Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методика использования незавершенных текстов для самостоятельных дополнений учащихся в обучении орфографии в 5 классе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Фактические данные, приведенные в таблицах №№ 18−25 и диаграмме № 2 и показывающие степень сформированности у учащихся экспериментальных классов коммуникативных умений раскрывать тему и основную мысль высказывания, уровня умения создавать текст в определенной композиционной форме, а также уровень развития орфографического самоконтроля, подтверждают первоначальную гипотезу о том, что организация… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ КОММУНИКАТИВНЫХ И ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ В МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
    • 1. Проблема формирования коммуникативных умений на уроках орфографии и понятие «незавершенные тексты»
    • 2. Место понятия «незавершенные тексты» в системе методов формирования умения писать слова с изученными орфограммами
    • 3. Виды незавершенных текстов и их использование на уроках орфографии
      • 3. 1. Списывание с продолжением
      • 3. 2. Диктант с продолжением
      • 3. 3. Изложение с продолжением
      • 3. 4. Создание текста по одному предложению
      • 3. 5. Использование незавершенных текстов на уроках орфографии
    • 4. Работа по орфографии в процессе развития связной речи учащихся и при проведении упражнения «Создание текста по одному предложению»
      • 4. 1. Предупреждение орфографических ошибок в письменных работах учащихся
      • 4. 2. Проблема развития у учащихся орфографической зоркости и понятие «опознавательный признак орфограмм»
    • 5. Состояние умения учеников 5 класса создавать самостоятельные дополнения к незавершенным текстам
      • 5. 1. Система диагностирующих заданий и организация разведывательного эксперимента
      • 5. 2. Состояние коммуникативных умений учащихся 5 класса, связанных с составлением текста по одному предложению
      • 5. 2. Состояние орфографических умений учащихся 5 класса, обнаруженных при составлении текста по одному предложению
  • Методические
  • выводы
  • ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СОЗДАНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ДОПОЛНЕНИЙ К НЕЗАВЕРШЕННЫМ ТЕКСТАМ
    • 1. Текст: определение, семантика и структура
      • 1. 1. Определение текста. Основные текстовые категории
      • 1. 2. Предложение как элемент структуры текста
    • 2. Зачин как элемент структуры текста
      • 2. 1. Определение понятия «зачин», формальные показатели зачина текста
      • 2. 2. Структурно-семантическая организация зачинов-првдложений
      • 2. 3. Функции зачинов-предложений
      • 2. 4. Классификации зачинов-предложений
    • 3. Концовка как элемент структуры текста
    • 4. Психологические предпосылки активизации творческого потенциала учащихся 5 класса в процессе создания текста по одному предложению
      • 4. 1. Воображение: определение понятия, виды. Приемы преобразования действительности
      • 4. 2. воображение и творчество
      • 4. 3. Пути активизации творческого воображения человека
      • 4. 4. Воображение у ребенка и подростка
      • 4. 5. Сензитивные периоды в процессе развития литературно-творческих способностей школьников
  • Методические
  • выводы
  • ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УПРАЖНЕНИЯ «СОЗДАНИЕ ТЕКСТА ПО ОДНОМУ ПРЕДЛОЖЕНИЮ» В
  • ОБУЧЕНИИ ОРФОГРАФИИ
    • 1. Учет интересов учащихся 5 класса при отборе дидактического материала для проведения упражнения «создание текста по одному предложению»
      • 1. 1. Отношение учащихся 5 класса к написанию сочинений
      • 1. 2. Темы сочинений, вызывающие интерес у учащихся5 класса
      • 1. 3. Литературные интересы учащихся 5 классов
      • 1. 4. Характер представлений учащихся 5 классов о предложениях-зачинах
    • 2. Программа экспериментального обучения
      • 2. 1. Планирование экспериментального обучения
      • 2. 2. Ознакомление учащихся 5 класса с теоретическими сведениями, необходимыми для создания текста по одному предложению, и методы формирования умений создавать текст по одному предложению
      • 2. 3. Использование упражнения «Создание текста по одному предложению» в обучении орфографии в 5 классе
    • 3. Результаты экспериментального обучения
  • Методические
  • выводы

Методика использования незавершенных текстов для самостоятельных дополнений учащихся в обучении орфографии в 5 классе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Формирование коммуникативных умений у школьников — одна из важнейших целей обучения русскому языку. Полноценная коммуникация невозможна без овладения правописной грамотностью. Традиционно формирование речевых умений и навыков происходит преимущественно на специальных уроках развития речи, а правописных в основном на так называемых уроках орфографии и пунктуации [132- 196 и др.]. В творческих же работах учащиеся применяют и коммуникативные, и правописные умения и навыки. Общепризнанно, что в творческих работах учащихся наблюдается снижение уровня орфографической грамотности по сравнению с результатами выполнения специальных орфографических упражнений1. Подобное снижение уровня орфографической грамотности в творческих работах обусловлено объективной трудностью для учащихся одновременно контролировать содержательную и правописную стороны высказывания. Предельная же концентрация учащихся на правописном и речевом аспектах творческих работ приводит к формализации содержания высказываний.

Все вышеизложенное определяет актуальность проблемы поиска путей работы по формированию коммуникативных и правописных умений и навыков учащихся во взаимосвязи при выполнении неспециальных орфографических упражнений.

Анализ методической литературы (М.Т. Баранов, И. А. Горбенко, А. Д. Дейкина, В. А. Добромыслов, Н. А. Ипполитова, И. И. Кулибаба, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов, В. Н. Мещеряков, Т. М. Пахнова, В. А. Сидоренков, Г. П. Соколова, И. М. Соловьев, В. И. Стативка, А. В. Текучев, М. В. Ушаков и др.) показал, что одним из эффективных направлений.

1 По нашим данным, качество орфографических умений школьников, обнаруженное в результате анализа творческих работ, ниже результатов, выявленных при проведении специальных орфографических упражнений, в среднем на 27%. работы по формированию коммуникативных и правописных умений во взаимосвязи является работа с незавершенными текстами.

