Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Конституционно-правовые основы правотворческой деятельности субъектов Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Автором рассматривается понятие «правотворчество», выделяются его признаки, в частности, такие как: а) процесс познания и оценки правовых потребностей общества и государства, формирования и понятия правовых актов уполномоченными субъектами в рамках соответствующих процедурб) форма деятельности, посредством которой реализуется каждая из ветвей власти, но прежде всего законодательная… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Сфера правотворчества субъектов федераций в России и зарубежных странах
    • 1. Сфера правотворческой деятельности субъектов федераций в зарубежных странах
    • 2. Сфера правотворчества субъектов федераций в РСФСР и СССР
    • 3. Принцип федерализма и его реализация в связи с установлением сферы правотворчества субъектов Российской Федерации на современном этапе
  • Глава II. Правотворческий процесс законодательных и исполнительных органов государственной власти в субъектах Российской Федерации: на материалах Южного федерального округа
    • 1. Правотворчество как особая организационно-правовая форма деятельности органов законодательной и исполнительной власти субъектов
  • Российской Федерации (теоретико-правовой аспект)
    • 2. Конституционное (уставное) правотворчество субъектов Российской
  • Федерации
    • 3. Законотворческая деятельность в субъектах Российской
  • Федерации
    • 4. Иные виды правотворчества в субъектах Российской
  • Федерации
  • Глава III. Механизмы обеспечения конституционной законности в правотворчестве субъектов Российской Федерации (на материалах правотворческой деятельности субъектов Российской Федерации в
  • Южном федеральном округе)
    • 1. Контроль Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации за правотворческой деятельностью субъектов Российской
  • Федерации
    • 2. Контроль судов общей юрисдикции и арбитражных судов за соответствием Конституции РФ нормативных правовых актов субъектов
  • Российской Федерации
    • 3. Конституционный контроль Президента Российской Федерации и конституционный надзор органов прокуратуры в сфере обеспечения соответствия нормативных правовых актов субъектов РФ Конституции
  • РФ
    • 4. Контрольно-экспертный учет Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации
    • 5. Иные институты механизма обеспечения конституционной законности правотворческой деятельности субъектов Российской
  • Федерации

Конституционно-правовые основы правотворческой деятельности субъектов Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Одним из наиболее важных признаков (критериев) федерализма является наличие у субъектов федерации собственной сферы законодательной (иной правотворческой) деятельности, полномочий на издание законодательства субъектов федерации и обеспечение действия (исполнения) этого законодательства в правоприменительной, правоохранительной и судебно-правоприменительной деятельности. Поэтому для государственно-правовых исследований, посвященных вопросам федеративного устройства России, весьма актуальным аспектом анализа является обращение к проблемам соответствующего профиля: об объемах (пределах, сферах) законотворческой (правотворческой) деятельности, их достаточности в субъектах Российской Федерации в части соотносимости со сферой законодательных полномочий Федерациио построении процедур законотворческой деятельности в субъектах федерации (дифференцировано по видам правотворчества) — об основных проблемах организации соответствующих процедурных институтов (форм) — о состоянии конституционной законности на территории субъектов федерациио механизмах и мерах преодоления рассогласованности, противоречивости законодательства субъектов с общенациональным законодательством и в системе законодательства субъектов.

В советский период отечественной истории в СССР и РСФСР разграничения предметов ведения между соответствующими федерациями и их субъектами не осуществлялось. Кроме того, нормативные акты высшей юридической силы — законы на уровне субъектов Федерации — могли издаваться только одной категорией субъектов — республиками. В процессе реформ российского федерализма конца XX — начала XXI века в России впервые было осуществлено предметное разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Также расширился и круг субъектов законодательной деятельности за счет придания краям, областям, городам федерального значения, автономиям статусов субъектов Федерации, наделенных правом принимать законы. Закрепленная в Федеративном договоре 1992 года и Конституции Российской Федерации 1993 года сфера законотворчества субъектов Российской Федерации, конечно, не может быть определена как абсолютно безупречная. В частности, практика свидетельствует о недостаточности сферы самостоятельного законодательного усмотрения субъектов Российской Федерации. Другая острая проблема практики федеративного устройства Российской Федерации связана с достаточно часто возникающими ситуациями неопределенности в понимании конституционного содержания и реализации сферы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Тем не менее, на основе указанного конституционно-правового и законодательного регулирования, с конца XX и начала XXI века в Российской Федерации возросли масштабы законодательной деятельности на уровне субъектов Российской Федерации — следствием чего является рост актуальности проблем, сопутствующих проблемам рассматриваемого цикла — обеспечения высокого качества законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, достижения их полного соответствия федеральным конституционным законам и федеральным законам, обеспечения единого правового пространства в Российской Федерации. Высокоактуальными становятся и такие проблемы, как формирование и соблюдение надлежащей законодательной процедуры в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации, процессуальных форм иных видов правотворчества.

Поскольку за более чем десятилетний (после принятия Конституции Российской Федерации 1993 года) срок накоплен обширный фонд законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, актуальными являются систематизация и анализ соответствующего законодательства на предмет выявления фактов внутренней их противоречивости и несоответствия федеральной Конституции и федеральному законодательству, а также анализ практики деятельности органов, компетентных осуществлять конституционный контроль и нормоконтроль в сфере правотворчества субъектов Российской Федерации. Все эти вопросы также входят в предмет диссертационного исследования. Наконец, востребованность темы диссертационной работы в том, что исследование проведено на материалах Южного федерального округа, который характеризуется особой остротой состояния проблемы обеспечения единства правового пространства и территориальной целостности, особо широким многообразием этнического состава населения и конфессиональным многообразием, остротой проблемы терроризма, сравнительно большой динамичностью процессов конституционно-правовых реформ в отдельных субъектах Российской Федерации в Южном федеральном округе.

Степень научной разработанности темы следует оценивать с учетом комплексного анализа. Большинство из рассматриваемых в диссертации вопросов предполагают необходимость их исследования в единстве конституционного и общетеоретического подходов к пониманию проблем разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, размежевания полномочий внутри каждой из ветвей власти, выявления закономерностей их функционирования в качестве институтов механизма обеспечения единства правового пространства России.

Источниковую базу диссертационного исследования составляют конституционное и текущее законодательство Российской Федерации, в части, касающейся регулирования правотворчества в субъектах Федерации, соответствующее законодательство в СССР, РСФСР, конституции (уставы) и иные нормативные правовые акты субъектов в Южном федеральном округе, связанные с организацией правотворчества, конституции зарубежных федераций, решения конституционных судов субъектов Российской Федерации и судов общей и арбитражной юрисдикции, справочные и аналитические материалы. Особое внимание автор уделял правовым позициям, выраженным в постановлениях и определениях Конституционного Суда Российской Федерации.

Проблемам федерализма и исторического и современного правотворчества субъектов Российской Федерации посвящены работы таких ученых, как Р. Г. Абдулатипов, А. Абрамова, А. П. Алехин, С. С. Алексеев, М. В. Баглай, И. Н. Барциц, И. Л. Бачило, Л. Ф. Болтенкова, Н. С. Бондарь, Г. А. Габричидзе, В. В. Гошуляк, И. Г. Дудко, З. С. Желялетдинова, В. М. Жуйков, Д. Л. Златопольский, Т. Д. Зражевская, В. В. Иванов, Н. А. Игнатюк, Л. М. Карапетян,.

A.В. Киселева, Ю. М. Козлов, А. Н. Кокотов, Ю. И. Колесов, К. Д. Коркмасова, Ю. В. Кудрявцев, В. В. Лазарев, А. Н. Лебедев, И. Д. Левин, А. И. Лепешкин, А. А. Ливеровский, А. В. Малько, Н. И. Матузов, Н. А. Михалева, Ж. И. Овсепян, А. С. Пиголкин, С. В. Поленина, В. А. Ржевский, Т. Н. Рахманина, М. С. Саликов, Н. А. Семидеркин, Н. С. Соколова, Ю. А. Тихомиров, И. А. Умнова, М. Х. Фарукшин,.

B.А. Черепанов, А. Н. Чертков, В. Е. Чиркин, О. И. Чистяков, Б. С. Эбзеев и др.

