Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Республики-субъекты Российской Федерации являются несуверенными государствами и суверенной (верховной) властью может быть только государственная власть Российской Федерации. Республики являются высшей формой государственности в Российской Федерации, которую создали не только титульные нации, но и все многонациональное население республик. Поэтому нет никаких оснований для гипертрофирования… Читать ещё >

Содержание

  • Ведение
  • Глава I. Статус республики п состава РФ как прсдк^т прапопого рёгулщротш&т
    • 1. Понятие статуса республики в РФ и его правовое закрепление
    • 2. Становление и развитие республики в составе РФ как субъекта Российской Федерации
  • Глава II. Форьш прапо&ого регулирования статуса, республики в состаззз РФ как субъекта РФ
    • 61. Правовое регулирование статуса республики в составе РФ федеральным законодательством
    • 62. Правовое регулирование статуса республики в составе РФ республиканским законодательством
    • 63. Договоры между РФ и республики в составе РФ, регулирукшие статус республики как субъекта РФ
  • Заклянете

Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

существенное изменение характера взаимоотношений между Российской Федерацией и ее субъектами, в том числе и республиками, которые в отличие от остальных субъектов Российской Федерации, являются государствами.

Действующая в Российской Федерации Конституция выдержана в традициях либеральной демократии, содержит в себе правовую основу становления и развития новых федеративных отношений в государственном строительстве, которые еще не получили серьезного научного исследования. Важно подчеркнуть, что обеспечение оптимальности и стремление к гармонизации федеративных отношений в России обеспечат создание новой Российской Федерации как демократического, правового и социального государства. Однако в условиях отсутствия реального гражданского общества и соответствующих ему институтов необходима сильная власть суверенного федеративного государства и широкий круг полномочий ее субъектов, что и нашло свое закрепление в Конституции Российской Федерации. Все это должно обеспечить защиту законных прав и интересов человека и гражданина независимо от национальной принадлежности, вероисповедания и других факторов социально-экономического и национально-этнического характера. Сложность решения этих проблем в условиях Российской Федерации и предопределила актуальность темы диссертации.

Предметом исследования являются теоретические и юридические проблемы становления и развития современной Российской.

Федерации и прежде всего правовой статус республики в составе Российской Федерации. Правовой статус Республики — субъекта Российской Федерации основывается на том, что республика является государством, в отличие от остальных субъектов Российской Федерации (ст. 65 Конституции РФ) .

Конституция Российской Федерации закрепляет федеративное государство как единственно суверенное государство, суверенитет которого распространяется на всю территорию России. Поэтому на этой территории не может быть иного суверенного государства. Тщательное исследование понятия «суверенитет» и содержания Конституции в связи с этим вопросом является одним из важнейших направлений анализа республики в составе РФ. Это предопределило необходимость изучения процесса становления и развития республики в составе Российской Федерации, начиная с совершения Октябрьской революции до современного положения республикисубъекта Российской Федерации.

Предметом диссертационного исследования также стали проблемы правового регулирования статуса республики в составе РФ федеральным и республиканским законодательством. Большое внимание автор уделил договорам между РФ и республиками, которые имеют определенное значение для правового статуса республик.

Методологическую основу диссертационного исследования составляют: системный подход к изучаемому объектуисторический анализ процессов, протекавших в России с октября 1917 г. по настоящее времяисторический подход к исследованию основных вопросов диссертации сочетался с правовой оценкой различных юридических актов, которые имели основополагающее значение для строительства Российской Федерации, развития и изменения правового статуса республикее субъектов. При исследовании применялся также статистический метод анализа.

Теоретическая основа исследования. Труды российских ученых и ученых других республик Союза ССР, современных исследователей проблем Российской Федерации.

Цели и задачи диссертационного исследования во многом определены степенью научной разработки темы диссертации. Автор стремился изучить проблемы правового статуса республиксубъектов Российской Федерации, причин его изменения.