Незавершенные тексты — это учебно-методическое понятие, в которое входят следующие виды неспециальных орфографических упражнений: списывание, диктант, изложение с продолжением и создание текста по одному предложению (упражнение, предложенное И.И. Кулибабой). Данные виды заданий предполагают наличие зачина (предложения или группы предложений), который необходимо продолжить так, чтобы получилось законченное высказывание на обозначенную в зачине тему.

На сегодняшний день наибольшее распространение в школьной практике получили изложения с продолжением (С.М. Бондаренко, В. А. Добромыслов, В. Зеров, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов, И. Д. Морозова, Ф. А. Новожилова, Е. К. Францман, Г. М. Шипицына и др.)[34- 135- 214- 226 и др.]. Использование же других видов незавершенных текстов в обучении орфографии носит случайный и нерегулярный характер, хотя эффективность отдельных упражнений, в частности упражнения «Создание текста по одному предложению», признана многими методистами (М.Т. Баранов, И. А. Горбенко, А. Д. Дейкина, В. А. Добромыслов, И. И. Кулибаба, Т. А. Ладыженская, В. Н. Мещеряков и др.).

Данное упражнение предполагает актуализацию всех предусмотренных программой коммуникативных умений и навыков учащихся и при этом достаточно экономно по времени (10 минут). Кроме того, непосредственная реализация упражнения «Создание текста по одному предложению» может представлять собой как диктант с продолжением (если первое предложение воспринимается учениками на слух), так и списывание с продолжением (если зачин воспринимается учащимися зрительно). Ввиду небольшого объема высказывания (3−5 предложений), оно позволяет учащимся эффективно контролировать правописную и содержательную стороны своего сочинения.

Основанием для исследования явилась необходимость обеспечить взаимосвязь в формировании коммуникативных и орфографических умений и навыков в процессе создания учащимися текстов.

Гипотеза исследования: организация систематической работы с незавершенными текстами на уроках орфографии на основе упражнения «Создание текста по одному предложению» обеспечит возможность формирования у школьников (5 класс) коммуникативных и орфографических умений во взаимосвязи.

Цель исследования: теоретическое обоснование и практическое апробирование методики работы с незавершенными текстами для самостоятельных дополнений учащихся в обучении орфографии в 5 классе.

Предмет исследования: методика работы с незавершенными текстами на уроках орфографии и способы предупреждения орфографических ошибок в самостоятельных дополнениях учащихся.

Задачи исследования:

1. Теоретический анализ методической, лингвистической, педагогической, психологической литературы.

2. Выявление состояния орфографических и коммуникативных умений учащихся 5 класса, связанных с созданием текста по одному предложению.

3. Определение содержания обучения: отбор орфографических тем для работы с незавершенными текстами и выявление содержания и структуры зачинов для самостоятельных дополнений учащихся.

4. Определение комплекса правописных и коммуникативных упражнений, предназначенных для обучения учащихся созданию самостоятельных дополнений к незавершенным текстам в обучении орфографии.

5. Разработка программы обучения учащихся 5 класса созданию самостоятельных дополнений к незавершенным текстам разных типов речи и способам орфографического самоконтроля в процессе создания письменного высказывания и экспериментальная проверка предложенной методики.

Методологическая основа исследования: современные научные воззрения на текст, его категории, элементы структуры (А.А. Акишина, И. В. Арнольд, Н. Д. Бурвикова, И. Р. Гальперин, J1.E. Лисовицкая, J1.M. Лосева, В. П. Николаева, Е. В. Падучева, В. В. Силаев, И. А. Фигуровский и др.) — психологические труды в области творческой деятельности (А.В. Брушлинский, Л. С. Выготский, А. Н. Лук, Я. А. Пономарев, С. Л. Рубинштейн и др.).

В процессе исследования применялись следующие методы:

1) теоретический анализ лингвистической, психологической, психолингвистической, педагогической, методической литературы по проблеме исследования;

2) наблюдение за учебным процессом в школе;

3) организация и проведение констатирующего эксперимента, анкетирования и экспериментального обучения;

4) качественно-количественный анализ экспериментальных данных. Исследование проводилось в период с 1997 г. по 2001 г. в 4 этапа. В.

1997;1998 гг. изучалась история вопроса. В 1999;2000 гг. разрабатывалась программа экспериментального обученияв 2000;2001 гг. проводилась ее проверка в 5-х классах средних школ № 279 им. А. Т. Твардовского и № 323 г. Москвы. В общей сложности экспериментом было охвачено 130 учащихся.

Научная новизна исследования:

1) уточнено содержание понятия «незавершенные тексты»;

2) описаны различные виды незавершенных текстов в сопоставлении по их эффективности в обучении орфографии и доказана методическая ценность упражнения «Создание текста по одному предложению» для формирования орфографических и коммуникативных умений учащихся 5 класса во взаимосвязи;

3) выявлены орфографические темы, на уроках изучения которых целесообразно использование данного упражнения;

4) определены требования к отбору дидактического материала;

5) определено содержание коммуникативных и орфографических упражнений в процессе работы над созданием текста по одному предложению;

6) выявлена специфика организации процесса создания самостоятельных дополнений учащихся к незавершенным текстам на уроках орфографии;

Практическая значимость исследования:

1) разработана и апробирована методика обучению учащихся 5 класса созданию самостоятельных дополнений к незавершенным текстам на уроках орфографии;

2) подобран дидактический материал для системы упражнений, который может найти применение в школьном курсе развития речи и орфографии в 5 классе, в школьных учебниках и методических рекомендациях к ним;

3) получены результаты исследования, полезные для вузовского курса методики преподавания русского языка, спецкурсов и спецсеминаров, педагогической практики студентов, для подготовки курсовых и дипломных работ.

