Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социальное самочувствие как социально-психологический феномен в изменяющемся российском обществе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования многих психологов свидетельствуют о том, что трансформация способов мышления, привычной системы ценностных ориентаций, стереотипов и мотивов поведения и деятельности вызывает качественные изменения в потребностно-мотивационной, ценностной, нравственной и поведенческой сферах. У людей теряется чувство оптимизма, уверенности в завтрашнем дне, возрастает негативное отношение… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Разработка проблемы социального самочувствия человека в обществе в психологической науке
    • 1. 1. Социальное самочувствие как меяедисциплинарная научная проблема
    • 1. 2. Разлнчные подходы к определению феномена социального самочувствия в психологии
    • 1. 3. Факторы, определяющие социальное самочувствие человека в обществе
    • 1. 4. Концептуальная модель исследования социального самочувствия
  • Глава 2. Обоснование и характеристика выборки, методики и технологии проведения эмпирического исследования
    • 2. 1. Основные эмпирические задачи и Характеристика методики исследования
    • 2. 2. Обоснование и социально-демографическая характеристика выборки
    • 2. З.Описание «технологий» исследования, обработки данных и интерпретации результатов
      • 2. 3. 1. Характеристика «технологии» проведения исследования. 53 2.3.2.Методические пояснения к обработке и интерпретации результатов исследования
      • 2. 3. 3. План проведения статистической обработки эмпирических данных
  • Глава 3. Анализ и интерпретация эмпирических данных по проблеме социального самочувствия
    • 3. 1. Характеристика состояния социального самочувствия респондентов на момент исследования
    • 3. 2. Феноменологическое описание социального самочувствия на основе параметров
    • 3. 3. Эмпирическая структура социального самочувствия и ее сопоставление с концептуальной моделью
  • Выводы

Социальное самочувствие как социально-психологический феномен в изменяющемся российском обществе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Современная социально-психологическая ситуация в российском обществе отличается крайней нестабильностью, противоречивостью проявлений социальных процессов, резкой поляризацией настроений и установок у представителей разных социальных групп. На фоне радикальных политических и социально-экономических преобразований, не всегда учитывающих интересы основной массы населения страны или прямо противоречащих им, в обществе возрастает социальная напряженность, наблюдается утрата значительной частью населения социальных и психологических ориентиров в своей жизни, снижение психологической устойчивости и чувства защищенности, кризис самоидентичности личности.

Исследования многих психологов свидетельствуют о том, что трансформация способов мышления, привычной системы ценностных ориентаций, стереотипов и мотивов поведения и деятельности вызывает качественные изменения в потребностно-мотивационной, ценностной, нравственной и поведенческой сферах. У людей теряется чувство оптимизма, уверенности в завтрашнем дне, возрастает негативное отношение к действительности и государству как субъекту социальных преобразований. Ослабевают связи человека с обществомчеловек уже не осознает себя в качестве активного субъекта общественных процессов, не идентифицирует себя с государствомиз сторонника и активного участника инновационных процессов он превращается в их антогониста и критика. Объективными показателями указанного состояния является увеличение числа противоправных поведенческих проявлений, растущая эмиграция, крайнее обострение социальных противоречий и выступления людей против осуществляемых государством преобразований в социально-экономической и политической сферах. Все это позволяет сделать вывод о формировании негативного социального самочувствия у значительной части людей в современном российском обществе как реального социально-психологического феномена и его влиянии на восприятие социальных процессов. Нельзя не согласиться с А. А. Русалиновой, что «социальное самочувствие общества — это реально существующий фактор, который может играть важнейшую роль в развитии социальных процессов» (А.А. Русалинова, 1994, с.49). Поэтому анализ состояния социального самочувствия людей в современном российском обществе как условия и предпосылки их нормальной жизнедеятельности, а также эффективности общественных преобразований представляется чрезвычайно актуальным и отвечающим насущным потребностям и социума, и каждого его члена. Исследование проблемы социального самочувствия, его структуры, факторов и причин его формирования объективно является одним из приоритетных направлений исследования и в психологии, и в смежных с нею дисциплинах.

