Социальное самочувствие как социально-психологический феномен в изменяющемся российском обществе
Исследования многих психологов свидетельствуют о том, что трансформация способов мышления, привычной системы ценностных ориентаций, стереотипов и мотивов поведения и деятельности вызывает качественные изменения в потребностно-мотивационной, ценностной, нравственной и поведенческой сферах. У людей теряется чувство оптимизма, уверенности в завтрашнем дне, возрастает негативное отношение… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Разработка проблемы социального самочувствия человека в обществе в психологической науке
- 1. 1. Социальное самочувствие как меяедисциплинарная научная проблема
- 1. 2. Разлнчные подходы к определению феномена социального самочувствия в психологии
- 1. 3. Факторы, определяющие социальное самочувствие человека в обществе
- 1. 4. Концептуальная модель исследования социального самочувствия
- Глава 2. Обоснование и характеристика выборки, методики и технологии проведения эмпирического исследования
- 2. 1. Основные эмпирические задачи и Характеристика методики исследования
- 2. 2. Обоснование и социально-демографическая характеристика выборки
- 2. З.Описание «технологий» исследования, обработки данных и интерпретации результатов
- 2. 3. 1. Характеристика «технологии» проведения исследования. 53 2.3.2.Методические пояснения к обработке и интерпретации результатов исследования
- 2. 3. 3. План проведения статистической обработки эмпирических данных
- 3. 1. Характеристика состояния социального самочувствия респондентов на момент исследования
- 3. 2. Феноменологическое описание социального самочувствия на основе параметров
- 3. 3. Эмпирическая структура социального самочувствия и ее сопоставление с концептуальной моделью
Социальное самочувствие как социально-психологический феномен в изменяющемся российском обществе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования.
Современная социально-психологическая ситуация в российском обществе отличается крайней нестабильностью, противоречивостью проявлений социальных процессов, резкой поляризацией настроений и установок у представителей разных социальных групп. На фоне радикальных политических и социально-экономических преобразований, не всегда учитывающих интересы основной массы населения страны или прямо противоречащих им, в обществе возрастает социальная напряженность, наблюдается утрата значительной частью населения социальных и психологических ориентиров в своей жизни, снижение психологической устойчивости и чувства защищенности, кризис самоидентичности личности.
Исследования многих психологов свидетельствуют о том, что трансформация способов мышления, привычной системы ценностных ориентаций, стереотипов и мотивов поведения и деятельности вызывает качественные изменения в потребностно-мотивационной, ценностной, нравственной и поведенческой сферах. У людей теряется чувство оптимизма, уверенности в завтрашнем дне, возрастает негативное отношение к действительности и государству как субъекту социальных преобразований. Ослабевают связи человека с обществомчеловек уже не осознает себя в качестве активного субъекта общественных процессов, не идентифицирует себя с государствомиз сторонника и активного участника инновационных процессов он превращается в их антогониста и критика. Объективными показателями указанного состояния является увеличение числа противоправных поведенческих проявлений, растущая эмиграция, крайнее обострение социальных противоречий и выступления людей против осуществляемых государством преобразований в социально-экономической и политической сферах. Все это позволяет сделать вывод о формировании негативного социального самочувствия у значительной части людей в современном российском обществе как реального социально-психологического феномена и его влиянии на восприятие социальных процессов. Нельзя не согласиться с А. А. Русалиновой, что «социальное самочувствие общества — это реально существующий фактор, который может играть важнейшую роль в развитии социальных процессов» (А.А. Русалинова, 1994, с.49). Поэтому анализ состояния социального самочувствия людей в современном российском обществе как условия и предпосылки их нормальной жизнедеятельности, а также эффективности общественных преобразований представляется чрезвычайно актуальным и отвечающим насущным потребностям и социума, и каждого его члена. Исследование проблемы социального самочувствия, его структуры, факторов и причин его формирования объективно является одним из приоритетных направлений исследования и в психологии, и в смежных с нею дисциплинах.
