Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Состояние здоровья и функциональных систем организма детей школьного возраста, проживающих в промышленных городах Свердловской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Полученные математические модели зависимостей показателей функциональных систем от комплекса медико-биологических факторов могут быть использованы для оценки индивидуального риска отклонений в физическом развитии у детей школьного возраста. Выявленные в ходе системного анализа факторы медико-биологического характера, оказывающие наибольшее влияние на показатели функциональных систем организма… Читать ещё >

Содержание

  • Список сокращений
  • Глава 1. Обзор литературы
    • 1. 1. Экологическая ситуация в Свердловской области
      • 1. 1. 1. Специфика области
      • 1. 1. 2. Экологические проблемы региона
    • 1. 2. Влияние экологических условий на здоровье детского населения
    • 1. 3. Проблемы хронической патологии в детском возрасте и демографическая ситуация
    • 1. 4. Современные проблемы оценки физического развития и функциональных возможностей детей
      • 1. 4. 1. Морфофункциональные показатели детей в возрасте 8−15 лет
      • 1. 4. 2. Сравнительный анализ методов оценки морфофункциональных показателей детского организма
  • Глава 2. Материалы и методы морфологических и функциональных исследований детей
    • 2. 1. Социально-возрастная характеристика детей
    • 2. 2. Антропометрические исследования
      • 2. 2. 1. Измерение роста
      • 2. 2. 2. Определение массы тела
      • 2. 2. 3. Измерение обхвата груди
      • 2. 2. 4. Определение мышечной силы кисти
    • 2. 3. Функциональные методы исследования и функциональные пробы
      • 2. 3. 1. Измерение артериального давления в покое
      • 2. 3. 2. Пульсометрия
      • 2. 3. 3. Жизненная емкость легких
      • 2. 3. 4. Проведение проб Штанге и Генчи
    • 2. 4. Исследование эмоционально-волевой сферы
      • 2. 4. 1. Тест на определение уровней реактивной и личностной тревожности (Спилбергера-Ханина)
      • 2. 4. 2. Тест на определение уровня депрессии
      • 2. 4. 3. Тест на определение уровня агрессивности
    • 2. 5. Методы оценки физического развития детей и подростков
  • Глава 3. Расчет нормы физиологических показателей у детей северных районов Свердловской области
    • 3. 1. Расчет физиологических норм показателей систолического и диастолического артериального давления в покое
    • 3. 2. Определение нормальных показателей систолического и диастолического артериального давления после физической нагрузки
    • 3. 3. Определение нормальных показателей частоты сердечных сокращений в покое и после физической нагрузки
    • 3. 4. Определение нормальных показателей жизненной емкости легких
    • 3. 5. Определение нормальных показателей проб Штанге и Генчи
  • Глава 4. Отклонение от норм антропометрических и функциональных показателей детей, проживающих на территории Свердловской области
    • 4. 1. Оценка уровня физического развития
    • 4. 2. Отклонения показателей артериального давления и частоты сердечных сокращений в покое от физиологических норм
    • 4. 3. Отклонения показателей артериального давления и частоты сердечных сокращений после физической нагрузки от физиологических норм
    • 4. 4. Отклонения показателей, характеризующих дыхательную систему, от физиологических норм
  • Глава 5. Исследование эмоционально-волевой сферы детей региона Свердловской области
    • 5. 1. Определение уровней реактивной и личностной тревожности
    • 5. 2. Определение уровня депрессии
    • 5. 3. Определение уровня агрессивности
  • Глава 6. Суммарные показатели уровня здоровья детей Свердловской области в зависимости от места проживания
    • 6. 1. Структура заболеваемости детей, проживающих в Свердловской области
    • 6. 2. Характеристика городов Свердловской области в зависимости от уровня здоровья проживающих в них детей

Состояние здоровья и функциональных систем организма детей школьного возраста, проживающих в промышленных городах Свердловской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Охрана здоровья человека — одна из наиболее сложных комплектных проблем современной науки и практики, ибо оно определяет состояние общества и государства в целом. Проблема охраны здоровья населения Российской Федерации в последние годы всё больше приобретает характер нарастающей угрозы национальной безопасности страны. При этом следует отметить, что в первую очередь состояние здоровья населения является отражением сложного комплекса явлений в окружающей среде.

ВОЗ определило, что антропогенное загрязнение окружающей среды оказывает выраженное воздействий на формирование общественного здоровья. Определение количественных зависимостей в системе «среда — здоровье» в качестве первоочередной задачи медико-экологического мониторинга была впервые поставлена Г. И. Сидоренко ещё в конце 60-х годов. Она получила развитие в разработке критериев и методов количественной оценки воздействия факторов окружающей среды. Углублённые научные исследования свидетельствуют о том, что в ряде регионов России практически исчерпана возможность адаптации человеческого организма к постоянно ухудшающимся условиям жизни (Ямпольская Ю.А., 1991; Яруллин А. Х., 1997; Даутов Ф. Ф., 1990).

Неблагоприятные условия среды обитания в первую очередь представляют опасность для детей, которые в силу морфофункциональной незрелости отличаются повышенной чувствительностью к различным внешним химическим, физическим и биологическим воздействиям. Поэтому детский организм является своеобразным маркером состояния окружающей среды (Кучма В.Р., 1993; Баранов А. А., 1994).

