Роль семьи в формировании здоровья детей
В семьях с высоким достатком причинами плохой обеспеченности детей продуктами питания названы отказ ребенка от употребления некоторых продуктов (35%), нехватка времени на приготовление пищи (18%), плохая организация питания в школе (12%), ограничение в употреблении некоторых продуктов, связанное с состоянием здоровья ребенка (6%). Что касается групп семей с низким и средним уровнем доходов… Читать ещё >
Роль семьи в формировании здоровья детей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
РЕФЕРАТ Тема:
Роль семьи в формировании здоровья детей
- Введение
- Мониторинг условий формирования здорового поколения
- Состав семьи
- Доходы семьи и питание ребенка
- Образование родителей
- Заключение
- Литература
Важным условием формирования личности ребенка является институт семьи, который трансформируется под воздействием исторических изменений, смены общественного строя. Трансформации института семьи в России на современном этапе частично совпадают с аналогичными процессами в экономически развитых странах: происходит увеличение количества разводов, внебрачных рождений, развиваются альтернативные формы семейных отношений (незарегистрированный брак), изменяются ролевые нагрузки в семье. Эти же процессы характеризуют и развитие института семьи в большинстве стран мира. В России ситуация осложняется тяжелым экономическим положением многих семей, что отрицательно влияет на качество выполняемых ими функций.
Основы здоровья закладываются в семье, она же является и основной социальной средой развития человека, особенно в детском возрасте. Поэтому изучение характера и направленности влияния семьи на формирование здоровья детей особенно актуально.
Мониторинг условий формирования здорового поколения
Анализ данных, полученных в статистических исследованиях, позволил выделить характеристики семьи, в большей степени оказывающие влияние на состояние здоровья и уровень развития детей:
— состав семьи (полная или неполная семья);
— доходы семьи и питание ребенка;
— образование родителей.
Состав семьи
Важным условием формирования личности ребенка выступает состав семьи. По этому критерию выделяют полные и неполные семьи. К первой группе причисляются семьи, в которых есть муж, жена и ребенок (дети), ко второй — семьи, состоящие из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.
Неполные семьи возникают в результате рождения ребенка вне брака, смерти одного из родителей, расторжения брака (развод) или раздельного проживания родителей.
Судя по статистическим данным, в период с 1999 по 2009 г. наблюдается рост доли детей, рожденных вне брака, в РФ на 9%.
Здоровье детей в полных семьях лучше, чем в неполных. Судя по результатам исследования (табл. 1), в возрастном периоде от 1 года до 13 лет включительно доля здоровых детей в полных семьях не изменяется (она составляет 23%), в неполных — снижается (с 18 до 10%). Детей с хроническими заболеваниями в возрасте 13 лет в полных семьях в два раза меньше, чем в неполных (23% против 38%).
Таблица 1
Распределение детей по группам здоровья в зависимости от состава семьи (дети 1996 г. р., в % от числа опрошенных)
Группы здоровья детей | Возраст детей | ||||||
1 год | 7 лет | 13 лет | |||||
Полная семья | Неполная семья | Полная семья | Неполная семья | Полная семья | Неполная семья | ||
1 — здоровые дети | 23,0 | 18,2 | 14,3 | 10,0 | 23,0 | 10,3 | |
2 — дети с функциональными отклонениями | 73,0 | 63,6 | 64,2 | 65,0 | 54,1 | 51,7 | |
3 — дети с хроническими заболеваниями | 4,1 | 18,2 | 21,5 | 25,0 | 23,0 | 37,9 | |
Установлено влияние состава семьи на активность витаминизации детей (табл. 2). В полных семьях более распространена традиция дополнять рацион детей витаминами. Так, более трети родителей в полных семьях дают детям витамины регулярно (37% в семьях с 13-летними детьми), в неполных семьях — всего одна пятая численности родителей (21% в семьях с 13-летними детьми).
