Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Информационные технологии как средство совершенствования геометрической подготовки студентов математических специальностей в университете

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Под влиянием информационных технологий создаются современные технологии образования на основе погруженности человека в новую интеллектуальную среду. Новые технологии обучения порождают новые формы учения и специфическое учебное содержание, что приводит к появлению новых учебных предметов, интегральных междисциплинарных компьютерных курсов, новых подходов к организации обучения и самому процессу… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Научно-теоретические основы использования информационных технологий в геометрической подготовке студентов математических специальностей в университете
    • 1. 1. Стратегические направления информатизации системы высшего профессионального образования
    • 1. 2. Модели использования информационных технологий для совершенствования процесса обучения студентов
    • 1. 3. Технологические и организационные аспекты применения информационных технологий в геометрической подготовке студен* тов математических специальностей
      • 1. 3. 1. Компьютер как средство реализации принципа наглядности в обучении геометрии
      • 1. 3. 2. Компьютер как средство реализации технологии индивидуализированного обучения

      1.3.3. Компьютер как средство систематизации и контроля знаний. 75 «1.4. Психолого-педагогические особенности использования информационных технологий в геометрической подготовке студентов математических специальностей.

      1.4.1. Реализация идей педагогики сотрудничества в процессе использования информационных технологий в геометрической подготовке студентов математических специальностей.

      4

      Выводы.

      Глава 2. Методика использования информационных технологий в геометрической подготовке студентов математических специальностей.

      2.1. Исследование состояния геометрической подготовки студентов математических специальностей в современном вузе.

      2.2. Средства совершенствования геометрической подготовки студентов математических специальностей.

      2.2.1. Совершенствование геометрической подготовки студентов посредством внедрения информационных технологий.

      2.2.2. Компьютерные программные средства для обучения геометрии студентов математических специальностей.

      2.3. Обработка данных педагогического эксперимента и анализ его результатов

      Выводы.

Информационные технологии как средство совершенствования геометрической подготовки студентов математических специальностей в университете (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изменение условий жизни общества неизменно вызывает совершенствование образовательных концепций. Современный этап развития образования характеризуется качественными изменениями его содержания, структуры, внедрением в образовательный процесс новых педагогических технологий. При этом важная роль в реформировании образования отводится развивающемуся процессу информатизации, который позволяет широко использовать информационные технологии.

Информатизация образования рассматривается как одно из основных средств новой государственной образовательной парадигмы, в рамках которой происходит пересмотр ориентиров: с прагматических узкоспециализированных целей на приобретение фундаментальных междисциплинарных знаний. В связи с этим существенно изменяется система высшего профессионального образования. Так, одной из основных целей информатизации образования является подготовка педагогов, обладающих высокой квалификацией, творчески мыслящих, готовых и умеющих применять в учебном процессе информационные технологии, под которыми понимается совокупность средств, повышающих эффективность учебного процесса с целью максимального усвоения содержания дисциплин. Именно поэтому в процессе информатизации образования предъявляются новые требования к информационной подготовке специалистов. Ведущими в этой области знаний являются исследования Н. В. Апатовой, Ю. С. Брановского, А. П. Ершова, В.А. Извозчи-кова, И. В. Роберт и других ученых [7- 29−32−38−39- 97- 190].

Информатизация образования создаёт предпосылки для широкого внедрения в педагогическую практику преподавания различных предметов современных информационных технологий обучения. При этом актуальной остается проблема роли компьютера как средства совершенствования учебного процесса. Причем, в процессе информатизации образования наметились два принципиально различных подхода. Первый из них ориентирован на применение компьютера как средства передачи информации и обучения студентов.

Второй — на использование компьютера в качестве инструмента познания. Различные аспекты данной проблемы отражены в работах отечественных педагогов, психологов, методистов Я. А. Ваграменко, Б. С. Гершунского, В. А. Далингера, А. П. Ершова, В. Р. Майера, Е. И. Машбица, В. М. Монахова, Н. И. Пака, И. В. Роберт, Т. Л. Шапошниковой и многих других [45- 54- 86- 145- 147- 162- 190].

Теоретические вопросы применения информационных технологий в профессиональной подготовке студентов представлены в научных исследованиях Ю. С. Брановского, A.JI. Денисовой, Э. И. Кузнецова, М. И. Жалдака, А. Н. Макаровой, Е. И. Машбица, В. Г. Разумовского и других [30- 32- 80- 87- 152- 162].

В работах А. В. Соловова, С. К. Голубевой, Е. А. Локтюшиной, В.П. Бес-палько раскрыты проблемы использования и оценки эффективности применения информационных технологий в образовании. В частности, в них рассматриваются вопросы применения сетевых и телекоммуникационных технологий, создания электронных учебных пособий, использования информационно-справочных систем [68- 140- 21- 23].

Вопросам применения компьютерных технологий в преподавании математических дисциплин в средней общеобразовательной и высшей школах посвящены публикации Е. В. Ашкинузе, Ю. С. Брановского, В. Р. Майера, И. В. Роберт, В. А. Далингера и других [36- 37- 147- 190]. Основное внимание в них уделяется не только вопросам создания программно-педагогических средств учебного назначения и методике их применения, но и разработке соответствующих компьютерно-ориентированных методик изучения отдельных тем и разделов школьного и вузовского курсов математики. Анализ этих исследований позволяет сделать вывод о том, что существует два основных мотива использования компьютерных технологий в курсе изучения геометрии в классическом университете: первый связан с тем, что компьютерные методы в последнее время все шире используются в геометрической наукевторойс тем, что применение компьютерных технологий в курсе геометрии при подготовке специалиста в области математики может существенно повысить качество усвоения изучаемого материала, интенсифицировать учебный процесс, развить творческие навыки. Кроме того, информационные технологии в обучении геометрии с различной степенью полноты предоставляют обучаемым следующие возможности: визуализировать на экране дисплея различные закономерности с последующим изучением их свойствконструировать на экране дисплея разнообразные геометрические образыэффективно создавать математические, компьютерные и информационные модели изучаемых процессов и явлений и т. д. Использование компьютера как инструмента учебной деятельности дает возможность переосмыслить организационные подходы к изучению многих вопросов геометрии, усилить экспериментальную и исследовательскую деятельность студентов, приблизить процесс обучения к реальному процессу познания.

Поэтому особое внимание следует уделить разработке новой учебно-методической продукции, синтезирующей современные подходы в педагогической науке, теории и практике дистанционного обучения и информационных технологий.

Основные принципы вузовского преподавания математики были разработаны в 80−90 годы XX века (Б.В. Гнеденко, В. А. Гусев, Г. В. Дорофеев, Л. Д. Кудрявцев, А. Н. Колмогоров, С. Н. Никольский и др.). В настоящее время методические системы переориентируются на приоритет развивающей функции обучения по отношению к информационной. Были созданы оригинальные концепции развивающего обучения геометрии и соответствующие учебники (А.Д. Александров, A.JI. Вернер, Г. Д. Глейзер, И. Ф. Шарыгин, П. М. Эрдниев и др.), предложены новые подходы в построении курса геометрии в контексте личностно ориентированного обучения (В.В. Орлов). Однако новые учебники математики по-прежнему предлагают для усвоения готовую сумму знаний, т. е. содержат научную информацию и не предлагают студентам формы ее активного освоения, слабо стимулируют процесс самообразования, недостаточно способствуют включению обучающихся в образовательную среду посредством современных коммуникационных технологий.

