Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Современная советская повесть: Проблемы историзма

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Опираясь на теоретические исследования конфликта в трудах М. Б. Храпченко, Ю. Л. Манна, Е. А. Шкловского и других, в работе делается дальнейший шаг в исследовании отношений метода и жанра. Рассмотрение повести с этой точки зрения позволяет выявить специфически жанровые цути оформления и реализации художественных конфликтов. Поскольку историческое содержание эпохи в реалистической литературе… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛЛВЛ I. ХАРАКТЕР И МНР
  • I. Человек и история б повести
  • 2. Историзм жанра и национальный характер
  • ГЛАВА II. КОНФЛИКТ И ИСТОРИЗМ ЖАНРА
  • ГЛАВА III. КОНЦЕПЦИЯ ПРИРОДЫ И ДВИЖЕНИЕ ШШРА
    • I. Художественное время в повести
    • 2. Художественное пространство

Современная советская повесть: Проблемы историзма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность данного исследования определяется избранным материалом, позволяющим более широко увидеть движение жанра и обращением к разработке методологических и методических основ системно-структурного анализа повести. Исследование повести на уровне в1 $гтрижанровой типологии проводится в таком объеме впервые. Привлечение разнонационального материала позволяет увидеть жанровую эволюцию последних десятилетий, которые отличаются наиболее продуктивными преобразованиями в сюжете, композиции, -стиле повести, а использование различных методов и принципов анализа жанрово-стилевой структуры повести предоставляет возможность выявить влияние общих законов развития художественного сознания на конкретно-художественные изменения жанровых форм.

В целостном анализе внутрижанровых структур могут быть избраны различные пути. Но, чтобы не упустить из виду движение метода в его соотнесенности с развитием жанра: общего состояния литературы в ее соотнесенности с жизнью общества, необходимо, на наш взгляд, избрать наиболее всеобъемлющий и универсальный принцип, связывающий собой мировоззрение художника, содержание и форму художественных произведений — принцип художественного историзма. В связи с этим ставитсязадача, исследовать общепризнанные характеристики обогащения жанра — углубленно гуманиотичооких традиций и историзма, драматизация повествования — на уровне жанровой и внутрижанровой поэтики. Обнаруже ни с специфически жанровых путей и форм реализации историзма позволит приблизиться к более точному пониманию самого жанра повести как целостного, содержательно-структурного образования, конкретизировать и уточнить критерии его художественности.

Повести Ф. Лбрамова, Ч. Айтматова, В. Белова, И. Друцэ, В. Быкова, В. Тендрякова, Ю. Трифонова, В. Распутина, П. Проскурина, М. Байджиева, С. Санбаева, Т. Пулатова, Ю. Рытхэу и других рассматриваются в их отношении к жанровым открытиям и жанровому обогащению средств художественного историзма. Их творчество может быть представлено как выражение и результат коллективного художественного опыта, в основе которого лежит идейно-творческое завоевание советской литературы и жанра повести предшествующих десятилетий.

Теоретические и методологические основы исследования. Исследование проводилось на основе диалектико-материалистической методологии с применением принципов сравнительно-исторического, сравнительно-типологического, системно-структурного литературоведческого анализа. Движение жанра рассматривается в основных типологических параметрах характера, конфликта, композиции (временной й пространственной). Автор опирался на теоретические достижения литературоведения в исследовании литературного процесса и художественного текста. Основой исследования явились труды М. Бахтина, М. Храпченко, Д. Лихачева, Ю. Манна, Ю. Лотмана и многих.других.

В работе иыцолены три основных момента, характеризующие формирование художественно-исторической концепции действительности: прежде всего ото, выработанная в процессе формирования нового метода и основанная на диалектико-материалистическом понимании личности, концепция социально-ориентированного человека, методологически определявшая направление художественных поисков жанра в воплощении характеразатем — это представление о сути исторического движения действительности как о единстве и борьбе противоположностей,' запечатлевшееся в сюжетной и композиционной активизации художественного конфликтаи, наконец, — это обусловленное формирование философско-диалектических представлений о взаимоотношениях общества и природы, человека и природы обогащение концептуально-философского взгляда на мир I как на время и пространство человеческих свершений и связанное с этим расширение временных и пространственных границ повести. В соответствии с этими моментами построена работа, состоящая из ВВЕДЕНИЯ, ТРЕХ ГЛАВ и ЗАКЛЮЧЕНИЯ.

В первой главе «Характер и жанр» дается анализ советской повести с точки зрения формирования в ней новых представлений о человеке, его связях с социально-исторической действительностью / § Человек и история в повести/, того, как в жанре отразилось новое представление о национальном содержании характера / § Историзм жанра и национальный характер/. Являясь исходной и методологически определяющей для всего исследования, первая глава представляет широкую предысторию современного движения жанра и содержит анализ повестей разных авторов, в которых художественно осмыслялся новый герой, человек из народа, в свете новой социальной действительности и его отношений о народом и историей.