Апробация основных положений и результатов исследования осуществлялась в виде публикаций по изучаемой темев форме выступлений на аспирантских объединениях и на научно-практических конференциях в МПГУ: «Современный учитель русского языка: его научно-методическая подготовка, учебно-научная речь, общение с детьми в учебном процессе» (март 1999 г.), «Методика преподавания русского языка: новый взгляд» (март 2000 г.), «Научно-методическое обеспечение процесса обучения в школе и вузе» (март 2001 г.) — в чтении лекций для студентов очного отделения филологического факультета МПГУ в 2001 г.- в ходе проведения экспериментальной работы в школах № 279 им. А. Т. Твардовского и № 323 г. Москвы.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1) упражнение «Создание текста по одному предложению» обеспечивает формирование коммуникативных и орфографических умений учащихся 5 класса во взаимосвязи;

2) эффективность систематической работы над видом упражнения «Создание текста по одному предложению» зависит от учета интересов школьников, в частности различий в интересах мальчиков и девочек;

3) орфографический самоконтроль учащихся в процессе создания самостоятельного дополнения к предложению-зачину стимулируется орфографическим анализом слов зачина и происходит с опорой на опознавательные признаки орфограмм.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что была доказана эффективность упражнения «Создание текста по одному предложению» для формирования коммуникативных и орфографических умений учащихся во взаимосвязи, в то время как в методике обучения русскому языку данное упражнение рассматривается преимущественно как один из приемов обогащения грамматического строя речи учащихся, а процесс непосредственного создания самостоятельных дополнений к заданным зачинам методически не регулируется.

Достоверность выводов и рекомендаций, сформулированных в исследовании, подтверждается данными психолого-педагогической, лингвистической, учебно-методической литературы, данными разведывательного эксперимента и положительными результатами экспериментального обучения.

Структура и основное содержание работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Заключение

.

В результате изучения литературы по теме исследования, а также количественного и качественного анализа данных разведывательного эксперимента, анкетирования учащихся, было выявлено следующее:

1) содержание понятия «незавершенные тексты», место незавершенных тестов в системе орфографических упражнений, а также специфика работы с незавершенными текстами в обучении орфографии;

2) упражнение «Создание текста по одному предложению» — наиболее эффективный вид работы с незавершенными текстами в обучении орфографии, доступный пятиклассникам, позволяющий формировать коммуникативные и орфографические умения школьников во взаимосвязи;

3) требования к отбору предложений для зачинов к самостоятельным дополнениям учащихся;

4) наиболее эффективные способы активизации творческого потенциала учащихся при работе над созданием текста по одному предложению;

5) содержание работы по орфографии при работе над самостоятельными дополнениями учащихся к заданному зачину;

6) содержание работы по развитию речи при использовании упражнения «Создание текста по одному предложению» в обучении орфографии в 5 классе;

7) отношение учащихся 5 класса к творческим письменным работам на уроках русского языка и тематика сочинений, вызывающая отклик у учениц и учеников 5 класса.

В результате исследований была разработана экспериментальная методика обучения учащихся 5 класса созданию самостоятельных дополнений к заданным зачинам и использования данного упражнения в обучении орфографии в 5 классе.

Фактические данные, приведенные в таблицах №№ 18−25 и диаграмме № 2 и показывающие степень сформированности у учащихся экспериментальных классов коммуникативных умений раскрывать тему и основную мысль высказывания, уровня умения создавать текст в определенной композиционной форме, а также уровень развития орфографического самоконтроля, подтверждают первоначальную гипотезу о том, что организация работы над самостоятельными дополнениями учащихся к незавершенным текстам на уроках орфографии позволит одновременно формировать у школьников орфографические и коммуникативные навыки при учете изменяющихся интересов девочек и мальчиков.

Кроме того, было выяснено, что, при всем орфографическом потенциале, упражнение «Создание текста по одному предложению» — не только один из приемов обогащения грамматического строя речи учащихся, но полноценное коммуникативное упражнение, позволяющее формировать базовые речевые умения школьников.

Эффективность упражнения «Создание текста по одному предложению» выявленная в исследовании, определяет необходимость дальнейших исследований в следующих направлениях:

1) выяснения эффективности использования коммуникативно-слабых предложений в качестве зачинов;

2) определения целесообразности и специфики проведения упражнения «Создание текста по одному предложению» в обучении орфографии в 6−7 классах и при ее повторении в 8−9 классах;

3) выявления возможности использования данного упражнения в обучении пунктуации;