Вклад в разработку конкретных проблем организации и функционирования органов конституционного правосудия внесли В. Анишина, В. К. Боброва, Н. В. Витрук, Г. А. Гаждиев, Н. С. Ельцов, В. Ершов, А. Н. Кокотов, О. Ю. Кокотов, В. А. Кряжков, Л. В. Лазарев, В. М. Лебедев, Т. Г. Морщакова, М. А. Митюков, Н. А. Михалева, С. Э. Несмеянова, Ж. И. Овсепян, О. В. Опря, М. С. Саликова, A.M. Цалиев, Б. С. Эбзеев и др.

В основу исследования проблем юридической ответственности, в частности конституционно-правовой, положены научные труды С. А. Авакьяна, Л. Л. Безуглова, Н. А. Бобровой, В. А. Виноградова, Т. Д. Зражевской, Н. В. Колосовой, В. А. Кондрашева, О. Е. Кутафина, О. Э. Лейст, Ж. И. Овсепян, А. А. Сергеева, С. Л. Солдатова и др.

В процессе написания диссертационного сочинения исследовались публикации по вопросам о механизмах обеспечения единства правового пространства Российской Федерации: И. Н. Барцица, В. Григоренко, Н. Демиденко, М. М. Курманова, О. Моториной, А. Паламарчука, Т. Рабко, Н. Сайтарпы, С. Д. Сомова, A.M. Тарасова, К. Тотьева, И. Южнова и др.

При анализе теоретических аспектов правотворческой деятельности субъектов федерации зарубежных стран диссертант использовал работы Ф. Дельпере, Ж. Марку, Н. Михельса, Л. А. Окунькова, А. Н. Пилипенко, М. Ф. Чудакова, В. П. Шрама, Л. М. Энтина и др.

Работа проводилась с использованием автоматизированных поисковых систем, федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Цели и задачи исследования. Главной целью диссертационного исследования является анализ правотворческой деятельности субъектов Российской Федерации как ведущей организационно-правовой формы деятельности органов государственной власти субъектов по правовому регулированию общественных явлений, а также выработка рекомендаций органам, являющимся институтами механизма обеспечения конституционной законности правотворческой деятельности, формирование законодательных предложений, направленных на совершенствование федерального законодательства и правотворческого процесса субъектов Российской Федерации на основе систематизации и анализа законодательства и практики правотворчества субъектов в Южном федеральном округе и научной доктрины о статусе субъектов России и зарубежных федераций, общетеоретических трудов.

В соответствии с основной целью установлены и конкретные задачи исследования:

1. Раскрыть понятие и юридическую природу принципа федерализма как формы государственного устройства, обеспечивающей децентрализацию законодательной деятельности в государстве, установить особенности реализации принципов федерализма в России в части определения сферы правотворчества субъектов Российской Федерации.

2. Разработать понятие правотворчества как организационно-правовой формы деятельности на уровне субъекта Федерацииисследовать соотношение понятий «организационно-правовые формы деятельности органа (должностного лица)» и «ветвь власти».

3. Провести исследование конституционно-правового регулирования сфер правотворческой деятельности субъектов федерации зарубежных стран Западной Европы с целью формирования методологической основы аналогичного исследования на географии Российской Федерации и выявления возможностей имплементации эффективных зарубежных моделей в устройство правотворчества в субъектах Российской Федерации.

4. Исследовать содержание сферы правотворчества субъектов федерации в СССР и РСФСР с целью выявления причин несостоятельности советской модели правотворческого статуса субъекта Федерации и предупреждения воспроизводства соответствующей модели в Российской Федерации.

5. Исследовать состояние конституционно-правовых основ правотворческого процесса в субъектах Российской Федерации (на материалах Южного федерального округа), основных видов правотворческой деятельности субъектов Российской Федерации. Осуществить в этой связи системный анализ нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в Южном федеральном округе, определяющих порядок организации правотворческой деятельности субъектов Федерации и процедурно-правовые механизмы реализации этой деятельности.

6. Дать анализ конституционно-правовых основ организации механизма обеспечения конституционной законности в сфере правотворчества субъектов Российской Федерации в Южном федеральном округе, деятельности федеральных органов государственной власти, обеспечивающих единство правового пространства Российской Федерации, обеспечения конституционности нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, проанализировать практику органов судебной власти, осуществляющих конституционный контроль и нормоконтроль. Выявить закономерности, тенденции и перспективы ее развития, сформулировать рекомендации и предложения по совершенствованию механизма обеспечения ее конституционной законности.

Объектом диссертационного исследования является правотворческая деятельность субъектов Российской Федерации как разновидность государственной деятельности, осуществляемой через систему публичной власти, охватывающей, как материально-правовые, так и процессуальные и технико-юридические аспекты подготовки и принятия нормативных правовых актов органов государственной власти, а также механизмы обеспечения конституционной законности этой деятельности. Объектом диссертационного анализа не являлся референдум в субъектах Российской Федерации как форма народного правотворчества, непосредственного народовластия.

Предмет диссертационного исследования составляют конституционно-правовые основы правотворческой деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, базирующиеся на принципах федеративного устройства государства: верховенства Конституции России и федеральных законов, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти федерации и ее субъектов.

Исследование основано на всестороннем анализе правотворческой деятельности, как субъектов федераций зарубежных стран, так и Российской Федерации, характеристике ее основных видов: конституционного (уставного) правотворчества, законотворчества, подзаконного и договорного правотворчества, попытке осветить данную деятельность в контексте системного анализа места и роли правотворчества субъектов Российской Федерации в современном механизме формирования правовой системы России, исследовании процессов, связанных с осуществлением механизмов обеспечения конституционной законности этой деятельности.

Осуществлен анализ правотворческой деятельности субъектов Российской Федерации, ее организации, системы, содержания и конституционно-контрольного обеспечения на примере субъектов Российской Федерации в Южном федеральном округе.

Методологическую основу настоящей работы составляют современные общенаучные и специальные методы познания. Среди общенаучных методов следует указать на исторический, логический, структурно-системный и функциональный, а также общефилософский диалектико-материалистический метод познания. К специальным методам, использованным диссертантом, относятся методы статистического исследования, моделирования, сравнительного правоведения. Особую значимость для целей данного исследования имеет сравнительно-правовой метод.

Научная новизна диссертационного исследования выражается как в самом подходе к исследованию поставленной проблемы, так и в предлагаемых решениях ряда конкретных вопросов, что отражается в основных положениях и выводах, разработанных автором и выносимых им на защиту. В диссертации впервые осуществлено исследование всех видов правотворческой деятельности субъектов Российской Федерации: не только законотворческой деятельности, но и конституционного (уставного) правотворчества как самостоятельной разновидности законодательной деятельности субъектов, а также проведено исследование еще таких двух специфических видов правотворческой деятельности субъектов Российской Федерации, как подзаконное правотворчество органов исполнительной власти субъектов и договорное правотворчество (на материалах субъектов Российской Федерации в Южном федеральном округе). В этой связи осуществлена систематизация и комплексное сравнительное исследование конституций и уставов, новейшего законодательства, регламентов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации в Южном федеральном округе, иных нормативных правовых актов субъектов (включая изменения и дополнения второй половины 2005 года), в части норм, касающихся порядка законодательного и иного правотворчества в субъектах Федерации в округе, порядка государственного учета и регистрации нормативных правовых актов, издаваемых всеми категориями субъектов правотворчества в субъектах.

Впервые проведена систематизация и анализ практики деятельности (новейший период: 2002;2005 годы) различных видов судов, действующих на территории Южного федерального округа Российской Федерации: конституционных судов республик, расположенных в округесудов общей юрисдикции и арбитражных судов, расположенных на территории округаорганов прокуратуры. Также осуществлен анализ практики деятельности Минюста России и его территориального органа в округе — по обеспечению конституционной законности в процессе правотворчества субъектов. На этой основе в диссертации предлагается множество общетеоретических выводов и определений, а также предложений о внесении изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации и ее субъектов, касающихся совершенствования конституционно-правовых основ правотворчества в субъектах, совершенствования механизмов обеспечения конституционной законности в правотворчестве субъектов Федерации в округе.

