Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Художественное образование как фактор воспитания патриотизма в старшем юношеском возрасте

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вторая задача исследования определялась необходимостью обоснования сущности и особенностей системы художественного образования учащихся в условиях модернизации образования. Рассмотрение воспитательных возможностей художественного образования выявило важность осознания личностью своей исторической, культурной, национальной, духовной принадлежности к Родине, определяющей смысл жизни. Исследо… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Художественное образование личности как феномен культуры
    • 1. 1. Междисциплинарный подход к изучению проблемы
    • 1. 2. Возможности художественного образования <г воспитании патриотизма личности
    • 1. 3. Сущность и особенности художественного образования в старшем юношеском возрасте
  • Выводы
  • Глава 2. Педагогические условия воспитания патриотизма юношества в художественной деятельности
    • 2. 1. Диагностика патриотического воспитания личности в художественно-творческой деятельности
    • 2. 2. Постижение народного искусства юношеством в художественно-творческой деятельности
    • 2. 3. Взаимодействие педагогов и учащихся в процессе разработки авторских моделей на образцах народного искусства
  • Выводы

Художественное образование как фактор воспитания патриотизма в старшем юношеском возрасте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Происходящие изменения в политическом и социально-экономическом устройстве России создают принципиально новые требования х проблемам воспитания и образования. Патриотизм — это важнейшая сторона личной и общественной культуры, когда весь народ и сам человек как бы поднимается над самим собой, ставя себе сверхличные цели. Суть патриотизма выражается в чувстве любви к Родине, заботе о ее интересах" уважении к историческому прошлому своего народа, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. В «Национальной доктрине развития образования ъ РФ», государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 20 062 010 годы» определены основные пути развития системы патриотического воспитания всех слоев населения. В программных документах указывается, что от правильного понимания идеалов и целей воспитательной работы с юношеством зависят эффективность и качество решения задач во всех сферах жизни: социальной, экономической, политической, военной.

Очевидно, что в обществе все более заметной стала утрата традиционного российского патриотического сознания. Учеными также отмечается недостаток сформированности гражданской зрелости у юношества в ситуации кризисного социума, когда не найдены четкие нравственно-духовные воспитательные идеалы. Есть опасность развития деструктивных процессов в области образования, сегодня это выразилось в снижении воспитательного воздействия российской культуры, искусства и образования на воспитание патриотизма молодежи.

Патриотизм (как социальное явление) рассматривался античными философами — Аристотелем, Платономзападными философамиТ. Гоббсом, Г.-В.-Ф.Гегелем, Г. Кершенштейнеромрусскими философами и просветителями — В. Г. Белинским, С. И. Гессеном, Н. А. Добролюбовым,.

И.А.Ильиным, А. В. Луначарским, Н. И. Новиковым, А. Н. Радищевым, Вл. Соловьевым, Н. Г. Чернышевским и — др. Многие — мыслители (Н.А.Бердяев, В. О. Ключевский, В. С. Соловьев, П. Я. Чаадаев, Н.Г.Чернышевский) раскрывали самобытность «русской души», русского национального характера, в котором патриотизм звучит как яркая составляющая нации.

Тема патриотизма нашла свое естественное продолжение в творчестве советских философов, публицистовпедагогов (А.В.Луначарский,.

A.С.Макаренко, В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий и др.). Содержание патриотизма советских людей должно было. выражаться в любви к родной земле, к культуре советского народа в сочетании с любовью и преданностью социалистическому строю.

Гуманистические-тенденции в образовании конца XX, начала XXI века меняют взгляды на цели, задачи, содержание воспитания гражданина-патриота, наполняя процесс ценностно-смысловыми значениями. Эти вопросы разрабатываются сегодня специалистами в области гуманитарного знания (Е.В. Бондаревская, К. С. Гаджиев, С. В. Гайворонский, Л.К.Грегуль> Т. И. Власова, И. А. Колесникова, О. В. Лебедева, Б. Т. Лихачев, Д. С. Лихачев,.

B.И.Лутовинов, М. И. Резникова, Е. Н. Сорочинская, О. В. Солодова, Е. Н. Поддубный, Г. Н. Филонов, Е. Б. Штейнберг, С. А. Щербачева и др.).

Отмечено, что науке необходимы методологические ориентиры в области патриотического воспитания, среди которых основными векторами развития образования и воспитания должна стать ориентация в сторону национальной, общероссийской и мировой культуры как средств национального развития, гармонизации межнациональных отношений в российском обществе. Смысл образования заключается в оказании помощи в саморазвитии творческого потенциала, заложенного в каждом молодом человеке, что способствует самореализации личности в обществе, активной «деятельности на благо Отечества.