Во второй главе «Конфликт и историзм жанра» рассматривается эволюция жанра с точки зрения оформления в повести нового конфликта и конфликтной системы. Изменения в социально-политической структуре мира, в мироощущении человека продиктовали свою поэтику художественного конфликта. Конфликт в повести становится одним из главных путей укрупнения характера, художественного обеспечения его исторической, социальной и психологической глубины.

Характер, взятый в конкретно-исторической и социальной обусловленности, не может осуществить себя вне и помимо конкретно-исторических обстоятельств, вне отношения к ним. Зги отношения в известной-мере определяют содержание и структуру конфликт а. Современная повесть дает возможность исследовать сам механизм «работы» конфликта, его структурообразующие. функции.

Опираясь на теоретические исследования конфликта в трудах М. Б. Храпченко, Ю. Л. Манна, Е. А. Шкловского и других, в работе делается дальнейший шаг в исследовании отношений метода и жанра. Рассмотрение повести с этой точки зрения позволяет выявить специфически жанровые цути оформления и реализации художественных конфликтов. Поскольку историческое содержание эпохи в реалистической литературе познается прежде всего в раскрываемых противоречиях, конфликт приобретает первостепенное значение для определения особенностей историзма жанра в его специфических чертах* Введение категории конфликта и понятия конфликтной системы может способствовать выявлению внутрижанровых типологических закономерностей. Рассмотрение повести со стороны решаемых е" конфликтов представляется достаточно перспективным, так как помогает выявить специфически жанровые пути создания конкретно-исторических и исторически верных картин изменяющейся действительности, способствует обнаружению на ограниченной площади повести глубинных свойств и потенциальных возможностей изображаемых характеров.

Третья глава «Концепция природы и движение жанра» посвящена рассмотрению формирования эстетического идеала советской литературы, в процессе углубления философско-эотетических представлений о единстве человека и мира, которые оказались неотрывными от формирования новой более объемной концепции природы. Преодоление противоречий и противоположности между социологизаторскими и би-ологизаторскиш концепциями личности /М.Б.Демин/ было одновременно овладением более полнокровной и объективной концепцией природы, Расширившееся сюжетно и композиционно включение природы в художественную систему повести значительно увеличило художественное стетиче скую роль’йейзажа /от воплощения национально-исторических обстоятельств до выражения эстетического идеала и создания? фавственно-философского символа/, что повлекло за собой существенное изменение стилевых особенностей жанра, связанных с многообразными решениями художественного времени и пространства.

Предложенное методологическое обоснование обогащения жанра в 70−00-е годы позволяет увидеть завоевания повести на пути «раз-движения своих эстетических пределов» /Б.Сучков/.

Поскольку в работе рассматриваютоя структурно-типологические художественные единицы повеоти (характер, конфликт, композиция), то оказались неизбежными известные моменты повторяемости обращений в различных главах к одним и тем же произведениям, анализируемым с различных точек зрения. Но удалось избегцуть и повторной в каждой из глав диахронии, т.к. стремление соблюсти принцип историзма в самом исследовании избранных сторон жанра не позволил пренебрегать ого нродыоториой. Только последовательно рассмотрев каждую из выбранных корневых сторон жанровой системы можно убедиться в действительном движении повести и ее вцутрижанровых преобразованиях.

Стремясь это показать нагляднее таким, возможно излишне обстоятельным, образом автор преследовал цель — опровергнуть бытующее среди историков литературы мнение о неизменности жанровых конструкций при изменяющемся содержании. Жанр несомненно сохраняет свого устойчивость, но вцутренние передвижения при изменениях в художественном сознании весьма ощутимы, о чем должен свидетельствовать проведенный анализ.

3 А К Л Ю Ч Е Н И Е.

Общестзенно-исторические события ОО-ОО-х годов определили активизацию общественного и художеств ©-иного сознания, постепенно преодолевавших узость и ограниченность догматических представлений о человеке и обществе* Эти процессы раздвинули горизонты художественного видения, поднимающегося в наши дни на более высокую философско-остетическую ступень.

Социально-историческая ситуация последних десятилетий определила особую идейно-эстетическую значимость принципов художественного историзма, сопрягающего в себе содержательные и формальные стороны реалистической литературы. Художественный историзм как принцип освоения действительности, понимания человека и мира и как принцип эстетической организации сюжета и композиции современной повести, принцип создания художественного характера позволяет приблизиться к существу жанра повести как целостного содержательно-структурного явления, увидеть специфическую жанровую природу художественных решений. Это и обусловило обращение к художественному историзму как ключевой проблеме исследования жанра.

Углубление художественного историзма презде всего отразилось в более гуманной и объемной концепции личности. Личность предстала, в соответствии с марксистско-ленинской философской концепцией как явление многоаспектное и многогранное. Яснее выявились не только социальные, но и биологические ее корни.