Несмотря на огромное практическое и теоретическое значение проблемы социального самочувствия человека в обществе она пока остается в психологии недостаточно исследованной. Лишь в последние годы появились работы, затрагивающие те или иные аспекты данной проблемы (А.А.Русалинова, О.JI.Барская, О. В. Коротеева, И. М. Ильинский, Б. А. Ручкин, В. А. Луков, А. И Ковалева и др.).

Однако, до сих пор еще не до конца строго отрефлексированы основные теоретические положения, касающиеся социального самочувствия, его феноменологии, сущностных характеристик, структуры и факторов формирования, а также эмпирических индикаторов и референтов, что приводит к многозначности трактовок данного явления. Актуальность и важность проблемы, ее недостаточная разработанность в психологии определили направление и тему нашего исследования.

Социальное самочувствие как социально-психологический феномен в изменяющемся российском обществе".

Целью исследования является изучение особенностей и структуры социального самочувствия как социально-психологического феномена у представителей отдельных социальных групп изменяющегося российского общества.

Объект исследования — представители социальных групп современного российского общества: студенческой молодежи, военнослужащих, рабочих, работников сферы интеллектуального труда и творческих профессийлюди разных возрастов, образовательных уровней, семейного положения, половой принадлежности.

Предмет исследования — состояние и структура социального самочувствия у представителей отдельных социальных групп современного российского общества.

Гипотезы исследования:

1.Состояние социального самочувствия людей находится в зависимости от их профессиональной принадлежности, уровня образования, семейного положения и индивидных характеристик.

2.В индивидуальном сознании представителей современного российского общества происходит усиление индивидуалистических ориентаций (в сравнении с коллективистическими) в сфере социального взаимодействия и, соответственно, роли личностно-значимых факторов (по сравнению с социально-значимыми) в формировании оценки своего социального самочувствия.

Цель работы была конкретизирована в следующих задачах:

1 .Провести теоретический анализ разработки проблемы социального самочувствия в научной литературе.

2.Сформулировать теоретико-методологические основания социально-психологического исследования проблемы социального самочувствия, описать его компоненты, показатели, факторы формирования, а также обосновать концептуальную модель его эмпирического изучения.

3.Провести эмпирический анализ состояния социального самочувствия у представителей различных социальных групп.

4.Описать феноменологическое содержание социального самочувствия как социально-психологического явления, выявив наиболее важную систему его эмпирических референтов.

5.Выявить факторную структуру социального самочувствия.

6.Сопоставить концептуальную модель социального самочувствия с эмпирически выявленной структурой социального самочувствия.

Методологические основания исследования В своей работе мы опирались на основополагающие принципы отечественной психологии: принцип системного подхода в исследовании структуры и детерминации сложных психических явлений (Б.Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов и др.) — принцип социальной обусловленности психики (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев и др.) — принцип детерминизма (С.Л.Рубинштейн) — принцип комплексного, междисциплинарного анализа (Б.Г.Ананьев, В. М. Бехтерев, Б. Ф. Ломов и др.) — принцип деятельностной обусловленности психических явлений (А.Н.Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) — принцип субъектно-личностного подхода (К.А. Абульханова, А. В. Брушлинский и др.).

Теоретическая основа исследования В ходе проведения исследования мы использовали основные положения отечественных ученых, касающиеся: исследования психологических особенностей человека как личности и субъекта общественных отношений (К.А.Абульханова, Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, А. В. Брушлинский, А. А. Деркач, Б. Д. Парыгин, К. К. Платонов, Е. В. Шорохова и др.) — разработки проблем индивидуального и общественного сознания (А.Н.Горячева, Г. Г. Дилигенский, А. К. Уледов, Е. В. Шорохова, В. А. Ядов и др.), изучения особенностей социальнопсихологических явлений в условиях организационно-экономических изменений в трансформирующемся обществе (А.И.Донцов,.