Воспитание патриотизма как ценности возможно в процессе художественного образования, которое определяется как формирование системы ценностей личности, отвечающее требованиям общества и достигнутому человечеством уровню культуры и индивидуальным способностям, входящего в жизнь человека.-Опора на авторитет художественной традиции, истории, обращение к национальному прошлому, в котором художественный образ трансформируется через личностные ценности, через эмоциональную сферу юношества создает естественную передачу культурно-исторического опыта от старшего поколения к младшему. Это, на наш взгляд, необходимо для развития самосознания и самоидентификации личности в современных условиях.

Психолого-педагогические аспекты развития художественного образования личности в современных условиях наряду с нравственным, эстетическим, трудовым воспитанием расширяются за счет включения в него патриотического воспитания юношества, формирования национального самосознания и чувства национальной гордости.

Педагогические взгляды на вопросы эстетического и художественного развития личности ребенка базировались на психологических исследованиях в области изобразительного творчества, эстетического восприятия, творческого воображения (Б.Г.Ананьев, Л. С. Выготский, Д. Б. Богоявленская, С. П. Иванов, И. П. Калошина, А. Н. Леонтьев, Н. В. Рождественская, -С.Л.Рубинштейн, Б. М. Теплов, -А.С.Шаров, Д. И. Фельдштейн, П.М.Якобсон).

В современных условиях актуализируется обращение к культурно-историческому наследию народа, отражающее многовековые традиции, -обычаи, нравы, национальное самосознание. Вопросы взаимосвязи образования и национальной культуры рассматривались В. ПБелинским, П. П. Блонским, П. Ф. Каптеревым, В.Н.Сорокой-Росинским, Л. Н. Толстым, ~ К. Д. Ушинским, С. Т. Шацким и др. Исследования, посвященные изучению роли искусства в формировании личности, ее ценностных ориентаций принадлежат: Г. Г. Григорьевой, Т. С. Комаровой, Ю.У.Фохт-Бабушкину, Р. М. Чумичевой, Т. Я. Шпикаловой, Б. П. Юсову и др. Художественное образование понимается как процесс, способствующий росту духовного потенциала человека и общества, трактор экологии культуры и экологии личности (Д.Б.Кабалевский, Т. С. Комарова, В. С. Кузин, В. А. Разумный, Б. М. Неменский, В. Н. Шацкая и др.). Включение культурных достижений народа в содержание учебно-воспитательного процесса изучалось многими исследователями: С. Т. Алиевой, З. И. Гладких, С. М. Завьяловой, Г. Н. Казиловым, Н. Киященко, И. Н. Сиземской, Н. П. Овсянниковой, Н. А. Праворотовой, Л. А. Трубниковой, Л. И. Шевчуком, Т. Я. Шпикаловой.

Раскрытию роли народного искусства в современном обществе, в межпоколенческих связях, сохранению традиций и духовных ценностей послужили работы В. А. Афанасьева, «Г. К. Вагнера, В. С. Воронова, П. Р. Гамзатовой, М. А. Некрасовой, Л. Д. Назаровой. Символика народного костюма, мифологические образы, обряды изучались: — С. П. Исенко, Е. В. Киреевой, В. С. Масловой, Ф. М. Пармоном, Б. А~Рыбаковым, Т. Семеновой и др. Исследователи рассматривают символику в народном искусстве как совершенную форму запечатления мысли ивозможностьпрочтения закодированной в нем информации.

Анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы, позволил сделать вывод о том, что, несмотря на разносторонние исследования, возможности системы художественного образования в патриотическом воспитании юношества используются недостаточно глубоко. В частности, практически не исследован вопрос патриотического воспитания в старшем юношеском возрасте в системе художественного образования средствами народного искусства.

Противоречиями характеризующими современную «образователь- ~ ную ситуацию в России, являются противоречия между:

— необходимостью сохранения национальной самобытности, культурного наследия и тенденцией к глобализации общества;

— потенциальными возможностями художественного образования и недостаточным их использованием в педагогическом процессе;

— творческим характером художественного образования и реальным уровнем личностного развития;

— ценностными приоритетами юношества и высшими общечеловеческими ценностями (патриотизм);

— значимости личностно-развивающей стратегии педагогического взаимодействия и традиционной системой воспитания;

— необходимостью воспитания патриотизма в художественном образовании и недостаточной разработанностью педагогических условий его внедрения;

Выявленные противоречия определили проблему исследования: при каких условиях художественное образование становиться фактором воспитания патриотизма в старшем юношеском возрасте? Вышеназванное определило тему диссертационного исследования: «Художественное образование как фактор воспитания патриотизма в старшем юношеском возрасте».

Объект исследования — система художественного образования юношества.

Предмет исследования — процесс воспитания патриотизма юношества в системе художественного образования.