В самом понимании человека как продукта общественных отношений, среды произошло изменение. Человек стал видеться в его глубинной исторической связи с народом, с нацией, с человечеством. Расширилось представление о среде, об обстоятельствах. формирующих личность. Включение в духовный мир личности социально-исторического опыта народа повлекло за собой новые представления об эпическом повествовании, о принципах создания характера. Дня канра открылись новые возможности художественной реализации предыстории характера, что обнажило богатство и историческую содержательность индивидуальности, ее значимость дчя «общей жизни» .

Исследование современной советской повести с точки зрения шшровой епетуфки воплощения принципов художественного историзма, проведенное на обширном и разнонациональном материале, свидетельствует о заметных сгожетно-комнозиционных и стилевых изменениях шшра.

Углубление историзма художественного сознания проявилось прежде всего в укрупнении характера.

Увиденный в глубинных связях с историческим движением, характер предстал носителем исторического и нравственного опыта своего народа. Лишившись традиционной предыстории в поисках более динамичного повествования, повесть восполнила этот пробел в детерминации характера введением воспоминания, авторской и образной ротроспекции.

Воспоминание персонажа, становясь актом индивидуального переживания истории, расширяло социальную предысторию характера. Кроме того, введение воспоминания увеличиваю в повествовании долю переживаемого времени, tito несомненно драматизировало повесть, ilclto. nbritiiStMtrid Авторской и обрАшгой ротроопвкЦИИ побаолппо раздвинуть граница повествования и дать глубинные национальные и духовшю истоки изображаемого характера введением легенды. мифа, которые являются носителями ирапамяти народа. Характер иродстап на «окранэ народной истории» .

Включенный п движение исторических событий, он ставился перед необходимостью реакции на эти события поступком, выбором (социальным и нравствошкш), или перекиванием, осмыслением своего места и роли в этих событиях, то есть личностные отношением к действительности. Так история становилась индивидуальна событием, но и характер, показшпшй в переживании истории, укрупнялся, становился масштабнее. Никогда еще характер в жанре так тесно не соотносился с движением, развитием, состоянием народной шэии, общества, мира. Эта тесная соотнесенность судьбы человеческой и судеб человечества, которую стало необходимо художественно реализовать, воплотить" осуществить, «войдя» в произведение, требовала его (жанра) внутренней переорганизации.

Интересной и неожиданной в смысле композиционных и сюжетных открытий на отом пути оказалась современная повесть, не только русская, но и национальная, поскольку именно в них произошло соединенно традиций собственной национальной художественной культуры с русскими и мировши литературно-художественными традициями*.

Принцип историзма находит различное жанровое решение в романе, повести л рассказе или поэме. И суть не только в объеме (целая человоческап жизнь, один ее период или один эпизод) охватываемого материала, но и в том, 'к, а к организуется композиция, сгокет, как строится характер и его отношения со средой, с другими характерами и т. д. и т. п., ксис организуется пространствошо-врэмеиная композиция" во многом определяющая стилевые открытия того или иного жанра. Поэтому для исследования внутрижан.

— SOI ровой структуры оказалось ведшем не только рассмотрение того, как время, история входит в характер (принцип конкретно* исторической детерминированности характера в повести имеет свое специфическое художественное воплощение), но и как «состояние мира» отражается, показывается, запечатлевается в жанре. Для этого пришлось обратиться к исследованию принципов конфликтной организации повести, в ходе которого было установлено, что современная повесть использует достаточно разветвленную конфликтную систему, в которой вьщеляемые конфликт-доминанта и частные конфликты выполняют совершенно конкретные композиционные и сюжетные функции в реализации художественного историзма.

Первый, как правило, обеспечивает конкретно-историческую определенность состояния мира, общей ситуации, а вторые раскрывают связь и зависимость конкретных художественных ситуаций (социальных, психологических, нравственных) в произведении от этой общей исторической ситуации, содержание и индивидуальный смысл поступков, размещений, психологических состояний персонажей.

Проведенное исследование показывает, что конфликтная система в современной повести через ситуации итога или выбора (иногда через обе одновременно) соединяет частное и общее, индивидуальное и общенародное, биографическое и историческое, обеспечивая единство историзма и психологизма жанра".

В ситуациях выбора и итога художественно реализованы такие исторические идеи современности как идея исторической ответственности и идея исторической преемственности.

Утверждение в жанре конфликтной системы и ее возрастающей сюжетообразующей и композиционной роли породило ярко выраженную контрастность стиля и возникновение образно-стилевых оппозиций на уровно композиции и сюжета и на уровне образно-речевых микроструктур.

