Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические условия развития социально-профессиональной коммуникации с иностранными специалистами в деловом общении сотрудников гпс мчс россии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Социально-профессиональная коммуникация сотрудников ГПС МЧС России с иностранными специалистами в деловом общении в сфере пожарной безопасности — особый вид коммуникации, представляющий собой систему взаимоотношений специалистов пожарного дела, включающую воздействие друг на друга, обмен мнениями и идеями, усвоение и применение накопленного опыта обеспечения пожарной безопасности… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ С ИНОСТРАННЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ СОТРУДНИКОВ ГПС МЧС РОССИИ
    • 1. 1. Педагогический анализ проблем общения и коммуникации
    • 1. 2. Психолого-педагогические основы развития социально-профессиональной коммуникации в деловом общении
    • 1. 3. Особенности развития социально-профессиональной коммуникации с иностранными специалистами в деловом общении сотрудников ГПС МЧС
  • России в вузах Государственной противопожарной службы МЧС России
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ОБОСНОВАНИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ С ИНОСТРАННЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ СОТРУДНИКОВ ГПС
  • МЧС РОССИИ
    • 2. 1. Педагогическая модель развития социально-профессиональной коммуникации с иностранными специалистами в деловом общении сотрудников ГПС МЧС России
    • 2. 2. Обоснование педагогических условий развития социально-профессиональной коммуникации с иностранными специалистами в деловом общении сотрудников ГПС МЧС России
    • 2. 3. Экспериментальная проверка модели и педагогических условий развития социально-профессиональной коммуникации с иностранными специалистами в деловом общении сотрудников ГПС МЧС России
  • Выводы по второй главе

Педагогические условия развития социально-профессиональной коммуникации с иностранными специалистами в деловом общении сотрудников гпс мчс россии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования.

Тенденции развития мирового сообщества и России в начале XXI века обусловливают высокие требования к системе профессионального образования. Особое внимание в современных условиях уделяется укреплению безопасности в чрезвычайных ситуациях [6- 28].

В современных условиях происходит возрастание объёма и сложности задач обеспечения безопасности, гражданской обороны, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности. В связи с этим важной целью является подготовка компетентных специалистов, сотрудников Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), готовых к решению всего спектра задач по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности.

Важную роль в решении задач, стоящих перед МЧС России, играет личный состав Государственной противопожарной службы (ГПС) [69]. Профессиональная деятельность сотрудников ГПС МЧС России представляет собой процесс решения многообразных, сложных и разноплановых задач обеспечения пожарной безопасности. Важным средством её совершенствования является развитие международных связей, международного сотрудничества ГПС МЧС России [8].

Разнообразие деятельности по обеспечению пожарной безопасности, включая взаимодействие и сотрудничество в этой области с зарубежными странами, учебными центрами и специалистами, и обусловленные этим задачи совершенствования профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России обусловливает повышение значимости межгосударственных аспектов данной профессиональной сферы, которая в последние годы становится всё более многогранной, что нашло отражение в том числе и в расширении социально-профессиональных контактов сотрудников ГПС с иностранными специалистами в процессе делового общения и взаимодействия.

Взаимодействие внутри какой-либо профессиональной группы отличается ситуацией взаимодействия, особыми коммуникативными компетенциями, специальным тезаурусом. В связи с расширением межкультурных профессиональных контактов по линии ГПС МЧС России и непосредственно вузов ГПС возрастает потребность в общении сотрудников ГПС с иностранными специалистами.

Таким образом, исследование проблем социально-профессиональной иноязычной коммуникации в сфере противопожарной безопасности, подготовки и ведения сотрудниками ГПС МЧС России делового общения с иностранными специалистами обусловлено как социальным заказом государства и общества, так и профессиональными потребностями МЧС России и становится в современных условиях одним из значимых направлений совершенствования профессиональной подготовки и деятельности сотрудников ГПС МЧС России.

В современных условиях специалистами отмечается оживление международных контактов и коммуникации специалистов инженерно-технического профиля. Это также подчеркивает актуальность исследования социально-профессиональной коммуникации сотрудников ГПС, как, прежде всего, специалистов именно инженерно-технического профиля, с иностранных специалистами.

Для реализации в подготовке сотрудников ГПС МЧС России современной парадигмы формирования коммуникативных компетенций в современной педагогике имеются достаточные методологические и теоретические основания.

Философские и социологические аспекты проблемы общения и коммуникации представлены в трудах Л. П. Буевой, Э. В. Ильенкова, М. С. Кагана, И. С. Кона, В. Н. Садовского, В. М. Соковнина, Г. П. Щедровицкого. Психологические вопросы общения и коммуникации изучены Г. М. Андреевой, Э. Ф. Зеером, А. Г. Ковалевым, К. К. Платоновым, И. Е. Шварц. В педагогике проблема формирования готовности к коммуникации и педагогическому общению рассматривается в работах М. Е. Дуранова, В.А. Кан-Калика, В. И. Загвязинского. Особенность обучения иноязычному профессионально-ориентированному общению раскрываются в исследованиях В. И. Андреева, О. О. Смирновой, И. И. Халеевой, И. В. Ханиной и др.

Технология формирования ключевых компетенций разрабатывалась.

A.B. Хуторским, М. В. Рыжаковым, Н. Хомским, Дж. Равеном, X. Холеком.

Методика формирования умений и навыков коммуникативного общения в процессе изучения иностранного языка раскрыты в диссертационных работах И. М. Кондюриной, С. Б. Калашниковой, Н. В. Паперной, Е. В. Маркарян, СВ. Знаменской, Е. А. Астаховой, Т. С Макаровой, Л. П. Павловой и др.