4) разработка методики работы со всеми видами незавершенных текстов в системе как в обучении орфографии, так при формировании коммуникативных умения и навыков.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.Ю. Коммуникативно-прагматические функции сильной позиции в двух романах Ч. Диккенса // Прагматический аспект предложения и текста. Л., 1990. — С. 3−12.
  2. Е.И. Значение развития внимательности и памяти учащихся при обучении орфографическим навыкам // Начальная школа. 1945. -№ 12.-С. 34−39.
  3. А.А. Структура целого текста. Вып. 1. — М., 1979. — 88 с.
  4. А.А. Структура целого текста. Вып.2. — М., 1979. — 80 с.
  5. Н.Н. О развитии орфографической зоркости // Русский язык в школе. 1981. -№ 3, — С. 32−37.
  6. Н.Н. Предупреждение орфографических ошибок учащихся V-VIII классов: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1965. — 280 с.
  7. Н.Н., Баранов М. Т., Ивченков П. Ф., Ладыженская Т. А. Обучающие изложения в V классе. М., 1962. — 168 с.
  8. Н.Г. Сочинение как основной вид творческой работы при обучении языку // Русский язык в школе. 2001. — № 6. — С. 10−16.
  9. А.А. Обучение построению письменного текста учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи (на материале 5−6 классов): Автореферат дис.. канд. пед. наук. М., 1998. — 16 с.
  10. А.Д. Родной язык в средней школе (Опыт методики). М.: Школа, 1916.-439 с.
  11. П.К. Опережающее отражение действительности // Вопросы философии. 1962. — № 7. — С.
  12. Е.С. Тайна текста // Русский язык в школе. 2000. — № 5. — С. 3−11.
  13. Е.С. Тайна текста: Методические рекомендации к Рабочей тетради по развитию речи и мышления школьников 5−6 классов. М.: Вербум-М, 2000. — 160 с.
  14. Ю.Д. Сочинения на основе личных впечатлений учащихся // Русский язык в школе. 2001. — № 5. — С. 37−39.
  15. И.В. Значение сильной позиции для интерпретации художественного текста // Иностранные языки в школе. М., 1978. № 4. — С. 23−31.
  16. Н.Д. Предложение и его смысл. М.: Наука, 1976. — 383 с.
  17. П.О. Методика русского языка в средней школе. 2-е изд., испр-е. — М.: Учпедгиз, 1947. — 268 с.
  18. JI.A. Развитие творческих способностей и личности учащихся И Русский язык в школе. 2001. — № 6. — С. 21−25.
  19. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989.-560 с.
  20. Ю.К. Совершенствовать методы педагогических исследований // Советская педагогика. 1986. — № 3. — С. 40−46.
  21. Н.Г. Сочинения о природе как средство эстетического воспитания и развития речи учащихся // Культура и развитие речи учащихся. Хабаровск, 1968. — С. 29−41.
  22. И.А. От интерпретации заглавия к интерпретации текста // Вопросы романо-германского языкознания. Лексико-грамматические исследования. — Саратов: Издательство Саратовского университета, 1983.-С. 13−20.
  23. М.Т. Анализ содержания и лексики сочинений учащихся V-VII классов // Известия АПН РСФСР. Вып. 132. — М., 1964. — С. 47−123.
  24. М.Т. Выбор упражнений для формирования умений и навыков // Русский язык в школе. 1993. — № 3. — С. 36−43.
  25. М.Т. Иван Иванович Кулибаба // Русский язык в школе. 1989. -№ 3.-С. 55−58.
  26. М.Т. О видах диктанта по русскому языку в IV-VIII классах // Русский язык в школе. 1975. — № 2. — С. 21−26.
  27. М.Т. Применение графической наглядности в процессе обучения орфографии // Русский язык в школе. 1991. — № 2. — С. 35−40.
  28. М.Т. Работа по орфографии в IV-VI классах (В связи с использованием учебников) // Русский язык в школе. 1980. — № 3. — С. 3−12.
  29. М.Т. Типы учебного материала и методы обучения русскому языку // Русский язык в школе. 1981. — № 3. — С. 25−31.
  30. М.Т. Умения и навыки в школьном курсе русского языка // Русский язык в школе. 1979. — № 4. — С. 18−24.
  31. М.Т., Иваницкая Г. М. Обучение орфографии в IV-VIII классах: Пособие для учителя. Киев: Рад. шк., 1987. — 224 с.
  32. Д.Н. Психология усвоения орфографии. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1966. — 307 с.
  33. С.М. Изложения с продолжением II Русский язык в школе. — 2001. -№ 5.-С. 28−33,36.
  34. А.В. Мышление и прогнозирование. М.: Мысль, 1979. -230 с.
  35. В .Я. Конструирование предложений по данному началу или концу // Русский язык в школе. 1973. — № 3. — С. 40−42.
  36. В.Я. Орфографические ошибки в детских сочинениях // Русский язык в школе. 1992. — № 1. — С. 28−33.
  37. В.Я. Роль «линейного» самоконтроля учащихся в повышении орфографической грамотности // Русский язык в школе. 1990. — № 2. -С. 34−35.
  38. А.Н. Методика обучения русскому языку в средних учебных заведениях. М.: Книгоиздательство В. Карчагина, 1914. — 155 с.
  39. Н.Ф. Школьное дело: Учебный материал, проработанный на учительских съездах и курсах за 30 лет (1872−1902). 3-е изд. — СПб.: М. М. Гутзац, 1906.-231 с.
  40. И.А. Собр. соч.: В 4-х тт. Т. 1. — М.: Правда, 1988. — 477 с.
  41. Н.Д. Типология текстов для аудиторной и внеаудиторной работы.-М., 1988.- 116 с.
  42. М.В. Педагогические условия дифференцированного обучения в общеобразовательной школе: Автореферат дис.. канд. пед. наук. — Вологда, 1999.-23 с.
  43. Виноградова J1.A. Сборник диктантов по русскому языку: 4 кл. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985. — 128 с.
  44. А.И. Активизация работы по орфографии // Русский язык в школе. 1971. -№ 3.- С. 40−42.
  45. А.И. Обучение правописанию и умственное развитие // Развивающее обучение русскому языку (IV-VIII классы): Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1983. — С. 73−91.
  46. Воробей J1.H. Методика изучения раздела «Текст» на уроках русского языка в V VII классах школ Беларуси: Автореферат дис.. канд. пед. наук. — Минск, 1999. — 20 с.
  47. Выготский J1.C. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.-91 с.
  48. JI.C. Лекции по психологии. СПб.: Союз, 1999. — 144 с.