Таблица 2
Зависимость витаминизации детей от состава семьи (дети 1996 г. р., в % от числа опрошенных)
Ответы на вопрос: «Даете ли Вы ребенку витамины?» | Полная семья | Неполная семья | |||
1 год | 13 лет | 1 год | 13 лет | ||
Да, регулярно | 72,0 | 36,5 | 63,6 | 20,7 | |
Да, иногда | ; | 55,4 | ; | 62,1 | |
Нет | 28,0 | 8,1 | 36,4 | 13,8 | |
Различные аспекты функционирования семьи оказывают влияние на состояние здоровья и благополучие детей опосредованно — через социально-психологические факторы, в том числе и семейный микроклимат. А. Маслоу рассматривал родительские ссоры, случаи физического оскорбления, разлуку, развод и смерть в семье в качестве моментов, особенно вредных для благополучия ребенка.
По данным нашего исследования, 49% родителей отметили, что между ними и детьми часто или иногда возникают ссоры и бывают периоды напряженных отношений. Основным фактором, определяющим такое положение, являются взаимоотношения в семье в целом.
С одной стороны, в большинстве семей (86%) с нормальными взаимоотношениями взрослых членов семьи наблюдаются и хорошие взаимоотношения с ребенком. С другой стороны, в большей части семей (72%), в которых отмечается напряженность в отношениях, имеются сложности и во взаимоотношениях с ребенком.
Установлено, что напряженные, конфликтные взаимоотношения чаще характерны для неполных семей с 13-летними детьми (10%; табл. 3). В общем числе полных семьей выше доля «дружных семей без ссор» (23% в семьях с детьми семи лет и 14% в семьях с детьми 13 лет), чем в неполных (17 и 10% соответственно).
Таблица 3
Характер взаимоотношений в семьях с разным составом (дети 1996 г. р., в % от числа опрошенных)
Состав семьи | Характеристика взаимоотношений в семье | ||||||
Дружные без ссор | Дружные с редкими ссорами | Частые ссоры | |||||
7 лет | 13 лет | 7 лет | 13 лет | 7 лет | 13 лет | ||
Полная семья | 23,1 | 14,3 | 71,8 | 81,8 | 2,6 | 3,9 | |
Неполная | 16,7 | 10,3 | 83,3 | 79,3 | 0,0 | 10,3 | |
Напряженные отношения в семье, ссоры влияют на состояние здоровья детей. Так, в дружных без ссор семьях увеличивается доля здоровых детей (с 8 до 29% за период от 7 до 13 лет), в семьях же с частыми ссорами все 7-летние здоровые дети к 13 годам имеют различные заболевания (табл. 4). Наибольший удельный вес детей с хроническими заболеваниями отмечается в семьях с частыми ссорами и напряженными взаимоотношениями (43 против 21% в дружных семьях).
Таблица 4
Влияние взаимоотношений в семье на здоровье ребенка (дети 1996 г. р., в % от числа опрошенных)
Группы здоровья детей | Дружные без ссор | Дружные с редкими ссорами | Частые ссоры | |||
7 лет | 13 лет | 7 лет | 13 лет | 13 лет | ||
1 — здоровые дети | 8,3 | 28,6 | 6,1 | 16,5 | 0,0 | |
2 — дети с функциональными отклонениями | 75,0 | 50,0 | 63,6 | 52,7 | 57,1 | |
3 — дети с хроническими заболеваниями | 16,7 | 21,4 | 30,3 | 30,8 | 42,9 | |
Все вышесказанное свидетельствует о влиянии состава семьи на здоровье детей. Это обусловлено факторами риска для здоровья ребенка, воспитываемого в неполной семье. Данные факторы, в свою очередь, связаны с социально-бытовой и жилищной неустроенностью семьи из-за материального недостатка либо дополнительной трудовой занятости матери, а также низкой медицинской активности семьи.
Доходы семьи и питание ребенка
Значительную роль в формировании здоровья детей играет материальное положение семьи, которое оказывает опосредованное воздействие. Хотя высокие доходы не являются автоматически залогом хорошего здоровья, но они позволяют обеспечить определенный набор материальных благ, способствующих сохранению и укреплению потенциала здоровья. Низкий уровень доходов обусловливает невысокую покупательную способность семьи, что сказывается на качестве питания детей, возможностях приобретения для них лекарств и витаминов, оздоровления в санаторно-курортных условиях и т. д. Если большая часть дохода используется только на приобретение минимально необходимого набора продуктов и самые неотложные платежи, то семья не в состоянии удовлетворить другие свои потребности (социальные, медицинские, образовательные, культурные, рекреационные).
