Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Анализ художественного произведения и развитие речи учащихся старших классов с учетом элементов теории ораторского искусства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гипотеза: анализ художественного произведения будет эффективным, интерпретация литературного текста осознанной, а речевая деятельность учащихся в значительной степени усовершенствуется, если методика анализа художественных произведений на уроках литературы предусматривает опору на теорию ораторского искусства как одно из средств обогащения анализа художественного произведения и развития речи… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Философско-эстетические и психолого-педагогические аспекты методики использования знаний по теории ораторского искусства на уроках литературы в старших классах
    • 1. 1. Философские аспекты риторики
    • 1. 2. Психолого-педагогические проблемы анализа художественного текста1' и развития речи на уроках литературы
  • ГЛАВА II. Взаимодействие дисциплин филологического круга в современном преподавании литературы как фактор углубления анализа художественного произведения и развития речи учащихся
    • 2. 1. Методические принципы активизации знаний по риторике в процессе преподавания литературы
    • 2. 2. Место теории ораторского искусства в литературном образовании школьников
  • ГЛАВА III. Углубление анализа художественного произведения и д совершенствование речевой деятельности старших школьников ^ при обращении к теории ораторского искусства
    • 3. 1. Система работы над литературным произведением с привлечением теории ораторского искусства
    • 3. 2. Виды упражнений по анализу текста художественного произведения и развитию речи старшеклассников с
    • 2. использованием риторического канона

Анализ художественного произведения и развитие речи учащихся старших классов с учетом элементов теории ораторского искусства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В условиях обновления школы проблема филологического образования, целью которого является формирование духовной культуры учеников, развитие самостоятельного, оригинального мышления и умения точно, ярко и понятно формулировать идеи на основе диалога с художественным текстом, приобретает особое значение. Подготовка квалифицированного читателя, способного к интерпретации художественного произведения не столько на интуитивном уровне, сколько с опорой на филологические знания, осмысляющего литературное произведение как художественное целое, обладающего эстетическим вкусом, достигается глубокой работой над формированием умений анализировать и оценивать прочитанное, работой над речью школьника.

В связи с современной тенденцией перехода от цивилизации технократической к антропогенной корректируются и методы изучения художественной литературы, совершенствования речевой деятельности учащихся. Центральное место занимает задача формирования самостоятельно и творчески мыслящей личности, что обусловливает стремление к обновлению процесса обучения. В поисках современных форм и методов обучения мы обратились к функционированию элементов теории ораторского искусства в литературном образовании старшеклассников.

В художественных произведениях большую роль играют речевые высказывания, создаваемые писателем по законам ораторского мастерства, следовательно, систематическое обращение к риторическим понятиям существенно облегчает постижение художественного текста. При этом появляется возможность исследовать текст со стороны его речевой организации. Среди причин обращения к теории ораторского искусства при анализе художественных произведений, наряду с углублением проникновения в текст, немаловажным является освоение учащимися на конкретных примерах речевых высказываний техники словесного ленгац, ии, формирование эстетической интуиции, лработки у них хорошего стиля речи. Мысль о мого анализа и речевого развития учащихся на уроках <�одим в трудах К. Д. Ушинского, В. В. Голубкова, [.В.Колокольцева, I [.И.Кудряшева, Е. А. Маймина, зского, Г. В. Пранцовой, А. Б. Есина и др. теории ораторского искусства в процессе школьного гчи учащихся позволяет уч итывать единство формы и гвенных произведений, что представлялось важным XIX и XX столетий — Ф. И. Буслаеву, В. И. Водовозову, .Острогорскому, М. А. Рыбниковой, В. В. Голубкову, .Браже, Н. А. Демидовой, Г. Н. Ионину, 1У1.Г.1Сачурину, Н. В .Колокол ьцеву, Н. О. Корсту, Н. И. Кудряшеву, Г. Маранцману, Н. Я. Мещеряковой, В. А. Никольскому,ской, С. А. Смирнову, Н. А. Сосниной, Л. В. Тодорову, р. Обусловлено это тем, что теорией ораторского и содержательные задачи (изобретение мысли и ьные (облечение идей в речевую форму, отвечающую манизации и гуманитаризации образования в учебном ра" как одна из приоритетных выделяется задача оения мира. Решение ее становится возможной за счет летных связей и интегративною подхода к обучению на так как осмысление художественных произведений в 1ия теоретических понятий из разных видов искусств влять анализ художественного произведения и чевую деятельность школьников на межнаучной основе. одной стороны, обилием в современной литературе юциативных связей с произведениями классики (в области литературы, изобразительного искусства и музыки, философии и ораторского искусства) — с другой стороны — целесообразностью системного подхода в овладении теоретическими понятиями, необходимыми для более глубокого постижения литературного произведения, то есть привлечение в процессе литературного анализа и развития речи учащихся определенного круга понятий из смежных дисциплин обогащает его как с содержательной, так и с методической точки зрения. Данный вопрос раскрывается в трудах В. В. Голубкова, М. А. Рыбниковой, Г. Браже, В. Г. Маранцмана, А. В. Дановского, Н. А. Демидовой, С. А. Леонова, Т. А. Ладыженской, Е. Н. Колокольцева, В. Я. Коровиной, И. А. Подругиной, Л. С. Якушиной и др. Однако проблема взаимодействия литературы и ораторского искусства как одного из факторов углубления анализа художественного произведения' и развития речи учащихся на уроках литературы в настоящее время является недостаточно разработанной.