  49. И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981.- 135 с.
  50. Н.П. Упражнения по орфографии и развитие речи // Виды работ по развитию речи на уроках русского языка. М., 1963. — С. 55−66.
  51. В.В. Пособие для ведения устных и письменных сочинений: Для мл. кл. средне-учеб. заведений, для гор., для зем. училищ, для торг. школ и т. п. Вып. 1. — М.-Кострома, 1913. — 100 с.
  52. В.В. Пособие для ведения устных и письменных сочинений: Для мл. кл. средне-учеб. заведений, для гор., для зем. училищ, для торг. школ и т. п. Вып. 2. — М.-Кострома, 1913. — 108 с.
  53. И.А. Мотивация письменной речи младших школьников, ее формирование и изучение. — Комсомольск-на-Амуре, 1999. — 80 с.
  54. Г. Г. Психологические закономерности формирования орфографической грамотности // Вопросы психологии. 1995. — № 3. -С. 28−37.
  55. Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая JI.A. Секреты орфографии: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1994. — 222 с.
  56. Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А., Владимирская Г. Н. Речь, язык и секреты пунктуации: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1995. -351 с.
  57. И.В. Место орфографической зоркости в структуре навыка грамотного письма // Межпредметные и внутрипредметные связи как средство повышения качества обучения младших школьников. JL: 1987.-С. 36−42.
  58. И.В. Формирование орфографической зоркости у младших школьников // Повышение качества учебно-воспитательного процесса в начальных классах. Омск, 1990.-С. 114−122.
  59. В.В. Методика русского языка. Пг. -Киев: Сотрудник, 1917. — 204 с.
  60. К.К. Обучение школьников умению видеть в слове орфографические трудности // Повышение эффективности обучения русскому языку. М., 1974. — С. 83−95.
  61. А.Д. Сочинения малой формы в школьном обучении русскому языку // Русский язык в школе. 1994. — № 5. — С. 16−21, 34.
  62. А.Д., Новожилова Ф. А. Тексты-миниатюры на уроках русского языка: Пособие для учителя. М.: Флинта, Наука. — 1998. — 144 с.
  63. С.С. Координаты референции и явление глобального эллипсиса // Предложение и текст: семантика, прагматика и синтаксис. -Л.: Издательство ЛГУ, 1988. С. 107−112.
  64. В.А. Изложения и сочинения в семилетней школе. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1946. — 256 с.
  65. Домашние и классные сочинения в оценке учащихся средней школы (по данным анкеты) // Родной язык в школе. 1914. — № 1. — С. 15−19.
  66. Т.К. Воспитание орфографической зоркости у школьников, отстающих по русскому языку // Совершенствование содержания иметодов обучения русскому языку по новым программам. — М., 1975. — С. 59−63.
  67. Е.И. Работа по развитию речи на уроках грамматики и орфографии // Русский язык в школе. — 1940. № 3. — С. 41−45.
  68. И.Н. Творчество как феномен социальных коммуникаций: Автореферат дис.. канд. филос. наук. Барнаул, 1999. — 24 с.
  69. М.И., Кочетков М. А. Общая, социальная и юридическая психология. Краткий энциклопедический словарь. М.: Юрид. лит., 1997.-448 с.
  70. Н.И. Язык речь — творчество. (Избранные труды). — М.: Лабиринт, 1998.-368 с.
  71. С.Ф. Формирование у школьников умения опознавать орфограммы //Доклады АПН РСФСР. 1961. — № 1. — С. 81−86.
  72. Н.Д. К вопросу и лингвистических единицах текста // Синтаксис текста. М.: Наука, 1979.-С. 103−112.
  73. Н.Д. Текст: лингвистический и методический аспекты. М.: Русский язык, 1981.- 113 с.
  74. В. Творческие изложения // Русский язык в школе. 1948. — № 1. -С. 59−62.
  75. Г. А. Роль ремы в организации типологии текста // Синтаксис текста. М.: Наука, 1979. — С. 113−133.
  76. П.Ф. Выражение временных отношений в сочинениях-повествованиях школьников // Исследования по развитию связной речи учащихся. М.: Педагогика, 1974. — С. 73−105.
  77. Изложения. 5−7 кл.: Учеб. пособие / Сост. В.В. Ежов-Строителев- Под ред. И. О. Родина. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2001. — 272 с.
  78. Н.А. Развитие речи и повышение грамотности // Русский язык в школе, 1997. -№ 5.-С. 8−15.
  79. Н.А. Совершенствование механизмов речи школьников на уроках русского языка // Русский язык в школе. 1995. — № 3. — С. 3−8.
  80. Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. — М.: Флинта. Наука., 1998. 172 с.
  81. В.И. О соотношении репродуктивных и продуктивных методов в работе по развитию речи учащихся // Русский язык в школе. 1979. -№ 6.-с. 15−20.
  82. JT.A. «Цепочка грамотности» // Русский язык в школе. 1998. -№ 3. — с. 36−42.
  83. И.А. «Пальма в Сибири не водится.» (Поэтика первой фразы) // Русская речь. 1998. — № 4. — С. 22−28.
  84. Н.Н. Изучение правописания слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. М.: Издательство АПН РСФСР, 1959.- 158 с.
  85. Н.Н. Критерии оценки ученических сочинений. М.: Издательство АПН РСФСР, 1961. — 146 с.
  86. А.И. Активизация учащихся на уроках русского языка и ее роль в развитии орфографической зоркости // Русский язык в школе. -1968.-№ 6.-С. 25−33.
  87. А.И. Новый вид диктанта «Проверяю себя»: Пособие для учителя. — М.: Учпедгиз, 1962. — 39 с.
  88. Н.И. Художественная деталь как средство текстопостроения, вовлекающее читателя в рефлективный акт: Автореферат дис.. канд. филол. наук. Тверь, 1997. — 16 с.
  89. Л.Ю. Методика работы с опознавательными признаками орфограмм на уроках русского языка в 5−7 классах: Дис.. канд. пед. наук.-М., 1995.-291 с.
  90. Л.Ю. Методика работы с опознавательными признаками орфограмм на уроках русского языка в 5−7 классах: Автореферат дис.. канд. пед. наук. -М., 1995. 16 с.
  91. Л.Ю. Формирование орфографической зоркости у учащихся 5 класса на основе опознавательных признаков орфограмм // Русский язык в школе. 1995. — № 4. — С. 13−18.