В диссертационном сочинении предлагаются авторские конструкции типового перечня полномочий исключительного ведения субъектов, оптимального разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов, формулируется авторское видение системного подхода в организации и функционировании механизма обеспечения конституционной законности правотворчества в субъектах.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Предлагается авторское понимание правотворческой деятельности субъектов Российской Федерации, как процесса познания и оценки правовых потребностей общества и государства, конкурирующих запросов Федерации и ее субъектов, учета соотношения общенациональных (общефедеральных) и национальных, культурно-бытовых интересов, а также социальных, экономических и природных ресурсов каждого из субъектов Российской Федерации, как процесса формирования и принятия правовых актов уполномоченными органами и должностными лицами субъектов Российской Федерации в рамках соответствующих процедур, базирующихся на принципах верховенства Федеральной Конституции и разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами. При этом обосновывается позиция, согласно которой приоритетными направлениями в развитии российского федерализма должны стать: правовое обеспечение равноправия субъектов Российской Федерацииформирование единого правового пространства, основанного на соблюдении верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законовсоблюдение конституционного принципа разграничения предметов ведения и полномочий путем четкого разграничения компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами, а также определение единой для субъектов их исключительной компетенцииразвитие организационно-правовых гарантий обеспечения единства государственной власти.

2. Правотворческая деятельность органов государственной власти субъектов является ведущей организационно-правовой формой деятельности законодательных и исполнительных органов власти, поскольку она имеет общий характер и в последовательности правового воздействия предшествует иным организационно-правовым формам деятельности органов и должностных лиц государственной власти субъектов Российской Федерации. Нормативные правовые акты субъектов являются элементом правовой системы Российской Федерации, где представлены в четырех основных формах правотворчества: как акты конституционного (уставного) правотворчества, законотворчества, подзаконного и договорного правотворчества. В целях исключения проблем, связанных с подготовкой и принятием правовых актов субъектов, целесообразно принять федеральный закон о нормативных правовых актах субъектов, который регламентировал бы все стадии правотворческого процесса от формирования концепции акта, определения органа, правомочного принимать его, до выбора формы предполагаемого акта и соблюдения процедуры обнародования. Другим вариантом могло бы быть более развернутое регулирование процессуальных аспектов законотворчества (правотворчества) субъектов Российской Федерации в Федеральном законе от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

3. Диссертантом дается понятие механизма обеспечения единства правового пространства России, который определяется как система органов и должностных лиц государственной власти, гарантирующих реализацию таких принципов федеративного устройства Российской Федерации, как народовластие, суверенитет Российской Федерации, единство государственной власти и ее разделенность на три ветви власти, правовое государство, целостность территории и верховенство, высшая юридическая сила Конституции и федеральных законов, а также принцип обеспечения прав человека, как высшей социальной ценности, др. К основным институтам механизма обеспечения конституционной законности правотворческой деятельности субъектов Российской Федерации относятся: Президент Российской Федерации, полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах, судебные органы, органы прокуратуры и юстиции. Обосновывается необходимость совершенствования системных (функциональных) связей указанных институтов государственной власти в процессе осуществления ими деятельности по обеспечению конституционной законности в сфере правотворчества субъектов Российской Федерации.

4. Автором обосновывается необходимость создания органов конституционного правосудия в субъектах Российской Федерации в Южном федеральном округе (Ставропольском крае, Астраханской и Волгоградской областях и других) и принятия законов о конституционных (уставных) судах соответствующих субъектов. Кроме того, поскольку в некоторых случаях правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации становятся препятствием для поиска новых моделей эффективного федеративного законодательного регулирования, представляется целесообразным внести изменения в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», закрепив основания пересмотра решений этого суда самим судом и вообще возможность такого пересмотра, а также предусмотреть процедуру пересмотра решений конституционных (уставных) судов субъектов.

5. В диссертационном исследовании дается обоснование целесообразности четкого разграничения компетенции между конституционными судами и судами общей и арбитражной юрисдикции, а также необходимости законодательного закрепления положения о том, что право на признание любого нормативного правового акта недействующим и утратившим юридическую силу, находится в компетенции специализированных органов конституционного правосудия либо органов, его принявших.

6. Анализ нормативных правовых актов Российской Федерации позволяет выделить основные направления президентского контроля по обеспечению высшей юридической силы Конституции Российской Федерации в сфере федеративных отношений. В качестве одной из основных форм осуществления президентского контроля рассматривается применение им мер конституционно-правовой ответственности к органам и должностным лицам государственной власти субъектов Российской Федерации.

7. В деятельности прокуратуры в сфере обеспечения законности принимаемых актов в субъектах Российской Федерации предлагается перенести акцент на выявление нарушений федерального законодательства еще до издания актов субъектов, при этом использовать такую меру, как вынесение предостережения о недопустимости нарушения закона, в соответствии со статьей 25.1 Федерального Закона о прокуратуре.

8. Для осуществления Министерством юстиции Российской Федерации полноценного контроля за нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предлагается наделить органы юстиции дополнительными полномочиями: правом на обращение в суд о признании актов не соответствующими федеральному законодательству, правом отказывать в государственной регистрации нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при выявлении норм, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

9. Представляется необходимым принятие ряда федеральных законов для упорядочения деятельности органов государственной власти Российской Федерации, осуществляющих обеспечение единства конституционной законности правотворческой деятельности субъектов Российской Федерации, во избежание дублирования их функций: о федеральном регистре, о нормативных правовых актах в Российской Федерации, об органах федеральной юстиции.

Практическая значимость и апробация результатов диссертационного исследования. Практическая значимость настоящего исследования состоит в обосновании рекомендаций и предложений диссертанта по дальнейшему совершенствованию правотворческой деятельности субъектов Российской Федерации и механизмов обеспечения конституционной законности в соответствующей сфере. Проведенный автором в работе анализ норм Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституций (уставов) субъектов, иных нормативных правовых актов, регулирующих правотворческую деятельность субъектов Федерации, делает возможным использовать соответствующие положения диссертации в правотворческом процессе. Выводы, сделанные в диссертационном исследовании, могут быть использованы в научной и учебной литературе, в преподавании курса конституционного (государственного) права и спецкурсов в юридических вузах.

Сформулированные в диссертации выводы нашли широкое применение в практической деятельности автора, а также основные теоретические и практические положения были апробированы в выступлениях на региональных и Всероссийских научно-практических конференциях в городе Ростове-на-Дону.

Автор диссертации участвовала в разработке проекта Областного закона «Об Уставном Суде Ростовской области», подготовленного под руководством профессора Овсепян Ж. И. коллективом ведущих ученых в субъектах Российской Федерации в Южном федеральном округе при участии ряда молодых ученых и аспирантов, одобренного участниками Всероссийской научно-практической конференции «Модернизация Российской государственности начала XXI века» и проводимым в ее продолжение заседании круглого стола «Проблемы учреждения конституционных (уставных) судов в субъектах Российской Федерации в Южном федеральном округе», состоявшихся 22−23 октября 2004 года на базе Ростовского государственного университета и Ростовского юридического института Северо-Кавказской академии государственной службы.

Автор диссертационного исследования по поручению аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе принимала участие в рассмотрении проектов Договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и Чеченской Республики и разработке проектов отдельных федеральных законов, в частности, «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Диссертация подготовлена на кафедре государственного (конституционного) права ГОУ ВПО «Ростовский государственный университет», где были проведены ее обсуждение и рецензирование. Результаты исследования были отражены автором в научных публикациях.

Заключение

.

Наличие выводов по главам избавляет автора делать пространное заключение, поэтому хотелось бы подвести следующие итоги.

Исследованы конституционно-правовые основы правотворческой деятельности субъектов федераций зарубежных стран, на примере Австрии, Бельгии, Боснии и Герцеговины, Федеративной Республики Германии, Швейцарии, раскрыты содержание принципа федерализма, на котором основывается правотворческая деятельность субъектов современных федеративных государств, проанализированы модели разграничения предметов ведения и полномочий между федерациями и их субъектами. Анализ законодательной базы швейцарского и германского федерализма может явиться основой для заимствования опыта государственного строительства Россией и другими странами, где на практике весьма остро стоят вопросы перераспределения полномочий и предметов ведения в целях сохранения равновесия в государственном устройстве.

Исследование сфере правотворческой деятельности субъектов федераций СССР и РСФСР позволило выявить причины несостоятельности советской модели правотворческого статуса субъекта Федерации. Учитывая просчеты прошлых лет, Федеральная Конституция 1993 года предложила формулу компромисса, провозгласив равноправие всех субъектов РФ, новая российская Конституция, наделила края, области, города федерального значения, автономные область и округа правом принимать законы по предметам своего и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, перераспределила правотворческие полномочия между РФ и субъектами РФ. Однако, анализ принципов современного российского федерализма, закрепленных в Конституции Российской Федерации, показывает, что все они нарушаются органами государственной власти субъектов РФ в процессе осуществлениями ими правотворческой деятельности. Представляется, что приоритетными направлениями в развитии российского федерализма должны стать: правовое обеспечение равноправия субъектов Российской Федерацииформирование единого правового пространства на основе соблюдения верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законовсоблюдение конституционного принципа разграничения предметов ведения и полномочий путем четкого разделения компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами, а также определение единой для субъектов их исключительной компетенцииразвитие организационно-правовых гарантий обеспечения единства государственной власти.