Следует отметить, что в Свердловской области в предыдущие годы были проведены исследования по оценке влияния факторов окружающей среды, преимущественно техногенного загрязнения атмосферного воздуха выбросами предприятия чёрной и цветной металлургии на состояние здоровья детей (Кочева И.О., 2000; Насыбуллина Г. М., 1999). Однако в указанных выше работах акцент делался на оценку состояния здоровья детей только по показателям заболеваемости и физического развития.

В настоящей работе при оценке состояния здоровья детей школьного возраста учитывалось состояние функциональных систем организма и психоэмоционального статуса.

Целью работы явились оценка характера и степени отклонения в состоянии здоровья детей школьного возраста, включая изменения психоэмоционального статуса при разном уровне и характере загрязнения окружающей среды, главным образом, атмосферного воздуха. Задачи исследования.

1. Оценить состояние окружающей природной среды в промышленных городах Свердловской области (на основании данных, представленных в Государственных докладах о состоянии окружающей природной среды).

2. Установить зависимость показателей функциональных систем детского организма от комплекса медико-биологических факторов для поиска нормы физиологических показателей и, соответственно, величин отклонений данных показателей от нормальных значений.

3. Изучить показатели физического развития, функциональных систем, а также психо-эмоционального статуса детей в возрасте 8−15 лет в городах с разным уровнем воздействия факторов окружающей среды.

Научная новизна. Обоснована возможность использования отклонений показателей функциональных систем организма, а также психологических методик для выявления изменений, происходящих в физическом и нервно-психическом развитии детей школьного возраста, в качестве критерия оценки техногенных воздействий.

Теоретическая значимость работы заключается в расширении представления о подходах к поиску нормы физиологических показателей детского организма. Выявлены наиболее информативные физиологические показатели детского организма, которые могут быть рекомендованы для объективной оценки состояния окружающей природной среды в районе постоянного проживания.

Практическая значимость работы. Разработаны алгоритмы оценки физического развития, функциональных и психо-эмоциональных показателей детского организма учреждениями практического здравоохранения в системе медико-экологического мониторинга.

Апробация работы и публикации. В диссертации подведены итоги исследований, выполненных автором в 1999;2004 гг., а также результаты научных отчетов. Материалы работы доложены и обсуждены на ежегодной Всероссийской конференции «Актуальные проблемы экологии и природопользования», Москва, 2001, 2002; на конференции «Информационно-вычислительные технологии в решении фундаментальных научных проблем и прикладных задач химии, биологии, фармацевтики, медицины» в 2003 г. По материалам исследования опубликованы 3 работы.

Диссертационная работа апробирована на совместном заседании кафедр экологического мониторинга и прогнозирования и экологии человека экологического факультета РУДН в 2004 г.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, обзора литературных данных, описания материла и методов исследования, глав собственных исследований и обсуждения результатов, заключения, выводов, практических рекомендаций и указателя литературы. Текстовая часть изложена на 132 страницах машинописного текста, иллюстрированного 16 таблицами и 48 рисунками. Библиографический указатель включает 196 источников литературы, в том числе — 35 зарубежных авторов.

Выводы.

1. Установлено, что нормальное физическое развитие имеют от 31,5±3,25% обследованных детей до 81,3±2,5% в зависимости от места проживания. Отклонения в физическом развитии имеют от 9,3±7% до 24±2,9% детей, принявших участие в исследовании. Практически здоровыми были признаны лишь 47±13,6% обследованных детей Свердловской области, при этом выявлено достоверное преобладание здоровых детей, проживающих в городе Лесном (57±4%).

2. Комплексное загрязнение атмосферного воздуха соответствует допустимым уровням нагрузки на население городов Ивдель и Новая Ляля, либо наблюдается незначительное превышение допустимых уровней загрязнения атмосферы в городах Лесной и Карпинск. Состояние воздушного бассейна города Серов характеризуется высоким уровнем загрязнения, городов Екатеринбург и Краспотурышск очень высоким уровнем загрязнения, вызывая опасное влияние на состояние здоровья населения.

3. Получены уравнения регрессии, позволяющие рассчитать нормы функциональных показателей индивидуально для каждого ребенка в зависимости от принадлежности к группе с пониженными, повышенными или нормальными показателями. Принадлежность ребенка к какой-либо из групп определяется с помощью классификационной функции дискриминаптного анализа по сумме половозрастных, антропометрических и функциональных показателей.

4. Выявлены существенные различия между детьми, проживающими в разных городах по уровням физического развития, величинам отклонений функциональных показателей от нормы, а также по показателям психо-эмоционального статуса. Установлено, что, несмотря на загрязнение атмосферного воздуха, соответствующее допустимым уровням нагрузки на население, у 21,8±3,5% обследованных детей г. Ивделя имеются отклонения в физическом развитии, а 65±3,5% страдают хроническими заболеваниями. В состоянии здоровья детского населения, проживающего в городах Екатеринбург, Краснотурьинск, Серов, не выявлено значительных отличий, практически здоровыми признаны от 28±14% обследованных детей до 35±16%. Оценка состояния здоровья детей, поживающих в Новой Ляле неоднозначна: 81,3±2,5% обследованных детей имеют нормальное физическое развитие, но у 75±18% обследованных детей имеются различные хронические заболевания. В городе Лесном медико-экологическая ситуация наиболее благоприятная.

