Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социокультурные различия мотивации здоровье-сберегающего поведения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Культурную специфику России отражает амбивалентная связь вертикального коллективизма с внешней мотивацией как здоровье-сберегающего поведения (правильного питания), так и здоровье-разрушающего (потребление алкоголя). У российских студентов «вертикальность» культуры способствуют соблюдению здорового образа жизни и удовлетворенности жизнью, и препятствует здоровье-разрушающему поведению. Это… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Первая глава «Теоретико-методологические подходы к исследованию влияния мотивации и социокультурного контекста на отношение к здоровью»
    • 1. 1. 3. доровье человека как предмет комплексного междисциплинарного исследования
    • 1. 1. 1. Основные подходы к исследованию феномена здоровья
    • 1. 1. 2. Междисциплинарные исследования здоровья в современной России
    • 1. 1. 3. Психологический подход к изучению отношения к здоровью
    • 1. 2. Теоретические подходы к исследованию мотивации личности
    • 1. 2. 1. Теория самодетерминации и роль автономной мотивации в отношении к здоровью
    • 1. 3. Теоретико-методологические подходы к изучению отношения к здоровью в кросс-культурной перспективе
    • 1. 3. 1. Взаимосвязь культуры и здоровья: результаты исследований
    • 1. 4. Социальный капитал: определение и общие характеристики
    • 1. 4. 1. Исследования влияния социального капитала на здоровье
    • 1. 5. Авторский подход к исследованию влияния социокультурного контекста и мотивации на отношение личности к своему здоровью
    • 1. 5. 1. Гипотезы эмпирического кросс-культурного исследования
  • Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи характеристик культуры и установок по отношению к здоровью в России и Канаде
    • 2. 1. Методика исследования
      • 2. 1. 1. Характеристика выборки
      • 2. 1. 2. Инструментарий исследования
      • 2. 1. 3. Процедура исследования и анализ результатов
    • 2. 2. Описание результатов исследования
      • 2. 2. 1. Межгрупповые различия социокультурного контекста, мотивации и индикаторов отношения к здоровью российских и канадских студентов.1И
      • 2. 2. 2. Взаимосвязь характеристик мотивации личности и социокультурного контекста с установками по отношению к своему здоровью
      • 2. 2. 3. Результаты исследования взаимосвязи характеристик культуры и социального капитала с мотивацией здоровье-сберегающего и* здоровье-разрушающего поведения
    • 2. 3. Обсуждение результатов эмпирического исследования социокультурных различий мотивации здоровье-сберегающего поведения студентов России и Канады
    • 2. 4. Выводы эмпирического исследования взаимосвязи мотивации поведения, социокультурного контекста и индикаторов отношения к своему здоровью

Социокультурные различия мотивации здоровье-сберегающего поведения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Здоровье человека является одним из главных условий благосостояния страны и полноценной жизни каждого гражданина, поэтому проблема защиты и улучшения здоровья находится в центре внимания как каждой личности, так и государства, заинтересованного в сохранении здоровья своих граждан.

Здоровье людей во многом зависит от социокультурных и психологических факторов, естественных природных условий, уровня социально-экономического развития' общества, условий жизни и труда, состояния окружающей среды, развития системы здравоохранения и т. д. Все эти факторы тесно взаимосвязаны между собой и в совокупности либо способствуют укреплению здоровья, либо вызывают определённые болезни. Одним из самых важных психологических факторов является отношение человека к своему здоровью, мотивация его сохранения и укрепления.

Мотивация здорового образа жизни занимает центральное место в формировании и сохранении здоровья каждого человека. Под мотивацией такого поведения понимается осознание человеком личной отвественности и необходимости заботиться о здоровье как основой активной жизнедеятельности, гармоничного разития и успешной профессиональной самореализации. При отсутствии мотивации у человека любые мероприятия по сохранению здоровья будут слабо эффективны или вообще нерезультативны.

В нашей работе нам представляется важным изучить, как мотивация личности и социокультурные факторы среды обусловливают отношение к здоровью российской и канадской молодежи, которое, по нашему предположению, лежит в основе различий в состоянии здоровья и продолжительности жизни людей в этих двух странах.

Цель исследования: выявление социокультурных различий мотивации поведения личности по отношению к своему здоровью.

Объект: отношение студентов России и Канады к своему здоровью.

Предмет: социокультурные различия мотивации здоровье-сберегающего поведения студентов России и Канады.

Задачи исследования.

1. Обобщить теоретико-методологические подходы к психологическому исследованию влияния мотивации личности по отношению к здоровью.

2. На основании теоретических и эмпирических исследований по проблеме мотивации и поведения по отношению к здоровью разработать психологическую модель мотивации здоровье-сберегающего поведения.

3. Определить методы психологического исследования мотивации поведения личности относительно здоровья.

4. Провести эмпирическое кросс-культурное исследование представлений и мотивации поведения студентов России и Канады относительно здоровья.

5. Эмпирически выявить социокультурные различия мотивации здоровье-сберегающего и деструктивного по отношению к здоровью поведения российской и канадской молодежи.

6. Исследовать взаимосвязи социокультурных факторов, мотивации и поведения студентов России и Канады относительно здоровья.

Общая гипотеза исследования: существуют социокультурные различия мотивации поведения студентов по отношению к своему здоровью.

Частные гипотезы.

1. Существуют культурные различия в представлениях и поведении российских и канадских студентов по отношению к здоровью.

2. Взаимосвязи мотивации и поведения по отношению к здоровью различаются у студентов России и Канады.

3. Предпочитаемые виды мотивации обусловлены социокультурными различиями России и Канады.

Теоретико-методологическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных исследователей в области психологии личности, общей и кросс-культурной психологии. Базовыми концептуальными основаниями диссертации послужили следующие научно-методологические принципы и направления исследований:

• Принцип детерминизма поведения («внешнее через внутреннее» C.JT. Рубинштейна).

Исследования и подходы к изучению мотивации [Д.А. Леонтьев, В. Д. Шадриков, В. Г. Асеев, А. Б. Орлов, E.H. Осин и др.] в отечественной психологии.

• Теория самодетерминации Э. Деси и Р. Райана и ее развитие зарубежными и отечественными психологами [Э. Деси, Р. Райан, Т. Кассер, В. И. Чирков и др.].

• Исследования в области психологии здоровья, посвященные изучению физического и психического здоровья, психологического благополучия [Ю.П. Лисицын, К. Рифф, Н.М.

Лебедева, А. Н. Татарко, В. И. Чирков, Г. И. Никифоров, И. Б. Бовина, A.B. Сухарев и др.].

• Кросс-культурный подход к изучению установок относительно здоровья [Г. Триандис, Д. Берри, Ф. Абуд, Д. Мацумото и др.]- теоретико-эмпирический опыт отечественной социальной, кросс-культурной и этнической психологии при исследовании социокультурных факторов, влияющих на здоровье личности [Н.М. Лебедева, А. Н. Татарко, A.B. Сухарев и др.].

• Теоретико-эмпирические исследования психологического благополучия и психологического здоровья в отечественной и зарубежной психологии личности [Е. Динер, К. Рифф, Б. С. Братусь и ДР-].

Методы и методики исследования. Методические средства исследования: сочетание количественных методов исследования (социально-психологический опрос) и качественных (глубинное интервью). В эмпирическом исследовании использовались следующие методики:

• Шкала измерения уровня самодетерминации поведения, связанного со здоровьем (модифицированный Опросник саморегуляции поведения [Chirkov, Ryan, Kim, Kaplan, 2003], состоит из следующих подшкал: внешняя (контролируемая) мотивация (поведение стимулируется извне) — автономная мотивация (основана на рациональных и ответственных выборах индивида) — внутренняя мотивация (поиск удовольствий, наслаждений, любопытство и гедонизм);

• Шкала психологического благополучия К. Рифф [Ryff,.

1995];

• Методика оценки культурного контекста [Chirkov, 2003, Chirkov, 2005] основана на подходе Г. Триандиса [Triandis, 1996] и включает измерение следующих культурных ориентацийгоризонтальный коллективизм: акцент на общности, заботе, взаимопомощи, всеобщем равенстве, слиянии с группойвертикальный коллективизм: подчинение индивидуальных целей групповым, жертвенность личности в пользу группыгоризонтальный индивидуализм: уникальная личность в центре, равенство в отношениях с другими, гедонизмвертикальный индивидуализм: автономная личность в центре, постулируется неравенство, конкуренция.

• Шкалы оценки компонентов социального капитала: общий уровень доверия, уровень доверия семье, друзьям, социальным институтам, степень важности гражданской идентичности (World Values Survey);

• Шкалы, измеряющие регулярность здоровье-сберегающих и здоровье-разрушающих поведенческих практик;

• Вопросы, направленные на изучение представлений' личности по отношению к здоровью.

Математико-статистическая обработка данных.

Обработка результатов проводилась с помощью статистического пакета SPSS 14.0. Для определения внутренней согласованности психологических шкал вычислялся коэффициент аКронбаха. Для установления достоверности различий использовался непараметрический критерий Колмогорова-Смирнова. Также применялись процедуры вторичной статистической обработки: t-критерий Стьюдента, корреляционный анализ Пирсонаи множественный регрессионный анализ.