В рамках поставленной цели автор предпринял попытку проанализировать двуединый процесс укрепления единой вертикали государственной власти в Федерации и совершенствования организации государственной власти в республиках на принципах парламентаризма и законности. С этой целью были тщательно проанализированы Федеральные конституционные законы, федеральные законы, которые не только укрепляли вертикаль власти в Федерации, обеспечили положение Президента РФ как гаранта Федерации и участника федеративных отношений между Россией и республиками, входящими в ее состав.

На защиту выносятся следующие положения и выводы автора диссертации:

1. Исследуя конституционные проблемы строительства Российской Федерации, автор пришел к выводу о том, что Конституция РФ не предусматривают суверенности республик-субъектов Российской Федерации. Наоборот, преамбула Конституции Российской Федерации для решения общих проблем демократического развития многонационального народа России нацелена на возрождение суверенной государственности России, а не находящихся в ее состав республик и иных субъектов Российской.

Федерации. Эта идея пронизывает содержание всех норм федеральной Конституции, закрепляющих Федеративное устройство Российского государства.

В одном государстве не может бьггь несколько государственных суверенитетов. Многонациональные и иные федеративные государства строятся на принципах различных видов разделения компетенции между федерацией и ее субъектами.

2. Республики-субъекты Российской Федерации обладают всеми признаками государств, находящихся в составе сложного государствафедерации. Все эти признаки (территория, гражданство, собственная компетенция и т. д.) нашли свое закрепление в Конституции Российской Федерации и в конституциях республик-субъектов Российской Федерации.

3. Конституция Российской Федерации и федеральное законодательство обеспечивают субъектам Российской Федерации широкое многообразие в решении вопросов государственного, политического, социально-культурного развития в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации, т. е. здесь находит свое довольно полное проявление диалектический принцип единства в многообразии развития народов республиксубъектов Российской Федерации.

4. Конституция Российской Федерации обеспечивает юридическую основу развития законодательства республик как по вопросам совместного ведения Федерации и ее субъектов, так и по вопросам, входящим в компетенцию республик. В решении этих вопросов федеральный центр должен провести большую законотворческую деятельность.

5. Сложность и не полная правовая регламентация некоторых отношений, в которых проявляются важные черты российского федерализма обусловливает необходимость сохранения в Российской Федерации договорной формы решения ряда вопросов разграничения полномочий между высшими органами государственной власти Российской Федерации и высшими органами государственной власти республик-субъектов Российской Федерации. Однако, эта форма решения государственных проблем в Российской Федерации является второстепенной, «затухающей». Об этом говорят новые договоры между РФ и республиками о прекращении действия ранее заключенных договоров. б. Все более значимой проблемой развития федеративных отношений в России является право Президента Российской Федерации на вмешательство в деятельность парламентов и высших должностных лиц республик и реализации им права федерального воздействия в конкретных обстоятельствах на деятельность высших должностных лиц и парламентов республик, входящих в состав Российской Федерации.

Научная новизна исследования. Она заключается в попытке осмысления новых положений в юридическом статусе республиксубъектов Российской Федерации. Элементы новизны заключаются в исследовании причин, обусловивших деятельность Президента, Парламента, Правительства и Конституционного Суда РФ по расчистке законодательства республик и приведению их нормативных актов в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством.

Практическая значимость диссертации. Основные выводы и рекомендации автора диссертации могут быть использованы в учебном процессе и учтены в законодательной деятельности.

Апробация результатов исследования. Диссертация выполнена и обсуждена на кафедре конституционного и муниципального права.

Московской государственной юридической академии. Основные положения и выводы диссертационного исследования содержатся в научных статьях и автореферате.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения и списка литературы.

Заключение

.

Современная Россия является ассиметричной федерацией, в которой ее субъекты обладают различным правовым статусом. Это состояние нельзя характеризовать только с отрицательной стороны, поскольку мировая практика показывает, что ассиметрия в федерации детерминируется различными объективными факторами, которые в будущем могут обеспечить изменение статуса ее субъектов в смысле их повышения, как это свойственно, например, развитию штатов и федеральных территорий Республики Индии.