Особенности подготовки и деятельности сотрудников ГПС МЧС России рассмотрены в работах В. С. Артамонова, С. С. Аганова, Ю. Г. Баскина, Н. Г. Винокуровой, А. Л. Воробьева, A.A. Грешных, С. В. Литвиненко,.

B.Б.Моторина, В. Ю. Рыбникова, Л. С. Узуна, М. И. Фалеева, С. К. Шойгу, А. В. Шленкова и др.).

Вместе с тем такой аспект проблемы, как педагогические условия развития социально-профессиональной коммуникации с иностранными специалистами в деловом общении сотрудников ГПС МЧС России, не получил достаточного внимания и научной разработки. Одним из следствий недостаточной научной разработанности данной проблемы является ряд противоречий, несоответствий: между потребностью МЧС России в конкурентоспособных специалистах, обладающих достаточными умениями и навыками делового и межкультурного коммуникативного общения, взаимодействия, и степенью готовности выпускников вузов ГПС к квалифицированному профессиональному общениюмежду достижениями педагогической науки, разрабатывающей технологии формирования компетенций, и образовательной практикой, ориентированной на традиционный знаниевый подход в изучении иностранного языкамежду требованиями МЧС России к интенсификации и активизации подготовки обучающихся в вузах ГПС МЧС России и традиционными методиками обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностеймежду потенциальными возможностями изучаемого содержания для развития личности сотрудника ГПС МЧС России и характером использования преподавателями возможностей иноязычной культуры для развития социально-профессиональной коммуникации с иностранными специалистами в деловом общении сотрудников ГПС МЧС Россиимежду требованиями к уровню коммуникативной компетентности сотрудников ГПС и уровнем методического обеспечения процесса подготовки.

Указанные противоречия позволили сформулировать научную задачу обоснования и реализации педагогических условий развития социально-профессиональной коммуникации с иностранными специалистами в деловом общении сотрудников ГПС МЧС России.

Актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность в педагогике сформулированной научной задачи определили выбор темы диссертации: «Педагогические условия развития социально-профессиональной коммуникации с иностранными специалистами в деловом общении сотрудников ГПС МЧС России».

Цель исследования: выявить и обосновать совокупность педагогических условий развития социально-профессиональной коммуникации с иностранными специалистами в деловом общении сотрудников ГПС МЧС России.

Объект исследования: профессиональная подготовка сотрудников ГПС МЧС России.

Предмет исследования: педагогические условия развития социально-профессиональной коммуникации с иностранными специалистами в деловом общении сотрудников ГПС МЧС России.

Гипотеза исследования: процесс развития социально-профессиональной коммуникации с иностранными специалистами в деловом общении сотрудников ГПС МЧС России будет результативным посредством обоснования и реализации совокупности педагогических условий.

В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:

1) раскрыть теоретические основы развития социально-профессиональной коммуникации в деловом общении сотрудников ГПС МЧС России;

2) охарактеризовать особенности процесса развития социально-профессиональной коммуникации с иностранными специалистами в деловом общении сотрудников ГПС МЧС России;

3) обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития социально-профессиональной коммуникации с иностранными специалистами в деловом общении сотрудников ГПС МЧС России.

Методологической основой исследования являются положения диалектики и гносеологиинаучные принципы всеобщей связи, развития, объективности, системностиположения деятельностного и личностного подходовконцепции общей, профессиональной, военной педагогики, профессионального образования.

Теоретическую основу составили: концепции развития высшего образования (С.И.Архангельский, В. С. Артамонов, Г. А. Бордовский, Б. С. Гершунский, В. А. Садовничий и др.) — исследования проблем общения и коммуникации (В.И. Андреев, Л. П. Буева, В. И. Загвязинский, Э. Ф. Зеер, Э. В. Ильенков, М. С. Каган, В.А. Кан-Калик, А. Г. Ковалев, И. С. Кон, В. Н. Садовский, И. В. Ханина, Г. П. Щедровицкий) — работы, посвященные вопросам личностного и профессионального развития (А.Г.Асмолов, В. П. Зинченко, Л. Г. Почебут, А. А. Реан, К. Н Хабибуллин) — научные знания об особенностях профессиональной подготовки и деятельности сотрудников МЧС России (В.С.Артамонов, Ю. Г. Баскин, Н. Г. Винокурова, А. Л. Воробьев, А. А. Грешных, В. П. Казначеев, А. А. Кочин,.

B.Б.Моторин, В. Ю. Рыбников, В. О. Солнцев, Л. С. Узун, С. К. Шойгу,.

A.А.Шелепенькин и др.). труды по военной педагогике (A.B. Барабанщиков, В. И. Вдовюк, О. Ю. Ефремов, В. П. Давыдов, А. А. Деркач, М. И. Дьяченко, Л. Ф. Железняк,.

C.В.Литвиненко, В. В. Мелетичев, И. А. Скопылатов, В. Я. Слепов,.

B.А.Щеголев и др.);

В соответствии с целью, задачами и гипотезой исследования использовался комплекс теоретических и эмпирических методов. Из теоретических методов применялись: теоретический анализ аспектов изучаемой проблемысравнительно-сопоставительный анализ теорий и опыта профессиональной подготовки, сотрудников МЧС Россиианализ, синтез, индукция, дедукция, классификация.

Из эмпирических методов использовались: наблюдениеопросы (тестирование, анкетирование, интервью, беседы, экспертное оценивание) — контент-анализэксперимент, изучение опыта, анализ деятельности.

В исследовании применялись методы математической статистики.

Экспериментальную базу исследования составили вузы МЧС России.

Основная экспериментальная работа проводилась в Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России. В исследовании участвовало 169 курсантов и слушателей, 39 преподавателей и сотрудников университета.

Этапы и логика исследования. Исследование проводилось в 20 082 011 гг.