Эмпирическую базу исследования составили результаты опроса студентов российских вузов — Государственного университета гуманитарных наук, Российского государственного университета нефти и газа им. Губкина, Орловского педагогического университета (124 респондента, 47 мужчин, 77 женщин) и канадских студентов Саскатчеванского университета (126 респондентов, 43 мужчины, 83 женщина). Общий объем выборки — 250 человек. Во второй серии исследования (глубинное интервью) приняли участие, десять процентов респондентов, участвовавших в первом этапе исследования (24 человека).

Основные научные результаты и их новизна.

Новизна исследования заключается в том, что это первое в отечественной психологии кросс-культурное исследование взаимосвязи мотивации? личностии социокультурных факторов («горизонтальность-вертикальность» культуры, социальный капитал) с установками и поведением российской и канадской молодежи по отношению к здоровью с применением количественных и-, качественных методов исследования.

В исследовании получены следующие новые результаты:

1. Выявлены межкультурные различия в представлениях личности^ относительно здоровья на примере студентов: России и Канады: у канадцев" выше показатели осознания зависимости состояния здоровья от поведения личности, выше оценка типичности здорового образа жизни, регулярность здоровье-сберегающего поведения и удовлетворенность жизнью.

2. Выявлены социокультурные различия видов мотивации здоровье-сберегающего и здоровье-разрушающего поведения: у канадских студентов более выражены внешняя и автономная мотивация здоровье-сберегающего поведения, у российских студентов преобладают: внутренняя мотивация здоровье-сберегающего поведения, внешняя и автономная мотивация здоровье-разрушающего поведения.

3. Показано, что мотивация личности взаимосвязана с установками и поведением студентов по отношению к своему здоровью, и что эти связи являются как универсальными для обеих выборок, так и имеют культурную специфику: у студентов Россиивнутренняя, у студентов Канады — автономная и внутренняя мотивации сохранения здоровья способствуют регулярности здоровье-сберегающих практик и психологическому благополучию.

4. Выявлена универсальная роль автономной мотивации в поддержании здоровья студентов в обеих культурах, но механизм ее влияния различен: автономная мотивация здоровье-сберегающего поведения у канадских студентов способствует регулярности, здоровье-подцерживающих практик, автономная мотивация здоровье-разрушающего поведения у российских студентов препятствует регулярности здоровье-разрушающих практик.

5. Показано как универсальное, так и культурно-специфическое влияние мотивации здоровье-разрушающего поведения (курения и употребления алкоголя) на частоту здоровье-разрушающих практик и меру удовлетворенности жизнью у российских и канадских студентов.

6. Проведен сравнительный анализ воспринимаемых студентами социокультурных характеристик России и Канады. Показано, что воспринимаемая «горизонтальность» культуры связана с мотивацией здоровье-сберегающего поведения, позитивными установками и представлениями личности относительно здоровья, регулярностью здоровье-сберегающего поведения, а также — психологическим благополучием личности. Полученные взаимосвязи носят универсальный характер для российских и канадских студентов.

7. Выявлено, что мотивация поведения личности по отношению к здоровью обусловлена социокультурной спецификой.

Культурная специфика канадской выборки заключается во взаимосвязи воспринимаемой «горизонтальности» культуры с соблюдением здорового образа жизни, регулярностью здоровье-сберегающих практик и автономной мотивацией потребления алкоголя. Культурная специфика российской выборки проявляется в том, что горизонтальность культуры способствует всем видам мотивации и регулярности здоровье-сберегающего поведения, препятствует автономной и внутренней мотивации здоровье-разрушающего поведения (курения и употребления алкоголя). Наряду с этим воспринимаемая «вертикальность» культуры способствуют соблюдению здорового образа жизни и препятствует здоровье-разрушающему поведению у российских студентов.

Теоретическая значимость данного диссертационного исследования состоит в расширении теоретических представлений об обусловленности мотивации поведения личности социокультурным контекстом. Представлена модель изучения мотивации поведения по отношению к здоровью с учетом индивидуально-личностного и культурного уровней анализа.

Практическая значимость результатов исследования: Выявленные социокультурные различия мотивации здоровье-сберегающего поведения студентов могут служить основой для разработки национальной молодежной политики в сфере здравоохранения и профилактики рискованного по отношению к здоровью поведения (табакокурение, употребление алкоголя). Результаты настоящего исследования могут быть использованы для подготовки разделов курсов лекций по общей, кросс-культурной психологии и психологии здоровья.

Достоверность и надежность полученных данных обеспечивалась научно-методологической обоснованностью программы исследования, использованием методов, адекватных цели, предмету, задачам и гипотезам, достаточным объемом выборки, корректным применением методов математической статистики для обработки данных в сочетании с их качественным анализом.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Существуют социокультурные различия мотивации здоровье-сберегающего поведения: у канадских студентов более выражена внешняя и автономная, у российских — внутренняя мотивация здоровье-сберегающего поведения (занятия спортом и правильного питания).

2. Существуют социокультурные различия мотивации здоровье-разрушающего поведения: внешняя, автономная и внутренняя мотивация здоровье-разрушающего поведения (курения, употребления алкоголя) более выражены у респондентов российской выборки.

3. Здоровье-сберегающее поведение (правильное питание и занятия спортом) регулируется автономной и внутренней мотивацией у студентов Канады, внутренней и внешней мотивацией у студентов России.

4. Социокультурные характеристики общества влияют на мотивацию поведения личности по отношению к своему здоровью, и это влияние имеет культурную специфику.

Апробация работы.

Диссертация подготовлена на кафедре организационной психологии НИУ ВШЭ. Основные положения и результаты исследования были доложены автором на следующих научных конференциях и семинарах: 4-я Межвузовская конференция молодых ученых по результатам исследований в области психологии, педагогике, социокультурной психологии (Москва, 2009);

Всероссийская научно-практическая конференция (Владивосток,.

2009) — 6-я межвузовская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых (Москва, 2010) — Гуманитарные чтения (РГГУ, Москва, 2011 г) — научно-исследовательский семинар «Социокультурные факторы экономического развития», руководитель проф. Лебедева Н. М., доц. Татарко А. Н. (Москва, ГУ-ВШЭ, 2009) — аспирантский семинар факультета психологии (Москва, ГУ-ВШЭ,.

2010) и на ряде других научно-исследовательских семинаров.

Структура и объем диссертации

определены логикой исследования и последовательностью решаемых задач. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, спискаиспользованной литературы, включающего 374 источника, из них 209 на английском языке, и 3 приложения. Основной текст диссертации изложен на 226 страницах, включает 38 таблиц и 6 рисунков.

2.4. Выводы эмпирического исследования взаимосвязи мотивации поведения, социокультурного контекста и индикаторов отношения к своему здоровью.

Исследование подтвердило теоретическую гипотезу о том, что существуют социокультурные различия мотивации личности с поведением студентов по отношению к своему здоровью.

В целом результаты исследования позволяют сделать следующие выводы.

1. Выявлены социокультурные различия видов мотивации здоровье-сберегающего и здоровье-разрушающего поведения: внутренняя мотивация занятия спортом и правильного питания у русских выше, чем у канадцев, у канадцев выше автономная и внешняя мотивация. Внутренняя мотивация курения у русских значимо выше, чем у канадцев, а внутренняя мотивация употребления алкоголя значимо выше у канадских респондентов. Внешняя и автономная мотивация здоровье-разрушающего поведения (курение, употребление алкоголя) выше у респондентов российской выборки.

2. Мотивацшг личности взаимосвязана с поведением студентов по отношению к своему здоровью, и эти связи являются как универсальными, так и культурно специфичными: в Канаде автономная и внутренняя мотивация здоровье-сберегающего поведения (правильного питания и занятия спортом), а в России.

— внешняя и внутренняя мотивация связаны с позитивными установками личности по отношению, к здоровью и регулярностью здоровье-сберегающих практик.

3. Мотивация курения и употребления алкоголя связаны с частотой здоровье-разрушающих практик. У российских студентов автономная и внутренняя мотивация здоровье-разрушающего поведения (курения и потребления алкоголя) способствуют сохранению здоровья и препятствуют его разрушению. У канадцев автономная и внутренняя мотивация курения и употребления алкоголя позитивно взаимосвязаны, с частотой здоровье-разрушающих практик.

4. Внутренняя мотивация употребления алкоголя у россиян негативно связана с удовлетворенностью жизнью, а у канадцев.

— позитивно связана с удовлетворенностью жизнью и субъективным ощущением счастья.

5. Социокультурные характеристики влияют на мотивацию поведения личности по отношению к здоровью. Воспринимаемая «горизонтальность» культуры горизонтальный индивидуализм, горизонтальный коллективизм) взаимосвязана с позитивными установками и представлениями личности относительно здоровья, мотивацией и регулярностью здоровье-сберегающего поведения, а также — психологическим благополучием личности у студентов России и Канады.

6. Связи характеристик культуры с представлениями и мотивацией поведения по отношению к здоровью имеют культурную специфику.

7. У канадских студентов воспринимаемая «горизонтальность» культуры (горизонтальный индивидуализм, горизонтальный коллективизм) позитивно взаимосвязана с соблюдением здорового образа жизни и, регулярностью здоровье-сберегающих практик, автономной мотивацией потребления алкоголя, (что является показателем осознания зависимости здоровья от поведения личности), психологическим благополучием, ощущением счастья и удовлетворенностью жизнью.

