McCrone, D. Structure, consciousness and action: a sociological profile of the British middle class //A.Stewart (ed.)Contemporary Britain. 1983.
  134. Beck U. Risk Society. Towards a New Modernity. — London: SAGE Publications, 1992.
  135. Beck U. The Reinvention of Politics: Towards a Theory of Reflexive Modernization // BeckU., Giddens A., Lash Sc. Reflexive Modernization. Politics, Tradition and Aesthetics in the Modem Social Order. — Stanford: Stanford Univer. Press, 1994.
  136. Blau P.M., Duncan O.D. Measuring the Status of Occupations // Social Stratification in Sociological Perspective / Ed. by D.B. Grusky. -Westview Press, 1994. — P. 204−208.127
  137. Bourdieu P. The forms of capital // Handbook of Theory and Research for the Sociology of Education / Ed. by J.G.Richardson. — N.Y.: Greenwood, 1985.-P.241−258.
  138. Breen, R. and Whelan, C.T. Modelling trends in social fluidity: the core model and a measured-variable approach compared // EuropeanSociological Review. 1998. Vol. 10.
  139. Brown L.R. The New World Order // Brown L.R., Flavin C, etc. State of the World 1991. — New York: Norton, 1991.- P. 3−20.
  140. Bush, M.L. Noble Privilege. N.Y.: Holmes and Meier, 1983- Keen, M. Chivalry. New Haven and London: Yale University Press, 1984.
  141. Campbell C. The Sociology of Consumption // Acknowledging Consumption. A Review of New Studies / Ed. by D. Miller. — London, N.Y.:Routledge, 1995. — P.96−126.
  142. Changing Classes. Stratification and Mobility in Post-Industrial Societies / Ed. by Gosta Esping-Andersen. — ISA: SAGE Studies inInternational Sociology 45,1993.
  143. Collins, R. The Credential Society, A Historical Sociology of Education and Stratification. N.Y.: Academic Press, 1979.
  144. Collins, R. The Credential Society, A Historical Sociology of Education and Stratification. — N.Y.: Academic Press, 1979.
  145. Crompton R. Class and Stratification. An Introduction to Current Debate. Polity Press. 1993
  146. Davis, K. and Moore, W.E. Some principles of stratification // American Sociological Review, vol.10,1945.
  147. Douglas M. Food and Social Order: Communities. — N.Y.: Russell Sage Foundation, 1984.
  148. Duncan O. Social Stratification and Mobility: Problems in the Measurement of Trend // Indicators of Social Change / Ed. by EleanorB.Sheldon. — New York: Russel Sage Foundation, 1968. — P.686−690.128
  149. Duncan, O.D. Properties and characteristics of the socioeconomic index // Occupations and Social Status. — N.Y., 1981.
  150. Edwards A. M. Comparative Occupation Statistics for the United States, 1870 to 1940. — Washington: Government Printing Office, 1943.
  151. Galbraith, J.K. The Affluent Society, 3rd edition. London: Andre Deutch, 1977.
  152. Giddens A. Modernity and Self-Identity. Self and Society in the Late Modem Age. — Stanford: Univer. Press, 1991.
  153. Giddens A., The Class Structure of the Advanced Societies. — London: Hutchinson, 1973.
  154. Goldthoфe J. The service class revisited // Social class and the middle class / Ed. by L Butler and M. Savage.- London: UCL Press, 1995.
  155. Goldthoфe J., Hope K. The Social Grading of Occupations. — Oxford: Clarendon Press, 1974.
  156. Goldthorpe J.H., MuIIer W. Social Mobility and Class Formation in Industrial Nations: Proposal for a Comparative Research Project. — Oxford /Mannheim, 1982.
  157. Hallinan M. The Sociological Study of Social Change // American Sociological Review. — 1997. V. 62. № 1.
  158. Halsey A.H., Heath A.F., Ridge J.M. Origins and Destinations: family, class and education in modem Britain. — Oxford: Clarendon Press, 1987.
  159. Holmes G.M., Fawcett P.D. The Contemporary French Economy. — 1. ondon: MacMILLAN, 1983.
  160. Holton R.J., Tumer B.S. Has class analysis a future? // Holton R.J., Tumer B.S. (Eds.) Max Weber on Economics and Society. -London:Routledge and Kegan Paul, 1989. — P. 160−196.129
  161. Inglehart R. The Trend Toward Post-Materialist Values Continues // Citizen Politics in Post-Industrial Societies / Ed, by M. Rempel and T. N, Clark. — Boulder, Colorado: Westview Press, 1997.