В настоящее время во многих вузах страны, усилиями отдельных специалистов, а также целыми коллективами исследователей предпринимаются попытки включить в традиционную систему геометрической подготовки студентов персональный компьютер.

Существенные результаты в области компьютеризации основного курса геометрии получены различными образовательными учреждениями, научно-исследовательскими институтами, центрами информатизации. Среди них можно выделить НИИ ШОСТО АПН, г. Москва, Московский государственный университет, Ярославский государственный педагогический университет, Брянский государственный педагогический университет, Красноярский государственный педагогический университет и др.

Итак, использование информационных технологий как инструмента познания студентом собственной модели знаний о мире, как средства вооружения его современными методами обучения представляется сегодня наиболее актуальной задачей в процессе подготовки студентов математических специальностей в университете.

В связи с этим мы можем утверждать, что актуальность данного диссертационного исследования определяется, с одной стороны, качественными изменениями, происходящими в системе высшего образования, а с другойвостребованностью внедрения информационных технологий в процесс геометрической подготовки студентов математических специальностей.

С учетом вышеизложенного была выбрана тема исследования «Информационные технологии как средство совершенствования геометрической подготовки студентов математических специальностей в университете».

Проблема исследования состоит в противоречии между высоким уровнем развития техники и программного обеспечения, позволяющих широко применять информационные технологии в различных сферах человеческой деятельности и недостаточной степенью их изучения и использования в системе высшего образования.

Объект исследования — процесс геометрической подготовки студентов математических специальностей.

Предмет исследования — средства совершенствования геометрической подготовки студентов математических специальностей на основе использования информационных технологий.

Цель исследования — выявление эффективности использования современных информационных технологий в процессе геометрической подготовки студентов математических специальностей.

Гипотеза исследования: использование информационных технологий в учебном процессе студентов математических специальностей усиливает геометрическую, информационную и методическую подготовкуспособствует развитию различных форм мыслительной деятельности, образного мышления, геометрической интуиции, общих интеллектуальных умений и творческих способностей студентовориентирует их на самостоятельную разработку программ и готовит к использованию компьютера в профессиональной деятельности.

Объект, предмет, цель и гипотеза исследования определили следующие задачи:

1. Изучение перспективных направлений информатизации системы высшего образования.

2. Анализ современных потребностей и возможностей использования информационных технологий в совершенствовании геометрической подготовки студентов математических специальностей.

3. Исследование организационных, технологических, психолого-педагогических особенностей применения информационных технологий в совершенствовании геометрической подготовки студентов математических специальностей.

4. Реализация теоретических положений исследования в конкретных разделах и темах курса геометрии в процессе ее изучения в университете.

5. Экспериментальное исследование эффективности использования информационных технологий в геометрической подготовке студентов математических специальностей.

Для достижения целей исследования, проверки гипотезы и решения поставленных выше задач был использован следующий комплекс методов:

— теоретические методы: анализ философской, научно-методической, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследованиянормативно-законодательных документов РФ о высшем образованииматериалов по информатизации образования с целью выявления современных особенностей и тенденций использования информационных технологий в геометрическом образованииизучение стандартов, программ, учебных пособий, методических материалов по геометрии;

— эмпирические методы: наблюдение за ходом образовательного процесса, за деятельностью студентовдиагностирование (анкетирование, тестирование, оценивание) студентоворганизация и проведение констатирующего и формирующего экспериментов;

— статистические методы: количественная и качественная обработки результатов педагогических исследований методами математической статистики.

Основной опытно-экспериментальной базой исследования является Ставропольский государственный университет. Исследованием было охвачено 315 студентов, обучающихся на физико-математическом факультете.

Исследование проводилось с 1998 по 2002 год в несколько этапов.

Первый этап — поиково-теоретический (1998 — 1999). В ходе его проведения анализировались теоретические источники с целью установления степени научной разработанности проблемы исследования, изучались вопросы совершенствования геометрической подготовки студентов математических специальностей на основе использования информационных технологий, определялись научно-теоретические подходы и общая концепция исследования, формулировалась рабочая гипотеза.

Второй этап — экспериментальный (1999 — 2001). В ходе его проведения осуществлялось уточнение рабочей гипотезы, целей, задач исследования. Проведенный констатирующий эксперимент способствовал обоснованию актуальности исследуемой проблемы, определению условий повышения качества геометрической подготовки студентов математических факультетов на основе использования информационных технологий. Формирующий эксперимент позволил проверить эффективность применения компьютера как средства реализации индивидуализированного обучения, принципа наглядности и для систематизации и контроля знаний.

Третий этап — обобщающий (2001 — 2002). На этом этапе анализировались и обобщались полученные результаты, формулировались и уточнялись основные теоретические и экспериментальные выводы и практические рекомендациикорректировались педагогические, методические и организационные составляющие системы геометрической подготовки студентов математических специальностей на базе информационных технологийоформлялись результаты исследования в виде кандидатской диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость данного исследования заключается в следующем:

— осуществлен педагогический анализ геометрической подготовки студентов математических специальностей в условиях информатизации образования;

— выявлены условия совершенствования геометрической подготовки студентов математических специальностей в университете;

— выделены педагогические, методические и организационные основы применения информационных технологий в совершенствовании геометрической подготовки студентов математических специальностей;

— обоснована необходимость использования информационных технологий в геометрической подготовке студентов математических специальностей.

Практическая значимость работы определяется тем, что выделенные нами основные направления совершенствования геометрической подготовки студентов математических специальностей в условиях формирующегося информационного общества, а также разработанные рекомендации по реализации педагогических, методических и организационных составляющих системы геометрической подготовки студентов на основе информационных технологий могут быть внедрены в учебный процесс различных образовательных учреждений.

Достоверность и обоснованность научных результатов и выводов исследования обеспечивается совокупностью его методологических и теоретических положений, связанных с концептуальными позициями информатизации высшего образования, позволивших наметить научные подходы к исследованию проблемы и доказать выдвинутую гипотезуприменением комплекса методов исследования, адекватных его предмету, задачам и логикепоследовательным проведением этапов педагогического экспериментарепрезентативностью объема выборок и статистической значимостью экспериментальных данныхиспользованием математического аппарата для оценки результатов педагогического исследования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Понятийный и категориальный аппарат процесса информатизации высшего геометрического образования.

2. Педагогические и организационные аспекты и методика применения компьютера как средства реализации индивидуализированного обучения, принципа наглядности, а также для систематизации и контроля знаний систематизации и контроля знаний в геометрической подготовке студентов математических специальностей.