8. У российских студентов «горизонтальность» культуры способствует разным видам мотивации (внешней и внутренней) здоровье-сберегающего поведения, препятствует автономной и внутренней мотивации здоровье-разрушающего поведения (курения и употребления алкоголя), способствует регулярности здоровье-сберегающего поведения, психологическому благополучию, удовлетворенности жизнью и ощущению счастья.

9. Культурную специфику России отражает амбивалентная связь вертикального коллективизма с внешней мотивацией как здоровье-сберегающего поведения (правильного питания), так и здоровье-разрушающего (потребление алкоголя). У российских студентов «вертикальность» культуры способствуют соблюдению здорового образа жизни и удовлетворенности жизнью, и препятствует здоровье-разрушающему поведению. Это означает, что в русской культуре позитивную и взаимодополняющую роль могут играть как горизонтальность культуры (способствуя поддержанию здоровья), так и вертикальность культуры (препятствуя его разрушению).

10. Показатели социального капитала взаимосвязаны с позитивными установками и представлениями личности относительно здоровья, мотивацией, регулярностью здоровье-сберегающего поведения и психологическим благополучием личности. Позитивная идентичность и доверие социальным институтам способствует формированию автономной и внутренней мотивации здоровье-сберегающего поведения в Канаде. В России доверие социальным институтам взаимосвязано с внутренней мотивацией занятия спортом.

11.Выявлена культурная специфика связей показателей социального капитала с мотивацией потребления алкоголя: у русских студентов доверие друзьям позитивно взаимосвязано с внутренней мотивацией употребления алкоголя, а у канадских студентов — доверие семье.

Заключение

.

Наше исследование показало, что в социальных представлениях молодых россиян на сегодняшний день отсутствует высокая значимость здоровья и, что самое печальное, — осознание ответственности человека за сохранение своего здоровья. Этому способствовала долго насаждаемая государством уверенность в том, что в случае угрозы здоровью советская медицина и органы социальной защиты обязательно помогут человеку. Типичный образ жизни россиян, воспроизводящийся в последующих поколениях, никак нельзя назвать здоровым из-за высокого уровня потребления алкоголя, курения, несбалансированного питания1 и малоподвижного образа жизни.

Сегодня СМИ пропагандируют различные способы сохранения здоровья — утренние передачи с физкультминутками от известных публичных людей, реклама биодобавок, правильного питания и т. д. К сожалению, подобная реклама формирует пока только внешнюю мотивацию — «так делают все, буду делать и я» (из интервью с И.Т.). Надежды внушает канадская модель — усиление ответственности личности за состояние и поддержание своего здоровья, которая предполагает сознательную активность и автономную мотивацию поведения личности по отношению к своему здоровью. Следует формировать осознанный и зрелый выбор, не ограничиваемый внешними запретами, а регулируемый собственным разумом.

Наряду с этим, не следует сбрасывать со счетов ответственность государства и его социальных институтов за состояние здоровья своих граждан. Мы согласны с У. Кокерхамом, что автономия не приходит сама по себе, ее приходу должна помочь социальная структура общества. Как показывают наши данные и результаты многочисленных зарубежных и российских исследований, социальный капитал (уровень и радиус доверия, позитивная национальная идентичность, удовлетворенность межличностными отношениями и др.) является одним из ведущих факторов, влияющих на отношение человека к здоровью.

Россиянам нужно захотеть жить долго и счастливо, а социальным институтам российского общества — поддержать в них это желание созданиемгоризонтальных отношений принятия и поддержки.

Личность не должна в одиночку противостоять вредным" культурным практикам, здесь необходима помощь-государства и его социальных институтов в поддержке здорового образа жизни, чтобы практики поддержания здоровья были напрямую связаны с позитивными и удовлетворяющими психологические потребности личности социальными-взаимодействиями.

Будущие направления исследований. Выявленные в ходе проведенного исследования взаимосвязи культуры и мотивации личности с установками, и поведением по отношению к здоровью достойны дальнейшего исследования. Мы видим два' пути продолжения исследования: первое — расширить количественные рамки исследования, разработать лучший инструментарийчтобы' измерить основные конструкты, включая не только самооценку социального капитала и здоровьявключить разные социальные страты населения. Второй путь: провести глубинные качественные интервью с людьми из обществ и стран с различным социальным капиталомчтобы описать и исследовать динамику отношении между основными переменными на индивидуальном уровне. Посредством такого качественного анализа мы можем раскрыть индивидуальные смыслы и личный опыт людей, касающиеся культуры, социального капитала и мотивации к сохранению здоровья.