Несмотря на огромное практическое и теоретическое значение проблемы социального самочувствия человека в обществе она пока остается в психологии недостаточно исследованной. Лишь в последние годы появились работы, затрагивающие те или иные аспекты данной проблемы (А.А.Русалинова, О.JI.Барская, О. В. Коротеева, И. М. Ильинский, Б. А. Ручкин, В. А. Луков, А. И Ковалева и др.).
Однако, до сих пор еще не до конца строго отрефлексированы основные теоретические положения, касающиеся социального самочувствия, его феноменологии, сущностных характеристик, структуры и факторов формирования, а также эмпирических индикаторов и референтов, что приводит к многозначности трактовок данного явления. Актуальность и важность проблемы, ее недостаточная разработанность в психологии определили направление и тему нашего исследования.
Социальное самочувствие как социально-психологический феномен в изменяющемся российском обществе".
Целью исследования является изучение особенностей и структуры социального самочувствия как социально-психологического феномена у представителей отдельных социальных групп изменяющегося российского общества.
Объект исследования — представители социальных групп современного российского общества: студенческой молодежи, военнослужащих, рабочих, работников сферы интеллектуального труда и творческих профессийлюди разных возрастов, образовательных уровней, семейного положения, половой принадлежности.
Предмет исследования — состояние и структура социального самочувствия у представителей отдельных социальных групп современного российского общества.
Гипотезы исследования:
1.Состояние социального самочувствия людей находится в зависимости от их профессиональной принадлежности, уровня образования, семейного положения и индивидных характеристик.
2.В индивидуальном сознании представителей современного российского общества происходит усиление индивидуалистических ориентаций (в сравнении с коллективистическими) в сфере социального взаимодействия и, соответственно, роли личностно-значимых факторов (по сравнению с социально-значимыми) в формировании оценки своего социального самочувствия.
Цель работы была конкретизирована в следующих задачах:
1 .Провести теоретический анализ разработки проблемы социального самочувствия в научной литературе.
2.Сформулировать теоретико-методологические основания социально-психологического исследования проблемы социального самочувствия, описать его компоненты, показатели, факторы формирования, а также обосновать концептуальную модель его эмпирического изучения.
3.Провести эмпирический анализ состояния социального самочувствия у представителей различных социальных групп.
4.Описать феноменологическое содержание социального самочувствия как социально-психологического явления, выявив наиболее важную систему его эмпирических референтов.
5.Выявить факторную структуру социального самочувствия.
6.Сопоставить концептуальную модель социального самочувствия с эмпирически выявленной структурой социального самочувствия.
Методологические основания исследования В своей работе мы опирались на основополагающие принципы отечественной психологии: принцип системного подхода в исследовании структуры и детерминации сложных психических явлений (Б.Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов и др.) — принцип социальной обусловленности психики (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев и др.) — принцип детерминизма (С.Л.Рубинштейн) — принцип комплексного, междисциплинарного анализа (Б.Г.Ананьев, В. М. Бехтерев, Б. Ф. Ломов и др.) — принцип деятельностной обусловленности психических явлений (А.Н.Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) — принцип субъектно-личностного подхода (К.А. Абульханова, А. В. Брушлинский и др.).
Теоретическая основа исследования В ходе проведения исследования мы использовали основные положения отечественных ученых, касающиеся: исследования психологических особенностей человека как личности и субъекта общественных отношений (К.А.Абульханова, Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, А. В. Брушлинский, А. А. Деркач, Б. Д. Парыгин, К. К. Платонов, Е. В. Шорохова и др.) — разработки проблем индивидуального и общественного сознания (А.Н.Горячева, Г. Г. Дилигенский, А. К. Уледов, Е. В. Шорохова, В. А. Ядов и др.), изучения особенностей социальнопсихологических явлений в условиях организационно-экономических изменений в трансформирующемся обществе (А.И.Донцов,.
