Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проблема формирования и развития познавательного интереса младших школьников при обучении математике

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако практическое применение идеи прогрессивных отечественных педагогов получили несколько позже. Для того, чтобы организовать реализацию использования педагогического интереса учащихся в процессе обучения, необходимо было полностью изменить концепцию школы того времени. Проблема заключалась в том, что подготовка педагогов в стране не соответствовала темпам изменения общественного сознания… Читать ещё >

Проблема формирования и развития познавательного интереса младших школьников при обучении математике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие «познавательный интерес» и его структура

Идея использования интересов учащихся в образовательных целях принадлежит Я. А. Коменскому. Его по праву можно считать основоположником научного подхода к проблеме познавательного интереса. В своих научных трудах он писал о том, что прежде всего необходимо развить у школьников любовь к изучаемому предмету, убедить учеников в полезности и нужности приобретаемого знания. [16].

Такие известнейшие деятели зарубежной педагогики, как Ж. Ж. Руссо, Д. Локк, в своих работах тоже затрагивали проблему познавательного интереса. Они были убеждены в том, что познавательный интерес является главным средством развития любви к обучению. И. Г Песталоцци считал интерес важнейшим инструментом организации многосторонней деятельности детей в школе. [27].

Понятие познавательного интереса в истории отечественной педагогики формировалось достаточно медленно. До второй половины XVIII века образование в России значительно отставало от западных стандартов, поэтому проблема развития познавательного интереса не была первостепенной. Но постепенно многие выдающиеся деятели просвещения на всех этапах развития русской педагогической мысли приходили к пониманию, что неотъемлемой и важной частью обучения является заинтересованность их воспитанников.

Оказавшись под воздействием социально-экономических изменений второй половины XVIII века, отечественные педагоги вынуждены были заниматься решением назревших вопросов развития просвещения. [10].

Невозможно было не заметить перемены и в сознании населения России. Необходимость поиска новых путей усвоения знаний занимала умы образованнейших людей того времени. Они были убеждены, что для улучшения экономического положения России прежде всего необходимо заняться перестройкой просвещения страны.

И.И. Бецкой отстаивал идею создания сословных учебных заведений. Он считал, что очень важно заняться воспитанием нового поколения людей с более современным взглядом на страну и обучение. Бецкой понимал, что для успешности обучения нужно привить детям любовь к учению и труду.

Ф.И. Янкович, в свою очередь, выступал за использование в образовательном процессе игр и занимательных заданий, которые способствовали бы оживлению урока. Неотъемлемой частью просвещения он считал наличие у учеников интереса к обучению.

В. Г. Белинский и А. И. Герцен оказали огромное влияние на развитие образования в 30—40-е годы XIX века. Они утверждали, что каждому ребенку с рождения присуща любознательность, но её следует направить в нужное русло, использовать в процессе обучения. Ученые неоднократно высказывали предположение о том, что самым простым способом привлечения внимания детей к получению знаний является использование естественнонаучной литературы, рассказывающей о природе, потому что ребёнку близка природа, она является неотъемлемой частью его жизни. Они выступали за то, что познавательный интерес неразрывно связан и с интересом социальным, то есть необходимо проводить уроки в комфортных для детей условиях.

К.Д. Ушинский в своих научных трудах первым дал психолого-педагогическую характеристику интереса в процессе обучения, руководствуясь психическими и возрастными особенностями детей. Педагог понимал, что отсутствие интереса к образовательному процессу способствует нежеланию ребенка получать знания. [40] Ушинский уверен, что увлеченность предметом не может сформироваться самостоятельно. Долгом каждого учителя является приучение своих воспитанников к умственному труду. [10].

А вот Л. Н. Толстой рассматривал проблему педагогического интереса с другой стороны. Он считал, что детский интерес как стихийное явление играет огромную роль в образовательном процессе. Толстой был убежден, что успешность образования напрямую зависит от желания и интереса ребёнка. [39].

Проанализировав мысли некоторых педагогов XIX века, можно сделать вывод о том, что проблема развития познавательного интереса в обучении занимала важное место в педагогической теории того времени.