Автором рассматривается понятие «правотворчество», выделяются его признаки, в частности, такие как: а) процесс познания и оценки правовых потребностей общества и государства, формирования и понятия правовых актов уполномоченными субъектами в рамках соответствующих процедурб) форма деятельности, посредством которой реализуется каждая из ветвей власти, но прежде всего законодательная и исполнительные ветвиправотворчество — это одна из организационно-правовых форм осуществления государственных функций каждой из ветвей власти — законодательной и исполнительной властей и т. д. Исследуются основные 4 вида правотворческой деятельности органов государственной власти субъектов РФ: конституционное (уставное) правотворчество, законотворчество, подзаконное и договорное правотворчество, что предоставило возможность выявить основные несовершенства правовой регламентации этой деятельности в субъектах Российской Федерации в Южном федеральном округе и сделать вывод о целесообразности принятия федерального закона о нормативных правовых актах, охватившего бы все стадии правотворческого процесса вплоть до обнародования акта, либо необходимости развернутого регулирования процессуальных аспектов законотворчества (правотворчества) субъектов Российской Федерации в Федеральном законе от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

После принятия Конституции Российской Федерации 1993 года субъекты Федерации активно включились в правотворческий процесс, следствием чего явилось значительное количество региональных нормативных правовых актов, которые нарушают нормы федеральных Конституции и законов. Анализ сложившейся ситуации послужил основанием для исследования механизма обеспечения единства правового пространства России, который определяется как система органов и должностных лиц государственной власти, гарантирующих реализацию таких принципов федеративного устройства Российской Федерации, как: народовластие, суверенитет Российской Федерации, единство государственной власти и ее разделенность на три ветви власти, правовое государство, целостность территории и верховенство, высшая юридическая сила Конституции и федеральных законов, а также принцип обеспечения прав человека, как высшей социальной ценности, др. К основным институтам механизма относятся: Президент Российской Федерации, полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах, судебные органы, органы прокуратуры и юстиции. В работе обосновывается необходимость совершенствования системных (функциональных) связей указанных институтов государственной власти в процессе осуществления ими деятельности по обеспечению конституционной законности в сфере правотворчества субъектов Российской Федерации.