Активизация знаний по риторике на материале художественных текстов занимает важное место как в учебных пособиях по словесности XIX века (А.Ф.Мерзлякова, Ф. И. Буслаева, А. Н. Пыпина, В.Я.Стоюнина), так и в работах современных ученых-методистов (В.Я.Коровиной, С. А. Леонова, Т. А. Ладыженской, М. Р. Львова, А. К. Михальской, Н. А. Ипполитовой, З. С. Смелковой и др.), что связано еще и с тем, что риторика и литература с самых истоков преподавания словесности находились рядом. Менялось место и направленность теории ораторского искусства и анализа художественных произведений на уроках словесности, но всегда признавалась их неразрывная связь друг с другом и с речевой деятельностью учащихся.

Осмысление теории ораторского искусства как инструмента к пониманию, изучению искусства слова дает возможность дополнить методическую концепцию применения литературоведческих понятий в процессе анализа художественных произведений, нашедшую отражение в педагогическом наследии И. П. Плотникова, Н. М. Соколова, М. А. Рыбниковой, В. В. Голубкова, Г. А. Гуковского, Н. О. Корста, Н. И. Прокофьева и исследованиях современных методистов — Г. И. Беленького, М. А. Снежневской, О. Ю. Богдановой, А. В. Дановского, Н. А. Демидовой, И. Д. Хмарского.

Тем не менее, несмотря на возвращение риторики в отечественную научную практику, тенденцию к интегрированию научных знаний в развитии методики преподавания литературы, проблема привлечения теории ораторского искусства к анализу речи литературных персонажей, а также влияния знаний об ораторском мастерстве на эффективность коммуникативно-речевого процесса на уроках литературы специально не рассматривались в методической науке. Создание системы работы над литературным произведением с использованием теории ораторского искусства, описание видов упражнений и заданий теоретически и практически обогатят методику преподавания литературы как научную дисциплину, так как существенно расширят методический инструментарий, с помощью которого анализируется художественный текст и совершенствуется речевая деятельность старшеклассников.

Целью исследования является теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка методики использования понятий по теории ораторского искусства в процессе совершенствования анализа художественного текста и развития речи учащихся старших классов.

Объект исследования: процесс анализа художественного произведения в 10 — 11 классах и совершенствование речевой деятельности школьников на уроках литературы.

Предмет исследования: функционирование элементов теории ораторского искусства в литературном образовании старшеклассников.

Гипотеза: анализ художественного произведения будет эффективным, интерпретация литературного текста осознанной, а речевая деятельность учащихся в значительной степени усовершенствуется, если методика анализа художественных произведений на уроках литературы предусматривает опору на теорию ораторского искусства как одно из средств обогащения анализа художественного произведения и развития речи учащихся, а не только как способ обучения школьников риторикеобращение к теории ораторского искусства в процессе анализа монологов и диалогов литературных героев осуществляется в системе, способствующей углублению представлений о поэтике художественного текста и духовном мире героевсодержание и характер заданий с использованием теории ораторского искусства направлены на активизацию и совершенствование коммуникативно-речевой и художественно-эстетической деятельности школьников, расширение их общекультурного тезауруса.

Задачи исследования.

1. Теоретически осмыслить работы по философии, психологии, литературоведению, риторике и методике преподавания литературы и выявить философские, психолого-педагогические, методические основы целесообразности изучения проблемы.

2. Определить специфическую роль элементов теории ораторского искусства в процессе анализа художественных произведений и развития речи учащихся в старших классах.

3. Определить виды заданий, способствующих эффективному использованию теории ораторского искусства в процессе анализа эпических произведений и совершенствования речи учащихся.

4. Разработать методику анализа художественного произведения и развития речи учащихся, включающую понятия из теории ораторского искусства.

5. Экспериментально проверить эффективность разработанной системы уроков по анализу художественного произведения и развитию речи старшеклассников.

Поставленные задачи решаются следующими методами:

— метод теоретического исследования научных трудов по теме диссертации;

— метод анализа действующих учебных программ с целью определения места активизации знаний по риторике на уроках литературы в старших классах;

— метод наблюдения (изучение ответов учащихся на поставленные вопросы и результатов выполнения предложенных упражнений);

— метод анкетирования;

— метод беседы с учителями и обобщения педагогического опыта.

Исследование осуществлялось в несколько этапов.

I этап (1999 г.). Изучение трудов по философии, психологии, педагогике, литературоведению, риторике и методике преподавания литературы. Анализ действующих программ и учебников по литературе.

II этап (2000 г.). Констатирующий эксперимент, цель которого — определить степень готовности учащихся к усвоению элементов теории ораторского искусства и их способность привлекать полученные знания в анализе художественных произведений, а также выявить уровни владения учащимися жанрами ораторского искусства на уроках литературы по заданным критериям.

III этап (2001 — 2002 гг.). Обучающий эксперимент, включающий в себя реализацию разработанной учебной модели использования теории ораторского искусства на уроках литературы в живой школьной практике, то есть опыт внедрения риторических упражнений в анализ художественных текстов и работу по развитию речи в экспериментальных классах.

IV этап (2002 г.). Контрольный эксперимент, состоящий в анализе, систематизации и обобщении данных, полученных в ходе обучающего эксперимента, подведении итогов работы и определении возможных перспектив исследования.

Теоретическое значение исследования: выявлены роль и место теории ораторского искусства в процессе анализа литературных произведений и развития речи учащихся. На этой основе выделены и охарактеризованы различные группы заданий, активизирующих знания по риторике и демонстрирующих возможность их использования на уроках литературы.