A.Л.Журавлев, Л. А. Петровская, Ю. П. Платонов, Е. Н. Резников,.

B.А.Хащенко и др.).

В качестве основных методов исследования применялись: анализ научной литературы по изучаемой проблемеанкетирование с использованием разработанной автором анкеты по изучению социального самочувствияпсиходиагностические методики — методика смысложизненных ориентаций (разработанная и адаптированная ДА. Леонтьевым), методика личностного (семантического) дифференциала, (разработанная Ч. Осгудом и адаптированная в Психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева), методика изучения уровня субъективного контроля (разработанная на основе шкалы локуса-контроля Дж. Роттера и адаптированная Е. Ф. Бажиным, С. А. Голынкиной, A.M. Эткиндом).

Статистическая обработка эмпирических данных проводилась на основе пакета компьютерных статистических программ «Статистика 5.0», с использованием методов статистической обработки данных, традиционных для психологических исследований: корреляционного анализа (с вычислением коэффициента корреляции Пирсона), дисперсионного анализа и многофакторного анализа.

Эмпирическая база и основные этапы исследования.

Эмпирическое исследование проводилось в декабре 1998 — январе 1999 гг. В качестве обследуемых выступили военнослужащие одной из воинских частей Вооруженных сил РФсотрудники редакций журналов «Здоровье», «Работница», «Крестьянка" — рабочие и инженерно-технические работники Акционерного общества открытого типа Объединение «Вымпел" — студенты 1 курса факультета психологии Института молодежи. Выборка составила 227 человек.

На первом этапе диссертационного исследования (1997;1998 гг.) проводился анализ литературы по проблеме исследования, разрабатывались теоретические положения и концептуальная модель социального самочувствия.

На втором этапе (1998 г.) были сформулированы цель, задачи и гипотезы эмпирического исследования, разработаны его программа и используемый при его проведении методический инструментарий.

На третьем этапе (1999 г.) проведено эмпирическое исследование, выполнены статистическая обработка эмпирических данных, их анализ и интерпретация.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в следующем:

— выделены разные уровни и аспекты исследования социального самочувствия, обоснована его социально-психологическая природа;

— дано содержательное концептуальное описание феномена «социальное самочувствие», его компонентов, показателей, факторов формирования;

— обоснована концептуальная модель эмпирического исследования социального самочувствия как социально-психологического феномена.;

— рассмотрено соотношение понятия «социальное самочувствие» со смежными психологическими понятиями (эмоции, чувства, настроения);

— впервые описана факторная структура социального самочувствия как социально-психологического феномена, отражающего разные аспекты взаимодействия человека с обществом;

— обоснована необходимость исследования, наряду с эмоциональным и когнитивным компонентами, также поведенческой составляющей социального самочувствия;

— показана роль антиципации как важного условия, определяющего актуальное состояние социального самочувствия;

— выявлены особенности социального самочувствия в разных социальных группах, в зависимости от поло-возрастных и профессиональных особенностей, уровня образования и семейного положения их членов.

Практическая значимость исследования состоит в разработке методики исследования социального самочувствияв получении конкретно-эмпирического материала по актуальной, социально важной проблеме. На основе полученных данных могут быть сделаны практические рекомендации, касающиеся условий формирования социального самочувствия как составной части социально-психологического состояния общества, преодоления негативных тенденций в его динамике и проявлениях.

Положения, выносимые на защиту:

1 .Социальное самочувствие является социально-психологическим по своей природе феноменом, отражающим в интегральном виде особенности социальной позиции человека как общественного существа, его место в структуре общества, характер включенности в социальные процессы, а также активность, направленную на обеспечение оптимальной самореализации и существования в социуме.

2.Целостное изучение социального самочувствия предполагает наряду с исследованием его эмоциональной и когнитивной составляющих, также включение поведенческой компоненты (готовность человека к определенным формам активности, направленным на стабилизацию или изменение своей социальной позиции в обществе).