3. Психолого-педагогические особенности использования информационных технологий в процессе совершенствования геометрической подготовки студентов математических специальностей путем реализации идей педагогики сотрудничества и организации общения в режиме диалога.

4. Теоретическое и экспериментальное обоснование эффективности использования информационных технологий для совершенствования геометрической подготовки студентов математических специальностей.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе педагогической деятельности автора в Ставропольском государственном университете на занятиях по геометрии, методике преподавания математики, в ходе руководства курсовыми работами студентов. Основные положения работы обсуждались и анализировались на научно-методических семинарах кафедр информационных технологий в обучении и управлении учебным процессом и геометрии Ставропольского государственного университета, а ее результаты опубликованы в материалах региональных научно-методических конференций «Университетская наука — региону» (г. Ставрополь, 1998;1999 гг.), в межвузовском сборнике научных работ «Вопросы научно-исследовательской работы и образовательной практики высшей школы» (г. Ессентуки, 1999), в тезисах докладов Воронежского симпозиума «Математическое моделирование в естественных и гуманитарных науках» (г. Воронеж, 2000), в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы модернизации образования: региональный аспект» (г. Пенза, 2002), в тезисах докладов II Международной конференции «Успехи современного естествознания» (Дагомыс, 2002), в сборнике материалов Международной научно-технической конференции «Информационные технологии и системы в образовании, науке, бизнесе» (г. Пенза, 2002). Материалы исследования внедрены в практику работы Ставропольского государственного университета, Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования, Ставропольского МОУ — гимназии № 25.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав заключения, списка литературы и приложений. Общий объем диссертации составляет 216 страниц. Из них 193 с. — основной текст, 23 с. — список литературы, содержащий 243 источников. Работа содержит 18 таблиц, 17 рисунков. Компьютерные тесты, используемые в педагогическом эксперименте, представлены в приложениях и на магнитных носителях. Приложение содержит 37 страниц.

ВЫВОДЫ.

Одним из важнейших аспектов использования образовательных информационных технологий является качественное изменение самого образования. Современные образовательные информационные технологии позволяют решать принципиально новые дидактические задачи, их применение обеспечивает повышение качества и эффективности (включая экономическую эффективность) образования.

Развитие геометрического образования в высших учебных заведениях во многом зависит от того, какие требования к подготовке студентов предъявляются программами, стандартами и определяется тем, каковы потенциальные возможности содержания, представленного в учебных пособиях, учебных планах для развития ряда интеллектуальных качеств обучающихся. Кроме того, установки на формирование определенных качеств специалиста задаются профессиограммами и моделями специалистов. Для нас представляется важными требования стандарта к профессиональной подготовке специалиста в области математики, содержание учебных программ, планов и учебных пособий по геометрии для классических университетов.

В последние годы стремительному изменению подверглись социально-экономические условия, повлекшие за собой изменения в сфере образования. Наблюдается тенденция к сокращению числа часов, предназначенных для изучения математических дисциплин, как в школе, так и в вузе, так как гуманитарные компоненты образования выдвинулись на первый план.

В результате проведенного исследования можно утверждать, что изучение геометрии способствует формированию пространственных представлений, знакомит с разнообразием пространственных форм, законами восприятия и изображения пространственных фигур, формирует практические навыки в их изображении, моделировании и конструировании.

Развитие пространственных представлений и пространственного воображения является одним из основных элементов преподавания геометрии.

Для их успешного формирования необходимо следующее: наличие целевой установки на развитие пространственного воображениявведение спецкурсов, использование моделейналичие диагностических методик для отслеживания процесса развития пространственного воображениямотивация студентов к развитию воображения.

Преподавание геометрии необходимо связывать с нуждами будущей специальности студента и довести эту связь до его сознания. В связи с этим проектирование содержания геометрической подготовки студентов в университете должно быть направлено на:

1) формирование минимума фундаментальных предметных знаний, знакомство со способами и средствами осуществления деятельности, способными обеспечить им переход от усвоения знаний абстрактного характера к конкретному многообразию форм проявления (умений, навыков);

2) создание условий для развития профессионального творчества и опыта самостоятельной деятельности по усвоению содержания высшего профессионального образования;

3) формирование качеств личности, отражающих наиболее существенные человеческие черты: мотивационная активность, ответственность, трудолюбие, любовь к национальной культуре и стремление к ее сохранению и развитию и т. д.

Внедрение информационных технологий в процесс геометрической подготовки студентов существенно дополняет традиционные взгляды на методику преподавания геометрии, структуру и организацию учебной деятельности, делает изучение предмета более интересным, содержательным, зрелищным, что очень важно для успешного преподавания естественнонаучных дисциплин в университете.

В нашем исследовании проведен анализ существующих компьютерных педагогических программных средств, рассмотрена методика разработки педагогических сценариев и электронных средств обучения, их применения в геометрической подготовке студентов. Приведенное программное обеспечение позволяет реализовывать основные группы задач, рассмотренные в первой главе диссертации.

Целью экспериментальной работы явилась проверка возможности достижения оптимальных результатов в обучении можно на основе использования новых информационных технологий.

Проведенный педагогический эксперимент доказал, что эффективность образования значительно повысится, если в методику обучения геометрии будут входить компьютерные программы учебного назначения.

В результате проведенного изучения влияния компьютерного обучения геометрии на профессиональную направленность, можно сделать следующий вывод: обучение геометрии с помощью использования новых информационных технологий является мощным средством повышения профессиональных качеств и ярким мотивационным компонентом в приобретении навыков будущего специалиста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В процессе информатизации общества радикально изменяются все сферы его жизни. Особое значение для перехода к постиндустриальной цивилизации имеют изменения в сфере образования. Это находит отражение в развитии концепции информационного общества, в характеристике его как общества, основанного на знании.

Формирование информационного общества в России предъявляет новые требования к подготовке специалистов. В соответствии с национальной доктриной образования в Российской Федерации, главным стратегическим направлением формирования перспективной системы образования должны стать фундаментализация образования как основа повышения его качестваопережающий характер системы образования, ее нацеленность на проблемы будущей постиндустриальной цивилизации и развитие творческих способностей человекаоткрытость системы образования для обеспечения существенно большей доступности к ней всего населения за счет широкого использования современных информационных технологий и дистанционного обучения на основе компьютерных телекоммуникаций. Только реализация этих принципов позволит обеспечить развитие и самоопределение специалистов в условиях современной научно-технической революции, динамизм как в содержании, так и в методах обучения, ориентацию на творчество и индивидуальность каждого студента.

Под влиянием информационных технологий создаются современные технологии образования на основе погруженности человека в новую интеллектуальную среду. Новые технологии обучения порождают новые формы учения и специфическое учебное содержание, что приводит к появлению новых учебных предметов, интегральных междисциплинарных компьютерных курсов, новых подходов к организации обучения и самому процессу формирования знаний, умений, действий, новых средств оценки эффективности обучения. В связи с этим, актуальной становится проблема организации целостного учебно-воспитательного процесса, ориентированного на использование информационных технологий обучения. Именно информационные технологии создают сегодня реальные возможности построения открытой образовательной системы, позволяющей каждому человеку выбирать свою собственную траекторию обучения, при сохранении целостности учебного процесса за счет программируемости и динамической адаптированности учебных программ.