На первом этапе (2008 — 2009 гг.) проводился анализ философской, социологической, психологической и педагогической литературы по вопросам общения и коммуникации, изучались научные публикации по вопросам теории и методики социально-профессиональной коммуникации, рассматривались подходы к формированию и развитию коммуникативных компетенций, уточнялся понятийный аппарат, определялась идея работы и пути ее реализации.

На втором этапе (2009 — 2010 гг.) проверялась выдвинутая гипотеза, реализовывалась программа исследования, выявлялись условия эффективности процесса социально-профессиональной коммуникации в деловом общении сотрудников ГПС МЧС России, подбирался и апробировался методический материал, обеспечивающий решение поставленных задач, вносились коррективы в содержание и формы опытно-экспериментальной деятельности.

На третьем этапе (2011 г.) систематизировался исследовательский материал, делались выводы и обобщения, оформлялось диссертационное исследование.

Научная новизна исследования:

1) охарактеризована категория «социально-профессиональная коммуникации с иностранными специалистами в деловом общении сотрудников ГПС МЧС России» и раскрыты теоретические основы ее развития в вузах Государственной противопожарной службы МЧС России;

2) выявлены педагогические условия эффективного развития социально-профессиональной коммуникации с иностранными специалистами в деловом общении сотрудников ГПС МЧС России;

3) обоснованы и охарактеризованы критерии и показатели сформированное&tradeсоциально-профессиональной коммуникации с иностранными специалистами в деловом общении сотрудников ГПС МЧС России.

Теоретическая значимость исследования:

1) на основе анализа тенденций, подходов и требований к профессиональной подготовке современных специалистов определены теоретические основы развития социально-профессиональной коммуникации с иностранными специалистами в деловом общении сотрудников ГПС МЧС России;

2) уточнены сущность, содержание и особенности процесса развития социально-профессиональной коммуникации с иностранными специалистами в деловом общении сотрудников ГПС МЧС России;

3) обоснованы и разработаны педагогические условия развития социально-профессиональной коммуникации с иностранными специалистами в деловом общении сотрудников ГПС МЧС России.

Практическая значимость заключается в том, что разработан и апробирован комплекс мероприятий развития социально-профессиональной коммуникации с иностранными специалистами в деловом общении сотрудников ГПС МЧС России, который может быть применен в профессиональной подготовке и деятельности сотрудников ГПС в ходе повышения их квалификации, в образовательном процессе в вузах Государственной противопожарной службы МЧС России, а также в работе международных отделов вузов и формирований МЧС России.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечена исходными непротиворечивыми методологическими подходамимеждисциплинарным уровнем проводимого анализаприменением комплекса взаимодополняющих методов сбора эмпирического материала, адекватных объекту, предмету, целям, задачам и гипотезе исследованияиспользованием математических методов обработки полученных данных.

Положения, выноснмые на защиту:

1. Социально-профессиональная коммуникация сотрудников ГПС МЧС России представляет собой разновидность социальной коммуникации, в основе которой — профессионально-деятельностная и личностно-деятельностная организация коммуникативных средств, обусловленная особенностями профессиональной деятельности и общения сотрудников ГПС МСЧС России в сфере обеспечения пожарной безопасности и особой социальной значимостью результатов их труда, а также принадлежностью их к служебному и должностному статусу.

2. Социально-профессиональная коммуникация сотрудников ГПС МЧС России с иностранными специалистами в деловом общении в сфере пожарной безопасности — особый вид коммуникации, представляющий собой систему взаимоотношений специалистов пожарного дела, включающую воздействие друг на друга, обмен мнениями и идеями, усвоение и применение накопленного опыта обеспечения пожарной безопасности. Социально-профессиональная коммуникация сотрудников ГПС с иностранными специалистами в деловом общении характеризуется комплексом коммуникативных ситуаций, обусловленных уровнем профессионализма коммуникантов и степенью их участия в коммуникативном акте в сфере пожарной безопасности. Социально-профессиональная коммуникация сотрудников ГПС в международном сотрудничестве зависит от социально-экономических условий контактирующих стран, научных достижений и наличия современных технологий коммуникации и технологий обеспечения пожарной безопасности.

3. Педагогические условия развития социально-профессиональной коммуникации с иностранными специалистами в деловом общении сотрудников ГПС МЧС России: мотивационное условие: развитие мотивации личности сотрудника ГПС МЧС России к овладению умениями социально-профессиональной коммуникации с иностранными специалистами в деловом общениисодержательное условие: включение в содержание подготовки по программам высшего и дополнительного профессионального образования в вузах ГПС МЧС России вопросов развития социально-профессиональной коммуникации с иностранными специалистами в деловом общении сотрудников ГПС в контексте будущей профессиональной деятельности и социального взаимодействиятехнологическое условие: реализация современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий формирования коммуникативных компетенций и овладения сотрудниками ГПС МЧС иностранным языком как важнейшим средством осуществления социально-профессиональной коммуникации с иностранными специалистами в делом общении.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в течение 2008;2011 гг. посредством публикаций и проведения экспериментальной работы.

Полученные научные результаты и экспериментальные данные докладывались автором: на научных конференциях в Санкт-Петербурге и Тюмени, на совещаниях и сборах руководителей, профессорско-преподавательского состава, сотрудников международных отделов вузов ГПС МЧС России в 2008;2011 годах.

Выводы, обобщения и рекомендации внедрены в образовательный процесс Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России.

Публикации. Основные положения опубликованы в пяти печатных работах, в том числе в издании, рекомендованном ВАК России.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Объем диссертации составляет 167 страниц, в том числе 7 таблиц и 3 рисунка. Список использованной литературы включает 153 наименования, 12 на иностранном языке.

Выводы по второй главе.