3.Социальное самочувствие исследованной выборки характеризуется сложной многофакторной (десятифакторной) структурой, отражающей разные стороны общественного бытия человека как субъекта социальных процессов. В качестве ведущих факторов, составляющих эту структуру выступают: социальная зависимостьличностные особенностипрогностичность жизни (оптимизма — пессимизма) — уверенность в жизни и эмоциональный настройудовлетворенность своей реализованностью в трудовой деятельностиудовлетворенность государствоминтуитивносозерцательное отношение к действительностисоциальная комфортностьгражданственностьценностное отношение к будущему.

4.Актуальное состояние социального самочувствия определяется представлениями человека о своем будущем. Выявленный в работе при изучении социального самочувствия феномен «обратной антиципации» (социальное самочувствие человека в настоящий момент связано с предполагаемым «образом» будущего своей жизнедеятельности как социального субъекта), позволяет рассматривать антиципацию как один из возможных механизмов его формирования.

5.Существует зависимость социального самочувствия от половозрастной и профессиональной принадлежности человека, уровня его образования, семейного положения. В условиях современной России наиболее оптимистично оценивают свое социальное самочувствие военные, а наименее оптимистично — представители сферы творческого, интеллектуального труда. Респонденты возрастной категории 25−45 лет наиболее пессимистично оценивают свое социальное самочувствие, а лица более молодые и более пожилые — оптимистично. Наличие детей является условием более пессимистичной оценки респондентами своего социального самочувствия. Респонденты с низким образовательным цензом более оптимистично оценивают свое социальное самочувствие, чем респонденты с более высоким уровнем образования. Мужчины более однозначно и четко, а также более высоко и оптимистично оценивают свое социальное самочувствие по сравнению с женщинами. б. Происходит усиление индивидуалистических ориентаций в сфере социального взаимодействия, возрастает внимание к проблемам личного характера и нивелируется в индивидуальном сознании значение ряда социальных проблем, происходит их перенос с макрона микроуровень. Наблюдается тенденция пассивности респондентов в решении значимых для них проблем, определяющих их социальное самочувствие. Особую роль в регуляции социального самочувствия играют сферы медицинского обслуживания и трудовой деятельности. Имеет место ориентированность людей на стабильные и устойчивые источники материального благополучия (зарплата) как условия социального самочувствия.

Надежность и обоснованность полученных в работе результатов обеспечена проработанностью методолого-теоретических оснований исследованиярепрезентативностью выборкииспользованием совокупности надежных и объективных методик, соответствующих целям и задачам исследованияприменением разнообразных методов математико-статистического анализа и интерпретации данныхсоотнесением концептуальной модели социального самочувствия с эмпирической.

Апробация и внедрение результатов. Материалы диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры социальной и этнической психологии Института молодежи и лаборатории истории психологии и исторической психологии Института психологии РАН (1998, 1999 гг.), на Международной конференции, посвященной 110-летию со дня рождения C.JI. Рубинштейна «Индивидуальный и групповой субъекты в изменяющемся обществе» (ИП РАН, 1999 г.).

ВЫВОДЫ.

Таким образом, изучив состояние социального самочувствия в разных выборках испытуемых, выделив его индикаторы и их связи в общей структуре социального самочувствия, мы можем сделать следующие выводы.

1 .Изучение состояния разработанности проблемы социального самочувствия в современной литературе свидетельствует о многообразии подходов к его изучению. Выявлены разные уровни анализа данного феномена (макро-, мезо-, и микроуровень), различные подходы к его рассмотрению (социологический, социально-психологический, индивидуально-личностный), а так же ряд аспектов его описания (эмоциональный, когнитивный).

2. Обоснована социально-психологическая природа социального самочувствия, которое всегда, независимо от выделяемого уровня его анализа, существует в системе «человек-общество» и отражает в интегральном виде разные аспекты социального бытия человека как субъекта общественных отношений. Поэтому адекватное исследование социального самочувствия возможно только на основе признания его социально-психологической природы и использования совокупности психологических и социологических методов в рамках социально-психологического подхода.