Однако практическое применение идеи прогрессивных отечественных педагогов получили несколько позже. Для того, чтобы организовать реализацию использования педагогического интереса учащихся в процессе обучения, необходимо было полностью изменить концепцию школы того времени. Проблема заключалась в том, что подготовка педагогов в стране не соответствовала темпам изменения общественного сознания. Материальное положение школ оставляло желать лучшего, программы были перегружены, а многие учителя оставались верны своим консервативным взглядам на образование. Стране требовались люди, которые должны были продвигать прогрессивные образовательные идеи своим примером. В первой половине XX века такими педагогами стали А. С. Макаренко и С. Т. Шацкий.

Вот что пишет С. Т. Шацкий о переменах в сознании людей того времени в своих педагогических сочинениях: «Перед нами возникла мысль о преемственности, о создании своего стиля, своей школы. Нас стали упрекать, что мы не умеем работать с людьми, что мы не учим людей, не подготовляем их к работе. Это все заставило нас подумать о подготовке руководителей, о курсовой работе, а оценка наших материалов по работе с детьми привела нас к определенному пути работы со взрослыми — педагогами.» [42].

С.Т. Шацкий отводил проблеме познавательного интереса в образовательном процессе важное место. В своих научных трудах педагог не раз высказывал мнение о том, что познавательный интерес должен стать двигателем современного образования. Именно на интересы учащихся должна опираться школа, а именно учителя, при организации обучения, потому что отсутствие интереса к изучаемым предметам тормозит процесс усвоения знаний. Он считал интерес средством адаптации ребенка к окружающей среде, а также упоминал, что только с помощью познавательного интереса ребенок способен перенимать опыт предыдущих поколений.

А.С. Макаренко также уделял понятию интереса ребенка очень много внимания. Педагог был убежден, что любое воспитание начинается с возбуждения детского интереса: «Как можно раньше нужно пробуждать интерес у ребенка к своему селу или городу, к заводу, на котором работает отец, а потом и ко всей нашей стране, к ее истории, к ее выдающимся деятелям. Конечно, для такой цели мало одних разговоров. Надо, чтобы ребенок много видел, о многом думал, чтобы он переживал художественное впечатление». [18].

А.С. Макаренко много рассуждает о методах и способах активизации и закрепления интереса ребенка: использование наглядного материала (иллюстраций) при работе с книгами, составление системы подсказок и наводящих вопросов, помогающих ребенку заинтересоваться ответом на поставленную задачу и самому отыскать решение и т. д.

Макаренко рассматривает школу как единую систему, элементы которой активно взаимодействуют между собой. Он, как и С. Т. Шацкий, задумывается над личностью педагога, считает, что жизнь и деятельность ребенка в школе должны определяться его познавательным интересом, а также интересами образовательного коллектива: «Школа должна быть единым коллективом, в котором организованы все воспитательные процессы, и отдельный член этого коллектива должен чувствовать свою зависимость от него — от коллектива, должен быть предан интересам коллектива, отстаивать эти интересы и в первую очередь дорожить этими интересами». [18].

Во второй половине XX века проблема познавательного интереса связана с именем выдающегося отечественного педагога и психолога Ш. А. Амонашвили и его классно-урочной системой обучения. В своем эксперименте по обучению шестилеток ученый использовал разнообразные методы активизации и развития познавательных интересов детей. Он был убежден, что интерес к обучению неразрывно связан со всеми сторонами жизнедеятельности ребенка. Сущность детского интереса на первых этапах обучения хрупка и неустойчива, поэтому необходимо тщательно следить за его формированием и развитием, начиная с самого юного возраста.

Проследив становление понятия «познавательный интерес» в России и рассмотрев лишь немногих представителей русского просвещения, мы можем убедиться в том, что проблема развития и стимулирования познавательного интереса учащихся затронула умы величайших деятелей отечественной педагогики. В наши дни эта проблема не утратила своей актуальности и продолжает активно исследоваться и изучаться, ведь в наш век информационного изобилия особенно важна широта интересов.

Исследованием познавательного интереса занимались такие выдающиеся педагоги и психологи, как С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, А. Г. Ковалев, И. В. Метельский, Г. И. Щукина, Н. Г. Морозова и др. Они пришли к выводу, что познавательный интерес играет огромную роль в образовательном процессе.