Применительно к каждому из институтов механизма обеспечения единства правового пространства автором высказываются предложения по совершенствованию деятельности, как самих институтов, так и федерального законодательства, регулирующего их деятельность.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 25.12.1993. № 237
  2. Конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики 1918 года//СУ РСФСР. 1918. № 51
  3. Основной закон (Конституция) Союза Советских Социалистических Республик, утвержденный постановлением II Съезда Советов СССР от 31.01.1924 года // Вестник ЦИК, СНК и СТО СССР. 1924. № 2.
  4. Основной закон (Конституция) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, утвержденный постановлением XII Всероссийского Съезда Советов от 11.05.1925 года // Известия ЦИК СССРиВЦИК. 26.05.1925. № 118
  5. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик, утвержденная постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов Союза ССР от 05.12.1936 года // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 06.12.1936. № 283
  6. Конституция (Основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, 1937 года//
  7. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик, принятая на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР 07.10.1977 года // Ведомости Верховного Совета СССР. 1977. № 41
  8. Конституция (Основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, принятая на внеочередной седьмойсессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва 12.04.1978 года // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1978. № 15
  9. Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12.06.1990 года, принятая Съездом народных депутатов РСФСР // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 2
  10. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 года № 96-ФЗ (в редакции Федерального закона от 27.12.2005 года № 197-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 09.01.2006. № 1. ст. 8
  11. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 года № 145-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.01.2006 года № 6-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 09.01.2006. № 2. ст. 171
  12. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 года № 138-Ф3 (в редакции Федерального закона от 21.07.2005 года № 93-Ф3) // Собрание законодательства Российской Федерации. 25.07.2005. № 30 (часть 1). ст. 3104
  13. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 года № 146-ФЗ (ч. 1) (в редакции Федерального закона от 04.11.2005 года № 137-Ф3) // Собрание законодательства Российской Федерации. 07.11.2005. № 45. ст. 4585
  14. Закон СССР «Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик» от 10.04.1990 года // Ведомости Съезда народных депутатов ССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 16. ст. 270
  15. Закон СССР «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами Федерации» от 26.04.1990 года // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 19. ст. 329
  16. Федеральный закон от 17.01.1992 года № 2202−1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 04.11.2005 года № 138-Ф3) // Собрание законодательства Российской Федерации. 07.11.2005. № 45. ст. 4586
  17. Закон Российской Федерации от 01.04.1993 года № 4730−1 «О Государственной границе Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 07.03.2005 года № 15-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 07.03.2005. № 10. ст. 763
  18. Федеральный закон от 04.01.1999 года № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 11.01.1999. № 2. ст. 231
  19. Федеральный закон от 09.07.1999 года № 159-ФЗ «О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 09.07.2002 года № 83-Ф3) // Собрание законодательства Российской Федерации. 15.07.2002. № 28. ст. 2787
  20. Федеральный закон от 31.05.2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 02.11.2004 года № 127-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации.0811.2004. № 45. ст. 4377
  21. Федеральный закон от 22.07.2002 года № 91-ФЗ «О ратификации Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей» // Собрание законодательства Российской Федерации. 29.07.2002. № 30. ст. 3008
  22. Федеральный закон от 04.04.2005 года № 32-Ф3 «Об Общественной палате Российской Федерации» (в редакции федерального закона от 27.12.2005 года № 195-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации.
  23. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11.11.1996 года № 781-II ГД «Об обращении в
  24. Конституционный Суд Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 02.12.1996. № 49. ст. 5506
  25. Указ Президента Российской Федерации от 10.08.2000 года № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 14.08.2000. № 33. ст. 3356
  26. Указ Президента Российской Федерации от 08.06.2004 года № 729 «О Контрольном управлении Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 14.06.2004. № 24. ст. 2395
  27. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 года № 278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора» // Собрание законодательства Российской Федерации. 21.06.2004. № 26. ст. 2561
  28. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 29.10.2003 года № 278 «Об утверждении Рекомендаций по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации» // Бюллетень Минюста Российской Федерации. 2003. № 11
  29. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18.01.1996 года № 2-П по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Алтайского края // Собрание законодательства Российской Федерации. 22.01.1996. № 4. ст. 409
  30. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от0102.1996 года № 3-П по делу о проверке конституционности ряда положений Устава Основного закона Читинской области // Собрание законодательства Российской Федерации. 12.02.1996. № 7. ст. 700
  31. Республики Татарстан // Собрание законодательства Российской Федерации. 28.07.2003. № 30. ст. 3101
  32. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от1505.2001 года № 98−0 по жалобе гражданина Ревазова Бориса Анатольевича на нарушение его конституционных права статьями 1 и 2
  33. Конституция Республики Адыгея от 10.03.1995 года (в редакции Закона Республики Адыгея от 21.04.2005 года № 308) // Советская Адыгея. 26.04.2005. № 83
  34. Конституция Республики Дагестан от 26.07.1994 года // Дагестанская правда. 03.08.1994. № 152
  35. Конституция Республики Дагестан от 10.07.2003 года (в редакции Закона Республики Дагестан от 12.10.2005 года № 31) // Дагестанская правда. 14.10.2005. № 230
  36. Конституция Республики Ингушетия от 27.02.1997 года (в редакции Закона Республики Ингушетия от 14.06.2005 года № 16-РЗП) // Ингушетия. 15.06.2005. № 60
  37. Конституция Кабардино-Балкарской Республики 01.07.1997 года № 28-РЗ (в редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 12.07.2005 года № 52-РЗ) // Кабардино-Балкарская правда. 19.07.2005. № 157
  38. Степное уложение (Конституция) Республики Калмыкия 05.04.1994 года (в редакции Закона Республики Калмыкия от 29.07.2005 года № 219-III-3) //Хальмг-Унн. 30.07.2005. № 136−137
  39. Конституция Карачаево-Черкесской Республики от 05.03.1996 года (в редакции Конституционного закона Карачаево-Черкесской Республики от 21.06.2004 года № 6-РКЗ) // День Республики.24.06.2004. № 104−105
  40. Конституция Республики Северная Осетия-Алания от 12.11.1994 года (в редакции Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания от 31.05.2005 года № 38-PK3) // Северная Осетия. 02.06.2005. № 121
  41. Конституция Чеченской Республики от 23.03.2003 года // Вести Республики. 29.03.2003. № 18
  42. Устав Краснодарского края от 18.07.1997 года (в редакции Закона Краснодарского края от 06.06.2005 года № 882-КЗ) // Кубанские новости. 11.06.2005. № 84
  43. Устав (Основной закон) Ставропольского края от 12.10.1994 года № 6-КЗ (в редакции Закона Ставропольского края от 20.06.2005 года № 29-КЗ) //
  44. Сборник законов и других правовых актов Ставропольского края. 20.07.2005. № 16. ст. 4671
  45. Устав Астраханской области от 28.03.1997 года № 6 (в редакции Закона Астраханской области от 07.11.2005 года № 64/2005−03) // Астраханские известия. 10.11.2005. № 45
  46. Устав (Основной закон) Волгоградской области от 17. .07.1996 года № 73-ОД (в редакции Закона Волгоградской области от 20.01.2005 года № 995-ОД) // Волгоградская правда. 22.01.2005. № 11
  47. Устав Ростовской области от 29.05.1996 года № 19-ЗС (в редакции Областного закона от 05.12.2005 года № 402-ЗС) // Наше время. 13.12.2005. № 315−316
  48. Конституционный закон Республики Ингушетия от 31.03.1997 года № 3-РКЗ «О референдуме Республики Ингушетия» (в редакции Закона Республики Ингушетия от 19.09.2003 года № 47-РЗ)// Ингушетия. 10.02.2005. № 12
  49. Закон Республики Адыгея «О Конституционном Суде Республики Адыгея» от 17.06.1996 года № 11 (в редакции Закона Республики Адыгея от 01.12.2004 года № 259) // Собрание законодательства Республики Адыгея. 31.12.2004. № 12
  50. Закон Республики Адыгея от 09.10.1998 года № 92 «О нормативных и иных правовых актах» (в редакции Закона Республики Адыгея от 21.06.2005 года № 330)// Собрание законодательства Республики Адыгея. 30.06.2005. № 6
  51. Закон Республики Адыгея от 03.12.2002 года № 102 «Об управлении государственной собственностью Республики Адыгея»" (в редакции Закона Республики Адыгея от 01.12.2004 года № 267) // Собрание законодательства Республики Адыгея. 31.12.2004. № 12
  52. Закон Республики Дагестан от 07.05.1996 года № 5 «О Конституционном Суде Республики Дагестан» (в редакции Закона Республики Дагестан от1305.2003 года № 39)// Собрание законодательства Республики Дагестан. 31.12.2003. № 12
  53. Закон Республики Дагестан от 10.06.1994 года «О Конституционном Собрании» (в редакции Закона Республики Дагестан от 13.05.2002 года № 22) // Собрание законодательства Республики Дагестан. 31.05.2002. № 5
  54. Закон Республики Дагестан от 16.04.1997 года № 8 «О нормативных правовых актах Республики Дагестан» (в редакции Закона Республики Дагестан от 30.06.2004 года № 18) // Дагестанская правда. 06.07.2004. № 196
  55. Закон Республики Ингушетия от 24.11.1997 года 16-РЗ «О порядке принятия и вступления в законную силу поправок к Конституции Республики Ингушетия» (в редакции Закона Республики Ингушетия от0506.2004 года № 15-РЗП) // Ингушетия. 10.06.2004. № 64