3.Обоснована необходимость дополнения выделяемых в литературе эмоционального и когнитивного аспектов описания феномена социального самочувствия его поведенческой составляющей.

4.Доказана необходимость рассмотрения социального самочувствия как комплексного, социально-психологического явления, отражающего все векторы взаимодействия человека с социумом, его отношение к социальной действительности, к своему месту в ней, к самому себе. В связи с этим в качестве наиболее адекватной, исходной характеристики социального самочувствия выделено понятие социальная позиция. Таким множественными референтами, характеризующими различные аспекты социального бытия человека. Установлено, что социальное самочувствие является сложным социально-психологическим феноменом, отличающимся многогранностью индикаторов его состояния и многофакторностью внутренних и внешних определяющих его условий.

8.Выявлен ряд новых фактов, характеризующих состояние и динамику социального самочувствия. Показано, что происходит усиление индивидуалистических ориентаций в сфере социального взаимодействия, возрастает внимание к проблемам личного характера и нивелируется в индивидуальном сознании значение ряда социальных проблем, происходит их перенос с макрона микроуровень. Тем самым подтверждается вторая из гипотез нашего исследования. Установлена пассивность респондентов в решении значимых для них проблем в разных сферах их жизнедеятельности (политической, экономической, состояние здоровья), определяющих их социальное самочувствие в целом. Показана особая значимая роль сфер медицинского обслуживания и трудовой деятельности в регуляции социального самочувствия. Выявлена ориентированность людей на стабильные и устойчивые источники материального благополучия (зарплата) как условия социального самочувствия. Обнаружена незначительная роль возможностей творчества в оценке человеком степени своей самореализованности.

9.Актуальное состояние социального самочувствия определяется представлениями человека о своем будущем. Выявленный в работе при изучении социального самочувствия феномен «обратной антиципации» (социальное самочувствие человека в настоящий момент связано с предполагаемым «образом» будущего своей жизнедеятельности как социального субъекта), позволяет рассматривать антиципацию как один из возможных механизмов его формирования.

Ю.Выявлена 10-ти факторная структура социального самочувствия и дана характеристика каждого из выделенных факторов. Указанная образом, социальное самочувствие было определено нами как социально-психологическое состояние, отражающее в интегральном виде социальную позицию человека в обществе, ее осознание и переживание, оценку себя как социального субъекта, также активность, направленную на обеспечение оптимальной самореализации и существования в социуме.

5 .Предлагаемое нами содержательное концептуальное описание феномена «социальное самочувствие» (аспекты исследования, система эмпирических показателей, факторы формирования) как динамического процесса позволило разработать комплексную методику его изучения, включающую наряду со стандартизированными методиками социально-психологического исследования личности также сконструированную в соответствии с целями и задачами работы специальную анкету.

6.Изучено состояние социального самочувствия в разных группах современного российского общества как по всей выборке, так и в связи с поло-возрастными и профессиональными характеристиками, особенностями семейного статуса и уровнем образования, что подтверждает гипотезу нашего исследования. Выявлены существенные различия состояния социального самочувствия в указанных выборках: наиболее благоприятным в настоящее время по сравнению с прошлым оно оказалось в выборке военнослужащихнаименее благоприятным — в группе интеллигенции. Эмпирически установлено наличие большего совпадения неудовлетворенности своим социальным самочувствием по разным выборкам сравнительно с удовлетворенностью. Полученные факты подтверждают первую гипотезу нашего исследования.

7.В ходе статистической обработки эмпирических данных удалось определить совокупность референтов, наиболее тесно связанных с состоянием социального самочувствия, дать характеристику и интерпретацию выявленных взаимосвязей. Таким образом, было дано феноменологическое описание социального самочувствия. Эмпирически доказан интегральный характер взаимосвязи социального самочувствия с множественными референтами, характеризующими различные аспекты социального бытия человека. Установлено, что социальное самочувствие является сложным социально-психологическим феноменом, отличающимся многогранностью индикаторов его состояния и многофакторностью внутренних и внешних определяющих его условий.