Интерес — это внимание, проявляемое по отношению к чему-то, реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная. Интерес можно назвать одним из самых сильных мотивов человеческой деятельности. Именно поэтому это понятие находит отражение в научных трудах многих психологов. Каждая из представленных в психологии трактовок понятия «интерес» дополняла и расширяла предыдущую. Мы рассмотрим только некоторые из них.

С.Л.Рубинштейн в учебном пособии для университетов «Основы общей психологии» рассуждает о многозначности понятия «интерес». Он дает определение понятия «интерес» с психологический точки зрения:

«Интерес — тенденция или направленность личности, заключающаяся в направленности или сосредоточенности её помыслов на определённом предмете». [34].

А.Г. Ковалев сравнивает уже существующие трактовки понятия «интерес» и приходит к выводу, что сущность интереса многогранна. Он убежден, что интерес — это сложнейших психический процесс человека, который необходимо разграничивать с понятием потребностей. Ковалев также считает, что нельзя допускать примитивное определение интереса как направленности внимания человека. Сам психолог пишет: «Интерес можно определить, как специфическое отношение личности к объекту в силу его жизненной значимости и эмоциональной привлекательности». [14].

А. Г. Ковалев рассуждает о возникновении познавательного интереса у детей дошкольного возраста и прослеживает его развитие в младшем и старшем школьном возрасте. Ученый утверждает, что познавательный интерес развивается в дошкольном возрасте как «относительно устойчивое отношение к эмоционально привлекательной деятельности», а потом изменяется, развивается и крепнет по мере взросления ребенка. [14].

Отечественный педагог и психолог Г. И. Щукина тоже рассматривает понятие «интерес» в многообразии его значений и считает, что интерес можно охарактеризовать несколькими способами:

Интерес как избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира;

Интерес как стремление личности заниматься определённой деятельностью;

Интерес как мощный побудитель активности личности;

Интерес как особое избирательное отношение к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам. [45].

Ученица Л. С. Выготского, психолог Н. Г. Морозова тоже занималась проблемой определения сущности интереса и в своей монографии «Учителю о познавательном интересе» обобщила и структурировала исследования своих предшественников: «Интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется, по крайней мере, тремя обязательными моментами:

положительной эмоцией по отношению к деятельности;

наличием познавательной стороны этой эмоции, т. е. тем, что мы называем радостью познания и познавания;

наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т. е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает ею заниматься, независимо от других мотивов (побуждений).

Другие мотивы (долг, необходимость, послушание и т. д.) могут помочь возникновению и укреплению интереса, но сами по себе не определяют его сущность". [23].

Мы рассмотрели только некоторые трактовки понятия «интерес», но и этого достаточно, чтобы понять, что однозначно определить сущность интереса не смогли даже величайшие ученые прошлых лет. Но есть и то, что объединяет все существующие определения — связь интереса с различными эмоциональными, регулятивными и интеллектуальными психическими процессами. Как мы узнали ранее, в психологии интерес рассматривается как изменчивый, подвижный и многогранный феномен, отличающийся разнообразием значений.

Некоторые психологи рассматривали интерес со стороны направленности на конкретное явление или действие, а именно с точки зрения познавательного отношения. Но вскоре интерес к познаниям стали отделять, как особый вид интереса, который так и назвали «познавательный интерес».

Познавательный интерес напрямую связан с познавательной деятельностью, во время которой ребенок овладевает необходимыми ему знаниями, умениями и навыками. Преподнося учащимся материал, учителя всего мира задумываются над тем, как сделать урок понятнее и, конечно же, интереснее. Это значит, что проблема интереса как основного мотива, побуждающего к учебной деятельности, привлекает к себе все больше внимания.

Рассуждая о познавательном интересе, И. В. Метельский пишет: «Интерес — это активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением развивающейся личности». [19].

Педагог и психолог Г. И. Щукина считает, что познавательный интерес — это сложное отношение человека к явлениям и предметам окружающей действительности и определяет его следующим образом: «познавательный интерес выступает перед нами как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями». [45].

Познавательный интерес следует подразделять на разные уровни по степени его развития у учащихся. Самый низкий, элементарный уровень развития познавательного интереса — это стадия любопытства. На этом этапе ученик еще не стремится познать сущность изучаемых понятий, а довольствуется поверхностными знаниями о предметах или явлениях, заинтересовавших его.