Наше исследование является частью всеобщего внедрения информационных технологий в процесс обучения. Цель исследования достигнута посредством решения сформулированных во введении задач. Нами были рассмотрены вопросы применения современных информационных технологий в геометрической подготовке студентов математических специальностей, выявлены тенденции их внедрения в систему высшего образования.

Рассмотрены новейшие разработки и исследования российских и зарубежных ученых по вопросам использования информационных технологий в системе дистанционного образования, практического использования современных информационных технологий для развития наглядных, практических, эвристических, творческих методов обучения.

Исследование состояния геометрической подготовки студентов математических специальностей в университете позволило сделать вывод о том, что современный этап характеризуется сокращением количества часов, отводимых на изучение геометрии для математических специальностей (отделения «Математика»). Однако объем и содержание дисциплины существенно не изменился, и поэтому, возникла необходимость поиска средств совершенствования геометрической подготовки студентов, применяя новейшие информационные технологии.

С этой целью нами были сформулированы принципы компьютерной поддержки вузовского курса геометрии: принцип адекватностипринцип визуализации-, принцип использования компьютерных средств в качестве инструмента познанияпринцип самостоятельности в использовании компыотерных средств', принцип ориентации на будущую деятельность-, принцип систематичности использования современных информационных технологий, проанализированы и апробированы компьютерные педагогические программные средства.

Одной из основных задач преподавания геометрии в университете является передача обучаемому знаний и навыков в такой форме, которая способствовала бы развитию пространственного воображения и конструктивных способностей студентов, сближению геометрии с теми дисциплинами, к пониманию которых она готовит. Основным условием, удовлетворяющим поставленному требованию, является наглядность преподавания геометрии как мера, обогащающая пространственный опыт студентов, расширяющая их практический кругозор в области геометрии и сопоставляющая теоретические вопросы геометрии с их реальным осуществлением.

Информационные технологии в обучении геометрии с различной степенью полноты способны влиять на формирование геометрической интуиции, конструктивных умений, пространственных представлений. Наглядность, реализованная с помощью компьютера, значительно расширяет возможности включения разнообразных упражнений в учебный процесс, а непрерывная обратная связь «оживляет» его, способствуя повышению его динамичности и формированию заинтересованного отношения обучаемых к изучаемому материалу.

Кроме того, компьютер реализует индивидуализированное обучение, опирающееся на модель обучаемого, его «историю обучения».

Тестирование знаний посредством информационных технологий является одним из объективных и эффективных средств педагогического контроля, позволяющим дать количественную характеристику овладения обучающимися знаниями и умениями.

Информационные технологии представляют собой инструмент, позволяющий педагогам качественно изменить методы и организационные формы своей работы, что способствует: раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей обучаемыхформированию познавательных способностей, стремлению к самосовершенствованиюобеспечению комплексности изучения явлений действительности, неразрывности взаимосвязи между естествознанием, техникой, гуманитарными науками и искусствомпостоянному динамичному обновлению содержания, форм и методов процессов обучения и воспитания.

Современные информационные технологии становятся реальной технической базой для воплощения педагогики сотрудничества. Применение информационных технологий позволяет использовать личностно ориентированную модель обучения. В ней раскрываются личностные качества, способности индивида, возникает потребность нахождения новых знаний, наращиваются навыки самостоятельного подхода к учебно-познавательному процессу. Общение преподавателя и студента с использованием компьютерных технологий предполагает в качестве обязательных принципов демократичность, возможность обсуждения альтернатив, осознанность содержания, целей и методов обучения. Компьютер позволяет строить обучение в режиме диалога.

Использование компьютера как инструмента учебной деятельности дает возможность переосмыслить организационные подходы к изучению многих вопросов геометрии, усилить экспериментальную и исследовательскую деятельность студентов, приблизить процесс обучения к реальному процессу познания. Развитость и совершенство методов и средств современных информационных технологий создают реальные возможности для их использования в системе образования.

Внедрение информационных технологий в процесс геометрической подготовки студентов существенно дополняет традиционные взгляды на методику преподавания геометрии, структуру и организацию учебной деятельности, делает изучение предмета более интересным, содержательным, зрелищным, что очень важно для успешного преподавания естественнонаучных дисциплин в университете.

Кроме того, было отмечено, что все компьютерное обучение, в идеале, должно осуществляться через личностно-ориентированный подход, который предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся — его мотивы, цели и т. д. Одним из условий эффективности личностно ориентированного компьютерного обучения, по мнению этих ученых, является создание компьютерной среды, удовлетворяющей следующим требованиям: диаг-ностируемость познавательных потребностей обучаемых и реагирование системы на нихвозможность творческой самореализации участников учебного процессамоделирование процессов самостоятельных научных открытий и личностно развивающих педагогических ситуацийвнедрение в систему средств мотивационно-эмоциональной поддержки.

В заключении приведем основные выводы и результаты проведенного диссертационного исследования:

1. Проведен анализ современных возможностей и потребностей в использовании современных информационных технологий в геометрической подготовке студентов математических специальностей.

2. Теоретически обоснована целесообразность использования современных информационных технологий в геометрической подготовке студентов математических специальностей.

3. Выделены основные направления совершенствования геометрической подготовки в условиях использования информационных технологий и их методические приемы: реализация принципа наглядности и технологии индивидуализированного обучения.

4. Разработана методика применения информационных технологий для систематизации и контроля знаний.

5. Выявлены и апробированы педагогические условия использования информационных технологий в геометрической подготовке студентов математических специальностей — реализация идей педагогики сотрудничества и организация общения в режиме диалога.

Экспериментальное исследование эффективности использования современных информационных технологий в геометрической подготовке студентов математических специальностей показало, что образовательный процесс будет эффективнее, если в методику обучения геометрии будут входить компьютерные программы учебного назначения.