Организованная на высоком уровне социально-профессиональная коммуникация сотрудника ГПС формирует его способность и готовность успешно освоить и применять знания, навыки, умения делового общения в сфере обеспечения пожарной безопасности.

Социально-профессиональная коммуникация как процесс взаимодействия сотрудников ГПС МЧС России направлена на обмен социально и профессионально значимой информацией, обеспечение групповой солидарности и взаимопомощи, способствующих передаче опыта, профессиональных знаний и целенаправленному выполнению социальных и профессиональных действий по решению служебных, учебных, профессиональных задач сотрудников ГПС МЧС России.

Результативность социально-профессиональной коммуникации в международном сотрудничестве специалистов ГПС МЧС России зависит от социально-экономических условий развития контактирующих стран, научных традиций и от разработки и реализации в профессиональной подготовке и деятельности сотрудников ГПС современных коммуникационных технологий и сформированное&tradeкоммуникационных компетенций.

Социально-профессиональная коммуникация в учебном процессе вуза имеет отличия от коммуникации в ходе делового общения сотрудников ГПС с иностранными специалистами: накопление предписанных образовательными стандартами знаний, формированием навыков и применением полученных знаний в процессе обучения, моделирования ситуаций общения, на учебной практикереальное применением знаний, навыков и умений, сформированных в ходе профессиональной подготовки, средствами при этом выступает вся совокупность знаний, навыков и умений делового общения в социально-профессиональной сфере.

В процессе коммуникации сотрудника ГПС МЧС с иностранными специалистами происходит обмен информацией, приводящий к осмыслению, переработке и образованию нового знания. Новое знание служит цели преодоления у специалистов реакции отторжения на незнакомые реалии и разрушения уже сложившихся отрицательных стереотипов. Новое знание тесно связано с проблемой понимания. Для иностранных специалистов эта проблема соотносится с пониманием русского языка, или с фиксированием фрагментов отражённой в языке существующей реальности. Пониманию терминологии в профессиональной коммуникации может мешать связь профессиональных языков с национальным языком, на базе которого она сформирована. Это особенно важно при ведении переговоров.

В настоящее время существенно повысилась интенсивность международных связей по линии ГПС МЧС, в частности в рамках Международной ассоциации пожарных и спасательных служб (КТИФ).

В процессе исследования в контексте развития социально-профессиональной коммуникации в международном сотрудничестве специалистов ГПС МЧС России была проанализирована международная деятельность Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России.

В то же время, как показал проведенный на примере Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России анализ, несмотря на активное развитие практики социально-профессиональной коммуникации сотрудников ГПС с иностранными специалистами, данный все более значимый аспект профессиональной подготовки и деятельности сотрудников ГПС в педагогическом плане не получил своего научно-теоретического и методического подкрепления.

В связи с этим для развития социально-профессиональных коммуникаций сотрудников ГПС МЧС России, обеспечивающих сотрудничество с зарубежными партнёрами в области профессиональной подготовки и деятельности специалистов в области пожарной безопасности, основываясь на отечественном и международном опыте и с учётом психолого-педагогических разработок, научных концепций и тенденций развития современного образования и пожарного дела были обоснованы и сформулированы педагогические условия развития социально-профессиональной коммуникации сотрудников ГПС МЧС России с иностранными специалистами, включая мотивационное, содержательное и технологическое условия.

С учётом сформулированных условий, развитие социально-профессиональной коммуникации в деловом общении сотрудников ГПС МЧС России с иностранными специалистами представляет собой педагогическое взаимодействие преподавателей и специалистов в области международных коммуникаций с обучающимися (сотрудниками ГПС МЧС России), направленное на достижение способности и готовности обучающихся (сотрудников) к деловому общению с иностранными специалистами в сфере пожарной безопасности как особому виду обмена информацией, взаимовосприятий, взаимоотношений, взаимовоздействий специалистов пожарного дела, обмен мнениями и идеями, усвоение и.

1111,1 применение накопленного опыта обеспечения пожарной безопасности.

В процессе исследования реализация выделенных педагогических условий осуществлялась посредством обоснования, организации и проведения в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России профессиональной подготовки для получения квалификации «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации».

Организационно-педагогической особенностью осуществления данной подготовки явилось привлечение для участия в обучении по данной программе как преподавателей, сотрудников, должностных лиц вуза, так и непосредственно самих обучающихся (курсантов и слушателей) в вузе ГПС МЧС России. При этом был реализован смешанный принцип комплектования учебных групп.

В ходе экспериментальной работы были выделены экспериментальные и контрольные группы обучающихся по программе дополнительного профессионального образования «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» на базе Центра организации и координации международной деятельности Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. Общая численность участников экспериментальных групп составляла 63 курсанта,, контрольных групп — 62 курсантов.

Суть эксперимента состояла в реализации в экспериментальных группах выделенных педагогических условий развития социально-профессиональной коммуникации сотрудников ГПС МЧС России в деловом общении с иностранными специалистами. Для определения степени эффективности предпринимаемых экспериментальных воздействий осуществлялось проведение исходных и итоговых замеров в экспериментальных и контрольных группах.

Для определения результативности педагогических условий развития социально-профессиональной коммуникации сотрудников ГПС МЧС России с иностранными специалистами в процессе экспериментальной работы были выделены критерии и показатели сформированное&tradeсоциально-профессиональной коммуникации с иностранными специалистами в деловом общении сотрудников ГПС МЧС России.

К критериям и показателям результативности были отнесены: мотивация изучения иностранного языка, понимание текста, воспроизведение прочитанной информации, скорость чтения, самостоятельность выполнения учебных действий, творческий компонент в процессе усвоения знаний, навыков, умений и в передаче информации, уровень коммуникативной компетенции сотрудников ГПС и их готовность к диалогу культур.

