Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социокультурные и генетические факторы развития нижегородского дизайна

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологической основой диссертации стала совокупность аналитических приемов и операций, используемых историко-культурным подходом к изучению нижегородского дизайна, его исторического и современного состояния как культурных составляющих в жизни социума. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: метод системного и комплексного анализа исследуемой проблемыметод… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Становление центров развития мирового дизайна
    • 1. 1. Формирование и деятельность зарубежных центров развития дизайна
    • 1. 2. Дизайн и государственная политика
  • Глава 2. Становление нижегородского дизайна
    • 2. 1. Народный дизайн нижегородского края
    • 2. 1. Развитие промышленного нижегородского дизайна
  • Глава 3. Система концепции нижегородского дизайна
    • 3. 1. Научные основы и принципы дизайна
      • 3. 2. 0. бразовательная структура дизайна (Педагогика дизайна)
  • Глава 4. Управление развитием нижегородского дизайна
    • 4. 1. Потенциал нижегородского дизайна
    • 4. 2. Перспективы управления нижегородским дизайном

Социокультурные и генетические факторы развития нижегородского дизайна (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Дизайн как часть художественной проектной культуры активно развивает современное общество, уже имея значительный накопленный опыт. Изучая опыт нижегородского дизайна в различные периоды, мы постоянно ощущаем в приемах мастерства, в сюжетах живую связь с многовековой культурой народного дизайна — художественными промыслами в нижегородском регионе. Документальные материалы свидетельствуют, что у древних славян, населявших территорию нижегородской области, в 1Х-Х вв. уже существовало высокое развитие ремесленного производства и сложилось весьма самобытное и глубоко народное искусство. Во второй половине XVII в., на основе разнообразных народных ремесел, формируются народные художественные промыслы — народный дизайн. Активному синтезу промыслов развитых в нижегородском регионе помогало близкое нахождение торговых путей по рекам Волга, Ока и крупных торговых центров. Именно поэтому здесь сосредоточена одна треть всех народных художественных промыслов России. В нижегородском регионе возникло свыше 70 видов ремесел и свыше 40 видов художественных промыслов. В нижегородской области веками формировалась благотворная почва и благоприятные условия для рождения свои талантов. Нижний Новгород издавна известен, как главный торговый центр России, и благодаря крупнейшей Всероссийской художественно-промышленной выставке были созданы условия для колоссального для своего времени культурного, проектно — инженерного, научного и экономического международного обмена. Нижегородская Земля взращивала уникальные кадры, приносившие для России и всего мира неоценимые творческие дизайнерские идеи и открытия. К примеру, Иван Петрович Кулибин, известный многочисленными дизайнерскими изобретениями, стал в 1769 году, по сути, главным механиком России, ему было поручено заведывание технической мастерской Академии наук.

Всестороннее, масштабное и активное развитие художественного проектирования (дизайна) происходило с 1930;х годов XX в. в горьковской области — одного их самых крупных промышленных и научных центров в СССР на основе многоотраслевого промышленного потенциала горьковского региона: судостроения, авиационной и автомобильной промышленности, машиностроения, приборостроения, деревообрабатывающей промышленности и.т.д. Огромный дизайнерский опыт был накоплен на Горьковском автомобильном заводе. Легковые автомобили «Волга» ГАЗ-21 (дизайнер JI. Еремеев) и «Чайка» ГАЗ-13 (дизайнер Б. Лебедев) на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году получили Гран-при. Созданы лучшие в мире крылатые суда и экранопланы в ЦКБ по СПК под руководством выдающегося дизайнера P.E. Алексеева. СПК «Ракета» на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году удостоен Золотой медали. В дизайн-ценре Павловского автобусного завода сформировалась известная в мире дизайн школа М. Демидовцева, в дальнейшем получившая активное развитие на Волжском автомобильном заводе. Автобус ПАЗ-Турист-Люкс (дизайнер М. Демидовцев) получил Золотой кубок «За новизну дизайна» на международном конкурсе в г. Ницца (Франция). Лидировали в СССР фундаментальные художественно — конструкторские разработки в приборостроительный отрасли под руководством дизайнеров А. Маслова, А. Шаповала, работавших в ГНИЛИ. Блестящие работы в области эстетизации промышленной среды авиационного завода им. С. Орджоникидзе дизайнера А. Елизарова, разработки дизайнера Ю. Востокова, возглавившего в последствии министерство мебельной промышленности СССР, разработки А. Николаева отечественных уникальных в мире специальных транспортных средств и механизмов для Арктики и Антарктики, разработки лучших в мире фрезерных станков на ГЗФС.

Впервые в СССР Л. Зеленовым, А. Шаповалом, О. Фроловым в 1976 г. Был создан уникальный двухгодичный университет дизайна, подготовивший до 1992 года 950 специалистов для промышленности области и СССР. Университет был отмечен премией министра образования СССР.

Можно отметить, что вопросы развития дизайна далеко выходят за рамки искусствознания и истории искусства и культуры. Они смыкаются с экономикой и производством, социологией и психологией.

Феномен активного развития Нижегородского дизайна явился знаком актуальности и проектно эстетической и интеллектуальной привлекательности для современности и вызывает необходимость всесторонне и глубоко изучать дизайн-процессы и развитие дизайна, происходившие в нижегородском регионе.

Степень разработанности проблемы. Изучение процессов развития дизайна в регионе — одна из наиболее молодых отраслей гуманитарной науки. Дизайн как феномен индустриальной эпохи стал активно развиваться с самого начала XX века. Две международные школы заложили основы дизайна на научных основах: БАУХАУЗ в Германии и ВХУТЕМАС в России. Дизайн развивается и локально, о чем свидетельствуют многочисленные национальные школы дизайна. Расширяются понятия о дизайне, технической эстетике, художественном конструировании, промышленной эстетике, производственной эстетике.

Большое значение имеют работы выдающегося русского историка и теоретика искусства и дизайна Н. В. Воронова, обратившегося к важнейшей проблеме исследования российского дизайна1.