Мировой финансовый кризис, затронувший Россию, негативно отразился на семьях. По результатам опросов общественного мнения, проведенных в феврале и июне 2009 г., в семьях с детьми выше удельный вес тех, кто опасается потери работы, задержек и уменьшения заработной платы и социальных выплат.
Средний уровень доходов наиболее обеспеченных семей, воспитывающих несовершеннолетних детей, в среднем в 6 раз больше соответствующего показателя в группе наименее обеспеченных семей (табл. 5). Распределение семей по уровню среднедушевых доходов показало, что от 46 до 36% неполных семей с детьми в возрасте от 1 года до 13 лет включительно являются наименее обеспеченными, полных семьей — соответственно 16 и 15%. Среди полных семей удельный вес наиболее обеспеченных составляет от 21 до 23%, среди неполных — всего от 9 до 14% соответственно. государственный семейный здоровье дети
Таблица 5
Зависимость уровня доходов семьи от ее состава (дети 1996 г. р., в % от числа опрошенных)
Состав семьи | 20% наименее обеспеченных | 60% среднеобеспеченных | 20% наиболее обеспеченных | |||||||
Возраст детей | ||||||||||
1 год | 7 лет | 13 лет | 1 год | 7 лет | 13 лет | 1 год | 7 лет | 13 лет | ||
Полная семья | 15,5 | 18,9 | 14,8 | 63,4 | 56,8 | 62,3 | 21,1 | 24,3 | 23,0 | |
Неполная семья | 45,5 | 20,0 | 36,4 | 45,5 | 80,0 | 50,0 | 9,1 | 0,0 | 13,6 | |
Анализ покупательной способности доходов домохозяйств показывает, что только среди полных семей есть семьи, которым денег вполне достаточно для удовлетворения своих потребностей (от 1 до 5% против 0% в неполных семьях). Среди неполных семей по сравнению с полными больше доля тех, которым денег не хватает даже на продукты питания. Средний уровень доходов в группе семей, которым денег вполне достаточно для удовлетворения своих потребностей, в среднем в 3 раза выше, чем в группе с недостатком денег даже на продукты питания (табл. 6).
Компенсировать семье недостаток материальных средств призвано государственное ежемесячное пособие на ребенка. Размер пособия устанавливается в законодательном порядке.
Размер данного пособия явно недостаточен для улучшения материального положения семьи. Повышение среднего уровня дохода малообеспеченной семьи на величину пособия не позволяет ей сравнять свой доход даже с прожиточным минимумом.
Таблица 6
Зависимость покупательной способности семьи от ее состава (дети 1996 г. р., в % от числа опрошенных)
Покупательная способность семьи | Денег вполне достаточно для удовлетворения потребностей семьи | Денег достаточно для покупки продуктов питания и одежды, но крупные покупки приходится откладывать на потом | Денег хватает только на продукты питания | Денег не хватает даже на продукты питания | |||||||||
Состав семьи | Возраст детей | ||||||||||||
1 год | 7 лет | 13 лет | 1 год | 7 лет | 13 лет | 1 год | 7 лет | 13 лет | 1 год | 7 лет | 13 лет | ||
Полная семья | 1,3 | 2,7 | 5,3 | 22,7 | 64,9 | 80,3 | 33,3 | 27,0 | 13,2 | 42,7 | 5,4 | 1,3 | |
Неполная семья | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 9,1 | 28,6 | 71,4 | 36,4 | 42,9 | 21,4 | 54,5 | 28,6 | 7,1 | |
Результаты исследования подтверждают также взаимосвязь между здоровьем детей и уровнем дохода их семей (табл. 7).
Удельный вес здоровых детей в возрастном периоде от 1 года до 13 лет включительно снизился в группе 20% наименее обеспеченных семей на 27 (с 33 до 6%), в группе же 20% наиболее обеспеченных семей он увеличился на 5 (с 13 до 18%).