Республики-субъекты Российской Федерации являются несуверенными государствами и суверенной (верховной) властью может быть только государственная власть Российской Федерации. Республики являются высшей формой государственности в Российской Федерации, которую создали не только титульные нации, но и все многонациональное население республик. Поэтому нет никаких оснований для гипертрофирования национального фактора в формировании и развитии Российской Федерации. Это всегда будет основой сепаратизма в республиках и других видах государственности, сформированных с учетом особенностей титульных наций, что является весьма опасным для будущего Российского государства.

Существуют конкретные пути совершенствования структуры Российской Федерации и преодоления асимметрии как источника конфликтности в федеративных отношениях.

Важнейшим направлением в решении названных проблем является приведение конституций и законов республик-субъектов РФ в соответствие с Конституцией РФ и федеральными законами.

Нации и народности Российской Федерации реализовали свой суверенитет, образовав Российскую Федерацию как суверенное государство, войдя в ее состав посредством создания своих государств-республик, ставших субъектами Российской Федерации. В одном государстве не может быть несколько государственных суверенитетов. Только Российская Федерация является суверенным государством многонационального российского народа.

Россия является по своему характеру конституционно-правовой федерацией. Современная Российская Федерация в большей мере походит на классическое федеративное государство, чем ее предшественница РСФСР. В настоящее время субъектами РФ являются не только республики, но также и области, края, города федерального значения. Таким образом, в настоящее время не часть, как это было прежде, а вся территория Российской Федерации складывается из территорий ее субъектов124.

Следовательно, она является федерацией субъектов различного государственно-правового статуса. Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики как государства со всеми его качественными характеристиками и атрибутами. Причем, конституция каждой республики не копирует федеральную конституцию, а закрепляет республику как государство в составе Российской Федерации, хотя не все конституции однозначно решают вопрос о своих федеративных связях с Россией.

124 См.: O.E. Кутафин. Указ. соч., С.111−112.

Каждая республика как государство в составе Федерации обладает основными чертами государства: своей территорией, административно-территориальным делением, гражданством, местным самоуправлением, международными и внешнеэкономическими связями, государственными символами и т. д. Но республики не могут быть суверенными государствами, о чем сказано в первой главе диссертационного исследования.

Следует подчеркнуть, что Россия не всегда была федерацией республик и различных национально-государственных формирований, хотя они появились сразу же после Октябрьской революции. С самого начала Российская Федерация создавалась как федерация республик. И хотя в настоящее время все субъекты РФ равноправны во взаимоотношениях между ними и федеральными органами государственной власти, тем не менее, роль республик в современной Федерации весьма существенна, поскольку они являются государствами. Будучи многонациональными по своему составу, республики могут, при проведении гуманной национальной политики, сыграть важную роль в развитии России как многонационального государства.

В решении этой задачи определенную положительную роль сыграли Федеративный договор и другие акты договорного характера, хотя в настоящее время их значение весьма невелико и продолжает уменьшаться. Более того, начался процесс ликвидации договорной формы урегулирования отношений мевду Федерацией и ее субъектами. Об этом говорят, например, договоры между Федерацией и республиками о прекращении действия Договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации органами государственной власти республик (Марий Эл и Республикой Бурятии)125.

Только конституционно-законодательное решение проблем компетенции Федерации и ее субъектов является единственным юридическим направлением совершенствования федеративных отношений. Кроме того, усиление контрольной деятельности федеральных государственных органов может обеспечить законность в деятельности государственного аппарата субъектов Российской Федерации.

Надо отметить, что законодательство Российской Федерации последних лет развивается в направлении создания конституционно-правового механизма разрешения споров между Федерацией и ее субъектами. В этом отношении особенно примечателен Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в котором закреплен конституционно-правовой механизм воздействия Президента РФ на высшие органы государственной власти субъектов РФ, их высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ), вплоть до досрочного прекращения исполнения ими своих полномочий и назначения выборов.