Показатели депрессивности, тревожности, агрессивности девочек, проживающих в Ивделе, достоверно превышают аналогичные показатели девочек из других городов. Показатели агрессивности девочек г. Новая Ляля также достоверно выше аналогичных показателей детей, проживающих в других городах.

Практические рекомендации.

1. Полученные математические модели зависимостей показателей функциональных систем от комплекса медико-биологических факторов могут быть использованы для оценки индивидуального риска отклонений в физическом развитии у детей школьного возраста. Выявленные в ходе системного анализа факторы медико-биологического характера, оказывающие наибольшее влияние на показатели функциональных систем организма, следует учитывать при индивидуальном профилактическом консультировании.

2. Для объективного анализа состояния здоровья детского населения необходимо включить в систему медико-экологического мониторинга показатели физического развития детей, функционального состояния и пси-хо-эмоционального статуса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.В., Маткивский Р. А., Разживипа Г. Н., Усапова Е. П. Адаптироваппость детского организма как эталон «величины» его здоровья // Педиатрия. -1996, № 3, с. 107−108.
  2. М.С. Окружающая среда и физическое состояние населения. Ташкент: Медицина, 1984. 230 с.
  3. М.С. Методы определения уровня физического развития коллективов // Гигиена и санитария. 1985. — № 5. — С. 47−50.
  4. М.С., Рыбалко А. И. Современные походы к оценке уровня физического развития важного показателя общественного здоровья //Гигиена и санитария — 1983. — № 6. — С. 69−71.
  5. JI. П., Кабирова Е. В. Физическое развитие детей Кировской области //Гигиена и санитария, 1998. -№ 8. -С. 30−32.
  6. СЛ., Ревич Б. А., Захаров В. М. Мониторинг здоровья человека и здоровья среды. Региональная экологическая политика. -Центр экологической политики России. -М., 2001, 76 с.
  7. Г. Г. Медицинская морфометрия. М.: Медицина, 1990 -384 с.
  8. А.П., Жаворонков А. А., Моргачев А. Г., Милованов А. П. Патология человека на Севере. М.: Медицина, 1985. 415 с.
  9. Н.А. Адаптация и резервы организма. М.: ФиС., 1983 176 с.
  10. Н. А., Торпшн В. И. Экология человека. М.: КРУ К, 1994.-256 с.
  11. А. А. Основные факторы риска сердечнососудистых заболеваний у детей и подростков и возможности их профилактики: Дис. докт. наук. -М., 1991.
  12. А. А., Розанов В. Б. Профилактика сердечнососудистых заболеваний с детства: подходы, успехи, трудности //Кардиология, 1995. -№ 5. -С. 4−8.
  13. А.А. Повышенное артериальное давление в детском и подростковом возрасте (ювенильная артериальная гипертония) //Кардиология. -1999. № 7. -С. 14−19.
  14. В.А., Андреева В. П. Зависимость состояния здоровья от соматотипа школьника //Гигиена и санитария. 1989. — № 9. — С. 13−16.
  15. В.А., Андреева В. П. Влияние загрязнения атмосферы на здоровье детей //Гигиена и санитария. 1996. — № 4. — С. 26.
  16. А.В. Техника и методика антропометрических измерений: Практическое пособие для медицинских сестер и инструкторов физкультуры. М.: Медгиз, 1955. -55 с.
  17. В. 10., Сигал Т. М., Ананьич С. А. Состояние здоровья детей из социопатических семей //Рос. вестник перинатологии и педиатрии, 1998, № 1, с. 8−11.
  18. Н.А., Ямпольская Ю. А. Физическое развитие в оценке состояния здоровья детских контингентов //Разработка особенности физиологических систем детей и подростков. М.: АПН СССР, 1985. -С. 13−17.
  19. А. Анатомия ребенка. Бухарест, 1970. -363 с.
  20. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: МГУ, 1975.-447 с.
  21. Антонова J1.T., Сердюковская Г. Н. (ред.). Внутренние болезни и функциональные расстройства в подростковом возрасте. Охрана здоровья подростков. М.: Промедэк, 1993.
  22. Х.А. Загрязнение среды и вопросы акселерации //Гигиена и санитария. 1985. — № 6. — С. 60.
  23. .А., Соромотина О. В. Биоклимат и физическое развитие детей школьного возраста Тюмени и Сургута //Гигиена и санитария.1982.-№ 7.-С.88−89.
  24. Анчугин В. А и др. Динамика физического развития детей и студентов г. Тюмени //Морфология, функции и физическая работоспособность школьников и студентов. Тюмень, 1982. — С. 61−68.
  25. В.А. Динамика физического развития и состояния сосудистого тонуса у детей школьного возраста// Вопросы охраны материнства и детства 1983. — Т. 28. — № 2. — С. 72−73.
  26. Г. Л. Физическое развитие детей и подростков.- Киев: Здоровье, 1985. 80 с.
  27. Г. Л. Оценка физического развития: методология и практика поисков критерия оценки// Гигиена и санитария 1983 — № 12 — С. 51−53.
