Психологическая подготовка менеджера к профессиональной деятельности в условиях обучения в ссузе
В рамках работы над данной темой нами собран богатый эмпирический материал, характеризующий и подтверждающий гипотезу исследования (например: данные исследования уровня развития внимания, способностей к речевому общению, уровень владения невербальными компонентами в процессе общения, стиля поведения в конфликтной ситуации и т. д.). Но он не отражен в тексте диссертации, в связи с неполной… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Психологическая подготовка менеджера среднего звена в процессе изучения курса «Управленческая психология»
- 11. Деятельность преподавателя по организации системного подхода при изучении курса «Управленческая психология»
- 1. 1. 1. Условия и методы психологической подготовки менеджера при изучении теоретических основ курса «Управленческая психология»
- 11. Деятельность преподавателя по организации системного подхода при изучении курса «Управленческая психология»
- 1. 13. Психологическая подготовка в процессе тестового контроля *) знаний
- 1. 2. Самостоятельная деятельность студентов при изучении курса
- 1. 2. 1. Развитие памяти, творческого воображения и мышления на аудиторных и внеаудиторных занятиях
- 1. 2. 2. Развитие стремления к самоанализу и самосовершенствованию при выполнении творческих заданий
- 1. 2. 3. Психологические условия формирования и совершенствования навыков коллективной работы
- Глава 2. Эмпирическое исследование эффективности внедрения программы психологической подготовки менеджера среднего звена в процессе изучения курса «Управленческая психология»
Психологическая подготовка менеджера к профессиональной деятельности в условиях обучения в ссузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
Средние специальные учебные заведения (ссузы) обеспечивают подготовку основной массы специалистов среднего звена управления. Отличительной особенностью обучения в ссузе является сочетание теоретических методов обучения с приобретением определенного уровня практических навыков, позволяющих выпускникам быстро адаптироваться к выполнению своих профессиональных обязанностей сразу по окончании учебного заведения.
Задачи формирования психологических качеств личности, характерных для профессии менеджера — специалиста нового поколения, готового активно решать вопросы рыночной экономики, применять свои знания, как в государственных, так и в частных коммерческих предприятиях — определяют необходимость поиска новых нестандартных путей образовательного процесса в ссузе.
Анализируя литературу по психологии труда, посвященную деятельности руководителя — управленца — менеджера, можно выделить работы В. М. Шепеля, И. В. Липсица, А. А. Алексеева,.
A.А.Ходырева, Е. В. Руденского, Г. В. Телятникова, Н. Н. Обозова, Ф А. К. Семенова, Л. А. Громова, Н. Ш. Валеевой, Г. М. Рогова,.
B.Г.Зазыкина, А. П. Чернышева, Ф. А. Кузина, В. И. Лебедева, Л. Ф. Лисенковой, А. В. Морозова, В. А. Розановой, А. Д. Глоточкина, А. А. Романова, Е. Л. Масловой, А. Ф. Шикуна, В. И. Шуванова и др. Научные коллективы многих университетов России занимаются изучением проблем эффективной деятельности менеджеров. Среди них Тверские классический и технический университеты, Институт психологии РАН, Санкт-Петербургский, Ярославский, Курский университеты и др.
В работах зарубежных авторов даются теоретические основы и глубокий анализ практической деятельности менеджера (М.Вудкок, Д. Френсис, Т. Питерс, Р. Уотермен, М. Х. Мескон, МАльберт, Ф. Хедоури, Н. Тичи, М. А. Девана, Р. Блейк, Дж. Моутон, Ф. Фидлер, Т. Митчел, Р. Хаус, ПХерси, К. Бланшар, В. Вруум, Ф. Йеттон, К. Левин, К. Девис, А. Маслоу, Р. Лайкерт, Р. Гибсон, Я. Морено и др.). Однако, в достаточно широком спектре научной литературы отечественных и зарубежных авторов вопросы подготовки менеджера обычно рассматриваются как элемент переподготовки, повышения квалификации, либо как практические рекомендации для руководителей. Вопросы подготовки менеджера в учебном заведении в научной литературе практически мало отражены. Тем более такой узкий аспект как психологическая подготовка студентов ссуза к деятельности менеджера.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью совершенствования образовательного процесса ссуза в связи с недостаточной разработанностью данной проблемы.