Современное федеральное законодательство развивается в направлении совершенствования механизма федерального воздействия. Это можно увидеть в принятом 30 мая 2001 г. Федеральном Конституционном законе «О чрезвычайном положении» 126. В нем, помимо различных ограничений,.

125 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2002: № 7, № 8, № 21.

126 Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 23. Ст. 2277. предусмотрено полное или частичное приостановление полномочий органов исполнительной власти субъекта (субъектов) РФ, а также органов местного самоуправления (п. «а» ст. 12 Закона) .

30 января 2002 г. был принят Федеральный Конституционный закон «О военном положении» 127, который закрепил полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ в области обеспечения режима военного положения (ст. 15 Закона).

Надо подчеркнуть, что в настоящее время трудно прогнозировать характер развития правового статуса республик-субъектов РФ, поскольку сама Российская Федерация находится в стадии становления и развития.

127 Собрание законодательства РФ 2002 г. № 5, ст. 375.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М.2001.
  2. Конституционное право России. Сборник конституционно-правовых актов. В 2. x томах. М. 2001.
  3. Конституции Республик в составе Российской Федерации. (Сборник дскументов) И.1995.
  4. Конституционное правосудие в субъекта: Российской Федерации. Сборник нормативных актов. М. 1997.
  5. Федеральный закон от 19 июля 2000 г. «О порядке формирования
  6. Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 32. Ст. 3336.
  7. Федеральный закон от8 февраля 2001 г. «О внесении дополнения в Федеральный закон „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“. 2001. № 7. Ст. 608.
  8. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. (№ 6-ФКЗ) „О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации“ Собрание законодательства. 2001. № 52 (4.2). Ст. 49 16.
  9. Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 21.1. Ст. 1915.
  10. Указ Президента Российской Федерации от 10 августа 2000. „О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации“. Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 33. Ст. 3356.
  11. Договоры о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий и договоры о разграничении предметов ведения и полномочий:
  12. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Удмуртской Республики от 17.10.1995 (Российские вести, 17.2.1996, № 32) —
  13. Р.Г. Власть не может выходить за рамки закона. Федерализм. 1997. № 1(5).
  14. Р.Г., Болтенкова Л. Ф., Яров Ю. Ф. Федерализм в истории России. В 3 кн. Москва. 1992−93.
  15. С. А. О статусе субъекта Российской Федерации Конституционный вестник. 1994. № 1 (17).
  16. Л. В., Белоусова Е. В. Основы правового статуса национальных меньшинств в Российской Федерации. — М.: ИНИОН РАН, 1995.
  17. А.Н. Проблемы развития российской государственности в конце XX века. Сб. Федерализм власти и власть федерализма. М. 1997.
  18. С.Н. Территориальное, социально-экономическое, политико-правовое единство и перспективы развития российского федерализма (выступление на парламентских слушаниях). Сб. Федерализм власти и власть федерализма. М. 1997.
  19. М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. М. 1998.
  20. Ю. Г. Самоопределение и территориальная целостность. М. 1993.
  21. Д. Д. Основы конституционного права Индии. М. 1986.
  22. А. А. Суверенитет советского народа. М. 1975.
  23. Н. А., Зражевская Т. Д. Ответственность в системе гарантий конституционных норм. Воронеж. 1985.
  24. И. Н. Категория „суверенитет“ в правовой теории и практике Российской Федерации. М.1995.
  25. И.Н. Институт федерального вмешательства: потребность в разработке и система мер. Государство и право. 2001. № 5.