С.М. Михайлов, принадлежащий к числу ученых исследователей, обратившихся к изучению основ и истории дизайна, излагает.

1 Воронов Н. В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. Т. 1. М.: Союз Дизайнеров России, 2001. 424 с. предпосылки и становление дизайна2 как самостоятельного вида проектной деятельности, начиная с конца XIX века. Ученым подробно рассматривается становление первых школ дизайна БАУХАУЗ, ВХУТЕМАС и становление дизайна эпохи индустриального развития общества, начиная с предвоенного периода 1930;х годов и заканчивая стилистическими течениями в области дизайна конца XX века.

Ученый исследователь теории и методологии дизайна В. Ф. Рунге раскрывает специфику и основные понятия дизайна, как самобытного вида проектной деятельности, сложившейся в XX веке. Им рассматриваются этапы зарождения, становления3 и эволюции концепций дизайна в нашей стране, излагает методологические моменты дизайн-проектирования (методы, средства и пр.).

Карл Кантор известный русский ученый искусствовед глубоко исследует историю4 и теорию дизайна в контексте культуры доперестоечного тридцатилетия 1955;1985 гг.

Ю.В. Назаровым известным ученым искусствоведом, членом корреспондентом Российской Академии Художеств, президентом Союза Дизайнеров России рассматривается практика российского дизайна постсоветского периода, начиная с создания Союза Дизайнеров СССР в 1987 году и заканчивая современностью. Ученым даются прогнозы развития отечественного дизайна, исследуется развитие современного российского дизайна, излагаются мастера отечественного дизайна, особенности5 отечественного дизайн-образования, материалы профессиональной прессы, крупных выставок.

2 Михайлов С. М. История дизайна. Т. 1. М.: Союз Дизайнеров России, 2004. 280 с.

3 Рунге В. Ф. История дизайна, науки и техники. Кн. 1. М.: Архитектура-С, 2006. 368 с.: ил.

4 Кантор К. Правда о дизайне. История и теория. Москва: АНИР, 1996. 286 с.

5 Назаров Ю. В. Постсоветский дизайн (1987;2000): проблемы, тенденции, перспективы, регион, особенности. М.: Союз Дизайнеров России, 2002. 416с.

Ученый искусствовед, заведующий отделом дизайна Российской Академии художеств В. Аронов определяет теоретическую базу понятий и специфики дизайна, исследует эволюцию6 дизайна в СССР и России.

Президент Национальной Академии Дизайна B.JI. Глазычев дает характеристику эпохам становления и развития отечественного дизайна в СССР и прогнозы стратегического развития дизайна в России на современном этапе.

Зеленовым JI.A. известным ученым, возглавляющим нижегородскую философскую школу, были разработаны научные основы системы дизайна на базе шести принципов. Доклад о шести принципах дизайна был положительно оценен на 9 Конгрессе ИКСИД. По отзывам известных российских дизайнеров, получивших знания в школе Зеленова, они постоянно применяют эти шесть принципов дизайна в своей проектной практике.

Интегральная система управления качеством продукции на основе шести принципов дизайна была реализована на Горьковском автозаводе, в ЦКБ по СГЖ им. P.E. Алексеева, Горьковском научноисследовательском приборостроительном институте.

Современное состояние изучения темы развития Нижегородского дизайна в философской, социокультурной и искусствоведческой мысли характеризуется выборочностью и разностью исследовательских вопросов и отсутствием целостного взгляда на генезис Нижегородского дизайна и процессы его эволюционного развития из-за малоизученности данной темы и отсутствием публикаций. Работ по исследуемым научным проблемам в области Нижегородского дизайна практически не.

6 Аронов В. Р. Художник и предметное творчество: проблемы взаимодействия матер, и худож. культуры XX века. М.: Совет, художник, 1987. 230 с.

7 Глазычев В. Л. О дизайне. (Очерки по теории и практике дизайна на Западе). М.: Искусство, 1970. 192 с.

8 Зеленов Л. А. Система эстетики. Н. Новгород: Изд-во ГХИ ННГАСУ — М.: Рос. акад. образования, 2005. 271 с. публиковалось, поэтому данная работа может считаться первой и претендовать на новизну исследования.

Диссертация написана большей частью на основе изучения материалов архивов музеев, предприятий, частных лиц, фондов кафедр. В основном сбор информации осуществлялся путем интервью и опросов частных источников информации — свидетелей и участников исторических событий: дизайнеров, инженеров-конструкторов, технологов, художников, скульпторов, ученых, бывших руководителей предприятий и организаций. В частности, особую ценность и достоверность имеет информация, полученная от Шаповала A.B., Лебедева Б. Б., Зеленова J1.A., Алексеевой Т. Р., Захарова В. Я., Фролова О. П., Маслова A.C., Медведева И. П., Сухова A.A., Фузеева, В.И., Волкова C.B., Киреева Н., Рогова А., Малюкова Н., Норенкова С., Чакмахова Б., Шабарова Н., Хлутчина И., Асессорова А., Шабашова В., Слободина В. и других, а также предоставленных ими подлинных документов, фото и киноматериалов, часть их которых приложена к диссертационному исследованию в виде иллюстраций.

Предмет исследования. Предметом исследования является дизайн Нижегородской области.

Объект исследования. Объектом исследования является социокультурные и генетические факторы развития Нижегородского дизайна и его стратегический потенциал.

Цели и задачи исследования. Целью исследования является выявление и обоснование специфики и потенциала социокультурного феномена Нижегородского дизайна. Реализация этой цели обусловила постановку и решение следующих задач:

— обоснование места и функции дизайна в культурной системе общества;

— анализ истоков и феномена развития нижегородского дизайна;

— типологический анализ нижегородского дизайна как культурной формы, составляющей культурной системы;

— культурологический анализ структуры, содержания и функции нижегородского дизайна;

— обоснование роли нижегородского дизайна в педагогическом процессе как необходимого условия устойчивости современного общества и культуры;

— определение условий и механизмов формирования экономического потенциала нижегородского дизайна в их историческом и современном состоянии.