Научная новизна исследования:

— решаются проблемы углубления восприятия школьниками образов литературных героев, художественного своеобразия текста, а также выявления авторской позиции путем обращения к теории ораторского искусства в процессе исследования коммуникативно-речевых действий персонажей художественного произведения;

— разрабатывается и обосновывается методика использования специфики ораторского мастерства в процессе совершенствования собственной речи школьников на уроках анализа литературных произведений;

— определяются виды заданий с использованием теории ораторского искусства в процессе анализа художественного текста и развития речи учащихся, в основе классификации которых лежит риторический канон.

Практическая значимость исследования заключается в том, что на основе разработанного и проведенного эксперимента созданы методические рекомендации по использованию теории ораторского искусства на уроках литературы с целью совершенствования анализа художественного произведения и развития речи учащихся. Выявлена эффективность конкретных видов заданий с привлечением риторических понятий. Предложенная методика дает учителям-практикам возможность целенаправленно и в системе привлекать элементы теории ораторского искусства на занятиях литературы и самим разрабатывать упражнения по предложенной модели. Данная методика может быть использована в процессе совершенствования школьных программ, учебников, создании методических пособий для учителя, в вузовских методических курсах.

Положения, выносимые на защиту.

1. Развитие методики анализа художественного произведения и совершенствования речевой деятельности старшеклассников, основанной на использовании теории ораторского искусства на уроках литературы, обусловленное гуманизацией и гуманитаризацией образования, тенденцией к интеграции научных знаний, способно разнообразить приемы школьного анализа художественных произведений и развития речи учащихся.

2. Выделенные учебные задания, связанные с понятиями риторического канона, основами мастерства публичного выступления, беседы и спора и являющиеся механизмом реализации разработанной теоретико-методической модели, способствуют постижению авторского замысла, характера персонажей, поэтики литературного произведения и тем самым углубляют анализ художественного текста.

3. Целенаправленное и систематическое привлечение теории ораторского искусства в процессе анализа художественных текстов обогащает, делает более осознанными высказывания учеников, созданные на основе литературного материала, что повышает эффективность коммуникативно-речевой деятельности на уроке литературы.

Апробация материалов исследования осуществлялась на заседаниях кафедры методики преподавания литературы МПГУ, аспирантских объединениях, в выступлениях на Голубковских чтениях (г.Москва, март 2001, 2002 гг.), на Научных конференциях в г. Ульяновске (май 1999, 2000, 2001 г.), в г. Самаре (май 2001 г.), в г. Волгограде (ноябрь 2001 г.). Методические рекомендации внедрены в практику преподавания литературы в средних школах № 598, 1071 г. Москвы, средней школе № 52 и гимназии № 13 г. Пензы.

Структура и основное содержание работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии.

Выводы по третьей главе.

1. Анализ обучающего эксперимента и результаты контрольного доказали целесообразность использования теории ораторского искусства в процессе анализа художественного произведения и развития речи учащихся старших классов.

2. В основе теоретико-методической модели использования теории ораторского искусства на уроках литературы лежат принципы изучения литературы как искусства слова, научности, единства содержания и формы, жанровый принцип, принцип воспитательной направленности процесса обучения.

3. Процесс анализа художественного текста и совершенствование речевой деятельности учащихся в предлагаемой нами учебной модели взаимосвязаны, так как активизация знаний по риторике в интерпретации высказываний литературных героев ведет к осмыслению собственной речи, исходя из критерия ее целесообразности, то есть соответствия категориям ораторского искусства.

4. Использование теории ораторского искусства на уроках литературы является средством более глубокого осмысления художественного произведения и приемом повышения эффективности развития речи учащихся. Мы не ставим перед собой цель обучить старшеклассников риторическим законам и категориям, так как это — предмет учебной дисциплины риторики. В связи с этим, выполняя задания и упражнения с использованием теории ораторского искусства, ученики должны понимать, что в процессе анализа первостепенное значение имеет сам литературный текст, его постижение с помощью тех или иных теоретических понятий.

5. Формирование заданий и упражнений по анализу художественного произведения и развитию речи учащихся с использованием теории ораторского искусства по группам позволяет в школьной практике соотносить между собой познавательные и развивающие цели урока: активизация знаний из определенных разделов риторики предполагает формирование соответствующих умений и навыков в области анализа литературного текста и в области речевой деятельности старшеклассников. Причем классификация заданий и упражнений, в основе которой лежат пять этапов трансформации предмета в слово (изобретение, расположение, словесное оформление мысли, запоминание и произнесение), дает возможность совершенствовать такие виды деятельности, органичные для уроков литературы, которые одновременно повышают интеллектуальный уровень и обогащают языковую способность человека — анализ текстасоздание собственного высказывания и восприятие, понимание услышанногоредактирование.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе проведенного диссертационного исследования был рассмотрен вопрос об углублении анализа художественного произведения и совершенствовании речевой деятельности старшеклассников путем обращения на уроках литературы к основным элементам теории ораторского искусства.

Теория ораторского искусства тесно связана с этической, эстетической и рациональной составляющими слова, поэтому активизация знаний по риторике позволяет рассматривать произведения художественной литературы в философском аспекте, опираясь на категории этоса, пафоса и логоса. Теория ораторского искусства является своеобразным методом познания речи, законов общения, что дает возможность использовать ее основные положения для анализа как монологов и диалогов литературных персонажей в художественном произведении, так и в собственно коммуникационной деятельности учащихся. В первой главе была проанализирована литература по философии, культурологии, психологии и педагогике, исходя из чего сделан вывод о важной роли использования теории ораторского на уроках литературы в повышении уровня общего интеллектуального развития школьников.