  26. С.Д. Федерализм: российская история и российская реальность. М. 1998.43.
  27. В.И. О правовом регулировании отношений автономного округа с краем, областью, в состав которых он входит. Материалы научно-практической конференции „Договорные формы развития федеративных отношений в России“. М. 1996.
  28. Васильев В.И., A.B. Павлушкин, А. Е. Постников. Законодательные органы субъектов Российской Федерациию Учебное пособие. М. 2001.
  29. Н. В. Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс. М. 1998.
  30. Р. Одолеть национализм или национализм одолеет нас. Реферат. М.: РАН ИНИОН. 1993.
  31. М.Н. Федерализм власти и власть федерализма. Сб. Федерализм власти и власть федерализма. М. 1997.
  32. Государственное право Германии. Т. 1. — М.1994.
  33. Государственное право Российской Федерации. Учебник. Ред. О. Е. Кутафина М.1996.
  34. Государство, право и межнациональные отношения в странах западной демократии. Отв. ред. И. С. Крылова М. 1993.
  35. А. А. Регион в едином рыночном пространстве (на материалах Республики Адыгея). Ростов-н/Д. 1995.
  36. М. С. Суверенитет: терминологизация и детерминологи-зауия. Пагубность ложной стереотипизации суверенитета в массовом сознании. Доклад, представленный в научно-экспертный Совет при Председателе Совета Федерации России. М., 1997.
  37. М. С. Суверенитет как социальный феномен. М.1994.
  38. Ю., Хышыткуев О. К вопросу о делимости государственного суверенитета. Право и жизнь. 1996. № 10
  39. Е.М. Право и национальный язык: регулирование языковых отношений в Российской Федерации. М. 1996.
  40. Д. Е. Конституционные гарантии целостности федерации в зарубежных странах. М. 1996.
  41. В. Г. Федерация как форма государственного устройств, а России. М.19 9 9.
  42. . Б. Национальная политика в Российской Федерации. М. 1993.
  43. Д. Л. Государственное устройство СССР. М. 1960.
  44. Д. Л. СССР — федеративное государство. М.1967.
  45. М.В., Хабриева Т. Я. Правовые основы изменения состава субъектов Российской Федерации. Государство и право.2001.
  46. В. В. Российский федерализм и внутригосударственная договорная политика. Краснояск. 1997.
  47. JI. А. Федерализм и стратегия регионального развития (выступление на парламентских слушаниях). Сб. Федерализм власти и власть федерализма. Москва, 1997.
  48. Исполнительная власть в Российской Федерации. Ред. Ф. Ноздрачева, Ю. А. Тихомирова. — М. 1996.
  49. Jl. М. Федеративное государство и правовой статус народов. М. 1996.
  50. JI.M. К вопросу о „моделях“ федерализма. Государство и право. 1996. № 12.
  51. Карапетян JI. M Федерализм и права народов. Курс лекций. К. 1999.
  52. JI.M. Федеративное устройство Российского государства. М.2001.
  53. Е. Р. Германский федерализм: историко-правовое исследование. Автореф. на соиск. докт. юрид. наук. Екатеринбург, 1994.
  54. М. Г. СССР: национально-государственное устройство (конституционные основы). М.1982.
  55. Д. А., Дымов Д. Е. Разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами в зарубежных странах. М. 1995.
  56. А. Е. Федеративные отношения и региональное управление в России: пути реформирования. — М.1994.
  57. А. Е. Федеративные начала организации государственной власти в России. — М. 1996.
  58. Е.И., Кутафин O.E. Конституционное право России. Учебник. М. 1999.
  59. Е.И., Кутафин O.E. Конституционное право России. Учебник. М. 2002.
  60. Ф. Ф. Автономия и федерация. Пг. 1917.
  61. Е.И. Право федерального принуждения. Москва, 1998.
  62. В. Некоторые аспекты развития федеративных отношений в России. Право и жизнь. 1996. № 10.
  63. Конституции государств Европейского Союза. Москва, 1997.
  64. Конституционное право России. Учебник. Ред. О. Е. Кутафина. М. 1995.
  65. Конституционное право Российской Федерации: Сборник судебных решений. Сост. М. С. Саликов. СПб. Паритет, 1997.