Эта проблема интересна тем, что профессиональная подготовка менеджера включает изучение курса «Управленческая психология», который вопросы управления организацией рассматривает с точки зрения:
• закономерностей внутренней психической деятельностиособенностей протекания психических познавательных процессов;
• успешности выполнения профессиональных обязанностей менеджера в зависимости от эмоционально-волевых и индивидуально-психологических особенностей;
• влияния социально-психологического климата коллектива на результаты деятельности;
• психологических особенностей делового общения и коммуникации;
• способов и правил разрешения конфликтных ситуаций.
Познавая управленческую психологию, студенты, сами того не замечая, принимают участие в психологическом исследовании, формирующем и воспитывающем их в профессиональном плане.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс ссуза и студенты, включенные в него. В эксперименте участвовали 161 респондент, их них 80 — в экспериментальных и 81 — в контрольных.
Щ группах.
Предмет исследования: психологическая подготовка студентов к деятельности будущего менеджера среднего звена при изучении курса «Управленческая психология», обеспечивающая его профессиональную подготовку.
Гипотеза исследования: познание психологических условий и организации деятельности студента позволит обосновать систему и комплекс мероприятий по успешной подготовке менеджера среднего звена.
Цель исследования: раскрыть психологические условия и организацию деятельности субъектов образовательного процесса и на их основе разработать комплекс мероприятий по повышению эффективности профессиональной подготовки менеджера среднего звена.
Реализация цели диссертационного исследования предполагает решение ряда взаимосвязанных задач: а) научных:
• анализ научной литературы по проблеме психологической подготовки менеджера;
• определение программы развития психических процессов и психологической подготовленности менеджера;
• разработка и адаптация учебно-методического комплекта курса «Управленческая психология" — б) практических:
• экспериментальная проверка авторской программы профессиональной подготовки менеджера среднего звена при изучении курса «Управленческая психология»;
• разработка методических рекомендаций для субъектов образовательного процесса ссуза по профессиональной подготовке менеджера.
Теоретико-методологической основой работы являются основополагающие исследования отечественных и зарубежных психологов в области психологи труда, инженерной психологии, эргономики, теоретических основ психологической теории деятельности, основные разработки в области психологической подготовки профессиональных работников и, в частности, менеджеров.
Проблемы становления профессионала отражены в работах ЛИ. Анцыферовой, В. АБодрова, А. Д. Глоточкина, А. И. Донцова, Е. АКлимова, А. В. Карпова, А. К. Марковой, М. С. Савиной, Ю. К. Стрелкова, В. В. Новикова, Е. Ю. Пряжниковой, Н. С. Пряжникова, Д. Сыопера, Г. В. Телятникова, Д. И. Фельдштейна, А. Ф. Шикуна и др.
Методы исследования. При проведении диссертационного исследования применялись теоретические и экспериментальные методы психологии труда: теоретический анализ психологической литературы по теме исследования, анкетирование, тестирование, наблюдение, беседа, анализ продуктов профессиональной деятельности преподавателя и студентов, метод экспертной оценки, математико-статистические методы обработки результатов исследования.
Исследование проводилось в течение трех лет (1998;2001 г. г.) на базе Тверского госуниверситета и Тверского кооперативного техникума.
Достоверность выводов и результатов диссертационного исследования обеспечивается их опорой на фундаментальные теоретико-методологические положения, использованием комплекса методик, адекватных целям и задачам исследования, применением математико-статистической обработки результатов исследования.
Апробация результатов исследования осуществлялась в проведении занятий по авторскому курсу «Управленческая психология», на курсах повышения квалификации руководителей потребительской кооперации, при проведении профориентационной работы среди абитуриентов ТвГУ и Тверского кооперативного техникума. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедр психологии и педагогики образования взрослых, общей психологии ТвГУ, научно-практических конференциях психологов г. г. Твери и Ярославля, Международном симпозиуме по социальной психологии, проводимом Международной академией психологических наук.
Научная новизна исследования обусловлена тем, что:
1) впервые систематизируются практические приемы и методы формирования личности менеджера, определяемые профессиональной направленностью деятельности преподавателя;
2) создаются авторская система психологической подготовки и комплекс мероприятий по формированию личности менеджера при изучении курса «Управленческая психология»;
3) разрабатываются рекомендации по внедрению в учебный процесс ссуза программы формирования и воспитания менеджера с применением компьютерной техники.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные теоретические, экспериментальные данные и выработанные практические рекомендации по их реализации создают возможность оптимизировать с учетом индивидуальных особенностей личности студента его психологическую подготовку к профессиональной деятельности менеджера.
Положения, выносимые на защиту:
• содержание курса «Управленческая психология» должно строиться на системном комплексном подходе — модульной интерпретации учебного материала, обеспечивающей формирование высокого уровня психологической подготовки к профессиональной деятельности будущих менеджеров;
• введение в учебно-воспитательный процесс ссузов программы психологической подготовки менеджеров среднего звена обеспечит научную организацию умственного труда субъектов образовательного процессастудентов и преподавателей.
Структура диссертации обусловлена логикой исследования, его целями и задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений (в том числе для персонального компьютера). Текст диссертации снабжен диаграммами (10) и таблицами (22).
Выводы.
Выполненное эмпирическое исследование получило практическое подтверждение гипотезы исследования о том, что познание психологических условий и организации деятельности студента позволит обосновать систему и комплекс мероприятий по успешной подготовке менеджера среднего звена. Другими словами, эксперимент показал эффективность применения авторской методики психологической подготовки менеджеров в процессе изучения курса «Управленческая психология».
Необходимо отметить некоторые особенности диссертационного исследования:
1. Экспериментальная оценка отдельных параметров осуществлялась в начале и в конце изучения курса «Управленческая психология». Причем, по некоторым показателями на начальном этапе «успехи» контрольной группы превосходили экспериментальную группу. По окончании же исследования, сравнивая степень развития психических познавательных процессов и уровни самооценки, притязаний, способностей к руководству, лидерству, внутригругшов ому взаимодействию отмечалось превалирование показателей экспериментальной группы.
2. Результаты эксперимента, возможно, были бы более показательными, если бы при приеме в техникум на специальность 0602 Менеджмент проводился конкурсный профессиональный психологический отбор, так, среднегрупповой балл поступающих колеблется от 3,8 до 3,9. Этот фактор, с одной стороны, не способствовал (занижал результаты) успешности эксперимента, а, с другой, подтвердил правильность выбранной программы, которая даже в «неблагоприятных» условиях выдавала положительный результат.
3. В рамках работы над данной темой нами собран богатый эмпирический материал, характеризующий и подтверждающий гипотезу исследования (например: данные исследования уровня развития внимания, способностей к речевому общению, уровень владения невербальными компонентами в процессе общения, стиля поведения в конфликтной ситуации и т. д.). Но он не отражен в тексте диссертации, в связи с неполной укомплектованностью групп респондентов в момент обследования.
Практические рекомендации:
1. Диссертационное исследование может быть использовано преподавателями при разработке авторских программ подготовки специалистов (бухгалтеров, товароведов, коммерсантов, маркетологов, юристов и т. д.) по отдельным дисциплинам.
2. Разработанная программа психологической подготовки менеджера может быть реализована в работе психологических служб ссузов при проведении профориентационной работы и профессионального психологического отбора.
3. Возможно продолжение данного исследования, заключающееся в изучении и обобщении опыта ссузов России по применению предложенной программы подготовки менеджера среднего звена, а также требуют дальнейшего изучения вопросы влияния:
• межличностного общения и коммуникации;
• структуры и особенностей взаимоотношений субъектов образовательного процесса по горизонтальным и вертикальным коммуникациям;
• конфликтных ситуаций и других факторов на организацию психологической подготовки студентов к профессиональной деятельности.
4. Перспективно создание программного обеспечения для компьютерного тестирования, которое во много раз повысит вариативность и качество тестирования.