Обращение к истокам российского образования и анализ современных методических и учебных пособий по филологии подтверждают мысль не только о возможности взаимодействия риторики и литературы как дисциплин, у истоков которых стояла одна наука — словесность, на уровне межпредметных связей, но и о возможности их интеграции. В процессе изучения наследия ученых-методистов и проведения констатирующего эксперимента мы пришли к выводу о том, что методика использования теории ораторского должна опираться на идею изучения художественного произведения в единстве его формы и содержания, научный опыт работы с теоретико-литературным материалом, учитывать взаимовлияние анализа литературного текста и развития речи учащихся. Во второй главе были сформулированы критерии и уточнены уровни, согласно которым проводилась оценка знаний и умений учащихся на уроках литературы с использованием теории ораторского искусства.

Опытно-экспериментальное обучение подтвердило верность цели и гипотезу данного диссертационного исследования: во-первых, на основе теоретического и экспериментального исследования разработана методика использования теории ораторского искусства в процессе совершенствования анализа художественного текста и развития речи учащихся старших классовво-вторых, в соответствии с высказанной гипотезой, анализ художественного произведения стал более эффективным, интерпретация литературного текста — более осознанной, а речевая деятельность учащихся в значительной степени усовершенствовалась за счет обращения к теории ораторского искусства в процессе анализа монологов и диалогов литературных героев в системе, способствующей углублению представлений о поэтике художественного текста и духовном мире героев, за счет использования учебных заданий, активизирующих знания по риторике и направленных на совершенствование коммуникативно-речевой и художественно-эстетической деятельности школьников.

В результате проведенного исследования были выявлены следующие методические закономерности, которые составили его научную новизну: при использовании теории ораторского искусства в процессе анализа художественного текста и развития речи учащихся решается проблема исследования коммуникативно-речевых действий персонажей художественного произведения с целью углубления восприятия образов литературных героев, в целом поэтики текста, а также с целью выявления авторской позициивозрастает эффективность процесса совершенствования собственной речи школьников.

Как и предполагалось, развитие методики анализа художественного произведения и совершенствования речевой деятельности старшеклассников, основанной на использовании теории ораторского искусства на уроках литературы, способно разнообразить приемы школьного анализа художественных произведений и развития речи учащихся. Проведенное исследование показало, что выделенные учебные задания, связанные с понятиями риторического канона, основами мастерства публичного выступления, беседы и спора и являющиеся механизмом реализации разработанной теоретико-методической модели, способствуют постижению авторского замысла, характера персонажей, поэтики литературного произведения и тем самым углубляют анализ художественного текста. Целенаправленное и систематическое привлечение теории ораторского искусства в процессе анализа художественных текстов обогащает, делает более осознанными высказывания учеников, созданные на основе литературного материала, что повышает эффективность коммуникативно-речевой деятельности на уроке литературы.

Итоги обучающего эксперимента свидетельствуют о том, что у учащихся в результате активизации знаний по риторике формируется представление о художественном тексте как сложноорганизованной единице речи, подчиняющейся своим законам. Следовательно, возникает понимание того, что для плодотворного чтения и оценки прочитанного необходимо владеть определенными филологическими знаниями, а не полагаться только на житейский опыт. Изучение теории ораторского искусства, таким образом, является не самоцелью, а средством к постижению содержания и формы литературных произведений, кроме того, необходимо влияя и на стремлении учащихся придать собственной речи такие качества, как целесообразность и эффективность.

Перспективы дальнейшего исследования мы видим в возможности разработки системы поэтапного использования определенного круга риторических понятий на уроках литературы не только в10 — 11, но и в 8 — 9 классахпотенциальные возможности учащихся старшего среднего звена средней школы, как показал констатирующий эксперимент, позволяют это сделать. Кроме того, представляется интересной апробация созданной учебной модели на уроках изучения драмы и поэзии.