Для подтверждения эффективности экспериментальной работы, а также с целью оценки выделенных педагогических условий были применены диагностические методики оценки (анкетирование участников эксперимента с последующей самооценкой и оценкой независимыми экспертами).

В результате было установлено, что посредством реализации выделенных педагогических условий у участников экспериментальных групп были сформированы умения: вести беседу в условиях повседневного и делового общения: на встречах с иностранными специалистами во время переговоров, на семинарах, конференцияхвладеть различными видами высказываний (краткое информирование, уточнение, пояснение, доклад) в процессе решения профессиональных задачобрабатывать деловую корреспонденцию (писать деловые письма, посылать принимать информацию по факсу, телексу, вести деловой разговор по телефону) — понимать основное содержание оригинальных профессионально-ориентированных текстов, извлекать необходимую, значимую информацию.

Общий ход эксперимента, отмеченное в экспериментальных группах возрастание активности обучающихся, повышения их интереса к социальнопрофессиональному общению с иностранными специалистами, к факультативному курсу по иноязычному общению сотрудников ГПС убеждает в целесообразности реализации выделенного комплекса педагогических условий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного исследования сформулированы теоретические выводы и практические рекомендации по развитию социально-профессиональной коммуникации с иностранными специалистами в деловом общении сотрудников ГПС МЧС России.

Проблема иноязычной коммуникации и делового общения изучалась отечественными и зарубежными учеными. Однако применительно к сотрудникам ГПС МЧС России проблема развития социально-профессиональной коммуникации с иностранными специалистами в деловом общении не рассмотрена.

Установлено, что социально-профессиональная коммуникация сотрудников ГПС представляет собой разновидность социальной коммуникации, основой которой является профессионально-деятельностная и личностно-деятельностная организация коммуникативных средств, обусловленная особенностями профессиональной деятельности и общения сотрудников ГПС МСЧС России в сфере обеспечения пожарной безопасности и особой социальной значимостью результатов их труда, их принадлежностью к служебному и должностному статусу.

Показано, что социально-профессиональная коммуникация сотрудников ГПС МЧС России с иностранными специалистами в деловом общении в сфере пожарной безопасности — особый вид коммуникации, представляющий собой систему взаимоотношений специалистов пожарного дела, включающую воздействие друг на друга, обмен мнениями и идеями, усвоение и применение накопленного опыта обеспечения пожарной безопасности.

Обоснованные в процессе исследования педагогические условия развития социально-профессиональной коммуникации с иностранными специалистами в деловом общении сотрудников ГПС МЧС России включают мотивационное, содержательное и технологическое условия.

Полученные в ходе экспериментальной работы данные об изменениях в выделенных критериях и показателях уровней развития позволяют предупреждать возникновение и создавать условия для преодоления трудностей, которые возникают на пути развития социально-профессиональной коммуникации сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России.

В ходе опытно-экспериментальной работы было получено подтверждение, что выделенные педагогические условия являются эффективными.

Сформулирован комплекс практических рекомендаций для развития социально-профессиональной коммуникации с иностранными специалистами в деловом общении сотрудников ГПС МЧС России: в процессе профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России обеспечить комплексность развития социально-профессиональной коммуникации с иностранными специалистами в деловом общении сотрудников ГПСраскрывать в издаваемых учебниках, учебных и методических пособиях, электронных и печатных изданиях МЧС России вопросы развития социально-профессиональной коммуникации с иностранными специалистами в деловом общении сотрудников ГПСв системе служебной подготовки, мероприятий воспитательной работы рассматривать опыт развития социально-профессиональной коммуникации с иностранными специалистами в деловом общении сотрудников ГПС.