Показать весь текст

Список литературы

  1. H.A., Баевский P.M., Берсенева А. П. Проблемы адаптации и учение о здоровье. — М.: Изд-во РУДН, 2006. 284 с.
  2. Адо А. Д. Методологические принципы построения современной теории патологии //Философские и санитарно-гигиенические аспекты учения о здоровье и болезни. М.: Медицина, 1975. С.94−136.
  3. В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., 1976.
  4. В.Г. Формирование личности и структурный уровень мотивов // Проблемы личности. Материалы симпозиума. М., 1969.
  5. Асеев В. Г, Проблема мотивации и личность// Теоретические проблемы психологин личности, М: Наука, 1974, С. 122−144.
  6. Н. Г. Ценность образования в моделирующемся обществе // Социология образования. 2008. — № 11. — С. 89−90.
  7. О. А. Социальный капитал как фактор управления: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. социол. наук: 22.00.08 / Базалеев О. А.- Сарат. гос. техн. ун-т. Саратов, 2002.
  8. Р.Ш., Лихницкая И. И. О стратегии выживания в условиях старения населения (Опыт социально-демографического исследования) // Клиническая геронтология. 1998. — № 3.
  9. Е.П., Тихомандрицкая O.A. Социальная психология личности: Учеб. пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001.-178 с.
  10. Дж.В., Пуртинга Айп X., Сигал М. Х., Дасен П. Р. Кросс-культурная психология. Исследования и применение. М.: Гуманитарный центр, 2007. 560с.
  11. И.Б. Представления о здоровье и болезни в молодежной среде / И. Б. Бовина // Вопросы психологии.- 2005, — № 3.
  12. Бовина, И. Б. Социальная психология здоровья и болезни / И. Б. Бовина 2-е исп.изд.- М.: Аспект пресс, 2008.- 263с.
  13. А. А. Гносеологическая идентификация понятия «социальное развитие» // Вестник Ставропольского государственного университета. 2005. — Вып. 41. — С. 18−22.
  14. .С., Розовский И. Я., Цапкин В. Н. Психологические проблемы изучения и коррекции аномалий личности М.: Издательство МГУ, 1988
  15. Е.В. Медико-психологический анализ здоровья студентов: Автореф. дисс. канд. психол. наук /Е.В. Будыка. М., 1992. -21с.
  16. О.С., Филатов Ф. Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пос. М.: Академия, 2001.
  17. М. Б. Динамика социального капитала в повседневных хозяйственных практиках сельского населения: автореферат дисс. канд. соц. наук: 22.00.04 / М. Б. Васильев — Саратовский гос. техн. ун-т. Саратов, 2008. — 20 с. — Библиогр.: с. 19−20.
  18. Ю. А. Воздействие семьи на динамику рыночной экономики // Мировая экономика и международные отношения. 2007. — N 1. — С. 36−41.
  19. Ю. А. Социальное развитие человека. Фактор семьи // Общественные науки и современность. 2008. — N 3. — С. 5263.
  20. М. Экономика и общество. — М.: 1959.
  21. Д.Д. Социально-философские проблемы здравоохранения//Вопросы философии, 1980, № 4.
  22. В. В. Социальный капитал, гражданское общество и демократия в теории социального прагматизма Дж. Дьюи // Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. -2005. -N3. С. 169−179.
  23. Т. И. Содержание и структура современного макроэкономического воспроизводственного потока капитала социума // Новая экономика. 2007. — N 3−4. — С. 62−67.
  24. Т.Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации. М., 2003.
  25. Н. И. Капитал материальный и человеческий // Чалавек. Грамадства. Свет. 2009. — N 2. — С. 13−20.
  26. И.Н. Социальная психология здоровья. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999.
  27. Ю. Н. Эволюция теоретической социологии XX века// Социологические исследования. 2005. — № 8. С. 53−59.
  28. Е. Н. Социальный капитал современной России (организация деятельности добровольцев в центрах развития местныхсообществ): монография / Рябова Е. Н., Чурсина С. И. М.: Маска, 2007.-121 с.
  29. Демографическая ситуация, человеческий и социальный капитал Республики Беларусь: системный анализ и оценка / авт.: С. Ю. Солодовников и др.- HAH Беларуси, Ин-т экономики. Минск: Белорусская наука, 2008. — 424 с.
  30. И. А. Счастье и удовлетворенность жизнью в русском обществе // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики / Под. ред. К. А. Абульхановой, A.B. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М., 1997. С. 187−223.
  31. В.М. Четыре модели медицины. JL, 1987.
  32. Дискин, И. Е Социальный капитал в глобальной экономике // Общественные науки и современность. 2003. — N5.- С.150−159.
  33. А.И., Емельянова Т. П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. М., 1987.
  34. А.И., Емельянова Т. П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. М., 1987.
  35. С.Н. Направления исследования предубежденности в западной психологии межгрупповых отношений / С. Н. Ениколопов, Н. В. Мешкова // Вопросы психологии: научный журнал. 2007. — № 1. — С. 148−158.
  36. А. О. Социальный капитал в западных и российских социокультурных системах Текст.: автореферат дис.канд. социол. наук: 22.00.06 / А. О. Епанчинцев — Ростовский гос. пед. ун-т. Ростов-на-Дону, 2005. — 23 с. — Библиогр.: с. 23.
  37. Л. С. Социальный капитал в региональном педагогическом образовании // Социально-гуманитарные знания. -2008. -N6. С. 155−162.
  38. В. М. Жизненные ресурсы современной семьи // Народонаселение. 2005. — N 3. — С. 82−98.
  39. А .Я. Здоровье и болезнь в системе ценностных ориентаций человека // Вестник НМН СССР, 1982. т. 45, № 4, с. 29−33.
  40. , Е. Р. Пути становления самодетерминации личности в подростковом возрасте Текст. / Д. А. Леонтьев, Е. Р. Калитеевская // Вопросы психологии. 2006. — № 3. — С. 49 — 55.
  41. Ф. Г. Социальный капитал соседских сообществ / Ф. Г. Карасев. М.: Нар. фонд, 2001. — 93 с.
  42. О. А., С. Ферландер. Влияние социальной поддержки на здоровье москвичей // Социол. исслед. 2008. N4. С. 81 -84.
  43. В.И. Особенности личностной организации времени жизни // Гуманистические проблемы психологической теории. -М.: Наука, 1995. С. 179−185
  44. В.И., Дружинин В. Н. Мотивационная сфера личности и ее динамика в процессе профессиональной подготовки // Психологический журнал. 1982. — Т. 3, № 6.
  45. П. М. К вопросу о доверии в трудовых коллективах // Социологические исследования. 2008. — N 11. — С. 2433.
  46. П. М. Межличностное доверие в контексте формирования социального капитала // Социологические исследования. 2009. — N 1. — С. 43−54.
  47. А. Т. Социальный капитал и экономическое взаимодействие М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2006.
  48. А. Т. Социальный капитал как концепция экономической социологии и его роль в системе экономического взаимодействия : автореф. дисс. д-ра социол. наук: 22.00.03 / Коньков А. Т.- Моск.гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Социол.фак. М., 2006.
  49. Ц., Завьялов В. Личность и алкоголь. -Новосибирск, 1988.
  50. Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. 2001. — N3.- С.122−139.
  51. Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу // Под ред. Л. Харрисона и С. Хантингтона. Изд-во Московской школы политических исследований. М., 2002.
  52. Е. И. Здоровье человека понятие и реальность // Общественные науки и здравоохранение / Отв. ред. И. Н. Смирнов. М.: Наука, 1987
  53. Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М. Изд-во Ключ-С, 1999
  54. Н. Н. Социальный капитал и модернизацияэтноэкономики Юга России // Общественные науки и современность. i1−2006.-N2.-С. 109−117.
  55. , Н. М. Ценности и отношение к инновациям: межкультурные различия //Психологический журнал. 2009. — Т.30, № 6
  56. Н.М., Татарко А. Н. Методика исследования отношения личности к инновациям. // Альманах современной науки и образования, Тамбов: Грамота, 2009, № 4 (23), часть 2, с. 89−96.
  57. Н.М., Татарко А. Н. Этническая идентичность, статус группы и тип расселения как факторы межгрупповой интолерантности // Психологический журнал. 2005. Т.26. № 3. С. 51— 64.
  58. Н.М., Чирков В. И., Татарко А. Н. Культура и отношение к здоровью: Россия, Канада, Китай. М.: Изд-во РУДН, 2007.314 с.
  59. Н.М., Чирков В. И., Татарко А. Н. Ц.Лю Культурно-психологические особенности отношения к здоровьюкитайских и русских студентов //Психологический журнал, 2007, т.28, № 4, с. 64−74.
  60. Н.М., Ясин Е. Г. Культура и инновации: к постановке проблемы. //Форсайт, № 2 (10), 2009, с. 16−26.
  61. Н. Доверие и организационная культура современной системы предпринимательства // Проблемы теории и практики управления. 2008. — N 6. — С. 21−26.
  62. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность М.: Политиздат, 1975.
  63. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-воМГУ, 1971.
  64. Ю.П. Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения. В 2 т. М., 1987.
  65. Е. Г. Социальный капитал и его роль в построении гражданского общества в России // Государство и право. -2006.-№ 3.-С. 86−89.
  66. . Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.— М., 1984.
  67. А. Дальние пределы человеческой психики. — СПб.: Евразия, 1997.
  68. Д. Психология и культура. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.
  69. Г. В. Личностный подход основа гуманистической медицины.//Телесность человека. Междисциплинарные исследования/Философское общество СССР.-М., 1991.-С. 17−26.
  70. Д. В. Социальный капитал и его роль в развитии экономики: Вопросы теории: диссертация кандидата экономических наук: 08.00.01. Москва, 2005. — 166 с.
  71. B.C. «Личность и общество», Пермь, 1990 г.