Цель исследования — обосновать педагогические условия воспитания патриотизма юношества в системетхудожественного образования средствами народного искусства.

Гипотеза исследования: художественное образование становится действенным фактором «воспитания патриотизма в старшем юношеском ~ возрасте, если:

— решена проблема взаимосвязи художественно-эстетического (профессионального) знания и народного искусства на основе взаимопроникновения образного художественного мышления и технологическойисполнительской деятельности через освоение материального (предметного) и понятийного (абстрактного) языка искусства;

— народная культура использована в качестве мироустроителъной: целостной культурно-семантической схемы осмысления и понимания мира, параллельной другим культурным моделям;

— воспитание патриотизма личности рассматривается как единство процессов познания архетипического в искусстве (эмоционального влияния художественного образа), связанного с фундаментальными представлениями о миропорядке и патриотизма как чувственного понимания своей принадлежности к этносу, универсальной фундаментальной ценностью человеческой культуры;

— модель художественного образования — поэтапное движение от концептуального замысла-к программному проекту, представленного: социальным пространством (поле значений), субъектным пространством (поле СМЫСЛОВ), пространством взаимодействия (поле ценностей);

— активизирован эмоционально-образный компонент в художественно-творческой деятельности, сформирована культура чувств личности, потребности в реализации творческих способностей учащихся — субъектов творческого действия;

— организована личностно-развивающая стратегия педагогического взаимодействия, диалоговое взаимодействие на основе содружества и сотворчества в деятельности по возрождению и сохранению традиций народной культуры.

В соответствии с объектом, предметом, исходя из цели и гипотезы, были сформулированьгследующие задачи исследования:

1. Определить методологические основания педагогической и художественной культуры в едином контексте современного развития.

2. Теоретически обосновать сущность и особенности художественного образования учащихся в условиях модернизации образования.

3. Раскрыть с междисциплинарных позиций сущность, содержание феномена «патриотизм».

4. Определить единство истоков отечественной художественной культуры, значение и возможности влияния народного искусства в воспитании патриотизма юношества.

5.Определить содержание художественно-творческой деятельности учащихся как средства воспитания патриотизма.

6. Разработать и апробировать программу патриотического воспитания юношества средствами народного искусства в образовательном процессе.

Теоретике — методологической основой исследования являются:

— культурологические теории (А.ИЛрнольдов, М. М. Бахтин, П. С. Гуревич, М. С. Каган, Ю.М.Лотман), этнопсихологические теории (Л.Леви-Брюль, ЖЛиаже, Т. Г. Стефаненко, Г. Г. Шпет, Э. Эриксон);

— философско-педагогические идеи зарубежных классиков о воспитании гражданина-патриота Отечества (Аристотель, Платон, Т. Гоббс, Я. А. Коменский, Г. Кершенштейнер и др.);

— теоретическое наследие российских исследователей и педагогов о служении Отечеству (В.Г.Белинский, И. И. Бецкой, Н. А. Бердяев, С. И. Гессен, Н. А. Добролюбов, П. Ф. Каптерев, М. В. Ломоносов,.

A.С.Макаренко, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, В. Я. Стоюнин,.

B.А.Сухомлинский, К. Д. Ушинский, Н. Г. Чернышевский, С. Т. Шацкий, Н. В. Шелгунов, и др.);

— научно-теоретические основы патриотического воспитания современных исследователей (Э.Р.Багдасаров, К. С. Гаджиев, З. Т. Гасанов,.

Е.Г.Демьянова, В. А. Кобылянский, О. В. Лебедева, Б. Т. Лихачев,.

B.И.Лутовинов, Д. В .Полежаев, А. Ю. Рустамов, И. Н. Сиземская, Г. Н. Филонов и др.);

— гуманистические концепции образования, раскрывающие понимание самоценности личности (Ш.А.Амонашвили, Е. В. Бондаревская, И. Б. Котова, И. А. Колесникова, Н. Д. Никандров, В. А. Сластенин и др.).

— теория деятельности и деятельностного подхода к определению взаимодействия педагога и учащегося в процессе творческой деятельности (Д.Б.Богоявленская, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Е. Н. Сорочинская,.

C.А.Смирнов, Н. В. Рождественская, И. Б. Котова, Е.Н.Шиянов);

— идеи, раскрывающие роль искусства, его восприятия в формировании личности, ее ценностных ориентаций (А.И.Буров, П. Я. Гальперин, В. П. Зинченко, Д. С. Лихачев, И. П. Калошина, Ю.У.Фохт-Бабушкин, Т.Я.Шпикалова);

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования'. теоретические: анализ философской, психолого-педагогической литературы по интересующей нас проблемемеждисциплинарный теоретический анализ понятий и категорий, используемых в исследовании, систематизация и обобщение эмпирического материалаэмпирические: включенное наблюдение, диагностические (анкетирование, тестирование, беседа, интервьюирование) — педагогический эксперимент, обобщение педагогического опытаанализ продуктов творческой деятельности учащихся (рисунки, модели, проекты).