«Стартовая позиция» детей с хроническими заболеваниями в возрасте 1 год во всех группах была примерно одинаковая — от 6 до 7%. К 13 годам доля детей с хроническими заболеваниями в группе наименее обеспеченных семей составила 29%, наиболее обеспеченных — 18%. Такой разрыв объясняется тем, что в малообеспеченных семьях больше степень риска возникновения хронических заболеваний. Это связано с недостатком денежных средств в семье, что нередко обусловливает ограничение потребности ребенка в продуктах питания, дорогостоящих лекарствах, а также невозможность оздоравливать ребенка в санаториях и профилакториях.
Таблица 7
Зависимость здоровья детей от материального положения семьи (дети 1996 г. р., в % от числа опрошенных)
Группы семей по уровню среднедушевого дохода | Группы здоровья детей | |||||||||
1 — здоровые дети | 2 — дети с функциональными отклонениями | 3 — дети с хроническими заболеваниями | ||||||||
Возраст детей | ||||||||||
1 год | 7 лет | 13 лет | 1 год | 7 лет | 13 лет | 1 год | 7 лет | 13 лет | ||
20% наименее обеспеченных | 33,3 | 11,1 | 5,9 | 60,0 | 77,8 | 64,7 | 6,7 | 11,1 | 29,4 | |
60% средне-обеспеченных | 24,0 | 23,4 | 23,1 | 70,0 | 63,9 | 46,2 | 6,0 | 12,7 | 30,8 | |
20% наиболее обеспеченных | 12,5 | 0,0 | 17,6 | 81,3 | 88,9 | 64,7 | 6,3 | 11,1 | 17,6 | |
Достаточные для нормальной жизни доходы являются лишь условием для реализации ответственного отношения родителей к своему здоровью и здоровью своих детей. Уровень благосостояния еще не гарантирует грамотной организации питания ребенка. Анализ показал, что есть малообеспеченные семьи, в которых родители в ущерб себе стараются обеспечить детям здоровое питание: покупают им фрукты, мясо, овощи. В то же время в некоторых богатых семьях родители из-за сильной занятости на работе не уделяют должного внимания питанию детей.
В группе 20% наименее обеспеченных семей доля отметивших плохую обеспеченность детей продуктами питания от двух до шести раз больше, чем в группах среднеобеспеченных и наиболее обеспеченных (табл. 8).
Таблица 8
Обеспеченность продуктами питания ребенка в зависимости от материального положения семьи (дети 1996 г. р., в % от числа опрошенных)
Обеспеченность ребенка продуктами питания | 20% наименее обеспеченных | 60% средне-обеспеченных | 20% наиболее обеспеченных | |||||||
1 год | 7 лет | 13 лет | 1 год | 7 лет | 13 лет | 1 год | 7 лет | 13 лет | ||
Хорошая | 25,0 | 0,0 | 23,5 | 47,9 | 30,8 | 32,7 | 62,5 | 88,9 | 52,9 | |
Удовлетворительная | 62,5 | 87,5 | 76,5 | 50,0 | 65,4 | 67,3 | 31,3 | 11,1 | 47,1 | |
Плохая, очень плохая | 12,5 | 12,5 | 0,0 | 2,1 | 3,8 | 0,0 | 6,3 | 0,0 | 0,0 | |
В семьях с высоким достатком причинами плохой обеспеченности детей продуктами питания названы отказ ребенка от употребления некоторых продуктов (35%), нехватка времени на приготовление пищи (18%), плохая организация питания в школе (12%), ограничение в употреблении некоторых продуктов, связанное с состоянием здоровья ребенка (6%). Что касается групп семей с низким и средним уровнем доходов, то здесь преобладают такие причины, как недостаток денег на приобретение продуктов питания (18 и 14% соответственно), ограничение в употреблении продуктов в связи с отклонениями в состоянии здоровья ребенка (по 8%).
Плохое питание детей и связанная с этим недостаточная обеспеченность их микроэлементами и витаминами, по данным ВОЗ, может приводить к таким последствиям, как снижение иммунитета, нарушение физического и психического развития.