Теоретико-методологическая база исследования. Сложность изучаемой темы, связанная с развитием нижегородского дизайна предопределила необходимость междисциплинарного подхода. Методологическую основу исследования составляют концепции и идеи, изложенные в трудах Н. Воронова, Л. Зеленова, С. Михайлова, В. Глазычева, А. Шаповала, В. Щурова, С. Норенкова и др.

Методологической основой диссертации стала совокупность аналитических приемов и операций, используемых историко-культурным подходом к изучению нижегородского дизайна, его исторического и современного состояния как культурных составляющих в жизни социума. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: метод системного и комплексного анализа исследуемой проблемыметод культурно — исторического анализадиахронический и синхронический методы исследованияметод исторических параллелей (сравнительно — исторический) и философско — концептуальныйсравнительно — типологический метод, сочетающийся с методом периодизации и методом аналогии и экстраполяциисочетание исторического и логического подходовструктурно — концептуальные (идеографические, семиотические) методы семантического анализа дизайн-проектов.

Теоретические обоснования работы основаны на положениях теории культурных форм как составляющих культурной системы и принципам типологии культур, положенных в основу концепции. Основные положения концепции базируются на теории эстетической деятельности Л. А. Зеленова.

Характер исследования потребовал обращения к проблемам системы культуры социума в целом, культуры архаики, этнической культуры, этнической социализации, культурной идентичности, особенностей русской культуры, которые освещались в работах нижегородских ученых.

Научная новизна работы. Научная новизна исследования заключается в следующем:

— раскрыты механизмы интеграции нижегородского дизайна в культурную систему общества;

— показана специфика развития нижегородского дизайна от народного дизайна (народных художественных промыслов) до настоящего времени;

— проведено подробное исследование и обоснована типология нижегородского дизайна, как явления культурывыявлен социокультурный феномен развития нижегородского дизайна;

— обосновано внедрение концепции нижегородской школы дизайна в педагогический процесс как условия самосохранения, воспроизводства и регенерации культуры.

— выявлены и проанализированы динамика изменений, происходящих с нижегородским дизайном в рамках общекультурных процессов современного общества.

Положения, выносимые на защиту:

— выявлена роль дизайна в культурной системе общества как форма самосохранения, воспроизводства и регенерации культуры, а также как системы, гарантирующей компонент устойчивости современного общества;

— показано, что зарождение и развитие дизайна осуществлялось в преемственности с развитием кустарных промыслов, народного декоративного искусства и народных художественных промыслов;

— обосновано, что возникновению и активному развитию особенностей дизайна в Нижегородской области способствовали следующие причины: активное развитие нижегородских народных художественных промыслов, благоприятное географическое положение и связанное с ним развитие торговли, науки, культуры, образования в регионе, в особенности инженерного дела, изобретательства и проектной культуры, и стремительное развитие промышленности практически всех отраслей производств;

— раскрыто, что нижегородский дизайн — неотъемлемая часть отечественной культуры, он является компонентом развития промышленного производства;

— нижегородская школа дизайна активно формирует систему регионального образования;

— показано, что концепция внедрения и функционирования нижегородского дизайна как компонента региональной культуры в различные процессы происходящие в обществе должна быть сориентирована на прогрессивную интеграцию международного, государственного и национально-регионального компонентов в производственной, общественной, научной, культурной, образовательной сферах, обеспечивая последовательное развитие нравственных и культурных общечеловеческих ценностей в обществе.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая и практическая значимость работы обусловлена тем, что изложенные в ней результаты исследований расширяют имеющиеся научные представления о нижегородском дизайне и его развитии, открывают возможности для дальнейшего философского, культурологического и искусствоведческого изучения нижегородского дизайна. Теоретическая и практическая значимость работы определяется актуальностью проблемы взаимоотношения культуры как системы и составляющих ее культурных форм, в частности — нижегородского дизайна — общества, культур и традиций в эстетической системеповышенным интересом со стороны общества и различных направлений современной гуманитарной науки к проблемам развития нижегородского дизайна.

Теоретические аспекты темы важны для выявления устойчивости и изменчивости традиционных элементов культуры в современных условиях для более глубокой теоретической разработки нижегородского дизайна как явления культуры.

Работа может послужить материалом при изучении как общих, так и частных закономерностей функционирования традиций в целом, и в рамках исследования нижегородского дизайна и процессов его видоизменения и трансформации.

Представленные в диссертационном исследовании сведения также могут быть использованы в целях: выявления прикладного функционально — смыслового значения понятия «нижегородский дизайн" — создания познавательной модели культуры, основанной на новом восприятии классического наследия в сфере исторического и современного функционирования нижегородского дизайнаразработки основ стратегии сохранения культуры через культивирование, регенерацию и трансляцию нижегородского дизайна в интеграционном социокультурном и педагогическом процессе.

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в лекционных курсах по истории философии, культуры и искусствамогут быть использованы дизайнерами в творческом процессе в виде теоретической основы для сохранения стилевых традиций при выполнении дизайн разработок при проектировании, а также для проведения дальнейших исследований в области нижегородского дизайна.