  66. Конституционное (государственное) право зарубежных стран (учебник в 2 т.). Рук. авт. кол. Б. А. Страшун. М.1993, 1995.
  67. Конституционное право зарубежных стран: (Учеб. метод, пособие). М. 1995.
  68. Конституционные и уставные суды субъектов Российской Федерации. М. 1999.
  69. Конституция Российской Федерации. Историко-правовсй комментарий. М. 1996.
  70. . С., Михалева Н. А. Новая Конституция суверенной России. М.1994.
  71. В.А. Договор как форма перераспределения полномочий в системе государственной власти. Материалы научно-практической конференции „Договорные формы развития федеративных отношений в России“. Москва, 1996.
  72. В. А., Лазарев Л. В. Конституционная юстиция в Российской Федерации. Учебное пособие для студентов юридических вузов и факультетов. М.1998.
  73. О.М. Конституционное производство в Республике Адыгея. Государство и право. 2001. № 2.
  74. К. Т. Федеративная организация Российскогогосударства. 2000.
  75. В. И. США.: конституционный строй и роль штатов в структуре американского федерализма. М. 1993.
  76. В.И. Основы конституционного строя США. М. 1998.
  77. А.Н. Статус субъекта Российской Федерации (Основы концепции, конституционная модель, практика). М. 1999.
  78. И. Д. Суверенитет. М.1948.
  79. И.В. Договорное регулирование федеративных отношений в России. Москва, 1998.
  80. И.В. Договорное регулирование федеративных отношений в России: новые проблемы и новые решения. Российский экономический журнал, 1999, № 8.
  81. И. В."Конституционный» и «договорный» способы образования федерации. Сб. Социально-экономические процессы переходного периода. Москва, 1999.
  82. И.В. Договорное регулирование федеративных отношений: новая правовая ситуация. «Законодательство и Экономика», № 12, 1999.
  83. А. И. Советский федерализм (теория и практика). М.1977.
  84. А. И. Курс советского государственного права: В 2-х т. М.1961. Т. 1 и 2.
  85. A.A. Конституционно-правовой статус Санкт-Петербурга. С.-Пб. 1999.
  86. В.Н. Аналитический обзор к парламентским слушаниям на тему: «О практике разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской
  87. Федерации и перспективах развития российского федерализма».
  88. В.Н. Насколько прочна договорная основа федеративных отношений. Федерализм, 1996, № 3.
  89. В.Н. Развитие федеративных отношений в современной России. Москва. 1995.
  90. В.Н. Развитие федерации в Конституции России (Конституционные изменения как назревшая потребность федеративных отношений). Государство и право. 1997. № 8.
  91. В.Н. Разделение власти и опыт Российской Федерации. Сб. Асимметричность Федерации. Москва, 1997. Сб. Федерализм власти и власть федерализма. Москва, 1997.
  92. В.Н. Что строим мы в России: симметричную или асимметричную федерацию? Федерализм, 1998, № 1(9).
  93. Ю. Экономический федерализм: российская модель. Этнополис. 1995. № 3.
  94. К. Н. Калмыкия — субъект Российской Федерации. М. 1995.
  95. . H.A. Конституционные реформы в российских республиках. Вступительная статья. Конституции республик в составе Российской Федерации (сборник документов). М.1995.
  96. H.A. Координация правотворчества в Российской Федерации. М.1996.
  97. Р. Ведущие российские политические организации о проблеме асимметричности Российской Федерации. Сб. Асимметричность Федерации. М.19 97.
  98. С.С. Модели федерализма для России. В поисках альтернативы хаосу и распаду. Федерализм, 1997, № 1 (5).
  99. Н. А. Эволюция и перспективы нового российского федерализма. Право и жизнь. — 1994. № б.
  100. Н. А. Конституционные реформы в республиках — субъектах Российской Федерации. Государство и право. 1995. № 4.
  101. Н. А. Конституционные реформы в российских республиках. Конституции республик в составе Российской Федерации. М. 1995.