  28. Г. Л., Дубогай А.Д, Жуков В. А. К методологии оценки физического развития детей и подростков// Педиатрия. 1980. — № 6. — С. 67−68.
  29. Г. Л. Что же мы оцениваем? //Гигиена и санитария, 1983.-№ 2.-64 с.
  30. Г. Л. Физическое развитие: методология и практика поиска критериев оценки //Гигиена и санитария. 1983. — № 12. — С. 51−53.
  31. Г. Л. Физическое развитие детей и подростков: методология и практика поиска критериев оценки// Медицинские проблемы физической культуры. Киев, 1984. Вып. 9. С. — 7−11.
  32. Г. Л. О возможности количественной оценки здоровья человека// Гигиена и санитария-1985.-№ 6.- С. 55−58.
  33. Г. Л. Об информативности различных критериев физического развития //Гигиена и санитария. 1984. — № 10. — с.58−59.
  34. Д.И. Материалы по физическому развитию детей и подростков некоторых городов и сельских местностей СССР. М., 1952.
  35. Д.И., Ставицкая А. Б. Материалы по физическому развитию детей и подростков городов и сельских местностей СССР. Л.: Медицина, 1965.- 375 с.
  36. И. А. Очерки по возрастной физиологии. М.: Медицина, 1967.-128 с.
  37. И. А. Основные закономерности роста и развития детей и критерии периодизации. М.: Медицина, 1975. -148 с.
  38. Ю.М. О недостатках методов шкал регрессии при оценке физического развития человека// Вопросы антропологии.- 1973. Вып. 45. С. -113−118.
  39. II.А., Ямпольская Ю. А. Физическое развитие и адаптационные возможности школьников// Вестник Росс. АМН, 1993. № 5. -С. 19−24.
  40. Н.Ф. и др. Оценка состояния здоровья и развития детей и подростков, Архангельск, 1986. 73 с.
  41. Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М.: Медицина, 1979, 295 с.
  42. Р. М., Берсенева А. П., Максимов А. Л. Валеология и проблема самоконтроля здоровья в экологии человека: Учебно-метод. пособие. В двух частях. 4.1. Магадан: СВНЦ ДВО РАН, 1996. — 55 с.
  43. А.А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях: проблема, пути решения. // Рос. педиатр, журн., 1998. -№ 1. -с.5−8.
  44. Ю.И. Источники и последствия минимальных мозговых дисфункций у новорожденных и детей раннего возраста. Акуш. и гин. 1994, № 2, с. 20−24.
  45. И.И., Канаев И. У. Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М., 1981. -С. 55−59.
  46. П.Н. Учение о физическом развитии. М.: Изд-во МГУ, 1962.-340 с.
  47. П.Н. К вопросу о понятии «Физическое развитие человека» //Вопросы антропологии. 1964. — Вып. 18. — С. 20−35.
  48. М.С. Экология, демографические процессы и здоровье населения //Экология человека. Основные проблемы: Сборник трудов. М.: Наука, 1988.-С. 138−144.
  49. Белозеров 10. М., Виноград А. Ф., Кисляк А. С. и др. Кардиология детского возраста. Тверь, 1995, с. 266.
  50. А.А. Биоритм сердечной деятельности и дыхания в онтогенезе человека. Автореф. дис. док. мед. наук. М., 1973. -36 с.
  51. JT.H., Устинов К. М. Особенности физического развития школьников в различных климатогеографических зонах // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М., 1990. — С.33.
  52. A.M. Конституциональные особенности артериального давления у детей //Современная антропология медицине и народному хозяйству. Тарту, 1988.-С. 121.
  53. II.В. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы учащихся девочек 4−5 классов// Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М., 1990. С. 39.
  54. А.И., Еремейшвили А. В. Влияние антропогенных факторов на физическое развитие детей //Влияние антропогенных факторов на морфогенез и структурные преобразования органов: Тезисы докладов -Астрахань, 1991. С. 18−19.
  55. В.В. Методика антропометрических исследований. М.: Биомедгиз, 1931. — 168 с.
  56. Ю.Е. Национальные программы охраны здоровья детей //Педиатрия, Специальный выпуск, 1994. С. 21−26.
  57. Ю.Е. Экологически детерминированная патология детского возраста. Рос. вестник перинатологии и педиатрии. -1996. -№ 2, С. 512.
  58. Г. И. Динамика артериального давления у школьников сельской местности// Здравоохранение Белоруссии. 1988. -№ 8. — С. 60 — 63.
  59. В.Г. О комплексной оценке физического развития детских коллективов //Гигиена и санитария. 1976. — № 11. — С. 91 — 94.
  60. И.М., Мазурин А. В. Центильные распределения массы тела по длине тела (росту): Справочник по детской диететике. JL: Медицина, 1977.-С. 141−144.
  61. И. М. Оценка антропометрических данных //Вопросы охраны материнства и детства, 1985. -№ 15. -С. 7−11.
  62. И. М. Закономерность физического развития детей и методы его оценки. Л., 1986. -65 с.