Так" в повестях о Великой Отечественной войне обозначалось противопоставление хронотопов войны и мира, восходящего и деградирующего характеров. Л бурно развивающаяся действительность шестидесятнх-семидесятнх годов заставила «деревенскую грозу» сопоставлять бывшее с будущим, чтобы точнее определить характер настоящего. Возникла поэтому перед лицом меняющейся в ходе на-учно-техиической революции жизни села проблема соотношения вечного как постоянного, непреходящего в своей нравственной ценности, и временного как изменчивого и непостоянного в народной жизни, что заметно обогатило концептуально-философские возможности жанра в решении общих вопросов бытия, то есть в решении собственно эпических художественных проблем. Цдейно-философское обогащение жанра существенно повлияло на стиль и характер повествования, в которых обозначалось совмещение различных стилевых тенденций и принципов повествования, приобретавшего все большую многозначность.

Стремление современного художественного сознания отразить «многомерность бытия» и «многосложность современного сознания» * требует от повести эпического синтеза действительности и в то же время углубленной психологической разработки, пусть отдельных, но стержневых, определяющих качеств характера, что также существенно влияет на повествовательную структуру жанра, на его эпич.

Ч я й л о в, А .И. Концепция человека и движение жанрово-повествователыдах форм. // Взаимодействие литератур и художественная культура развитого социализма. -М.: Наука, 1977. и.160,.

163. ность.

Несмотря на то, что утверждение в современной повести кон* фликтной системы вроде бы еще ближе «придвинуло» ее к роману, тем не менее именно то, как реализуется она в жанре, свидетельствует о незыблемости жанровых границ, помогает увидеть еще один аспект жанровой дифференциации.

Если роман может представить полнокровно и подробно и «состояние мира», «общую жизнь», и конкротно-иццивидуальную судьбу, то повесть выбирает что-то одно. Например, повесть показывает действия своих героев в сфере «общей жизни», в сфере общего кон/ фликта («А зори здесь тихие.» Б. Васильева, «Дожить до рассвета В. Быкова, «Клавдия Вилор» Д. Гранина, «Убиты под Москвой» К. Воробьева и др.) или, обозначив конфликтом-доминантой «состояние мира», сосредоточивается на индивидуальном переживании этого общего состояния («Матерь человеческая» В. Закруткина, «Ранние журавли» Ч. Айтматова, «Навеки-девятнадцатилетние» Г. Бакланова, «Знак беды» В. Шкова и т. п.). Дать в изображении и то, и другое повесть не монет, так как она ограничена объемом.

Но это вовсе не означает неполноты изображенной действительности, ео усеченного характера. И среда (обстоятельства), и время достаточно точно и полно оказываются представленными даже тогда, когда в повести один герой или героиня («Матерь человеческая», «Згак беды» и другие). Так, у В. Закруткина среда представлена в мыслях, воспоминаниях Марии, она как бы содержит в себе опыт человеческого общения, его тепло, да и окружающие ее поля, сожженный поселок наполнены следами, голосами ушедших.

Нормирование болое диалектичного понимания взаимоотношений человека и природн, развитие идейно-эстетической концепции природы" в которой выразилась гуманизация художественного сознания" также способствовали углублению историзма в изображении характера и обстоятельств".

Прямым следствием сформировавшейся концепции природы в ее диалектически обогащенном виде явилась активизация в повести пейзажа" Пейзаж сохраняет за собой функции типических обстоятельств, но все чаще становится самостоятельным персонажем, вступает в активные отношения (сюжетные и композиционные) с характером, помогая воплощению национального своеобразия конкретно-исторических обстоятельств.

Иейэак в современной повести выполняют функции «эпического двойника» человеческой судьбы и очень часто используется в качестве средства психологического анализа («психологический параллелизм», «уподобления» и т. д.). Развивается в современном повествовании и традиция изображения природы как фактора формирования нравственных основ личности, что нашло широкое применение в повести становления характера.

Усиленной в современной повести оказалась и давняя собственно художественная функция пейзажа как формы утверздения эстети ческого идеала. Пне этой функции немыслима оптимистическая вера в утвертздение гармонического единства человека и природы.

Образы родной степи и гор в повестях Ч. Айтматова, лугов и леса в произведениях Ф. Абрамова, Н. Белова, Г. Троепольского, тундры у Ю. Рйтхоу, тайги у Н. Астафьева и Б. Распутина, степи и пустыни у С. Санбаева и Т. Иулатова, гор и долин у Г. Матевосяна не просто поэтичны. Входя в нир человеческой души они облагораживают ее, поднимая к пониманию Добра и Красоты. Б современной повести образы природы и человека очень часто представлены в нерасторжимом единстве, что подтверждается и частьм введением анималистических образов*.

Широкое введение природных и анималистических образов способствовало особенно усилению концепзуальности жанра, его философскому насыщению, позволяя ставить проблемы общего Бытия.

Эстетическое «равноправие» природных образов с образом человека. признание природных факторов в формировании личности наравне с социальными, наблюдаемые в современной повести, свидетельствуют о вызревавшем в художественном сознании сопротивлении чрезмерной социологизации, преодолении им антропо и социоцентрист-ских воззрений. И ото’был прорыв к раскрепощенному, новому «планетному» мышлению и к новому качеству повествования.