Перспективы исследования в данной области могут быть связаны и с организацией спецкурса или факультатива по изучению поэтики художественных произведений путем использования теории ораторского искусствас проведением конференций, литературных вечеров, в процессе подготовки которых активно будет привлекаться теория ораторского Ч мастерства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.-335 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Личностный аспект проблемы общения // Проблема общения в психологии. М.- Наука, 1981.
  3. В.Г. Система форм речевого высказывания / Рос. АН, Ин-т лингвистич. исследований. — СПб.: Наука, Санкт-Петербург, изд. Фирама, 1994. 151 с.
  4. Д.Н. Риторика: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.-534 с.
  5. В.И. Опыт периодизации истории русской риторики // Риторика. 1995. -№ 2.-С.131 — 135.
  6. В.И. Эволюция предмета риторики в истории русской филологии X середины XIX веков: Дис. д.ф.н. — М., 1997.
  7. Античные риторике: (Переводы) / Собрание текстов, статьи, комментарии и общ. ред. А.А.Тахо-Годи, вступит, статья А. Ф. Лосева. — М.: МГУ, 1978.-352 с.
  8. Антология русской риторики: Учеб. пособие / Отв. ред. и сост. проф. М. И. Панов. М.: Унив. гуманит. лицей, 1997. — 478 с.
  9. С. Пост-постмодерн? // Москва. 1998. — № 8. — С. 175 — 180.
  10. Л.Г. Система обучения созданию высказываний различных речевых жанров // Проблемы развития речи в школе и в вузе. — Новосибирск, 1993. С. 30 — 36.
  11. Г. З. Ораторское искусство. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. — 256 с.
  12. М. Слово о риторике // «Знание сила» — Январь. — 1996. — С. 90 — 97.
  13. Аристотель. Сочинения в четырех томах. М.: Мысль, 1978.
  14. В.А. Языковая культура речи. М.: Знание, 1961. — 47 с.
  15. А. Обстоятельства места и времени // Дружба народов.- 1997.- № 5.-С. 190- 197.
  16. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. — М.: Мысль, 1976.- 156 с.
  17. .Ц., Малышев A.A. Психология обучения речевому мастерству. М., 1999. — 224 с.
  18. М.Т. Работа над текстом в целях развития связной речи школьников // Текст на уроках русского языка. М.: МГПУ, 1994. — С. 33−34.
  19. К.Б. Развитие речи в начальной школе. М.: Учпедгиз, 1936. — 118 с.
  20. К.Б. Развитие речи и изучение художественного произведения.- М.: Работник просвещения, 1930. — 320 с.
  21. М.М. Проблема «речевых жанров // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. — 423 с. — С. 237 — 280.
  22. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963. — 318 с.
  23. М.М. Человек в мире слова. М.: Изд-во Российского открытого университета, 1995. — 139 с.
  24. Г. И. Приобщение к искусству слова: (Раздумья о преподавании лит. в шк.). — М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
  25. A.B., Майклз С. Монолог, диалог и полилог в ситуациях общения // Психологические исследования общения. — М.: Наука, 1985. -344 с.-С. 223.
  26. В.П. Психолингвистический аспект художественного текста. — М.: Изд-во МГУ, 1988. 121 с.
  27. Д.С. О научных основах ораторского искусства. — Киев, 1977. -26 с.
  28. П.Н. Александр Иванович Куприн. — М. — JL: Издательство Академии наук СССР, 1956.- 194 с.
  29. B.C. Мышление как творчество. Введение в логику мысленного диалога. М.: Политиздат, 1975. — 399 с.
  30. П.П. Память и мышление. — М.: Соцэкгиз, 1935. —214 с.
  31. A.A. Личность и общение: Избр. труды. — М.: Педагогика, 1983.-271 с.
  32. Т.Г. Целостное изучение эпического произведения. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1964. — 304 с.
  33. Буш Г. Я. Диалогика и творчество. Рига: Авоте, 1985.-318с.
  34. Е.А. Филологическое образование в школе: Состояние, перспективы развития // Русская словесность. 1997. — № 3. — С. 42 — 47.
  35. Е.А., Черкезова М. В. О филологическом образовании в школе // Педагогика. 1997. — № 6. — С. 43 — 49.
  36. С.П. Л.Н.Толстой. — М.: Государственное издательство художественной лтературы, 1954. 480 с.
  37. В защиту живого слова. Сборник статей. Сост. В. Я. Коровина. М.: Просвещение, 1966.-271 с.
  38. С.А. Синтез смысла при создании и понимании текста. -Киев, 1988.-237 с.•¦i
  39. И.И. О значении идеи М.М. Бахтина о диалоге и диалогических отношениях для психологического общения // Психологические исследования общения. — М.: Наука, 1985. — 344 с.
  40. Введенская J1.A., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. — 574 с.
  41. Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности / Григорьева В. Г., Зимняя И. Ф., Мерзлякова В. А. и др. М.: Русский язык, 1985. -116с.
  42. Возрастные особенности познавательной деятельности школьников и студентов. М.: МГПИ, 1979. — 104 с.
  43. А. Творчество А.И.Куприна. — М.: Советский писатель, 1962. — 359 с.
  44. A.A. Словесность в школьном образовании // Предмет риторики и проблемы ее преподавания: Материалы Первой Всероссийской конференции по риторике. М.: Добросвет, 1998. — С. 5 -24.
  45. Л.А. Основные эстетические категории Аристотеля. — М.: Высшая школа, 1975.
  46. Воспроизводящая и творческая познавательная деятельность учащихся в обучении: Сб-к трудов. М.: МПГУ им. В. И. Ленина, 1978. — 181 с.
  47. Л.С. Избранные психологические исследования. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. 519 с.
  48. Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. в 6-ти т. М.: Педагогика, 1982. — Т. 2. — 504 с.
  49. Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991. 480 с.