Таким образом, в результате проведенного исследования получено подтверждение выдвинутой нами гипотезы: использование информационных технологий в учебном процессе студентов математических специальностей усиливает геометрическую, информационную и методическую подготовкуспособствует развитию различных форм мыслительной деятельности, образного мышления, геометрической интуиции, общих интеллектуальных умений и творческих способностей студентовориентирует их на самостоятельную разработку программ и готовит к использованию компьютера в профессиональной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Теоретические основы разработки заданий в тестовой форме. — М.: Изд-во Моск. гос. текстильн. акад., 1995.
  2. Адаптивные программы управления решением геометрических задач для студентов стационара и ОЗО. Ростов н/Д: РГПИ, 1989. — 25 с. Сост.: Куприянова Г. Я., Гордиец М. Г., Энкина Р.Ф.
  3. А.Д. Диалектика геометрии // Математика в школе. -1986. -№ 1. С. 7−14.
  4. В.В., Шнейдеров B.C. Рисунок, чертеж, картина на ЭВМ.- Д.: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1988. 128 с.
  5. Г. Н., Виноградов Ю. И., Жегин Ю. В. и др. Организация учебно-воспитательного процесса в педагогическом вузе. JL, 1984.
  6. О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. -М., 1991.-416 с.
  7. Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. -М.: РАО, 1994.
  8. В.И. Математика и математическое образование в современном мире // Математическое образование. 1997. — № 2. — С. 109−112.
  9. С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. Учеб.-метод, пособие. М.: Высш. школа, 1980.-368 с.
  10. Ю.Асмолов А. Г. Психология личности: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990.- 367 с.
  11. Ю.К. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1983. — 467 с.
  12. В.Т., Дуничев К. И., Иваницкая В. П. Геометрия. М.: Просвещение, 1974. 4.1- 1975. 4.2.
  13. И.Я. Высшая геометрия. М.: Просвещение, -1985
  14. Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов н/Д.: «Феникс», 2000. — 416 с.
  15. В.К. Информационное моделирование в примерах и задачах: Учебное пособие. Омск: ОГПИ, 1992. — 163 с.
  16. Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики // Курс лекций. Часть 1. М., 1996.
  17. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд. ВГУ, 1977.-304 с.
  18. В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. -М., 1971.
  19. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.- 191 с.
  20. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1989. — 144 с.
  21. С.А., Гейн А. Г., Григорьев С. Г. Информатика и информационные технологии: Учебное пособие для гуманитарных факультетов педагогических вузов. Екатеринбург, 1995. — 144 с.
  22. В.Г. Формула наглядности: изоморфизм плюс простота // Советская педагогика. — 1970. № 5.
  23. Е.В. Личностно ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. Ростов-н/Д., 1997. — 28 с.
  24. Е.В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учебное пособие для студентовсред, и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. — 560 с.
  25. Ю.С. Образование в век информации: человек и новые информационные технологии обучения. М.: Высшая школа, 1997. — 320 с.
  26. Ю. С. Компьютеризация процесса обучения в педагогическом вузе и средней школе: Учебное пособие. Ставрополь: СГПИ, 1990.-144 с.
  27. Ю.С. Методическая система обучения предметам в области информатики студентов нефизико-математических специальностей в структуре многоуровневого педагогического образования. Диссертация доктора пед. наук. М., 1996.
  28. Ю.С. Методические указания по оценке эффективности ППС. Применение ПЭВМ в учебном процессе ВУЗа. // Тем. сб. Методические рекомендации. Выпуск 1, НИИ педагогики УССР, Измаильский пед. ин.-т. Измаил, 1991. — С.27−29.
  29. Ю.С. Модель обучения математике на основе использования информационных технологий. // Вестник Ставропольского государственного педагогического университета. Выпуск 2. Ставрополь: СГПУ, 1995.-С. 153−156.
  30. Ю.С. Совершенствование методической системы обучения математике в средней школе на основе использования персональных компьютеров: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 1991. — 16 с.
  31. Ю.С. Электронный репетитор по математике: Учебное пособие. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. -112 с.
  32. Ю.С., Шаповалов В. А. Информационные технологии в обучении студентов гуманитарных факультетов. Н Педагогическая информатика. 1993. — № 1. — С.49−53.
  33. Ю.С., Шапошникова T.JI. Информационные инновационные технологии в профессиональном образовании: Учеб. пособие / Кубанский государственный технологический университет. Краснодар: Изд-во КубГТУ, 2001 г. 415с.
  34. И.А. Развитие пространственного воображения будущих учителей математики в процессе их геометрической подготовки. Дис. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2002. — 243 с.
  35. И.А. Решение задач по проективной геометрии на ЭВМ: Учебное пособие для студентов физико-математических факультетов. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1999. — 55 с.
  36. М. Информатика. Основополагающее введение: В 4-х ч./ Пер. с нем. М.: Диалог-МИФИ, 1996. — 8 с.
  37. А.А. Индивидуальный подход в обучении // Советская педагогика. 1965. — № 7.
  38. Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. Высшее и среднее профессиональное образование. — М.: Московский лицей. — 2002. № 4. — 63 с.
  39. Я.А., Галкина А. И., Мороз В. К., Роберт И. В. Отраслевой стандарт. Оценка качества информационно-программных средств учебного назначения. М.:ИНИНФО, 1994. — 5 с.
  40. Г. Математическое мышление: Пер. с англ. и нем. / Под ред. Б. В. Бирюкова и А. Н. Паршина. М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1989. -400 с.
  41. Г. А. Каким должен быть чертеж преподавателя геометрии // Математика в школе. 1998. — № 4.
  42. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И.С. Якиманской- Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Академии пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1989. — 224 с.
  43. Второй Международный конгресс ЮНЕСКО «Образование и информатика». «Политика в области образования и НИТ». Национальный доклад РФ на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» // Информатика и образование. 1996. -№ 5. — С.156−160.
  44. Выготский J1C. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педашгика-Пресс, 1999. — 536 с.
  45. И.Г., Греков B.C. Геометрия в задачах, развивающих пространственное воображение. — Юж.-Рос. гос. техн. ун-т. Новочеркасск: ЮРГТУ, 1999.-91 с.
  46. Н.А., Ильясов И. И. Определение целей по учебным дисциплинам в системе интенсивного обучения: Учебное пособие. -М.: МИИГА, 1988. 87 с.
  47. .С. «Философия образования для 21 века» (в поисках практико—ориентированных образовательных концепций). М.: Совершенство, 1998. 608 с.
  48. .И., Ловцов Д. А., Михайлов С. Н., Сухов А. В. Компьютеризированный учебник // Информатика и образование. — 1994. № 6. с. 8693.
  49. Г. Д. «Психолого-математические основы развития пространственных представлений при обучении геометрии» // Преподавание геометрии в 9−10 классах: Сб. статей / Сост. З. А. Скопец, Р. А. Хабиб.-М.: Просвещение, 1980. 270 с.