Данные исследования подтверждают важность качества организации питания для здоровья детей (табл. 9). При хорошей организации питания удельный вес здоровых детей в возрастном периоде от 7 до 13 лет включительно увеличился с 12 до 22%, доля детей, которые не болели, — с 20 до 46%. В семьях, отметивших плохую организацию питания ребенка, вырос удельный вес детей с хроническими заболеваниями (с 28 до 32%) и часто болеющих (с 0 до 8%).
Сбалансированное питание является залогом нормального физического развития детского организма. Недостаток питания приводит к дефициту массы детей: так, в группе с плохой организацией питания доля 13-летних детей с дефицитом массы тела в 2 раза больше, чем в группе с хорошим питанием. В то же время в семьях с хорошей организацией питания в среднем в 3 раза больше доля детей, у которых наблюдается избыток массы тела. Это свидетельствует о несбалансированности питания детей.
Таблица 9
Зависимость здоровья детей от организации их питания (дети 1996 г. р., в % от числа опрошенных)
Показатели здоровья детей | Организация питания ребенка | ||||
7 лет | 13 лет | ||||
Группы здоровья | Хорошая | Плохая | Хорошая | Плохая | |
1 — здоровые дети | 11,8 | 8,0 | 21,9 | 10,0 | |
2 — дети с функциональными отклонениями | 58,8 | 64,0 | 50,0 | 58,0 | |
3 — дети с хроническими заболеваниями | 29,4 | 28,0 | 28,1 | 32,0 | |
Кратность заболеваний | Хорошая | Плохая | Хорошая | Плохая | |
Не болел | 20,0 | 23,5 | 46,0 | 24,5 | |
Эпизодически | 64,0 | 76,5 | 52,4 | 65,3 | |
Часто | 16,0 | 0,0 | 1,6 | 8,2 | |
Физическое развитие | Хорошая | Плохая | Хорошая | Плохая | |
Нормальное | 87,5 | 82,4 | 82,5 | 86,0 | |
Дефицит массы тела | 12,5 | 11,8 | 4,8 | 10,0 | |
Избыток массы тела | 0,0 | 5,9 | 12,7 | 4,0 | |
Образование родителей
Важным фактором, влияющим на формирование физического потенциала ребенка, является образование родителей. Этому есть два объяснения:
1. Хороший уровень образования определяет более ответственное отношение людей к здоровью своему и своих детей.
2. Образованные родители более грамотны в вопросах профилактики и лечения заболеваний детей, их воспитания, формирования у них определенных поведенческих и ценностных установок, что положительно сказывается на становлении всей системы способностей, знаний, реакций ребенка.
Ранняя выявляемость заболеваний у детей во многом зависит от своевременного обращения к врачам-специалистам.
Анализ медицинской активности родителей показал, что 78% родителей с высшим образованием (в сравнении с 60% родителей с незаконченным средним образованием) всегда обращаются к врачам в случае острых заболеваний либо обострения хронических заболеваний у ребенка. Семьи, своевременно обращающиеся к врачу при первых признаках болезни, своевременно и полностью выполняют и все его рекомендации. Родители, которые пытаются лечить ребенка сами или обращаются к врачу уже при тяжелом состоянии ребенка, чаще имеют среднее или незаконченное среднее образование. В целом же медицинская активность родителей по мере взросления ребенка падает. Так, если 84% родителей 7-летних детей всегда обращаются к врачам при острых заболеваниях ребенка и обострениях хронических заболеваний, то к 13 годам число таких родителей снижается до 69% (см. табл. 10).
Таблица 10
Распределение ответов на вопрос: «Всегда ли при острых заболеваниях ребенка или обострениях хронического заболевания Вы обращаетесь к медикам?» — в зависимости от образования матери (в % от числа опрошенных)
Вариант ответа | Среднее по опросу | Образование матери | ||||
7 лет | 13 лет | Высшее | Среднее | Незаконченное среднее | ||
Всегда | 84,0 | 69,3 | 77,5 | 66,7 | 60,0 | |
Не всегда, сначала пытаемся лечить ребенка сами | 14,0 | 23,7 | 20,0 | 24,6 | 30,0 | |
Только при тяжелых состояниях ребенка | 2,0 | 3,5 | 0,0 | 5,3 | 10,0 | |
Результаты исследования дают основание заключить, что образование матери влияет и на организацию питания ребенка (табл. 11). Доля матерей, которые соблюдают комплекс мер, требующих более значительных усилий со стороны семьи, в два раза больше в группе респондентов с высшим образованием, чем в группе с незаконченным средним.