  50. Л.С. Психология искусства. — М.: Искусство, 1986. — 379 с.
  51. Г.- Г. Актуальность прекрасного. Пер. с нем. — М.: Искусство, 1991.- 367 с.
  52. Г.- Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. Пер. с нем. / Общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. М.: Прогресс, 1988.- 699 с.
  53. И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. — М.: Наука, 1981.- 139 с.
  54. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. — С.236 — 264.
  55. МЛ. Риторика // БСЭ: В 30 томах / Гл. ред. A.M. Прохоров. — Изд. 3-е, т. 22. М.: СЭ, 1975.
  56. М.Б. Текст, коммуникация и речевая деятельность учащихся // Актуальные проблемы развития речи учащихся. — М.: Просвещение. 1980. С. 19 — 20.
  57. В.В. Методика преподавания литератруры. М.: Учпедгиз, 1962.-496 с.
  58. Д.П. Роль языка в познании // Мышление и язык. — М.: Госполитиздат, 1957. — 408 с.
  59. А.И. Русская словесность: Методические рекомендации к учебному пособию 10−11 классов «Русская словесность: От слова к словесности»: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1996.
  60. Л.К., Миськевич Г. И. Теория и практика русского красноречия. М., 1989. — 254 с.
  61. В. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985. -451 с.
  62. В.В. Теория развивающего обучения. — М.: Интер, 1996. — 541 с.
  63. Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация: Сб-к работ / Сост. Петрова- Пер. с англ. под ред. В.И. Герасимова- Вступ. ст. Ю. Н. Караулова и В. В. Петрова. М.: Прогресс, 1989. — 310 с.
  64. А.Д. Развитие устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка в 5−9 и 10−11 классах и подготовка студентов педвузов к работе в школе. — М., 1999.
  65. О.Г. Обучение дискуссионной речи // Русский язык в школе. 1988. -№ 6.-С. 30−35.
  66. В.Д. Идеи, страсти, поступки. — Л.: Сов. писатель. Ленингр. отд-ние, 1978.-382 с.
  67. А.И., Шишкина И. П., Гончарова Е. А. Интерпретация художественного текста: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1989. -208 с.
  68. Т.М. Язык и социальная психология. — М.: Высшая школа, 1980.-224 с.
  69. Н.П. Психология общения. Ярославль: ЯГУ, 1979. — 96 с.
  70. В.И. Эмотивный аспект речи. Психолингвистическая интерпретация речевого воздействия: Учеб. Пособие. — Ярославль: ЛГПИ, ЯГПИ, 1990.-81с.
  71. Н.И. Язык — речь — творчество: Исследования по семиотике, психолингвистике, поэтике. — М.: Лабиринт, 1998. — 364 с.
  72. Н.И. Речь как проводник информации. — М.: Наука, 1982. — 176 с.
  73. E.H. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. — М.: Дело, 1998.-480 с.
  74. И.А. Мыслительные процессы при порождении высказывания // Исследование речевого мышления в психолингвистике. — М.: Наука, 1985.-88 с.
  75. Изучение художественного текста в VIII X классах школы. Сборник статей / Под ред. Н. И. Кудряшева и Н. Д. Молдавской. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.-204 с.
  76. H.A. Педагогическая риторика: Учебное пособие. М.: МПГУ, 2001.-388 с.
  77. H.A. Текст в системе обучения русскому языку в школе: Учеб. пособие для студентов педвузов. — М.: Флинта: Наука, 1998. — 170 с.
  78. М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений. — М.: Политиздат, 1988. 328 с.
  79. У.В. О креативности в области общения // Измерения в исследовании проблем воспитания. Тарту: ТГУ, 1973. — С. 171 — 181.
  80. В.И. Работа по развитию связной речи учащихся в свете теории речевой деятельности // Русский язык в школе. — 1978. № 4. — С. 58−66.
  81. Н.М. Сочинения. Т. 3. СПб., 1848.
  82. Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987. — 259 с.
  83. И.М. Формирование образного мышления у старших школьников. — Киев, 1983.
  84. Квинтилиан. Правила ораторского искусства. СПб., 1986.
  85. Е.В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция): Учебное пособие для вузов. — М.: «Издательство ПРИОР», 2001. — 272 с.
  86. М.Н. О специфике художественной и научной речи в аспекте функциональной лингвистики. — Пермь, 1966.— 213 с.
  87. В.В. Об изучении художественной речи // Контекст — 74.
  88. Кон И. С. Психология старшеклассника. — М.: Просвещение, 1982. — 207 с.
  89. Е.Н. Риторика — искусство убеждать: Своеобразие публицистики античной эпохи. — М.: У РАО, 1998. — 203 с.
  90. В.Я. От упражнений к системе совершенствования речи учащихся. М.: Мнемозина, 1996. — 158 с.
  91. Н.О. Очерки по методике анализа художественных произведений. М.: Учпедгиз, 1963. — 280 с.
  92. Кохтев Н. Н. Риторика: Учеб. пособие для учащихся 8—11 кл. учеб. заведений с углубл. изуч. гуманит. предметов, а также для лицеев и гимназий. М.: Просвещение, 1994. — 207 с.
  93. Н. Ф. Общая реторика. 9-е изд. — СПб., 1844. — 106 с.
  94. Красноречие Древней Руси (XI XVII вв.) — М.: Советская Россия, 1987.-444 с.
  95. В.А. и Лукин Н.С. Очерки психологии старшего школьного возраста. М.: Учпедгиз, 1963. — 198 с.
  96. Л.Ю. Речь канал развития интеллекта // Начальная школа. -№ 2.- 1997. — С. 68−70.
  97. Г. М. Диалог и мышление. — Минск: БГУ, 1983. — 190 с.
  98. Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения: Уч. пособие. М.: Просвещение, 1986. — 127 с.
  99. Т.А. Курс школьной риторики. 5−11 классы // Русская словесность. 1996. — № 2.
  100. Т.А. Работа по развитию речи учащихся // Русский язык в школе. 1960. — № 2. — С. 56 — 60.
  101. Т.А. Речевые ситуации при обучении устным высказываниям // Русский язык в школе. — 1974. № 5. — С. 40 — 44.