  72. А. Качество экономического роста и его социальная составляющая // Наука и инновации. 2009. — N 4. — С. 5759.
  73. Е. А. «Инвесторы политического капитала»: социальные сети в политическом пространстве региона // Полис: Политические исследования. 2009. — N 2. — С. 60−76.
  74. К. Переживание времени в период кризиса // Психологический журнал 1983, № 5. — С. 57−65.
  75. Л. А. Деловые сети социального капитала // Мировая экономика и международные отношения. 2007. — N 7. — С. 49−55.
  76. И.Б. Здоровье занятого населения. М.: МАКС Пресс, 2007, 526 с.
  77. Л. И. Моральный фактор как субъективное начало экономического процесса // Известия Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины. 2008. — N 3. — С. 18−26.
  78. Ф.В., Школьников В. М. Новости науки и техники. Сер.Мед.Вып. Алкогольная болезнь. ВИНИТИ.-1999.-№ 5.-С. 1−15.
  79. Т. А. Социальный капитал организации: социально-психологический анализ. Часть 1 // Психологический журнал. 2009. — Т. 30, N 1. — С. 52−63.
  80. Т. А. Социальный капитал организации: социально-психологический анализ. Ч. II // Психологический журнал. -2009.-Т. 30, N2.-С. 29−42.
  81. Г. Психология здоровья. Учебник для вузов. СПб.- Питер, 2006. 607 с.
  82. А.Б., Маркова А. К., Матис Т. А. Формирование мотивации учения Москва: Просвещение, 1990. 192 с.
  83. Р.Э. Культурный конфликт и маргинальный человек // Социальные и гуманитарные науки: РЖ. Серия 10. Социология. М.: ИНИОНРАН, 1998. № 2. С.172−175.
  84. Т. О социальных системах. М.: Академический Проект, 2002.
  85. Р. Чтобы демократия сработала: Гражданские традиции в современной Италии / Пер. с англ. А. Захарова М.: Ad Marginem, 1996−287с.
  86. Н. И. Социальный капитал как фактор эффективности органов власти и управления. М.: Наука, 2002 — 180 с.
  87. Е. А. Социальный капитал и его роль в экономическом развитии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5, Экономика. 2005. — N 1. — С. 10−16.
  88. Платон. Законы. М.: Мысль, 1999. 832 с.
  89. A.C. Исследования по психологии установки. Тбилиси, Мецниереба, 1967.
  90. Психология здоровья / Под. ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Изд-во «Питер», 2003.
  91. В.В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация // Общественные науки и современность. 2003. — N2.-С.5−16.
  92. С. В. Социальный капитал как фактор повышения эффективности управления в банковской сфере региона // Региональная экономика: теория и практика. 2007. — N 4. — С. 143 147.
  93. JI., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии. М., 1999.
  94. Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии / Пер. с англ. В. В. Румынского под ред. Е. Н. Емельянова, В. С. Магуна — М.: Аспект Пресс, 1999.
  95. Р. Достижение целей в квазисовременном обществе: социальные сети в России // ОНС: Общественные науки и современность. 2002. — N3.- С.23−38. — с. 37−38.
  96. С. Л. Бытие и сознание. — М., Изд-во АН СССР, 1957.
  97. С. Л.' Основы общей психологии: в 2 т. Т. II.-М.: Педагогика, 1989
  98. М. А. Пассионарный аспект экономического развития // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5, Экономика. 2004. — N 3. — С. 45−56.
  99. Н. Л. Русинова, Л. В. Панова, В. В. Сафронов/ Здоровье и социальный капитал (Опыт исследования в Санкт-Петербурге) // Социологические исследования. 2010. — N 1. — С. 87−100.
  100. М. Социальный капитал в регионе: содержание и формы проявления // Проблемы теории и практики управления. -2008.-N 6.-С. 16−20.
  101. А. А. Воспроизводство населения и социальный капитал // Вестник Московского университета. Сер. 6, Экономика. -2006.-N 5.-С. 15−31.
  102. Г. И. Государственное управление как фактор развития социального капитала: дис. канд. социол. наук: 22.00.08 / Саркисов Г. И.- Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Социол. фак. М., 2008.
  103. Сборник «Физкультура и здоровье студентов» (под редакцией Е. Д. Хомской и М. М. Рыжака, М.: изд-во МГУ, 1988).
  104. Г. Стресс без дистресса. Рига, 1992.
  105. И.Н. Здоровье человека как философская проблема // Вопр. философии. 1985. — № 7.- С. 81−93. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М., 1999.
  106. С. В. Социальная сеть общественных организаций как форма социального капитала // Социология. 2003. — N4. — С. 5263.
  107. И.Н. Здоровье человека как философская проблема // Вопросы философии. 1985. — № 7. — С. 83−93
  108. С. Ю. Принципы исследования категории «социальный капитал» в современной политической экономии // Новая экономика. 2008. — N 11−12. — С. 33−45.
  109. С. Ю. Социальный капитал и аграрный кризис в России и СССР в первой четверти XX века: взаимообусловленность, протекание и формы разрешения // Новая экономика. 2009. — N 1−2. — С. 15−25.
  110. Социальный капитал и социальное расслоение в современной России: Пер. с англ. / Под ред. Джудит JI. Твигг, Кэйт Шектер. М.: Альпина паблишер, 2003. — 382 с.
  111. Социальный потенциал Республики Беларусь: теория, методология, практика / С. Ю. Солодовников- Национальная академия наук Беларуси, Институт экономики. Минск: Беларуская навука, 2009. — 302 с.
  112. Спорер 3. Экономика знаний и социальный капитал // Экономика образования. 2007. — N 4. — С. 72−78.
  113. , JI.B. Социальный капитал: типология зарубежных подходов // Общественные науки и современность. -2003. N2.- С.33−41. — с.40−41.
  114. A.B. Методологический анализ кросскультурных исследований в психологии // Журнал прикладной психологии. 1998. № 4. С. 17−35.
  115. А. Н. Культурно-психологические особенности социального капитала этнических групп России // Психологический журнал. 2009. — Т. 30, N 2. — С. 67−80.
  116. Н. Е. Социальный капитал как. фактор неравенства // Общественные науки и современность. 2004. — N 4. -С. 24−35.
  117. А. В. Доверие в российском малом и среднем бизнесе // Общественные науки и современность. 2004. — N 4. — С. 3648.
  118. К. Качество жизни и социальное качество в Европе // Социология. 2007. — N 4. — С. 34−46.
  119. В. А. Актуальные проблемы психологии в практической медицине. Ярославль, 1998.
  120. JI. Н. Внешнеэкономический капитал и его роль в обществе // Социология. 2006. — N 2. — С. 88−92.
  121. К. Э. Социальный капитал и диффузия нововведений внутри организаций: на примере использования компьютерной технологии в школах // Дистанционное и виртуальное обучение. 2004. — N 9. — С. 70−73.
  122. М. Рождение клиники. М.: Смысл, 1998.
  123. Ф. Великий разрыв, /пер. с англ. под общ. ред. А. В. Александровой. М.: ACT, 2008 476 с.
  124. В.А. Модель субъективного экономического благополучия (сообщение 1) // Психологический журнал. 2005. Т. 26. № 3. С. 38−50.
  125. X. Хекхаузен Мотивация и деятельность. Т. 1. М.,"Педагогика" 1986. С. 33−48
  126. С. А. Социальный капитал в условиях белорусской экономики // Весшк Магшёускага дзяржаунага ушверсггэта 1мя А. А. Куляшова: навуковы и метадычны часотс — 2007. — № 4. — С. 70−76.
  127. А. Б., Гараян Н. Г. Культура, эмоции и психическое здоровье // Вопросы психологии. № 2. — 1999. — С. 61−74.
  128. Е.Ф. Здоровье как проблема медицинской психологии. // Физкультура и здоровье студентов. М.: Изд-во МГУ, 1988.- 208с.
  129. М., Штребе В. Введение в социальную психологию. Европейский подход. Учебник для студентов вузов. Пер. с англ. под ред. проф. Т. Ю. Базарова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. -622 с.
  130. Человеческий потенциал Республики Беларусь / С. Ю. Солодовников и др.- под научной редакцией П. Г. Никитенко- Национальная академия наук Беларуси, Институт экономики. Минск: Беларуская навука, 2009. — 715, 1. с.
  131. Чиркин В- Е. Государство социального капитализма (перспектива для России?) // Государство и право. 2005. — N 5. — С. 54−60.
  132. С. А. Социальный капитал как источник инновационного развития // Социология. 2008. — N 1. — С. 16−35.
  133. ШадриковВ.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. М.: Логос, 2003.
  134. В.Д. Психология деятельности и способности человека. -М.: Логос, 1996.
  135. В.Д. Психологическая характеристика нормального человека, или Познай самого себя. М.: Логос, 2009.
  136. А. Е. Психика. Сознание. Бессознательное. К обобщенной теории психологии. Тбилиси, Мецниереба, 1979.
  137. П.Н. Природа социального капитала: социально-психологический подход // Общественные науки и современность. -2003.-N2.- С.17−32.
  138. В. К. Социальный капитал науки среди сопредельных понятий // Социология. 2008. — N 1. — С. 35−42.
  139. Ш. Революция и преобразование обществ: Сравнительное изучение цивилизаций
  140. Этническая толерантность в поликультурных регионах России / Под. ред. Н. М. Лебедевой А.Н. Татарко, М., ИЭА РАН, 2002.
  141. .Г. Здоровье: факт, норма и ценность. Мир психологии, № 1, 2000.
  142. М. Г. Специфика детерминизма психических процессов. //Вопросы философии. 1972. — № 1. с. 94−105.
  143. Е. Модернизация и общество // Вопросы экономики. -2007.-№ 5.-С. 4−29.
  144. Е. Культура имеет значение. // Российская газета. -2010.-№ 5189.
  145. Abbott P.A., Turmov S., Wallace C. Health world views of post-soviet citizens. Social Science & Medicine, 62 (2006). P.228−238.
  146. Abric, J.-C. A structural approach to social representations// Representations of the social/ Ed. by K. Deaux and G.Philogene. Oxford, 2001.
  147. , A. (2001). Well-being in cultures of choice: A cross-cultural perspective. American Psychologist, 56(1), 77−78.