  92. В.Ю. Номинативный аспект структурно-семантического устройства простого предложения (на материале русского, английского и венгерского языков): Автореферат дис.. докт. филол. наук. Воронеж, 1999.-38 с.
  93. В.А. Формирование способности к речевому творчеству у старших дошкольников (на материале сказок): Автореферат дис.. канд. пед. наук. М., 1999. — 23 с.
  94. Т.Е. Методика работы над заглавием в средней школе: Автореферат дис.. канд. пед. наук. М., 1999. — 17 с.
  95. Н.С. Формирование у первоклассников орфографической зоркости // Начальная школа. 1983. — № 10. — С. 42−44.
  96. П.С. Об орфографической зоркости // Начальная школа. -1960.-№ 11.-С. 46−50.
  97. И.И. Составление учащимися связных текстов на материале упражнений учебниками русского языка // Доклады АПН РСФСР. -1960.-№ 2.-С. 41−43.
  98. Кулибаба И. И Практическая значимость сочинения важный фактор в развитии речи учащихся // Доклады АПН РСФСР. — 1961. — № 1. — С. 45−46.
  99. М.П. Выработка орфографической зоркости и навыков грамотного письма // Русский язык в школе. 1989. — С. 34−36.
  100. Т.А. Диктант с продолжением // Русский язык в школе.- 1978. -№ 5.-С. 40−46.
  101. Т.А. О чем хотят писать в своих сочинениях школьники IV-XI классов // Известия АПН РСФСР. Вып. 132. — М., 1964. — С. 124 151.
  102. Т.А. Определение уровня развития связной речи учащихся // Исследования по развитию связной речи учащихся. М.: Педагогика, 1974. — С. 8−31.
  103. Т.А., Баранов М. Т. Особенности языка ученических изложений. М.: Просвещение, 1965. — 165 с.
  104. А.Б. Структура образа персонажа в романе К. Вагинова «Козлиная песнь»: Дис.. канд. фил. наук. М., 1999. — с.
  105. И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика, 1981. 186 с.
  106. Лингвистика текста. Материалы научной конференции. Ч. I, II. -М., 1974.
  107. Лингвистика текста. Сборник научных трудов. Вып. 141. М., 1979. -172с.
  108. Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. Ярцева В.Н.- М.: Советская энциклопедия, 1990. 685 с.
  109. Л.Е. Структура и функции начального предложения в художественной прозе: Дис.канд. филол. наук. М., 1984. — 215 с.
  110. О.М. Влияние самостоятельного употребления учащимися «трудных» слов на формирование орфографических навыков // Доклады АПН РСФСР. 1961. — № 1. — С. 29−33.
  111. Л.М. Как строится текст. М.: Просвещение, 1980. — 92 с.
  112. Ю.М. Об искусстве: Структура художественного текста. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Статьи. Заметки. Выступления. (1962−1993) СПб.: Искусство, 1998.-702 с.
  113. Т.А. Диктант с продолжением // Русский язык в школе.- 1978. -№ 5. -С. 40−46.
  114. Т.А. О чем хотят писать в своих сочинениях школьники IV-XI классов // Известия АПН РСФСР. Вып. 132. — М., 1964. — С. 124 151.
  115. Т.А. Определение уровня развития связной речи учащихся // Исследования по развитию связной речи учащихся. — М.: Педагогика, 1974. С. 8−31.
  116. Т.А., Баранов М. Т. Особенности языка ученических изложений. -М.: Просвещение, 1965. 165 с.
  117. А.Б. Структура образа персонажа в романе К. Вагинова «Козлиная песнь»: Дис.. канд. фил. наук. -М., 1999. — с.
  118. И .Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
  119. Лингвистика текста. Материалы научной конференции. Ч. I, II. -М., 1974.
  120. Лингвистика текста. Сборник научных трудов. Вып. 141. М., 1979. -172с.
  121. Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. Ярцева В.Н.- М.: Советская энциклопедия, 1990. 685 с.
  122. Л.Е. Структура и функции начального предложения в художественной прозе: Дис.канд. филол. наук. М., 1984. — 215 с.
  123. О.М. Влияние самостоятельного употребления учащимися «трудных» слов на формирование орфографических навыков // Доклады АПН РСФСР,-1961.-№ 1.-С. 29−33.
  124. Л.М. Как строится текст. М.: Просвещение, 1980. — 92 с.
  125. Ю.М. Об искусстве: Структура художественного текста. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Статьи. Заметки. Выступления. (1962−1993) СПб.: Искусство, 1998. — 702 с.
  126. М.Р. Методика развития речи младших школьников: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1985. — 176 с.
  127. М.Р. Методы развития речи учащихся // Русский язык в школе.- 1985.- № 4. -с. 42−47.
  128. М.Р. Основы теории речи: Уч. пособие для студ. пед. вузов. -М.: Academia, 2000. 245 с.
  129. М.Р. «Пики интенсивности» процессов речевого развития // Совершенствование содержания и методов обучения русскому языку по новым программам. М., 1975. — С. 114−118.
  130. М.Р. Правописание в начальной школе: Пособие для учителей.- М.: Флинта, Наука, 1998. 208 с.
  131. М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М.: Просвещение, 1988. — 239 с.
  132. М.Р. Школа творческого мышления: Пособие по русскому языку для учащихся начальных классов. М.: Вентана-Граф, 1997. — 239 с.
  133. Лук А. Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. — 144 с.
  134. Е.А. Учет половозрастных особенностей учащихся при обучении информатике в 5−6 классах: Автореферат дис.. канд. пед. наук.-М., 1999. 17 с.
  135. В.Е. Причины и пути преодоления некоторых недостатков в связной речи учащихся // Исследования по развитию связной речи учащихся. М.: Педагогика, 1974. — С. 32−48.
  136. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М.Р. Львов- Под ред. М. Т. Баранова. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 368 с.
  137. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя / Н. Е. Богуславская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова и др.- Под ред. Т. А. Ладыженской. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1991. — 240 с.
  138. В.Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: Учебно-методическое пособие для студентов и учителей-словесников. М.: Флинта: Наука, 1999. — 256 с.
  139. И.Д. Виды изложений и методика их проведения: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1984. — 127 с.