A.Л.Журавлев, Л. А. Петровская, Ю. П. Платонов, Е. Н. Резников,.
B.А.Хащенко и др.).
В качестве основных методов исследования применялись: анализ научной литературы по изучаемой проблемеанкетирование с использованием разработанной автором анкеты по изучению социального самочувствияпсиходиагностические методики — методика смысложизненных ориентаций (разработанная и адаптированная ДА. Леонтьевым), методика личностного (семантического) дифференциала, (разработанная Ч. Осгудом и адаптированная в Психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева), методика изучения уровня субъективного контроля (разработанная на основе шкалы локуса-контроля Дж. Роттера и адаптированная Е. Ф. Бажиным, С. А. Голынкиной, A.M. Эткиндом).
Статистическая обработка эмпирических данных проводилась на основе пакета компьютерных статистических программ «Статистика 5.0», с использованием методов статистической обработки данных, традиционных для психологических исследований: корреляционного анализа (с вычислением коэффициента корреляции Пирсона), дисперсионного анализа и многофакторного анализа.
Эмпирическая база и основные этапы исследования.
Эмпирическое исследование проводилось в декабре 1998 — январе 1999 гг. В качестве обследуемых выступили военнослужащие одной из воинских частей Вооруженных сил РФсотрудники редакций журналов «Здоровье», «Работница», «Крестьянка" — рабочие и инженерно-технические работники Акционерного общества открытого типа Объединение «Вымпел" — студенты 1 курса факультета психологии Института молодежи. Выборка составила 227 человек.
На первом этапе диссертационного исследования (1997;1998 гг.) проводился анализ литературы по проблеме исследования, разрабатывались теоретические положения и концептуальная модель социального самочувствия.
На втором этапе (1998 г.) были сформулированы цель, задачи и гипотезы эмпирического исследования, разработаны его программа и используемый при его проведении методический инструментарий.
На третьем этапе (1999 г.) проведено эмпирическое исследование, выполнены статистическая обработка эмпирических данных, их анализ и интерпретация.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в следующем:
— выделены разные уровни и аспекты исследования социального самочувствия, обоснована его социально-психологическая природа;
— дано содержательное концептуальное описание феномена «социальное самочувствие», его компонентов, показателей, факторов формирования;
— обоснована концептуальная модель эмпирического исследования социального самочувствия как социально-психологического феномена.;
— рассмотрено соотношение понятия «социальное самочувствие» со смежными психологическими понятиями (эмоции, чувства, настроения);
— впервые описана факторная структура социального самочувствия как социально-психологического феномена, отражающего разные аспекты взаимодействия человека с обществом;
— обоснована необходимость исследования, наряду с эмоциональным и когнитивным компонентами, также поведенческой составляющей социального самочувствия;
— показана роль антиципации как важного условия, определяющего актуальное состояние социального самочувствия;
— выявлены особенности социального самочувствия в разных социальных группах, в зависимости от поло-возрастных и профессиональных особенностей, уровня образования и семейного положения их членов.
Практическая значимость исследования состоит в разработке методики исследования социального самочувствияв получении конкретно-эмпирического материала по актуальной, социально важной проблеме. На основе полученных данных могут быть сделаны практические рекомендации, касающиеся условий формирования социального самочувствия как составной части социально-психологического состояния общества, преодоления негативных тенденций в его динамике и проявлениях.
Положения, выносимые на защиту:
1 .Социальное самочувствие является социально-психологическим по своей природе феноменом, отражающим в интегральном виде особенности социальной позиции человека как общественного существа, его место в структуре общества, характер включенности в социальные процессы, а также активность, направленную на обеспечение оптимальной самореализации и существования в социуме.
2.Целостное изучение социального самочувствия предполагает наряду с исследованием его эмоциональной и когнитивной составляющих, также включение поведенческой компоненты (готовность человека к определенным формам активности, направленным на стабилизацию или изменение своей социальной позиции в обществе).