Эпическая масштабность повествования осуществляется в повести, как можно убедиться, и усложняющейся пространственно-временной организацией сюжета и композиции. Повесть уже давно отказалась от однолинейного «разворачивания» времени — для этого мало пространства, — но принцип «связи времен» соблюдается различными их совмещениями и сочетаниями. Дня этого используются образы долгожителей, выполняющих роль «связных истории», «иерархия по» колоний", вставные легенды, мифы, эпиграфы и т. д. Именно пространственно-временная организация повествования на внутрижанровом уровне представляет такую художественно-образцую категорию, как обстоятельства.

Художественное пространство современной повести существенно расширилось, благодаря сочетаниям «открытого» и «замкнутого» пространства, при заметном преобладании первого. Использование традиционных хронотопов дороги, встречи, кризиса сочетается с созданием новых хронотопов дома, поля, войны и мира*.

Современная повесть, философски и социально насыщенная, не, чурается условности и фантастики, охотно, когда ото необходимо, обращается к обобщэннш образам, образам — символам. Жанровая специфика воплощения принципа художественного историзма проявляется и в особенностях пространственно-временных решений. Все указанные выше моменты усложнившейся сюжетно-компрзиционной организации повести определили изменения стилевого характера, которые свидетельствуют уже о новом этапе развития жанра.

Отот новый этап характеризуется необычайно уплотнившейся художественно-стилевой структурой, позволяющей привлекать самые развличные художественные средства, ранее считавшиеся противопоказанными реалистическому повествованию. Концентрация различных сгожетно-композициоиных и стилевых средств представила жанр необычно экспрессивным.

Отмечающаяся многими исследователями стилевая многодетность современной прозы (сочетание реалистических, фантастических о и символических элементов, например, пересечение бытописания и притчи и т. д.) свидетельствует о процессе усложнения (интеграции) стиля, синтезе стилевых решений как общей тенденции в развитии эпических жанров.

Социально-историческая ситуация обострявшейся угрозы ядер-ноП катастрофы, идеологической конфронтации в 70-е годы, прорыв к новому уровню сознания в 00-е, требуют от художественного сознания, художественного творчества современного писателя высокой нравствепно-остетичоакой мобилизованности, которые обусловливают эмоциональную остроту, иногда обнаженную публицистичность, про-р

Павловский Л.И. В начале восьмидесятых (из наблюдений над прозой) // русская литература. -Л., 1984. — 1? 3. ~ поведническую страстность многих произведений* Но и в тех произведениях, где публицистичность не выражена прямо, активизация художественно-стилевых средств реализуется в возрастающей художественной экспрессивности образного строя произведения*.

Большая жанровая раскрепощенность повести («протеичность» по определению П.П.Утехина) позволила ей наиболее эффективно совместить все виде* художественного историзма — конкретного" абстрактного, метафорического4 — и всемерно увеличить нагрузку на кагэдый из этих видов, используя их поливариантность, и возможность самых различных их сочетаний* В зависимости от главен* ствующего, доминантного положения того или иного вида историзма, как подтверждает материал современной повести, соответствующий характер приобретает и само повествование: конкретно-реалистическое, условно-романтическое, или обобщенно-символическое* То есть, стилевая доминанта произведения зависит от основного" господствующего в произведении вида историзма*.

Анализ произведений в аспекте принципов воплощения художественного историзма, позволяет обнаружить жанровые границы даже там, где они не подозреваются* Так, например, роман может художественно решить поставленную проблему в пределах одного, скажем, конкретного вида историзма, в то время, как повести не избежать в таком случае подключения еще и другого вида историзма (метафорического или абстрактного, или обоих вместе)*.

Повесть выцуадена осваивать и открывать все новые формы художественного осуществления, воплощения связей характера с обстоятельствами, так как напрямую, самой «исторической длительно.

3 Современная русская сов* повесть, С.7* ^ 4 И е з у и т о в А. Н* Социалистический реализм*** С. 69.

— 308 стью" представить человека и среду, их отношения, и даже движение отдельной человеческой жизни жанр не может. Все это и рождает специфически жанровые решения самых различных художественных задач.

Исследования состояния жанра на современном этапе (70−80-е годы) позволяют говорить о том, что необыкновенная художественная активность и авторитетность повести объясняется причинами как собственно жанрового, так и общелитературного характера (здесь М017Т быть названы и «протеичность» жанра, и активизация эпического мышления). Повесть как составная часть современной эпической системы оказалась наиболее чуткой к изменениям художественного сознания современности и ее специфически жанровые преобразования последних десятилетий способствуют более глубокому пониманию современного литературного процесса, его общих закономерностей на пути обогащения художественных форм литераторы социалистического реализма. Один из главных выводов, к которым приводит исследование, заключается в том, что современная социально-историческая ситуация определила особую идейно-эстетическую значимость принципа художественного историзма на современном этапе. В свою очередь принцип художественного историзма обусловливает возрастание философской концептуальноети жанра, его насыщенную художественную организацию.