  63. И. Н. Сравнительная оценка некоторых абсолютных и относительных показателей гемодинамики у детей и подростков /Вопросы охраны материнства и детства, 1975, № 10, -С. 13−15.
  64. Л.Х., Квакина Е. Б., Уколова М. А. Адаптационные реакции и резистентность организма. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского унта, 1990.-224 с.
  65. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды и влиянии факторов среды обитания на здоровье населения Свердловской области в 2000 году. Екатеринбург. Администрация Свердловской области, 2001. 110 с.
  66. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2000 году. М., 2001. — 158 с.
  67. II.II. Физическое развитие и состояние кардиореспира-торной системы детей в условиях Западной Сибири: Лвтореф. дис.канд. биол. наук. Тюмень, 1993.- 26 с.
  68. К. И. Теория адаптации в практике врача-педиатра вопросы современной педиатрии. М., 1995, -С. 27−30.
  69. С.М. К дискуссии об оценке физического развития детей и подростков //Гигиена и санитария. -1967. № 4. — С. 87−90.
  70. С.М. Оценка здоровья детей и подростков при массовых осмотрах//Вопросы охраны материнства и детства. 1973. — № 7. — С. 3−7.
  71. С.М. О критериях оценки состояния здоровья детей и подростков //Вестник АМН СССР. 1981. — № 1. — С. 29−35.
  72. В.Ф., Ключников С. О., Покидкина Г. Н. Значение неблагоприятных экологических факторов в формировании детской патологии. Педиатрия, -1995, -№ 3, -С. 98−101.
  73. К.П. Оценка физического развития, как важнейший раздел контроля за процессами роста и состояния здоровья отдельного ребенка и коллектива //Гигиена и санитария. 1977. № 10. — С. 77 — 82.
  74. А. П. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребенка. М.: Медицина, 1983. -160 с.
  75. . Резонанс в унисон с природой // Наука Урала. 1998. № 19. С.4−5.
  76. В.И. и др. Профилактика донозологических изменений в системе окружающая среда здоровье человека. СПб., 1991. — 114 с.
  77. А.Б. Методологические подходы к анализу понятия «здоровье» // Здравоохранение Рос. Федерации. 1988. -№ 5. — С. 29−31.
  78. В.Г., Воронцов И. М. Методические указания по нормативам физического развития детей г. Москвы от рождения до 18 лет. М.: Педагогика, 1972. -49 с.
  79. М. С., Вельтищев Ю. Е. Детская нефрология. JI.: Медицина, 1989. с. 455.
  80. Р.К., Бураковский Г. Г., Поляк Д. Г. и др. Многомерный статистический анализ в социально-гигиенических исследованиях здоровья населения. М., 1981. 52 с.
  81. С.Ю., Розинова Н. Н., Нестеренко В.II., Мизерницкий IO.JI. Хронические бронхолегочпые болезни у детей как проблема современной педиатрии // Рос. вестник перинатологии и педиатрии, 1998, — № 1, — С. 10−17.
  82. В. П., Казначеев С. В. Адаптации и конституция человека. Новосибирск, 1986. -118 с.
  83. Р.А. Феномен акселерации и проблемы развития и функционирования сердечно-сосудистой системы детей и подростков: Мор-фофункциональные проявления акселерации. М, 1975. — С. 72 -80.
  84. Р. А. Актуальные вопросы возрастной кардиологии. В кн.: Вопросы физиологии сердечно-сосудистой системы школьников. Сб. науч. трудов под ред. И. О. Тупицына. М., 1980. С. 3−17.
  85. В.II., Суханова Н. Н. К вопросу о физическом развитии и состоянии здоровья детей школьного возраста// Сов. здравоохранение -1990, № 1. — С.55−58.
  86. В.II., Стромская Е. П., Варламова Л. П. и др. Физическое развитие один из важнейших показателей здоровья детей и подростков //Гигиена и санитария. — 1980. — № 10. — С. 33−35.
  87. Т. В. Социальная и биологическая обусловленность изменений в физическом развитии человека. М.: Медицина, 1970. -160 с.
  88. О. В. Комплексная гигиеническая оценка химических факторов окружающей среды города и показателей физического развития школьников среднего и старшего возраста. // Дис. канд. мед. наук. Оренбург, 1997, 122 с.
  89. . А. Медико-экологический мониторинг как основа профилактики хронической патологии у детей //Российский вестник перина-тологии и педиатрии, 1994. -Т. 39, № 5. -С.2−5.
  90. . А. Концепция континуума переходных состояний от нормы к патологии и значение компьютерного мониторинга здоровья детей. Рос. вестник перинатологии и педиатрии, 1993, № 2, с. 3−7.
  91. . А. Компьютерная поддержка медико-экологического мониторинга //Экопатология детского возраста. Сб. лекций и статей. М, 1995. -С. 98−102.
  92. В. В. Психиатрия детского возраста. М.: Медицина, 1985, с. 560.
  93. Козлов В. И, Фарбер Д. А. Физиология развития ребенка. М, Педагогика, 1983.