3.Социальное самочувствие исследованной выборки характеризуется сложной многофакторной (десятифакторной) структурой, отражающей разные стороны общественного бытия человека как субъекта социальных процессов. В качестве ведущих факторов, составляющих эту структуру выступают: социальная зависимостьличностные особенностипрогностичность жизни (оптимизма — пессимизма) — уверенность в жизни и эмоциональный настройудовлетворенность своей реализованностью в трудовой деятельностиудовлетворенность государствоминтуитивносозерцательное отношение к действительностисоциальная комфортностьгражданственностьценностное отношение к будущему.
4.Актуальное состояние социального самочувствия определяется представлениями человека о своем будущем. Выявленный в работе при изучении социального самочувствия феномен «обратной антиципации» (социальное самочувствие человека в настоящий момент связано с предполагаемым «образом» будущего своей жизнедеятельности как социального субъекта), позволяет рассматривать антиципацию как один из возможных механизмов его формирования.
5.Существует зависимость социального самочувствия от половозрастной и профессиональной принадлежности человека, уровня его образования, семейного положения. В условиях современной России наиболее оптимистично оценивают свое социальное самочувствие военные, а наименее оптимистично — представители сферы творческого, интеллектуального труда. Респонденты возрастной категории 25−45 лет наиболее пессимистично оценивают свое социальное самочувствие, а лица более молодые и более пожилые — оптимистично. Наличие детей является условием более пессимистичной оценки респондентами своего социального самочувствия. Респонденты с низким образовательным цензом более оптимистично оценивают свое социальное самочувствие, чем респонденты с более высоким уровнем образования. Мужчины более однозначно и четко, а также более высоко и оптимистично оценивают свое социальное самочувствие по сравнению с женщинами. б. Происходит усиление индивидуалистических ориентаций в сфере социального взаимодействия, возрастает внимание к проблемам личного характера и нивелируется в индивидуальном сознании значение ряда социальных проблем, происходит их перенос с макрона микроуровень. Наблюдается тенденция пассивности респондентов в решении значимых для них проблем, определяющих их социальное самочувствие. Особую роль в регуляции социального самочувствия играют сферы медицинского обслуживания и трудовой деятельности. Имеет место ориентированность людей на стабильные и устойчивые источники материального благополучия (зарплата) как условия социального самочувствия.
Надежность и обоснованность полученных в работе результатов обеспечена проработанностью методолого-теоретических оснований исследованиярепрезентативностью выборкииспользованием совокупности надежных и объективных методик, соответствующих целям и задачам исследованияприменением разнообразных методов математико-статистического анализа и интерпретации данныхсоотнесением концептуальной модели социального самочувствия с эмпирической.
Апробация и внедрение результатов. Материалы диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры социальной и этнической психологии Института молодежи и лаборатории истории психологии и исторической психологии Института психологии РАН (1998, 1999 гг.), на Международной конференции, посвященной 110-летию со дня рождения C.JI. Рубинштейна «Индивидуальный и групповой субъекты в изменяющемся обществе» (ИП РАН, 1999 г.).
ВЫВОДЫ.
Таким образом, изучив состояние социального самочувствия в разных выборках испытуемых, выделив его индикаторы и их связи в общей структуре социального самочувствия, мы можем сделать следующие выводы.
1 .Изучение состояния разработанности проблемы социального самочувствия в современной литературе свидетельствует о многообразии подходов к его изучению. Выявлены разные уровни анализа данного феномена (макро-, мезо-, и микроуровень), различные подходы к его рассмотрению (социологический, социально-психологический, индивидуально-личностный), а так же ряд аспектов его описания (эмоциональный, когнитивный).
2. Обоснована социально-психологическая природа социального самочувствия, которое всегда, независимо от выделяемого уровня его анализа, существует в системе «человек-общество» и отражает в интегральном виде разные аспекты социального бытия человека как субъекта общественных отношений. Поэтому адекватное исследование социального самочувствия возможно только на основе признания его социально-психологической природы и использования совокупности психологических и социологических методов в рамках социально-психологического подхода.