  56. Закон Республики Ингушетия от 07.12.1999 года № 29-РЗ «О нормативных правовых актах Республики Ингушетия» (в редакции Закона Республики Ингушетия от 22.09.2005 года № 34-P3) // Ингушетия. 24.09.2005. № 105
  57. Кодекс Кабардино-Балкарской Республики об административных правонарушениях от 22.07. 2003 года № 66-РЗ (в редакции Закона
  58. Кабардино-Балкарской Республики от 07.07.2005 года № 51-РЗ) // Кабардино-Балкарская правда. 26.07.2005. № 151
  59. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 19.07.2000 года № ЗО-РЗ «О Конституционном Собрании» (в редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 27.02.2005 года № 14-РЗ) // Кабардино-Балкарская правда. 01.03.2005. № 39
  60. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 12.12.1997 года № 38-P3 «О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики» (в редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 05.07.2005 года № 42-РЗ) // Кабардино-Балкарская правда. 12.07.2005. № 131
  61. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 03.08.2002 года № 52-РЗ «О правовых актах в Кабардино-Балкарской Республике» (в редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 30.07.2004 года № ЗО-РЗ) // Кабардино-Балкарская правда. 11.08.2004. № 204−205
  62. Закон Республики Калмыкия от 02.11.1998 года № 1-II-3 «О Правительстве Республики Калмыкия» (в редакции Закона Республики Калмыкия от 29.07.2005 года № 219-III-3) // Хальмг-Унн. 30.07.2005. № 136−137
  63. Закон Карачаево-Черкесской Республики от 02.12.2003 года № 48-РЗ «О нормативных правовых актах Карачаево-Черкесской Республики» (в редакции Закона Карачаево-Черкесской Республики от 05.07.2005 года № 50-РЗ) // День Республики. 14.07.2005. № 115−116
  64. Закон Республики Северная Осетия-Алания от 18.03.2002 года № 4-РЗ «О нормативных правовых актах Республики Северная Осетия-Алания» // Северная Осетия. 02.04.2002. № 60
  65. Закон Чеченской Республики от 23.03.2003 года «О выборах Президента Чеченской Республики» // Вести Республики. 04.04.2003. № 20−27
  66. Закон Чеченской Республики от 23.03.2003 года «О выборах в Парламент Чеченской Республики» // Вести Республики. 04.04.2003. № 20−27
  67. Закон Краснодарского края от 06.06.1995 года № 7-КЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края» (в редакции Закона Краснодарского края от 06.04.1999 года № 168-КЗ) // Кубанские новости. 13.04.1999. № 63−64
  68. Закон Ставропольского края от 24.06.2002 года № 24-КЗ «О порядке принятия законов Ставропольского края» (в редакции Закона Ставропольского края от 16.10.2003 года № 18-КЗ) // Ставропольская правда.21.10.2003. № 229
  69. Закон Ставропольского края от 26.07.2001 года № 51-КЗ «О соглашениях Ставропольского края об осуществлении международных и внешнеэкономических связей» // Ставропольская правда. 01.08.2001. № 163
  70. Кодекс об административной ответственности от 17.07.2002 года № 727-ОД (в редакции Закона Волгоградской области от 19.07.2005 года № 1088-ОД) // Волгоградская правда. 22.07.2005. № 133
  71. Закон Волгоградской области от 01.10.2002 года № 736-ОД «О законах и иных нормативных правовых актах» (в редакции Закона Волгоградской области от 23.04.2004 года № 913-ОД) // Волгоградская правда. 30.04.2004. № 80
  72. Закон Волгоградской области от 04.12.2002 года № 762-ОД «О международных связях и внешнеэкономической деятельности Волгоградской области» // Волгоградская правда. 07.12.2002. № 222
  73. Постановление Государственной Думы Ставропольского края от 11.04.1996 года № 345−28ГДСК «О Регламенте Государственной Думы Ставропольского края» // Сборник законов и иных нормативных правовых актов Ставропольского края. 1996. № 4. ст. 269
  74. Указ Президента Республики Адыгея от 18.05.2005 года № 47 «О досрочном роспуске Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея» // Советская Адыгея. 20.05.2005. № 99
  75. Указ Президента Кабардино-Балкарской Республики от 29.05.2005 года № 47-УП «О представителе Президента Кабардино-Балкарской Республики в Эльбрусском районе Кабардино-Балкарской Республики» // Кабардино-Балкарская правда. 01.06.2005. № 113−114
  76. Указ Президента Карачаево-Черкесской Республики от 17.04.2001 года № 35 «О моратории на проведение мероприятий общественными и общественно-политическими организациями и движениями Карачаево-Черкесской Республики» // День Республики. 19.04.2001. № 45
  77. Постановление главы администрации Краснодарского края от 16.12.2004 года № 1271 «О пограничном режиме на территории Краснодарского края» // Кубанские Новости. 25.12.2004. № 206
  78. Постановление главы администрации Волгоградской области от 05.08.2005 года № 790 «Об утверждении Положения об Общественнойпалате Волгоградской области» // Волгоградская правда. 16.08.2005. № 150
  79. Постановление Кабинета Министров-Правительства Республики Адыгея от 26.09.2004 года № 363 «Об утверждении Правил подготовки и принятия ведомственных нормативных актов» // Советская Адыгея. 27.09.1994
  80. Постановление Правительства Республики Ингушетия от 15.12.2003 года № 397 «О государственном учете и регистрации нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Республики Ингушетия» // Сер дало. 10.02.2005 года № 12
  81. Постановление Правительства Республики Калмыкия от 22.03.1999 года № 20 «О Регламенте Правительства Республики Калмыкия» (в редакции Постановления Правительства Республики Калмыкия от 13.04.2005 года № 92) // Хальмг-Унн. 26.04.2005. № 69
  82. Р.Г., Болтенкова Л. Ф., Яровой Ю. Ф. Федерализм в истории России. В 3 кн. М., 1992
  83. А.И., Рахманина Т. Н. Опубликование и вступление в законную силу нормативных правовых актов субъектов Федерации // Законодательство и экономика. 2000. № 7
  84. А.И., Рахманина Т. Н. Процедуры согласования законодательства Российской Федерации и ее субъектов / Сб. Соотношение законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации. М., 2003
  85. С.Л. Новая Конституция Швейцарской Конфедерации: право и современность // Государство и право. 2001. № 7
  86. А.П., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. М., 1994
  87. С.С. Теория права. М., 1994
  88. И. С. Системный подход к понятию экспертизы нормативного правового акта // Журнал российского права. 2001. № 1
  89. В. Применение постановлений Конституционного Суда РФ судами общей юрисдикции // Российская юстиция. 1999. № 11
  90. В. Предмет обращения в Конституционный Суд РФ // Российская юстиция. 2000. № 3
  91. В. Правовые позиции Конституционного Суда России // Российская юстиция. 2000. № 7
  92. М.В., Габричидзе Б. Н. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов. М., 1996
  93. М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. М&bdquo- 2002
  94. И.Н. Правовое пространство России: вопросы конституционной теории и практики. М., 2000
  95. И.Л. Факторы, влияющие на государственность // Государство и право. 1993.
  96. JT.JT., Солдатов C.JI. Конституционное право России. М., 2001
  97. В.К. Развитие законодательства о конституционных (уставных) судах // Российская юстиция. № 1. 2002
  98. В.К. Законодатели Свердловской области пытаются ослабить независимость Уставного суда // Российская юстиция. № 10. 2002
  99. Н.А., Зражевская Т. Д. Ответственность в системе гарантий конституционных норм. Воронеж, 1985
  100. Большой юридический словарь / Под. ред. Сухарева А. Я., Крутских В. Е. М., 2000.
  101. О.В. Компетенция конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации: проблемы и перспективы // Конституционное и муниципальное право. 2002. № 3
  102. К. Прокуратура и конституционные, уставные суды субъектов РФ // Законность. 2000. № 9
  103. И., Захаров А. Федерализм. // Общая тетрадь (Вестник Московской школы политических исследований). 2002. № 4 (23)
  104. Н.В. Правотворчество и правообразование. / Сб. Правотворчество и законность / Отв. ред. Соколова Н. С. М., 1999
  105. И. Предостережение о недопустимости нарушения закона. // Законность. 1999. № 8
  106. И. Прокурорский надзор за исполнением антимонопольного законодательства // Законность. 2000. № 5
  107. В.А. Конституционная ответственность в Российской Федерации. М., 2000
  108. Н.В. Конституционное правосудие: Учебное пособие. М., 1998
  109. Н.В. Конституционное правосудие в РФ. М., 1999
  110. Н.В. Проверка конституций и уставов субъектов РФ на соответствие Конституции РФ в практике Конституционного Суда РФ: опыт и проблемы / Сб. Конституционное законодательство России. М., 1999
  111. В.А. Определения как вид решений Конституционного Суда Российской Федерации // Журнал российского права. 2005. № 3
  112. Г. А. Взаимоотношение Конституционного Суда РФ с судами общей юрисдикции и арбитражными судами // Российская юстиция. 1994. № 4
  113. Г. А. Непосредственное применение судами конституционных норм // Российская юстиция. 1995. № 12
  114. Г. А., Пепеляев С. Г. Предприниматель. Налогоплательщик. Государство. М., 1998
  115. Глигич-Золотарева М. В. Роль конституционного (уставного) толкования в федеративном государстве. Актуальные проблемы государственного строительства. Выпуск 2 // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2002. № 34 (190)
  116. В.В. Теоретико-правовые проблемы конституционного и уставного законодательства субъектов Российской Федерации. М., 2000
  117. В.В. Теоретические проблемы единства системы конституционного законодательства Российской Федерации // Журнал российского права. 2001. № 9
  118. В., Демиденко Н. Предостережение о недопустимости нарушения закона. М., 1986
  119. Н., Колесников Е. Приницпы судопроизводства должны распространяться и на Конституционный Суд // Российская юстиция. 2000. № 2
  120. JI.A. Акты Конституционного Суда РФ и право на судебную защиту // Российская юстиция. 1998. № 11−12
  121. Ф., Энтин JI.M. Конституционные реформы и процесс федерализации в Бельгии // Советское государство и право. 1989. № 11
  122. А.И., Рогожин Н. А. Влияние судебных решений Конституционного Суда РФ на совершенствование налогового законодательства // Юрист. № 10. 2002. № 10
  123. И.Г. Юридическая природа постановлений конституционных (уставных) судов субъектов РФ // Журнал российского права. 2005. № 1