Апробация исследования. Исследование проводилось автором непосредственно в его практической деятельности по выполнению дизайн разработок в автомобильной промышленности на Нижегородском предприятии ОАО «ГАЗ», результатом которой явилось внедрение объектов в производство, признание и положительная оценка со стороны экспертов профессионального сообщества дизайнеров России, получение всероссийских призов «Виктория» за лучший промышленный дизайн года и выдвижение в коллективе авторов на Государственную премию, а также получение 7 патентов на промышленный образец и одного изобретения. Отдельные идеи исследования были изложены автором на Всероссийском форуме «Великие реки» на Нижегородской Ярмарке (г. Нижний Новгород, 2006 г.) — на выставке «От дизайна до отделки» на Нижегородской Ярмарке (г. Нижний Новгород, 2006 г.) — на открытии Всероссийского форума «Омск — столица российского дизайна» в администрации Омской области (г. Омск, 2006 г.) — на V Ассамблеи Союза Дизайнеров России, (г. Ростов-на-Дону, 2007 г.) — на Международном Форуме «New City» (г. Тольятти, 2007 г.) — на заседании «Экспертного Клуба» Минпромэнерго, (г. Москва, 2008 г.) — на Всероссийской конференции по архитектуре, дизайну и строительству «Антикризисные проекты России» (г. Москва, 2009 г.) — основные положения и результаты исследования отражены в 13-ти публикациях, общим объемом 10,75 п.л. в научных журналах и изданиях «Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена» (Санкт-Петербург, 2008), «Вестник Костромского государственного университета им. H.A. Некрасова» (Кострома, 2008), «Нижегородский дизайн: вчера, сегодня, завтра. Монография» (Н.Новгород, 2009), «Дизайн-Ревю» (Казань, 2008), «Приволжский научный журнал» (Н.Новгород, 2008), «Научное педагогическое наследие А. П. Беляевой в системе профессионального инженерно-педагогического образования в России. Материалы II Всероссийской научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов» (Н.Новгород, 2008), «Нижегородская школа дизайна. Межвузовский сборник научных трудов» (Н.Новгород, 2007), «Философский контекст науки и техники. Сборник научных трудов» (Н.Новгород, 2009), «Законы медицинской сферы общества. 37 академический симпозиум» (Н.Новгород, 2009), «Сборник трудов аспирантов и магистрантов. Гуманитарные науки» (Н.Новгород, 2009), «Инновации в системе непрерывного профессионального образования. Материалы X Международной научно-методической конференции» (Н.Новгород, 2009), и в обсуждении на кафедре философии и политологии Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета в 2009 г.

Структура и объем диссертации

Структура и последовательность изложения материала обусловлены логикой, целями и задачами исследования.

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка литературы, приложения. Приложение содержит архивные фотоматериалы, которые позволяют более полно раскрыть поставленные в исследовании задачи.

Основные выводы нашего исследования: -выявлена роль дизайна в культурной системе общества- -показано, что зарождение и развитие дизайна осуществлялось в преемственности с развитием народных художественных промыслов;

— обосновано, что нижегородский дизайн обладает специфическими особенностями, отличающими его от других регионовв то же время нижегородский дизайн является неотъемлемой частью отечественной и мировой культуры;

— в Нижнем Новгороде сформировалась самобытная школа дизайн-образования, активно формирующая систему регионального образования;

— показано как в настоящее время происходит концептуализация базовых подходов в области управления дизайном и формирования нового уровня нижегородского дизайна, обеспечивая последовательное.

15 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. В 50 т. Т. 20. М.: Политиздат, 1981. С. 25 развитие нравственных и культурных общечеловеческих ценностей в обществе.

В наступившую эру научно-технического прогресса на стыке науки, искусства и техники возникла новая, сложная по своей структуре, область знаний — техническая эстетика — дизайн, общественная значительность которой не подлежит никакому сомнению. И безусловно и неоспоримо воздействие научно-технического прогресса на процесс эстетизации современной культуры. Возникновение же и развитие в XX веке новой по своим эстетическим возможностям группы «технических» искусств — лишь одна из очевидных форм его реального проявления. Его более глубинные пласты лежат в том воздействии, которое научно-технический прогресс неизбежно оказывает на формирование личности. Именно поэтому нами были исследованы в развитии нижегородского дизайна средства производства и орудия труда, как принадлежащие к области техники, наиболее сильно воздействующей на человека, а поэтому наиболее значительной в процессе самовыражения и формирования его личности. В. И. Ленин писал, что «все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным достоянием"16, сейчас наступило время «все чудеса техники» наделить эстетическим содержанием, чтобы и они активно способствовали «формированию нового человека, всестороннему развитию личности». Эстетическое осмысление технической конструкции периода XVIII — начала XX века прошло путь от введения в нее единичного художественного элемента до эмоционально организованной целостной структуры машины или станка. Теоретическое осмысление и практическая реализация получили завершение этого пути с развитием теории и практики современного дизайна. Улучшение качества жизни человека, и неразрывно с этим связанное улучшение качества выпускаемой продукции — машин, оборудования, приборов и.т.п. имеет самое непосредственное отношение к практике современного художественного конструирования, перед которым.

16Ленин В. И. Полное собрание сочинений. В 55 т. Т. 35. М.: Политиздат, 1977. С. 289 ставятся задачи поисков оптимальных решений прогнозирования способов эстетизации и гуманизации предметно — производственной и предметнопространственной среды, создания максимально благоприятных условий для всестороннего развития человека. В решении этих сложных проблем опыт предшествующих поколений имеет существенное значение. Разумеется, этот опыт не может быть воспринят целиком. Подводя итог изучения социокультурных и генетических аспектов развития нижегородского дизайна можно утверждать о поистине феноменальном его развитии в истории.

Заключение

.

Рассмотрение конкретных примеров развития нижегородского дизайна, начиная с ранних этапов зарождения эстетических начал в недрах ремесленного производства до ее создания крупной машинной индустрии XX века и современном этапе развития, позволяет придти к следующим выводам. Прежде всего техническое творчество как элемент материальной культуры нельзя рассматривать вне порождающей его конкретно-исторической общекультурной, в том числе и художественно-эстетической обстановки, вне оценки человеческой деятельности, рассматриваемой в самых различных аспектах. Говоря о многогранных формах жизнедеятельности индивидов, К. Маркс писал об их связи «как с тем, что они производят, так и с тем, как они производят. Что представляют собой индивиды — это зависит. от материальных условий их производства"15.