3.Обоснована необходимость дополнения выделяемых в литературе эмоционального и когнитивного аспектов описания феномена социального самочувствия его поведенческой составляющей.
4.Доказана необходимость рассмотрения социального самочувствия как комплексного, социально-психологического явления, отражающего все векторы взаимодействия человека с социумом, его отношение к социальной действительности, к своему месту в ней, к самому себе. В связи с этим в качестве наиболее адекватной, исходной характеристики социального самочувствия выделено понятие социальная позиция. Таким множественными референтами, характеризующими различные аспекты социального бытия человека. Установлено, что социальное самочувствие является сложным социально-психологическим феноменом, отличающимся многогранностью индикаторов его состояния и многофакторностью внутренних и внешних определяющих его условий.
8.Выявлен ряд новых фактов, характеризующих состояние и динамику социального самочувствия. Показано, что происходит усиление индивидуалистических ориентаций в сфере социального взаимодействия, возрастает внимание к проблемам личного характера и нивелируется в индивидуальном сознании значение ряда социальных проблем, происходит их перенос с макрона микроуровень. Тем самым подтверждается вторая из гипотез нашего исследования. Установлена пассивность респондентов в решении значимых для них проблем в разных сферах их жизнедеятельности (политической, экономической, состояние здоровья), определяющих их социальное самочувствие в целом. Показана особая значимая роль сфер медицинского обслуживания и трудовой деятельности в регуляции социального самочувствия. Выявлена ориентированность людей на стабильные и устойчивые источники материального благополучия (зарплата) как условия социального самочувствия. Обнаружена незначительная роль возможностей творчества в оценке человеком степени своей самореализованности.
9.Актуальное состояние социального самочувствия определяется представлениями человека о своем будущем. Выявленный в работе при изучении социального самочувствия феномен «обратной антиципации» (социальное самочувствие человека в настоящий момент связано с предполагаемым «образом» будущего своей жизнедеятельности как социального субъекта), позволяет рассматривать антиципацию как один из возможных механизмов его формирования.
Ю.Выявлена 10-ти факторная структура социального самочувствия и дана характеристика каждого из выделенных факторов. Указанная образом, социальное самочувствие было определено нами как социально-психологическое состояние, отражающее в интегральном виде социальную позицию человека в обществе, ее осознание и переживание, оценку себя как социального субъекта, также активность, направленную на обеспечение оптимальной самореализации и существования в социуме.
5 .Предлагаемое нами содержательное концептуальное описание феномена «социальное самочувствие» (аспекты исследования, система эмпирических показателей, факторы формирования) как динамического процесса позволило разработать комплексную методику его изучения, включающую наряду со стандартизированными методиками социально-психологического исследования личности также сконструированную в соответствии с целями и задачами работы специальную анкету.
6.Изучено состояние социального самочувствия в разных группах современного российского общества как по всей выборке, так и в связи с поло-возрастными и профессиональными характеристиками, особенностями семейного статуса и уровнем образования, что подтверждает гипотезу нашего исследования. Выявлены существенные различия состояния социального самочувствия в указанных выборках: наиболее благоприятным в настоящее время по сравнению с прошлым оно оказалось в выборке военнослужащихнаименее благоприятным — в группе интеллигенции. Эмпирически установлено наличие большего совпадения неудовлетворенности своим социальным самочувствием по разным выборкам сравнительно с удовлетворенностью. Полученные факты подтверждают первую гипотезу нашего исследования.