Показать весь текст

Список литературы

  1. .Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.
  2. Г. М. Социальная психология. М., 2001. — 361 с.
  3. О.С. Креативная акмеология: под общ. ред. A.A. Деркача. М.: Изд. РАГС, 2007. — 276 с.
  4. Аристотель. Этика. Пер.: Н. В. Брагинский, Т. А. Миллер. — М.: ООО «Издательство ACT», 2002. 492, 4. с.
  5. М.А. Ситуативная роль как фактор повышения эффективности обучения устной речи на иностранном языке в средней школе. Автореферат кандид. дисс, 1982.
  6. B.C., Моторин В. Б., Ткачев П. А. и др. Организация работы с кадрами Государственной противопожарной службы. СПб., 2002.
  7. B.C. Индивидуальная подготовленность обучаемых в образовательном учреждении: контроль и управление. СПб., 1997.
  8. B.C., Алексеик Е. Б. История пожарной охраны России. СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2007.
  9. А.Р. Коммуникативная методика иностранного языка. М., 1992.
  10. А.Г. Психология личности. М.: Издательства МГУ, 1990. -367 с.
  11. Ю.К. Оптимизация учебно-познавательного процесса: методические основы. М.: Изд. «Просвещение», 1982. -192 с.
  12. В. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. -2004.-№ 11.-С. 3−13.
  13. Ю.Г. Состояние проблемы управления и оценки социально-психологического становления учебных коллективов в высших учебныхзаведениях МЧС России: Монография. СПб.: Санкт-Петербургский институт ГПС МЧС России, 2003. — 116 с.
  14. М. В. Формирование коммуникативных умений у студентов факультетов начальных классов педвузов средствами иностранного языка. -Москва, 1996.-189 с.
  15. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Изд. «Педагогика», 1989. — 192 с.
  16. Бим И. Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам // Иностранный язык в школе. 2001, № 4. -С. 5−8.
  17. Бим И. Л. Теоретические вопросы обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2002.
  18. А.Э. Принципы и модели управления социально-психологическим состоянием учебных коллективов в высшем учебном заведении: Монография. Пермь, 2004.
  19. Большой толковый словарь русского языка. / Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. -СПб.: «Норинт», 2000. 1536 с.
  20. Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов на/Д.: Изд. Ростов, пед. ун-та, 2000. — 352 с.
  21. Р. А. Язык и речь в кругозоре человека. М.: Добросвет — 2000, 2000. -304 с.
  22. Л.П. Человек: деятельность и общение. Москва: Мысль, 1978.
  23. Т.В. Специфика коммуникативных потребностей в учебно-научной сфере речевой деятельности у студентов инженерного профиля // Мир русского слова. 2000. № 3. С. 29−32.
  24. М. Основные социологические понятия / Избранные произведения / Пер. с нем.: Сост., общ. ред. Ю.Н. Давыдова-. М.: Прогресс, 1990. — 808 с.
  25. Т.Г. Очерки по методике обучения немецкому языку. М., 1974.
  26. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. -Москва: «Высшая школа», 1991. 207с.
  27. Н.Г. Совершенствование преподавания общенаучных дисциплин в ВВУЗах: Монография. СПб., 1995.
  28. Военная педагогика / Под ред. О. Ю. Ефремова. СПб.: Питер, 2008.
  29. Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл, ЭКСМО, 2003. -1136 с. (Б-ка всемирной психологии).
  30. В.А. Психолого-педагогические методы организации работы с кадрами государственной противопожарной службы. СПб., 2002.
  31. .С. Философия образования для XXI века. М.: Изд. «Педобщество России», 2002. — 512 с.
  32. Н.И. Искусство делового взаимодействия. М., 1993. -60 с.
  33. A.A. Модели системы управления образовательным процессом в вузах МЧС России / Под общей редакцией B.C. Артамонова. -СПб.: СПбИ ГПС МЧС России, 2005.
  34. A.A. Педагогическая технология управления подготовкой специалистов пожарно-спасательного профиля в вузах МЧС России. СПб.: СПбУ ГПС МЧС России, 2005.
  35. В.П. Теоретические и методические основы моделирования процесса профессиональной подготовки специалиста // Инновации в образовании. 2002. — № 2. — С. 62−83.
  36. В.П., Сальников В. П., Слепов В. Я. Основы педагогической психологии высшей школы МВД России. СПб., 2000.
  37. A.A. Профессионализм деятельности в особых условиях // Основы общей и прикладной акмеологии. М.: РАГС, 1994. — С 264−283.
  38. A.A., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. М.: Луч, 1993.71 с.
  39. M. А. Установки коммуникативного поведения: диагностика и прогноз в конкретных ситуациях. — М.: Смысл, 2000. 191 с.
  40. Н. Ф. Развитие коммуникативных умений студентов-менеджеров в условиях университета. Дисс. канд. пед. наук.- Оренбург, 1998.-162 с
  41. C.B. Развитие навыков межличностного общения в процессе профессиональной подготовки студентов технических вузов. Дисс. канд. пед. наук. -Тольятти, 1996. 194 с.
  42. Э. Социология образования. М.: ИНТОР, 1996.-С. 23.
  43. О.Ю. Педагогика. СПб.: Питер, 2010.
  44. О.Ю. Теория и практика педагогической диагностики в высшей военной школе России. Дис.. докт. пед. н. СПб., 2001.
  45. И. Ю. Педагогическая коррекция межличностного общения старшеклассников как средство их профессионального самоопределения в сфере «Человек -человек». Москва, 1997. — 207 с.
  46. П.С. Уровни коммуникативной компетенции // Нормы человеческого общения. М.: ГГПИИЯ, 1990. -235 с.
  47. A.C. Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции. СПб.: Изд. СПбГУП, 1996. — 350 с.
  48. E.H. Логика речи для менеджера. М.: «Финпресс», 1997. -352 с.
  49. И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. — 2003. -№ 5.-С. 34−42.
  50. И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2000. — 384 с.
  51. И.А. Психология обучения неродному языку. M., 1989.
  52. А.Т. Организационно-педагогическая система профессионального развития курсантов (слушателей) вузов МВД России. Дис. .докт. пед. наук. СПб.: СПбУ МВД России, 2000. с
  53. Т. А. Формирование культуры делового общения старшеклассников. Дисс. канд пед. наук. — Москва, 1995. — 197 с.
  54. М.К., Арцишевская Е. В. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенций // Вопросы психологии. 1996. — № 1. -С. 34−49.