  102. Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения: Учебное пособие для студентов. М.: Флинта: Наука, 1998. — 136 с.
  103. В. Искусство быть другим. М.: Знание, 1980. — 207 с.
  104. X. Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями / Пер. с нем. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ- АО «Интерэксперт», 1997.-255 с.
  105. С.А. Развитие речи учащихся в процессе анализа художественного произведения // Проблемы анализа художественного произведения в школе: Метод. Рекомендации для студентов. — М.: Прометей, 1995. С. 36 — 48.
  106. A.A. О речевой ситуации и принципе речевых действий // Русский язык за рубежом. 1968. — № 2.
  107. A.A. Основы теории речевой деятельности. -М.: Наука, 1974. -368 с.
  108. A.A. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. — 47 с.
  109. A.A. Психолингвистика. Л.: Наука, 1967. — 118 с.
  110. A.A. Психолингвистические единицы и порождение высказывания. — М., 1969.
  111. A.A. Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. М., 1974.
  112. A.A. Психологические механизмы и пути воспитания умений публичной речи. М.: Знание, 1972. — 39 с.
  113. A.A. Психологические особенности деятельности лектора. -М.: Знание, 1981.-80 с.
  114. A.A. Эвристический принцип в восприятии, порождении и усвоении речи // Вопросы психологии. 1974. — № 5. — С. 61 — 79.
  115. A.A. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969.-214 с.
  116. А.Н. Основы теории речевой деятельности. М., 1974.
  117. М.Ю. Собрание сочинений в 4-х томах. Т.4. М.: Издательство «Правда». — 460 с.
  118. В.В. Изучение языка художественных произведений в школе. -М, 1960.
  119. .Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Просвещение, 1987. — 276 с.
  120. М.В. Краткое руководство к красноречию // Антология русской риторики. — М.: Университетский гуманитарный лицей, 1997. — 479 с.
  121. А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. — М.: Искусство, 1969. 715 с.
  122. Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек — текст семиосфера — история. — М.: Языки русской культуры, 1996. — 464 с.
  123. Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970.-383 с.
  124. М.Р. К поискам теоретических основ развития речи учащихся // Советская педагогика. 1976. — № 8. — С. 56 — 61.
  125. М.Р. Риторика. Учебное пособие для учащихся старших классов средних учебных заведений. М.: Издательский центр «Academia», 1995. -256 с.
  126. М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.». М.: Просвещение, 1988. — 240 с.
  127. М.Р. Тенденции развития речи учащихся. Пособие для студентов педагогического института. Вып. I — II. — М., 1978−79. — 79 с.
  128. М.Р. Школа творческого мышления. — М.: Дидакт, 1993. — 183 с.
  129. С.И. Уроки словесности: 5 — 9 кл.: Пособие для учителей. — М.: Изд. Дом «Дрофа», 1996.-413 с.
  130. В.Е. Психолого-методические основы развития связной речи учащихся: Учебное пособие. — Иваново: Ивановский гос. ун-т, 1976. — 137 с.
  131. A.A. Изучение романа с учетом жанровой специфики в средней школе. Автореф. канд. дисс. — М., 1992. — 16 с.
  132. Т.Б., Ножин Е. А. Мастерство публичного выступления: Учеб. Пособие. М.: Знанйе, 1989. — 176 с.
  133. А.К. Психология усвоения языка как средства общения. — М.: Педагогика, 1974. 239 с.
  134. О.И. Риторика как норма гуманитарной культуры. — М.: Наука, 1994.- 191 с.
  135. Мастерство устной речи: Пособие для учителя / Под ред. В. В. Голубкова. М.: Просвещение, 1965. — 200 с.
  136. H.A. и др. Структура^ научного текста и обучение монологической речи. -М.: Русский язык, 1981. 141 с.
  137. A.B. Античность как идеал и культурная реальность // Сб. Античность как тип культуры / Отв. ред. А. Ф. Лосев. М., 1988. — 333 с.
  138. О.Н. Страницы советской прозы. — М.: Современник, 1984. — 271 с.
  139. А. К. Как учцть риторике: Методические рекомендации к учебному пособию 10−11 классов «Основы риторики. Мысль и слово»: Книга для учителя. М., Просвещение, 1996. — 96 с.
  140. А.К. Основы риторики: Мысль и слово: Учеб. пособие для учащихся 10—11 кл. общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 1996.-416 с.
  141. А.К. Речевая ситуация // Педагогическое речеведение. Словарь справочник. М.: Флинта, Наука, 1998. — 312 с.
  142. А.Е. и др. Ораторское искусство как вид общественной деятельности. — М.: Знание, 1981. —91 с.
  143. Н.Д. Изучение языка художественных произведений в Xклассе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — 167 с.
  144. Н.Д. Самостоятельная работа учащихся над языком художественного произведения. М.: Просвещение, 1964. — 144 с.
  145. О.И. Текст два понимания и два подхода // Русский язык. Функционирование грамматических категорий. — М., 1984.
  146. Мышление, процесс, деятельность, общение: Сб-к статей. М.: Наука, 1982.-387 с.
  147. На подступах к риторике / Авт.-сост. В. Я. Коровина: Пособие для учащихся 8—11 классов общеобразоват. учебных заведений. — М.: Мнемозина, 1996. 192 с.
  148. В.Е. Методика дискуссии: анализ проблемной ситуации и постановка проблемы. — Рига, 1990. — 35 с.
  149. Е.А. Мастерство устного выступления. — М.: Политиздат, 1989. -254 с.
  150. . Влияние вербального и невербального общения на восприятие человеком успешных и неуспешных результатов его деятельности // Психологические исследования общения. — М.: Наука, 1985.-344 с.
  151. Общая риторика / Ж. Дюбуа, Ф. Эдемин, Ж.-М.Клинкенберг и др. — М.: Прогресс, 1986.-391 с.
  152. Общение. Текст. Высказывание. М.: Наука, 1989. — 172 с.