  148. Ali, S. M., & Haq, R. U. (2006). Women’s autonomy and happiness: The case of Pakistan. Pakistan Development Review, 45, 121 136.
  149. , S. (2002). Dimensions of human development. World Development, 30(2), 181−205.
  150. , A. M. (2005). Social capital and mental health: An interdisciplinary review of primary evidence. Social Science and Medicine, 61,943−964.
  151. , M., & Lamontagne, L. (2004). Gender, human capabilities and culture within the household economy: different path to socio-economic well-being? International Journal of Social Economics, 31(4), 325−364.
  152. , T. M. (1983). The social psychology of creativity New York: Springer-Verlag.
  153. Angyal, A. Neurosis and treatment: A holistic theory. New York: J. Wiley, 1965. 328 p.
  154. , M. (1984). Problems of Dostoevsky’s poetics. Minneapolis: University of Minnesota Press.
  155. , R. M., & Kenny, D. A. (1986). The moderatormediator variable distinction in social psychological research: Conceptual, strategic, and statistical considerations. Journal of Personality and Social Psychology, 51(6), 1173−1182.
  156. , J. W. (1998). Acculturation and Health: Theory and Research. In S. S. Kazarian & D. R. Evans (Eds.), Cultural Clinical Psychology: Theory, Research and Practice (pp. 39−57). New York: Oxford University Press.
  157. Berry, J.W., Dalai, A., Pande, N. & al. (1994). Disability beliefs, attitudes and behaviours across cultures. Kingston: Queen’s University.
  158. Berry, J.W., Poortinga, Y.H. Segall, M.H. & Dasen, P. R (2002). Cross-cultural psychology: Research and applications. 2nd Edition (588pp). New York: Cambridge University Press. (Russian edition, 2007- Arabic and Chinese editions in progress, 2009).
  159. Blaxter M. Health and Lifestyles, London: Routledge, 1990.
  160. G.S. 1962. Investment in Human Capital: A Theoretical Analysis. Journal of Political Economy, University of Chicago Press, vol. 70, pages 9.
  161. Berger-Smith, R. (2000). Social cohesion as an aspect of the quality of societies: Concept and measurement. (No. 14). Mannheim: Centre for Survey Research and Methodology.
  162. Bourdieu, P. Sociology in Question. Sage Publications Ltd (Jan 7, 1994).i
  163. , P. (1986). The forms of capital. In J. G. Richardson (Ed.), Handbook of theory and research for the sociology of education (pp. 241−258). New York: Greenwood Press.
  164. Breslow L, Enstrom J.E. Persistence of health habits and theirrelationship to mortality. Prev Med. 1980 Jul- 9(4):469−483.
  165. Brown R. Group processes. Dynamics Within and Between Groups. Oxford, 2000.
  166. Browne, J.P., O’Boyle, C.A., McGee, H.M., Joyce, C.R., McDonald, N.J., O’Malley, K., & Hiltbrunner, B. Individual Quality of Life in the healthy elderly. Quality of Life Research, 1994. Vol. 3, 235 244.
  167. Bruni, L., Comim, F., & Pugno, — M. (Eds.). (2009). Capabilities and happiness. Oxford: Oxford University Press.
  168. , L., & Porta, P. L. (Eds.). (2006). Economics and happiness: Framing the analysis. Oxford: Oxford University Press.
  169. , M. (1965). The knowledge of man: A philosophy of the interhuman. New York: Harper Torchbooks.
  170. Byrne D.G. Personal Determinants of Life Event Stress and Myocardial Infarction // Psychoter. Psychosom. 1983. Vol. 40. P. 106−114.
  171. Califano J.A. Healthy People: The Surgeon General’s Report on Health Promotion and Disease Prevention. Wash., 1979.
  172. Campbell, C., Wood, R., & Kelly, M. K. (1999). Social capital and health. London: Health Education Authority.
  173. Cannon W.B. The Wisdom of the Body. L., 1932.
  174. Cassel J. The Contribution of the Social Environment to Host Resistance//Amer. Journ. of Epidemiology. 1976. Vol. 104. P.107−123.
  175. Chance N.A. Acculturation, Self-Identification, and Personality Adjustment//Amer. Anthropology. 1965. V.67. P. 372−393.
  176. Chance N.A. Acculturation, self-identification, and personality adjustment // American Anthropology. 1965. Vol.67. P.372−393.
  177. , V. I. (2006). Multiculturalism and human nature: A psychological view. In D. Zinga (Ed.), Navigating multiculturalism: Negotiating change (pp. 33−57). Newcastle, UK: Cambridge Scholar Press.
  178. , J. (2009). The politics of persons: Individual autonomy and socio-historical selves. Cambridge, UK: Cambridge University Press.
  179. Clark, D. A. The capability approach: Its development, critiques and recent advances. (No. GPRG-WPS-032). Manchester, UK: Global Poverty Research Group, 2005
  180. Cobb S. Social Support as a Moderator of Life Stress // Psychosomatic Medicine. 1976. Vol. 38. P. 300−314.
  181. Cockerham, W. C. Health and social change in Russia and Eastern Europe. New York: Routledge, 1999.
  182. Cockerham, William C. (1997). The Social Determinants of the Decline in Life Expectancy in Russia and Eastern Europe. Journal of Health and Social Behavior 38:117−30.
  183. Colby B.N. Weil-Being: a Theoretical Program // Amer. Anthropology. 1987. Vol. 89. P. 879−895.
  184. Coleman, J.S. Foundations of social theory. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1990.
  185. J.S. «Social Capital in the Creation of Human Capital,» American Journal of Sociology Supplement 94 (1988): P.95−120.
  186. , M. A., & Amabile, T. M. (1999). Motivation and creativity. In R. J. Sternberg (Ed.), Handbook of creativity (pp. 297−312). Cambridge, UK: Cambridge University Press.
  187. Cook, P. Chronic illness beliefs and role of social networks among Chinese, Italian and Angloceltic Canadian. Journal of Cross-Cultural Psychology 25, 1994. pp 452−465.
  188. Culture and Subjective Weil-Being / Eds. E. Diener, E. Suh. Cambridge, 2000.
  189. Dahrendorf, R. Life chances: Approaches to social and political theory. Chicago: University of Chicago Press, 1979. 181 p.
  190. Dayan J. Health values, beliefs and behaviors of Orthodox, Reformed and Secular Jews. Unpublished MA Thesis, Queen’s University, 1993.
  191. Dayton-Johnson, J. (2001). Social cohesion and economic prosperity. Halifax: Formac.
  192. De Moor, R. Values in Western cocieties. Tilburg: Tilburg University Press, 1995.
  193. De Vos, G. A. (1999). Toward an integrated social science. Ethos, 27(1), 33−48.
  194. , E. L., & Ryan, R. M. (1985). Intrinsic motivation and self-determination theory of human behavior. New York: Plenum.
  195. , E. L., & Ryan, R. M. (1985). The general causality orientations scale: Self-determination in personality. Journal of Research in Personality, 19, 109−134.
  196. , E. L., & Ryan, R. M. (1991). A motivational approach to self: Integration in personality. Lincoln, Neb.: University of Nebraska Press. P.237−288.
  197. , E. L., & Ryan, R. M. (1995). Human autonomy: The basis for true self-esteem. In M. Kemis (Ed.), Efficacy, agency, and self-esteem (pp. 31−49). New York: Plenum.
  198. , E. L., & Ryan, R. M. (2000). The «what» and «why» of goal pursuits: Human needs and the self-determination of behavior. Psychological Inquiry, 11, 227−268.
  199. , E. L., & Ryan, R. M. (Eds.). (2002). Handbook of self-determination research. Rochester, NY: The University of Rochester Press.
  200. Diener E. Subjective well-being in cross-cultural perspective. In Key Issues in Cross-Cultural Psychology, ed. H Grad, A Blanco, J Georgas. Liese, Swets & Zeitlinger, 1996. pp. 319−30.
  201. Diener E., Gohm C., Suh E., Oishi S. Similarity of the Relations Between Marital Status and Subjective Well-Being Across Cultures // Journ. of Cross-Cultural Psychology. 2000. Vol. 31. № 4. P. 419−436.
  202. Diener E., Oishi S., Lucas R.E. Personality, Culture, and Subjective Well-Being: Emotional and Cognitive Evaluations of Life // Annual Review of Psychology. 2003. Vol. 1. P. 403−423.
  203. Diener, E. Suh (Eds.) Culture and subjective well-being, London, 2000.
  204. Draguns Ju.G., Tanaka-Matsumi Ju. Assessment of Psychopathology across and within cultures: Issues and findings. Behaviour Research and Therapy. 2003. T. 41. № 7. C. 755−776.
  205. W.W. «Disorganization», Adaptation, and Arterial Blood Pressure // Medical Anthropology. 1979. Vol. 3. P. 225−248.
  206. Dressier W.W. Cross-Cultural Differences and Social Influences in Social Support and Cardiovascular Disease // Social Support and Cardiovascular Disease. N.Y.: Plenum Press. 1994. P. 167−192.
  207. Dressier W.W. Culture, Stress and Disease // Medical Anthropology: A Handbook of Theory and Method / Eds. T.M. Johnson, C.F. Sargent. N.Y., 1990. P. 248−267.
  208. Dressier W.W. Social and Cultural Context of Coping // Soc. Sci. and Med. 1985. Vol. 21. P. 499−506.
  209. Dressier W.W. Social and Cultural Influences in Cardiovascular Disease: A Review. Transcultural Psychiatric Research Review. 1984. Vol. 21. P. 5−42.
  210. Dressier W.W., Mata A., Chavez A., Viteri F.E. Arterial Blood Pressure and Individual Modernization in Mexican Community // Soc. Sci. and Med. 1987. Vol. 24. P. 679−687.
  211. Dressier W.W., Santos J.E., Gallagher P.N., Viteri F.E. Arterial
  212. Blood Pressure and Modernization in Brasil // Amer. Anthropology. 1987. Vol. 89. P. 389−409.
  213. Dressier W.W., Vitery F.E., Grell G.A.C., Chavez A., Santos J.E.D. Comparative Research on Social Epidemiology: Measurement Issues //Ethnicity and disease. 1991. Vol. 1. P. 179−393.