7.В ходе статистической обработки эмпирических данных удалось определить совокупность референтов, наиболее тесно связанных с состоянием социального самочувствия, дать характеристику и интерпретацию выявленных взаимосвязей. Таким образом, было дано феноменологическое описание социального самочувствия. Эмпирически доказан интегральный характер взаимосвязи социального самочувствия с множественными референтами, характеризующими различные аспекты социального бытия человека. Установлено, что социальное самочувствие является сложным социально-психологическим феноменом, отличающимся многогранностью индикаторов его состояния и многофакторностью внутренних и внешних определяющих его условий.
8.Выявлен ряд новых фактов, характеризующих состояние и динамику социального самочувствия. Показано, что происходит усиление индивидуалистических ориентаций в сфере социального взаимодействия, возрастает внимание к проблемам личного характера и нивелируется в индивидуальном сознании значение ряда социальных проблем, происходит их перенос с макрона микроуровень. Тем самым подтверждается вторая из гипотез нашего исследования. Установлена пассивность респондентов в решении значимых для них проблем в разных сферах их жизнедеятельности (политической, экономической, состояние здоровья), определяющих их социальное самочувствие в целом. Показана особая значимая роль сфер медицинского обслуживания и трудовой деятельности в регуляции социального самочувствия. Выявлена ориентированность людей на стабильные и устойчивые источники материального благополучия (зарплата) как условия социального самочувствия. Обнаружена незначительная роль возможностей творчества в оценке человеком степени своей самореализованности.
9.Актуальное состояние социального самочувствия определяется представлениями человека о своем будущем. Выявленный в работе при изучении социального самочувствия феномен «обратной антиципации» (социальное самочувствие человека в настоящий момент связано с предполагаемым «образом» будущего своей жизнедеятельности как социального субъекта), позволяет рассматривать антиципацию как один из возможных механизмов его формирования.
10.Выявлена 10-ти факторная структура социального самочувствия и дана характеристика каждого из выделенных факторов. Указанная структура включает: фактор социальной зависимости, фактор личностных особенностей, фактор прогностичности жизни (оптимизма-пессимизма), фактор уверенности в жизни и эмоционального настроя, фактор удовлетворенности своей реализованностью в трудовой деятельности, фактор удовлетворенности государством, фактор интуитивно-созерцательного отношения к действительности, фактор социальной комфортности, фактор ценностного отношения к будущему. Совокупность указанных факторов составляет эмпирическую структуру социального самочувствия.
11.Проведено сравнение факторной структуры социального самочувствия с концептуальной моделью его эмпирического исследования, разработанной на основе теоретического анализа проблемы. Выявлено их совпадение по следующим позициям: личностные особенности человека, его социально-гражданская позиция, роль перспективы, удовлетворенность своим местом в социуме и самим собой, социальная идентификация. Это позволяет утверждать о соотносимости данных, полученных в нашем исследовании с результатами анализа социального самочувствия, проведенного в других работах.
Одновременно установлены и определенные расхождения. В частности, в факторной модели не выявлена роль межличностных отношений в структуре социального самочувствия. С другой стороны, обнаружен ряд новых факторов, не выделенных нами на уровне концептуальной модели — фактор социальной зависимости, фактор интуитивно-созерцательного отношения к действительности, фактор социальной комфортности.
Факторная модель структуры социального самочувствия позволила уточнить и более четко структурировать отдельные позиции, выделенные на уровне концептуальной модели. Так, установлено, что удовлетворенность человека своей социальной позицией включает, прежде всего, уверенность в жизни, удовлетворенность своей реализованностью в трудовой деятельности и удовлетворенность государством как субъектом социальной ответственности.
12.Перспективы дальнейшего изучения социального самочувствия связаны с совершенствованием методического инструментария, позволяющего оперативно и надежно фиксировать социальное самочувствие в обществе, с более широким охватом социальных страт населения и проведением исследования в различных регионах.