Повесть как жанр собственно эпический, закономерно авторитетна в эпической системе современной советской литературы и способна не просто выполнять свою социально-художественную функцию, но и совершенствоваться в направлении все большей эстетической полноты в изображении действительности, в. постижении усложняющегося мира и человека, и на этом пути все более совершенство.

— 309 вать свою обраэцую и композиционно-сюжетную структуру.

Внутрижанровое типологическое исследование современной повести делает первые шаги, но представляется весьма перспективным так как дает возможность реально осмыслить жанр в историческом движении, в устойчивости и изменчивости его художественной системы, позволяет по-новому увидеть связь метода и жанра, жанра и стиля.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ф. Пелагея. Алька. Безотцовщина // Последняя охота. Повести и рассказы. -М.: Советская Россия, 1973.
  2. Ф. Трава-мурава. -М., 1984. Роман-газета, № 19. Абрамов Ф. Чем живем кормимся. Очерки, статьи. Воспоминания. -Л.: Советский писатель, 1983. -С.386−470.
  3. А. Каратели. Повесть. -М., 1981. Роман-газета.5.
  4. А. Последняя• пастораль//Новый мир, 1987. -№ 3. -С. 3−60.• Айни С. Одина или похождения бедняка-таджика // Собр.соч.:1. В 4 т. -М., I960. T.I.I
  5. Ч. Повести и рассказы, -М.: Молодая гвардия, 1970.
  6. Ч. Ранние журавли. -М.: Молодая гвардия, 1978. Айтматов Ч. Белое облако Чингисхана. Повесть к ромацу. -Бишкек: «Баласагын, Москва: Планета, 1991.
  7. Ч. В соавторстве с землею и водою. Очерки, статьи, беседы, интервью. -Зюунзе: Кыргызстан, 1978. -
  8. В. Пастух и пастушка // Повести и рассказы. -М.: Советский писатель, 1984. т
  9. М. Моя золотая рыбка: Рассказы и повести. -М.: Молодая гвардия, 1976.
  10. Г. Пядь земли // Военные повести. -М.: Сов. писатель, 1967. -С.103−338.
  11. Г. Меньший среди братьев. Повесть. -М., 1987. Роман-газета, № 8.
  12. К. Аджар // Долина Курмана. Повесть, рассказы, очерки. -Фрунзе, 1958.
  13. В. Сельские повести. -М.: Молодая гвардия, 1971. Белов В. Повести. -М., 1982. Роман-газета, * 13−14. Берггольц 0. Дневные звезды. -Л.: Сов. писатель, 1960. Блок А. Крушение гуманизма // Соч.: В 2 т. -М.: ГИХЛ, 1955. Т.П. -С.305−327.
  14. А. Искусство и революция (По поводу творения Рихарда Вагнера) // Там же. -С.229−233.
  15. А. Интеллигенция и революция // Там же. -С. 218−228 Бокеев 0. След молнии. Повести и рассказы. -М.: Молодая гвардия, 1978.
  16. В. Знак беды. Повесть. -М.: Молодая гвардия, 1984 Быков В. Сотников // Собр.соч.: В 4 т. -М., 1985. Т.2.
  17. . Дожить до рассвета // Военные повести. -М.: Сов. Россия, 1975.
  18. В. Жалость // Байдарские ворота. Повести и рассказы. -М.: Сов. писатель, 1956. -С.190−273.
  19. В. Непокоренные // Избранные произведения, -М.: Сов. писатель, 1964. -С.584−704.
  20. М. Детство. В людях. Мои университеты // Собр. соч.: В 30 т. -М.: ГИХЛ, 1953. Т.13.
  21. И. Возвращение на круги своя // Одиночество пастыря. Повести, рассказы. -М.: Сов. писатель, 1988. -С.326−409.
  22. В. Матерь человеческая. Повесть. -М.: Молодая гвардия, 1969.
  23. С. На Иртыше // Собр.соч.: В 4 т. -М., 1979. Т.1. -С.475−605.
  24. Э. Синяя тетрадь // Соч.: В 2 т. -М.: ГИХЛ, 1963. Т.2. -С.435−522.
  25. А. Ташкент город хлебный. Повесть. -Саратов, 1967.
  26. П. Жестокость // Соч.: В 2 т. -М., 1985. ТЛ. -С. 227−434.- 313
  27. К.Г. Кара-Бугаз // Собр.соч. :В 6 т. -М., ГИХЛ, 1968. Т.1. С.405−525.
  28. А. Размышления читателя.-М. Современник, 1980.
  29. А. Течение времени: Повести, рассказы.-ГЛ.: Московский рабечий, 1971.
  30. М. Жень-шень // Собр.соч.: В б т.-М.: ГИХЛ, 1956. Т.З. С.217−300.
  31. М. Записи о творчестве // Контекст 74. -М.: Наука, 1975. С.312−359.
  32. П. Черные птицы. -Гл., 1983. Роман-газета. № I.
  33. Т. Владений // Завсегдатай: Повести. Рассказы.-М.: Известия, 1982. С.254−296.