  50. Г. Формула образования: единство обучения, воспитания, просвещения // Университет и школа. 1999. — № 2. — С. 24.
  51. Г. Д. Геометрия в школе: проблемы и суждения // Математика. 1995. -№ 34.-С. 1−2.
  52. Г. Д. Методы формирования и развития пространственных представлений взрослых в процессе обучения геометрии в школе: Дисс. д-ра пед. наук. М., 1984. — 333 с.
  53. Г. Д. О проекте концепции математического образования в 12-летней школе // Математика. 2000. — № 9. — С. 1- 4.
  54. В.М. Основы безбумажной информатики. М.: Наука, 1987.
  55. В.Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике: Учеб. пособие для студентов вузов. Изд. 4-е, стер. М.: Высш. шк., 1997.-400 с.
  56. В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. Учеб. пособие для вузов. Изд. 6-е, стер. М.: Высш. шк., 1997. 479 с.
  57. .В. Введение в специальность математика. М.: Наука, 1991.-240с.
  58. .В. Математика и математическое образование в современном мире. М.: Просвещение, 1985. — 192 с.
  59. .В. Математическое образование в вузах: Учеб.-метод. пособие. VI: Высш. школа, 1981. -174с.
  60. И. К. Индивидуализация обучения как условие формирования творческой деятельности студентов // Профессионально творческая подготовка студентов в вузе. Сб. научных трудов. — М. — 1990.
  61. С.В. Повышение эффективности наглядности обучения при использовании динамических компьютерных моделей на уроках физики. Дисс. канд. пед. наук 13.00.02. СПб.- 1996
  62. В.И. Высшее педагогическое образование: проблемы и перспективы. Ставрополь, 1995. — 160 с.
  63. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. // Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию. М., 1995. — 383 с.
  64. С.П. Проектирование учебно-информационных комплексов по математике: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. -С-Пб., 2001. — 45 с.
  65. Г. В. Психология общения: текст лекций спецкурса. М., 1980.
  66. В., Вымятин В., Можаева Г., Тарунина Г. Дистанционное обучение и мультимедиа // Высшее образование в России. 1998.- № 4. -С.121−124.
  67. А.С., Кириллов А. И., Сливина Н. А., Чубров Е. В. и др. Компьютерные обучающие программы // ИНФО. 1995. — № 3.
  68. Л.И. Курс информатики как полигон для отработки методологии использования НИТ в обучении. // Компьютерные учебные программы. М., 1999. — С.4−9.
  69. В.Н. Актуальные задачи высших учебных заведений // Вестник высшей школы. 1980. — № 4. — С.40−56.
  70. ., Прайслер X. Интернет // Германия. 1996. — № 4. — С. 44−49.
  71. А.П. Компьютеризация школы и математическое образование // Математика в школе. 1989. — № 1 .-С. 14−31.
  72. М.И. Система подготовки учителя к использованию информационной технологии в учебном процессе: Автореф. дисс. докт. пед. наук М., 1989.
  73. Е.Ю. Компьютерная технология решения геометрических задач как средство формирования понятийного аппарата. Дисс. канд. пед. наук 13.00.02. М.- 1996
  74. Закономерности развития современной математики. Методологические аспекты. М.: Наука, 1987. — 336 с.
  75. И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. М.: Изд. корп. «Логос», 2000. — 384 с.
  76. Ю.С. Информатизация и информационная культура. // Сборник статей «Проблемы информационной культуры». М., 1995. — С.5−11.
  77. B.C. Основы образовательных технологий. Ставрополь: Институт развития образования, 1996. 226 с.
  78. B.C., Махринова М. В. О математической модели университетского учебника по геометрии для студентов-физиков // Математическое моделирование в научных исследованиях: Материалы
  79. Всероссийской научной конференции. Ч. II. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000. — С. 263−265.
  80. В.А. Ионосферная эдукология. Новые информационные технологии обучения. СПб., 1991.
  81. Н.П. Задачи и упражнения в курсе стереометрии как средство развития пространственных представлений и пространственного воображения учащихся: Дисс. канд. пед. наук. — М., 1951.
  82. ЮО.Кан-Калик В. А. Основы профессионально-педагогического общения. Грозный: ГПИ, 1979.
  83. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987.
  84. В. Система Mathematica в процессе обучения геометрии влпедвузе // Информатика и образование. -1999.- № 8 С. 71−79.
  85. М. Мультимедиа. Пер. с нем. Cn6: BXW, 1994.
  86. Т.Н. Наглядное обучение математике как эффективный процесс формирования математических знаний школьников: Дисс. канд. пед. наук. Ярославль, 1995.
  87. А. А. Индивидуализация учебной деятельности школьников. Казань, 1980.
  88. Юб.Клайн М. Математика. Поиск истины: Пер. с англ./ Под ред. и с пре-дисл. В. И. Аршинова, Ю. В. Сачкова. М.: Мир, 1988. — 295с.
  89. М. Математика. Утрата определенности: Пер. с англ. / Под ред., с предисл. и примеч. И. М. Яглома. М.: Мир, 1984. — 434 с.
  90. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. Казань, 1969.
  91. Л.Е. Формирование опыта творческой педагогической деятельности у студентов педвуза / на материале изучения специальных дисциплин математического цикла/: Дисс. канд.пед. наук 13.00.01 -Ростов н/Д, 1991. -279с.
  92. А., Солодова Е. А., Холодов Е. Н. Некоторые аспекты создания и применения компьютеризированного учебника // Информатика и образование. -1995. № 3.
  93. К.К. Информатика в системе опережающего образования. РАН. Институт проблем информатики. М., 1996. -24 с.
  94. А.Н. Математика — наука и профессия / Сост. Г. А. Гальперин. М.: Наука. Гл. ред. Физ.-мат. лит., 1988.- 288 с.
  95. А.Н. Математика в ее историческом развитии / Под ред. В. А. Успенского. М.: Наука. Гл. ред. Физ.-мат. лит., 1991.- 224 с.
  96. Я.Л. Психология общения. М.: Знание, 1975.
  97. Г. Н., Колосов Г Д. Контроль как деятельность. Сб. Совершенствование форм и методов контроля за качеством подготовки учителя физики. Вологда, 1984.
  98. Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. М., 1982. -Т.2. С. 299
  99. Концепция информатизации образования // Информатика и образование. 1988. — № 6.
  100. Концепция информатизации образования // Информатика и образование. 1990. -№ 1.
  101. Концепция развития Ставропольского государственного университета. Ставрополь, 2000.
  102. Е.В. Директор учитель — ученик: пути взаимодействия. -М.: Сентябрь, 2000. — 144 с.
  103. В.И. Диспуты и конференции в школе. Пособие для учителя. Изд. 3-е, перераб. и доп. М., «Просвещение», 1975.
  104. Т.И. Гуманизация подготовки студентов в условиях диверсификации высшего педагогического образования. Дисс. канд. пед. наук, Ставрополь, 2000.
  105. И.Б. Психология личности в России. Столетие развития. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского педагогического университета, 1994. -294 с.
  106. И.Б., Шиянов Е. Н. Философские основания современной педагогики. Ростов н/Д.: Изд-во Ростовского педагогического университета, 1994. — 64 с.
  107. Р.Ф., Силютина О. Ф. Функции проверки и оценки учебного процесса // Советская педагогика. 1980. — № 11.
  108. В., Мордвинов В., Трифонов А. Психологическое обеспечение технологий образования //Высшее образование в России. 1998. — № 2.