Этапы исследования.

Исследование проводилось с 1997 по 2005 год.

Первый этап (1997;1999гг.) — поисково-теоретический. Осуществлялся анализ философской и научно-педагогической литературы по проблеме, оценка современного состояния проблемы. Конкретизация проблематики, терминологического аппарата, определение основных направлений исследования.

Второй этап (1999;2002гг.) — опытно-экспериментальная работа. Проведен комплекс диагностических мероприятий, направленных на изучение исходного состояния исследуемой проблемы. Осуществлялась опытно-экспериментальная разработка и внедрение программы «Новая культура" — в ходе формирующего этапа проводился анализ эффективности работы.

Третий этап (2002;2005гг.) — обобщающий. Проведен комплекс диагностических мероприятий с целью осуществления итогового контроля. Анализировались и обобщались результаты исследования, уточнялись теоретические положения. Внесены коррективы в учебные планы и программы. Осуществлена публикация научно-методических рекомендаций.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

— уточнены понятия «художественное образование» и «художественное воспитание», «патриотическое воспитание», выявлена их сущность, особенности, различие и общее;

— обоснованы научно-теоретические подходы к организации художественно-творческой деятельности учащихся как средству воспитания патриотизма, установлены закономерности художественной деятельности, определено ее влияние на развитие психологической структуры личности. Анализ развития личности в творческой деятельности, позволил выявить целостный процесс воспитания патриотических чувств, сознания, отношений;

— выявлена взаимосвязь художественно-эстетического (профессионального) знания и народного искусства на основе взаимопроникновения образного художественного мышления и технологическо-исполнительской деятельности через освоение материального (предметного) и понятийного (абстрактного) языка искусства на этапах освоения социального пространства (поле значений), субъектного пространства (поле смыслов), пространства взаимодействия (поле ценностей), народное искусство и профессионально-художественное воплощают общий идеал, в котором проявляется национальный характер;

— установлено, что процесс воспитания охватывает основные сферы проявления личности: когнитивную, эмоционально-ценностную, деятель-ностно-творческую. Креативный уровень творческой активности личности определяет нравственность и ответственность за смысл совершаемой деятельности;

— теоретически обосновано положение о том, что развитие когнитивной, эмоциональной, креативной и нравственной сфер личности учащихся необходимо для воспитания патриотизма;

Практическая значимость исследования:

— определены содержание и формы воспитания патриотизма юношества в системе художественного образования;

— разработана и экспериментально обоснована авторская программа по патриотическому воспитанию юношества, определены психолого-педагогические условия ее реализации;

— полученные результаты научно-методических рекомендаций использованы в практике работы педагогов как региональный компонент Государственного образовательного стандарта начального профессионального образования;

Базой исследования являлся строительно-художественный лицей № 10 г. Ростова-на-Дону. К эксперименту было привлечено 135 учащихся.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Художественное образование определяется как культурный механизм целенаправленного развития и формирования человеческого качества (образа) на основе систематизированного в содержательном и процессуальном отношении воспитания и обучения.

Художественное образование включает: когнитивный аспект — отношение к народной традиции как духовно-ценностной. Народное искусство и традиционная художественная культура России является системообразующим компонентом. Эмоционально-ценностный аспект направленный на заполнение духовного мира воспитанника образами, впечатлениями, переживаниями, мыслями, идеями, идеалами, благодаря чему формируется культура чувств. Деятельностный аспект — раскрытие творческих возможностей личности в процессе познания разнообразных видов художественной деятельности;

2. Концептуальная модель художественного образования, в которой воспитание патриотизма личности рассматривать как единство художественного образа в народном искусстве (реальность идеального), представляющий собой архетипические эмоциональные реакции личности на формально-образные построения, позволяющие выстраивать и организовывать мир и человека в нем в соответствии с фундаментальными представлениями о миропорядке (антропоморфность), патриотизм как чувственное понимание своей принадлежности к этносу, связанный с принципом «почвы», исходящий из идеалов сохранения и упрочения нации, из понятий прямой национальной целесообразности. Данные аспекты являются универсальными фундаментальными ценностями человеческой культуры, обладающими архетипической общностью, с помощью которых преодолевается как внутренняя, так и внешняя (природная) хаотичность.