  124. Т. Законотворческая деятельность субъектов Российской Федерации //Российская юстиция. 1998. № 8
  125. В. Признание нормативных правовых актов противоречащими Конституции РФ и федеральным законам: теория вопроса // Российская юстиция. 2003. № 4
  126. В. Признание нормативных правовых актов противоречащими Конституции РФ и федеральным законам: законотворческие идеи // Российская юстиция. 2003. № 6
  127. В.М. Признание нормативных актов недействительными // Российская юстиция. 1998. № 7
  128. В.М. Конституционный Суд РФ выполняет историческую роль // Российская юстиция. 2001. № 10
  129. В.М. Проблемы гражданского процессуального права. М., 2001
  130. А.А. Конституция России юридическая база конституций и уставов субъектов Российской Федерации // Юрист. 1998. № 1
  131. Закон: создание и толкование / Под ред. Пиголкина А. С. М., 1998
  132. Законы области как субъекта Российской Федерации. Воронеж, 1996
  133. Законодательный процесс. Научно-практическое пособие / Отв. ред. Васильев Р. Ф. М., 2000
  134. Законодательная техника. Научно-практическое пособие / Под ред. Тихомирова Ю. А. М., 2000
  135. Законотворчество в Российской Федерации. Научно-практическое и учебное пособие / Под ред. Пиголкина А. С. М., 2000
  136. Д.Л. СССР федеративное государство. М., 1967
  137. В.Д. Прецедентный характер решений Конституционного Суда Российской Федерации // Журнал российского права. 2004. № 12
  138. В.Д. Конституционный Суд Российской Федерации в европейском правовом поле // Журнал российского права. 2005. № 3
  139. И. В. Областное законотворчество ключ к решению насущных проблем региона // Журнал российского права. 1998. № 8
  140. Л.А. Управление региональной экономикой федеративного государства. Организационные и правовые приоритеты. М., 1998
  141. И.А. В поисках идеала государственного устройства России (из истории русской политико-правовой мысли второй половины XIX века). Ростов-на-Дону, 1995.
  142. Н.А. Компетенция органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации. М., 1999
  143. В.В. Законотворчество субъектов РФ: объем, структура, тенденции развития // Журнал российского права. 1999. № 12
  144. Карапетян J1.M. Федеративное устройство Российского государства. М., 1996.
  145. М.Н. О государственно-правовой ответственности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации // Журнал российского права. 2000. № 7
  146. Д.А. Философские проблемы права. М., 1972
  147. Д.А. Законодательная техника. М., 1998
  148. А. Конституционное судопроизводство нуждается в унификации // Российская юстиция. 1999. № 8
  149. А.В. Правовое государство и проблемы обеспечения единого конституционного пространства / Сб. Проблемы эффективности публичной власти в Российской Федерации. Материалы научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2003
  150. Е.И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник. М., 2003
  151. А.Н., Саликов М. С. Разграничение полномочий федерации и ее субъектов // Российский юридический журнал. 1994. № 1−2
  152. А.Н. К вопросу об уточнении компетенции Уставного Суда Свердловской области // Российская газета. 1999. 19 октября
  153. А.Н. Законодательство и конституционном (уставном) правосудии в субъектах федерации: вопросы совершенства // Российский юридический журнал. 2001. № 4
  154. А.Н. Разграничение и согласование полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и их органов государственной власти // Журнал российского права. 2002. № 8
  155. Кокотов 0.10. Влияние решений Конституционного Суда России на гражданское судопроизводство. М., 2002
  156. Ю.И. Законодательная компетенция области как субъекта Российской Федерации. Ростов-на-Дону, 2001
  157. Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации. М., 2000
  158. Н.М. Решение Конституционного Суда РФ по вопросам устройства федерации / Сб. Соотношение законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации. М., 2003
  159. Комментарий к Конституции РФ / Общ. ред. Кудрявцева Ю. В. М., 1996
  160. Комментарий к постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации, тома 1, 2, 3 М., 2000, 2001, 2002
  161. А.А. Конституционно-правовая ответственность субъектов Федерации: вопросы теории и проблемы реализации // Журнал российского права. 2000. № 2. С. 29.
  162. Конституция. Закон. Подзаконный акт. М., 1994
  163. Конституции государств Европейского Союза / Под общ. ред. Окунькова Л. А. М., 1997
  164. Конституция Швейцарской Конфедерации. М.- 2001
  165. Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации / Сборник нормативных актов. М., 1997
  166. Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран / Под ред. Авакьяна С. А. М., 2001
  167. Конституция Российской Федерации: Комментарий / Под общ. ред. Кудрявцева Ю. В. М., 1994
  168. Конституция Швейцарской Конфедерации. Перевод с нем. Авраменко С. Л. М., 2001
  169. К.Д. Конституционные основы российского федерализма и общенациональная идея России. Ростов-на-Дону, 2002
  170. .С. Проблемы суверенитета в Российской Федерации. М., 1994
  171. .С. Конституционные основы разграничения предметов ведения и полномочий / Сб. Соотношение законодательства Российской
  172. Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации. М., 2003
  173. В.А. Органы конституционного контроля субъектов РФ: проблемы организации и деятельности (Научно-практический семинар) // Государство и право. 1995. № 9
  174. В.А., Лазарев Л. В. Конституционная юстиция в Российской Федерации. Учебное пособие. М., 1998
  175. В.А. Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации (правовые основы и практика). М., 1999
  176. В. За единство правового пространства России // Российская юстиция. 2000. № 11
  177. В.А. Взаимодействие конституционного Суда РФ и Конституционных судов субъектов РФ в обеспечении единства правового пространства в Российской Федерации // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2000. № 6
  178. В., Старилов 10. Административные суды: какими им быть?// Российская юстиция. 2001. № 1
  179. М.М. Приняты изменения в Федеральный закон. Что «приобрели» законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации? // Юрист. 2002. № 11
  180. М.М. Может ли республика принять свою конституцию, не затрагивая предметы ведения Российской Федерации // Закон и право. 2004. № 3
  181. О. Е. Предмет конституционного права. М., 2001
  182. Л. В. Система судебной власти в России: проблема взаимодействия // Российская юстиция. 1995. № 6
  183. Л.В. Конституционно-правовые основы организации и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации // Государство и право. 1996. № 6
  184. JI.B. Проблемы судебного нормоконтроля в решениях Конституционного Суда РФ // Российская юстиция. 2001. № 2
  185. А. Всегда ли прав суд, даже если он Конституционный? // Российская юстиция. 1997. № 4
  186. В.М. От идеи судебного нормоконтроля к административному судопроизводству // Российская юстиция. 2000. № 9
  187. Д.А. Регулятивная функция конституционной ответственности // Конституционное и муниципальное право. 2003. № 3
  188. В.Н. Устав области, края, города федерального значения, автономного образования: каким ему быть? // Государство и право. 1995. № 10
  189. В. Определения Конституционного Суда важный источник правовой информации // Российская юстиция. 1999. № 1
  190. А.В. Теория государства и права. Учебное пособие. М., 1997
  191. Р.Б. Конституционная юстиция в субъектах Российской Федерации (на примере республик Южного федерального округа) // Государство и право. 2003. № 4
  192. В.В. Государственный суверенитет и территориальная целостность главные принципы современной российской государственности // Государство и право. 2004. № 4
  193. . Распределение властных полномочий в Российской Федерации в свете существующей практики федеративных государств членов Совета Европы // Журнал российского права. 2002. № 9−10
  194. О.В. Конституция Российской Федерации 1993 г. как памятник эпохи // Государство и право. 2004. № 4.
  195. Е. М. Законодательство субъектов РФ о нормативных правовых актах // Журна российского права. 1998. № 6
  196. М.А., Барнашов A.M. Очерки конституционного правосудия. Томск. 1999.
  197. М.А. Конституционные (уставные) суды: от теории вопроса к практике решения // Российская юстиция. 2000. № 4
  198. М.А. Толкование региональных конституций и уставов // Российская юстиция. 2000. № 8
  199. М.А. Полномочия судебных органов требуют четкого разграничения // Российская юстиция. 2001. № 3
  200. Н.А. Конституционные реформы в российских республиках / Сб. Конституции республик в составе Российской Федерации. М., 1995
  201. Н.А. Координация правотворчества в Российской Федерации. М., 1996
  202. Н. Основной закон Федеративной Республики Германии (Краткая характеристика) // Государство и право. 2003. № 7
  203. JT.A. Национальные аспекты развития российской государственности // Государство и право. 1995. № 12
  204. Т.Г. Разграничение компетенции между Конституционным Судом и другими судами Российской Федерации // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1996. № 6
  205. А.А. К вопросу о конституционной юстиции // Российский судья. 2001. № 3
  206. Г. И. Правотворчество и законность / Сб. Правотворчество и законность / Отв. ред. Соколова Н. С. М., 1999
  207. Ф.Х. Российский федерализм: проблемы формирования отношений нового типа (Политико-правовые аспекты) // Государство и право. 1995. № 3
  208. М.А. Конституционное право. Нижний Новгород, 1998
  209. С.Э. К вопросу о развитии конституционной юстиции в субъектах Российской Федерации // Российский юридический журнал. 1998. № 1
  210. С.Э. К вопросу о конституционной ответственности // Конституционное и муниципальное право. 2002. № 4
  211. С.Э. Разграничение компетенции между судами // Российская юстиция. 2002. № 12
  212. О.В. Проблема нормативности актов в российском законодательстве // Юрист. 2002. № 11
  213. Общая теория права и государства. Учебник для юридических вузов / Под ред. Лазарева В. В. М., 1994
  214. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. Лазарева В. В. М., Юрист, 1996
  215. Общая теория права и государства. Учебник для юридических вузов / Под ред. Лазарева В. В. М., 1997
  216. Общая теория права. Учебник для юридических вузов / Под ред. Пиголкина А. С. М., 1995