  214. Engel G.L. A life Setting Conductive to Illness. The Giving-up-Given-up Complex // Ann. Intern. Med. 1968. Vol. 69. P. 293−300.
  215. , E. H. (1964). Insight and responsibility: Lectures on the ethical implications of psychoanalytic insight. New York: W. W. Norton & Company.
  216. Ethier K.A., Deaux K. Negotiating Social Identity when Contexts Change: Maintaining Identification and Responding to Threat // Journ. of Personality and Social Psychology. 1994. Vol. 67. P. 243−251.
  217. , K.A. & Deaux, K. Negotiating social identity when contexts change: Maintaining identification and responding to threat. Journal of Personality and Social Psychology, 1994, V. 67, P. 243−51
  218. , K. P. (1991). Can psychoanalytic theories explain the Pakistani woman? Intrapsychic autonomy and interpersonal engagement in the extended family. Ethos, 19(2), 131−160.
  219. Fernandez-Ballesteros R. Quality of life: concept and assessment. In: J Adair, D Belanger, K Dion, editors. Advances in Psychological Science. Vol I: Social, Personal and Cultural Aspects. Psychological Press, 1997.
  220. Floberg D., Gjerdinger D., Preston M. Multiple Roles and Women’s Mental and Physical Health: What Have We Learned? // Women & Health. 1986. Vol. 11. P. 79−96.
  221. , E. (1970), Profession of Medicine: A Study of the Sociology of Applied Knowledge, New York: Harper Pow.
  222. French J.R.P., Rodgers Jr.W., Cobb S. Adjustment as Person
  223. Environment Fit in Coping and Adaptation / Eds. G. V Coelho., D.A. Hamburg, J.E. Adams. N.Y., 1974.
  224. , B. S. (2008). Happiness: A revolution in economics. Cambridge, MA: The MIT Press.
  225. , B. S., & Stutzer, A. (2000). Happiness prospers in democracy. Journal of Happiness Studies, 1(1), 79−102.
  226. , B. S., & Stutzer, A. (2005). Happiness research: State and prospects. Review of Social Economy, 63(2), 207−228.
  227. , E. (1941). Escape from freedom. New York: Farrar & Rinehart.
  228. Fukuyama F. Social capital and the global economy .//Foreign Affairs, 1995, № 5 p.89−104)
  229. Fukuyama F. The Great Disruption. Human nature and the reconstitution of social order. London: Profile Books, 1999).
  230. , F. (1995). Trust: The social virtues and the development of prosperity. New York: Free Press.
  231. Gaertner S.L., Rust M., Dovidio J.F. et al. The Contact Hypothesis: the Role of a Common In-Group Identity on Reducing Intergroup Bias / Small Group Research. 1994. Vol. 25. P. 224−249.
  232. , T. (1997). Social trust and human communities. Montreal: McGill-Queen's University Press.
  233. Graham D.T. Psychosomatic Medicine // Handbook of
  234. Psychophysiology / Eds. N.S. Greenfield, R.A. Sternbach. N.Y., 1972. P. 839−924.
  235. Graves T.D. Acculturation, Access, and Alcohol in a Tri-Ethnic Community // Amer. Anthropology. 1967. Vol. 69. P. 306−321
  236. Gray J. Men are from Mars, Women are from Venus, Carper Collins Publishers, 1992.
  237. , C., & van Bastelaer, T. (2001). Understanding and measuring social capital: A synthesis of findings and recommendations from the Social Capital Initiative. Washington, DC: The World Bank.
  238. , A. (2007). The betrayal of the self: The fear of autonomy in men and women. Berkeley, CA: Human Development Books.
  239. , P. (2000). Kant on freedom, law, and happiness. Cambridge, UK: Cambridge University Press.
  240. , P. (2003). Kant on theory and practice of autonomy. In E. F. Paul, F. D. Miller & J. Paul (Eds.), Autonomy (pp. 70 98). Cambridge, UK: Cambridge University Press
  241. Harrison-, L. E. (2000). Why culture matters. In L. E. Harrison & S. P. Huntington (Eds.), Culture matters: How values shape human progress, (pp. xvii xxxiv). New York: Basic Books.
  242. Harrison L.E. Promoting Progressive Cultural Change // Culture matters: How values shape human progress. Eds. L.E. Harrison, S. P. Huntington. N.Y., 2000. P. 296−307.
  243. Harrison L.E. Who Prospers? How cultural values shape economic and political success. N.Y., 1992.
  244. , E. (1983). Culture and morality: The relativity of values in anthropology. New York: Columbia University Press.
  245. , T., & Cote, S. (2001). The well-being of nations: The role of human and social capital. Paris: Organisation for Economic Cooperation and Development.
  246. , J. F. (2001). Social capital, the economy and well-being. The Review of Economic Performance and Progress, 3, 43−60.
  247. Henry J.P., Stephens P.M. Stress, Health, and the Social Environment: A Sociobiologic Approach to Medicine. N.Y., 1977.
  248. Hewstone, M., Stroebe W., Codol, J-P., Stephenson G. Introduction to social psychology. A European perspective. Basil Blackwell, 1988.
  249. Holmes T.H., Rahe R.H. The Social Readjustment Rating Scale // Journ. of Psychosom. Research. 1967. Vol. 11. P. 213−218.
  250. , G. (1997). Culture and organization: Software of the mind. New York: McGraw-Hill.
  251. , K. (1950). Neurosis and human growth. New York: Norton.
  252. Hradil, S (1987): Sozialstrukturanalyse in einer fortgeschrittenen Gesellschaft Von Klassen und Schichten zu Lagen und Milieus. Opladen: Leske und Budrich
  253. , R., & Klingeman, H.-D. (2000). Genes, culture, democracy, and happiness. In E. Diener & E. M. Suh (Eds.), Culture and subjective well-being (pp. 165−183). Cambridge, MA: A Bradford Book.
  254. , R., & Welzel, C. (2005). Modernization, cultural change and democracy: The human development sequence. Cambridge, UK: Cambridge University Press.
  255. Inkeles A., Smith D.H. Becoming modern. Cambridge, 1974.
  256. James S.A., Strogatz D.S., Wing S.B., Ramsey D.L. Socioeconomic Status, John Henryism, and Hypertension in Blacks and
  257. Whites // Amer. Journ. of Epidemiology. 1987. Vol.126. P. 664−673.
  258. Joffe, H. Social representations and health psychology// Social Science Information, 2002, vol.41, N4, 559−480.
  259. P.C. (2000). Relevance and Utility of Traditional Medical System in the context of a Himalayan Tribe. Psychology and Developing Societies A Journal, 12 (l):5−30.
  260. , S. (2008). The inner world: A psychoanalytic study of childhood and society in India. Oxford: Oxford University Press.
  261. Kasl S.V.- Pursuing the Link between Stressful Life Experiences and Disease: A time for reappraisal // Stress Research: Issues for the eighties / Ed. G.L. Cooper. N.Y., 1983.
  262. Kasser VM, Ryan RM. 1999. The relation of psychological needs for autonomy and relatedness to health, vitality, well-being and mortality in a nursing home. J- Appl. Soc. Psychol. 29:935−54.
  263. Keep J.L.H. Last of the empires: A history of the Soviet Union, 1945−1991. Oxford University Press, 1995.
  264. Kessler R.C., Cleary P.D. Social Class and Psychological Distress //Amer. Soc. Review. 1980. Vol. 45. P. 463−478.
  265. Lazarus R.S. Psychological Stress and the Coping Process. N.Y., 1966.
  266. Lazarus R.S., Folkman S. Cognitive Theories of Stress and the1. sue of Circularity in Dynamics of Stress: Physiological, psychological, and social perspectives / Eds. M.H. Appley, R. Trumbull. N.Y., 1986.
  267. Leff, J. International variations in the diagnosis of psychiatric illness. British Journal of Psychiatry, 1997. 131, 329−338.
  268. Leventhal H., Tomarken A. Stress and illness: Perspectives from health psychology // Stress and Health: Issues in Research Methodology / Eds. S.V. Kasl, C.L. Cooper. N.Y., 1987. P. 27−55.
  269. Levi L., Anderson L. Population, Environment and Quality of Life. A contribution to the United Nations World Population Conference. Stockholm, 1974.
  270. Macintyre S. The Patterning of Health by Social Position in Contemporary Britain// Soc. Sci. and Med. 1986. Vol. 23. P. 393−415.
  271. Main Currents of Cultural Anthropology / Ed. R. Naroll, F. Naroll. N.Y., 1970.
  272. Manski, Ch. Economic Analysis of Social Interactions Journal of Economic Perspectives. 2000. Vol. 14. 3. P. 115).
  273. Marks D.F., Murray M.D., Evans B. and Willig C. Health Psychology: Theory, Research and Practice London.: Sage, 2000. pp.422.
  274. Marmot M.G. Culture and Illness: Epidemiological evidence // Foundations of Psychosomatics / Eds. M.J. Christie, P.G. Mellet. N.Y., 1981. P. 323−340.
  275. Marmot M.G., Syme S.L., Kagan A. Epidemiological Studies of Coronary Heart Disease and Stroke in Japanese Men living in Japan,
  276. Hawaii and California. Prevalence of coronary and hypertensive heart disease and associated risk factors // Amer. Journ. of Epidemiology. 1975. Vol. 102. P. 514−525.
  277. , A. (1968). Toward a psychology of being. (2 ed.). Princeton, N.J.: Van Nostrand.
  278. , A. (1971). Some basic propositions of a growth and self-actualization psychology. In E. A. Southwell & M. Merbaum (Eds.), Personality: Readings in theory and research (pp. 221−234). Belmont, CA: Broke/Cole.
  279. Mason J.W. A Historical View of the Stress Field //Journ. of Human Stress. 1975. Vol. 1. P. 6−36.
  280. May, R. (1981). Freedom and destiny (1st ed.). New York: Norton.
  281. McClelland D.C. The Achievement Motive //Current Perspective in Social Psychology. Oxford, 1971.
  282. McGarvey S.T., Baker P.T. The Effects of Modernization and Migration on Samoan Blood Pressure // Human Biology. 1979. Vol. 51. P. 467-^479.
  283. McGarvey S.T., Schendel D.E. Blood’pressure of Samoans in The Changing Samoans: Behavior and Health in Transition / Eds. P.T. Baker, J.M. Hanna, T.S. Baker. N.Y., 1986.