3. Модель художественного образования включает поэтапное движение от концептуального замысла к программному проекту «Новая культура» представленного блоками: а) социальное пространство (поле значений), где происходит формирование замысла проекта, построенного на изучении традиций народного искусства, обращению к первоисточникам — наполнение деятельности национально-региональными ценностями, введение юношества в мир научных исследований. б) субъектное пространство (поле смыслов) — формирование внутреннего пространства личности. Обретение личностных образовательных смыслов предполагает: познание (освоение) объектов окружающего мира и имеющихся знаний о немсоздание личностного продукта образованиясамоорганизация познания и созидания. Это предполагает работу учащихся с формой и изображением, как графическим и живописным эквивалентом реального образа, трансформацией его в новое декоративно-художественное решение, как проявление саморегуляции художественной деятельности. в) пространство взаимодействия (поле ценностей), возникающее в результате диалога педагога и учащегося, предполагающее субъективность восприятия — «постижение». Результатом национального проявления является выражение учащимися своего индивидуального авторского стиля, сопричастность национальным традициям, введение традиционных художественных элементов в современную дизайн-деятельность.

3. Условием успешной реализации концепции является личностно-развивающаяся стратегия педагогического взаимодействия, для которой характерны понимание, признание, принятие воспитанника как личности, соблюдение его интересов и перспектив развития. Центральным моментом в самоопределении учащихся является выработка личностной позиции, проявляющейся в мотивационно-ценностном отношении к деятельности, в которой учащийся заявляет свою позицию как личность, постигающая историю своего народа, делающая традиции актуальными.

Этапы развертывания педагогического взаимодействия: моделирование — эмоционально-когнитивный компонент, непосредственное общение в творческо-художественной деятельности, создание творческих ученических сообществ, помогающих развитию каждой личности, ее самореализации в творческой деятельности, и проектирование как итог совместной деятельности, представляет собой органическое единство содержания и композиционного решения проекта.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены совокупностью исходных методологических и научно-теоретических позиций, связанных с целостным подходом к исследуемой проблемеиспользованием теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных предмету, целям и задачам исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством публикаций, выступлений на семинарах и научно-практических конференциях: Международной научно-практической конференции «Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности как условие конструктивного развития современной России» (Ростов н/Д, 2004) — Всероссийских научно-практических конференциях «Художественно-педагогическое образование: содержание, проблемы, перспективы» (Ростов н/Д, 2001) — «Народное искусство: прошлое и современность» (Смоленск, 2002) — межрегиональной научно-практической конференции «Патриотизм в России: поиск национальной идеи» (Пятигорск, 2005), на заседаниях кафедры социальной педагогики РГПУ, на методологических семинарах, педсоветах, методических объединениях профессионального строительно-художественного лицея № 10, Ростовского института сервиса.

Материалы исследования, программа «Новая культура», научно-методические рекомендации, учебно-методические пособия внедрены в учебно-педагогический процесс строительно-художественного лицея № 10 г. Ростова н/Д, в качестве регионального компонента Государственного образовательного стандарта начального профессионального образования, в работу кафедры МКТШИ Ростовского института сервиса. Материалы исследования представлены в 12 публикациях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. Основное содержание диссертации изложено на 174 страницах, список литературы содержит 172 наименования. Текст диссертации сопровождается 10 схемами и таблицами, 1 диаграммой.

Выводы по 2 главе.

Во второй главе диссертационного исследования описано внедрение модели системы патриотического воспитания учащихся на основе разработанной программы «Новая культура» в художественном образовании, определены психолого-педагогические условия ее реализации.

В первом параграфе, в процессе опытно-экспериментальной работы прослежена динамика развития личности в творческой деятельности, выявлено отношение учащихся к понятиям «Родина», «народная культура», «народное искусство», определена гражданская культура личности. Было установлено, что процесс воспитания патриотизма охватывает основные сферы проявления личности — эмоционально-ценностный, когнитивный, деятельностно-творческий, включающие в себя такие структурные компоненты как: знания и представления о культуре и искусстве народа, индивидуальные ценности, мировоззренческие взгляды, установки, проявляющиеся в творческой деятельности по созданию авторских моделей на образцах народного искусства. Результаты опытно-экспериментальной работы показали: у учащихся значительно повысился уровень патриотических чувств, патриотического сознания, творческая деятельность является необходимым компонентом самореализации учащихся, обеспечивающий развитие всех сфер личности молодого человека.

Во втором параграфе исследования раскрывается сущность и особенности педагогической деятельности по патриотическому воспитанию учащихся средствами народного культуры на основе реализуемой программы «Новая культура».

В третьем параграфе выявлены педагогические условия, обеспечивающие включение учащихся в совместную творческую деятельность по постижению народного искусства, которые обеспечили результативность воспитания патриотизма. К ним относятся: педагогическое взаимодействие, выраженное в сотрудничестве и сотворчестве. Доказана перспективность личностно-ориентированной стратегии, трактующей личность как субъекта познания и личностного развития.