  102. Н. А. Координация правотворчества в Российской Федерации М.1996.
  103. H.A. Конституционное право зарубежных стран СНГ. М. 1999.
  104. Морозова J1. А. Национальные аспекты развития российской государственности. Государство и право. 1995. № 12.
  105. Ф. X. Российский федерализм: проблемы формирования отношений нового типа: (политико-правовые аспекты). Государство и право. 1994. № 3.
  106. А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. — М.: Белые альвы, 1996.
  107. Народы России. Энциклопедия. Гл. ред. В. А. Тишков М. Большая Российская Энциклопедия. 1994.
  108. Национальная программа вывода страны из кризиса и перехода к устойчивому экономическому росту: позиция Совета Федерации. Издание Совета Федерации. М.1998.
  109. .И. Конституционные суды республик в составе Российской Федерации (сравнительный анализ республиканского конституционного регулирования). Ч.1и 2. Северо Кавказский юридический вестник. 1997. № 1. С. 49−72- № 2. С. 35−69.
  110. М. Зарубежный федерализм: организациягосударственной власти в субъектах Российской Федерации. М. 1996.
  111. В. Смысл американского федерализма. Что такое самоуправляющееся общество? М.1993.
  112. В.Б. Политические условия эффективности конституционно-правовых договоров. Материалы научно-практической конференции «Договорные формы развития федеративных отношений в России». М. 1996.
  113. Правовая реформа: концепции развития российского законодательства. М.1995.
  114. Правовой механизм реализации положений Федеративного договора. Сборник рекомендаций. М.1993.
  115. Е.М. «Внешняя политика и федерализм.» Президент. Парламент. Правительство, 1998, № 2.
  116. Проблемы конституционного развития суверенной республики. Уфа. 1992.
  117. Проблемы суверенитета в Российской Федерации. М.1994.
  118. Проблемы укрепления конституционной законности в республиках Российской Федерации. Сборник. Уфа. 1998.
  119. Развитие федеративных отношений в России: проблемы и перспективы (аналитический доклад). Федерализм, 1997, № 1(5).
  120. Разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами в зарубежных странах. Отв. ред. Д. А. Ковачев. М. 1995. I
  121. Разделит ли Россия участь СССР.(Кризис межнациональных отношений, федеральная национальная политика). М.1993.
  122. Региональная социально-экономическая асимметрия и механизмы ее выравнивания: материалы межведомственного семинара. Миннац России (отв. редактор В.В. Климанов). М.1998.
  123. Рекомендации научно-практической конференции «Договорные формы развития федеративных отношений в России». М. 1996.
  124. Российская государственность: состояние и перспективы развития. М. 1995.
  125. Российская Федерация и ее субъекты: проблемы гармонизации отношений (проблемно-тематический сборник). М. 1998.
  126. Российское законодательство: проблемы и перспективы. М. 1995.
  127. Современные зарубежные конституции. М.1992.
  128. Современные проблемы и вероятные направления развития национально-государственного устройства Российской Федерации. М. 1995
  129. Современный немецкий конституционализм. М. 1994.
  130. Сравнительное конституционное право. Б. Н. Тспорнин, В. Е. Чиркин, Ю. А. Юдин и др. РАН. Институт государства и права. М. 1996.
  131. Становление договорных отношений Республики Башкортостан и Российской Федерации (1990−1996 гг.). (Сборник документов). Уфа, 1997.
  132. .А. Договоры между Российской Федерацией и ее субъектами как источники федерального конституционного права. Материалы научно-практической конференции «Договорные формы развития федеративных отношений в России». М. 1996.
  133. Суверенит в федеративном государстве (Научный аналит. сбз. ИНИОН: Г. Б. Аганбеков). М.1993.
  134. Ю. Г. Национальный суверенитет. М. 1958.