8.Выявлен ряд новых фактов, характеризующих состояние и динамику социального самочувствия. Показано, что происходит усиление индивидуалистических ориентаций в сфере социального взаимодействия, возрастает внимание к проблемам личного характера и нивелируется в индивидуальном сознании значение ряда социальных проблем, происходит их перенос с макрона микроуровень. Тем самым подтверждается вторая из гипотез нашего исследования. Установлена пассивность респондентов в решении значимых для них проблем в разных сферах их жизнедеятельности (политической, экономической, состояние здоровья), определяющих их социальное самочувствие в целом. Показана особая значимая роль сфер медицинского обслуживания и трудовой деятельности в регуляции социального самочувствия. Выявлена ориентированность людей на стабильные и устойчивые источники материального благополучия (зарплата) как условия социального самочувствия. Обнаружена незначительная роль возможностей творчества в оценке человеком степени своей самореализованности.

9.Актуальное состояние социального самочувствия определяется представлениями человека о своем будущем. Выявленный в работе при изучении социального самочувствия феномен «обратной антиципации» (социальное самочувствие человека в настоящий момент связано с предполагаемым «образом» будущего своей жизнедеятельности как социального субъекта), позволяет рассматривать антиципацию как один из возможных механизмов его формирования.

10.Выявлена 10-ти факторная структура социального самочувствия и дана характеристика каждого из выделенных факторов. Указанная структура включает: фактор социальной зависимости, фактор личностных особенностей, фактор прогностичности жизни (оптимизма-пессимизма), фактор уверенности в жизни и эмоционального настроя, фактор удовлетворенности своей реализованностью в трудовой деятельности, фактор удовлетворенности государством, фактор интуитивно-созерцательного отношения к действительности, фактор социальной комфортности, фактор ценностного отношения к будущему. Совокупность указанных факторов составляет эмпирическую структуру социального самочувствия.

11.Проведено сравнение факторной структуры социального самочувствия с концептуальной моделью его эмпирического исследования, разработанной на основе теоретического анализа проблемы. Выявлено их совпадение по следующим позициям: личностные особенности человека, его социально-гражданская позиция, роль перспективы, удовлетворенность своим местом в социуме и самим собой, социальная идентификация. Это позволяет утверждать о соотносимости данных, полученных в нашем исследовании с результатами анализа социального самочувствия, проведенного в других работах.

Одновременно установлены и определенные расхождения. В частности, в факторной модели не выявлена роль межличностных отношений в структуре социального самочувствия. С другой стороны, обнаружен ряд новых факторов, не выделенных нами на уровне концептуальной модели — фактор социальной зависимости, фактор интуитивно-созерцательного отношения к действительности, фактор социальной комфортности.

Факторная модель структуры социального самочувствия позволила уточнить и более четко структурировать отдельные позиции, выделенные на уровне концептуальной модели. Так, установлено, что удовлетворенность человека своей социальной позицией включает, прежде всего, уверенность в жизни, удовлетворенность своей реализованностью в трудовой деятельности и удовлетворенность государством как субъектом социальной ответственности.