  55. М.С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. — 319 с.
  56. Как-Калик В. А. Основы профессионально-педагогического общения. -Грозный, 1979.
  57. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987. 190 с.
  58. Ю.Н. Что же такое «Языковая личность?» // Этническое и языковое самосознание. М, 1995.
  59. Л.А. Психологический анализ коллективообразующих процессов при интенсивном обучении иностранным языкам. М., 1981.
  60. В.В., Катханов М. Н. Инвариантная модель интенсивной технологии обучения при многоступенчатой подготовке в вузе- М.- СПб., 1992.
  61. И.Т. Язык повседневности: между логикой и феноменологией // Вопросы философии. 2003. № 5. С. 23.
  62. В.Я. Система научного обеспечения профессиональной подготовки слушателей вузов МВД России. Дис.. докт. п. н. СПб., 1998.
  63. О. О. Подготовка студентов педагогического института к формированию коммуникативной культуры у школьников. Дисс. канд. пед. наук. Москва, 1994.-227 с.
  64. И.И. Формирование готовности студентов к личностно-ориентированному педагогическому взаимодействию: Автореф. диссертации. Ставрополь, 1998.
  65. В.А. Гуманитарная образовательная среда: языковая культура. -СПб., 1999.
  66. Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий / под ред. Е. С. Кузьмина. Л.: Лениздат, 1987. — 144 с.
  67. Г. В. Соотношение субъективных и объективных факторов в языке. М., «Наука», 1975.-231 с.
  68. И.А. Подготовка старшеклассников к деловому общению. Диссертация канд. пед. наук.- Красноярск, 1995. 187 с.
  69. Концепция кадровой политики МЧС России / Приказ МЧС России № 225 от 19.05.2004.
  70. O.A. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов. М.: МГУ, 1999. — с. 341.
  71. A.A. Повышение эффективности процесса формирования сотрудника-профессионала в ВУЗе внутренних войск МВД России: дис.. канд. пед. наук. СПб., 1996.
  72. Ю.Д. Архитектоника делового поведения. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 334 с.
  73. A.A. Психология общения. Учебное пособие для студентов индустриально-педагогического факультета. Курск, 1992. -128 с.
  74. Ф. А. Культура делового общения. Москва, 1997. -240 с.
  75. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.
  76. А.Б. Эффективность и качество инженерной подготовки как социальная проблема: Автореферат диссертации. Уфа, 1994.
  77. А. Педагогика иностранного языка // Школьные технологии. -1998-№ 6.
  78. И. В. Развитие общих коммуникативных умений у студентов-педагогов в условиях интенсивного обучения иностранному языку. Дисс. канд. психологических наук Москва, 1990. — 222 с.
  79. Л.Н. Подготовка студентов технического вуза к профессиональному общению (на примере изучения иностранного языка).
  80. Дисс. канд. пед. наук. СПб, 1992. — 254 с.
  81. Г. М. Обучение русскому языку как иностранному в российских вузах инженерного профиля // Мир русского слова. 2000. № 3. С. 25−28.
  82. A.A. Психолого-педагогические основы обновления методики преподавания иностранных языков // Вестник высшей школы. -1998. -№ 12. -С. 11−17.
  83. A.A. Психология общения. М.: «Смысл». 1997.- 365с.
  84. A.A. Некоторые вопросы психологии обучения речи на иностранном языке. М., 1977.
  85. A.A. Педагогическое общение. М.: Изд. «Знание», 1979. -47 с.
  86. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. — 440с.
  87. И.Я. Дидактические основы методов обучения. -М.: Изд. «Педагогика», 1981. 185 с.
  88. C.B. Педагогическое наследие А.В.Суворова. СПб., 2001.
  89. . Ф. Категории общения и деятельности в психологии // Вопросы философии, 1979, № 8. с. 37−45.
  90. A.B. Компетентностный подход в проектировании моделей социально-гуманитарной подготовки выпускников вузов // Социально-гуманитарные знания. 2004. — № 6. — С. 46−62.
  91. Р. А. Коммуникативный потенциал человека и его влияние на разные стороны жизнедеятельности. Дисс. канд. псих. наук. Москва, 1981.- 196 с.
  92. А.Н. Психологические условия профессионализации обучающихся в вузах Государственной противопожарной службы МЧС России: дис. кандидата психологических наук. СПб., 2008. — 152 с.
  93. А.Г. Самоактуализация / Маслоу о менеджменте: Просвещённый менеджмент. / Самоактуализация. Организационная теория / Пер. с англ. Н. Левкина, А. Чех. СПб.: Питер, 2003. — 413 с.
  94. . Е. Я ты — мы. Психологические возможности улучшения общения.- Москва: «Прогресс», 1986. — 256 с.
  95. В. К проблеме лексикографического описания общенародного языка и профессиональных языков // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XIV. — М., 1983.- С. 301−333.
  96. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Коммуникация / Основы менеджмента: Пер. с англ. / Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури- Общ. ред. и вступ, ст. Л. И. Евенко. М.: Дело, 1992. — 701 с.
  97. Миньяр-Белоручев Р. К. Методика обучения французскому языку. -Москва: «Просвещение», 1990. 224 с.
  98. О.Д. Научный стиль речи: проблемы обучения. М.: Рус. яз. -1976.
  99. O.A. Эффективные переговоры: М., ИНФРА — М.- Весь мир, 2000.
  100. П. Как проводить деловые беседы. М: Экономика, 1987. — 208 с.
  101. A.B. Общение как субъект педагогического исследования // Проблемы общения и воспитания. Тарту, 1974, ч.1. с. 39.
  102. A.B. Общение как фактор воспитания школьников. Москва: «Педагогика», 1984. -112 с.
  103. A.B. Социализация человека. М.: Изд. центр «Academia», 2004. — 304 с.
  104. A.A. Развитие коммуникативной готовности студентов младших курсов к обучению в высшей школе. Дисс. канд. пед. наук. -Челябинск, 1997.- 207с.
  105. Т.В. Социология коммуникации. СПб.: Питер, 2005. — 288 с.
  106. P.A. Формирование коммуникативности у старшеклассников. Автореферат дисс. канд. пед. наук. -Красноярск, 1991. -16с.
  107. Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1996. С. 468.
  108. .Д. Социальная психология. СПб., 1999.
  109. Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению.-Москва: «Просвещение», 1985. -208с.
  110. JI.A. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. Москва: издательство МГУ, 1989.- 216с.
  111. Пиз А. Язык телодвижений. -М.: Изд-во Эксмо, 2003. 288 с.