  284. Miller N., Brewer M.B. Groups in Contact: The Psychology of Desegregation. N.Y., 1984.
  285. Minsel B., Becker P., Korchin Sh.J. A Cross-Cultural View of Positive Mental Health: Two Orthogonal Main Factors Replicable in Four Countries. Journal of Cross-Cultural Psychology July 1, 1995. 26: 360−373
  286. , V. (1999). Conceptualizing social capital in relation to well-being of children and young people: A critical review. The Sociological Review, 47, 744−765.
  287. Moscovici S. The phenomenon of social representations// Social representations: explorations in social psychology. S. Moscovici/Ed. By G. Duveen, N. Y., 2001, 18−77.
  288. Moscovici S. Why a theory of social representations ?// Representations of the
  289. Social: Bridging Theoretical Traditions/ Ed. by K. Deaux & G. Philogene. Oxford. 2001, 18−61
  290. , M. (2000). Woman and human development: The capabilities approach. Cambridge, UK: Cambridge University Press.
  291. Oshana M. How much should we values autonomy? In E. F. Paul, F. D. Miller & J. Paul (Eds.), Autonomy (pp. 99 126). Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2003.
  292. Paxton, P. Is Social Capital Declining in the United States? A Multiple Indicator Assessment, American Journal of Sociology, Vol. 105, No. 1 (Jul., 1999), pp. 88−127.
  293. Pearlin L.I. The social context of stress // Handbook of Stress: Theoretical and Clinical Aspects. Eds L. Goldberger, Sh. Breznitz. N.Y., 1982.
  294. Phillips S.L., Fisher C.S. Measuring Social Support Networks in General Populations // Stressful life events and their contexts / Eds. B.S. Dohrenwend, B.P. Dohrenwend. N.Y., 1981.
  295. Putnam, R. D. Social capital: Measurement and consequences. ISUMA, Spring, 2001. p. 41−51.
  296. Putnam R.D. Bowling Alone. The collapse and revival of American community. New York: Simon and Shuster, 2000. — 541 p
  297. Reis, H. T., Sheldon, K. M., Gable, S. L., Roscoe, J., & Ryan, R. M. (2000). Daily well-being: The role of autonomy, competence, and relatedness. Personality and Social Psychology Bulletin, 26(4), 419−435.
  298. , C. (1961). On becoming a person: A therapist’s view of psychotherapy. Boston, MA: Houghton Mifflin Company.
  299. , A. (1988). In search of self in India and Japan: Toward a cross-cultural psychology. Princeton, N.J.: Princeton University Press.
  300. Rose, R. What does social capital add to individual welfare? An empirical analysis of Russia // The World bank Social Development Family Environmentally and Socially Sustainable Development Network, 1999
  301. , R. M. (1982). Control and information in the intrapersonal sphere: An extension of cognitive evaluation theory. Journal of Personality and Social Psychology, 43, 450−461.
  302. , R. M., & Connell, J. P. (1989). Perceived locus of causality and internalization: Examining reasons for acting in two domains. Journal of Personality and Social Psychology, 57, 749−761
  303. , R. M., & Deci, E. L. (2000a). The darker and brighter sides of human existence: Basic psychological needs as a unifying concept. Psychological Inquiry, 11(4), 319−338.
  304. , R. M., & Deci, E. L. (2000b). Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being. American Psychologist, 55(1), 68−78.
  305. , R. M., & Deci, E. L. (2001). On happiness and human potentials: A review of research on hedonic and eudaimonic well-being. Annual Review of Psychology, 52, 141−166.
  306. , R. M., Kuhl J., & Deci E.L. (1997). Nature and autonomy: An organizational view of social and neurobiological aspects of self-regulation in behavior and development. Development and Psychopathology 9(04): 701−728.
  307. Ryff C.D. Happiness is everything, or is it? Exploration on the meaning of psychological well-being // Journ. of Personality and Social psychology. 1989a. Vol. 57. P. 1069−1081.
  308. Ryff C.D. In the Eye of the Beholder: Views of psychological well-being in middle and old-aged adults // Psychology and Aging. 1989b. Vol. 4. P. 195−210.
  309. Ryff C.D. Psychological Well-Being in Adult Life // Current Directions in Psychological Science. 1995. Vol. 4. P. 99−104.
  310. Ryff C.D., Keyes L.M. The Structure of Psychological Well-Being Revisited // Journ. of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 69. P. 719−727.
  311. Ryff C.D., Singer B. The Contours of Positive Human Health // Psychological Inquiry. 1998. Vol. 9. P. 1−28.
  312. Schmutte P., Ryff C. Personality and Well-Being: Reexamining methods and meanings // Journ. of Personality and Social Psychology. 1997. № 73 (3).
  313. , S. H. (2007). A theory of cultural value orientation: Explication and applications. In Y. Esmer & T. Pettersson (Eds.), Measuring and mapping cultures: 25 years of comparative value surveys (pp. 33−78). Leiden, The Netherlands: Brill.
  314. , S. H. (2008). Cultural value orientation: Nature and implications of national differences Moscow: Publishing House of SU-HSE.
  315. Schwartz S.H. Are there Universal Aspects in the Structure and Contents of Human Values // Journ. of Social Issues.1994. Vol. 50.
  316. Schwartz S.H. et al. Extending the Cross-Cultural Validity of the Theory of Basic Human Values with a Different Method Measurement // Journ. of Cross-Cultural Psychology. 2001. Vol. 32. № 5. P. 519−543.
  317. Schwartz S.H. Universals in the Structure and Content of Values: Theoretical advances and empirical tests in 20 countries // Advances in experimental social psychology. Vol.25 / Ed. M.P. Zanna. Orlando, 1992. P. 1−65.
  318. Schwartz B., Lacey H. Behaviorism, science, and human nature. New York: Norton, 1982. 282 p.
  319. Scott R, Howard A. Models of Stress in Social Stress / Eds. S. Levine, N.A. Scott. Chicago, 1970.
  320. Sen, A. (1985). Well-being, agency, and freedom: The Dewey lectures 1984. Journal of Philosophy, 82(4), 169−221.
  321. Sen, A. (1993). Capability and well-being. In M. Nussbaum & A. Sen (Eds.), The quality of life. (pp. 30−53). Oxford: Clarendon Press.
  322. , D. (1984). Autonomy and rigid character. New York: Basic Books, Inc.
  323. Sheldon K.M., Williams G., Joiner T.E. Jr., Pettit J. The Integration of Self-Determination Principles and Scientifically Informed Treatments is the Next Tier. Clinical Psychology: Science and Practice, Vol. 10/3, Sept.2003.
  324. Shephard R.J., Rode A. The Health Consequences of «Modernization»: Evidence from circumpolar peoples. Cambridge, 1996.
  325. Shephard R.J., Rode A. The Health Consequences of «Modernization»: Evidence from circumpolar peoples. Cambridge, 1996.
  326. , R. A. (2000). Moral maps, «first world» conceits, and the new evangelists. In L. E. Harrison & S. P. Huntington (Eds.), Culture matters: How values shape human progress, (pp. 158−176). New York: Basic Books.
  327. Shweder, R. A., Minow, M., & Markus, H. R. (Eds.). (2002). Engaging cultural differences: The multicultural challenge in liberal democracies. New York: Russell Sage Foundation.
  328. , M. E. (1999). Anthropology and human nature. Ethos, 27(1), 7−14.
  329. Sterling P., Eyer J. Biological Basis of Stress-Related Mortality // Soc. Sci. and Med. 1981. Vol. 15E. P. 3−42.
  330. Stout C., Morrow J., Brandt E., Wolf S. Unusually Low Incidence of Death from Myocardial Infarction: Study of one Italian American community in Pennsylvania // Journ. of Amer. Medical Association. 1964. Vol. 188. P. 845−849.
  331. Stroebe W. Social psychology and health. Buckingham, Open University Press, 2000, 342 p.
  332. Taylor D. The Quest for Identity. From minority groups to Generation Xers. L., 2002.
  333. Taylor E. Researches into the Early History of Mankind. L., 1870.
  334. Uyl, D. D. (2003). Autonomous autonomy: Spinoza on autonomy, perfectionism, and politics. In E. F. Paul, F. D. Miller & J. Paul (Eds.), Autonomy (pp. 30 69). Cambridge, UK: Cambridge University Press
  335. Triandis, H.C. The Psychological Measurement of Cultural Syndromes. American Psychologist, 1996.
  336. Triandis, H.C. Individualism and collectivism. Coulder, Colorado: Westview Press, 1995.
  337. Tung, M.P.M. (1994). Symbolic meanings of the body in Chinese culture and «somatization». Culture, Medicine and Psychiatry, 18, 483−492.
  338. Veenhoven, R. Freedom and happiness: A comparative study in forty-four nations in the early 1990s. In E. Diener & E. M. Suh (Eds.),
  339. Culture and subjective well-being (pp. 257−288). Cambridge, MA: A Bradford Book, 2000.
  340. Veenhoven, R. Correlates of happiness: 7838 findings from 603 studies in 69 nations, 1991−1994. Rotterdam: RISBO, Erasmus University Rotterdam, 1994.
  341. Verbrugge L.M. Gender and Health: An update of hypotheses and evidence // Journ. of Health and Soc. Behavior. 1985. Vol. 56. P.156−182.
  342. Vickers J.R.R., Conway T.L. Demonstration of Replicable Dimensions of Health Behavior // Preventive Medicine. 1990. P. 377−401.
  343. Vroom V. H. Work and Motivation. N .Y., 1964
  344. Ward C., Bochner S, Furnham A. The psychology of culture shock. London: Routledge, 2001.
  345. Wilkinson R.G. Unhealthy Societies: The Affliction of Inequality. London: Routledge, 1996.
  346. Wolcock, M. Social and Economic Development / M. Wolcock // Theory and Society. 1998. — № 2.
  347. , P. H. (1972) Ethnic differences in alcohol sensitivity. Science, 175, P. 449−450.
Заполнить форму текущей работой