12.Перспективы дальнейшего изучения социального самочувствия связаны с совершенствованием методического инструментария, позволяющего оперативно и надежно фиксировать социальное самочувствие в обществе, с более широким охватом социальных страт населения и проведением исследования в различных регионах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.А. О субъекте психической деятельности. М., 1973
  2. К.А. Диалектика человеческой жизни. М., 1977
  3. Абульханова-Славская К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности // Психология личности в социалистическом обществе. М., 1989
  4. Абульханова-Славская К. А. Принцип субъекта в философско-психологической концепции C.JI. Рубинштейна // Сергей Леонидович Рубинштейн. Очерки, воспоминания, материалы. М., 1989
  5. B.C. Межгрупповое поведение. М., 1988
  6. Агеев В. С. Психология межгрупповых отношений. М., 1983
  7. С.А., Мхитарян В.С Прикладная статистика и основы эконометрики. М., 1998
  8. .Г. Человек как предмет познания. ЛГУ, 1969
  9. Г. М. Социальная психология. М., 1980
  10. Ю.Аралова Е. В. Динамика формирования духовности как критерий общественного развития. М., 1995
  11. И.Аралова Е. В. Место и роль категории духовности в иерархии человеческих ценностей. М., 1992
  12. Т.С., Психологическая диагностика в управлении персоналом. М., 1999
  13. З.Баранов Е. Г. Нациопатия источник конфликтов // Общественные науки и современность. 1996, № 6
  14. Н.Баранова Т. С. Теоретические модели социальной идентификации личности // Проблемы социальной идентификации личности. М., 1997, с. 35−46.
  15. О.Л. Социальное самочувствие в дестабилизирующей ситуации // Образ жизни и состояние массового сознания. М., 1992
  16. О.JI. Социальное самочувствие: методологические и методические проблемы исследования. Диссертация. канд. социол. наук. М., 1989
  17. В.М. Сознание и его границы. Казань, 1888
  18. А.А. Психология о личности. М., 1988
  19. Е.А. и др. Социальное самочувствие молодежи (по материалам социологического опроса). Новосибирск, 1995
  20. В.В., Ковалев А. Г., Панферов В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. М., 1983
  21. В.Э., Казаков А. А. Человек в переходный период // Безопасность М., 1994 № 5, с. 69−81
  22. А.К. Человек и время в ситуации социальной нестабильности //Общественные науки и современность. 1997, № 6
  23. А.В. Психология субъекта в изменяющемся мире // Психол. журнал, 1996, Т. 17, № 6, с. 30−37
  24. А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М. Воронеж, 1996
  25. Буева JI.П.Социальная среда и сознание личности. М., 1968
  26. Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978
  27. Л.П. Человеческий фактор: новое мышление и новое действие. Философские заметки. М., 1988
  28. Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике, Киев, 1989
  29. Ю.А. Качество и стиль жизни Российского сельского социума 60−90-х гг.: синдром и уроки социальной трансформации // Социальные реформы в России: теория и практика. М., 1996, с. 103 129
  30. Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психол. журнал, 1995, Т. 16, № 3, с. 90−101
  31. Ф.Е. Типология переживаний различных критических ситуаций // Психол. журнал, 1995, Т. 16, № 5, с. 104−114
  32. А.Н., Рековская И. Ф. Переход к рынку и «социальное самочувствие» // Социологические исследования в России. М., 1993, Вып. 2, с. 10−25
  33. Громова J1.A. Нравственное здоровье личности, Л., 1985
  34. Е.В. Функциональная структура социального самочувствия молодежи // Модульный анализ социальных систем. М., 1993, с. 46−51
  35. О.И. Психический потенциал духовной культуры. СПб., 1993
  36. И.А. Представления о счастье в русском менталитете // Психол. журнал, 1997, Т. 18, № 3, с. 13−25
  37. И.А., Антонова Е. В. Проблема общей удовлетворенности жизнью: теоретическое и эмпирическое исследование // Сознание личности в кризисном обществе. М., 1995
  38. Г. Г., Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975
  39. Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе.М., 1996
  40. Т.М., Уварова В. Т. Социальная ситуация как инструмент образа жизни городского населения // Социальная ситуация как инструмент анализа образа жизни городского населения. М., 1984, кн. 2