Список литературы
- Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. М., 1973
- Абульханова К.А. Диалектика человеческой жизни. М., 1977
- Абульханова-Славская К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности // Психология личности в социалистическом обществе. М., 1989
- Абульханова-Славская К. А. Принцип субъекта в философско-психологической концепции C.JI. Рубинштейна // Сергей Леонидович Рубинштейн. Очерки, воспоминания, материалы. М., 1989
- Агеев B.C. Межгрупповое поведение. М., 1988
- Агеев В. С. Психология межгрупповых отношений. М., 1983
- Айвазян С.А., Мхитарян В.С Прикладная статистика и основы эконометрики. М., 1998
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. ЛГУ, 1969
- Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1980
- Ю.Аралова Е. В. Динамика формирования духовности как критерий общественного развития. М., 1995
- И.Аралова Е. В. Место и роль категории духовности в иерархии человеческих ценностей. М., 1992
- Базаров Т.С., Психологическая диагностика в управлении персоналом. М., 1999
- З.Баранов Е. Г. Нациопатия источник конфликтов // Общественные науки и современность. 1996, № 6
- Н.Баранова Т. С. Теоретические модели социальной идентификации личности // Проблемы социальной идентификации личности. М., 1997, с. 35−46.
- Барская О.Л. Социальное самочувствие в дестабилизирующей ситуации // Образ жизни и состояние массового сознания. М., 1992
- Барская О.JI. Социальное самочувствие: методологические и методические проблемы исследования. Диссертация. канд. социол. наук. М., 1989
- Бехтерев В.М. Сознание и его границы. Казань, 1888
- Бодалев А.А. Психология о личности. М., 1988
- Бойко Е.А. и др. Социальное самочувствие молодежи (по материалам социологического опроса). Новосибирск, 1995
- Бойко В.В., Ковалев А. Г., Панферов В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. М., 1983
- Бойков В.Э., Казаков А. А. Человек в переходный период // Безопасность М., 1994 № 5, с. 69−81
- Болотова А.К. Человек и время в ситуации социальной нестабильности //Общественные науки и современность. 1997, № 6
- Брушлинский А.В. Психология субъекта в изменяющемся мире // Психол. журнал, 1996, Т. 17, № 6, с. 30−37
- Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М. Воронеж, 1996
- Буева JI.П.Социальная среда и сознание личности. М., 1968
- Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978
- Буева Л.П. Человеческий фактор: новое мышление и новое действие. Философские заметки. М., 1988
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике, Киев, 1989
- Васильев Ю.А. Качество и стиль жизни Российского сельского социума 60−90-х гг.: синдром и уроки социальной трансформации // Социальные реформы в России: теория и практика. М., 1996, с. 103 129
- Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психол. журнал, 1995, Т. 16, № 3, с. 90−101
- Василюк Ф.Е. Типология переживаний различных критических ситуаций // Психол. журнал, 1995, Т. 16, № 5, с. 104−114
- Виноградов А.Н., Рековская И. Ф. Переход к рынку и «социальное самочувствие» // Социологические исследования в России. М., 1993, Вып. 2, с. 10−25
- Громова J1.A. Нравственное здоровье личности, Л., 1985
- Давыдова Е.В. Функциональная структура социального самочувствия молодежи // Модульный анализ социальных систем. М., 1993, с. 46−51
- Даниленко О.И. Психический потенциал духовной культуры. СПб., 1993
- Джидарьян И.А. Представления о счастье в русском менталитете // Психол. журнал, 1997, Т. 18, № 3, с. 13−25
- Джидарьян И.А., Антонова Е. В. Проблема общей удовлетворенности жизнью: теоретическое и эмпирическое исследование // Сознание личности в кризисном обществе. М., 1995
- Дилигенский Г. Г., Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975
- Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе.М., 1996
- Дридзе Т.М., Уварова В. Т. Социальная ситуация как инструмент образа жизни городского населения // Социальная ситуация как инструмент анализа образа жизни городского населения. М., 1984, кн. 2
- Дубин Б.В. Социальное самочувствие // Экономические и социальные перемены. Мониторинг общественного мнения. М., 1993, № 5, с. 18−20