  135. А. П. Актуальные вопросы развития российского федерализма (выступление на парламентских слушаниях). Сб. Федерализм власти и власть федерализма. Москва, 1997.
  136. Э. В. Советская национальная государственность. М. 1972.
  137. Э.В. Российский федерализм и современный национально-государственный нигилизм. Государство и право, 1996, № 1.
  138. Ю.А. Соотношение законодательного и договорного регулирования взаимоотношений государственных органов Российской Федерации и ее субъектов.
  139. Ю. А. Публичное право. М. 1995.
  140. Ю. А. Курс сравнительного правоведения. М. 1996.
  141. В. А. Этнический конфликт в контексте обществоведческих теорий (социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технология разрешения). М. 1992.
  142. А. Демократия в Америке. М. 1992.
  143. B.JI. Конституционно-правовые основы международной деятельности субъектов Российской Федерации. Новосибирск.1997.
  144. . Н. Европейские сообщества: право и институты (динамика развития). М.1992.
  145. И. А. Современная российская модель разделения власти между федерацией и ее субъектами (Актуальные правовые проблемы). М. 1996.
  146. И. А. Проблемы обеспечения государственного суверенитета Российской Федерации в условиях развития договорного процесса. Материалы научно-практической конференции «Договорные формы развития федеративных отношенийв России». М. 1996.
  147. И. А. Конституционные основы современного Российского Федерализма. М.1998.
  148. Т. М. Европейский союз: федералистские концепции европейского строительства. М.1996.
  149. Федерализм власти и власть федерализма. М.1997.
  150. Федерализм — глобальные и российские измерения: Международная научно-практическая конференция. Казань. 1993.
  151. Федерализм и региональная политика: проблемы России и зарубежный опыт. Сборник научных трудов. Вып. 1—3. Новосибирск. 1995, 1996.
  152. Федерализм: теория, институты, отношения: сравнительно-правовое исследование. М. 2001.
  153. Федерализм. Энциклопедический словарь. М.1997.
  154. Федералист: полит, эссе А. Гамильтона, Д. Мэдисона, Дк. Джея. (Пер. с англ., Ред. Н. Н. Яковлев). М.1993.
  155. Федерация в зарубежных странах. М. 1993.
  156. Федеративное устройство: реализация Конституции Российской Федерации. Ред. кол. Н. В. Постовой, Б. С. Крылов, Ю. А. Тихомиров. М. 1995.
  157. Федеративное устройство России: история и современность. Сборник обзоров и статей. Ред. Н. А. Михалева, Е. В. Алферова М. 1995.
  158. Федеральное конституционное право России. Составитель -Б.А. Страшун. М.1996.
  159. Федеративное устройство: реализация Конституции Российской Федерации (Сборник аналитических обзоров и рекомендаций). М. 1995.
  160. Федеративное устройство России: история и современность.1. M. 1995.
  161. Jl. Введение в американское право: Пер. с англ. М. 1993.
  162. P.C. Асимметричность Российской Федерации: взгляд из Татарстана. Сб. Асимметричность Федерации. М.1997.
  163. Чеченский кризис: аналит. Обозрение. Рук. А. С. Орлов. М. 1995.
  164. В. Е. Современный федерализм: сравнительный анализ. М. 1995.
  165. В. Е. Основы конституционного права. М. 1996.
  166. В.Е. Современное федеративное государство. М. 1997.
  167. В.Е. Современное государство. М. 2002.
  168. В.Е. Государственная власть субъекта федерации. Государство и право. 2000. № 10.
  169. О. И. Становление Российской Федерации (1917— 1922). М. 1966.
  170. О.И. Конституция РСФСР 1918 года. М. 1984
  171. А. А. Государственный суверенитет (теоретико-правовые аспекты). М. 1993.
  172. Ю. А. Конституционный контроль в России. М. 1995.
  173. . С. Конституция, демократия, права человека. М. 1992.
  174. . С. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд. М.1997.
  175. И.А. Умнова. Конституционные основы современного Российского Федерализма. М. 1998.
Заполнить форму текущей работой