  109. А.В. Методика использования ЭВМ для индивидуализации обучения физике. Дисс. канд. пед. наук 13.00.02. Екатеринбург, — 1997
  110. Н.Д. Контроль учебно-познавательной деятельности обучающихся (технология формирования умения). — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001.- 168 с.
  111. А. А. Психология общения в профессиональной деятельности лектора // Вопросы лекционной пропаганды. М.: Знание, 1975. Вып. 2.
  112. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
  113. А. Н. Проблемы развития психики. — М., 1972.
  114. А.А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. — С.15
  115. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.-400 с.
  116. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980.- 96 с.
  117. Логико-психологические основы использования компьютерных учебных средств в процессе обучения // Информатика и образование. -1989. -№ 3.
  118. Е.А. Формирование творческих качеств личности старшеклассников и студентов при обучении в компьютерной среде: Авто-реф. дисс. канд. пед. наук. Волгоград, 1998. — 18 с.
  119. .Ф. Опыт экспериментального исследования пространственного воображения / Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений/Под ред Б. Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-С. 185−191.
  120. А. Н. Как вести за собой. 3-е изд. М.: Просвещение, 1986.
  121. В.Р. Компьютерная поддержка курса геометрии. 4.2. Геометрия в пространстве: Учебное пособие. Красноярск, 1996.-128с.
  122. В.Р. Методическая система геометрической подготовки учителя математики на основе использования новых информационных технологий. Дисс. доктора пед. наук 13 00 02 Москва 2001
  123. В.Р. Методическая система геометрической подготовки учителя математики на основе новых информационных технологий: Авто-реф. дисс. д-ра пед. наук. М., 2001. — 42 с.
  124. В.Р. Об использовании в курсе геометрии педвуза компьютерных технологий обучения // Содержание и методы обучения математике в школе и вузе на рубеже столетий. Брянск, 1999. — С. 158−159
  125. В.Р. Программирование как инструмент познания в курсе геометрии // Информатика и образование. № 5. 1997. — С. 15−18.
  126. В.Р. Учебные информационно-ориентированные проекты по геометрии / Некоторые аспекты управления учебной деятельностью студентов в педвузе: Межвузовский сборник научных трудов. Красноярск: Изд-во КГПУ, 1997. — 144 с.
  127. В.Р., Царев С. П. Контрольные задания по топологии и дифференциальной геометрии: Методическое пособие. Красноярск 1987. -22 с.
  128. Р.А., Колмакова Н. Р. Статистические методы в психолого-педагогических и социологических исследованиях: Учебное пособие. Часть 1. Красноярск: Изд-во КГПУ, 1997.- 149 с.
  129. Н.В. Научные основы методической системы обучения студентов вузов экономического профиля новой информационной технологии: Автореф. дисс. докт. пед. наук. СПб., 1992.
  130. В.В., Брановский Ю. С. Объективный контроль знаний и его реализация в программе TEST // Педагогическая информатика. 1994. — № 3. — С. 39−47.
  131. М.Н. Компьютерные обучающие системы в геометрии // Математика в школе. 1997. — № 2. — С. 35−37.
  132. М.Н. Научно-методические основы использования компьютерных технологий при изучении геометрии в школе. Дисс. докт. пед. наук 13.00.02. М.- 1998
  133. Математические методы решения прикладных задач в практике преподавания. Пермь: ПГПИ, 1990. — С.63−69.
  134. A.M. Как воспитать творческую личность? // Вестник высшей школы. 1986. — № 3.
  135. М.В. Информационные технологии в обучении геометрии // «Математическое моделирование в естественных и гуманитарных науках». Тезисы докладов. — Воронеж, ВГУ, 2000. С. 145.
  136. М.В. К вопросу о профессиональной подготовке учителей математики // Вопросы научно исследовательской работы и образовательной практики высшей школы: межвузовский сборник научных работ. — Ессентуки: ЕИУБиП, 1999. — С. 197
  137. М.В. К вопросу о развитии пространственных представлений // Современные методы в теории краевых задач. Тезисы докладов. Воронеж, ВГУ, 2000. — С. 104.
  138. Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения: (Педагогическая наука — реформе школы). М.: Педагогика, 1988. — 192 с.
  139. Е.И., Андриевская В. В., Комиссарова Е. Ю. Диалог в обучающей системе. К.: Высшая школа. 1989. — 184 с.
  140. B.C., Климов Е. А. Формирование индивидуального стиля деятельности в процессе обучения // Советская педагогика. 1967. — № 4.
  141. Л.Ю. Адаптация информационных технологий к формированию тезауруса у студентов технических вузов. Автореф. дис. кан. пед. наук. Спб., 1997.
  142. А.Г. Профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки учителя математики в педагогическом институте. Дисс. доктора пед. наук 13 00 02 Москва 1986
  143. В.В. Разработка программных педагогических средств // Информатика и образование. 1999. — № 3. — С. 36 — 40.
  144. Г. Н., Культина Л. Ф., Пыжьянова А. Н. О развитии пространственного мышления студентов // Математика в школе. 1995. — № 4. — С. 32−36.
  145. А.И. К вопросу о реформе математического образования // Математика вшколе. 2000. — № 6. — С. 2 — 4.173,Околелов О. Электронный учебный курс // Высшее образование в России. 1999. — № 4. — С. 126−129.
  146. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А. В. Петровского. М., 1996.
  147. Педагогика и психология высшей школы. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. — 544 с.
  148. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии./Под ред. С. А. Смирнова. М., Академия, 1998.
  149. В.Ю. Критериально-ориентированные педагогические тесты для итоговой аттестации студентов. Текст лекций. — М.: 1998.
  150. П.И., Тыщенко О. Б. Компьютерные технологии в системе дистанционного обучения // Педагогика. 2000. — № 5. — С. 7−13.
  151. Н.С. К проблеме личностно ориентированного обучения геометрии // Математика в школе. 2000. — № 10. — С. 54−58.
  152. Д. Математическое открытие. Решение задач: основные понятия, изучение и преподавание: Пер. с англ. B.C. Бермана. / Под ред. И. М. Яглома. М., 1976. — 448 с.
  153. Т.С. История отечественного школьного математического образования. Два века. Кн. I: век восемнадцатый. — Ростов н/Д: Изд-во Рост. пед. ун-та, 1997.-288 с.
  154. Т.С. Методика обучения геометрии в основной школе: Учебное пособие для студентов педвузов и педколледжей. Ростов н/Д: РГПУ, 1996. — 96 с.
  155. С.М. Реализация модульного принципа в системе дистанционного образования // Сборник трудов IX международной конференции ИТ099, М. 1999.
  156. М.В. Преподавание высшей математики в педагогическом институте. (Из опыта работы). М.: «Просвещение», 1975. 208 с.
  157. Проблемы внедрения государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования: Материалы научной конференции «Университетская наука региону». — Ставрополь: Изд-во СГУ, 1996.-96 с.
  158. Проблемы информатизации высшей школы (метаинформация — координация интеграция). Спец. вып. Концепция информатизации сферы образования РФ. П/р Тихонова, М. — 1998.
  159. Е.С. К проблеме сущности индивидуального подхода в обучении // Актуальные проблемы индивидуализации обучения: Материалы научного симпозиума в Тарту 13−14 сентября 1969 г. Тарту, 1970.