На этом долгом пути от примитивного ручного станка до совершенной для своего времени машины техническое творчество испытывало влияние народного искусства, меняющихся стилистических направлений. Зависело оно и от характера получаемого техниками высшего образования, в том числе и художественного. Не менее активной была обратная связь — воздействию технической мысли подвержены ученые, философы, художники, литераторы и поэты. Общественная потребность вызвала к жизни целый поток художественно-промышленных выставок, на которых формировались критерии эстетических оценок производственного технического оборудования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В. Городецкая резьба и роспись на предметах крестьянского ремесла и домашней утвари / В. Аверина. Горький: Горьк. кн. изд-во, 1957.-66 с.: ил.
  2. , Т. Р. Крылья Алексеева / Т. Р. Алексеева // Знание-сила. -1996. № 10 (окт.). — С. 130−141.
  3. , В. Вещь в аспекте искусствознания / В. Аронов // Декоративное искусство. 1985. — № 11 (336). — С. 22−23, 26.
  4. , В. Р. Художник и предметное творчество : проблемы взаимодействия матер, и худож. культуры XX века / В. Р. Аронов. М.: Совет, художник, 1987. — 230 с.: ил.
  5. , А. С. Специфика культурологического рисунка / А. С. Балаболкин // Этническая культура: образ жизни и образ мысли: сб. ст. и докл. 7 межвуз. конф. по культурологи / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. Н. Новгород, 2001. — С. 81−83.
  6. , А. С. О необходимости сохранения хохломского промысла в Ковернинском районе Нижегородской области / А. С. Балаболкин // Великие реки-2004: Междунар. науч.-практ. форум, 18−21 мая 2004 г. Н. Новгород, 2004. — С. 383−384.
  7. , А. С. Интегративный потенциал народных художественных промыслов Нижегородской области : дис.. канд. филос. наук: 24.00.01 /
  8. A. С. Балаболкин — науч. рук. Ю. В. Филиппов. Н. Новгород: ННГАСУ, 2006. -219 с.
  9. , А. А. Основы художественного конструирования : учеб. пособие для вузов / А. А. Барташевич, А. Г. Мельников. Минск: Высш. шк., 1978.-216 с.: ил.
  10. Ю.Белик, В. Ф. Цель и средства в деятельности художника-конструктора /
  11. B. Ф. Белик. Л.: ЛДНТП, 1972. — 31 с.
  12. . М. : Знание, 1966. — 20 с.: ил. М. Вильямс, Д. А. Построение криволинейных поверхностей / Д. А. Вильяме. — М.: Машиностроит. лит., 1951. — 60 с.
  13. , Н. В. Искусство предметного мира / Н. В. Воронов. М.: Знание, 1977. — 64 с. — (Серия «Искусство» — вып. 8 (77)).
  14. , Н. В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. Т. 1 / Н. В. Воронов. М.: Союз Дизайнеров России, 2001. — 424 с.: ил.
  15. , Н. В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. Т. 2 / Н. В. Воронов. М.: Союз Дизайнеров России, 2001. — 392 с.: ил.
  16. , Н. В. Дизайн : русская версия / Н. В. Воронов — под ред. Г. В. Вершинина. Тюмень: Ин-т дизайна, 2005. — 284 с.: ил.
  17. , Г. В. Ф. Эстетика: пер. с нем.: в 4 т. / Г. В. Ф. Гегель — под ред., с предисл. М. Лифшица. М.: Искусство, 1968. — Т. 1. — 312 с.: 1 л. портр.
  18. , М. Э. Очерки истории художественного конструирования в России XVIII начала XX века / М. Э. Гизе. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1978. -280 с.: ил.
  19. , В. Л. О дизайне. (Очерки по теории и практике дизайна на Западе) / В. Л. Глазычев. М.: Искусство, 1970. — 192 с.
  20. , В. Л. Урбанистика / В. Л. Глазычев. М.: Европа, 2008. — 220 с.
  21. Гуманитарная подготовка инженера: сб. науч. тр. Вып. 1 / Т. И. Белоус, О. П. Фролов, В. А. Щурова др. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 199 371 994).-95 с.
  22. ХХ век: Эпоха. Человек. Вещь: сб. ст. / сост. О. Соснина. М.: Новый индекс, 2001. — 266 с.
  23. , А. Л. Художественное конструирование, состояние и перспективы / А. Л. Дижур, В. М. Мунипов. М.: Знание, 1976. — 64 с.
  24. Дизайн: иллюстрир. сл.-справ. / под общ. ред. Г. Б. Миневрина — В. Т. Шимко. М.: Архитектура — С, 2004. — 288 с.: ил.
  25. , Ю. А. Автомобильные кузовы : проектирование и конструкция / Ю. А. Долматовский. М.: Машиностроит. лит., 1950. -328 с.
  26. , А. В. Колористика города / А. В. Ефимов. М.: Стройиздат, 1990. -272 с.: ил.
  27. , А. Л. Реферат-отчет Центра дизайна и системного проектирования Института анализа предприятий и рынков / А. Л. Живайкин, М. М. Михеева, А. С. Синельников. М.: ГУ-ВШЭ, 2006. -225 с.: ил.
  28. ЗО.Зеленов, Л. А. Сборник сочинений. В 4 т. Т. 1: Философия / Л. А.
  29. , Л. А. Народный университет дизайна : опыт, проблемы, перспективы / Л. А. Зеленов, О. П. Фролов. М.: Знание, 1990. — 32 с. 34. Зеленов, Л. А. Техническая эстетика / Л. А. Зеленов. — Горький: ГИСИ, 1966.
  30. , Л. А. Курс лекций по основам эстетики / Л. А. Зеленов.
  31. Горький: ГИСИ, 1974. 36. Зеленов, Л. А. Принципы дизайна / Л. А. Зеленов, О. П. Фролов — ГИСИим. В. П. Чкалова. Горький: ГИСИ, 1978. — 30 с. 37.3еленов, Л. А. Народный университет дизайна / Л. А. Зеленов, О. П.