Главными показателями патриотического сознания явились знания и представления учащихся о ценностях художественно-национальной культуры, народного искусства. Показателем патриотических чувств является оценочно-мотивационное отношение к ценностям культуры и искусства, деятельностный компонент представлен творческой деятельностью учащихся по реализации полученных знаний и умений в самостоятельной области моделирования дизайн-изделий.

Анализ уровня взаимоотношений педагога и учащихся, межличностных отношений выявил значительное увеличение коммуникативных характеристик личности, которые благоприятно сказались на психологическом климате в группе, взаимоотношений с окружающими людьми, адекватным отношением к себе. Это связано с использованием личностно-ориентированного подхода к каждому члену группы, активным включением всех ее членов в творческий процесс, дающие возможности для проявления креативных решений в области дизайна одежды.

Таким образом, результаты сравнительного анализа, полученные по окончанию опытно-педагогической работы в системе художественного образования, убеждают в практической значимости и эффективности внедрения программы «Новая культура», использовании возможностей народного искусства в воспитании патриотизма.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Первая задача исследования определялась необходимостью выявления методологических оснований педагогической и художественной культуры в едином контексте современного развития, Проведенное исследование показало, что в современных условиях образование должно рассматриваться в общесоциальном и культурном контексте общества. Культура представляет собой важнейший механизм трансляции и воспроизводства культурных ценностей, идеалов и смыслов жизни, рассматривается j как фундамент гуманитарного образования, с ориентацией на человека как самозначимую ценность. В исследовании установлено, что культура лич-ностна, служит источником саморазвития человека, имеет творческий, развивающий характер. Художественная культура представляет собой значимое ядро культуры, воздействуя на духовный мир личности, ее становление, приобщает к патриотизму, как одной из ценностей общества. Доказана актуальность диалектической взаимосвязи педагогической и художественной культуры, оказывающей существенное влияние на состояние духовной атмосферы в обществе, что напрямую влияет на становление * патриотизма личности.

Вторая задача исследования определялась необходимостью обоснования сущности и особенностей системы художественного образования учащихся в условиях модернизации образования. Рассмотрение воспитательных возможностей художественного образования выявило важность осознания личностью своей исторической, культурной, национальной, духовной принадлежности к Родине, определяющей смысл жизни. Исследо-^ вание показало, что процесс взаимодействия профессионального академического искусства с народным искусством, становится важным фактором эмоционально-духовного развития личности, способствующим воспитанию патриотизма как процессу самореализации внутреннего творческого потенциала личности. В ходе выявления сущностных характеристик художественного образования и его роли в воспитании патриотизма личности было установлено, что основным противоречием в художественной образовательной системе является противоречие между сохранением и использованием народной культуры и активной массовой культурой, определяющей жизнедеятельность, интересы, потребности юношества.

Рассмотрение сущности художественного образования позволило выявить ряд особенностей: эстетические потребности и переживания определяют направленность личности, установки и мотивы определяют характер ее творческой деятельности. Выявленные закономерности влияния художественного образования на мировоззрение личности позволили эффективно осуществлять воспитание патриотизма личности как субъекта художественной культуры.

Решение третьей задачи позволило нам с междисциплинарных позиций осмыслить патриотизм как феномен духовной культуры личности, формирующийся в процессе художественного постижения мира, как способ сохранения культуры. Нами доказано, что патриотическое воспитание как элемент национальной культуры имеет все основные признаки культуры своего Отечества, его содержание детерминировано культурой конкретного народа и общества.

В процессе решения четвертой задачи мы установили, что народное искусство имеет огромное значение для воспитания патриота, прежде всего, как духовно-нравственное самосознание народа, как духовный феномен, сохраняющий базовую систему ценностных отношений человека с миром.

Выявление специфики художественного образования и воспитания позволило установить важность собственного художественного творчества учащихся, которое было организованно в процессе решения пятой задачи.

В исследовании установлено, что в процессе творческой деятельности происходит художественное познание мира учащимися, возникают качественные психические образования личности. Креативный уровень творческой активности личности определяет нравственность и ответственность за смысл совершаемой деятельности. Доказано, что в процессе художественного познания, личность, выходя за рамки индивидуального переживания, в условиях подлинной творческой свободы проявляет высокие нравственные качества, что является гарантом воспитания патриотизма в старшем юношеском возрасте.

В ходе решения шестой задачи исследования были установлены) организационные и методические условия внедрения модели системы патриотического воспитания юношества в учебный процесс посредством решения следующих задачразработка модели, внедрение в образовательный процесс авторской программы «Новая культура», создание психолого-педагогических условий функционирования модели, выбор активных форм и методов образования и воспитания учащихся. Установлено также, что система патриотического воспитания юношества в художественном образований способствует воспроизводству национальной региональной культуры, что приводит к этнокультурной самоидентификации, формированию ^ духовной культуры, развитию творческих способностей личности, воспитанию патриота.