  160. Развитие личности школьника в условиях НИТ (по результатам опытно-экспериментальной работы 1987−1990). Редкол. И. Д. Демакова (отв. ред.), М. С. Жамкочьян (отв. ред.) и др. М.: Изд. АПН СССР, 1991.- 90с.
  161. Ф.М., Курбанова А.Т, Основы педагогического общения: Учеб. пособие. Казань: Изд-во Каз. ун-та, 1984.
  162. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования. М.: «Школа Пресс», 1994. — 205 с.
  163. .У., Татур А. О. Стандарты и тесты в образовании. М., 1995.
  164. А.В. Совершенствование профессиональной подготовки учащихся школ физико-математического профиля к использованию средств новых информационных технологий. Дисс. канд. пед. наук 13.00.02.-Тамбов, 1997
  165. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993 — 608с., ил. Т. 1 -А — М — 1993.
  166. В.А. Компьютерная система проверки знании студентов // Высшее образование в России. 1994. — № 3.
  167. В.А. Математическое образование: настоящее и будущее // Доклад на Всероссийской конференции «Математика и общество. Математическое образование на рубеже веков». Дубна, 2000
  168. И.Д. Вопросы программирования в учебном процессе по иностранному языку. М.: Высш. шк., 1977.
  169. Сборник задач и упражнений по дифференциальной геометрии / Под общ. ред. В. Т. Воднева. — Мн.: Вышейшая школа, 1970. 375 с.
  170. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  171. А.Д. Методика обучения решению задач на построение по стереометрии. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. 160 с.
  172. В., Кузнецова В., Сенаторова Н., Казарин JI. Подготовка педагогов в классических университетах // Высшее образование в России. 1998.- № 3.- с. 58−62.
  173. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя: Учеб. пособие для студ. педвузов, учителей и слушателей ФПК. М.: Междунар. пед. академия, 1995. — 189 с.
  174. М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971.-208 с.
  175. . Обучающие машины // Обучение с помощью машин. М., 1965.
  176. .Г. (сост.). Контроль знаний и обратная связь в обучении. Л., 1980.
  177. В.А. Опыт исследования проблемы формирования личности учителя в высшей школе / Проблемы профессиональной подготовки студентов педвузов и университетов (Сборник научных трудов). — М.: Изд-во НИИОП, 1976.-С. 13−23.
  178. Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. -136 с.
  179. В.Н. Педагогические взаимодействия в эвристическом обучении. Автореф. дисс. д-ра пед. наук. М., 1997.
  180. Е.Г. Модификация математической подготовки будущих учителей математики, ориентированная на изучение и использование информатики: Дисс. канд. пед. наук. Курск, 1998.
  181. О.С. Научно-педагогические основы применения новых информационных технологий в профессиональной подготовке студентов экономических факультетов. Дисс. канд. пед. наук, — Ставрополь, 2000.
  182. H.JI. Теоретические основы развития системы методической подготовки учителя математики в педагогическом вузе: Автореф. дис. докт. пед. наук. М. — 27 с.
  183. А.А. Педагогика математики: Учеб. пособие для физ.-мат. фак. пед. ин-тов. Минск: Высшая школа, 1986.-414с.
  184. И. В. Психология педагогического такта. Саратов: СПИ, 1966.
  185. Н.Ф. Теория и практика программированного обучения. М.:Изд-во МГУ, 1969.
  186. Ю.Г. Высшее образование в России в XX веке (антропоцентрический взгляд): вчера. сегодня. завтра. М.: 1994.
  187. Технологии подготовки специалистов в педагогическом университете: Монография / З. Р. Аглеева, О. П. Голяндина, В. В. Гурылева и др.- Под ред. проф. В. А. Пятина. Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 1999. — 352 с.
  188. А.Н. и др. Управление современным образованием. / Под ред. А. Н. Тихонова. М.: Бита-Пресс, 1998. -256 с.
  189. B.C. Гипертекстовые технологии в обучении // Новые информационные технологии в образовании. Обзор. Инф. Вып. 3. НИИВШ. М., 1994. Учебное пособие. Омск: ОГПИ, 1992. — 163 с.
  190. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. — 192с.
  191. Федеральная программа развития образования. (Приложение к Федеральному закону «О Федеральной программе развития образования»), -М, 1999.
  192. А.А. О моделях и методах использования информационных технологий в обучении // Сборник «Системы и средства информатики». Вып.8. -М.: Наука. Физматлит, 1996. С.54−68.
  193. Т.Т. Геометрия для старшеклассников и абитуриентов. -М.: «Добросвет», 2000. 192 с.
  194. JI. М. Наглядность и моделирование в обучении / Сер. «Педагогика и психология». М., 1984. — № 6.
  195. А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. М.: Международная педагогическая академия, 1998. — 266 с.
  196. В. Преимущества дистанционного обучения // Высшее образование в России. 2000. — № 4.
  197. Ценностные аспекты развития науки / В. П. Визгин, М. Б. Туровский, Я. Б. Баженов и др. М.: Наука, 1990. — 294 с.
  198. А.Н., Бреус И. А. Геометрические построения на перспективном чертеже: Учебное пособие к спецкурсу для студентов физико-математических факультетов педагогических университетов. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2000. — 100 с.
  199. Н.Ф. Вопросы методологии и методики геометрических построений в школьном курсе геометрии // Вопросы методики математики. Известия АПН РСФСР. М., 1946. — № 6. — С.77−94.
  200. Н.Ф. Изображения фигур в курсе геометрии. Пособие Для учителей и студентов М.: Учпедгиз, 1958. -216с.
  201. Н.Ф. Проблема изображения пространственных фигур в условиях педагогического процесса // Математика в школе. 1998.
  202. Г., Шайдук А. Обучающие компьютерные системы. // Высшее образование в России. 1998. — № 3.
  203. Шаповалов В. А, Высшее образование в системе культуры: Научное издание. Ставрополь: СГУ, 1996. — 68 с.
  204. В.А. Высшее образование: современные модели, перспективы развития: Научное издание. Ставрополь: СГУ, 1996. — 76 с.
  205. В.А., Белозеров B.C., Горовая В. И., Шальнев В. А. Контроль как деятельность и форма управления // Непрерывное педагогическое образование. Вып. VI. Р24 РГПУ- УМО ОППО- СГПУ.- Ставрополь: СГПУ, 1994. С. 35−44.
  206. З.О. О модели подготовки учителя математики в университете / О методологических и методических принципах построения модели специалиста высшей квалификации. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1979. — С. 153−157.
  207. Е.Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы / Московский педагогический государственный университет им. В. И. Ленина, Ставропольский государственный педагогический институт. Москва-Ставрополь, 1991. — 206 с.
  208. В.Ф. Информационные технологии обучения // Информатика и образование. -1998. № 2.
  209. А.И. Профессиограмма учителя советской школы / Проблемы профессиональной подготовки студентов педвузов и университетов (Сборник научных трудов). М.: Изд-во НИИ ОП, 1976. — С. 2433.
  210. П.М., Эрдниев Б. П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математики: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986. — 255 с.
  211. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996. — 96 с.
  212. Martin Owen. Guide for Disigning Online Learning. Telematics Laboratory, University of Wales, Bangor.
Заполнить форму текущей работой