  32. Фролов. -М.: б. и., 1989. 38. Зеленов, Л. А. Законы эстетики / Л. А. Зеленов. — Горький: [б. и.], 1972. 39. Зеленов, Л. А. Система философии: монография / Л. А. Зеленов. Н.
  33. Искусство, 1970. 320 с. 42.3иммель, Г. Философия культуры / Г. Зиммель. — М.: Логос, 1996. — 278 с.
  34. , И. Д. Антропология техники : человек как субъект мира техники / И. Д. Игнатьева. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1992. -130 с.
  35. Инженерные шедевры России / сост. Т. В. Кучерова, О. И. Наумова — науч. ред. И. Я. Орлов и др. Н. Новгород: Кварц, 2008. — 224 с.: ил.
  36. , М. С. Философия культуры / М. С. Каган. СПб.: Петрополис, 1996.-415 с.
  37. , А. В. Закономерности становления дизайна / А. В. Казарин // Интеллектуальная собственность в информационном обществе: тез. докл. II Междунар. Нижегор. ярмарки идей. XXVI академ. симп. Н. Новгород, 1998.
  38. , А. В. «Новый» дизайнер / А. В. Казарин // Дизайн вчера, сегодня, завтра: тез. докл. науч.-практ. конф. — М., 2001.
  39. , А. В. Дизайн как социокультурный феномен : дис.. канд. филос. наук: 24.00.01 / А. В. Казарин — науч. рук. JL А. Зеленов — Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. Н. Новгород: ННГАСУ, 2002. -165 с.
  40. , К. М. Красота и польза : социол. вопросы матер.-худож. культуры / К. М. Кантор. М.: Искусство, 1967. — 279 с.
  41. , К. Правда о дизайне. История и теория / К. М. Кантор. М.: АНИР, 1996.-286 с.
  42. , В. П. Дизайн : от идеи до патента: метод, пособие / В. П. Касьянов. Омск: Центр оператив. печати «То, что надо»., 2004. — 180 с.: ил.
  43. , А. Дух в машине / А. Кестлер — пер. И. Н. Лосевой // Вопросы философии. 1993. — № 10. — С. 123−151.
  44. , А. Н. Сюрфасография / А. Н. Кириллов. М.: НКТП СССР, 1937.-92 с.
  45. , И. Я. К вопросу о периодизации истории техники / И. Я. Конфедератов // Вопросы истории естествознания и техники. М., 1957. -Вып. 4.
  46. , В. Н. Законодательные и потребительские требования к автомобилям : учеб. пособие / В. Н. Кравец, Е. В. Горынин — Нижегор. гос. техн. ун-т. Н. Новгород, 2000. — 400 с.: ил.
  47. , А. А. История техники в работах К. Маркса / А. А. Кузин // Вопросы истории естествознания и техники. М., 1953. — Вып. 8.
  48. , А. И. Научно-технический прогресс и личное потребление / А. И. Левин. М.: Мысль, 1979. — 247 с.
  49. Лем, С. Сумма технологии / С. Лем — ред. Б. В. Бирюкова, Ф. В. Широкова. М.: Мир, 1968. — 608 с.
  50. , В. И. Полное собрание сочинений. В 55 т. Т. 3 / В. И. Ленин. — Изд. 5-е. М.: Политиздат, 1975. — 791 с.
  51. , В. И. Полное собрание сочинений. В 55 т. Т. 29 / В. И. Ленин. -Изд. 5-е. М.: Политиздат, 1977. — 782 с.
  52. , В. И. Полное собрание сочинений. В 55 т. Т. 35 / В. И. Ленин. -Изд. 5-е. М.: Политиздат, 1977. — 599 с.
  53. , X. Размышление о современной технике : пер. с нем. / X. Ленк — под. ред. В. С. Степина. М.: Аспект Пресс, 1996. — 184 с.
  54. , С. Люди, машины и история : история орудий труда и машин в ее связи с обществ, прогрессом / С. Липли. М.: Прогресс, 1970. — 432 с.
  55. , Л. Миф машины. Техника и развитие человечества: пер. с англ. / Л. Мамфорд. М.: Логос, 2001. — 405 с.
  56. , К. Роль науки и техники в развитии общества / К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин // О науке и технике: в 2 т. М., 1985. — Т. 1.
  57. , К. Машины. Применение природных сил и науки: (Из рукописи 1861−1863 гг. «К критике политической экономии») / К. Маркс // Вопросы истории естествознания и техники. М., 1968. — Вып. 25.
  58. , К. Сочинения. В 50 т. Т. 20 / К. Маркс, Ф. Энгельс. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1981.
  59. , А. С. Основные эстетические принципы компоновки панелей управлений : информ. листок: № 371−76 / А. С. Маслов, А. В. Шаповал — Горьк. межотраслевой территор. ЦНТИ. Горький, 1976. — С. 1−4.
  60. , Г. Б. Архитектоника промышленных форм / Г. Б. Миневрин. -М., 1970. Вып. 1 — 1974. — Вып. 2.
  61. , Г. Б. О красоте машин и вещей / Г. Б. Миневрин, В. М. Мунипов. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1981. — 143 с.: ил.
  62. , С. М. История дизайна. Краткий курс: учебник для вузов / С. М. Михайлов, А. С. Михайлова. М.: Союз Дизайнеров России, 2004. -289 с.: ил.
  63. , С. М. История дизайна : учебник для вузов. Т. 1 / С. М. Михайлов. 2-е изд. испр. и доп. — М.: Союз Дизайнеров России, 2004. -280 с.: ил.
  64. , С. М. История дизайна : учебник для вузов. Т. 2 / С. М. Михайлов. М.: Союз Дизайнеров России, 2004. — 396 с.: ил.
  65. , У. Искусство и жизнь : избр. ст., лекции, речи, письма / У. Моррис — сост. А. А. Аникст. М.: Искусство, 1973. — 511 с. — (История эстетики в памятниках и документах).
  66. , Ю. В. Постсоветский дизайн (1987−2000): проблемы, тенденции, перспективы, регион, особенности / Ю. В. Назаров. М.: Союз Дизайнеров России, 2002. — 416 с.: ил.
  67. , Ю. В. Служить Российскому Дизайну. Т. 1: Избранные статьи и выступления / Ю. В. Назаров. М.: Союз Дизайнеров России, 2008. — 334 с.: ил.