Следующий, более высокий уровень можно назвать стадией любознательности.

Он возникает, когда ученик уже обладает минимальным количеством знаний об изучаемых им предметах или явлениях и желает углубиться в их суть, узнать об их скрытых, неочевидных свойствах и качествах. На этом уровне необходимо активно использовать знания, полученные ранее, осуществлять поиск проблем и путей их решения. Ученик, ступивший на этот уровень развития познавательного интереса, столкнувшись с трудностями, старается самостоятельно выявить причины неудачи, пытается исправить свои ошибки, используя метод догадки или путём аналогии. [12].

Другой уровень развития познавательного интереса характеризуется повышением внимания учащегося к причинно-следственным связям, определяется стремлением школьника разрешать проблемные ситуации, осуществлять исследовательскую работу.

Этот этап можно назвать познавательным интересом в чистом виде. Отличительной особенностью этого уровня является огромное желание учащегося обрести знания. Для этого школьнику приходится прибегнуть к активным поискам ответа на поставленную задачу, сосредоточить на этом все свои мысли и чувства. Познавательный интерес характеризуется неиссякаемым стремлением действовать. Во главу угла ставится не использование готового учебного материала, а поиск ответов на поставленные вопросы, решение найденных проблем.

Выделяют еще один уровень развития познавательного интереса, называемый стадией теоретического интереса. Появление этого этапа связано прежде всего с возникновением у учеников потребности не только познавать теоретические основы изучаемого предмета, но и применять свои знания на практике. Для этого этапа характерно желание активного преобразования окружающей действительности. На этой ступени развития познавательного интереса формируются первые стойкие личностные убеждения человека. Обыкновенно этот этап характерен для старших школьников, потому что только у них достаточно накопленных знаний и опыта.

Рассмотренные нами уровни развития познавательного интереса невозможно рассматривать отдельно друг от друга, ведь граница перехода от одной стадии к другой размыта и слабо ощутима. Но условно выделить эти этапы просто необходимо, потому что их наличие позволяет нам установить примерное отношение учащегося к изучаемым предметам.

Познавательный интерес учащегося во время обучения в школе прежде всего направлен на содержание получаемого им материала, в процессе изучения которого ребенок овладевает основными знаниями, умениями и навыками. Это значит, что познавательный интерес ребенка охватывает не только сами приобретаемые учеником знания, но и процесс их получения.

Особенностью познавательного интереса выступает активизация познавательной деятельности школьника, которая выражается в самостоятельном, самобытном желании преодолевать трудности, искать ответы на поставленные вопросы, решать задачи, возникшие на пути ребенка к интересующей его информации.

Возбуждение познавательного интереса ребенка оживляет его важнейшие психологические процессы. Л. А. Гордон определял познавательный интерес как «особый сплав эмоционально — волевых и интеллектуальных процессов, повышающий активность сознания и деятельности человека». [44].

Познавательный интерес способствует возникновению следующих интеллектуальных процессов:

догадка;

активный поиск;

стремление преодолевать трудности и решать задачи;

исследовательский подход.

Эмоциональная реакция на проявление познавательного интереса может быть выражена:

удивлением;

чувством радости;

чувством успеха.

Учитель должен следить за любым, пусть даже самым мимолетным проявлением заинтересованности у своих учеников. Ведь состояние этой вспыхнувшей заинтересованности очень хрупкое и неустойчивое, может исчезнуть также быстро, как и появилось. Педагог должен организовывать процесс обучения таким образом, чтобы не загубить вспышки интереса своих воспитанников. Необходимо использовать любой зарождающийся интерес как начало развития любознательности, пытливости ума.

Каждый учитель должен нацелить свою работу на развитие познавательного интереса своих учеников. [17].

Педагоги и психологи прошлых лет рассматривают проблему развития познавательного интереса с разных сторон уже достаточно давно. Но с каждым годом она становится все актуальнее и все чаще волнует умы педагогов современности. В наши дни существует слишком много источников, из которых современные школьники могут извлечь интересующую их информацию, поэтому процесс обучения сегодня является для них скорее обязанностью, чем способом удовлетворения их потребности в получении информации о мире. Вот поэтому учителя XXI века так часто задумываются над тем, как сформировать интерес к учебной деятельности у своих воспитанников.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой