Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психологическая подготовка менеджера к профессиональной деятельности в условиях обучения в ссузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В рамках работы над данной темой нами собран богатый эмпирический материал, характеризующий и подтверждающий гипотезу исследования (например: данные исследования уровня развития внимания, способностей к речевому общению, уровень владения невербальными компонентами в процессе общения, стиля поведения в конфликтной ситуации и т. д.). Но он не отражен в тексте диссертации, в связи с неполной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Психологическая подготовка менеджера среднего звена в процессе изучения курса «Управленческая психология»
    • 11. Деятельность преподавателя по организации системного подхода при изучении курса «Управленческая психология»
      • 1. 1. 1. Условия и методы психологической подготовки менеджера при изучении теоретических основ курса «Управленческая психология»
  • 11−2. Роль практических занятий в психологической подготовке менеджера
    • 1. 13. Психологическая подготовка в процессе тестового контроля *) знаний
    • 1. 2. Самостоятельная деятельность студентов при изучении курса
  • Управленческая психология"
    • 1. 2. 1. Развитие памяти, творческого воображения и мышления на аудиторных и внеаудиторных занятиях
      • 1. 2. 2. Развитие стремления к самоанализу и самосовершенствованию при выполнении творческих заданий
      • 1. 2. 3. Психологические условия формирования и совершенствования навыков коллективной работы
  • Выводы
    • Глава 2. Эмпирическое исследование эффективности внедрения программы психологической подготовки менеджера среднего звена в процессе изучения курса «Управленческая психология»
  • 2. 1. Развитие психических познавательных процессов, * обеспечивающих психологическую подготовку менеджера
  • 2. 2. Самооценка, мотивация достижения, способности к руководству и лидерству, коммуникативные и организаторские способности
  • 2. 3. Социально-психологический климат учебной группы, формирование навыков работы в коллективе
  • Выводы
  • Психологическая подготовка менеджера к профессиональной деятельности в условиях обучения в ссузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

    Актуальность темы

    Средние специальные учебные заведения (ссузы) обеспечивают подготовку основной массы специалистов среднего звена управления. Отличительной особенностью обучения в ссузе является сочетание теоретических методов обучения с приобретением определенного уровня практических навыков, позволяющих выпускникам быстро адаптироваться к выполнению своих профессиональных обязанностей сразу по окончании учебного заведения.

    Задачи формирования психологических качеств личности, характерных для профессии менеджера — специалиста нового поколения, готового активно решать вопросы рыночной экономики, применять свои знания, как в государственных, так и в частных коммерческих предприятиях — определяют необходимость поиска новых нестандартных путей образовательного процесса в ссузе.

    Анализируя литературу по психологии труда, посвященную деятельности руководителя — управленца — менеджера, можно выделить работы В. М. Шепеля, И. В. Липсица, А. А. Алексеева,.

    A.А.Ходырева, Е. В. Руденского, Г. В. Телятникова, Н. Н. Обозова, Ф А. К. Семенова, Л. А. Громова, Н. Ш. Валеевой, Г. М. Рогова,.

    B.Г.Зазыкина, А. П. Чернышева, Ф. А. Кузина, В. И. Лебедева, Л. Ф. Лисенковой, А. В. Морозова, В. А. Розановой, А. Д. Глоточкина, А. А. Романова, Е. Л. Масловой, А. Ф. Шикуна, В. И. Шуванова и др. Научные коллективы многих университетов России занимаются изучением проблем эффективной деятельности менеджеров. Среди них Тверские классический и технический университеты, Институт психологии РАН, Санкт-Петербургский, Ярославский, Курский университеты и др.

    В работах зарубежных авторов даются теоретические основы и глубокий анализ практической деятельности менеджера (М.Вудкок, Д. Френсис, Т. Питерс, Р. Уотермен, М. Х. Мескон, МАльберт, Ф. Хедоури, Н. Тичи, М. А. Девана, Р. Блейк, Дж. Моутон, Ф. Фидлер, Т. Митчел, Р. Хаус, ПХерси, К. Бланшар, В. Вруум, Ф. Йеттон, К. Левин, К. Девис, А. Маслоу, Р. Лайкерт, Р. Гибсон, Я. Морено и др.). Однако, в достаточно широком спектре научной литературы отечественных и зарубежных авторов вопросы подготовки менеджера обычно рассматриваются как элемент переподготовки, повышения квалификации, либо как практические рекомендации для руководителей. Вопросы подготовки менеджера в учебном заведении в научной литературе практически мало отражены. Тем более такой узкий аспект как психологическая подготовка студентов ссуза к деятельности менеджера.

    Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью совершенствования образовательного процесса ссуза в связи с недостаточной разработанностью данной проблемы.

    Эта проблема интересна тем, что профессиональная подготовка менеджера включает изучение курса «Управленческая психология», который вопросы управления организацией рассматривает с точки зрения:

    • закономерностей внутренней психической деятельностиособенностей протекания психических познавательных процессов;

    • успешности выполнения профессиональных обязанностей менеджера в зависимости от эмоционально-волевых и индивидуально-психологических особенностей;

    • влияния социально-психологического климата коллектива на результаты деятельности;

    • психологических особенностей делового общения и коммуникации;

    • способов и правил разрешения конфликтных ситуаций.

    Познавая управленческую психологию, студенты, сами того не замечая, принимают участие в психологическом исследовании, формирующем и воспитывающем их в профессиональном плане.

    Объект исследования: учебно-воспитательный процесс ссуза и студенты, включенные в него. В эксперименте участвовали 161 респондент, их них 80 — в экспериментальных и 81 — в контрольных.

    Щ группах.

    Предмет исследования: психологическая подготовка студентов к деятельности будущего менеджера среднего звена при изучении курса «Управленческая психология», обеспечивающая его профессиональную подготовку.

    Гипотеза исследования: познание психологических условий и организации деятельности студента позволит обосновать систему и комплекс мероприятий по успешной подготовке менеджера среднего звена.

    Цель исследования: раскрыть психологические условия и организацию деятельности субъектов образовательного процесса и на их основе разработать комплекс мероприятий по повышению эффективности профессиональной подготовки менеджера среднего звена.

    Реализация цели диссертационного исследования предполагает решение ряда взаимосвязанных задач: а) научных:

    • анализ научной литературы по проблеме психологической подготовки менеджера;

    • определение программы развития психических процессов и психологической подготовленности менеджера;

    • разработка и адаптация учебно-методического комплекта курса «Управленческая психология" — б) практических:

    • экспериментальная проверка авторской программы профессиональной подготовки менеджера среднего звена при изучении курса «Управленческая психология»;

    • разработка методических рекомендаций для субъектов образовательного процесса ссуза по профессиональной подготовке менеджера.

    Теоретико-методологической основой работы являются основополагающие исследования отечественных и зарубежных психологов в области психологи труда, инженерной психологии, эргономики, теоретических основ психологической теории деятельности, основные разработки в области психологической подготовки профессиональных работников и, в частности, менеджеров.

    Проблемы становления профессионала отражены в работах ЛИ. Анцыферовой, В. АБодрова, А. Д. Глоточкина, А. И. Донцова, Е. АКлимова, А. В. Карпова, А. К. Марковой, М. С. Савиной, Ю. К. Стрелкова, В. В. Новикова, Е. Ю. Пряжниковой, Н. С. Пряжникова, Д. Сыопера, Г. В. Телятникова, Д. И. Фельдштейна, А. Ф. Шикуна и др.

    Методы исследования. При проведении диссертационного исследования применялись теоретические и экспериментальные методы психологии труда: теоретический анализ психологической литературы по теме исследования, анкетирование, тестирование, наблюдение, беседа, анализ продуктов профессиональной деятельности преподавателя и студентов, метод экспертной оценки, математико-статистические методы обработки результатов исследования.

    Исследование проводилось в течение трех лет (1998;2001 г. г.) на базе Тверского госуниверситета и Тверского кооперативного техникума.

    Достоверность выводов и результатов диссертационного исследования обеспечивается их опорой на фундаментальные теоретико-методологические положения, использованием комплекса методик, адекватных целям и задачам исследования, применением математико-статистической обработки результатов исследования.

    Апробация результатов исследования осуществлялась в проведении занятий по авторскому курсу «Управленческая психология», на курсах повышения квалификации руководителей потребительской кооперации, при проведении профориентационной работы среди абитуриентов ТвГУ и Тверского кооперативного техникума. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедр психологии и педагогики образования взрослых, общей психологии ТвГУ, научно-практических конференциях психологов г. г. Твери и Ярославля, Международном симпозиуме по социальной психологии, проводимом Международной академией психологических наук.

    Научная новизна исследования обусловлена тем, что:

    1) впервые систематизируются практические приемы и методы формирования личности менеджера, определяемые профессиональной направленностью деятельности преподавателя;

    2) создаются авторская система психологической подготовки и комплекс мероприятий по формированию личности менеджера при изучении курса «Управленческая психология»;

    3) разрабатываются рекомендации по внедрению в учебный процесс ссуза программы формирования и воспитания менеджера с применением компьютерной техники.

    Практическая значимость работы состоит в том, что полученные теоретические, экспериментальные данные и выработанные практические рекомендации по их реализации создают возможность оптимизировать с учетом индивидуальных особенностей личности студента его психологическую подготовку к профессиональной деятельности менеджера.

    Положения, выносимые на защиту:

    • содержание курса «Управленческая психология» должно строиться на системном комплексном подходе — модульной интерпретации учебного материала, обеспечивающей формирование высокого уровня психологической подготовки к профессиональной деятельности будущих менеджеров;

    • введение в учебно-воспитательный процесс ссузов программы психологической подготовки менеджеров среднего звена обеспечит научную организацию умственного труда субъектов образовательного процессастудентов и преподавателей.

    Структура диссертации обусловлена логикой исследования, его целями и задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений (в том числе для персонального компьютера). Текст диссертации снабжен диаграммами (10) и таблицами (22).

    Выводы.

    Выполненное эмпирическое исследование получило практическое подтверждение гипотезы исследования о том, что познание психологических условий и организации деятельности студента позволит обосновать систему и комплекс мероприятий по успешной подготовке менеджера среднего звена. Другими словами, эксперимент показал эффективность применения авторской методики психологической подготовки менеджеров в процессе изучения курса «Управленческая психология».

    Необходимо отметить некоторые особенности диссертационного исследования:

    1. Экспериментальная оценка отдельных параметров осуществлялась в начале и в конце изучения курса «Управленческая психология». Причем, по некоторым показателями на начальном этапе «успехи» контрольной группы превосходили экспериментальную группу. По окончании же исследования, сравнивая степень развития психических познавательных процессов и уровни самооценки, притязаний, способностей к руководству, лидерству, внутригругшов ому взаимодействию отмечалось превалирование показателей экспериментальной группы.

    2. Результаты эксперимента, возможно, были бы более показательными, если бы при приеме в техникум на специальность 0602 Менеджмент проводился конкурсный профессиональный психологический отбор, так, среднегрупповой балл поступающих колеблется от 3,8 до 3,9. Этот фактор, с одной стороны, не способствовал (занижал результаты) успешности эксперимента, а, с другой, подтвердил правильность выбранной программы, которая даже в «неблагоприятных» условиях выдавала положительный результат.

    3. В рамках работы над данной темой нами собран богатый эмпирический материал, характеризующий и подтверждающий гипотезу исследования (например: данные исследования уровня развития внимания, способностей к речевому общению, уровень владения невербальными компонентами в процессе общения, стиля поведения в конфликтной ситуации и т. д.). Но он не отражен в тексте диссертации, в связи с неполной укомплектованностью групп респондентов в момент обследования.

    Практические рекомендации:

    1. Диссертационное исследование может быть использовано преподавателями при разработке авторских программ подготовки специалистов (бухгалтеров, товароведов, коммерсантов, маркетологов, юристов и т. д.) по отдельным дисциплинам.

    2. Разработанная программа психологической подготовки менеджера может быть реализована в работе психологических служб ссузов при проведении профориентационной работы и профессионального психологического отбора.

    3. Возможно продолжение данного исследования, заключающееся в изучении и обобщении опыта ссузов России по применению предложенной программы подготовки менеджера среднего звена, а также требуют дальнейшего изучения вопросы влияния:

    • межличностного общения и коммуникации;

    • структуры и особенностей взаимоотношений субъектов образовательного процесса по горизонтальным и вертикальным коммуникациям;

    • конфликтных ситуаций и других факторов на организацию психологической подготовки студентов к профессиональной деятельности.

    4. Перспективно создание программного обеспечения для компьютерного тестирования, которое во много раз повысит вариативность и качество тестирования.

    Показать весь текст

    Список литературы

    1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М., 1991
    2. Абульханова-Славская К. Я. Деятельность и психология личности. М., 1980
    3. B.C. Межгрупповое взаимодействие. МГУ, 1990
    4. А.А., Громова Л. А., Психогеометрия для менеджеров. Л., 1991
    5. .Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977
    6. .Г. Человек как предмет познания. Л., 1968
    7. .Г., Степанова Е. И. Развитие психологических функций взрослых людей. М., 1972
    8. Г. М. Социальная психология. М., 1998
    9. А.Г. Деятельность и установка. М., 1979
    10. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. — М., 1984
    11. П.П. Память и мышление. М., 1964
    12. X. Мир глазами художника. М., 1988
    13. М.Р. Социальная психология. М., 1994
    14. А. А. Личность и общение. М., 1995
    15. А.В. Психология характера. Исторический очерк. МГУ, 1997
    16. Дж. Психология познания. М., 1977
    17. А.В. Мышление и прогнозирование. М., 1979
    18. А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М., Воронеж, 1996
    19. Н.Ш., Рогов Г. М. Психологические основы менеджмента. Психология успеха. Казань, 1996
    20. И.А., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. М., 1980
    21. Л.М. Психические процессы. Л., 1976
    22. В.Р. Основы менеджмента: Учебник. М., 1997
    23. М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М., 1994
    24. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997
    25. Л.С. Мышление и речь.//Собр.соч. в 6-ти т. Т.2 М., 1982
    26. П.Я. Введение в психологию. М., 1976
    27. Ф. Психология управления. М., 1992
    28. Дж. Структурная модель интеллекта//Психология мышления. М., 1965
    29. Ю.Б. Введение в общую психологию. МГУ, 1988
    30. А.Д., Дружин В. Н. Вопросы о содержании и структуре управленческой деятельности. Тверь, 1997
    31. А. Д. О формировании психологии первичного коллектива. -М., 1972
    32. О.Н. Конфликтология. М, 1998
    33. А.И. Психология коллектива. МГУ, 1984
    34. .А. Индустриально-педагогическая психология. М., 1981
    35. Д.Н. Психологический анализ оперативного мышления. -М., 1985
    36. В.Г., Чернышев А. П. Менеджер психологические аспекты профессии. -М., 1992
    37. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя / В. А. Иванова, 3.А. Потиха, Э. Д. Розенталь. -JL, 1999
    38. В., Ланг JI. Руководить без конфликтов. М., 1990
    39. К. Эмоции человека. М., 1980
    40. А.В. Психология групповых решений / Институт психологии РАН. М. — Ярославль, 2000
    41. Е.А. Об основных этапах развития профессионала. Тверь, 1997
    42. Е.А. Введение в психологию труда. М., 1998
    43. Кристина Айслер-Мертц. Язык жестов / Пер. с нем. К Давыдовой. М., 2001
    44. Кричевский P. JL, Дубовская Е. М. Психология малой группы. МГУ, 1991
    45. Кричевский P. JL, Дубровская Е. М. Социальная психология малой группы. М., 2001
    46. А.И. Психологические проявления и структура темперамента. -М., 1992
    47. Ф.А. Делайте бизнес красиво. М., 1995
    48. В.И. Психология и управление. М., 1990
    49. Х.И. Вербальный интеллект и его формирование. Тверь, 1997
    50. А.А. Психология общения. М., 1997
    51. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М., 1982
    52. Д.А. Очерк психологии личности. М., 1997
    53. Л.Ф. Психология и этика деловых отношений в коммерческой ^ деятельности. Учебное пособие. Часть 1,2- М., 1994
    54. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М&bdquo- 1984
    55. Г. И. Социально-психологический тренинг. М., 1998
    56. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992
    57. Ф.Г. Сознание и самосознание. М., 1991
    58. С.К. Управление человеческими ресурсами: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 16.-М., 2000
    59. А.В. Деловая психология. Курс лекций: учебник для высших и средних специальных учебных заведений. СПб, 2000
    60. Е.М. Исследовательский подход в деятельности директора школы как фактор управления развитием учреждения. Тверь, 1997
    61. Е.М. Психологические исследования в образовательныхучреждениях как методологическая и научно-методическая проблема (Монография). Тверь, 1998
    62. Р. С. Психология кн. 1. М., 1997
    63. В.В. Психологический пульс Ярославля. Ярославль, 1998
    64. Н.Н. Психология конфликта и способы его разрешения. Л., 1991
    65. Н.Н. Психология менеджмента. СПб., 1997
    66. Н.Н. Психология человека. От тела к душе. СПб., 2001
    67. Ю.М. Самосознание и самовоспитание. М., 1987
    68. Основы психологии. Практикум / Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д., 2000
    69. С.Н., Рустомжи М. К. Искусство управления / Пер. с анг. К. Савельева-М., 1998
    70. А.В. Личность, деятельность, коллектив. М., 1982
    71. Э. Речь и мышление ребенка. СПб., 1997
    72. К.К. Проблемы способностей. М., 1972
    73. Практикум по общей психологии: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. А. И. Щербакова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1990