- Ентилис Г. С. Социальное самоувствие молодежи. 1997 год // Молодежь 97: надежды и разочарования. М., 11 997, с. 137−143
- Кауфман О., Маркир П. Психологический анализ детальных профессий чаеразвесочного производства // Психотехника и психофизиология труда. 1930, N 1−3, с. 183−204
- Качанов Ю.Л., Шматко Н. А. Семантические пространства социальной идентичности // Проблемы социальной идентификации личности. М., 1997, с. 47- 68
- Климов С.Г. Изменение ценностных оснований идентификации (80−90-гг.) //Социус. 1995, № 1
- Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976
- Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978
- Копылова А.П. К вопросу о способах выявления самочувствия личности при вхождении в новый производственный коллектив // Проблемы индустриальной психологии. Ярославль. 1972
- Коротеева О.В. Социальное самочувствие как критерий психического и духовного здоровья населения. Диссертация канд.наук. М., 1998
- Краткий психологический словарь. М., 1985
- Крымский С.Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации // Вопр. философ. 1992, № 12
- Левкович В.П., Особенности супружеских взаимоотношений в разнонациональных семьях, психологический журнал № 2, 1990
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975
- Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций, М., Смысл, 1992
- Литварев В. О влиянии производственного процесса на коллектив работниц // Психоневрологические науки в СССР. 1930, с. 258−261
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984
- Лунева О.В. Первичный коллектив и самочувствие личности // Социально-психологические аспекты первичного коллектива. Ярославль, 1978
- Лутошкин А.Н. Психологический климат первичного производственного коллектива. Кострома, 1978
- Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации, Петрозаводск, 1992
- Макаренко А.С. Соч. в 7 т. М., 1958, Т.5
- Методики социально-психологического исследования личности и группы /Сб. научн. работ под ред. А. Л. Журавлева. М., 1995
- Методы социальной психологии /под ред. Е. С. Кузьмина и В. Е. Семенова. Л., ЛГУ, 1977
- Молодежь 97: надежды и разочарования. М., 1997
- Моченов Г. А., Ночевник М. Н. К вопросу о социально-психологическом климате научно-исследовательского коллектива, М., 1970
- Мутовкин С. Социальное самочувствие россиян // Власть. 1993, № 1
- Обзор социологических материалов по общественно-политическим социально-экономическим проблемам, опубликованных в средствах массовой информации в 1998 г., М., 1999
- Парыгин Б.Д. Общественное настроение. М., 1966
- Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1975
- Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива. Л., 1981
- Платонов Ю.П. Психология коллективной деятельности // Теоретико методологический аспект, Л., ЛГУ, 1990
- Почтарева Р.И. Психотехнический анализ работы непрерывным потоком // Информ. бюл. ИКСИ. 1969, N 17, с. 122- 127
- Психологическая наука в России XX стодетия: проблемы теории и истории. М., 1997
- Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1940
- Русалинова А. А. Взаимоотношения в производственном коллективе и их совершенствование. Л., 1977
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 1996
- Сохань Л.В., Вишняк А. И., Донченко Е. А. Нормативно-ценностный подход к исследованию образа жизни // Социологич. исследования. 1984, N 2, с. 106−107
- Социально-психологическая динамика в условияхэкономических изменений. М., 1998
- Социально-психологический климат коллектива: теория и методы изучения /под ред. Е. В. Шороховой. М., 1979
- Тощенко Ж.Т., Харченко С. В. Социальное настроение. М., 1996
- Уледов А.К. Духовная жизнь общества: проблемы методологии исследования. М., 1980
- Уледов А.К. Общественная психология и общественная идеология. М., 1985
- Франкл В. Доктор и душа. СПб., 1997
- Чеснокова И.И. Сознание и самосознание человека. М., 1978 91. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996
- Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М., 1966
- Яновский Р.Я. Духовно-нравственная безопасность России // Социус. 1995, № 12
- Freud S Civilization and its discontents. L. 1930