  68. Народный университет дизайна: учеб. программа / Горьк. инженер.-строит. ин-т им. В. П. Чкалова. Горький: ГИСИ, 1977. — 60 с.
  69. , Д. Проблемы дизайна / Д. Нельсон — пер. Д. Э. Куниной, Д. В. Сильвестров. М.: Искусство, 1971. — 207 с.
  70. Нижегородский НИПИ КВАРЦ лидер в области радиоизмерений / под общ. ред. А. М. Кудрявцева. — Н. Новгород: Профи-полиграфия, 2004. -124 с.
  71. Нижегородские архитекторы и дизайнеры: справочник / авт.-сост. С. В. Норенков, Е. С. Крашенинникова. Н. Новгород: Стройинформ, 2000. -71 с.
  72. , С. В. Архитектоническое искусство / С. В. Норенков. — Н. Новгород: Волго-Вят. кн. изд-во, 1991. 199 с.: ил.
  73. , В. И. Основы эргономики и дизайна автомобиля : учеб. пособие / В. И. Песков — Нижегор. гос. техн. ун-т. Н. Новгород: Изд-во НГТУ, 2004. — 225 с.: ил.
  74. , С. А. Социокультурные факторы развития и потенциал нижегородской школы дизайна / С. А. Поднебеснов // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. -Кострома, 2008. № 4. — С. 305−308.
  75. , С. А. Нижегородский дизайн : вчера, сегодня, завтра: монография / С. А. Поднебеснов. -Н. Новгород: ВГИПУ, 2009. 135 с.
  76. , С. А. Феномен развития промышленного дизайна в Нижегородском регионе / С. А. Поднебеснов // Дизайн-Ревю. Казань, 2008. — № ½. — С. 84−92.
  77. , С. А. Социокультурные и генетические факторы развития Нижегородского дизайна / С. А. Поднебеснов // Приволжский научный журнал. Н. Новгород, 2008.-№ 4. — С. 256−259.
  78. , С. А. Дизайн и отраслевая наука / С. А. Поднебеснов // Дизайн-Ревю. Казань, 2008. — № ½. — С. 74 — 77.
  79. , С. А. История развития отраслевой школы дизайна на Горьковском автозаводе / С. А. Поднебеснов // Дизайн-Ревю. Казань, 2008. № ¾. — С. 10−18.
  80. , С. А. Программа развития дизайна в Нижегородском регионе / С. А. Поднебеснов // Нижегородская школа дизайна: межвуз. сб. науч. тр. / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. Н. Новгород, 2007. — С. 4.
  81. , С. А. Научные основы дизайна / С. А. Поднебеснов // Философский контекст науки и техники: сб. науч. тр. / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. Н. Новгород, 2009. — С. 175−183.
  82. , С. А. Дизайн и социальная сфера / С. А. Поднебеснов // Сборник трудов аспирантов и магистрантов. Социально-гуманитарные науки. -Н. Новгород, 2009. С. 78−81.
  83. , С. А. Дизайн и государственная политика / С. А. Поднебеснов // Инновации в системе непрерывного профессионального образования: материалы X Междунар. науч.-метод. конф. Н. Новгород, 2009.-С. 152−156.
  84. , С. А. Дизайн и здравоохранение / С. А. Поднебеснов // Законы медицинской сферы общества: 37 академ. симп. Н. Новгород, 2009. — С. 38−40.
  85. , С. А. Проблемы развития проектной культуры городской среды Нижнего Новгорода / С. А. Поднебеснов // Инвестиционныйкаталог Нижегородской области. Н. Новгород, 2006. — Май (№ 2 (11)). -С. 68−69.
  86. , С. А. Столицы дизайна / С. А. Поднебесное // Моя Москва: информ.-аналит. журн. о жизни столицы и регионов. — М., 2008. № 4 (128).- С. 14.
  87. , Ф. Многоаспектность современной техники / Ф. Рапп // Вопросы философии. 1989. — № 2. — С. 163−166.
  88. , Д. Р. Человек и вещь в пространстве культуры : монография / Д. Р. Рахманкулова. Н. Новгород: Из-во НГПУ, 2008. — 116 с.
  89. , Я. Н. Время и вещи : очерки по истории материал, культуры в России нач. XX века/Я. Н. Ривош. М.: Искусство, 1990. — 303 с.
  90. , В. Ф. Основы теории и методологии дизайна : учеб. пособие / В. Ф. Рунге, В. В. Сеньковский. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Пресс, 2005. -366 с.
  91. , В. Ф. История дизайна, науки и техники : учеб. пособие. В 2 кн. Кн. 1 / В. Ф. Рунге. М.: Архитектура-С, 2006. — 368 с.: ил.
  92. , В. Ф. История дизайна, науки и техники : учеб. пособие. В 2 кн. Кн. 2 / В. Ф. Рунге. М.: Архитектура-С, 2007. — 432 с.: ил.
  93. , С. А. Развитие техники в каменном веке / С. А. Семенов. -Л.: Наука, 1968.-362 с.
  94. Создано в России: промышленный дизайн = Created in Russia: industrial design / под ред. А. Матвеева, В. Самойлова. Литва: Premiere boox, 2004. — 288 с.: ил.
  95. , Ю. Б. Моя жизнь в дизайне / Ю. Б. Соловьев М.: Союз Дизайнеров России, 2004. — 256 с.: ил.
  96. , Ю. С. Композиция в технике / Ю. С. Сомов. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Машиностроение, 1977. — 271 с.: ил.
  97. , Ю. С. Художественное конструирование и качество изделий / М.: Знание, 1967. 32 с.: ил.
  98. , В. С. Философия науки и техники : учеб. пособие / В. С. Степин, В. Г. Горохов, М. А. Розов. М.: Контакт-Альфа, 1995. — 384 с.
  99. , М. Эстетическая ценность предметной среды / М. Федоров // Вопросы технической эстетики. М., 1970. — Вып. 2.
  100. , А. Я. Культурогенез в истории культуры / А. Я. Флиер // Общественные науки и современность. 1995. — № 3. — С. 137−148.