  94. В. И, Фарбер Д. Д. Основные теоретические предпосылки изучения физиологии развития ребенка. В кн.: Биологический возраст и возрастная периодизация. Сб. науч. трудов, АПН СССР, НИИ общей педагогики, М, 1978.-С. 5−7.
  95. Койносов П. Г, Ахматов В. Н, Соколов А. Г. Нормативы физического развития девочек и девушек Тюменской области: Методические рекомендации. Тюмень, 1991. — 42 с.
  96. КоГшосов П.Г., Соколов Л. Г., Ахматов В. Н. Нормативы физического развития мальчиков и юношей Тюменской области: Методические рекомендации. Тюмень, 1991.-51 с.
  97. B.C. К определению коэффициента должной жизненной емкости легких у детей //Гигиена и санитария. -1970. № 8. — С.115- 116.
  98. В. Каменск-Уральский — зона чрезвычайной экологической ситуации // Стройкомплекс Среднего Урала. 1998. № 2−3. С. 14−15.
  99. Т.С. Особенности изменений в физическом развитии городских и сельских школьников// Гигиена и санитария. 1971. — № 12. — С. 39−44.
  100. А.В. Состояние сердечно-сосудистой системы и симпа-тико-адреналовой системы у подростков 13−14 лет // Вегетативные показатели адаптации организма к физическим нагрузкам. Казань, 1984.-С.76−83.
  101. А.А., Абрамчук Т. В. Особенности методики исследований физиологических параметров детей и подростков// Гигиена и санитария -1984.-№ 10.-С. 73.
  102. Т. М., Янина В. П. К методике построения единых таблиц для оценки физического развития детского населения //Здравоохранение Российской Федерации, 1987. -№ 11. -С. 12−15.
  103. Д.М., Таранда Н. Н. Статистические методы анализа и комплексной оценки физического развития коллектива// Сов. Здраво-охранение.-1978.-№ 10.- С.26−33.
  104. А.А. Вопросы возрастной физиологии М.: Просвещение, 1974.-233 с.
  105. Н.А., Кузьмичев Ю. Г., Усанова Е. П. Взаимосвязь показателей, характеризующих состояние здоровья школьников //Гигиена и санитария. 1983.-№ 3.-С. 59−61.
  106. В.Л., Коледа Л. А. О критериях оценки функционального состояния учащейся и студенческой молодежи // Гигиена и санитария. -1985. № 4.-С. 49−51.
  107. И.П., Лещенко Г. В. Таблицы физического развития детей школьного возраста г. Свердловска. Свердловск, 1967.
  108. А.Г. Немедикаментозное лечение детей с первичной артериальной гипотензией: метод. Рекомендации. М.: МЗ России, 1993, с. 19.
  109. И.В. Зависимость уровня артериального давления у детей и подростков от их физического развития // Охрана здоровья детей и подростков. Вып. 13. Киев, 1982:10−7.
  110. В.П., Циборовский О. М. Методические указания по оценке физического развития детей школьного возраста 7−17 лет. Киев, 1974.-26 с.
  111. .А., Чтецов В. П. Морфология человека. М.: МГУ, 1983.-314 с.
  112. Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995, с. 335
  113. А.С. Гигиеническая оценка состояния окружающей среды и здоровья детского населения в районах размещения предприятий по добыче и обогащению полиметаллических руд. // Дис. докт. мед. наук. СПб., 1999. -312 с.
  114. К. Цветная металлургия: экологический аспект / Аналитический бюллетень «VIP-консультант» 24.04.2003.
  115. Н.Е. Гиподинамия и сердечно-сосудистая система. -М.: Наука, 1977.-259 с.
  116. Л.Е., Таранда Н. Н., Малиновский Д. М. О статистических методах оценки физического развития населения // Сов. здравоохранение. 1972. -№ 2.-С. 17−22.
  117. Н.Я. Влияние экологической обстановки г. Тюмени на физическое развитие детей школьного возраста // Медицина и охрана здоро-вья-98: Международный симпозиум. Тезисы докладов и сообщение. Тюмень, 1998. — С. 248−249.
  118. А.И. Комплексное изучение и индивидуальная оценка морфофункциональных показателей школьников. Автореферат дис. канд. мед. наук. — М, 1982. — 24 с.
  119. Е.С. Функциональное состояние детей с разным уровнем физического развития //Вопросы охраны материнства и детства. 1973. — № 7. -С. 7−11.
  120. Г. М., Сичинава Л. Г. Гипоксические перинатальные повреждения центральной нервной системы и пути их снижения // Рос. вестник перинатологии и педиатрии, 1995, № 3, с. 19−23.
  121. О.И. Лабораторные занятия по анатомии и физиологии ребенка с основами школьной гигиены. Минск: Высшая школа, 1985. -159 с.
  122. М.Ф. Методические разработки для определения и оценки физического развития и физической работоспособности школьников и студентов. Рязань, 1979.
  123. Д.А. Статистические методы в научных исследованиях М.: Медицина, 1968. — 268 с.
  124. Д., Недева В., Скопакова П. и др. Влияние загрязнения атмосферного воздуха на физическое развитие и состояние здоровья детей и подростков //Гигиена и санитария. 198!.•=-№ 12. — С.42−44.