    74. Практическая психология: Учебник / Под редакцией М. К. Тутушкиной -2-е изд., перераб., доп. СПб., 1998.
    75. Н.С. Психологический смысл труда. М., Воронеж, 1997
    76. Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: В 2 т. М., 2001
    77. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко. 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1997
    78. У. Познание и мышление. М., 1968
    79. М., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М., 1988
    80. В. А. Психология управления. Учебное пособие, изд. 2-е перераб. и доп. М., 2000
    81. И.М. Что надо знать о памяти. Минск, 1982
    82. А.А., Ходырев А. А. Управление персоналом: Психология влияния. М., 2000
    83. А.А., Ходырев А. А. Управленческая риторика. М., 2001
    84. В.В. Юридическая психология. М., 1998
    85. С.Л. О мышлении и путях его исследования- М., 1958
    86. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989
    87. Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера. М., 1997
    88. Секреты умелого руководителя / Сост. И. В. Липсиц. М., 1991
    89. Г. Стресс без дистресса. М., 1979
    90. А.К., Маслова Е. Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса. — М., 2000
    91. Е.В. Методы математической обработки в математике. -СПб., 2001
    92. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М., 1995
    93. Современные проблемы психологии управления. М., 2002
    94. Современный словарь по психологии / Авт. сост. В. В. Юрчук. -Мн., 2000
    95. Л.Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д., 2000
    96. Г. В. Методологические вопросы психологии управления.// Записки практических психологов Твери и области. Тверь, 1997
    97. Г. В. Психологические основы управленческого труда учителя.// Психолого-педагогические аспекты многоуровневого образования. Тверь, 1997, т. 10
    98. Учебный практикум по психологии. Калининский государственный университет, 1982
    99. И.М. Мы выбираем, нас выбирают. Тверь, Краеведческая психология, 2002
    100. С.Р. Лидерство и практические навыки менеджера: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 9. М., 2000
    101. В. Человек в поисках смысла. М., 1990
    102. Н. Язык и мышление. М., 1972
    103. А.И., Стоян т.А. Этикет на все случаи жизни. Учебно-практическое пособие. М., 1996
    104. В.Д. Способности человека. М., 1997
    105. ., Швальбе X. Личность. Карьера. Успех. М., 1993
    106. В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. Минск, 1996
    107. В.М. Управленческая психология. М., 1993
    108. В.М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. М., 2000
    109. А.Ф. Как познать себя. Тверь, 1992
    110. А.Ф. Основы гигиены и организации умственного труда и быта студентов. Калинин, 1990
    111. А.Ф., Шикун А. А. Пропедевтическая психология. Учебное пособие. Тверь, 1995
    112. Р. Искусство общения. М., 1992
    113. В.И. Социальная психология менеджмента. М., 1997
    114. П.М. Общение как социально-психологическая проблема. М., 1973
    115. П.М. Психология чувств и мотивация. М., 1998
    116. Ashour A. A framework of a cognitive-behavioral theory of leader influence and effectiveness// Organizational behavior and human performance. 1982. V. 30.
    117. AymanR. Organizational leadership//App. Soc. Psychol. 1997. V. 2.
    118. Bales R. Task roles and social roles in problem-solving groups // Readings in social psychology. N.Y., 1958
    119. Baas B. Baas and Stogdill s handbook of leadership. N.Y., 1990
    120. Belbin R. Teams roles at work. Oxford, UK., 1993
    121. H., Hare A., Kent V., Davies M. (Eds.) Small groups and social interaction. L., 1983
    122. Brown R. Group processes. Oxford, UK., 1996
    123. Carter L., Haythorn W., Shriver В., Lanzetta J/ The behavior of leaders and other group members //J. Abnormal Soc. Psychol. 1951. V.46
    124. Chemers M., Ayman R. Leadership theory and research. San Diego, 1993
    125. Denmark F. Styles of leadership // Psychol. Woven Quart, 1977. V.2
    126. Deutsch M. The resolution of conflict. New Haven, 1973
    127. Festinger L. Analysis of compliant behavior. N. Y., 1953
    128. Ы ' 128. Fiedler F. Cognitive resource and leadership // App. Psychol, 1995. V. 44.
    129. Hogan R., Curphy G., Hogan J. What I know about leadership // Amer. Psychol. 1994. V. 49
    130. Hollander E., Offerman L. Power and leadership in organizations // Amer. Psychol. 1990. V. 45
    131. Janis I. Victims of groupthink. Boston, 1972
    132. Kelley M. Adventures of a self-managing team. N.Y., 1991
    133. Nemeth C., Wachtler J. Creative problem solving as result of majority versus minority influence // Europ. J. Soc. Psychol. 1983. V. 13
    134. Powell G. Women and men in management. Newborn Park, 1993
    135. Zander A. Motives and goals in group processes // Ann. Rev. Psychol. 1979. V. 30
    136. Характеристика уровней руководства Приложение 1
    137. Уровень руководства Место на иерархической лестнице организации Функции Порядок назначения Права Обязанности
    Заполнить форму текущей работой