  34. В. Век живи век люби: Повести, рассказы. -4/1.: Известия, 1985.
  35. Р. Прощание с прошлым // Собр. соч.: В 14 т. -М.: ГИХЛ, 1958. Т.13. С.222−259.
  36. Ю. Когда киты уходят // Полярный круг: Повести. -Л.: Сов. писатель, 1983. С.438−515.
  37. С. Белая аруана // Дорога только одна: Повести и роман. -ОД.: Молодая гвардия, 1974.
  38. Л. Виринея: Повесть. -№., 1975. и
  39. А. Железный поток // Избранные произведения. -М.: Молодая гвардия, 1953. С.3−141.
  40. В. Шестьдесят свечей: Роман. Повести. -М.: Известия, 1985.
  41. В. Расплата // Расплата. Повести и рассказы. -М.: Молодая гвардия, 1982. -С.242−386.
  42. Ю. Долгое прощание. Сборник повестей и рассказов. -М.: Сов. Россия, 1973.
  43. М. По ту сторону смерти // Молдавские повести. -М.: Известия, 1981. -С.520−582.
  44. Э. Революция, интеллигенция, культура: пер с исп. -М.: Политиздат, 1984. -С.174−188.
  45. К. Открытие человека современности. Зметки о творчестве Ч.Айтматова. -Фрунзе: Кыргызстан, 1968,
  46. A.B. Своеобразие пейзажа в эпопее XX века // НДВШ. Филологические науки, 1970. -№ 4. -С. 16−27.
  47. М.Б. Эстетика словесного творчества. -М.: Искусство, 1979. -С.188−236.
  48. Г. А. Закономерности стилевого развития советской прозы двадцатых годов. -М.: Наука, 1977.
  49. Г. А. Художественный мир современной прозы. -М.: Наука, 1985.
  50. В.Г. О русской повести и повестях г.Гоголя // Собр.соч.: В 3 т. -M., 1948. T.I. -C.I00-I47.
  51. М. Единство национального и интернационального. -М., 1979.
  52. Ю. Эстетика. -М.: Политиздат, I98I.
  53. А. Требовательная любовь: Концепция личности в современной советской прозе. -М., 1977.
  54. А. Сквозь призму поликонфликтности // Октябрь, 1976, № 7. С.176−194.
  55. А. Человек и война: Идеи социалистического гуманизма в послевоенной прозе о войне, -f/i.: Сов. писатель, 1978.
  56. A.C. Типология русской советской повести // Авто-реф. дисс. канд. филол. наук. 1971.
  57. А.И. Русская советская повесть 20-х годов: Поэтика жанра // Автореф. дисс. д-ра филол. наук. -М., 1988.
  58. В.А. Сатирический дебют А.Платонова (о повеоти род Градов») // ЩфШ: Филол. науки, -f/i., 1979. JS 4.
  59. ВишнеБская И. Романтическое изображение гражданской войны в творчестве Б. Лавренева // Борис Лавренев. Избранное. -М.: Просвещение, 1973. -СЛ37−155.
  60. Н.Н. Принцип историзма в советском романе // Советский роман. Новаторство. Поэтика. Типология. -М.: Наука, 1978.
  61. Л. О психологической прозе. -Л.: Сов. писатель, 1971.
  62. Т.Я., Андреева И. И. Романтизация картин природы в произведениях М.Пришвина // Романтизм (теория, история, критика). -Казань, 1976. -С.41−61.
  63. Л.Н. Метод социалистического реализма и народно-поэтические традиции (о сказочно-легендарных формах обобщения) // Проблемы реализма. -Вологда, 1977. -С. 30−47.
  64. Ч.Т. Современная киргизокая повесть и проблемыперевода. -Фрунзе, 1981.
  65. Н.В. Воплощение времени // Проблемы художественной формы социалистического реализма. -М.: Наука, 1971. Т.1. -С.263−300.
  66. Ив. Эпическое и трагическое в жанре «Тихого ДЬна» М.Шолохова // Уч. зап. Горьковского пединститута. -Горький, 1950. Т. Х1У. С.33−48.
  67. A.II. Социалистический реализм в теоретическом освещении. -Л.: Наука, 1975.
  68. Интернациональное и национальное в искусстве. -М.: Наука, 1974.
  69. История русского советского романа. -М.-Л.: Наука, 1965. Кн. I, 2.
  70. ГЛ.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. -Л., 1971.
  71. С.И. Художественный историзм как творческая проблема // 11ДВШ: Филол. науки.-1977. }Ь 4. С.17−25.
  72. Н.Ф. Понятие «жанр» в его устойчивости и изменчивости // Контекст 86. -М.: Наука, 1987. C. I78−204.
  73. Ф. За все в ответе: Нравственные искания в современной прозе и методология критики. -М.: Сов. писатель, 1978.
  74. Курс лекций по теории социалистического реализма. -М.: Высшая школа, 1973.