  217. .И. О ходе Конституционной реформы в СССР // Правоведение. 1991. № 3
  218. .И. Правовая защита конституций. Судебный конституционный контроль в зарубежных странах. Ростов-на-Дону, 1992
  219. .И. Конституционные суды республик в составе РФ. В двух частях // Северо-Кавказский юридический вестник. 1997. № 1, № 2
  220. .И. Судебный конституционный контроль в механизме «разделения властей». В двух частях // Правоведение. 1993. № 4, № 5
  221. .И. Судебный конституционный контроль в Российской Федерации: проблемы деполитизации // Государство и право. 1996. № 1
  222. .И. Конституционное судебно-процессуальное право как новая отрасль, наука, дисциплина // Известия вузов. Правоведение. 1999. № 2
  223. .И. Двусторонние договоры Российской Федерации и ее субъектов в системе источников российского права. В двух частях // Северо-Кавказский юридический вестник. 1999. № 4, 2000. № 2
  224. .И. Становление конституционных и уставных судов в субъектах Российской Федерации (1990−2000 г. г.). М., 2001
  225. .И. Критерии конституционной ответственности в Российской Федерации. В двух частях // Северо-Кавказский юридический вестник. 2001. № 4, 2002. № 1
  226. .И. Разграничение юрисдикции конституционных (уставных) судов и судов общей юрисдикции и процессуальное законодательство2002 г. // Северо-Кавказский юридический вестник. 2003. № 2
  227. .И. Юридическая ответственность и государственное принуждение (Общетеоретическое и конституционно-правовое исследование). Ростов-па-Дону, 2005
  228. О.В. Конституционный суд Республики Болгарии // Журнал российского права. 2002. № 9
  229. Основы государства и права: Учебник / Под ред. Гайкова В. Т., Ржевского В. А. Ростов-на-Дону, 2003.
  230. С.Г. О правовом регулировании деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации // Российский судья. 2004. № 11
  231. А., Сайтарпы Н., Моторина О. Антимонопольное законодательство: проблемы и пробелы // Законность. 2000. № 9
  232. В. Идеи федерализма в России в переходный период // Закон и право. 2003. № 3
  233. А.С. Подготовка проектов нормативных правовых актов. М., 1968
  234. А.С., Рахманина Т. Н., Желялетдинова З. С. Законодательные программы субъектов Российской Федерации / Сб. Закон: создание и толкование. М., 1998
  235. А.С. Федеральные основы системы российского законодательства / Сб. Соотношение законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации. М., 2003
  236. А.Н. Вводная статья к Конституции Бельгии. Конституции государств Европы. М., 2001
  237. С.В. Качество закона и эффективность законодательства. М., 1993
  238. С.В. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996
  239. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О действенности государственной власти в России» // Российская газета. 17.02.1995. № 36
  240. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 23.02.1996 года // Российская газета. 27.02.1996. № 39
  241. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «Не будет ни революций, ни контрреволюций» от 2001 года // Российская газета.04.04.2001. № 66
  242. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «России надо быть сильной и конкурентоспособной» от 2002 года // Российская газета. 19.04.2002. № 71
  243. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25.04.2005 года // Российская газета. 26.04.2005. № 86
  244. Проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации / Отв. ред. Пилогкин С. А. М., 1998
  245. Т. Предостережение при надзоре за соответствием законам РФ актов представительных органов власти субъектов Федерации // Законность. 2002. № 11
  246. В.А., Киселева А. В. Субъекты Российской Федерации: типология и конституционные основы организации // Государство и право. 1994. № 10
  247. В.А., Чепурнова Н. М. Судебная власть в конституционной системе разделения властей // Российская юстиция. 1997. № 7
  248. В.Н. «Народное вето» как институт непосредственной демократии // Государство и право. 2004. № 3
  249. М.С. Договорно-правовое регулирование федеративных отношений в России // Российский юридический журнал. 1998. № 4
  250. А.С. О некоторых проблемах становления и совершенствования регионального законодательства //Южно-Уральский Юридический Вестник, 1999, № 7
  251. В.Е., Сафонова Е. В. Роль судов в механизме обеспечения целостности государства // Российская юстиция. 2005. № 4
  252. Сборник договоров и соглашений между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий. Ч. 1 и 2. М., Известия. 1997
  253. Н.А., Чистяков О. И. Конституция РСФСР 1925 года // Советское государство и право. 1976. № 1
  254. В.Н. О форме федерации в России // Государство и право. 1993. № 5
  255. Н.С. Принципы конституционной законности в развитии современного российского федерализма / Сб. Правотворчество и законность / Отв. ред. Соколока Н. С. М., 1999
  256. Н.С. Оценка соответствия региональных правовых актов Конституции РФ // Законность. 2002. № 8
  257. С.Д. Единое правовое пространство Российской Федерации: понятие и механизм обеспечения // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2000. № 11
  258. М.С. Виды и формы федеральных и региональных законов / Сб. Соотношение законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации. М., 2003
  259. Э.В. К вопросу о характере государственной власти субъекта Федерации // Государство и право. 2002. № 3
  260. A.M. Президентский контроль: теоретические и практические аспекты оценки его эффективности // Государство и право. 2002. № 11
  261. A.M. Президентский контроль // Законодательство. 2003. № 4
  262. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Матузова Н. И., Малько А. В. М., 1997
  263. В.А. Публичное право. М., 1995.
  264. Ю.А. Конституция, закон, подзаконный акт. М., 1994
  265. Ю.А., Зражевская Т. Д. Правотворчество области как субъекта РФ // Государство и право. 1997. № 1
  266. Ю.А., Котельская. И. В. Правовые акты. Учебно-практическое и справочное пособие. М. 1999
  267. Ю.А. Развитие законодательства субъектов РФ // Власть и право. 1998. № 1
  268. Ю.А. Административное судопроизводство в России: перспективы развития // Российская юстиция. № 8. 1998
  269. Ю.А. Конституционное законодательство России. М., 1999
  270. Ю.А. Теория компетенции. М., 2001.
  271. В.В. Региональное право России: проблемы становления и развития // Государство и право. 1998. № 11
  272. В.Н. Тезисы выступления на Всероссийской научной конференции «Российское государство и право на рубеже тысячелетия» (Москва, 2−4 февраля 2000 г.) // Государство и право. 2000. № 7
  273. К. Предписание антимонопольного органа // Законность. 2000. № 12
  274. JI. Рассмотрение судами дел, возникающих из публично -правовых отношений. Тверь, 1998.
  275. Е. Оспариваиие законности нормативных актов в судах общей юрисдикции // Российская юстиция. 1998. № 8
  276. И.А. Эволюция правового статуса края, области как субъекта Российской Федерации // Государство и право. 1994. № 8−9
  277. И.А. Устав области (края): первый опыт. М., 1995
  278. И.А. Как обеспечить единство законодательной и исполнительной власти в условиях Федерации // Журнал российского права. 1998. № 4−5
  279. И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 2000
  280. И.А. Совместное ведение РФ и её субъектов как предмет конституционного регулирования // Журнал российского права. 1999. № 11
  281. И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. Учебное пособие. М., 2001
  282. Уотте P. J1. Модели разделения властных полномочий в федеративном государстве. 1999
  283. Федерация в зарубежных странах / Под ред. Ковачева Д. А. М., 1993
  284. Федерализм. Энциклопедический словарь. М., 2000
  285. Н.К. Соотношение указов президентов и правительств республик / Сб. Законотворческая деятельность субъектов Российской Федерации. Материалы научно-практической конференции. Саратов. 1998.
  286. Т.Я. Разграничение законодательной компетенции Российской Федерации и ее субъектов / Сб. Соотношение законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации. М., 2003
  287. A.M. Об организации и деятельности органа конституционной юстиции в Республике Северная Осетия-Алания // Вестник Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания. 2004. № 1
  288. Н.М. Конституционный (уставный) суд как орган судебного контроля за законностью правовых актов субъекта федерации // Российская юстиция. 1999. № 3
  289. В.А. Реформа государственной власти в субъектах Российской Федерации // Закон и право. 2005. № 4
  290. А.Н. Место и роль законов субъектов Российской Федерации в системе законодательного регулирований в сфере совместного ведения // Журнал российского права. 2005. № 5
  291. В.Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ // Государство и право. 1994. № 8−9
  292. В. Е. Основы конституционного права. М.: Манускрипт. 1996.
  293. В.Е. Основы сравнительного государствоведения М. 1997.
  294. В.Е. Государствоведение. М., 1999
  295. В. Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. М., 2000
  296. В.Е. О сущности субъекта федерации: традиции и реалии // Государство и право. 2003. № 7
  297. М.Ф. Конституционное государственное право зарубежных стран. М., 1998
  298. Д.Ю. Проблемы теории и истории власти, права и государства. М., 2003
  299. В.П. Вводная статья к Конституции Боснии и Герцеговины. Конституции государств Европы. М., 2001.
  300. Энтин J1.M. Разделение властей. Опыт современных государств. М., 1995
  301. .С. Конституционный Суд Российской Федерации судебный орган конституционного контроля // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1995. № 2−3
  302. .С., Карапенян J1.M. Российский федерализм: равноправие и ассиметрия конституционного статуса субъектов // Государство и право. 1995. № 3.
  303. .С. Конституционный Суд Российской Федерации судебный орган конституционного контроля // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1995. № 6
  304. .С. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд. М., 1997
  305. .С. Проблемы компетенции конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации // Государство и право. 1998. № 9
  306. И. Практика применения антимонопольного законодательства.// Российская юстиция. 2000. № 5
  307. Юридическая энциклопедия / Под ред. Тихомирова М. Ю. М., 2002
Заполнить форму текущей работой