  140. О.И. Грамматика текста. М.: Высшая школа, 1981. -183с.
  141. О.И. Текст как лингвистическое понятие // Иностранные языки в школе. М., 1978. -№ 3. — С. 9−17.
  142. А.А. Абсолютная грамотность: риторические стратегии достижения // Русский язык в школе. 2000. — № 3. — С. 3−13.
  143. А.А. Обучение русскому языку и грамотность // Русский язык в школе. 1999. — № 6. — С. 3−11.
  144. Т.В. Орфографические трудности в усвоении глагола и некоторые их причины // Известия АПН РСФСР. Вып. 132. — М., 1964. — С.21−46.
  145. В.П. Роль простых начальных и конечных предложений в построении абзаца в рассказах А.П. Чехова // Ученые записки МГПИ имени В.И. Ленина- № 236: Современный русский язык (Синтаксис и морфология). -М., 1965.-С. 171−192.
  146. Ф.А. Изложение-миниатюра на уроках русского языка // Русский язык в школе. 1994. — № 5. — С. 10−16.
  147. Ф.А. О целесообразности проведения изложений при подготовке сочинений-описаний // Исследования по развитию связной речи учащихся. М.: Педагогика, 1974. — С. 137−160.
  148. Обучение русскому языку в 5 классе: Методические рекомендации к учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Т. А. Ладыженская, М.Т.
  149. , JI.A. Тростенцова, Л.Ю. Комиссарова. М.: Просвещение, 2000, — 110 с.
  150. Общая психология: Курс лекций для первой ступени пед. образования / Сост. Е. И. Рогов. М.: Владос, 1995. — 448 с.
  151. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1998. — 944 с.
  152. З.П. О выработке у учащихся орфографической зоркости // Начальная школа. 1973. — № 6. — С. 36−37.
  153. Е.В. Анафорические связи и глубинная структура текста // Проблемы грамматического моделирования. М.: Наука, 1973. — С. 96 107.
  154. Е.В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью. — М.: Наука, 1985.-271 с.
  155. Е.В. О структуре абзаца // Ученые записки Тартуского государственного университета. Труды по знаковым системам, II. -Тарту, 1965.-С. 284−292.
  156. Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды // Русский язык в школе. 2000. — № 4. — С. 3−11.
  157. Л.Н. Стимулирование творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности: Автореферат дис.. канд. пед. наук.-М., 1997, — 16 с.
  158. В.В. О ключевых словах в художественной прозе // Русская речь. 1977. — № 5. — С.
  159. Н.С. Методика преподавания русского языка. 3-е изд., испр. — М.: Учпедгиз, 1955. — с.
  160. Я.А. Основные звенья психологического механизма творчества // Интуиция, логика, творчество. М.: Наука, 1987. — С. 5−23.
  161. О.М. Развиваем воображение дошкольника: Пособие для студентов факультетов психологии и дошкольного воспитания, детских психологов. Шадринск: Изд-во ШГПИ, 1996. — 150 с.
  162. Программно-методические материалы: Русский язык. 5−9 классы / Сост. JI.M. Рыбченкова. 2-е изд. — М.: Дрофа, 1999. — 192 с.
  163. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика — Пресс, 1998. — 440 с.
  164. Развитие речи: теория и практика обучения / Капинос В. И., Сергеева
  165. H.Н., Соловейчик М. С. 2-е изд. — М.: Линка-Пресс, 1994. — 196 с.
  166. М.М. Методика обучения орфографии в школе. М.: Просвещение, 1992. — 192 с.
  167. М.М. Проблемы обучения орфографии и пути их решения // Русский язык в школе. 1978. — № 3. — С. 8−13.
  168. И.П. Строение простого предложения в современном русском языке. М.: Просвещение, 1970. — 190 с.
  169. Речь. Речь. Речь: Книга для учителя / Под ред. Т. А. Ладыженской. -М.: Педагогика, 1990. 336 с.
  170. Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. М.: Прогресс, 1978. — 216 с.
  171. Н.С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 304 с.
  172. Ю.В. Принципы современный риторики. М: SvR Аргус, 2000. — 135 с.
  173. Российская педагогическая энциклопедия / Гл. ред. В. В. Давыдов. Т.
  174. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — 608 с.
  175. Российская педагогическая энциклопедия / Гл. ред. В. В. Давыдов. Т. 2. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. — 672 с.
  176. Т.В. Обучение школьников VI класса написанию остросюжетных рассказов: Автореферат дис.. канд. пед. наук. — Минск, 1999.-20 с.
  177. И.Б. Коммуникативно-прагматический аспект типологии текстов малых форм // Прагматический аспект предложения и текста. -Л., 1990.-С. 59−69.
  178. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999.-720 с.
  179. Русский язык: 120 текстов для школьных изложений. 5−11 классы / К. А. Войлова, В. В. Леденева, В. В. Тихонова, Т. Е. Шаповалова. 2-е изд. -М.: Дрофа, 1998.- 160 с.
  180. Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. 27-е изд. — М.: Просвещение, 2000. — 303 с.
  181. Русский язык. Энциклопедия. Гл. ред. Ф. П. Филин. М.: Советская энциклопедия, 1979. — 432 с.
  182. Г. Г. Неоднозначность как способ организации интересного-нового в художественном тексте // Семантика и типология разносистемных языков. Сб. научн. тр. № 709. Ташкент, 1983. — С. 139 144.
  183. Н.Ш. Текстовая компетенция как проектная основа обучения школьников гуманитарным предметам: Автореферат дис.. канд. пед. наук. Краснодар, 2000. — 19 с.
  184. В.Н., Давыдова О. А. Русский язык: Сборник диктантов по орфографии и пунктуации: 5−7 кл. -М.: Дрофа, 1999. 256 с.
  185. Свободные диктанты: Пособие для учителя / Ладыженская Т. А., М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян, П. Ф. Ивченков, Т. В. Напольнова, Ю. И. Равенский. М.: Просвещение, 1967. — 280 с.
  186. И.П. Структура связного текста и автоматизация реферирования. М.: Наука, 1969. — 135 с.
  187. В.А. Создание условий для формирования у школьников общеучебных умений текстообразования // Русский язык в школе. — 1997. -№ 6. -С. 3−8.
  188. Е.В. Системное определение текста и некоторые проблемы коммуникативной лингвистики // Вопросы системной организации речи. М.: Издательство Московского университета, 1987. — С. 38−47.