  75. Левитан Л, С. Л1анр, сюжет, композиция повести Б. Васильева «А зори здесь тихие.» // Вопросы сюжетосложения. -Рига: Звай-згне, 1974. й 3.
  76. В. Чингиз Айтматов: Проблемы поэтики, жанра, стиля. -М., Сов. писатель, 1983.
  77. Ю.М. Структура художественного текста.' Чй. t Иску о- 'ство, 1970.. ! Iv .w ¦ >, / .
  78. Лотман Ю.М.. Замётки о структуре художественного текста // Труды по знаковым системам. -Тарту, 1971.
  79. Ю. Художественная уоловнооть и время // Новый мир. 1963. № I. ~
  80. Манн ?0. О движущейся типологии конфликтов // Вопросы лите-319ратуры, 1971. № 10. С. 91−109.
  81. Ю.А. Поэтика русского романтизма. -М: Наука, 1976, Марков Д. Проблемы теории социалистического реализма, -М. {1. ИХЛ, 1978.
  82. Ф. Об историзме современной татарской прозы.-Казань, 1979. '
  83. А. Вечное и злободневное. Современная проза: конфликты, темы, характеры. -М.: Сов, писатель, 1981.
  84. Т.К. Тенденции развития современной советской повести и творчество Тендрякова // Автореф, диос, канд, филол. наук. -Киев, 1970.
  85. Погрибный А. Г, Художественный конфликт и развитие оовременной советской прозы. -Киев, 1981.
  86. Поэтика русской советской прозы // Межвуз. научный сборник* Под ред. Синенко В. С, -Уфа, 1985″
  87. Проблемы гуманизма в марксистско-ленинской философии (история и современность). -М.: Политиздат, 1976.
  88. А.Н. Проблема жанра и стиля советской повести второй половины 60-х начала 70-х годов // Автореф. дисс.канд. филол. наук. -М., 1974.
  89. Н.Ф. Концепция времени в эпопее XX века // НДВШ: Филол. науки, 1970. 4. С.28−40.
  90. Русская повесть XIX века: История и проблематика жанра. -Л.: Наука, 1973.
  91. Русская советская повесть 20−30-х годов. -Л.: Наука, 1976. Сидоров Е. На пути к синтезу. ~М., 1979.
  92. B.C. Современная русская повесть: Вопросы поэтики жанра // НДВШ: Филол. науки, 1969. JS I. С, 3−12.
  93. B.C. Русская советская повесть 40−50-х годов. Вопросы поэтики и типологии жанра // Проблемы жанра и отиля. -Уфа, 1970.
  94. B.C. Внутренняя организация художественного произведения. -Уфа, 1984.
  95. Е.В. Идейно-стилевые течения в русской советской призе первой половины 20-х годов. -М.: МГУ, 1979.
  96. Советский роман: Новаторство. Поэтика. Типология. Сборник статей. -М.: Наука, 1978.
  97. Современная русская советская повесть: 1941−1970. —Л.: Наука, 1975.
  98. . Исторические судьбы реализма. -М.:'Сов.писатель, 1977.
  99. Н. Жанры эпической прозы. -Л.: Наука, 1982. Фридлендер Г. М. Поэтика русского реализма. -Л.: Наука,
  100. Г. А. Образ природы в очерках и повестях В.Солоухина // Человек и природа в советской прозе. -Сыктывкар, 1980. -С. 41−56.
  101. Человек и земля: пересмотр отношений // Лит. газета, 1975. 5 ноября.
  102. В.П. Гармония как эстетическая категория. Учение о гармонии и истории эстетической мысли. -М.: Наука, 1973. -С.191−247.
  103. М. Обновление: Таджикская проза сегодня. -М., 1986."
  104. В. Заметки о прозе русских классиков. -М.: Сов. писатель, 1955.
  105. И.И. Прикосновение к родной земле (о некоторых особенностях стиля А. Толстого «Детство Никиты») // Проблемы
  106. А. Я. Внутрижанровая типология и пути ее изучения. -М.: МГУ, 1985.
  107. Ф. «Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд. Т.20. -С.486−499.
  108. Н.М. Мир животных и самопознание человека (по мотивам русской поэзии Х1Х-ХХ вв. // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. 1986: Человек природа -искусство. -Л.: Наука, 1986. -С.126−146.
  109. Л.Г. Концепция человека и современное искусство // Современные проблемы реализма и модернизм. -М.: Наука, 1965. -С. 536−543.
  110. Л.Г. философия исторического оптимизма и концепция человека // Концепция человека в эстетике социалистического реализма. -М.: Мысль, 1977. -С.32−54.
  111. Н. Лидия Сейфуллина. Критик о-биографический очерк. -М.: ИМ, 1972.
Заполнить форму текущей работой