В процессе опытно-экспериментальной работы было сформировано положительно устойчивое отношение к народному искусству, национальным традициям, к художественно-творческой деятельности (познавательной, преобразовательной, ценностно-ориентировочной и общения) при разработке авторских моделей, что обеспечило успешность воспитания *> патриотических чувств и сознания.

В исследовании доказана перспективность личностно-ориентированной стратегии, трактующей личность как субъекта познания и личностного саморазвития. Личностно-развивающаяся стратегия педагогического взаимодействия предполагает понимание, признание, принятие учащегося как личности, соблюдение его интересов и перспектив развития. Включение педагогического взаимодействия позволяет учащемуся превратиться в творческую личность, способную направлять собственное развитие в процессе овладения народным искусством, воспитывающим патриотизм в художественной деятельности.

В ходе опытно-экспериментальной работы были получены положительные результаты, свидетельствующие об успешной реализации целей и задач исследования, выявлено положительное влияние художественной культуры и народного искусства на духовные потенциалы и творческую деятельность юношества.

В связи со сказанным считаем, что программа диссертационного исследования в пределах поставленных задач завершена полностью. Дальнейшая разработка исследования видится в рассмотрении феномена молодежной субкультуры во взаимодействии с базовой культурой общества, а также в разработке личностно-ориентированных технологий в контексте рассматриваемой проблемы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ill Российский философский конгресс. Т. 3. — Ростов н/Д, 2002.-211с.
  2. .В. Социальное партнерство в условиях профильного обучения. Уч.-метод. пособие для администрации и учителей общеобраз. учреждений / Под ред. А. П. Тряпицыной. СПб: КАРО, 2005. — 96 с.
  3. М.Ю. Нравственно-эстетическое воспитание в этнопедаго-гической культуре Северо-Западного Кавказа. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Майкоп, 2004. — 34с.
  4. А.Ю. Роль этнокультурных традиций в нравственном воспитании современных школьников. Автореф. дисс.. канд. пед. наук.-СПб, 2004.-26 с.
  5. С.Т. Патриотическое воспитание детей 6−7 лет средствами интегративных форм народного творчества. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. 2004. — 22 с.
  6. Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям. Воронеж: изд-во НПО «МОДКЕ», 1998. — 544 с.
  7. .Г. Человек как предмет познания. / Избр. психолог, труды. В 2-х т.-М., 1980.-Т.1.-167с.
  8. В.Г. Системность и общество. М.- Политиздат, 1980. -368 с.
  9. Э.Р. Общение как фактор патриотического воспитания школьников. Дисс.. канд. пед. наук. Ростов н/Д, 1991. — 193с.
  10. JI.B., Паладьев C.JL, Степанов Е. Н. Изучение эффективности воспитательной системы школы. Уч.-метод. Пособие. -Пскво: ПОИПКРО, 1994.
  11. Н.Х. Содержание и технологии воспитания студентов в системе «педколледж вуз». — Ростов н/Д: РГПУ, 2003. — 48 с.
  12. А. Философия искусства. М.: Искусство, 1989. — 378 с.
  13. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. — 445 с.
  14. Н. Судьба России. Опыт по психологии войны и национальности. М.: Мысль, 1990. — 203 с.
  15. .П. Введение в философию воспитания. М.: Фонд духовного и нравственного образования, 1996. — 141 с.
  16. Д.Б. Психология творческих способностей. Уч. пособие для студ. высш. уч. заведений. М.: ИЦ «Академия», 2002. -320 с.
  17. Е.В. 100 понятий личностно-ориентированного воспитания. Глоссарий. Учебное пособие. Ростов н/Д, 2000. — 44с.
  18. Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов н/Д, 2000. — 352 с.
  19. Е.В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Уч. пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК.- Ростов н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. 560 с.
  20. А.Г., СуШкОв И.М. Философские знания в работе. // Советская педагогика. 1985. — № 11. — с. 66−69.
  21. Л.В. Современное художественное образование в Германии. Дисс.. канд. пед. наук. Таганрог, 1997. -207с.
  22. А. Методологические основы преподавания предметов художественно-эстетического цикла. // Искусство и образование. № 4 (22). — 2002.
  23. Ю.Р., Ковалева А. И., Луков В. А., Ручкин Б. А., Шап-коВ.Т. Практикум по социологии молодежи. М.: Социум, 2000. -296 с.
  24. Власова Т. И Диагностика гражданской культуры школьников и студентов. Уч=метод. пособие. Ростов н/Д, 2001. — 64 с.