  189. Современная дидактика: теория практике / Под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. — М., 1994. — 288 с.
  190. Г. П. О сочинениях-миниатюрах // Русский язык в школе. -1984. -№ 2.-С. 50−54.
  191. Г. Я. Стилистика текста. М.: Флинта. Наука, 1997. — 253 с.
  192. И.В. Приемы работы по предупреждению у учащихся орфографических ошибок // Начальная школа. 1985. — № 3. — С. 59−61
  193. Солсо Роберт Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996. — 600 с.
  194. В.И. Обучение учащихся 5−9 классов умению конструировать зачины сочинений разных типов и стилей речи: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1991.-261 с.
  195. А. Диктовка творческого характера // Родной язык в школе. 1914. -№ 2.- С. 81−90.
  196. Г. С. Этапы формирования орфографической зоркости учащихся на основе системы упражнений // Повышение эффективности урока как основной формы организации учебно-воспитательного процесса. М., 1987. — С. 200−208.
  197. И.Ю. Особенности функционирования рематических компонентов высказывания в тексте (на материале русского и английского языков) // Предложение и текст: семантика, прагматика и синтаксис. JL: Издательство ЛГУ, 1988. — С. 97−102.
  198. Е.П. Обучение восприятию и созданию текста единый творческий процесс // Русский язык в школе. — 2001. — № 6. — С. 3−10.
  199. А.В. Методика русского языка в средней школе. М.: Просвещение, 1970. -606 с.
  200. Г. В. Текстообразующие функции пресуппозиции // Предложение и текст: семантика, прагматика и синтаксис. Л.: Издательство ЛГУ, 1988. — С. 92−97.
  201. В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. -М.: Наука, 1986.- 141 с.
  202. Л.А. Воспитание у школьников сознательного отношения к изучаемым теоретическим сведениям // Русский язык в школе. 1976. -№ 3,-С. 17−21.
  203. Л.А. Обучение русскому языку в школе как целенаправленный процесс (морфологический аспект). М.: Педагогика, 1990.- 144 с.
  204. Ю.Д. Об оптимальном соотношении «шаблона» и творческой самостоятельности учащихся в овладении речевыми умениями // Культура и развитие речи учащихся. Хабаровск, 1968. — С. 18−28.
  205. А.Ю. Работа над опорными словами на уроках русского языка в 5 классе // Русский язык в школе. 1998. — № 5. — С. 15−21.
  206. Д.В. Творчество и «дарвиновский» способ его описания // Психологический журнал. Том 21, № 3. М.: Наука, МАИК «Наука/Интерпериодика», 2000. — С. 104−111.
  207. М.В. Методика правописания. Пособие для учителей сред, школы. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Учпедгиз, 1959. — 256 с.
  208. М.В. Обучение орфографии в средней школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. — 176 с.
  209. М.В. Упражнения по орфографии в средней школе. 4-е изд., перераб. — М.: Учпедгиз, 1962. — 206 с.
  210. М.В. Обучение орфографии в связи с развитием речи в V-VI классах. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1947. — 90 с.
  211. М.В. Упражнения по орфографии, связанные с развитием речи // Русский язык в школе. 1947. — № 5. — С. 51−62.
  212. Л.П. Принципы обучения русскому языку: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1973. — 160 с.
  213. И.А. Синтаксис целого текста и ученические письменные работы. -М.: Учпедгиз, 1961. 169 с.
  214. В.А. Свободная диктовка. -М., 1921. 96 с.
  215. А.Г. Прагмалингвистические условия порождения рекламного текста: Автореферат дис.. канд. филол. наук. Барнаул, 1999. — 18 с.
  216. Е.К. Изложения с элементами сочинения: 5−9 кл.: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1998. — 144 с.
  217. Хрестоматия по методике русского языка: Методы обучения рус. яз. в общеобразоват. учреждениях: Пособие для учителя / Авт.-сост. М. Р. Львов. М.: Просвещение, 1996. — 352 с.
  218. Хрестоматия по методике русского языка: Преподавание орфографии и пунктуации в общеобразоват. учеб. заведениях: Пособие для учителя / Авт.-состав. В. Ф. Иванова, Б. И. Осипов. М.: Просвещение, 1995. — 352 с.
  219. Цяо Шуансинь. Структурная организация рассказов В. Шукшина в свете современной лингвистики текста: Автореферат дис.. канд. филол. наук. Москва, 2000. — 24 с.
  220. Чан Нгок Тхем. Абзац как грамматико-семантическая сущность // Предложение и текст: семантика, прагматика и синтаксис. JL: Издательство ЛГУ, 1988.-С. 118−123.
  221. И.М. Взаимная проверка работ учащихся // Русский язык в школе. 1986. — № 5. — С. 50−52
  222. Н.С. Творческие работы в связи с изучением грамматики // О повышении эффективности преподавания русского языка. — М.: Просвещение, 1964. С. 278−296.
  223. И.Я. Очерк стилистики художественного прозаического текста (факторы текстообразования). Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1977. — 203 с.
  224. В.И. Избр. труды: В 2-х тт. Т. 2. — М.: Просвещение, 1970.-718 с.
  225. А.Б. Русское правописание. М.: Изд-во АН СССР, 1961. -245 с.
  226. Е.Г. Методика формирования обобщений при обучении орфографии. -М.: Прометей, 1990. 184 с.
  227. С.О. Прагматика синтаксиса текста в условиях специфической коммуникации // Предложение и текст: семантика, прагматика и синтаксис. Л.: Издательство ЛГУ, 1988. — С. 80−84.
  228. Г. М. Изложения и сочинения с заданиями и ответами: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1997. — 256 с.
  229. Л.И. Конструирование вербального образа как творческий процесс: Автореферат дис.. канд. психол. наук. Киев, 1999. — 16 с.
  230. Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Под ред. В. В. Давыдова, Т. А. Нежновой. М.: Интор, 1998. — 112 с.
  231. Я иду на урок русского языка. Диктанты. 5−9 классы: Книга для учителя. М.: Издательство «Первое сентября», 2001. — 224 с.
  232. Т.Н. О развитии творческой речи детей // Начальная школа. I960.-№ 5.-С. 39−44.
Заполнить форму текущей работой