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М., 1991
- Абульханова-Славская К. Я. Деятельность и психология личности. М., 1980
- Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие. МГУ, 1990
- Алексеева А.А., Громова Л. А., Психогеометрия для менеджеров. Л., 1991
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968
- Ананьев Б.Г., Степанова Е. И. Развитие психологических функций взрослых людей. М., 1972
- Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1998
- Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М., 1979
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. — М., 1984
- Бжлоский П.П. Память и мышление. М., 1964
- Бидструп X. Мир глазами художника. М., 1988
- Битянова М.Р. Социальная психология. М., 1994
- Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1995
- Бороздина А.В. Психология характера. Исторический очерк. МГУ, 1997
- Брунер Дж. Психология познания. М., 1977
- Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М., 1979
- Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М., Воронеж, 1996
- Валеева Н.Ш., Рогов Г. М. Психологические основы менеджмента. Психология успеха. Казань, 1996
- Васильев И.А., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. М., 1980
- Веккер Л.М. Психические процессы. Л., 1976
- Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. М., 1997
- Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М., 1994
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997
- Выготский Л.С. Мышление и речь.//Собр.соч. в 6-ти т. Т.2 М., 1982
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976
- Генов Ф. Психология управления. М., 1992
- Гильфорд Дж. Структурная модель интеллекта//Психология мышления. М., 1965
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. МГУ, 1988
- Глоточкин А.Д., Дружин В. Н. Вопросы о содержании и структуре управленческой деятельности. Тверь, 1997
- Глоточкин А. Д. О формировании психологии первичного коллектива. -М., 1972
- Громова О.Н. Конфликтология. М, 1998
- Донцов А.И. Психология коллектива. МГУ, 1984
- Душков Б.А. Индустриально-педагогическая психология. М., 1981
- Завалишина Д.Н. Психологический анализ оперативного мышления. -М., 1985
- Зазыкин В.Г., Чернышев А. П. Менеджер психологические аспекты профессии. -М., 1992
- Занимательно о русском языке: Пособие для учителя / В. А. Иванова, 3.А. Потиха, Э. Д. Розенталь. -JL, 1999
- Зигерт В., Ланг JI. Руководить без конфликтов. М., 1990
- Изард К. Эмоции человека. М., 1980
- Карпов А.В. Психология групповых решений / Институт психологии РАН. М. — Ярославль, 2000
- Климов Е.А. Об основных этапах развития профессионала. Тверь, 1997
- Климов Е.А. Введение в психологию труда. М., 1998
- Кристина Айслер-Мертц. Язык жестов / Пер. с нем. К Давыдовой. М., 2001
- Кричевский P. JL, Дубовская Е. М. Психология малой группы. МГУ, 1991
- Кричевский P. JL, Дубровская Е. М. Социальная психология малой группы. М., 2001
- Крупнов А.И. Психологические проявления и структура темперамента. -М., 1992
- Кузин Ф.А. Делайте бизнес красиво. М., 1995
- Лебедев В.И. Психология и управление. М., 1990
- Лейбович Х.И. Вербальный интеллект и его формирование. Тверь, 1997
- Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1997
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М., 1982
- Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М., 1997
- Лисенкова Л.Ф. Психология и этика деловых отношений в коммерческой ^ деятельности. Учебное пособие. Часть 1,2- М., 1994
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М&bdquo- 1984
- Марасанов Г. И. Социально-психологический тренинг. М., 1998
- Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992
- Михайлов Ф.Г. Сознание и самосознание. М., 1991
- Мордовии С.К. Управление человеческими ресурсами: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 16.-М., 2000
- Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций: учебник для высших и средних специальных учебных заведений. СПб, 2000
- Муравьев Е.М. Исследовательский подход в деятельности директора школы как фактор управления развитием учреждения. Тверь, 1997
- Муравьев Е.М. Психологические исследования в образовательныхучреждениях как методологическая и научно-методическая проблема (Монография). Тверь, 1998
- Немов Р. С. Психология кн. 1. М., 1997
- Новиков В.В. Психологический пульс Ярославля. Ярославль, 1998
- Обозов Н.Н. Психология конфликта и способы его разрешения. Л., 1991
- Обозов Н.Н. Психология менеджмента. СПб., 1997
- Обозов Н.Н. Психология человека. От тела к душе. СПб., 2001
- Орлов Ю.М. Самосознание и самовоспитание. М., 1987
- Основы психологии. Практикум / Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д., 2000
- Паркинсон С.Н., Рустомжи М. К. Искусство управления / Пер. с анг. К. Савельева-М., 1998
- Перовский А.В. Личность, деятельность, коллектив. М., 1982
- Пиаже Э. Речь и мышление ребенка. СПб., 1997
- Платонов К.К. Проблемы способностей. М., 1972
- Практикум по общей психологии: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. А. И. Щербакова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1990
- Практическая психология: Учебник / Под редакцией М. К. Тутушкиной -2-е изд., перераб., доп. СПб., 1998.
- Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. М., Воронеж, 1997
- Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: В 2 т. М., 2001
- Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко. 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1997
- Рейтман У. Познание и мышление. М., 1968
- Робер М., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М., 1988
- Розанова В. А. Психология управления. Учебное пособие, изд. 2-е перераб. и доп. М., 2000
- Розет И.М. Что надо знать о памяти. Минск, 1982
- Романов А.А., Ходырев А. А. Управление персоналом: Психология влияния. М., 2000
- Романов А.А., Ходырев А. А. Управленческая риторика. М., 2001
- Романов В.В. Юридическая психология. М., 1998
- Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования- М., 1958
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989
- Руденский Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера. М., 1997
- Секреты умелого руководителя / Сост. И. В. Липсиц. М., 1991
- Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1979
- Семенов А.К., Маслова Е. Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса. — М., 2000
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в математике. -СПб., 2001
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М., 1995
- Современные проблемы психологии управления. М., 2002
- Современный словарь по психологии / Авт. сост. В. В. Юрчук. -Мн., 2000
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д., 2000
- Телятников Г. В. Методологические вопросы психологии управления.// Записки практических психологов Твери и области. Тверь, 1997
- Телятников Г. В. Психологические основы управленческого труда учителя.// Психолого-педагогические аспекты многоуровневого образования. Тверь, 1997, т. 10
- Учебный практикум по психологии. Калининский государственный университет, 1982
- Филинова И.М. Мы выбираем, нас выбирают. Тверь, Краеведческая психология, 2002
- Филонович С.Р. Лидерство и практические навыки менеджера: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 9. М., 2000
- Франки В. Человек в поисках смысла. М., 1990
- Холмский Н. Язык и мышление. М., 1972
- Чиненный А.И., Стоян т.А. Этикет на все случаи жизни. Учебно-практическое пособие. М., 1996
- Шадриков В.Д. Способности человека. М., 1997
- Швальбе Б., Швальбе X. Личность. Карьера. Успех. М., 1993
- Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. Минск, 1996
- Шепель В.М. Управленческая психология. М., 1993
- Шепель В.М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. М., 2000
- Шикун А.Ф. Как познать себя. Тверь, 1992
- Шикун А.Ф. Основы гигиены и организации умственного труда и быта студентов. Калинин, 1990
- Шикун А.Ф., Шикун А. А. Пропедевтическая психология. Учебное пособие. Тверь, 1995
- Шмидт Р. Искусство общения. М., 1992
- Шувалов В.И. Социальная психология менеджмента. М., 1997
- Якобсон П.М. Общение как социально-психологическая проблема. М., 1973
- Якобсон П.М. Психология чувств и мотивация. М., 1998
- Ashour A. A framework of a cognitive-behavioral theory of leader influence and effectiveness// Organizational behavior and human performance. 1982. V. 30.
- AymanR. Organizational leadership//App. Soc. Psychol. 1997. V. 2.
- Bales R. Task roles and social roles in problem-solving groups // Readings in social psychology. N.Y., 1958
- Baas B. Baas and Stogdill s handbook of leadership. N.Y., 1990
- Belbin R. Teams roles at work. Oxford, UK., 1993
- Blumberg H., Hare A., Kent V., Davies M. (Eds.) Small groups and social interaction. L., 1983
- Brown R. Group processes. Oxford, UK., 1996
- Carter L., Haythorn W., Shriver В., Lanzetta J/ The behavior of leaders and other group members //J. Abnormal Soc. Psychol. 1951. V.46
- Chemers M., Ayman R. Leadership theory and research. San Diego, 1993
- Denmark F. Styles of leadership // Psychol. Woven Quart, 1977. V.2
- Deutsch M. The resolution of conflict. New Haven, 1973
- Festinger L. Analysis of compliant behavior. N. Y., 1953
- Ы ' 128. Fiedler F. Cognitive resource and leadership // App. Psychol, 1995. V. 44.
- Hogan R., Curphy G., Hogan J. What I know about leadership // Amer. Psychol. 1994. V. 49
- Hollander E., Offerman L. Power and leadership in organizations // Amer. Psychol. 1990. V. 45
- Janis I. Victims of groupthink. Boston, 1972
- Kelley M. Adventures of a self-managing team. N.Y., 1991
- Nemeth C., Wachtler J. Creative problem solving as result of majority versus minority influence // Europ. J. Soc. Psychol. 1983. V. 13
- Powell G. Women and men in management. Newborn Park, 1993
- Zander A. Motives and goals in group processes // Ann. Rev. Psychol. 1979. V. 30
- Характеристика уровней руководства Приложение 1
- Уровень руководства Место на иерархической лестнице организации Функции Порядок назначения Права Обязанности