  153. В.В. Качество речи и структура текста // Филологические науки. 1979.-№ 4.
  154. Т.М. Знание о слове и тексте как основа формирования речевых умений и навыков / Сост. Т. А. Злобина. — М.: Просвещение, 1985.- 131 с.
  155. В. Чапаев и Пустота. М.: Вагриус, 2001. — 413 с.
  156. Платон. Собрание сочинений: В 4 т. Т.2. / Общ. ред. А. Ф. Лосева и др. — М.: Мысль, 1994.-654 с.
  157. И.А. Типология школьного анализа эпических произведений в старших классах. Автореф. докт. дисс. — М., 2000. — 43 с.
  158. И.В. Философские проблемы языка в работах Платона // Мировоззренческие и идеологические проблем истории философии. — Новосибирск, 1983.- 159 с.
  159. Т.А. О некоторых теоретических предпосылках изучения процесса эстетического освоения учащимися художественного произведения // Научно-методические основы исследования развития познавательной деятельности учащихся. М., 1975. — 107 с.
  160. A.A. Из лекций по теории словесности. — Харьков, 1894. — 170 с.
  161. A.A. Мысль и язык // Полн. собр. соч. — Одесса, 1922. — Т.1. — 188 с.
  162. Проблемно-целевые семинары (извлечения из оргпроектов и служебных записок) // Роль риторики и риторизации в развитии школы. -Пермь, 1998. 126 с.
  163. Проблемы анализа художественного произведения в школе: Методические рекомендации для студентов- Отв. ред. О. Ю. Богданова. М.: Прометей, 1996. — 65 с.
  164. Программа по русской словесности для гимназий, лицеев и школ с углубленным изучением гуманитарных предметов. 5 — 11 классы. — М., 1995.-42 с.
  165. Психология процессов художественного творчества / Отв. ред.: Б. С. Мейлах и H.A. Хренов. Л.: Наука, 1980. — 284 с.
  166. Пути и формы анализа художественного произведения. Владимир, 1991.-131 с.
  167. Л.В., Сверчкова Р. Т. Особенности познавательной деятельности в ситуации непосредственного общения // Мышление, процесс, деятельность, общение: Сб-к статей. М.: Наука, 1982. — 387 с.
  168. Риторика. Культура речи учителя (Педагогическая риторика): Сборник программ учебных курсов. М.: Флинта, Наука, 1998. — 160 с.
  169. Роднянская И. .и к ней безумная любовь. // Новый мир. 1996. — № 9.-С. 212−216.
  170. Ю.В. Риторика (или как избежать ошибок при общении). Грозный: Книга, 1992. — 49 с.
  171. Ю.В. Теория риторики. М.: Добросвет, 1999. — 482 с.
  172. З.Н. Создание речевой ситуации на уроке // Ученые записки Московского областного пединститута. 1962. — Т СХ. Англ. яз., вып.10.
  173. Русское красноречие: Хрестоматия. — Пермь: ЗУУНЦ, 1993. 147 с.
  174. Л.В. Языковая экология: Русское слово в культурно-историческом освещении / Л.В.Савельева- М-во общ. и проф. образования РФ. Карельский государственный педагогический университет. Петрозаводск: КГПУ, 1997. — 143 с.
  175. H.H. Основы науки о читателе: теория формирования правильной читательской-: деятельности. М.: NB Магистр, 1993. — 180 с.
  176. Семиотические проблемы художественной культуры // Теории, школы, концепции: (Крит, анализы): Художественная коммуникация и семиотика / Отв. ред. Ю. Б. Борев. — М.: Наука, 1986. — 236 с.
  177. Скалкин B. JL, Рубинштейн Г. А. Речевые ситуации как средство развития неподготовленной речи // Иностранные языки в школе. — 1966.-№ 4.-С. 20−45.
  178. З.С. Педагогическое общение: Теория и практика учебного диалога на уроках словесности. — М.: Флинта: Наука, 1999. — 232 с.
  179. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. — М.: Советская энциклопедия, 1986. — 1599 с.
  180. В.М. Социализация, общение, педагогика // Вопросы педагогики и психологии общения. Научные труды. Вып. 1. Фрунзе, 1975.
  181. .В. Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Очерки творческой истории. М.: Наука, 1991. — 176 с.
  182. Л.Н. Собрание сочинений в двенадцати томах. Т. 3 — 6, 10. — М.: Правда, 1987.
  183. Т.Н. и др. Речь человека в общении. — М.: Наука, 1989. — 191 с.
  184. М.П. Очерки психологии усвоения русского языка учащимися вспомогательной школы. — М., 1955.
  185. Л.С. О риторике, ораторском мастерстве и культуре речи. — Тюмень, 1997.- 102 с.
  186. К.К. Мысли об истинном значении и содержании риторики. — ЖМНП, 1856, ч. 89.-58 с.
  187. Д.И. Сочинения. — М.: Правда, 1982. — 319 с.
  188. Формирование у учащихся интеллектуально-речевых умений: Межвуз. сборник научных трудов. М.: МГПИ, 1987. — 133 с.
  189. P.M. Вероятность элементов текста и речевое поведение.1. М., 1971.
  190. В.Ф. Русская словесность в дореволюционной школе. М., 1994, — 127 с.
  191. Н.М. О лингвистическом анализе и комментировании художественного текста // Анализ художественного текста. — Сб-к статей. Вып. 1. М.: Просвещение, 1975. — 117 с.
  192. В.И. Социально-педагогические особенности самоопределения личностй в инициативных объединениях молодежи: Дис. канд. педагог, наук. Л., 1991.
  193. Н.В. Культура устного официального монолога // Вопросы стилистики: Межвуз. сб-к научных трудов. Вып. 25. Проблемы культуры речи. Саратов, 1993. — С. 135 — 140.
  194. Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Д.Б.Эльконин- Под ред. В. В. Давыдова, Т. А. Нежновой. — М.: ИНТОР, 1998.-554 с.
  195. Е.А. Риторика как теория мыслеречевой деятельности: (В применении к анализу художественных текстов, урботекстов и актуальных номинаций): Дис.д.ф.н. Уфа, 1998.
  196. Л.М. Творческий путь Михаила Булгакова. — М.: Советский писатель, 1983. 320 с.
  197. М.Г. Дискуссия как форма научного общения // Вопросы философии. 1978. — № 3. — 94 — 104.
Заполнить форму текущей работой