  112. A.A. Подготовка студентов педагогического вуза к использованию вербальных и невербальных средств общения в профессиональной деятельности. Дисс. канд. пед. наук.- Москва, 1994. 188 с.
  113. В. П. Коммуникативные умения учителя как условия активизации познавательной деятельности учащихся. Дисс. канд. пед. наук -Брянск, 1997.-206 с.
  114. . П. Мицич Как проводить деловые беседы. М.: Экономика, 1987. — 208 с.
  115. Приказ МЧС России от 5 апреля 2002 г. № 173 «О Концепции образовательной деятельности и подготовки кадров для Государственной противопожарной службы МЧС России».
  116. Е.М. Педагогические особенности профессионального развития личности обучающихся в условиях вуза ГПС МЧС России: Диссертация. канд. пед. наук. СПб., 2007. — 243 с
  117. Психология и этика делового общения / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, — 2003. — 415 с.
  118. В.Г., Тимофеев А. Ф. Международное сотрудничество // Социологические исследования. 2004. № 1. С. 137−139.
  119. Л. В. Стилистика деловой речи и редактирование служебной документации. Москва: Высшая школа, 1988.-238 с.
  120. С.JI. Основы общей психологии. В 2-х т. Т. 1. -М.: 1989. С. 209.
  121. В.Ю. Психологическое прогнозирование надежности деятельности специалистов экстремального профиля: Автореф. дисс.. докт. психол. наук. СПбГУ, 2000.
  122. В.В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам. М.: Высшая школа, 1994.
  123. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М., 1999. — С. 20.
  124. В.Л. Основы обучения устной иноязычной речи. М., 1981.
  125. И.А., Ефремов О. Ю., Машаров И. М. Управление и диагностика персонала. СПб., 2002.
  126. В.А. Педагогика. М.: Изд. «Школа-пресс», 1998. — 512 с.
  127. В.Я. Морально-политическая и психологическая подготовка будущих сотрудников ВМФ СССР. Автореф. дис. канд. пед. наук ЛГУ., 1973.
  128. Современные методы преподавания иностранных языков / Под ред. Ж. Л. Витлина. СПб., 1997.
  129. A.B. Общая теория социальной коммуникации. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002.-461 с.
  130. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. М: Издательская группа ИНФРА-М — НОРМА, 1998. — 488 с.
  131. М.И. Язык мимики и жестов // Управление персоналом. 2002. № 4. С. 66.
  132. A.B. Специфика языковой подготовки иностранных инженеров в условиях производственной деятельности // Мир русского слова. 2000. № 3. С. 42−47.
  133. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.:
  134. СЛОВО / SLOVO, 2000. 624 с.
  135. В. М. Содержание и организация обучения профессионально-ориентированному общению в ролевом взаимодействии (начальный этап обучения иностранному языку). Дисс. канд. пед. наук. -Москва, 1997. — 204 с.
  136. Л.С. Теория и практика профессиональной подготовки курсантов вузов МВД России к действиям в экстремальных ситуациях. Дис. д-ра. пед. наук. СПб. 2000. — 420 с.
  137. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. -М.: Педагогика, 1989. 379 с.
  138. Р., Эртель Д. Подготовка к переговорам. М.: Филин, 1996.
  139. Р., Юри У. Путь к согласию, или Переговоры без поражения. -М.: Наука, 1992.
  140. С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе.-М., 1987.-75 с.
  141. Э. Психоанализ и этика. М.: Изд-во ЛСТ-ЛТД, 1998. — 566 с.
  142. Ю. Моральное сознание и коммуникационное действие. -СПб, 2000.
  143. Дж. Социальное поведение как обмен // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М.: Мысль, 1984.
  144. Н. Язык и проблемы знания // Вестник Московского университета. Филология. 1995. № 4. с. 129−157.
  145. А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. № 2. -2003. — С. 58 — 64.
  146. Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. -437 с.
  147. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982.
  148. В. П. Психология и этика делового контакта.- Минск, 1997. -384 с.
  149. Е. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов н/Д, 1995.
  150. О. В. Формирование коммуникативной культуры будущих учителей. Дисс. канд. пед. наук. — Сургут, 1997. — 193 с.
  151. Т.Н. Когнитивно-коммуникативный подход к обучению языку специальности // Инновационные технологии организации обучения в техническом вузе: на пути к новому качеству образования. Пенза, ПГУАС, 2004. С. 261−263.
  152. Т.Н. Коммуникативное поведение личности специалиста в концепции жизненной стратегии // Менеджмент и маркетинг в социальной сфере. Пенза: Приволжский Дом знаний, 2004. С. 130−131.
  153. Т.Н. Современные каналы коммуникации в профессиональном и деловом общении // Идеалы и реальности культуры российского города". Пенза: Приволжский Дом знаний, 2004. С. 160−161.
  154. В.А. Педагогическая психология. СПб, 1999.
  155. Ducroquet L. Role-Play: an Assessment // Language Learning Journal.1991.-N3.-P. 49.
  156. European Language Portfolio. Council of Europe. Strasbourg, 1997.
  157. Griffiths M. Teaching Languages to Adults // Language Learning Journal.1992.-No. 5 P. 64.
  158. Holec H. Autonomy and Foreign Language Learning. Oxford, 1979.
  159. Le francais de la communication professionnelle (M. Danilo, J.-L. Penfornis).— P.: CLE International, 1993.
  160. Le francais des affaires: Brochure elaboree par les professeurs de l’Institut d etudes francaises de Touraine.— Tours, 1990.
  161. Le francais des hommes d’affaires: Collection «Le francais et la profession». — P.: Hachette, 1975.
  162. Modern Languages: Learning, Teaching, Assessment. A Common European Framework of Reference. Council of Europe. Strasbourg, 1996.
  163. Objectives for Foreign Language Learning. Council of Europe. -Strasbourg, 1986.
  164. Rogers G. F.C. The Nature of Engineering: The Macmillan Press LTD.-1983-P. 78.
  165. Roselman L. Communicative Strategies and Techniques II in D. Philips (ed.) Languages in School. From Complacency to Conviction II CILT.-1988.-P. 49.
  166. Rubin J., Wenden A. Learner Strategies in Language Learning. New-Jersey, 1987.
  167. Wenden A. Learner Strategies for Learner Autonomy. New Jersey, 1992.1. Л,/,'")", ||
Заполнить форму текущей работой