  125. Г. И. Гигиена окружающей среды в современных условиях // Гиг. и сан. -1992. -№ 11. -С. 6−9.
  126. Г. И., Можаев Е. А. Санитарное состояние окружающей среды и здоровье населения. М., 1987. 123 с.
  127. B.C. и еоавт., Комплексная оценка состояния адаптивных систем студентов вузов Тюмени/ Дыхательная и сердечно-сосудистая системы в норме, патологии и эксперименте. Тюмень, 1990. — С.96−100.
  128. А.Б., Арон Д. И. Методика исследования физического развития детей и подростков М.: Медгиз, 1959. — 250 с.
  129. А.Б., Титова А. И., Федорова Н. В. Физическое развитие детского населения г. Ярославля. Ярославль, 1964.
  130. Е. Г., Властовский В. Г. и др. Комплексная оценка физической работоспособности детей и подростков //Гигиена и санитария, 1974. -№ 4.-С. 91−95.
  131. М. JI. Современные тенденции в состоянии здоровья детей //Педиатрия. Спец. выпуск, 1994.-С. 15−18.
  132. А.Г. Состояние здоровья детей и подростков и факторы, его формирующие /Гигиена детей и подростков /Под ред. Сердюковской Г. Н., Сухарева А. Г. М., Медицина, 1986. — С.70−96.
  133. А. А., Дучкин А. С., Яровой Г. С. Физическое развитие детей и подростков и его оценка //Гигиена и санитария. 1978. — № 5. — С. 87−90.
  134. A. JI. По поводу нового подхода и оценке физического развития детей и подростков //Гигиена и санитария. 1983. — № 3. — С. 66−67.
  135. Дж. Рост и конституция человека //Биология человека. М., 1979 -С.336−471.
  136. О.С. с соавт. Использование программ центильных рядов для оценки физического развития детей //Гигиена и санитария. 1989. -№ 8. — С. 37−38.
  137. В.О. Экологическая обстановка в Свердловской области // Курсив. 1996. № 2. С102−104.
  138. Н.Н. Статистические методы в математическом моделировании и научных исследованиях. Красноярск, 1996. 61 с.
  139. B.M., Бурцев E.M, Трошин В. Д. Лнгионеврология детского возраста. H.-IL: Ыижполиграф, 1995, с. 477.
  140. Тубол И. Б, Фейзуханова Д. В, Сааве М. Э. и соавт. Сравнительные характеристики липидов крови, артериального давления и физического развития детей в различных климатогеографических зонах СССР // Вестник АМН СССР. 1988. № 10. С.75−84.
  141. Г. Л. Многомерный анализ состояния здоровья московских школьников //Гигиена и санитария. 1989. — № 5. — С. 82−84.
  142. И.Н. Здоровый ребенок: Справочник педиатра. Минск: Беларусь, 1994. — 446 с.
  143. Т.П., Швецов А. Г. К методике оценки физического развития детей и подростков// Гигиена и санитария, 1984 № 9 — С. 88−90.
  144. Т.С. Методические подходы к изучению комплексного влияния факторов среды на состояние здоровья детей // Гигиена и санитария 1982. — № 7. — С .5−10.
  145. А.Г. Методы оценки физической работоспособности и функционального состояния сердечно-сосудистой системы в медицине и физиологии. Челябинск, 1993. — 96 с.
  146. А.Г. Возрастная физиология. М.: Просвещение, 1978.254 с.
  147. А. Г, Колосов Д. В. Гигиена и здоровье школьника. М.: Просвещение, 1998.-193 с.
  148. А. Г. Физическое развитие детей и подростков. М.: Медицина, 1963. -204 с.
  149. О. Р. Влияние факторов окружающей среды на функциональное и психическое состояние младших школьников. // Дис. канд. мед. наук. Казань, 1998. -163 с.
  150. Е. Л. Об устойчивости вссоростовых соотношений у детей у детей школьного возраста на различных территориях СССР //Гигиена и санитария, 1981. -№ 11. -С. 31 -32.
  151. Е.А. Как не следует оценивать физическое развитие детей и подростков//Гигиена и санитария. -1986.-№ 8.-С.32−35.
  152. Ю.Г. с соавт. Оценка физического развития детей центильным методом //Советское здравоохранение. 1989. — № 12. — С. 26−30.
  153. Ю.А. К оценке физического развития // Гигиена и санитария 1983. — № 2. — С. 64−65.
  154. Ю.А. Роль оценки физического развития в массовых профилактических осмотрах детского населения //Актуальные вопросы профилактики и диспансеризации детей разных возрастных групп. Тернополь, 1985.-С. 89−90.
  155. Ю.А. Оценка физического развития ребенка и коллектива (по весоростовым соотношениям) // Рост и развитие детей и подростков. ВИНИТИ, 1989. Том.З. — С. 135−197.
  156. Ю.А. Об изменении показателя динамометрии у школьников г. Москвы за последние десятилетия // Гигиена и санитария, 1993. № 9. — С.27−29.
  157. Ю.А., Кааль X. Использование метрического индекса для установления особенностей телосложения детей 7−8 летнего возраста // Гигиена и санитария 1991. — № 6. — С. 40−43.
  158. Ю.А., Ужви В. Г. Об использовании шкал регрессии в оценке физического развития ребенка//Вопросы антропологии. 1978. -Вып. 58.-С. 85−93.