  25. Т.И. Духовные ценности культуры основа нравственного воспитания личности. Развитие духовно-нравственной культуры учащихся в условиях школы человека. / Сб. науч.-метод. Материалов. — Ростов н/Д, 2002. — С. 116.
  26. Т.И. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1999.-212 с.
  27. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество. Уч.-метод. пособие / Под ред. ТЛ. Шпикаловой, Г. А. Поровской. -М.: Владос, 2000.-272 с.
  28. Ю.Г. и др. Социология молодежи. Уч. пособие / Под ред. проф. Ю. Г. Волкова. Ростов н/Д: Феникс, 2001. — 576 с.
  29. Воспитательная деятельность педагога. Уч. пособие для студ, высш. уч. заведений. / Под общ. ред. В. А. Сластенина и И. А. Колесниковой.- М.: ИЦ «Академия», 2005. 336 с.
  30. Воспитательная системы школы: аспект моделирования. Уч.-метод. Пособие / Авт.-сост. Е. Н. Степанов, Л. ВЛэайбородова, С.Л.Паладьев" — Псков: ПОИПКРО, 1994. 172с.
  31. JI.C. Антология гуманной педагогики. Переиздание. М.: Изд. Дом Ш. Амонашвили, 2002. — 224 с.
  32. JI.C. Психология искусства. Мн.: «Современное Слово», 1998.-480 с.
  33. П.Р. Архаические традиции в народном декоративно-прикладном искусстве (к проблеме культурного архетипа). М.: Едиториал УРСС, 2004. — 144 с.
  34. З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости // Педагогика. № 4. 2001. — 112с.
  35. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа — Пресс, 1995. — 448 с.
  36. О.В. Теоретические основы воспитания эстетической культуры старшеклассников. Дисс.. канд. пед. наук. Ростов н/Д, 1992.-201с.
  37. JI. Искусство и этнос. // Декоративное искусство СССР. -1972. -№ 1.-С. 41.
  38. JI.H. От Руси до России: очерки этнической истории. М.: Рольф, 2000. — 320 с.
  39. Р.Г. О методологии и методах исследования проблем воспитания.-М., 1989.-209с.
  40. Дополнительное образование детей. Сборник авторских программ /Сост. А. Г. Лазарева. М.: Илекса- Народное образование- Ставрополь: Сервисшкола, 2004. — 296 с.
  41. Емельянов В. С, Теоретический анализ разработки критериев в педагогических исследованиях / В сб.: Педагогическая наука и ее методология в контексте современности. Под ред. В. В. Краевского, В .М.Полонского. — М., 2001. — С. 445.
  42. С.М. Народное искусство как средство воспитания национального самосознания Студентов педагогического колледжа. ДйСс.. канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2003. — 214с.
  43. А.С. Образование: философия, культурология, политика. -М.: Наука, 2003.-456 с.
  44. В.В. М.: ИД Ш. Амонашвили, 2000. — С. 224. (Антология гуманной педагогики).
  45. М.В. Идеи национально патриотического воспитания в фило-софско-педагогическом наследии И.Ильина. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. — СПб, 2004. — 17с.
  46. И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов / Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. М.: Логос, 2005. — 384 с.
  47. И.А., Боденко Б. Н., Морозова Н. А. Воспитание проблема современного образования в России (состояние, пути решения). — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. — 82 с.
  48. С.П. Психология художественного действия субъекта. -Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2003. 640 с.
  49. И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. — 431с.
  50. Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. Уч. пособие. М., 2000. — 432 с.
  51. А.С. Развитие региональной системы художественного образования. Искусство и образование. № 2 (28). — 2004. — 73 с.
  52. Исследование художественных интересов школьников /Под общ. Ред. Е. В. Квятковского, Ю.У.Фохта-Бабушкина. М.: Педагогика, 1974.- 160 с.
  53. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. Уч. пособие для пед. уч. заведений /Под ред. акад. РАО А. И. Пискунова. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Сфера, 2004.-512 с.
  54. М.С. Культура как предмет философского системного анализа. / Наука о культуре: итоги и перспективы. Научно-информационный сборник. — Вып. 1. — М.: изд-во РГБ, 2000. — 60 с.
  55. М.С. Философская теория ценностей. СПб: ТООТК «Петрополис». — 205 с.
  56. Г. Н. Художественно-эстетическое образование будущих учителей начальных классов в контексте народной культуры. Дисс. докт. пед. наук. Ростов н/Д, 2000. — 346с.
  57. А.С., Глинка Г. А., Рыбаков Б. А. Мифы древних славян. Велесова книга / Сост. А. И. Баженова, В. И. Вардугин. Саратов: Надежда, 1993. — 320 с.58
Заполнить форму текущей работой