Если среди матерей с высшим образованием доля тех, кто соблюдает режим питания детей, составляет 38%, то среди матерей, имеющих незаконченное среднее образование, она не превышает 10%.
Отметим, что около половины всех респонденток, имеющих высшее образование, в качестве меры профилактики называют регулярное употребление витаминов, в то время как в группе со средним образованием этот показатель составляет более чем 25%, а матери с незаконченным средним образованием вообще не используют витамины в питании ребенка.
Кроме того, как свидетельствуют результаты опроса, родители, получившие высшее образование, более ответственно подходят к оценке качества употребляемых продуктов (следят за маркировкой, сроком годности употребляемых продуктов, выбирают продукты надежных, проверенных производителей, отдают предпочтение натуральным продуктам без красителей и других добавок), чем родители с незаконченным средним образованием.
Что касается семей, соблюдающих оздоровительную диету детей, то их удельный вес является незначительным независимо от образования родителей. Это связано с трудностями в организации диетпитания, которое требует затрат времени, денежных средств и усилий со стороны семьи. Данное обстоятельство вызывает тревогу, так как диетическое питание лежит в основе сохранения и укрепления здоровья детей и взрослых.
Таблица 11
Организация питания в зависимости от образования матери (дети 1996 г. р., в % от числа опрошенных, 2009 г.)
Организация питания | Вариант ответа | Образование матери | |||
Высшее | Среднее | Незаконченное среднее | |||
Меры, требующие значительных усилий со стороны семьи | Соблюдаем режим питания, правила приема пищи | 37,5 | 36,8 | 10,0 | |
Учитываем содержание белков, жиров, углеводов | 12,5 | 12,3 | 10,0 | ||
Соблюдаем оздоровительную диету | 7,5 | 5,3 | 10,0 | ||
Регулярно даем ребенку витамины | 47,5 | 24,6 | 0,0 | ||
Доля семей, применяющих хотя бы одну меру | 72,5 | 57,9 | 30,0 | ||
Меры, требующие незначительных усилий со стороны семьи | Стараемся употреблять больше овощей и фруктов | 57,5 | 57,9 | 70,0 | |
Стараемся употреблять больше морепродуктов | 15,0 | 10,5 | 10,0 | ||
Используем йодированную соль | 57,5 | 40,4 | 10,0 | ||
Следим за маркировкой, сроком годности употребляемых продуктов | 80,0 | 64,9 | 40,0 | ||
Стараемся употреблять натуральные продукты (без добавок, красителей и т. п.) | 62,5 | 66,7 | 40,0 | ||
Употребляем продукты надежных, проверенных производителей | 57,5 | 36,8 | 10,0 | ||
Доля семей, применяющих хотя бы одну меру | 92,5 | 94,8 | 90,0 | ||
Заключение
Подводя итоги, отметим, что семья играет важную роль в формировании здоровья детей. Особенно важными в этом плане являются социально-экономические характеристики семьи — ее состав и доходы, питание ребенка, образование родителей. Для повышения уровня детского здоровья, в связи с выявленными неблагоприятными факторами, на наш взгляд, целесообразно сосредоточить усилия на таких направлениях, как повышение эффективности государственной семейной политики в сфере создания условий для снижения доли неполных семей; увеличение доходов семей с детьми, повышение социально-гигиенической грамотности и медицинской активности родителей.
1. Артеменко В. В. Роль семьи в формировании здоровья детей // Педиатрия, 2009.
2. Галецкий В. Встретит ли институт семьи XXII век? // Медицинская сестра, 2007.
3. Гурко Т. А. Родительство: социологический аспект.- М., 2003.
4. Гурко Т. А. Трансформация института современной семьи // Социологические исследования. -1999. — № 10.
5. Дивицына Н. Ф. Семьеведение: учебное пособие — М.: ВЛАДОС-Пресс, 2006.
6. Маслихина Н. В. Роль семьи в формировании личности ребенка // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: теория и практика. 2008.