  159. Ю.А., Ужви В. Г., Дунаевская Т. Н. Об ассиметрии в распределении показателей физического развития детей и подрост-ков//Гигиена и санитария 1979. — № 1. — С. 20−25.
  160. Alsen С., Wasserman. О. Die gesellschaftliche Relwanz der Umwelttoxicologie //Leben und Umwelt. -1989. Bd. 26, -№ 1−2. S. 8−16.
  161. Altman D.G. Practical statistics for medical research. London. Chaptman and Hall 1991, p. 419−426.
  162. Biener K., Schar M. Gesundheit und Krankheit in der Industriegesellschaft. Huber, 1986. 166 S.
  163. Bilger J. Kinder Gesundheit Umwelt Krankheit / Einige Gedanken -. und Binde — Striche. zum Zusammenhang. Kinderumwelt und Gesundheit / Symposium Potsdam, 2001, S. 63−76.
  164. Bland J.M., Douglas G. Altman Quartiles, quintiles, centiles and other quantiles. -BMJ 1994- v. 309: p. 996.
  165. Campbell M.J., Gardner M.J. Calculating confidence intervals for some non parametric analyses. London: British Medical Journal, 1989, p. 74−79.
  166. Cole T.J. Do growth charts need a fase lift? BMJ 1994- v. 308: p. 611 620.
  167. Grau M. Kinder und Allergien. Kinder Umwelt — Gesundheit in den neuen Bundeslandern, Frankfurt am Main: Mabuse-Verlag, 2001, S. 48−49.
  168. Hadders-Algra M., Huisjes H. J., Touwen В. C. Perinatal Correlates of major and minor neurological dysfunction at school age // Develop. Med. Child Neurology, 1988, Vol. 30, № 7, p. 472181.
  169. Helen Kalies, Berthold Koletzko, Rudiger von Kries Ubergewicht bei Vorschulkindern //Der EinfluB von Fernseh- und Computerspiel-Gewohnheiten. Kinderarztliche Praxis (2001) Nr. 4, Kirrchheim-Verlag Mainz, 2001, S. 227−234.
  170. Ising II. und Ising M. Stressreaktionen von Kindern durch LKW-Larm. Umweltmedizinischer Informationdienst (2001) Nr. l, S. 12−14.
  171. Kahn U.S., Bain R.P., Pullen-Smith B. Interpretation of children blood pressure using a physiologic height correction. J. Chron. Dis. 1986- 39(7):521−31.
  172. Kinderarztliche Forderungen. Kinderumwelt und Gesundheit / Symposium Potsdam, 2001, S. 18−22.
  173. Landrigan P. J, Carlson J.E., Bearer C.F. Gesundheit von Kindern und Umwelt: Eine neue Agenda fur preventive Forschung. Medizin-Umwelt-Gesellschaft (1999) Nr. 2, S. 105−115.
  174. Leuman E.P., Bodmer H., Wetter W., Epstein F. Blutdruckstudie bei Zurcher schulkinder 1. Ergebnisse in der Altersgruppe 7 bis 12 Jahre. Schweiz Med Wochenschr 1981- 3:111−68.
  175. Lob-Corzilius T. Kindergesundheit und Umwelt. Kinderumwelt und Gesundheit / Symposium Potsdam, 2001, S. 55−63.
  176. Mobus S. Giitersloher Studie zu Allergien und Atemwegserkrankungen bei Kindern. Kinder Umwelt — Gesundheit in den neuen Bundeslandern, Frankfurt am Main: Mabuse-Verlag, 2001, S. 123−126.
  177. O’Neill P.D. Health crisis 2000. Copenhagen: WHO. Reg. office for Europe. 1982, — 158 p.
  178. Otto I.H. Modern health. New York, 1971. 704 p. т 185) Scott D. Т. Premature infants in later childhood. Some recent followup results//Semin. Perinatol., 1987, Vol. 11, № 2, P. 191−199.
  179. Rein В., Schaarschmidt A. Kinder und Larm. Kinder Umwelt -Gesundheit in den neuen Bundeslandern, Frankfurt am Main: Mabuse-Verlag, 2001, S. 69−71.
  180. Robinson B. Relation of heart rate and systolic blood pressure to the or pain in angina pectoris //Circulation. 1967. Vol. 35. P. 1073−1083.
  181. Schikore M. Kinder und umweltbedingte Gesundheitsstorungen. Kinder Umwelt — Gesundheit in den neuen Bundeslandern, Frankfurt am Main:• Mabuse-Verlag, 2001, S. 57−66.
  182. Schaywitz B.A. The sequelae of hypoxic-ischemic encephalopathy // Semin. Perinatol., 1987, Vol. 11, № 2, p. 180−191.
  183. Scheidt S. Kinder und Allergien. Kinder Umwelt — Gesundheit in den neuen Bundeslandern, Frankfurt am Main: Mabuse-Verlag, 2001, S. 50−51.
  184. Schuster W.R. Asthma bronchiale im Kindesalter. Kinder — Umwelt — Gesundheit in den neuen Bundeslandern, Frankfurt am Main: Mabuse-Verlag, 2001, S. 52−53.
  185. Schwartz. S. The relationship between blood lead and blood pressure //Heavy Metals: Environ. Int. Conf. (Athens, Sept., 1985). -Edinburg, 1985. -v. 1. -P. 300−302.
  186. Weber P. Was ist Gesundheit // Therapie Woche. -1982. № 32. -S. 1333−1348.
  187. Williams L.R. Test evaluation and the conceptual approach //N. Z. Journal of Health, Physical Educational and Recreation. 1975 № 8. — P. 30−36.
  188. World Health Organisation (Hrsg.) (1999) Die Gesundhcit von Kindern und die Umwelt.
Заполнить форму текущей работой