  101. , Г. Моя жизнь, мои достижения : пер. с англ. / Г. Форд — науч. ред. Е. А. Кочерин. М.: Финансы и статистика, 1989. — 206 с.
  102. , В. А. Человек в мире культуры : учеб. пособие по культурологии / В. А. Фортунатова. Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 1998. — 99 с.
  103. , О. П. Из истории судов на подводных крыльях / О. П. Фролов // Дизайн-Ревю. Казань, 2006. — № ¾ (окт.-дек.). — С. 86−91.
  104. Хрестоматия по дизайну. Тюмень: Ин-т дизайна, 2005. — 1056 с.: ил.
  105. Художественное конструирование: проектирование и моделирование пром. изделий: учеб. для студентов худож.-пром. вузов / под ред. 3. Н. Быкова, Г. Б. Миневрина. -М.: Высш. шк., 1986. 240 с.: ил.
  106. Человек и предметный мир: тез. докл. к Межзон. науч. симп. / науч. ред. JI. А. Зеленов. Горький: б. и., 1980. — 137 с.
  107. , А. В. Эргономический аспект гуманизации инженерного образования / А. В. Шаповал // Гуманитарная подготовка инженера: сб. науч. тр. Н. Новгород, 1993. — Вып. 1. — С. 19−22.
  108. , А. В. Универсальная размерная система для проектирования промышленных изделий / А. В. Шаповал // Проблема нормативности в эстетике и этикете: тез. докл. 6-й Межзон. науч. симп. -Горький, 1979. С. 23−24.
  109. , А. В. Новый подход к пониманию структурного синтеза в формальной теории композиции / А. В. Шаповал // Нижегородская школа дизайна: сб. науч. тр. Н. Новгород, 2007. — Вып. 1. — С. 51−71.
  110. , А. В. Разработка аксиом теории формальной композиции / А. В. Шаповал // Приволжский научный журнал. 2008. — № 2 (6). — С. 101−111: ил.
  111. , А. В. Отечественная теория композиции на современном этапе / А. В. Шаповал // Дизайн-Ревю. Казань, 2007. — № 1. — С. 13−17.
  112. , Л. М. Автомобили России и СССР. В 2 ч. Ч. 1 / Л. М. Шугуров. -М.: ИЛБИ, 1993. 256 с.: ил.
  113. , А. Б. Красота воспитывает человека / А. Б. Щербо, Д. Н. Джола. Киев: Радяньска шк., 1977. — 104 с.
  114. , В. А. Дизайн в системе деятельности общества / В. А. Щуров // Методология и теория деятельности: тез. докл. к 10 Межзон. симп. -Горький, 1982.
  115. , В. А. Профессиональные отношения конструкторов и дизайнеров / В. А. Щуров // Социальные институты и отношения: тез. докл. симп. Горький, 1983.
  116. , В. А. Дизайн как явление культуры / В. А. Щуров // Философия, политика, культура: IV Всесоюз. филос. чтения молодых ученых: тез. к конф. — М., 1984.
  117. , В. А. Техника в мире человека, человек в мире техники / В. А. Щуров // Мир человека: сб. науч. тр. Н. Новгород, 1993. — Вып. I.
  118. , В. А. Техника и культура. Встреча в России / В. А. Щуров // Проблемы культурологи: тез. докл. I Межвуз. конф. Н. Новгород, 1995.
  119. , К. Смысл и назначение истории : пер. с нем. / К. Ясперс — сост. М. И. Левина, П. П. Гайденко. Изд. 2-е. — М.: Республика, 1994. -528 с. — (Мыслители XX века).
  120. Baxter, M. Product Design: Practical Methods for the Systematic Development of New Products / M. Baxter. 3-rd edn. — London: Chapman and Hall, 1995.
  121. Bruce, M. Marketing and Design Management / M. Bruce, R. Cooper. -London: International Thomson Business Press, 1997.
  122. Bruce, M. Management of Design Alliances: Sustaining Competitive Advantage / M. Bruce, B. Jevnaker. Chichester: Wiley, 1998.
  123. Phillips, P. L. Creating the Perfect Design Brief: How to Manage Design for Strategic Advantage / P. L. Phillips. S. 1.: Allworth Press, 2005.
  124. Laurel, B. Design Research: Methods and Perspectives / B. Laurel, P. Lunenfeld. S. 1.: The MIT Press. 2003. — 334 P.
  125. Ettlie, J. E. Managing the Design-Manufacturing Process / J. E. Ettlie, H. W. Stoll. N. York: McGraw-Hill, 1990.
  126. Gorb, P. Design Management, Architecture Design and Technology Press / P. Gorb. London, 1990.
  127. Cramer, J. P. How Finns Succeed: A Field Guide to Design Management / J. P. Cramer, 1998.
  128. Managing as Designing / edited by R. J. Boland, F. Collopy. S. 1.: Stanford University Press, 2004. — 312 P.
  129. Reinertsen, D. G. Managing the Design Factory / D. G. Reinertsen. New York: Free Press, 1997.
  130. Susman, G. Integrating Design and Manufacturing for Competitive Advantage / G. Susman. New York: Oxford University Press. 1992.
  131. Neumeier, M. The Brand Gap: How to Bridge the Distance Between Business Strategy and Design / M. Neumeier, LaSalle, T. A. Britton. S. 1.: Harvard Business School Press, 2002. — 192 P.
  132. Winning by Design: Technology / V. Walsh, R. Roy, S. Potter, M. Bruce. -Via Chicago: ITI, USA, 2001.
  133. Shared Surface Street Design Research Project The Issues: Report of Focus Groups. S. 1.: UK, 2006.
  134. Crime prevention solutions for Europe: Designing Out Crime. Holland, 2000.
  135. Design Review. Guidance on How CABE Evaluates Quality in Architecture and Urban Design. S. 1.: UK, 2005.
  136. Designed with Care: Design and Neighbourhood Healthcare Buildings. -S. 1.: UK, 2006.
Заполнить форму текущей работой