  162. Inkels A., Rossi P. National comparisons of occupational prestige // American Journal of Sociology. -1956, № 61. — P. 329−339.
  163. Lipset, S.M. Social stratification, social class // International Encyclopaedia of Social Sciences, N.Y.: Crower Collier and Macmillan, 1968.
  164. Littlejohn, J. Social Stratification, an introduction. London: Merlin Books, 1972.
  165. Lunt, P. and Livingstone, S. Mass Consumption and Personal Identity. Buckingham, U.K.: Open University Press. 1992.
  166. Mann M. The Sources of Social Power. Vol.1. — Cambridge: Cambridge Univer. Press, 1993.
  167. Marshall G. The Concise Oxford Dictionary of Sociology. — Oxford Univer. Press, 1996.
  168. Marshall G., Roberts S., Burgoyne С Social Class and the Underclass in Britain and the USA // British Journal of Sociology. — 1996, № 47 (1). — P.22−44.
  169. Mason R. S. Conspicuous Consumption. A Study of Exceptional Consumer Behavior. Westmead, Famborough, Hampshire: Gower, 1981.
  170. Meyer J. W. The Evolution of Modem Stratification Systems // Social Stratification: Class, Race, and Gender in Sociological Perspective / Ed. byD.Grusky. — Boulder: Westview Press. 1994.
  171. Miller R., Michalsky W., Stivens B. The Promises and Perits of 21'^ century Technology: an overview of the issues. In: 21^' centuryTechnologies: Promises and Perits of a dynamic future. — OECD, 1998.130
  172. Muller W. Class cleavages in party preferences in Germany — Old and new / Paper was presented at the ISA Rc28' Conference on SocialInequality in Multi-Ethnic and Immigrant Societies. — Tel Aviv, May 1997.
  173. Muller W., Shavit Y. Qualification and Occupations: a Comparative Study of School to Work Transition in 13 Countries // Newsletter ISARC28. — November, 1996.
  174. Parkin F. Class Inequality and Political Order, London: MacGibbon & Kee, 1971.
  175. Parsons, T. Age and sex in the social structure of the United States //American Sociological Review. Vol.7.1942.
  176. Parsons, T. Equality and inequality in modem society, or social stratification revisited // E.O. Laumann (ed.) Social Stratification: Researchand Theory for the 70s. Indianapolis: The Bobbs-Merrill Co., 1970.
  177. Powell J.D. Peasant Society and Clientelist Politics // Political Development and Social Change / Ed. By Jason L. Finkle and RichardGable. — New York: Wiley, 1971.
  178. Putnam R.D. Tuning In, Tuning Out: The Strange Disappearance of Social Capital in America // Political Science and Politics. — 1995. Vol. 28,№ 4. — P. 664−683.
  179. Rawls J. A Theory of Justice. — Oxford Univer. Press, 1972.
  180. Teckenberg W. The Stability of Occupational Structures, Social Mobility, and Interest Formation: The USSR as an Estatist Society inComparison with Class Societies // International Journal of Sociology. -N.Y., 1989.Vol. 19, № 2.131
  181. Tikhomirov B.V. To Have & to Be. N.Y., UN, 1985.
  182. Touraine A. Social Movements and Social Change // The Challenge of Social Change / Ed. by O.F. Borda. — SAGE: ISA, 1985. — P. 77−92.
  183. Treiman D. J. Occupational Prestige in Comparative Perspective// Social Stratification in Sociological Perspective / Ed. By David B. Grusky. -Westview Press, 1994.
  184. Wallerstein I. Should We Unthink the Nineteenth Century? // Francisco O. Ramirez (ed.), Rethinking the Nineteenth Century. Westport, 1988.-P. 185−191.
  185. Wallerstein I. The inter-state structure of the modem world-system // Smith S., Booth K., Zalewski M., eds. International theory: positivism andbeyond. — Cambridge: Cambridge. Univ. Press, 1996. — P. 87−107.
  186. Warde A., Tomlinson M. Taste among the middle classes, 1968−1988 // Social change and the middle classes / Ed. by T. Butler, M. Savage. — UCLPress- London, 1995. — P. 241−256.
  187. Weber, M. The Religion of China. — N.Y.: Macmillan, 1951.
  188. Wilson W.J. The Truly Disadvantaged: the inner city, the underclass, and public policy. — Chicago: Univ. of Chicago Press, 1987.
  189. Wright E. Class Counts. Comparative Studies in Class Analysis. — Cambridge: Cambridge University Press, 1997.
  190. Wynn D. Leisure, lifestyle and the construction of social position // 1. eisure Studies. -1990, № 9. — P. 21−34.132
Заполнить форму текущей работой