  41. .В. Социальное самочувствие // Экономические и социальные перемены. Мониторинг общественного мнения. М., 1993, № 5, с. 18−20
  42. Г. С. Социальное самоувствие молодежи. 1997 год // Молодежь 97: надежды и разочарования. М., 11 997, с. 137−143
  43. О., Маркир П. Психологический анализ детальных профессий чаеразвесочного производства // Психотехника и психофизиология труда. 1930, N 1−3, с. 183−204
  44. Ю.Л., Шматко Н. А. Семантические пространства социальной идентичности // Проблемы социальной идентификации личности. М., 1997, с. 47- 68
  45. С.Г. Изменение ценностных оснований идентификации (80−90-гг.) //Социус. 1995, № 1
  46. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976
  47. Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978
  48. А.П. К вопросу о способах выявления самочувствия личности при вхождении в новый производственный коллектив // Проблемы индустриальной психологии. Ярославль. 1972
  49. О.В. Социальное самочувствие как критерий психического и духовного здоровья населения. Диссертация канд.наук. М., 1998
  50. Краткий психологический словарь. М., 1985
  51. С.Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации // Вопр. философ. 1992, № 12
  52. Левкович В.П., Особенности супружеских взаимоотношений в разнонациональных семьях, психологический журнал № 2, 1990
  53. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975
  54. Д.А. Тест смысложизненных ориентаций, М., Смысл, 1992
  55. В. О влиянии производственного процесса на коллектив работниц // Психоневрологические науки в СССР. 1930, с. 258−261
  56. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984
  57. О.В. Первичный коллектив и самочувствие личности // Социально-психологические аспекты первичного коллектива. Ярославль, 1978
  58. А.Н. Психологический климат первичного производственного коллектива. Кострома, 1978
  59. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации, Петрозаводск, 1992
  60. А.С. Соч. в 7 т. М., 1958, Т.5
  61. Методики социально-психологического исследования личности и группы /Сб. научн. работ под ред. А. Л. Журавлева. М., 1995
  62. Методы социальной психологии /под ред. Е. С. Кузьмина и В. Е. Семенова. Л., ЛГУ, 1977
  63. Молодежь 97: надежды и разочарования. М., 1997
  64. Г. А., Ночевник М. Н. К вопросу о социально-психологическом климате научно-исследовательского коллектива, М., 1970
  65. С. Социальное самочувствие россиян // Власть. 1993, № 1
  66. Обзор социологических материалов по общественно-политическим социально-экономическим проблемам, опубликованных в средствах массовой информации в 1998 г., М., 1999
  67. .Д. Общественное настроение. М., 1966
  68. .Д. Основы социально-психологической теории. М., 1975
  69. .Д. Социально-психологический климат коллектива. Л., 1981
  70. Ю.П. Психология коллективной деятельности // Теоретико методологический аспект, Л., ЛГУ, 1990
  71. Р.И. Психотехнический анализ работы непрерывным потоком // Информ. бюл. ИКСИ. 1969, N 17, с. 122- 127
  72. Психологическая наука в России XX стодетия: проблемы теории и истории. М., 1997
  73. Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979
  74. С.Л. Бытие и сознание. М., 1957
  75. С.Л. Основы общей психологии. М., 1940
  76. А. А. Взаимоотношения в производственном коллективе и их совершенствование. Л., 1977
  77. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 1996
  78. Л.В., Вишняк А. И., Донченко Е. А. Нормативно-ценностный подход к исследованию образа жизни // Социологич. исследования. 1984, N 2, с. 106−107
  79. Социально-психологическая динамика в условияхэкономических изменений. М., 1998
  80. Социально-психологический климат коллектива: теория и методы изучения /под ред. Е. В. Шороховой. М., 1979
  81. .Т., Харченко С. В. Социальное настроение. М., 1996
  82. А.К. Духовная жизнь общества: проблемы методологии исследования. М., 1980
  83. А.К. Общественная психология и общественная идеология. М., 1985
  84. В. Доктор и душа. СПб., 1997
  85. И.И. Сознание и самосознание человека. М., 1978 91. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996
  86. П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М., 1966
  87. Р.Я. Духовно-нравственная безопасность России // Социус. 1995, № 12
  88. Freud S Civilization and its discontents. L. 1930
Заполнить форму текущей работой